Кто будет следующим президентом беларуси – Астролог Павел Глоба составил гороскоп президентских выборов в Беларуси и сказал, кто будет следующим президентом

Содержание

Уже в 2019 году в Беларуси могут пройти очередные выборы президента

На днях глава ЦИК Лидия Ермошина в интервью «Беларусь 1» заявила, что проводить две крупные избирательные кампании в один год нецелесообразно. Речь идет о следующих выборах президента и парламентской избирательной кампании: по закону, выборы президента должны состояться не позднее 30 августа 2020 года, а выборы в Палату представителей — не позднее 10 сентября 2020-го. По словам Лидии Михайловны, одна кампания все же пройдет в 2019 году.

— Какие выборы могут пройти в 2019 году? — спросила «Комсомолка» у Лидии Ермошиной.

— Это определит политическое руководство — президент и парламент. Я могу только прийти к главе государства на прием, доложить, что у нас совпадают две кампании, и предложить ему выработать решение. Кто знает, может, он скажет: «Будем все вместе проводить». Это тоже вполне вероятно. Но я знаю его взгляд на этот вопрос. Он высказывался по этому поводу давно, лет пять назад. И говорил, что президентские выборы не должны совмещаться ни с какими другими. Считаю, что целесообразно провести одну кампанию в 2019 году. Поскольку сдвигать выборы на небольшое количество месяцев и что-то проводить в конце августа 2020 года, а что-то весной, нецелесообразно.

— Почему?

— Одна избирательная кампания, которая вызывает резкую и жесткую борьбу за власть, перейдет в другую избирательную кампанию со всеми вытекающими последствиями. На мой взгляд, последствия — это дестабилизация общества, которая может вылиться во все что угодно. Но проведение избирательной кампании никогда не должно каким-то образом ограничивать и нарушать права граждан, которые ему гарантированы. В том числе и на безопасное существование.

Лидия Ермошина заявила, что проводить две крупные избирательные кампании в один год нецелесообразно.Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

— Сейчас проходят выборы в местные советы. Как идет эта кампания — по традиции без оживления?

— Да, у нас так, и в этом нет ничего удивительного. У нас по-прежнему деятельность местных советов опирается во многом на коммунистические постулаты — она должна быть общественной, безвозмездной, не должна влечь никаких преимуществ для тех, кто избирается. А общество уже живет по другим законам, исходя из которых любая деятельность должна приносить полезные лично для индивидуума результаты. На местные выборы люди редко идут по собственной инициативе. В основном их выдвигает партия или местные власти. И выборы не отличаются ни яркими выступлениями, ни яркими скандалами.

www.kp.by

Статус и полномочия Президента Республики Беларусь

Права, обязанности и статус Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах.

Торжественная церемония вступления в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, январь 2011

Президент Беларуси является Главой белорусского государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Его полномочия регламентируются Конституцией Беларуси и законом «О Президенте Республики Беларусь» и иными законодательными актами.

Биография действующего Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко

Статус Президента Республики Беларусь

  • Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
  • Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
  • Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Порядок избрания Президента Республики Беларусь

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

  • Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  • Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
  • Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
  • Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
  • Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.
  • Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
  • Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей.
  • Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
  • Порядок проведения выборов Президента определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Порядок вступления в должность Президента Республики Беларусь

Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания: » Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

Полномочия Президента Республики Беларусь

  • назначает республиканские референдумы;
  • назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
  • распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
  • назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
  • с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
  • определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
  • с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
  • с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
  • назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
  • освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;
  • обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
  • обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;
  • назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;
  • решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
  • устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
  • осуществляет помилование осужденных;
  • ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
  • в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
  • в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;
  • подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • имеет право отменять акты Правительства;
  • непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;
  • имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;
  • является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;
  • назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;
  • вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Решения Президента Республики Беларусь в сфере издания декретов и законов

Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов.

Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

president.gov.by

Что будет с Белоруссией после Лукашенко

Белоруссия окажется на перепутье

Отдельно нужно подчеркнуть, что предсказание будущего любого персонализированного режима – неблагодарная задача, потому что перспектива всегда зависит от множества факторов: самого лидера, его физического состояния и непредвиденных событий. Поэтому эксперты, как правило, выделяют пути развития Белоруссии после Лукашенко с определённой долей условности. Так, в Центре Карнеги говорят о трёх общих среднесрочных и долгосрочных сценариях.

Первый – хаотическая и непредвиденная передача власти. При таком раскладе, уверены эксперты, поддерживаемые Кремлём политические силы, вероятно, будут признаны обществом легитимными, а у Запада не будет ни политической воли, ни ресурсов, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию в стране.

«Внезапная и неожиданная передача власти в ближайшем будущем, скорее всего, приведёт к образованию ещё одного конституционного «супер-президентского» режима, но возглавит его кто-то с меньшей харизмой, чем Лукашенко», — считают в Центре Карнеги, поясняя, что в настоящее время номенклатура полностью очищена от людей с харизмой и при неожиданном транзите власти им просто неоткуда будет взяться.

Второй вариант развития событий, выделенный исследователями центра, заключается в постепенном переходе к «более мягкому авторитаризму». «Основанием для такого постепенного перехода, вероятно, будет экономика. Нервозность по поводу хронического экономического кризиса в стране уже приводит к ошибкам президента», — подчёркивают специалисты.

Параллельно с этим будут происходить и изменения в политике. К власти в течение пяти — пятнадцати лет, по прогнозам экспертов, придёт больше чиновников с рыночными взглядами, и в конце концов Белоруссия станет более олигархической – по аналогии с сегодняшней Арменией или Молдавией при президентстве Владимира Воронина.

Наконец, третий вариант – вынесение на референдум вопроса об изменении конституции. Ещё в начале 2017 года Лукашенко обсуждал с главой Центральной избирательной комиссии Белоруссии Лидией Ермошиной возможность перехода к смешанной избирательной системе, что означало бы увеличение роли политических партий.

В последний раз президент пообещал подумать над перераспределением своих властных полномочий в апреле, выступая с ежегодным обращением к парламенту. И произошло это на следующий день после того, как премьер-министр Армении Серж Сарксян ушёл в отставку после почти двухнедельных уличных протестов. Лукашенко заверил, что рекомендации относительно поправок уже разрабатываются конституционным судом.

Есть свои предложения и у общественности. Так, около года назад коллектив авторов во главе с идейным лидером национально-культурного возрождения страны Зеноном Позняком подготовил программу «Вольная Беларусь». Среди её предложений: вернуть конституцию 1994 года, которая ограничивала власть президента, перейти к парламентско-президентской форме правления, ввести местное самоуправление и смешанную избирательную систему, провести новое административно-территориальное деление страны, выйти из ЕАЭС, не стремиться в ЕС и НАТО, оставить государственным белорусский язык, а русскому придать статус языка межнационального общения.

Есть у Белоруссии и объективные причины надеяться на переход к либеральной демократии европейского образца, подчёркивает политолог Сергей Николюк. Например, в 1996 году 82% белорусов считали, что правительство должно нести ответственность за благосостояние людей, а 17% были уверены, что за это должны отвечать сами люди. К 2016 году соотношение стало уже 65 на 30, что само по себе говорит о большем интересе общественности к политике.

russian7.ru

Президентские выборы в Беларуси Википедия

Президент Республики Беларусь (белор. Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь) является главой государства, гарантом конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент официально избирается на 5 лет.

Согласно Конституции Белоруссии, президент приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

История

В 1991—1993 годах в Верховном Совете обсуждалась идея введения в Беларуси поста президента. Особо поддерживали это введение депутаты: Виктор Гончар, Анатолий Лебедько, Дмитрий Булахов, Леонид Синицын. В мае 1993 года на двенадцатой сессии Верховного Совета в повестку дня был включен вопрос о внесении изменений в Конституцию страны и о введении поста президента.Тогда было решено ввести пост президента, была назначена дата выборов.[1]

Первые выборы президента Беларуси состоялись 23 июня (первый тур) и 10 июля 1994 года (второй тур), тогда же и была введена первая поправка к конституции, допускающая к участию в выборах кандидатов от 35 лет (ранее 40). В них участвовали 6 кандидатов. В первом туре тройка лидеров набрала: Александр Лукашенко — 44,82 %, Вячеслав Кебич — 17,32 %, Зенон Позняк — 12,82 %. Во втором туре с результатом около 80 % победил Александр Лукашенко.

24 ноября 1996 в Беларуси был проведён референдум, на который были вынесены поправки, расширяющие полномочия исполнительной власти и президента, и некоторые другие вопросы. За принятие поправок высказалось большинство избирателей. Данный референдум и все последующие выборы президента Республики Беларусь не признаны международным сообществом демократичными и соответствующими правилам[2].

В соответствии с Конституцией 1994 года в первоначальной редакции, срок полномочий президента Лукашенко заканчивался 20 июля 1999 года. Бывшие депутаты приняли решение о проведении выборов президента Республики Беларусь. 16 мая 1999 года состоялись президентские выборы. Никто из кандидатов не набрал более 50 % голосов избирателей, но лидировал Позняк. В итоге выборы не были признаны. После них власти организовали исчезновения оппозиционных политиков[3].

21 июля 1999 депутаты Верховного Совета 13 созыва, верные первоначальной редакции Конституции 1994 года, назначили Семёна Шарецкого и. о. президента Беларуси. Западным сообществом Шарецкий был признан законным главой Беларуси.

9 сентября 2001 состоялись выборы президента, проведённые ЦИК под руководством Лидии Ермошиной. Победителем в них стал Александр Лукашенко, набрав 75,62 % голосов[2]. До и после выборов в стране проходили акции протеста.

17 октября 2004 был проведён референдум о внесении поправок в конституцию, снимающих ограничение на количество президентских сроков. 77,3 % избирателей[2] поддержало эти изменения. Следует отметить, что изменения в закон «О президенте Республики Беларусь», исключающие ограничения в два срока, были одобрены Советом Республики только 5 октября 2006[4]. Таким образом, на момент проведения президентских выборов 2006 года в Беларуси действовала конституция, не содержащая ограничений на количество президентских сроков, и закон о президенте, статья 81 которого гласила: Срок полномочий президента — пять лет. Одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков. Однако, согласно статье 137 Конституции, в случае противоречий, она имеет приоритет перед законами, указами и т. д. После референдума и парламентских выборов в Минске прошел пятидневный протест.

19 марта 2006 состоялись очередные выборы президента Республики Беларусь. Победу на них одержал Александр Лукашенко, набрав 83 %[2]. После этих выборов началась акция протеста, получившая известность как Джинсовая или Васильковая революция.

19 декабря 2010 состоялись очередные выборы президента Республики Беларусь. Победу на них в очередной раз одержал Александр Лукашенко, 72,2 %. В то же время, ряд представителей оппозиции, международных наблюдателей считают, что выборы были сфальсифицированы. После них в Минске состоялась несанкционированная акция протеста, которая были жестоко разогнана милицией и частями внутренних войск.

11 октября 2015 состоялись очередные выборы президента Республики Беларусь. Победу на них в очередной раз одержал Александр Лукашенко, 83,5 %. Выборы были признаны ЕС.[5] В связи с отсутствием послевыборных массовых манифестаций были приостановлены санкции ЕС, введенные после выборов 2010 года.

Статус, права и обязанности президента

Статус, права и обязанности президента определяются Конституцией Республики Беларусь[6]:

Статья 80:

  • Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Статья 81:

  • Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  • Кандидаты на должность президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
  • Выборы президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего президента.
  • Если должность президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Статья 82:

  • Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.
  • Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
  • Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Порядок проведения выборов президента определяется законом Республики Беларусь.

Статья 84:

Президент Республики Беларусь:

  1. назначает республиканские референдумы;
  2. назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
  3. распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных конституцией;
  4. назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  5. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при президенте;
  6. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
  7. определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
  8. с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
  9. с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
  10. назначает шесть судей Конституционного суда, иных судей Республики Беларусь;
  11. освобождает от должности Председателя и судей Конституционного суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
  12. назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;
  13. обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
  14. обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
  15. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;
  16. назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено конституцией;
  17. решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
  18. устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
  19. осуществляет помилование осуждённых;
  20. ведёт переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
  21. принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных государств;
  22. в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
  23. в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить её, но не более чем на трёхмесячный срок;
  24. подписывает законы; имеет право в порядке, установленном конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  25. имеет право отменять акты Правительства;
  26. непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
  27. формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;
  28. является Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооружённых Сил;
  29. вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
  30. осуществляет иные полномочия, возложенные на него конституцией и законами.

Присяга президента Республики Беларусь

Вступая в должность президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности.

Оригинальный текст (белор.)

Заступаючы на пасаду Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь, урачыста клянуся верна служыць народу Рэспублікі Беларусь, паважаць і ахоўваць правы і свабоды чалавека і грамадзяніна, захоўваць і абараняць Канстытуцыю Рэспублікі Беларусь, свята і добрасумленна выконваць ускладзеныя на мяне высокія абавязкі.

Резиденции

Самая новая из резиденций — Дворец Независимости на проспекте Победителей. В него президент каждый день приезжает на работу. Старая рабочая резиденция — «Красный дом» в центре Минска. В советское время на Маркса, 38 заседала коммунистическая партия, а сейчас — администрация президента.

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Кто пойдет в президенты на следующих выборах?

Артем Шрайбман, политический обозреватель. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Я написал эту колонку до того, как моих коллег посадили в изолятор по подозрению в подрыве репутации и благосостояния агентства БЕЛТА. Начинался этот текст со слов о том, что летом обычно немного новостей, и поэтому можно спокойно и в отрыве от текучки порассуждать о будущем. О спокойствии пока говорить не приходится, но продолжать работать надо. Поэтому вернемся к теме из заголовка. Мне не сливали инсайды из президентской администрации или оппозиционных партий. Это прогноз. В его основе — наблюдения за открытой информацией и немножко логики. С другой стороны, белорусская погода богаче на сюрпризы, чем белорусская политика. Поэтому если синоптики не боятся прогнозировать, рискну и я.

Следующие президентские выборы по графику пройдут в 2020 году, но они могут случиться и раньше, потому что на этот же год выпадает и парламентская кампания. Лидия Ермошина уже несколько раз говорила, что совмещать двое выборов в один год накладно, поэтому чей-то срок — депутатов или президента — подсократят.

Думаю, что скорее урежут президентский. Александр Лукашенко без особой нужды не любит подставляться под критику, что он подминает под себя остальные ветви власти. А именно так выглядело бы его решение царским указом перезагрузить срок депутатов, формально не менее народно избранных, чем он. Не то чтобы он так не делал раньше, но еще раз — для этого нужна особая нужда.

Например, в 1996 году, когда сроки полномочий и Лукашенко, и нового парламента обнулили, молодой президент хотел забетонировать свою вертикаль, избавиться от последней угрозы своей власти — Верховного совета. Сейчас таких проблем нет, можно смело пойти на переизбрание на год раньше. Еще и с флером альтруизма: мол, ради удобства избиркомов мне и года полномочий не жалко.

Власть и близлежащие

Теперь к кандидатам. Понятно, что если исключить из прогноза падение метеоритов, инсульты и прочие форс-мажоры, среди них будет сам действующий президент.

Фото: пресс-служба президента Беларуси

Хороший вопрос, с чем пойдет Лукашенко на выборы. Учитывая наклевывающийся рост экономики, самым вероятным месседжем будет: «Мы прошли эти трудные времена, но чтобы не потерять хрупкие достижения нашей верной политики, не надо никого менять на переправе». Ну и было бы странно на месте политтехнологов президента не использовать традиционную карту стабильности «пока у соседей войны, революции и хаос».

Будет в бюллетене и не менее постоянная для него фамилия — Гайдукевич. Но теперь, судя по всему, младший. Либерал-демократы уже год назад номинировали Олега Сергеевича в кандидаты в президенты. Стиль сына очень напоминает стиль отца, поэтому не уверен, что мы заметим разницу в их кампаниях.

Фото: TUT.BY

Это будет традиционный микс из лозунгов за сильную власть, закон и порядок, призывов к экономической либерализации, более ярому отстаиванию интересов Беларуси в Евразийском союзе, дружбе с Россией и Европой и позиционированием себя как «конструктивная оппозиция», которая против хаоса, но за развитие.

Почти наверняка власть внесет в бюллетени спарринг-партнера с условно пророссийскими взглядами. Схожую роль играл казачий атаман Улахович на прошлых выборах. Такой кандидат должен быть беспрекословно лояльным и управляемым, чтобы не вызвать слишком большого интереса в Москве, но не бояться занимать чуть более пророссийские позиции, чем сегодня занимает официальный Минск.

Этот ход нужен власти, чтобы предложить русофильскому сегменту в белорусском обществе номинальную альтернативу. Иначе есть риск, что эти люди (по опросам, как минимум, сотни тысяч хотят объединения с Россией) почувствуют, что им вообще не за кого голосовать и могут попробовать самоорганизоваться на пророссийской, но при этом — оппозиционной платформе. У самых ярых сторонников сегодняшнего курса Москвы попытки Минска заниматься нейтралитетом и заигрывать с темой белорусской идентичности вызывают раздражение.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

А за последние годы эта спящая пророссийская среда начала оживляться: появились свои «узники совести» в виде авторов «Регнума», свой символ — георгиевская лента, от которой отказалась власть, своя отдельная акция «Бессмертный полк» на 9 мая. Судя по всему, в последнее время на это стали выделять больше денег — в каждом областном центре синхронно запустили по региональному новостному сайту с похожим дизайном и периодическими пророссийскими публикациями. В Витебске организатор русских маршей Бабурин и его белорусские единомышленники объявили о создании новой организации «Союз». Власть не может не замечать активизации этих людей и, скорее всего, попытается не дать им мобилизоваться самостоятельно, тем более во время выборов.

Новые лица с другой стороны

В оппозиции уже много лет нет единства, и это должно вылиться в несколько кандидатов.

«Говори правду», которую другие оппозиционеры считают политически не очень рукопожатной, будет выдвигать своего кандидата. Скорее всего, это будет Андрей Дмитриев, один из сопредседателей кампании, директор штабов Некляева и Короткевич на прошлых и позапрошлых выборах. Кажется, Дмитриев пошел бы в кандидаты и в 2015-м, но возраст не позволял.

Дмитриев — технологичный, амбициозный и в целом хитрый политик с репутацией серого кардинала. Самые ярые активисты и лидеры уличной оппозиции не стесняются называть его агентом спецслужб. Его сторонники считают это маразмом и личными обидами и не видят ничего плохого в компромиссной риторике и регулярном общении «Говори правду» с властью.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Пока нет причин ждать от его кампании чего-то принципиально нового по сравнению с последними выборами: мирные перемены, мягкая критика власти, развитие регионов, призывы к нейтралитету во внешней политике и то, что принято называть экономическим популизмом, во внутренней. Это значит — выступаем за всё, что, как нам кажется, поддержит большинство. Не хотят люди шоковых реформ — нельзя на них настаивать, спугнем народ.

Единого кандидата хочет выдвинуть пока что самое стабильное за последние годы объединение внутри оппозиции — правоцентристы. Это, напомню, альянс трех структур — ОГП, движения «За свободу» и БХД.

Лидеры ОГП и БХД вряд ли пойдут в кандидаты. Василий Поляков, сменивший многолетнего главу ОГП Анатолия Лебедько, еще малоизвестен и пока производит впечатление слишком спокойного и флегматичного человека для уличных или телевизионных активностей, которые предстоят кандидату в президенты.

Сам Лебедько, хоть популярен и уважаем в партии, и, безусловно, один из самых способных публичных спикеров во всей оппозиции, уже слишком давно в политике, чтобы рискнуть придать всей президентской кампании правоцентристов атмосферу «опять двадцать пять». К тому же, несобранные им на прошлых выборах 100 тысяч подписей оставляют шлейф пессимизма, с которым трудно мобилизовать и зажечь сотни активистов-волонтеров.

Другой заметный человек в ОГП, ее зампред Николай Козлов, хоть и обладает сильной для оппозиции биографией — подполковник милиции, который ушел в отставку, протестуя против фальсификаций на выборах — кажется, пока не созрел для захода на президентскую гонку. Даже решение вступить в борьбу за лидерство в своей партии он принял, казалось, через «не хочу».

Из четырех сопредседателей БХД относительно широкой публике известны двое: Павел Северинец и Виталий Рымашевский. Первый из них традиционно поддерживает бойкот выборов и не считает, что участие в кампании стоит свеч. Рымашевский — экспрессивный оратор и в общем-то не радикал, он способен находить общий язык с чиновниками. Но пока в оппозиции нет прецедента выдвигать кандидата повторно, а Виталий на выборы уже ходил в 2010-м.

Против кандидата от БХД как единого от всех правоцентристов также работает то, что они самая консервативная сила в коалиции, их традиционные взгляды на аборты, феминизм и религию вряд ли разделяют либералы из ОГП или сторонники европейских ценностей из «За свободу». А это может снизить энтузиазм активистов из структур-партнеров. Хотя, объективно говоря, в белорусском обществе, особенно по семейно-гендерным темам, сегодня скорее популярнее традиционные ценности БХД, чем либерально-европейские взгляды ее партнеров.

Ввиду всего этого относительно компромиссной фигурой для правоцентристов сегодня выглядит лидер «За свободу» Юрий Губаревич с умеренными проевропейскими взглядами и риторикой. Его победа на недавних выборах главы «Руха» была омрачена конфликтом с конкурентом Алесем Логвинцом, который ушел из организации, забрав с собой верных соратников.

Юрий Губаревич слева. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Но кроме этого за Губаревичем не тянется шлейфа каких-то скандалов, неудачных заявлений и ругани с другими оппозиционерами. В его биографии, наряду с типичной для молодых политиков нехваткой управленческого опыта, есть одна интересная деталь: Губаревич с командой умудрился в 2003 году взять большинство мест в Белоозерском горсовете. Понятно, что на президентских выборах голоса считают качественнее, но это выигрышный пункт на фоне многих коллег по оппозиции, у которых в электоральном резюме за последние 20 лет — только регулярно отсыпаемые им 3−5%.

Программа кандидата от правоцентристов будет традиционной: рыночные реформы, сближение с ЕС и уход от зависимости от России, демократия, свободные выборы, местное самоуправление.

Могут быть и самовыдвиженцы внутри этих структур. В первую очередь, я имею в виду Анну Канопацкую, депутата парламента из ОГП. Она уже говорила, что хочет «сконцентрировать усилия на выборах 2019−2020 года». Анне явно тесно внутри рамок ОГП, она уже заявила, что создала новое движение «Вперед, Беларусь!».

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Но учитывая, что актив ее партии в своей массе не поддержал попытку Канопацкой сменить Лебедько, вряд ли ее выдвинут единым кандидатом хотя бы от ОГП. Если она попробует пойти на выборы сама, то я не вижу, где она наберет активистов, чтобы собрать 100 тысяч подписей. А судя по тому, как вовремя Анна снялась с выборов внутри ОГП, она понимает, что ввязываться в выборы, не имея политического ресурса, своей же репутации дороже.

Еще на правом фланге оппозиции есть БНФ, который на последние выборы ходит отдельно от всех и коалиции не любит. В партии есть два заметных на национальном уровне политика, ее бывший глава, а ныне зампред Алексей Янукевич и нынешний лидер Григорий Костусев.

Если БНФ захочет выдвинуть отдельного кандидата, то теоретически подходят оба. Янукевич молод, он умеет публично выступать, но, хоть он и не зовет людей на улицу, в своих заявлениях по национальной теме бывал резковат. Костусев в этом смысле выглядит умереннее, он договороспособен для власти (именно с ним велись переговоры о проведении Дня Воли — 2018, например), но он уже на выборы ходил в 2010-м.

Фото: svaboda.org

На что — горячую молодость или рассудительный опыт — решит сделать ставку БНФ, мне сказать сложно. Но если правоцентристы выдвинут Губаревича, который еще до прошлого года сам был членом БНФ, или похожую на него компромиссную для националистов фигуру, то есть вероятность, что БНФ поддержит этого кандидата. Для партии главное, чтобы на выборах четко звучали темы белорусской идентичности и российской угрозы. Особых разногласий с правоцентистами здесь нет, скорее — разные акценты. А учитывая, что БНФ в 2015 году своими силами смог собрать за Короткевич всего 10 тысяч подписей, я сомневаюсь, что ресурса в партии хватит на собственную кампанию.

Теперь перенесемся на левый фланг оппозиции, который менее жив, чем правый. Там уже много лет обсуждают попытки выдвинуть единого кандидата от нескольких структур — зеленых, партии левых «Справедливый мир» и БСДП («Грамада»). Но то ли договориться не получается, то ли не сильно стараются. В итоге «Справедливый мир» в прошлый раз попробовал выдвинуть своего лидера Сергея Калякина, но подписи не собрались.

Сложно судить, хватит ли всем этим партиям совместных сил на кампанию, но по отдельности они однозначно слишком слабы. Их альянс маловероятен еще и потому, что сменивший недавно Ирину Вештард во главе БСДП (Г) молодой политик Игорь Борисов — человек национально-демократических и проевропейских взглядов. Коммунисты из партии Калякина до сих пор носят цветы на памятник Ленину и выступают за тесную интеграцию с Россией. Не думаю, что эти позиции можно примирить, особенно пока для политически активных белорусов актуален водораздел на своих и чужих по линии «крымнаш».

Игорь Борисов. Фото с сайта: mspring.online

У варианта, где БСДП (Г) поддерживает кандидата-правоцентриста, тоже немного шансов, такого очень давно не было, и у партий совсем разные программы. Но даже этот сюжет вероятнее левой коалиции. Все же на сцене последнего Дня Воли и в недавнем заявлении с протестом по поводу «дела профсоюзов» эта партия и ее новый лидер присоединилась к правоцентристам.

Еще в оппозиции есть «Белорусский национальный конгресс», группа политиков и активистов, которые фокусируются на уличных протестах. Лидерами этой группы считаются Николай Статкевич, Владимир Некляев, Вячеслав Сивчик, но заметнее всех из них Статкевич. У политика есть неснятая судимость, которая истечет только в 2023 году. А значит, выдвигаться в президенты он не может.

Но учитывая, что у БНК нет своих массовых структур, не факт, что конгресс вообще будет выдвигать своего кандидата. Скорее всего, активисты БНК используют избирательную кампанию для протестов и будут призывать бойкотировать выборы до выполнения своих требований о демократизации.

Вообще, все рассуждения о способностях оппозиционных групп собрать подписи могут оказаться неактуальными, если власть вернется к тактике 2010 года — оптовой регистрации всех подавшихся. Ни у кого из всерьез связанных с той кампанией нет сомнений, что большая часть зарегистрированных тогда кандидатов реально не собрала 100 тысяч подписей.

Возвращаясь к возможному бюллетеню, у нас он получается таким: Александр Лукашенко, Олег Гайдукевич, Андрей Дмитриев, Юрий Губаревич и какой-то пророссийский спарринг-партнер. Плюс, с малой долей вероятности, кто-то от БНФ (Григорий Костусев или Алексей Янукевич) и кандидат от левых.

Вместо заключения

У этой статьи нет выводов или финальной морали. Единственное, что бросается в глаза, это как за последние годы постепенно, но почти полностью обновилось руководство оппозиции. Более того, даже у заметных лояльных власти партий смена поколений либо уже произошла — 45-летний Алексей Сокол стал у руля компартии, либо готовится — как в случае с отцом и сыном Гайдукевичами.

В Беларуси и власть, и оппозиция живут без нормальной обратной связи с обществом — того, что в некоторых странах называют выборами. Но альтернативные власти политики-ветераны как-то поняли, что кадровый застой и несменяемость руководства портит их имидж и климат в коллективе, вождизм ведет не к стабильности, а к внутреннему застою. Удивительная прозорливость для нашей страны.

Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции TUT.BY.

news.tut.by

1994-2020. Александр Лукашенко избран на пятый срок

Александр Лукашенко победил на пятых выборах президента Беларуси 11 октября с рекордным для себя результатом: по предварительным данным Центризбиркома, за действующего главу государства проголосовало 83,49%. Ни один из его соперников не преодолел пятипроцентный барьер.

Второе место ЦИК отдал активистке «Говори правду» Татьяне Короткевич с 4,42%, за лидера либерал-демократов Сергея Гайдукевича проголосовало 3,32%, за верховного атамана «Белорусского казачества» Николая Улаховича — 1,67%. 6,4% избирателей проголосовали против всех. Явка по стране составила 87,2%. Рекордные 36% проголосовали досрочно.

Лидия Ермошина на вечерней пресс-конференции во Дворце Республики. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Из электоральной картины по стране выделился только Минск: в столице Лукашенко получил 65,58%, против всех проголосовал каждый пятый избиратель, а Короткевич получила почти 7%.

Бессменный победитель всех предыдущих избирательных кампаний в этот раз даже побил свой рекорд 2006 года (тогда, по данным ЦИК, ему отдали голоса 83% избирателей).

Впрочем, если для кого-то результаты выборов были интригой, то ее сначала нарушил секретарь ЦИК Николай Лозовик, который заявил, что второго тура не будет, а затем — руководители трех допущенных к проведению экзитполов организаций. Они все отдали Лукашенко победу с более чем 80%-ным результатом.

Николай Улахович и Сергей Гайдукевич поздравили президента с победой еще до оглашения итогов голосования. Заявление Татьяны Короткевич ожидается сегодня на утренней пресс-конференции.

Оппозиция в этот раз разделилась. Часть — поддержала Короткевич и сделала ставку на участие в выборах и отказ от протестов. Другая — пошла за новой триадой лидеров: Николаем Статкевичем, Анатолием Лебедько и Владимиром Некляевым. Эти политики провели серию несанкционированных пикетов — «месячник свободы» в центре Минска, завершив его Шествием национального флага накануне дня выборов. Вечером 11 октября Статкевич, Лебедько и Некляев призвали не признавать итоги выборов и заявили, что будут «возвращать власть народу».

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Несколько десятков активистов провели в Минске шествие с файерами и транспарантами «Бойкот диктатуре» и «Лукашэнка, сыходзь!». Колонна прошла от Октябрьской площади до Красного костела, акция завершилась молитвой. В целом милиция в ход демонстрации не вмешивалась, однако правозащитники сообщили о нескольких задержанных.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Независимые наблюдатели критиковали организацию выборов: самым частым нарушением в ходе досрочного голосования они называли приписку явки. Итоговые отчеты как внутренних, так и международных наблюдателей ожидаются сегодня в течение дня.

TUT.BY и выборы. Для тех, кто пропустил

Весь день выборов наш портал вел онлайн-трансляцию событий в стране. Вечером в студии TUT.BY-ТВ шел прямой эфир, в ходе которого аналитики, политтехнологи, доверенные лица кандидатов и наблюдатели высказали свое мнение о кампании-2015.

Мы сходили со всеми кандидатами на участки для голосования. Николай Улахович заявил, что уже победил, став кандидатом, и сказал, что белорусам сегодня перемены не нужны. Сергей Гайдукевич проголосовал «за сильную Беларусь» и мирное небо над головой и заявил, что он не долгоиграющая пластинка. Татьяна Короткевич заявила, что набирает двухзначный процент голосов и рассчитывает на второй тур.

Александр Лукашенко проголосовал с сыном Колей и почти час общался с журналистами. Президент заявил, что готов к радикальным реформам, если ему дадут на это карт-бланш, рассказал, где живет, а также попросил Украину «не подбрасывать больше боевиков». Лукашенко призвал соперников признать поражение, если оно случится, и потребовал от оппозиции жить по закону с 20.00.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Президент вновь выступил против российской авиабазы, но пообещал стоять за Россию насмерть. Наконец, глава государства засомневался, что Татьяна Короткевич — «человек в юбке» — готова быть президентом. Сама Короткевич назвала это заявление сексистским.

Мы рассказали, как выбирали президента в областных центрах: Бресте, Витебске, Гомеле, Могилеве, а также как работает сельский избирком на выездном и обычном голосовании в Логойском районе. Корреспонденты TUT.BY прошлись и по минским участкам и узнали, сколько стоили в буфетах фаршированный судак, мясо в разрубе, живая рыба, алкоголь на розлив и валенки со скидкой.

Репортажи TUT.BY в необычных местах и обстоятельствах:


Фотофакт. Голосование глазами сотрудников ОМОНа


«На што іх чатыры? Адзін трэба!» Как последние жители зоны отчуждения выбирали президента


За какое будущее страны в первый раз голосует молодежь


Стопроцентная явка — к 10.40. Как прошло голосование во втором минском роддоме


Фотофакт. Как 100-летняя Капитолина Григорьевна голосовала за будущее

news.tut.by

Лукашенко рассказал, кто будет следующим президентом Беларуси. ФОТО | Политика — В мире

«Здесь находится мой сын Николай, и это говорит о том, что есть кому перенять эстафету лет через 20-25», — сказал диктатор в Венесуэле. Встреча белорусского диктатора с Уго Чавесом состоялась в Каракасе.

Чавес, ожидая прибытие во Дворец Мирафлорес своего белорусского коллеги, в свойственной ему манере пообщался с собравшимися здесь журналистами, поблагодарил белорусский народ за помощь в развитии Венесуэлы, обратил внимание на высокое качество белорусской продукции.

Когда к дворцу подъехал кортеж белорусского правителя, Уго Чавес тепло поприветствовал Александра Лукашенко и попросил позвать его сына Колю. «Сегодня в Венесуэле торжественный день, поскольку мы принимаем Александра Лукашенко и его сына Николая», — сказал президент Венесуэлы.

После краткого обмена приветствиями лидеров двух государств началась церемония официальной встречи белорусского диктатора. Военный оркестр Венесуэлы исполнил государственный гимн Беларуси, при этом пропев его слова на белорусском языке. После исполнения государственного гимна Венесуэлы Уго Чавес вновь отошел от протокола и захотел произнести несколько слов о белорусско-венесуэльском сотрудничестве.

«В течение последних лет мы выстроили не просто стратегический союз, а братство», — отметил венесуэльский правитель. Обращаясь к Лукашенко, он упомянул о его визите на Кубу и обратил внимание на намерения Беларуси расширять взаимоотношения со странами Латинской Америки и, в частности, с АЛБА (альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна), передает Хартия-97.

Уго Чавес поблагодарил Лукашенко за визит в Венесуэлу, а также передал приветственные слова «работящему, трудолюбивому, скромному, веселому и героическому» народу Беларуси. Он подчеркнул, что президентам предстоит рассмотреть множество проектов, которые уже реализуются, в частности в сферах добычи нефти, газа, нефтехимии, строительства жилья, промышленности, сельского хозяйства, энергетики и газификации.

Лукашенко в свою очередь заверил, что все договоренности, которые были заключены Беларусью и Венесуэлой, будут выполнены досрочно.

«Некоторые начали сомневаться в серьезных перспективах сотрудничества Беларуси и Венесуэлы, здесь находится мой сын Николай, и это говорит о том, что мы всерьез и надолго заложили основы сотрудничества, и есть кому перенять эстафету лет через 20-25», — сказал диктатор.

Лукашенко особо отметил, что Беларусь пришла в Венесуэлу для оказания помощи в развитии страны. «Мы среднеевропейская страна, у нас много мест приложения труда, но мы хотим частичку себя оставить здесь, в Венесуэле. Мы пришли сюда не как колонизаторы. Мы строим, обучаем венесуэльцев», — сказал белорусский правитель. «Решение о диверсификации экономики, спустя годы, люди оценят как подвиг», — отметил Лукашенко, обращаясь к Уго Чавесу.

Затем венесуэльский правитель предложил сказать несколько слов и семилетнему Коле, однако тот отказался. 

 

Как сообщал MIGnews.com.ua, экс-посол Украины в Беларуси опасается, что Украина может повторить опыт Беларуси, когда выборы станут бессмысленны, так как оппоненты власти – в тюрьме.

Новости по теме:

Президент Беларуси: Лучше быть диктатором, чем «голубым». Видео

Лукашенко прикупил роскошный самолет покойного Туркменбаши. ФОТО

«Арабский терроризм» добрался до Беларуси

 

mignews.com.ua

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о