Ис 8 – Танки Серии ИС 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8, Обзор Технических Характеристик ТТХ, История Создания и Боевое Применение Семейства, Чем Отличаются Модификации

Содержание

ИС-8 – Советский серийный тяжелый танк послевоенного периода, также известный как Т-10 или ИС-5.

История создания ИС-8

Поводом к началу разработки данного танка стало требование создать машину по самым новейшим технологиям, с хорошим будущим потенциалом к улучшению и модернизации. На то время на вооружении СССР состояли танки ИС-2, ИС-3 и ИС-4, которые такими качествами не обладали. И еще одно из немаловажных требований к танку — он должен был весить не более 50 тонн. Несмотря на то, что работы над танком начались еще в 1948 году, официально работы были начаты только 18 февраля 1949 года.

Главный конструктор — Ж. Я. Котин. В апреле были нарисованы последние чертежи и ТТХ танка. Тогда он получил заводское название – «Объект 730». У танка был «щучий нос», который показал себя как самое рациональное расположение бронелистов. После этого сразу же приступили к постройке деревянного макета в натуральную величину. Комиссии танк очень понравился.

Следующим этапом стала постройка опытного образца. Еще до вывода прототипа на государственные испытания появилось постановление о постройке малой серии в 10 танков для полной проверки возможностей серийной машины. В апреле 1950 года все 10 танков были готовы к испытаниям в подмосковной Кубинке. Комиссия заметила большое количество недостатков, которые планировалось ликвидировать. Их было настолько много, что после доработок танк был переименован сначала в ИС-9, а потом и в ИС-10. Эти доработки заставили задержать принятие танка на вооружение на 3 года. Когда умер Сталин, танк было решено переименовать в Т-10 по понятным причинам.

15 декабря 1953 года танк был принят на вооружение СССР, он производился до 1966 года. Состоял на вооружении Российской федерации до 1993 года.

Вооружение

Сначала на пушке стояло орудие Д-25ТА (Различие от Д-25Т в скорострельности (до 4 выстрелов в минуту) и прицельной дальности в 5000м), но с появлением Т-10М стало устанавливаться орудие 2А17.

  • Масса орудия, кг – 2785
  • Боекомплект, сн. -30
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда,  м/с, — 950
  • Начальная скорость полета подкалиберного снаряда,  м/с, — 1575
  • Начальная скорость полета осколочно-фугасного снаряда, м/с, — 865
  • Максимальная дальность полета осколочно-фугасного снаряда, м – 16500
  • Прицельная дальность, м, — 4000
  • Углы вертикальной наводки, град.: -5°..+20°
Бронепробиваемость

Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.

  • Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 214/90°
  • Подкалиберный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 320/90°
  • Кумулятивный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 450/90°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 4
Дополнительное вооружение

Один ДШКМ был спарен с орудием, а другой установлен на крыше башни в качестве турели.

Тактико-технические характеристики

  • Масса, т — 50
  • Экипаж, ч — 4.Командир, Наводчик, Заряжающий, Механик-водитель.
  • Длина корпуса, мм  — 7250
  • Ширина корпуса, мм — 3380
  • Высота, мм  — 2450

Бронирование

Лоб корпуса (верх), мм/град.60 / 78+45°120 / 55+40°
Лоб корпуса (низ), мм/град.120 / 50°
Борт корпуса (верх), мм/град.120 / 47°80 / 62°
Борт корпуса (низ), мм/град.80 / 10°
Корма корпуса, мм/град.50—60
Днище, мм16
Крыша корпуса, мм30
Лоб башни, мм/град.201 / 24°170 / 38°129 / 54°
Борт башни, мм/град.148 / 45°122 / 55°102 / 65°
Корма башни, мм/град.50
Крыша башни, мм40

 

Ходовые качества

  • Мощность двигателя, л. с. — 700
  • Максимальная скорость, км/ч — 42
  • Запас хода по шоссе, км — 200
  • Удельная мощность, л. с./т  — 14
  • Преодолеваемый подъём, град.  — 32°

Модификации и машины, созданные на базе ИС-8

  • Т-10А — Новое орудие Д-25ТС. Множество других прицелов, новый стабилизатор вертикальной наводки. Принят на вооружение 11 июня 1956 года.
  • Т-10Б — Новый стабилизатор и прицел наводчика. Принят на вооружение в 1957 году.
  • Т-10БК – «Командирский» вариант Т-10Б. Добавлена вторая радиостанция. Принят на вооружение вместе с Т-10Б.
  • Т-10М — Новое орудие 2А17. Новые пулеметы КПВТ. Лобовое бронирование башни возросло до 250 мм. Новый двигатель мощностью в 750 л.с. Приборы ночного видения. Противоатомная защита. Система дымовых завес. С 1962 года новая коробка передач. С 1963 года система подводного вождения, позволявшая погружаться до 5 метров. Было еще несколько дополнений, которые увеличили максимальную скорость танка до 50 км/ч. Принят на вооружение 26 сентября 1957 года.
  • Т-10МК – «Командирский» вариант Т-10М. Добавлена вторая радиостанция. Принят на вооружение вместе с Т-10М.

Машины на базе ИС-8

  • «Объект 268» — ПТ-САУ. Не принята на вооружении по причине недостаточной огневой мощи.
  • «Объект 27» — Опытная передвижная атомная электростанция. Принята на вооружение в 1960 году.
  • РТ-15 — Самоходная пусковая установка ракетного комплекса. Принята на вооружение в 1966 году.
  • «Объект 282» — Опытный советский тяжелый ракетный танк. На вооружение не принят по причине отмены всех работ над тяжелыми ракетными танками.
  • «Объект 271» — Самоходная артиллерийская установка особой мощности. Орудие калибра 406 мм. Стрелял ядерными снарядами. На вооружение не принята по причине разрушения ствола и базы танка при выстреле.
  • «Объект 273» — Самоходная 420-мм миномётная установка. Не принята на вооружение по причине слишком сильной отдачи, при которой могли повредиться некоторые элементы машины.

Фотографии танка

Память о танке

Так как ИС-8 был выпущен достаточно поздно, он сохранился во множестве городов России, Белоруссии и Украины, как в музеях, так и в качестве памятников.

  • В Белоруссии его можно увидеть в Минске и в д. Короватичи;
  • В России танк стоит на постаменте в Москве, Омске, Ульяновске и многих других городах;
  • В Украине он установлен в Луцке, Комсомольске, Кривом Роге и т.д.

Танк в культуре

ИС-8 присутствует в игре World of Tanks в качестве советского тяжелого танка 9 уровня.

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

ИС-8: обзор танка.

2 Август 2012, 13:00 KampfGeist 14 701

В этом обзоре мы представляем Вам танк  ИС-8 таким, каким Вы его еще никогда не знали. История создания, годы службы в вооруженных силах, общая оценка проекта, а также его реализация в игре «World of Tanks».

 

 

Последний «Сталин»…

ИС-8 (объект 730) – последний советский тяжелый танк, венчающий собой серию танков ИС, бравшую свое славное начало еще в далеком переломном 1944-м. Причиной создания танка являлось то, что его прямой предшественник, ИС-7, был настолько тяжел, что попросту не годился для ведения потенциальных боевых действий в окружающих условиях. ИС-7 был создан, скорее, для устрашения.

ИС-8, основными требованиями к которому были снижение веса при той же броневой защите, а также усиление огневой мощи, вышел намного практичнее и эффективнее, пусть и не так устрашающе. Танк производился в период с 1954 по 1966 годы. Общее количество экземпляров, выпущенных в этот период, по разным данным составляет до 8 000 штук. На вооружении состоял вплоть до 1993-го года.

Отличительными его особенностями, как для тяжелого танка, на то время была достаточно высокая скорость и маневренность, хорошая броневая защита, достигнутая использованием новых сплавов броневой стали, а также инновационными решениями в форме бронелистов лобовой части корпуса («щучий нос») и крупнокалиберное орудие с высоким пробитием и неплохой точностью и достаточной скорострельностью. Внешне танк имел низкий силуэт, что способствовало использованию даже небольших складок местности и насыпей для укрытия, затрудняло сделать точный выстрел по нему, а также обеспечивало низкую заметность.

Уязвимыми местами танка традиционно стали борта и корма. Обтекаемая башня с достаточной толщиной брони была практически неуязвима, НЛД танка имел достаточный угол наклона и толщину, чтоб выдержать попадание среднестатистических орудий того времени.

 

«Щучье» оружие Сталина…

Что же ожидает любителей советской техники в игре? Ощущения складываются весьма неоднознгачные по нескольким причинам: изначально временными рамками игры принимался период с начала 30-х до начала 50-х годов. То есть так, чтоб охватить приблизительно одну эпоху, не затронув достижения военной промышленности нового поколения.

Однако, ИС-8 является ярким представителем именно последнего. И, чтобы не нарушать концепций игры, разработчиками было принято решение адаптировать танк. Известно, что игра не учитывает качество бронестали, а так как у ИС-8 её толщина всего 120 мм (лоб корпуса), то даже существующие углы наклона порой не помогают. Таким образом, один из лучших тяжелых танков всех времен и народов был превращен в баночку из под пива. Реакция игроков была вполне аргументирована и объяснима, ведь многим игра пришлась по душе своей тематикой, такой близкой для нас. Но, концепция аркады предусматривает совершенно другие понятия о правильности того или иного решения.

Тем не менее, ИС-8 сохранил множество других своих преимуществ: танк, пожалуй, единственный из ТТ, имеет скорость и маневренность, сопоставимые с СТ (а в некоторых сравнениях и лучшие) и прекрасное орудие, позволяющее не придавать такого значения уязвимым местам врага, как раньше.

Исходя из набора преимуществ и недостатков, мы можем судить и о тактике применения танка, с которой он сможет максимально себя реализовать в бою. Основываясь на принципах игры, сразу стоит сказать, что ИС-8 скорее СТ, чем ТТ. К этому располагает количество ХП танка, меньшее чем у одноклассников, его ходовые качества и толщина брони. Однако, на фоне СТ9 (особенно после введения СТ 10), танк все же имеет небольшое преимущество в ХП, аналогичную маневренность и полное преимущество в орудии (пробиваемость, урон). Таким образом, ИС-8 вполне может составить компанию СТ и возглавить их групповой прорыв, создав количественный и качественный перевес в пользу своей команды (или наоборот, уровнять силы, если союзных СТ оказалось меньше, чем вражеских).

Однако, такое решение лишает команду одного ТТ, пусть даже ИС-8 можно им считать отчасти. Соответственно, «тяжелой» части команды придется тяжелее, если изначально количество ТТ в командах было равное. И если игрок на ИС-8 все-таки решается на прорыв с СТ, то этот прорыв должен нести молниеносный и решительный характер. Ведь ТТ,  оставшиеся в меньшинстве, скорее всего не смогут обеспечить очень много времени союзным СТ на прорыв.

В случае, если ИС-8 принимает решение идти в группе с ТТ, то необходимо помнить несколько само собой разумеющихся правил выживания в бою с ТТ:

— помните о толщине своей брони и по возможности укрывайтесь за спинами более бронированных союзников, выжидая, когда враг выстрелит, чтоб, воспользовавшись его перезарядкой, сделать выстрел безнаказанно.

— помните о своей маневренности: возомните себя французом – подождите, пока завяжется основной бой между ТТ и жальте врагов в борт, в корму, вовремя уходя от возмездия, пользуйтесь тем, что они отвлечены на союзных Вам ТТ. Таким образом, враг будет разрываться между вами двоими и не сможет вовремя повернуть пушку в нужном направлении. Не обращать внимания на Вас враги не смогут ввиду Вашего прекрасного пробития и ощутимого урона.

 

Дополнительное оборудование.

Среди дополнительного оборудования и исходя из основной тактики танка, в первую очередь стоит обратить особое внимание на просветленную оптику и досылатель, так как на своем уровне ИС-8 имеет сравнительно низкий обзор, а преимущество в скорострельности – это всегда огромный плюс. Третьим модулем будет полезно поставить стабилизатор наводки, так как танк не настолько тяжел, чтоб более-менее точно стрелять на ходу или сразу же после остановки. А этим Вы будете заниматься подавляющее количество времени, к примеру, в городе, как было описано выше.

Неплохая точность орудия, более-менее быстрое сведение и скорострельность располагают и к другому виду тактики ведения боя. Танк способен «снайперить». Тогда Вам, скорее, вместо стабилизатора наводки будет более полезен вентилятор. И вот почему:

— Вы будете производить выстрел из стоячего состояния в полном сведении.

— Вентилятор позволит поднять абсолютно все умения экипажа. Это будет еще и дополнительная прибавка к влиянию досылателя и оптики. Стереотрубу ставить не советую, так как Вы все же танк, а не ПТ.

 

Умения…»Тот, кто не разб

mirtankov.su

Тяжелый танк Т-10 » Военное обозрение

В конце 40-х годов с тяжелыми танками в Советской Армии сложилась достаточно странная ситуация. На вооружении состояли три типа — ИС-2, ИС-3 и ИС-4, каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжелой машины на перспективу. В связи с этим в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новую машину.

Основным требованием являлось ограничение боевой массы — не более 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР. Главным конструктором, ответственным за объект 730 (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Я. Котина. Официально машина получила название ИС-8.


В апреле 1949 года был разработан техпроект. Сейчас уже неизвестно, от кого исходила эта идея, но объект 730 стал прямым развитием линии танка ИС-3. Форма корпуса, особенно характерный «щучий нос», литая башня обтекаемой-формы вызывали прямые ассоциации с ИС-3.

В мае для отработки основных функциональных решений построили деревянный макет в натуральную величину, а затем в опытном цехе началось изготовление первого прототипа ИС-8. После проведения заводских испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворила техзадания, и было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Они прошли еще два этапа заводских испытаний в 1949 году, после чего в апреле — мае 1950 года на НИБТ полигоне в подмосковной Кубинке состоялись госиспытания.

По их результатам Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство ИС-8, но с доработками. В частности, недостаточным признали ресурс двигателя. Поэтому летом 1950 года в районе города Мары в Туркмении были проведены испытания на гарантийный ресурс двигателя, а осенью — войсковые испытания. Однако, не все было хорошо с новой машиной: пришлось производить много доработок, вследствие чего танк прошел большой цикл повторных и контрольных полигонных и заводских испытаний, которые закончились только к декабрю 1952 года. При этом проект менялся несколько раз, в результате чего машина получила сначала индекс ИС-9, а затем и ИС-10.

В марте 1953 года умер И. В. Сталин, после чего аббревиатура «ИС» канула в лету. В конце года танк был принят на вооружение Советской Армии уже под обозначением Т-10. Сварной корпус его имел сложную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта составные, из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса был выполнен откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии. Днище корпуса штампованное, корытообразной формы. В задней части (под силовой передачей) днище плоское. Жесткость днища усиливалась также вваренными в него кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов в днище имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или пробками на резьбе. Место механика-водителя находилось впереди по оси машины. Для посадки имелся люк треугольной формы, закрываемый сдвижной крышкой. Наблюдение за местностью механик-водитель вел через три прибора: один из них ТПВ-51 устанавливался в крышке люка, два других ТИП — в окнах верхней части лобовых листов корпуса.

Башня литая, обтекаемой формы с переменными углами наклона стенок и переменной толщиной от 250-мм в носовой части до 40-мм на литой части крыши. Башня устанавливалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса танка. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого листа и вваривалась в крышу. В этом листе справа располагался люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемета. Слева располагался люк, над которым размещалась командирская башенка. В передней части люка командира танка находился прибор наблюдения ТПКУ, а по окружности верхнего погона башенки — семь приборов наблюдения . Кроме того, в башне имелись еще три прибора ТПБ-51: один для наводчика и два для заряжающего. Механизм поворота башни планетарный, с самотормозящей червячной парой, с ручным и электрическим приводами.

122-мм танковая пушка Д-25ТА с длинной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-мм пулемет ДШКМ были установлены в литой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2-27 составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня 15000 м. Заряжание облегчалось за счет применения механизма досылания. Скорострельность при этом составляла 3—4 выстрела в минуту, а при заряжании вручную 2—3 выстрела в минуту.

На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ, снабженный коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, размещенных в хомутиковых и лотковых укладках. Боекомплект пулеметов насчитывал 1000 патронов, 300 из них к спаренному пулемету были уложены в шести штатных патронных коробках, а 150 к зенитному пулемету — в трех специальных патронных коробках, 550 патронов боекомплекта находились в цинковых коробках. 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-12-5 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 см3 и максимальной мощностью (без воздухоочистителя и противодавления на выпуске) 700 л. с. при 2100 об/мин устанавливался на постаменте, состоявшем из четырех кронштейнов, приваренных к бортам и связанных между собой продольными угольниками.


Двигатель В-12-5 относился к дизелям типа В-2. Его основные особенности: установка центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, что позволило увеличить его мощность; установка на верхнем картере двигателя двух суфлеров; оборудование двигателя комбинированным масляным фильтром Кимаф-3; наличие двойного подвода масла к коленчатому валу; установка маслозакачивающего насоса с электромотором для обеспечения двигателя смазкой при запуске; наличие привода для электротахометра; отсутствие выпускных коллекторов. В топливную систему танка входили три внутренних бака — два задних емкостью по 185 л и один передний на 90 л. Все три бака соединялись между собой трубопроводами, а передний соединялся также с топливораспределительным краном. На крыльях в корме танка было установлено по одному наружному топливному баку емкостью по 150 л каждый. Наружные баки подключались к топливной системе танка. Таким образом, общая емкость всех баков составляла 760 л.

Начиная с июня 1955 года устанавливались внутренние задние топливные баки емкостью 270 л каждый. Вследствие этого общая емкость баков возросла до 930 л. На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа. Система охлаждения жидкостная, закрытая, эжекционная. Запуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 или сжатым воздухом.

Ведущие колеса заднего расположения имели съемные венцы с 14 зубьями. На каждом борту было 7 литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и три поддерживающих катка. Подвеска независимая, с пучковым торсионом и упругим упором. Пучковые торсионы имели 7 стержней с шестигранными головками. Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Каждая гусеница состоит из 88 траков шириной по 720-мм с шагом 160-мм.

На танке устанавливали радиостанцию 10РТ-26Э и внутреннее переговорное устройство ТПУ-47-2 на четыре абонента. В 1955 году были созданы две опытные машины — объект 267 сп.1 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и объект 267 сп.2 с двухплоскостным стабилизатором. Годом позже эти новшества были внедрены на новой модификации Т-10А (объект 730А). Пушка со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган» получила обозначение Д-25ТС. На Т-10А вместо прицела ТШ-2-27 установили перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Механик-водитель получил активный прибор ночного видения ТВН-1 и для ориентации гирополукомпас ГПК-48. В результате установки пушки с измененными приводами, а также для улучшения бронезащиты башню и маску орудия модернизировали.

Для уменьшения загазованности боевого отделения на стволе пушки был установлен эжектор. Дополнительно ввели механизм досылания снаряда и заряда, новый подъемный механизм со сдающим звеном и гальваноударное устройство в затворе. В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-10Б (объект 730Б). Основное ее отличие — применение уже двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14. В остальном танк был подобен Т-10А. Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками.Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. (В 1955 году прототип этой пушки установили на опытном объекте 264, а чуть позже на объекте 265 испытали орудие с улучшенными точностными характеристиками.)

Вместо пулеметов ДШК, как на предыдущих моделях, были установлены 14,5-мм КПВТ — спаренный с орудием и зенитный. Новый танк — объект 272 — также оснастили полным комплектом ночных приборов: командирским ТКН-1Т, наводчика ТПН-1-29-14 («Луна II») и механика-водителя ТВН-2Т. Наведение спаренного пулемета осуществлялось с помощью прицела Т2С-29, имевшего для этого специальную шкалу. Зенитный пулемет оснащался коллиматорным прицелом ВК-4, а для стрельбы по наземным целям — оптическим прицелом ПУ-1. Боекомплект состоял из 30 выстрелов с осколочно-фугасной гранатой и бронебойно-трассирующим снарядом и 744 патронов к пулеметам КПВТ.

В двигатель В-12-6 по сравнению с В-12-5 были внесены изменения в конструкцию картера, коленчатого вала, поршней, цилиндров и т. д. Мощность двигателя составляла 750 л. с. при 2100 об/мин. Машина оснащалась радиостанцией Р-113 и переговорным устройством Р-120. Танк выпускался почти 5 лет, и только в 1962 году на обоих заводах был организован выпуск танка Т-10М на основе объекта 272. В конструкцию Т-10М неоднократно вносились изменения. С 1959 года зенитными пулеметами, например, комплектовался только каждый пятый танк.

В 60-х годах 8-ступенчатую коробку передач заменили на более простую 6-ступенчатую. С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м. С 1967 года в боекомплект начали включать выстрелы с бронебойно-подкалиберными и кумулятивными снарядами. Танки Т-10 первоначально поступали на вооружение тяжелых танко-самоходных полков. С 1947 года один такой полк входил в штат танковой и механизированной дивизии. По мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем и Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий. Каждая такая дивизия имела два полка тяжелых и один полк средних танков.

В 50-х и 60-х годах по мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения — 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» — ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. В 1966 году производство Т-10М прекратили.

По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения. В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.

Танк Т-10 послужил базой для создания многих опытных и серийных машин.

В 1957 году был создан танк (объект 266), на котором опробовали гидромеханическую трансмиссию. В остальном это был обычный Т-10 с пушкой Д-25ТА, оснащенной, правда, стабилизатором.

С 1953 по 1956 год испытывался опытный объект 269, предназначенный для отработки прицела-дальномера.
В 1956 году на испытания вышла единственная САУ, созданная на базе Т-10. Машина имела обозначение «объект 268» и была вооружена 152-мм пушкой М-64 с начальной скоростью снаряда 720 м/с. Орудие было установлено в просторной сварной рубке с толщиной лобовой брони 187-мм. На крыше рубки устанавливались 14,5-мм пулемет КПВТ и дальномер ТКД-09. Пушка была оснащена механизмом досылания лоткового типа. В входило 35 выстрелов для пушки и 500 патронов к пулемету. Боевая масса машины равнялась 50 т, экипаж состоял из 4 человек. На вооружение эта самоходка так и не была принята.

Тяжелый танк Т-10А. Являлся модернизированным вариантом танка Т-10 и имел обозначение «Объект 731». Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 11.06.1956 г. Его серийное производство было организовано в 1957 г. в Челябинске. Модернизированный танк отличался установкой пушки Д-25ТС с измененным затвором и эжекционной продувкой канала ствола, а также применением стабилизатора вертикального наведения пушки ПУОТ («Ураган»), гирополукомпаса ГПК-48 и ИК-прибора механика-водителя ТВН-1. Вместо прицела ТШ-2-27 были установливался перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП.

Тяжелый танк Т-10Б. Представлял собой модернизированный танк Т-10А и отличался от него установкой двухплоскостного стабилизатора вооружения и нового прицела наводчика Т2С-29. На вооружение был принят приказом Министра обороны СССР в 1957 г. В этом же году был создан командирский танк Т-10БК, который отличался от линейного танка наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

topwar.ru

Обзор советского тяжелого танка 9 уровня ИС-8.

3 Август 2012, 18:28 WED67 18 430

По счастливой случайности мы подготовили для вас еще один обзор танка ИС-8. Надеемся это будет хорошее дополнение к предыдущей статье про этот тяжелый советский танк.

 

Историческая справка.

ИС-8 является ранним вариантом танка Т-10 или ИС-10, под кодовым названием Объект 730.

В 1948 году Главное Бронетанковое Управление выдало техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении устаревших моделей ИС-2 и ИС-3. У разработчиков уже был опыт за плечами по разработке новых танков, таких как ИС-4 и ИС-7, поэтому новый танк имел общие черты. Так же было установлено условие, сделать быстрый и маневренный танк, а следствием стало уменьшение массы до 50 тонн. Официальные работы по созданию танка были начаты 18 февраля 1949 года, где главным конструктором был назначен небезызвестный Ж. Я. Котин (Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968)), создавший такие танки как КВ-2, ИС-1, ИС-2 и ИС-4.

Первая модель (прототип) танка ИС-10 (Т-10), был готов в апреле 1949 года и в том же году было выпущено около 10 машин. Военные испытания танк с большим успехом провалил — у него было множество недостатков, главным из которых считалась недостаточная мощность двигателя, поэтому танк был отправлен на доработку и завершились работы только в 1952 году. После смерти Иосифа Сталина в марте 1953 года, было решено переименовать танк в Т-10, который и был принят на вооружение 15 декабря 1953 года.

Т-10 стал очень популярной машиной, которая не раз подвергалась модернизации. Танк производился серийно с 1953 по 1966 год. Самой успешной модификацией был Т-10М: Улучшенный вариант Т-10, принятый на вооружение 26 сентября 1957 года, отличавшийся множеством конструктивных изменений:

  • Новая 121,92-мм пушка М-62-Т2 с высокой баллистикой и двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень».
  • 14,5-мм пулемёты КПВТ вместо ДШК, с сокращением боекомплекта до 744 патронов.
  • Изменённая конструкция башни с усилением её бронирования, дошедшего до 250 мм в лобовой части.
  • Новый двигатель В-12-6 мощностью 750 л.с.
  • Комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа, кроме заряжающего.
  • Противоатомная защита
  • ТДА

 

Сравнение ИС-8 с другими тяжелыми танками 9 уровня.

Характеристики

M103 (США)

СТ-l (СССР)

ИС-8 (СССР)

VK 4502 (P) Ausf. B (Германия)

E-75 (Германия)

AMX 50 120 (Франция)

Прочность

1850 HP

1800 HP

1800 HP

1950 HP

1920 HP

1750 HP

Масса (т)

62.5 т

63.5 т

58.9 т

80.8 т

94.5 т

65 т

Мощность двигателя (л.с.)

860 л.с.

700 л.с.

750 л.с.

840 л.с.

1200 л.с.

1000 л.с

Максимальная скорость (км/ч)

34 км/ч

40 км/ч

50 км/ч

30 км/ч

30 км/ч

65 км/ч

Скорость поворота (град/сек)

28 °/с

24 °/с

30 °/с

20 °/с

21 °/с

32 °/с

Бронирование корпуса (лоб/борта/корма в мм)

203/51/38 мм

140/140/100 мм

120/80/60 мм

170/100/100 мм

160/120/120 мм

100/80/60 мм

Бронирование башни (лоб/борта/корма в мм)

127/127/51 мм

250/160/160 мм

201/129/50 мм

252/160/160 мм

252/160/160 мм

100/80/60 мм

Урон базовым снарядом

400 HP

440 HP

440 HP

490HP

490HP

400HP

Бронепробиваемость базовым снарядом (мм)

269мм

268мм

mirtankov.su

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4 — World of Tanks — Игры — Gamer.ru: социальная сеть для геймеров

Маленькое предисловие

Сей текст – не обзор. Я не руководствуюсь при его написании никаким планом, никакими тайными целями. Мне просто захотелось поделиться своими впечатлениями от увиденного, от двух новых танков — Т-10, в игре именуется ИС-8, и Объекта 701 №5, в игре ИС-4. Ничего больше.

Моё мнение может совпадать с чьим-то, а может не совпадать. Я могу знать некоторые тонкости игры, а могу и не знать.

Такие дела.

Ах да, совсем немного обо мне. Играю с ОБТ, прокачивал КВ в топ без премиума. Давно это было. Некоторое время состоял в таком клане, как [RED], хотя и не в основном подразделении. Состоял и в других менее известных кланах, вроде [PZKR]. Иногда размахиваю банхаммером на форуме. Вот ссылка на мой профиль, если кому интересно.

http://worldoftanks.ru/community/accounts/31923…

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4А теперь, перейдём к впечатлениям.

Т-10

Т-10, он же ИС-8 – последний советский тяжелый танк.

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Историю его создания можно вкратце описать вот как. «У вас — (Кировского завода, то есть) — вышел ИС-7? Клёво, сделайте так же, но полегче, чтобы не 68 тонн. У нас от вашего ИСа-7 мосты ломаются».

Производился Т-10 серийно в 1954-1966 годах, состоял на вооружении лишь только армии СССР, ни в каких конфликтах, кроме Венгерского восстания 1956 года не участвовал. А может быть, не участвовал и в нём – точно я знаю только об участии ИСов-3 и Т-54/55 там, в боевых действиях. Судьба этой машины не сложилась – хоть она и вышла неплохой, но повоевать не успела. Её сняли с вооружения в 1993м году, так и не дав шансов показать себя в бою.

Что ж, wargaming.net дали ИСу-8 возможность отыграться за годы простоя сполна. На немецких Е-75 и VK4502b, на советских конкурентах, на американских паттонах и М103.

А уж отыгрываться ИС-8 есть чем.

Но перед тем, как говорить о плюсах, я скажу про минусы. Почему? Потому что они в этой машине лучше видны, выставлены напоказ.

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Длинно.

1. Поскольку машина у нас послевоенная, то бронирована она своеобразно. По меркам игры – абсолютно никак. 120мм наклонного лба спокойно прошибаются орудиями Т-44 и КВ-2. Французские АРЛ-44 и прочие Тигры вообще смотрят на ИС-8 как на пластмассовое корыто. Верхний лобовой лист, нижний, корма, борта – всё это легко берётся из любых орудий с бронепробиваемостью больше 170 миллиметров. Почти без прицеливания. Из-за длины и приземистости машины, спрятать её за остовом уничтоженного танка очень сложно. Из-за слабых углов вертикальной наводки – орудие плохо опускается вниз – прятаться за холмами тоже не вариант. В общем, на первый взгляд Т-10 ужасен.

2. Количество HP – всего 1750.

Принять 2-3 снаряда из БЛ-10 безболезненно не выйдет.

3. Даже башня слабо бронирована – маска орудия пробивается чем угодно, а у борта башни лежит боеукладка. Лопается она, если знать, куда стрелять, хорошо и весело, да так, что башню срывает на ура. Вместе с танкистами.

Конечно же, на самом деле всё не так плохо. Просто эти минусы способны испортить впечатление многих игроков от ИСа-8. Ну и правильно, пусть портят – танк специфичный, играть на нём сложно. И не потому, что он дырявый. Не потому, что он такой неудобный в использовании.

А потому, что он – средний. СТ, короче.

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Один из первых боёв на Т-10. Потом я понял, что играть надо тут несколько по-другому, не лезть вперёд

Доказательства:

Во-первых, максимальная скорость ИСа-8 – 50 километров в час.

Средняя, по грунтам – примерно 40. Для сравнения, максимальная скорость американского СТ-9, М46Е1 Паттон – 48 километров в час.

Это во-первых.

Во-вторых, орудие. 2А17 по индексу ГРАУ, оно же М-62Т2 – я вообще не знаю, что эта штука делает в игре, где на десятом уровне у немцев стоит Маус. Оно банально из другого времени. Исторически М-62Т2 было стабилизировано в двух плоскостях. То есть, если по-русски – у Т-10 вообще не должно быть круга разброса. Ну разве что такой, как у Е-50 в стационарном положении. Это на полном ходу. Но нет, разброс в игре почему-то довольно большой. Относительно исторического, конечно.

Поехали дальше.

В-третьих, кумулятивные снаряды для 2А17 обладали 495мм пробития. Подкалиберные – около 400. Обычные бронебойные – 270мм. Вот вы это чувствуете? Я тоже чувствую. ДИСБАЛАНС.

Разработчики почему-то решили, что вполне исторично будет дать игровому Т-10 кумулятивы с пробитием 400. Ну ладно, какая разница – всё равно они и так пробивают всё, что надо.

Даже несмотря на такие «нерфы» относительно реальности, танк просто бессовестно раскатывает в блин всё, что стоит на его пути. Чуть ниже, там, где написано про ИС-4 – скрин с параметрами М-62Т2. Обратите внимание на скорость перезарядки — около 5. А теперь сопоставьте это с крейсерской скоростью танка по пересечённой местности, я уже говорил – 40 километров в час.

Что нужно ИСу-8 в игре? Прикрытие. Причём не в виде двух СТ-1 или Е-75, например. ИСу-8 нужен взвод из двух Е-50. Потому что они СТ-9, такие же, как и сам ИС-8. Обычно игра на нашем красавце выглядит так:

1. Подождать, пока противники отвлекутся на кого-то.

2. Ворваться в толпу.

3. Расстрелять всё живое к чертям.

4. Поехать дальше.

Похоже это на стандартную ТТ-игру, «выкатился-выстрелил-закатился»? Нет. Похоже это на СТ-стиль? Скорее даже стиль Паттона? Да.

Всё бы хорошо, но есть ещё один пункт. Что Т-10 делает в World of tanks? Почему он вообще воюет с Е-75 и Е-100? Это машина, созданная для других сражений. Созданная для мобильности и огневой мощи, а не для борьбы с танками. Как вообще можно оправдать появление этого танка здесь, в компании «Тигров» и «Пантер»? Не знаю. В любом случае, у Т-10 есть преимущества, хотя и весьма специфические.

Добавлю ещё, что он редко горит, и ему часто сбивают гусеницы. Хотя, может, мне просто не везло.

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Зато он милый и современно выглядит

Это интересно: На втором тесте 2А17 сбавили бронепробиваемость с 270мм до 268мм. I have no idea what I am doing.

ИС-4

ИС-4, оказавшись на десятом уровне, неожиданно сильно изменился. До того он мог похвастаться сильным круговым бронированием, орудием с мощным уроном за выстрел (я буду использовать игровой термин – альфа-страйк) и тем, что он, собственно, девятого уровня. То есть, бои с ТТ-10 не были его основной задачей. Но теперь он и сам оказался ТТ-10.

Что ИС-4 получил для того, чтобы справляться с ИСами-7, Е-100 и прочими Т110?

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Я загрузился на 30 секунд позже, но никто до сих пор никуда не разъехался. Плохой знак

1) Новое орудие. 2А17, оно же М-26Т2 – о нём я писал выше.

2) Прибавку к HP – теперь их 2400.

3) Лёгкую прибавку в бронировании – теперь пресловутый люк мехвода не такой дырявый.

Здесь я расскажу очень весёлую историю про броню ИСа-4.

Давайте посмотрим на картинку.

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Видите вот эти красные прямоугольники? Я тоже вижу. Вообще-то, это я их пририсовал в пейнте, но дело не в том.

Они — дыры в бронировании.

Эта машина хорошо защищена лишь благодаря тому, что лоб у неё наклонный. 150мм бронирования во лбу – не так уж много, если подумать. Так вот, снаряды не пробивают броню только если попадают в неё «под углом». Для примера – если кинуть камешек в деревяшку прямо перпендикулярно деревяшке, камешек пробьёт деревяшку и оставит в ней дыру. Если кинуть камешек под углом 90 градусов – деревяшке всего лишь надо быть достаточно крепкой, и иметь за собой что-то. Тогда камешек отлетит и больно стукнет кого-то по лбу.

Так вот, броня ИСа-4 построена на этом принципе. Она наклонная. Но не настолько, как у ИСа-7, и это главная проблема «четвёрки».

Потому что половина лба её – дыра.

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Вот так он выглядел

НЛД пробивается любыми орудиями с бронепробиваемостью больше 200. «Щёки» — те, что сбоку — берутся начиная с 220мм бп. Трапеция люка механика-водителя берётся, если стрелять по ней с какой-то горки, но это уже не так просто.

Средняя бронепробиваемость орудий 10го уровня, не конкретных, а всех, «средняя температура по больнице» — 250 миллиметров. Ну и кого там танковать ИСу-4? Никого. Его, бедолагу, пристрелят и продолжат свой марш дальше все, кто угодно – что Т110, что АМХ-50б.

Так что отнюдь не в бронировании сила «четвёрки».

А в чём?

В М-62Т2. Да, опять орудие вытаскивает машину из болота. Причём за уши. Исторически оно никогда на ИС-4 никогда не ставилось. Не ставилось? Ну и ладно, у нас тут М103 воюет с ИСом-2. Так что вспоминать про историчность глупо. Давайте лучше посмотрим, как орудие спасёт ИС-4 из ада уныния.

Оно скорострельное. Оно точное. Оно, наконец, быстро перезаряжается. И, в отличие от Т-10, башня у нас великолепно бронирована. Есть пара «дырок» — командирская башенка, доска над маской орудий, я не буду делать скриншоты, потому что сейчас это не важно.

Но, несмотря на корявые углы вертикальной наводки, пока что лично я вижу в ИСе-4 конкурента не ИСу-7 в плане универсальности или Маусу. Я вижу в нём конкурента Т110.

Причины тому следующие.

Во-первых, ИС-4 обладает великолепным орудием – точным, с великолепной бронепробиваемостью и хорошим ДПМ (damage per minute, урон в минуту).

Во-вторых, у него крайне крепкая башня – крепче, чем у Т110.

В-третьих, он довольно мобилен – не так, как АМХ-50б, конечно, или сам Т110, но вполне порядочно. Средняя скорость – около 30 кмч, максимальная – чуть больше сорока.

Из минусов можно отметить низкую посадку башни, не позволяющую полноценно танковать именно ей. Очень сложно на ИСе-4 бороться с грамотными Е-100 и Маусами – более высокий урон за выстрел, лучшее бронирование дают им возможность «выкатываться-закатываться», в отличие от нашего пациента.

В общем, «четвёрка» вышла очень странной машиной. Вроде бы и тяж, но не совсем. Вроде бы дамагер, но тоже не совсем. Что-то среднее, способное выполнять роль и того, и другого. Но у АМХ-50б роль дамагера выйдет куда лучше, а ИС-7 протанкует линию куда лучше, чем ИС-4. Пока что я не могу определить роль ИСа-4 среди ТТ-10.

Очень уж он странно смотрится.

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Конкурент ИСа-4, Т110 — как видите, башня расположена выше, вертикальная наводка осуществляется намного свободней.

Также, помимо этих двух машин, в игру ввели множество новой техники – СТ-1, советский тяжелый танк, созданный на основе ИСа-4 и с какой-то стати обосновавшийся ниже него в ветке исследований. КВ-1 и КВ-2 стали отдельными машинами, КВ-3 переехал на седьмой уровень, а его место на шестом занял Т-150. Появился КВ-4. Ну и, конечно же, французские низкоуровневые премиумы – САУ и ПТ-САУ. Но их я рассматривать не буду, потому как не играл, а про то, на чём не играл, говорить толку нет.

Интересна будет критика, интересны будут мнения.

Удачи на полях сражений.

picture unrelated

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

Впечатления от Т-10/ИС-8 и ИС-4

www.gamer.ru

ИС-8 – быстрый ис мир танков — world of tanks ис 8, ис 8 wot, обзор ис 8 мир танков

Главная →  World of Tanks →  Статьи →  ИС-8 – быстрый ис мир танков

До того момента, как в одном из обновлений разработчики world of tanks, наконец, решили привести в порядок ветку тяжелых танков СССР, на месте танка ис 8 wot – на 9-м уровне – находился тяжелый танк ис4, который уже тогда называли слишком мощным для 9-го уровня. Ветку действительно нужно было упорядочивать, уж слишком нелогичным смотрелось развитие с танка ИС до танка ИС-7.

Сначала игрок проходил через медленные танки КВ-1 и КВ-3, потом получал быстрый ис мира танков. Когда прокачка ис wot подходила к концу, приходила очередь для еще более быстрого танка ИС-3. После «тройки» на игрока опять сваливался медленный ИС-4, который, в свою очередь, сменялся быстрым ИС-7. Получалось так, что игрок, которому близок стиль игры ИС-7, вынужден периодически играть на неподходящих танках. Поэтому ИС-4 вывели на 10-й уровень отдельной ветки, в которую были переведены танки серии КВ, и обе ветки стали выглядеть очень логично.

И, как вы уже поняли, в world of tanks ис 8 заменил ис4 на 9-м уровне. Таким образом, между ис-3 и ис-7 появился такой же по стилю игры танк. Давайте сами разберемся с доступной информацией и сформируем свое собственное мнение об этом танке.

Карты на стол: ТТХ мир танков ис 8

Скажу сразу: в этом обзоре я не собираюсь описывать танк ис 8 в стоковом состоянии. Любая машина в стоке (если это не 10-й уровень или прем-танк) – это неполноценная машина. Вы же не будете оценивать свою машину до того, как в неё установили двигатель? Поэтому рассматривать мы будем танк в топовой комплектации от орудия и до рации. Итак, давайте сделаем умные лица и посмотрим на вот эти цифры, которые характеризуют восьмой ис мир танков:

  • Количество ХП: 1800
  • Масса (минимум/максимум): 50.85/58.9 т
  • Двигатель (лошадиных сил): 750
  • Скорость (вперед/назад): 50/15 км/ч
  • Скорость поворота шасси (градусов в секунду): 30 °/с
  • Бронирование (лоб/борт/корма): корпус 120/80/60мм; башня 201/148/50мм
  • Дальность обзора: 400 м
  • Мощность радиостанции: 730 м

Это ещё не всё. Для удобства не станем смешивать ТТХ орудия ис 8 world of tanks с характеристиками его базы, и вот описание орудия в отдельном списке:

  • Уровень: X
  • Название: 122 мм M62-T2
  • Бронепробиваемость: 268/400/68мм
  • Средний урон: 440/440/530 хп
  • Скорострельность: 4.88 выстрелов в минуту
  • Разброс на 100м: 0.38
  • Время сведения: 2.9 сек

Броневая защита танка wot ис 8, хоть и улучшилась по сравнению с ис 3 на 10мм, но по ощущениям и отзывам игроков, пробить «восьмёрку» проще, чем «тройку». Виной тому большое количество уязвимых мест в лобовой проекции. Если танк стоит прямо – он пробивается в НЛД. Если боком – в «щёку». Башня тоже поддерживает стиль «небронированной брони» — с одной стороны, имеем 201мм во лбу, а с другой – крыша башни и люки на ней прекрасно пробиваются даже из слабых пушек.

Если во многих конкретных боевых ситуациях броня ис 8 подводит, то wot прокачка ис 8 сильно выигрывает в целом от его скоростных характеристик. Как и ИС-7, «восьмерка» имеет 50 км/ч максимальной скорости, но её двигатель слабее, поэтому у ис 8 динамика хуже, чем у ис 7. Скорость позволяет активно поддерживать атаки союзных средних танков, а при нужде ис 8 может оперативно и вовремя сменить направление или вернуться на защиту базы.

Торговля в World of Tanks

Что касается обзора и дальности связи world of tanks ис8, то здесь всё на должном уровне: 400м обзора – это нормальный показатель для 10-х уровней, а дальность связи позволяет спокойно видеть происходящее даже в самых отдаленных уголках карты.

Как ни странно это выглядит, но орудие у ис8 wot – это топовая пушка от ис-4. Орудие ис8 обладает хорошей точностью и просто отличной бронепробиваемостью. Компенсировать недостатки брони и ускорить прокачку ис wot можно хотя бы тем, что пушка танка позволяет стрелять на дальние дистанции. Урон у пушки не худший, но и далеко не лучший – что-то среднее между малым уроном американских танков и внушительным уроном того же ИС-7. Кроме прочих достоинств, пушка обладает запредельным пробитием премиумными снарядами. Если купить золото wot и зарядиться голдой, то можно «шить» противника со средним пробитием в 400мм. Вот такой получился у разработчиков интересный танк. Надеюсь, этот обзор был для вас полезным!

www.online-torg.club

Тяжёлый танк Т-10 (ИС-10). СССР

Эта машина стала квинтэссенцией всего опыта проектирования , производства и боевого применения Советских тяжёлых танков в военный и послевоенный период. Не даром, она простояла на вооружении вплоть до 1993 года и была снята уже в России. По комплексу своих боевых качеств она вполне могла бы успешно конкурировать с современными ОБТ, а в своё время у неё просто не было равных.

Статья об этой машине написана в журнале Бронеколлекция (приложение к Моделисту Конструктору) №4  за 2009 год.

В условиях разгорающейся «холодной войны» армии настоятельно требовалась новая тяжёлая машина, превосходящая по своим характеристикам танки военных лет — ИС-2, ИС-3, ИС-4, но в то же время относительно недорогая, надёжная, технологичная, которую можно было бы запустить в серию сразу на нескольких танковых заводах.

Задание на такой танк ГБТУ выдало в конце 1948 г. В нём особо подчеркивалось, что масса машины не должна превышать 50 т. Танк, получивший обозначение «объект 730» и индекс ИС-8, поручили разработать КБ Челябинского завода. Однако главным конструктором танка был назначен Ж. Котин, хотя в то время он работал на Кировском заводе в Ленинграде.

Такая «странность» определялась сложившейся к тому времени ситуацией, когда в стране образовалось два самостоятельных центра по разработке и производству тяжёлых танков: один, как упоминалось ранее, находился на Урале — это Челябинский тракторный завод с отлично налаженным танковым конвейером; другой — в Ленинграде, на Кировском заводе, где танковое производство после войны ещё не было восстановлено в полном объёме, но где в СКБ-2 сосредоточились крупные силы конструкторов-танкостроителей. Учитывая, что новый тяжёлый танк планировалось запустить в производство и в Челябинске, и в Ленинграде, считалось важным, чтобы в его разработке участвовали конструкторы обоих предприятий. Практика показывала, что созданную на одной базе и под определённую технологию машину очень трудно поставить в производство на другом заводе. По предложению заместителя Председателя Совета Министров СССР В. Малышева, руководившего всю войну Наркоматом танковой промышленности, филиал Опытного завода №100 в Ленинграде, директором которого являлся Ж. Котин, в 1949 г. был реорганизован во Всесоюзный научно-исследовательский институт ВНИИ-100. Это означало, что, имея статус всесоюзного, институт получал полномочия выдавать рекомендации в масштабах всей танковой отрасли.

Итак, общее руководство проектными работами по новому танку ИС-8 было возложено на Ж. Котина, а непосредственным руководителем проекта стал его заместитель А. Ермолаев. Разрабатывать документацию решили в Челябинске. Туда выехала бригада ленинградских конструкторов для совместной работы со специалистами ЧКБ.

 В первую очередь, разработчики постарались в полной мере использовать накопленные за годы войны статистические данные по поражению отдельных деталей корпуса и башни танков. Это позволило провести дифференциацию бронирования — использовать основную массу брони для защиты наиболее поражаемых участков и избежать перетяжеления тех мест, куда снаряды попадали реже.

Конфигурацию носовой части корпуса заимствовали от танков ИС-3 и ИС-7 («щучий нос»). Толщину лобовых листов оставили как у ИС-3 — 120 мм, но изменили углы их наклона, повысив бронестойкость этой части машины за счёт увеличения так называемой эффективной толщины брони. По этой же причине борта танка сделали составными, поставив верхнюю их часть под углом к вертикали, а нижнюю выполнив гнутой. Литая «приплюснутая» башня походила по своей конфигурации на башню ИС-3, но имела большие углы наклона стенок.

Бронемаска <a href=танка Т-10″ src=»http://alternathistory.org.ua/files/150809_T-10_maska.JPG» />

Бронемаска танка Т-10.

Основное вооружение оставили таким же, как на ИС-3, — заслуженное 122-мм танковое орудие Д-25. Правда, в ЦКБ-9 его несколько модернизировали. Слишком низкой была скорострельность, связанная с раздельным заряжанием, из-за чего возможно было производить всего 2 — 3 выстр./мин. Более того, на подготовку первого выстрела уходило не менее 20 с (для сравнения: благодаря унитарному заряжанию «Королевский Тигр» мог произвести первый выстрел через 8 с). Заряжающему приходилось действовать в два приёма. Сначала из одной боеукладки он брал снаряд массой более 25 кг и досылал его в зарядную камору ствола. Затем из другой боеукладки — гильзу с зарядом около 20 кг и уже досылал её вслед за снарядом.

Теперь на ИС-8 предусмотрели специальный механизм досылания. Заряжающий только укладывал снаряд на специальный лоток сбоку от казённой части орудия, а затем включался электропривод цепного досылателя, загоняя его в ствол. Подобная операция повторялась и с гильзой. Благодаря такой механизации скорострельность орудия, получившего уже индекс Д-25ТА, удалось повысить до 3 — 4 выстр./мин.

Чертёж <a href=танка Т-10″ src=»http://alternathistory.org.ua/files/150809_T-10_chertyog.JPG» />

Наведение пушки и спаренного с ней 12,7-мм крупнокалиберного пулемёта ДШК осуществлялось с единого пульта управления с помощью автоматизированного электропривода ТАЭН-1. В командирской башенке для обеспечения целеуказания имелось следящее устройство.

Башня <a href=танка Т-10″ src=»http://alternathistory.org.ua/files/150809_T-10_bashnya.JPG» />

В качестве силовой установки танк получил дизель В-12-5 мощностью 700 л.с. с такой же эжекционной системой охлаждения, как на ИС-7. От него же заимствовали и удачную трансмиссию — 8-ско-ростную коробку передач с механизмом поворота, объединенные в одном картере, и сервопривод управления.

Ходовую часть с семью опорными катками и поддерживающими роликами, а также гусеницу заимствовали у танка ИС-4; имея ширину 720 мм, она обеспечивала удельное давление 0,77 кг/см2.

Подобное использование проверенных конструкторских решений, постановка уже отработанных узлов и агрегатов позволили существенно сократить сроки проектирования. В апреле 1949 г. технический проект ИС-8 был готов. В мае приступили к сборке опытной машины. В том же году после испытаний выпустили установочную партию из десяти танков.

В апреле — мае 1950 г. машины передали на госиспытания, состоявшиеся на полигоне НИИБТ в Кубинке. По их результатам Государственная комиссия рекомендовала ИС-8 («объект 730») в серийное производство. Летом 1950 г. в Туркмении, вблизи города Мары, были проведены их гарантийные испытания, а осенью и войсковые.

Первоначальный проект нового танка несколько раз подвергался изменениям, поэтому менялся и его индекс — с ИС-8 на ИС-9, а затем на ИС-10.

Испытания окончательного варианта машины завершили к декабрю 1952 г. Однако в начале марта 1953 г. умер И.В. Сталин, в честь которого и была в своё время принята аббревиатура «ИС», принятие танка на вооружение затянулось и состоялось только в конце года. В постановлении СМ СССР №2860-1215 от 28 ноября и приказе министра обороны №244 от 15 декабря новая машина именовалась уже не ИС-10, а просто Т-10.

Серийное производство Т-10 разворачивалось медленно. В 1953 г. успели выпустить лишь десять машин, в следующем — 30, а в 1955 г. — 90.

Т-10 на войсковых учениях.

 Бронекорпус танка Т-10 имел сварную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта — составные из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса выполнялся откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии, как у Т-34.

Днище корпуса — штампованное, корытообразной формы; в задней своей части — плоское. Жёсткость его усилена вваренными кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или резьбовыми пробками.

Место механика-водителя — впереди по оси машины. В движении он мог пользоваться приборами наблюдения: ТПВ-51, установленным в крышке люка, и двумя ТИП — вверху корпуса.

Башня — литая, с переменными углами наклона стенок. Передняя часть её крыши отливалась заодно с корпусом, а задняя — приваривалась. Справа в крыше находился люк заряжающего, над

которым монтировалась установка зенитного пулемёта; над люком слева размещалась командирская башенка с прибором наблюдения ТПКУ. По окружности верхнего погона башенки находились семь приборов наблюдения ТИП. Для наводчика и заряжающего в башне имелись три прибора ТПБ-51.

Толщина брони передней части — 250 мм, литой части крыши — 40 мм. Механизм поворота башни — планетарный, с ручным и электрическим приводами.

Основное вооружение — 122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров, как и спаренный с ней 12,7-мм пулемёт ДШКМ, устанавливалась в литой маске башни. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Прицел — телескопический ТШ2-27. При заряжании применялся механизм досылания, скорострельность при этом составляла 3 — 4 выстр./мин; при заряжании вручную — 2 — 3 выстр./мин. В боекомплект пушки входило 30 выстрелов раздельного заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках. Прицельная дальность ведения огня составляла 5000 м, максимальная дальность стрельбы — 15 000 м. Начальная скорость бронебойного снаряда — 795 м/с.

Командирская башенка <a href=танка Т-10″ src=»http://alternathistory.org.ua/files/150809_T-10_kom_bashnya.JPG» />

Командирская башенка танка Т-10

На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемёт ДШКМ, снабжённый коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект — 1000 патронов: 300 — к спаренному пулемёту и 150 — к зенитному укладывались, соответственно, в шесть и три штатные патронные коробки; ещё 550 патронов находились в цинковых коробках.

Дизельный двигатель В-12-5 — 12-цилиндровый четырёхтактный V-образный мощностью 700 л.с. при 2100 об/мин. Его основные особенности: наличие центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, позволившего увеличить его мощность, и двух суфлёров на верхнем картере; оборудование комбинированным масляным фильтром Кимаф-3 и двойным подводом масла к коленчатому валу; установка маслозакачивающего насоса с электромотором для обеспечения смазкой при запуске; отсутствие выпускных коллекторов. Запуск двигателя осуществлялся электростартером типа СТ 700А или сжатым воздухом.

В топливную систему танка входили три внутренних бака: два задних ёмкостью по 185 л и один передний на 90 л, соединённые между собой трубопроводами. Кроме того, на крыльях в корме танка разместили по одному наружному топливному баку ёмкостью по 150 л, подключённых к топливной системе танка. Таким образом, запас топлива составлял 760 л. Начиная с июня 1955 г. стали устанавливать в корме ещё 270-литровый внутренний бак.

Система охлаждения — жидкостная, закрытая, эжекционная. На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа.

Силовая передача состояла из планетарной коробки передач в блоке с механизмом поворота типа «ЗК» и двух двухступенчатых бортовых передач. Всего обеспечивалось восемь передач вперёд и две назад. Главный фрикцион в его классическом понимании в трансмиссии отсутствовал, нейтральное положение в механизме передач и поворотов можно было получить при его выключении. Передний фрикцион предназначался лишь для включения заднего хода.

Ходовая часть танка имела ведущие колёса заднего расположения со съёмными венцами с 14 зубьями. На каждом борту было по семь литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и по три поддерживающих катка. Подвеска танка — независимая, с пучковыми торсионами по семь стержней. Внутри балансиров крайних подвесок располагались гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве подрессорников применялись буферные пружины.

Гусеница — мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Число траков в каждой цепи — 88, шаг трака — 160 мм, ширина — 720 мм.

Система электрооборудования — однопроводная, 24-вольтовая. Применялись генератор Г-74 и четыре аккумуляторные батареи.

Связь устанавливалась радиостанциями 10РТ-26Э, внутренняя — ТПУ-47-2 на четыре абонента.

Танк оборудовался также автоматической углекислотной системой ППО с термозамыкателями. Для дымопуска использовались две сбрасываемые шашки БДШ-5.

 В 1950 г. в ленинградском СКБ-2 (с 1951 г. — Особое конструкторское бюро танкостроения, ОКБТ) началась разработка систем стабилизации вооружения танка Т-10. Это позволило бы существенно поднять вероятность попадания в цель при стрельбе с ходу. Дело в том, что для произведения прицельного выстрела требовалась небольшая остановка танка хотя бы на пару минут — это называлось «вести стрельбу с коротких остановок». В таких случаях наводчик, обнаружив цель, отдавал команду механику-водителю: «Короткая», и водитель должен был моментально остановить машину. Наводчик уточнял наводку орудия, производил выстрел, после чего движение продолжалось. При этом снижался темп атаки, увеличивалось время пребывания под прицельным огнем противотанковой артиллерии противника.

Лишь на сравнительно ровной местности наводчик мог произвести прицельный выстрел на ходу и без остановки танка. Однако статистика показывала, что и в этом случае вероятность поражения цели составляла всего 1 — 2%, то есть на 100 выстрелов оказывалось 1 —2 попадания. Учитывая, что боекомплект большинства танков не превышал 50 снарядов, можно было считать, что при стрельбе с ходу танк, даже расстреляв весь свой боекомплект, мог вообще не попасть в цель.

Рассматривалось два варианта стабилизации танкового вооружения. В первом силовая стабилизация пушки и башни, при которой орудие и жёстко связанный с ним прицел постоянно следят за целью. Во втором — предусматривались высокоточная стабилизация поля зрения прицела и силовая подстабилизация пушки и башни. Недостатком первого варианта являлось то, что при заряжании, когда пушка блокировалась на заданных углах возвышения, наводчик лишался возможности наблюдать за целью. Второй вариант был лишён такого недостатка, что значительно облегчало условия работы наводчика, но оказался намного сложнее в изготовлении и эксплуатации. Конструкторы ОКБТ под руководством Г. Андандонского пошли по более сложному пути. Они разработали совместно с Красногорским механическим заводом технический проект, предложив на первом этапе стабилизировать вооружение только в вертикальной плоскости, колебания в которой имели наибольшее значение для поражения цели.

Такая система стабилизации испытывалась на опытном экземпляре машины, зарегистрированной как «объект 267 сп.1» (сп.1 — первая спецификация). Разработчики применили принципиально новый перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 (танковый перископический стабилизированный), одно из его зеркал стабилизировалось в вертикальной плоскости с помощью гироскопического устройства. Точное наведение обеспечивал электрогидравлический привод за счёт работы датчика по разности углов установки прицела и пушки.

Испытания показали, что такая система «с независимой линией визирования» оказалась значительно эффективнее «зависимой», принятой позднее на среднем танке Т-54/55, в которой от датчиков гироскопа стабилизировалось орудие, а прицел имел с ним жёсткую механическую связь. Таким образом, модернизированное орудие Д-25ТС получило одноплоскостной стабилизатор ПУОТ-1 «Ураган».

Установка новых приводов повлекла за собой изменение формы броневой маски и передней части башни. Характерным внешним отличием орудия Д-25ТС стало наличие на его стволе эжектора, позволившего существенно снизить загазованность боевого отделения во время стрельбы.

В середине 1955 г. на Кировском заводе изготовили пять образцов танка «объект 267 сп.1» и провели полный цикл испытаний системы стабилизации.

Танк Т-10 с одноплоскостным стабилизатором орудия был принят на вооружение Советской Армии под обозначением Т-10А постановлением Правительства № 649-378сс от 17 мая и приказом министра обороны от 11 июня 1956 г. В том же году на Челябинском тракторном заводе началось серийное производство таких машин, получивших обозначение «объект 730А». В 1956 г. успели построить 30 танков Т-10А.

Одновременно со стабилизацией орудия на Т-10 были также внедрены прибор ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпас ГПК-48.

 Вскоре в ленинградском ОКБТ спроектировали систему двухплоскостной стабилизации вооружения, которая должна была компенсировать влияние на наведение орудия не только вертикальных перемещений, но также и углов рыскания танка по курсу. В результате, в 1955 г. была разработана модификация танка «объект 267 сп.2».

Для этой машины также создали прицел Т-2С, в котором одно зеркало стабилизировалось в вертикальной плоскости, а другое — в горизонтальной, чем и обеспечивалась стабилизация поля зрения в обеих плоскостях. Привод пушки по вертикали позаимствовали от танка «объект 267 сп.1».

В 1956 г. новую систему уже передали в серийное производство. А в 1957 г. поступил на вооружение танк Т-10Б («объект 730Б») с двухплоскостным стабилизатором ПУОТ-2 «Гром» и стабилизированным прицелом Т2С-29-14. Серийное производство развернули в Челябинске.

Танк Т-10Б выпускался всего один год. За это время построили 130 единиц, правда, 20 из них, хотя и считались Т-10Б, были укомплектованы стабилизатором «Ураган». В 1957 г. Т-10Б в производстве сменила комплексно модернизированная «десятка» Т-10М.

В том же году на базе Т-10Б был разработан командирский танк Т-10БК, который отличался от базовой машины наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

 

alternathistory.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *