Отличие суннитов и шиитов – Различия суннитов и шиитов. Причины разделения мусульман на шиитов и суннитов :: ashanet.ru

Содержание

чем отличаются сунниты от шиитов

В отличие от шиитов, сунниты не признают идею о праве Али ибн Абу Талиба и его потомков на имамат.
Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.
Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям) , на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа.

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:

* признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи) ;
* принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому) ;
* признание законности правления первых четырех («праведных» ) халифов — Абу Бакра, Омара, Усмана и Али (шииты признают только Али) .

Неизвестно точно, когда оформился термин «суннизм» , однако в сравнении с менее ортодоксальным шиизмом, суннизм имеет более чёткое содержание — это следование жизненному пути пророка Мухаммеда. Шиизм же лишь признаёт право на преемничество потомков пророка Али в качестве духовного и светского главы мусульманской общины.

Шииты же признают законной лишь указания пророка Мухаммеда на передачу власти его потомкам по линии его двоюродного брата Али. В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (улемы) , в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Таким образом, должность богослова в суннизме сводится прежде всего к толкованию священных текстов.

Шииты (араб. ‎‎шиа شيعة — приверженцы, группировка, фракция, партия) — общий термин, — шииты-двунадесятники, алавиты, друзы, исмаилиты и др, признающих исключительное право потомков пророка Мухаммада, возглавлять мусульманскую общину — умму, быть имамом. В узком смысле понятие, как правило означает шиитов-двунадесятников («шииты-12»), второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммада, только Али ибн Абу Талиба и его потомков по главной линии (вопрос о том, какие из потомков считаются «главной линией» является дискуссионным в среде шиитов) .

В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана.

otvet.mail.ru

Различия суннитов и шиитов. Причины разделения мусульман на шиитов и суннитов :: ashanet.ru

В мире немало религий, но еще больше каждая религия имеет ветвей. К примеру, в исламе существует два больших направления – сунниты и шииты, которые имеют как теологические, так и некоторые политические разногласия, которые в наше время переросли в полномасштабную войну. Однако уже сейчас многие исследователи этого конфликта понимают, что он скорее политический. Сами же мусульмане, возможно, уже и забыли бы про него, продолжая жить своей жизнью, однако, как оказалось, не все так просто.

На арену вышли правители стран, которым оказалось, выгодно вспомнить древнюю вражду между этими двумя течениями, ведь территории некоторых исламских государств оказались ценны своими ресурсами. Помимо этого, был еще и политический интерес со стороны правящих верхушек самого Востока.

Итак, мы в статье рассмотрим подробнее исторические предпосылки формирования различия суннитов и шиитов, а также к чему все это привело в мире сегодня. Немаловажным будет подумать о подоплеке внезапно вспыхнувших распрей между мусульманами, почему это случилось, отчего так произошло? Все это мы и попробуем осветить в данной статье.

Пророк Мухаммед – основатель ислама

Как известно, до появления Мухаммеда на востоке было многобожие. После полученных от архангела Джебраила божественных посланий, Пророк стал проповедовать единобожие. Путь его был достаточно труден, ведь люди к новой религии отнеслись с недоверием. Первыми последователями Мухаммеда стали его жена Хадиджа, племянник Али и два вольноотпущенника Зайд и Абу-Бекр.

Дальнейшее обращение арабов происходило трудно. Первую публичную проповедь Мухаммед совершил в 610 году в Мекке. По историческим исследованиям, она содержала элементы иудаизма и христианства. Однако ее плюсом было то, что читалась она рифмой, что значительно облегчало ее восприятие для слушателей, в своем большинстве неграмотных.

К слову сказать, написанная с его слов Священная Книга – Коран — содержит библейские сюжеты, которые тщательно пересмотрены с точки зрения восточной традиции. Таким образом, ислам и христианство имеют точки соприкосновения, пусть и несколько отличаются в догматическом плане. Однако главный момент – единобожие — присутствует в обоих.

После переселения Мухаммеда в Медину, он постепенно добавлял новые аспекты в свою религию, что вскоре и привело к обособлению ислама от иудаизма и христианства. Минусом в развитии мусульманства стало то, что после смерти Пророка, началась борьба за власть. Все это привело к тому, что последователи разделились на два лагеря – суннитов и шиитов. Такая ситуация сохраняется и по нынешнее время, только политическое разделение повлекло за собой еще и теологическое (правда, небольшое).

А дальше в статье мы точнее рассмотрим, каково же отличие суннита от шиита, и, непосредственно, самих этих течений.

Возникновение двух больших ветвей ислама – суннитов и шиитов

Как видно, пророк Мухаммед оказал действительно большое влияние на формирование ислама в том виде, в котором мы знаем его сейчас. Однако после его смерти некоторые моменты из его учения претерпели изменения. Самым главным было то, что на его место было четверо претендентов, и каждый считал, что его кандидатура является самой правильной. Однако наибольший конфликт произошел из-за того, что некоторая часть мусульман посчитала, что последователем Пророка должен быть его кровный родственник. Таковым был зять и двоюродный брак Мухаммеда – Али. Именно отсюда и произошли первые различия суннитов и шиитов.

Как видно, изначально это разделение никак не относилось к теологическим аспектам. Со стороны появившегося течения шиитов (само слово с арабского переводится, как «приверженец, последователь Али») было отрицание момента провозглашения халифом тестя Мохаммеда – Абу. Они считали, что правильно будет, если им станет кровный родственник – Али. Однако этого не случилось.

Этот раскол в дальнейшем привел к тому, что в 661 году Али был убит. Его двоих сыновей – Хасана и Хусейна — тоже постигла та же участь. Мусульмане шииты восприняли смерть Хусейна с наибольшим трагизмом. Этот момент вспоминается арабами каждый год (причем как шиитами, так и суннитами, только для последних все не так трагично). Последователи же Али устраивают настоящие траурные процессии, помимо этого, используют цепи и сабли для нанесения себе ран.

Течение суннизма

Итак, теперь расскажем поподробнее все про течение суннизма. На сегодняшний день это самая большая ветвь ислама. Следует отметить, что мусульмане шииты и сунниты, разница которых изначально была несущественна, сейчас имеют некоторые отличия в толковании Корана – Священной Книги в исламе. Для этого течения характерно буквальное ее понимание. Они руководствуются “сунной”. Это особый свод правил и традиций, которые опираются на реальную жизнь Пророка Мухаммеда. Все это записано его последователями и сподвижниками.

Самым главным в этом течении является строгое следование предписаниям, записанным Пророком. Некоторые подобные направления даже принимали крайние формы. К примеру, у афганистанских талибов мужчины обязаны были носить определенный размер бороды, а также правильную одежду. Все должно было быть так, как описано в сунне.

Помимо этого, власть в этом течении не зависит от того, является ли избираемый потомком Мухаммеда. Его просто выбирают или назначают. Имамом же для суннитов является духовное лицо, которое, к тому же, заведует мечетью.

Следует отметить, что в суннизме существует четыре признанные школы:

  • маликитская;
  • шафиитская;
  • ханафитская;
  • ханбалитская;
  • захиритская (на сегодняшний день эта школа полностью исчезла).

Мусульманин вправе выбрать любую из представленных выше и следовать ей. Каждая из них имеет своего основателя, а также своих последователей. Ниже будет рассмотрено, в каких государствах они наиболее популярны.

Течение шиизма

Как было сказано выше, шиизм появился в результате политического раскола в исламе, когда некоторые последователи Пророка Мухаммеда не захотели подчиняться выбранному халифу, а не его кровному родственнику. В результате всего этого через некоторое время появились довольно существенные отличия в этом направлении, которые окончательно разделили две ветви ислама.

Для шиитов вполне позволительно толковать предписания Пророка. Однако на это должно быть у человека право. В свое время шиитов за это величали “немусульманами” и “неверными” (да и сейчас такое случается). В этом заключаются главные различия суннитов и шиитов.

Вторым самым большим отличием является то, что равным Пророку для них является и его племянник – Али. Следовательно, власть переходит только кровным родственникам Мухаммеда.

Мусульмане-шииты изучают в сунне только ту часть, которая относится к Мухаммеду и его родственникам (в отличие от противоположного течения, в котором изучается весь текст). Также для них важен трактат ахбар, который означает весть о Пророке.

Для последователей Али имамом является потомок Пророка и духовный лидер. Также существует верование, что когда-нибудь появится мессия, который предстанет, как скрытый имам. О нем даже есть особая легенда, которая повествует о том, что был двенадцатый имам Мухаммед, который в отроческом возрасте пропал при необъяснимых обстоятельствах. И с тех пор его никто не видел. Однако исламские шииты считают его живым. Они верят, что он находится среди людей и когда-нибудь придет к ним и поведет за собой.

В чем схожесть течений?

Однако, даже учитывая все вышеперечисленное, можно отметить, что течения в принципе одинаковы. К примеру, намаз суннитов и шиитов может совершаться вместе, в некоторых мечетях это практикуется особо. Оба эти направления мусульман читают и изучают сунну (вопреки расхожему мнению, что шииты этого не делают). Только последователи Али следуют той части в ней, которая записана от членов семьи Мухаммеда.

Помимо этого, любые распри забываются на время проведения хаджа. Они его совершают совместно, правда шииты, помимо путешествий в Мекку и Медину, могут еще выбрать место паломничества в Кербела или Эн-Наджаф. Именно там, по преданию, находятся могилы Али и его сына Хусейна.

Распространение суннитов в мире

Мусульмане-сунниты считаются самыми распространенными в исламе. По официальным данным, на все количество верующих их приходится около восьмидесяти процентов (или где-то порядка полутора миллиардов человек).

Теперь рассмотрим, в каких странах и регионах популярны четыре основных школы суннизма. К примеру, маликитская школа распространена в Северной Африке, Кувейте, Бахрейне. Шафиитское направление популярно в Сирии, Ливане, Иордании, Палестине, а также существуют большие группы в Пакистане, Малайзии, Индии, Индонезии, Ингушетии, Чечне и Дагестане. Ханафитское течение распространено в Средней и Центральной Азии, Азербайджане, Казахстане, Турции, Египте, Сирии и др. Ханбалитское направление популярно в Катаре и Саудовской Аравии, многочисленные общины имеются в ОАЭ, Омане и некоторых других государствах Персидского залива.

Таким образом, мусульмане-сунниты имеют значительное распространение в Азии. Также существуют различные общины и в других странах по всему миру.

Страны, которые поддерживают шиизм

Те, кто являются последователями Али, считаются малочисленными относительно суннизма, в мире их не более десяти процентов. Однако в некоторых случаях они занимают целые страны. Шииты, которые живут, к примеру, в Иране, по своей численности занимают практически всю его территорию.

Помимо этого, последователями Али являются больше половины населения Ирака, а также достаточно большая часть тех, кто исповедует ислам в Азербайджане, Ливане, Йемене, Бахрейне. Более малочисленное их количество наблюдается и в других странах Востока. К примеру, набирают численность чеченцы-шииты при поддержке властей (конечно, это событие находит своих недовольных). Многие приверженцы “чистой религии” – суннизма — считают провокационными действиями те, когда литература и учение шиизма находится в свободном доступе, что приводит к увеличению количества верующих.

Таким образом, можно сказать, что шииты являются довольно серьезной политической силой, особенно в последнее время, когда внутреннее противостояние между двумя течениями вылилось в военную форму.

Мусульмане в России

В России также проживает немало людей, которые исповедуют ислам. Это исповедание второе по многочисленности в государстве. Все-таки половина страны находится в Азии, где эта религия является одной из главных. Сунниты в России считаются наиболее многочисленной веткой ислама. Шиитов гораздо меньше, и находятся они большей частью на Северном Кавказе. Также много среди последователей Али азербайджанцев, которые переселились в Россию после того, как Советский Союз распался. Еще можно встретить шиитов в Дагестане среди татов и лезгин.

На сегодняшний день ярко выраженных конфликтов между разными направлениями среди мусульман не наблюдается (хотя в мире этого достаточно).

Военные действия между течениями

Война суннитов и шиитов долгое время сдерживалась. Да, были многочисленные столкновения, однако это никогда не выливалось в большую резню мирного населения, с большим количеством жертв. Долгое время эти два течения мирно уживались друг с другом. Новый всплеск нетерпимости начался в 1979 году, когда произошла Исламская революция в Иране.

С тех пор войной разных направлений в исламе заняты многие страны, где жителями являются мусульмане. К примеру, в Сирии противостояние длится уже долгое время. Все начиналось как борьба между действующим правительством и оппозиционерами, а переросло в кровавый конфликт между суннитами и шиитами. Так как в Сирии больше мусульман первого течения, а правительство было из второго, то совсем скоро это стало иметь большое значение. Помимо того, правящую верхушку данного государства поддерживает Иран, шииты в котором являются большинством.

Также следует сказать и о Пакистане, где в последнее время религиозная вражда направлена практически на всех иных представителей религиозных течений. Радикальным силам в стране не по вкусу не только пакистанские шииты, но и христиане, и другие конфессии, которые представлены в этом государстве. Ведь само оно было образовано для всех мусульман (считая и меньшинства, которые проживали на тот момент на территории).

Следует отметить и непрекращающийся конфликт на территории Ирака. Только в 2013 году в государстве погибло больше шести миллионов мирных жителей. Считается, что это самая большая цифра за последние пять лет. Еще нужно сказать о войне в Йемене, где значительная часть населения — шииты.

Как видно, в конфликте находится очень большое количество территорий и стран. Однако действительно ли все так просто? На самом ли деле это естественный ход событий? Возможно, это кому-то выгодно? Ведь война всегда – это чьи-то интересы, причем, не всегда государственные. Зачастую конфликт нужен тогда, когда всплывают меркантильные желания власть имущих. Ведь до сих пор все войны на востоке не урегулированы, продолжаются столкновения с радикальными группировками, в странах имеется большое количество оружия, которое широко применяется.

Политика и ислам

Как видно из вышеописанного материала, отличие суннита от шиита небольшое. Однако именно это позволило исламу разделиться на два противоборствующих течения, которые на протяжении нескольких последних десятилетий имели кровавые конфликты на некоторых территориях земного шара. То, что началось давным-давно, продолжается до сих пор, и конца этому не видно.

Следует заметить, что в войне суннитов и шиитов немаловажную роль сыграло то, что на территории исламских стран были обнаружены немалые запасы нефти. Конечно, это не могло не заинтересовать правящие верхушки некоторых других государств. Сегодня многие политики утверждают, что весь конфликт и был построен по программе Запада, в частности США. Это государство имело свой интерес на данных территориях, не только ресурсный, но и банальное обогащение за счет поставки вооружения как одной, так и другой стороне конфликта. Помимо этого, существует негласная поддержка радикальных организаций (оружием и финансово) на каждой территории конфликта, что, естественно, приводит к увеличению хаоса и насилия.

Итак, если вы хотите разобраться в хитросплетениях конфликтов на Востоке, то следует смотреть гораздо глубже. Увидеть, что довольно много заинтересованных в том, чтобы война продолжалась. Как говориться, ищите тех, кому это нужно. К примеру, в конфликте в Йемене очень четко проступает роль правителей в регионе, которые хотят завоевать лидерство на территориях между Саудовской Аравией и Ираном. И совсем это не война между суннитами и шиитами, а банальная борьба за власть и ресурсы.

Заключение

Итак, теперь мы видим, какие есть различия суннитов и шиитов. Конечно, все это в большей степени находится в головах верующих, ведь не так важно полное соблюдение всего свода правил, гораздо важнее, что происходит в душе. С именем Господа на устах творились многие беззакония в мире, и история тому большое доказательство. Очень просто разжечь вражду между противоборствующими течениями, гораздо труднее привести их к миру и терпимости.

В заключение следует вспомнить слова Пророка Мухаммеда, которые он сказал перед своей смертью. А именно о том, чтоб не стать заблудшими, не рубить головы своих единоверцев. Также Пророк повелел донести об этом до всех тех, кого не было подле него. Пожалуй, это был самый главный завет, который очень нужно вспомнить и соблюсти именно теперь, когда распри поглотили наш мир. Когда так называемая “арабская весна” заполонила восточный мир, когда кровавые конфликты не желают останавливаться и гибнет все больше и больше простых людей. Политологи же смотрят на эту ситуацию с возрастающей тревогой, так как в этой войне не может быть победителей.

ashanet.ru

В чем разница между суннитами и шиитами?

Оглавление:

  1. Предыстория борьбы между суннитами и шиитами
  2. Принципиальные различия между суннитами и шиитами
  3. Сунниты и шииты в современном мире

Ислам сплачивает мусульман всех стран, однако, противоречий внутри исламской религии меньше не становится. Вследствие разногласий между исламистами были образованы два независимых течения — суннизм и шиизм. Главное различие между суннитами и шиитами состоит в отрицании первыми возможности посредничества между Богом и людьми. То есть сунниты строго следуют учению Пророка, а шииты наравне с его учением признают значимость исламского духовенства, которому позволено принимать решения в области мусульманского права. Большинство суннитов считает, что их религиозные оппоненты не являются истинными мусульманами. В открытый конфликт стороны стараются не вступать. Численность шиитов довольно мала, из-за чего они избегают прямого противоборства со своими братьями по религии.

Предыстория борьбы между суннитами и шиитами

Начало разделению положила смерть пророка Мухаммеда, после которого возникла борьба за власть между духовными наследниками. Большинство выступило за кандидатуру друга Пророка Абу Бакра, который являлся его тестем. Абу Бакра получил титул халифа и возглавил исламское большинство, получившее впоследствии название сунниты.

Вторым претендентом на власть был двоюродный брат Пророка и его сподвижник Али ибн Абу Талиб. Именно его, по одной из версий пророк Мухаммед назвал своим преемником. Сторонники Али, ставшие впоследствии шиитами, указывали на кровное родство своего избранника с Пророком и требовали сделать халифом именно его. Сунниты убили сына Али ибн Абу Талиба, что привело к открытому противоборству, в котором победу одержали сунниты.

В дальнейшем противоречия между суннитами и шиитами укрепились. В настоящее время разница между суннитами и шиитами в исламе прослеживается более четко. Помимо догматических расхождений добавились обрядовые и идеологические различия. Шииты допускают существование «временного брака», выполняют иные молитвы, не входящие в перечень обязательных, имеют иное положение рук при молитве и самое главное — ожидают прихода мессии, которым станет один из потомков Пророка.

Принципиальные различия между суннитами и шиитами

Нельзя сказать, что разница между суннитами и шиитами огромна. В том же христианстве имеются куда более серьезные различия между православными и католиками. Независимо от принадлежности к той или иной ветви ислама, все мусульмане почитают Коран, который не имеет различий в текстовом написании у обоих течений. Существует ошибочное мнение, что шиитский Коран дополнен десятью сурами. В действительности, текст Корана на арабском языке одинаков для всех.

Видео о разнице между суннитами и шиитами

Сунниты зачастую обвиняют своих оппонентов в том, чего они никогда не делали. В частности, существует мнение, что шииты:
  • Считают истинным пророком не Мухаммеда, а Али — это утверждение в корне неверно. Ни один добропорядочный шиит не посмеет такого сказать. Авторитет пророка Мухаммеда не подлежит сомнению. Шииты признают власть Али только потому, что он принадлежит к кровным родственникам самого Мухаммеда. 12 последователей Али также принадлежали к роду пророка Мухаммеда.
  • Признают имамов равными Пророку — ещё одно ложное утверждение. Шииты признают значимость имамов, но ни в коей мере не умаляют авторитет Пророка. Многие различия между суннитами и шиитами религиозного плана основаны именно на этом заблуждении. 12 потомков Мухаммеда, ставших правыми имамами, почитаются и уважаются шиитами. Это были не просто дети Али, но и прямые потомки самого Пророка, рожденные от его дочери Фатимы. Получается, что имамы именно потому и обладают таким авторитетом, что помимо их религиозных убеждений, они имеют кровную связь с Мухаммедом, умалить достоинства которого значит подорвать авторитет самих имамов.
  • Отказываются платить закят — закят представляет собой обязательное пожертвование, которое обычно выплачивается сборщикам закята, распределяющим полученные средства на нужды бедных. Шииты не отказываются давать закят, однако, предпочитают выплачивать его не посредникам, которые нередко используют полученные средства в «государственных» нуждах, а напрямую нищим. Также шииты выплачивают хумс — пятую часть освобожденных от обязательных расходов средств, которая направляется в счет имама.

Нельзя сказать, что эти особенности шиизма в корне противоречат учению суннитов. Не зная особенностей духовной жизни представителей этих течений, невозможно понять, какая разница между суннитами и шиитами. В настоящий момент представители обоих течений живут в относительном согласии. И все же некоторые сунниты называют последователей Али неверными. Связано это с ростом экстремистских настроений, которые появляются как в суннизме, так и в шиизме. Представители сектантских шиитских группировок требуют поклонения не только не признанным в исламе богословам, но и самим себе. Помимо религиозных расхождений, существует и политический фактор, который значительно усугубляет положение дел и укрепляет раскол внутри ислама.

Сунниты и шииты в современном мире

Военные столкновения, имеющие место в арабском мире, зачастую проходят под лозунгом суннитско-шиитского противостояния. Хотя порой даже сами мусульмане не могут сказать, какие различия между суннитами и шиитами заставляют их браться за оружие.

Первыми на открытый конфликт идут обычно сунниты, что объясняется их численным превосходством. Претензии, которые они выдвигают шиитам, зачастую не имеют реальной почвы, по крайней мере, если речь идет об истинном шиизме, а не о его сектантских осколках. Камнем преткновения между суннитами и шиитами является текст декларации веры, в котором шииты добавляют к основному содержанию фразу: «…Али — друг Аллаха». Это, мягко говоря, раздражает последователей учения Пророка, но все-таки не настолько, чтобы вступать в физическое противоборство.

Политические мотивы и этнические разногласия добавляют масла в огонь. Особенно рьяно защищают «истинный ислам» так называемые радикальные сунниты. Их представители, ваххабиты, открыто называют учение шиитов ересью, несмотря на то, что и те, и другие, почитают Коран, признают авторитет Мухаммеда, следуют пяти столпам ислама и называют Аллаха единственным Богом.

Видео о том, какая разница между суннитами и шиитами

Основная претензия шиитов к суннитам — излишний догматизм, который провоцирует развитие экстремистских группировок. При этом в рамках шиизма была созданная известная на весь мир экстремистская организация — Хезбола. Но, как известно, в своем глазу соринку увидеть сложно. Поэтому шииты предпочитают обвинять в агрессии исключительно своих собратьев по вере.

У суннитов к своим оппонентам куда больше претензий:

  • Либеральное отношение к правилам исламской жизни — поведение шиитов и их бытовая жизнь имеет значительно меньше ограничений. Представители данного течения не столь строги в отношении питания и алкоголя, менее подвергают осуждению прелюбодеяние, которое называют «временным браком».
  • Открыто призывают помогать сторонникам пророка Али — вместо того чтобы подчерчивать значимость Мухаммеда, шииты в равной степени поддерживают обоих пророков.
  • Повсеместно используют изображения своего пророка — считается, что это противоречит корану. Размещать изображения Али ибн Абу Талиба в мечети недопустимо.
  • Ложность убеждений — только на основании отхождения от главного учения ислама сунниты считают шиитов неверными, а их убеждения ложными.

Складывается мнение, что прямое противостояние суннитов и шиитов не столь опасно, сколько внешние воздействия, раздувающие внутренний конфликт. Именно это, по мнению экспертов, привело к образованию «Исламского государства», деятельность которого запрещена во многих странах мира. Религиозные разногласия всегда были благоприятной почвой для разжигания геополитических конфликтов.

Думается, если бы не вмешательство иностранных игроков, заинтересованных в противоборстве исламских религиозных течений, то сами сунниты и шииты быстрее бы нашли общий язык. Или, по крайней мере, развили ту форму отношений, которая позволила бы обеим сторонам избегать открытых военных конфликтов.

Сунниты и шииты имеют слишком много общего, чтобы воевать. Критических разногласий в обоих течениях веры не существует. Однако на протяжении веков противоборство братьев по вере постоянно подогревалось как извне, так и изнутри. Пока мусульмане позволяют политическим деятелям играть на своих религиозных чувствах, противоборство между суннитами и шиитами будет сохраняться.

nazvania.net

Мусульмане, каковы основные различия между суннитами и шиитами, почему?

На самом деле эти религиозные течения различаются гораздо глубже, чем принято считать. Различия примерно такие же, как между православно-католической церковью и протестанизмом. Основное отличие — наличие у шиизма культов свящненников (имамов) , культа реликвий и культа имама Али, почитаемого наравне с Мухаммедом.
Вот интересная статья по сравнительному богословию (автор — шейх Имар Абу ар Рубб) :

Вера во всевышнего Господа, вера в Cудный День, вера в послание Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) , и то, что он завершающий Посланник, и что он был послан для завершения всех небесных посланий, вера во всё, с чем пришел Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) , вера во все послания Господа и во всех Его посланников. Общая вера в священный Коран, что он ясное писание Господа, благое напоминание, истинный и прямой путь:
< мудрого, от изложены ясно потом утверждены, которого знамения>(сура 11, аят 1). И то, что он защищен от искажений и изменений поручительством Господа: (Ведь Мы — Мы ниспослали напоминание, и ведь Мы его охраняем) (сура 15, аят 9).
Нет мусульманина, шиита или суннита, который бы отрицал содержимое Корана и то что весь он – речь Господа. Любой мусульманин строго следует практическим столпам Ислама: два свидетельства, выстаивание молитвы, дача милостыни, пост в священный месяц Рамадан и паломничество к священному дому.
Обе группы верят в эти столпы или предписания, несмотря на имеющиеся разногласия в некоторых второстепенных положениях, так же как это происходит между различными суннитскими школами. Есть множество различий между школой ханбалитов и школой ханафитов или маликитов например. И сколько положений существующих только у ханбалитов, известных под именем “единичные постановления школы”. Некоторые из них собраны в стихотворной форме.
Шиитское и суннитское правоведение во многом схожи, так как источник у них один – откровение Бога представленное в священном Коране и практике Пророка. Политические и стратегические цели религии одни у обоих направлений: утверждение божественной справедливости и Его милости среди Его рабов.
Наиболее важные различия между двумя группами: Первое: Доверие различным источникам и путям передачи хадиса. Шииты доверяют только путям, утвержденным имамами дома Пророка. (от себя — на практике это означает, что сборники хадисов, т. е. Сунны у суннитов и шиитов весьма сильно различаются) .
Второе: Сунниты утверждают Абу Бакра как наиболее достойного человека для правления, шииты же считают таковым Али, ( да будет доволен им Господь) . (от себя — на практике это означает фактический культ личности Али, в Иране существует Коран с апокрифической 115-й сурой, приравнивающий Али к Мухаммеду) .
Третье: Шииты утверждают, что имамат (правление мусульманского халифы) – один из столпов Ислама и был завещан имамам наследникам ( в правлении) Пророка (мир ему и благословение Аллаха) . Сунниты же, не считают имамов столпом Ислама. Аль-Газали сказал в своей книге “Расчет и вероубеждение”: “Религия – вера в Бога и определенные столпы, все остальное второстепенно” (от себя — на практике это означает существование в в шшизме культа священников-имамов, который аналогичен такому же культу в других религиях, например в православно-католической церкви) .
Четвертое: Утвержденные шиитами правила основ правоведения отличны от того, что утвердили сунниты. Так, например сунниты считают общее единогласное решение ученых правоведов доказательством и источником законов. Шииты же не считают общее собрание правоведов доказательством как таковым. (от себя — на практике это означает отрицание принятых улемами фетв) . Это основные различия между шиитами и суннитами.

otvet.mail.ru

Чем сунниты отличаются от шиитов? Ликбез

Когда и почему последователи ислама раскололись на суннитов и шиитов?

 

Мусульмане раскололись на суннитов и шиитов по политическим причинам. Во второй половине VII века после окончания правления халифа Али* в Арабском халифате**возникли споры о том, кто займёт его место. Дело в том, что Али был зятем Пророка Мухаммеда***, и часть мусульман считала, что власть должна перейти именно его потомкам. Эту часть стали называть «шиитами», что в переводе с арабского значит «власть Али». В то время, как другие последователи ислама ставили под сомнение исключительную привилегированность этого рода и предлагали большинством мусульманской общины выбрать другую кандидатуру из потомков Мухаммеда, объясняя свою позицию выдержками из сунны — второго после Корана****источника исламского права, отчего стали называться «суннитами».

 

Каковы различия в толковании ислама у суннитов и шиитов?

  • Сунниты признают исключительно пророка Мухаммеда, шииты же равно почитают как Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али. 
  • Сунниты и шииты по-разному выбирают высшую власть. У суннитов она принадлежит избираемым или назначаемым духовным лицам, а у шиитов представитель высшей власти должен быть исключительно из рода Али.
  • Имам. Для суннитов это духовное лицо, которое заведует мечетью. Для шиитов это духовный лидер и потомок пророка Мухаммеда.
  • Сунниты изучают весь текст сунны, а шииты только ту её часть, которая рассказывает о Мухаммеде и членах его семьи.Шииты верят, что однажды в лице «скрытого имама» придёт мессия.

Могут ли сунниты и шииты вместе совершать намаз и хадж?

Последователи различных течений ислама могут совершать намаз (ежедневное пятикратное чтение молитв) вместе: в некоторых мечетях это активно практикуется. Кроме того, сунниты и шииты могут осуществлять совместный хадж — паломничество в Мекку (священный город мусульман на западе Саудовской Аравии).

В каких странах большие шиитские общины?

Больше всего последователей шиизма живёт в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Иране, Ливане и Йемене.

 

*Али ибн Абу Талиб — выдающийся политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять пророка Мухаммеда; первый имам в учении шиитов.

**Арабский халифат — исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII–IX вв. Располагалось на территории современных Сирии, Египта, Ирана, Ирака, юга Закавказья, Средней Азии, севера Африки и юга Европы.

***Пророк Мухаммед (Мухаммад, Магомед, Мохаммед) — проповедник единобожия и пророк ислама, центральная фигура в религии после Аллаха.

****Коран — священная книга мусульман.

maxpark.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *