Корабль митрофан москаленко – Ненужный корабль «Митрофан Москаленко»? » Военное обозрение

МИТРОФАН МОСКАЛЕНКО

МИТРОФАН МОСКАЛЕНКО

БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ “МИТРОФАН МОСКАЛЕНКО”
(проект 1174)

Большой десантный корабль океанской зоны проекта 1174 (шифр «Носорог», Ivan Rogov class) предназначен для транспортировки и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с малым уклоном дна сил десанта с боевой техникой. Корабль способен производить высадку войсковых подразделений непосредственно на берег, плавающую технику — на воду, неплавающую — с помощью десантно-высадочных плавсредств, а личный состав десанта с носимым оружием — на вертолётах.

Тактико-техническое задание на их строительство было выдано ВМФ Невскому проектно-конструкторскому бюро (ПКБ) в сентябре 1964 года. Главным конструктором проекта назначили П.П. Милованова, а главным наблюдающим от ВМФ — капитана 2-го ранга А.В. Бехтерева. Кроме Невского ПКБ в создании корабля принимали участие и другие организации (ЦНИИ им. А.Н.Крылова, 1 ЦНИИ МО и др.). В результате был разработан не имевший аналогов в мировой практике десантный корабль оригинальной конструкции.

Эскизный проект был готов к октябрю 1965 года. В мае 1968 года был утвержден откорректированный технический проект. Отработанная в Опытовом бассейне ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова форма обводов корпуса корабля с конструктивным дифферентом на корму, носовым бульбом и заостренными в носовой части ватерлиниями обеспечила достижение высокой для десантного корабля с носовым высадочным устройством скорости полного хода (21 уз.) при хороших высадочных характеристиках и практически неограниченной мореходности.

В процессе проектирования по указанию Главкома ВМФ СССР С.Г.Горшкова вносились изменения, которые в конце концов привели к созданию оригинального универсального десантного корабля при сравнительно небольшом водоизмещении. В результате появилась доковая камера и был увеличен состав авиагруппы. Эти изменения вносились под впечатлением идущей полным ходом программы строительства УДК типа «Тарава» ВМС СШA. Доступность берегов для этого БДК стала: для носовой сходни — 17%, для катеров — более 40%, а для вертолетов — 100%.

Корабли были заложены и построены на Прибалтийском судостроительном заводе №-820 «Янтарь» в Калининграде. Из-за постоянного изменения проекта головной БДК «Иван Рогов» был построен только в 1978 году, через 14 лет после выдачи ТТЗ. Всего построено 3 корабля — «Иван Рогов»(1978 г.), «Александр Николаев»(1982 г.) и «Митрофан Москаленко»(1989 г.).

Последний (заводской №103), строился по доработанному проекту. Заложен в мае 1984 года. В сентябре 1988 года строительство было возобновлено.

«Митрофан Москаленко» на стапеле ПСЗ «Янтарь»

19 ноября 1988 года на Северном флоте был сформирован экипаж под командованием капиана 1 ранга Стрижакова М.К. 23 сентября 1990 на БДК «Митрофан Москаленко» был поднят Военно-Морской Флаг СССР, а в марте 1991 года, после перехода в Североморск, корабль был включен в состав 37 Дивизии МДС Северного флота.

«Митрофан Москаленко» Большой десантный корабль. (фото: «Росвооружение»)
Краткие ТТЭ


Конструкция

БДК «Митрофан МОСКАЛЕНКО» — многопалубный корабль с полубаком и развитой кормовой надстройкой. В носовой его части имеется танковый трюм (длина 54 м, ширина 12.3 м, высота около 5 м), а в кормовой — доковая камера (длина 67.5 м, ширина 12.3 м, высота около 10 м). Стапель-палуба расположена на один твиндек ниже танковой палубы.

«Митрофан Москаленко» у причала…

Нормальное водоизмещение корабля составляет 8260 т, полное — около 14000 т, наибольшая длина — 157 м, ширина — 23,8 м, осадка — около 6 м. Корабль может перевозить и высаживать десант до мотострелкового батальона, включающего 440 человек и 79 единиц техники (бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, автомобили и т.п.) или танковое подразделение с 46 боевыми танками. В танковый трюм, доковую камеру (при отсутствии в ней плавсредств) и на верхнюю палубу может приниматься либо около 50 танков, либо до 80 БТР и БМП, либо до 120 автомашин или подвижная техника в любых других сочетаниях. Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах.

    Высадка десанта    

Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и выдвижную сходню длиной около 32 м, которая в походном положении находится под верхней палубой и выдвигается с помощью гидравлического привода. Высадка десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на необорудованное побережье с минимальным уклоном дна 2 — 3 градуса (в зависимости от суммарной массы принятых на корабль грузов) при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м.
Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу в доковую камеру может быть принято 6 десантных катеров пр.1785 или пр.1176 «Акула», либо 3 десантных катера на воздушной подушке пр.1206 «Кальмар» или пр.11770 «Серна».

Ракетное вооружение

Ракетное вооружение корабля включает зенитный ракетный комплекс самообороны «Оса-МA»(SA-N-8 ‘Geko’) (одна спаренная пусковая установка, наклонная дальность стрельбы до 10 км, боекомплект 20 ЗУР). А также переносные ракетные комплексы «Стрела-3M» (SA-N-5 ‘Grail’) . Каждая система, имеет счетверенную пусковую установку. Кроме того, для поражения береговых целей БДК оснащен пусковой установкой одной реактивной системы залпового огня МС-73 A href=»http://militaryrussia.ru/blog/topic-132.html»>»Град-М» (калибр — 122 мм, боезапас — 320 ракет, дальность стрельбы около 20 км).

        Пусковая установка ЗРК «Оса-МA»

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение включает спаренную 76,2-мм артустановку АК-726 с радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-105, дальностью стрельбы до 16 км и боекомплектом в 1 000 снарядов. Скорострельность — 100 выстрелов в минуту. Снаряды могут быть оснащены как контактными, так и бесконтактными взрывателями. Стрельба может вестись в автоматическом режиме, в полуавтоматическом с применением оптического прицела «Призма» и в ручном режиме под управлением оператора.

       76,2-мм Артиллерийская установка «АК-726»
Четыре 30-мм автомата типа АК-630М , расположенных побортно с двумя системами управления стрельбой МР-123 «Вымпел М» (по одной на каждый борт), включающих РЛС, телевизир и визирную колонку.


АК — 630

Вертолеты

На корабле возможно базирование четырех транспортно-боевых вертолетов Ка-29, способных принимать по 16 десантников. Вертолет способен оказывать огневую поддержку десанту. Ангар для вертолетов размещен в надстройке между двумя взлетно-посадочными площадками.

Радиолокационное вооружение

Корабль оборудован РЛС обнаружения воздушных целей МР-750 «Фрегат МА», двумя навигационными РЛС «Вайгач» и развитыми средствами радиосвязи. Предусмотрены также пассивные системы радиоэлектронной борьбы и средства обнаружения (ГАС МГ-7) и уничтожения подводных диверсантов (МРГ).

Силовая установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два газотурбинных агрегата мощностью до 18000 л.с., работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках, а вспомогательные механизмы располагаются между ними под стапель палубой. Источниками электроэнергии служат шесть дизель генераторов мощностью до 500 кВт.

Дальность плавания корабля скоростью хода 18 уз. при нормальном запасе топлива составляет около 4000 миль, а при максимальном запасе — почти в 1,8 раза больше. Автономность корабля (по запасам провизии) достигает 15-30 суток (при 500 и 250 десантников, соответственно). Корабль оснащен системой приема жидких и твердых грузов в море.

Экипаж насчитывает около 250 чел.

Командиры корабля:

  • капитан 1 ранга СТРИЖАКОВ Михаил Кузьмич
  • капитан 2 ранга ВЛАСОВ
  • капитан 1 ранга БОРИСОВ Валерий Трофимович ( -2001)
  • капитан 1 ранга ПИЩАК Сергей Александрович (2001- н/вр)


    Источники:

  • Васильев А. Большие десантные корабли типа «Иван Рогов». // Военный парад. — 1998. — Вып. январь-февраль.
  • Апальков Ю.В. «Корабли ВМФ СССР. Том 4. Десантные и минно-тральные корабли», 2007 г.
  • Десантные корабли на портале «НАШ ФЛОТ».
  • Морин А.Б. Романтика двух стихий. // Вестник авиации и космонавтики. — 1997. — Вып. ноябрь-декабрь. — С. 76-77.
  • Кофман В. «НАШ ОТВЕТ ЧЕРЧИЛЛЮ»// «Моделист-конструктор», 1997, №08.

  • navalcadet.narod.ru

    Большие десантные корабли проекта 1174 — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2017; проверки требуют 2 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. Носорог.
    Большие десантные корабли проекта 1174 «Носорог»

    БДК «Иван Рогов» в 1982 году
    Проект
    Страна
    Изготовители

    ru.wikipedia.org

    БДК «Носорог»: проект 1174

    Проблемы с поставками из Франции десантных кораблей класса «Мистраль» побудили российское руководство задуматься о целесообразности их приобретения. Дело в том, что боевые возможности этих БДК мало соответствуют военно-морской доктрине РФ. Уже к моменту планируемой передачи и после того, как российские экипажи прошли переподготовку для обслуживания импортных образцов техники, начались сомнения по поводу целесообразности их использования. Строились предположения о том, как их наиболее полезно применить — то ли в качестве штабных кораблей управления, то ли как плавучие госпитали. Тут и вспомнили про два БДК проекта 1174 «Носорог» («Митрофан Москаленко» и «Александр Николаев»), находящиеся в резерве уже много лет. Возможно, если хорошенько покопаться и поскрести «по сусекам», то можно найти нужную вещь у себя дома, а не далеко за морем.

    Проект

    О том, что делать, если срочно потребуется применить силу вдали от родных берегов, впервые задумался адмирал Горшков после Карибского кризиса, когда многие военные грузы, в том числе спецназ и ракеты, пришлось доставлять к кубинским берегам обычными торговыми судами. К 1964 году мысли эти сформировались в виде технического задания, выданного Невскому проектно-конструкторскому бюро, находящемуся в городе Ленинграде. Были назначены двое ответственных — главный конструктор Милованов П. П. и наблюдатель от ВМФ кавторанг Бехтерев А. В.

    КБ справилось бы с задачей быстрее, но требования военных часто менялись, и отнюдь не в сторону упрощения. Американцы начали строительство универсальных десантных кораблей класса «Тарава», они планировали интервенции (вроде Вьетнамской войны), и их технические решения, ставшие известными советскому руководству, повлияли на изменение ТЗ. Общий эскиз был готов к октябрю 1965 года. Проект утвердили в 1968-м. Однако изменения в него продолжали вносить, и только через почти полтора десятилетия калининградский судостроительный завод «Янтарь» закончил работы по «Ивану Рогову», первой единице серии БДК проекта 1174 («Носорог»), состоящей, по замыслу, из трех кораблей.

    Современное состояние

    В настоящее время пригодны к восстановлению боеспособности два из трех кораблей. Первый из серии БДК «Носорог», давший ей название по классификации НАТО, то есть головной, называвшийся «Иван Рогов» (1977 года постройки), подвергся списанию и разборке на металл в 1996 году. Второй, «Александр Николаев» (спущен на воду осенью 1982-го), годом позже был списан из боевого состава и законсервирован. Та же судьба постигла «Митрофана Москаленко», но позже — в 2002 году. Этот корабль хотели продать. В числе возможных покупателей назывался Китай, в свое время уже использовавший списанный крейсер «Киев» в качестве плавучего отеля в Макао, но сделка по каким-то причинам «не срослась». Вполне возможно, что по внешнему виду БДК проекта «Носорог» недостаточно привлекателен, чтобы стать приманкой для туристов, а ремонтировать его для флота КНР сочли делом трудным, сложным и дорогостоящим. Техническое состояние плавсредств после долгого стояния у причальной стенки еще предстоит оценить специалистам.

    Проектные технические показатели

    Главным показателем для судостроителя считается водоизмещение, равное массе корабля в пустом и полностью снаряженном состоянии. Оно в данном случае превышает соответственно 11,5/14 тысяч тонн. Длина БДК «Носорог» — 158 метров, ширина по мидельшпангоуту -24 м, киль погружен в воду при полной загрузке на пять метров. Максимальный ход – 20 узлов, при 18-узловом он может преодолеть с полными баками топлива 7,5 тыс. миль. Автономность зависит от численности загруженных десантников: если их 500, то запасов провизии хватает на полмесяца. Экипаж состоит из 239 членов команды, включая офицерский состав (37 чел.).

    Принимать топливо с плавучих танкеров-заправщиков можно в море, для этого БДК «Носорог» оборудован всей необходимой оснасткой. Для пополнения запасов продовольствия и других «сухих» грузов также предусмотрены устройства транспортирования с борта на борт.

    Силовая и энергетическая установки

    В состав силовой установки входят две газовые турбины мощностью по 18 тыс. л. с., расположенные вдоль бортов эшелонным образом. При разработке проекта не удалось решить задачу их цельноагрегатной замены из-за сложных технических требований, предъявляемых к общей архитектуре корабля, поэтому ремонтные работы, в случае принятия решения о восстановлении боеспособности единиц, могут стать проблематичными, хотя и выполнимыми. За время эксплуатации («Александр Николаев» — 15, «Митрофан Москаленко» — 12 лет) двигатели подверглись износу, их нужно либо капитально восстанавливать, либо вообще менять на более современные. Разбирать турбины придется на месте, внутри корпуса, а это дороже.

    Источниками электроснабжения БДК «Носорог» служат бортовые генераторы (их на корабле шесть) по полмегаватта каждый, всего 3 мВт.

    Оружие

    Артиллерийско-ракетное вооружение десантных кораблей служит двум главным целям. Во-первых, оно должно обеспечить относительную безопасность самой боевой единицы с погруженными на нее войсками и боевой техникой. Во-вторых, во время высадки десанта и в последующий период корабль оказывает ему огневое содействие. Конечно, БДК-1174 «Носорог» трудно назвать сверхмощной плавучей батареей, но кое-что он все же может. Установка типа АК-726 – самое мощное артиллерийское средство, находящееся на борту, его калибр составляет 76,2 мм. Еще есть две скорострельные артустановки АК-630 по четыре ствола калибра 30 мм, назначение которых состоит в защите от быстроходных надводных и воздушных средств поражения противника. ПВО усиливают четыре компактных зенитно-ракетных комплекса «Стрела-3» и одна «Оса-М» (с боезапасом в 20 реактивных снарядов). Огневое прикрытие и предварительная подготовка плацдарма высадки – задача двух РСЗО «Град», смонтированных на надстройке. Авиакрыло представлено четырьмя вертолетами Ка-29, обеспечивающими противолодочную оборону и разведку.

    Десантные возможности

    Назначение кораблей БДК проекта 1174 «Носорог» состоит в высадке десантного батальона на побережье, удаленном на дистанцию его оперативного радиуса. Есть два основных способа выполнения такой задачи.

    Первый, и самый эффективный, состоит в причаливании к неприятельскому берегу. В этом случае корабль упирается носом в его срез, открывает створки и выставляет аппарель (у проекта 1174 ее длина — 32 м), по которой съезжает боевая техника и выбегает личный состав. Недостаток этого способа состоит в том обстоятельстве, что только 17 % всей мировой береговой линии позволяют его применить.

    Второй метод предполагает использования вспомогательных средств десантирования, курсирующих межу «пляжем» и кораблем. У него тоже есть принципиальный недостаток: он снижает скорость высадки и выгрузки техники, но зато, при применении катеров, может их обеспечить в четырех случаях из десяти. Средствами могут служить и вертолеты, тогда характер береговой линии вообще не имеет значения.

    Возможностью применить оба способа может похвастаться не каждый большой десантный корабль. БДК проекта 1174 «Носорог» имеет два главных выхода – носовые створки и кормовой лацпорт откидного типа, закрывающий доковую камеру. Таким образом, он может в случае пригодности берега высаживать войска с обеих своих оконечностей, а если вплотную подойти нельзя – использовать катера.

    Вместимость

    Трюм для танков объемен, он имеет размеры 54 х 12 метров и занимает по высоте пятиметровое межпалубное пространство. Объем доковой камеры впечатляет еще сильнее — 75 х 12 х 10 метров. В БДК 1174 «Носорог» могут поместиться (в различных сочетаниях):

    — Легкие танки типа ПТ-76 – 50 шт.

    — БМП, БТР – 80 шт.

    — Автомобили – 120 шт.

    — Морские пехотинцы – 500 чел.

    В доковом отсеке можно разместить:

    — Десантные катера (пр. 1785 или 1176) – 6 шт.

    — Суда на воздушной подушке (пр. 1206 или «Серна») – 3 шт.

    Без личного состава можно также перевозить 1,7 тыс. тонн различных грузов.

    Сравнение с «Мистралем»

    Так чем же так хорош дорогостоящий французский гигант и в чем он превосходит БДК проекта 1174 «Носорог»? Фото нашего корабля действительно не впечатляет. По сравнению с внушительным «Мистралем» он выглядит как-то неуклюже из-за своей крупной надстройки. Да и вертолетов на нем маловато, 4 против 16. Но попытка разобраться в вопросе объективно приводит к очень интересному выводу о том, что наше десантное судно по многим параметрам вполне сравнимо с ним. Водоизмещение «Мистраля» (21, 3 тыс. т) больше в полтора раза, а перевозить он может примерно то же количество войск и техники (четыре десятка танков и 470 морпехов). Правда, его боевой радиус превышает 20 тыс. км, но это преимущество для Российского флота не так уж важно. Производить высадку морского десанта где-нибудь в Чили наш Генштаб вроде бы пока не планирует.

    Что в будущем ждет «Митрофана Москаленко» и «Александра Николаева»?

    Если Россия действительно откажется от «Мистралей», французская сторона окажется в серьезном затруднении. В условиях мирового экономического кризиса остаться при двух очень дорогих вертолетоносцах, которые самим не нужны (а покупателей не предвидится), да еще выплачивать неустойку – перспектива не из лучших. Но и России предстоят проблемы. Ниша в боевом составе действующего флота должна быть заполнена. По всей видимости, будет строиться новый большой десантный корабль. БДК проекта 1174 «Носорог» может временно его заменить, но большие деньги на его ремонт тратить вряд ли будет целесообразно. Разработка нового проекта, отвечающего всем современным требованиям, займет несколько лет, потом монтаж, спуск на воду, отладка. Все это не дешево, но тут-то и пригодятся французские миллиарды. Часть средств – на модернизацию «Носорогов», остальное – на новые корабли. Это, конечно, предположение, а как оно все сложится – время покажет.

    fb.ru

    Военный Обозреватель

    Подробности
    Категория: ВМФ
    Просмотров: 5867

    Большой десантный корабль (БДК) «Митрофан Москаленко» проекта 1174, входящий в состав Северного флота России и последние 10 лет находившийся в резерве, будет продан на металлолом.

    Об этом стало известно источникам газеты «Известия» в российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК). По информации собеседника издания, командование устроит аукцион по продаже БДК «Митрофана Москаленко» — рыночная цена этого корабля составляет примерно 2,5 миллиона долларов. Минобороны РФ решило списать БДК из экономических соображений, а также для военного ведомства не очевидной стала востребованность судна для нужд ВМФ, сообщает newsru.com.

    По мнению экспертов, в ближайшие годы десантный флот ВМФ России начнет стремительно уменьшаться. В настоящее время на балансе российского флота в основном старые советские судна — в том числе 15 кораблей польского производства проекта 775, построенные с 70-х по 90-е годы, и четыре БДК проекта 1171 1960-х и 1970-х годов.

    По мнению главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, если процесс списания старой техники будет идти такими же темпами, к 2020 году в российском ВМФ может остаться только четыре крупных десантных корабля — два французских ракетоносца Mistral (еще не построенных) и два российских БДК нового проекта 11711 «Иван Грен».

    Большой десантный корабль проекта 1174 (по коду НАТО Ivan Rogov class) предназначены для высадки морского десанта и переброски по морю войск и грузов. Десантные корабли этого проекта имеют полубак и развитую кормовую надстройку. БДК проекта 1174 самые вместительные на российском ВМФ. Полное водоизмещение — 14 060 тонн. Дальность плавания на 18 узлах при нормальном запасе топлива составляет 4000 морских миль.

    Головным кораблем проекта 1174 был «Иван Рогов» — он ушел на лом еще в 1996 году. Еще один корабль данного проекта — «Александр Николаев» — в резерве ВМФ с 1997 года.

    БДК «Митрофан Москаленко» был введен в боевой состав ВМФ СССР в 1990 году. На его борт помещались до 50 танков, 80 бронетранспортеров и БМП или 120 грузовых автомобилей. В доках могут разместиться шесть десантных катеров или три катера на воздушной. Хотя первоначально поднимался вопрос о модернизации «Москаленко», но потом от этой идеи было решено отказаться ввиду ее экономической нецелесообразности.

    warsonline.info

    Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ.

    Водоизмещение 8260 т. стандартное, 14,060 т. полное. размерения длина — 157 м, ширина — 23.8 м, осадка — 6.7 м.
    Силовая установка 2 ГТУ х 18000 л.с., 2 винта
    Вместимость 450 десантников и до 79 единиц техники. Два десантных КВП или до десяти малых плашкоутов
    Вооружение 1 х 2 — 76-мм АК-726, 4*4 ПУ ЗРК «Стрела» (16 ЗУР), 4 x 6 — 30 мм АК-630, 2х30 122 мм ПУ НУРС, 4 вертолета Ка-29
    Скорость хода 19 узлов, дальность плавания 7500 миль при 14 узлах. Экипаж 37 офицеров 202 матроса.

    НомерФотоРазмер файла / Контрольная суммаОписаниеИсточник
    1. 516k / 2835BDD6C290A4184C8E2E7D3335417F Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» у причала Североморска, 22 июля 2005 года 12:53
    (подробнее)
    Автор фотографии Мустафин Ренат
    Мустафин Ренат
    2. 256k / DB20853D679F844FAD6083F9D02DBF14 Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» у причала Североморска, 10 марта 2007 года 16:12
    (подробнее)
    Asper
    http://balancer.ru
    3. 330k / 5F647E0F9CA11C3F6B49FE4321C81AA3 Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» на Балтике, июнь 1994 года
    (подробнее)
    http://www.dodmedia.osd.mil
    4. 206k / F19301ACD30AB8E54E5B98306F18C7C5 Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко»
    (подробнее)
    источник утерян
    5. 489k / A08936CA090B17D7A98CD93AD9D60B3A Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко», 26 мая 2007 года
    (подробнее)
    Автор фотографии Сarpenco
    http://photofile.ru
    6. 538k / 6D8D4B42886589E0C636042DC17427B6 ТАРК «Петр Великий», РК «Маршал Устинов» и БДК «Митрофан Москаленко» у причалов в Североморске, 26 мая 2007 года
    (подробнее)
    Автор фотографии Сarpenco
    http://photofile.ru
    7. 1077k / B81B6C1086E1871F96E637D129FB07C5 Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» в Североморске, 21 сентября 2008 года
    (подробнее)
    Shtorm_DV
    http://album.foto.ru
    8. 1145k / 413C55052D6D8C1A3972AAE1C711987D Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» в Североморске, 21 сентября 2008 года
    (подробнее)
    Shtorm_DV
    http://album.foto.ru
    9. 1139k / DC7D2F048A3C1DF39F499E53F46F199B Ракетный крейсер «Маршал Устинов» и большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» в Североморске, 21 сентября 2008 года
    (подробнее)
    Shtorm_DV
    http://album.foto.ru
    10. 1557k / 7E59BB359218F62AB0871B3996AF8E5E Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» в Североморске, 21 сентября 2008 года
    (подробнее)
    Shtorm_DV
    http://album.foto.ru
    11. 1080k / 949EDBBBD5E332E42A8392FBFBC3A6BA Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» в Североморске, 21 сентября 2008 года
    (подробнее)
    Shtorm_DV
    http://album.foto.ru
    12. 1381k / 241F3114737599C68CEE2781AF346539 Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» в Североморске, 3 марта 2009 года
    (подробнее)
    Shtorm_DV
    http://album.foto.ru
    13. 826k / 8028E1AB9B22833969468CC05B27BCB8 Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» в Североморске, 1990-е годы
    (подробнее)
    Shtorm_DV
    http://album.foto.ru
    14. 885k / 71B978F0DE45DC6D9E9B5B46F4D09462 Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» в Североморске, 1990-е годы
    (подробнее)
    Shtorm_DV
    http://album.foto.ru
    15. 2330k / 8C87626ED296B0BC619671B5327C1931 Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» и другие корабли Северного флота в Североморске, 1990-е годы
    (подробнее)
    Shtorm_DV
    http://album.foto.ru
    16. 521k / 0DC137ABFFABAC409FD280472FBFB3F3 Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» в Североморске, зима 1996-1997 годов
    (подробнее)
    Shtorm_DV
    http://album.foto.ru
    17. 728k / AC3434909CB30E207763032F74546D03 Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» в Североморске, 1990-е годы
    (подробнее)
    Shtorm_DV
    http://album.foto.ru
    18. 1947k / 39A6312529D9202136EFB5047BBC8B1D Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» в Североморске, 1990-е годы
    (подробнее)
    Shtorm_DV
    http://album.foto.ru

    navsource.narod.ru

    Может ли БДК «Митрофан Москаленко» заменить «Мистраль»? | Актуальные вопросы | Вопрос-Ответ

    В среду, 27 мая, в российских СМИ появилась информация, что в случае отказа Парижа передавать Москве два вертолётоносца типа « Мистраль» ВМФ РФ заменит их большими десантными кораблями* (БДК) «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко»**, которые для этого выведут из резерва.

    О том, что представляет собой БДК «Александр Николаев», читайте в справке >>

    АиФ.ru узнал у эксперта, может ли БДК «Митрофан Москаленко» заменить «Мистраль» в случае отказа Франции поставить вертолётоносцы России.

    Отвечает военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский:

    — БДК «Митрофан Москаленко» заменить «Мистраль» никак не сможет. Дело в том, что этот корабль выведен из состава флота в 2006 году, после чего он два раза отправлялся на металлолом и выставлялся на продажу: в 2008 и 2014 годах. Перед этим с БДК было снято всё вооружение и оборудование, осталась одна коробка, которая уже наверняка сгнила. Плюс надо понимать, корабли проекта 1174 «Носорог»* имеют совершенно другое предназначение, нежели «Мистрали». Эти вертолётоносцы нужны для работы в дальней морской зоне, а наша нынешняя область интересов — это, наоборот, ближние морские территории — Курилы, Сахалин, острова Балтики. Поэтому сейчас из-за отсутствия необходимости у нас, в принципе, нет кораблей, которые решали бы те же задачи, что и «Мистрали». Впрочем, даже если такая необходимость в дальнейшем появится, для России было бы выгоднее не приобретать готовые корабли, а купить, скажем, технологический проект и построить самим. И конечно, не во Франции, есть более удачный проект, например, у Южной Кореи.

    Учебная высадка десанта с большого десантного корабля «Митрофан Москаленко». Фото: РИА Новости

    * Большие десантные корабли проекта 1174 «Носорог» (англ. Ivan Rogov class — по кодификации НАТО) — проект советских больших десантных кораблей, предназначенных для высадки морских десантов на необорудованном побережье и переброски морем войск, грузов и бронетехники. В проект 1174 «Носорог» входят: БДК «Иван Рогов», БДК «Александр Николаев» и БДК «Митрофан Москаленко».

    ** Митрофан Иванович Москаленко (1896–1966 гг.) — советский военачальник, генерал-майор. Начальник тыла Балтийского флота во время Великой Отечественной войны.

    www.aif.ru

    БДК »Митрофан Москаленко»

    Разработка большого десантного корабля океанской зоны проекта 1174 (шифр «Единорог») началась в Невском проектно-конструкторском бюро в сентябре 1964 года. Работы возглавил главный конструктор П.П.Милованов. Кроме Невского ПКБ в создании корабля принимали участие и другие организации (ЦНИИ им. А.Н.Крылова, 1 ЦНИИ МО и др.). Эскизный проект был утверждён 29 октября 1965 года. 14 мая 1968 года утвержден откорректированный технический проект. Строительство кораблей пр.1174 было организовано на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (№820) в Калининграде. В июне 1978 года был сдан головной корабль «Иван Рогов». За ним последовал «Александр Николаев» (в 1982 году). Третий корабль проекта, «Митрофан Москаленко» (заводской №103), строился по доработанному проекту. Заложен в мае 1984 года и вступил в строй в конце 1989 года. Включён в состав Северного флота. Военно-Морской Флаг поднят 23 сентября 1990 года.

    Корабль предназначен для транспортировки и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с малым уклоном дна сил десанта с боевой техникой. Корабль способен производить высадку войсковых подразделений непосредственно на берег, плавающую технику — на воду, неплавающую — с помощью десантно-высадочных плавсредств, а личный состав десанта с носимым оружием — на вертолётах.

    БДК «Митрофан Москаленко» представляет собой многопалубный корабль с полубаком и развитой кормовой надстройкой. В носовой его части имеется танковый трюм (54x12x5 м), а в кормовой — доковая камера (75x12x10 м). Стапель-палуба расположена на один твиндек ниже танковой палубы. Для погрузки техники с пирса при швартовке кормой, а также для приёма в док-камеру плавсредств и выгрузки их из неё в транце имеется лацпорт с откидным герметическим закрытием, которое в опущенном положении служит сходней для прохода техники. Перемещение техники по кораблю осуществляется тремя сходнями с гидравлическими приводами (одна расположена между доковой камерой и танковым трюмом, две другие — между верхней и танковой палубами). Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и выдвижную сходню длиной около 32 м (в походном положении находится под верхней палубой, выдвигается с помощью гидравлического привода). Главная энергетическая установка включает 2 газотурбинных агрегата М8К, работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках, а вспомогательные механизмы располагаются между ними под стапель-палубой. Источниками электроэнергии служат 6 дизель-генераторов мощностью по 500 кВт.

    При отсутствии плавсредств корабль может брать на борт либо до 50 танков, либо до 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и четырёхместных офицерских каютах. Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу в доковую камеру может быть принято 6 десантных катеров пр.1785 или пр.1176 «Акула», либо 3 десантных катера на воздушной подушке пр.1206 «Кальмар» или пр.11770 «Серна». На корабле могут базироваться 4 транспортно-боевых вертолета Ка-29. Для них на верхней палубе имеются 2 взлётно-посадочные площадки и ангар, размещённый в надстройке между ними. В состав вооружения корабля входят: 1 спаренная ПУ ЗРК «Оса-М» (боекомплект 20 ЗУР), двухорудийная 76,2-мм артустановка АК-726 (боекомплект 1000 снарядов) с радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-105, 4 30-мм автомата АК-630 с 2 радиолокационными системами управления стрельбой типа МР-123 (по два на каждом борту), 1 ПУ реактивной системы залпового огня «Град-М» (боезапас 320 ракет). В состав радиотехнического оборудования входят: РЛС общего обнаружения МР-310А, 2 навигационные РЛС, средства радиосвязи, пассивные системы РЭБ, средства обнаружения и уничтожения подводных диверсантов.

    Корабли пр.1174 являются универсальными кораблями. Они обладают практически неограниченной мореходностью, способны долгое время действовать в удалённых от баз районах, принимать участие в операциях любого масштаба. Аналогов в мире не имеют.

    БПК «Митрофан Москаленко» в 1990 году совершил переход вокруг Скандинаского полуострова в Североморск. Он стал флагманом 37 отдельной дивизии морских десантных сил КСФ. В начале 90-х годов корабль участвовал в перевозке военных грузов после сокращения Балтийского флота. В 1994 году вошёл в состав Атлантической эскадры надводных кораблей. С июня 2001 года входит в состав Кольской флотилии разнородных сил.

    Биографическая справка

    Москаленко Митрофан Иванович {1896 — 1966} — советский военачальник, генерал-полковник береговой службы (1945). Родился в селе Слобода Воронежской губернии. Участник Первой мировой войны с 1915 года. В РККА с сентября 1918 года. Окончил Военн-морскую академию в 1935 году. Во время Гражданской войны был секретарём партийных организаций строительных частей, военкомом военно-полевого строительства, инженером дистанции. С 1924 года помощник военкома района (сектора) береговой обороны Черноморского флота, военком Днепровской военной флотилии, помощник командующего Амурской военной флотилией, 1 зам. начальника ВМА. В 1939-1945 годах начальник управления тыла Балтийского флота, в 1946 году — начальник тыла Северо-Балтийского флота, в 1947-1949 — начальник управления тыла ВМС, в 1949-1950 — заместитель главкома ВМС по тылу — начальник тыла ВМС, в 1950-1953 — зам. ВММ по тылу, в 1953-1956 — начальник тыла ВМФ. С января 1956 года — в запасе. Умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

    Тактико-технические данные:

    Водоизмещение, т:

    полное
    стандартное без десантна
    стандартное с десантом

    14060
    8260
    11580
    Габариты, м:

    длина
    ширина
    осадка

    157,0
    23,8
    6,7
    Мощность ПТУ, л.с.2х18000
    Скорость хода максимальная, уз.21
    Дальность плавания, миль4000
    Автономность по запасам, сут.:

    с 500 десантниками
    с 250 десантниками

    15
    30
    Количество вертолётов, шт.4
    Экипаж, чел.
    в том числе офицеров
    239
    37

    Литература

    1. Васильев А. Большие десантные корабли типа «Иван Рогов» // Военный парад. — 1998. — Вып. январь-февраль.
    2. Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. — 1997. — Вып. ноябрь-декабрь. — С. 76-77.
    3. Щербаков В. Большие десантные корабли типа «Иван Рогов» // Техника и вооружение. — 2014. — №2. — С. 11-19.

    aviaros.narod.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *