Китайский истребитель – Chengdu j-20 — Википедия

Содержание

Китайский истребитель пятого поколения J-20: провал или прыжок в будущее?

28.11.2018

Похоже, что в элитном клубе государств, способных производить новейшие истребители пятого поколения, пополнение: на днях китайцы представили широкой общественности свою последнюю разработку — Чэнду J-20. Показ состоялся во время авиакосмического салона Airshow China-2016, который проходил в городе Чжухай. В сообщении по этому поводу говорится, что Китай в ближайшее десятилетие планирует обогнать США в качестве крупнейшего игрока на авиационном рынке и показать свои амбиции в деле укрепления обороноспособности страны.

Работами над созданием этой машины занимается китайская корпорация Chengdu Aircraft Industry Corporation, они ведутся довольно давно, первый полет J-20 совершил еще в 2011 году. Китайцы планируют принять этот самолет на вооружение в 2018 или в 2018 году.

Следует напомнить, что в настоящее время серийное производство новейших истребителей пятого поколения налажено только в США. Американцы уже эксплуатируют F-22 Raptor (первый полет в 1990 году) и F-35 Lightning (первый полет в 2000 году). «Раптор» уже даже успели снять с производства.

В настоящее время разработками в этом направлении серьезно занимаются еще в нескольких странах мира: в России, Китае и Японии. Работы по созданию истребителя пятого поколения ведутся в Индии, Южной Кореи и Турции.

В России новый самолет называется ПАК ФА (перспективный комплекс фронтовой авиации). Он создается специалистами ОКБ Сухого, в настоящий момент проводятся испытания самолета, начато мелкосерийное производство. Первые поставки в строевые части запланированы на 2018 год.

Активно работает над созданием новых машин и Китай. Эта страна за последние годы совершила действительно впечатляющий рывок вперед, и если раньше эта страна в основном занималась копированием иностранных образцов вооружения, то сегодня КНР вполне способна сама производить технику самого высокого класса.

Известно о двух истребителях пятого поколения, работы над которыми ведутся китайскими специалистами: Шэньян J-31 и Чэнду J-20, который и был показан на авиасалоне 1 ноября.

J-31 также находится на стадии испытаний, его первый полет состоялся 31 октября 2012 года. Информации о планах принятия его на вооружение пока что нет.

Чэнду J-20

Еще в начале прошлого десятилетия (2002 год) в китайских СМИ появилась информация о начале разработок истребителя пятого поколения. В 2009 году ее подтвердили официальные представители ВВС Китая. Уже в следующем году несколько китайских изданий сообщили о том, что планеры первых двух самолетов готовы.

Самолет разрабатывается группой конструкторов, под руководством Янг Вея, который до этого работал над созданием FC-1 и J-10. Следует отметить, что Янг Вей сумел получить высшее образование в 19 лет, а уже в 35 стал главным конструктором авиационного КБ.

11 января 2011 года новый самолет, который позже получил название Chengdu J-20, впервые поднялся в воздух. На начало 2012 года он совершил 60 испытательных полетов. Весной этого же года к испытаниям подключился второй прототип истребителя.

В настоящее время известно о девяти прототипах (они несколько отличаются друг от друга) и двух предсерийных машинах, изготовленных в рамках этого проекта.

Испытания и доводка новой машины продолжалась более четырех лет, однако, судя по демонстрации машины широкой общественности, этот этап находится уже на завершающей стадии.

Точной информации о характеристиках нового китайского истребителя очень мало, практически ничего не известно о составе бортового оборудования или особенностях конструкции. Экспертам приходится давать оценку новой машине, используя лишь ее немногочисленные фотографии.

Есть и еще один интересный момент. В конце 80-х в СССР начались собственные разработки истребителя пятого поколения, они проводились в ОКБ им. Микояна. Машина получила обозначение МиГ 1.44, она несколько раз поднялась в воздух, но в 2000 году этот проект был закрыт. Дело в том, что китайский J-20 очень напоминает так и нереализованный советский проект МиГ 1.44. Многие эксперты считают, что некоторые наработки, полученные в ходе этого проекта, и чертежи были переданы Китаю.

Описание Chengdu J-20

Истребитель Чэнду J-20 выполнен по аэродинамической схеме «утка» с передним горизонтальным оперением (ПГО), оснащен вертикальным двухкилевым оперением и подфюзеляжными гребнями. Самолет имеет треугольное крыло с наплывами и довольно внушительные размеры: его длина составляет 21-23 метра, а взлетный вес истребителя эксперты оценивают в 35-40 тонн.

Плоские борта фюзеляжа J-20 имеют такой же угол наклона, что и цельноповоротные вертикальные стабилизаторы, а передняя часть фюзеляжа имеет острые очертания, характерные для всех истребителей-«невидимок» пятого поколения. Экипаж самолета состоит из одного человека, фонарь кабины пилота выполнен по распространенной беспереплетной схеме, которая улучшает обзор для летчика и уменьшает ЭПР машины.

J-20 оснащен двумя двигателями, близко расположенными друг к другу. Есть информация, что пока на прототипах самолета используются российские АЛ-31ФН, однако в будущем китайцы планируют устанавливать на J-20 WS-15 – собственный двигатель.

Шасси самолета имеет три опоры, переднее колесо убирается с поворотов вперед, а основные стойки – в отсеки боковых бортов (как на F-22), что, вероятно, указывает на расположение внутренних отсеков для вооружения, сходное с американским истребителем.

Есть информация, что на J-20 будет использован целый ряд технических новинок, ранее появившихся на западных и российских истребителях четвертого и пятого поколения. На самолете будет использована система ЭДСУ без всяких дублирующих механических или гидравлических систем.

Вся электроника машины и ее бортовое оборудование планируют объединить в единую сеть Ethernet.

Пока не совсем понятна степень «невидимости» нового самолета, также остается под вопросом и наличие у него РЛС с активной фазированной решеткой, что является одной из главных особенностей истребителей пятого поколения.

Оценка проекта

Несмотря на отсутствие полной информации по конструкции и характеристикам J-20, первую оценку самолета можно сделать уже сегодня.

Первое впечатление, которое складывается после внимательного взгляда на J-20, что этот самолет будто бы собран из разных частей существующих и перспективных машин пятого поколения: российского МиГ 1.44 и американских F-22 и F-35.

Аэродинамическая схема машины — это практически полное повторение нереализованного МиГ 1.44, да и размеры самолетов во многом сходны. Однако есть и существенные отличия. Микояновская машина имела большее по площади крыло, что снижало удельную нагрузку на него и увеличивало маневренность советского истребителя. Передняя часть китайского истребителя явно копирует американский F-22, а форма воздухозаборников — F-35. В итоге получился такой себе «летающий Франкенштейн», слепленный из технических решений, принадлежащих разным конструкторским школам, машинам и поколениям.

Сразу следует отметить, что схема с передним расположением оперения — это не слишком хорошее решение для «стелс»-самолетов, а подфюзеляжные гребни (как на МиГ 1.44) – настоящий подарок для любой РЛС противника.

Есть вопросы и к аэродинамике J-20. ПГО самолета находится довольно далеко от высоко расположенного крыла, что, вероятно, сделано, чтобы увеличить размеры отсека для размещения вооружения. Это еще более уменьшает маневренность машины. Вызывают вопросы у экспертов и недостаточный размер воздухозаборников, что не позволит J-20 достичь значительной скорости на больших высотах.

Однако даже не это главная проблема J-20. Непонятно, сумели ли китайцы создать РЛС с активной фазированной решеткой достойного уровня. Несколько лет назад КНР сотрудничала с Россией в этом направлении, однако позже работы были свернуты. Естественно, что России невыгодно делиться с КНР своими наработками в этой области. Следует еще раз отметить, что установка подобного радара – одна из основных особенностей истребителя пятого поколения.

Еще больше вопросов по поводу двигателя новой машины. Вызывает большие сомнения, что Китай смог наконец-то создать двигатель нового поколения WS-15, который и планируется устанавливать на серийный истребитель. Несколько лет подряд китайцы россыпью покупали лопатки и диски турбин, трубы и покрывные диски для двигателя АЛ-31Ф, причем в количествах явно превышающих ремонтные нужды. Вероятно, на основе этих элементов, а также ранее полученных российских двигателей в Поднебесной пытались построить новую силовую установку. Сейчас на истребителе J-20 стоят российские АЛ-31ФН, но вероятность того, что Россия продаст Китаю более мощные и современные двигатели практически нулевая.

Анализируя форму китайского истребителя, его двигатели и сравнительно небольшое крыло, тяжело поверить, что перед нами самолет завоевания господства в воздухе. Непохож самолет и на манёвренный легкий истребитель, способный наносить удары по наземным целям. Тяговооруженность J-20 уступает всем существующим истребителям пятого поколения и многим машинам четвертого.

Вероятно, на J-20 китайцы пытаются обкатать новые технологии и вплотную приблизиться к созданию машин нового уровня. Несмотря на очевидные недостатки этого самолета, следует признать, что Китай сделал большой шаг в правильном направлении. Руководство страны не жалеет ресурсов, исследования ведутся сразу по многим направлениям. Китай уже довольно давно не закупает тяжелое наземное вооружение для нужд своей армии, очень может быть, что скоро КНР сможет полностью обеспечивать потребности своих ВВС самолетами самого высокого уровня. А может и начнет поставлять их в другие страны. В любом случае, темпы, с которыми развивается авиационная промышленность Китая, действительно впечатляют.

Характеристики 5-ого поколения

Ниже указаны предполагаемые характеристики самолета J-20.

МодификацияJ-20
Размах крыла, м12.88
Длина, м20.30
Высота, м4.45
Площадь крыла, м278.00
Масса, кг
пустого самолета19391
норммальная взлетная32092
макс. взлетная36288
Двигатель2 ТРДДФ WS-10G
Тяга, кгс2 х 14470
Макс. скорость, км/ч2600 (М=2.00)
Практическая дальность, км5500
Практический потолок, м20000
Экипаж, чел1

 

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Китайский истребитель 5 поколения » Военное обозрение

«Надо поспешно делать то, что не так важно, чтобы делать не спеша то, что важно»
Китайская пословица/

Тревожные новости поступают из КНР, где в январе прошлого года совершил первый полет истребитель пятого поколения Chengdu J-20, разработанный Chengdu Aircraft Industry Corporation. По состоянию на февраль 2012 года имеются два летающих прототипа с одинаковыми бортовыми номерами (для секретности). Характерно, что полет истребителя нового поколения пришелся на второй день визита американского министра обороны Роберта Гейтса в Китай. 9 января 2011 года глава Пентагона в беседе с журналистами на борту самолета по пути в Пекин заявил, что американская разведка недооценила темпы развития китайского оборонного комплекса.

Сегодня уровень развития китайской промышленности настолько велик, что позволяет с легкостью скопировать любые, даже самые высокотехнологичные виды вооружений. Кроме того, КНР уже пережила «этап заимствования» и сейчас развивает собственные разработки по многим направлениям. Вспоминается контракт на покупку 200 истребителей Су-27СК. Китай тогда приобрел ровно половину, а от покупки остальных вежливо отказался, в дальнейшем построив по лицензии еще 100 модернизированных «Сухих» под именем Shenyang J-11, но уже на собственных предприятиях.

Специалисты из Поднебесной могут скопировать образец даже по фотографии и скупому техническому описанию, что говорит о высоком уровне инженерной школы, а там, где ее не хватает, Китай без долгих раздумий привлекает иностранных специалистов и вновь усердно учится, впитывая в себя максимальное количество знаний…как в старой китайской пословице «Увидеть лучше, чем услышать, сделать лучше, чем познать».

Я не узнаю вас в гриме

Что технически представляет собой китайский истребитель пятого поколения? Как вы уже могли догадаться, это «свалка» технологий со всего мира. В силуэте носовой части, вместе с фонарем кабины, легко угадывается F-22. Форма и расположение воздухозаборников двигателей выдает родство с F-35. Аэродинамическая схема во многом срисована с экспериментального МиГ 1.44 – «китаец», как и российский проект из 90-х, выполнен по схеме «утка» с треугольным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах.

Что касается малозаметности самолета, то помимо стандартных «стелс»-решений, таких как «пилообразные» элементы конструкции и внутренние отсеки вооружений, у Chengdu J-20 конструкция хвостового вертикального оперения, выполнена в виде полностью поворотных килей. Помимо ощутимых преимуществ в маневре, это резко снижает ЭПР самолета (частично такое решение применялось при создании Ту-160). А вот использование подфюзеляжных гребней, наоборот, лишь обрадует радиолокационные станции противника, очень сомнительное решение для малозаметного самолета.

Как и американский F-22 «Raptor», Chengdu J-20 оснащен беспереплетным фонарем кабины, что положительным образом влияет на снижение ЭПР истребителя. Китайцы впервые продемонстрировали, что способны производить подобные изделия, однако еще нет уверенности, что фонарь J-20 выдержит режим длительного сверхзвукового полета .

Что касается китайских радиопоглощающих покрытий (я тоже здесь улыбнулся), то вообще неизвестно, соответствуют ли они своему предназначению.

Многие эксперты указывают на достаточно крупные размеры отсеков для вооружения J-20, дает основание предположить, что китайский истребитель 5-го поколения будет во многом ударной машиной. Под стать и планируемое вооружение будущего самолета: комплексы высокоточного оружия PL-21 LRAAM, PL-12D MRAAM, PL-10 SRAAM, управляемые бомбы LS-6…

Но, несмотря на очевидные успехи, перед китайскими разработчиками стоит целый ряд сложных проблем. Наипервейшая из них связана с силовой установкой J-20. В Поднебесной, как в свое время в СССР, продвижение в области двигателестроения сильно отстает от темпов развития авиационной отрасли в целом. Китайцы упёрлись в целый ряд трудноразрешимых вопросов, в первую очередь – в отсутствие технологий создания жаропрочных материалов и сплавов. Для снабжения китайской авиационной промышленности современными материалами, обеспечивающими необходимый ресурс работы деталей и высокую точность сборки, требуется наличие принципиально новых производств в области металлургии и металлообработки. Даже несмотря на наличие прямого доступа к современным двигателям семейства АЛ-31Ф (установленных на Су-27), Китай вынужден закупать лопатки турбин в России.

По тем же причинам, китайцы потерпели неудачу и при копировании другого семейства российских двигателей. Легкий истребитель FC-1, более известный под экспортным наименованием JF-17 Thunder, оснащен нашим РД-93 – аналогом двигателя РД-33, устанавливающихся на МиГ-29, т.к. над собственным двигателем такого класса WS-13 Китай безуспешно работает с начала 2000-х годов.

Отсюда легко объясним интерес Пекина к закупкам российского «изделия 117С» — двигателя 1 поколения для ПАК ФА (аналогичные силовые агрегаты устанавливается на Су-35). Россия принципиально не против такого военно-технического сотрудничества, что было подтверждено словами министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в ходе визита в КНР в ноябре 2010 года.

Как и российский истребитель пятого поколения, Chengdu J-20 в перспективе планируется оснастить двигателями II поколения WS-15 с тягой до 18 тонн. В настоящее время создание WS-15, как и нашего «изделия 129», еще не вышло за пределы конструкторских кульманов, поэтому сказать что-то определенное по этому поводу не представляется возможным.

Сложно определить, какие двигатели сейчас стоят в настоящий момент на китайских истребителях 5 поколения. Китайцы никаких комментариев не дают, но, согласно выводам некоторых экспертов, пристально изучающих фотографии самолета, несомненно одно: Chengdu J-20, как и российский ПАК ФА, пока летают на двигателях 4 поколения. А это очень важный момент – пока не будет создан мощный и надежный двигатель, обеспечивающий сверхзвуковую бесфорсажную скорость полета, любые работы по истребителю нового поколения есть забавы дизайнеров.

В цехах кипит работа

Следующая системная проблема китайского авиапрома – бортовое радиоэлектронное оборудование. Требования к машинам пятого поколения в этой области очень высоки и есть подозрения, Китай не способен в настоящий момент обеспечить cвои Chengdu J-20 мощными информационно-управляющими комплексами. Самая современная китайская РЛС — тип «1473», копия российского радара «Жемчуг», обладает весьма скромными характеристиками. А собственных радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой (ФАР), находящихся в стадии, близкой к принятию на вооружение, в ближайшей перспективе у Китая не просматривается.

Несмотря на ведущие позиции в мире по производству вычислительной техники и бытовой электроники, Китай значительно уступает России и США в разработке БРЭО. С другой стороны, людьми, сведущими в авиации, неоднократно отмечалось, что Поднебесная в последнее время сделала потрясающие успехи в области авионики, разработав для своих истребителей четвертого поколения целую линейку бортовых радиоэлектронных комплексов на основе российских РЛС семейства Н001, которыми были оснащены экспортные Су-27СК и Су-30МКК.

«Крадущий чужие мысли, да задумается»

Вообще не совсем корректно клеймить позором китайцев за плагиат. С копирования чужих идей начинались многие известные промышленные гиганты. В 60-е годы объектом насмешек был японский автопром, беззастенчиво копировавший американские «Форды» и «Шевроле». Но уже к 80-м японская автомобильная промышленность заняла половину европейского и американского рынка, вытеснив былых фаворитов.

В годы Холодной войны целые отряды КГБ и ЦРУ занимались техническим шпионажем. Масштабы воровства идей достигали таких масштабов, что точная копия американского Б-29 – стратегический бомбардировщик Ту-4 — имел отверстие в панели управления под банку с кока-колой и пепельницу (хотя советским летчикам было запрещено курить в полете). Легендарная история.

Возвращаясь к китайскому истребителю 5 поколения, отмечу, что творческая оригинальность Chengdu J-20 состоит в гармонии всех заимствованных решений. Поиск «золотой середины» — это так близко для национального самосознания китайцев. Такой подход, вероятно позволит получить высокую эффективность авиационной системы, но судить об этом пока преждевременно. Вполне вероятно, что из этого сырого прототипа получится удачная машина, однако её конструкция уже cейчас вызывает больше вопросов и сомнений, чем ответов.

Что значит для России появление китайского истребителя 5 поколения? — Новость, безусловно, плохая. В недалеком будущем китайский конкурент, благодаря меньшей стоимости, может потеснить ПАК ФА на мировом рынке вооружений. Про F-35 я даже не говорю – J-20 на его фоне выглядит куда более привлекательно.

Что касается сегодняшней ситуации, то говоря о ПАК ФА и Chengdu J-20, речь идёт скорее об экспериментальных прототипах, чем о боевых машинах предсерийного исполнения с полным набором требуемых тактико-технических характеристик. Многое зависит от коллективов, работающих над этими машинами.

В активе у российских конструкторов – бесценные технологии создания современных реактивных двигателей (Россия – одна из немногих стран, способная самостоятельно производить такие изделия), целый запас наработок по бортовым радиоэлектронным системам, в ом числе полностью готовые авиационные радары с ФАР типа «Жук» и «Ирбис».
Специалисты авиастроительной корпорации Chengdu имеют свои преимущества. Великолепный кадровый потенциал. Инженеры, технологи и рабочие Поднебесной ни дня не сидят без работы, постоянно «набивая руку» на копировании или модернизации иностранных образцов техники. КНР обладает высокоэффективными производствами. Кроме того, Китай имеет легкий доступ к российским технологиям. Здесь китайцы в точности следуют своей знаменитой пословице:«Чтобы победить противника, не стремись стать сильнее его, а сделай его слабее себя».

topwar.ru

J-20 «Черный орел»: китайские ВВС обогнали «русских соколов»

Китай опередил Россию в принятии на вооружение истребителя пятого поколения

Китайский самолет-«невидимка» пятого поколения J-20 («Черный орел») официально принят на вооружение ВВС НОАК. Таким образом, Китай стал второй страной в мире после США, имеющей на вооружении истребители пятого поколения

F-22 Raptor и F-35 Lightning II. В этом смысле он определил Россию с ПАК ФА.

Официальный представитель Министерства национальной обороны КНР У Цянь в ходе пресс-конференции в Пекине заявил, что машина прекрасно показала себя во время летных испытаний, после чего Центральный военный совет принял решение официально принять самолет на вооружение НОАК. Однако офицер не уточнил, сколько единиц были уже переданы частям ВВС.

J-20 характеризуется в китайских СМИ как «истребитель среднего и дальнего радиуса действия четвёртого поколения», но по западной классификации принадлежит к пятому.

Китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20

Китайская компания Chengdu Aerospace Corporation начала разработку J-20 в конце 1990-х годов. Первый прототип истребителя с бортовым номером «2001» взлетел в 2011-м. Считается, что он участвовал в испытаниях аэродинамической компоновки и технологий малозаметности. На втором прототипе с номером «2002» (сейчас «2004») проводились испытания бортового радиоэлектронного оборудования, систем гидравлики и пневматики. Третий и четвертый прототипы («2002» и «2003» соответственно) в летных испытаниях участия не принимали: как отмечают эксперты, возможно, на них производились различные статические тесты, включая прочностные испытания. На остальных летных прототипах проводились испытания доработанных систем и элементов конструкции.

Технические характеристики J-20 официально не раскрываются. Предположительно, истребитель имеет в длину 20,4 метра и размах крыла 13,5 метра. Самолет максимальной взлетной массой 36,3 тонны способен развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час. СМИ пишут, что самолет якобы имеет ряд конструктивных заимствований, в том числе от американского истребителя F-22 и российского опытно-экспериментального МиГ-1.44, который создавался как противовес американскому «двадцать второму».

Помимо тяжелого J-20, в Китае создается еще один истребитель пятого поколения — легкий J-31, оснащенный двумя российскими двигателями РД-93.

Старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, специалист по ВПК КНР Василий Кашин полагает, что самолет J-20 действительно можно отнести к истребителю 5-го поколения.

— У него пониженная радиолокационная заметность, РЛС с активной фазированной антенной решеткой, современная информационная система. Слабое место — двигатель: сейчас на нем используется вариант российского АЛ-31, но в перспективе машина должна получить вариант АЛ-41. Но в целом пока в отношении этого самолета слишком много неизвестных. Мы, например, знаем, как принимались на вооружение американские истребители 5-го поколения F-22 и F-35, какой это был мучительный процесс, сколько тогда было потрачено денег и времени. Говорить, что китайцам будет проще, нельзя. Возможно, у них это займет даже еще больше времени. А то, что сейчас про их самолет мало информации, связано с тем, что в КНР ниже «уровень открытости». Хотя даже по той малой информации, которая есть, можно сказать, что это довольно мощный и современный самолет.

«СП»: — В Китае разрабатывается еще один истребитель 5-го поколения — J-31. Он будет только экспортным вариантом или китайцы придерживаются схемы легкого и тяжелого самолетов?

— Судьба J-31 в ВВС пока не ясна. Есть вероятность, что он будет чисто экспортным самолетом. В целом, китайцы хотят иметь сочетание легкого и тяжелого истребителей, но, как и в других странах, может получиться так, что им не удастся полностью вытеснить самолеты поколения 4+, тем более что они продолжают в них вкладываться. Также, по некоторым сведениям, первые поступившие в войска J-20 сводят в аналог эскадрильи-«агрессора» для тренировки своих ВВС общего назначения в противостоянии с малозаметным самолетом.

«СП»: — КНР позиционирует J-20 как свою собственную разработку. Это так?

— Это самостоятельная разработка, в отличие от J-31, где присутствовал «элемент воровства». Вообще, выполнение самолета по аэродинамической схеме «Утка» — это показатель самостоятельности. В Китае она имеет довольно давнюю историю. Первый истребитель по такой схеме компанией Chengdu был сделан еще в 70-е годы — J-9. Это довольно оригинальная и совершенная для своего времени разработка, которую они не осилили по причине слабого на тот момент двигателе- и приборостроения. Потом они выполнили по схеме «Утка» многоцелевой истребитель J-10, и вот сейчас она получила очередное развитие.

То есть можно говорить, что у китайцев сформировалась определённая школа, причем довольно сильная, по проектированию такого рода самолетов, и она дает результат. И это итог работы, которая велась непрерывно около 40 лет. Просто она долгое время была незаметна для внешних наблюдателей.

Пара истребителей J-20 открывает выставку Airshow China-2016.

«СП»: — Китайское ракетное вооружение соответствует требованиям самолета 5-го поколения?

— С вооружением класса «воздух-воздух» у них все довольно хорошо. PL-12 — вариант нашей управляемой ракеты средней дальности (110 км) Р-77 (РВВ-АЕ), причем по некоторым позициям улучшенный. Кроме того, они создали современную ракету малой дальности PL-10 — функциональный аналог нашей РВВ-МД малой дальности и Р-73. И еще у них, видимо, в серийное производство поступила ракета большой дальности PL-15. В связи с этим, возможно, что у них сохранится какая-то зависимость от нас по поставкам отдельных агрегатов и комплектующих, но все равно — их успехи большие.

«СП»: — А концептуально, что для китайцев вообще означает самолет пятого поколения?

— Целостного объяснения я не видел. Но, как и во многих других странах, под 5-м поколением имеется в виду сочетание малозаметности, интегрированных в единое целое электронных систем, РЛС с АФАР, крейсерского сверхзвука. Но я не уверен, что китайцы сильное внимание обращают на сверхманёвренность — это компонент, который ограничивают физические возможности лётчика.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что реальные возможности радиоэлектронного оборудования самолета J-20 не ясны.

— В целом, речь идет о тяжелом двухдвигательном истребителе с большим радиусом действия, способным действовать без дозаправки и за пределами первой цепи островов, проходящей через Окинаву, Тайвань, Филиппины и Малайзию. То есть, самолет создавался под китайскую специфику с учетом разработок концепций применения ВВС КНР. На сегодняшний день известно о шести летающих экземплярах. Что касается самолета J-31, то вроде бы он ориентирован на внешний рынок как некий «китайский F-35», так как он меньше по размерам J-20 и, соответственно, дешевле. Но пока он, как я слышал, существует только в двух экземплярах.

По технологиям китайцы самостоятельно продвинулись далеко вперед, и вроде бы они даже разрабатывали для J-20 замену российским турбореактивным двухконтурным двигателям с форсажной камерой — свои WS-15, но каков их реальный ресурс, характеристики — неизвестно. Как бы то ни было, Китай — это вторая страна после США, которая одновременно разрабатывает два истребителя 5-го поколения.

/Антон Мардасов, svpressa.ru/

army-news.ru

Китайский истребитель 5-го поколения J-20 » Военное обозрение

Китай, постоянно пугающий США и ряд других государств своей растущей военной силой, возможно, совершил технологический прорыв, создав перспективный истребитель 5-го поколения. В январе 2011г. в Китае с триумфом дебютировал первый демонстрационный самолет-прототип истребителя 5-го поколения, известного под условным обозначением J-20, созданный и построенный на 132-м авиазаводе в Чэнду (провинция Сычуань) под непосредственным руководством главного авиаконструктора Янг Вэя и пилотировавшийся Ли Ганом, летчиком-испытателем ВВС НОАК.


Комментируя первый полет, мировое журналистское сообщество утверждает, что самолет, продемонстрированный в Чэнду, представляет собой всего лишь не очень удачный «коллаж», собранный из различных элементов конструкции экспериментальных российских самолетов Су-47 и МИГ 1.44, а также истребителей 5-го поколения F-22 и F-35, созданных в США. Разумеется, военного значения, даже малейшего, этот эклектичный монстр не имеет и может годиться только в качестве пропаганды сомнительных достижений науки и техники КНР.

В то же время, несмотря на столь негативные отзывы в прессе, необходимо признать, что вопреки распространенному мнению о китайских авиаконструкторах как о полных «неумехах» и «по жизни — плагиаторах», они действительно одними из первых, после США и России, создали прототип боевого самолета 5-го поколения, отвечающего всем требованиями XXI столетия. Среди других государств с развитым авиастроением схожую задачу перед собой ставят только Япония, Индия и Южная Корея. В Европе об истребителях нового 5-го поколения пока вообще предпочитают помалкивать, сконцентрировав усилия на совершенствовании воздушной техники поколения 4+ — самолетах «Грипен», «Рафаль» и «Тайфун».

Создание концепта J-20 – это действительно шаг вперед китайских авиаконструкторов, которые за половину столетия сумели пройти путь от учеников российских коллег до настоящих профессионалов, специалистов мирового уровня, научившихся создавать своеобразные конструкции боевых ЛА, которые объединяют в себе последние мировые достижения военной науки и техники. Этим, конечно, можно и даже необходимо гордиться.

Но, отдавая должное китайскому триумфу, следует реально соотносить их с уровнем, который достигнут США и Россией, по-прежнему являющихся безусловными лидерами мирового самолетостроения в военной сфере. Здесь необходимо сказать, что от момента создания демонстрационного образца до начала серийного производства проходит довольно большой отрезок времени. В качестве примера можно назвать историю создания самолета Локхид YF-22, который впервые был продемонстрирован в 1990 году, но оптимизированная серийная версия, известная как «Рэптор», появилась лишь в 2005 году, спустя 15 лет после первого полета демонстратора.

По сообщениям внутренней китайской прессы, ссылающейся на «информированные источники» в оборонной промышленности и НОАК, передача на вооружение ВВС НОАК первых экземпляров истребителей 5-го поколения ожидается уже «в 2018-2019 гг.». Однако, учитывая международный опыт, а также присущую китайскому «авиапрому» «медлительность», эти заявления представляются слишком оптимистичными. Возможно, в данном случае речь идет о практиковавшихся еще с довоенных времен в СССР и взятых на вооружение соседними китайскими товарищами так называемых «мобилизационных» сроках, изначально не реальных, но заставляющих исполнителей осуществлять работы с полной отдачей, не давая возможности себе расслабиться.

Согласно более взвешенным оценкам Пентагона, озвученным министром обороны США Робертом Гейтсом, китайский «стеллс» достигнет оперативного боевого состояния лишь к середине 2020-х годов, примерно через 15 лет с момента первого полета истребителя-демонстратора. И этот срок, принимая во внимания некоторую долю оптимизма, можно признать наиболее реальным.

Несмотря на широкую возможность, которую китайские власти предоставили всем желающим, каких-либо заявлений на официальном уровне о назначении новой воздушной машины и ее основных технических и боевых характеристиках так и не появилось. Впрочем, указанный пробел пытаются компенсировать с некоторым успехом многочисленные эксперты и просто любители военной авиации.

Самолет представляет собой тип моноплана с высокорасположенным дельтовидным крылом увеличенной площади, полностью поворотными вертикальным и передним горизонтальным двухкилевым оперением. Можно сделать вывод, что передняя (носовая) часть и заниженный беспереплетный фонарь кабины сконструированы подобно американскому F-22, расположение ПГО напоминает российский С-37 «Беркут», воздухозаборники с утолщениями, характерными для F-35, кили по форме очень похожи на F-35, но в то же время цельноповоротные, аналогично Т-50, хвостовая часть является подобием МиГ 1.44. По краям воздухозаборников возможно присутствие отсеков для управляемых ракет воздушного боя небольшой дальности, под центропланом вполне могут быть расположены два внутренних отсека для комплексов вооружения или один большого размера для размещения управляемых ракет большой дальности, противокорабельных ракет. Несколько неуклюже смотрятся створки основного шасси, которые уже назвали «дурацкими».


На страницах печатных СМИ и в сети Интернет встречается мнение, что главная задача J-20 – ведение борьбы с крупными морскими целями. Это связано с тем, что американские многоцелевые авианосные соединения представляют главную угрозу территории КНР. Только проблема в том, что для борьбы с прекрасно защищенными авианосцами комплекс, который будет создан на базе J-20, является малопригодным.

В качестве носителя малых тактических противокорабельных ракет (ПКР) ударная группа J-20 также является практически безвредной для огромной авианосной группы. Чтобы в этом убедиться, необходимо просто провести сравнительный анализ между дальностью пуска легких тактических ПКР авиационного базирования, которые имеются на вооружении Китая, и досягаемостью ныне существующих или перспективных вариантов американского корабельного ЗРК «Иджис». Также не стоит забывать, что предсказываемое размещение станций оперативного наведения ЗУР на палубных вертолетах значительно поднимет эффективность «Иджиса» в противоборстве и с малозаметными целями. Сами противокорабельные ракеты с БЧ, которые имеют массу порядка 150-250 килограмм, даже в случае «волшебного преодоления» ими противоракетных оборонных барьеров, выставленных кораблями защиты и самим авианосцем, едва ли смогут нанести ощутимый ущерб 100000-тонному морскому гиганту, снабженному мощным комплексом конструктивной защиты.

Программа создания нового истребителя 5-го поколения сегодня является не единственным движителем реформы авиапромышленности, которая проводится в Китае. К числу подобных движителей относится и программа разработки собственного 100-местного внутреннего пассажирского самолета RJ21. Существует и ряд других проектов, которые, возможно, и не будут востребованы 100% региональными авиационно-промышленными объединениями в связи с широким профилем собственной специализации. Предполагается также, что оставшиеся под эгидой САЕ научно-исследовательские институты будут преобразованы в совершенно новую государственную структуру, которая среди китайских специалистов уже получила условное обозначение Chinese NASA. Очевидно, что это обозначение является не только подражанием американскому стилю управления национальной авиационной промышленностью, но также и нечто большее.

Источники информации:
http://www.aex.ru/docs/3/2011/8/2/1382/
http://www.liveguns.ru/news/kitai_samolet_5go_pokoleniya
http://www.inoforum.ru/forum/index.php?showtopic=57154

topwar.ru

20 — многоцелевой истребитель китайского производства: описание, характеристики, фото

Современные боевые самолеты дороги. Причем цена их высока настолько, что процесс перевооружения даже небольшой армии влетит «в копеечку» и потребует от налогоплательщиков этого государства ощутимо затянуть пояса. Исключением может стать разве что большая страна с мощной армией. У нас есть ПАК-ФА, американцы доводят до ума Ф-35, а… Китай строит J-20. Многоцелевой истребитель пятого поколения – серьезная заявка от китайцев, которые все явственнее начинают играть заметную роль в мировой геополитике.

В настоящее время единственным «официальным» истребителем пятого класса, который стоит на вооружении, является американский Ф-22. Да и он уже снят с производства, так как все силы брошены на доводку Ф-35. У нас ситуация с Т-50 довольно мутная, но все же работы по его доводке ведутся, и есть несколько опытных машин.

Китайские реалии

В настоящее время Китай выпускает только технику четвертого поколения. В общем и целом почти все эти машины – калька с российских образцов. Особенно «популярен» оказался Су-27. Но в недавнем прошлом мировые военные эксперты окончательно уверились во мнении, что у китайцев скоро появится J-20, многоцелевой истребитель пятого поколения. Впервые эта машина была замечена на аэродроме Chengdu Aircraft Design Institute, в момент выполнения демонстрационного полета. Произошло это еще в далеком 2001 году.

Известно, что самолет получил обозначение «Черный орел», и сейчас китайцы заняты интенсивными наземными испытаниями новой машины. Несколько раз в сети появлялись снимки «орла», выполняющего короткие «пробежки», имитирующие момент взлета. Вплоть до последнего времени официальные власти КНР всячески отрицали существование перспективного истребителя, но есть мнение, что все эти «утечки» — послание возможным противникам Китая в этом регионе.

Предпосылки создания

Политики и военные Поднебесной уже который год с некоторым раздражением наблюдают, как подле их границ барражируют американские F-22, которые «защищают» Тайвань, Южную Корею и Японию. И если с южнокорейцами и даже японцами (до последнего времени) китайцам удавалось вполне мирно уживаться, то Тайвань – разговор особый. Существование этого государства «как кость в горле» для руководства КНР. Военная напряженность в том регионе сравнительно велика, провокационные «залеты» американцы устраивают довольно часто. Соответственно, «в случае чего», китайцам уж очень бы хотелось иметь истребители, способные на равных сражаться с Ф-22.

К какому времени относятся первые сведения о начале разработки J-20? Многоцелевой истребитель, по всей видимости, начали создавать еще в 1995 году. Планировалось, что на вооружение НОАК он поступит уже в 2015 году, но сегодня ясно, что произойдет это не раньше 2017 года.

Откуда данные?

Схема самолета — «продольный триплан». Оперение – V-образное. Известно, что работы по созданию нового истребителя ведутся сразу несколькими исследовательскими КБ. Насколько «самостоятельно» создавался J-20? Многоцелевой истребитель, который катастрофически напоминает американский Ф-35, по непроверенным сведениям, помогали создавать отечественные специалисты. Сообщается, что некое соглашение было достигнуто в 1993 году, но реальность этого находится под большим сомнением.

Но есть в этих слухах и рациональное зерно. Дело в том, что произвести самолет пятого поколения без фундаментальных исследований в области материаловедения нереально. В конце 80-х годов прошлого века группа китайских ученых была командирована в США, в Стэндфордский университет, который ныне и занимается работами по окончательной доводке Ф-35. Кроме того, китайцы работали совместно с «Боингом» и «Эрбасом» в области гражданского самолетостроения, так что кое-какие наработки могли быть ими получены от того же «Боинга».

Последний, вопреки широко распространенному в нашей стране мнению, является крупным производителем не только гражданских лайнеров, но и военной техники: ударные БПЛА, тот же Ф-35 и Ф-22, — и это далеко не полный перечень их детищ.

Было бы наивным считать, что ученые Поднебесной не получили в ходе этого сотрудничества каких-то интересных данных, которые впоследствии пошли на создание новой и перспективной машины. Уже в 2005 году китайцы официально заявили, что работы «близки к завершению», объявив о начале ходовых испытаний. Как сейчас понятно, на самом деле до конца исследований было очень и очень далеко, а многоцелевой истребитель Chengdu J-20, характеристики (предварительные) которого расписаны в статье, еще даже не поднимался в небо…

Предполагаемые характеристики и численность

Известно, что по основным характеристикам он должен быть аналогичен F-22 или ПАК-ФА Т50. Информация по этим самолетам крайне скудна. Во всяком случае, можно с уверенностью утверждать, что создать многотысячную «орду» истребителей пятого поколения у китайцев наверняка не выйдет. Так, даже у американцев с их «печатным станком» имеют только 187 «Рапторов». Напомним, что изначально ВВС США желали обзавестись как минимум 500 самолетами такого типа, но постепенное повышение их стоимости сыграло свою роль.

У китайцев же на сегодняшний день имеется около 400 истребителей четвертого поколения, так что можно предположить, что и «пятиклассников» вряд ли будет более 200 штук. Конечно, все это теория, о реальном же положении дел можно будет судить не ранее 2020 года.

Характеристики планера

Длину китайский истребитель J-20 имеет приблизительно 23 метра, а размах крыла (судя по имеющимся снимкам) – в пределах 14 метров. Скорее всего, взлетная масса этой машины не превышает 36 тонн. На опытном самолете видны сразу два поворотных киля, причем в серийном варианте от этих деталей могут отказаться. Впрочем, многоцелевой истребитель J-20, длина которого более 20 метров, вряд ли сможет без них обойтись, так как китайцы позиционируют новую модель «как наиболее маневренный самолет последних лет». Что ж, увидим.

Воздухозаборники и кабина пилота по своим очертаниям подозрительно напоминают аналогичные детали F-22. Внутренние оружейные отсеки самолета отличаются большой вместительностью. ЭПР, то есть эффективная площадь рассеивания истребителя, не должна превышать 0,05 кв. м.

РЛС

Что еще можно сказать о технологиях, которые будет использовать истребитель Chengdu J-20? Технические характеристики этого самолета и по сей день во многом секретны, но кое о чем догадаться все же можно. Так, с высокой степенью вероятности можно предположить, что на него будут ставить РЛС с АФАР Туре 1475/ KLJ5. Кабина – полностью «стеклянная», с объемным и информативным ИЛС. Отчего такая уверенность?

Дело в том, что все эти технологии, на тот момент самые новые, экстренно тестировались на истребителе J-10B. Для чего такая спешка? Есть только одно логическое объяснение – на подходе новая машина, на которой все это оборудование должно работать идеально.

Есть вполне официальные сведения, что на этих самолетах может оказаться БРЛС X-диапазона «Тип 1474» (или KLJ-5. Опять-таки, практически все зарубежные военные специалисты очень сомневаются в «чистокровности» этой станции, так как она наверняка произведена с обильными заимствованиями.

Здесь главный вопрос такой: смогли ли китайские инженеры полностью копировать все иностранные комплектующие, или им приходится использовать для этой цели легально закупленное оборудование? Дело в том, что данная отрасль в КНР за последние годы сильно вперед не продвигалась. Сложно представить, что Поднебесная всего за три-четыре года смогла создать принципиально новую РЛС самостоятельно.

Силовая установка

Скорее всего, что новых двигателей китайцы создавать не станут, а ограничатся уже имеющимися WS-10. Их тяга в условиях форсажа может достигать 13200 кгс. На прототипе не заметно того, что используется технология изменения вектора тяги, но она явно появится на серийном самолете. Американские военные источники предположили, что Китай мог получить от России.

Причастна ли наша страна к созданию этого истребителя?

Опять-таки, продолжая тему «русского следа» в создании самолета. Западные аналитики предполагают, что КНР в свое время приобрела наши двигатели «117С», которые развивают тягу на форсаже уже по 14500 кгс. Не исключено также, что многоцелевой истребитель Chengdu J-20 (фото его вы увидите в статье) будет использовать опять-таки наши движки «99М2». Их производят на предприятии ММПП «Салют». Эта силовая установка в форсажном режиме выдает 14000 кгс.

Нужно сказать, что все эти предположения не лишены смысла. Дело в том, что модель WS-10 самими китайцами рассматривается в сугубо экспериментальном аспекте, и пока не было сведений, что они сумели довести его до ума. Так какие двигатели все же получит истребитель Chengdu J-20? Военный самолет просто обязан иметь нормальные моторы, ведь иначе не понадобится даже противника: он сам благополучно упадет!

Сага о движках…

Появились моторы WS-10 еще в конце 90-х годов прошлого века. В общем-то, в зарубежной периодике тут же есть утверждения, что китайцы просто скопировали российские АЛ-31Ф. Как ни странно, но это не так. Пожалуй, эти движки действительно можно назвать чисто китайской разработкой, и создавались они практически с нуля, без заметного воздействия «копирки».

Впрочем, и это утверждение спорно. Вполне авторитетные авторы указывают, что WS-10 никак не могли появиться без участия АЛ-31Ф. Более того, на сей раз у китайцев вышел настоящий «интернационал», так как газогенератор, который используется в этих двигателях, как две капли воды похож на французский CFM56.

Проблемы модернизации…

Вообще китайский мотор развивает (или развивал?) тягу только 11 200 кгс, а потому по своим характеристикам он больше соответствует модели АЛ-21Ф, нежели чем более новой модели. Опять-таки, есть подозрения, что китайские инженеры все-таки смогли поднять тягу WS-10A до 13200 кгс, но… В недалеком прошлом американская разведка установила, что ресурс этой «модернизации» не превышает 50-100 часов (!) полета. Так что это явно не вариант, ибо истребитель Chengdu J-20 «Черный орел» просто обязан (с китайской точки зрения) оказаться триумфом самолетостроения, и таких конфузов никто не допустит.

Хотя, если китайцы за последние годы все же продвинулись в производстве нормальных материалов для камеры сгорания, WS-10 все же могут оказаться «на коне». Есть также расплывчатые сведения о модели WS-15, причем эти движки должны развивать тягу аж до 15000 кгс. Но есть мнение компетентного и авторитетного редактора авиационного журнала Aviation Week: Билл Свитмэн говорит, что этот тип моторов еще настолько плох, что их просто опасно ставить даже на опытные самолеты, не говоря уже о перспективной машине.

Первые испытания

Есть основания утверждать, что в начале 2014 года китайский истребитель J-20 существовал минимум в двух экземплярах. Первая в истории этого самолета скоростная рулежка проводилась в 2010 году. В конце года посмотреть на новое чудо китайского самолетостроения приезжало все высокопоставленное политическое руководство КНР.

Выводы

Итак, каков итог? Каким станет J-20? Китайский истребитель пятого поколения, вне всякого сомнения, станет очень интересной моделью. Но насколько он будет революционным – тот еще вопрос. Во-первых, китайцы всячески расхваливают его «стелс-ориентацию». Это уже вызывает много сомнений. Во-первых, действительно высокое рассеивание луча наблюдается только на чем-то, напоминающем знаменитый американский В-117, который сами летчики ВВС США ласково называли «летающим утюгом». За его «выдающиеся» летные качества, естественно. Так что особой «незаметности» у самолета более-менее классических форм быть не может.

Наконец, и машины четвертого поколения у китайцев – «нелицензионные» кальки с нашего Су-27, так что сложно говорить о каких-то серьезных наработках в самой КНР.

Кроме того, истребитель Chengdu J-20 чрезвычайно революционен для китайского авиапрома. Получится ли в результате что-то удачное? Пока что сложно сказать, учитывая проблемы с двигателем, но вскоре, то есть в 2017 году, мы должны все увидеть своими глазами, так как на первый квартал этого года намечены официальные показы новой машины.

fb.ru

НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ J-20 (КИТАЙ)

MULTIPURPOSE FIGHTER 5TH GENERATION J-20 (CHINA)

11.03.2017

Китайские истребители пятого поколения J-20, выполненные по технологии «стелс» присоединились к другим самолетам ВВС Китая, сообщает 10 марта гонконгское издание South China Morning Post (SCMP) со ссылкой на государственную телекомпанию CCTV-7.
Судя по сюжету, показанному по китайскому телеканалу CCTV-7, в ночь на пятницу, 10 марта новейшие истребители J-20 присоединились к транспортникам Y-20 и бомбардировщикам H-6K, стоящих на службе НОАК. Однако, общее количество самолетов не сообщается, пишет гонконгская газета.
Двухминутный публичный дебют J-20 состоялся на открытии авиасалона Airshow China-2016 в городе Чжухай провинции Гуаньдун еще 1 ноября прошлого года. При этом, посетителям не было позволено посмотреть на самолет на земле, что породило слухи о том, что его разработка отстает от графика.
Слухи были развеяны генералом ВВС КНР Ма Сяотянем на следующий день после первого полета истребителя. Он заявил, что разработка машины будет ускорена, а также, что самолет будет совсем скоро введен в эксплуатацию ВВС.
Тем не менее, военный обозреватель из Макао Энтони Вонг Донг полагает, что лишь малое количество реактивных истребителей J-20 было произведено в связи с проблем с двигателями, сообщает SCMP.
«Технические и производственные проблемы с двигателями WS-15, устанавливаемые на J-20 не были решены, — заявил Вонг. — J-20 еще не выведен в массовое производство и сейчас имеется лишь в нескольких экземплярах, способных нести воздушную службы аналогично Y-20».
Как уже ранее сообщало ИА REGNUM, принятие китайского истребителя пятого поколения на вооружение ВВС НОАК КНР должно официально осуществиться в начале 2017 года. Предполагается, что J-20 станет главным соперником американских самолетов F-22 и F-35, при этом большинство характеристик китайской машины значительно превосходит американские показатели.
Стоит также отметить, что Китай планирует использовать упомянутый транспортник Y-20 для запуска из его фюзеляжа ракетоносителей, способных доставлять на земную орбиту спутники военного назначения весом до 200 килограмм.
regnum.ru

23.04.2017

ВВС НОАК полагают, что «в идеале» среднегодовое производство истребителей J-20 за весь период серийного выпуска должно составить 36 единиц, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на mil.news.sina.com.cn (23 апреля).
В первые три года темп производства будет чуть больше 20 единиц, на третий-пятый годы темп будет увеличен до более 40 машин ежегодно, общее количество запланированных для поставки ВВС неизвестно. Эксперты полагают, что их может быть от 400 до 600 единиц.
Военный Паритет

04.08.2017

Во время парада 30 июля в честь 90-летия НОА Китая над полигоном пролетели три стелс-истребителя J-20, однако в учебной формации участвовали сразу пять самолетов. Это показывает, что эти самолеты достигли высокой степени боевой готовности (»меч в ножнах»).
J-20 будет состоять на вооружении, по меньшей мере, 50 лет, обладает большой дальностью полета, огромным потенциалом ударов по земле с сохранением сильной «воздушной боеспособности».
Военный паритет

01.10.2017

Министерство обороны КНР официально сообщило о принятии истребителя J-20 на вооружение. Собственно констатировали факт, учитывая что самолеты летают уже со стандартными бортовыми номерами ВВС НОАК, участвовали в парадах и учениях.
https://bmpd.livejournal.com

15.03.2018

Истребитель пятого поколения J-20, поступивший на вооружение ВВС Китая в марте прошлого года, станет основой для разработки целого семейства боевых самолетов. Об этом, как пишет Flightglobal, заявил заместитель директора по науке и технологиям корпорации AVIC Ян Вэй. По его словам, на основе истребителя завоевания превосходства в воздухе, каковым является J-20, помимо прочего, планируется создать и многоцелевой боевой самолет. Кроме того, наработки по программе J-20 планируется использовать в проекте истребителя шестого поколения.
https://nplus1.ru/

10.05.2018

Китайские стелс-истребители пятого поколения J-20 прошли первые боевые испытания. Об этом сообщил агентству «Синьхуа» представитель ВВС Народно-освободительной армии Китая Шэнь Цзинькэ (Shen Jinke).
«Это поможет ВВС еще лучше выполнять свои обязанности по защите суверенитета, безопасности и территориальной целостности Китая», — подчеркнул он.
Уточняется, что испытания проводились над океаном, в них также приняли участие и другие истребители, в том числе многоцелевой J-16 и тактический J-10C.
J-20 были приняты на вооружение китайской армии в сентябре 2017 года. В мае 2018 года американский военный эксперт Тайлер Рогуэй поставил J-20 в один ряд с американским палубным истребителем-бомбардировщиком Boeing F/A-18E/F Super Hornet и российским Су-57.
Согласно западной номенклатуре, они относятся к истребителям пятого поколения, согласно китайской — к поколению 4+. Китайская компания Chengdu Aerospace Corporation начала разработку J-20 в январе 2002 года, публике его представили в ноябре 2016-го. Точные технические характеристики J-20 не известны, однако специалисты еще после появления первого прототипа в 2011 году отмечали, что машина имеет ряд заимствований от американского истребителя F-22 и российского прототипа МиГ-1.44.
Военный паритет

20.05.2018

Радар индийского Су-30МКИ обнаружил и отследил китайские истребители пятого поколения Chengdu J-20, совершавшие полет над Тибетом, сообщает Indian Defence Research Wing.
Наблюдение состоялось в январе, когда размещенные на авиабазах в приграничных с Индией регионах китайские самолеты отрабатывали над горными районами воздушные бои с истребителями Chengdu J-10 и Shenyang J-11. Индийские летчики на российских самолетах Су-30МКИ наблюдали за маневрами самолетов-невидимок из своего воздушного пространства.
«Радар «Сухого» видит их. Новые китайские самолеты не такие уж и невидимые. Для их обнаружения не требуются какие-то специальные технологии, J-20 распознаются и обычными РЛС», — отметил командующий ВВС Индии Аруп Шаха.
По мнению индийских военачальников, одна из целей учений китайской авиации в приграничных районах заключается в исследовании системы индийской противовоздушной обороны и поиске маршрутов скрытного проникновения на сопредельную территорию.
Лента.ру

РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (РЛСУ) «БАРС»
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МКИ (СУ-30К)
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

07.09.2018

Серийное производство первого китайского истребителя пятого поколения Chengdu J-20 должно начаться в конце 2018 года, рассказали South China Morning Post военные источники.
Гонконгская газета отмечает, что задержки в запуске серийного производства самолета были обусловлены работами по его силовой установке WS-15. Источники заявили SCMP, что большинство трудностей, связанных с агрегатом, устранены, что делает возможным запуск серийного производства Chengdu J-20. При этом отмечается, что отдельные оставшиеся замечания по WS-15 будут учитываться уже в ходе сборки и эксплуатации Chengdu J-20.
«Ожидается, что WS-15 будет готов к широкомасштабной установке на J-20 до конца этого года», — сказал один из собеседников SCMP.
Другой источник добавил, что самолет с новым двигателем может быть показан в конце 2018 года на Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке.
Прототипы китайского истребителя пятого поколения Chengdu J-20 изначально получали российские двигатели серии АЛ-31Ф, которые в перспективе планировалось заменить собственной разработкой WS-15.
В 2011 году Китай приобрел 150 двигателей АЛ-31Ф (используются на истребителях Су-27 и Shenyang J-11) и 123 двигателя АЛ-31ФН (для Chengdu J-10). В 2012 году Пекин и Москва подписали контракт на поставку 140 двигателей АЛ-31Ф. Сумма сделки оценивается в 700 миллионов — один миллиард долларов.
Лента.ру

12.11.2018

В заключительный день Международного авиасалоне Airshow China 2018 в Чжухае китайские ВВС впервые представили свой новейший истребитель 5-го поколения J-20 с ракетами PL-10 и PL-12, для этого пара самолетов пролетела с открытыми створки отсеков вооружения. В одном, центральном было размещено по четыре ракеты средней дальности PL-12 (в других источниках упоминается дальнобойная ракета PL-15), в боковых по одной ракете PL-10 (всего две на самолете). Все эти ракеты класса «воздух-воздух».
По опубликованной информации истребители J-20 могут оснащаться ракетами «воздух-воздух» трех типов. Первая PL-10 малой дальности с полуактивной РЛ ГСН развивает скорость 4 М. Дальность пуска до 50 км, масса БЧ — 33 кг. Вторая, это новая модификация PL-12 средней дальности, она развивает скорость 4 М, дальность стрельбы увеличена до 90 км. Третьей ракетой может стать ракета большой дальности PL-15 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, ее дальность составляет до 300 км на скорости в 4−5М.
ВТС «Бастион»

AIRSHOW CHINA 2018 – THE 12TH CHINA INTERNATIONAL AVIATION & AEROSPACE EXHIBITION

21.11.2018

Бортовой радар с активной ФАР KLJ-7A разработки Нанкинского НИИ электронных технологий (Nanjing Research Institute of Electronics Technology – NRIET, расположен в провинции Цзянсу) рассматривается для оснащения стелс-истребителя J-20, сообщает «ВП» со ссылкой на janes.com (16 ноября).
Макет радара с тремя полотнами АФАР был показан на авиавыставке в Чжухае (6-11 ноября), сообщил изданию Jane’s cкитайский источник, не раскрывая деталей. Данный радар является дальнейшим развитием РЛС KLJ-7 (также известный как Тип 1478).
В свою очередь, источник medium.com сообщает, что KLJ-7A является многорежимной РЛС Х-диапазона и предназначена для оснащения легкого однодвигательного истребителя F-17 Thunder Block III ВВС Пакистана. Институт является разработчиком радаров для истребителей J-10, J-11B, J-15 и J-20. Сообщается, что система охлаждения радара лучше, чем у российской РЛС «Жук-АЭ». Масса 145 кг, может обнаружить цель типа истребитель на расстоянии 170 км, сопровождать одновременно 15 целей и обеспечивать наведение ракет по четырем из них. Особо подчеркивается, что РЛС с АФАР имеет большой РЭБ-потенциал.
Военный паритет


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ J-20

Chengdu J-20 «Чёрный орёл» имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от американских истребителей F-22 и F-35 и российского, так и не завершившего испытания, МиГ 1.44. КНР сегодня стало второй, после США, державой, разрабатывающей сразу два типа истребителей 5-го поколения – тяжелый J-20 и легкий J-31.
В 2002 году Jane’s Defence Weekly сообщила, что авиастроительная корпорация Шэньян была выбрана руководителем исследования и разработки нового истребителя. В ноябре 2009 года заместитель командующего китайских военно-воздушных сил, подтвердил, что «интенсивные» научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по истребителю пятого поколения продолжаются. В начале ноября 2010 года, несколько китайских СМИ утверждали, что первые два планера были завершены.
В конце декабря 2010 года, китайские СМИ сообщили более подробную информацию о J-XX, теперь он называется J-20 , было представлено несколько фотографий. 11 января 2011 года истребитель совершил первый пробный полёт.
Многоцелевой истребитель Chengdu J-20 (J-XX) представляет собой большой (длина 21-23м) и тяжелый (взлетный вес 35-40 тонн) истребитель схемы «утка». Он имеет треугольное в плане крыло с наплывами и цельноповоротное переднее горизонтальное оперение (ЦПГО).
Разработан Авиационной промышленной корпорацией в г. Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Corporation).
Вертикальное оперение – двухкилевое, с наклоненными в стороны цельноповоротными килями и с подфюзеляжными гребнями. Схема такая же, как у «1.44″, и размеры почти одинаковы. Но есть и отличия в деталях. МиГ имел крыло большей площади, что обеспечивало ему меньшую удельную нагрузку на крыло и лучшую маневренность. Кили китайца развалены в стороны, чего не было у нашего самолета. Зато такие очертания были в проектах, которые прорабатывали на МиГе после неудачи с «1.44″, в частности, на «1.46″. Конфигурация наплывов крыла тоже явно своя, как и форма килей и переднего оперения. Носовая часть фюзеляжа выглядит срисованной у американского F-22A. Воздухозаборники явно скопированы у американского F-35.
По сообщениям ряда СМИ сообщается, что на J-20 установлены российские двигатели для истребителей четвертого поколения АЛ-31ФН.
По состоянию на август 2011 года выполнено 27 испытательных полётов, на февраль 2012 года совершено 60 испытательных полётов.
В эксплуатацию истребитель поступит в 2017—2019 гг.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
– пустого самолета 17000
– максимальная взлетная 36300 – 37000
Масса топлива: 11100 кг
Размах крыла, м 12,88-13,20
Длина, м 20,00 – 20,30
Высота, м 4,45
Площадь крыла, м2 58,53 – 73
Тип двигателя 2 ТРДДФ WS-10G
Тяга, кгс 2 х 14470
Максимальная скорость , км/ч М=2,00
Практический потолок: 20000 м
Дальность полета 5500 км
Боевой радиус: 2000 км
Экипаж, чел 1

Источники: www.airwar.ru, ru.wikipedia.org и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ J-20. НОВОСТИ 2015 – 2016
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ J-20. НОВОСТИ 2010 – 2014

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ SHENYANG J-31 (КИТАЙ)
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ J-23/ J-25 (КИТАЙ)

nevskii-bastion.ru

Истребитель Chengdu J-20 (Китай) » Военное обозрение

Китайское авиастроение стремится обеспечивать военно-воздушные силы самой современной техникой. Сейчас в интересах ВВС НОАК ведется разработка истребителя пятого поколения Chengdu J-20. О существовании этого самолета стало известно несколько лет назад. Проект до сих пор находится на стадии испытаний и доводки опытных образцов. Когда новая техника поступит в войска, пока непонятно. За последнее время в конструкцию самолета были внесены некоторые изменения, которые могут сказаться на сроках реализации проекта.
Появление истребителя J-20 в определенной мере удивило специалистов и интересующуюся общественность. Китайские конструкторы известны своей любовью к копированию чужой техники и использованию зарубежных наработок. Однако самолет J-20 внешне серьезно отличается от современных зарубежных истребителей пятого поколения. В его внешнем виде, компоновке и других основных особенностях можно найти некоторые черты, которые делают его похожим на тот или иной зарубежный образец, однако в целом китайский истребитель выглядит совершенно новой разработкой. Это говорит о том, что специалисты авиастроительной компании Chengdu Aircraft Industry Corporation (CAIC) не стали просто копировать зарубежные наработки, а решили, приняв их во внимание, создать полностью собственный проект.

В контексте новейших китайских проектов самолетов-истребителей нередко упоминается американский самолет F-117, сбитый в 1999 году югославскими военными. По некоторым данным, обломки этой машины были переданы китайским специалистам, которые изучили их и использовали полученные данные в своих новых проектах. По понятным причинам, Китай не спешит подтверждать или опровергать эту информацию.

Первые сообщения о начале китайского проекта истребителя пятого поколения начали появляться более десяти лет назад. До определенного времени такие слухи не получали подтверждения. Только в конце прошлого десятилетия китайские военные подтвердили существование подобного проекта, разработка которого продолжалась в то время. Строительство первого летного самолета велось в 2009-2010 годах. Первый полет состоялся 11 января 2011 года.

Внешне истребитель Chengdu J-20 не похож на существующие зарубежные образцы, однако отдельные его черты напоминают разработки американских и российских конструкторов. Так, носовая часть фюзеляжа, фонарь кабины пилота и воздухозаборники похожи на агрегаты самолетов Lockheed Martin F-22 и F-35 американской разработки. При этом аэродинамическая схема J-20 весьма похожа на использовавшуюся в российском проекте МиГ 1.44.

Истребитель J-20 имеет высокорасположенное трапециевидное крыло размахом около 13-15 м, сдвинутое к хвостовой части фюзеляжа. На задней кромке крыла имеется механизация, состоящая из закрылков и элевонов. Ввиду отсутствия хвостовых стабилизаторов на истребителе предусмотрено переднее горизонтальное оперение, расположенное на бортах фюзеляжа, сразу за воздухозаборниками. Хвостовое оперение самолета состоит из двух килей и двух подфюзеляжных гребней. Кили и гребни устанавливаются с развалом наружу.

Самолет имеет общую длину около 22-23 метров. Фюзеляж имеет компоновку, классическую для современных боевых самолетов. В носовой части располагается часть радиоэлектронного оборудования и кабина пилотов, а кормовая отдана под размещение двигателей. В средней части фюзеляжа предусмотрены внутренние грузоотсеки с держателями для вооружения. Chengdu J-20 создавался с учетом максимального снижения заметности для радиолокаторов противника, что сказалось на ряде особенностей облика, в том числе на отказе от большого числа внешних узлов подвески в пользу внутреннего грузоотсека.

Согласно некоторым источникам, самолет J-20 имеет сухую массу на уровне 17,6 тонны и максимальный взлетный вес до 35 т. Точный вес допустимой полезной нагрузки неизвестен.

Истребитель J-20 оснащается двумя турбореактивными двигателями. Согласно некоторым источникам, первые прототипы самолета получили двигатель АЛ-31Ф российского производства. Серийные самолеты должны оснащаться двигателями Xian WS-15 китайской разработки. Такие двигатели с форсажной тягой не менее 150 кН должны обеспечить самолету сравнительно высокие летные характеристики.

Ранее сообщалось, что самолет J-20 должен развивать максимальную скорость на уровне 2100 км/ч, подниматься на высоту до 16 км и иметь дальность порядка 3400 км. В связи с изменением типа используемых двигателей характеристики прототипов и серийной техники могут серьезно отличаться.

Самолет оснащен трехстоечным шасси. Передняя опора убирается в фюзеляжем поворотом вперед, основные укладываются в бортовые ниши фюзеляжа. Все три стойки получают по одному колесу. При этом колеса основных стоек имеют больший диаметр в сравнении с носовым. Примечательно, что створки отсеков шасси имеют характерные зубчатые грани, призванные рассеивать излучение радаров в стороны. Похожие агрегаты используются на современных самолетах американской разработки.


Состав радиоэлектронного оборудования нового истребителя по понятным причинам не разглашается. Есть основания полагать, что самолет оснащается электродистанционной системой управления с многократным резервированием, а также несет современный прицельно-навигационный комплекс, созданный на основе последних китайских и зарубежных разработок. Вероятно, для истребителя J-20 создается или будет создана бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой и ряд другого нового оборудования.

На первых фотографиях опытных самолетов J-20 было видно, что под крылом отсутствуют пилоны для подвески вооружения. Кроме того, на бортах и днище фюзеляжа были заметны створки люков. Как и последние зарубежные истребители, новый китайский самолет будет нести вооружение во внутренних отсеках. Это позволит уменьшить заметность истребителя для РЛС противника и тем самым повысить его боевую живучесть. Возможно, серийные J-20 получат возможность использования внешней подвески для выполнения различных боевых задач. Наличие встроенной автоматической пушки пока является предметом споров. На имеющихся фотографиях нет никаких доказательств того, что J-20 получит такое оружие или лишится его.

Первый прототип истребителя пятого поколения Chengdu J-20 впервые поднялся в воздух в январе 2011 года. В течение нескольких следующих месяцев китайские специалисты изучали работу систем и дорабатывали их. Весной 2012 года на испытания вышел второй прототип. К настоящему времени построены четыре самолета, имеющие некоторые отличия друг от друга. О существовании четвертого прототипа стало известно всего несколько месяцев назад. На опубликованных фотографиях было видно, что новый самолет имеет ряд заметных и серьезных отличий от предыдущих машин. Вероятно, он был построен по доработанному проекту.

Четвертый прототип отличается от предыдущих компоновкой ряда узлов и агрегатов, а также расположением некоторых деталей. Так, в районе основных опор шасси фюзеляж получил заметное сужение, однако расстояние между двигателями немного увеличилось. Увеличилась длина двух хвостовых балок. Серьезно переработаны створки отсеков шасси.

Общая аэродинамическая схема осталась прежней, однако крыло и оперение были доработаны. Изменилась форма корневого наплыва крыла и верхней створки воздухозаборников. Кроме того, немного были доработаны кили и переднее горизонтальное оперение. По-видимому, все эти коррективы были внесены с целью улучшения аэродинамических характеристик самолета и повышения его летных данных.

Видимые изменения позволяют говорить об изменении состава радиоэлектронного оборудования или о переходе на новую стадию испытаний с использованием полного комплекса авионики. Под носовой частью фюзеляжа имеется выступающий обтекатель одной из систем. Возможно, в нем размещена головка оптико-локационной станции. Новые агрегаты в хвостовой части самолета позволяют предположить, что четвертый прототип получил систему обнаружения запущенных ракет.

В конце ноября состоялся первый полет пятого опытного образца. На имеющихся фотографиях этого самолета с бортовым номером «2013» отсутствуют какие-либо характерные детали, по которым его можно отличить от предыдущего четвертого прототипа. Возможно, пятый самолет предназначен для дальнейшей проверки новых идей и решений, внедренных на предыдущем опытном экземпляре.

В свободном доступе имеется крайне мало официальной информации о проекте J-20. По старой традиции Китай не спешит делиться сведениями о своих новейших разработках, из-за чего приходится полагаться только на различные оценки, которые могут быть далеки от истины. К примеру, существует мнение, согласно которому основным вооружением J-20 станут ракеты «воздух-воздух» нескольких типов. Что касается оружия для нанесения ударов по наземным объектам, то подобные возможности самолета будут ограниченными. В пользу этого предположения приводится аргумент, касающийся размеров внутренних грузоотсеков. Крупные ракеты и бомбы «воздух-поверхность» просто не поместятся в них.

Таким образом, новый китайский истребитель может считаться аналогом американского F-22, который так же имеет ограниченные возможности по атаке наземных целей, которыми пожертвовали ради повышения истребительного потенциала. Тем не менее, эти два самолета похожи только назначением. Точные характеристики китайского J-20 до сих пор неизвестны, из-за чего нельзя делать какие-либо серьезные выводы.

Испытания и доводка перспективного истребителя J-20 продолжаются почти четыре года. Какие-либо сведения о близком завершении испытаний пока не поступали. В связи с этим нередко высказывается предположение о начале серийного производства новых самолетов не ранее 2016-17 годов. Столь большая продолжительность испытаний может быть в той или иной мере подтверждать сразу две версии о дальнейшей судьбе проекта. Она может говорить о скором завершении проверок и доработок, после чего самолет пойдет в серию, или свидетельствовать о сложности проекта, которая ведет к его затягиванию.

Следует отметить сложность текущих работ, поскольку в рамках проекта J-20 компания CAIC разрабатывает истребитель пятого поколения. Даже ведущим авиастроительным компаниям мира требуется значительное время для разработки таких проектов. Поэтому нынешнее состояние работ по самолету J-20 не выглядит удивительным или необычным. Китай вполне способен успешно завершить разработку нового истребителя, предназначенного для его военно-воздушных сил. Однако точные данные о новом самолете отсутствуют, что не позволяет говорить о его реальных характеристиках и возможностях. Вполне возможно, что серийные самолеты J-20 по своим характеристикам будут заметно уступать зарубежной технике, с которой они должны конкурировать.

По материалам сайтов:
http://defense-update.com/
http://militaryfactory.com/
http://janes.com/
http://aviationweek.com/
http://airwar.ru/

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *