Линкор бисмарк история гибели – 27 мая 1941 года — гибель немецкого линкора Бисмарк

Содержание

история гибели корабля, кто потопил, немецкий крейсер, технические характеристики (ТТХ), размеры

Во время Второй мировой войны германский военно-морской флот должен был обеспечить превосходство стран Оси на морских просторах Атлантики. Это было жизненно необходимо сначала для покорения Британии, а затем, для того, чтобы помешать снабжению СССР по программе ленд-лиза.

Однако в самом начале войны немцы понесли одну из самых болезненных утрат, превративших оставшиеся на плаву корабли в драгоценные фарфоровые статуэтки. Линкор «Бисмарк», погибший в бою с англичанами, внушил кригсмарине и, в первую очередь, самому фюреру опасность выходов в море. «Бесноватый» с удивлением узнал, что там его любимые игрушки могут потопить.

Содержание статьи

Создание линкора

Согласно условиям Версальских соглашений, поставивших точку в Первой Мировой войне, Германия не имела права создавать военные корабли водоизмещением свыше 35 тысяч тонн. До 1933 года это мало кого интересовало, так как у населения не было выбора «пушки или масло», потому что не было ни того ни другого. Все изменил приход Гитлера к власти.

Пообещав вновь сделать Германию великой, фюрер с рвением бросился осуществлять замыслы. Одним из важнейших аспектов было создание военно-морского флота, способного бросить вызов, в ту пору еще мощным кораблям Его Королевского Величества британского монарха.

Находившиеся на вооружении линкоры типа «Дойчланд» вызывали сардонические ухмылки на лицах британцев, так как и вооружением, и водоизмещением они даже близко не стояли с «Ройял Неви». Собственно, британцы окрестили эти корабли «карманными линкорами», и не воспринимали всерьез.

Был разработан план Z, согласно которому к 1948 году немецкий флот должен был стать самым сильным в мире. К этому времени должны были быть готовы восемь линейных кораблей типа «Бисмарк», четыре авианосца, около пяти тяжелых крейсеров и несколько сотен миноносцев и эсминцев.

Флагманами флота должны были стать первенцы новорожденного рейха, корабли «Бисмарк» и «Тирпиц».

1 июля 1936 года на верфи Blohm&Voss, расположенной в Гамбурге, был заложен линейный корабль Бисмарк. Во время строительства французы, в отличие от англичан серьезней относившиеся к немецким карманным линкорам, спустили линкор «Страсбург» и модернизировали «Дюнкерк», поэтому Гитлер потребовал увеличить размеры, чтобы обогнать заклятых врагов.

14 февраля 1939 фюрер получил гигантскую стальную «валентинку». На спуске корабля, получившего имя канцлера Бисмарка, «железом и кровью» сковавшего Германию в XIX веке присутствовали все важнейшие чины рейха. Была и внучка канцлера, Доротея фон Левенфельд. Именно она стала крестной линкору, разбив о его борт бутылку шампанского.

Еще примерно два года проходили испытания и доводка линкора до его максимальных характеристик, и только к весне 1941 года корабль мог выйти на боевую операцию.

Конструкция «Бисмарка»

Немецкие инженеры, разрабатывавшие судно, решили сделать его максимально бронированным. На 70 % площади поверхности стальные листы покрывали корпус корабля. Уязвимые места закрывались толстой сталью марки Schiffbaustahi 52 (St. 52).

В местах со сложной конфигурацией использовались более мягкая сталь марки St.45 и судостроительная мягкая сталь N-52.КМ.

Самые важные участки брони скреплялись заклепками, в остальных случаях использовалась сварка. Корпус делился на семь палуб. Три из них были сплошными, остальные четыре представляли собой по сути площадки под бронепалубой. В среднем расстояние между палубами равнялось 2,40 м.

В длину линкор «Бисмарк» имел 251 м в подводной части и 241,6 м по ватерлинии. Ширина корпуса составляла 36 м, а в высоту корабль был 15 метровый. Любители моделирования могут поискать модель от компании Звезда в масштабе 1:400 и 1:1200. Большего масштаба выпустить громадный корабль смельчаков пока не нашлось.

Новый корабль должен был получить мощное бронирование, способное защитить от тяжелой артиллерии противника. Цементированную броню, использовавшуюся для линкора, произвела фирма Круппа. Специальный сорт брони имел название Wotan, в честь древнегерманского бога войны, отождествляемого с Одином. Толщина броневого листа варьировалась в разных частях судна, и составляла:

  • 356 мм, цитадель борта;
  • 150 мм, нос и корма по борту;
  • 50 мм палубная броня;
  • 100 мм главная броневая палуба;
  • 350 мм барбеты главного калибра;
  • 150 мм барбеты среднего калибра;
  • 400 мм боевая рубка.

Общий вес бронирования составлял почти 19 тыс. тонн, и на момент создания это был самый бронированный корабль в мире, за исключением японского «Ямато», но японец был большего размера.

Силовая установка представлена 12 котлами конструкции Вагнера, с тремя турбозубчатыми агрегатами фирмы-изготовителя корабля.

Суммарно установки выдавали 138 тыс. л.с., что позволяло развить скорость в 30 узлов. Три трехлопастных винта приводили махину корабля в движение, изготовлены они были из особого бронзово-марганцевого сплава.

Топливные цистерны вмещали 7900 м³ мазута, что обеспечивало дальность похода без дозаправки в 8410 морских миль при 15 узлах или 3740 морских миль на 30 узлах.

Всего в штате корабля было 1962 матросов и старшин и 103 офицера, то есть 2065 человек. Они были разделены на дюжину команд от 122 до 18 в каждой, каждая обслуживала свой сектор на корабле, на российском флоте это называется БЧ (боевая часть):

  • I-IV команды артиллеристы главного и среднего калибра;
  • V-VI команды обслуживали пороховые погреба и подающие устройства, а так же зенитную артиллерию на корабле;
  • VII команда «боцманская», палубные матросы, плотники, маляры, а так же писаря, портные и команда судовых коков;
  • VIII команда следила за механизмами артиллерийских систем;
  • IX команда радисты, акустики, радиолокация, а так же сигнальщики и рулевые;
  • X-XII команда ГЭУ (главная энергоустановка) и все энергосистемы.

В среднем матросам «Бисмарка» было по 22 года. Перед последним выходом в море на борт взошли 65 штабистов адмирала Лютьенса, отвечавшего за операцию, и примерно столько же курсантов, отправившихся на веселую практику, а так же некоторое число рабочих, «недопиливших» линкор в срок и отправленных доделывать работу прямо в боевом походе.

Всего в походе мая 1941 года участвовало 2221 человек и 1 судовой кот.

Для питания экипажа на корабле было организовано четыре камбуза – два матросских, и по одному для унтеров и офицеров. Матросы принимали пищу на носу и на корме, на броневой палубе, там же, за загородкой кормили унтеров. Их благородия офицеры кригсмарине изволили откушивать в настройках, там же была организована кают-компания.

Интересно, что в последний поход на борт поднялись тысяча 50-литровых бочек с пивом. Однако экипажу оно было положено только после оплаты, по 30 пфеннигов за кружку 0,5 литра. Вслед за пивом на борт отправились 500 свиных и 300 говяжьих туш, но большая часть этого досталась рыбе Атлантики.

Вооружение корабля

Немцы справедливо решили, что их корабль должен топить любого, бросившего вызов «Бисмарку». Для обеспечения этого были установлены 4 башни, в каждой из которых помещалось по два 380-мм орудия SK/C34. Каждая башня имела собственное имя, Anton, Bruno, Cesar и Dora, наименование начиналось с носа.

Примечательно, что пушки считались скорострельными, цикл стрельбы составлял всего 26 секунд.

Вспомогательный калибр был представлен дюжиной 150-мм орудий. Они так же располагались в барбетах попарно. Установлены барбеты были в средней части судна, и вместо имен собственных имели номера, начинавшиеся от носа.

Из-за близкого расположения к настройкам углы были недостаточны для полноценной стрельбы в своих секторах, однако это не было трагедией для инженеров, ведь все должны были решить орудия главного калибра.

Зенитки на корабле были разного калибра и разного назначения. Самыми серьезными в этом классе орудиями были 105-мм SKC/33. 12 стволов устанавливались в несколько этапов, конструкции менялись в зависимости от новых скоростей стремительно развивавшейся авиации. 105-мм зенитки ставились так же по две в башню. Средний класс представляли спаренные 37-мм орудия SK.C/30, общим числом 16, в 8 турелях.

Скорострельность этих орудий в теории 80 выстрелов в минуту, но практически редкий расчет делал больше 30 выстрелов. Объяснялось это ручной зарядкой обойм со снарядами. По традиции, именно эти установки не имели брони вообще. Никак не были защищены и операторы тяжелых зенитных пулеметов MG.C/30 калибром 20-мм.

Их так же было 12, и у этих пулеметов также были проблемы с теоретической и практической скорострельностью. На этот раз дело было в магазинах более удобной формы, но менее вместительных. Также в Данциге на «Бисмарк» были поставлены счетверенные MG.C/38, дававшие большую плотность огня за счет стрельбы из четырех стволов.

Уже в 1930-е годы немецкое руководство пронимало важность авиации на флоте, однако у нового линкора это вооружение обеспечивало скорее разведку, нежели штурмовку кораблей противника.

На «Бисмарке» имелось 4 гидросамолета, в случае необходимости могли добавить еще 2. Хранились они в сложенном состоянии в районе грота и трубы. Интересна система использования авиации.

Для запуска требовался необычайно смелый летчик и телескопическая катапульта. В катапульту устанавливали самолет, в самолет пилота, и запускали в свободный полет.

Когда пилот решал возвратиться на корабль, он сажал гидроплан у борта «Бисмарка», после чего его забирали на борт. Пока пилот сушился в кают-кампании, его AradoAr 196 складывали до следующего раза. Неудивительно, что в своем походе «Бисмарк» не очень активно использовал свою авиацию.

Поход в Вальхаллу

На май 1941 года немецкий штаб флота запланировал серьезную операцию, призванную нарушить снабжение Британских островов и до смерти напугать англичан возросшей мощью германского флота. Расчет ставился на факте, что «Бисмарк» был сильнее любого британского корабля один на один, но несколько кораблей могли разделать его под орех.

18 мая «Бисмарк» и сопровождавший его крейсер «Принц Ойген» вышли из Данцига и взяли курс на Норвегию.

По плану, в случае обнаружения флота или каравана, линкор должен вступить в бой и разделаться с вооруженными судами, а тяжелый крейсер потопить торговцев. Дойдя до норвежского Бергена, корабли встали на отдых. «Принц» начал принимать дополнительное горючее.

По неясным причинам «Бисмарк» не грузил ничего, что впоследствии окажется серьезной ошибкой. Пока оба корабля мирно стояли в Норвегии, британское адмиралтейство было поднято на уши сообщением о выходе в море сильнейшей немецкой флотской группы.

Об этом сообщали самолеты-разведчики, эти же данные доставили норвежские партизаны из Сопротивления. К моменту выхода из фьорда к немецкой группе стремились несколько соединений кораблей, в том числе английский флагман «Худ».

Характеристики«Бисмарк»«Худ»
Водоизмещение, т50 90046 480
Мощность, л.с150 170 (110 МВт)144 000 (106 МВт)
Артиллерия8 × 380 мм SKC34 (4 × 2),
12 × 150 мм (6 × 2)
8 × 381мм (15"/42 Mark I) (4×2)
12×140 мм
Экипаж, чел.22001477

23 мая вечером британские крейсера заметили немецкие корабли, однако в бой вступить не решились. Всю ночь британцы преследовали немцев, собирая силы и проводили время в поисках на главный вопрос, атаковать «Бисмарка» или нет. В полшестого утра британский адмирал Холланд окончательно решил атаковать эскадру, и в 05:52 «Худ» открыл огонь.

Правда в тумане флагман начал стрелять по «Принцу Ойгену», но развитие событий показало, что это было не так важно. В 6.00 залп «Бисмарка» накрыл «Худ». Моментально в районе трубы сдетонировал боезапас, и краса и гордость флота Его Величества, разломившись пополам, пошел ко дну. Из экипажа 1418 человек удалось спасти троих, среди выживших Холланда не оказалось.

Сопровождавший «Худ» «Принц Уэльский», однако, сумел нанести роковое повреждение германскому линкору. Один из снарядов попал в нефтехранилище, и мазут начал вытекать в океан. По этому следу английская эскадра понеслась в погоню за поврежденными и уходившими на базу немцами.

«Принцу Ойгену» было приказано охотиться за торговыми судами, поэтому после боя с флагманом, крейсер оставил «Бисмарка». Сам линкор, на котором несколько попаданий вызвали серьезные, но не смертельные повреждения, взял курс на побережье Франции, уже занятое немцами. Англичане преследовали линкор несколько суток, теряли и снова находили.

Решающую роль в разворачивающихся событиях сыграл единственный авианосец Ark Royal, гидропланы-торпедоносцы которого атаковали линкор несколько раз.

Допотопные самолетики англичан были настолько тихоходны и летели так низко, что немецкие зенитчики банально не могли разглядеть их на фоне моря.

В итоге одна из торпед попала в руль, и «Бисмарк» стал выписывать круги, будто под циркуль, вместо того, что бы идти прямо на Францию. Подошедшие линкоры «Родни» и «Король Георг V» открыли огонь по бессильному в маневренности кораблю. Планомерно снаряды этих кораблей сбивали, сначала дальномерный пост, потом башни главного калибра.

Один из 406-мм снарядов угодил в рубку, перебив командование корабля и штабистов адмирала Лютьенса. Гордость фюрера превратилась в идеальную мишень и грушу для озлобленных гибелью «Худа» английских моряков. Потом подсчитано, что в то утро английским флотом было выпущено 2800 снарядов разного калибра, и 700 из них попали в цель.

Несмотря на громадные повреждения, выход из строя всех орудий главного калибра и гибель офицеров, «Бисмарк» не спускал флаг. Это дало британцам право долбить корпус снарядами и торпедами до тех пор, пока кто-то не открыл кингстоны на гибнущем линкоре. В 10:39 линкор, перевернувшись вверх килем, пошел ко дну в 380 милях юго-западнее побережья Ирландии.

Несколько членов экипажа, находившиеся на корпусе в момент затопления, отдавали воинское приветствие гибнущему судну. Организованные спасательные работы позволили выловить из воды 110 человек, еще 5 спасла подошедшая, сутки спустя, немецкая подлодка. Команда эсминца Его Величества «Казак» спасла кота, окрестив его Оскаром.

Правда, он не принес удачи кораблям, на который забрасывала его судьба. «Казак» будет потоплен торпедой, после чего Оскар переберется на тот самый Ark Royal. Через короткое время и этот авианосец окажется на дне, уже у берегов Мальты. Но кот опять выживет. Непотопляемый Сэм, известный ранее как Оскар, после этого, от греха подальше, будет отвезен в Белфаст, где в мире и покое окончит свои дни в 1955 году.

Расследование обстоятельств гибели «Бисмарка» будет волновать умы еще много лет.

Версия о том, что корабль был потоплен экипажем во избежание захвата, будет косвенно подтверждена в 2002 году. Место гибели, поиски которого увенчались успехом в 1989, привлекло знаменитого создателя «Титаника» и фанатика подводных съемок Джеймса Кэмерона.

Используя новейшее оборудование, в 2002 году он снял уникальный фильм о состоянии покоящегося на дне корабля. Именно он обнаружил открытые кингстоны. Исследованиям, правда, помешало международное законодательство, по которому «Бисмарк» является массовым воинских захоронением, и исследовать его необходимо очень осторожно.

Для любителей морского флота и сам линкор, и обстоятельства его гибели являются одной из главных историй флота Второй Мировой войны. Привлекает обстоятельство героической борьбы экипажа «Бисмарка» на протяжении всего похода. Несмотря на огромное превосходство англичан в море и многочисленные трудности, немецкие моряки с честью сражались и с честью погибли.

На формирование образа корабля повлияло также время его гибели. К маю 1941 года война еще не приняла ожесточенный характер, и почти рыцарское поведение обоих флотов подняло престиж самого сильного германского линкора.

Видео

warbook.club

рейд в вечность :: SYL.ru

Символ «тысячелетнего» Рейха

Линкор «Бисмарк» стал, пожалуй, самым знаменитым боевым кораблем Второй мировой. Он, по замыслу Гитлера, должен был символизировать собой несокрушимую мощь немецкого духа и оружия. Изначально этому монстру предназначалась решающая роль не только в битве за Атлантику, но и во всей судьбе войны. А на самом деле век этого крупнейшего военного судна своего времени оказался чрезвычайно коротким. Ему так и не суждено было стать настоящей грозой британских и американских транспортов. Линкор «Бисмарк» на своем боевом счету даже не имел особых успехов, за исключением в чем-то случайного потопления тяжелого английского крейсера «Худ». И все же этот крупнейший, наряду с «Тирпицем», корабль «Кригсмарине», имевший больше психологическое и пропагандистское значение, стал настоящим козырным тузом в колоде морской политики гитлеровской Германии. Самим фактом своего существования он оказал грандиозное влияние на расклад сил на европейском театре Второй мировой, сковывая действия флотов союзников на протяжении нескольких военных лет.

Конструкция и технические характеристики

В 1936-м году началась постройка самого крупного корабля Второй мировой. Линкор «Бисмарк», фото которого в свое время было многократно перепечатано чуть ли не всеми периодическими изданиями мира, обладал элегантностью и грацией большой хищной рыбы, скользившей по водной глади в поисках добычи. После почти трех лет сложнейших работ немецкие кораблестроители явили миру могучее боевое судно водоизмещением в 41 000 тонн, оснащенное самым потрясающим и совершенным вооружением своей эпохи. Две тысячи лучших моряков специально отбирались в экипаж этого морского бронированного чудовища. «Бисмарк» - линкор, превосходивший по свой огневой мощи и техническим параметрам любой корабль британского королевского флота. Не было на просторах морей и океанов зверя, элегантнее и опаснее «Бисмарка». Длиной 241,6 м и шириной 36 м, он имел традиционную для германского флота веретенообразную форму. Главным калибром на нем служили мощнейшие 380-миллиметровые крупповские пушки. Кроме того, он был оснащен мощной противолодочной и зенитной артиллерией, а также самыми совершенными на то время системами управления огнем и радиолокационной станцией. И вот четырнадцатого февраля тридцать девятого года этот гигант был спущен на воду.

Роковой рейд

Гитлер считал, что «Бисмарк» должен использоваться исключительно в качестве угрозы, и рисковать им нельзя. Но гросс-адмиралу Редеру удалось уговорить фюрера согласиться с задуманным им рейдом в Атлантику. И 18-го мая 1941-го года линкор «Бисмарк», сопровождаемый тяжелым крейсером «Принц Ойген», под командованием вице-адмирала Лютьенса направился в роковой рейд. Редер полагал, что линкор отвлечет на себя линейные корабли противника, а тяжелый крейсер тем временем сможет разгромить несколько британских конвоев. В Лондоне с помощью радиоперехвата 21-го мая узнали о немецких боевых судах, идущих на север. Мощные британские эскадры были выдвинуты в район Датского пролива. В северной Атлантике, несмотря на плохую погоду, два британских крейсера – «Суффолк» и «Норфолк» обнаружили германские рейдеры. Двадцать третьего мая «Бисмарк» открыл огонь, что заставило английские корабли отойти, продолжая поддерживать радиолокационный контакт.

Потопление «Худа»

Эскадра адмирала Холланда уже шла наперерез рейдерам. Ранним утром 24-го мая состоялось морское сражение английских линейных крейсеров «Принца Уэльского» и «Худа» с двумя германскими рейдерами. Первые же залпы главного калибра «Бисмарка» накрыли «Худ», вызвав на нем пожар с последующим чудовищной силы взрывом. Затем он перевернулся и скрылся под водой. В Берлине эта победа вызвала ликование. Но ни Гитлер, ни руководители ВМФ еще не знали, что «Бисмарк» тоже получил повреждения. Два крупнокалиберных английских снаряда пробили топливную цистерну линкора, и он двигался, оставляя густой видимый след. Адмирал Лютьенс решил прекратить рейд и идти на юго-восток в сторону французских портов под защиту Люфтваффе.

Погоня

За «Бисмарком» началась настоящая охота по всем правилам, подобно тому, как борзые загоняют раненного зверя. Британский флот собрал все свои наличные силы. Сначала на исходе дня 24-го мая линкор, который в одиночестве уходил на юг, разделившись с «Принцем Ойгеном», продолжавшим рейд, был атакован девятью самолетами-торпедоносцами с авианосца «Викториас». В «Бисмарк» угодила всего одна торпеда, но и она серьезных повреждений ему не причинила. Затем линкор был потерян, и британское Адмиралтейство не знало, куда и каким курсом он движется. На следующий день летающая лодка «Каталина» совершенно случайно обнаружила раненный корабль. С этого момента судьба германского морского гиганта приобрела сугубо трагический оттенок.

Гибель линкора

Вечером того же дня ударная группа с авианосца «Викториас» повредила «Бисмарку» винты и вывела из строя рулевое управление. После этого линкор был обречен. Развязка наступила утром двадцать седьмого числа. «Бисмарк» был окружен английским линейными кораблями, которые беспрерывно накрывали его залпами. Через полтора часа беспощадного избиения германский линкор перестал огрызаться, превратившись в громадный погребальный костер. Англичане напоследок добивали его торпедами. Недавно стало известно, что командир «Бисмарка» Эрнст Линдеманн отдал приказ о затоплении корабля, как только были исчерпаны все возможности для сопротивления. Линкор, не спустив флага, ушел на дно. Из его экипажа в 2 200 человек спаслись только сто пятнадцать моряков… Известие о гибели «Бисмарка» вызвало в Британии чувство неуемной имперской гордости и хоть как-то подсластило горечь средиземноморских неудач.

www.syl.ru

Гибель линкора "Бисмарк"

Операция «Рейнские учения» предусматривала выход линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» в Атлантический океан через Датский пролив. Главной целью операции был выход на морские коммуникации британского торгового флота. Предполагалось, что «Бисмарк» будет связывать боем эскорт конвоев, в то время как «Принц Ойген» будет топить торговые суда. Командиром операции был назначен адмирал Гюнтер Лютьенс, который просил командование отложить начало похода, для того чтобы к нему смог присоединиться проходящий испытания «Тирпиц» или ремонтирующийся в порту Бреста «карманный линкор» Шарнхорст. Однако главнокомандующий кригсмарине адмирал Эрих Редер не поддержал Лютьенса и 18 мая 1941 года «Принц Ойген» и «Бисмарк» вышли в море.


20 мая немецкие корабли были замечены с нейтрального шведского крейсера «Готланд», в этот же день об эскадре из двух крупных боевых кораблей сообщили представители норвежского сопротивления. 21 мая Великобритания получила от своего военного атташе при посольстве Швеции сообщение об обнаружении в проливе Каттегат двух больших немецких судов. С 21 по 22 мая корабли встали на стоянку во фьордах недалеко от норвежского Бергена, где были перекрашены, а «Принц Ойген» был дозаправлен. «Бисмарк» по неизвестным причинам не заправлялся. Пока корабли были на стоянке, их удалось сфотографировать самолету-разведчику ВВС Англии. Теперь английские адмиралы точно идентифицировали Бисмарк.

Командующий английским «Хоум-флитом» адмирал Джон Тови практически сразу отправил линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» в сопровождении эсминцев к ю-з побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» должен был пойти на соединение с находящимся в Датском проливе крейсером «Норфолк». Легкие крейсера «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза» должны были патрулировать в проливе между Фарерскими островами и Исландией. В ночь на 22 мая сам адмирал Тови во главе флотилии из линкора «Король Георг V» и авианосца «Викториес с эскортом вышел из базы флота Скапа-Флоу. Эта флотилия должна была поджидать немецкие корабли к с-з от Шотландии, где должан была встретиться с линейным крейсером «Рипалз».

Вечером 23 мая в Датском проливе в условиях густого тумана крейсера «Саффолк» и «Норфолк» вступили в визуальный контакт с немецкими судами. «Бисмарк» вынужден был открыть огонь по «Норфолку», после чего английские корабли отступили в туман и передали своему командованию местоположение противника, продолжая идти за «Бисмарком» по радарам на расстоянии 10-14 миль.

Бой в Датском проливе

Флагман английского флота «Худ» и линкор «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецкими судами ранним утром 24 мая и в 5:52 утра начали бой, находясь на расстоянии более 20 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший соединением, приказал открыть огонь по первому кораблю, приняв его за «Бисмарк». На «Принце Уэльском» быстро разобрались в ошибке и перенесли огонь на второй корабль. Вскоре это понял и сам Холланд, но видимо его приказ так и не дошел до центра управления огнем, так как «Худ» до самого конца продолжал обстреливать «Принца Ойгена».

В 5:56 шестой залп с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», снаряды повредили топливные цистерны и вызвали утечку топлива и заполнение их водой, корабль стал оставлять нефтяной шельф. Минуту спустя «Худ» получил попадания от третьего залпа «Бисмарка» и второго залпа «Принца Ойгена на корабле начались пожары. В это время «Бисмарк» получил еще два попадания с «Принца Уэльского» ниже ватерлинии. К 6:00 часам корабли сблизились до 16 км., в это время «Худ» накрыл пятый залп с немецкого линкора, раздался страшной силы взрыв и гордость английского флота, разломившись пополам, за считанные минуты ушел на дно. Из всего экипажа 1417 человек спасти удалось лишь троих.

Линкор «Принц Уэльский» вынужден был продолжать бой в одиночку и он развивался для него крайне неудачно. Корабль вынужден был идти на сближение с немецкими судами до дистанции в 14 км., избегая столкновения с остатками «Худа». После получения семи попаданий, которые вывели из строя одну из башен главного калибра, линкор вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой.

Капитан «Бисмарка» Линдеманн предлагал продолжать погоню и потопить подбитый линкор, но адмирал Лютьенс приказал продолжать поход. На «Бисмарке» в результате боя вышел из строя один генератор, в бройлерную №2 с двумя котлами начала поступать забортная вода, были пробиты две топливных цистерны, корабль шел с дифферентом на нос и креном на правый борт. Адмирал Лютьенс принял решение прорываться во французский порт Сен-Назер для ремонта, после которого линкор смог бы беспрепятственно выйти на коммуникации Атлантики.

«Бисмарк» ведет огонь по линкору «Принц Уэлский»


Преследование

Крейсера «Саффолк» и «Норфолк» а также поврежденный линкор «Принц Уэльский» продолжили преследование немцев, передавая их местоположение. Гибель флагмана флота линейного крейсера «Худ» произвела на английских адмиралов очень тягостное впечатление, позднее для расследования обстоятельств гибели «Худа» была даже создана специальная комиссия. Теперь большая часть находившихся в северной Атлантике военных судов подключалась к охоте за «Бисмарком». Для преследования линкора были привлечены корабли охранения многих военных конвоев. Так для данной операции был задействован линкор «Родни» и три из четырех эсминцев, которые сопровождали превращенный в военный транспорт бывший пассажирский лайнер «Британик». Дополнительно для операции привлекли еще 2 линкора и 2 крейсера. Соединение флота «H» размещенное в Гибралтаре было приведено в боевую готовность, на случай если «Бисмарк» пойдет в их направлении.

Около 18 часов 24 мая «Бисмарк» неожиданно развернулся в тумане и пошел на своих преследователей. После короткого боя корабли не добились попаданий друг в друга, но британские суда вынуждены были скрыться, в это время «Принц Ойген» успешно прервал контакт с ними и достиг французского порта Брест через 10 дней. Полдесятого Льютенс доложил командованию, что «Бисмарк», испытывая нехватку топлива, прекращает попытки стряхнуть преследователей и движется в Сен-Назар напрямую.

Вечером того же дня адмирал Тови приказывает авианосцу «Викториес» сблизиться с линкором, а уже в 22:10 с него взлетели 9 торпедоносцев «Свордфиш», которые под сильным огнем зенитной артиллерии атаковали линкор и добились одного попадания с правого борта. При этом корабль не получил серьезных повреждений, так как торпеда попала в главный броневой пояс. В этом инциденте экипаж корабля потерял одного матроса (первая потеря с начала похода). Ночью «Бисмарк» сумел оторваться от преследователей, воспользовавшись тем, что те, опасаясь атак подводных лодок, начали выполнять противолодочные маневры.

Обнаружение

Вновь обнаружить корабль удалось лишь в 10:10 26 мая, когда американо-британский экипаж летающей лодки «Католина» вылетевший с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии смог обнаружить линкор. К этому времени Лютьенсу оставалось еще 690 миль до Бреста, вскоре он уже мог вызвать на защиту судна бомбардировочную авиацию люфтваффе.

В этот момент единственным английским соединением, которое смогло бы замедлить «Бисмарк» стало соединение «H», которым командовал адмирал Соммервилль, оно вышло на перехват из Гибралтара, имея в составе авианосец «Арк Ройаль». В 14:50 с его палубы к месту обнаружения линкора вылетели торпедоносцы «Свордфиш», к этому моменту в данном районе находился отделившийся от основных сил крейсер «Шеффилд», который пытался установить контакт с «Бисмарком». Нечего не знающие об этом пилоты приняли его за немца и провели торпедную атаку, на их счастье ни одна из 11 выпущенных торпед не смогла поразить цель.

В 17:40 «Шеффилд» обнаружил «Бисмарк» и начал его преследование, повторный налет 15 торпедоносцев в 20:47 принес свои плоды, английские летчики добились двух или трех попадании в линкор, при этом одно из них стало решающим, торпеда попала в кормовую часть судна и повредила рулевые механизмы. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и стал описывать циркуляции, попытки команды восстановить управляемость судна не принесли успеха.

Потопление

27 мая в 8:47 утра с дистанции в 22 км. «Бисмарк» был атакован кораблями из соединения адмирала Тови, линкоры «Король Георг V» и «Родни» а затем и крейсера «Дорсетшир» и «Норфолк» начали обстрел судна. Линкор огрызался в ответ. Однако англичане достаточно быстро добились попаданий в «Бисмарк» за полчаса он получил повреждения орудийных башен главного калибра, многие надстройки, включая посты управления огнем, были разрушены и горели, корабль получил сильный крен. В 9:31 смолкла последняя четвертая орудийная башня крейсера, после этого по рассказам выживших членов команды капитан судна Эрнст Линдеман отдал приказ о затоплении корабля. «Бисмарк» до конца не спускал боевой флаг, что позволило «Родни» подойти на расстояние в 2-4 км. и в упор расстреливать беззащитный корабль. Однако топливо на британских судах подходило к концу, поняв, что «Бисмарк» уже не доберется до Бреста, адмирал Тови принимает решение вернуться на базу. Крейсер «Дорсетшир» в период с 10:20 до 10:36 выпускает по немецкому линкору 3 торпеды, каждая из которых попадает в цель. В 10:39 «Бисмарк» завалился на борт и затонул, спастись удалось лишь чуть более 110 членам экипажа, более 2100 человек разделили участь погибшего судна.


feldgrau.info

Гибель линкора "Бисмарк"

Операция «Рейнские учения» предусматривала выход линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» в Атлантический океан через Датский пролив. Главной целью операции был выход на морские коммуникации британского торгового флота. Предполагалось, что «Бисмарк» будет связывать боем эскорт конвоев, в то время как «Принц Ойген» будет топить торговые суда. Командиром операции был назначен адмирал Гюнтер Лютьенс, который просил командование отложить начало похода, для того чтобы к нему смог присоединиться проходящий испытания «Тирпиц» или ремонтирующийся в порту Бреста «карманный линкор» Шарнхорст. Однако главнокомандующий кригсмарине адмирал Эрих Редер не поддержал Лютьенса и 18 мая 1941 года «Принц Ойген» и «Бисмарк» вышли в море.


20 мая немецкие корабли были замечены с нейтрального шведского крейсера «Готланд», в этот же день об эскадре из двух крупных боевых кораблей сообщили представители норвежского сопротивления. 21 мая Великобритания получила от своего военного атташе при посольстве Швеции сообщение об обнаружении в проливе Каттегат двух больших немецких судов. С 21 по 22 мая корабли встали на стоянку во фьордах недалеко от норвежского Бергена, где были перекрашены, а «Принц Ойген» был дозаправлен. «Бисмарк» по неизвестным причинам не заправлялся. Пока корабли были на стоянке, их удалось сфотографировать самолету-разведчику ВВС Англии. Теперь английские адмиралы точно идентифицировали Бисмарк.

Командующий английским «Хоум-флитом» адмирал Джон Тови практически сразу отправил линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» в сопровождении эсминцев к ю-з побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» должен был пойти на соединение с находящимся в Датском проливе крейсером «Норфолк». Легкие крейсера «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза» должны были патрулировать в проливе между Фарерскими островами и Исландией. В ночь на 22 мая сам адмирал Тови во главе флотилии из линкора «Король Георг V» и авианосца «Викториес с эскортом вышел из базы флота Скапа-Флоу. Эта флотилия должна была поджидать немецкие корабли к с-з от Шотландии, где должан была встретиться с линейным крейсером «Рипалз».

Вечером 23 мая в Датском проливе в условиях густого тумана крейсера «Саффолк» и «Норфолк» вступили в визуальный контакт с немецкими судами. «Бисмарк» вынужден был открыть огонь по «Норфолку», после чего английские корабли отступили в туман и передали своему командованию местоположение противника, продолжая идти за «Бисмарком» по радарам на расстоянии 10-14 миль.

Бой в Датском проливе

Флагман английского флота «Худ» и линкор «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецкими судами ранним утром 24 мая и в 5:52 утра начали бой, находясь на расстоянии более 20 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший соединением, приказал открыть огонь по первому кораблю, приняв его за «Бисмарк». На «Принце Уэльском» быстро разобрались в ошибке и перенесли огонь на второй корабль. Вскоре это понял и сам Холланд, но видимо его приказ так и не дошел до центра управления огнем, так как «Худ» до самого конца продолжал обстреливать «Принца Ойгена».

В 5:56 шестой залп с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», снаряды повредили топливные цистерны и вызвали утечку топлива и заполнение их водой, корабль стал оставлять нефтяной шельф. Минуту спустя «Худ» получил попадания от третьего залпа «Бисмарка» и второго залпа «Принца Ойгена на корабле начались пожары. В это время «Бисмарк» получил еще два попадания с «Принца Уэльского» ниже ватерлинии. К 6:00 часам корабли сблизились до 16 км., в это время «Худ» накрыл пятый залп с немецкого линкора, раздался страшной силы взрыв и гордость английского флота, разломившись пополам, за считанные минуты ушел на дно. Из всего экипажа 1417 человек спасти удалось лишь троих.

Линкор «Принц Уэльский» вынужден был продолжать бой в одиночку и он развивался для него крайне неудачно. Корабль вынужден был идти на сближение с немецкими судами до дистанции в 14 км., избегая столкновения с остатками «Худа». После получения семи попаданий, которые вывели из строя одну из башен главного калибра, линкор вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой.

Капитан «Бисмарка» Линдеманн предлагал продолжать погоню и потопить подбитый линкор, но адмирал Лютьенс приказал продолжать поход. На «Бисмарке» в результате боя вышел из строя один генератор, в бройлерную №2 с двумя котлами начала поступать забортная вода, были пробиты две топливных цистерны, корабль шел с дифферентом на нос и креном на правый борт. Адмирал Лютьенс принял решение прорываться во французский порт Сен-Назер для ремонта, после которого линкор смог бы беспрепятственно выйти на коммуникации Атлантики.

«Бисмарк» ведет огонь по линкору «Принц Уэлский»


Преследование

Крейсера «Саффолк» и «Норфолк» а также поврежденный линкор «Принц Уэльский» продолжили преследование немцев, передавая их местоположение. Гибель флагмана флота линейного крейсера «Худ» произвела на английских адмиралов очень тягостное впечатление, позднее для расследования обстоятельств гибели «Худа» была даже создана специальная комиссия. Теперь большая часть находившихся в северной Атлантике военных судов подключалась к охоте за «Бисмарком». Для преследования линкора были привлечены корабли охранения многих военных конвоев. Так для данной операции был задействован линкор «Родни» и три из четырех эсминцев, которые сопровождали превращенный в военный транспорт бывший пассажирский лайнер «Британик». Дополнительно для операции привлекли еще 2 линкора и 2 крейсера. Соединение флота «H» размещенное в Гибралтаре было приведено в боевую готовность, на случай если «Бисмарк» пойдет в их направлении.

Около 18 часов 24 мая «Бисмарк» неожиданно развернулся в тумане и пошел на своих преследователей. После короткого боя корабли не добились попаданий друг в друга, но британские суда вынуждены были скрыться, в это время «Принц Ойген» успешно прервал контакт с ними и достиг французского порта Брест через 10 дней. Полдесятого Льютенс доложил командованию, что «Бисмарк», испытывая нехватку топлива, прекращает попытки стряхнуть преследователей и движется в Сен-Назар напрямую.

Вечером того же дня адмирал Тови приказывает авианосцу «Викториес» сблизиться с линкором, а уже в 22:10 с него взлетели 9 торпедоносцев «Свордфиш», которые под сильным огнем зенитной артиллерии атаковали линкор и добились одного попадания с правого борта. При этом корабль не получил серьезных повреждений, так как торпеда попала в главный броневой пояс. В этом инциденте экипаж корабля потерял одного матроса (первая потеря с начала похода). Ночью «Бисмарк» сумел оторваться от преследователей, воспользовавшись тем, что те, опасаясь атак подводных лодок, начали выполнять противолодочные маневры.

Обнаружение

Вновь обнаружить корабль удалось лишь в 10:10 26 мая, когда американо-британский экипаж летающей лодки «Католина» вылетевший с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии смог обнаружить линкор. К этому времени Лютьенсу оставалось еще 690 миль до Бреста, вскоре он уже мог вызвать на защиту судна бомбардировочную авиацию люфтваффе.

В этот момент единственным английским соединением, которое смогло бы замедлить «Бисмарк» стало соединение «H», которым командовал адмирал Соммервилль, оно вышло на перехват из Гибралтара, имея в составе авианосец «Арк Ройаль». В 14:50 с его палубы к месту обнаружения линкора вылетели торпедоносцы «Свордфиш», к этому моменту в данном районе находился отделившийся от основных сил крейсер «Шеффилд», который пытался установить контакт с «Бисмарком». Нечего не знающие об этом пилоты приняли его за немца и провели торпедную атаку, на их счастье ни одна из 11 выпущенных торпед не смогла поразить цель.

В 17:40 «Шеффилд» обнаружил «Бисмарк» и начал его преследование, повторный налет 15 торпедоносцев в 20:47 принес свои плоды, английские летчики добились двух или трех попадании в линкор, при этом одно из них стало решающим, торпеда попала в кормовую часть судна и повредила рулевые механизмы. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и стал описывать циркуляции, попытки команды восстановить управляемость судна не принесли успеха.

Потопление

27 мая в 8:47 утра с дистанции в 22 км. «Бисмарк» был атакован кораблями из соединения адмирала Тови, линкоры «Король Георг V» и «Родни» а затем и крейсера «Дорсетшир» и «Норфолк» начали обстрел судна. Линкор огрызался в ответ. Однако англичане достаточно быстро добились попаданий в «Бисмарк» за полчаса он получил повреждения орудийных башен главного калибра, многие надстройки, включая посты управления огнем, были разрушены и горели, корабль получил сильный крен. В 9:31 смолкла последняя четвертая орудийная башня крейсера, после этого по рассказам выживших членов команды капитан судна Эрнст Линдеман отдал приказ о затоплении корабля. «Бисмарк» до конца не спускал боевой флаг, что позволило «Родни» подойти на расстояние в 2-4 км. и в упор расстреливать беззащитный корабль. Однако топливо на британских судах подходило к концу, поняв, что «Бисмарк» уже не доберется до Бреста, адмирал Тови принимает решение вернуться на базу. Крейсер «Дорсетшир» в период с 10:20 до 10:36 выпускает по немецкому линкору 3 торпеды, каждая из которых попадает в цель. В 10:39 «Бисмарк» завалился на борт и затонул, спастись удалось лишь чуть более 110 членам экипажа, более 2100 человек разделили участь погибшего судна.


feldgrau.info

Последний поход «Бисмарка» — в жизни и на экране

75 лет назад, 18 мая 1941 года, крупнейший линкор Третьего рейха «Бисмарк» вышел в свой первый боевой поход, ставший для него последним. Подробности этого похода были настолько невероятны и захватывающи, что им посвятили множество книг и кинокартин. Наиболее знаменитым художественным фильмом о судьбе корабля стала лента «Потопить Бисмарк!», вышедшая на экраны в 1960 году. Насколько реальная история «Бисмарка» отличается от кинематографической?

Рождение

Думать над обликом будущего суперлинкора в Германии начали ещё в 1932 году. Первоначально его водоизмещение должно было составить 35 000 т, а вооружение — восемь 330-мм орудий. Однако «за время пути собака могла подрасти», и 14 февраля 1939 года «Бисмарк», длиной свыше 240 м, максимальным водоизмещением без малого 51 000 т и четырьмя башнями с парой новейших 380-мм пушек в каждой, был торжественно спущен на воду — в присутствии Гитлера и командующего флотом гросс-адмирала Редера.

Размеры практически любой детали «Бисмарка» поражали воображение. Каждый снаряд для орудий корабля весил 800 кг. 12 высоконапорных котлов обеспечивали огромному линкору скорость в 30 узлов. Главный пояс корабля состоял из сваренных плит цементированной бронестали КС толщиной 320 мм. По качеству эта сталь была одной из лучших в мире — только британцы с маркой СА имели броню качественнее. Общий вес брони составлял внушительные 18 700 т — или 40% от боевого водоизмещения по проекту.

«Бисмарк» на базе в Киле. Изображение позволяет оценить размеры корабля
www.steelnavy.com

«Бисмарк» идёт в бой

К маю 1941 года германские линкоры уже имели за плечами опыт удачных рейдов в Атлантику. В ходе операции «Берлин» 22 января−22 марта 1941 года линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» смогли потопить 22 судна общим водоизмещением более 115 000 т. Гросс-адмирал Редер, естественно, горел желанием повторить успех. По плану «Учений на Рейне» «Бисмарк» и корабли поддержки должны были выйти из портов Германии, а «Шарнхорст» и «Гнейзенау» — из французского Бреста. Далее они совместно начинали охоту на конвои по всей Северной Атлантике. Капитаном «Бисмарка» был Эрнст Линдеман, а всей корабельной группировкой командовал адмирал Гюнтер Лютьенс.

Впрочем, в изначальные планы вмешались обстоятельства. Сначала на «Шарнхорсте» вышли из строя трубки пароперегревателей — потребовалось несколько месяцев ремонта. Затем «Гнейзенау» «поймал» торпеду с пролетавшего «Бофорта» — и «Бисмарк» остался только с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» в паре. Но тут и «Принц Ойген» на рядовом переходе из Готенхафена в Киль подорвался на магнитной мине. Пришлось ждать его ремонта — Редер опасался близкого вступления в войну США (тогда вражеских кораблей в океане сразу стало бы гораздо больше) и не хотел отменять операцию насовсем.

В итоге «Бисмарк» вышел в море в ночь на 19 мая (чуть раньше это же сделал «Принц Ойген»). О выходе суперлинкора на охоту очень быстро узнали противники — уже 20 мая около 15 часов шведский крейсер «Готланд» передал радиограмму о встрече с германской эскадрой. Радиограмма немедленно попала к англичанам. 21 мая разведывательный «Спитфайр» смог сфотографировать и «Бисмарк», и «Принц Ойген».

Британцы известили о своей находке уже находящиеся в море тяжёлые крейсера «Норфолк» и «Саффолк», а также лёгкие крейсера «Бирмингем» и «Манчестер». На перехват врага вышла эскадра из новейшего линкора «Принц Уэльский» (на его борту даже остались рабочие с верфи), линейного крейсера «Худ» и шести эсминцев. Линкор «Кинг Джордж V» пока остался в запасе, на базе в Скапа-Флоу.

Тем временем, вечером 21 мая «Бисмарк», пользуясь туманом, двинулся в Арктику. 22 мая, узнав о том, что немцы уже где-то в море, «Кинг Джордж V» и авианосец «Викториес» с 5 лёгкими крейсерами тоже покинули базу. Затем к поиску «Бисмарка» подключились линейный крейсер «Рипалс» из Клайда, линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройал» из Гибралтара.

Первая кровь

Вечером 23 мая сначала тяжёлый крейсер «Саффолк», а затем и «Норфолк» обнаружили радаром немецкую эскадру. Утром следующего дня в Датском проливе между Гренландией и Исландией начался бой. Первыми обнаружили врага и открыли огонь «Худ» и «Принц Уэльский». В 5:55 «Бисмарк» ответил. И вдруг, в 6:01, после пятого залпа «Бисмарка»…

Гибель «Худа»

«Худ», ещё недавно крупнейший корабль британского флота, его краса и гордость, а с ним и почти полторы тысячи (точнее, 1415) членов экипажа практически мгновенно исчезли в море. Спасти успели лишь троих человек. До сих пор любители флота ожесточённо спорят, что же погубило «Худ». Выстраиваются траектории, как именно бронебойный снаряд при повороте линкора мог пробить броневой пояс, скос бронепалубы и крышу погреба 102-мм снарядов. Может, прошёл через турбинное отделение? Или попал в воду и просто «поднырнул» под пояс? Такой снаряд, но невзорвавшийся, как раз нашли в «Принце Уэльском». Итог (тоже вероятный): порох в погребе вспыхнул, раскалённые газы ринулись по вентиляционным шахтам. Загорелись десятки тонн пороха уже главного погреба — и в несколько секунд разломили корпус корабля.

Через две минуты «Принц Уэльский», получив несколько попаданий, прикрылся дымовой завесой и вышел из боя. «Бисмарк» отделался тремя попаданиями: одно разорвало трубопровод к топливным цистернам, второе вывело из строя катапульту для корабельного гидросамолёта, третье — паропровод в турбогенераторном отделении. В итоге скорость корабля упала до 28 узлов, а топливо потекло за борт. Подумав, адмирал Лютьенс решил вернуть «Бисмарк» в Брест для ремонта, а «Принц Ойген» отпустить для самостоятельной охоты.

Следующим вечером в 22:00 «Бисмарк» атаковали восемь торпедоносцев «Суордфиш» с авианосца «Викториес», под прикрытием шести истребителей «Фулмар». Хотя пилоты впервые в жизни взлетели с палубы, один из них смог поразить линкор. Но ночью британские крейсера… потеряли «Бисмарк» на радарах. По иронии судьбы, на линкоре принимали излучение РЛС, и Лютьенс, думая, что британцам всё равно известно его местоположение, послал длинную радиограмму о положении дел на борту. Англичане смогли запеленговать «Бисмарк», но неправильно нанесли данные на карту. В результате почти полсотни кораблей много часов искали «Бисмарк» не там, где он плыл на самом деле. И только утром 26 мая патрульная «Каталина» снова обнаружила неуловимый линкор.

Но теперь британские корабли не успевали настигнуть «Бисмарк». Оставалась последняя надежда — на палубную авиацию. 14 «Суордфишей» с авианосца «Арк Ройал» выпустили 11 торпед… по своему же крейсеру «Шеффилд». К счастью, магнитные взрыватели нескольких торпед сработали слишком рано, от остальных кораблю удалось увернуться. И только вторая атака пришлась по настоящему врагу. Из 13 торпед две или три попали в цель. Но только одна стала роковой — она наглухо заклинила оба руля линкора.

Ночью «Бисмарк» атаковали британские эсминцы. Выпустив 14 торпед по неуправляемому кораблю, они… не попали ни разу. А утром англичане снова потеряли линкор, но вскоре опять смогли обнаружить.

Смерть «Бисмарка»

Британцы бросили в финальный бой линкоры «Родней» и «Кинг Джордж V» с 406-мм и 356-мм орудиями. Первый залп в 8:47 дал «Родней». Менее часа спустя англичанам удалось вывести из строя все башни главного калибра «Бисмарка». Вскоре умолкли и остальные его пушки. Германский линкор представлял собой пылающую развалину. «Родней», стремясь как можно быстрее разделаться с противником, пока не кончилось топливо, даже стрелял по беспомощному «Бисмарку» крупнокалиберными 24,5-дюймовыми торпедами, причём промахиваясь. Хотя пушки «Кинг Джордж V» и «Роднея» далеко не всегда работали, как полагается, вместе с тяжёлыми крейсерами «Норфолк» и «Дорсетшир» они выпустили почти три тысячи (точнее, 2876) снарядов калибром от 133 до 406 мм и добились примерно 300–400 попаданий. Летящие снаряды можно было заметить даже невооружённым глазом.

Первые разрывы британских снарядов http://www.kbismarck.com/

Оставшиеся в живых офицеры «Бисмарка» приняли решение затопить корабль подрывными зарядами. После 10:20 заряды сдетонировали, и «Бисмарк» стал медленно крениться на левый борт. Тем временем «Дорсетшир» вышел в торпедную атаку: две торпеды попали в правый борт, затем ещё одна была выпущена в левый. В 10:39 изуродованный линкор опрокинулся и затонул. Немецкие подводные лодки и авиация так и не пришли ему на помощь. Британцам удалось спасти всего 115 человек, более 2100 нашли свою смерть в воде.

На экране и под водой

После войны настало время киноделов. Вышедшая на экраны в 1960 году картина «Потопить Бисмарк!» заслужила множество похвал за точность отображения исторических событий. Оно и неудивительно — к примеру, Эдвард Мэроу, журналист, известный радиорепортажами из военного Лондона, сыграл в фильме… самого себя. Эсмонд Найт, игравший капитана «Принца Уэльского», в 41-м был на борту этого же корабля и получил ранение в том самом бою. Использовались реальная хроника спуска «Бисмарка» на воду и записи боёв. Виды «изнутри» кораблей снимали на «Вэнгарде» — единственном британском линкоре, дожившем до этого времени.

Эдвард Мэроу

Взлом кодов с помощью аналитиков Блетчли-парка оставался секретным вплоть до 1975 года, поэтому в фильме он не упомянут. Зато в кино точно показана летающая лодка «Каталина», нашедшая «Бисмарк». Не умолчали и об атаке своего же корабля. Отлично отображена сложность работы британского штаба, определяющего действия кораблей.

Для усиления драматизма на экране британцы «понесли» даже более серьёзные потери, чем в реальности: «Бисмарк» сбивает зенитным огнём два «Суордфиша» (в реальности несколько самолётов было повреждено). Любопытно, что при этом сцена, где сообщается о находке и спасении лодки с тремя лётчиками, совершенно точна. Два истребителя «Фулмар» с «Викториес», истратив горючее, сели в море, и три человека были спасены.

Также линкор, уже получив роковую торпеду, отражает атаку эсминцев и топит один из них — «Солент». Такого эсминца не было в составе британского флота, и ни один из эсминцев не был потерян. Но иначе события после поражения руля выглядели бы чистой «игрой в одни ворота».

«Бисмарк» на киноэкране

Адмирал Лютьенс в кино показан горячим поклонником Гитлера и убеждённым, если не фанатичным, нацистом. Он со всем энтузиазмом радостно настраивает команду на грандиозную и победную охоту за конвоями. Однако выжившие члены экипажа описывали реального Лютьенса как задумчивого и даже угрюмого человека. В жизни адмирал настаивал на откладывании операции до окончания ремонта «Шарнхорста» или даже ввода в строй «Тирпица». Лютьенс также не хотел вступать в бой с «Худом» и «Принцем Уэльским» (перехват конвоев был куда важнее дуэлирования) — а в кино именно он приказывает Линдеману открыть огонь.

И только через много лет после войны к останкам «Худа» и «Бисмарка» смогли добраться подводные аппараты. Судя по положению обломков, «Худ» действительно начал поворачивать перед самым взрывом. В 2002 году он был объявлен военным захоронением, поэтому все дальнейшие работы прекратились.

«Бисмарк» на дне http://www.kbismarck.com/

В 2002 году знаменитый кинорежиссер и энтузиаст глубоководных погружений Джеймс Кэмерон организовал экспедицию к «Бисмарку» на судне «Академик Мстислав Келдыш». С помощью батискафов «Мир-1» и «Мир-2» удалось установить характер повреждений корпуса. По нему следует, что, вероятно, обречённый корабль был в итоге затоплен собственной командой (как всегда утверждали выжившие из экипажа).


Источники и литература:

  1. http://www.imdb.com/
  2. http://www.kbismarck.com/
  3. http://www.scharnhorst-class.dk/
  4. Evans, Alun. Brassey's Guide to War Films. Dulles, Virginia: Potomac Books, 2000.
  5. Буркхард фон Мюлленгейм-Рехберг. Линкор «Бисмарк». — М., Эксмо, Яуза. 2006.
  6. Дашьян А. Убийцы «Бисмарка». Линкоры «Нельсон» и «Родней». ­ М., Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010.
  7. Кофман В. Гибель владыки морей. Линейный крейсер «Худ». ­— М., Коллекция, Яуза, Эксмо, 2009.
  8. Малов А. А., Патянин С. В. Линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». — М.: Эксмо, 2014

warspot.ru

Гибель самого грозного линкора Гитлера "Бисмарк"

Пожалуй, потопление «Бисмарка» – это осязаемая история гибели всего Третьего Рейха. Линкор погибал долго и мучительно, не желал сдаваться и боролся за свое существование до последнего.

Линкор "Бисмарк"

Одним из унизительных условий Версальского мирного договора для Германии стал отказ от военной техники и вооруженных сил. Поэтому, когда к власти пришел Гитлер, он первым делом взялся за милитаризацию промышленности и создание сильного флота. Британцы, против которых, собственно, этот флот создавался, сначала посмеивались над незадачливыми соседями с их «карманными линкорами». Но когда 14 февраля 1939 года «Бисмарк» сошел с верфи, было уже не до смеха. Кстати, шампанское о борт корабля разбивала внучка канцлера Доротея фон Левенфельд.

Грозное судно

Корабль имел семь палуб, достигал 15 метров в высоту, его вес составлял без малого 19 тыс. тонн. Линкор обслуживали 12 команд, его штат составляли более 2 тыс. чел. На корабле располагались восемь 380-мм орудий, 26 пушек и столько же зениток. Интересно, что каждый из четырех гидросамолетов запускался… с катапульты! И садился на воду.

Атака на линкор

На службе у Третьего Рейха линкор пробыл всего-ничего, и был потоплен 18 мая 1941 года. вместе с «Принцем Ойгеном» «Бисмарк» выполнял операцию «Рейнские учения». Линкору и тяжелому крейсеру предстояло выйти в Атлантический океан через Датский пролив. В 5:52 24 мая британские корабли «Худ» и «Принц Уэльский» вступили в бой с линкором нацистов. В 06:00 затонул «Худ». После непродолжительный переговоров нацисты решили оставить «Принца Уэльского» в покое и идти на ремонт к французским берегам. Британский флот оставили на «Принца Ойгена».

Сражение

Когда 26 мая линкор обнаружили неподалеку от Бреста, атаки продолжились. К вечеру, после нескольких торпедных ударов «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и заметно накренился. На следующий день британский линкор поразил две носовые башни «Бисмарка», были убиты многие высшие офицеры. Оставшиеся целыми две другие башни эффективно стрелять уже не могли. Некоторое время спустя смолкли и другие тяжелые орудия. Британским судам приказали добивать корабль торпедами: и те, и другие после продолжительных изнуряющих боев надеялись на то, что противник просто выдохнется. У британцев подходили к концу запасы провизии и топлива, а на «Бисмарке» была почти разрушена верхняя палуба.

Джон Моффат

27 мая в 10:39 немецкий линкор «Бисмарк» ушел под воду. Многие члены экипажа пожелали утонуть вместе с кораблем и даже не делали попыток спастись. Сегодня известно имя британского военного, который выпустил последнюю, роковую торпеду. Его звали Джон Моффат. Вскоре после своего триумфа Моффат был переведен в Индийский океан, и в боевых действиях больше не участвовал. Вот что вспоминает он о своем главном сражении:

«Могучий корабль лежал на боку. Я никогда не забуду то, что увидел в тот день. На волнах качались сотни голов. Все мы знали, что ни у одного из них нет шансов на спасение».

Линкор "Бисмарк" на дне

Боевая слава самого масштабного нацистского линейного корабля закончилась, так и не начавшись. Но «Бисмарк» своей мощью и величием успел испугать добрую половину европейских соседей.

А как вам этот линкор? Впечатляет?

Подписывайтесь на наш канал, пишите комментарии, ставьте лайки и мы будем радовать Вас новыми историями от наших авторов.

enciklopediya-tehniki.ru

Главный линкор фюрера: как погибал "Бисмарк"

14 февраля 1939 года на верфи в Гамбурге сошел со стапелей крупнейший и тогда самый совершенный в мире линейный корабль. Линкор получил имя "Бисмарк" в честь первого немецкого рейхсканцлера Отто Эдуарда Леопольда фон Бисмарка, объединителя Германии "кровью и железом".

Длина 241 метр; максимальное водоизмещение 50 500 тонн; восемь орудий калибра 380 миллиметров в четырех башнях; броня основного пояса из закаленной стали толщиной до 360 миллиметров; крейсерская скорость 31 узел. Этот элегантный гигант очаровывал и устрашал одновременно. Линкор "Бисмарк", флагман кригсмарине, рождался на гамбургской верфи "Блом&Восс" для долгой и героической жизни. При его проектировании немецкие конструкторы использовали весь свой богатый опыт создания тяжелых броненосных кораблей. А строители - новейшие достижения эпохи, прежде всего электросварку.

Призванный стать не просто символом мощи германского оружия, но сокрушителем Британии, "Бисмарк" виделся вождям рейха новым воплощением божества или героя из древнегерманского эпоса. Возглавив в 1933 году нацистское правительство, Адольф Гитлер согласился с советниками в том, что ВМФ страны требуют кардинального усиления, пусть и вопреки установленным Версальским договором ограничениям. Немцам запрещалось строить линейные корабли водоизмещением свыше 10 тысяч тонн. Но в 1935-м Гитлер денонсировал договор.
 

И Германия получила "Бисмарк", свой первый после Первой мировой войны полноценный линкор, а не "карманный", как иногда называли тяжелые крейсеры. При спуске на воду присутствовали фюрер и внучка князя фон Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции "окрестившая" корабль бутылкой шампанского...
 

При спуске на воду присутствовали фюрер и внучка князя фон Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции "окрестившая" корабль бутылкой шампанского

Редер и Лютьенс

Осенью 1939 года главнокомандующий кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер разработал план по уничтожению английской системы морских конвоев. Обладая базами подводных лодок в норвежских портах Берген и Тронхейм, немцы без труда организовывали патрули на возможных маршрутах конвоев. С сентября по декабрь 1939-го германские субмарины потопили 114 торговых судов Англии и ее европейских союзников. То есть в среднем почти по судну в день. Рeдер составлял многоходовые, буквально шaхматныe комбинации.

К подводной угрозе добавилась новая беда: начиная с весны 1940 года Германия начала использовать замаскированные рейдеры, приспособив для этой цели торговые суда. Они действовали в отдаленных районах Мирового океана, не только нанося потери английскому судоходству, но и сея панику в мирных доселе водах: в Тихом океане, на подходах к Индии или даже в Антарктикe. Острая нехватка эскортных кораблей не позволяла иметь "сквозное" охранение конвоев на всем маршруте их следования. Эскорты проводили торговые суда через опасные районы, где вероятность нарваться на подлодку была велика. А дальше конвои следовали с минимальным охранением, часто в виде вспомогательного крейсера - обычно пассажирского лайнера, спешно оснащенного артиллерией.

Сырье для промышленности, топливо для флота, продовольствие для населения, оружие для войск на Ближнем Востоке, идущее из США, - все это доставлялось морем. Без морских перевозок Англия не могла жить. Весной 1941 года немецкие субмарины наносили огромный ущерб системе английских морских коммуникаций.

Немецкие линкоры, однако, представляли более страшную угрозу. Они могли эти коммуникации перерезать, и навсегда.

22 января 1941 года в Атлантический океан из Бреста, порта на крайнем северо-западе Франции, вышли под командой адмирала Гюнтера Лютьенса линейные крейсеры "Шарнхорст" и "Гнейзенау". За время своего рейда, который закончился 22 марта 1941 года, они потопили 22 судна противника общим водоизмещением более 115 тысяч тонн.

А 26 апреля Лютьенс получил приказ о новой миссии - рейде в Атлантику на линкоре "Бисмарк" и "Принце Ойгене", тяжелом крейсере водоизмещением 19 тысяч тонн. Адмирал возражал против этого плана под названием "Рейнские учения". Он заявил, что разница между кораблями настолько значительна, что они не смогут составить полноценное соединение. И предложил подождать еще четыре месяца, пока не закончится ремонт потрепанного штормом "Шарнхорста", а также пока не завершит тренировок экипаж линкора "Тирпиц", близнеца "Бисмарка".

Но Редер считал, что любое промедление с началом боевых действий в Атлантике будет на руку врагу. Кроме того, рейд стал бы отвлекающим маневром, который вынудил бы англичан перебросить часть сил из Средиземного моря и ослабить давление на морские коммуникации итало-германских войск в Северной Африке.

Лютьенс был прав, но дал себя переубедить. И когда 5 мая Гитлер посетил Готенхафен, ныне польский порт Гдыня, чтобы осмотреть "Бисмарк" и "Тирпиц", и осторожно выразил сомнение в целесообразности операции "Рейнские учения", Лютьенс решительно поддержал план Редера. Похоже, действовал он вполне в русле своего всегдашнего поведения. "Лютьенс, - писал один отставной офицер, - олицетворял собой командира, чьи способности принесены в жертву субординации".

Вообще-то о сдержанном, безмерно преданном своему делу Гюнтере Лютьенсе хорошо отзывались все, кто его знал, но в историю он вошел как неудачливый командующий флотом. Он пренебрегал элементарными правилами радиобезопасности и недооценивал неприятельскую авиацию как потенциальную угрозу для крупных кораблей. Таковые Лютьенс никогда не любил и по службе практически не был с ними связан. В Первую мировую воевал на миноносцах, с 1935 года возглавлял штаб военно-морского района Северного моря, с 1938-го командовал флотской разведкой, а в начале Второй мировой руководил операцией по минированию британских прибрежных вод.
 

Он никогда не пользовался нацистским приветствием и отказался сменить свой старый кортик с императорской эмблемой на кортик со свастикой. Лютьенс даже заявил письменный протест против обращения с евреями

Убежденный монархист, он никогда не пользовался нацистским приветствием и отказался сменить свой старый кортик с императорской эмблемой на кортик со свастикой. Лютьенс даже заявил письменный протест против обращения с евреями, но документ положили под сукно. К слову, если и можно говорить о каком-либо рыцарстве во Второй мировой со стороны германских вооруженных сил, то ближе всего к нему были именно моряки кригсмарине. Эти люди представляли отдельную касту, со своими традициями, они радели не о главенстве арийской расы или о величии нацизма, а о том, как разделаться с заклятым врагом - английским флотом, как доказать себе, миру, что они лучше этих "островитян".

Бой в Датском проливе

18 мая "Бисмарк" и "Принц Ойген" вышли в море с базы в Готенхафене и направились в норвежские прибрежные воды. Два могучих корабля жались к берегам, к промежуточным островам, скользили от излучины к излучине, чтобы не встретить линкоров англичан и остаться незамеченными воздушной разведкой. Они укрылись в просторной гавани порта Берген, в намеченной исходной точке для внезапного "прыжка" в океан. Чтобы использовать быстроходный "Бисмарк" как рейдер, налетающий на транспортные суда и их охранение, предстояло вырваться на просторы Атлантики. Между тем неприятельские корабли и их дозорные - самолеты - стерегли все выходы из германских и французских портов.

Немцы выбрали наиболее безопасный для себя путь: вокруг Исландии с севера, через Датский пролив, отделяющий этот остров от Гренландии. Но уже 20 мая, до прихода в Берген, "Бисмарк" заметили со шведского крейсера "Готланд". В тот же день о тандеме сообщили члены норвежского сопротивления, 21 мая от своего военного атташе в Швеции о нем узнало Британское адмиралтейство. Ко всему прочему во время стоянки в Бергене германские корабли сфотографировали с самолета-разведчика британских ВВС "Спитфайр". "Бисмарк", в отличие от "Принца Ойгена", дозаправки в порту не сделал, что оказалось одной из роковых ошибок.

22 мая оба рейдера покинули Берген, миновали Норвежское море и пересекли Северный полярный круг. Однако у северного входа в Датский пролив их поджидал противник в лице флагмана королевского флота линейного крейсера "Худ" и новейшего линкора "Принц Уэльский", которым предстояло выследить рейдеры и донести, куда те идут. То есть выполнить задачу дозорных, не более того.

Вышло же иначе. На рассвете 24 мая британский тандем по приказу вице-адмирала Ланселота Холланда открыл огонь с расстояния 22 километра по германскому соединению. Ввязываться в схватку Лютьенс не собирался, имея соответствующий приказ. Поэтому немецкая сторона не отвечала. Однако после нескольких неприятельских залпов капитан "Бисмарка" Эрнст Линдеман заявил, что не позволит безнаказанно стрелять по своему кораблю. И линкор, а затем и "Принц Ойген" огрызнулись всеми орудиями главных башен.
 

После нескольких неприятельских залпов капитан "Бисмарка" Эрнст Линдеман заявил, что не позволит безнаказанно стрелять по своему кораблю. И линкор, а затем и "Принц Ойген" огрызнулись всеми орудиями главных башен

Шестой залп "Принц Уэльский" принес попадание: снаряд пробил топливные цистерны на "Бисмарке", вызвав обильную утечку топлива. Немецкий линкор стал оставлять нефтяной след. Но вскоре на "Худе" прогремел чудовищный взрыв, вызванный попаданием снарядов с "Бисмарка" в его артиллерийские погреба. Корабль водоизмещением 46 тысяч тонн разорвало на две части, нос и корма взлетели в воздух, и он затонул за шесть минут. Вся команда из 1417 человек погибла, спаслись лишь трое. "Принц Уэльский" вышел из боя под дымовой завесой.

Лютьенс решил вести прорвавшийся в океан "Бисмарк" на ремонт во французский порт Сен-Назер. Капитану "Принца Ойгена" было приказано атаковать неприятельские конвои самостоятельно.

"Невероятное облегчение"

Гибель "Худа" ожесточила англичан. Адмиралтейство распорядилось, чтобы к охоте за "Бисмарком" были привлечены почти все находившиеся в Северной Атлантике британские корабли, даже охрана конвоев. Группу перехвата, включившую линкоры "Георг V" и "Родней" вместе с авианосцем "Викториэс" плюс три эсминца, возглавил адмирал Джон Тови, участник Ютландского боя. С юга, от Гибралтара, шли на север линейный крейсер "Ринаун", авианосец "Арк Ройал", крейсер "Шеффилд" и дивизион эсминцев.

Сомкнуться кольцо облавы не успело: 25 мая в 3:06 ночи группа перехвата потеряла "Бисмарк". Перед этим девять самолетов-торпедоносцев "Суордфиш", стартовав с палубы авианосца "Викториэс", в кромешной тьме атаковали германский линкор. Но серьезных повреждений не нанесли: единственное торпедное попадание пришлось в главный броневой пояс.

В 7:00 утра 25 мая Лютьенс известил командование о том, что преследование продолжается, а в 9:12 передал еще одну радиограмму. Радиоперехват этих сообщений позволил британской стороне определить местоположение "Бисмарка". В 10:10 утра 26 мая экипаж гидроплана "Каталина" береговой авиации англичан обнаружил тянущийся за "Бисмарком" нефтяной след. В тот же день около 21:00 пятнадцать торпедоносцев с "Арк Ройал" начали вторую атаку на "Бисмарк". Некоторые велись пилотами настолько низко, что команды скорострельной малокалиберной артиллерии находились выше самолетов и с трудом различали их на фоне неспокойного моря.

"Суордфиш", биплан с открытой кабиной и слабым двигателем, был невероятно устаревшей машиной, - поясняет британский историк флота Эндрю Ламберт. - Но эта технологическая пропасть и стала козырем англичан. Немецкие артиллеристы не могли перенастроить свои зенитные системы, рассчитанные на скорость самолетов не менее 240 километров в час, на "черепаший" ход "Суордфишей" - 130 километров в час. Они брали слишком большое упреждение, поэтому ни один "Суордфиш" не был сбит".

Пытаясь уклониться от одной из торпед, "Бисмарк" повернул влево, и торпеда вместо пояса брони по правому борту попала в кормовую часть. Рули заклинило, линкор потерял управление и с этого момента был обречен... "Мы все почувствовали, что над нами занесен топор мясника", - вспоминал кто-то из выживших членов команды.

27 февраля в 08:47 утра на "Бисмарк", который выдавал лишь семь узлов, обрушился шквал снарядов с линкоров "Родней" и "Георг V", с крейсеров "Норфолк" и "Дорсетшир". Германский рейдер ответил огнем, но после 44 минут боя его тяжелые орудия смолкли. Однако "Бисмарк" не спускал боевого флага, и англичане решили добить его торпедами с короткой дистанции... Лютьенс и капитан Линдеман были уже мертвы. Кто-то из офицеров приказал открыть кингстоны и покинуть корабль. В 10:39 "Бисмарк" погрузился в пучину, перевернувшись вверх килем. Из 2200 человек экипажа в живых осталось 115.
 

В 10:39 "Бисмарк" погрузился в пучину, перевернувшись вверх килем. Из 2200 человек экипажа в живых осталось 115

...Германия не просто потеряла свой лучший корабль, она проиграла войну против британского торгового судоходства, за контроль над Северной Атлантикой. Причем в преддверии схватки с СССР. "Когда Черчилль в палате общин заявил о потоплении "Бисмарка", все почувствовали невероятное облегчение, - говорит Эндрю Ламберт. - Если бы операция "Рейнские учения" удалась, Британия бы капитулировала. Для англо-американского освобождения Европы не осталось бы плацдармов".

Гибель "Бисмарка" ознаменовала и роковой поворот в судьбе линкоров, господствовавших на море более трех столетий: из охотников они превратились в добычу, в лакомую мишень для самолетов и подводных лодок. Тот же "Тирпиц", не произведя ни одного залпа по неприятельским кораблям, в ноябре 1944-го был забит британской авиацией в норвежском фьорде Тромсе, как прохожий шпаной в подворотне. За исключением "Бисмарка", ни один линкор, стоивший своим создателям колоссальных денег, не отличился во Второй мировой. В том смысле, что не использовался для того, для чего его строили, - битвы с неприятельским флотом или артиллерийской честной дуэли. Совершенно иной КПД выказали куда более дешевые субмарины, те же немецкие. После войны от линкоров начали избавляться.

Нажмите на фотографии для увеличения:



Самое важное и срочное мы публикуем на странице в Telegram. Подпишись!

news.day.az

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о