Линкор нельсон – Линейные корабли типа «Нельсон» — это… Что такое Линейные корабли типа «Нельсон»?

Содержание

Линейные корабли типа «Нельсон» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. Нельсон.
Линейные корабли типа «Нельсон»
Nelson-class battleship

Линейный корабль «Нельсон» на Спитхедском параде. 1937 год
Проект
Страна
Последующий тип «Кинг Джордж V»
Годы в строю 1927—1947
Построено 2
Отправлено на слом 2
Основные характеристики
Водоизмещение Стандартное — 33 300 т,
полное — 37 780 т
Длина 201,3/216,6 м
Ширина 32,3 м
Осадка 8,6 м
Бронирование Пояс — 330…356 мм;
носовые траверзы — 305…203 мм;
кормовые траверзы — 254…102 мм;
палуба — 159…95 мм;
башни ГК — 406 мм (лоб),
280—229 мм (борт и тыл),
184 мм (крыша

ru.wikipedia.org

Nelson — Global wiki. Wargaming.net

Nelson

12345678910

Nelson

12345678910

VII

Акция

Nelson (англ. Nelson[1]) — британский акционный премиумный линкор VII уровня. Линейный корабль с оригинальной компоновкой, спроектированный в рамках договорных ограничений. Был вооружён 406-мм орудиями главного калибра, сконцентрированными в трёх башнях в носовой части корабля. Первый линкор Королевских ВМС, бронирование которого соответствовало схеме «всё или ничего».

8e0080627b9c4fc3ab3587ced3780fa3

Модули

Возможные модернизации

Боевая эффективность

Достоинства:
  • отличные ОФ снаряды;
  • хорошая маскировка;
  • эксклюзивнания рем.команда.
Недостатки:
  • слабое ПВО;
  • слабое бронирование;
  • cлабая дальность стрельбы орудий ГК;
  • медленная скорость.

Выбор оптимальной конфигурации

Рекомендуемый выбор навыков командира таков:

0

Рекомендуемые навыки
ОЧКИСТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА

1

2

3

4

1

Рекомендуемые навыки
ОЧКИСТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА

1

2

3

4

2

Рекомендуемые навыки
ОЧКИСТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА

1

2

3

4

0

Универсальный набор

1

ПВО+живучесть

2

Фугасный набор

Выбор оптимального снаряжения:

Рекомендуется устанавливать улучшенное снаряжение, которое быстрее перезаряжается и может быть использовано на один раз больше, но доступно лишь за 15 или 22500 .

Выбор флажных сигналов

Командиру линкора будут полезны следующие флажные сигналы:

Дополнить этот перечень можно сигналами на свободный или опыт командиру, дополнительные кредиты или снижение стоимости обслуживания.

Примечания

  1. ↑ рус. Нельсон — Горацио Нельсон: английский флотоводец, вице-адмирал. Одержал ряд побед над французским и испанским флотами, в том числе при Абукире и Трафальгаре (в этом бою был смертельно ранен). Сторонник маневренной тактики и решительных действий. Флотоводец, имя которого стало символом военно-морской мощи Англии.

Справочные материалы

Галерея скриншотов

  • Nelson в версии 0.6.7

  • Nelson в версии 0.6.7

  • Nelson в версии 0.6.8

  • Nelson в версии 0.6.8

  • Nelson в версии 0.6.8

Ссылки

Корабли Великобритании

wiki.wargaming.net

Охота за линкором, или непотопляемый «Нельсон»

Во время Битвы за Атлантику немецкие подводные лодки отправили на дно около 200 военных кораблей противника. Атака вражеского корабля считалась весьма почётным делом и в случае успеха не оставалась без награды, но она не была приоритетной, так как главной целью для подлодок всегда оставались торговые суда. Исключение делалось лишь для крупных кораблей – авианосцев и линкоров, потопление которых сулило немедленное награждение Рыцарским крестом.

Неудивительно, что немецкие подводники страстно мечтали о встрече с такой «добычей» и атаковали тяжёлые корабли при первой возможности. Такая охота часто сопровождалась курьёзами, которые были связаны с ошибками в опознавании цели. Героем двух подобных историй стал английский линкор «Нельсон» (HMS Nelson), который дважды был «торпедирован» немецкими подлодками.

Линейный корабль «Нельсон» и его собрат «Родней» обладали уникальным узнаваемым силуэтом — три орудийные башни главного калибра размещались перед надстройкой. Корабль оставался в строю с 1930 по 1948 гг.

Ошибка в радиограмме

5 декабря 1939 из Киля вышла в море подводная лодка U 23 (тип IIB) под командованием капитан-лейтенанта Отто Кречмера (Otto Kretschmer), получившая задание действовать против судоходства в районе северо-восточного побережья Шотландии и у Шетландских островов. 7 декабря в 23:26 при смене позиции лодка обнаружила и атаковала конвой из четырёх судов, но торпеды прошли мимо целей. Успеха Кречмер добился спустя полчаса, атаковав и потопив одиночный пароход «Скотия» (Scotia, 2400 тонн), шедший под флагом нейтральной Дании.

Спустя четыре дня произошёл любопытный казус. Ночью 12 декабря U 23, находясь у Шетландских островов, в 02:08 выпустила поочерёдно две торпеды в эсминец, который стоял на якоре в проливе Йелл-Саунд. Одна из торпед взорвалась, и в воздухе вырос высокий столб пламени. На лодке решили, что торпедировали корабль, о чём доложили в штаб. Однако никаких потерь в эсминцах британцы в этот день в этом районе не понесли, а торпеды, вероятнее всего, попали в скалу, которую в темноте на U 23 приняли за военный корабль.

Подводная лодка U 23 попала в объектив фотографа в довоенное время, о чем свидетельствует крупный номер на рубке — с началом боевых действий он был закрашен

Канадский исследователь Теренс Робертсон в своей книге-биографии Отто Кречмера рассказывает забавную историю: когда Кречмер понял свою ошибку, то послал в штаб юмористический доклад:

«Торпедировали скалу. Не затонула». Это имело определённые последствия, когда U 23 вернулась на базу:

«Вернувшись в Киль, они узнали, что U 23 провела в море больше времени, чем любая другая лодка их флотилии. Явившись на борт плавбазы с докладом, Кречмер с удивлением обнаружил, что все без исключения рады его успехам. Поскольку сам он был весьма недоволен своими промахами, всеобщие восторги его не порадовали. Он удивился еще больше, когда сам Дёниц потребовал от него подробнейший рапорт обо всех действиях во время похода. Ознакомившись с рапортом, Дёниц послал за Кречмером и поинтересовался, по какой причине тот умолчал в рапорте о торпедной атаке на «Нельсон».

– «Нельсон»? – совершенно искренне изумился Кречмер. – Но я не торпедировал «Нельсон»! Я его даже не видел!

– Что? – завопил Дёниц. Он позвонил начальнику связи и приказал немедленно доставить ему отчет о последнем походе U 23. – Вот! – воскликнул он и указал нужное место в бумаге. – Читайте, что здесь написано!

Все еще недоумевая, Кречмер прочитал сообщение: «Нельсон» торпедирован, но не затонул». Ему потребовалось несколько секунд, чтобы осознать ошибку. Дело в том, что скала по-немецки «Felsen». Где-то при расшифровке радиограммы оно трансформировалось в «Nelson».

Дёниц сел.

– Скала, – пробормотал он, словно беседуя с самим собой. – Значит, все дело в том, что вы атаковали скалу. – Через минуту он весь сотрясался от хохота. – Ох, Кречмер, знал бы ты, о чем я сейчас думаю. Кажется, у нас обоих нет повода для веселья. Представь себе на минуту лицо Геббельса, когда он об этом узнает.

Дёниц взял телефонную трубку и попросил соединить с министерством пропаганды в Берлине. Затем он обернулся к Кречмеру:

– Хорошо, иди. Я прослежу, чтобы сегодняшнюю передачу отменили. Они собирались поинтересоваться у Черчилля, где сейчас «Нельсон». Не нужно обладать сильно развитым воображением, чтобы догадаться, какой ответ дал бы английский премьер».

Для Кречмера случай со скалой закончился каламбуром, но история имеет свойство повторяться, и казус с «Нельсоном» получил продолжение. Правда, в этот раз героем, торпедировавшим британский линкор, стал уже другой будущий немецкий ас.

Эскадра из камня

13 января 1940 года из Вильгельмсхафена вышла в поход подлодка U 25 (тип IA) под командованием капитан-лейтенанта Виктора Шютце (Viktor Schütze). Командир лодки получил приказ выйти в Атлантику, обогнув Британские острова с севера, и, добравшись до Бискайского залива, начать патрулирование подходов к нему. Начало похода было удачным – днём 17 января U 25 потопила два судна: британское «Ползелла» (Polzella, 4751 тонна) и норвежское «Энид» (Enid, 1140 тонн).

Погрузка торпеды в носовой отсек подводной лодки U 25

Записав на свой счёт почти 6000 тонн, на следующий день Шютце продолжил охоту. Находясь к северу от Гебридских островов, U 25 встретила затемнённое судно, шедшее в охранении сторожевика. Лодка вышла в атаку и в течение получаса произвела три одиночных торпедных залпа. Первая и третья торпеды попали в цель, и через 27 минут после второго попадания судно затонуло. За это время эскорт успел подобрать его экипаж из воды, после чего, обнаружив субмарину в надводном положении, загнал её под воду артогнём и сбросил вдогонку глубинные бомбы. Но судьба благоволила Шютце, и U 25 благополучно ушла от преследователя. Потопленным судном оказалась шведское «Пайяла» (Pajala, 6873 тонны), которое в сопровождении британского траулера ПЛО шло в Керкуолл для досмотра на предмет контрабанды.

К вечеру 18 января лодка находилась к северу от Шотландии у острова Сула Сгейр. В 19:12, находясь на небольшом расстоянии от этого острова, Шютце заметил тени двух больших кораблей, идущих в кильватерной колонне. На лодке идентифицировали их как линкоры. В 19:20 Шютце с расстояния в 1200 метров выпустил торпеду в самый большой корабль, который опознал как линкор «Нельсон», но промахнулся. Лодка сделала разворот для того, чтобы атаковать цель из кормовых аппаратов, но в этот момент, сблизившись, Шютце отчётливо увидел – то, что он принял за корабли, на самом деле оказалось скалами! В журнале боевых действий U 25 Шютце с раздражением отметил: «Это Сула Сгейр – скала, в которую я не смог попасть из-за слишком большого расстояния!»

При большом желании скалы острова Сула Сгейр вполне можно принять за вражескую эскадру

Недовольство командира лодки вполне объяснимо. Досада Шютце заключалась в том, что он не только потратил драгоценную торпеду впустую, но и даже не смог попасть в скалу, которую принял за вражеский линкор. Командир U 25 был крайне недоволен собой, но в штаб о своей атаке «военного корабля противника» докладывать не стал.

Возможно, Шютце не обладал таким чувством юмора, как Кречмер, или же знал об истории, приключившейся ранее с U 23, поэтому не захотел выставить себя на посмешище. Если в случае с U 23 Кречмер был уверен, что атакует эсминец, то Шютце повысил статус шотландских скал до уровня линкора. Правда, командир U 25 лишил доктора Геббельса возможности протрубить о торпедировании британского линкора, вовремя заметив свою ошибку.

Неудачники мнимых атак на «Нельсон» — командир U 23 капитан-лейтенант Отто Кречмер и командир U 25 капитан-лейтенант Виктор Шютце

Стоит отметить, что настоящий «Нельсон» тоже не избежал атак немецких подлодок. Рано утром 30 октября 1939 года западнее Оркнейских островов U 56 капитан-лейтенанта Вильгельма Цана (Wilhelm Zahn) атаковала британскую эскадру в составе линейного крейсера «Худ» (HMS Hood), линкоров «Родней» (HMS Rodney) и «Нельсон», а также 10 эсминцев. Цан выпустил по «Нельсону» три торпеды, но испытал жестокое разочарование – на лодке слышали звук металлического удара, который приняли за попадание несработавших торпед в корабль. По непроверенной информации, на «Нельсоне» в тот момент находился весь цвет британского флота: командующий флотом Метрополии адмирал сэр Чарльз Форбс, Первый морской лорд сэр Дадли Паунд, Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль. Но если в тот день судьба благоволила «Нельсону», то спустя месяц она от него отвернулась. 4 декабря 1939 года линкор получил тяжёлые повреждения, подорвавшись на мине, установленной немецкой лодкой U 31 на входе в залив Лох-Эве. Ущерб от взрыва оказался настолько серьёзным, что корабль был вынужден пройти полугодовой ремонт в Портсмуте и вернулся в строй только 8 июня 1940 года.

* * *

Если провести аналогию обоих случаев ошибочных атак с настоящей охотой на зверя, то, вероятно, не один охотник на хищника стрелял в тайге в колоду или пень, принимая их за тигра или медведя. Гораздо хуже, пожалуй, когда за пень, наоборот, принимают тигра или медведя. Стоит отметить, что для Шютце и Кречмера всё закончилось благополучно, но если бы за скалы были приняты настоящие корабли, то повода для шуток у подводников в не было бы.

Первый вахтофицер U 23 Адальберт Шнее курит трубку на мостике лодки

Любопытным фактом представляется то, что практически все главные участники этих событий впоследствии стали известными подводниками. Кречмер и Шютце вошли в пятёрку лучших немецких подводных асов Второй мировой. Их вахтенные офицеры Адальберт Шнее (Adalbert Schnee), Айтель-Фридрих Кентрат (Eitel-Friedrich Kentrat) и Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (Hans-Dietrich von Tiesenhausen), став командирами подлодок, также стали асами, а последнему даже удалось торпедировать и потопить настоящий линкор. 25 ноября 1941 года торпеды U 331 капитан-лейтенанта фон Тизенгаузена отправили на дно Средиземного моря британский линейный корабль «Бархэм». Но сначала были скалы…


Список источников и литературы:

  1. Робертсон Т. Подводный ас Третьего рейха. – М.: Центрполиграф, 2009
  2. Berr R. Das Kriegstagebuch der U-Bootwaffe (http://www.ubootwaffe.net)
  3. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 1. Norderstedt
  4. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3. – Verlag E.S. Mittler & Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
  5. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  6. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996

warspot.ru

Исторические зарисовки. Линкоры «Нельсон» и «Родней»

HMS Nelson, 1930-е годы

Всем доброго времени суток! Этой статьей мы открываем новый подраздел «исторической» части сайта, в котором, в отличие от предыдущих, относительно полноформатных статей, будут публиковаться, своего рода, «заметки на полях» – короткие статьи о разных кораблях и исторических событиях.

И сегодня мы поговорим о паре британских «башмаков» – «Нельсоне» и «Родни» («Роднее»). Первый из них недавно стал очередным премиум-кораблем в нашей игре. И поговорим мы о них по схеме: что хотели – что получили – а пригодилось ли оно на войне?

Что хотели? Вообще-то в 1920 году британцы хотели 48000-тонный линейный крейсер с 16-дюймовой артиллерией, который бы мог убивать строившиеся тогда же японский «Амаги» и американский «Лексингтон». Корабль выходил довольно необычный – вся его артиллерия ГК была сосредоточена в средней части корпуса, в то время как ЭУ смещена в корму (проект линейного крейсера G-3). Но тут случилась Вашингтонская конференция и «концепция изменилась» (с) – нужно было вписываться в договорные 35000 т и скорость 23 узла. И ориентирами теперь служили японский «Нагато» и американский «Мэриленд» – суровые, но простые ребята с 406-мм артиллерией, но довольно умеренной скоростью хода. О том, что «Нагато» и его братец «Муцу» способны ходить аж на 26,5 узлах японцы скромно «забыли» похвастаться и во всем мире этим линкорам приписывались скромные 23 узла.

Что же получилось? Не будь у англичан готового проекта линейного крейсера G-3, скорее всего они бы не ударились в конструкторский экстремизм и создали нечто классическое, с двух- или трехорудийными башнями ГК в оконечностях и традиционным силуэтом, по типу Королев или пары «Re». Но готовые синьки с G-3 жгли руки и как бы намекали: «воспользуйтесь нами, воспользуйтесь нами». И англичане таки воспользовались ими, создав корабль, глядя на который сомнения в том, что они, англичане (то есть, по сути, те же германцы, только говорят на ином языке) отпадают, и сумрачный тевтонский гений им не чужд. Но именно гений. Потому как то, что получилось, вызывало массовые самоубийства эстетов и восхищение технократов.

HMS Nelson, 1935 год, Спитхедский рейд, на переднем плане – модель HMS Victory в масштабе 1:4

HMS Nelson, 1943 год, Мальта

Необычный силуэт со сгруппированными в средней части корпуса башнями смотрелся дико, но это решение позволило придать подводной части корпуса столь совершенные обводы, что для достижения контрактного 23 узлового хода требовалась мощность всего 45000 л.с., в то время как для заметно меньшей «Куин Элизабет» – 56000 л.с. Да, автор в курсе, что на испытаниях Елизаветы несколько превысили проектные данные, и скорость 23 узла они достигали при меньшей мощности, но все равно большей, чем 45000 л.с. Да и «Нельсон» с «Роднеем» на испытаниях дали жару, при оговоренных 45000 превысив контрактную скорость на 0,5 и 0,8 узла соответственно. «Елизаветам», чтобы достичь такого результата требовалась мощность уже свыше 56000 л.с.

Можно конечно критиковать сам факт контрактной скорости «всего» в 23 узла, но во-первых, из линкоров тогда быстрее никто не ходил (напомним, что про «Нагато» японцы скрытничали, коварные азиаты), а во-вторых, какой смысл строить два линкора, а больше по тому же Вашингтонскому соглашению англичане в ближайшее время все равно построить не рассчитывали, со скоростью выше 23 узлов, если остальные линкоры флота развивают именно 23 узла. «Елизаветы» после наделки булей стали несколько тихоходнее, а «Роял Соверены» вообще больше 21 не развивали. Так смысл рвать машины? Лучше вложиться в броню. Что и было сделано.

А вот с артиллерией ГК этим кораблям не повезло, и пришлось потратить много времени и вполне серьезные деньги, что бы избавить пушки «Роднеев» от детских болезней, хотя до конца «вылечить» их так и не удалось. Но тут претензии скорее к британским оружейникам.

Можно было бы еще поговорить про особенности ЭУ, но так можно совсем в дебри уползти, да и в целом это – непринципиально.

HMS Nelson, 1942 год

А теперь попытаемся понять, насколько «Родней» и «Нельсон» соответствовали реалиям Второй мировой войны на море. Увы, всё указывает на то, что эти корабли, олицетворение морской мощи Британии в предвоенный период, безнадежно устарели. Смотрите сами – они создавались для действия в составе линейной эскадры в каком-нибудь новом Ютланде, где противником выступают такие же сильно забронированные, но довольно неторопливые линкоры. А что же произошло на самом деле? На протяжении первых месяцев войны, пока еще не вступили в строй новейшие линкоры типа «Кинг Джордж V», «Нельсон» и «Родней» безуспешно метались по Северному морю в тщетных попытках перехватить германские рейдеры, в роли которых выступали «карманные линкоры» и «Шарнхорст» с «Гнейзенау». Именно охота за рейдерами, угрожающими морским коммуникациям стала основной задачей английских линкоров в Атлантике. И вот на эту роль наша парочка не подходила от слова совсем. Успех «Роднея» в бою с «Бисмарком» далеко не показателен. Да, английский линкор смог продемонстрировать свою подавляющую огневую мощь… Но к этому моменту противник был уже стреножен да и не мог эффективно отвечать. В этих условиях себя не хуже проявил бы и какой-нибудь «Роял Соверен». А вот встреться «Родней» с «Бисмарком» на пару дней раньше, когда последний еще не получил фатальной торпеды под рули, а «разошлись» они буквально в паре десятков миль, немец просто воспользовался бы преимуществом в скорости и оторвался. С 99% уверенностью можно предположить, что бой бы он не принял – задачи рейдерства uber alles.

Вот и служили Родней и Нельсон в роли эскортных линкоров, сопровождая особо ценные конвои, а с рейдерами боролись те, кто «мог»: «Кинги» да линейные крейсера.

Конечно, лучше было бы, если в памятном 1922 году для постройки выбрали один из промежуточных проектов F: или F-2 или F-3, с 381-мм артиллерией и 28-30 узловой скоростью. Но чтобы остановиться на таком варианте, в структуре Адмиралтейства должен был иметься Департамент предсказаний во главе с Мерлиным…

HMS Rodney

Автор статьи и оригинального рисунка А.В. Дашьян. Публикуется с разрешения автора, с небольшими изменениями.

Facebook

Вконтакте

Google+

Twitter

Мой мир

Автор публикации

Комментарии: 520Публикации: 55Регистрация: 07-11-2016

ships-not-tanks.ru

Исторические зарисовки. Линкоры «Нельсон» и «Родней»

HMS Nelson, 1930-е годы

Всем доброго времени суток! Этой статьей мы открываем новый подраздел «исторической» части сайта, в котором, в отличие от предыдущих, относительно полноформатных статей, будут публиковаться, своего рода, «заметки на полях» — короткие статьи о разных кораблях и исторических событиях.

И сегодня мы поговорим о паре британских «башмаков» – «Нельсоне» и «Родни» («Роднее»). Первый из них недавно стал очередным премиум-кораблем в нашей игре. И поговорим мы о них по схеме: что хотели – что получили – а пригодилось ли оно на войне?

Что хотели? Вообще-то в 1920 году британцы хотели 48000-тонный линейный крейсер с 16-дюймовой артиллерией, который бы мог убивать строившиеся тогда же японский «Амаги» и американский «Лексингтон». Корабль выходил довольно необычный – вся его артиллерия ГК была сосредоточена в средней части корпуса, в то время как ЭУ смещена в корму (проект линейного крейсера G-3). Но тут случилась Вашингтонская конференция и «концепция изменилась» (с) – нужно было вписываться в договорные 35000 т и скорость 23 узла. И ориентирами теперь служили японский «Нагато» и американский «Мэриленд» – суровые, но простые ребята с 406-мм артиллерией, но довольно умеренной скоростью хода. О том, что «Нагато» и его братец «Муцу» способны ходить аж на 26,5 узлах японцы скромно «забыли» похвастаться и во всем мире этим линкорам приписывались скромные 23 узла.

Что же получилось? Не будь у англичан готового проекта линейного крейсера G-3, скорее всего они бы не ударились в конструкторский экстремизм и создали нечто классическое, с двух- или трехорудийными башнями ГК в оконечностях и традиционным силуэтом, по типу Королев или пары «Re». Но готовые синьки с G-3 жгли руки и как бы намекали: «воспользуйтесь нами, воспользуйтесь нами». И англичане таки воспользовались ими, создав корабль, глядя на который сомнения в том, что они, англичане (то есть, по сути, те же германцы, только говорят на ином языке) отпадают, и сумрачный тевтонский гений им не чужд. Но именно гений. Потому как то, что получилось, вызывало массовые самоубийства эстетов и восхищение технократов.

HMS Nelson, 1935 год, Спитхедский рейд, на переднем плане — модель HMS Victory в масштабе 1:4

HMS Nelson, 1943 год, Мальта

Необычный силуэт со сгруппированными в средней части корпуса башнями смотрелся дико, но это решение позволило придать подводной части корпуса столь совершенные обводы, что для достижения контрактного 23 узлового хода требовалась мощность всего 45000 л.с., в то время как для заметно меньшей «Куин Элизабет» – 56000 л.с. Да, автор в курсе, что на испытаниях Елизаветы несколько превысили проектные данные, и скорость 23 узла они достигали при меньшей мощности, но все равно большей, чем 45000 л.с. Да и «Нельсон» с «Роднеем» на испытаниях дали жару, при оговоренных 45000 превысив контрактную скорость на 0,5 и 0,8 узла соответственно. «Елизаветам», чтобы достичь такого результата требовалась мощность уже свыше 56000 л.с.

Можно конечно критиковать сам факт контрактной скорости «всего» в 23 узла, но во-первых, из линкоров тогда быстрее никто не ходил (напомним, что про «Нагато» японцы скрытничали, коварные азиаты), а во-вторых, какой смысл строить два линкора, а больше по тому же Вашингтонскому соглашению англичане в ближайшее время все равно построить не рассчитывали, со скоростью выше 23 узлов, если остальные линкоры флота развивают именно 23 узла. «Елизаветы» после наделки булей стали несколько тихоходнее, а «Роял Соверены» вообще больше 21 не развивали. Так смысл рвать машины? Лучше вложиться в броню. Что и было сделано.

А вот с артиллерией ГК этим кораблям не повезло, и пришлось потратить много времени и вполне серьезные деньги, что бы избавить пушки «Роднеев» от детских болезней, хотя до конца «вылечить» их так и не удалось. Но тут претензии скорее к британским оружейникам.

Можно было бы еще поговорить про особенности ЭУ, но так можно совсем в дебри уползти, да и в целом это — непринципиально.

HMS Nelson, 1942 год

А теперь попытаемся понять, насколько «Родней» и «Нельсон» соответствовали реалиям Второй мировой войны на море. Увы, всё указывает на то, что эти корабли, олицетворение морской мощи Британии в предвоенный период, безнадежно устарели. Смотрите сами – они создавались для действия в составе линейной эскадры в каком-нибудь новом Ютланде, где противником выступают такие же сильно забронированные, но довольно неторопливые линкоры. А что же произошло на самом деле? На протяжении первых месяцев войны, пока еще не вступили в строй новейшие линкоры типа «Кинг Джордж V», «Нельсон» и «Родней» безуспешно метались по Северному морю в тщетных попытках перехватить германские рейдеры, в роли которых выступали «карманные линкоры» и «Шарнхорст» с «Гнейзенау». Именно охота за рейдерами, угрожающими морским коммуникациям стала основной задачей английских линкоров в Атлантике. И вот на эту роль наша парочка не подходила от слова совсем. Успех «Роднея» в бою с «Бисмарком» далеко не показателен. Да, английский линкор смог продемонстрировать свою подавляющую огневую мощь… Но к этому моменту противник был уже стреножен да и не мог эффективно отвечать. В этих условиях себя не хуже проявил бы и какой-нибудь «Роял Соверен». А вот встреться «Родней» с «Бисмарком» на пару дней раньше, когда последний еще не получил фатальной торпеды под рули, а «разошлись» они буквально в паре десятков миль, немец просто воспользовался бы преимуществом в скорости и оторвался. С 99% уверенностью можно предположить, что бой бы он не принял – задачи рейдерства uber alles.

Вот и служили Родней и Нельсон в роли эскортных линкоров, сопровождая особо ценные конвои, а с рейдерами боролись те, кто «мог»: «Кинги» да линейные крейсера.

Конечно, лучше было бы, если в памятном 1922 году для постройки выбрали один из промежуточных проектов F: или F-2 или F-3, с 381-мм артиллерией и 28-30 узловой скоростью. Но чтобы остановиться на таком варианте, в структуре Адмиралтейства должен был иметься Департамент предсказаний во главе с Мерлиным…

HMS Rodney

Автор статьи и оригинального рисунка А.В. Дашьян. Публикуется с разрешения автора, с небольшими изменениями.

new.ships-not-tanks.ru

Линкор Nelson-класса • ru.knowledgr.com

Класс Нельсона был классом двух линкоров (и) британского Королевского флота, построенного вскоре после, и в соответствии с, Вашингтон Военно-морское Соглашение 1922. Они были единственными британскими линкорами, построенными между (заказанный в 1913) и, заказанный в 1936.

Суда назвали в честь известных британских адмиралов: Джордж Бриджес Родни, 1-й Бэрон Родни Сражения Мыса Св. Винсент и Горацио Нельсон, 1-й виконт Нельсон Сражений Нила и Trafalgar.

Чтобы выполнить ограничения Вашингтонского соглашения, эти суда имели необычный дизайн со многими новыми особенностями. Они часто упоминаются как первые линкоры соглашения. Nelsons были уникальны в британском строительстве линкора, будучи единственными судами, чтобы носить главное вооружение девяти оружия. Они были все продвинуты.

Уполномоченный в 1927–29, Nelsons служил экстенсивно в Атлантике, Средиземноморье и индийских океанах во время Второй мировой войны. был сделан известным ее очень важной ролью в понижении в мае 1941. Во время того сражения Rodneys девяти главному оружию приписали приблизительно 100 — 130 хитов на немецком линкоре, таким образом будучи в основном ответственным за полное выведение из строя Bismarcks четыре главных орудийных башни и разрушение ее надстройки, до ее понижения.

Нельсон участвовал в бомбардировке целей в северной Франции в течение и после нападения Нормандии. В частности во время Каннской кампании ей приписали разрушение группы из пяти баков Тайгера, которые рисковали хорошо в красную зону, определенную немецкой командой, которая была расположена в линии максимального модельного ряда союзнических линкоров (40 км. от Побережья)

Два судна класса пережили войну, но были пересмотрены в 1948–49 наряду с почти всеми другими британскими линкорами кроме.

История и дизайн

Сражение Ютландии показало ценность огневой мощи и защиты по скорости и маневренности.

Следующее поколение британских военных кораблей включило этот урок. После Первой мировой войны Адмиралтейство составило планы относительно крупных, в большой степени бронированных линейных крейсеров и линкоров, намного больше и более сильных, чем все предыдущие суда. Линейные крейсеры G3-класса несли бы оружие на борту, и предложенные линкоры N3-класса будут нести девять оружия на борту и были бы самыми мощными судами на плаву. Королевский флот планировал считать свое превосходство в растущей гонке вооружений, несмотря на большие военные корабли запланированным в Японии и Соединенных Штатах.

Развитие было резко сокращено Вашингтоном Военно-морское Соглашение 1922, который остановил гонку вооружений. Четыре линейных крейсера, которые были заказаны, были отменены. Часть приобретенного материала позже использовалась бы в Нельсоне и Родни. Соглашение ограничило линкоры всех стран 35 000-тонным и 16-дюймовым оружием. Британцы успешно гарантировали что определение максимального смещения – стандартного смещения – исключенный и топливо и подача воды котла. Они утверждали, что необходимость защитить широко распространенную Британскую империю означала, что их суда должны были нести больше на борту из обоих, и они не должны быть оштрафованы по сравнению со странами, такими как Япония, Франция и Италия, которая работала обычно намного ближе на их основные базы. В результате заполненная водой внутренняя выпуклость антиторпеды могла быть включена, который не способствовал «сухим» (стандартным) весам и поэтому не превышал пределы смещения соглашения.

Пределы соглашения неизбежно привели к компромиссам в дизайне двух новых судов, и получающийся класс Нельсона пожертвовал установленной властью (и следовательно скорость) чтобы они быть хорошо вооруженным и защищенным. Они часто упоминались как класс «Вишни», потому что они были «сокращены Вашингтоном». Потребность ограничить смещение привела к радикальному новому дизайну военного корабля, оттянутому из ‘G3’ и проектов ‘N3’ Юстаса Теннисона д’Эинкура, директора по Военно-морскому Строительству с 1912 до 1924. Чтобы уменьшить вес брони, главные орудийные башни были установлены весь форвард, сократив необходимую бронированную длину цитадели. У ‘G3’ и ‘N3’ было два форварда башенок моста с третьим между мостом и надстройкой труб/в кормовой части. Однако, в Nelsons, это было взято далее, и все три были перед мостом; Гора ‘Б’, суперстреляющая по, с ‘X’ башенка на fo’c’sle палубе позади ‘B’, и поэтому неспособный стрелять непосредственно вперед или в кормовой части. ‘X’ башенка иногда упоминается как башенка ‘C’, и у одного альтернативного дизайна, ‘O3’, был он суперстреляющий по обоим & башенки ‘B’. Вторичное оружие было помещено в полностью вложенные управляемые директорами башенки на главном уровне палубы и было сгруппировано в кормовой части – другой инновационный элемент, взятый от дизайна G3 и N3.

Оборудование было по необходимости ограничено в весе, размере и установленной власти, и было только две шахты с довольно большими винтами. У всех предыдущих британских линкоров с тех пор 1906 было четыре винта также, как и все британские классы линкора после Нельсона. Чтобы газы гриппа держаться в стороне от надстройки, котельные были перемещены позади машинных отделений, исчерпывающих в единственную трубу. Эта ориентация также уменьшила полную длину бронированной цитадели. Как контрмера к ограниченной власти, корпус имел очень эффективную гидродинамическую форму, чтобы достигнуть самой лучшей скорости.

Броня

Вес брони был также уменьшен при помощи внутреннего, наклоненного пояса брони, наклонного направленный наружу в 72 градусах вертикально, толстый по главным журналам и положениям контроля к по оборудованию и 6-дюймовым магазинам оружия. Наклон увеличил относительную толщину пояса к погружающемуся снаряду. Заполненные водой отделения, окруженные заполненными воздухом, сформированная внутренняя выпуклость торпеды, которая была приспособлена между броней и внешним корпусом судна, которое не было бронировано. Внешняя металлизация корпуса предназначалась, чтобы начать взрыв раковин, которые тогда взорвутся вне брони. Эти инновации обошлись без внешней выпуклости торпеды, которая иначе уменьшит скорость судов, должных тянуться. Схема брони имела «все или ничего» принцип; области были или хорошо защищены, с фронта барбета назад к после 6-дюймовых башенок, или не были защищены вообще, избавившись от многократной промежуточной толщины брони, замеченной в более старых проектах. Впервые у британского линкора была единственная, толстая бронированная палуба, чтобы защитить от погружения снарядов и начатых самолетом бомб, с броней по корме, обоим сверху 0.5 в (12,7-миллиметровой) металлизации палубы. Главные башенки Нецементировали (NC) броню на лицах, на сторонах, на крыше и на задней части с приблизительно барбетами. У вторичных башенок, однако, был только NC повсюду вокруг более чем 0,5 в (12,7-миллиметровых) пластинах строительной стали.

Надстройка

Большая надстройка, которая была восьмиугольной в плане, была известна его команде как «Octopoidal» и иногда упоминалась как «Особняки королевы Энн» из-за его подобия 14-этажному кирпичному жилищному строительству, названному Особняками королевы Энн напротив станции метро Парка Св. Джеймса Лондона. Надстройка предоставила просторные, защищенные от непогоды рабочие помещения чиновникам навигации, и любые адмиралы загрузились. Этот инновационный дизайн моста был впоследствии скопирован французами в линкорах класса Дюнкерка, как была все-передовая главная ориентация вооружения, особенности, которые были оба повторены в проектах класса Ришелье. За исключением чрезвычайной боевой рубки в ее основе и trunking для главных директоров оружия повысился на вершине, надстройка была слегка бронирована против осколков только, чтобы спасти вес. Дополнительные экономящие вес меры по дизайну включали использование легких материалов, таких как алюминий для получения дополнительной информации и ель вместо тика для настила палубы, хотя впоследствии, палубы тика были приспособлены в конце 1920-х, после опасений, что суда не могли запустить полную широкую поверхность, не нанося структурный ущерб палубам.

Класс Нельсона был революционером, но поставил под угрозу дизайн, и неудивительно были недостатки. Местоположение надстройки к строгим вызванным проблемам маневренности в сильных ветрах, особенно двигаясь на низких скоростях, где надстройка постоянно действовала несколько как парус mizzen набор, вызывая суда к «флюгеру», но согласно капитану Т.Х. Бинни, «если это учтено, ни с какими реальными трудностями нельзя столкнуться ни при каких обстоятельствах». Это было потенциально проблемой в переполненных гаванях и сделало суда несколько трудными состыковаться и загрузиться, хотя эта проблема никогда не приводила к основному инциденту. Т.Х. Бинни, капитан Нельсона в конце двадцатых и позже адмирал в Королевском флоте также заявил «На ранних стадиях первой комиссии судна, было общее неправильное представление, что класс Нельсона был неловким и трудным маневрировать. И мой предшественник и я (так), однако, очень скоро обнаружили, что это мнение было полностью ошибочно! В спокойную погоду возможности маневрирования судна никоим образом не низшие, и во многих отношениях выше тех из Королевы Елизаветы или Мести». Их могло также быть неудобно вывести, двигаясь на корме. Это было приписано судам, имеющим одноцентровой руководящий принцип, который был вне гонки пропеллера двойных винтов. В море, однако, они, как сообщали, обращались хорошо со сравнительно маленьким Тактическим Диаметром (превращение круга) особенно, когда превращающийся в ветер, согласно CMDR Лейтенанта Galfrey Gatacre БЕЖАЛ (позже Контр-адмирал), кто служил в 1941-2 Навигатором и для Нельсона и впоследствии для Родни. Он не сообщил ни о какой трудности в навигации ни одного судна через запанные ворота в Скапа-Флоу. Нельсон и Родни были единственными линкорами, чтобы никогда не ударить судно запанных ворот, когда они прошли через Звук Hoxa.

Вооружение

Их главное вооружение девяти оружия было установлено в трехместных башенках, единственные линкоры RN, разработанные этим способом. Само оружие отклонилось от стандартных британских проектов. Где предыдущий оружие RN запустило тяжелые раковины в умеренную скорость, оружие Нельсона следовало за немецкой практикой более легкой раковины в более высокой скорости. Это изменение в директоре Военно-морской политики Артиллерии происходило из-за британского тестирования отданной немецкой почтовой Первой мировой войны оборудования, хотя намного позже, последующее тестирование оказалось противоречащим. Попробовали две различных стреляющих ставки, и для когда-то была смесь типов барреля в различных башенках, даже иногда в той же самой башенке. Оружие перенесло значительное изнашивание барреля и имело довольно большой образец дисперсии, главным образом, благодаря различному riflings, который имел каждый баррель, поскольку они были обновлены по их продолжительности жизни. Чтобы дать компенсацию за скорости морды изнашивания барреля были уменьшены, и более тяжелую (более длинную) раковину попробовали, чтобы возместить это; но затраты на производство новых раковин, изменяя оборудование обработки и хранения раковины прибыли в то время, когда RN финансирование был в большой степени уменьшен. Тем не менее, это оружие, как обычно полагал RN, не было так же успешно как предыдущий BL 15 дюймов Марк I, хотя их считали более успешными, чем BL 14-дюймовый Марк, я соответствовал к последующим линкорам класса короля Георга V. Потребность уменьшить смещение привела к использованию трехместных башенок горы, у которых были ранние проблемы с боеприпасами обращающееся и загружающее оборудование. Также более тяжелый вес тройного против двойной башенки означал увеличенные усилия на подшипниках ролика когда обучение башенки. Это было решено объединением загруженных вертикальных, а также обычных горизонтальных подшипников ролика весны. Трехместная башенка горы оказалась, когда в октябре 1929 команда башенки с опытом двух лет зарядила и выстрелила 33 последовательных раунда благополучно. Объединение многого оборудования системы безопасности, достигнутого с более легкими материалами, означало, что сложное и относительно хрупкое оборудование должно было регулярно обслуживаться по целой жизни судов. Эти суда были оснащены HACS AA система управления огня и Знак Стола Контроля за Огнем Адмиралтейства I для поверхностного контроля за огнем главного вооружения.

Наконец, взрыв оружия разрушил некоторых чиновников на мосту до такой степени, что оружию ‘X’ башенка обычно мешали стрелять на корме луча в высоких возвышениях 40 градусов во время увольнения практики мирного времени. Приспосабливание умеренного стакана в окнах моста попробовали, но взрыв оружия разрушил некоторых из них и заполнил мост летающими обломками. Большое усилие было израсходовано в исправлении этой проблемы, и установка защитных выступов ниже окон моста оказалась успешной. Взрыв был также проблемой в другом месте; Д.К. Браун говорит о тесте, стреляющем, который был приостановлен, когда наблюдатель DNC Х.С. Пенджелли, который был ниже foredeck, сообщил о ярко-красной вспышке после увольнения всего оружия в башенке. Это, как позже обнаруживали, было вызвано сотрясением глазных яблок наблюдателей.

В заключительной фазе действия против Бисмарка Родни запустил две торпеды из ее прибрежной трубы и требовал хита того. Согласно Людовику Кеннеди, «если это правда, [это] единственный случай в истории одного линкора, торпедирующего другого». Ранее в этом том же самом действии трубе правого борта зажали ее дверь водовода как результат попадания от одного из ранних поводов Бисмарка. 27 сентября 1941 станция торпеды порта Нельсона почти, оказалось, была ответственностью, когда запущенная в воздухе 18-дюймовая торпеда итальянца продырявила отделение позади комнаты корпуса торпеды, вызывающей 3 750 тонн воды войти в судно. После этого способность торпеды Нельсона, как говорила одна ссылка, была удалена, хотя согласно другому, торпедные аппараты были все еще сохранены в обоих судах в 1945.

Резюме

Из-за их необычного силуэта НА СЛУЖБЕ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Нельсона и ее сестру Родни саркастически назвали Nelsol и Rodnol рейтинги Королевского флота, который никогда не служил в этих судах – их проблемы маневренности и единственно направленные силуэты напомнили морским мужчинам нефтяных танкеров и серии быстроходных нефтяников, которые были построены во время Первой мировой войны, имеющей имена, заканчивающиеся в «ol».

Был давний слух, что суда не могли запустить полную широкую поверхность без риска структурного повреждения. Это было опровергнуто во время действия против немецкого линкора Бисмарк, где Родни смог стрелять вверх 40 широких поверхностей (380 раковин) без главного структурного повреждения кроме к настилу палубы и верхним деталям палубы, хотя повреждение деталей изолятора, переборок разделения, унитазов и устанавливающий вертикально в баке было обширно. Фактически каждая лампочка в передовой секции была разрушена также. Несмотря на ироническую критику, направленную на этот класс линкора некоторыми СМИ и некоторыми матросами после их дебюта, военно-морской историк Энтони Престон написал в 1981, что они были ‘Обоснованно задуманными судами, отражающими весь с трудом завоеванный опыт Первой мировой войны’ и что ‘они, оказалось, были очень хорошо защищены и хорошо разработанные суда.

Обслуживание

К концу войны Родни видел трудное использование без любого значительного ремонта или ремонт и был утомлен, особенно ее оборудование. Нельсон был переоборудован в Соединенных Штатах в конце 1944 и был в достаточно хорошем состоянии служить в послевоенном флоте включая короткий период как флагман Домашнего Флота в конце 1945. Родни был пересмотрен в 1948 в Инверкитинге, не после s и s и Нельсона в 1949 после его использования в качестве цели бомбежки испытаний. «Согласно мемуарам Уинстона Черчилля, главная модернизация была обсуждена, чтобы позволить Нельсону служить в течение нескольких лет в послевоенном флоте, но никакие другие детали не выжили. В любом случае Нельсон был слишком медленным для современного флота, у которого не было пограничной роли для линкоров больше».

Суда

См. также

Примечания

  • Зигфрид Брейер, Линкоры и Линейные крейсеры 1905–1970 (Doubleday и Company, Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1973) (первоначально изданный на немецком языке как Schlachtschiffe und Schlachtkreuzer 1905–1970, Дж. Ф. Лехмэннс Верлэг, Мюнхен, 1970). Содержит различные рисунки линии судов в различных конфигурациях.
  • Р.А. Берт, британские линкоры 1919–1945 (Seaforth Publishing, Барнсли, Йоркшир, Великобритания, 1993 & 2012)
ISBN 978 1 84832 130 4
  • Дэвид Миллер, Иллюстрированный Справочник Военных кораблей С 1860 до Настоящего момента (Salamander Books Ltd, Гринвичские Выпуски, 3-й Эд, Лондон, 2004 стр 156–157) ISBN 0 86288 677 5
  • Контр-адмирал G.G.O Gatacre, сообщения о слушаниях 1921–1964 (Nautical Press & публикации, мужественные, NSW, Австралия, 1982) ISBN 0 949756 02 4
  • Энтони Престон и Джордж Пэлокзи-Хорвэт, Худшие Военные корабли В мире:: Неудачи и Последствия Военно-морского Проектирования и строительства, 1860 до настоящего момента (Conway Maritime Press, Лондон, Великобритания, 2000) ISBN 0 85177 754 6
  • Дэвид К. Браун, великий флот (Seaforth Publishing, Барнсли, Йоркшир, Великобритания, 2010)
ISBN 978 1 84832 085 7
  • Дэвид К. Браун, Нельсон к авангарду (Seaforth Publishing, Барнсли, Йоркшир, Великобритания, 2000)
ISBN 978 1 84832 149 6

Внешние ссылки


ru.knowledgr.com

Линкор «Нельсон»: история создания и службы

Образование 10 октября 2017

Линкор «Нельсон» – головной корабль серии, состоящей из двух единиц, построенный для ВМС Великобритании после Первой мировой войны. Судно получило уникальную компоновку – три башни основного калибра были установлены в передней части надстройки. Своим именем оно обязано легендарному адмиралу Нельсону. Линкор участвовал во Второй мировой войне. Ему довелось служить в Атлантике, Индийском океане и Средиземном море. Сегодня мы с вами познакомимся с историей создания и службы британского линкора «Нельсон», а также коротко рассмотрим его технические характеристики.

Предпосылки к созданию

Причиной создания линейного корабля (линкора) «Нельсон», фото которого знакомо всем любителям военных суден, стал Вашингтонский договор. Согласно ему, Великобритания получила разрешение на постройку двух кораблей с водоизмещением до 35 000 тонн и калибром до 406 миллиметров.

Когда закончилась Первая мировая война, англичане активно принялись за разработку новых линкоров и крейсеров, используя опыт, полученный в сражения с германским флотом. Так появился проект корабля G-3 с водоизмещением 48 000 тонн и калибром главных пушек 406 мм. В 1921 году проект постройки четырех таких суден был одобрен Адмиралтейством, однако Вашингтонский договор сделал невозможной его реализацию. Тогда и началась история линкора «Нельсон».

Проектирование

Конструкторам была поставлена непростая задача – сократив едва ли не на треть водоизмещение, сохранить мощь орудий. Создавать судно с меньшим калибром попросту не было смысла, так как США и Америка (основные оппоненты Великобритании в гонке морского вооружения) уже имели линкоры с большим калибром и приличной толщиной брони. Кроме того, опыт Ютландской битвы показал, что экономить на защите кораблей нельзя.

Проектирование началось в ноябре 1921 года под руководством сэра Юстаса Теннисона д’Эйнкурта. Чтобы ограничения по водоизмещению не сказались на мощности вооружения и брони, конструкторам пришлось пойти на ряд компромиссов: сократить длину бронепоясов, снизить мощность силовой установки, уменьшить количество вспомогательной артиллерии, а также провести оптимизацию, связанную прежде всего с внедрением новых материалов и решений по уменьшению веса корабля. Проектную скорость снизили до 23 узлов.

Чтобы сократить длину бронепоясов, конструкторам пришлось пойти на нестандартные меры, которые придали судну его неповторимый облик. В январе 1922 года был готов эскизный проект, а к 16 октября Адмиралтейство утвердило все чертежи и сопутствующие документы.

Видео по теме

Постройка и испытания

11 ноября 1922 года по результатам тендера заказ на строительство двух линкоров типа «Нельсон» получила верфь Armstrong Whitworth & Co Ltd, предложившая минимальную стоимость постройки. 28 декабря в Ньюкасле провели закладку нового судна. Линейный корабль «Нельсон» был спущен на воду 3 сентября 1925 года, а второе судно серии – спустя три месяца. Итоговая стоимость постройки корабля составила 7,5 млн фунтов стерлингов.

Весной 1927 года линкор «Нельсон» прошел испытания, а в августе того же года, он был принят заказчиком и пополнил состав Атлантического флота военно-морских сил Великобритании в статусе флагмана.

Корпус и броня

По сравнению с проектом судна G-3, длина линкора «Нельсон», фото которого выглядит относительно скромно, была уменьшена на 35 метров. Корпус получился широким, высоким и гладкопалубным, что негативно отразилось на его скорости, но улучшило прочность. Характерной особенностью этого судна стала восьмигранная башнеподобная надстройка. Для сокращения веса судна везде, где это было возможным, использовались максимально легкие материалы.

Схема бронирования линкора была унаследована от исходной модели, за исключением того, что некоторые элементы конструкции пришлось сделать тоньше, дабы уложиться в ограничения по тоннажу. Главный бронепояс высотой 3,95 метра размещался внутри корпуса на удалении (0,7-1,6 м) от обшивки под наклоном 18°. Толщина броневого пояса колебалась в зависимости от того, какой сектор он защищает, и составляла максимум 356 мм. Для линкора своего времени судно имело отличную броневую защиту и превосходило многих конкурентов.

Силовая установка и ходовые параметры

Энергетическая установка корабля состояла из двух турбин Brown-Curtis, суммарная мощность которых была равна 45 000 лошадиных сил, и восьми водотрубных котлов. Сокращение водоизмещения негативно сказалось на максимальной скорости судна, которая составила всего 23 узла. Как для линкора того времени, «Нельсон» был слишком тихоходным. Он отлично подходил для бомбардировок и сопровождения конвоев, но для встречи с противником в артиллерийском бою, ему требовалось, чтобы тот предварительно сбросил ход.

Все, кто служил на судне, оценивали его мореходность как хорошую. С маневренностью дела обстояли несколько хуже – при радиусе циркуляции в 613 м корабль, из-за высоких бортов, обладал внушительной парусностью. Эта особенность затрудняла не только маневрирование судна, но и его удержание на постоянном курсе при сильном ветре.

Вооружение

В качестве главного калибра были использованы 406-мм орудия модели Mk-I, которые по три штуки устанавливались в трех башнях. Орудия стали дальнейшим развитием используемых еще в 1910 году орудий калибром 343 мм. Боекомплект изначально включал в себя только бронебойные снаряды, а в 1940-х появились и фугасные.

Вспомогательное вооружение линкора было представлено 152-миллиметровыми орудиями BL Mk XXI, которые устанавливались попарно в шесть установок. Дополнительно могли использоваться зенитные 120-мм орудия.

Кроме того, корабль получил:

  1. Четыре 47-мм орудия QF Mk I.
  2. Восемь одиночных 40-мм орудий Vickers Mk II.
  3. Пять пулеметов MG.
  4. Восемнадцать пулеметов Lewis.

Корабль также имел два 622-мм подводных торпедных аппарата, боезапас каждого из которых составлял десяток торпед типа Mk-I.

Рассмотрев историю создания линкора «Нельсон» и его основные характеристики, переходим к истории службы этого судна.

Довоенное время

До 1940 года, когда в строй вступил линкор «Король Георг Пятый», «Нельсон» был флагманом Атлантического флота (Флот Метрополии с 1932 года) и представлял мощь великобританских ВМС. Корабль регулярно ходил в Средиземное море, иногда пересекал Атлантику и заходил в Карибский бассейн. А один раз, он даже прошел через Панамский канал в воды Тихого океана. В 1936 году, когда в Испании началась гражданская война, «Нельсон» поучаствовал в эвакуации беженцев из Гибралтара. В августе 1939 года кораблям Флота Метрополии был дан приказ сосредоточиться в базе военного времени в Скапа-Флоу.

Начало Второй мировой войны

На протяжении первого месяца войны тяжелые суда Флота Метрополии применялись для морской блокады Германии. К октябрю 1939 года в Северном море из вспомогательных крейсеров была организована дозорная линия, судна которой должны были обнаруживать германские рейдеры. Вскоре линкор «Нельсон» перебазировался на западное побережье Шотландии. Это спасло его от перспективы стать жертвой немецкой подводной лодки U-47, которая потопила на Скапа-Флоу линкор Royal Oak.

3 декабря на входе в гавань Лох-Ю «Нельсон» подорвался на мине, которая была установлена еще в конце октября германской подводной лодкой. В результате 73 члена экипажа пострадали, а само судно осело носом более чем на 10 метров. До прибытия тральщиков корабль оставался на том же месте. В процессе разминирования гавани британский флот потерял пару малых кораблей. Лишь 4 января следующего года командование было уверенно в том, что все мины обезврежены. Корабль «Нельсон» отправился в Портсмут, где до конца июня проходил его ремонт.

Какое-то время после восстановления линкор в основном пребывал в портах, осуществляя редкие боевые вылазки и участвуя в учениях. В феврале 1941 года он поучаствовал в неудачных попытках перехвата немецких суден Scharnhorst и Gneisenau. В начале марта он помогал в высадке английских десантников на Лофотенские острова. Затем корабль отправили в Атлантику для сопровождения конвоев. В марте судно присоединилось к каравану WS.7, который следовал вокруг Африки на Ближний Восток. Добравшись до Южной Африки в апреле, корабль был отправлен обратно.

На средиземном море

В июне 1941-го «Нельсон» присоединился к Соединению Н, которое действовало в водах Средиземного моря. 13 июля началась операция «Сабстенс», целью которой было проведение конвоя на осажденную Мальту. Линкор «Нельсон», вместе с рядом других кораблей, был в составе эскорта транспортов. Несмотря на несколько итальянских атак, корабли остались целы.

Через несколько дней Соединение Н провело операцию «Стайл», задачей которой была доставка солдат на Мальту. Операция вновь прошла успешно. 23 сентября линкор принял участие в проводке еще одного конвоя на Мальту. Эта операция получила название «Халберд». На это раз, кроме «Нельсона», в сопровождении конвоя поучаствовали еще два корабля. Чтобы ввести противника в заблуждение, англичане имитировали отправку корабля в Англию. Итальянцы поверили в это и вывели свой флот для перехвата конвоя. 27 сентября конвой подвергся массированной атаке торпедоносцев. Одна из торпед попала в борт недалеко от места, где находятся торпеды линкора «Нельсон». В результате чего он сел носом и остался прикрывать транспорты на месте. Итальянскому флоту удалось ускользнуть от большого сражения. Вскоре поврежденный линкор отправился в Гибралтар на починку. После временного ремонта судно отправилось в Англию, где вплоть до 21 апреля 1942 года проходило его капитальное восстановление.

2 августа «Нельсон» покинул Скапа-Флоу, чтобы в составе Соединения W принять участие в проводке очередного крупного конвоя, направляющегося на Мальту. 12 августа конвой стали плотно атаковать с воздуха. В ход пошли все средства для борьбы с авиацией, в том числе орудия главного калибра. 70-метровые столбы воды, образующиеся от разрывов 406-мм снарядов, произвели огромное впечатление на итальянских летчиков и заставили их отступить. Линкор «Нельсон», описание которого мы с вами рассматриваем, в ходе того сражения не пострадал.

В ноябре 1942 года «Нельсону» было поручено прикрывать высадку англо-американского десанта в Северной Африке. Следующие несколько месяцев он стоял в Алжире, лишь изредка выходя в море. 25 мая 1943 года корабль отправился для текущего ремонта в Англию, а через месяц вернулся в Гибралтар.

10 июля была проведена операция «Хаски» – десантирование союзников в Сицилии, в которой, кроме «Нельсона», поучаствовало еще пять английских линкоров. Операция прошла абсолютно спокойно, вопреки ожиданиям военного руководства. «Нельсон» ушел на Мальту, где 20 июля ему довелось принять участие в защите порта от налета немецкой авиации. С 27 по 31 августа, линкор, в рамках операции «Хамер» атаковал береговые батареи противника, базирующиеся на побережье Калабрии.

29 сентября 1943 года в адмиральском салоне корабля было подписано официальное перемирие между Италией и союзниками. Так как сильный линейный флот больше не был нужен в водах Средиземного моря, линкор отправился в Англию.

Высадка во Франции

Весной 1944 года «Нельсон» в очередной раз прошел ремонт и начал интенсивно готовиться к операции «Нептун», которая была морской частью операции «Оверлорд», предполагающей высадку союзников в Нормандии. 11 июня корабль вступил в дело на участке «Голд». За семь дней он произвел 20 обстрелов берега и выпустил в сторону противника около тысячи снарядов главного калибра.

Возвращаясь в Англию, судно было подорвано двумя акустическими минами. Носовая оконечность корпуса получила серьезные повреждения, но машины и артиллерия остались целыми. Так как в британских верфях из-за значительных потерь уже не было места, линкор отправился на ремонт в США. 5 июня 44-го он прибыл в Филадельфию, где пробыл на ремонте до 14 января 45-го.

Конец войны

28 января 1945 года после очередной модернизации судно отравилось в Индийский океан. С 24 по 26 июля оно приняло участие в прикрытии тральщиков, которые расчищали минные заграждения близ острова Пхукет. В начале осени на борту «Нельсона» состоялись еще две официальные капитуляции: гарнизона Пенанга (2 сентября), и ВС Японии в Юго-Восточной Азии и Сингапуре (8 сентября). 16 ноября линкор прибыл на Британские острова.

Завершающий этап службы

В Англии корабль некоторое время использовали в качестве учебного судна. 1 февраля 1947 года он отправился в свое последнее плавание, сопровождая линкор Vanguard, на котором королевская семья плавала в Южную Африку. По возвращении судна на родину с него было снято все ценное оборудование. Так закончилась история службы линейного корабля (линкора) «Нельсон». Корпус стали использовать как мишень для испытаний авиационного вооружения. В марте 1949 года корабль отбуксировали на разделочную верфь Инверкейтинга. В 1950 году его разрезали на металл.

Источник: fb.ru

monateka.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *