Картинки одежда древних славян – Хританько Мария, ученица 6а мариинского класса МКОУ-СОШ 2 города Тавды Свердловской области Февраль 2014 года.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Старинная одежда на Руси- женская и мужская. Древнерусский костюм, наряд

Мода на одежду в Древней Руси значительно отличалась от современной.

Создателей одежды на Руси называли мастерами-кузнецами. Они постоянно придумывали новые виды одеяния, украшения для головных уборов, делали выкройки, украшали. Одежда делилась в зависимости от статуса человека. Древнерусский народ считал, что одежда защищает от злых духов, темных сил, потому что обладает особой силой. Поэтому %древнерусские наряды% имели вышивку в виде Свастики, Инглии, вышивалась деревянной иглой и льняными нитками.

Верхняя одежда

kak.znate.ru

Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе. Главное, что было важно для славян в одежде — удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана. Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.

Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.

На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.

Славянский костюм женский

booksite.ru

Как и сейчас, древнерусские женщины и девушки любили одеваться красиво. В женской одежде отдавали предпочтение мелким деталям и вышивке. Она была вышита по подолу, на рукавах, вокруг горловины. Боярыни, княгини носили богатые платья с вшитыми металлическими пластинами, крестьянки носили простую льняную рубаху с пояском. Женский костюм был не только теплым, но и показывал статус женщины. Ткань для платья, костюма всегда выбиралась льняная, а узоры вышивались исключительно красными нитками, потому что красный цвет у славян символизировал здоровье, плодородие, огонь, тепло, защиту.

Женский костюм был длинным, ниже колена, с длинными рукавами. Делился костюм на верхнюю и нижнюю рубаху. Выкройка костюма была простая: крестообразная, прямая.Платья были повседневные, праздничные, свадебные.У молодых девушек древнерусский костюм женский дополнялся запоной. Запона — большой кусок ткани с вырезом посередине. Надевали его через голову поверх рубахи. Затем обязательно подпоясывалась.Главными элементами женской древнерусской одежды были красиво вышитые орнаменты, которые девушки вышивали сами, или доверяли дело специалисту-ремесленнику.

Древнерусский мужской костюм

Мужчины Древней Руси предпочитали носить шерстяные вещи, которые запахивалась. Поверх надевался кожаный ремень. Ткань шерстяная крупной вязки. Штаны были широкие, подвязывались на поясе, на коленях и на щиколотках. Отдавали предпочтение шерстяным и холщовым штанам.Князья и бояре носили по двое штанов.Шили одежду специалисты-ремесленники. Но большая часть населения, в том числе и зажиточная шили сами. Ворот мужского древнерусского костюма всегда был низкий. Крой рубахи у всех был одинаков. Будь то князь или крестьянин. Отличало древнерусский мужской костюм разных слоев качество ткани,наличие украшений и количество надеваемых рубах.
В поясе всегда прикреплялась калята. Раньше так называли кошелек для денег.

Древнерусские головные уборы

Мужские головные уборы

Народ на Древней Руси отдавал предпочтение шапкам. Меховые, валяные, плетеные разных фасонов.

Обычно это были круглые шапки с меховым ободком. Мех использовали любой: овечий, лисий, песцовый. Помимо шапок носили ободки, повязки и войлочные колпаки.

Внимание

Князья носили соболиные тюбетейки. В них было очень тепло, особенно при долгих походах и во время сражений.

Женские головные уборы

i09.fotocdn.net

Головные уборы так же как и древнерусская женская одежд% были разнообразны, красочны и зависили от статуса и материального положения древнерусской дамы.Женщины на Древней Руси предпочитали головные повязки с вшитыми камнями, атласными лентами.

Молодые незамужние девушки могли позволить себе ходить без головного убора. Распускали локоны или заплетали волосы в косу, надевая лишь ленту вокруг головы.Замужние дамы всегда выходили на улицу в головной уборе. Это считалось обязательным условием. Покрывали голову большим разноцветным платком. Он был настолько большой, что мог спускаться до пят.

В холодную зиму носили круглые шапки с пушистым мехом. Славянки любили украшать шапки камнями, узорами. Поверх шапки надевали длинный красивый платок.В помещении, церкви, гостях, женщины не снимали головный убор. Мужчины должны были обязательно снимать шапку, тюбетейку.

Крестьянская одежда на Руси

Крестьяне носили простую одежду с минимум вышивки. Она не была украшена камнями и лентами. Крестьянский кафтан назывался армяк. Его надевали поверх тулупа, полушубка. Он состоял из воротника и запахивался.Крестьянская шуба — доха. Шуба состояла из кожи, меха животного, которую крестьянские женщины шили сами своим мужьям, детям и себе. Себе женщины шили душегрейку, которая представляла собой теплый полушубок. На работу, повседневную носку надевали длинную без рукавов рубаху.Мужчины-крестьяне носили сермягу. Сермяга — полотняный плащ. Шили его из сукна.Несмотря на всю свою простоту в выкройке и дешевизну ткани, крестьянская одежда была очень теплой и практичной.

Что такое сорока одежда в Древней Руси?

Сорока — это старинная одежда на Руси, которую могли носить как материально обеспеченные люди, так и крестьяне. Представляла собой чехол из бархата, ситца или кумача. Надевалась сорока поверх зимней верхней одежды (полушубка, плаща, кафтана). Согревала в морозные дни, метель.

Свадебный наряд в Древней Руси

Женский свадебный наряд

fs.nashaucheba.ru

Свадебная древнерусская одежда женщин была красивой, аккуратной, настоящим шедевром. Это не обязательно белое платье и белая фата как сегодня. Шили свадебный наряд девушки себе сами. Им помогала мама, бабушка, старшая сестра. Обычно наряд передовался из поколение в поколение. Наряд невесты показывал статус ее семьи. Делился наряд на довенчальный и послевенчальный.Довенчальный наряд невесты представлял собой длинное до пола платье с рукавами в темных тонах. Это было традицией в Древней Руси,потому что считалось, что девушка хоронит свою молодость и переходит во взрослую жизнь. Послевенчальное платье было красивое, яркое, настоящее произведение исскуства. Шили платья, сарафаны из льна, ситца, бархата.

Украшали бисером, лентами, тесьмой, вышывали красивые узоры золотыми нитками. У знатных богатых невест наряд был максимально роскошным. Украшался камнями, жемчугом, поэтому был тяжелым и весил до двадцати килограмм. Часто свадьбы проводили на покров, поэтому у невесты обязательно поверх свадебного платья надевали дорогую шубу с мехом.

На голове обязательно красивый длинный платок, кокошник. На второй день после брачной ночи, невесте надевали на голову кику, которая означала, что теперь она не девушка, а замужняя женщина.
Кика представляла собой открытую корону, украшенную камнями, бисером, жемчугом, тесьмой.

Мужской свадебный наряд

Мужской свадебный наряд состоял из рубахи и штанов. Обычно костюм жениха был белого цвета с красной вышивкой, узором, что символизировало счастье, плодородие в будущем браке. Рубаху жениху шила будуща жена.Штаны жениха были полосатые, широкие, сшитые из сукна, с карманами. Из кармана всегда выглядывал кусочек ситцевого платка, который невеста дарила будущему мужу перед свадьбой. Это тоже было свадебной традицией в Древней Руси. Свадебный наряд дополнял широкий красный пояс из атласа, ситца, а также меховая шуба или кафтан.

Читайте больше о славянских обрядах

perstni.com

«Одежда древних славян» — литература, презентации

Одежда древних славян

Автор: Васяева Ольга Владимировна, учитель русского языка МОУ «РПКГ имени преподобного Сергия Радонежского»

СОЗЕРЦАЯ ПОЛОТНА ЖИВОПИСЦЕВ

Поражаешься могучей изобразительной силе знаменитых живописцев Васнецова, Билибина.

Именно их работы определяют образ нашего далекого прошлого в современном сознании.

Однако художники пользовались в лучшем случае материалами XVI-XVII веков. Между тем, имеющиеся на сегодняшний день данные археологии позволяют довольно точно реконструировать облик наших предков даже отдаленного былинного периода, называемого Древней Русью (то есть до распада Древне русского государства в середине XI в.)

Одежда в те времена несла гораздо большую смысловую нагрузку, чем сегодня, являясь своеобразной визитной карточкой человека.

Недаром существует поговорка о том, что «встречают по одежке…»: по костюму человека современники легко могли определить его происхождение, социальное, имущественное и семейное положение

Из чего же состоял гардероб древних русичей, которые жили в златоглавом Киеве, Новгороде, Владимире и Суздале?

Находки археологов и старинные летописи помогают нам восстановить облик «модниц» Древней Руси.

Женский наряд состоял из длинной рубахи до пят и юбки-поневы

Женский костюм

ПОНЕВА

Понева – древняя одежда. Упоминается еще в письменных источниках домонгольского периода.

Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетенным узким пояском; ее носили только замужние женщины.

Женская рубаха

Была длиннее мужской – она доходила до ступни.

Подпоясывали её расшитым охранительными узорами поясом.

Узорами расшивались горловина, подол и запястья.

На рубаху сверху надевали

девушки – запону , которая была короче рубахи и по бокам не сшивалась;

женщины – разноцветную поневу (юбку), она также не сшивалась по бокам, а стягивалась на талии гашником.

В праздник поверх этих одежд надевался нарядный навершник – длинный, широкий, с короткими широкими рукавами, придававший фигуре особую величавость.

Сарафан входит в широкий обиход не раньше конца XI в., являясь одеждой, заимствованной у скандинавов.

Традиционный русский сарафан – глухой, с пришитыми сверху лямками и одевается через голову.

Скандинавский же сарафан – хрангерок, состоял, как правило, из двух полотнищ, соединявшихся друг с другом и с лямками при помощи парных застежек-фибул скорлупообразной формы.

ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ КОСТЮМА ЯВЛЯЛСЯ ПОЯС

Появиться неподпоясанным считалось неприличным для мужчины и совершенно невозможным для женщины, за исключением определенных культовых обрядов.

На браслете XII в. Сохранилось изображение неподпоясанной девушки с распущенными волосами и длинными рукавами, плывущей в танце. Вероятно, там запечатлена сцена языческого праздника Ивана Купала.

Женские пояса всегда были матерчатыми: тканными или плетенными

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

  • Головные повязки: у женщин это был девичий головной убор, называвшийся «краса». Он представлял собой повязку из яркой дорогой ткани, украшенную как можно богаче. «Красу» часто расшивали серебром, жемчугом или даже золотом.
  • Носили также тонкие металлические венчики – диадемы.
  • Замужние женщины и вдовы всегда покрывали голову «платком-повоем», который также мог богато украшаться.

УКРАШЕНИЯ

  • Из украшений, кроме

браслетов, женщины

носили бусы из цветно

го стекла, хрусталя и

долика и ожерелья, включающие всевозможные украшения-подвески.

  • Дети и женщины надевали привески-бубенчики из бронзы, реже из серебра, привешивающиеся обычно к поясу. Бубенчики, связанные с Богом Грозы Перуном, играли роль оберегов.
  • Типично славянским женским украшением были височные кольца, имевшие различную форму.

Женская обувь

  • Обувь была в основном кожаной.
  • Археологи находят и грубые, скроенные из одного куска кожи, поршни, и изящные, сшитые на колодке башмаки.
  • Вся обувь не имела каблуков.
  • Простонародье охотно обувалось в лапти, не столько по бедности, сколько потому, что эта легкая, удобная и гигиеничная обувь была чрезвычайно удобна, например, при полевых работах

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Основными видами мужскойодежды были рубаха и порты , причем у знати это была нижняя одежда, у народа – основная.

Чем богаче был человек, тем многослойнее был его костюм

Рубаха

Это древнейшая из одежд, ибо её название восходит к древнему слову «руб», то есть «самый грубый».

Рубаха доходила до колен. Имела круглый ворот (иногда прослеживается и воротник- стойка, однако широкое распространение в русском костюме он получает в более позднее время)

Длина рубахи, материал, из которого она сшита, и характер орнаментов определялись социальной принадлежностью и возрастом.

Длинные рубахи носили знатные и пожилые люди.

Более короткие – другие сословия, так как будни народа были наполнены тяжелой работой и одежда не должна была сковывать движений.

Рубаху носили на выпуск и обязательно с поясом.

МУЖСКОЙ ПОЯС

  • Составлял 1,5-2 см в ширину, имел металлическую пряжку и , довольно часто, наконечник.
  • Люди, принадлежащие к полиэтнической культуре – профессиональные воины и вожди купеческих ватаг, любили носить заимствованные у степных воителей наборные пояса – ремни, покрытые серебряными или бронзовыми фигурными накладками.
  • К поясу подвешивались всевозможные необходимые вещи: нож, оселок и др.

Порты , суженые у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали ещё одни – шелковые или суконные.

Они стягивались на поясе шнурком – гашником (отсюда выражение «держать что-то в загашнике»).

Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами или обертывались онучами (куски полотна 2,5 метров), и на них надевали лапти , в ушки которых продергивались завязки – оборы, ими и обвивались онучи.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

  • Из головных уборов можно выделить три типа:

колпак

-шапка

-головная повязка

Колпаки делались цельноваляными из шерсти, полукруглыми или остроконечными. Это очень древняя форма головного убора, являющаяся еще и удобным подшлемником. Колпаки отделывали тесьмой по краю и швам.

Шапка – головной убор полусферической формы, часто из яркой нарядной ткани, отороченный мехом, известна по древним идолам и изображениям князей.

Головные повязки , удерживающие длинные волосы изготовлялись из самых разных материалов: кожи, ткани, бересты.

ОБУВЬ

САПОГИ изначально обувь кочевников, были распространены довольно мало.

ЛАПТИ были:

толстые и тонкие

темные и светлые

простые и с плетёнными узорами

нарядные – из подкрашенного разноцветного лыка.

Обувь надевалась на шерстяные носки-копытца без пяток, вязанные иглой, или портянки. Сверху наматывались шерстяные обмотки-онучи, поднимавшиеся на четверть икры. Мужчины наматывали их поверх штанов, а женщины – на голую ногу.

Верхняя одежда

Верхней одеждой древних руссов являлся плащ прямоугольной формы, длиной обычно до середины икр. Он делался из двойного слоя шерсти, мог подбиваться мехом, богато отделываться по краю тесьмой и вышивкой.

В Х в. У представителей высших слоев общества появляются заимствованные у южных соседей, хазар и алан, кафтаны.

Русские кафтаны были льняными или шелковыми, с разрезами сзади и сбоков, с круглым или стоячим воротом. Кафтаны шились длиной чуть ниже колен или до середины икр.

Русский комплекс костюма, сформировавшийся еще в древности, просуществовал, видоизменяясь и дополняясь, вплоть до наших дней, по-прежнему доставляя собой самобытную, нарядную и очень удобную одежду.

kopilkaurokov.ru

Костюм и украшения восточных славян

Что-то я не на шутку увлеклась этнографией в последнее время)) Этнография — это наука, которая воссоздает, оживляет и сохраняет образ жизни народов, исчезающий не наших глазах. А поскольку раньше традиции соблюдались на протяжении веков — мы можем заглянуть в это окошко и увидеть еще более глубокую древность. Хотя мне больше интересна история украшений — все-таки ее очень трудно вполне понять без контекста. Украшения были составной частью традиционного наряда, а следовательно, культуры и обычаев. Лучше всего сохранялись традиции и древние представления именно в жизни простого народа, если говорить о славянах — то в крестьянской среде. В РЭМ богатейшие коллекции (всего около полумиллиона экспонатов), все экспонаты подлинные, одежде в большинстве случаев более 200 лет. Это, может быть и не такая уж древность, как бы мне хотелось, но зато это то, что можно полностью воссоздать и увидеть.

В РЭМ по вторникам работает лекторий, я хожу на некоторые лекции, рассскажу коротко о последней, на которой была 20 октября «Одежда и украшения восточных славян», которую читала Н.М.Калашникова, доктор культурологии.



С кем поведешься, от того и наберешься)) Недавно я прочла у кого-то, что у современных русских больше общего с угро-финскими народами или с татарами, например, чем с хорватами, поскольку народы, которые живут ближе, многое перенимают друг у друга, да и породняются чаще. Белорусские, украинские и русские костюмы имеют много общего, но и отличаются заметно)) В белорусском костюме ощущается влияние западноевропейского костюма, в украинском — влияние балканских народов, венгров и словаков, в русском костюме 12-14 века чувствуется татарское влияние.

Белорусский костюм

Речь пойдет о русских, украинцах и белорусах. И хотя сейчас пояаилось много противоречивых теорий, но все три народа входили в состав древнерусской общности. В основе всех костюмов рубаха, на которую одевались остальные части гардероба. У женщин это различные по крою юбки, передники и безрукавки, у русских плюс сарафаны. Все восточные славянки носили венцы. Портков женщины не носили. Мужчины носили рубаху навыпуск, поскольку портки имели несовершенный крой, заправлять стали только тогда, когда у штанов появилась ширинка. Носили пояса, особенно важно это было в мужском костюме. Замужние женщины закрывали волосы полностью, считалось, что длинные волосы соблазняют мужчин. Большой неприятностью было оказаться на людях с неприкрытой головой (опростоволоситься), то же самое для мужчин — оказаться без пояса (распоясаться).

Белорусская девушка. Рубаха, юбка и безрукавка — горсет (привет от поляков). Сорочку белорусы называли кашуля, юбку — спадница, шерстяную — андорак, ну и, естественно, поверх всего пярэдник. Для рубах характерны воротнички-стойки и отложные.

Платок модифицировался в «полотенечный» головной убор, чалму своего рода — у белорусов он назывался наметка, а у украинцев намитка (русские назвали бы, наверное, намоткой). Интересно, что по сей день белорусские и украинские женщины красиво завязывают платки и шарфы, что объясняется традицией, впитаной с материнским молоком :)) русские такого головного убора не имели и платки красиво завязывать не научились. Вот так.

Мужчины уходили на заработки в город, поэтому мужской костюм быстрее видоизменяется и приобретает «городские» черты

Костюм — маркер этноса, но также маркер возраста и «семейного положения» — костюм девушки даже отличался от костюма девушки, давшей согласие на брак. Например, в Вологодской области просватанная девушка носила поверх платка колпачок. Головной убор замужней женщины скрывал волосы. Это связано с представлениями о магии волос. Красивые длинные волосы, считалось, оказывают сильное воздействие на мужчин, поэтому женщина должна была воздействовать только на своего мужа, а следовательно, головной убор снимался только дома. Свдебный костюм — вообще отдельная тема. В одежде вдовы затухает цветовая гамма. Интересно, что у многих кочевых народов цветом траура был белый, умершего человека должны были предать земле до захода солнца. Саван делали из его же чалмы, представляющую собой полотнище ткани 12 метров.

Белорусскя изба

В среднем в год снашивалось 30 пар лаптей, поэтому лапти могли плести все, кожаная обувь у славян тоже была. Почему-то на стенде белорусов меньше всего украшений, возможно просто не делали на них упора, а может нет в колекциях музея — судя по фотографиям носили в основном пару ниток бус — в основном коралловые и бело-голубые пастовые. Древние очень красивые находят украшения.

Украинцы в музее показаны на примере 4 групп — черниговщина, волынщина, Львов и Западная Украина, и еще свадебный костюм. За качество фотографий — примите извинения. В Черниговском костюме — на фото поверх рубахи надета плахта — не сшитая юбка из клетчатой ткани, впереди поэтому юбка расходится, поверх нее фартук. Безрукавка красиво вышита, причем вышита только правая сторона, которая видна. Лишних усилий не делали, то же касается и рубах — только видные части вышивались и украшались. Оригинальный платок с кисточками. Безрукавка, которая у белорусов называлась гарсеткой — в украинской одежде называлась кирсетка и имела более сложный крой.

Это Волынь. Как и в других традиционных костюмах много красного цвета, по той же причине, почему украшения красного цвета играли особую роль — они характерны для женской одежды фертильного (детородного) возраста. Намитка тоже «полотенечного» покроя, но по-другому завязана.

Львов

Украинский свадебный костюм. Чтобы невеста больше отличалась от остальных присутствующих — на ней высокий головной убор. Украшения в этом именно случае довольно скромные — всего пара ниток небольших кораллов, более крупные — искусственые,  а самые крупные — деревянные крашеные. Так что невеста, хоть и симпатичная, но из небогатых. Кораллы (и намисто с кораллами) очень характерны для украинских костюмов. В свадебных костюмах много красного цвета, обычай надевать белое платье совсем молодой :)) До последнего времени во многих местностях сохранялась традиция надевать традиционный костюм на второй день свадьбы. Приданое девушке готовили буквально с самого рождения, чтобы показать свое мастерство и готовность к семейной жизни невеста дарила подарки, сделанные своими руками, буквально всем гостям. Цветная обувь популярна в принципе, на свадьбу одевались красные черевички или как на фото — красные сапоги. Красные сапоги характерны и для богатого княжеского костюма.

Это гуцульский костюм, он не только очень красочный,  но и богатый — в руках у женщины дорогие венецианские бусы, продавались во Львове. Головной убор в виде красных плетеных кос из гаруса. Волос почти не видно, но головной убор напоминает прическу. Покрой брюк и обувь отличается большим удобством для ходьбы по горам. Очень широкий пояс, как и борцовские пояса сделан так, чтобы обеспечивать поддержку спины. Широкие пояса характерны для традиционных мужских костюмов. В этом костюме нет передника, поскольку юбка состоит из двух частей — попередницы и позадницы. Теплая верхняя одежда делалась из более теплых тканей, в том числе носили шубы, например гуцулы носили шубу из длинноворсового меха — jyf она называлась гуня.

Русских костюмов в музее больше

Русский костюм очень разнообразен, в зависимости от местности, общий принцип тот же — рубаха, юбка, берукавка, очень распространен сарафан — характерная деталь русского костюма. Для южных областей характерны поневы.

Это платье, характерное для донских казачек. Этот тип одежды заимствован из кавказской одежды.

Это коновал со знаком отличия — своего рода лицензия или отличительный профессиональный знак.

Так обрабатывали лен — в русской одежде использовался лен, конопля и шерсть. Для получения шерсти держали овец. Хотя это больше черта скотоводческих народов.

В поле могли работать в одной рубахе.

На работе в поле межчины могли снимать пояс

Ну а это настоящая джинсовая одежда. Окрашивание с помощью индиго тоже было распространено, так что это совсем не прерогатива американского континента. Не Левис, но вполне себе настоящая джинсовая ткань — носили в деревне на работу.

Городской костюм отличался от деревенского. Что касается украшений — височные кольца постепенно сползли вниз и превратились в украшения наушные — серьги. Для славян характерны гривны, которые были распространены также и у других соседних народов, у тех же скифов и скандинавов. Археологи находят створчатые браслеты, на которые зачастую нанесены рисунки с изображениями ритуалов, возможно русалий, постепенно символика и рисунки приобретают христианский смысл. Вышивки, манжеты и орнаменты — отдельные большие темы. Если есть желание глубже вникнуть в тему — можно почитать работы Масловой, Шенгиной и Сосниной, много интересного можно найти в библиотеке Театрального музея (рядом с Александринским театром).

Я не пыталась здесь изложить подробно мнение Н.М.Калашниковой, для этого лучше почитать ее работы, например «Имидж и семиотика народного костюма». Нас она порадовала, покзав результат творческого подхода к созданию своих собственные ювелирных украшений, представляющих собой реконструкцию археологических славянских оригиналов. Кстати, в Этнографическом музее продаются работы Алешина, новгородского мастера-реконструктора.

Немного о реконструкции ювелирных украшений в Финляндии писала здесь

world-jewellery.livejournal.com

Древняя Русь: одежда. Одежда на Руси: женская, мужская, детская

Историки не пришли к единому мнению относительного того, как выглядела русская одежда праславянской эпохи, так как в тот период племена проживали преимущественно вдали от торговых путей, часто в лесной местности и изоляции. Однако существуют предположения, что наряды в те времена были простыми и достаточно однообразными. Последнее обуславливается тем, что надомное производство ткани было по тем временам достаточно трудоемким, так как не было практически никаких технических средств для изготовления предметов гардероба.

Про древнюю одежду сохранилось мало информации

Государственное образование Древняя Русь, одежда населения которой становилась все разнообразнее по мере контакта с другими народами, начало оформляться к девятому веку нашей эры. До этого периода данные о внешнем виде славян минимальны, так как предметы гардероба в тот период выполнялись из натуральных материалов, органические остатки которых долго не сохраняются. Кроме того, нужно учитывать, что в 6-9 веке нашей эры у праславян был обычай сжигать тела перед захоронением, поэтому в могильниках находят в основном остатки оплавленных украшений или металлических элементов одежды. Археологам повезло только несколько раз, когда они, например, при раскопках на Старой Ладоге нашли остатки кожи, которая позволила восстановить внешний вид рукавиц и подобия сапог-чулок, которые носили наши далекие предки.

В бой в одних штанах

В иностранных письменных источниках до 10 века нашей эры нет упоминания о том, как выглядели славяне и русская одежда. Об этом не пишут ни византийские авторы, ни арабские источники. Только П. Кесарский в шестом веке упоминал, что славяне (с Балкан) ходят в бой в одних штанах укороченного фасона, без плаща или хитона сверху. Позже, когда славяне обрели новый вариант письменности, у ученых на основе письменных источников появилась возможность определить, как же выглядели в тот период люди, во всяком случае самые именитые из них.

Цари носили рубахи

Как выглядели те, под чьим управлением находилась Древняя Русь? Одежда князя Святослава Ярославовича, представленная на изображении в Изборнике 1073 года, отличается простым покроем. Это длинная, ниже колен, рубаха, на которую сверху накинут плащ с застежкой на плече. На голове у князя шапка, предположительно с меховой оторочкой, на ногах остроносые сапоги. Члены его семьи, стоящие рядом, также носят рубахи, подвязанные поясами. У жены Святослава рубаха почти до пола, на голове платок. Детская одежда на маленьком ребенке является уменьшенной копией взрослой. Сыновья Ярослава одеты в подобия кафтанов с воротниками и, скорее всего, носили так называемые «порты» — достаточно узкие штаны с завязкой на бедрах. Предметы гардероба на изображении окрашены в красновато-коричневые тона.

Одежда изготавливалась на ткацком станке

Специалисты предполагают, что легкая одежда Киевской Руси в массе своей была белого цвета, так как с доисторических времен славяне изготавливали предметы гардероба из льна и конопли, которые давали белое волокно (или сероватое, при недостаточной отбелке). Уже в 6-9 веках племена Северной Руси знали, что такое ткацкий станок вертикального типа, а на юге нашли предметы, относящиеся к 9-10 векам, которые свидетельствовали о возможных работах на горизонтальном ткацком станке.

Помимо льняных и конопляных тканей, славяне активно использовали и шерстяные, остатки которых находили в восточнославянских курганах. Кроме того, из-за климатических особенностей огромной популярностью пользовалась меховая одежда. Портные того времени уже обладали умением сшивать между собой несколько шкур для получения вещи большого размера. На «шубы» чаще всего шли шкуры волков, медведей, баранов, а отделка (подкладка) выполнялась из соболя, выдры, бобра, белки, горностая, куницы. Конечно, в дорогих мехах ходили только представители знати. На Руси умели обрабатывать и кожи различных животных (дубление растительными элементами и др.), поэтому мужская одежда на Руси включала в себя поясные ремни, рукавицы и кожаную обувь (для некоторых представителей населения). Славяне чаще носили кожаные изделия из кож коров или коз, чем из лошадиных шкур.

Даже в морозы, вероятно, носили лапти

Во что была обута Древняя Русь? Одежда из природных материалов у большей части населения здесь в холодное время года дополнялась… лаптями и обмотками на ноги, которые являются древнейшим видом обуви (летом, скорее всего, ходили босыми). Специальные крючки для плетения лаптей археологи находят еще на неолитических стоянках, поэтому с большой вероятностью эти модели носили и славяне, и праславяне. Лапти изготавливались, как предполагается, из коры различных пород деревьев и были весьма неизносостойкими. В более поздний период было установлено, что зимой мужик снашивал лапти за десять дней, а в летнюю страду – меньше, чем за неделю. Тем не менее в такой обувке маршировала даже Красная армия в 30-х годах 20-го века, и заготовкой лаптей в военных целях занималась специальная комиссия – «Чекволап».

В храм – только в славянской одежде!

Славяне, которыми была населена Древняя Русь (одежда и обувь которых не отличалась большим ассортиментом), тем не менее уважительно относились к своему простому гардеробу. К примеру, в «Слове Данилы Заточника» указано, что «лучше бы мы видели свою ногу в лыченице (лапте) в твоем доме, чем в червленом сапоге на боярском дворе». А предводитель чешских славян Само известен тем, что не пустил к себе на прием посла немецкого короля Дагобера, пока тот не переоделся в славянскую одежду. Такая же участь постигла и представителя епископа, немца Гериманна, который, перед тем как посетить храм Триглава в местечке Щетино, должен был переодеться в славянский плащ и шапку (1124 год н. э.).

Женщины всегда любили украшения

О том, как выглядела женская одежда на Руси в самом начале зарождения русской государственности, археологи затрудняются сказать. Предполагается, что по фасону она не очень отличалась от мужской рубахи, только была, может быть, более богато украшена вышивкой и более длинной. На голове женщины носили прообразы кокошников, височные кольца, на шее — часто синие или зеленые стеклянные бусы. Реже встречались браслеты, перстни. В зимний период дамы надевали шубы, а также накидки с завязками, наподобие передников – «понявы», которые защищали нижнюю часть тела сзади и с боков. Их наличие зафиксировано уже в 11 веке нашей эры.

Влияние других государств

По мере того как развивались контакты между другими странами и государством Древняя Русь, одежда славян становилась более разнообразной за счет новых тканей, заимствования фасонов и разделения общества на разные слои. К примеру, в домонгольской Руси (10-13 век) внешний вид русской знати больше соответствовал византийским традициям с их длинными ниспадающими рубахами, плащами с застежками. А у простого народа, в частности у женщин, подобные тенденции подчеркивались «запоной» — простым куском ткани, сложенным вдвое, с отверстием для головы, который надевался на основную рубаху и подпоясывался (боковых швов у запоны не было). По праздникам же дамы носили «навершники» из тканей с вышивкой, которые надевались поверх запоны или рубахи и представляли собой туники без пояса с широкими рукавами. Почти вся одежда времен Киевской Руси надевалась через голову и не имела собственного воротника (были накладные).

Одежда монгольских войнов

Татаро-монгольское нашествие оставило определенные заимствования в сфере материальной культуры, которые повлияли на то, какой была одежда на Руси в последующие века. Многие предметы гардероба монгольских воинов появились потом у русских мужчин, включая сапоги с войлочными чулками, шапку-ушанку, шубу из двух слоев меха (наружного и внутреннего), шаровары, армяки, тюбетейки (тафьи), пояса-кушаки и др.

Чем отличалась одежда Московской Руси от одежды Киевской Руси?

Одежда 15 века, когда татаро-монгольское иго было свергнуто, и Русь стала Московским княжеством, изменилась в соответствии с эпохой, но преимущественно для бояр, дворян и посадских людей. В этот период в костюме сохранялись основные черты костюма Киевской Руси – рубаха и порты для мужчин, неотрезной крой предметов гардероба, значительная длина, однако появились признаки новой моды. К ним, в частности, можно отнести присутствие в гардеробах распашной одежды. У женщин она расстегивалась до низу, у мужчин – до пояса и снабжалась в первое время застежкой «встык» посредством навесных петель. В дальнейшем образовался заход правой полы сверху на левую, что объяснялось удобством таких застежек для мужчин в сабельных боях.

Фальшивые рукава и вышивка золотом

Приблизительно в этот период появляются нефункциональные элементы в одежде знати. К ним можно отнести каркасные многослойные воротники и откидные рукава, которые, например на охабне, завязывались на спине, подчеркивая то, что владелец одежды не занимается тяжелым трудом. Богатые люди могли носить на себе несколько слоев одежды даже в жаркое время года. При этом предметы гардероба часто были полностью застегнуты на застежки. Последнее обусловило то, что на одежде было много элементов ювелирного уровня, в том числе украшение жемчугом, драгоценными камнями, вышивка золотой и серебряной проволокой, пуговицы из золота, серебра, эмали и драгоценных камней.

Были в русском гардеробе того времени и предметы, которые могли подчеркивать те или иные свойства фигуры. К ним можно отнести поясную сумку-кошелек («калита»), которую воины носили на талии при стройной фигуре, а бояре — на линии бедер со значительным напуском одежды, так как полнота в этой среде ценилась очень высоко, как признак сытой жизни.

Как выглядела детская одежда периода Московской Руси – неизвестно. Скорее всего, она была опять же упрощенной копией взрослых моделей. А вот образцы дамской моды того времени вдохновили многих художников на создание живописных шедевров (Коровин, Репин, Суриков). В основе всего гардероба опять же лежала рубаха, расширенная книзу за счет клиньев (ширина могла доходить внизу до 6 метров!). Ее шили из хлопковых или шелковых тканей (простые люди — опять же из льна) и собирали по горловине.

Модный костюм… весом в 15 килограмм

Поверх рубахи надевался сарафан из яркой ткани с вертикальной вышитой полосой посредине, который держался на узких лямках и часто подвязывался под грудью. Верхняя женская одежда на Руси 16 века была представлена «душегреей» из ярких тканей, которая также держалась на плечах на лямках. Во времена Московской Руси дамы продолжали носить старинные элементы одежды – поневу, передник, запону и др. Представительницы же богатых семей надевали «летник», часто с бобровым воротником-ожерельем, телогрею из меха. Из головных уборов популярностью пользовалась «кика» — обтянутый тканью обруч и кокошник, в зимнее время – колпак с отделкой. Одежды боярынь почти всегда были неприталенными, сшитыми из дорогих тканей с многочисленными вышивками, и их вес мог доходить до 15 килограмм. В таком одеянии дама представляла собой статичную, степенную, отчасти монументальную фигуру, что соответствовало моде и нормам поведения того времени.

Одежда 17 века в России в общем и целом была похожа на одежду предыдущих веков, но появились и некоторые новые конструктивные элементы. К их числу можно отнести вхождение в моду широкого рукава, присборенного на запястье у женских рубах, широкое распространение шушунов – сарафанов, к которым сзади пришивались два фальшивых длинных рукава. Историки отмечают, что с 17 века пришла мода на оформление полосой подола сарафана и ее исчезновение с переднего полотнища. Иностранная мода Русь в этот период касалась мало, популярностью пользовались только новые ткани и отдельные элементы, вроде польского кафтана. Стоит отметить, что русское общество активно противостояло внедрению Петром Первым в начале 18 века «немецкой» моды, так как предлагаемые наряды, прически и образ жизни не соответствовали многовековому укладу и тенденциям в русской одежде.

fb.ru

Историческая одежда древних славян в 3 в. до н.э.

Нынешние представления о том как одевались древние славяне, особенно в ранний период (1-5 век н.э.) весьма далеки от исторических реалий. То же касается времени 6-9 веков. Как правило славян той поры изображают в одеждах 11-13 веков, похожих на варягов или франков той поры, или согласно поздним византийским и арабским описаниям, не соответствующим историческому периоду раннего славянства. Это порождает массу придуманного, лубочного искусства, создание не существовавших у славян одежд римского, византийского, германского, сарматского покроев, аналогов одежд более позднего времени. 

В 3 в. до н.э. — 3 век н.э. на территории западной и центральной Украины и южной Белоруссии, территории Польши распространются культуры ранних славян: зарубинецкая археологическая культура, Пшеворская археологическая культура.

Ранние славяне на рубеже эр — зарубинецкая и пшеворская культуры (3в.до н.э — 3 в.н.э.) 

Территория этих двух культур, по мнению большинства учёных-славистов, есть прародина древних славян.. Интересна научно-художественная реконструкция славянской одежды этих ранних славян на основании данных археологии.

Будничная и праздничная одежда ранних славян зарубинецкой культуры (3 в. до .н.э.- 3 в.н.э.)

Интересна одежда следующих периодов славян, культурно плавно перетекавших одна в другую на протяжении 3 — 7 веков н.э. Это период развития черняховской культуры (2 — 4 в.н.э.), киевской культуры (2-5 в.н.э.), пражско-корчацкой культуры (5-7 в.н.э.), суковско-дзедзицкой культуры (5-6 в.н.э.), пеньковской культуры (5-7 в.н.э.), колочинской культуры (4-7 в.н.э.).

Славянские культуры 3-4 веков н.э. (по Седову)

Одежда славян черняховской культуры (общинник, князь, женщины) — 2- 4 веков н.э.

Одежда антов (киевской и пеньковской культуры: 1 — княжеская погребельная, 2 — княжеская обыденная, 3 — общинников 5 — 7 веков)

В последующем эти культуры переросли в свои региональные варианты, известные как Роменско-Борщевская культура (левобережья Среднего Днепра 8 — 10 в.н.э.), Луки-Райковецкая культура (правобережья Днепра и Западного Буга 7-10 веков), Волынцевская культура (междуречья Днепра и Дона 7-9 в.н.э.).

Карта славянских культур 8-9 в.н.э.

Одежда этого периода притерпела определённые изменения. Как и прежде, она была простой, удобной, не показной, скромной.
Словяне до 8-9 века избегали розкоши, чрезмерного увлечения украшательством.

Носимые украшения носили преимущественно обрядовый характер и изготовлялись из недорогих металлов.
Славяне (до привнесения в их среду византизма в 10 веке) избегали золотых украшений, золотых вещей, накопления золота. Новые веяния Рюриковичей в конце 10 века изменили такое отношение к золоту, которое считалось носителем зла (зло-то).

Народная одежда волынян и полян 6-9 веков

Женская одежда волынян и древлян 6 -9 веков

Новое время, время распада единого славянского мира, время Рюриковичей, время после крещения Киевской Руси, принесло значительные изменени в быте и одежде славян. Эти изменения были вызваны вмешательством во внутреннюю жизнь славян иных культур: норманско-варяжской, византийской, позже, финно-угорской, западноевропейской, тюрской и т.п.
Но это другой расказ.

О одежде древних славян можно прочитать:

в статье «Одежда Славян 6-9 век» на — http://swordmaster.org/2011/11/03/odezhda-slavyan-6-9-vek.html
в стать «Одежда славян и их предков» на — http://colovrat.at.ua/publ/2-1-0-54

Похожие статьи:

История → Общинное устройство славянских племен

История → Куликовская битва и Куликово поле

Традиции → Обряды славян

Традиции → Славянские заговоры

Культура → Дни славянской письменности и культуры традиционно пройдут в Москве

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *