Крейсер киров фото – Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров». О корабле и экипаже из первых уст.: kuleshovoleg

Содержание

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» проекта 1144 (фото)

Идея создания крупных океанических судов, роль силовой установки которых исполнял бы атомный реактор, преследовала ученых и инженеров едва ли не с момента появления первых экспериментов в области расщепления атома. Конечно же, больше всего о подобном мечтали военные: неограниченная дальность хода и огромное время автономного плавания – что еще нужно для счастья? В общем-то, именно так в СССР появился крейсер «Киров».

Предпосылки для создания

В 1961 году американский флот получил неожиданное пополнение – атомный крейсер «Лонг Бич». Это заставило ученых начать спешные исследования в области создания отечественных надводных атомоходов. Естественно, что сразу же подобные работы начать не смогли, а потому официально проект стартовал только в 1964 году. За это время были получены все необходимые теоретические данные. Основная задача была сформулирована просто – создание большого океанического корабля первого ранга, способного долгое время действовать как в автономном режиме, так и в составе больших групп, осуществляя их поддержку и прикрытие.

Разумеется, что «просто» это было только на бумаге, так как инженерам сразу же пришлось столкнуться с огромным количеством сложностей. Так что настоящим венцом инженерной военной мысли того периода по праву может считаться именно крейсер «Киров». 1144 (проект) смог продемонстрировать всему миру истинные возможности СССР. Корабли этого класса и по сей день сильно уважаемы на Западе.

Первичное техническое задание

Первоначально техническое задание предполагало создание большого противолодочного корабля, водоизмещение которого бы не превышало восьми тысяч тонн. Главным куратором проекта был сразу же назначен Б. Купенский, до того успешно создавший немало противолодочных судов (таких как «Комсомолец Украины»). От ВМФ наблюдателем был поставлен капитан второго ранга А. Савин.

Сложности и их преодоление

Главнокомандующий ВМФ С. Горшков сразу влюбился в этот проект и постоянно осведомлялся о ходе выполнения работ по нему. Но создание уникального корабля шло достаточно долго и сложно, так как конструкторам на ходу приходилось решать множество проблем. В частности, практически с первых месяцев исследований выяснилось, что придется увеличивать водоизмещение, так как паропроводящая установка двухконтурного реактора попросту не вписывается в первоначально предложенный проект корпуса. Если бы инженерам дали добро на этот проект, то атомный крейсер «Киров» был бы раза в три больше, чем он есть сейчас, а ведь судно и без того немаленькое!

В итоге проект разрастался до совершенно неприличных величин, места под ракеты и прочее вооружение попросту не оставалось. Выход нашелся логичный, но сложный: спроектировать новую установку, специально предназначенную для боевых кораблей дальнего радиуса действия. Сложностей добавило и категорическое требование Горшкова об обязательном наличии силовой установки на дизельном или ином органическом топливе. Впрочем, с этим все согласились сразу и единогласно: крейсер «Киров» 1144 – не прогулочный катер, с местом базирования подобных судов у нас всегда были проблемы (все же это не США с ее колоссальными запасами удобного побережья), да и опыт эксплуатации подобных установок был невелик.

«Вооруженные споры»

С самого начала стало понятно, что все возлагающиеся на него задачи крейсер «Киров» сможет выполнять только в том случае, если конструктивно в него будет заложена просто феноменальная боевая устойчивость. Говоря по-простому, способность отражать различные виды агрессии во всех возможных условиях. Сразу же обратили на себя внимания американские же успехи в создании авиации: эти самолеты наверняка бы стали основной угрозой кораблю. Пришлось вносить в конструкцию огромное количество зенитных вооружений, которые бы позволили создать глубокую, эшелонированную систему ПРО.

Как ни странно, но противокорабельные ракеты были внесены в проект далеко не сразу. Дело в том, что у СССР попросту не было достаточного опыта в их создании и применении. Даже имевшиеся у нас в те годы корабли не несли на себе серьезного вооружения такого класса, что резко снижало их боевую эффективность в случае возможного конфликта с Америкой. А там дела с противокорабельными ракетами обстояли намного лучше: ими уже начали массово оснащать все подходящие боевые корабли. Таким образом, стало ясно, что будущий крейсер «Киров» должен стать многофункциональным тяжелым ракетным крейсером, ТАКР.

Завершение проектировки

В 1973 году проектировка была полностью закончена, а на следующий год корабль был уже заложен. Именно с тех пор и ведет свою историю крейсер «Киров», в 1992 году переименованный в «Адмирала Ушакова». Как можно догадаться, постройка шла медленно и не слишком однородно, так как ничего подобного до того не строили. В 1977 году его спустили на воду, еще два года достраивали в «плавучем» режиме. Только в 1980 году он прошел все испытания и был торжественно передан в состав Северного флота. В 1984 года была закончена постройка «Фрунзе» (Адмирал Лазарев), еще через четыре года появился «Калинин» (Адмирал Нахимов). Ну а «Юрия Андропова», он же «Пётр Великий», смогли передать флоту только в 1998 году.

Уникальность отечественного проекта

Аналогов наши крейсеры такого класса в мире точно не имеют: ближайший американский вариант, «Вирджиния», меньше по водоизмещению в 2,5 раза. Упоминавшийся выше «Лонг Бич» вообще меньше в полтора раза. Кроме того, данные крейсеры получили максимальную унификацию с сухопутными образчиками вооружений, что теоретически позволяет пополнять боезапас практически на любой базе, имеющей береговые оборонительные комплексы. Впрочем, особенно это заметно на примере второго и последующего кораблей, так как на «Кирове» эти технологии еще не были в достаточной степени апробированы.

Силовая установка

Но основной «изюминкой» является действительно уникальная атомная силовая установка. Всего их две, мощность – 70000 л/с. Питание двигателей идет от турбин, которые на резервной силовой установки получают энергию от дизельных установок. Полная скорость – до 30 узлов, на резервных двигателях – не менее 14. Инженерам удалось вдвое (по сравнению с линкором «Октябрьская революция») уменьшить размер экипажа. Его составляют 655 человек. Из них 105 имеют офицерское звание, 130 – мичманы, остальное приходится на рядовой состав. Кстати говоря, тяжелый крейсер «Киров» (как и прочие корабли этой серии) и по сей день является желанным местом службы для моряков. Причина тому проста – комфорт.

Судно имеет удобные кают-компании, множество одноместных кают для офицеров и мичманов, просторные и комфортабельные кубрики для рядового состава. Оснащению местного медицинского кабинета может позавидовать среднестатистическая городская больница, а в спортзале можно легко поддерживать отличную физическую форму за счет немалого выбора тренажеров. Стоит ли упоминать имеющуюся на борту сауну с бассейном и несколько просторных душевых? Пожалуй, до того времени комфорт такого класса был доступен только подводникам, да экипажам авианосцев.

Ракетное вооружение и бронирование

Основное оружие – комплекс ракет большой дальности «Гранит». Они полностью автономны, имеют сложную схему подлета к цели, защищены от возможной постановки помех. Судовые ракетные шахты бронированы, так что даже при прямом боестолкновении с противником риск их повреждения минимальный. И еще. Как и прочие суда проекта 1144, тяжелый атомный крейсер «Киров» уникален наличием неплохого бронирования.

Нет, во время Второй мировой войны оно не было чем-то из ряда вон выходящим, но с началом ракетной эры боевые корабли утратили броню. В принципе, советские инженеры бы вряд ли вернулись к «истокам», но ситуация была особенной: атомный крейсер, да еще с запасом серьезного ракетного вооружения на борту! Нельзя было допустить, чтобы какой-нибудь банальный удар или иное воздействие вывели бы корабль из строя.

Из-за этого основной бронированный пояс, который защищает судно от кормы до носа, имеет толщину 100 мм. Отдельно защищены ракетные шахты, запасы дизельного топлива, реактор, командный центр, вертолетный ангар.

Характеристики прочего вооружения

С ЗРК решили особенно не увлекаться, оставив хорошо зарекомендовавшие системы. Основное артиллерийское вооружение — пара 100-мм автоматических установок с радиолокационным обнаружением потенциальных целей. Нужно помнить, что крейсер «Киров» проекта 1144 был первым и последним кораблем, на который устанавливали это вооружение. После него стали монтировать 130-мм артиллерийские спаренные автоматические установки. В качестве средства самообороны используются восемь шестиствольных автоматических пушек.

Начиная с «Нахимова» артиллерийские и ракетные комплексы самообороны совместили, сделав ПРО корабля намного надежнее. Цель также обнаруживается методом радиолокации, но на нее наводится не только артиллерийское, но и ракетное вооружение. Можно считать, что атомный крейсер «Киров» имеет двухуровневую противовоздушную защиту, тогда как на остальных кораблях серии она трехуровневая.

Противолодочное вооружение

За обнаружение вражеских подводных лодок отвечает многофункциональный гидроакустический комплекс «Полином». Отсек для его буксируемой внешней антенны смонтирован в кормовой части корабля. Также имеется торпедная установка «Метель» (которую на прочих кораблях серии заменил «Водопад»). Заметим, что ракетный крейсер «Киров» в какой-то степени защищен заметно слабее своих потомков. Это легко объясняется: все они (теоретически) принадлежат уже не проекту 1144, а серии 11441, что подразумевает значительную модернизацию и замену обновленного оборудования и вооружения прямо в ходе постройки. Опять-таки, полностью отвечает этому требованию только «Петр Великий».

На последующие корабли уже устанавливали ракетно-бомбовые универсальные комплексы, значительно повышавшие боевую устойчивость этих судов. Установки эти могут использоваться как для стрельбы ракетами, так и торпедами. К сожалению, крейсер «Киров» (фото корабля есть в статье) защищен не так хорошо, но и он далеко не беззащитен.

Прочие средства для борьбы с вражескими субмаринами

Набор средств для борьбы с субмаринами потенциального противника дополняют ракетно-бомбовые комплексы РБУ (РБУ-6000, РБУ-1200, РБУ-12000 «Удав»). В отличие от предыдущих образчиков вооружения, они предназначены не для атаки, а для отражения торпедных залпов противника. Начиная с третьего крейсера серии, эффективность этих систем была заметно увеличена за счет установки на них новейших образчиков противолодочных вооружений. Кроме того, на корабле имеется вертолетный ангар, в котором могут одновременно находиться до трех противолодочных вертолетов.

Атомный ракетный крейсер «Киров» может нести: Ка-27, Ка-27ПС, Ка-31 и Ка-39. Нужно отметить, что они могут использоваться не только в противолодочном, но также в спасательном и поисковом вариантах, что значительно увеличивает количество сценариев эффективного использования этих кораблей. Для их размещения и обслуживания имеется не только бронированный вертолетный ангар, но также отдельные танки с запасом топлива и склад боеприпасов. Это значительно повышает сохранность вертолетов.

В заключение

В последние годы все оставшиеся крейсеры проекта 1144 были оснащены современными средствами РЭБ, бортовая электроника была заменена на новые образцы, которые отличаются расширенной функциональностью и повышенной степенью надежности. «Последние» — потому как сам «Киров» в 1999 году был отправлен на утилизацию… по причине отсутствия средств на ремонт.

Таким образом, атомный крейсер «Киров проекта» 1144 вобрал в себя все передовые достижения советской инженерной мысли. Вне всякого сомнения, что ТАРК этого типа – лучшие во всем классе и до сих пор очень актуальны на морских просторах Мирового океана.

fb.ru

Крейсер пр. 26 «Киров» 1935 — 1974 — Разное > Корабли  — ЭтоРетро.ru

Заложен 22 октября 1935 года на завод им. Орджоникидзе в Ленинграде (заводской номер 269),
спущен 30 ноября 1936 года, вступил в строй 23 сентября 1938 года.
Участвовал в советско-финляндской войне. Участвовал в Великой Отечественной войне.
24 апреля 1942 года поврежден в результате бомбардировки. Вернулся в строй в начале 1943 года
27 февраля 1943 года награжден орденом Красного Знамени.
Обстреливал немецко-фашистские позиции под Ленинградом в январе 1944 года, участвовал в Выборгской
операции в июне 1944 года. 17 октября 1945 года подорвался на мине в точке с
координатами 60°01’6″ с.ш. и 29°18’8″ в.д. на глубине 21 метр.
Ремонт на КМОЛЗ продлился до 20 декабря 1946 года, когда корабль был вновь введен в строй и
вошел в состав эскадры Южно-Балтийского флота (4-й ВМФ).
В ноябре 1949-го крейсер прибыл в Ленинград и встал к стенке завода № 194 на капитальный ремонт и
модернизацию, которые завершились в апреле 1953 года, после чего вошел в состав 4-го ВМФ,
а с 11 июля 1955-го — в состав 8-го ВМФ. 2 января 1956 года оба флота вновь были объединены в один — КБФ.
В январе 1956-го «Киров» вошел в состав 12-й дивизии крейсеров
(создана приказом министра обороны от 4 января 1956 г). В июне он (командир капитан 1 ранга П.И.Сидоренко)
вместе с крейсером «Свердлов» и четырьмя эсминцами участвовал в тактических учениях в Северном море
и южной Балтике (за год прошел 7568 миль).
29 апреля 1958 года заслуженный корабль вывели из боевого состава и поставили в Кронштадте на отстой,
но 6 сентября 1960-го он был расконсервирован, введен в строй и передан в состав ЛенВМБ, а 3 августа 1961 года
переклассифицирован в учебный крейсер. На нем проходили первую плавательную практику курсанты военно-морских училищ.
22 февраля 1974 года крейсер исключили из состава ВМФ и передали в ОФИ для разборки на металл.

Водоизмещение стандартное 7885 т., полное 9436 т. Размерения 191.3×17.65×7.22 м

Воружение на 1944 год: 9(3х3) — 180/57, 8 — 100/58 Б34, 10 — 37мм 70К,
2х4 — 12.7 пулеметов Виккерс и 4 пулемета ДШК. 2х3 НТА 530 мм, 164/150 мин заграждения, 2 бомбомета БМБ-1
Бронирование: пояс 50 мм, палуба 50 мм, траверз 50 мм, рубка 150/100 мм, башни главного калибра 50 мм
Механизмы 2 паротурбинные установки 119750 л.с, 2 винта
Скорость 35.94 узла Дальность плавания 3750 миль. Экипаж 44 офицера и 690 матросов, в 1944 году — 57 офицеров, 815 матросов

www.etoretro.ru

Тяжелый Атомный Ракетный Крейсер 1144 Киров, Обзор с Фото и Видео

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) «Киров» — это головной корабль проекта 1114 «Орлан», строительство которых осуществлялось с 1973 по 1989 год на Балтийском заводе в Ленинграде. Сегодня в строю находится только один «Орлан» – ТАРК «Петр Великий». Всего было построено четыре тяжелых крейсера проекта 1114. Еще один корабль этой серии, «Адмирал Нахимов», в настоящее время проходит модернизацию.

На сегодняшний день тяжелый крейсер «Петр Великий» — это самый большой неавианесущий военный корабль в мире. Согласно классификации НАТО, он обозначается как battlecruiser, то есть «линейный крейсер». Следует отметить, что крейсера проекта 1114 стали первыми (и единственными) надводными кораблями советского флота с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). В настоящее время «Петр Великий» — единственный надводный корабль с ЯЭУ, который сегодня находится на вооружении ВМФ России.

История создания крейсера проекта 1114 «Киров»

В начале 60-х годов основной задачей надводных кораблей ВМФ СССР считалась борьба с подлодками противника, поэтому в его составе были только четыре небольших ракетных крейсера, зато активно шла постройка новых эсминцев и противолодочных кораблей.

Флотское руководство осознавало необходимость создания ударных кораблей, способных выполнять противокорабельные функции. Одной из попыток исправить ситуацию стало вооружение БПК проекта 1134 противокорабельными ракетами П-35, что позволило переквалифицировать их в ракетные крейсера.

Также в составе советского ВМФ отсутствовали надводные корабли с ядерной энергетической установкой. Военные уже давно хотели поставить «мирный атом» на службу в надводный флот: первые работы в этом направлении проводились еще в 50-х годах. В то время было подготовлено несколько эскизных проектов нового крейсера с ЯЭУ, но из-за большой сложности и стоимости они были отвергнуты.

Однако после Карибского кризиса стало очевидным, что флоту необходимы океанские корабли с большой дальностью действия, способные долгое время проводить патрулирование в самых дальних уголках Мирового океана.

В 1961 году в состав американского флота вошел первый атомный крейсер УРО «Лонг Бич». Возможно, этот событие и послужило толчком к началу работ по созданию советского тяжелого атомного ракетного крейсера.

Так как в это время уничтожение вражеских субмарин считалось приоритетной задачей, новый корабль с ЯЭУ изначально задумывался, как БПК. Планировалось, что он заменит старые противолодочные корабли и будет выпущен большой серией. Однако сразу же встал вопрос о кораблях сопровождения нового БПК, который практически не имел средств противовоздушной обороны и был сильно уязвим перед авиацией противника.

В конце 60-х годов появился проект атомного крейсера, оснащенного мощным комплексом ПВО и ракетным противокорабельным вооружением.

На ранних этапах разработки планировалось создать два корабля: БПК и ракетный крейсер, которые бы действовали в паре, прикрывая друг друга от угроз из-под воды и с воды, обеспечивая мощную эшелонированную систему ПВО.

Затем появилась идея объединить проекты двух этих кораблей, однако это потребовало установки на перспективный крейсер нового гидролокационного комплекса, для чего было необходимо не только значительно увеличить его водоизмещение, но повысить мощность энергетической установки.

В 1971 году появился окончательный проект нового тяжелого атомного ракетного крейсера, который получил обозначение 1114. Кстати, эта классификация была присвоена головному кораблю уже во время постройки, закладывался он, как «атомный противолодочный крейсер».

Разработкой корабля занимались в ленинградском Северном проектно-конструкторском бюро, руководил работами Б. И. Купенский.

Новый атомный крейсер с самого начала считался любимым детищем главнокомандующего советского флота адмирала Горшкова, однако, несмотря на это, работы над ним шли трудно и медленно. Горшков требовал, чтобы кроме ядерного реактора, новый корабль имел и энергетическую установку на органическом топливе. В то время ядерная энергетика на флоте была еще в новинку, достаточного опыта эксплуатации ядерных установок в Советском Союзе (да и за границей) не было, с реакторами постоянно случались аварии.

В 1973 году на Балтийском заводе в Ленинграде началось строительство головного корабля проекта 1114, он получил название «Киров». Он был спущен в конце 1977 года, еще через три года «Киров» был введен в состав ВМФ СССР.

«Киров» обладал действительно впечатляющей мощью: его основным противокорабельным оружием являлись двадцать ПКР «Гранит», способные поражать противника на дистанциях в 625 км. Противовоздушную защиту корабля обеспечивали комплексы ПВО «Форт» (морская модификация С-300) и «Оса-М». Крейсер был оснащен мощным комплексом противолодочной обороны, торпедными аппаратами, артиллерийскими системами. «Киров» стал одним из первых боевых кораблей в мире, на котором были размещены вертикальные пусковые установки для ракетного вооружения. Это не только экономило место, но и упрощало запуск и обслуживание противокорабельных и зенитных ракет.

Корабли проекта 1114 были оснащены новейшим гидроакустическим комплексом «Полином», а также самыми современными видами радиолокационного оборудования.

В период с 1980 по 1988 год в состав советского флота вошли три корабля проекта 1114: «Киров», «Фрунзе» и «Калинин». Также был заложен четвертый тяжелый атомный крейсер из этой серии – «Юрий Андропов». Все корабли после «Кирова» выполнялись по усовершенствованному проекту – 1114.2. Они получили более продвинутые системы вооружения, которые были готовы на момент их постройки.

«Юрий Андропов» был достроен уже после распада СССР и принят на вооружение российского флота под именем «Петр Великий». Из всех четырех кораблей проекта он считается наиболее «продвинутым» по количеству и ассортименту вооружения.

В 1984 году состоялся первый дальний боевой поход крейсера «Киров» в Средиземное море. В том же году во время пожара на складе боеприпасов в Северодвинске «Киров» был оставлен в гавани, чтобы средствами бортовой ПВО сбивать ракеты, разлетающиеся с места пожара.

Примерно с середины 80-х годов дальние походы тяжелых атомных крейсеров стали случаться все реже из-за недостатка финансирования. В 1992 году «Киров» получил новое имя – теперь он стал называться «Адмирал Ушаков». Однако и такой «ребрендинг» не изменили для корабля ситуацию к лучшему: все три крейсера проекта 1114 были переведены в резерв и находились в нем долгие годы.

В 1999 году началась модернизация крейсера в Северодвинске, но в 2002 году его вывели из состава флота. Долгие годы шли споры о том, что следует дальше делать с крейсером. В августе 2018 года было принято окончательное решение об утилизации корабля, позже «Росатом» объявил тендер на утилизацию. Выгрузка отработанного ядерного топлива из реакторов «Кирова» будет производиться за счет Италии.

В 2012 году принято решение о начале модернизации крейсера «Адмирал Нахимов». Корабль будет оснащен новыми вертикальными пусковыми установками, которые позволят «Адмиралу Нахимову» использовать ракеты «Оникс», «Калибр» и «Циркон». Именно они станут основным оружием крейсера. Кроме того, на корабле будет обновлен комплекс противовоздушного вооружения: в него будут включены ЗРК С-400 и новые системы ПВО ближнего радиуса действия. Планируется, что модернизация окончится в 2018 или 2019 году.

Описание конструкции ТАРК проекта 1114 «Киров»

Длина корпуса тяжелого ракетного крейсера «Киров» составляет более 252 метров, полное водоизмещение корабля – 28000 тонн. Как и другие корабли проекта 1114 он обладает удлиненным полубаком. Продуманная форма корпуса и значительное водоизмещение обеспечивают «Кирову» хорошую мореходность, что очень важно для любого корабля океанской зоны.

Размеры крейсера действительно впечатляют. На корабле находится более 1400 помещений различного назначения, из них 140 отведено под каюты для мичманов и матросов, 30 – под кубрики для матросов, общая длина коридоров корабля составляет двадцать километров. На борту есть пятнадцать душевых, несколько бань, сауна, прекрасный медицинский блок с амбулаторией, изолятором, рентгеновским кабинетом, операционной и стоматологическим кабинетом. К услугам экипажа тренажерный зал, несколько кают-компаний и даже собственная телестудия. Корпус корабля с помощью водонепроницаемых перегородок делится на шестнадцать отсеков, вдоль всей длины корпуса проходят пять палуб.

В носовой части тяжелого крейсера находится антенна гидроакустического комплекса «Полином», а на корме – подпалубный ангар, рассчитанный на размещение трех вертолетов Ка-27 или его модификации Ка-29, а также запасов топлива для них. Здесь же расположен подъемник, который поднимает винтокрылые машины на верхнюю палубу.

В кормовой части корабля находится буксируемая гидроакустическая антенна и приспособления для ее подъема и спуска на воду.

Тяжелый атомный крейсер «Киров» (как и остальные корабли проекта 1114) имеет развитые надстройки, которые выполнены с активным использованием алюминиевых и магниевых сплавов. Большая часть вооружения корабля находятся в его носовой и кормовой части.

Все крейсеры проекта 1114 оснащены противоторпедной защитой, они имеют двойное дно, впервые после Второй мировой войны эти корабли получили достаточно развитое бронирование. Однако поясной брони на крейсере нет – она находится в глубине корпуса корабля и защищает его жизненно важные части. Единственным исключением является утолщение обшивки судна вдоль ватерлинии (на один метр ниже ее и на два с половиной метра выше).

Броней были защищены ракетные погреба комплекса «Гранит», машинное отделение, помещения боевого информационного поста и командного пункта, которые расположены глубоко внутри корпуса. Кроме того, бронированию подверглись: вертолетный ангар, склад боеприпасов и топлива для вертолетов и румпельный отсек.

Крейсер «Киров» имеет силовую установку атомными реакторами КН-3, которые созданы на базе ледокольных реакторов. Однако КН-3 имеют и существенные отличия. Топливные сборки заполняются высокообогащенным ураном (около 70%), что позволяет продлить срок активной зоны до 10-11 лет.

КН-3 – это реактор водо-водяного типа, двухконтурный, на тепловых нейтронах. В первом контуре в качестве теплоносителя используется бидистиллят, который охлаждает активную зону и передает тепло второму контуру, он и подает пар на турбины. Мощность энергетической установки корабля позволяет снабжать электроэнергией и теплом среднего размера город, с населением 100-150 тысяч человек.

Общая тепловая мощность двух реакторов составляет 342 МВт. Электростанция крейсера состоит из четырех паротурбогенераторов (3 МВт) и четырех газотурбогенераторов (1,5 МВт). У «Кирова» есть два дополнительных котла, размещенных в турбинном отсеке. Они позволяют крейсеру (без использования ядерных реакторов) развивать скорость до 17 узлов и пройти 1300 морских миль.

Экипаж крейсера состоит из 727 человек, в число которых входит 97 офицеров.

Основное вооружение крейсеров проекта 1114 – крылатые ракеты П-700 «Гранит». Они имеют стартовую массу в семь тонн, могут разгоняться до скорости в 2,5 М и нести боевую часть весом в 750 кг или ядерный заряд мощность 500 Кт. Дальность полета ракеты составляет 625 км. Каждый крейсер проекта 1114 имел на борту двадцать ПКР «Гранит». Стрельба производилась из пусковых установок, которые располагались на верхней палубе корабля. Изначально П-700 «Гранит» разрабатывался для вооружения подводных лодок, поэтому перед запуском пусковую установку заполняли забортной водой.

П-700 «Гранит» — это противокорабельная ракета третьего поколения, которая имеет пониженный профиль траектории подлета к цели. Из-за большой скорости и крайне неудобной для противника траектории, сбить ПКР «Гранит» очень сложно. Большая масса боевой части позволяет эффективно уничтожать даже крупные корабли противника.

Основным зенитным вооружением крейсеров проекта 1114 является ЗРК «Форт», который является ничем иным, как морской модификацией знаменитого комплекса С-300. Боекомплект «Форта» составляет 96 ракет, пусковые установки находятся во вращающихся барабанах под палубой. На последнем из кораблей проекта, ТАРК «Петр Великий» установлена более совершенная модификация комплекса – «Форт-М».

Вторым эшелоном корабельной системы ПВО является ЗРК «Оса-М», который способен поражать воздушные цели противника на дистанциях до 15 км. Досягаемость по высоте составляет 3,5-4 км. На крейсере «Петр Великий» ЗРК «Оса-М» была заменена более современной системой ПВО ближнего действия — ЗРК «Кинжал». Ракеты этого комплекса унифицированы с сухопутной системой «Тор-1М». Корабль оснащен восемью пусковыми установками «Кинжал».

Последним рубежом противовоздушной обороны крейсера «Киров» являются артиллерийские комплексы АК-630, каждый из которых имеет шесть 30-мм пушек.

Крейсер «Киров» оснащен двумя одноствольными 100-мм артустановками АК-100. На последующих кораблях проекта их заменили на одну спаренную 130-мм установку АК-130.

Противолодочное вооружение «Кирова» состоит из ПЛУР «Метель», с пусковой установкой в носовой части, а также бомбометов РБУ-6000 и РБУ-1000. Минно-торпедное вооружение корабля — десять торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Оценка проекта тяжёлого атомного ракетного крейсера «Киров»

Для обозначения многих видов советского вооружения и боевой техники часто применяют эпитеты «уникальный» или «не имеющий аналогов в мире». Во многих случаях это соответствует действительности. Однако следует четко понимать, что часто делалось это не от хорошей жизни – просто в стране не было необходимых ресурсов, чтобы наладить производство изделий, изготовленных на основе «стандартных» решений.

Крейсеры проекта 1114 также можно назвать «уникальным асимметричным» ответом супостату. Руководство СССР долгие годы ломало голову над тем, что можно противопоставить американским авианосным группам.

Именно эти корабли вместе с подлодками проекта 949/949А и самолетами-ракетоносцами Ту-22М должны были стать основой советских противоавианосных сил.

Корабли проекта «Орлан» несли на борту огромное количество различных видов ракетного вооружения, но наступательным средством были только ПКР «Гранит». Все остальное годилось только для самообороны. Однако вызывает большое сомнение эффективность использования ПКР для поражения кораблей авианосной группы.

Очень велики были размеры и стоимость одного крейсера проекта «Орлан», а их ударные функции (возможность поразить АУГ) значительно уступали более дешевым подлодкам проектов 949.

В ходе модернизации, которой будет подвергнут ТАРК «Адмирал Нахимов», комплекс ПКР «Гранит» будет демонтирован, а вместо него крейсер оснастят универсальными пусковыми установками, которые подходят для стрельбы ракетами «Оникс» и «Калибр». Это превратит потенциального «убийцу авианосцев» в многоцелевой корабль, способный выполнять самые разнообразные задачи.

Характеристики

Ниже представлены тактико-технические характеристики ТАРК «Киров»:

Водоизмещение стандартное — 24 300 т, полное — 28 000 т.

  • Длина — 252 м.
  • Ширина — 28,5 м.
  • Высота — 59 м.
  • Осадка — 9,1 м.
  • Силовая установка — 2 ядерных реактора КН-3 и 2 дополнительных котла.
  • Мощность — 140 тыс. л.с.
  • Скорость хода — 31 узел.
  • Дальность плавания — на реакторе неограничена, на котлах — 1300 миль.
  • Экипаж — 727 человек.
  • Вооружение: ПКР П-700 «Гранит», ЗРК «Форт», ЗРК «Оса-М», РБУ-6000, РБУ-1000, 10 х 533-мм торпедных аппаратов, две АК-100; 3 противолодочных вертолета Ка-27.

militaryarms.ru

Как атомный крейсер «Киров» отметил 35-летие: kuleshovoleg

В середине апреля тяжелому атомному ракетному крейсеру «Киров» исполнилось 35 лет. С юбилеем экипаж поздравили: временно-исполняющий обязанности командира 16-й бригады Беломорской военно-морской базы капитан первого ранга Дмитрий Таран, главный инженер НИПТБ «Онега» Игорь Комаров, директор музея судостроительного предприятия «Звёздочка» Василий Кологриев, заместитель по воспитательной работе ракетного крейсера «Маршал Устинов» капитан третьего ранга Александр Семёнов и, конечно, ветераны крейсера «Киров».

Сразу предупреждаю, ничего грустного и негативного в этом посте не будет, поэтому воздержитесь от гневных комментариев по поводу скорой утилизации крейсера. В ближайшие дни подготовлю материал про сам корабль, вот там сможем погрустить. А сейчас, точнее ниже, будет только радость, улыбки и счастливые лица моряков, их семей и ветеранов корабля.

2.

Многие считают, что внутри «Кирова» сплошная темнота, холод, сырость и все разграблено, но это не так. Благодаря экипажу из 58 человек (в славные годы экипаж состоял из почти 750 человек) крейсер сложно назвать мёртвым, и вы убедитесь в этом в моём репортаже.

Не забывайте, что часть экипажа находится в дежурстве и на вахтах, а также обеспечивает взрывопожаробезопасность корабля, поэтому на торжественном построении на юте «Кирова» были не все моряки.

3.

Одна минута до торжественного подъема Военно-морского флага. Командный состав.

4..

Представитель ветеранской организации крейсера «Киров» (СПб) Альберт Акопян (командир БЧ-5)

5.

Жёны и дети моряков внимательно следили за своими мужьями и отцами. Малышня оказалась не промах, после подъема флага захватила управление над тяжелым атомным крейсером. Но про это чуть позже.

6.

В 8:30 построился экипаж, а в 9:00 под гимн Российской Федерации был поднят Военно-морской и флаги расцвечивания.

7.

Справа ветераны крейсера, слева экипаж.

8.

Военно-морской флаг до места! («До места!» — так звучит команда дежурного по кораблю, которая означает — флаг поднят!)

9.

После подъема флага наступила очередь торжественного митинга.

10.

Удалось сфотографировать часть новой формы.

11.

В ходе торжественного митинга, посвящённого 35-летию крейсера «Киров», отличившимся военнослужащим были вручены грамоты, объявлены благодарности от вышестоящего командования.

12.

Дежурный по кораблю

13.

14.

Обязательный фотоснимок на память.

15.

Моряков фотографирую часто, а с их родными практически нет слайдов. Поэтому воспользовался возможностью и исправил эту ситуацию. В этот день мне удалось сделать очень много семейных фотографий.

16.

Дети были привыкшие, фотографии около реактивно-бомбовых и артустановок никого не интересовали, все стремились в ходовой пост.

17.

Но чтобы не привлекать внимание взрослых, ребята делали вид, что им интересно фотографироваться на фоне оружия. На заднем плане корабельная артиллерийская установка АК-100.

18.

Ветераны крейсера тоже время не теряли.

19.

Памятные фото у корабельного колокола.

20.

Памятные фото у реактивно-бомбовой установки РБУ-1000

21.

Носовая надстройка «Кирова». На четвертом ярусе находится ходовой пост. Под ним блок флагманских кают. На правнуке «Кирова», тяжелом атомном ракетном крейсере «Пётр Великий», в этой части находится каюта Президента Российской Федерации, которую всегда охраняет рассыльный в парадной форме одежды, даже когда президента там нет. А на втором ярусе каюта командира.

22.

Внутри ходового поста царило оживление. Похоже корабль собирался выйти в море. Весь расчёт был на своих местах. Какой расчет скажете? — Корабль захватили дети!

Юный моряк следит за надводной обстановкой с помощью корабельного визира.

23.

Второй юный моряк занял место у машинного телеграфа

24.

Заложники детей!

25.

Хитрый взгляд. Мне даже показалось, что корабль дал ход :).

26.

Маленькие моряки взяли бразды управления атомным кораблём в свои руки. Смотрите, какая довольная ребятня. Это вам не в обыкновенной машине играть в водителя :).

27.

Кто-то не захотел присоединяться к захватчикам, а может просто решил отвлечь своего папу?

28.

Те, кто не захотел принимать участие в попытке увода корабля с предприятия «Звёздочка», находились в большой кают-компании. Там был банкет, посвящённый юбилею крейсера.

29.

Отвлекусь от сказок про захват корабля и скажу серьёзно — именно в этот момент мне стало не по себе, от того, что такой уникальный корабль скоро пойдёт под иголки. В этот день он был живее всех живых: жены моряков, дети, гости и сам экипаж, а в дополнение — выступление эстрадного ансамбля Беломорской Военно-морской базы «Северное Сияние» подчеркнули это.

30.

Ветераны вспоминали свою юность на корабле и оставляли памятные надписи на Военно-морских флагах.

31.

32.

Кто-то показывал свои фотографии.

33.

Кто-то делился своими историями о крейсере «Киров»

34.

Кто-то оказался под прицелом моего объектива

35.

Фото «тогда и сейчас». Ветераны сидят на баке, а именно на кожухе якорь-цепи. Отличий тогда и сейчас практически нет. Такие же молодые, как на старом фото, только теперь без сигаретки.

36.

Кстати, не забывайте смотреть на фон. Про интерьеры крейсера будет отдельная тема.

37.

38.

39.

Выступление эстрадного ансамбля Беломорской Военно-морской базы «Северное Сияние».

40.

41.

42.

43.

Кстати, если кто не в курсе, «Киров» находится у причала судостроительного предприятия «Звёздочка». У них есть свой блог в ЖЖ — zvezdochka_ru

44.

45.

kuleshovoleg.livejournal.com

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров»: fotoflota

Головной корабль «Киров» положил начало серии советских тяжелых атомных ракетных крейсеров. Корабль спустили на воду 27 декабря 1977 года. Сделали это корабелы Балтийского завода Ленинграда. От краснознаменного балтийского крейсера Великой Отечественной он унаследовал имя «Киров».

Головной корабль проекта 1144 «Орлан» у пирса судоремонтного завода «Звёздочка».


30 декабря 1980 года крейсер завершил государственные испытания и вошел в состав Северного флота. 12 апреля 1981 года на нем торжественно подняли Краснознамённый Военно-морской флаг. Еще через три года «Киров» отправился в свою первую средиземку.

Впоследствии в кильватер «Кирову» в буквальном и переносном смыслах выстроились еще два атомных крейсера того же 1144-го проекта – «Фрунзе» (1984) и «Калинин» (1986).

«Киров» и его более молодые корабли-братья обладали сокрушительной силой: 20 пусковых установок ракетного комплекса «Гранит», зенитный комплекс «Форт» — 96 ракет, зенитный комплекс «Оса» — 40 ракет, а еще ракето-торпеды, корабельная артиллерия, свое звено палубных вертолетов, броня от 75 до 100 мм, полный ход в 32 узла.

Экипаж «Кирова» неоднократно завоевывал звание лучшего корабля Военно-морского флота по различным видам боевой подготовки. В январе 1985-го его морякам был вручен вымпел министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». Это был признанный флагман советского флота, и за время не столь уж долгой службы «Кирова» на его борту побывали многие представители руководства и военного командования нашей страны, а также и главы зарубежных государств.

После перестройки страна ударилась в пацифизм. Президент и правительство готовы были расцеловать каждого иностранца, кто похвалит их за любовь и верность идеалам демократии. С тех пор океанский флот России начал медленно умирать. В 1992 году крейсер «Киров» переименовали в «Адмирала Ушакова».

Самое странное, что через несколько лет этим именем назвали эсминец проекта 956.

 «Адмирал Ушаков» — «Киров»  уже много лет прикован к одному из причалов северодвинской «Звездочки». О его ремонте речь уже не идет, корабль будет утилизирован. Неясен только вопрос, кому предстоит раскошелиться на это дорогостоящее удовольствие — российскому бюджету или же тем странам, чьи корабли числились в вероятных противниках краснознаменного «Кирова». Не знаю правда или нет, но одна западная страна выделяла деньги и их попросту разворовали.

В 1997-м согласно совместному распоряжению начальника вооружения Вооруженных сил РФ, главкома ВМФ и министра экономики из-за отсутствия денег на ремонт корабль приговорили к утилизации. Эту кончину признали безвременной, поскольку срок службы «Кирова» истек бы лишь в 2010 году. Поэтому не все с произошедшим согласились. Сначала Государственная дума 13 января 1999-го приняла соответствующее постановление, а затем и Совет Федерации 14 октября того же года откликнулся постановлением, которое так и называлось – «О сохранении в боевом составе Военно-морского флота тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров».

На снимке 48-й экипаж и ветераны крейсера на встрече, посвященной 31-й годовщине подъема Военно-морского флага на ТАРКР «Киров». 14 апреля 2012 года. Фото: Кулешов Олег.

В прессе часто упоминают предстоящий ремонт всех крейсеров 1144. Поверьте мне, о ремонте крейсера «Киров» никакой даже речи не идёт. Совершенно точно будет ремонт крейсера «Калинин», он же «Адмирал Нахимов». Насчет тихоокеанского «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») у меня сведений нет.

Бывшая гроза морей —  атомный крейсер «Киров», на бортовой стали которого по-прежнему проступает яркая надпись – «Киров», доживает свой век у причала северодвинского предприятия «Звездочка». Что-то растащили на зип для крейсера «Пётр Великий», что-то просто порезали и сняли, но до сих пор, даже в таком состоянии корабль выглядит грозно и внушительно.

Командир 48-го экипажа Виталий Коноплёв. Фото: Кулешов Олег.

У моего коллеги по Воентернету a_roshka можно прочитать статью-интервью с капитаном крейсера «Киров».

fotoflota.livejournal.com

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров». О корабле и экипаже из первых уст.: kuleshovoleg

Я и army_reporter побывали на крейсере Киров. Подробности 🙂

Головной корабль проекта 1144 «Орлан» у пирса судоремонтного завода «Звёздочка».

Довелось побывать на борту большого атомного ракетного крейсера «Киров». Это головной корабль проекта 1144 «Орлан». С конца 90-х годов крейсер фактически ждет своей смерти – стоит у причальной стенки судоремонтного завода «Звездочка» в Северодвинске. Реакторы давно заглушены, вооружение снято, сырой ветер, безжалостная ржавчина и равнодушная пыль – главные стихии, с которыми теперь сражается «Киров».


Командир 48-го экипажа Виталий Коноплёв.

Но вот что удивительно. Кажется, в таких непростых обстоятельствах застанешь тут мрачных людей, которые ненавидят не только весь мир, но и самих себя. А тут в уютной командирской каюте встречает жизнерадостный улыбающийся крепыш в робе с надписью «Командир». Капитан 2-го ранга Виталий Коноплёв, 35 лет, потомственный офицер. Час пролетел незаметно за разговорами о том, как защищать Родину на корабле, который не выходит в море, кем здесь служит штурман и как управлять котом по кличке Боцман.


Рабочее место Боцмана на «Кирове».

Начали с самого простого: расскажите немного о себе.
– Родился в Калининграде в семье военнослужащего, окончил военно-морское училище. Из училища сразу попадаю на тяжёлый ракетный крейсер «Пётр Великий». После «Петра Великого» направляют меня командиром дивизиона на крейсер «Маршал Устинов». Здесь становлюсь помощником командира корабля. Затем поступил в Военно –морскую Академию. Потом были авианосец «Адмирал Кузнецов» и эсминец «Адмирал Ушаков» (до 2004 года — «Бесстрашный»). И вот уже с должности старшего помощника эсминца «Адмирал Ушаков» перехожу на командирскую должность этого крейсера.

Корабль специфический, не жалеете? Может быть вам надо адмиралом стать, флотом командовать? А вы у стенки стоите.
– Я в молодости, понятно, как и все хотел стать командующим хотя бы одним из флотов. Отец военный, знакомые и друзья тоже военные. На кухонных посиделках обсуждаются и осуждаются империалистические планы по захвату нашей Родины. Но жизнь и служба показывают, что Родину можно защищать разными способами.

То есть все-таки есть еще такая профессия – Родину защищать?
– Ну конечно. Сейчас не 90-е. Служили же тогда и ничего. Правда, из всех моих сокурсников, а это 84 курсанта, продолжают служить около 15 человек. Я общаюсь с ними по возможности. Одни ушли из-за отсутствия жилья, другие из-за маленького оклада, третьи по различным семейным обстоятельствам. Теперь, к примеру, не каждая женщина из Питера, переедет к мужу на службу в Гремиху.


Капитан 2-го ранга Виталий Коноплёв на главной палубе крейсера «Киров».

А что у вас тут за команда?
– Ну экипаж на самом деле тут специализированный. На 99% состоит из офицеров-выпускников технических училищ. Наша основная задача – не то, что предотвратить, а просто обнаружить на корабле взрыво-пожаро-угрозу и вовремя оповестить о ней завод. Но при этом у меня есть, например, штурман.
Штурман?!
– Конечно. Просто ему объяснили, что он на самом деле электрик. Или вот. Ангельский старпом.
В смысле покладистый?
– В смысле фамилия у него такая – Ангельский. Мой однокурсник по училищу. Есть кок. Хотя формально у нас тут нет для него оборудования, одно демонтировано, и питание наше организовано на берегу, но все-таки у нас тут команда. Поэтому мы с офицерами приносим из продовольственного пайка какие-то продукты, и он тут придумывает, что может.

Почему у крейсера вашего такая судьба?
– Потому что такая судьба. Власть на самом деле озабочена и очень старается не только возродить новый флот, но и сохранить имеющийся. Необходимо показать обществу: флот в России есть и он будет ходить в мировом океане. Другое дело, что эту задачу проще решать при помощи подводных крейсеров, а проекты типа нашего, они, скорее всего, слишком дороги для того, чтобы просто демонстрировать в море флаг.
А в чем смысл такого решения – тратить деньги, чтобы держать крейсер, который никогда не выйдет в море?
– Я думаю, необходимо не спонтанное, а системное решение, допустим, по всему проекту в целом.


На снимке 48-й экипаж и ветераны крейсера на встрече, посвященной 31-й годовщине подъема Военно-морского флага на ТАРКР «Киров». 14 апреля 2012 года.

А Путин или Медведев не были на вашем корабле, чтобы обсудить это решение? Вот на «Севмаше», на том берегу, они бывают частенько.
– Ну знаете, мы уж тут как-нибудь и так надежно послужим. А то для подготовки такого визита мне еще и в море придется выйти на веслах (смеется).

А в море-то вам хочется?
– Хочется. Но только хочется с порядочными и надежными людьми.
Что совсем не осталось порядочных и надёжных людей?
– Есть, конечно. Все-таки в конечном счете капитан формирует команду. Но как сказать? Конкуренция сейчас в армии очень большая. Многих ведь вывели за штат. Платят оклад за звёзды только. Прилично, кстати, вполне. Скажем, капитан 2-го ранга за штатом, сейчас получает как генеральный директор коммерческого предприятия. Но все равно люди ходят, ищут, куда устроиться. И люди ходят, будем говорить, разные.

С людьми – вечная проблема. Давайте тогда поговорим о крейсере.
– Отличный корабль. Считается, что по обитаемости он лучший. Каюты в два раза больше, чем на эсминцах и на крейсерах проекта 1164. На авианосце «Адмирал Кузнецов» вообще есть каюты без иллюминаторов, а тут во всех каютах иллюминаторы есть. Со слов судостроителей, «Киров» имеет самый крепкий корпус из кораблей своего проекта. В 81-году он вошёл в состав 7-й оперативной эскадры. Совершил два дальних похода. Участвовал в спасении экипажа подводной лодки «Комсомолец». Во время второго большого похода выявились неполадки в атомном реакторе. В 1999 году крейсер отправляют на ремонт в Северодвинск. С тех пор он стоит. Большинство оборудования демонтировано. Оба реактора находятся в состояния «отстоя» — заморожены, запустить их невозможно.


Палуба на баке тяжёлого ракетного крейсера «Киров».

То есть это мертвый фактически корабль. Крысы тут есть?
– Крыс нет. Но не потому что мертвый. У нас коты и кошки. В прошлом году кошка родила четырёх котят, два белых, и по одному серому и чёрному. У меня, например, есть личный командирский кот. Зовут Боцман.
С этими словами командир уходит в соседнее помещение и выносит оттуда черного сонного негодяя. Взгляд у него плутоват, манеры флотские. Судьба его вполне метафорична и показательна. Служба Боцман устроена так. Он исправно служит Родине на «Кирове», на выходные капитан берет его домой. А там государство олицетворяет стерилизованная кошка. Как говорит командир Виталий Коноплёв, она не очень понимает, чего от нее хочет Боцман.


kuleshovoleg.livejournal.com

ТАРК «Киров». Пр.1144. #4: kuleshovoleg

Привет, наконец скидываю все фотографии с дня поднятия флага Кирова который праздновали ещё в апреле. Кстати подумал насчет всего фото отчёта с возвращения викры.. оставлю его на ноябрь :), скоро зима, корабли «Застрянут» на заводах..фоткать будет нечего.. вот и будет материальчик, которым смогу Вас порадовать :).

Многие читатели блога конечно в курсе что это за корабль, но многие и не в курсе, поэтому чуток информации о нём. Киров» — российский тяжёлый атомный ракетный крейсер, головной корабль проекта 1144 «Орлан». Входит в состав Северного флота ВМФ России, с 1999 года находится на модернизации. С 1992 по 2004 год[источник не указан 328 дней] имел название «Адмирал Ушаков».

26 марта 1973 года на Балтийском Заводе было начато строительство первого головного корабля проекта 1144 — тяжёлого атомного ракетного крейсера (сокр. ТАРК) «Киров»

Две артилерийские установки АК-100

Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года. 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту. (На фото АК-630)

В 1992 году переименован в «Адмирал Ушаков».

В 1999 году корабль поставлен на модернизацию в Северодвинске, начата в 2003 году.

Википедия пишет «По состоянию на 2008 год предназначался для утилизации. По программе развития ВМФ планируется полная модернизация крейсера. Ввод в строй планируется не позднее 2020 года.» Но к сожалению вряд ли это произойдёт

Торжественное построение

Напротив Кирова стоит его брат Калинин, он же теперь Адмирал Нахимов. Его судьба более радостна чем у Кирова. Скоро на Адмирале нахимове начнут проводить полномосштабные работы, ну а в данный момент каждый день ведутся работы, но скорее как подготовка

Самый торжественный момент — подъем флага 🙂

Из Москвы на мероприятие приехали ветераны корабля.

Командир корабля (стоит спиной) и …..напомните кто это!?? Вылетело из головы 🙁

Справа на фото пристроился Викрамадитья ;). Авианосец который скажу даже «Строят» для ВМС Индии. Кто не видел фотки с возвращении Викры в Северодвинск, то смотрите тут )

Мимо колокола не мог пройти, обязательное фото 🙂

Так начинается самое интересное, а это конечно же внутренности корабля :). Всех фото я не скидываю, да и качество оставляет желать лучшего..

«С пожеланием попутных ветров от представителей военной части 87286. 22.04.1994. Сосновый Бор. Учебный центр ВМФ, в котором отрабатывают свои навыки экипажи современных субмарин, специалисты Научно-исследовательского технологического института имени А.П.Александрова участвуют в совершенствовании атомного подводного флота России. Подобный вроде был в Эстонии?

Экипажу атомного крейсера Киров, от экипажа РКР «Слава» (Он же теперь ркр Москва). К сожалению плохо сфоткал и надпись всю не разобрать.

На корабле есть ЛИФТ)) Для меня было такое удивление, я ведь на надподных кораблях был только на одной ПМ-63 и всё! А тут)). Жаль не работал! Хотя может работает, глупо что не подумал спросить. Кстати не один лифт судя по табличке 🙂

Алкоголя совсем нет :). Хотя был, для гостей (Жёны и родители)

От меня вопросы и вопросы, это ведь называют ходовой мостик!? Повторюсь, в кораблях я… (:

На вид пошарпанный, но бодренький внутри 🙂

Что это за «Терминатор»?

Собственно штурвал 🙂 или как назвать!?

Ещё один беленький член экипажа :). Служба у него проходит на Ура! Кстати вроде бы он не один на корабле, спрошу у ребят, интересно даже стало

Метель.

Я надеюсь всё же что Киров ещё послужит.. кто-то говорит «трата бабла» и «Зачем он нужен». По любому такой корабль нужен ВМФ России, тем более он такой универсальный..

РБУ 6000

Что за чудо!??

РБУ 1000, поищу на ютубе как она метает бомбы)) интересно даже стало. Кстати видео не нашёл! Помогите!)

kuleshovoleg.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *