Линейные парусные корабли – Линейный корабль (парусный) — Википедия

Содержание

Линейные корабли парусного флота малых стран

Сначала XVII до середины XIX в. олицетворением морской мощи ведущих держав Европы, наиболее сильными и совершенными парусниками мира были линейные корабли. Именно в них воплотился весь опыт военного парусного кораблестроения, накопленный человечеством за многие сотни лет.

СодержаниеСвернуть

Линейные корабли малых стран

Считается, что первый насто­ящий линейный корабль был построен в Англии в 1610 г. знаменитым кораблестроите­лем Финеасом Петтом. Им стал 64-пушечный «Принц Ройял» водоизмещением около 1400 т. При длине по килю в 35 м и ширине в 13 м он имел на двух палубах пушки одного калибра. При этом его нос и корма были богато украшены скульптурными изо­бражениями и инкрустацией, над которыми работали лучшие мастера Англии того времени. Конечно, это удорожало по­стройку, но считалось необ­ходимым атрибутом военного корабля из соображений мо­рального воздействия на моряков своего флота и флота про­тивника.

Впрочем, различные манипуляции как с орудиями, так и с украшением корабля обеспечили «Принцу Ройялу» довольно бурную жизнь — он постоянно модернизировался и нес вооружение в количестве от 51 до 92 пушек. Однако первыми к строительству линейных кораблей на регулярной основе приступили Нидер­ланды.

Английский корабль «Принц Ройял» 1610 г. постройки

Корабли вели происхож­дение от классических галеонов, на основе которых и были соз­даны. Более того, именно в Ни­дерландах сложилась первая настоящая кораблестроитель­ная школа и была разработана терминология для парусных многопушечных кораблей.

Так, корабельные палубы — деки получили конкретные названия: трюмная орлоп-дек, нижняя ба­тарейная гон-дек, средняя ба­тарейная мидель-дек, верхняя батарейная опер-дек и наконец, верхняя открытая — квартер-дек. На последней голландцы стали устанавливать нечто сред­нее между мелкокалиберными пушками и крупнокалиберными ружьями — 1-3-фунтовые Фаль­конеты. И хотя отличались они, даже по тем временам, крайне низкой боевой эффективностью назначение их было сродни со­временным пулеметам. К тому же устанавливались они на по­воротных вертлюгах, а не на гро­моздких станках, как пушки.

Впрочем, это была не един­ственная особенность линейных кораблей Нидерландов. В отли­чие от Англии, которая осуществляла строительство линейных кораблей целенаправленно как элемент государственной поли­тики, в Нидерландах централи­зации даже в этом важном для страны вопросе не наблю­далось.

Линейные корабли военно-морского флота Нидерландов в море в 1672 г. Виллем ван де Вельде-ст.

Каждое из 5 адмирал­тейств и все 7 парламентов провинций, объединившихся в начале XVII в. в единое госу­дарство, проводили свою ко­раблестроительную политику.

Рекомендуется к прочтению: Морские сражения северной войны

Линейные корабли Нидерландов 

И хотя военные корабли Нидер­ландов, прежде всего линейные, получались весьма похожими конструктивно, по оснащению и убранству они резко контра­стировали друг с другом. Стандартные голландские ли­нейные корабли, различаясь исключительно по числу пушек (ранговую систему для кораблей Нидерланды так и не приняли), представляли собой боевые единицы по размерам несколько меньшие, нежели их английские аналоги.

Корпуса нидерланд­ских кораблей отличались очень скромными по сравнению с ан­глийскими размерами, украше­нием, а главное — имели широ­кие и довольно плоские днища. А это приводило к уменьшению осадки, но ухудшало мореход­ность и маневренность. Однако для действий в своем основном театре — в Северном море они подходили идеально, тем более что этому способствовало и от­носительно легкое, нежели у их английских аналогов, парусное вооружение. Благодаря ему се­рьезно вооруженные линейные корабли Нидерландов напоми­нали легкие яхты.

Соперники в судостроении 

Нидерланды стремились увеличить мореход­ность своих парусных военных кораблей. Голландские масте­ра делали их корпуса с боль­шей седловатостью и всегда заканчивали корпус прямой транцевой кормой. Благодаря последнему элементу сзади размещалось больше пушек, чем у англичан или французов. При этом все палубы голланд­ских кораблей их строители ставили на специальные эле­менты крепления — пиллерсы. Это приводило к дополнитель­ному увеличению поперечной прочности многопушечных кораблей.

Сдача Royal Prince после четырехдневной битвы 1-4 июня 1666 г.

А она была не лишней. Долгое время Нидерланды не рассматривали военные корабли как единицы, предназначенные для выпол­нения исключительно боевых задач. Вполне приемлемым считалось использовать доро­гие и ценные линейные корабли для перевозки многочисленных и тяжелых грузов между метро­полией и ее колониями и наобо­рот. При этом командование голландского флота вплоть до Третьей англо-голландской войны включительно вполне со­знательно практиковало массовое вооружение парусников. А они были постро­енны как торговые, с большим числом ору­дий и постановку их в линию баталии.

sea-man.org

Парусные линейные корабли, фрегаты, корветы и бриги

5 (100%) 1 голос[ов]

В парусном флоте (конец XVII ? cередина XIX в.) наиболее крупным боевым кораблем стал линейный корабль ? трехмачтовое судно с сильным артиллерийским вооружением (от 60 до 130 пушек).

В зависимости от водоизмещения, размерений и, в первую очередь, от числа пушек, в соответствии с “Табелем о рангах кораблей” (XVII в.) корабли разделялись на шесть рангов. К середине XIX века водоизмещение линейных кораблей достигало 5000 т, вооружение ? 130 пушек, экипаж ? 800 человек.

Тенденции развития военных кораблей от галиона к линейному иллюстрирует английский военный корабль постройки 1637 года “Соверен оф зе Сиз” (“Владыка морей”) ? рис 9.1. Его водоизмещение 1530 т, наибольшая длина 71 м, ширина 14,2 м, глубина трюма 5,9 м, наибольшая осадка 6,75 м. Дальнейшее дробление (по сравнению с галионами) вплоть до четвертого яруса получила общая парусность. Впервые в истории судостроения артиллерийские орудия на нем размещались на трех палубах.

Этот корабль считается первым парусным линейным кораблем в истории судостроения. На трех сплошных батарейных палубах и занимавшей четвертый ярус батареи на шканцах было установлено
126 орудий, из них 20 тяжелых 60-фунтового калибра, восемь ? 38-фунтового. Экипаж ? 800 человек. Корабль был украшен многочисленными скульптурами и резьбой по дереву в стиле барокко. Стоимость корабля была грандиозной: за нее можно было построить десять обычных 40-пушечных кораблей. В вину английскому королю Карлу I, по приказу которого был построен этот корабль, ставилось неоправданное расточительство при финансировании строительства военно-морского флота. Политические страсти тех лет привели к тому, что король был казнен (в 1649 году) по приказу Оливера Кромвеля. Корабль же прожил долгую жизнь ? три раза перестраивался и был на плаву
60 лет. Принимал неоднократно участие в морских сражениях, но погиб не в морской баталии, а сгорел на стоянке в Чатеме (под Лондоном) от огня опрокинувшейся свечи.

К первой трети XVII века относится вхождение Франции в состав великих морских держав. Это связано с именем герцога Ришелье, по инициативе которого началась реконструкция морских портов Франции, были куплены у Голландии несколько парусников, ставших первыми большими боевыми кораблями военно-морского флота. В 1636 году был спущен первый линейный корабль собственной постройки “Ле
Корона” (Корона) (водоизмещение ? 2100 т, длина по ватерлинии ?50,7 м, высота борта ? 10,5 м, рот-мачта от киля до клотика ? 57,6 м, вооружение ? 72 пушки на трех палубах, экипаж ? 604 человека). Корабль строил Шарль Морье.

Примером совершенного для того времени линейного корабля 1-го ранга может служить французский трехдечный 120-пушечный “Солей Ройял” (“Король-солнце”), построенный в 1690 году (рис. 9.2). Его размерения были близки к табелю о рангах и составляли: длина ? 55 м, ширина ? 15,5 м, углубление трюма ? 6,7 м; экипаж ? 875 человек. “Солей Ройял” в течение длительного периода по своим ходовым качествам, огневой мощи, декору считался самым лучшим среди линейных кораблей ведущих морских держав мира. Другим известным линейным кораблем 1-го ранга был испанский “Сантисима Тринидад” (рис. 9.3), построенный в 1769 году на испанской военно-морской верфи в Гаване (Куба). Корпус и палуба изготовлены из кубинского красного дерева, мачты и реи ? из мексиканской сосны. Толщина бортов ? 0,6 м. Впервые судно такого класса имело четыре орудийные палубы, на которых было установлено 144 орудия, 30 из них калибра 32 фунта располагались на нижней палубе. Дальность стрельбы этих орудий ? 1,5 мили. На второй палубе были установлены два 18-фунтовых и двадцать шесть 8-фунтовых орудий и мортир. Остальные орудия занимали третью и четвертую палубы. Несмотря на многочисленные попадания в этот линейный корабль со стороны английских кораблей в Трафальгарском сражении в 1805 году, он

не был потоплен. Во время сражения на корабле находились 1200 моряков и солдат морской пехоты.

Участвовавший в Трафальгарском сражении английский линейный корабль “Виктори” сохранился до настоящих дней (рис. 9.4). Он стал кораблем-памятником и с 1922 года стоит в Портсмутском сухом доке в честь победы английского флота над объединенными военно-морскими силами Испании и Франции. Место на палубе, где упал смертельно раненный адмирал Нельсон, отмечено мемориальной пластиной. Линейный корабль был построен корабельными мастерами Д. Локом и Э. Алланом еще в 1765 году в Чатаме близ Лондона. Имел три палубы и три мачты. Для постройки “Виктори” было израсходовано 2,5 тыс. деревьев, главным образом дуба. Киль составлен из нескольких стволов вяза, шпангоуты обтесывались топором по чертежам, которые были изготовлены в натуральную величину. Борта толщиною 0,6 м состояли из внешней и внутренней обшивки, скрепленной стальными болтами и дубовыми нагелями. Водоизмещение ? около 3,5 тыс. т, длина ? 57 м, ширина ? около 16 м, экипаж ? 850 человек. Был вооружен 104 пушками, из которых более половины тяжелые ? 32- и 24-фунтовые.

С конца XVII века для дальней разведки и крейсерской службы (самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью захвата и уничтожения вражеских торговых судов)в военно-морских флотах разных стран появляется новый тип корабля ? фрегат ? с достаточно мощным артиллерийским вооружением, но более быстроходный, чем линейные корабли. От последних он отличался меньшими размерами (водоизмещение 700?-1000 т и больше) и меньшим числом пушек. Среди фрегатов были и крупные, имевшие до 60 пушек, которые включались в боевую линию и носили название линейных фрегатов. Вот несколько характерных кораблей данного типа. Французский фрегат “Флора” (рис. 9.5), построенный в 1780 году, имел наибольшую длину ?

47 м, по килю ? 38 м, максимальную ширину ? 11,6 м, осадку ? 5 м, вооружение ? 30 9-фунтовых орудия, экипаж ?около 300 человек. Американский фрегат “Конститьюшн” (рис. 9.6), построеный в Бостоне в 1797 году, был предназначен для защиты американских судоходных путей от пиратов в Карибском и Средиземном морях. Длина его 62,2 м, ширина 13,6 м, высота борта 6,85 м. Вооружение доходило до 55 пушек, двадцать восемь из которых 24-фунтовые, а десять 12-фунтовые. Экипаж ? 400 человек. Фрегат находился на плаву 150 лет, его неоднократно реставрировали, а с 1947 года он на вечной стоянке в Бостоне как судно-памятник.

Интересна история развития фрегатов. Первоначально, в XIII?-XVI веках, фрегат (парусно-гребное судно при галерах) имел 4?5 пар весел, косой парус. В дальних походах буксировался флагманской галерой. Фрегатом также назывался наиболее крупный парусно-гребной корабль шхерного флота, кроме парусов он имел 12…18 пар весел, на вооружении у него было до 38 пушек. Пройдя ряд изменений, фрегаты как класс судов возродились и в современных военно-морских флотах разных стран (название было дано во время второй мировой войны). Ныне своей боевой задачей они имеют поиск и уничтожение подводных лодок противника, противолодочную и противоракетную оборону кораблей и транспортов при действиях в составе поисковых групп и сил охранения.

Корветы XVII-?XVIII веков ? корабли водоизмещением 460 т и более; они имели такое же, как фрегаты, прямое парусное вооружение и 18?30 орудий на верхней палубе и использовались главным образом
для разведывательной и посыльной службы (рис. 9.7,а). Корвет “Астроляб” (Франция, 1811 г.) имел длину 101,04 фута (30,08 м), ширину по палубе 28,54 фута (8,7 м), осадку 11,97 фута (3,65 м), водоизмещение 380 т.

Бриги были существенно меньших размеров, чем фрегаты, их водоизмещение ? 200?400 т, длина ? до 32 м, ширина ? 8…9 м, прямое вооружение на двух мачтах, на второй грот-мачте помимо прямых парусов ставился еще один косой. Экипаж ? до 120 человек, артиллерийское вооружение ? до 24 пушек. Они появились в XVIII веке и использовались не только как крейсерские, дозорные, но и как посыльные (рис. 9.7,б).

Общая площадь парусов, поднимаемых на 120-пушечном линейном корабле, доходила до 3140 м2, на фрегатах ? 2500 м2, на бригах ?760 м2, что на одну тонну водоизмещения давало соответственно 0,65;
1,0; 1,9 м2. Удельная парусная вооруженность определяла и скоростные качества кораблей. Бриги и фрегаты, скорость которых достигала 10 узлов, а масса парусов ? 4 т, были более быстроходными, чем линейные корабли. Стремление ограничить разнообразие военного флота, внедрить проверенные конструкции кораблей привело к тому, что во всех флотах мира установилась практика составления корабельных штатов (упоминавшиеся выше табели о рангах). Наиболее полно были разработаны и неоднократно обновлялись штаты в Англии и Франции, а затем и в России. Они  определяли иерархию боевых кораблей, а также основные характеристики и спецификационные требования к постройке. Представление о таких штатах начала XVIII столетия дает табл. 9.1, заимствованная из работы Р.М. Мельникова). Сведенья относятся к вооружению и комплектации английских кораблей по адмиралтейским правилам 1709?-1727 годов. Военный парусный флот сохранился до первой половины XIX века. Последней войной, в которой парусники принимали участие как главная вооруженная сила воюющих сторон, была Крымская. Она же и показала, что долгий век парусных военных кораблей закончился.

seaspirit.ru

Линейный корабль (парусный) — это… Что такое Линейный корабль (парусный)?

Линейный корабль HMS Victory, флагман адмирала Нельсона, на стоянке в Портсмуте.

Лине́йный кора́бль (парусный) (англ. ship-of-the-line, фр. navire de ligne

) — класс парусных трёхмачтовых деревянных военных кораблей. Парусные линейные корабли характеризовались следующими особенностями: полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением, включающим от 30[1]—50 до 135 орудий в бортовых портах (в 2-4 деках), численность экипажа составляла от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Линейные корабли строились и применялись с XVII века и до начала 1860-х годов для морских боёв с использованием линейной тактики. Парусные линейные корабли линкорами не назывались[2].

В 1907 году линейными кораблями (сокращённо — линкорами) был назван новый класс военных кораблей водоизмещением от 20 тыс. до 64 тыс. тонн.

Появление линейных кораблей

Корма шведского галеона «Ваза» (1628). Отсутствие таких надстроек на линейных кораблях привело к большей их маневренности по сравнению с галеонами.

Массовое изготовление тяжёлых артиллерийских орудий в течение долгого времени было весьма затруднено, поэтому вплоть до XIX века самыми крупными из устанавливаемых на корабли оставались 32…42-фунтовые. Но и работа с ними при заряжании и наведении была весьма осложнена из-за отсутствия сервоприводов, что требовало огромного расчёта для их обслуживания: весили такие орудия по несколько тонн каждое. Поэтому в течение столетий корабли старались вооружить как можно большим количеством сравнительно небольших орудий, которые располагались вдоль борта. Вместе с тем, по соображениям прочности длина военного корабля с деревянным корпусом ограничена примерно 70-80 метрами, что ограничивало и длину бортовой батареи. Более двух-трёх десятков орудий можно было разместить только лишь в несколько рядов. Так возникли военные корабли с несколькими орудийными палубами (деками), несущие вплоть до полутора сотен орудий различного калибра. Следует сразу отметить, что называется деком и учитываются при определении ранга корабля только закрытые орудийные палубы, над которыми расположена ещё одна палуба. Например, двудечный корабль (в русском флоте — двухполосный) имел обычно две закрытые орудийные палубы и одну открытую (верхнюю).

Термин «линейный корабль» возник во времена парусного флота, когда в бою многопалубные корабли стали выстраивать в линию — так, чтобы во время своего залпа быть повёрнутыми противнику бортом, ведь наибольший урон цели наносил одновременный залп всех бортовых орудий. Такая тактика называлась линейной. Построение в линию во время морского боя впервые стало применяться флотами Англии и Испании в начале XVII века.

Их предшественниками были тяжеловооруженные галеоны, каракки и так называемые «большие корабли». Первым специально построенным артиллерийским кораблем иногда считается английская каракка «Мэри Роуз». Для английских кораблей в XVI в. стали использоваться литые чугунные пушки, бывшие большим технологическим новшеством — более дешёвые и позволявшие иметь большую дальность стрельбы. Превосходство в артиллерии проявилось во время боев английского флота с Непобедимой Армадой и стало с тех пор определять силу флота, сделав историей абордажные схватки.

Первые линейные корабли появились во флотах европейских стран в начале XVII века. Они были легче и короче существовавших в то время «кораблей-башен» — галеонов, что позволяло быстро выстроиться в линию бортом к противнику, причем нос последующего корабля смотрел на корму предыдущего.

Появившиеся в результате этого многопалубные парусные линейные корабли более чем 250 лет являлись основным средством ведения войны на море и позволили таким странам как Голландия, Великобритания и Испания создать огромные торговые империи.

Появление новейших методов расчета корпусов позволило прорезать пушечные порты ещё на стапеле (проблема заключалась в том, что на кораблях с мощной артиллерией часть орудийных портов обязательно приходилась на шпангоуты; силовыми были только настоящие шпангоуты, не перерезанные портами, а остальные — дополнительными, поэтому требовался точный расчёт их взаимного расположения) и таким образом рассчитывать силу кораблей ещё до спуска их на воду, располагая орудия в несколько ярусов.

К середине XVII века возникло чёткое разделение линейных кораблей по классам: старые двухпалубные (то есть в которых две закрытые палубы одна над другой были заставлены пушками, стреляющими через окна в бортах) корабли с 50 орудиями были недостаточно сильны для линейного боя и использовались в основном для эскорта конвоев. Двухпалубные линейные корабли, несущие от 64 до 90 пушек, составляли основную часть военного флота, в то время как трёх- или даже четырёхпалубные корабли (98—144 орудия) выполняли роль флагманов. Флот из 10—25 таких кораблей позволял контролировать морские торговые линии и в случае войны перекрывать их для противника.

Линейные корабли следует отличать от фрегатов. Фрегаты имели либо только одну закрытую батарею, либо одну закрытую и одну открытую на верхней палубе. Парусное оснащение у линейных кораблей и у фрегатов было одинаковым (три мачты, на каждой присутствовали прямые паруса). Линейные корабли превосходили числом пушек (в несколько раз) и высотой бортов, но уступали в скорости и не могли действовать на мелководье.

От галеонов линейные корабли отличаются прямыми парусами на бизань-мачте (у галеонов было от трёх до пяти мачт), отсутствием длинного горизонтального гальюна на носу и прямоугольной башни на корме, максимальным использованием надводной площади бортов под пушки. Линейный корабль маневреннее и сильнее галеона в артиллерийском бою, в то время как галеон лучше приспособлен для абордажного боя. В отличие от линейных кораблей, галеоны применялись также для перевозки войск и торговых грузов.

Дерево для постройки линейных кораблей (обычно дуб, реже тик или красное дерево) отбиралось самым тщательным образом, вымачивалось и высушивалось в течение ряда лет, после чего тщательно укладывалось несколькими слоями. Обшивка борта была двойной — внутри и снаружи от шпангоутов; толщина одной наружной обшивки на некоторых линейных кораблях достигала 60 см у гондека (у испанского Santisima Trinidad), а общая внутренней и наружной — до 37 дюймов, то есть около 95 см. Англичане строили корабли со сравнительно тонкой обшивкой, но часто расположенными шпангоутами, в районе которых общая толщина борта у гондека достигала 70-90 см сплошного дерева; между шпангоутами суммарная толщина борта, образованная только двумя слоями обшивки, была меньше и достигала 2 футов (60 см). Французские линейные корабли для большей скорости строились с более редкими шпангоутами, но более толстой обшивкой — в сумме до 70 см между шпангоутами. Даже при отсутствии настоящей железной брони линейные корабли были отчасти защищены от огня противника. В бою они обычно выводились из строя стрельбой по рангоуту или пожаром. В итоге корабли переходили из рук в руки в течение десятков лет, пока не становились жертвой огня или жучка-древоточца. Именно по этой причине военные корабли долгое время, до самого появления брони, практически никогда не строили из железа, которое, обеспечивая большую прочность корпуса, нисколько не защищало от ядер, которые при попадании в железный борт давали множество очень опасных осколков. Впрочем, даже первые броненосцы имели толстую деревянную подкладку под броневые плиты, без которой корпус очень сильно повреждался бы от ударов снарядов.

Часто указывается, что сплошные ядра едва ли не отскакивали от толстого борта линкоров, но на деле это было не совсем так. Англичанин Дуглас с своём труде по морской артиллерии (H. Douglas, A Treatise on Naval Gunnery) даёт следующую формулу для определения толщины пробивания дубового борта сплошным ядром:

Т = 4,612 × r × d × log[1 + v²/1076696], где

T — глубина проникновения ядра в футах, r — радиус ядра в футах, d — плотность материала ядра относительно воды (плотность воды за 1), v — скорость ядра в момент удара о борт в футах в секунду.

На дистанциях до 30 ярдов (~27 м) даже небольшого калибра 18-фунтовое ядро пробивало 32 дюйма дуба, то есть, почти метр — на таком расстоянии (по сути, стрельба в упор) и самый толстый борт не был в состоянии защитить корабль от огня противника. На 100 ярдах (~91,44 м) 24-фунтовое (среднего калибра) ядро пробивало толщу дуба в 5 футов 2 дюйма (~1,57 м) и разбивало стоявшие за ней лафеты орудий. Но уже на 300 ярдах (~274,3 м) даже тяжёлое ядро калибром 32 фунта пробивало лишь 4 дюйма дубовой обшивки, застревая в её толще. Таким образом, эффективное поражение крупного деревянного корабля сплошными ядрами было вполне возможно, но лишь на небольшом расстоянии — до 100—150 м, сравнимом с размерами самих кораблей.

Приговор деревянным линкорам подписало развитие артиллерии, тесно связанное с общим прогрессом производительных сил. Широко применявшиеся со второй четверти XIX века тяжёлые орудия, стрелявшие начинёнными порохом бомбами калибром до 68 фунтов, даже на расстоянии в 6,25 кабельтовых (более 1 км) легко пробивали любой деревянный борт, нанося корпусу корабля страшные повреждения и вызывая пожары. После этого уже встал на повестку дня вопрос о защите кораблей металлической бронёй.

Гравюра Адриана Шхонебека с изображением «Гото Предестинации»

В России до Петра I не существовало линейных кораблей. Первым российским линейным кораблём стал «Гото Предестинация». Уже в 1722 году в составе российского флота насчитывалось 36 линейных кораблей. Будучи первоначально копиями западных образцов уже к концу правления Петра I русские корабли получили собственные отличительные черты. Так, они были короче, и имели меньшую осадку в ущерб мореходности, но лучше подходили с начала к условиям Азовского моря, а потом и к условиям Балтийского моря. В проектировании и постройке кораблей принимал участие сам царь.

Корабельные ранги

Основная статья: Ранг в парусном военно-морском флоте

Необходимо помнить, что ранговая система за свою историю претерпела значительные изменения. С усовершенствованием кораблей и ростом их водоизмещения и числа корабельных орудий требования к минимальному вооружению корабля для каждого ранга повышались.

Корабль 1 ранга

Самый крупный из линейных кораблей. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 60 до 130 орудий. Ряд его представителей (HMS Victory, USS Pennsylvania, Santisima Trinidad) и некоторые поздние линкоры имели 4 дека.

Корабль 2 ранга

Трехдечный линейный корабль. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 40 до 98 орудий.

Корабль 3 ранга

Двухдечный линейный корабль. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 30 до 84 орудий.

Корабль 4 ранга

Двухдечный линейный корабль. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 20 до 60 орудий включительно. При этом первый английский броненосец — «Уорриор» — попал в 4-й ранг по числу орудий и лишь благодаря большой численности экипажа его перевели в 3-й, однако его мощь намного превосходила любые перворанговые корабли.

В XVIII веке облик линейных кораблей устоялся и наибольшую роль стал играть опыт экипажей. Здесь лидировала Англия, не только имевшая самый большой флот, но и постоянно державшая его в море, что обеспечило английским морякам отличную выучку.

Именно этот фактор и стал решающим в установлении английского морского господства в ходе Семилетней войны, когда технически более совершенные французские корабли проигрывали схватки более опытным англичанам, что привело к потере французских колоний в Индии и Канаде. После этого Англия по праву носила титул владычицы морей, поддерживая его т. н. «двойным стандартом», то есть поддерживая такую численность флота, которая позволяла противодействовать двум следующим по силе флотам мира.

Закат парусных линейных кораблей

Наполеон (1850), паровой линейный корабль

В конце XVIII века благодаря адмиралу Ушакову появилась манёвренная тактика, которая превосходила линейную.

В начале XIX века после изобретения парового двигателя появились первые пароходы.

В 1822 г. по предложению французского артиллериста Пексана был введен новый тип артиллерийского орудия — бомбическое, которое позволяло вести огонь разрывным снарядом не только по навесной траектории в палубу, но и по настильной в борт. Удачный разрыв бомбы мог разрушить до 1м² борта, позволяя на дистанции 1000—1500 м потопить вражеский корабль всего 20-25 удачными выстрелами. С этого времени на повестку дня стал вопрос о защите военных кораблей бронёй.

С появлением в 1848 г винтового движителя, а также надёжных и относительно мощных (1000л.с.) паровых машин деревянные парусники начали сходить со сцены. Часть из них была переоборудована, снабжена паровыми машинами, было также выпущено несколько новых крупных деревянных пароходов с парусами, таких как «Наполеон» (1850). Некоторые из них по инерции назывались линейными кораблями.

У нескольких линейных кораблей с паровыми двигателями убрали две верхние палубы (переделав в фрегаты) и снабдили их броневым поясом, породив тип так называемых «панцирных» броненосцев. Особенно много их построили французы и австрийцы, два из них (французские «Маджента» и «Сольферино») даже были двудечными.

Последний бой парусных флотов и первый бой с применением бомбических орудий состоялся 18 (30) ноября 1853 года между Россией и Турцией в Синопской бухте на Чёрном море и окончился победой русской эскадры. Однако в дальнейшем течении Крымской войны Черноморский флот, имевший 14 линейных кораблей и только 6 пароходо-фрегатов, не смог противостоять англо-французской эскадре, большинство судов которой были пароходо-фрегатами. Пришлось затопить и одно из наиболее крупных судов Черноморского флота — линейный корабль «Двенадцать апостолов».

Окончательно сошли со сцены линейные корабли с появлением в середине XIX века паровых однопалубных броненосных фрегатов — «броненосцев», которые вместо линейной тактики применяли либо манёвренную, либо таранную.

В 1907 году новый класс кораблей (за границей первоначально названный «дредноутами») в России был назван линейными кораблями (на практике использовалось сокращение линкор) не только в память о линейных кораблях, но и потому что первоначально предполагалось возродить с ними линейную тактику.

Литература

На русском
На английском
  • The Royal Navy in sixt volums by William Laird Clowes. Chatham, 1896.
  • The Ship of the Line. In two volums by Brian Lavery. Conway Maritime Press, 1995. ISBN 0851772528
  • Naval wars in the Baltic during the Sailing-Ship Epoch 1522—1850 by R. C. Anderson, 1910.
На французском
  • Nomenclature des navires Francais de 1610 Ã 1661. Complete list of French ships 1610 à 1661. Author : Alain Demerliac: 2004 ISBN 2903179395
  • Nomenclature des vaisseaux du roi-soleil de 1661 Ã 1715. Complete list of French ships 1661—1715. Author : Alain Demerliac: 1995 ISBN 2906381152
  • Nomenclature des navires Francais de 1715 Ã 1774. Complete list of French ships

1715—1774. Author : Alain Demerliac: 1995 ISBN 2906381195

  • List of men-of-war 1650—1700. Part II. French ships 1648—1700. Author : Pierre Le Conte: 1935
  • Histoire de la Marine Francaise. French naval history. Author : Claude Farrère: 1956
  • Les Vaisseaux du roi Soleil. Contain for instance list of ships 1661 to 1715 (1-3 rates). Author : J.C Lemineur: 1996 ISBN 2906381225

Примечания

  1. Для ранних кораблей
  2. «Это название боевого корабля представляет собой сложносокращенное слово, возникшее в 20-е годы XX в. на базе словосочетания линейный корабль.» Этимологический словарь Крылова http://www.slovopedia.com/25/203/1650517.html

См. также

Типы парусных судов

 

dic.academic.ru

Список парусных линейных кораблей Английского флота — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Статья содержит полный список парусных линейных кораблей Королевского флота Англии с 1610 по 1830 гг.[1], а также винтовых линейных кораблей периода 1852—1861 гг. Нет данных только по кораблям периода 1831—1852 гг.

В данном списке не указаны корабли, перестроенные из ранее построенных, хотя часто и имеющие иные, как правило, большие, размерения и большее количество пушек.

Подробнее о перестройках конкретного корабля можно узнать в статьях, посвящённых истории отдельных кораблей.

Для каждого корабля его (её) величества[2] указано число пушек на момент ввода корабля в строй (в скобках) и год спуска корабля, а также сведения о перестройках корабля, дате и обстоятельствах вывода из строя.

100-пушечный линейный корабль Соверин оф Сиз (англ. Sovereign of the Seas («Повелитель морей» (1637). Гравюра, выполненная Дж. Пэйном/ J. Payne

В данном списке к кораблям 1 ранга до 1650 г. отнесены корабли с более чем 60 пушками, с 1650 до 1685 гг. — с более чем 80 пушками, с 1685 до 1713 гг. — корабли с более чем 100 пушками;

к кораблям 2 ранга до 1650 г. отнесены корабли с 40—58 пушками, с 1650 до 1685 гг. — корабли от 66 до 74 пушек, с 1685 до 1713 г. — корабли от 90 до 98 пушек.;

к кораблям 3 ранга до 1650 г. отнесены корабли от 30 до 38 пушек, с 1650 до 1685 г. — корабли от 50 до 62 пушек, с 1685 по 1713 гг. — корабли от 60 (с 1697 г. от 66) до 80 пушек;

к кораблям 4 ранга с 1650 по 1689 гг. отнесены корабли от 38 до 48 пушек, с 1685 по 1713 гг. — корабли от 44 до 60 (с 1697 г. до 64) пушек.

На 16 окт. 2008 г. ссылки на статьи, посвящённые отдельным боевым кораблям, за отсутствием таковых в русском разделе Википедии, ведут на статьи Английской Википедии (где есть). В остальных случаях ссылки указывают на стаб. В будущем, по мере создания таких же статей на русском языке, ссылки будут вести на них.

ru.wikipedia.org

Список парусных линейных кораблей Российского императорского флота — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Это стабильная версия, отпатрулированная 28 декабря 2018.
Состояниеотпатрулирована
Перейти к навигации Перейти к поиску

ru.wikipedia.org

Самый мощный парусный линейный корабль в истории.

Здравствуйте уважаемые!
Несмотря на то, что я живу в городе у моря, а в моему роду, так уже получилось, было несколько военных моряков, я как то особо на флот никогда не стремился. А точнее сказать был почти равнодушен. Видимо не очень я люблю воду и штормы :-))
Но я сказал почти, так как несмотря на отсутствие рвения в практике, я очень даже с большим удовольствием рассматриваю всяческие теоретические аспекты, особенно исторю флота и флотоводцев.
Так повелось с самого детства, когда я буквально запоем читал «Книгу будущих адмиралов», которая де-факто, стала одной из моих настольных книг 🙂
Особенно меня всегда интересовала эпоха парусников. Есть в них что то такое, что заставляет мое сердце бить быстрее. Вот например, я до сих пор не могу спокойно смотреть на эту картину Ивана Айвазовского:

Красота ведь!!!!
И вот намедни задался простым вопросом — а какой корабль того времени можно считать самым мощных и сильным, исходя, хотя бы из количества орудий и крепости корпуса. И естественно нашел :-))
Им оказался, неожиданно для меня испанский «Сантисима-Тринидад» или точнее — Nuestra Señora de la Santísima Trinidad, что можно перевести как «Святейшая Троица».
Первоначально он не должен был стать самым большим и грозным кораблем эпохи. Строили в 1769 года его по нормам Английской системы как Линейный корабль 1-го ранга с 3 деками (палубами) на 120 орудий. Возводили его на испанской военно-морской верфи в Гаване (Куба), а мастерами были ирландцы Матео и Игнацио Муллан, а также испанец Педро де Акоста.

«Святейшая Троица»

Корабль оказался крайне удачным. Параметры были следующие: длина 59,54 метров; киль 50,83 метров; ширина 16,09 метров; глубина посадки 8,06 метра. Толщина бортов 60 см. Палубы и корпус строили из шикарнейшего и дорогого кубинского красного дерева, а мачты и реи — из мексиканской сосны.Несмотря на то, что корабль оказался тяжелым — отличное дерево и высокая культура исполнения сделала его почти неуязвимыми. Правда, из-за веса он стал плохо управляемым и не очень быстрым. Но, с другой стороны, у него и задачи были другие.

Корабль в разрезе

Впоследствии его несколько раз переделывали, ради того, чтобы сделать из него этакий суперкорабль, который должен был держать англичан в узде, в том числе и психологически. Окончательную переделку произвели в 1799. На корабле дополнительно устанавливается четвёртая батарея, увеличиваются его размеры, а тоннаж доводится аж 1900 тонн. Теперь корабль несет 136 орудий: аж 32 36-ти фунтовые пушки (174-мм), 34 24-х фунтовых (147-мм), 36 12-ти фунтовых (116-мм) , 18 8-ми фунтовых (106-мм), 10 24-ти фунтовых мортиры и 6 «Эсмерильей». Экепаж составляет 1200 человек. Понятно, что увеличение массы и размеров еще больше ухудшили его мореходные качества и управляемость. Сама команда за глаза называло свой корабль «Тяжеловесом» (исп. El Ponderoso).

«Сантисима-Тринидад»

Свой последний и главный бой «Сантисима-Тринидад» провел 21 октября 1805 года и это был тот самый Трафальгар. Перед на верхней палубе было установлено ещё 8 мортир, тем самым количество его оружий увеличилось аж до 144! На «Сантисима-Тринидад» держал свой вымпел командующий испанской эскадрой Адмирал Дон Балтазар Хидальго. На нем и сосредоточился Нельсон, и после многочасового боя с 7 (!) английскими линкорами во главе с флагманом «Виктори» на корабле были сбиты все мачты, убито 312 и ранено 338 человек и он был захвачен англичанами. Несмотря на это потопить они его не могли — и «Сантисима-Тринидад» чуть ли не единственный из всей испано-французской эскадры сражался как лев.

Битва при Трафальгаре

Несправедливо было бы, если бы англичане оставили его в виде трофея.После сражения его попытались отбуксировать Англию для ремонта, но начался сильный шторм и «Святейшая Троица» затонула. Честный корабль, который честно воевал.
Насколько он был велик и мощен?
Ну для сравнения, тот же «Виктори», о котором мы уже говори выше имел 104 орудия при гораздо более скромных размерах. А самый мощный наш корабль «Двенадцать апостолов», спущенный на воду в 1841 году при в два раза большем тоннаже нес 130 орудий.
Так что для своего времени и своего века «Святейшая Троица» была уникальной.
Приятного времени суток 🙂

id77.livejournal.com

Корабль линейный. Линейные корабли Российского Императорского флота

Линейный корабль – это парусное военное судно из дерева с водоизмещением до 6 тыс. тонн. Они имели до 135 орудий на бортах, расположенных в несколько рядов, и до 800 человек экипажа. Эти корабли использовались в боях на море с применением так называемой линейной тактики боя в 17–19-м веках.

Появление линейных кораблей

Название «корабль линейный» известно со времен парусного флота. Во время морского сражения многопалубники выстраивались в одну линию для того, чтобы дать залп всех орудий по противнику. Именно одновременный огонь со всех бортовых пушек наносил врагу существенный урон. Вскоре такая тактика боя стала называться линейной. Постройка в линию кораблей во время морских боев впервые стала использоваться английскими и испанскими флотами в начале 17-го века.

Прародителями линейных кораблей являются галеоны с тяжелым вооружением, карраки. Первое упоминание о них появилось в Европе в начале 17-го века. Эти модели линейных кораблей были намного легче и короче галеонов. Такие качества позволяли им быстрее маневрировать, то есть выстраиваться в линию бортом к противнику. Построиться нужно было таким способом, чтобы нос следующего корабля обязательно был направлен в корму предыдущего. Почему не боялись выставлять борта кораблей под вражеские атаки? Потому что многослойные деревянные бока были надежной защитой корабля от ядер противника.

Процесс становления линейных кораблей

В скором времени появился многопалубный линейный корабль парусный, который более чем на 250 лет стал основным средством ведения войны на море. Прогресс не стоял на месте, благодаря новейшим методикам расчета корпусов стало возможным прорезать пушечные порты в несколько ярусов еще в самом начале сооружения. Таким образом, можно было рассчитать силу корабля еще до того, как он будет спущен на воду. В середине 17-го века возникло четкое разграничение по классам:

  1. Старые двухпалубные. Это корабли, у которых палубы располагаются одна над другой. Они заставлены 50 пушками, стреляющими по противнику через окна в бортах корабля. Данные плавучие средства не обладали достаточной силой для ведения линейного боя и в основном применялись в качестве эскорта конвоев.
  2. Двухпалубные линейные корабли с количеством пушек от 64 до 90 представляли основную часть флота.
  3. Трех- или четырехпалубные корабли, имеющие 98–144 боевых орудия, исполняли роль флагманов. Флот, содержащий 10-25 таких кораблей, мог контролировать торговые линии и в случае военных действие перекрывать их для противника.

Отличия линейных кораблей от других

Парусное оснащение у фрегатов и линейных кораблей одинаковое — трехмачтовое. На каждом обязательно присутствовали прямые паруса. Но все же фрегат и корабль линейный имеют некоторые отличия. Первый обладает только одной закрытой батареей, а линейные корабли несколькими. Кроме того, у последних количество пушек гораздо больше, также это касается и высоты бортов. Но фрегаты более маневренные и могут действовать даже на мелководье.

От галеона корабль линейный отличается прямыми парусами. Кроме этого, у последнего нет прямоугольной башни на корме и гальюна на носу. Линейный корабль превосходит галеон и в скорости, и в маневренности, также в артиллерийском бою. Последний более приспособлен для абордажного боя. Помимо всего прочего, они очень часто использовались для перевозки войск и грузов.

Появление линейных кораблей в России

До правления Петра I в России таких конструкций не было. Первый российский корабль линейный именовался как «Гото Предестинация». К двадцатым годам 18-го века в состав Российского Императорского флота входило уже 36 таких судов. В начале это были полные копии западных моделей, но к концу правления Петра I, линейные российские корабли стали иметь свои отличительные черты. Они были намного короче, имели меньшую усадку, которая негативно влияла на мореходность. Данные корабли очень хорошо подходили к условиям Азовского, а затем и Балтийского морей. Непосредственное участие в проектировке и постройке принимал сам император. Свое название — Российский Императорский флот носил военно-морской флот России с 22 октября 1721 года по 16 апреля 1917 года. Морскими офицерами могли служить только выходцы из дворян, а матросами на кораблях – рекруты из простого народа. Срок службы на флоте для них был пожизненным.

Линейный корабль «Двенадцать апостолов»

«12 апостолов» был заложен в 1838 году и спущен на воду в 1841 году в городе Николаеве. Это корабль со 120 пушками на борту. Всего в Российском флоте существовало 3 судна такого типа. Данные корабли отличались не только своим изяществом и красотой форм, они не имели равных в бою среди парусников. Линейный корабль «12 апостолов» был первым в составе Российского Императорского флота, который имел на вооружении новые бомбические пушки.

Судьба корабля сложилась таким образом, что ему не удалось участвовать ни в одном бою Черноморского флота. Его корпус остался цел и не получил ни одной пробоины. Но этот корабль стал образцовым учебным центром, он обеспечивал оборону российских фортов и крепостей на западе Кавказа. Кроме того, корабль занимался перевозкой сухопутного десанта и уходил в длительные плавания на 3-4 месяца. Впоследствии судно было затоплено.

Причины, по которым линейные корабли утратили свою значимость

Положение деревянных линейных кораблей как основной силы на море пошатнулось из-за развития артиллерии. Тяжелые бомбические орудия с легкостью пробивали деревянный борт бомбами, начиненными порохом, тем самым нанося кораблю серьезные повреждения и вызывая пожары. Если раньше артиллерия не представляла большой угрозы корпусам судов, то бомбические орудия могли пускать на дно линейные корабли России всего лишь несколькими десятками попаданий. С этого времени возник вопрос о защите конструкций броней из металла.

В 1848 году изобрели винтовой движитель и относительно мощные паровые машины, поэтому деревянные парусники медленно стали уходить со сцены. Некоторые корабли были переоборудованы и снабжены паровыми агрегатами. Также было выпущено несколько крупных судов с парусами, их по привычке называли линейными.

В 1907 году появился новый класс судов, в России они назывались линейными, или сокращенно — линкорами. Это бронированные артиллерийские военные корабли. Их водоизмещение составляло от 20 до 65 тыс. тонн. Если сравнить линейные корабли 18 века и линкоры, последние имеют длину от 150 до 250 м. На вооружении у них орудие калибра от 280 до 460 мм. Экипаж линкора – от 1500 до 2800 человек. Применялся корабль для уничтожения противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Свое название кораблям было дано не столько в память о линейных суднах, сколько по причине того, что им нужно было возродить тактику линейного боя.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *