Отличие баллистической ракеты от крылатой – Баллистическая ракета — Чем отличается баллистическая ракета от крылатой? — 22 ответа

Содержание

Чем отличается баллистическая ракета от крылатой?

В широком смысле баллистической ракетой называют ракету, которая после небольшого участка разгона летит по баллистической траектории (то есть по инерции по эллипсу, как завещал товарищ Ньютон) .

В более узком смысле баллистической ракетой называют стратегические ракеты большой дальности. Это не совсем правильно, так как по баллистической траектории летает огромное количество ракет, не являющихся стратегическими, начиная от ракет средней дальности и кончая реактивными бомбами противолодочных бомбомтов.

В широком смысле крылатой ракетой называют ракету с аэродинамическим принципом поддержания, то есть которая летит как самолт и держится в воздухе за счт подъмной силы крыльев.

В более узком смысле крылатой ракетой называют стратегические крылатые ракеты большой дальности. Это, опять-таки, не совсем правильно, так как любая не баллистическая ракета является крылатой. Но так уж устоялась терминология.

Установка стратегических баллистических ракет на надводных кораблях не практикуется.

На флоте ими вооружаются стратегические подводные лодки. У американцев это лодки типа Огайо , у нас в основном проект 667 и новые лодки проекта 955. Есть у англичан (Вэнгард) , французов (Триумфант) , у китайцев, строят индийцы.

Стратегические крылатые ракеты на надводных кораблях, насколько я могу судить, ставят только американцы (ракеты типа Томагавк) . У них на всех крейсерах и эсминцах стоят однотипные универсальные установки вертикального пуска Mk41, в которые можно запихнуть множество типов ракет, включая Томагавки . Остальные страны, включая Россию, устанавливают на надводных кораблях противокорабельные крылатые ракеты.

На подводных лодках крылатые ракеты ставят все, кому не лень. Причм для запуска крылатой ракеты нынче не обязательно нужны специальные пусковые установки. Американцы, например, их просто выстреливают из торпедного аппарата.

info-4all.ru

Баллистические и крылатые ракеты России

Работы по созданию первых советских баллистических ракет начались в послевоенные годы. Тогда это был единственный адекватный ответ на глобальное доминирование США в области стратегических вооружений, располагавших к тому времени ядерным оружием и целой армадой стратегических бомбардировщиков, базирующихся у границ СССР.

Королёв и его команда

Главные конструкторы

Советской ракетной программой занималась группа инженеров НИИ-88, которую возглавил С.П. Королёв. Его ближайшие помощники – В.П. Глушко, В.И. Кузнецов, В.П. Бармин и Н.А. Пилюгин отвечали за создание основных систем будущих ракетных комплексов. В дальнейшем они стали генеральными конструкторами ведущих КБ, и поныне составляющих ядро отечественной ракетно-космической отрасли.

Старт первой баллистической ракеты

Первая отечественная боевая баллистическая ракета Р-1 — это модифицированная версия немецкой трофейной ФАУ-2, фрагменты которой были вывезены из Германии в конце войны. В октябре 1948 года состоялись первые пуски. Советский Союз стал ракетной державой.

Ракетно-ядерный щит

Процесс формирования ракетно-ядерных сил завершился в конце 50-х годов созданием Ракетных войск стратегического назначения. За 55 лет их существования сменилось несколько поколений ракетных комплексов, которые все эти годы без всякого преувеличения были абсолютной гарантией безопасности страны.

В настоящее время наземная компонента ядерной триады – российские баллистические ракеты представлена несколькими комплексами.

Старт баллистической ракеты Р-36

Комплекс Р-36 (модификации – Р-36М УТТХ, Р-36М2 «Воевода» и Р-36М3 «Икар») – совместное детище главных конструкторов КБ «Южное» М.К. Янгеля и В.Ф. Уткина. Состоит на вооружении с середины 70-х годов. У наших вероятных противников он значится, как SS-18 и «Сатана».

Ещё один комплекс — УР-100Н создавался коллективом ОКБ-52 при ведущей роли Ю.В. Дьяченко. По натовской и американской классификации имеет обозначение «Стилет» и SS-19. Оба комплекса жидкостные, двухступенчатые, шахтного типа с многоблочными боевыми частями, способными преодолевать эшелонированную противоракетную оборону.

Первая ступень ракеты УР-100 с маршевыми двигателями

Однако, ничуть не умаляя выдающихся возможностей Р-36 и УР-100 и их значения для обороны страны, приходится констатировать, что они устарели и нуждаются в замене. В 2018-2020 годах на смену Р-36 должна прийти российская баллистическая ракета нового поколения «Сармат».

На рубеже 80-90-х годов был разработан уникальный ракетный твердотопливный комплекс РТ-2ПМ2, который больше известен как «Тополь-М». Специалисты Московского института теплотехники и их коллеги из КБ «Южное» создали два варианта «Тополя» – шахтный и мобильный.

Комплекс Тополь-М

Но если предыдущие комплексы – детища советского ВПК, то баллистическая ракета РС-24 «ЯРС» – уже российская разработка Московского института теплотехники. Возглавлял проект академик Ю. С. Соломонов. На боевую службу «ЯРС» заступил чуть больше четырёх лет назад.

Комплекс ЯРС РС-24

Тактические ракеты появились в начале 60-х годов. Первой «ласточкой» стал комплекс «Луна», оснащённый неуправляемой ракетой с дальностью стрельбы около 70 км. Продолжением этой темы стали российские комплексы «Точка У» и «Искандер».

Групповой пуск ракет Искандер

Первый подводный баллистический ракетный комплекс Р-29 был разработан 40 лет назад в прославленном уральском КБ им. Макеева. Ракетный комплекс «Булава» создавался в Московском институте теплотехники, и после нескольких лет неудач наконец «встал в строй».

Старт Булавы

Само понятие «ракеты России» невозможно представить без «семёрки» — знаменитой королёвской Р-7, первоначально «заточенной» под доставку «Кузькиной матери» — термоядерного заряда за океан. Однако судьба распорядилась по-иному, сделав её на десятилетия основной «рабочей лошадкой» советской космической программы и родоначальницей целого семейства отечественных ракет-носителей. Впереди старты её «внуков» — ракет нового поколения «Ангара».

Семейство ракет Р-7

Крылатые ракеты

С середины 50-х годов под руководством академика В. Н. Челомея началась разработка нового класса оружия – крылатых ракет, которые по своим характеристикам значительно превосходили существующие на то время средства поражения. Основное отличие крылатых ракет заключается в том, что траектория их полёта определяется аэродинамической подъёмной силой крыла, тягой двигателя и силой тяжести. Крылатая ракета Яхонт

Первые образцы предназначались исключительно для уничтожения крупных надводных целей и, прежде всего, авианосцев. В настоящее время крылатые ракеты России – мощная составляющая оборонного потенциала страны.

www.techcult.ru

Баллистическая ракета - это... Что такое Баллистическая ракета?

Ракета, которая большую часть своей траектории полета движется как свободно брошенное тело. Траекторию свободно брошенного тела называют баллистической. Если считать, что сила притяжения, действующая на ракету, направлена к центру Земли, то баллистическая траектория представляет собой эллипс, один из фокусов которого совпадает с центром Земли.

Баллистическая траектория состоит из двух основных участков, активного и пассивного. Траектория современных Б.р. с разделяющимися головными частями и моноблочных ракет с комплексом средств преодоления ПРО включает также участок разведения боевых блоков и ложных целей.

На активном участке траектории ракета движется с ускорением под действием тяги, создаваемой маршевыми ракетными двигателями. В конце активного участка траектории от ракеты отделяется полезная нагрузка с требуемыми значениями скорости и угла бросания. На пассивном участке на ракету действуют сила земного притяжения и аэродинамические нагрузки.

Межконтинентальные Б.р., дальность полета которых св. 5500 км., входят в состав наземных и корабельных ракетных комплексов, представляющих собой вместе с тяжелыми бомбардировщиками основу стратегических наступательных вооружений.

Космическая ракета совершает полет по баллистической траектории. С этой точки зрения полет межконтинентальной Б.р. принципиально не отличается от полета космической ракеты. Это делает возможным создание универсальных ракет.

В РВСН существует класс ракет, которые создавались как универсальные. Это ракеты НПО «Машиностроение» класса УР-100. Такие ракеты предполагалось использовать как ракеты-носители для выведения на орбиту искусственных спутников военного назначения, а также в системе ПРО.

Целый ряд ракет стратегического назначения, которые находились на боевом дежурстве, используют как ракеты-носители для вывода на орбиты искусственных спутников Земли. На базе ракеты РТ-2ПМ созданы ракеты-носители «Старт-1» и «Старт», на базе ракеты Р-36М2 созданы ракеты-носители «Днепр», на базе ракеты УР-100НУ - «Рокот».

Все ракеты РВСН относятся к классу баллистических ракет.

Лит.: Волков Е.Б., Филимонов А.А., Бобырев В.Н., Кобяков В.А. Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения. Под ред. Волкова Е.Б. - М.: РВСН, 1996; Ракетный щит Отечества. Под ред. В.Н. Яковлева. - М.: ЦИПК РВСН, 1999.

Трибунский А.И.

Энциклопедия РВСН. 2013.

rvsn.academic.ru

Системы управления полетом баллистических и крылатых ракет

 

 

 

 

 

 

Системы управления полетом баллистических и крылатых ракет

Какой быть ракете: баллистической или крылатой? Необходимо было проанализировать оба варианта. Соответственно должны были рассматриваться и альтернативы систем управления полетом. При обсуждении этих проблем Рязанский и Пилюгин заявили, что за разработку управления баллистической ракетой они берутся вместе с Кузнецовым или с новой морской гироскопической фирмой НИИ-49 в Ленинграде.

Управлять крылатой ракетой необходимо по всей траектории до самой цели. Это задача очень трудная, и пока они в НИИ-885 не готовы ею заниматься. Принципы, которые предлагали немцы в проекте А9/А10 , не серьезны. Радиоуправление в зоне над территорией противника будет выведено из строя организованными помехами, а автономные средства управления дают пока еще совершенно неприемлемые ошибки.

В самом деле, за счет обычного ухода гироскопической системы (лучшей по тем временам платформы фирмы "Крейзельгерет" ) на одну угловую минуту в минуту времени получим ошибку на местности в одну милю, т.е. 1,8 км. Лучшие гироскопические системы даже в случае воздушного подвеса могли иметь уходы до 1 градуса в час. Если полет на дальность 3000 км продлится два часа, то ошибка на местности для чисто автономной системы уже может превзойти 200 км. Кому же нужна такая ракета?

Но Королева эти доводы не отвратили от крылатых идей. У себя в отделе N 3 СКВ он нашел энтузиастов, которые взялись за исследование возможных схем крылатых ракет. Один из них - Игорь Моишеев - разумно рассуждал, что через два-три года появятся предложения по системе управления, если будут найдены решения по выбору схем аэродинамических сверхзвуковых крылатых аппаратов и энергетически рациональные маршевые двигатели.

Споры вокруг проблем управления крылатыми ракетами шли горячие. Вот тогда-то я и вспомнил об астрокуполе самолета Н-209.

Штурман Левченко хвастался, что в ясную звездную ночь он с помощью звездного секстанта может определить свое географическое место с ошибкой не более 10 км. Работа штурмана заключалась в том, чтобы отыскать на ночном небосводе заранее определенные для северного полушария "навигационные" звезды, замерить с помощью звездного сектанта высоты не менее чем двух звезд, определить точное время замера по хронометру, а затем специальными, не очень простыми расчетами и графическими построениями по карте определить свои координаты. У опытного штурмана при использовании специально подготовленных таблиц точность определения места при затрате 15-20 минут на сеанс достигала 5-7 км. Чтобы удостовериться в этом, я отправился в НИИ ВВС , благо там еще оставалось много знакомых, и получил подтверждение: действительно, есть штурманы, настоящие асы астронавигации, которые определяются с ошибкой всего 3-5 км. Когда в разговоре со специалистами ГК НИИ ВВС я заикнулся, что мы в НИИ-88 хотим начать разработку системы автоматической астронавигации и обойтись без штурмана, то увидел ехидные улыбки.

- А вы летали за штурмана?

- Нет.

- Вот изучите тяжелую штурманскую службу. Полетать мы дадим. И тогда убедитесь в безнадежности этой затеи. Только время потеряете. Но скептицизм авиационных штурманов меня не переубедил. Вместо человека все операции должен выполнять автомат - автоматическая система астронавигации ! Вовсе не обязательно, чтобы она повторяла все, что делает человек. Если такую систему удастся разработать и соединить с автопилотом, которому она будет давать сигналы, корректирующие управление по курсу, а по достижении географического места цели переводить ракету в пикирование, то задача будет решена. Легко сказать! Ясно, что в одиночку всего не придумать.

Начинать надо с организации лаборатории. Там, безусловно, должны быть единомышленники. Лучше, если эти единомышленники будут молодыми и ничего не знающими о профессиональных проблемах авиационного штурмана. Более опытные могут не поверить в реальность задачи и будут только мешать своим скептицизмом. Хорошо, что я не принял предложения и не полетал за штурмана. Вероятно, убедившись в сложности звездной навигации, я бросил бы свою авантюрную затею. Нет, я не считал себя сентиментальным. Особенно после войны. Но память об экипаже Н-209 не давала мне покоя. В чем-то и я был виноват. Если бы у них была настоящая автоматическая навигация! Теперь, когда есть средства, есть потребность и можно широко поставить исследование, нельзя упустить такую возможность. Я пошел к Королеву и заявил:

"Есть идея! Берусь за разработку системы навигации для крылатой ракеты при условии, что вы действительно будете делать такую ракету". Королев сразу принял идею, но сказал, что надо получить согласие Победоносцева на организацию новой лаборатории и лучше, если я пробью это сам, без его помощи. В те ранние годы Королев еще не расстался со своей идеей ракетного самолета , которым занимался в РНИИ до ареста. Теперь представилась возможность без всяких писем Берии или Сталину, которые он писал из тюрьмы, вкладывать средства в реализацию гораздо более смелой идеи, чем проект стратосферного самолета десятилетней давности.

Я понял его так, что "давай работай, а там будет видно". Он не отвергал идеи крылатой ракеты. Более того, в его планах появилась ЭКР - экспериментальная крылатая ракета . Пока еще толком не летала даже ракета Р-1. У Королева было много сложных проблем в отношениях с руководителями НИИ-88. Если он начнет требовать создания в моем отделе "У" еще одной лаборатории, работающей на его тематику, это вызовет возражения Синельщикова. Он получит новые доказательства, что Черток в своем отделе зажимает зенитную тематику и почти все управленцы работают на Королева. Сергей Павлович был прав: в этом вопросе надо было действовать осмотрительно. Он имел представление о штурманских проблемах и усомнился, есть ли в моем отделе специалисты для разработки такой идеи.

Когда подбираете людей, коих хотите сделать своими единомышленниками, очень важно сформулировать перед любым из них его конкретную задачу, которая входит необходимой составной частью в решение всей проблемы в целом. Эта "целая проблема" должна быть для творческой личности достаточно привлекательной. Надо частными решениями, не теряя времени, захватить плацдарм, не дожидаясь, пока созреют и будут придуманы, изобретены или открыты все методы и истины, позволяющие полностью реализовать систему. Была и здесь такая очевидная задача, которую следует решить, не ожидая ответа, какой будет потом вся система, - это задача поиска, опознавания и автоматического слежения за звездами.

Для начала примем за основу методику, которой пользуются штурманы на море и в воздухе. После того как нужные звезды найдены и опознаны, надо решить еще по крайней мере две задачи: определить высоту звезды над горизонтом или угол между направлением на звезду и направлением вертикали и ввести в заготовленную методику расчета результаты замеров. Ну а дальше надо придумать счетно-решающий прибор, который в зависимости от автоматически замеренных угловых расстояний двух звезд все подсчитает, выработает команды навигации для автопилота ракеты для полета по оптимальной трассе и выдаст конечную команду для пикирования на цель.

Итак, первая задача - создать автомат, который будет следить за звездами с неподвижного основания, для начала из окна лаборатории. Надо начинать с самого простого. Первым сотрудником новой лаборатории, еще не узаконенной штатными расписаниями, была Лариса Первова , с которой еще во время войны мы разрабатывали электродуговое зажигание. В отличие от обычного для женщин-инженеров строго исполнительского стиля деятельности в пределах, предусмотренных руководителем, она проявляла инициативу и стремление к автономным самостоятельным действиям. В данном случае, когда новое направление пока находилось в состоянии постановки задачи, это было ценным качеством, тем более, что я этой работе мог уделять внимание только урывками. Вскоре появились лаборанты, закупались и добывались оптические измерительные приборы, различные фотоэлементы, электронные умножители, завязывались знакомства в электронно-оптических лабораториях других институтов.

В годы становления НИИ-88 мы не испытывали затруднений в средствах на организацию любых новых начинаний. Требовалось лишь показать, что средства нужны для будущего ракетной техники. Что касается приема на работу новых специалистов, то трудности возникали только при оформлении в отделе кадров, если в анкетных данных не было необходимой чистоты. Для работы в лаборатории требовались изобретатели. Необходимо "придумать"- изобрести, а затем и реализовать принципиально новую систему, такую, которой нигде, даже за рубежом, еще нет. Для руководства такой лабораторией руководитель - администратор не годится. Нужен руководитель с обязательным "даром Божьим" - творческим началом и при этом обладающий реалистическим мышлением. В данном случае от руководителя такой лаборатории требовалось еще системное мышление и электротехническое, на худой конец механико-математическое, образование. Если он к тому же будет способен на административное руководство, то совсем хорошо. Нужен человек с идеями. Где найти такого? В самом НИИ-88 подходящей кандидатуры я не видел. Более того, даже первое скромное начинание - создание группы по разработке методов автослежения за звездами - уже в коллективе отдела "У" вызывало возражения. Быстро нашлись противники, доказывающие, что вся затея по астронавигации - это авантюра. Нашелся и такой идейный борец за государственные интересы, который ясно дал понять, что если эту перспективную работу я поручу ему, он снимет все возражения и будет работать в поте лица. А если нет, - будет в открытую и всеми прочими способами доказывать, что в лаборатории пытаются реализовать авантюрную идею. Я не внял его предостережениям. Но он свое слово сдержал, и в течение трех лет одна за другой комиссии пытались отыскать авантюрные начала в идеях астронавигации. В одно из посещений министерства я поделился своими проблемами с работавшим там специалистом по приборам управления зенитным огнем и всяческой оптике Владимир Сергеевич Семенихиным . Он недавно был переведен на руководство отделом в министерство с Загорского оптико-механического завода . Неожиданно Владимир Сергеевич заявил, что мне поможет: "Есть у меня кандидат на такую именно работу. Он удовлетворит вас по всем параметрам, кроме 5-го пункта кадровой анкеты . Но это уж ваша забота. Если согласны, я помогу перевести его из Загорска в Подлипки". Пришлось мне идти на поклон к полковнику госбезопасности, который был заместителем директора института по кадрам. Так руководителем работ по системе автоматической астронавигации на многие годы оказался Израэль Меерович Лисович .

Как-то много лет спустя, при встрече на очередном собрании в Академии наук я ему напомнил о добром деле, которое он сделал в 1947 году. Он не мог вспомнить, а потом спросил: "Чем же вся эта затея кончилась?". А затея длилась целых 15 лет.

Лаборатория пополнялась кадрами, и вскоре, теперь уже стараниями Лисовича, гироскопические проблемы были поручены Г.И. Васильеву-Люлину . Он оказался талантливым механиком и в теории, и в конструкции. В 1949 году нам " на троих" - Лисовичу, Чертоку и Васильеву-Люлину - было выдано авторское свидетельство, признанное "совершенно секретным". По существу, все основные принципы были разработаны и проверены на макетах в течение 1948-1949 годов. Мы доказали возможность автоматической навигации по звездам при существовавшем в то время уровне отечественного приборостроения. Еще далеко было до времен транзисторов, микроэлектроники и компьютеров, позволяющих решать проблемы автоматического управления и сложных вычислений чисто электронными методами, а надежность обеспечивать многоступенчатым резервированием.

Мы пошли по пути чистой электромеханики в расчете на надежность классических методов за счет простоты идей и конструкции. Первой проблемой была разработка следящей системы за звездами. Наиболее сложными здесь оказались задачи световых помех - от общего фона засветки и опасность "зацепиться не за ту звезду". Для слежения за двумя звездами одним телескопом было придумано устройство с поворачивающимся зеркалом. Гироскопическая стабилизация позволяла удерживать направление на звезду, даже если она какое-то время не наблюдалась.

В лаборатории такой макет отлично работал на качающемся основании и не терял искусственных звезд - двух коллиматоров. Вторая после звездной проблема заключалась в изобретении вертикали. Искусственная вертикаль должна была вырабатывать направление к центру Земли. Угол между направлением на звезду и направлением вертикали позволял определить "высоту" звезды над горизонтом и построить так называемую окружность равных высот. Если построить по двум звездам две окружности равных высот, то одно из пересечений этих окружностей на карте и будет положением самолета, корабля или ракеты.

Создание вертикали было в то время совершенно новой задачей. Тот самый профессор Шулер , который в 1945 году под мое честное офицерское слово приходил к нам в Бляйхероде для знакомства с работой института "Рабе", еще в 1923 году открыл и опубликовал принцип маятникового устройства, сохраняющего направление вертикали при действии ускорений. При движении по дуге большого круга по поверхности Земли такой маятник должен иметь период колебаний 84,4 минуты! Но физический маятник с таким периодом должен иметь длину подвеса, равную радиусу Земли. Надо было искать другие принципы.

Васильев-Люлин обнаружил в литературе, что еще в 1932 году советский инженер Е.Б. Левенталь предложил гироскопическую вертикаль с так называемой интегральной коррекцией, теория которой была разработана Б.В. Булгаковым в 1938 году. Но практическая реализация такой вертикали при ошибках, не превышающих одну-две угловых минуты относительно истинной вертикали данного места, оказалась невозможной. В нашем предложении (идеи были развиты Васильевым-Люлиным ) свободный гироскоп Левенталя заменялся направлением на звезду - этим сразу исключалась большая по тем временам ошибка свободного гироскопа. В классическом труде академика А.Ю. Ишлинского только математическое описание подобной вертикали занимает 14 страниц. ( Ишлинский А.Ю., 1976 Ориентация, гироскопы и инерциальная навигация.. М.: Наука, 1976.)

Третья проблема - разработка счетно-решающего прибора, вырабатывающего команды на автопилот, была реализована с помощью кулачкового механизма. Любопытно, что приведенная погрешность такого примитивного прибора по углу не превосходила одной угловой минуты.

Все идеи и принципы были проверены на действующих лабораторных макетах. Возникновение очень активной оппозиции, доказывающей, что по злой воле Чертока много специалистов отвлечено на авантюрную работу, потребовало тщательного документирования всех исследований. Тем не менее число модных в те годы обличающих писем в партийный комитет и министерство увеличивалось.

Первые успехи исследований и создание действующих макетов приборов автоматической астронавигации, несмотря на яростные нападки местных борцов за чистоту тематики, воодушевили сторонников крылатого направления в коллективе Королева. Надо отдать должное его личной объективности и убежденности. Он всячески активизировал проведение НИР по теме "Комплексные исследования и определение основных летно- тактических характеристик крылатых составных ракет дальнего действия". Непосредственный исполнитель этих работ Игорь Моишеев , с которым я регулярно встречался, вообще утверждал, что "межконтинентальность может быть достигнута только на крыльях".

В это смутное время Королев и его первый заместитель Мишин сами подвергались ожесточенной критике со стороны очень правоверной части партийного комитета . Их обвиняли в зазнайстве, засоренности коллектива беспартийными аполитичными кадрами, отсутствии самокритики и еще очень многих грехах. При одной из встреч со мной Королев показал удивительную осведомленность о состоянии дел в лаборатории Лисовича . Я спросил, откуда он все это знает? Королев ответил, что эта работа его лично очень интересует и поэтому он имеет свои источники информации. "Но имей в виду, - сказал он, - ты в свое время набирал людей без особого внимания к их порядочности. У тебя много сволочей. Время такое, что выгнать их сейчас нельзя. Опять пришло такое время, что даже министр не всегда может заступиться". Королев спросил, знаю ли я, что Вера Николаевна Фролова , курирующая работы по гироскопической технике баллистических ракет, выходит замуж за Лисовича ? Я признался, что в личные отношения своих сотрудников не вмешиваюсь. "А вот и зря. Я вот все знаю, что у тебя творится. Пусть женятся. А ты обязательно уговори Фролову перейти в лабораторию к Лисовичу. Его надо поддержать. Она это сможет, можешь мне поверить". В этом разговоре речь шла не об упоминавшейся мною ранее Вере Фроловой - радиоинженере, а тоже о Фроловой, и тоже Вере, но специалисте по гироскопии. Фролова действительно проявила бойцовские качества, отстаивая звездную тематику. Лисович получил сильного сотрудника и друга на всю жизнь. Я еще раз убедился в умении Королева следить за поведением и отношениями между людьми даже там, где они ему не подчинялись, и вмешиваться - всегда по делу- в расстановку кадров.

Неожиданно Королев выступил с очень удачным предложением, на время обезоружив противников астронавигации. Чтобы окончательно убедиться в правильности или ошибочности предлагаемых принципов, необходимо провести испытания системы на самолете. Это позволит экспериментально подтвердить правильность принципов и обещанную в расчетах точность. Предложение Королева было принято руководством института и министерства. В 1950 году началась разработка и изготовление действующего макета ночного варианта системы автоматической астронавигации.

Описываемым событиям предшествовала еще одна встреча, которая в дальнейшем имела большое значение в судьбе этой работы. В самом начале 1949 года меня вызвал к себе директор Гонор . Последнее время его вызовы всегда носили превентивный характер - он предупреждал меня об очередных письмах в ЦК или министерство и о подготовке комиссий для обследования работы вверенного мне отдела. Сам Гонор относился ко мне очень доброжелательно, но всегда давал понять, что "если что", он меня защищать не сможет. Однажды даже намекнул, что лучше, если в этой скандальной звездной истории я заменю Лисовича на кого-либо другого, более "чистого" по анкетным данным, ибо его, Гонора, тоже запросто обвинят в особой направленности при подборе и расстановке кадров.

"Имейте в виду, это идет не от Ветошкина и не от Устинова. Есть силы, которым и они сопротивляться не могут". Когда я вошел в кабинет Гонора, приготовившись внутренне получить еще одно неприятное предупреждение, то увидел, что он не один. В кресле у огромного гоноровского стола сидел генерал-майор. Я сразу определил: "от авиации", и очень знакомое лицо. Когда я подошел, он встал, крепко пожал руку и, улыбаясь, представился: Лавочкин . Так вот почему лицо показалось таким знакомым! Портрет прославленного генерального конструктора знаменитых во время войны истребителей ЛаГГ , Ла-5 и Ла-7 не раз появлялся в прессе. Лавочкин оказался высоким, чуть сутулившимся. Генеральская форма со звездой Героя Социалистического Труда гармонировала с генеральской формой и такой же золотой звездой хозяина кабинета Гонора. Только погоны были разные. У Лавочкина авиационные, а у Гонора артиллерийские. Гонор курил, как обычно, свой любимый "Казбек" и, видимо, продолжая рассказ о структуре и работах НИИ-88, обратился ко мне:

- Семен Алексеевич у нас первый раз. Я только сейчас узнал, что он хорошо знаком с Королевым и даже ставил двигатели, которые они с Глушко делали в "шарашке" в Казани , на свои самолеты. Я ознакомил Семена Алексеевича со структурой и тематикой нашего института. А вот о ваших работах он пожелал услышать из первоисточника. Меня удивило, что столь знаменитый авиаконструктор истребителей вдруг заинтересовался системами управления баллистических ракет. Как мог, я коротко рассказал о структуре отдела "У" и основных работах, которыми мы занимаемся, умолчав из осторожности об астронавигации. Но Гонор, заметив мою осторожность, перебил и добавил:

- Борис Евсеевич умолчал об очень интересной работе - звездной системе для управления крылатыми ракетами. Лавочкин встрепенулся и очень внимательно стал слушать. Когда я назвал цифры точности: от 5 до 10 км независимо от времени и дальности полета, он хитро прищурился:

- Ну это вы, конечно, рекламируете. Но очень интересно. Если будете проводить самолетные испытания, я обязательно попрошу ознакомить с их результатами. Потом разговор вернулся к теме, которая, видимо, обсуждалась двумя генералами до моего прихода. Лавочкин поучал Гонора (я передаю смысл, дословно по памяти воспроизвести не могу):

- Очень важно подобрать способных людей. Надо дать им свободу раскрыть свои возможности и притереться друг к другу. Ваша организация молодая, и пока все научатся вместе делать одно общее дело, будет много склок, поверьте мне. Нужно еще два-три года, пока у вас все притрется. Особенно при таких различиях в тематике и интересах.

Лавочкин был прав. Прошло более трех лет, пока все более или менее встало на свои места и пока Королев, наконец, занял достойное место.

Лавочкин продолжал:

-Я вот Льву Робертовичу рассказал, что с Королевым работал, когда мы были еще совсем молодые. На Красной Пресне было такое КБ француза Ришара . Королев очень увлекался тогда планерами. Там много талантливых молодых было. Потом он увлекался реактивным движением. Только перед войной узнал о его беде. А двигатели Глушко, которые они с Королевым делали в Казани, мы совсем недавно пытались внедрить. Летали. Но это теперь невыгодно: мы поняли, что ЖРД - это не для самолетов. В то время Лавочкин имел все основания так говорить. Истребительная авиация уже овладела звуковым барьером. И этот революционный для авиации скачок был сделан благодаря установке на самолеты турбореактивных двигателей , а не ЖРД. В гонке-соревновании за наиболее совершенный реактивный истребитель Лавочкин вначале отставал от Микояна и Яковлева . Но, создав серьезную научно-техническую базу на новом заводе в Химках , он не только начал работать над более совершенным, чем у конкурентов, истребителем, но и согласился на разработку и изготовление зенитных ракет , формальным идеологом управления которыми выступал сын Лаврентия Берии - Сергей Берия .

Тогда же Лавочкин посетовал, что он приглашал Королева приехать к нему, напрашивался сам к Королеву, но "дальше телефонных разговоров дело не пошло". Я предложил Семену Алексеевичу пройти со мной и посмотреть лаборатории и стенд с имитацией запуска ракеты. Он поблагодарил, сказав, что без своих специалистов не хотел бы совершать такую экскурсию. Они могут обидеться. Когда Лавочкин уехал, я напрямую спросил Гонора, почему на встречу он не пригласил Королева. Гонор объяснил. Во-первых, Королева Гонор пригласил. Но Королев сразу сказал, что по какому-то делу должен срочно уехать. Во-вторых, Лавочкин сам звонил и предупредил, что хочет говорить с директором. Для астронавигации, о которой я веду рассказ, посещение Лавочкиным НИИ-88 имело важные последствия.

Действующий макет системы для испытаний на самолете был изготовлен силами лаборатории и нашего опытного приборного цеха в течение полутора лет и был готов к установке на самолет Ил-12 к началу 1952 года. Летчик должен был вести самолет так, чтобы стрелка индикатора сохраняла по возможности нулевое положение. Это означало, что самолет идет по трассе, указанной системой астронавигации. При выходе на цель на пульте штурмана и доске пилота загорался красный транспарант. Обязанностью штурмана было определение по земным ориентирам действительного положения самолета, благо полеты производились только в ясные ночи. Определив действительное положение по трассе полета в момент появления сигнала "цель", можно было определить погрешность, которую имеет система. Было совершено девять полетов по маршруту Москва-Даугавпилс протяженностью около 700 км. Испытания проводились на протяжении второй половины 1952 года и первой половины 1953 года совместно с ГК НИИ ВВС . В этих решающих для судьбы системы испытаниях участвовали все ведущие специалисты лаборатории во главе с Лисовичем .

Летные испытания блестяще подтвердили правильность принципиальных решений. За все время не было ни одного отказа, а ошибка навигации не превышала 7 км. Последующие расчеты показали, что если бы гироскопические и другие элементы системы были изготовлены с точностями, доступными технологии 70-х годов, то ошибка составляла бы не более 1 км! Я не участвовал в этих испытаниях, а только переживал за товарищей, с которыми вместе начинали эту работу в 1947 году.

Ссылки:
1. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАКЕТ
2. КОМАНДА КОРОЛЕВА ВЫИГРЫВАЕТ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНУЮ ГОНКУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.famhist.ru

Баллистическая ракета - это... Что такое Баллистическая ракета?

Баллисти́ческая раке́та — разновидность ракетного оружия. Большую часть полёта совершает по баллистической траектории, то есть находится в неуправляемом движении (см. Баллиста).

Нужная скорость и направление полёта сообщаются баллистической ракете на активном участке полёта системой управления полётом ракеты. После отключения двигателя остаток пути боевая часть, являющаяся полезной нагрузкой ракеты, движется по баллистической траектории. Баллистические ракеты могут быть многоступенчатыми, в этом случае после достижения заданной скорости отработавшие ступени отбрасываются. Такая схема позволяет уменьшить текущий вес ракеты, тем самым позволяя увеличить её скорость.

Баллистические ракеты могут запускаться с разнообразных пусковых установок: стационарных — шахтных или открытых, мобильных — на базе колёсного или гусеничного шасси, самолётов, кораблей и подводных лодок.

По области применения баллистические ракеты делятся на стратегические и тактические. Часто можно встретить разделение ракет по дальности полёта, хотя никакой общепринятой стандартной классификации ракет по дальности нет. Различные государства и неправительственные эксперты применяют разные классификации дальностей ракет. Здесь приводится классификация, принятая в договоре о ликвидации ракет средней и малой дальности:

Межконтинентальные ракеты и ракеты средней дальности часто используют в качестве стратегических и оснащают ядерными боеголовками. Их преимуществом перед самолётами является малое время подлёта (менее получаса при межконтинентальной дальности) и бо́льшая скорость головной части, что сильно затрудняет их перехват даже современной системой ПРО.

Историческая справка

Первые теоретические работы, связанные с описываемым классом ракет, относятся к исследованиям К. Э. Циолковского с 1896 года систематически занимавшегося теорией движения реактивных аппаратов. 10 мая 1897 года в рукописи «Ракета» К. Э. Циолковский вывел формулу[1] (получившую название «формула Циолковского»), которая установила зависимость между:

Формула Циолковского и сегодня составляет важную часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет. В 1903 году русский ученый, в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и последовавших её продолжениях (1911 и 1914) разработал некоторые положения теории полёта ракет (как тела переменной массы) и использования жидкостного ракетного двигателя.

К 1929 году К. Э. Циолковский разработал теорию движения многоступенчатых ракет в условиях действия земной гравитации, выдвинул ряд идей, нашедших применение в ракетостроении: графитовых газовых рулей для управления полётом ракеты; использования компонентов топлива для охлаждения стенок камеры сгорания и сопла; насосной системы подачи компонентов топлива; использование в системах стабилизации гироскопа, применение многокомпонентных ракетных топлив (в том числе, рекомендовал топливные пары: жидкий кислород с водородом, кислород с углеводородами) и др.

В 1917 году, Роберт Годдард из Смитсоновского института в США запатентовал изобретение, значительно повышавшее эффективность работы силовой установки за счёт применения на жидкостном ракетном двигателе сопла Лаваля. Это решение вдвое повышало эффективность ракетного двигателя и имело огромное влияние на последующие работы Германа Оберта, и команды Вернера фон Брауна.

В 1920-х годах, научные исследования и экспериментальные работы по разработке ракетных технологий, вели несколько стран. Однако, благодаря экспериментам в области жидкостных ракетных двигателей и систем управления, в лидеры по разработке технологий баллистических ракет вышла Германия.

Работа команды Вернера фон Брауна, позволила немцам разработать и освоить полный цикл технологий, необходимых для производства баллистической ракеты Фау-2 (V2), ставшей не только первой в мире серийно изготавливаемой боевой баллистической ракетой (БР)[2], но и первой получившей боевое применение (8 сентября 1944 года). В дальнейшем, Фау-2 стала отправной точкой и основой для развития технологий ракет-носителей народнохозяйственного назначения и боевых баллистических ракет, как в СССР, так и в США, которые вскоре стали лидерами в этой области.

Индексы и наименования межконтинентальных баллистических ракет, ракет средней и малой дальности

СССР (Россия)

США

Наименование ракетыТип и серия ракеты
(способ базирования)
Система вооружения
(ракетный комплекс)
«Редстоун»PGM-11A
«Юпитер»PGM-19A
«Тор»PGM-17AWS-315A
«Атлас-D»CGM-16DWS-107A
«Атлас-E»CGM-16EWS-107A-1
«Атлас-F»HGM-16F
«Титан-1»HGM-25AWS-107A-2
«Титан-2»LGM-25CWS-107A-2
«Минитмен-1A»LGM-30AWS-130
«Минитмен-1B»LGM-30B
«Минитмен-2»LGM-30FWS-133B
«Минитмен-3»LGM-30G
«Минитмен-3A»LGM-30G
«Пискипер» (MX)LGM-118A
«Першинг-1А»MGM-31
«Першинг-2»MGM-31B
«Миджитмен»MGM-134A

Примечание. Буквенно-цифровые индексы имеют следующие значения:

…GM — управляемая ракета для поражения наземных целей;
С… — пуск ракеты осуществляется с незащищенной наземной пусковой установки;
H… — при пуске ракета поднимается на поверхность из подземного укрытия;
L… — пуск ракеты осуществляется из ШПУ;
M… — пуск ракеты осуществляется с подвижной пусковой установки;
P… — пуск ракеты осуществляется с обвалованной наземной пусковой установки;
… — 30… — порядковый номер типа;
… — … — порядковый номер серии;
WS — WeaponSystem — система вооружения, ракетный комплекс.

Примечания

См. также

dikc.academic.ru

Баллистическая ракета — WiKi

Баллисти́ческая раке́та — разновидность ракетного оружия. Большую часть полёта совершает по баллистической траектории, то есть находится в неуправляемом движении (см. Баллиста).

Нужная скорость и направление полёта сообщаются баллистической ракете на активном участке полёта системой управления полётом ракеты. После отключения двигателя остаток пути боевая часть, являющаяся полезной нагрузкой ракеты, движется по баллистической траектории. Баллистические ракеты могут быть многоступенчатыми, в этом случае после достижения заданной скорости отработавшие ступени отбрасываются. Такая схема позволяет уменьшить текущий вес ракеты, тем самым позволяя увеличить её скорость.

Баллистические ракеты могут запускаться с разнообразных пусковых установок: стационарных — шахтных или открытых, мобильных — на базе колёсного или гусеничного шасси, самолётов, кораблей и подводных лодок.

По области применения баллистические ракеты делятся на стратегические и тактические. Часто можно встретить разделение ракет по дальности полёта, хотя никакой общепринятой стандартной классификации ракет по дальности нет. Различные государства и неправительственные эксперты применяют разные классификации дальностей ракет. Здесь приводится классификация, принятая в договоре о ликвидации ракет средней и малой дальности:

Межконтинентальные ракеты и ракеты средней дальности часто используют в качестве стратегических, их оснащают ядерными боеголовками. Их преимуществом перед самолётами является малое время подлёта (менее получаса[1] при межконтинентальной дальности) и бо́льшая скорость головной части, что сильно затрудняет их перехват даже современной системой ПРО.

Первые теоретические работы, связанные с описываемым классом ракет, относятся к исследованиям К. Э. Циолковского, с 1896 года систематически занимавшегося теорией движения реактивных аппаратов. 10 мая 1897 года в рукописи «Ракета» К. Э. Циолковский вывел формулу[2] (получившую название «формула Циолковского»), которая установила зависимость между:

Формула Циолковского и сегодня составляет важную часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет. В 1903 году учёный, в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и последовавших её продолжениях (1911 и 1914), разработал некоторые положения теории полёта ракет (как тела переменной массы) и использования жидкостного ракетного двигателя.

В 1917 году Роберт Годдард из Смитсоновского института в США запатентовал изобретение, значительно повышавшее эффективность работы силовой установки за счёт применения на жидкостном ракетном двигателе сопла Лаваля. Это решение вдвое повышало эффективность ракетного двигателя и имело огромное влияние на последующие работы Германа Оберта и команды Вернера фон Брауна.

К 1929 году К. Э. Циолковский разработал теорию движения многоступенчатых ракет в условиях действия земной гравитации, выдвинул ряд идей, нашедших применение в ракетостроении: графитовых газовых рулей для управления полётом ракеты; использования компонентов топлива для охлаждения стенок камеры сгорания и сопла; насосной системы подачи компонентов топлива; использование в системах стабилизации гироскопа, применение многокомпонентных ракетных топлив (в том числе, рекомендовал топливные пары: жидкий кислород с водородом, кислород с углеводородами) и др.

В 1920-х годах научные исследования и экспериментальные работы по разработке ракетных технологий вели несколько стран. Однако, благодаря экспериментам в области жидкостных ракетных двигателей и систем управления, в лидеры по разработке технологий баллистических ракет вышла Германия.

Работа команды Вернера фон Брауна, позволила немцам разработать и освоить полный цикл технологий, необходимых для производства баллистической ракеты Фау-2 (V2), ставшей не только первой в мире серийно изготавливаемой боевой баллистической ракетой (БР)[3], но и первой получившей боевое применение (8 сентября 1944 года). В дальнейшем, Фау-2 (V2) стала отправной точкой и основой для развития технологий ракет-носителей народнохозяйственного назначения и боевых баллистических ракет, как в СССР, так и в США, которые вскоре стали лидерами в этой области.

СССР (Россия)

США

Примечание. Буквенно-цифровые индексы имеют следующие значения:

…GM — управляемая ракета для поражения наземных целей;
С… — пуск ракеты осуществляется с незащищенной наземной пусковой установки;
H… — при пуске ракета поднимается на поверхность из подземного укрытия;
L… — пуск ракеты осуществляется из ШПУ;
M… — пуск ракеты осуществляется с подвижной пусковой установки;
P… — пуск ракеты осуществляется с обвалованной наземной пусковой установки;
… — 30… — порядковый номер типа;
… — … — порядковый номер серии;
WS — WeaponSystem — система вооружения, ракетный комплекс.

ru-wiki.org

Баллистическая ракета - это... Что такое Баллистическая ракета?

Баллисти́ческая раке́та — разновидность ракетного оружия. Большую часть полёта совершает по баллистической траектории, то есть находится в неуправляемом движении (см. Баллиста).

Нужная скорость и направление полёта сообщаются баллистической ракете на активном участке полёта системой управления полётом ракеты. После отключения двигателя остаток пути боевая часть, являющаяся полезной нагрузкой ракеты, движется по баллистической траектории. Баллистические ракеты могут быть многоступенчатыми, в этом случае после достижения заданной скорости отработавшие ступени отбрасываются. Такая схема позволяет уменьшить текущий вес ракеты, тем самым позволяя увеличить её скорость.

Баллистические ракеты могут запускаться с разнообразных пусковых установок: стационарных — шахтных или открытых, мобильных — на базе колёсного или гусеничного шасси, самолётов, кораблей и подводных лодок.

По области применения баллистические ракеты делятся на стратегические и тактические. Часто можно встретить разделение ракет по дальности полёта, хотя никакой общепринятой стандартной классификации ракет по дальности нет. Различные государства и неправительственные эксперты применяют разные классификации дальностей ракет. Здесь приводится классификация, принятая в договоре о ликвидации ракет средней и малой дальности:

Межконтинентальные ракеты и ракеты средней дальности часто используют в качестве стратегических и оснащают ядерными боеголовками. Их преимуществом перед самолётами является малое время подлёта (менее получаса при межконтинентальной дальности) и бо́льшая скорость головной части, что сильно затрудняет их перехват даже современной системой ПРО.

Историческая справка

Первые теоретические работы, связанные с описываемым классом ракет, относятся к исследованиям К. Э. Циолковского с 1896 года систематически занимавшегося теорией движения реактивных аппаратов. 10 мая 1897 года в рукописи «Ракета» К. Э. Циолковский вывел формулу[1] (получившую название «формула Циолковского»), которая установила зависимость между:

Формула Циолковского и сегодня составляет важную часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет. В 1903 году русский ученый, в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и последовавших её продолжениях (1911 и 1914) разработал некоторые положения теории полёта ракет (как тела переменной массы) и использования жидкостного ракетного двигателя.

К 1929 году К. Э. Циолковский разработал теорию движения многоступенчатых ракет в условиях действия земной гравитации, выдвинул ряд идей, нашедших применение в ракетостроении: графитовых газовых рулей для управления полётом ракеты; использования компонентов топлива для охлаждения стенок камеры сгорания и сопла; насосной системы подачи компонентов топлива; использование в системах стабилизации гироскопа, применение многокомпонентных ракетных топлив (в том числе, рекомендовал топливные пары: жидкий кислород с водородом, кислород с углеводородами) и др.

В 1917 году, Роберт Годдард из Смитсоновского института в США запатентовал изобретение, значительно повышавшее эффективность работы силовой установки за счёт применения на жидкостном ракетном двигателе сопла Лаваля. Это решение вдвое повышало эффективность ракетного двигателя и имело огромное влияние на последующие работы Германа Оберта, и команды Вернера фон Брауна.

В 1920-х годах, научные исследования и экспериментальные работы по разработке ракетных технологий, вели несколько стран. Однако, благодаря экспериментам в области жидкостных ракетных двигателей и систем управления, в лидеры по разработке технологий баллистических ракет вышла Германия.

Работа команды Вернера фон Брауна, позволила немцам разработать и освоить полный цикл технологий, необходимых для производства баллистической ракеты Фау-2 (V2), ставшей не только первой в мире серийно изготавливаемой боевой баллистической ракетой (БР)[2], но и первой получившей боевое применение (8 сентября 1944 года). В дальнейшем, Фау-2 стала отправной точкой и основой для развития технологий ракет-носителей народнохозяйственного назначения и боевых баллистических ракет, как в СССР, так и в США, которые вскоре стали лидерами в этой области.

Индексы и наименования межконтинентальных баллистических ракет, ракет средней и малой дальности

СССР (Россия)

США

Наименование ракетыТип и серия ракеты
(способ базирования)
Система вооружения
(ракетный комплекс)
«Редстоун»PGM-11A
«Юпитер»PGM-19A
«Тор»PGM-17AWS-315A
«Атлас-D»CGM-16DWS-107A
«Атлас-E»CGM-16EWS-107A-1
«Атлас-F»HGM-16F
«Титан-1»HGM-25AWS-107A-2
«Титан-2»LGM-25CWS-107A-2
«Минитмен-1A»LGM-30AWS-130
«Минитмен-1B»LGM-30B
«Минитмен-2»LGM-30FWS-133B
«Минитмен-3»LGM-30G
«Минитмен-3A»LGM-30G
«Пискипер» (MX)LGM-118A
«Першинг-1А»MGM-31
«Першинг-2»MGM-31B
«Миджитмен»MGM-134A

Примечание. Буквенно-цифровые индексы имеют следующие значения:

…GM — управляемая ракета для поражения наземных целей;
С… — пуск ракеты осуществляется с незащищенной наземной пусковой установки;
H… — при пуске ракета поднимается на поверхность из подземного укрытия;
L… — пуск ракеты осуществляется из ШПУ;
M… — пуск ракеты осуществляется с подвижной пусковой установки;
P… — пуск ракеты осуществляется с обвалованной наземной пусковой установки;
… — 30… — порядковый номер типа;
… — … — порядковый номер серии;
WS — WeaponSystem — система вооружения, ракетный комплекс.

Примечания

См. также

xn--httpsdic-56g3h1cya1j.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о