Фото гаубицы – Военная техника 1-й мировой войны на снимках немецких фотографов: Пушки и гаубицы — Артиллерия

технические характеристики. Самоходная гаубица (фото)

С момента появления артиллерии в арсеналах армий разных стран возникла необходимость в специализации различных типов орудий по их назначению. Постоянное совершенствование оборонительных фортификационных сооружений, наступательной техники и тактики ведения боя привело к делению мощных средств поражения на классы.

Древние камнеметы

Собственно, осадные устройства — дальние предки артиллерийских орудий — помогали атакующим ратникам захватывать замки и крепости задолго до начала массового применения пороха. В катапультах и баллистах для сообщения начальной скорости снарядам (а это обычно были камни, емкости с кипящей смолой, большие стелы или бревна) использовали упругие свойства растягиваемых канатов, в которые при изготовлении вплетали металлическую проволоку. Импульс, накопленный при закручивании, высвобождался в момент освобождения особого замка. Тогда же и возникло слово «гаубица». Технические характеристики «камнеметной машины» (так с немецкого языка переводится слово Haubitz) были очень скромными, стреляли они на пару десятков метров и производили больше психологическое воздействие, хотя при определенных условиях и хорошей выучке расчетов вполне могли стать причиной пожара (если снаряд был зажигательным). Прогресс в области смертоносных устройств привел к повышению роли средств дистанционного поражения.

Классы артиллерии

Начиная с четырнадцатого века, европейские армии начали применять артиллерию. Мортиры в то время стали наиболее мощным классом орудий. Даже само их зловещее название (произошедшее от голландского mortier, в свою очередь заимствовавшего латинский корень mort — «смерть») указывало на высокую убойную эффективность. Далее по нисходящей шла гаубица, технические характеристики которой (вес снаряда и дальность) несколько уступали таковым у мортиры. Самым распространенным и мобильным классом считалась пушка (canon). Калибры отличались, но дело было не только в них. Главным признаком класса орудий была конструкция ствола, обуславливающая их назначение. По тому, какую структуру имеет артиллерия армии того или иного государства, уже тогда можно было делать выводы о стратегических замыслах и военной доктрине его правительства.

Эволюция мортир и гаубиц

В Первую мировую войну позиционный характер боевых действий побудил воюющие стороны применять тяжелые осадные орудия. Слово «мортира» вышло из употребления вскоре после победы над нацистской Германией в 1945 году. Короткоствольные толстые уродцы уступили место более легким крупнокалиберным минометам и штурмовой бомбардировочной авиации. После включения в арсеналы практически всех стран ракет, в том числе и баллистических, надобность в использовании тяжелых труднотранспортируемых и неповоротливых орудий полностью исчерпалась. Последними попытками применить их стали потуги немецких конструкторов создать некие ужасающие своими размерами чудища вроде «Карла», имевшего калибр 600 мм. Главным отличием этого устаревшего класса был короткий ствол с толстыми стенками. Большой угол возвышения примерно соответствовал современному минометному показателю. Картузный способ заряжания, оставшийся сегодня главным образом у мощных корабельных и береговых орудий, также не способствовал популярности мортир. Взрывчатые вещества имеют большую удельную поверхность, они гигроскопичны, а в условиях реального фронта обеспечить условия хранения при фиксированной влажности практически невозможно. А вот масса снаряда и дальность стрельбы гаубицы стали такими, что на этот класс артиллерии стало вполне возможным возлагать те функции, которые раньше выполняла мортира.

Параболические траектории, или Зачем нужны гаубицы?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует для начала рассмотреть баллистические траектории разных классов орудий. Всем известно, что выпущенное с начальной линейной скоростью физическое тело, будь то обычный камушек или пуля, летит не по прямой, а по параболе. Параметры этой фигуры могут быть разными, но при одном и том же стартовом импульсе увеличение угла возвышения приведет к уменьшению горизонтальной дистанции, на которую этот предмет полетит. Высота будет максимальной при прямом угле к горизонтали, но в этом случае возникает риск, что запущенный снаряд (или тот же камушек) упадет прямо на голову метателя. Крутизна траектории и есть то, чем отличается гаубица от пушки. Она же определяет и назначение орудия.

В каких случаях и из чего стрелять

Если допустить, что противник стремится овладеть позициями какой-либо армии, то от него следует ожидать атаки. На предварительно обстрелянный укрепленный район устремятся танки и пехота, поддерживаемые штурмовой авиацией. В ответ обороняющаяся сторона будет применять контрмеры, вести огонь из собственной артиллерии и стрелкового оружия. Но если атака ожидаема, то предварительно будут возведены соответствующие полевые фортификации, вырыты траншеи полного профиля, построены ДЗОТы и ДОТы, сектора обстрела которых затруднят разминирование полосы обороны. В общем, каждая из сторон сделает все, чтобы затруднить действия противника. В этой ситуации огонь по углубленным в землю обороняющимся подразделениям можно вести только по траектории, называемой навесной. Настильная (то есть практически параллельная горизонту) стрельба окажется малоэффективной: вражеские солдаты надежно укрыты за брустверами и другими защитными сооружениями. Почти бесполезной окажется обычная пушка. Гаубица, характеристика которой навесная, поможет «выкурить» обороняющихся из окопов и блиндажей, обрушивая снаряды на их головы прямо с неба. Из пушек же стреляют те, кто защищается. Им нужно уничтожить как можно больше вражеских танков и солдат, бегущих к позициям. Они стремятся отбить атаку.

Гаубичный калибр

Задачи современной гаубичной артиллерии далеко вышли за ранее очерченный круг. Навесная траектория снаряда хороша не только для поражения живой силы, укрытой в окопах и блиндажах, но и для других целей. Укрепрайоны защищены зачастую толстым слоем железобетона и глубоко врыты в грунт. Лобовая броня танков и другой бронетехники способна выдержать воздействие многих бронебойных средств, в то же время сверху у нее уязвимых мест больше. Если у обычной пушки высокая точность достигается благодаря большой начальной скорости снаряда, то одним из условий достижения последнего параметра является относительно малый вес этого самого снаряда. Большой калибр – вот чем отличается гаубица от пушки. Для этого класса орудий нужны 100-миллиметровые снаряды, а бывают еще и более крупные.

Б-4

Гаубица – орудие тяжелое, и это ее свойство, в сочетании с наступательным назначением, создает определенные трудности. Примером ее довольно удачного применения может служить знаменитая Б-4 (52-Г-625), созданная в тридцатые годы и прошедшая всю войну. Масса орудия, включая лафет, ствол с откатными частями и качающуюся часть, превышает 17 (!) тонн. Для того чтобы перемещать ее, необходим трактор-тягач. С целью снижения удельной нагрузки на грунт применено гусеничное шасси. Калибр этого орудия – 203 мм, или 8 дюймов. Снаряд поднять тяжело, он весит от центнера до 145 килограммов (бетонобойный вариант), поэтому подача боеприпаса осуществляется по специальному рольгангу. Расчет состоит из пятнадцати человек. При относительно невысокой начальной скорости снаряда (от 300 до 600 м/с) дальность стрельбы гаубицы Б-4 превышает 17 км. Максимальная скорострельность – один выстрел за две минуты. Орудие обладало огромной разрушающей силой, что было продемонстрировано при штурме линии Маннергейма во время Зимней войны с Финляндией. Однако уже через несколько лет стало ясно, что будущее принадлежит самоходным артиллерийским системам.

СУ-152

Следующим шагом, сделанным советскими конструкторами в направлении создания наиболее совершенных самоходных установок, стала СУ-152. Она послужила эдаким ответом на появление мощно бронированных немецких танков, оснащенных длинноствольными орудиями, позволяющими вести огонь по нашей технике с дальних дистанций (километр и более). Самым верным способом уничтожить хорошо защищенную цель представлялось ее накрытие тяжелым снарядом, летящим по навесной параболической траектории. Гаубица 152 мм калибра МЛ-20, установленная на танковую (КВ) ходовую часть с неподвижной рубкой и снабженная механизмами доворота, оказалась средством, способным решить эту задачу.

«Гвоздика»

Послевоенный период в военно-техническом аспекте характеризуется как время стремительного роста технологических возможностей. На смену поршневым авиационным двигателям приходит реактивная тяга. Часть задач, традиционно поручавшихся артиллеристам, начинают решать ракетчики. Однако в то же время происходит и переоценка соотношения эффективности и цены. Холодная война в определенном смысле стала и соревнованием экономических систем. Времена, когда «за ценой не стояли», прошло. Выяснилось, что стоимость одного артиллерийского выстрела значительно ниже, чем пуска тактической ракеты при примерно равной эффективности, выраженной в разрушительной силе. В СССР это поняли не сразу: хрущевское руководство впало в определенную эйфорию после появления в арсенале Советской Армии ракетных средств доставки. В 1967 году на Харьковском тракторном (разумеется) заводе была разработана «Гвоздика» — первая советская «цветочная» самоходная гаубица. Технические характеристики существенно превосходили параметры всех артиллерийских орудий, выпускавшихся военно-промышленным комплексом СССР ранее. Предусматривалось использование активно-реактивных снарядов (некоего гибрида артиллерийского боеприпаса с ракетой), в этом случае дальность стрельбы увеличивалась от 15,3 километров до 21,9. Заряды могли быть разными: кумулятивными, осколочно-фугасными, радиоэлектронными (создающими помехи), дымовыми и прочими, включая специальные (химические). Большое расстояние до конечной точки траектории позволяло применять оружие массового поражения. В легкобронированном корпусе размещался боекомплект из сорока снарядов.

«Акация»

Гаубица, разработанная в середине — конце шестидесятых, поступила на вооружение в 1970 году. Она может стрелять на расстояние 20-30 км (в зависимости от модификации). Сама машина достаточно легкая, весит намного меньше среднего танка, что было достигнуто уменьшением массы брони. Возможно также ведение огня прямой наводкой, но основное назначение остается прежним — дистанционное поражение целей. Ходовая часть выполнена по переднемоторной схеме, оправдавшей себя еще в военные годы. В конструкции учтен опыт создания САУ-100, а побудительным мотивом для реминисценции стало наличие у американцев орудия М-109, способного стрелять маломощным ядерным тактическим зарядом (тротиловый эквивалент 100 т). Ответом стала «Акация» — гаубица с не худшими характеристиками.

Чешская «Дана»

Чаще всего армии социалистических стран имели на вооружении советские образцы боевой техники, но случались и исключения. Очевидно, вспомнив о былой славе (а до Второй мировой войны Чехословакия была одним из ведущих производителей оружия в Европе и мире), инженеры из ЧССР в середине семидесятых годов спроектировали и изготовили новое артиллерийское орудие, обладающее рядом выдающихся для того времени тактико-технических данных. Самоходная гаубица «Дана» отличалась высокой скорострельностью (один выстрел в минуту), имела относительно небольшой расчет (6 человек), но главным ее достоинством было замечательное шасси «Татра», с высокой проходимостью, маневренностью и скоростью. Руководством страны даже рассматривалась возможность приобретения этого чешского чуда для нужд Советской Армии, но, зная о том, что в нашей стране ведутся работы по созданию собственных, еще более совершенных гаубичных орудий, от этой мысли отказались, ограничась закупкой нескольких экземпляров для изучения «братского опыта». Самоходная гаубица «Дана» и сегодня состоит на вооружении Чехии, Словакии, Польши, Ливии и нескольких других стран, куда это орудие поставлялось уже после распада СССР. Во время грузино-осетинского конфликта Российская Армия захватила три «Даны» в качестве трофеев.

Д-30: артиллерийская классика

При всем обилии самоходных артиллерийских систем, наиболее дешевым вариантом остается обычная колесная гаубица. 152-мм орудие советского производства известно своим характерным силуэтом во всем мире. В боевом положении лафет, раскладываясь, полностью упирается тремя станинами в грунт, так, что колеса не касаются земли, что обеспечивает — с одной стороны — надежный упор, а с другой — позволяет вести круговой обстрел. Главная характеристика гаубицы Д-30 – дистанция выстрела до 5,3 км, чего в большинстве случаев вполне достаточно. Транспортирование орудия не составляет проблемы: оно весит 3,2 тонны, что создает возможность провозить ее почти по всем мостам, а в роли тягача можно использовать обычный «Урал». Простота, надежность и высокая эффективность – вот характерные черты русского оружия. Д-30 и Д-30А охотно закупают для оборонных нужд разные страны, а некоторые из них (Китай, Югославия, Египет, Ирак) сочли нужным приобрести документацию на их производство. И еще одну важную функцию выполняет эта гаубица. Фото, на котором в Петропавловской крепости дают традиционный полуденный залп, непременно украшает это орудие.

Щит и меч

Гаубицы России – непременная составляющая артиллерийско-ракетного щита страны. Их наступательное назначение не говорит об агрессивности военной доктрины, но ведь ни одна армия мира не исключает возможности атаковать или наносить упреждающие удары, верно? К тому же мало какой вид артиллерии претерпел столь значительные изменения и универсализацию функциональных возможностей, как гаубица. Технические характеристики этого орудия позволяют использовать его и для ведения огня по настильной траектории, то есть применять для обороны, в том числе и противотанковой.

А порох нужно всегда сухим держать.

fb.ru

152-мм пушка-гаубица Д-20: описание, фото

После Великой Отечественной перед советскими конструкторами была поставлена задача: заменить устаревшую пушку-гаубицу МЛ-20 1937 года выпуска более совершенной. Вскоре в Екатеринбурге работниками Особого Конструкторского Бюро было спроектировано новое артиллерийское буксируемое орудие. Сегодня оно известно как 152-мм пушка-гаубица Д-20. Ее серийным производством в 1955 году занялись работники волгоградского завода №221.

Начало конструкторских работ

Советские оружейники стремились к созданию «корпусного дуплекса» — установки, содержащей одинаковые блоки артиллерийских систем. По мнению конструкторов, это должно было существенно снизить производственные расходы и положительно сказаться во время эксплуатации или ремонта: артиллерийские орудия всегда будут снабжены необходимыми запасными частями. 152-мм пушка-гаубица Д-20, которая в то время значилась как Д-72, проектировалась одновременно с пушкой Д-74 калибра 122 мм. В результате после конструкторских доработок было решено для Д-20 использовать немного модернизированный лафет, как и в 122-миллиметровой гаубице.

Что собой представляет гаубица Д-20?

Данное артиллерийское орудие содержит следующие элементы:

  • моноблочную трубу;
  • казенник;
  • муфту;
  • двухкамерный дульный тормоз.

152-мм пушка-гаубица Д-20 — это полевое артиллерийское орудие, для которого характерны свойства пушки и гаубицы. В отличие от обычной пушки длина ствола данного орудия меньше, но с большими углами возвышения. Установка отличается от классической гаубицы увеличенной дальностью стрельбы.

Устройство

152-мм пушка-гаубица Д-20 содержит полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, который относится к механическому типу. Несмотря на то что в Д-20 и Д-74 используется одинаковый лафет, в обоих артиллерийских орудиях он имеет разные диаметры передней обоймы и профили веретена тормозного отката. В Д-20 он гидравлический, оснащенный пружинным компрессором. Наполнителем для тормоза стал стеол-М, который также предусмотрен и для гидропневматического накатника. Для крепежа тормозных цилиндров разработаны специальные ствольные обоймы, которые откатываются одновременно с самим стволом.

152-мм пушка-гаубица установлена на сварных коробчатых станинах. При помощи подхоботовых катков осуществляется перекатывание артиллерийского орудия на небольшие дистанции. В качестве основных используются колеса грузовых автомобилей ЯАЗ.

Механизмы

В Д-20 при помощи подъемного механизма, рассчитанного на один сектор, обеспечивается вертикальная наводка от -5 до +63 градусов. Левая часть орудия стала местом для винтового поворотного механизма. Наводка Д-20 в горизонтальной плоскости рассчитана на 58 градусов. Орудие оснащено пневматическим уравновешивающим механизмом. Он представляет собой две одинаковые колонки и относится к толкающему типу. В качестве опоры для артиллерийского орудия используется специальный поддон, который крепится к нижнему станку.

Боеприпасы для пушки-гаубицы

Данное артиллерийское орудие заряжается:

  • Ядерными снарядами 3ВБ3.
  • Химическими.
  • Снарядами, содержащими стреловидные поражающие элементы.
  • Зажигательными.
  • Кумулятивно-осколочными.
  • Осколочно-фугасными ОФ-32. Дальность стрельбы этими боеприпасами превышает 17 км.

Пушка Д-20 – это первая советская артиллерийская система, которая использует тактические ядерные боеприпасы. Также она приспособлена для стрельбы снятыми в данное время с вооружения химическими зарядами.

Тактико-технические характеристики

  • Страна-изготовитель – СССР.
  • По типу орудие относится к пушкам-гаубицам.
  • Год выпуска – 1950.
  • Калибр Д-20 составляет 152 мм.
  • Ствол имеет длину 5,2 м.
  • Длина всего орудия составляет 8,62 м.
  • Ширина – 2,4 м.
  • Боевой расчет состоит из десяти человек.
  • Весит орудие 5,64 тонны.
  • Д-20 в течение одной минуты способно выполнить шесть прицельных выстрелов.
  • По асфальтируемой дороге орудие транспортируется со скоростью 60 км/час.
  • Д-20 используется вооруженными силами Алжира, Афганистана, Венгрии, Египта, Индии, Китая, Никарагуа, Эфиопии и стран СНГ.

Заключение

Артиллерийская система Д-20 долгое время состояла на вооружении свыше тридцати государств. Установка считалась первым 152-миллиметровым орудием, использующим полуавтоматический клиновый затвор. На основе Д-20 создан ряд модификаций. Одной из них стала САУ «Акация», пришедшая на смену устаревшей системе Д-20, которая сегодня списана и не состоит на вооружении армии России.

fb.ru

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео

Создание 203-мм самоходной пушки 2С7 «Пион» также началось с постановления Совета министров СССР от 1967 г. По заданию новое орудие должно было с легкостью разрушать бетонные, железобетонные и земляные укрепления, уничтожать дальнобойную артиллерию, установки тактических ракет и другие средства доставки ядерных зарядов. Дальность стрельбы должна была составлять не менее 25 000 м. Вскоре в Министерство обороны СССР поступило несколько вариантов будущей самоходки. В начале 1969 г. был принят 203-мм калибр. Главным разработчиком «Пиона» назначили ленинградский Кировский завод.

Подробнее…

Ставшая важным этапом в истории развития реактивной артиллерии, РСЗО БМ-21 «Град» разрабатывалась в инициативном порядке в тульском НИИ-147, созданном в июле 1945 г. для решения задач технологического обеспечения массового производства гильз обычных артиллерийских выстрелов. Разработанная НИИ-147 технология изготовления гильз посредством глубокой вытяжки обеспечивала и производство более толстостенных и прочных оболочек, которыми являются камеры сгорания двигателей реактивных снарядов. Поэтому у конструкторов НИИ-147 появилась возможность перейти от решения частной задачи — технологического обеспечения производства боеприпасов — к более сложной и комплексной — разработке реактивной системы залпового огня.

Подробнее…

120-мм миномет 2Б11 представляет собой усовершенствованную модификацию прежней модели, 120-мм миномета образца 1943 года, производство которого началось в 1943 году и которому было суждено стать одним из самых распространенных минометов калибра 120 мм. Миномет М-43 оказал большое влияние на конструкции последующих систем — до сих пор во многих странах мира минометы М-43 и их копии остаются на вооружении и даже продолжают выпускаться серийно (так, китайский 120-мм миномет Тип 55 является прямой калькой советского М-43).

Подробнее…

Хотя минометы калибра 82 мм обыкновенно считаются вооружением пехоты, 82-мм автоматический миномет 2Б9 «Василек» следует отнести к категории артиллерийского вооружения. В первую очередь это обусловлено боевой скорострельностью 2Б9, имеющей очень высокое значение — до 100 выстрелов в минуту (темп стрельбы составляет 120 выстрелов в минуту), а также его возможностью вести настильный огонь и, таким образом выполнять задачи огневой поддержки и борьбы с бронированными целями.

Подробнее…

Самоходная гаубица 2С3 «Акация» была сконструирована и построена на КБ завода имени Калинина в связи с постановлением Совета министров СССР от 4 июля 1967 г. Две первых опытных машины создали уже в конце 1968 г., однако в процессе испытаний проявился ряд серьезных недоработок, в частности сильная загазованность боевого отделения. Из-за этого же недостатка испытания не прошли еще четыре образца, построенные к лету 1969 г. После усовершенствования системы вентиляции проблема была решена, и первая серия машин была выпущена уже в 1970 г. А в 1971 г.

Подробнее…

РСЗО 9К58 «Смерч» — советская и российская реактивная система залпового огня калибра 300 мм. С декабря 2016 года началась замена РСЗО «Смерч» и РСЗО «Град» на РСЗО семейства «Торнадо», где боевые машины в целом сконструированы аналогично предшественникам, но оборудованы навигацией ГЛОНАСС и новой компьютеризированной системой управления огнем. ГЛОНАСС также используется в управляемых ракетах для РСЗО Торнадо-С, что подтверждено экспертами Международного Института Стратегических Исследований и производителем. РСЗО Смерч может использовать специальную ракету, которая выпускает над целью БПЛА для разведки и корректировки огня в течение 20-30 минут.

Подробнее…

В связи с постепенным снятием с вооружения 130-мм полевой пушки М-46 Советской Армии потребовалась новая пушка, обладающая большой дальностью выстрела и способная вести борьбу с артиллерией противника. Были созданы две артиллерийские системы калибра 152 мм — самоходная установка 2С5 и буксируемая пушка 2А36, в которых использовался практически идентичный ствол. В Вооруженных Силах стран СНГ пушка имеет обозначение «Гиацинт».

Подробнее…

В настоящее время буксируемые противотанковые пушки являются относительной редкостью, и большинство таких орудий стоит на вооружении армий республик бывшего Советского Союза. В некоторых государствах — бывших членах Варшавского пакта также осталось значительное количество 100-мм противотанковых пушек Т-12 (известных также под обозначением 2А19) и МТ-12 (модернизированный вариант). Т-12 была принята на вооружение в середине 50-х годов. В результате эксплуатации выявилась необходимость внесения небольших изменений в конструкцию лафета, и в 1972 году появилась улучшенная модификация МТ-12.

Подробнее…

САУ 2С1 «Гвоздика» была создана в 1969 г. в ОКБ-9 завода «Уралмаш» спустя два года после выхода в свет постановления Совета министров. В процессе боевых действий во время Великой Отечественной войны самоходные установки выполняли те же функции, что и танки, поэтому после войны они на долгое время были вытеснены более эффективными, хотя и дорогостоящими танками. Только в 1965 г. самоходная артиллерия возродилась, когда конструкторы принялись за работу над созданием САУ нового поколения.

Подробнее…

«2С4 Тюльпан», названное в НАТО М1975, это 240-миллиметровая самоходная мортира, самое тяжелое орудие в арсеналах активных современных армий. Располагая 520-сильным дизельным двигателем В-59, установка способна двигаться по дороге со скоростью 62 км/ч. Его вспомогательное вооружение составляет один 7,62-мм ПКТ; вес машины 27 тонн. На марше орудие обслуживает экипаж из пяти человек, но для ведения стрельбы нужно дополнительно еще пять. Оно установлено на гусеничном шасси ГМЗ от машины-миноукладчика и стреляло 130-килограммовым снарядом с темпом один выстрел в минуту.

Подробнее…

В конце 70-х гг. началась разработка тяжелой огнеметной системы залпового огня. Система представляла собой установку с неуправляемыми ракетными снарядами. ТОС-1 «Буратино» была создана на базе танка Т-72. При разработке система имела обозначение «Объект 634». Впервые применялась ТОС-1 в годы афганской войны. Цели создания тяжелой огнеметной установки потребовали установить ее на шасси значительной грузоподъемности. Конструкторам также пришлось учесть сравнительно невысокую дальность стрельбы и установить на боевую машину определенный уровень защиты. Все это значительно утяжеляло систему залпового огня.

Подробнее…

Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) в годы II мировой войны работал над созданием артиллерийских тягачей на базе танка Т-34. Результатом работ стали машины АТ-42 и АТ-45. После того как война закончилась, на вооружение Советской Армии поступили совершенно новые тяжелые артиллерийские системы, которые требовали соответствующих тягачей. На ХПЗ вновь развернулись работы. С 1946 г. началось производство танка Т-54, и на его базе конструкторы разработали новый тягач, серийный выпуск которого начался с 1953 г. Эта машина получила индекс АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый) и очень скоро завоевала признание, о чем свидетельствует ее выпуск в 50-х гг. в больших количествах и различных модификациях.

Подробнее…

Самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» выполнена по башенной схеме. Корпус машины по геометрии подобен корпусу танка Т-90 и разделён на три отделения: отделение управления, боевое и силовое (моторно-трансмиссионное). По сравнению с танком Т-90 передняя часть корпуса существенно видоизменена для размещения в ней отделения управления.

Подробнее…

Реактивная система залпового огня (РСЗО) 9К57 Ураган предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых подразделений противника в местах сосредоточения и на марше, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной инфраструктуры, дистанционной установки противотанковых и противопехотных минных полей в зоне боевых действий на удалении от 10 до 35км.

Подробнее…

 

Советские солдаты у пушки ЗиС-3 на улице Берлина.

 76-мм ЗИС-3 (ее настоящий калибр равен 76,2 мм), появившаяся в 1942 году, была призвана со временем сменить большое количество различных артиллерийских систем, стоявших в то время на вооружении Красной Армии, а также восполнить огромные потери, понесенные в результате наступления немецкой армии. Поэтому ЗИС-3 — это простая выносливая пушка без каких-либо излишеств, которую можно было выпускать в больших количествах, измеряемых тысячами.

Подробнее…

Только в 70-х гг. появилась достойная замена САУ, выпущенным еще во время Великой Отечественной войны. После серийного выпуска так называемой «цветочной серии» самоходок Главное ракетно-артиллерийское управление поставило перед разработчиками новые требования согласно которым новая боевая машина должна была нести 152-мм гаубицу. При этом предполагалась, что артиллерийская часть станет универсальной, чтобы ее можно было использовать как на самоходках, так и на буксируемых установках.

Подробнее…

122 мм буксируемая гаубица Д-30 была разработана КБ им. Ф.Ф. Петрова на артиллерийском заводе №9 в Свердловске для замены 122 мм гаубицы М-30, которая была принята на вооружение Советской Армии незадолго до начала Второй мировой войны. В начале 60-х годов Д-30 была принята на вооружение армии.

Подробнее…

oruzhie.info

203-мм гаубица большой мощности Б-4 (20 фото + 2 видео)

8 дюймов даже для корабельных пушек солидно.

В 1926 году командование Красной Армии пришло к выводу о необходимости создания нескольких новых артиллерийских орудий. Войскам требовались новые пушки различного назначения с разными характеристиками. Заседание Артиллерийского комитета определило нужды армии следующим образом: 122-мм корпусная пушка, 152-мм пушка и 203-мм гаубица большой досягаемости. Так началась история одного из самых интересных отечественных орудий – гаубицы большой мощности Б-4.

Разработкой трех проектов нового оружия занялось конструкторское бюро Арткома. Группу, отвечавшую за создание гаубицы калибра 203 мм, возглавил Ф.Ф. Лендер. По решению Арткома, на разработку проекта отводилось 46 месяцев. Работы в КБ комитета продолжались до конца 1927 года. В сентябре 27-го ушел из жизни главный конструктор Лендер, и вскоре после этого проект передали ленинградскому заводу «Большевик» (Обуховский завод). Новым руководителем проектных работ стал А.Г. Гаврилов. Все дальнейшие работы по проекту нового орудия большой мощности велись именно там. Тем не менее, насколько известно, в дальнейшем специалисты КБ Арткома привлекались к выполнению некоторых работ, в частности к подготовке рабочих чертежей.

В середине января 1928 года завершилась разработка нового проекта. Специалисты предложили сразу два варианта самоходной гаубицы. При этом отличия орудий были минимальны: один из вариантов предусматривал использование дульного тормоза, а во втором проекте обошлись без этого агрегата. Специалисты Артиллерийского комитета рассмотрели два проекта и сделали свой выбор. По ряду причин технологического и эксплуатационного характера было решено продолжить разработку проекта пушки, не оснащенной дульным тормозом. По-видимому, конструкция орудия и лафета позволяла обойтись без дополнительных средств гашения импульса отдачи, ограничившись только противооткатными устройствами.

В силу некоторых причин следующие три года специалисты всех организаций, занятых в проекте, занимались определенными доработками проекта. В результате опытный образец новой гаубицы большой мощности был собран только в 1931 году. Летом того же года орудие доставили на Научно-испытательный артиллерийский полигон под Ленинградом, где начались первые испытательные стрельбы. Первые стрельбы имели своей целью подбор необходимых зарядов пороха. В начале тридцатых годов в СССР была введена новая номенклатура проектов артиллерийских орудий. Разработки завода «Большевик» теперь обозначались индексом, начинающимся с литеры «Б». Новая 203-мм гаубица получила обозначение Б-4.

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 под командованием старшего сержанта С. Шпинь в пригороде Сопот (Sopot) Данцига (ныне — Гданьск, Польша) ведет огонь по немецким войскам в Данциге. Справа виднеется церковь Спасителя (Kościół Zbawiciela)

По имеющимся данным, уже в 1932 году ленинградский завод начал серийное производство новых орудий, хотя темпы строительства поначалу были не слишком высоки. Кроме того, в том же году появился проект модернизации орудия, направленный на повышение его мощности. С целью повышения характеристик было решено использовать новый ствол, который был длиннее старого на три калибра. Также изменилась форма казенника. Другие внешние отличия отсутствовали. Новый вариант гаубицы получил обозначение Б-4БМ («Большой мощности»). По аналогии старую версию назвали Б-4ММ («Малой мощности»). В ходе серийного производства и эксплуатации предпочтение отдавалось гаубице большей мощности. Во время ремонта гаубицы Б-4ММ получали новые удлиненные стволы, из-за чего орудия малой мощности постепенно были сняты с эксплуатации.

Гаубица Б-4, приданная 1-му стрелковому батальону 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, в ходе Берлинской наступательной операции. Командир батальона — капитан С. Неустроев, будущий Герой Советского Союза

После проведения всех испытания в 1933 году орудие Б-4 приняли на вооружение. Оно получило официальное название «203-мм гаубица обр. 1931 года». В том же году началось производство новых гаубиц на заводе «Баррикады» (г. Сталинград). Тем не менее, освоение производства столкнулось с серьезными проблемами. До конца 33-го сталинградские рабочие собрали только одну гаубицу, но не успели сдать ее. Первые два орудия новой модели были сданы «Баррикадами» только в 1934 году. Следует отметить, что заводы «Большевик» и «Баррикады» в некоторой мере доработали конструкцию гаубицы. Производство некоторых деталей и узлов велось с учетом возможностей конкретного предприятия.

203-мм гаубицы Б-4, буксируемые тягачами «Коминтерн» по Красной Площади во время первомайского парада 1941 года. Гаубицы Б-4 входили в состав гаубичных артиллерийских полков большой мощности Резерва Главного Командования

Подобные изменения позволили начать полномасштабное строительство новых орудий, но сказалось на сложности их обслуживания в войсках. Из-за переделки изначального проекта в соответствии с возможностями заводов-изготовителей войска получали орудия, имеющие достаточно большие отличия. Для исправления сложившейся ситуации в 1937 году был создан обновленный проект гаубицы на гусеничном ходу. В нем учитывались доработки и изменения, выполненные на предприятиях, а также вносились некоторые другие коррективы. Все это позволило избавиться от наблюдавшихся ранее различий. До начала 1937 года два завода выпустили и передали артиллеристам около 120 гаубиц.

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 ведет огонь на окраине Воронежа. Ствол гаубицы опущен для перезарядки орудия

Выпуск обновленных чертежей решил большую часть имевшихся проблем. Тем не менее, согласно некоторым источникам, гаубицы ленинградского и сталинградского завода все равно отличались друг от друга. В 1938 году комплект обновленной документации был передан Новокраматорскому машиностроительному заводу, который вскоре присоединился к изготовлению новых орудий.

После начала серийного производства гаубиц Б-4 специалисты Арткома и заводов-изготовителей несколько раз дорабатывали проект с целью повышения характеристик. Наибольшим изменениям при этом подвергался ствол. Изначально ствол был скрепленным и состоял из нескольких цилиндрических деталей. В дальнейшем было принято решение перейти на стволы с лейнером. Первый опытный лейнер для орудия Б-4ММ изготовили весной 1934-го, для Б-4БМ – к концу того же года. Ввиду определенных трудностей в дальнейшем гаубицы «Большей мощности» получали как скрепленные стволы, так и лейнеры. При этом производство лейнеров на «Баррикадах» началось только осенью 1938 года.

В том же 1934 году появилось предложение создать модификацию гаубицы Б-4, способную вести огонь нарезными снарядами. За счет полигональной формы боковой поверхности такие боеприпасы в теории должны были иметь более высокие характеристики. Для проверки такого предложения на заводе «Большевик» был изготовлен опытный ствол с особыми нарезами. В канале этого ствола имелись 48 нарезов крутизной 12 калибров. Глубина каждого нареза составляла 2 мм, ширина – 9 мм. Между нарезами оставалось поле шириной 4,29 мм. Такой ствол позволял использовать нарезные снаряды весом около 172-174 кг длиной 1270 мм с зарядом порядка 22-23 кг взрывчатого вещества. На боковой поверхности снарядов имелись нарезы глубиной 1,9 мм.

В конце 1936 года специалисты Научно-испытательного артиллерийского полигона проверили предложенную модификацию гаубицы, и пришли к неутешительным выводам. Поводом для критики проекта стали неудобство заряжания орудия, связанное с нарезной поверхностью снаряда, отсутствие заметных преимуществ перед Б-4 в базовом варианте и другие особенности опытной гаубицы для нарезных снарядов. Работы по этой тематике были свернуты ввиду отсутствия перспектив.

В 1936 году 203-мм гаубицы обр. 1931 г. получили новые стволы с измененной нарезкой. Ранее стволы имели 64 нареза шириной 6,974 мм с полями шириной 3 мм. В ходе эксплуатации выяснилось, что такая нарезка стволов или лейнеров может приводить к срыву полей нарезки. По этой причине был разработан новый вариант нарезки с нарезами шириной 6 мм и полями в 3,974 мм. В ходе испытаний таких стволов было выявлено их омеднение. Тем не менее, специалисты Артиллерийского управления справедливо решили, что подобный недостаток является приемлемой платой за избавление от ранее наблюдавшихся проблем.

Гаубица Б-4 получилась достаточно тяжелой, что сказалось на особенностях ее эксплуатации. К месту боевой работы орудие предлагалось доставлять в частично разобранном виде. Агрегаты лафета оставались на гусеничном буксируемом шасси, а ствол снимался и помещался на специальную ствольную повозку. Были разработаны два варианта повозки: гусеничный Б-29 и колесный Бр-10. Эти изделия имели как плюсы, так и минусы. К примеру, гусеничная ствольная повозка имела более высокую проходимость, однако в ходе эксплуатации регулярно ломались траки. Кроме того, чтобы стронуть с места повозку Б-29 с уложенным стволом требовалось усилие на уровне 1250 кг, поэтому в некоторых случаях ее приходилось буксировать сразу двумя тягачами. Колесная повозка требовала впятеро меньших усилий, но застревала на бездорожье.

Летом 1938 года были проведены сравнительные испытания двух ствольных повозок, по результатам которых оба этих агрегата подверглись серьезной критике. И Б-29, и Бр-10 не отвечали предъявляемым требованиям. Вскоре завод №172 (г. Пермь) получил задание на разработку нового буксируемого лафета как для Б-4, так и для двух других орудий, создававшихся в то время (т.н. артиллерийский триплекс). Этот проект лафета, получивший обозначение М-50, не удостоился должного внимания, из-за чего к началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 по-прежнему комплектовались несовершенными лафетами и повозками.

Основным элементом 203-мм гаубицы большой мощности Б-4 был нарезной ствол длинной 25 калибров (нарезная часть – 19,6 калибра). Орудия различных серий выпускались со стволами нескольких типов. Это были скрепленные стволы без лейнера, скрепленные с лейнером и моноблочные с лейнером. По имеющимся данным, независимо от конструкции стволы гаубиц были взаимозаменяемы.

Запирание ствола производилось при помощи поршневого затвора системы Шнейдера. Принцип работы затвора зависел от типа ствола. Так, орудия со скрепленными стволами имели двух- или тректактный затвор. С монолитными стволами использовались только двухтактные затворы. Напомним, двухтактный затвор при отпирании поворачивается вокруг своей оси, выходя из зацепления со стволом (первый такт), а затем вынимается из казенника и одновременно с этим уходит в сторону, позволяя зарядить орудие (второй). В случае с трехтактной схемой затвор сначала выходит из ствола, используя специальную раму (второй такт) и только после этого отводится в сторону (третий).

Ствол гаубицы закреплялся на противооткатных устройствах, выполненных на основе гидравлического тормоза отката и гидропневматического откатника. Во время выстрела все агрегаты противооткатных устройств были неподвижны. В качестве дополнительного средства обеспечения стабильности при стрельбе использовался сошник, смонтированный на станине гусеничного лафета.

Люлька с орудием устанавливалась на т.н. верхний лафет – конструкцию, обеспечивавшую наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. С гусеничным шасси верхний лафет контактировал при помощи вертикального боевого штыря, на котором мог вращаться при использовании механизмов наведения. Конструкция лафета и ограничения, связанные с мощностью отдачи, позволяли осуществлять горизонтальную наводку только в пределах сектора шириной 8°. При необходимости перенесения огня на больший угол приходилось разворачивать все орудие.

К люльке крепился зубчатый сектор механизма подъема. С его помощью можно было изменять угол возвышения ствола в пределах от 0° до 60°. Отрицательные углы вертикальной наводки не предусматривались. В составе механизма подъема имелась система быстрого приведения орудия к углу заряжания. С ее помощью ствол автоматически опускался и позволял производить заряжание.

Все агрегаты буксируемой гаубицы Б-4 устанавливались на гусеничном ходу оригинальной конструкции. Орудие оснащалось гусеницами шириной 460 мм, системой подрессоривания, тормозами и т.д. В задней части гусеничного хода предусматривалась станина с сошником для упора в грунт. Гусеничный лафет 203-мм гаубицы обр. 1931 года в дальнейшем использовался в качестве базы для других орудий: 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5.

Новая гаубица большой мощности была одним из самых крупных и тяжелых отечественных артиллерийских орудий того времени. В собранном виде орудие имело длину около 9,4 м и ширину почти 2,5 м. Высота линии огня составляла 1910 мм. Длина ствола с затвором превышала 5,1 м, а их общий вес достигал 5200 кг. С учетом т.н. откатных частей ствол весил 5,44 т. Лафет имел массу 12,5 т. Таким образом, готовая к стрельбе гаубица весила 17,7 т, не считая различных вспомогательных средств и боекомплекта. Ствольная повозка Б-29 на гусеничном ходу имела собственную массу на уровне 7,7 т, вес повозки со стволом достигал 13 т. Колесная повозка Бр-10 весила 5,4 т или 10,6 т со стволом.

Гаубица Б-4 обслуживалась расчетом из 15 человек. В их распоряжении имелся подъемный кран для загрузки снарядов и ряд другого оборудования, облегчавшего эксплуатацию орудия. В частности, на боковых поверхностях лафета предусматривались два сиденья для наводчиков, прикрытые металлическими щитками. Механизмы управления наводкой были выведены на обе стороны орудия.

На большие расстояния орудие Б-4 перемещали в разобранном виде. Гусеничный лафет можно было буксировать со скоростью не более 15 км/ч, ствольную повозку – не быстрее 25 км/ч. При необходимости перемещения гаубицы на небольшие расстояния (например, между позициями) допускалась буксировка в собранном виде. В таком случае скорость движения не должна была превышать 8 км/ч. Превышение рекомендованных скоростей грозило повреждением или разрушением ходовой части.

Гаубица Б-4 могла использовать все имевшиеся на вооружении артиллерийские снаряды калибра 203 мм. Основными ее боеприпасами были фугасные снаряды Ф-625 и Ф-625Д, а также бетонобойные Г-620 и Г-620Т. Эти боеприпасы весили около 100 кг и несли от 10 до 25 кг взрывчатого вещества. В послевоенный период номенклатура боеприпасов для орудия Б-4 расширилась специальным снарядом с ядерной боевой частью.

Орудие использовало раздельное картузное заряжание. Вместе со снарядом в камору предлагалось помещать один из 12 вариантов метательного заряда: от полного весом 15 кг до №11 весом 3,24 кг. Возможность комбинирования веса порохового заряда и угла возвышения ствола в сочетании с несколькими типами снарядов с разными характеристиками обеспечивала большую гибкость применения гаубицы. В зависимости от типа цели и дальности до нее можно было комбинировать угол вертикального наведения и вес метательного заряда. Дульная скорость снарядов колебалась от 290 до 607 м/с. Максимальная дальность стрельбы, достигавшаяся при оптимальной комбинации всех изменяемых параметров, достигала 18 км.

Для загрузки снарядов и картузов с порохом использовался небольшой подъемный кран, расположенный на станинах лафета. Ввиду большой массы боеприпасов ручное заряжание было затруднительно. Перед подъемом на линию заряжания снаряды помещались в специальный лоток, который и поднимался краном. Подобная аппаратура облегчала работу расчета, но скорострельность была небольшой. Натренированный расчет мог делать один выстрел за две минуты.

Несмотря на все трудности, три завода за несколько лет смогли освоить выпуск гаубиц большой мощности Б-4 обр. 1931 г. На пике производства каждый из трех заводов ежегодно выпускал по несколько десятков орудий. К началу Великой Отечественной войны Красная Армия располагала 849 такими гаубицами, что превышало изначально требовавшееся количество.

Известно, что в августе 1939 года был утвержден новый мобилизационный план, в котором, помимо прочего, устанавливалась организационная структура артиллерии большой мощности. В составе Артиллерии Резерва Главного командования планировалось сформировать 17 гаубичных артиллерийских полков большой мощности (гап б/м) по 36 гаубиц Б-4 в каждом. Численность личного состава каждого полка – 1374 человека. 13 новых полков должны были иметь двойное развертывание. Войскам в общей сложности требовалось 612 новых орудий. В то же время, для удовлетворения требований военного времени нужно было дополнительно построить порядка 550-600 гаубиц.

Первым вооруженным конфликтом, в котором использовались гаубицы Б-4, стала Советско-финская война. К концу 1939 года на фронт было переброшено почти полторы сотни таких орудий, которые активно использовались для уничтожения финских укреплений. Орудия Б-4 показали себя неоднозначно. Мощности гаубицы хватало для уничтожения некоторых дотов, но нередко артиллеристам приходилось сталкиваться с более защищенными целями. Иногда для разрушения бетонного сооружения требовалось попасть в одну точку двумя или тремя снарядами. При этом для ведения эффективного огня гаубицу приходилось чуть ли не вручную подводить на расстояние около 200 м от цели. Общая мобильность гаубицы тоже оставляла желать лучшего из-за ограничений, связанных с ее транспортировкой.

Боевая работа артиллеристов осложнялась малыми углами горизонтальной наводки, из-за чего для перенесения огня на большой угол требовалось разворачивать все орудие. В некоторых ситуациях расчетам не хватало защиты от огня противника, из-за чего приходилось полагаться на спешно вырытые окопы и другие укрытия.

Тем не менее, несмотря на все проблемы и трудности, гаубицы большой мощности Б-4 хорошо справлялись со своими обязанностями. Использование этих орудий позволило уничтожить большое количество финских укреплений и тем самым позволило войскам выполнить поставленные задачи. Из 140 с лишним гаубиц зимой 1939-40 годов было повреждено или потеряно только 4. Остальные по окончании войны вернулись в части. Удачные попадания бетонобойных снарядов оставляли от финских укреплений груду колотого бетона и согнутой арматуры. За это гаубица Б-4 получила прозвище «Карельский скульптор».

22 июня 1941 года в составе Артиллерии Резерва Главного командования имелись 33 гап б/м вооруженных гаубицами Б-4. По штату им полагалось 792 гаубицы, хотя фактическое их количество, по некоторым данным, не превышало 720. Начавшаяся война привела к потере некоторого количества орудий. За лето и осень 41-го красноармейцы по разным причинам потеряли 75 гаубиц. Производство такого оружия было сильно сокращено в пользу более актуальных систем, из-за чего за время войны было изготовлено и передано войскам только 105 гаубиц.

Часть потерянных орудий стала трофеями немецких войск. Так, 529-й гап б/м, не имея нужного количества тягачей, летом 41-го потерял 27 исправных орудий. В Вермахте трофейные Б-4 получили обозначение 20,3 см Haubitze 503(r) и ограниченно использовались во время различных операций. Для стрельбы из этих гаубиц немцы использовали трофейные бетонобойные снаряды Г-620 и пороховые картузы собственного производства. По ряду причин количество «немецких» Б-4 постоянно сокращалось. Так, к весне 44-го в распоряжении противника имелось лишь 8 трофейных орудий.

Ввиду малой мобильности и постоянного отступления войск командование Красной Армии еще летом 1941 года приняло решение отвести все гаубичные артиллерийские полки большой мощности в тыл. На фронт артиллеристы вернулись только к концу 1942 года, когда стратегическая инициатива начала переходить к Советскому Союзу. В дальнейшем гаубицы Б-4 активно использовались в различных наступательных операциях в качестве средства уничтожения укреплений противника.

Как и другие гаубицы, орудие обр. 1931 года предназначалось для стрельбы по навесным траекториям. Тем не менее, во второй половине войны красноармейцы освоили и стрельбу прямой наводкой. Первый такой случай произошел 9 июня 1944 года на Ленинградском фронте. Задачей артиллерии большой мощности было уничтожение хорошо защищенного крупного дота, прикрытого другими огневыми точками. Этот комплекс укреплений был основой обороны противника в районе, из-за чего его требовалось уничтожить в кратчайшие сроки. Артиллеристы-красноармейцы под командованием командира батареи гвардии капитана И.И. Ведмеденко, маскируя тягачи шумом боя, вывели на позицию две гаубицы Б-4. В течение двух часов гаубицы прямой наводкой с расстояния 1200 м били бетонобойными снарядами по стенам укрепления толщиной в несколько метров. Несмотря на нестандартный способ применения, орудия справились с задачей. Командир батареи, уничтожившей дот, был удостоен звания Героя Советского Союза.

В дальнейшем 203-мм гаубицы большой мощности обр. 1931 г. неоднократно вели огонь прямой наводкой. Широко известны кадры кинохроники, на которых расчет орудия стреляет таким образом на улицах Берлина. Тем не менее, основным способом стрельбы остался огонь «по-гаубичному», с большими углами возвышения. На момент окончания Великой Отечественной войны в войсках имелось 760 таких гаубиц.

Характерной особенностью гаубицы Б-4 была низкая мобильность, обусловленная ограничениями используемого гусеничного лафета. Решением этой проблемы могло стать создание самоходной артиллерийской установки, вооруженной таким орудием. В тридцатых годах советские инженеры разрабатывали САУ СУ-14 на базе тяжелого танка Т-35. Максимальная скорость такой машины на шоссе достигала 22 км/ч. Было построено два опытных экземпляра, которые в 1940 году прошли испытания и были отправлены на хранение. В 41-м их отправили на станцию Кубинка для участия в обороне Москвы. Это был единственный случай боевого применения таких самоходок.

Уже после окончания войны военные вернулись к идее создания колесного лафета для Б-4 и других орудий. По ряду причин работы затягивались, в результате чего опытный экземпляр гаубицы Б-4М на колесном ходу появился только в 1954 году. Новый колесный лафет в определенной мере повторял конструкцию гусеничного. Системы крепления гаубицы остались прежними, верхний лафет так же не претерпел серьезных изменений. Нижние агрегаты лафета получили опорную плиту и четыре колеса. При подготовке к стрельбе колеса должны были подниматься, в результате чего опорная плита орудия опускалась на землю.

В 1954 году военные испытали новый лафет с орудием Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2. В следующем году его приняли на вооружение. Новыми агрегатами оснащались орудия Б-4 (после такой модернизации они обозначались как Б-4М), Бр-2 и Бр-5. Новые стволы, затворы и т.д. не производились. Модернизация заключалась в установке имеющихся агрегатов на новые лафеты.

Имея большую мощность и высокое могущество снарядов, гаубица обр. 1931 г. оставалась на вооружении до конца восьмидесятых годов. Более того, в середине шестидесятых номенклатуру ее боеприпасов дополнили новым специальным снарядом 3БВ2 с ядерной боевой частью. Такой боеприпас позволял значительно повысить боевые возможности старого орудия.

Гаубица большой мощности Б-4 калибра 203 мм является одним из самых известных артиллерийских орудий СССР времен Великой Отечественной войны. Орудие с характерной конструкцией и высокими характеристиками стало одним из символов любой наступательной операции Красной Армии. Все крупные операции, проводившиеся с конца 1942 года, осуществлялись при огневой поддержке 203-мм гаубиц, уверенно поражавших укрепления противника.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Военная техника 1-й мировой войны на снимках немецких фотографов: Пушки и гаубицы — Артиллерия

Пусть будет, а то не всегда немецкие пушки можно посмотреть в одном месте.
Фотки стянуты у tipolog

Гаубица «Morser» калибра 21 см с артиллерийским тягачом (1917 год)

Гаубица «Morser» калибра 21 см в отцепленном состоянии (1916 год)

Гаубица «Morser» калибра 21 см на территории Российской империи (1917 год)

Орудие калибром 15 см в собранном виде (1918 год)

Орудие калибром 15 см в транспортном положении — со снятым стволом (1918 год)

Снаряд калибра 30,5 см для уничтожения хорошо укрепленных боевых позиций

Тяжелая полевая гаубица калибра 15 см

Тяжелая полевая гаубица калибра 15 см (2)

Полевая пушка калибра 7,7 см (1915 год)

Полевая пушка калибра 7,7 см в момент выстрела (1917 год)

Полевая гаубица калибра 10,5 см на боевой позиции (1916 год)

Тяжелая полевая гаубица калибра 15 см на боевой позиции

Окопная пушка Grabenkanone калибра 3,7 см, предназначенная для уничтожения вражеских позиций защищенных броневыми щитами

Артиллерийское орудие калибра 13,5 см на боевой позиции среди развалин

Гаубица калибра 15 см производства 1890-х годов на Восточном фронте (1914 год)

Полевая пушка калибра 9 см образца 1873 года (1914 год)

Орудие калибра 15 см производства 1890-х годов на боевой позиции (1916 год)

Полевая пушка калибра 10 см, ствол которой оказался разорванным в момент выстрела по причине допущенного производственного брака

Тяжелая полевая гаубица калибра 15 см с разорванным стволом

Тяжелая полевая гаубица калибра 15 см в момент ремонта в полевых условиях (1915 год)

Полевая пушка калибра 15 см — ремонт в заводских условиях

Тяжелая полевая гаубица калибра 15 см — ремонт в условиях передвижной мастерской

Французские железнодорожные орудия, захваченные немцами в окрестностях города Суассон в северной части Франции (1918 год)

Немецкие резервисты получают инструкции по использованию трофейных французских скорострельных пушек калибра 57 мм (1917 год)

Немецкие резервисты получают инструкции по использованию трофейных французских скорострельных пушек калибра 57 мм (1917 год) — 2

Секретное оружие немецкого кайзера — Самодельный муляж пушки для введения в заблуждения солдат противника (июнь 1917 года)

Самодельный муляж мортиры Большая Берта

Самодельный муляж пушки береговой батареи (1915 год)

Деревянная модель мортиры Большая Берта калибра 42 см, изготовленой в натуральную величину (1932 год)

ru-artillery.livejournal.com

Потерянная артиллерия Красной Армии: starcom68

Замечательный альбом немецких фотографий брошенной артиллерии РККА от пользователя jsokoloff.
942 фото полных мемов и слез. Всячески рекомендую. Навел коллега pix009


Захваченные 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 обр.1937 г. Старая Русса, 16 сентября 1941 года.

Видимо, это МЛ-20 34-й армии. Начальника артиллерии этой армии в 41 г. расстреляли перед строем. Свежепокрашенные ДТ. Краска была, а бензина для тягачей не было.


Оставленные в г.Вильно (Вильнюс) 203-мм гаубицы Б-4.


Брошенная 203-мм гаубица Б-4.


Брошенные 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 и 122-мм пушки обр.1931г.


Брошенные 152-мм гаубицы обр. 1909/1930 гг.


Брошенные 122-мм гаубицы М-30 обр. 1939 г.


Брошенная 76-мм зенитная пушка обр. 1914/15 гг. (3″ зенитная пушка Лендера) на колесной платформе.


Уничтоженный трактор и 122-мм гаубица образца 1910/1930 гг.


Трофейная советская 76-мм зенитная пушка обр.1938 г. Брест, февраль 1942 года.


Брошенная 45-мм пушка «ленинградка».


Брошенные в Керчи советские орудия.


Брошенная РСЗО БМ-13 на базе ЗИС-6.


Уничтоженная РПУ БМ-13 на базе Ford WOT-8. Майкоп, 1942 год.


Уничтоженная РСЗО БМ-13-16 на шасси «Шевроле» G7107 и брошенная пушка УСВ.


Уничтоженная РСЗО БМ-13 на шасси GMC CCKW 352.


Брошенная РСЗО БМ-13 на базе автомобиля Остин К-6А. 22 сентября 1941 года.


Уничтоженная РУ БМ-13 на шасси «Студебеккер».

Похоже на уникальную фотографию 6″ Кане на Ржевско-Вяземском рубеже. С трудом представляю где можно еще снять такое орудие в средне-русском пейзаже

Загадка. Изба вроде наша, но вот что-за орудие?

Сам альбом здесь

starcom68.livejournal.com

Военная техника 1-й мировой войны на снимках немецких фотографов: Пушки и гаубицы

Оригинал взят у tipolog в Военная техника 1-й мировой войны на снимках немецких фотографов: Пушки и гаубицы
Подборка изображений

Гаубица «Morser» калибра 21 см с артиллерийским тягачом (1917 год)



Гаубица «Morser» калибра 21 см в отцепленном состоянии (1916 год)



Гаубица «Morser» калибра 21 см на территории Российской империи (1917 год)



Орудие калибром 15 см в собранном виде (1918 год)



Орудие калибром 15 см в транспортном положении — со снятым стволом (1918 год)



Снаряд калибра 30,5 см для уничтожения хорошо укрепленных боевых позиций



Тяжелая полевая гаубица калибра 15 см



Тяжелая полевая гаубица калибра 15 см (2)



Полевая пушка калибра 7,7 см (1915 год)



Полевая пушка калибра 7,7 см в момент выстрела (1917 год)



Полевая гаубица калибра 10,5 см на боевой позиции (1916 год)



Тяжелая полевая гаубица калибра 15 см на боевой позиции



Окопная пушка Grabenkanone калибра 3,7 см, предназначенная для уничтожения вражеских позиций защищенных броневыми щитами



Артиллерийское орудие калибра 13,5 см на боевой позиции среди развалин



Гаубица калибра 15 см производства 1890-х годов на Восточном фронте (1914 год)



Полевая пушка калибра 9 см образца 1873 года (1914 год)



Орудие калибра 15 см производства 1890-х годов на боевой позиции (1916 год)



Полевая пушка калибра 10 см, ствол которой оказался разорванным в момент выстрела по причине допущенного производственного брака



Тяжелая полевая гаубица калибра 15 см с разорванным стволом



Тяжелая полевая гаубица калибра 15 см в момент ремонта в полевых условиях (1915 год)



Полевая пушка калибра 15 см — ремонт в заводских условиях



Тяжелая полевая гаубица калибра 15 см — ремонт в условиях передвижной мастерской



Французские железнодорожные орудия, захваченные немцами в окрестностях города Суассон в северной части Франции (1918 год)



Немецкие резервисты получают инструкции по использованию трофейных французских скорострельных пушек калибра 57 мм (1917 год)



Немецкие резервисты получают инструкции по использованию трофейных французских скорострельных пушек калибра 57 мм (1917 год) — 2



Секретное оружие немецкого кайзера — Самодельный муляж пушки для введения в заблуждения солдат противника (июнь 1917 года)



Самодельный муляж мортиры Большая Берта



Самодельный муляж пушки береговой батареи (1915 год)



Деревянная модель мортиры Большая Берта калибра 42 см, изготовленой в натуральную величину (1932 год)



sibnarkomat.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *