Корабль 1135 проекта – НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

история строительства, модификации, место службы

Корабли проекта 1135 занимают особое место в истории флота России. Они существенно отличались от своих предшественников, были изящными, вооруженными передовыми системами и средствами. В них внедрили все новаторские разработки того времени. СКР этого проекта являлись самыми ходовыми и почитаемыми у моряков.

История проектирования

Проект 1135 начал разрабатываться в период с 1964 по 1966 год. Руководство работами осуществляло Северное проектно-конструкторское бюро. Новому кораблю нарезался широкий спектр задач наряду с сопровождением конвоев через сложные районы, в которых ведутся боевые действия, решением задач по борьбе с подводными лодками противника и обеспечением противовоздушной обороны конвоев и соединений кораблей.

В связи с тем, что водоизмещение должно быть меньше по сравнению с проектами 1134 (большой противолодочный корабль), вертолеты на этих кораблях не предусматривались. Однако предполагалось оснастить их современными ракетными комплексами, способными поражать не только подводные лодки, но и надводные цели.

Начало проекта 1135 «Буревестник»

Как уже было отмечено выше, новые сторожевые корабли, которым было присвоено название — проект 1135 «Буревестник», проектировались на Северном ПКБ (ЦКБ-35, г. Ленинград). Тактико-технические характеристики сторожевого корабля (сокращенно СКР) должны были обеспечивать противовоздушную и противокорабельную оборону кораблей и транспортов в ближней зоне моря, гарантированно уничтожать самолеты противника и крылатые ракеты на низких высотах. ТТЗ на разработку новой серии кораблей руководство Военно-морского флота СССР выдало в 1964 году.

Строительство предполагалось вести в 3 местах, а именно в Калининграде (прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»), Керчи (завод «Залив»), Ленинграде (завод «Северная верфь»). Количество кораблей проекта 1135 закладывалось для перекрытия потребностей всех четырех флотов СССР.

Особенности СКР

Сторожевой корабль проекта 1135 обеспечивал хождение на дальность до 4000 морских миль при скорости 14 узлов. Максимальная скорость хода находилась в диапазоне 32 узлов при водоизмещении 2800 тонн. СКР оснащались современными газотурбинной и энергетической установками.

Новым кораблям предписывалось обеспечить приемлемые условия для экипажа. Проект предусматривал наличие двухместных кают для офицеров и мичманов, двух матросских столовых, камбуз. Для матросов в носовых и кормовых отсеках создавались кубрики для размещения от 10 до 15 человек в каждом.

Созданные корабли заслужили высокую оценку специалистов. СКР прекрасно всходят на волну, их заливаемость и забрызгиваемость во всех диапазонах скоростей минимальная. Использование вооружения возможно без проблем на любой скорости, в том числе и при волнении моря в 4 балла. При задействовании устройств успокоителей качки вооружение можно применять при волнении более 5 баллов.

Непотопляемость СКР достигалась тем, что корпус корабля поделен на 14 водонепроницаемых отсеков. Специалистами закладывались условия, чтобы корабль мог обеспечивать плавучесть, если затоплены 3 смежных отсека или 5 не смежных.

СКР оснащались достаточными средствами спасения: моторным катером; 6-весельным ялом; 20 аварийными плотами ПСН-310.

Двигательная система — два газотурбинных агрегата М-7К. Мощность каждого — 24 000 лошадиных сил. Они размещались попарно в смежных машинных отделениях.

Кроме этого, имелась система энергообеспечения: газотурбинный агрегат, состоящий из маршевой турбины мощностью 6000 лошадиных сил; форсажная газотурбинная установка мощностью 18 000 лошадиных сил.

Запас топлива максимальный, находился в диапазоне от 450 до 550 тонн. Если корабль использовал полный ход, то топлива расходовалось 390 кг на милю, при этом дальность достигала 1300 миль.

Стандартное вооружение проекта 1135

Типовой сторожевой корабль проекта 1135 оснащался следующим вооружением:

  • Двумя спаренными 76-мм башенными артиллерийскими установками. Размещались они на корме. Боекомплект предполагал 500 снарядов на один ствол. Их доставка проводилась из погреба, который располагался под башней. Артустановки были бронированными. Толщина брони — 5 мм. Обеспечивали темп стрельбы в 40-45 выстрелов одним стволом, который следовало потом охлаждать в течение 3 минут забортной водой. Сам ствол установки до полного выхода из строя должен был выдерживать 3000 выстрелов.
  • Двумя ЗРК малой дальности «Оса-М». Один размещался в носовой части корабля, второй — в кормовой. Они находились в специальных погребах палубы, там же размещался и боевой комплект (24 зенитные управляемые ракеты на каждый комплекс). Ракеты устанавливались в 4 барабанах, по 5 штук в каждом. Перезаряд производился за 20 секунд. Скорострельность комплекса — 2–2,8 выстрела в минуту, в зависимости от видов цели (воздушная, надводная). Комплекс обнаруживал цели на дальности 25-30 км, при этом высота обнаружения соответствовала 3,5-4 км. Минимальная высота, на которой гарантировалось поражение цели, составляла 60 м над уровнем моря.
  • Одного противоположного комплекса УРПК-4 «Метель», который располагался в носовой части СКР. Комплект составлял 4 ракеты-торпеды. При пуске торпеды она в заданной точке отделялась от ракеты и осуществляла парашютное приводнение. Потом погружалась на глубину, осуществляя поиск цели системы самонаведения. Глубина ее рассчитана на 400 м, скорость в поисковом режиме 23 узла, а при наведении на цель 40 узлов. Дальность действия 8 км.
  • Двумя реактивными бомбометами РБУ-6000 «Смерч-2». Находились в носовой части судна. Боекомплект находился в погребе, заряжание стволов осуществлялось дистанционно. Дальность работы по цели от 300 до 5800 м. Поражалась цель на глубине от 15 до 450 м. Подводная лодка гарантированно разрушалась при подрыве бомбы на расстоянии до 7 метров.
  • Двумя 533-мм торпедными аппаратами ЧТА-53-1135. Находились они по бортам корабля. Боевая часть торпеды весила 500 кг, а сама торпеда 2,1 тонны. Скорость ее была в диапазоне 40-43 узлов. Дальность 19 км, глубина 12 м. Каждая торпедная установка имела боезапас по 8 штук на один аппарат.
  • 16 минами ИГДМ-500. Для упрощения установки мины при движении корабля применялись специальные рельсы. Диапазон глубин в месте их постановки составлял от 8 до 35 м.

Также корабли проекта 1135 оснащались установками постановки помех, различными системами управления огнем, радиационными станциями и иным необходимым оборудованием.

Реализованные в проекте 1135 «Буревестник» основные ТТХ: водоизмещение СКР — стандартное 2810 тонн, полное 3200 тонн; длина судна 123 м, ширина 14,2 м; автономность плавания — 15 суток. Экипаж проекта 1135 в стандартном исчислении – 191 человек, из которых 22 офицера, 27 мичманов.

Места постройки СКР

Строительство кораблей серии 1135 велось на трех заводах, а именно:

  • Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (город Калининград) построил 8 кораблей за период с 1970 по 1975 год.
  • Завод «Залив» (город Керчь) построил 7 кораблей за период с 1971 по 1981 год.
  • Завод «Северная верфь» (город Ленинград) за период с 1976 по 1979 год построил 6 кораблей.

Первый из серии сторожевой корабль «Бдительный» принят на вооружение Балтийским флотом в декабре 1970 года.

В настоящее время в ВМФ РФ все корабли проекта 1135 выведены из эксплуатации. В строю остается только СКР «Ладный».

СКР для КГБ СССР

Для нужд пограничных войск КГБ СССР был разработан отдельный проект СКР. Ему определялись следующие задачи:

  • обеспечение несения дозорной службы;
  • выполнение охранных мероприятий в экономической зоне СССР;
  • борьба с контрабандой.

Разработанный проект в начале семидесятых годов стал называться 1135.1 «Нерей». Это было дальнейшее развитие проектов 1135 и 1135М. Отличия заключались в составе вооружения и наличии на корабле вертолетной площадки и места для размещения вертолета.

Предполагалось изготовить серию из 12 кораблей. Основной зоной их применения был определен Тихий океан. Головной корабль для пограничных войск построен на заводе «Залив» и принят в эксплуатацию в декабре 1983 года.

Всего по проекту 1135.1 были построены: СКР «Дзержинский»; СКР «Орел»; СКР «Анадырь»; СКР «Кедров».

Работа над пограничной серией прекращена во времена развала СССР. Из трех заложенных в это время кораблей достроен только СКР «Киров». Он был введен в эксплуатацию в апреле 1993 года и принят на вооружение ВМС Украины. Сейчас этот корабль является флагманом ВМФ этой страны под названием U130 «Гетман Сагайдачный».

Конструкции пограничных кораблей фактически не отличались от стандартного 1135. Основное отличие — ангар и площадка для вертолета Ка-27.

По мнению специалистов, пограничные корабли серии 1135.1 имели очень мощное вооружение, которым обычно не снаряжались сторожевые корабли береговой охраны. Однако это можно было объяснить тем, что при проектировании пограничных СКР неоднократно имели место инциденты в различных районах океана, где велись промыслы в интересах стран. Вследствие этого некоторые морские государства направляли туда военные корабли с целью обеспечения защиты своих рыбаков.

Сторожевой корабль проекта 1135: модификации

Корабли проекта 1135 в НАТО имели классификацию Krivak, а тип – фрегат.

Проект подвергался модернизациям, а именно:

  • сторожевой корабль проекта 1135 — основа проекта;
  • 1135М — глубокая модернизация проекта с увеличением водоизмещения до 3000 тонн;
  • 1135.1 — пограничный сторожевой корабль;
  • 1135.2 – модернизированный проект 1135М;
  • 1135.3 — модернизированный проект 1135М с увеличением водоизмещения до 3150 тонн.

Современная история проекта

В период 1999-2013 гг. по проекту 1135.6 для военно-морских сил Индии построено 6 фрегатов «Тальвар».

С 2010 года в интересах ВМФ РФ реализуется программа по спуску на воду обновленного проекта 1135.6 (1135.7). Это глубокая модернизация сторожевого корабля проекта 1135. При его изготовлении применяются технологии малой заметности. Оснастка осуществлена на современной элементной базе. Вооружение — передовые и чрезвычайно эффективные системы.

В настоящее время ССЗ «Янтарь» имеет заказ на строительство 6 кораблей, а именно: сторожевой корабль «Адмирал Эссен», «Адмирал Григорович», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин», адмирал «Корнилов». Первые три введены в эксплуатацию. Остальные находятся в стадии строительства и ходовых испытаний.

Из этой группы сторожевой корабль «Адмирал Эссен», базирующийся на Черном море, известен тем, что во время выполнения задач в Средиземном море неоднократно осуществлял пуски КР «Калибр» по боевикам ИГИЛ в Сирии.

Исторические факты

В ноябре 1975 года командир корабля СКР «Сторожевой» В. Саблин поднял флаг «грядущей коммунистической революции». Он фактически захватил корабль и предпринял попытку зайти в Ленинград и стать на якорную стоянку на Неве. Выдвинул требования дать ему возможность выступить в прямом эфире по Центральному телевидению, так как хотел донести до народа правду о ситуации в стране. Однако 9 ноября «Сторожевой» окружили пограничные корабли, препятствовали его движению путем сброса бомб по курсу, произвели его артиллерийский обстрел. Саблина арестовали, доставили в Москву, судили и расстреляли.

Другой известный случай связан с СКР «Беззаветный». 12 февраля 1988 года в территориальные воды СССР вблизи города Ялта (Крым) зашли два американских корабля «Йорктаун» и «Кэрон». После безуспешных предупреждений о недопустимости пересечения границы СССР и требований покинуть территориальные воды командир СКР «Беззаветный» предпринял два навала на корму «Йорктауна», причинив тому повреждения оборудования и обшивки бортов. По результатам инцидента американские корабли покинули территориальные воды СССР.

СКР «Задорный» (Северный флот) известен тем, что совершал за время своей службы до 2005 года многочисленные походы к берегам Америки. Многократно признавался лучшим кораблем Северного флота.

fb.ru

Сторожевые корабли проекта 1135

 

Корабли проекта 1135 представляют собой второе поколение сторожевых кораблей. Они выпускались в СССР одной из самых больших серий. Западные специалисты считают его наиболее удачным проектом корабля отечественного военно-морского флота.

 

Буревестник — имя этой морской птицы носит проект самого любимого в отечественном флоте сторожевого корабля, однако мало кому известно, что задачей этого корабля уничтожение атомных субмарин противника.

 

В середине 50-х годов в Советском Союзе для творчества советской молодежи были открыты все дороги. Ленинградского школьника, сына известного кораблестроителя и руководителя ЦКБ «Алмаз» Евгения Ивановича Юхнина манила совсем не романтика моря. Владимир Юхнин поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, в тот же ВУЗ который заканчивали в свое время его отец и мать. Ближе к распределению в 1960 году перед юношей встал вопрос — куда пойти дальше — идти по проторенному пути отца, создателя первых в мире ракетных катеров или выбрать нечто иное. И начинающий конструктор выбрал более тернистую дорогу. Он решил начать трудовую деятельность в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ), создававшим крупные надводные корабли. Вместе с несколькими выпускниками Владимир Юхнин попал в проектный отдел, занимавшийся предварительной проработкой силуэтов будущих кораблей. Уже в начале 60-х годов среди них появился проект первого атомного крейсера.

 

После Карибского кризиса в середине 60-х недоверие СССР и США друг к другу обострилось до предела. Превосходя Советский Союз по количеству ядерных боезарядов в 17 раз, Америка продолжала совершенствовать их носители. 28 сентября 1964 года американская субмарина «USS Daniel Webster» с новыми ракетами вышла на боевое патрулирование. Находясь в Средиземном море, она держала под прицелом все крупные города СССР вплоть до Урала. Но современных противолодочных кораблей способных прикрыть от субмарин НАТО океанскую зону на дальности 5000 км в Советском военно-морском флоте не было. Это стало следствием политики главы страны Никиты Хрущева, отдававшего приоритет ракетному оружию. В 1964 году, когда его освободили от обязанностей генерального секретаря ЦК КПСС ситуация изменилась. В том же году главный комитет ВМФ СССР выдал Зеленодольскому бюро и Северному ПКБ задание на проектирование нового
сторожевого корабля
(СКР), задачей которого было уничтожение подводных лодок и охранение судов на переходе морем.

 

Новые сторожевые корабли подготовили молодые специалисты с Владимиром Юхниным. Проект корабля был назван «Буревестник» и получил номер 1135. Его главным конструктором стал Николай Соболев. При проектировании сторожевого корабля инженеры столкнулись с массой проблем — большинство образцов вооружения, оборудования и элементов корпуса, устанавливающиеся на корабле, были опытными. Это потребовало от конструкторов новых оригинальных решений. К примеру, внешний и внутренний дизайн сторожевого корабля «Буревестник» поручили разработать группе архитектурного проектирования, состоящая из художников выпускников Мухинского училища. Кроме красивого облика СКР «

Буревестник» получил самые современные гидроакустические станции. На сторожевом корабле проекта 1135 была впервые установлена буксируемая гидроакустическая станция «Звезда». Ее антенна может опускаться на глубину до 200 м, спрятанная в корме. Это позволило увеличить дальность обнаружения иностранных субмарин до 40 км.

 

В 60-е годы динамика развития вооружения была необычайно стремительной. Противолодочный комплекс для сторожевого корабля проекта «Буревестник» сдавался одновременно с проектированием корабля, но, оказалось, что их размеры не совпадали, тогда конструкторам Северного ПКБ пришлось увеличить водоизмещение СКР и от такого решения «Буревестник» только выиграл. Это позволило впервые разместить автоматизированный боевой информационный пост для управления кораблем, улучшить комфорт экипажа и разнообразить вооружение. Помимо противолодочного комплекса сторожевые корабли проекта 1135 получили два торпедных аппарата, два зенитно-ракетных комплекса, две реактивных бомбометных и две 76 мм артиллерийских установки. В результате по боевым возможностям и мореходным качествам он превзошел даже большие противолодочные корабли.

 

Постройка сторожевых кораблей «Буревестник» в СССР велась, начиная с 1968 года на трех судостроительных заводах — в Калининграде, Керчи и Ленинграде. Роль первопроходца досталась прибалтийскому «Янтарю». В оснащении СКР приняли участие 400 предприятий страны. Головной корабль «Бдительный» был сдан флоту 31 декабря 1970 года.

 

сторожевой корабль «Ладный» проекта 1135

 

 

 

 

Технические характеристики сторожевого корабля проекта 1135 шифр «Буревестник»:

Водоизмещение — 3200 тонн;

Длина — 123 м;

Ширина — 14,2 м;

Осадка — 4,28 м;

Скорость — 32 узла;

Дальность плавания — 4600 миль;

Автономность — 30 суток;

Экипаж — 180 человек;

Вооружение:

Пусковая установка ракето-торпед «Метель» — 1х4;

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» — 2х2;

Артиллерийский комплекс АК-726 — 2х2;

Реактивно бомбовая установка РБУ-6000 — 2х12;

Торпедные аппараты — 2х4, боекомплект 16 мин;

Система постановки помех — 4х16 пусковых установок;

 

Хотелось бы обратить ваше внимание на универсальный противолодочный ракетный комплекс «Метель». В его контейнерах размещены четыре самонаводящиеся ракето-торпеды, которые были созданы специально для

сторожевых кораблей проекта 1135 и до сих пор являются его тайной. Каждая из них имеет 100 кг фугасного взрывчатого вещества или ядерный боезаряд. На расстоянии 50 км она может достать атомный подводный крейсер класса «Огайо» с глубины 500 м или поразить авианосец. Данная ракето-торпеда не имеет аналогов в мире. Например, по дальности стрельбы она в 5 раз превосходит американскую систему ASROC, так как способна получать данные от цели от других кораблей, авиации и береговых станций.

 

Сторожевые корабли проекта «Буревестник» строились серией из 32 единиц. Во второй половине 70-х они были во всех противолодочных соединениях и стали самыми ходовыми кораблями советского флота. Дальность их плавания 4600 миль впервые превзошла радиус поражения ракет подлодок НАТО. Отныне экипажи субмарин перестали чувствовать себя безнаказанными в районах боевого патрулирования. Чтобы уклоняться от атак сторожевых кораблей проекта 1135, американские подводники срочно изменили тактику действий. Одним из наиболее эффективных приемов стал так называемый «прыжок дельфина» — стремительное выпрыгивание субмарины на поверхность воды. Это резкое аварийное всплытие подлодки одновременно с выдачей полного хода.

 

Во второй половине 70-х ВМС США переклассифицировали все 24 ударных авианосца в многоцелевые. Каждый из плавучих аэродромов нес 144 тонн атомных бомб и 4000 тонн обычных боеприпасов. Чтобы срывать удары палубной авиации советскому ВМФ требовались новые средства поражения авианосцев. В Северном ПКБ была проведена первая модернизация СКР типа «Буревестник», в результате проект получил номер 1135М. На замену полуавтоматическим пушкам калибра 76,2 мм пришел новый комплекс АКА-100, с скорострельностью 60 выстрелов в минуту, созданный в Ленинградском ПКБ «Арсенал». Вместо «Метели» конструкторы Дублинского КБ «Радуга» предложили новый комплекс «Раструб». В отличие от «Метели», «Раструб» может поражать не только подлодки, но и надводные корабли. Ноу-хау комплекса состоит в том, что торпеду к цели доставляет ракета. В расчетной точке по сигналу корабельной станции торпеда отделяется и приводняется на парашюте. Погрузившись на заданную глубину, она «рисует» акустический силуэт субмарины системой наведения. Захватив подлодку, торпеда устремляется к ней и поражает ее. Задача поражения надводных кораблей была решена установкой радиолокационной системы самонаведения. Авианосцы и крейсеры противника, ракета может поражать без отделения торпеды двойным ударом.

 

Во время Англо-Аргентинского конфликта был затоплен британский эсминец «Шеффилд». В момент подлета ракеты на корабле во избежание взаимных радиопомех были отключены станции наблюдения, что привело к «ослеплению» надводного корабля. Эта информация подтолкнула командование советского флота к серьезным выводам. Стало ясно, что для эффективной борьбы с противником необходимо срочно усилить совместимость радиоэлектронных средств установленных на сторожевом корабле проекта 1135. Среди фрегатов «
Буревестник
» не имеет себе равных не только по насыщенности вооружения, но и радиоэлектронными средствами. Для борьбы с крылатыми ракетами противника впервые на СКР был применен комплекс постановки ложных помех.

 

сторожевой корабль «Пытливый» проекта 1135М фото

 

 

 

 

 

Начало 80-х годов было отмечено всплеском активности морских пиратов. Именно в этот период в Баренцевом море состоялась необычная поисковая операция. В 180 милях от Мурманска в обстановке строжайшей секретности бросило якорь английское судно «Stephaniturm». Его экипаж был предупрежден о возможных эксцессах со стороны пиратов и любителей легкой наживы. В течение одного месяца водолазы морского судна подняли с глубины 250 м более 5 тонн золота и слитков. На дне лежал потопленный во время Второй мировой войны британский крейсер «Эдинбург». Во время 1942 года он перевозил советское золото, предназначенное США для оплаты за поставку оружия по ленд-лизу. К счастью поисковая операция английских моряков прошла без происшествий, но поднять весь ценный груз им помешал разыгравшийся шторм. Через 5 лет англичане снова прибыли на место гибели крейсера «Эдинбург». Когда водолазы стали поднимать оставшиеся золотые слитки на горизонте неожиданно показался норвежское разведывательное военное судно «
F/S Marjata
». Однако приблизиться в район проведения операции ему не дал сторожевой корабль Северного флота «Резвый», охранявший британское судно «Stephaniturm».

 

В декабре 1983 года из гавани Керченского судостроительного завода вышел и взял курс на Дальний Восток необычный корабль. На первый взгляд он напоминал сторожевой корабль проекта 1135 «
Буревестник
», но его вооружение было совершенно иным. Это был пограничный сторожевой корабль «Менжинский», созданный Северным ПКБ по заказу морских войск КГБ СССР. Он проектировался на базе известного сторожевика. Кроме того вместо противолодочного комплекса в носовой части корабля был установлен артиллерийский комплекс АКА-100. Был оставлен и один зенитно-ракетный комплекс «Оса», а оборонительное вооружение было усилено двумя шестиствольными 30 мм автоматами. Семь из девяти кораблей этого проекта были направлены с Черного моря на Тихий океан.

 

сторожевой корабль (фрегат) ВМС ВС Украины «Гетман Сагайдачный» проект 1135.1

 

Способность сторожевых кораблей проекта 1135 следить за кораблями вероятного противника до 30 суток, связана с его уникальной энергетической установкой. За ее характерный мелодичный звук «Буревестники» называют «поющими фрегатами». Сердце военного корабля уникальная газотурбинная установка, которая управляется с помощью, так называемого машинного телеграфа. Два маршевых и два форсажных двигателя развивают мощность 56000 л.с., что сопоставимо с тягой стратегического ракетоносца Ту-95. Это повысило экономичность установки на 25 процентов. Кроме того турбины с газовым реверсом позволяют сторожевику развернуться буквально «на пятках». Неслучайно после него газотурбинные установки нашли широкое применение на большинстве надводных кораблей военно-морского флота СССР.

 

В начале 90-х годов для того, чтобы противолодочный корабль проекта «Буревестник» стал многофункциональным, Северное ПКБ разработало еще два проекта этого корабля. Его переоснастили современными РЛС, гидроакустическим комплексом и аппаратурой управления противокорабельными ракетами нового поколения Х-35 «Уран». Однако в связи с социально-экономическим кризисом модернизацию прошли всего три сторожевых корабля проекта 1135.

 

В тяжелые времена Северному Производственному Конструкторскому бюро помогли выжить заказы на гражданские суда и возможность выхода на мировой рынок. В конце 90-х начались поставки кораблей на экспорт для ВМС Вьетнама, Китая и Индии. Так в период 90-х годов Индии были поставлены три фрегата проекта 1135.6 «Тальвар».

 

В декабре 2006 года на заводе «Янтарь» представители России и Индии подписали генеральный график строительства еще трех фрегатов для ВМС Индии.

 

В 2007 году министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что Америке не известны какие изменения произойдут в таких странах как Россия, Китай, Северная Корея и Иран, поэтому Пентагону необходим полный набор средств ведения войны. Не случайно за месяц до этого ВМС США отбуксировали к берегам Камчатки самый большой в мире плавучий радар системы противоракетной обороны SBX-1. Это разведывательное сооружение весит 50000 тонн и достигает высоты 30-этажного дома. Радар способен отслеживать все происходящее в России на удалении несколько тысяч километров. Кроме того американский флот получил на вооружение первую из 30 запланированных к постройке атомных подводных лодок класса «Вирджиния». Она выполнена по технологии «стэлс» и предназначена для борьбы с подлодками и проведения прибрежных спецопераций.

 

России для обеспечения безопасности морских границ требуется асимметричный ответ. Эффективно следить в полной готовности к нанесению ответного удара по возможному противнику могут сторожевые корабли проекта «Буревестник». Но сегодня в боевом составе ВМФ РФ их остались единицы. Срок службы кораблей истекает, поэтому недавно руководство страны и флота приняло решение построить серию из двадцати новых фрегатов проекта 22350. Головной корабль, созданный в Северном ПКБ недавно был заложен на заводе «Северная верфь». Планируется, что в перспективе эти корабли смогут заступить на охрану российских морских рубежей.

 

За послевоенный период в Советском Союзе было построено восемь проектов сторожевых кораблей, но главным долгожителем среди них оказался «Буревестник». Вот уже тридцать лет он восхищает всех четкой архитектурой своего корпуса, обводов палуб, а также самым рациональным размещением вооружения. Эти изящные элементы стали классикой отечественного кораблестроения и были сохранены в проекте фрегата следующего поколения, созданного на базе «Буревестника». Хочется, верить, что его ждет такая же красивая судьба.

korabley.net

Проект 1135М «Буревестник» (тип «Резвый»)

Сторожевые корабли проекта 1135 не в полной мере удовлетворяли потребности военных моряков, так как их артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное, а ракетный комплекс «Метель» не обеспечивал поражение надводных кораблей. По этой причине еще в ходе строительства кораблей проекта 1135 был разработан усовершенствованный проект 1135М. На корабле был установлен универсальный ракетный комплекс «Раструб-Б» (УРК-5), позволяющий поражать как подводные лодки, так и надводные корабли. Крылатая ракета 85-РУ этого комплекса имеет дальность стрельбы 50 км и снабжена малогабаритной противолодочной самонаводящейся торпедой УМГТ-1.

При стрельбе по подводным лодкам ракета 85-РУ действует так же, как ракета 84-Р комплекса «Метель», а для поражения надводных целей она имеет тепловую головку самонаведения и дополнительный заряд взрывчатого вещества, помещаемый в гондоле ракеты.
Замена двух спаренных 76-мм артустановок АК-726 двумя одноорудийными 100-мм скорострельными артустановками АК-100 позволила использовать корабль для огневой поддержки морских десантов и усилила противокатерную оборону корабля. Это повлекло за собой изменение состава радиоэлектронного вооружения (введена новая система управления артиллерией «Лев») и необходимость удлинения полубака на 5 метров с усилением продольных несущих связей корпуса. Произведена перекомпоновка помещений кормовой оконечности корабля.
В целях расширения возможностей поиска подводных лодок на кораблях проекта 1135М установлена более совершенная гидроакустическая станция «Титан-2Т». Внесенные изменения повлекли за собой увеличение стандартного водоизмещения почти на 140 т, однако система вооружения корабля получилась более сбалансированной.
В связи с тем что промышленность не обеспечивала поставку 100-мм артустановок для строительства всех кораблей по измененному проекту, корабли проекта 1135М строились только на заводе «Янтарь» в г. Калининград, то есть параллельно со строительством кораблей базового проекта 1135. В период с 1975 по 1981 гг. построено 11 кораблей проекта 1135М. Из них в составе ВМФ России на 2011 год находился лишь сторожевик 808 «Пытливый», а 662 «Ревностный», 731 «Неукротимый» (с 02.11.1987 г. по 27.03.1990 г. «Комсомолец Литвы»), и 916 «Резвый» выведены из строя. Сторожевик «Разительный» в августе 1997 г. передан Украине. В состав ВМС Украины он вошел под названием U132 «Севастополь».
В системе кодов НАТО корабли проекта 1135М имеют обозначение Krivak-II, а корабли базового проекта 1135 — Krivak-I.

Тактико-технические характеристики кораблей 1135М «Буревестник»
Водоизмещение, т:
стандартное 2975
полное 3305

Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 123 (113)
ширина наибольшая (по КВЛ) 14,2 (13,2)
осадка при полном водоизмещении 4,57

Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная (форсажная + маршевая)
форсажных ГТД — суммарная мощность, л. с. 2 х М8К — 36 000
маршевых ГТД — суммарная мощность, л. с. 2 х М62 — 12 000

Скорость хода наибольшая, узлов 30

Дальность плавания, мили:

ходом 14 узлов 3900
ходом 30 узлов 640

Вооружение:
Противолодочный ракетный комплекс:
тип комплекса «Раструб-Б»
количество ПУ х направляющих 1х4(КТ-106У) боекомплект 4 ПЛУР 85-Р или 85-РУ

Зенитный ракетный комплекс:
количество х тип комплекса 2 х «Оса-МА2»
количество ПУх направляющих (тип ПУ) 2×2 (ЗИФ-122)
боекомплект 40 ЗУР 9МЗЗ

Артиллерийский комплекс:
тип АУ АК-100
количество АУ х стволов 2×1
калибр, мм/длина ствола, калибров 100/60
боекомплект, выстрелов 400

Противолодочное:
тип ТА палубные поворотные
количество ТА х труб — калибр 2×4 — 533-мм боекомплект 8 торпед 53-65К и СЭТ-65
тип РВУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов — калибр 2×12- 213-мм боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»

Минное:
количество мин заграждения до 20

Экипаж (в том числе офицеров), человек 194 (23)

Фото корабля проекта 1135М «Буревестник»


Добавить комментарий

oruzhie.info

Сторожевой корабль проекта 1135. PATROL SHIP OF THE PROJECT 1135 «BUREVESTNIK»

Назначение: Длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника; охранение кораблей и судов на переходе морем.

Сроки и время проектирования
ТТЗ: 1964 г.
Эскизный проект: 1965 г.
Технический проект: 1966 г.
Рабочие чертежи: 1968 г.
Сдача головного корабля: 1970 г.

Сторожевые корабли проекта 1135 «Буревестник» — проектировались в Северном ПКБ (ЦКБ-53) г. Ленинграда под руководством главного конструктора Н. П. Соболева, главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга И. М. Стецюра. Тактико-техническое задание (ТТЗ) сторожевого корабля (СКР) для противовоздушной и противокорабельной обороны кораблей и транспортов в ближней морской зоне от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет) и противолодочной обороны (ПЛО) кораблей и транспортов в море, было выдано руководством ВМФ СССР в 1964 году. Технический проект 1135 предусматривал дальность плавания 14 узловым ходом до 4000 миль, а полная скорость хода 32 узла при стандартном водоизмещении в 2800 тонн. Корабль пр. 1135 отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей наличием ПЛРК РПК-4 «Метель», которая способна уничтожать любые подводные лодки впереди по курсу корабля, а так же оригинальной газотурбинной энергоустановкой, маршевой редукторной приставкой, подкильной и буксируемой ГАС. Корабли строились на трёх заводах в Калининграде, в Керчи и в Ленинграде для всех четырёх флотов.

Сторожевые корабли проекта 1135М — это модификация пр. 1135, проведённая в Северном ПКБ (ЦКБ-53) г. Ленинграда в 1972 году. Проектом предусматривалась замена спаренных АУ АК-726 одноствольными 100-мм АК-100 с РЛС управления огнем МР-145 «Лев» и замена ГАС МГ-332 «Титан-2» на более совершенную ГАС МГ-332МС «Титан-2Т», что способствовало повышению боевой эффективности кораблей этого типа.
Сторожевые корабли проекта 1135.1 «Нерей» — спроектированы на базе пр. 1135 в Северном ПКБ (ЦКБ-53) г. Ленинграда, под руководством главного конструктора Н.П. Соболева в конце семидесятых годов по заданию КГБ СССР. С 1980 года доработку проекта вел А.К. Шныров. Проектом предусматривалась замена УРПК «Метель» одноствольной 100-мм АУ АК-100 с РЛС управления огнем МР-145 «Лев», кормовые АУ и кормовой ЗРК «Оса-М» заменили на взлетную площадку и ангар для постоянного базирования вертолета Ка-27ПС и установили побортно по одной 30-мм АУ АК-630М с РЛС управления огнем МР-123 «Вымпел». ГАС МГ-332 «Титан-2» и БГАС МГ-325 «Вега» заменили комплексами МГК-335 «Платина» и МГК-345 «Бронза» соответственно. Эти универсальные корабли предназначались для охраны 200-мильной экономической зоны обширных морских акваторий в составе морчастей погранвойск КГБ СССР на Дальнем Востоке и Севере.

Сторожевые корабли проекта 1135.2 — это вариант модернизации кораблей пр. 1135, который был разработан в Северном ПКБ (ЦКБ-53) г. Ленинграда в 1983 году. Проектом предусматривалась замена ГАС МГ-332 «Титан-2» и БГАС МГ-325 «Вега» на более совершенный гидроакустический комплекс (ГАК) нового поколения МГК-365 «Звезда-М1», объединявшим функции всех гидроакустических средств корабля. Кроме, этого РЛС МР-310 «Ангара-А» заменялась на РЛС МР-755 «Фрегат», а в качестве ударного оружия, вместо РБУ-6000, побортно установили ПКР последнего поколения «Уран», что способствовало большей универсальности и повышало боевую эффективность кораблей этого типа. К сожалению, модернизация «буревестников» была прервана «перестройкой» и последующим развалом СССР, поэтому модернизацию прошли только два корабля «Лёгкий» и «Пылкий».
Сторожевые корабли проекта 1135.3 — это ещё один вариант модернизации кораблей пр. 1135, который был разработан в Северном ПКБ (ЦКБ-53) г. Ленинграда в 1983 году. Проектом предусматривалась замена ГАС МГ-332 «Титан-2» и БГАС МГ-325 «Вега» на более совершенный гидроакустический комплекс (ГАК) нового поколения МГК-365 «Звезда-М1», объединявшим функции всех гидроакустических средств корабля. Кроме, этого обновили противолодочный комплекс УРПК-4 «Метель» на УРПК-5 «Раструб», который мог применяться для поражения подводных лодок и надводных кораблей.

Фрегат проекта 11356 типа «Talwar» — спроектирован в Северном ПКБ г. Санкт-Петербурга в 1999 году. Технический проект 11356, сторожевого корабля (СКР) для противовоздушной, противолодочной и противокорабельной обороны кораблей и транспортов в ближней морской зоне, предусматривал дальность плавания 14 узловым ходом до 4500 миль, полную скорость хода до 30 узлов при стандартном водоизмещении в 3620 тонн. Корабль пр. 11356 отличается от пр.1135 принципом модульной архитектуры, что позволяет снизить производственные затраты при строительстве новых и модернизации существующих кораблей. Корабли предназначены для ВМС Индии.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
Стандартное: 2 835 т
Полное: 3 190 т
Размеры
Длина наибольшая: 123,0 м
Ширина наибольшая: 14,2 м
Осадка средняя: 4,47 м
Скорость полного хода: ок. 32,0 уз
Скорость оперативно-экономического хода: 14 уз
Дальность плавания: ок. 3 000 миль
Автономность по запасам провизии: 30 суток
Комплектация: 192 человек
Силовые установки
Главная энергетическая установка: Газотурбинная ГГТЗА М7 суммарной мощностью 52 000 л.с.
Электроэнергетическая система: Суммарной мощностью 2 500 кВт. (5 дизельгенераторов ДГАТ-1МШ).

Вооружение

Зенитное ракетное: Два зенитно-ракетных комплекса «Оса-М», каждый в составе: спаренной пусковой установки ЗИФ-122 и системы управления 4Р-33.
Артиллерийское: Две 76,2 мм двухорудийные башенные автоматические установки АК-726 с системой управления МР-105.
Противолодочное: Ракетный комплекс УРПК-4 в составе: счетверенной поворотной пусковой установки КТ-М-1135 или КТ-Р-1135 с СУ «Муссон».
Два торпедных аппарата ЧТА-53-1135 и две РБУ-6000 с системой управления ПЛО СУ-504А.
Радиотехническое: ГЛС МГ-332Т в бульбовом обтекателе и ГЛС МГ-325 с буксируемой антенной.
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей МР-310.
Навигационные РЛС «Волга» и «Дон.
Комплексная система радиотехнической обстановки и помех МП-401.
Комплекс пассивных помех ПК-16 (4 ПУ).

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1135 «БУРЕВЕСТНИК»
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «ЛАДНЫЙ» ПРОЕКТА 1135 ПЕРЕД ПОХОДОМ В СЕВАСТОПОЛЕ
СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1135 В СЕВАСТОПОЛЕ 2013 ГОД
СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ «ЛАДНЫЙ» ПРОЕКТА 1135 И «ПЫТЛИВЫЙ» ПРОЕКТА 1135М В СЕВАСТОПОЛЕ
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «НЕУКРОТИМЫЙ» ПРОЕКТА 1135М В ДЕНЬ ВМФ В СПБ 2005 ГОДА
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «СИЛЬНЫЙ» ПРОЕКТА 1135 НА ДНЕ ВМФ В ЛЕНИНГРАДЕ 1987 ГОДА
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «СВИРЕПЫЙ» ПРОЕКТА 1135 НА ДНЕ ВМФ В ЛЕНИНГРАДЕ 1987 ГОДА

bastion-karpenko.narod.ru

Сторожевые корабли проекта 1135 — Вики

Сторожевые корабли типа «Бдительный» (проекты 1135, 1135М, 1135.1)

«Задорный» 1 июня 1988 в Средиземном море.
Проект
Страна
  • СССР СССР,
    Россия Россия,
    Украина Украина
Изготовители
  •  ССЗ имени А. А. Жданова,
     ССЗ «Залив»,
     →  ССЗ «Янтарь»,
     Балтийский завод
Операторы
  •  ВМФ СССР (бывший),
     МЧПВ КГБ СССР (бывший),
     ВМФ России,
     БОХР ПС ФСБ России,
     ВМС Индии,

ru.wikiredia.com

Сторожевые корабли проекта 1135 Википедия

Сторожевые корабли типа «Бдительный» (проекты 1135, 1135М, 1135.1)

«Задорный» 1 июня 1988 в Средиземном море.
Проект
Страна
  • СССР СССР,
    Россия Россия,
    Украина Украина
Изготовители
  •  ССЗ имени А. А. Жданова,
     ССЗ «Залив»,
     →  ССЗ «Янтарь»,
     Балтийский завод
Операторы
  •  ВМФ СССР (бывший),
     МЧПВ КГБ СССР (бывший),
     ВМФ России,
     БОХР ПС ФСБ России,
     ВМС Индии,

ruwikiorg.ru

Сторожевые корабли проекта 1135 | Малый флот

Далее опять образовался, как потом оказалось, на более, чем на два десятилетия, классический триумви­рат миноносцев: малый — средний — большой, естест­венно в нашей интерпретации и со всякими нюансами.

Первым из бумажного моря выплыл пр. 1135. Шифр «Буревестник». Прекрасно понимая, что строить мно­го больших противолодочных кораблей не позволяет экополитика, да и не было у нас никогда большого количества стапельных мест, решено было строить меньшие по водоизмещению корабли.

Вчитайтесь внимательно в ТТЗ на эти корабли. «Должны самостоятельно бороться с подводными лод­ками в ближней зоне (т.е. 150 км от берега, не далее), а также участвовать в противолодочных операциях в удаленных районах». То есть два взаимоисключающих требования. Или маленький и близко, или большой (иначе нельзя) и далеко.

Поэтому, когда это ТТЗ в 1964 г. было выдано ЦКБ-53 и приступило к разработке (главный конструктор Н.П.Соболев), то получился корабль водоизмещением 2100 т. Всем хорош, только вот для походов в дальнюю зону он слегка не годился. Пришлось увеличивать во­доизмещение, а заодно и добавить немного вооруже­ния. При рассмотрении технического проекта добави­ли еще и буксируемую ГАС «Вега».

А после того, как противолодочный комплекс «Ме­тель» научили стрелять по надводным целям, то из противолодочного корабля он стал универсальным, т.е. полновесным эскадренным миноносцем, не такого уж малого водоизмещения, а то что потом его пере­вели в сторожевые корабли, то это, как говорится, от жиру.

Всего за период 1970—1981 гг. построено 32 кораб­ля. Головной «Бдительный».

Последние 11 единиц построены по проекту 1135М с заменой 76-мм артиллерийских орудий АК-726 на 100-мм одноствольные орудия АК-100 с РЛС управ­ления МР-114 «Лев». Головной проекта 1135М «Резвый» был введен в строй в декабре 1975 г.

Тактико-технические данные проекта 1135М сле­дующие. Водоизмещение: стандартное — 2810 т, пол­ное —3200 т. Размеры: длина —123 м, ширина —14,2 м, осадка —4,5 м. Мощность энергетической газотур­бинной установки — 2×17000 л.с. + 6000 л.с. Скорость 32 уз. Дальность плавания 14-узловым ходом 3000 миль. Автономность 30 суток. Экипаж 190 человек.

Вооружение: ПАРК «Метель» — одна счетверен­ная установка; 2×2 — 76-мм артиллерийские установки АК-726; два ЗРК самообороны «Оса», 2×4— 533-мм торпедных аппарата, два РБУ-6000.

Корабли пр. 1135 оказались настолько хороши, что продолжают свою службу спустя тридцать лет. Проект явился базовым для последующего развития этого типа.

 

 

НАЗАД    ВПЕРЕД

cmboat.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *