Мтлб с 30 мм пушкой – МТ-ЛБ — Википедия

34-я горная бригада. Боевая техника

Для действий в горах тяжелая бронетехника не подходит, поэтому бригада вооружена легкими гусеничными машинами на базе МТ-ЛБ.
Мотострелковые роты укомплектованы двумя типами машин: пулеметно-пушечным МТ-ЛБМ 6МБ и пулеметным МТ-ЛБ ВМК.
МТ-ЛБМ 6МБ, модернизированный ОАО "Муромтепловоз"
1.

2.

3.

Дизельный двигатель ЯМЗ-238ВМ мощностью 240 л.с. расположен в центральной части машины
4.

В башне 6МБ установлена автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней пулемет ПКТ калибра 7.62 мм
5.

6.

Справа и слева от пушки 2А72 установлена система постановки дымовой завесы 902В "Туча"
7.

8.

Гильзовыбрасыватель

9.

Прицел наводчика с откинутым защитным щитком
10.

Вид сверху на башню
11.

12.

Под прикрытием защитной крышки из короба внутри башни к пушке подается лента со снарядами
13.

14.

Справа от пушки в бронемодуле находится пулемет ПКТ(во время нахождения в парке техники он снимается)
15.

16.

17.

18.

Командирский люк, вид спереди. Находится слева в головной части машины
19.

20.

21.

22.

Вид с места командира на место механика-водителя
23.

Место механика-водителя изнутри
24.

Управление движением машины осуществляется рычагами
25.

26.

Немного фотографий снаружи
Запаска 🙂
27.

28.

29.

Для конспирологов, решивших, что гудрон на гусеницах свидетельствует о том, что на машинах никто не ездит: в бригаде, как и остальных частях ВС, имеется рота учебно-боевой техники, которая и является рабочей лошадкой для отработки вождения и стрельб. Основная часть машин выходит из парка только для участия в крупных учениях и отрабатывая подъем по тревоге. Таким образом сберегается ресурс техники.

В корме машины расположено десантное отделение. Попасть в него можно либо через люки в крыше, либо через кормовые двери.
Дверь слева
30.

Справа
31.

В ящике на двери - ключи
32.

Десант в машине располагается вдоль бортов, спиной к ним
33.

Левая часть десанта
34.

Правая
35.

Сиденье наводчика подпружиненное, чтоб удобнее было забираться
36.

Поскольку стабилизатора и электроприводов вооружения нет, то при стрельбе наводчик нажимает вот эту педаль, стопоря башню, что позволяет избежать разброса снарядов
37.

А этот рычаг служит для переключения типа снарядов при стрельбе из пушки 2А72. Боекомплект пушки - 300 снарядов(150 осколочно-фугасно-зажигательных и осколочно-трассирующих в одной ленте, и 150 бронебойно-зажигательных в другой)

38.

На маховике вращения башни расположены кнопки электроспуска пушки и пулемета
39.

Рычаг ручного спуска. От себя - пушка, на себя - пулемет
40.

Блок пуска дымовых гранат, дневной и ночной прицелы
41.

Рычаг с черным набалдашником - для приведения пулемета ПКТ в готовность к стрельбе
42.

Также внутри машины по правому борту находится ящик с аккумуляторами
43.

По левому борту - отопительно-ветиляционная установка
44.

Это МТ-ЛБ ВМК, на которых основным вооружением является 12.7 мм пулемет 6П49 "Корд"

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

В десантном отделении, за счет отсутствия башни, достаточно много места
53.

Сзади на стенке висит спасательный жилет для экипажа, который пригодится в экстренных случаях при переправе через реку или озеро
54.

55.

56.

У экипажей МТ-ЛБМ 6МБ спасательные жилеты еще старого образца
57.

58.

Командно-штабная машина на базе МТ-ЛБу
59.

60.

61.

62.

63.

Самоходные гаубицы 2С1 "Гвоздика" на позициях во время занятий по боевой подготовке
64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

Поскольку на занятиях солдаты по многу раз отрабатывают различные нормативы, покидая и занимая свои штатные места, а на улице +1, то машина грязная

71.

72.

73.

Орудийный прицел - панорама
74.

Механик-водитель
75.

Одна из машин управления огнем батареи
76.

Действия расчета "Гвоздики"

Как и во многих других воинских частях, в 34-й бригаде практически весь парк автотехники заменен на автомобили КАМАЗ, в т.ч. бронированные.
КАМАЗ-5350, согласно заявлениям производителя, обеспечивает защиту находящихся внутри пассажиров от средств поражения по классу защиты "5", великолепно подходит для транспортировки личного состава. Автомобиль оборудован комплектом дополнительной защиты (КДЗ). КДЗ обеспечивает защиту личного состава и внутреннего оборудования, расположенного в кабине, а также АКБ, топливных баков и агрегатов и узлов силового агрегата от фугасного воздействия и осколков ручных гранат типа Ф-1 и РГО, в том числе при наземном подрыве под днищем автомобиля в районе расположения кабины и его основных узлов.


77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

Сделал несколько фотографий одной из машин внутри кабины
86.

87.

Люк в крыше
88.

89.

Руководство по эксплуатации, идущее в комплекте с машиной. Обратите внимание на год производства - 2010

90.

В кузове
91.

Вся новая техника в случае поломки ремонтируется представителями завода-изготовителя.

Еще небольшая подборка различных бронемашин бригады:
Инженерная машина разграждения ИМР-2М2
92.

93.

БТР-80
94.

Одна из КШМ
95.

Землеройная машина ПЗМ-2
96.

Вид на парк техники с вертолета
97.

Боксы
98.

К сожалению, деньги на строительство перестали выделяться в 2008 году и некоторые технологические здания парка так и не были завершены

99.

Вьючно-транспортный взвод
Учебно-материальная база, занятия спортом, горная подготовка

twower.livejournal.com

Дополнительное вооружение бронетехники нештатными средствами Ч.1

Любой вид воорружения и техники создавался не абы как, а имея четкое понятие по его дальнейшему использованию.

Так наши БТР-60 и БТР-80, БМП-1 и БМП-2 создавались для ведения общевойскового боя на Европейском театре военных действий. Ключевой момент - именно общевойсковые боевые действия на равнниной местности и обусловили комплекс их вооружения.

Справедливости ради необходимо заметить, что основной задачей, которая ставилась перед проектировщиками БТР, было создание в первую очередь транспортного средства, быстрого, манёвренного, надёжного. Изначально БТР не рассчитывался на защиту личного состава от огня артиллерии и кумулятивных гранат, чему не могут противостоять даже большинство современных танков. Броня БТР рассчитана на защиту лишь от стрелкового оружия. В условиях боевого применения при столкновении с активной противотанковой обороной противника БТР должны были быть выведены из под огня до момента подавления опасных огневых средств. Участие БТР в непосредственном боестолкновении с противником, имеющим средства поражения бронированных целей, не является его основной задачей. Его задача — перевозка личного состава. В исключительном случае, в целях защиты от внезапного нападения, экипаж (наводчик-оператор) БТР мог оборонять себя и личный состав огнем КПВТ и ПКТ у советских машин или Браунинг М2 на американских.

Задачей же БМП явлалясь поддержка атакующей пехоты в одном боевом порядке с танками. Следовательно и вооружение подбиралось для этой концепции - противник предполагался определенно спереди, но никак не сверху, сбоку или сзади.
Так же главное условие советской и американской легкой бронетехники - авиатранспортабельность и плавучесть, что в свою очередь заставляло подбирать компромис между броневой защищенностью и массой.

Но война имеет свою логику. И там где должен быть противник с линией окопов, танками и артилерией, его не оказывается. Противник теперь прячеться в кустах и зеленке на фоне гор, а боевые действия превращаются в противопартизанские. А вот к ним наши БТРы и БМП оказались неготовы. Впрочем, не только наши.

Чтобы как-то исправить ситуацию, солдаты и офицеры "усиливают боевую мощь" сами.
Сразу оговорюсь, в обзор у меня попадёт исключительно бронетехника. Кустарное вооружение грузовиков, пикапов, багии и другой небоевой техники я оставляю за скобками, как ввиду огромного количества их видов, так и ввиду того, что всё оно аналогично указанному в этих обзорных статьях. Всяческие шушпанцеры так же идут мимо.

Структура изложения проста. Если есть штатные серийные аналоги, ставшие основой для "модернизации" - вначале пойдет речь о них. Потом краткое изложение "тюнинга", с попыткой группирования по технике и конфликту, если будет конечно такая возможность. В конце каждого способа будет упомянуто, как конкретно он повлиял на бронетехнику в отдельно взятом регионе в общем.

И так, пройдемся для начала по Пулемётно-Пушечно-Гранатомётным модификациям.

1. Первый, один из самых простых способов усиления огневой мощи - установка на технику обычных станковых или крупнокалиберных пулемётов, в зависимости от наличия образцов.

Метод приминения был так же незатейлив - противника либо накрывали из далека, вне зоны поражения его оружия, либо огненным смерчем заставляли вжаться в каменистую землю.

БТР-40 с дополнительным пулемётом в задней полусфере. Израиль.

БТР-152 с дополнительным пулемётом в задней полусфере. Израиль.

БТР-152 с двумя дополнительными пулемётами. Израиль.

Египетский БТР Валид с двумя дополнительными пулемётами.

БТР-50, с установленными, помимо штатного СГМБ или ПКМБ, еще тремя дополнительным ипулемётами в разных полусферах. Израиль.

Американцы так же не далеко ушли со своим БТР М113. Изначально предполагалось, что он будет только доставлять пехоту до поля боя, и уже спешенная пехота будет вести активные боевые действия. Из всего вооружения на нём изначально стоял 12,7 мм пулемёт Браунинга М2 на открытом вертлюге. Однако очень скоро боевые действия во Вьетнаме показали, что при таком подходе личный состав гибнет в разы быстрее.
Поэтому солдаты практически сразу стали навешивать дополнительные пулемёты и облеплять их защитой.
Так здесь на М113 заметен второй пулемёт.
Тут уже видна защита основного пулемёта.

В последвии такой вариант с одним крупнокалиберным пулемётом по центру и двумя пулемётами винтовочного калибра по бортам машины, защищенными бронещитками - стал вполне штатным и получил индекс ACAV - бронированной штурмовой машины, первым шагом к созданию БМП М2 "Бредли".

В советской армии процес шел несколько иначе.
Здесь тренога с 12,7 мм Тип-54 (китайский клон ДШК) просто приварена к БМП-1. Афганистан.

Здесь ДШК установлен на Боевой Машине Разминирования. Афганистан.

Тут ДШК поставлен на БРДМ со снятой боевой башенкой. Украина.

БТР-152 с 12,7-мм чехословацкой зенитной установкой из четырёх TK vz 53, клонов ДШКМ. Египет.

12,7 мм китайский пулемёт W85  "интегрированный" с БМП-1. Сирия.

12,7 мм НСВ "Утес" на универсальный станке 6У6 на МТЛБ. Украина.

12,7 мм пулемёт Браунинга М2 на БМП-1. Греция

БТР-152 с 12,7 мм американской зенитной установкой М-45, представляющую собой четыре пулемёта Браунинг М2. Израиль.

14,5-мм КПВТ на БМП-1. Афганистан.

КПВТ на Т-62. Афганистан.

КПВ на подбитом БТР-Д. Афганистан.

БРЭМ-1 с КПВТ. Сирия/Ирак.

Спарка из КПВТ на МТЛБ. Украина.

Спареный КПВ на БМП-1. Армения.

ЗПУ на южноафриканском броневике Ратель. Ливия.

ЗПУ-2 (пулемёты Владимирова) на БРДМ. Ирак.

ЗПУ-2 (пулемёты Владимирова) на БТР-152. Египет.

Счетверенный Владимиров (ЗПУ-4) на М113. Ливан.

Установка боевой части от БРДМ-2 с 14,5 пулемётов Владимирова на МТЛБ. Украина.
ъ

Квинтисенцией этого "движения" стала установка парных Крупнокалиберных Пулеметов Владимирова прямо в башне БТРа. Северная Корея.

В башне МТ-76

2. Второй вариант так же прост. Это установка на технику автоматического гранатамёта, например АГС-17 "Пламя".

Тяжелый гранатомёт (31 кг - АГС-17 и 55 кг - Мк.19 не считая запаса боеприпасов) был не очень любим пехотой в трудных горных или пустынных условиях, например Афганистана, зато поставленный на технику - серьезно повышал огневую мощь отделения или взвода. К тому же он позвалял открывать огонь в заднюю полусферу, куда не могло "дотянуться" штатное вооружение БТРов и БМП. Так же сюда добавлялось то, что некоторая бронетехника , например БТР-Д или М113, была по сути вообще не вооружена (два курсовых ПКМ на БТР-Д не в счет).
Установка этого оружия резко меняли боевые возможности техники. Если пулемёты и штатные пушки могли достать противника только при прямой видимости и по настильной траектории, то с автоматическим гранатомётом отлично доставали неприятеля в складках местности, на обратном скате возвышености и через препятствие.
Устанавливали АГС просто - приваривали его станок-триногу к броне, и устанавливали на него сам гранатомёт. Однако, в связи с тем, что делали это не централизовано и не используя положенные инструкции, то крепили станок по разному, иногда ошибочно приваривая его к башне. Последнее доставляло определенные трудности, так как прицельная стрельба в таком случае была возможна только при нужном положении башни. Для американского гранатомёта Мк.19 была возможность установки штатной турели - Mk.64 cradle mount, однако при её отсутвии так же приваривали обычную треногу.
Плюс жесткого станка в том, что "прыгучий" АГС начинал выдавать приличную кучность.
Минус - если сварка была не качественной, то от отдачи гранатамёт мог слететь с бронетехники вместе с бойцом.

Так АГС-17 установлен на БТР-Д. Афганистан.

БТР-80 с установленным АГС-17

Чечня.

БТР-70 с АГС-17. Афганистан.

АГС-17 на башне БМП. Афганистан.

АГС-17 на БМД. Чечня.

Мк.19 на М113. Израиль.

Вот пример использования двух вышеуказанных способов. Тут на БТР-Д уже целых два автоматических гранатомета АГС-17 "Пламя", и пара пулеметов ПКМ в задней полусфере. Афганистан.

Суть этого творчества в том, чтобы при попадании колоны в засаду давить окружающее пространство огнём, не давая поднять противнику голову.


Ну а в современной российской армии на "беззащитный" БТР-Д, на котором из оружия было всего два ПКМ, дополнительно стали штатно устанавливать 12,7-мм пулемёт Корд и 40-мм автоматический гранатомёт АГС-30.

В результате во время Второй Чеченской Компании на бронетехнику крепления для АГСов стали устанавливать "Штатно" в полковых и дивизионных мастерских. А на новых видах бронетехники вертлюг для АГСа идет в штатном комплекте уже с самого начала.
Так примером может служить бронеавтомобиль Тигр

Или израильский танк Меркава

3. Иногда штатное вооружение в башнях заменяли на более мощное.

Напрмер этот БТР-60 времен Осетино-Ингушского конфликта явно красуется с 30-мм пушкой 2А42. Россия.
Прошу обратить внимание на нечто РСЗОобразное на его корпусе. Это пристпособленные противоградовые ракеты "Алазань" Чуть ниже мы поговорим об этом более подробнее.

БТР-60 с 23-мм пушкой 2А14. Армения.

У этого бразильсткого БТР ЕЕ-11 штатный 12,7 мм М-2 заменён на 14,5 мм Пулемёт Владимирова. Курдистан.

Стандартный пулемёт ПКТ на МТЛБ заменен на 12,7-мм ДШК. Украина.

А здесь ПКТ на МТЛБ заменен на 12.7 НСВТ. Македония.

4. Более серьезный вариант "Модернизации" - монтаж на технике скорострельных зенитных установок, "малокалиберных" и не очень.
Установка подобного вооружения сразу же превращало технику в "царицу полей", позволяя поражать противника в любой точке до горизонта, при этом надежно оставаясь в не зоны досягаемости. Последнее позволяло использовать слабобронированные образцы, такие как МТЛБ и БТР-Д.
Но самое главное - для горных условий скорострельные орудия высоких углов возвышения оказались остро необходимы. Стандартное вооружение башен бронетранспортеров и БМП просто не могла открыть огонь по высоко расположившемуся противнику, что вело к неоправданным потерям. И что в свою очередь вело к поиску решения.
Толчком для идея явно послужила Чешская самоходная 30-мм зенитная установка Praga PLDvK VZ. 53/59 "Jesterka", разработанная еще в конце 50-х годов ХХ века и хорошо известная советским, кубинским и югославским офицерам.

Одной из самых простых вариаций была установка съемной артчасти с оригинальной Праги.
Так артчасть 30-мм зенитной установки Praga PLDvK VZ. 53/59 поставлена на БТР-50. Ирак.

Американский колесно-гусенечный бронетранспортёр М3 с израильской 20-мм зенитной пушкой производства 1964 года, сделанной на базе Испано-Суизы HS-404. Израиль.


Американский колесно-гусенечный бронетранспортёр М3 с 20-мм франко-американо-израильской зенитной установкой TCM-20. Израиль.

БТР-40 с 20-мм зенитной установкой TCM-20. Израиль.


БТР-152 с 20-мм зенитной установкой TCM-20. Израиль.

М-113 с 20-мм Oerlikon GAD BO-1. Аргентина.

Но самая популярная модель - 23-мм спаренная зенитная установка ЗУ-23-2, которая стала монтироваться практически на всё, что можно. Например на МТЛБ.

Ирак.

Украина.

Приднестровье.

Чечня.

ЗУ-23-2 на БТР-Д

ЗУ-23-2 на БТР-152. Ливан.

ЗУ-23-2 на БМП-2. Афганистан.

ЗУ-23-2 на БТР М113. Ирак.

ЗУ-23-2 на БТР М113. Ливан.

ЗУ-23-2 на БТР-50. Ирак.

В итоге, военное командование оценило "иновацию", и теперь в российской армии "Зушки" устанавливаются на бронетехнику вполне штатно.

Так же штатно они устанавливаются на бронетехнику других государств. Например на греческие БМП-1, вместо башни.

Или на Кубинском БТР-60.
Мало кто знает, но кубинцы очень активно воевали в Африке более 20 лет. Ангола, Эфиопия и т.д. Так что опыт у них серьезный.

Югославская BOV-3 со строенными 20-мм пушками Hispano-Suiza HSS-804

Другая, более мощная спарка - 37-мм автоматические пушки Тип 65 (китайский клон ЗУ 61-К (обр. 1939 г.)) на БМП-1. Афганистан.

37-мм автоматические пушки 61-К (обр. 1939 г.) на БТР-60. Куба.

Апофеозом установки зенитных орудий можно считать монтаж ЗСУ С-60 на МТЛБ.
Заряжание пушки производится из 4-х снарядных касет. Опытный расчет может в прицельной стрельбе отстрелять 10-15 таких касет. При стрельбе на подавление - более 20 касет в минуту. А с учетом наличия осколочных снарядов - пехоте противника может очень сильно не поздоровиться.

МТЛБ с установленной автоматической 57-мм зенитной пушкой С-60. Армения.

В результате всего вышеперечисленного в российской армии появилось целый класс бронемашин на базе МТЛБ.

МТЛБМ 6МА с башней от БТР-80, включающую КПВТ и ПКТ.

МТ-ЛБМ 6МБ  с установленной 30-мм пушкой 2А72, спареной с пулеметом ПКТ (Башенная установка от БТР-80А).

Боевая машина огневой поддержки и сопровождения "Торос" для комплектования арктических бригад с 30-мм скорострельной пушкой 2А42.

В Украинской армии так же учли мировой боевой опыт.
МТ-ЛБМШ с боевым модулем ШКВАЛ - 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две противотанковые управляемые ракеты «Барьер», 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 и шесть 81-мм дымовых гранатомётов.

4. Отдельной строкой идёт установка на бронетехнику авиационного пушечного вооружения. Как с подбитых авиамашин, так и "найденного".

БТР-Д с ЯкБ-12.7 снятого с Ми-24. Афганистан.

БМП-1 с установленным вверх ногами стандартным авиационным пушечным контейнером УПК-23-250 (возможно 500). Внутри - 23мм двуствольная пушка ГШ-23Л и 250 или 500 снарядов к ней. Афганистан.

Одноствольная 30-мм пушка ГШ-301, от истребителя МиГ-29 на БМП-1. Армения.

Конец первой части.

alex-leshy.livejournal.com

МТ-ЛБ Википедия

МТ-ЛБ
МТ-ЛБ
Классификация бронетранспортёр
Боевая масса, т 9,7; 12,2 с грузом
Компоновочная схема трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 11
История
Производитель
Годы эксплуатации с 1964
Количество выпущенных, шт. более 9600[1]
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 6399—6509
Ширина, мм 2820—2865
Высота, мм 1835—1890
База, мм 3700
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 395—415
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 14
Вооружение
Прицелы ПП-61Б
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ
Подвижность
Тип двигателя

ru-wiki.ru

Бессмертная «мотолыга» » Военное обозрение

«Многоцелевой тягач легко бронированный», армейский вездеход-труженик принят на вооружение Советской армии в 1966 году. Конструкция получилась настолько удачной, что МТЛБ остается в строю до сих пор и, по всей видимости, еще долго будет служить в Вооруженных Силах Российской Федерации и других государств.


Простая, надежная, универсальная машина в войсках зовется «мотолыгой».

Довольно часто приходится читать и слышать, что МТЛБ давно устарела и ей требуется замена, что в корне неверно. Заменить ее невозможно, это «машина всех времен и народов».

Некоторые эксперты преемником МТЛБ называют БТР-3Ф. С моей точки зрения, абсолютно бездарное предложение. МТЛБ выпущено около 100 тысяч единиц, между тем БТР-3Ф создан на базе БМП-3, которой с 1979 года изготовлено всего-то около двух тысяч. Если сравнивать цену машин, разница будет в разы. Достаточно напомнить о тираже «мотолыги», количестве модификаций и всевозможных моделей. Тягач – рекордсмен в своем классе, и это бесспорно. Однако признаем: у МТЛБ слабоваты бронирование и вооружение – машина не предназначалась для поля боя. В принципе это устранимо, поскольку конструкторы тягача заложили массу возможностей для модернизации. К примеру, вполне осуществимо разнесенное легкосъемное бронирование, которое можно разместить на машине или хранить отдельно. При переброске к месту боевого применения МТЛБ в зависимости от условий будет комплектоваться различной защитой, включая динамическую. Все зависит от того, на каком ТВД, в каких рельефе и климате предстоит действовать, что за противник и чем вооружены его подразделения.

Проведем анализ характеристик МТЛБ по основным показателям: огневая мощь, защищенность, подвижность, командная управляемость. Рассмотрим как имеющиеся на вооружении образцы, проходящие через стадии испытаний, так и варианты машин, которые реально разработать на основе старой доброй «мотолыги».

Показательный «Штурм»

Поскольку тягач создавался для транспортировки артиллерийских орудий, расчетов и боезапаса, то у МТЛБ огневой мощи, собственно говоря, нет – штатный пулемет предназначен для самообороны. Однако возможна установка любого вооружения, начиная с крупнокалиберных пулеметов, ПТРК, ЗРК и заканчивая артиллерийскими комплексами калибра 120 миллиметров. Стоит отметить, что для этого существует четыре основных варианта: в башне, вынесенное в необитаемом модуле либо легкосъемное, буксируемое.


Станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10 «Леопард»

Рассмотрим данные возможности применительно к организационно-штатной структуре мотострелкового батальона. В пехоте широкий выбор оружия – начиная с калибра 12,7 миллиметра и заканчивая 40 миллиметрами. Кроме того, вполне возможна установка башни с вооружением от БМП-1. Хотя на современном этапе она считается устаревшей, их очень много в арсеналах ВС РФ и армий других стран. Целесообразен и вариант с оснащением МТЛБ башней БМД-2 с 30-мм автоматической пушкой. Как вынесенное вооружение приемлемы 23- и 30-мм пушки. «Мотолыги» с таким «обвесом» давно прошли испытания и состоят на вооружении многих иностранных армий.

Кроме того, необходимо оценить установку на МТЛБ и МТЛБУ башни с вооружением от БМП-2, тем более что массогабаритные показатели позволяют провести такое переоснащение. Например, в Болгарии на шасси МТЛБУ «посадили» двухместную башню с 23- и 30-мм пушками. Не стоит забывать и о БМП-3. В Российской армии этих машин сравнительно мало, но в зарубежных ВС их насчитывается более 700. Если для стандартной «мотолыги» башня БМП чрезмерно тяжела, то для установки на МТЛБУ вполне подойдет. В итоге реновированный тягач становится действительно многоцелевым.


Станция засечки ядерных взрывов

Широк выбор оружия для противотанковых подразделений: по большому счету на МТЛБ возможно установить любой ПТРК как отечественного производства, так и иностранного, например комплекс 9П148 на базе БРДМ-2. Довольно долго на вооружении ВС РФ находится ПТРК «Штурм-С» в модульном исполнении и оснащенный ПТУР со сверхзвуковой скоростью полета. Машина хорошо себя зарекомендовала. Это яркий пример размещения ПТРК на шасси МТЛБ.


Для экспорта в страны с ограниченным бюджетом можно укомплектовать тягач с 107-мм безоткатным орудием Б-11 в качестве легкосъемного, при этом повысится его мобильность. А чтобы установка получила высокие огневые возможности, имеет смысл приспособить 100-мм противотанковые ракеты «Басня» и аналогичные для запуска из БЗО Б-11. В этом случае в боекомплекте могут появиться не только кумулятивные и осколочные выстрелы, но и управляемые ракеты. Огневые возможности машины приблизятся к потенциалу БМП-3.
Думается, есть необходимость проработать вариант установки на шасси «мотолыги» башни САУ 2С25 «Спрут» с целью получения разновидности легкого плавающего танка.

«Цветы» в ассортименте

На вооружении ВС РФ да и многих иностранных армий долгое время находится САУ 2С1 «Гвоздика». Она прекрасно себе зарекомендовала и еще будет востребована, но сегодня – время ее частичной модернизации. Назрела установка современного радиоэлектронного оборудования. Данная машина – яркий пример размещения тяжелого вооружения на базе МТЛБУ.


Пожарная машина на базе шасси МТЛБ

Не так давно на вооружение принята САУ 2С24 «Хоста», которая входит в состав минометных батарей мотострелковых бригад. В Российской армии имеются 100-мм противотанковая пушка МТ-12 и гаубица Д-30, они буксируются тягачом, но есть возможность данные орудия сделать самоходными, установив их на корпус «мотолыги» в кормовой части, по типу советской 2С5 «Гиацинт». Как известно, иностранные конструкторы прорабатывали варианты установки артиллерийского вооружения на МТЛБУ.

Стоит вспомнить и реактивные системы залпового огня, в ВС РФ они установлены исключительно на колесные шасси. Однако колесный ход ограничивает проходимость. Соответственно имеет смысл установить РСЗО и на гусеничные шасси, например БМ-14-16 на МТЛБ, а платформой для «Градов» отлично послужит МТЛБУ.

На вооружении артиллерийских подразделений и частей состоит довольно большое количество буксируемых орудий. Испытанный временем тягач вполне способен транспортировать любое из них, вплоть до современных 120-мм пушек «Нона-Б».

В артиллерийских подразделениях, на вооружении которых имеются САУ 2С9 «Нона», есть машина управления 1В119 «Реостат» на шасси БТР-Д. В принципе этот комплекс можно посадить и на другую гусеничную машину, в частности на МТЛБ. Да и подвижный разведывательный пункт ПРП-4 логичнее размещать на «мотолыге».


Машина разминирования, ВС Польши. Фото из архива автора

Из радиолокационных средств в артиллерийских частях имеется на вооружении станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10. Это воистину ярчайший пример размещения вооружения на базе МТЛБ. СНАР-10 по своей массе и габаритам приблизительно равна башне БМП-2, это лишний раз показывает: на тягаче можно разместить любое оружие мотострелковых, танковых, артиллерийских частей Сухопутных войск.

Самым сложным и до конца не решенным остается вопрос обеспечения ракетами и боеприпасами частей и подразделений в бою. В основном боезапас подвозят автомобилями, у которых, как известно, есть ограничения по проходимости, и они крайне уязвимы. Соответственно целесообразно в артиллерийских подразделениях иметь некоторое количество бронированных транспортно-заряжающих машин на базе МТЛБ или МТЛБУ.

Вместо ГАЗа и «Урала»

В армии Казахстана стоит на вооружении 120-мм миномет «Айбат», размещенный на МТЛБ. Однако это не самое удачное решение, поскольку есть ограничение в количестве возимого боеприпаса. Такой миномет логичнее было установить на базе МТЛБУ.

Идем дальше: размещение 82-мм миномета 2Б9 «Василек» на шасси ГАЗ-66 – неудачный проект. Вес и габариты установки довольно большие, погрузка и выгрузка занимают время. Быстрая буксировка невозможна, так как миномет склонен к опрокидыванию. Более целесообразно разместить «Васильки» на базе МТЛБ, такую установку впервые опробовали и активно применяли в Афганистане, где она себя полностью оправдала.

В Сухопутных войсках широко и повсеместно используется 120-мм миномет 2Б11 «Сани», базовым носителем избран все тот же ГАЗ-66. Машина явно перегружена. Только с переходом в некоторых воинских частях на шасси «Урал» положение улучшилось, появилась возможность возить увеличенный боекомплект. Но проблемы с проходимостью и защищенностью остались. Да и на развертывание требуется гораздо больше времени по сравнению с самоходными установками. Так что «Сани» гораздо эффективнее возить на «мотолыге», по типу 240-мм миномета «Тюльпан», так как есть возможность быстрого развертывания при помощи гидравлических приводов.

И «Зоопарк» в придачу

Уникальным средством противовоздушной обороны стала ЗСУ «Шилка» – 20 лет ей не было равных в классе. Сегодня это оружие считается устаревшим, но «Шилок» в войсках еще много да и на вооружении армий других стран хватает. Компактную установку, отлично зарекомендовавшую на полях боев, вполне возможно поставлять на экспорт, размещая на базе МТБУ.

На смену ЗСУ-23-4 «Шилка» пришел комплекс «Тунгуска» на шасси Мытищинского завода, но в мотострелковых частях целесообразнее поставлять этот ЗПРК в комплекте с МТЛБУ.

Сегодня обрел широкую популярность боевой модуль «Байкал» с 57-мм пушкой, уже создана действующая установка на базе БМП-3. Такой же вариант возможен и на МТЛБУ.

На этом же шасси хорошо устанавливается различное обеспечивающее оборудование, в том числе и РЛС: автоматизированный радиолокационный комплекс АРК-1 «Зоопарк» 1Л219, ППРУ «Овод», командный пункт 9С737 «Ранжир», малогабаритная РЛС 1Л 122-2Е, РЛС комплекса «Барнаул-Т» 9С935.

На «мотолыгах» приживутся и средства РЭБ, инженерное вооружение и техника, РХБЗ. Гусеничные «лошадки» пригодны для нужд медицинских подразделений и инженерных войск.

topwar.ru

Модернизация МТ-ЛБ | Военное оружие и армии Мира

После распада СССР все заводы-изготовители машин семейства МТ-ЛБ оказались за пределами России — на Украине, в Польше и Болгарии.

Закупок МТ-ЛБ, следовательно, с 1990 года не производили. Не удивительно, что вскоре возникла идея проведения в промышленных масштабах капитального ремонта машин параллельно с модернизацией с целью повышения ТТХ МТ-ЛБ, для приведения их в соответствие с современными требованиями.

СДЕЛАНО В МУРОМЕ

В России за данную проблему взялось предприятие ОАО «Муромтепловоз», специализировавшееся как раз на капитальном ремонте боевых машин этого типа. Конструкторы завода имели для этого все необходимые условия. Во время выполнения работ по капитальному ремонту сложились достаточно тесные творческие связи между конструкторами предприятия и научными организациями Минобороны и промышленности.

Главной целью работ по модернизации МТ-ЛБ на «Муромтепловозе» было повышение их огневой мощи для более успешного использования их в качестве бронетранспортера. Для этого машины оснащали новой башенной пулеметной или пулеметно-пушечной установкой. Помимо этого, в ходе капремонта их ресурс восстанавливался на 80 %.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

В кратчайшие сроки на предприятии были созданы две основные модификации машины МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ.

В варианте МТ-ЛБМ 6МА на транспортер была смонтирована башня от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм ПКТ. С этой башней МТ-ЛБ превратился в полноценный бронетранспортер на гусеничном ходу. Вариант МТ-ЛБМ 6МБ оснащается башней от БТР-80А с установленной 30-мм пушкой 2А72, которая спарена с пулеметом ПКТ. Такой комплект вооружения позволяет эффективно бороться с легкобронированными целями и танкоопасной живой силой противника.

Данные модификации достаточно широко используют в войсках. Они успели побывать в «горячих точках», состоят на вооружении частей морской пехоты.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТ

На этом работы по модернизации МТ-ЛБ не закончились. В частности, вскоре появился МТ-ЛБМ 6М1 A3 — вариант для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, выполнения задач охраны воинских колонн и объектов, разведки, борьбы с малоразмерными целями, живой силой и современными и перспективными танками противника, в том числе и обладающими динамической защитой. В этом варианте машина по сути представляет собой самоходный ПТРК, оснащенный башней с четырьмя ПУ ПТУР «Корнет».

Если на модификациях 6МА и 6МБ вооружение наводится вручную, то на данной машине башня имеет электроприводы, обеспечивающие большую скорость наведения. Помимо «Корнета» на вооружении машины имеется пулемет ПКТ, установленный в башне, и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя». При этом угол возвышения ствола пулемета составляет +50°, что позволяет вести огонь в особых условиях (бои в городе, горах, лесу и т. д.).

На данной версии установлен более мощный двигатель ЯМЗ-238БЛ мощностью 310 л. с, а также применяется новая трансмиссия с гидрообъемной передачей (ГОП). Отдельно стоит отметить, что вместо рычагов управления на машине установлен штурвал, что вместе с новой трансмиссией и более мощным двигателем снижает утомляемость водителя при управлении машиной. Модификация МТ-ЛБМ 6МА4 выполняет схожие с предыдущей машиной задачи, за исключением борьбы с бронированной техникой. Для выполнения основных задач машина вооружена 23-мм автоматической пушкой КПВБ, спаренной с 7,62-мм пулеметом ПКТ или ПКТМ, а также 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. Приводы наведения вооружения ручные.

Модернизация по варианту МТ-ЛБМ 6М1Б2 по сути превращает тягач в полноценную БМП. Она оснащается мощным стабилизированным в двух плоскостях вооружением и обладает отличной подвижностью. На машине устанавливают 30-мм автоматическую пушку 2А42, спаренную с 7,62-мм пулеметом ПКМ и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. В состав комплекса вооружений помимо дневного прицела включен и ночной. Угол стрельбы по вертикали достигает +70°. Все вооружение на данной модели вынесено за пределы башни, поэтому при стрельбе не возникает загазованности в отсеках машины. Еще одна версия, МТ-ЛБМ 6М1БЗ, получила более мощное вооружение — стабилизированную в двух плоскостях двухствольную автоматическую пушку ГШ-23В, 12,7-мм пулемет «Корд» и автоматический гранатомет АГ-17.

Следующий вариант модернизации 6МБ4 обладает еще более сильным вооружением за счет установки спаренной 30-мм автоматической пушки ГШ-ЗОВ. Такие машины в состоянии бороться не только с колесной и легкобронированной техникой, но и с низколетящими воздушными целями. Для повышения эффективности этой борьбы версия 6МБ5 получила на вооружение два ПЗРК «Игла». На базе этого варианта был выполнен и полноценный ЗРАК — зенитный ракетно-артиллерийский комплекс. Эта машина оснащена небольшой РЛС обнаружения целей, ЦЭВМ и оптико-электронной станцией сопровождения целей. Достаточно мощное вооружение данной модификации в совокупности с применением тепловизора позволяет успешно бороться и с живой силой, и с легкобронированными целями противника.

УКРАИНСКИЕ ВАРИАНТЫ

Украина смогла сохранить производство бронемашин МТ-ЛБ и даже провести несколько модернизаций. Примечательно, что основной задачей конструкторов Харьковского конструкторского бюро по машиностроению тоже было повышение боевых качеств транспортера. Украинцы пошли по пути развития транспортных возможностей и фактически сделали несколько новых боевых машин пехоты на базе многоцелевого тягача. При этом украинские инженеры пришли к выводу о необходимости повышения не только огневой мощи, но и уровня защиты. Модернизированный таким образом транспортер уже мог стать полноценной боевой машиной наподобие бронетранспортеров или БМП.

Первым вариантом такого обновления стал проект МТ-ЛБР6. С машины сняли оригинальную пулеметную башенку и поставили на ее место полноценный пушечно-пулеметный боевой модуль. В башне с одним рабочим местом наводчика установили 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1 (украинский вариант советской 2А72) и спаренный пулемет КТ-7,62 (ПКТ украинского производства). Для экономии места внутри бронекорпуса боекомплект пушки разместили в двух коробах, расположенных по бокам от самого орудия. В лобовой проекции ящики боекомплекта прикрыты дополнительными бронелистами. Непосредственно перед ними предусмотрены шесть дымовых гранатометов «Туча». Уровень защищенности МТ-ЛБР6 был повышен при помощи дополнительного разнесенного бронирования, устанавливаемого поверх собственного корпуса машины, и кевларового подбоя. Кроме того, ходовая часть закрыта противокумулятивными экранами. Обновление многоцелевого транспортера привело к заметному увеличению массы, что было компенсировано новым двигателем мощностью около 310 л. с. По имеющимся данным, на Харьковском тракторном заводе было собрано и переоборудовано из имеющихся некоторое количество таких машин. Похожим образом была создана модификация МТ-ЛБР7, однако от предыдущей машины она отличается составом вооружения.

Вместо оригинальной орудийной башни на ней предложили монтировать боевой модуль «Штурм». Специально разработанный для унификации бронетехники модуль вооружен пушкой ЗТМ-1, пулеметом КТ-7,62, автоматическим гранатометом АГС-17, дымовыми гранатометами и пусковыми установками противотанковых ракет «Конкурс-М». Все вооружение стабилизировано. Уровень защиты соответствует предыдущей модификации, поскольку МТ-ЛБР7 также может оснащаться дополнительным бронированием. Последней на данный момент украинской модификацией машины МТ-ЛБ стал бронетранспортер МТ-ЛБМШ. В соответствии с этим проектом базовая машина получила новый 360-сильный двигатель и боевой модуль «Шквал».

Вооружение этого модуля похоже на «Штурм» — автоматические пушка и гранатомет, а также пулемет и дымовые гранатометы. Однако вместо противотанковых ракет «Конкурс-М» на машине МТ-ЛБМШ используется комплекс «Барьер».