Машина град военная – ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

Боевая машина "Град 21": боевое применение

РСЗО «Град»

Для поражения пехоты, уничтожения опорных пунктов, уничтожения технических средств противника, в СССР создана РСЗО «Град».

Мобильность установки, время подготовки к стрельбе, дистанция поражения целей, обеспечивают высокую эффективность боевого применения. В настоящее время, на вооружение во многих странах мира. С успехом используется при проведении локальных войн, в том числе гражданском конфликте на Востоке Украины.

РСЗО «Град»

История создания

Использование принципа пуска боеприпаса по направляющим для доставки средств уничтожения, использовалось с древних времён. Так историю представляют следующие события:

  1. Подобного типа установки, в виде одноосной возницы, на которой размещался щит с углублениями для направления движения стрел, появился в пятнадцатом веке на корейской земле во время правления короля Сенджона Великого. Боевая часть представляла зажженные наконечники, пуск осуществлялся путём поджога порохового заряда, дальность стрельбы не превышала пятисот метров.
  2. В девятнадцатом веке армия Великобритании использовала более совершенный вариант такой установки. При этом дальность полёта боевой части была увеличена, но точность стрельбы не позволяла вести прицельный огонь, а громоздкая конструкция ограничивала возможности маневрирования.
  3. Во время Второй Мировой войны изыскания советских военных инженеров позволили создать, пользующуюся заслуженным уважением, реактивную установку М-13 «Катюша».
  4. В 1960 году НИИ-147, во исполнение требований руководств СССР начата разработка конструкции системы залпового огня нового поколения и боеприпасов к ней.
  5. 1963 год – опытный образец М-21 «Град» успешно прошёл испытания госкомиссией и поставлен на вооружение МО СССР.
  6. 1964 год – организовано массовое производство.

soldats.club

"Град-В"/ БМ-21В / 9П125 / РСЗО / 9К54 / М-21. Описание, характеристики, история, фото, видео.

Основная статья про ГАЗ-66 по ссылке

Данные аббревиатуры используются для одного вида БМ-21В / 9П125 / 9К54 / М-21 / "Град-В"
М-21 «Град-В» советская реактивная система залпового огня РСЗО созданная для ВДВ советской армии. РСЗО «Град-В» можно назвать уменьшенным вариантом РСЗО 9К51 «Град». РСЗО предназначен для десантирования с самолётов и имеет 12 направляющих для 122-мм ракет.
Предпосылкой появления М-21 «Град-В» стала малая боевая мощность реактивной установки РПУ—14 (индекс ГАУ-8У38), которая имела низкую маневренность и малую дальность стрельбы в 10 км (P.S. И почему 10 км мало при таких размерах РСЗО?).

Разработкой М-21В «Град-В» занималось НИИ-147 (сейчас НПО «Сплав») в г. Туле во второй половине 1960-ых. Разработкой направляющих для ракет занималось конструкторскою бюро компрессорного машиностроения СКБ-203 (сейчас ОАО НПП «Старт») в г. Екатеринбурге. После полигонных испытаний 20 сентября 1967 года приказом Министерства обороны СССР №0220

М-21 «Град-В» был принят на вооружение Советской армии, предназначался для вооружения Воздушно-Десантных Войск. Производством М-21 занималось Пермский машиностроительный завод им В.И. Ленина (сейчас ОАО «Мотовилихинские заводы».

РСЗО «Град-В» имеет складную крышу и низкий профиль из 12 направляющих для ракет 122-мм Б-21 различных модификаций с возможностью ведение огня до 20 км, так как в то время не было самолетов, которые могли принимать на борт полноразмерные грузовые автомобили. Так самолет АН-12 имел высоту грузовой кабины 2,6 метра, а АН-8 грузовую кабину высотой 2,4 метра, так что обычный ГАЗ-66 с высотой 2,49 метра на десантной платформе просто не мог залезть туда для дальнейшего десантирования. Лишь в 1976 году с появлением ИЛ-76 стала возможность использовать не адаптированные автомобили для десантирования на специальный платформах ПП-128-5000 с парашютной-десантной системой МКС-128М.
«Град-В» имел в задней части два выносных домкрата для фиксации положения грузовика на грунте и поглощение отдачи во время ведения огня. Для прицеливания «Град-В» имеет панорамный прицел ПГ-1м, коллиматор К-1 и механический прицел 9Ш118. Заряжать РСЗО можно, как с грунта боевым расчетом из двух человек или с помощи заряжающей машины

9Ф37В.

Транспортно-заряжающая машина 9Ф37В

Для перевозки 122-мм ракет для «Град-В» используется грузовик 9Ф37В на базе ГАЗ-66Б. Транспортный-заряжающая машина, как и М-21 «Град-В» тоже может десантироваться на парашютной платформе. Транспортник тоже имеет радиостанцию Р-105М, а для ведение ночных боевых действий предусмотрен прибор ночного видения ПНВ-57В. К сожалению фото ТЗМ 9Ф37В нет и не известно сколько ракет он перевозил на своих стеллажах.

М-21 «Град-В» с приходом в армию гаубицы Д-30 ожидал не приятный сюрприз, так как их передела под тягачи ГАЗ-66Б для данных гаубиц. Смена «Град-В» на Д-30 для ВДВ в качестве орудия поддержки можно назвать не верным решением. После переделки «Град-В» в ГАЗ-66Б ему пришлось таскать Д-30, что для него оказалась не легкой задачей, так как гаубица весила 3 тонны, плюс снаряды порядка 1-1,5 тонны в кузове, а расчетный вес транспортировки для грузовиков ГАЗ-66 составляет 2 тонны. Плюс боевой расчет увеличивался с 2 человек до 5.  После высадки ГАЗ-66Б и Д-30 их надо было привести в транспортировочное и боевое состояние, а

М-21 «Град-В» практически сразу готов вести огонь. Данных по участию «Град-В» в боевых действиях не имеется.

ТТХ грузовика БМ-21В / 9П125 / 9К54 / М-21 / "Град-В"
 Колесная формула  4х4, отключаемый передний мост
 Двигатель  ЗМЗ-66, V-8, карбюраторный
 Объем двигателя  4,25 литра
 Мощность   115 л/с при 3200 об/мин
 Топливо  А-76, А-80
 Объем бака  105х2 бака
 КПП  4-ех ступенчатая, механика
 Габариты  5655х2342х1860
 Колесная база  3300 мм
 Клиренс  315 мм
 Снаряженная масса  5200 кг, разряженный и 6000 кг заряженный
 Грузоподъемность  2000 кг
 Масса буксируемого прицепа  2000 кг
Максимальная скорость  85-90 км/час
 Запас хода  850 км
 Расход топлива   31,5 литра на 100 км, 40 смешанный
 Вооружение 12 направляющих под 122-мм ракеты Б-21

 

warbook.info

Реактивная система залпового огня «Мини-Град» » Военное обозрение

Характерной чертой локальных конфликтов последних лет стали т.н. технички – автомобили с установленным на них вооружением. Ввиду кустарного происхождения в качестве базы для такой боевой машины может использоваться любой подходящий автомобиль, на который монтируется любое имеющееся оружие. Разные вооруженные формирования собственными силами строят «технички» с пулеметным, пушечным, а иногда и ракетным вооружением. Как показывает практика, подобная техника при грамотном ее использовании способна оказывать заметное влияние на ход боевых действий. Видя определенные успехи «техничек», российское Научно-производственное предприятие «Старт» (г. Екатеринбург) решило создать свой вариант подобной техники на базе более серьезных компонентов, изначально предназначенных для ведения боевых действий.

На выставке Russian Arms Expo-2013 НПП «Старт» распространило рекламные материалы по своей новой разработке. Проект «Мини-Град» подразумевает создание реактивной системы залпового огня на базе доступного автомобильного шасси. К примеру, в рекламных материалах фигурирует боевая машина на основе броневика «Тигр» отечественного производства. Вероятно, по желанию заказчика базой для боевой машины может стать любой другой автомобиль с подходящими характеристиками.

К сожалению, на данный момент о проекте «Мини-Град» известно очень мало. Фактически в общий доступ попало лишь изображение гипотетической боевой машины и некоторые характеристики ее вооружения. Тем не менее, и столь скудные сведения позволяют представить примерный облик боевой машины, а также сделать некоторые предположения о ее перспективах.

На единственном изображении новой малогабаритной РСЗО видно, что на базовом автомобиле предлагается монтировать сравнительно небольшую пусковую установку с направляющими для неуправляемых ракет. В габариты автомобиля «Тигр» можно вписать боевой модуль с 20 направляющими. Калибр неуправляемых ракет – 81,5 или 105 миллиметров. Таким образом, возможен выпуск двух вариантов реактивной системы залпового огня, использующих различные боеприпасы. Заявленная дальность стрельбы равняется 10 километрам. На подготовку к стрельбе перспективная боевая машина будет тратить около 20 секунд. Возимый боезапас «Мини-Града» составляет 40 ракет. На полную перезарядку пусковой установки, как утверждается, должно уходить не более трех минут.

Согласно рекламным материалам, РСЗО «Мини-Град» предназначена для разведывательных подразделений, подразделений МВД, воздушно-десантных и пограничных войск. Задача боевой машины – уничтожение живой силы, легкобронированной техники и сооружений противника. Таким образом, новая боевая машина должна заметно повысить боевые возможности соответствующих подразделений. Однако облик системы «Мини-Град» значительно отличается от прочих РСЗО, что может вызывать массу вопросов.

Из имеющейся информации можно сделать некоторые выводы. Очевидно, реактивная система залпового огня «Мини-Град» имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Такая неоднозначность проекта может быть поводом для массы споров.

К плюсам боевой машины можно отнести ее огневую мощь. Залп из 20 неуправляемых ракет позволит «Мини-Граду» выполнять задачи тех типов, которые ранее возлагались на «полноценные» реактивные системы залпового огня. При этом новая РСЗО, имея небольшие габариты и сравнительно неплохую подвижность, оказывается способной быстро подходить к цели на дистанцию стрельбы и открывать огонь. Таким образом, основной задачей нового комплекса «Мини-Град» могут быть атаки небольших целей с относительно слабой защитой.

Особенности комплекса вооружения РСЗО «Мини-Град» могут вызывать некоторые сомнения в целесообразности существования подобных боевых машин. Бронеавтомобиль с пусковой установкой для неуправляемых ракет сам по себе является достаточно странной вещью с неоднозначными перспективами. К примеру, большие сомнения вызывает роль подобной техники в структуре вооруженных сил или силовых подразделений. Из-за своих характеристик новый «Мини-Град» не сможет заменить реактивные системы залпового огня существующих моделей и выполнять их задачи. Таким образом, для новой РСЗО остаются лишь задачи, решение которых связано с методикой «ударил-сбежал».

Отдельным вопросом в контексте потенциала и перспектив новой РСЗО «Мини-Град» является выбор целей и операций, в которых ее можно применить. Вероятно, немалое количество целей, уничтожение которых может быть поручено расчету подобной техники, можно атаковать другими средствами, включая ствольную артиллерию и авиацию.

В целом, проект «Мини-Град», равно как его перспективы, на данный момент вызывает массу вопросов и не дает желаемое количество ответов. При этом в ряде случаев эксплуатация и применение такой техники выглядит необоснованным и бесполезным. Так, подобные «мини-РСЗО» вряд ли смогут занять какое-либо место в российских вооруженных силах. В то же время, техника такого класса, в силу сочетания габаритов и огневой мощи, может заинтересовать воздушно-десантные войска, которым нужны компактные и легкие боевые машины.

Кроме того, РЗСО такого типа могут быть интересны третьим странам. В ходе локальных конфликтов последних лет активно использовались импровизированные боевые машины, вооруженные не только ствольными системами. На полях сражений от Приднестровья до Сирии иногда встречались и встречаются гражданские автомобили с установленными на них направляющими для неуправляемых ракет. При всей своей специфике подобная техника позволяет значительно поднять боевые возможности соединения, оснащенного «техничками» с пулеметным вооружением. Таким образом, проект «Мини-Град» может заинтересовать небольшие небогатые страны, нуждающиеся в максимально дешевом обновлении вооруженных сил.

Трудно говорить, какие именно страны проявят интерес к новой реактивной системе залпового огня «Мини-Град». Судя по имеющимся данным, новый проект имеет несколько характерных преимуществ, но при этом не лишен недостатков. Из-за этого потенциальному заказчику придется оценить совокупные характеристики боевой машины и сделать выводы о необходимости техники с такими возможностями. Нельзя исключать, что первые предложения о закупке РСЗО «Мини-Град» появятся в самое ближайшее время. Однако специфический облик этой боевой машины не позволяет говорить об этом как о наиболее вероятном варианте развития событий. Будем надеяться, ближайшее будущее позволит узнать, насколько правильным и нужным является проект «Мини-Град».

По материалам сайтов:

http://gurkhan.blogspot.ru/
http://twower.livejournal.com/

topwar.ru

Украинская модернизация РСЗО БМ-21 «Град»

Данная модернизация РЗСО «Град» была разработана украинскими конструкторами в варианте системы реактивного залпового огня «ГРАД» и в варианте РЗСО «ГРАД-М». Основа системы реактивного залпового огня – инерционный импульс придающий модулю с БЧ высокую скорость, на которой он движется прямолинейно к цели, в составе залпа.
Украинские РЗСО выполнены на основе КрАЗа. Новое шасси дало возможность обеспечить боевую систему увеличенным вдвое боекомплектом. Десятки реактивных боеприпасов способны поражать площадные цели на расстоянии до 20 километров. Кроме того, РЗСО «Град-М» способны уничтожать КПУ/ПУ противника, военные базы и аэродромы, различные позиции ракетного вооружения и систем. Основным шасси для Град-М служит КрАЗ-6322, однако известны варианты установки пусковой на КрАЗ-6322-120-82.

БМ-21У
Артиллерийский блок пусковой предназначается для запуска ракетных двигателей реактивных снарядов и сообщения им угла наведения для поражения площадных целей. В ее состав входят сорок трубчатых направляющих. Они составляют артблок – пакет, состоящий из четырех рядов по десять направляющих. Длина пакета – 3 метра, диаметр каждой направляющей по внутреннему каналу – 122.4мм. Вращение реактивному боеприпасу придает п-образный винтовой паз, в который попадает и далее скользит выступ (штифт) боеприпаса. Для наведения пакета с РС по вертикали/горизонтали используют электропривод, для различных непредвиденных ситуаций, имеется и ручное наведение. Сам подъемник выполнен по центру, коренная шестерня имеет зацеп с зубчатым основанием люльки. Электропривод (ручное управление) сообщает шестерне усилие, с помощью которого она вращает зубчатое основание и качающая часть получает вертикальные углы наведения. Механизм поворота выполнен в левой части основания. Шестерня механизма имеет сцепку с внутренним неподвижным кольцом погона. Электропривод (ручное управление) сообщает шестерне усилие, с помощью которого она вращается вокруг погона, сообщая вращение поворотной части. С помощью механизмов наведения направляющие могут получить вертикальные углы 0-55 градусов, горизонтальные углы: 102 градуса по левому борту и 70 градусов по правому борту.

9М22
Для системы реактивного залпового огня БМ-21 в свое время разрабатывают реактивный боеприпас калибра 122мм. Он является осколочно-фугасным реактивным снарядом неуправляемого типа. Получил название 9М22 или М-21-ОФ. Оснащен взрывателем 9Э210 МРВ. Примененная конструкция РС стала революционной для своего времени. Корпус РС изготавливают не резкой стальной болванки, а раскаткой и вытяжкой из стальных листов. Данный способ характерен для производства корпусов артиллерийских снарядов. Используют некоторые технологии ракетного вооружения – РС получает стабилизатор со складываемыми плоскостями. При установке в направляющие плоскости сложены и удерживаются спецкольцом в таком положении, раскрытие стабилизатора происходит после пуска РС. Кроме стабилизатора, стабилизацию полета обеспечивает приобретенное вращение РС вокруг продольной оси. Лопасти стабилизатора получили 1 градуса угла к продольной оси. Стабилизатор и вращение поддерживают стабилизацию РС на всем протяжении полета до цели. Длина реактивного боеприпаса 2.87 метра, снаряженный вес 66 килограмм. Боевая часть выполнена в головной части, которая имеет вес 18.4 килограмма, вес взрывчатого вещества 6.4 килограмма. Для сравнения: 9М22 практически в два раза мощнее РС М-14-ОФ как по осколочному, так и по фугасному действию.

Один комплекс Град-М:
- автомобиль командного управления;
- транспортно-заряжающий автомобиль;
- пусковая установка на шасси КрАЗ-6322.

Модификации:
Созданы три модификации на шасси КрАЗ, отличаются исполнением кабины – двойная, полуторная и одинарная.

Основные характеристики:
- расчет БМ-21У – 4 человека;
- калибр пусковой – 122.4мм;
- длина – 9.8 метра;

- ширина – 3.65 метра;
- высота – 2.8 метра;
- двигатель – 520 л.с;
- скорость до 85 км/ч;
- дальность хода по шоссе до 1400 километров;
- число направляющих – 40 единиц;
- вес РС – 66.4 килограмма;
- дальность поражения 1.6-20.7 километров;
- время залпа – 20 секунд;
- перезарядка – 7 минут.

Источники информации:
http://gods-of-war.pp.ua/?p=301
http://military-informer.narod.ru/KrAZ.html
http://www.arms-expo.ru/049050052054124051057056049.html
http://military-informer.narod.ru/rszo-bm21u.html

topwar.ru

БМ-21 "Град-1А" БелГрад

Основной производитель:    Белоруссия      
Имя:   БМ-21 "Град-1А" БелГрад
Тип:    Реактивная система залпового огня
Год принятия на вооружение:   2001
  

Первое что обращает внимание, это разительные отличия от БМ-21 советского образца. В старой машине солдатский расчет находился в кузове, а в новой за спиной водителя установлены кресла для личного состава Солдат на автомобильном марше теперь не мокнет под дождем, не ежится на ветру.

Благодаря возможностям МАЗа вдвое большим стал возимый боекомплект. Снаряды эти грозные: летят на два десятка километров и поражают площадные цели - пункты управления противника, аэродромы, стартовые позиции ракет. Если дивизион подполковника Слуцкого сделает полный залп, то за 20 секунд будут выпущены 720 снарядов (это около двух тонн взрывчатки в тротиловом эквиваленте) и возникнет зона сплошного поражения размером примерно 800 на 700 метров.

Несколько штрихов из жизни ракетного дивизиона

Повод для встречи с гвардии подполковником Игорем Слуцким был основательный. Подначаленный ему реактивный артиллерийский дивизион БМ-21 "Град-1А" (известный ныне как "БелГРАД") вернулся с боевых стрельб на полигоне Репище под Осиповичами. Полевые учения длились три недели, и особенностью их было то, что сегодня около половины личного состава батарей - молодые солдаты зимнего призыва.

В парке боевой техники войсковой части, что неподалеку от столицы, грозные машины уходят под своды боксов. Это первые в Вооруженных Силах страны 12 систем залпового огня БМ-21, которые переоборудованы с шасси автомобиля "Урал" на базу отечественного МАЗ-6317. В августе исполнится год, как они официально приняты на вооружение (2001), хотя испытания начинались гораздо раньше.

 

military-informer.narod.ru

РСЗО "Град" (Тула, Музей оружия): myauu

Пусковая установка РСЗО "Град" входит в число экспонатов выставки "Стальные стражи" Музея оружия в Туле.
Состояние памятника - отличное.
Дата съёмки - 01 августа 2016 года.

01.


Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. Комплекс вооружения - Реактивная система залпового огня 9К51 "Град" был разработан на тульском предприятии "Сплав".
В состав комплекса входят - боевая машина БМ-21 (индекс ГРАУ 2Б5), транспортно-заряжающая машина, машина управления 1В110 "Берёза" и 122-мм реактивные снаряды широкой номенклатуры.




03. Базовый носитель пусковой установки - автомобиль Урал-375Д или Урал-4320.
Первый - бензиновый, второй - дизельный.
Кроме двигателя и топлива, отличаются дизайном решетки радиатора и её размером.
У 375Д - тонкие прутья, а у 4320 - широкие (плюс у последних модификаций "морда" длиннее).




04. Здесь стоит БМ-21 на базе Урал-375Д.




05. В качестве транспортно-заряжающей машины комплекса может использоваться любой подходящий грузовик с установленным в кузове комплектом стеллажей 9Ф37.
На каждый стеллаж укладывается от одного до двадцати снарядов штабелем в виде трапеции.
Погрузка и выгрузка снарядов в транспортную машину, а так же заряжание установки БМ-21 выполняются силами расчёта (вручную).
Масса одного 122-мм реактивного снаряда 45-70 кг.
В состав батареи из шести БМ-21 входило шесть транспортно-заряжающих машин на базе Урал-375Б или ЗиЛ-131 (40 снарядов в каждой - полный дополнительный боекомплект).




06. Для подготовки данных и централизованного управления стрельбой батареи БМ-21 применялась машина управления артиллерийским огнём 1В110 "Берёза".
"Берёза" - машина старшего офицера батареи, предназначена для определения координат огневой позиции батареи, ориентирования орудий в основное направление, определения установок для стрельбы, построения веера батареи, автоматического приема рассчитанных исходных установок для стрельбы и команд от машины 1В111, связи с командиром батареи и начальником штаба дивизиона, определения наземных метеоданных для систем залпового огня.
Базовым шасси машины является автомобиль ГАЗ-66 со специальным кузовом К66Н.




07. БМ-21 может стрелять 122-мм неуправляемыми осколочно-фугасными снарядами различной номенклатуры (для обстрела пехоты, автомобилей и лёгких укрытий), а так же снарядами с самоприцеливающимися боевыми элементами (для борьбы с бронетехникой).
Длина снаряда около трёх метров (есть варианты чуть-чуть длинее и есть короче).
Дальность стрельбы - около 19 километров.




08. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела равен 172° (102° влево от автомобиля и 70° вправо).




09. В пакете сорок труб-направляющих.
Труба предназначена для направления полета снаряда, придания ему вращательного движения, а также для транспортирования снаряда.
Труба в сборе состоит из трубы и стопора.
Труба представляет собой цилиндрическую конструкцию с винтовым П-образным пазом.




10. У каждой трубы свой номер (порядок выстрела).
Номера направляющих относительно равномерно распределены по пакету.
Это нужно, чтобы при залповой стрельбе вылетающие один за одним снаряды не мешали дуг другу реактивными струями.
От этого повышается кучность стрельбы.
Залп одной боевой машины обеспечивает площади поражения живой силы около 1000 м2, небронированной техники 840 м2.




11. Наведение пакета направляющих в нужную сторону выполняется, как ручным, так и электромеханичесим способом.




12. На подвижной части шильдик БМ-21 № РГ5295И.




13. 370-508/14.00-20/ Модель ОИ-25.
Централизованная система регулирвания давления воздуха.
Покрышки памятника абсолютно новые.
На них даже тонкие столбики резины не стёрлись.




14. С 1963 года и по наши дни РСЗО "Град" побывала в строю пятидесяти стран.



15. Загадочный трёхцветный световой прибор, как на стоящем рядом Смерче.
Сверху на корпусе проглядываются надписи "БМ-21" и цифры.



16. Боевая машина из здания музея.


Координаты:
54°12'14.81"С
37°37'1.20"В


myauu.livejournal.com

Военное дело - град

Состав комплекса

В состав Полевой реактивной системы БМ-21, более известной как РСЗО «Град»(Индекс ГРАУ — 9К51) — реактивная система залпового огня) входит боевая машина БМ-21 (Индекс ГРАУ — 2Б5, шасси «Урал-375Д», в дальнейшем была создана боевая машина БМ-21-1 на доработанном шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-4320»), неуправляемый реактивный снаряд М-21ОФ калибра 122 мм (штатный, позже было разработано целое семейство снарядов данного калибра). Для транспортировки снарядов в ящиках могут использоваться грузовые автомобили народнохозяйственного назначения, а для транспортировки без ящиков — транспортная машина с комплектом стеллажей 9Ф37. Система М-21 была создана для вооружения дивизионной артиллерии в НИИ-147 (ныне ФГУП "ГНПП «Сплав» (г. Тула) под руководством главного конструктора Александра Никитовича Ганичева, а также смежных предприятий, среди которых НИИ-6 (г. Москва) и СКБ-203 (г. Свердловск, ныне Екатеринбург). По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск) в ходе работ прорабатывались несколько типов реактивных снарядов: 1. с комбинированным пороховым стартовым двигателем и маршевым ПВРД на твердом топливе в виде четырех гондол с воздухозаборниками, которые крепились автономно в хвостовой части. 2. снаряд с такой же конструктивной схемой с отличием в том, что твердое топливо маршевого двигателя было сконцентрировано в одном центральном отсеке в виде двух цилиндров, а при неполном сгорании продукты его вытекали через четыре отверстия в гондолы, где происходило их полное сгорание в воздушном потоке. 3. снаряд с жесткими стабилизаторами. 4. снаряд со складывающимися лопастями блока стабилизатора. В результате проведенных работ был создан неуправляемый реактивный снаряд М-21ОФ (с осколочно-фугасной головной частью, включающей две сварные рифлёные втулки для обеспечения повышения осколочного воздействия) и двухкамерным ракетным двигателем с одним зарядом, но разных размеров, из баллиститного твердого топлива в каждой камере и блоком стабилизатора со складывающимися лопастями.


Модификации

Полевая реактивная система М-21 стала базовой для ряда других отечественных систем для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами калибра 122 мм: «9К59 Прима», «9К54 Град-В», «Легкая переносная реактивная система Град-П», «А-215 Град-М», «9К55 Град-1», БМ-21ПД «Дамба».

A также ряда иностранных систем, включая «RM-70», «RM-70/85», «RM-70/85М», «APRA», «PRL111», «PRL113», «Type 81», «Type 83», «Type 84», «Type 89», «Type 90», «Type 90A», «Type 90B», «BM-11», «HADID», «Lynx (Naiza,Найза», «Modular», «WP40 Langusta», «Град-1А БелГрад».

РСЗО «Град-В» (9К54) представляет собой десантируемую (облегчённую) модификацию с боевой машиной 9П125 на базе грузового автомобиля ГАЗ-66Вдля ВДВ с 12-ю направляющими. .

РСЗО «Град-1» (9К55) представляет собой модификацию системы «Град» с боевой машиной 9П138 на базе грузового автомобиляЗИЛ-131 с 36 направляющими для полковой артиллерии (а не для дивизионной), например, для морской пехоты.

РСЗО «Прима» (9К59) представляет собой модификацию системы «Град» повышенного огневого могущества на базе грузового автомобиля Урал 4320 с 50 направляющими.

РСЗО «Град-1А» (БелГрад) представляет собой белорусскую модификацию системы «Град» с боевой машиной на базе грузового автомобиля МАЗ-6317.

Также была создана усовершенствованная боевая машина 2Б17 на базе грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-4320».


Общая характеристика


БМ RM-70, с артиллерийской частью от БМ БМ-21, на базе семейства шассиTatra чешского производства


Боевая машина БМ-21 на базе грузового автомобиля Урал-375Д

Принята на вооружение в 1963 году. Калибр снаряда - 122 мм. Количество снарядов для залпа: 40 штук. Максимальная дальность поражения цели до 20,4 км. Артиллерийская часть монтируется на доработанных типах шасси грузовых автомобилей семейств «Урал-375» или «Урал-4320» в зависимости от модификации. Модификация «Град-1» монтируется на «ЗИЛ-131». Скорость передвижения боевых машин 75-90 км/ч. В систему входит комплекс автоматизированного управления огнём «Виварий».

Белорусская модификация - боевая машина РСЗО «Град-1А» (БелГрад) монтируется на доработанном шасси грузового автомобиля МАЗ-6317. Максимальная скорость: 85 км/ч, запас хода: 1200 км, масса БМ: 16,45 т. Расчет БМ: 6 чел. Везет запасной боекомплект в количестве 60 ракет. Время перезаряжания: 7 мин.


Использование

Все серьезные вооруженные конфликты с 1964 г. в которых участвовали СССР и постсоветские государства.

Будет заменен на более совершенный бикалиберный РСЗО Торнадо


Применение


Макеты 122-мм реактивных снарядов

Предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей. Активно использовались в Анголе, Афганской войне (1979—1989), Карабахском конфликте,Чеченской войне в Войне в Южной Осетии, Сомали и других вооружённых конфликтах.

ДАЛЕЕ

voinanet.ucoz.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о