Фото авианосец варяг – Авианосец Варяг (Ляонин,Liaoning )- история создания и службы тяжелого авианосного крейсера

Содержание

авианесущий крейсер. Описание, характеристики, фото

Авианосцы – величественные суда, которые символизируют военную мощь государства. Сегодня мы познакомимся с тяжелым авианесущим крейсером «Варяг», история которого была довольно интересной и запутанной. Создавалось судно в СССР, достраивалось на Украине, а сейчас стоит на вооружении Китая. А теперь обо всем по порядку. Начнем с истории создания корабля.

Начало строительства

4 декабря 1985 года Черноморский судостроительный завод спустил на воду головной крейсер проекта «11435». Освободившийся стапель (платформа для постройки) пустовал недолго – вскоре на нем заложили подобный ТАКР (тяжеловесный авианосный крейсер). Этот корабль получил название «Рига». В отличие от головного крейсера, построенного для Северного флота, новый ТАКР рассчитывался на применение Тихоокеанским флотом. Строился он по тому же проекту, что и головная модель, полное название которой, кстати говоря, звучит как «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Однако были некоторые корректировки. Главная из них – замена радиоэлектронного комплекса на более современный.

Спуск на воду

25 ноября 1988 года «Рига» была спущена на воду. Именно на плаву должна была завершиться стройка. 19 июня 1990 г. корабль получил новое имя – «Варяг». Авианесущий крейсер строился довольно стремительно, не отставая от графика. Однако в конце 1991 г., когда начался раздел Советского Союза, строительство остановилось. В 1992 г., когда корабль был готов на 68%, его законсервировали. Ни Россия, ни Украина не смогли продолжить финансирование проекта. Более того, его даже не удалось уберечь. Когда в 1993 году упразднили охрану корабля, оборудование начали разворовывать.

Продажа

Чтобы корабль принес хоть какую-то пользу, его решили продать на металлолом. В 1997 г. был объявлен международный тендер. Самая высокая цена – 20 млн. долларов — была предложена туристической фирмой, расположенной в португальской колонии Макао. В марте следующего года крейсер перешел в ее распоряжение. По данным компании, она собиралась использовать огромный корпус судна для создания плавающего развлекательного центра. Позже выяснилось, что фирма подставная. А сама колония Макао принадлежит Португалии на правах аренды до конца 1999 года. Таким образом, на сегодняшний день уже достоверно известно, что фактическим покупателем «Варяга» стали китайские военно-морские силы.

Буксировка судна

Чтобы отбуксировать столь крупное судно через три океана, понадобилось много денег и времени. Процедура усложнялась тем, что на корабль не были установлены силовые установки и системы управления. Из завода судно вывели в июне 2000 года. Из-за проблем с турецкими властями корабль оставался на буксировке в Черном море до ноября 2001 года. В Эгейском море судно попало в шторм и оторвалось от буксира. Через некоторое время сцепку воссоединили, и корабль отправился вокруг Африки через Гибралтар. Затем через Индийский океан и Сингапур он попал в Южно-Китайское море. 3 марта 2002 года, проделав путь в 15000 миль, «Варяг» был пришвартован в китайском порту Далянь.

Дальнейшая судьба

Так как судно продавалось в качестве металлолома, к нему не прилагалось какой-либо конструкторской и строительной документации. Поэтому на протяжении трех лет китайские инженеры изучали его. В 2005 году начались работы по достройке и реконструкции судна «Варяг». Авианесущий крейсер, по предварительным данным, должен был стать учебным судном для молодых пилотов. Неофициально говорилось, что «Варяг» будет переименован в «Ши Лан», в честь флотоводца, который в 1681 году захватил остров Тайвань.

Достройка и реконструкция

Советский авианесущий крейсер «Варяг» был изготовлен очень качественно. За время простоя он покрылся коррозией, однако главные части (корпус, обшивка, котлы и винты) сохранились в неплохом состоянии. Кабели, электрическое оборудование и все остальное, что можно было украсть, было унесено с корабля во время его хранения в Николаеве. Поэтому, чтобы привести судно в боевое состояние, китайцам пришлось осуществить огромную работу. Так как документами они не располагали, систему электрооборудования нужно было разрабатывать с нуля. А еще необходимо было снарядить крейсер вооружением. Делать это на готовом корабле было гораздо сложнее, чем создавать заново.

Китайским кораблестроителям стоит отдать должное. Они справились с задачей и в августе 2011 г. начались испытания ходовых характеристик авианосца. Практически год судно находилось на испытаниях в море и лишь иногда заходило в порт Даляня для устранения нареканий экипажа.

В начале сентября 2012 г. на борт крейсера погрузили боекомплект, для испытаний вооружения. Уже 25 сентября этого же года авианосец официально пополнил ряды ВМС Китая. В честь одной из китайских провинций корабль получил имя «Ляонин». С тех пор не было упоминаний об учебном статусе судна. Сегодня он, по всей видимости, считается полноценной боевой единицей.

Интересным является тот факт, что советский авианесущий крейсер служит в тех же водах, для которых изначально предназначался, только под другим флагом. Теперь разберем техническую сторону судна.

Вооружение

Крейсер не получил вооружение, которое должно было устанавливаться на него по советскому проекту. Он был оснащен минимальным набором оружия, необходимым для самообороны. Подобным образом оборудуются американские корабли такого класса.

Отечественные инженеры предполагают, что шахты под главный ударный комплекс корабля были демонтированы и переоборудованы под хранение топлива и боеприпасов для авиагруппы.

Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», фото которого выглядит очень впечатляюще, при достройке для ВМС Китая получил зенитное вооружение местного производства. По возможностям и составу оно в разы уступает тому, которое предполагалось по проекту. Что касается авиационного вооружения, то для своего авианосца Китай создал специальную версию истребителя J-11. Кстати говоря, данная модель является копией советского самолета Су-27. Переделанный J-11 получил новое имя – J-15.

Кроме самолетов, на палубе будут располагаться вертолеты Z-18 и Z-9. Для дальнего радиолокационного дозора КНР приобрела у России вертолеты Ка-31. В целом состав авиагруппы крейсера состоит из 24 многоцелевых истребителей, 6 противолодочных вертолетов, 4 вертолетов ДРЛО и 2 поисково-спасательных вертолетов.

Средства связи и остальное оборудование

На «Варяг» (авиационный крейсер, который так и не стал новой гордостью советских стран) при строительстве было решено поставить радиолокационный комплекс (РЛК) «Форум» вместо установленного на головной корабль «Марс-Пассата». Поэтому места под антенные посты «Марс-Пассата» были заделаны.

При достройке корабля в КНР на эти места установили антенные решетки РЛК типа 348 китайского производства. Таким образом, «Ляонин» даже сильнее схож с головным кораблем, чем несостоявшийся «Варяг». Авиационный крейсер также получил вращающуюся антенну китайской радиолокационной станции «Морской орел».

Что касается авиационно-технической части, то «Ляонин» сохранил все особенности, присущие советскому проекту. Среди них стоит выделить: три стартовые позиции с газоотбойными щитами и убираемыми задержками, трамплин вместо катапульт, оптическую систему посадки, а также четыре аэрофинишера тросового типа с гидравлическими машинами для тормозов.

В кормовой части корабля, у левой кромки, по американскому образцу установлен открытый пост руководителя визуальной посадки. В советских ТАКР пост представляет собой остекленную закрытую рубку, которая лучше подходит для Северного и Дальневосточного климата.

Служба

В 1991 году в Советском Союзе начали формирование экипажа для строящегося крейсера. Уже был назначен командир корабля. Им стал капитан первого ранга Владимир Высоцкий. Ранее мужчина командовал судном «Минск». В 1993 году экипаж расформировали.

С 4 ноября 2012 года вступивший на вооружение авианосец «Ляонин» стал местом для тренировки летчиков морской специализации и испытаний истребителя J-15. 5 ноября этого же года, впервые в истории Китая, была осуществлена посадка самолета на палубу корабля с зацепом троса.

В декабре 2013 года один из кораблей «Ляонинского» эскорта едва ли не столкнулся в Южно-Китайском море с американским крейсером USS Cowpens. Обе стороны обвинили в недоразумении друг друга.

7 ноября 2014 г. на крейсере «Ляонин» побывал министр обороны Америки Чак Хейгел. Приезжая с официальным визитом в КНР, он попросил о возможности взглянуть на первый китайский авианосец. После двухчасовой экскурсии по кораблю Хейгел положительно описал уровень профессиональной подготовки экипажа крейсера. Однако, по его словам, китайцам еще есть чему поучиться в области палубной авиации.

В сентябре 2015 года в ряде СМИ сообщалось, что «Ляонин» прибыл в Средиземное море и ошвартовался в Сирийском порту Тартус. Предполагается, что эта новость является не более чем дезинформацией. Дело в том, что столь габаритный корабль практически невозможно провести незамеченным через Индийский и Тихий океаны.

Корабль в искусстве

«Варяг» – авианесущий крейсер, который до 2000 года стоял в Николаеве около достроечной стенки, стал основой для сюжета фантастической повести «Командировка». Сюжет развернулся вокруг вымышленного недостроенного авианосца «Дмитрий Пожарский». Он с советских времен отстаивался в городе Приморск, а позже был выставлен на продажу. Согласно повести, выстрел из пушки крейсера в 2017 году стал причиной вооруженного восстания, целью которого было возвращение советской власти.

Фантастический рассказ «Операция Копье» А.И. Первушина также издавался под названием «Крейсер Варяг». Авианесущий крейсер, характеристики которого мы сегодня рассмотрели, по сюжету повести был формально продан туристической фирме, а на самом деле отправился к берегам Антарктиды для поиска магического артефакта. В походе кораблю противостояла авианосная группа военно-морских сил Америки, которая также хотела отыскать сокровище.

Вот так авианесущий крейсер «Варяг», фото которого вызывает некоторую грусть, стал олицетворением непонятной для творческих и простых людей геополитики.

Заключение

Сегодня мы с вами узнали, какой непростой была история корабля «Варяг». Авианесущий крейсер, описание которого теперь нам известно, мог бы стать достоянием советской, российской или украинской армии, если бы из-за халатности не был ничтожно продан стратегическим соперникам.

fb.ru

Авианосец Варяг (Ляонин,Liaoning )- история создания и службы тяжелого авианосного крейсера

Эта статья редактируется участником <wm_tankist:ru>. Просьба воздержаться от правок.

Служба

Исторические данные

4 декабря 1985 Заложен
25 ноября 1988 Спущен на воду
10 августа 2011 Выход на испытания
25 сентября 2012 Введен в строй

Общие данные

46540 / 61390 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
306,45 / 71,96 / 10,4 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ

0

9918,5 т. Запас топлива

1

Котлотурбинная / 200000 Главная ЭУ
(тип/мощность)
4 ед. Количество валов
32 / 14 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
3850 / 8417 миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)
9918,5 т. Запас топлива

Экипаж

1980[1] чел. Общая численность
520 чел. Офицеры
322 чел. Мичманы
1138 чел. Матросы

Вооружение

Авиагруппа

  • 50 самолётов и вертолётов.

Противокорабельное вооружение

  • 12 х 1 ПУ ПКРК «Гранит-НК».

Зенитное вооружение

  • 24 х 1 ПУ ЗРК «Кинжал»;
  • 4 х 2 ПУ ЗРАК «Кортик»;
  • 6 х 6 30-мм АК-630.

Противоторпедное вооружение

  • 2 х РБУ-12000 «Удав».

Однотипные корабли

Тяжелый авианосный крейсер (ТАКР) «Варяг» строился для ВМФ СССР как второй крейсер проекта 11435 (однотипный головному «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», с изменениями по радиоэлектронному оборудованию). После развала СССР достройка ТАКР была заморожена. В 1998 году недостроенный корабль был продан Китаю, а в 2012 году, после достройки в китайском городе Далянь, его включили в состав ВМС КНР как
авианосец «Ляонин»
(англ. Liaoning).

Общие сведения

К 1985 году наряду с постройкой авианосного[2] крейсера по новому проекту 11435 для Северного флота было решено построить второй такой же корабль — для Тихоокеанского флота.

Второй крейсер строился по тому же проекту 11435, что и головной ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», с некоторой корректировкой.

Проекта 11436 вообще не существовало. «Варяг» строился по документации «Тбилиси» с вносимыми попутно изменениями. Договорная спецификация для шестого корабля была та же, что и на «Адмирале Кузнецове» — проекта 11435. Ни одного чертежа с номером 11436 не было выпущено.

В. В. Бабич, инженер-кораблестроитель, автор книг о советских авианосцах

Изменения относительно головного корабля заключались в замене радиоэлектронного комплекса (РЛК) «Марс-Пассат» на более новый «Форум», для антенн которого была переделана форма надстройки с перепланировкой части помещений.

Постройка и испытания

ТАКР «Рига» (заказ 106 — будущий «Варяг») в день спуска на воду, 25 ноября 1988 года. Посередине снимка — Алла Константиновна Капуста, «почётная мать» корабля (в тёмной шляпке), левее — П. А. Соколов, главный конструктор «Варяга», и трое представителей от города Рига; в касках — работники Черноморского завода. Фото из личного архива Аллы и Александра Капусты

4 декабря 1985 года, в день спуска на воду головного крейсера проекта 11435, на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода заложили второй такой же . Кораблю присвоили название «Рига»[3]. 25 ноября 1988 года «Ригу» спустили на воду, приступая к достройке на плаву. «Окрестила» корабль, разбив традиционную бутылку шампанского об его форштевень, Алла Константиновна Капуста — руководитель технологической службы стапельного производства в корпусно-стапельного цеха №16 Черноморского завода.

19 июня 1990 года ТАКР переименовали в «Варяг»[4]. До конца 1991 года строительство авианосного крейсера шло согласно графику, но потом в связи с разделом СССР финансирование строительства было прекращено, и в 1992 году при 68-процентной технической готовности недостроенный корабль законсервировали. Как Украина, так и Россия оказались не в состоянии не только закончить постройку, но даже уберечь уже построенное: с начала 1993 года, когда была упразднена охрана помещений корабля, началось его разграбление с постепенным прихождением в полную негодность.

1 декабря 1997 года был объявлен международный тендер на продажу корпуса крейсера на металлолом. Самую высокую цену — 20 миллионов долларов — предложила туристическая фирма Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada, зарегистрированная в португальской колонии Макао на юге Китая, и в марте 1998 года крейсер перешёл в её собственность. Как было объявлено, компания собиралась использовать гигантский корпус для организации в нём плавучего центра развлечений с казино, подобно тому, как впоследствии поступили с «Киевом» и «Минском». На самом деле фирма оказалась подставной, да и сама колония Макао — принадлежавшая Португалии только на правах аренды — в декабре 1999 года вернулась под юрисдикцию Китайской Народной Республики. Как уже известно к настоящему времени, фактическим покупателем ТАКР «Варяг» выступали Морские силы Народно-Освободительной Армии Китая, планируя ввести этот корабль в свой боевой состав.

Недостроенный «Варяг» буксируют на Дальний Восток, 2000 год

Буксировка через три океана столь крупного корпуса, не имеющего в строю ни машин, ни рулей, проходила сложно. 14 июня 2000 года его вывели из завода, но возникли непредвиденные осложнения с турецкими властями; семнадцать месяцев (до 1 ноября 2001 года) «Варяг» оставался в Чёрном море на буксировке, ожидая решения новых вопросов дипломатами и юристами. После прохождения проливов, уже в Эгейском море, корабль попал в шторм и некоторое время дрейфовал с оборванным буксиром, пока буксировочные концы не завели вновь. Далее маршрут пролегал через Гибралтар вокруг Африки, потом через Индийский океан и Сингапур в Южно-Китайское море. Только 3 марта 2002 года, проделав на буксире путь свыше 15 тысяч миль, корпус «Варяга» был пришвартован к причалу в китайском порту Далянь.

Корабль был куплен как металлолом, без какой-либо конструкторской и строительной документации, поэтому первые три года китайские специалисты потратили на его изучение. Лишь в 2005 году приступили к докованию корабля и начали работы по его восстановлению и достройке. Предварительно было объявлено, что корабль будет введён в строй в качестве учебного судна, с помощью которого будет отрабатываться организация полётов для будущих авианосцев китайской постройки. Неофициально говорилось, что в морских силах Китая бывший «Варяг» предполагается назвать «Ши Лан» (англ.

Shi Lang — в честь китайского флотоводца, в 1681 году захватившего остров Тайвань после масштабной десантной операции).

«Ляонин» в море, 2012 год. Можно видеть, что разметка полётной палубы уже новая, отличающаяся от советского образца

Качество постройки советского крейсера было высоким — хотя за годы отстоя он и покрылся ржавчиной, но корпус, обшивка, а также котлы и механизмы с гребными винтами остались в хорошем состоянии. Электрооборудование и кабели — фактически всё, что можно было вырубить и унести — с неохраняемого корабля было разворовано ещё в Николаеве, так что работа по приведению авианосца в боеспособное состояние предстояла большая. С учётом того, что проектной документацией китайцы не располагали, им самим предстояло разработать систему электрооборудования и электроснабжения бывшего «Варяга», а также оснастить его вооружением, что куда сложнее сделать в уже построенном корпусе, чем в строящемся заново. К чести китайских кораблестроителей, они с этой работой справились, и 10 августа 2011 года авианосец был выведен в море на ходовые испытания. Вплоть до начала августа 2012 года корабль продолжал испытания в море, с перерывами для устранения замечаний в порту и доках Даляня. В сентябре 2012 года на борт был погружён боекомплект для испытаний вооружения, и после их завершения 25 сентября 2012 года авианосец официально вступил в состав ВМС Китая под названием

«Ляонин» (в англоязычных источниках Liaoning — в честь одной из провинций Китая). Характерно, что с тех пор об учебном статусе корабля речи не идёт — по всей видимости, сейчас он уже считается полноценной боевой единицей. Примечательно, что в конце концов «Варягу» довелось служить именно в тех водах, для которых его в СССР и строили, только под другим флагом и базируясь на другие порты.

Описание конструкции

Конструкция корпуса и механизмов ТАКР «Варяг» не отличалась от головного корабля; скорее всего, при достройке в Китае они тоже изменений не претерпели. Изменения коснулись лишь состава вооружения — в том числе и радиоэлектронного — и авиационно-технического оборудования авианосца вместе с составом авиагруппы.

Вооружение

Палубные истребители J-15 опытной серии на палубе «Ляонина», 2012 год. На заднем плане у края палубы — белый ветрозащитный козырёк поста руководителя визуальной посадки (РВП)

Проектное вооружение на бывший крейсер в Китае не устанавливалось, и в роли авианосца он получил только минимум оружия для самообороны — подобно кораблям этого класса в США. Шахты главного ударного комплекса «Гранит», предположительно, были в КНР демонтированы, чтобы разместить на их месте дополнительное топливо и боезапас для авиагруппы.

Зенитное и противолодочное вооружение

На «Варяге» при достройке его для ВМС КНР вместо проектного на спонсонах было установлено зенитное вооружение китайского производства, гораздо более скромное по составу и возможностям: три 30-мм семиствольных артиллерийских комплекса ближней обороны «тип 1030» и три 18-зарядных зенитно-ракетных комплекса ближнего действия FL-3000N с пусковой установкой поворотного типа. Вместо 10-зарядных бомбомётов РБУ-12000 советского противоторпедного комплекса «Удав» авианосец «Ляонин», предположительно, получил два 12-зарядных реактивных противолодочных бомбомёта китайского производства.

Авиационное вооружение

Для своего первого авианосца КНР создала палубную версию истребителя J-11, который, в свою очередь, представляет собой китайскую копию советского Су-27. «Оморяченный» J-11 получил обозначение J-15. Образцом для адаптации Су-27 на палубу послужил приобретённый на Украине в 2001 году прототип советского Су-27К, так что J-15 является близким его подобием. После отказа России продать Китаю несколько экземпляров Су-33 в печати появились сообщения о предполагаемой разработке палубного самолёта на базе китайского однодвигательного истребителя J-10[5], но к настоящему времени достоверных сведений о создании такого самолёта нет. В то же время, успешные испытания тяжёлых истребителей J-15 на палубе в 2012 году были подтверждены документально.

Помимо самолётов, на палубу «Ляонина» базируются вертолёты китайского производства типов Z-18 (противолодочный) и Z-9 (поисково-спасательный). Для обеспечения дальнего радиолокационного дозора Китай приобрёл в России несколько вертолётов Ка-31, оснащённых мощным обзорным локатором под фюзеляжем.

Предположительный состав авиагруппы включает в себя 36 летательных аппаратов, в том числе:

  • 24 многоцелевых истребителя J-15;
  • 6 противолодочных вертолётов Z-18;
  • 4 вертолёта ДРЛО Ка-31;
  • 2 поисково-спасательных вертолёта Z-9.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Законченный постройкой авианосец «Ляонин». Хорошо видны прямоугольные антенны радиолокационного комплекса «тип 348» на передней и левой сторонах надстройки

На «Варяге» во время постройки было решено заменить радиолокационный комплекс (РЛК) «Марс-Пассат» на комплекс «Форум» с вращающимися антенными решётками, так что места установки антенных постов «Марс-Пассата» в надстройке были заделаны. В состав «Форума» входит одна РЛС «Подберёзовик», две РЛС «Фрегат-МА» и ЭВМ «Пойма» для обработки информации и распределения целей.

При достройке «Варяга» в Китае на тех же самых местах, что раньше были отведены под неподвижные антенны «Марс-Пассата», были смонтированы фазированные антенные решётки радиолокационного комплекса «тип 348» китайского производства, что придало китайскому «Ляонину» даже больше сходства с головным кораблём, чем получил бы достроенный для советского ВМФ «Варяг». Сообщается также, что в верхней части «острова» на китайском авианосце смонтирована вращающаяся антенна китайской РЛС «Морской орёл».

В части авиационно-технического оборудования китайский «Ляонин» сохранил присущие советскому проекту 11435 особенности: трамплин вместо катапульт, три стартовые позиции с убираемыми задержниками и газоотбойными щитами, а также оптическая система посадки и четыре тросовых аэрофинишёра с гидравлическими тормозными машинами. На имеющихся кадрах взлётов китайских J-15 с палубы можно видеть, что задержники отличаются от советских по конструкции — вероятно, эти устройства достались китайцам в нерабочем состянии, поэтому было проще изготовить новые, чем восстановить штатные[6].

Как сообщалось, в качестве консультантов по базированию самолётов на палубу Морские силы пригласили специалистов с бразильского флота, а те, в свою очередь, организовывали когда-то палубную авиацию по американскому образцу. Поэтому матросы из палубных дивизионов «Ляонина» одеты в цветные куртки и шлемы американского типа (судя по всему, даже значение цветов сохранено: белые — группа безопасности и управления полётами, синие — дивизион буксировки и раскрепления, зелёные — обслуживания финишёров и стартового хозяйства, и так далее). Также у левой кромки полётной палубы в кормовой части на «Ляонине» смонтирован открытый пост руководителя визуальной посадки (РВП)[7] по американскому образцу. Для сравнения — на советских ТАКР (в том числе и на «Варяге», согласно проекту) пост РВП выполнялся в виде остеклённой закрытой рубки, гораздо более подходящей для климата русского Севера или Дальнего Востока.

История службы

В. С. Высоцкий, командир экипажа ТАКР «Варяг» в 1991-1993 годах

В 1991 году в СССР для строящегося крейсера начали формирование экипажа на базе Тихоокеанского флота. Командиром корабля был назначен капитан 1 ранга Владимир Высоцкий, ранее командовавший ТАКР «Минск» (в дальнейшем — адмирал, главнокомандующий ВМФ России с 2007 по 2012 год). В 1993 году экипаж недостроенного корабля был расформирован.

В составе китайского флота, с 4 ноября 2012 года, только что вступивший в строй авианосец «Ляонин» обеспечивал тренировки морских лётчиков и испытания палубного истребителя J-15 перед его первой посадкой на палубу. После облётов корабля и «конвейерных» пробежек[8]25 ноября 2012 года впервые в истории китайского флота была выполнена посадка истребителя на палубу с зацепом троса.

Авианосец «Ляонин» в открытом море

5 декабря 2013 года в Южно-Китайском море один из кораблей эскорта «Ляонина» едва не столкнулся с американским ракетным крейсером USS Cowpens типа Ticonderoga, который сопровождал китайское авианосное соединение. Как американская, так и китайская сторона обвинили в инциденте друг друга.

7 апреля 2014 года на корабле побывал Чак Хейгел, министр обороны США: находясь с официальным визитом в КНР, он специально попросил о возможности осмотреть первый китайский авианосец. В течение двух часов для министра и его сопровождающих были организованы экскурсии на мостик, полётную палубу, стартовый командный пост (из которого осуществляется управление полётами), а также в лазарет, жилые помещения и столовую младшего офицерского состава. После своего визита Хейгел заявил, что его впечатлила профессиональная подготовка экипажа авианосца, но при этом китайцам ещё предстоит многому научиться в области палубной авиации.

В октябре 2014 года, согласно сообщениям СМИ, во время учебного похода на авианосце произошла авария в машинно-котельном отделении с разрывом одной из магистралей пара низкого давления. В результате корабль на время лишился электроэнергии, но в скором времени проблема была устранена силами экипажа.

Авианосец «Ляонин» с кораблями охранения в походе, декабрь 2016 года

В конце сентября 2015 года ряд новостных сайтов сообщил о том, что китайский авианосец пришёл в Средиземное море и 25 сентября ошвартовался в порту Тартус (Сирия). Утверждалось, что корабль пришёл без авиагруппы, которая ожидается к середине ноября 2015 года. Документальных свидетельств или заявлений официальных лиц на эту тему так и не появилось. Поскольку столь крупный корабль практически невозможно было бы провести через Тихий и Индийский океаны незамеченным, а сообщений об его обнаружении в зонах боевого дежурства индийских ВМС или американских флотов не поступало — скорее всего, новость о появлении «Ляонина» в Средиземном море была дезинформацией.

24 декабря 2016 года авианосец в составе отряда боевых кораблей ВМС Китая вышел в западную часть Тихого океана для проведения учений; 25 декабря морские силы самообороны Японии зафиксировали проход китайского авианосного соединения, вышедшего из Печилийского залива на юг. В состав авианосной группы, помимо «Ляонина», входили также эсминцы УРО «Чженчжоу», «Хайкоу» и «Чанша», фрегаты УРО «Яньтай» и «Линьи», корвет «Чжучжоу», а также судно комплексного снабжения. Китайское соединение проследовало в Южно-Китайское море, где выполнило демонстрацию силы с полётами палубной авиации и ракетными стрельбами в районе спорных островов Спратли.

Этот корабль в искусстве

В фантастической повести Е. Л. Войскунского «Командировка» (опубликованной в 2000 году) сюжет разворачивается вокруг недостроенного авианосного крейсера «Дмитрий Пожарский», ещё с советских времён стоящего у причала в городе Приморске на Чёрном море и назначенного для продажи в Латинскую Америку. И город, и корабль в повести вымышлены, но в этом описании легко узнаётся крейсер «Варяг», до лета 2000 года стоявший у достроечной стенки в Николаеве. По сюжету повести, в 2017 году выстрел из пушки крейсера должен был подать сигнал к началу вооружённого восстания, направленного на реставрацию советской власти.

Фантастический роман А. И. Первушина «Операция „ Копьё“» (авторское название «Небесное копьё», впервые опубликован в 2001 году) издавался также под названием «Крейсер „Варяг“». По сюжету романа тяжёлый авианосный крейсер «Варяг», формально купленный туристической фирмой, был на самом деле тайно достроен для ВМФ России и в обстановке строжайшей секретности отправлен к берегам Антарктиды для поисков магического артефакта. В походе «Варягу» противостоит многоцелевая авианосная группа ВМС США, также направленная в район поиска.

См. также

Примечания

  1. ↑ Приведена проектная численность экипажа без учёта авиагруппы (насчитывающей около 500 человек).
  2. «Авианосными» эти крейсера называли на флоте — в том числе и на закладных досках, привинченных к килевым блокам советских ТАКР при закладке, и на бронзовых памятных табличках, закреплённых в кают-компаниях этих кораблей. По документам Минсудпрома они проходили как «авианесущие», и эта расшифровка больше известна в популярной литературе.
  3. ↑ В честь советского города Рига, столицы Латвийской Советской Социалистической Республики. Это же название носил при закладке головной крейсер, пока в ноябре 1982 года его не переименовали в «Леонида Брежнева».
  4. ↑ В честь легендарного крейсера «Варяг», блокированного в корейском порту Чемульпо японской эскадрой и принявшего неравный бой в феврале 1904 года. Это же название носил гвардейский ракетный крейсер проекта 58 вплоть до своего списания в апреле 1990 года. Ныне в ВМФ России название «Варяг» носит ракетный крейсер проекта 1164 (бывший «Червона Украина»).
  5. ↑ В декабре 2009 года в новостях даже сообщалось об успешном испытании палубной версии J-10 на недостроенном тогда «Варяге» — но, скорее всего, это сообщение было дезинформацией, хотя из общих соображений тяжёлые J-15 было бы полезно дополнить на палубе авианосца лёгкими J-10. Распространённый аргумент о том, что последний из-за однодвигательной схемы малопригоден для палубы, представляется надуманным, поскольку история палубной авиации включает в себя ряд массовых однодвигательных машин (в том числе и реактивных), много лет успешно эксплуатировавшихся с авианосцев — например, американский A-7 «Корсар» или французский «Супер Этандар».
  6. ↑ На всех советских ТАКР, начиная с «Баку», задержник представляет собой убираемую гребнеобразную конструкцию, зубцы которой утапливаются под палубу при начале движения самолёта. Колёса шасси при этом прокатываются по решётке, постоянно закрывающей отверстие задержника в палубе — в рабочем состоянии зубцы задержника проходят между прутьями решётки. У китайцев же задержник выполнен в виде сплошного башмака, который при утапливании под палубу сам служит заглушкой своего отверстия.
  7. ↑ В ВМС США руководитель визуальной посадки называется landing signaling officer (LSO).
  8. ↑ «Конвейер» — упражнение лётной подготовки, при котором выполняется касание полосы (палубы) колёсами шасси без попыток затормозить пробег, с последующим взлётом и уходом на второй круг.

Литература и источники информации

Литература

  • Бабич В. В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. — Николаев: Атолл, 2003. — 544 с. — ISBN 966-7726-69-X
  • Бабич В. В. Город Святого Николая и его авианосцы. — Николаев: Атолл, 2007. — 672 с. — ISBN 966-8147-82-0
  • Балакин С. А., Заблоцкий В. П. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова. — «Арсенал-коллекция». — М.: Яуза, ЭКСМО, 2007. — 240 с. — ISBN 978-5-699-20954-5

Ссылки

Галерея изображений

  • ТАКР «Рига» (будущий «Варяг») в день спуска на воду, 1988 год. Посередине снимка в тёмной шляпке — Алла Константиновна Капуста, «крёстная мать» корабля. Фото из личного архива Аллы и Александра Капусты

  • Слева — ТАКР «Рига» (будущий «Варяг») у достроечной стенки Черноморского завода, справа — выходящий на испытания однотипный «Тбилиси» (будущий «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), 1989 год

  • «Варяг» на буксировке в Чёрном море, 2000 год

  • Недостроенный «Варяг» на буксире проходит через пролив Босфор, 1 ноября 2001 года

  • Достройка «Варяга» в китайском порту Далянь, 2010 год

  • Законченный постройкой авианосец «Ляонин», 2011 год. На стартовых позициях подняты газоотбойные щиты, разметка полётной палубы по советскому образцу (такую же несёт «Адмирал Кузнецов»)

  • Авианосец «Ляонин» в море, 2012 год. Можно видеть, что разметка полётной палубы изменена

  • Палубные истребители «Цзянь-15» (J-15) опытной серии на палубе «Ляонина», 2012 год. На заднем плане справа — пост руководителя визуальной посадки (РВП)

  • Опытный образец истребителя J-15 на палубе «Ляонина»

  • J-15 на дальней (третьей) стартовой позиции «Ляонина», позади самолёта поднят газоотбойный щит

  • J-15 совершил посадку с зацепом троса аэрофинишёра

  • Серийный истребитель J-15 садится на палубу авианосца «Ляонин», 2015-2016 год

  • На палубе авианосца «Ляонин», 2015-2016 год. На технических позициях пришвартованы истребители J-15, по угловой палубе перемещают вертолёт Z-9

  • Авианосец «Ляонин» в открытом море

  • «Ляонин» в штормовую погоду. Можно видеть тактический номер, нанесённый в носовой части полётной палубы по американскому образцу

  • Авианосец «Ляонин» в порту Циндао, 27 февраля 2013 года

  • Авианосец в порту Циндао, снимок 27 февраля 2013 года

  • 30-мм семиствольная установка ближней обороны «тип 1030»

  • Авианосец «Ляонин», изометрическая проекция

  • Сравнение размеров авианосцев, слева направо: Gerald R. Ford, США; Queen Elizabeth, Великобритания; Charles de Gaulle, Франция; Sao Paulo, Бразилия; «Ляонин», Китай; «Адмирал Кузнецов», Россия

Видео

wiki.wargaming.net

Ракетный крейсер «Варяг» (Червона Украина)

РКР «Червона Украина» зав. № 2010, с 21.12.1995 г. — Ракетный крейсер «Варяг». ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев): 31.07.1979 г.; 28.08.1983 г.; 25.12.1989 г. Входит в состав ТОФ. С 15.09 по 3.11.1990 г. корабль вместе с ЭМ Быстрый (пр. 956) перешел из Севастополя в Петропавловск-Камчатский с заходом в порт Кам-Рань (Вьетнам). С 5-го по 8.06.1990 г. он с дружественным визитом посетил порт Киль (Германия). В 1991-1992 гг. РКР «Варяг» занимался боевой подготовкой.

Ракетный крейсер Варяг — видео

В этот период успешно проводились стрельбы ПКРК «Вулкан» и ЗРК «Форт» (при стрельбе последним, например, одновременно тремя ЗУР были сбиты три низколетящие цели). В 1993-1994 гг. из-за отсутствия финансирования корабль в море не выходил. В 1995 г. «Варяг» возобновил боевую подготовку. С 3-го по 19.02.1997 г. крейсер предпринял поход к берегам Кореи и с дружественным визитом посетил порт Инчхон (б. Чемульпо, Южная Корея), с 29.09 по 6.10.1999 г. совместно с ЭМ Бурный (пр. 956) -порт Шанхай (КНР), с 1-го по 24.10.2002 г. — порт Йокосука (Япония), а с 10-го по 15.02.2004 г. совместно с ВПК Адмирал Трибун(пр. 1155) и МПК Кореец (пр. 1124М) -порт Инчхон. В 2005 г. на СРЗ «Дальзавод» (Владивосток) корабль был поставлен в средний ремонт и модернизацию, связанную с заменой ЗРК «Форт» комплексом «Форт-М» и штатной СУО на РЛК «Форум», вместо ЗРК «Оса-МА» должны установить ЗРК «Гюрза», а вместо 30-мм АУ АК-630М — три боевых модуля ЗРАК «Кортик».

Тактико-технические характеристики ракетного крейсера Варяг

Водоизмещение……………………11 490 т

Габаритные размеры крейсера Варяг

Длина……………………186,4 м
Ширина……………………20,8 м
Высота……………………42,5 м (по миделю)
Осадка……………………8,4 м

Двигатели крейсера Варяг

Мощность……………………4 × 22 500 л. с.
Скорость хода……………………32 узла, экономная 16 узлов
Дальность плавания……………………7500 морских миль
Автономность плавания……………………30 суток
Экипаж……………………480 человек

Вооружение крейсера Варяг

Артиллерия……………………1 × 2 АК-130
Зенитная артиллерия……………………6 ЗУ АК-630
Ракетное вооружение……………………16 ПУ ПКРК (П-1000 «Вулкан»), 64 ПУ ЗРК С-300Ф «Риф», 2 × 2 ЗРК «Оса-МА»
Противолодочное вооружение……………………2 РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение……………………2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа……………………1 вертолёт Ка-27

 

Фото крейсера Варяг


Добавить комментарий

oruzhie.info

Варяг (авианосец) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ляонин и Варяг

«Ляони́н» (кит. 辽宁 также известен под бортовым номером 16 и ранее — под неофициальным именем кит. 施琅 «Ши Лан» в честь китайского полководца XVII века) — авианесущий крейсер Военно-морских сил КНР. Был заложен в 1985 году на верфи в Николаеве для ВМФ СССР под названием «Рига», как второй авианесущий крейсер проекта 1143.6. 19 июня 1990 года был переименован в «Варяг».

После распада СССР корабль достался Украине и постройка была прекращена в 1992 году. В 1998 году куплен Китаем за 25 миллионов $, официально — с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. 25 сентября 2012 вошёл в состав ВМФ НОАК. По состоянию на 2017 год один из двух существующих авианосцев Китая.

Строительство

ТАВКР проекта 1143.6 разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством В. Ф. Аникиева. 21 августа 1985 года зачислен в списки кораблей ВМФ СССР и 6 декабря 1985 года заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (заводской № 106), спущен 25 ноября 1988 года. В 1992 году, при 67 % технической готовности, строительство было приостановлено и корабль законсервирован.

Конструкция

Конструкция корабля близка к однотипному «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», большинство отличий заключаются в использованных системах боевого и радиоэлектронного вооружения. По имеющимся данным, пусковые установки противокорабельных ракет П-700 «Гранит» в носовой части авианосца были демонтированы, а палубные шахты для них — заделаны, чтобы освободить место для размещения запасных частей к самолётам и вертолётам корабельной авиагруппы.

Вместо 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Каштан», достроенный в Китайской Народной Республике авианосец несёт три 11-ствольных 30-мм зенитных артиллерийских комплекса Type 1130, являющегося своеобразным гибридом систем Goalkeeper и Meroka. Зенитно-ракетное вооружение состоит из трёх 18-зарядных пусковых установок зенитных управляемых ракет FL-3000N ближнего радиуса действия, оснащённых инфракрасными головками самонаведения и имеющих дальность стрельбы до 6 километров.

В целом, ракетно-артиллерийское вооружение «Ляонина» является сильно ослабленным по сравнению с первоначальным советским проектом и теперь ориентировано исключительно на ближнюю противовоздушную оборону авианосца, но и в этом качестве существенно уступает базовому проекту (например, боекомплект зенитных управляемых ракет на борту сократился почти в пять раз — с 256 до 54 единиц, а количество 30-мм артиллерийских стволов уменьшилось втрое — с 96 до 33). Впрочем, возможно, за счёт данного решения был увеличен запас авиационных горюче-смазочных материалов и/или авиационных боеприпасов на корабле.

Предыстория

В 1993 году по договору между Украиной и РФ строящийся ТАВКР «Варяг» отошёл Украине. Ещё до раздела Черноморского флота СССР, в начале 1992 года[3], в Китайскую Народную Республику поступили предложения от Украины о продаже авианосца. Для оценки возможностей на Украину была послана специальная комиссия от ВМФ НОАК.

В апреле 1998 года авианосец был продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd[4] за 20 млн долл., как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино подобно плавучим развлекательным центрам, переделанным из «Киева» и «Минска». Сюй Цзинпин утверждал, что общие его расходы на сделку были гораздо выше, и он потратил в 1996—1999 годах не менее 120 млн долл. своих и взятых взаймы средств. Несмотря на его продолжительные переговоры с Госсоветом КНР, китайское правительство было согласно вернуть бизнесмену только 20 млн долл., заплаченных на аукционе, а также прочие документально оформленные расходы[5].

Буксировка авианосца, ноябрь 2001 года

В 2000 году буксир Suhaili прибыл на Чёрное море, чтобы начать буксировку авианосца. Но Турция под давлением США отказывалась пропустить его через Босфор в течение 16 месяцев, по официальной версии — прохождение через черноморские проливы столь крупного корпуса, не имеющего собственных двигателей, может повлечь тяжёлые навигационные последствия[6]. На протяжении всего этого времени, пока шли переговоры, корабль циркулировал в Чёрном море. 2 ноября 2001 года турецкие власти наконец дали разрешение на проход, и авианосец под буксировкой Haliva Champion и «Николай Чикер» через пролив перешёл в Средиземное море, что заняло почти 6 часов.

3 ноября 2001 года, сразу же по выходе из проливов, буксируемый авианосец попал в сильный шторм, достигающий 9 баллов по шкале Бофорта. Ночью произошёл обрыв буксирного троса, и корпус с семью членами экипажа на борту, впоследствии снятыми вертолётом береговой охраны Греции, дрейфовал в Эгейском море до 4 ноября. Плохая погода мешала попыткам буксиров восстановить контроль над кораблём. 6 ноября, при попытке завести на авианосец буксирный трос, погиб матрос Арес Линн с буксира Haliva Champion. Лишь 7 ноября контроль над авианосцем был восстановлен.

Правила движения по Суэцкому каналу воспрещают прохождение кораблей без действующей силовой установки, поэтому «Варяг» был направлен в плавание вокруг Африки через Гибралтар. Два буксира, «Николай Чикер» и Sandy Cape, буксировали корабль со средней скоростью 11 километров в час на протяжении 28200-километрового маршрута, с промежуточными остановками для заправки и пополнения запасов. Корабль прибыл в Китай 3 марта 2002 года и сразу был поставлен на верфь в Даляне.

Общая стоимость корабля для КНР составила 25 миллионов долларов украинскому правительству и 5 миллионов долларов платы за буксировку.

Модернизация

В 2005 году корабль был поставлен к стенке судостроительного завода в Даляне. В течение последующих 6 лет подвергался интенсивной модернизации и достройке. Сильно заржавевший корпус был очищен пескоструйной обработкой и покрашен. Каталог «Jane’s Fighting Ships» предполагал, что корабль может быть назван «Ши Лан» и получит бортовой номер 83, но эти данные не были подтверждены[7].

В начале 2008 года корабль получил неофициальное имя «施琅» («Ши Лан»), что позднее было опровергнуто Министерством обороны КНР[8], и бортовой номер «83». Корабль был поставлен на инспекцию и ремонт в сухой док военно-морской базы Далянь. Планы ВМФ НОАК в отношении авианосца были неопределёнными долгое время. Аналитики обсуждали ряд возможностей: ввод в строй или использование как базы для тренировок[9]. В сухом доке была проведена установка двигателей и тяжёлого оборудования. На нём были смонтированы новые радары, системы вооружения, перестроена надстройка и заделаны шахты противокорабельных ракет «Гранит».

В мае 2010 года появились первые фотографии истребителя Shenyang J-15, основанного на прототипе Су-33 (опытный советский самолёт Т10К был куплен Китаем у Украины), предназначенного для этого и других авианесущих кораблей китайского флота[10].

«Варяг» на верфи в Даляне, 2011 год

В апреле 2011 года Тайвань обвинил Китай в том, что на основе чертежей ТАВКР «Варяг» Пекин намерен начать строительство собственных авианосцев, а работы, ведущиеся с самим кораблем, также свидетельствуют о намерении ввести его в строй ВМС, а не, как было обещано, в качестве плавучего развлекательного центра с казино. Это косвенно подтверждалось тем, что Китай построил полигон для подготовки лётчиков палубной авиации, аналогичный комплексу «НИТКА» в Крыму[11]. К началу лета выяснилось, что достройка и модернизация авианосца на верфи в Даляне практически завершена[12].

8 июня 2011 года начальник Генштаба НОАК генерал Чэнь Биндэ впервые официально подтвердил, что корабль будет введён в строй как авианосец[13], одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служба учебной и экспериментальной платформой для будущей постройки собственных китайских авианосцев.

10 августа 2011 года корабль впервые вышел на ходовые испытания[14], продолжавшиеся 4 дня. 15 августа авианосец вернулся в Далянь и покинул порт только 29 ноября того же года. С декабря 2011 по июль 2012 года корабль провёл ряд манёвров, во время которых, по данным источников, проводились испытания различных систем вооружения и оборудования и взлёты и посадки вертолётов на палубу. Однако в ходе этих испытаний посадка самолётов на палубу не проводилась.

Сравнение полётных палуб авианосцев разных стран

В конце ноября — начале декабря 2011 года авианосец прошёл вторую серию ходовых испытаний, которая продолжалась 12 дней. 8 декабря авианосец был сфотографирован в Жёлтом море (примерно в ста километрах к юго-востоку от китайского порта Далянь) американским разведывательным спутником. Власти Китая не раскрывали деталей задания, которое было поставлено перед кораблем, ограничившись комментарием, что авианосец выведен в море для «соответствующих научных исследований и экспериментов»[15]. К маю 2012 года авианосец выполнил шесть ходовых испытаний.

Ранее сообщалось, что по завершении полной программы испытаний авианосец будет передан Даляньскому военно-морскому корабельному институту, став его третьим учебным судном. И будет использоваться в качестве тренажёра пилотов и палубных самолётов до ввода в строй авианосцев собственного проекта CV17[16][17]. При этом, «Ляонин» также будет включён в боевой строй, поскольку Китай, по разным данным, готовится иметь к середине 2020-х годов от четырёх до шести авианосных ударных групп, которые будут развёрнуты в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях[18][19].

Служба в составе флота НОАК

25 сентября 2012 года в порту Далянь состоялась торжественная церемония принятия в состав Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая авианосца «Ляонин» (кит. 遼寧 — в честь провинции на северо-востоке Китая) с бортовым номером 16. В церемонии приняли участие председатель КНР Ху Цзиньтао и премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао[1].

Тем не менее к этому моменту корабль ещё ни разу не запускал и не принимал на палубу самолёты[20]. Только 4 ноября 2012 года официальный источник НОАК PLA Daily заявил, что истребитель J-15 произвёл касание палубы и пробежку по ней с последующим взлётом[21], а 24 ноября и в газете South China Morning Post появилось сообщение об успешной посадке истребителя J-15 на палубу авианосца — самолётом управлял лётчик-испытатель Дай Минмэнь. Таким образом, КНР официально стала новой державой, имеющей морскую палубную авиацию с горизонтальным взлётом и посадкой[22]. 25 ноября было официально объявлено уже о пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15[23].

Ляонин в Даляне, 23 июля 2014 года

7 апреля 2014 года министр обороны США Чак Хэйгел во время своего визита в Китай посетил «Ляонин», тем самым став первым иностранным высокопоставленным чиновником, посетившим авианосец[24]. 22 апреля 2014 было объявлено, что авианосец вскоре встанет в сухой док для планового промежуточного технического ремонта продолжительностью около 6 месяцев, в ходе которого будет отремонтирована силовая установка, проверены системы оружия, при необходимости будут заменены некоторые бортовые системы[25].

В декабре 2016 года «Ляонин» вышел в Жёлтое море для отработки действий авиационной группы самолетов-истребителей J-15 по отражению воздушной атаки на авианосец[26][27]. 25 декабря представители министерства самообороны Японии заявили, что «Ляонин» появился в центральных водах Восточно-Китайского моря, а в 10 часов утра прошёл проливом Мияко и вышел в западную часть Тихого океана[28]. В начале января 2017 года авиационная группа с «Ляонина» провела ночную тренировку взлёта и посадки в Южно-Китайском море[29][30]. 12 января 2017 года «Ляонин» прошёл Тайваньским проливом и отправился на базу[31][32]. Данный поход вызвал широкий резонанс на Тайване[33][34][35]

25 июня 2017 года «Ляонин» и эсминцы «Цзинань», «Иньчуань» и эсминец УРО «Янтай» вышли из Циндао для проведения учений.

6 июля 2017 «Ляонин» прибыл в Гонконг для празднования 20-й годовщины возвращения Гонконга в Китай. С 7 июля в течение 5 дней авианосец был открыт для свободного посещения, однако в некоторых помещениях была запрещена фото- и видеосъёмка, а часть помещений осталась закрытой[36].

В 2018 году была рассмотрена возможность замены и списания авианосца «Ляонин»[37][38].

22 апреля 2018 года авианосец «Ляонин», в составе группы кораблей ВМФ Китая, отработал учебные боевые действия против подводных лодок и кораблей «предполагаемого противника» в Восточно-Китайском море.

Оценка

В 2018 году возглавил рейтинг худших авианосцев по мнению издания Business Insider[39][40].

Примечания

  1. 1 2 Китай принял на вооружение первый авианосец
  2. ↑ Lineup of 40 aircraft on China’s Liaoning carrier revealed Архивная копия от 4 сентября 2014 на Wayback Machine // Want China Times, 28.08.2014
  3. ↑ Минни Чан (Minnie Chan) Миссия невыполнима: как один человек купил для Китая его первый авианосец // «South China Morning Post», Гонконг — на сайте ИноСМИ
  4. ↑ Не существует данных о какой-либо деятельности компании, исключая данную сделку
  5. Minnie Chan. Mission impossible II: the battle to get China’s aircraft carrier home (англ.). South China Morning Post (20 января 2015). Архивировано 25 января 2015 года.
  6. ↑ Гордый «Варяг» застрял в Босфоре Архивная копия от 30 ноября 2013 на Wayback Machine // Lenta.ru, 12.04.2000.
  7. ↑ Jane’s Fighting Ships Vol. 110, 2007—2008. / ed. by Stephen Saunders.— Coulsdon: Jane’s Information Group, 2007.— p. 122.
  8. ↑ Тайвань срочно переименовал свою ракету после испытаний авианосца КНР // РИА
  9. ↑ The Mystery of the Hapless Varyag — VaryagWorld.com
  10. ↑ Китайские самолеты «Клоны»
  11. ↑ Украина выковала авианосную мощь Китая
  12. ↑ New York Times: Китай практически завершил модернизацию купленного у Украины авианосца «Варяг»
  13. ↑ China aircraft carrier confirmed by general // BBC News, 8.06.2011
  14. ↑ Китай начал ходовые испытания своего первого авианосца // Рамблер-Новости
  15. ↑ Китайский авианосец сфотографировали со спутника
  16. ↑ Всё идёт по плану: Китай достраивает первый собственный авианосец, 30.10.2016.
  17. ↑ Китай построил корпус первого авианосца собственной разработки, 28 октября 2016.
  18. ↑ Китайская военная машина—2010 — ВПК.name
  19. ↑ Япония попросила Китай объяснить потребность в авианосцах // Лента.ру
  20. ↑ Ряд экспертов считает, что поспешное принятие корабля на вооружение было политическим решением, в перспективе конфликта с Японией из-за островов Сенкаку
  21. ↑ 中国军网_数字报Архивировано 7 ноября 2012 года.
  22. ↑ China’s Celebrating The First Successful Fighter Landings Aboard Its New Aircraft Carrier — Business Insider
  23. ↑ J-15 successfully landed on China’s carrier Liaoning: Navy // SINA English, 25.11.2012.
  24. ↑ 美国国防部长查克·哈格尔抵京访问 (сербохорв.). 中国日报网 (8 апреля 2014).
  25. ↑ Авианосец ВМС Китая «Ляонин» пройдет плановый ремонт. 22.4.2014
  26. ↑ 我航母编队执行跨海区训练和试验任务 (сербохорв.). 新华网 (23 декабря 2016).
  27. ↑ 海军航母编队在东海开展全要素训练和试验任务 (сербохорв.). 央视网 (24 декабря 2016).
  28. ↑ 深度:解放军圣诞获大礼 辽宁舰与苏35轮番祝贺. 新浪 (25 декабря 2016).
  29. ↑ 专家:歼-15在南海重点训练夜间起降 提升作战能力 (кит.). 人民网 (10 января 2017).
  30. ↑ 中国海军航母编队在南海进行舰载机起降训练 (кит.). 人民网 (3 января 2017).
  31. ↑ 中国海军辽宁舰编队通过台湾海峡 (кит.). 新华网 (12 января 2017).
  32. ↑ 辽宁号航母编队1月12日凌晨通过台湾海峡 (кит.). 腾讯 (12 января 2017).
  33. 華志豪. 遼寧號巡航 關鍵在演練什麼?. 聯合報 (12 января 2017).
  34. 鍾堅. 誰與爭鋒 航母作戰靠經驗. 聯合報 (12 января 2017).
  35. ↑ 遼寧艦若犯 國防部將領有「殲滅」策略 (кит.). TVBS (8 января 2017).
  36. ↑ 【遼寧號訪港】解放軍從善如流? 准手機拍攝「打卡」有望 (кит.). 陳宇軒,《香港01》 (6 ноября 2017).
  37. ↑ В КНР назвали «дефектным» купленный у Украины авианосец // РГ, 18.04.2018
  38. ↑ Слухи о том, что китайцы признали дефектным свой первый авианосец «Ляонин», оказались сильно преувеличенными. // Взгляд, 19 апреля 2018
  39. ↑ These are the world’s 7 worst aircraft carriers that are currently in service, Business Insider. Проверено 11 сентября 2018.
  40. ↑ Business Insider назвал единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» одним из худших в мире. Проверено 11 сентября 2018.

Ссылки

wikiredia.ru

7 БЕД КРЕЙСЕРА “ВАРЯГ” (7 фото) « WaterWorld || Водный мир – интернет журнал

.

«Мультипликационный» капитан Врунгель пел: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет».   Все это можно было отнести и к спущенному на воду крейсеру. Неизвестно, кому в голову пришло назвать корабль “Варягом”.  Так называли не только викингов, но и “чужих”, тех, кто был не одного роду-племени с русскими, чужаков. Соответственно, называть русский корабль “Варягом” было не самым лучшим решением. «Варяг» был на чужбине «рожден» – его построили в Филадельфии, и в чужих водах нашел свою смерть.

.

1. “ПРИРОЖДЁННЫЙ НЕУДАЧНИК”.

.

Разговоры о том, что “Варяг” обречён на, как минимум, не самую благодарную судьбу шли на протяжении всей его жизни. Капитан крейсера Руднёв был недоволен слабой ремонтной базой, дефектами, допущенными при строительстве, и неудачной конструкцией котлов Никлосса. Капитан утверждал, что через несколько лет крейсер не сможет развить необходимую скорость в 14 узлов, что сведёт на нет все его преимущества. По некоторым данным, недовольство настолько сильным, что даже рассматривался вариант о возврате корабля для ремонта. На испытаниях в октябре 1903 года “Варяг”, тем не менее, развил скорость почти равную скорости при первоначальных испытаниях. Котлы Никлосса много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый»; броненосец «Ретвизан», построенный на той же верфи Ч. Крампа, также не имел с котлами Никлосса больших проблем. Руднев, таким образом, только “накликал” беду, а его оправдательные отчеты грешат многочисленными неточностями.

.

2. “ШАПКАМИ ЗАКИДАЕМ”

.

Варяг и Кореец

Бой при Чемульпо – до сих пор ещё является тёмной страницей русской военной истории. Его итоги неутешительны, а факты об этом сражении грешат противоречиями и откровенными неувязками. 8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу блокировала нейтральный корейский порт Чемульпо, где стояли на рейде два русских корабля, крейсер “Варяг” и канонерская лодка “Кореец”. Кроме русских кораблей в порту были и суда других стран. Японские корабли пришли в порт для высадки десанта и русские корабли им не препятствовали. 9 февраля капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде.  Руднёв решил с боем прорываться в Порт-Артур. Под русскую музыку и “Ура” с иностранных кораблей, “Варяг” с “Корейцем” пошли к выходу из гавани.  Бой, однако не заладился с самого начала. Он продолжался около часа, за это время  “Варяг”, по рапорту его командира, выпустил больше тысячи снарядов (цифра явно завышенная), а “Кореец” – 52. По итогам сражения было принято решение пересадить команду крейсера на иностранные корабли, а сами суда уничтожить. “Кореец” был взорван, а “Варяг”, по непонятной причине, затоплен.   Как утверждают сами японцы, в бою при Чемульпо их корабли остались невредимыми.  “В этом бою неприятельские снаряды ни разу не попали в наши суда и мы не понесли ни малейших потерь”.

3. “ВЫДУМАННЫЙ ДРУГ”

.

Варяг после боя

“Варяжцы” стали героями России. Не преуменьшая личной отваги каждого моряка, стоит, однако, признать, что подвиг “Варяга” был сильно преувеличен. Моряков везде встречали толпы радостного народа, им устраивали приемы и обеды, их принял сам Николай II, щедро наградив всех членов экипажа. Первыми назвали бой геройским два человека – наместник императора на Дальнем Востоке генерал-адъютант адмирал Е. А. Алексеев и старший флагман Тихоокеанской эскадры вице-адмирал О. А. Старк. Вся обстановка свидетельствовала о том, что вот-вот начнется война с Японией. Но они, вместо того чтобы подготовиться к отражению внезапного нападения противника, проявили полную беспечность, а если точнее – преступную халатность. После фиаско, которым обернулось сражение при Чемульпо, генералам необходимо было “забелить” эту неудачу. В итоге её не просто “забелили”, но и выставили как подвиг.

.

4. ВЫКУП ЗАЛОЖНИКОВ

.

.

Загадка того, почему Руднев не взорвал “Варяга”, а просто затопил не разгадана до сих пор. По сути, капитан просто подарил крейсер японцам. В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Целых десять лет крейсер, щедро подаренный Рудневым, служил Японии. Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов только во время Первой мировой войны, в 1916 году, вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры.

.

5. И СНОВА В ЗАЛОЖНИКАХ

.

.

Как можно понять, “Варяг” был не самым удачливым кораблем российского флота. 22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский вымпел. При всем при этом, было очевидно, что многострадальному крейсеру был необходим серьезный ремонт. В феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Всё бы ничего, но… революция. Британия воспользовалась моментом и  конфисковала крейсер за долги царского правительства, а в 1920 году продала его Германии как металлолом.

.

6. “С ГЛАЗ ДОЛОЙ”

.

.

После всех праздничных мероприятий, установки памятника (построенного на деньги народа), о “Варяге” забыли почти на полвека.  8 февраля 1954 г. вышел указ Президиума Верховного совета СССР “О награждении медалью “За отвагу” моряков крейсера “Варяг””. Самому старшему из варяжцев, Федору Федоровичу Семенову исполнилось 80 лет. Затем нашли остальных. Всего в 1954-1955 гг. медали получили 50 моряков с “Варяга” и “Корейца”. Забвение “Варяга” было, конечно, не случайным. Созданный царскими генералами “подвиг” не котировался советскими историками, вспомнили о крейсере уже после смерти Сталина, в очередной раз занявшись переписыванием истории.

.

7. СМЕРТЬ “ВАРЯГА”

.

.

“Варяг” даже умер как-то нелепо. В 1920 году,  следуя на разборку, крейсер сел на камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут. Рожденный в Филадельфии, прослуживший десять лет японцам, легендарный крейсер умер в чужом море. “Варяг” оправдал своё название, капитан Врунгель был прав.

Автор: Алексей Рудевич / Русская семерка
.
.
.

Похожие новости

wwportal.com

Tsushima — Фотографии бронепалубного крейсера «Варяг»

Бронепалубный крейсер «Варяг» до русско-японской войны, Филадельфия-Балтика.


Бронепалубный крейсер «Варяг» в Филадельфии [2000X1608]
Фотография из коллекции Алексея Сидоренко


Бронепалубный крейсер «Варяг» в Филадельфии [2000X1540]
Фотография из Архива сайта Tsushima.SU


Бронепалубный крейсер «Варяг» в Филадельфии [2000X1619]
Фотография из Архива сайта Tsushima.SU


Бронепалубный крейсер «Варяг» в Филадельфии [2000X1594]
Фотография из коллекции Алексея Сидоренко


Бронепалубный крейсер «Варяг» в Филадельфии [2000X1512]
Фотография из коллекции Алексея Сидоренко


Бронепалубный крейсер «Варяг» в Филадельфии [2000X1453]
Фотография из коллекции Алексея Сидоренко


Бронепалубный крейсер «Варяг» в Филадельфии [2000X1545]
Фотография из коллекции Алексея Сидоренко


Бронепалубный крейсер «Варяг» в Филадельфии [2000X1487]
Фотография из коллекции Алексея Сидоренко


Бронепалубный крейсер «Варяг». Внутренние помещения [2000X1619]
Фотография из Архива сайта Tsushima.SU


Бронепалубный крейсер «Варяг». Внутренние помещения [2000X1536]
Фотография из Архива сайта Tsushima.SU


Бронепалубный крейсер «Варяг». Внутренние помещения [2000X2397]
Фотография из Архива сайта Tsushima.SU


Бронепалубный крейсер «Варяг». Внутренние помещения [2000X2361]
Фотография из Архива сайта Tsushima.SU


Бронепалубный крейсер «Варяг» [14432X2000] new!
Фотография из коллекции Юрия Чернова


Бронепалубный крейсер «Варяг» на Балтике [1900X1272]
Владелец фото утерян


Бронепалубный крейсер «Варяг» [2000X1414] new!
Фотография из коллекции Юрия Чернова


Бронепалубный крейсер «Варяг» [2000X1419] new!
Фотография из коллекции Юрия Чернова


Бронепалубный крейсер «Варяг» [2000X1309] new!
Фотография из коллекции Юрия Чернова


Бронепалубный крейсер «Варяг» [2000X1210] new!
Фотография из коллекции Юрия Чернова


Бронепалубный крейсер «Варяг» в Порт-Артуре [2000X1501] new!
Фотография из коллекции Юрия Чернова

Бронепалубный крейсер «Варяг» в Чемульпо, 27 января 1904 года.


Бронепалубный крейсер «Варяг» в Чемульпо. 27 января 1904 года [2000X1429]
Фотография из Архива сайта Tsushima.SU


Бронепалубный крейсер «Варяг» в Чемульпо. 27 января 1904 года [2000X1481]
Фотография из Архива сайта Tsushima.SU


Бронепалубный крейсер «Варяг» в Чемульпо. 27 января 1904 года [2000X1710]
Фотография из Архива сайта Tsushima.SU


Бронепалубный крейсер «Варяг» в Чемульпо. 27 января 1904 года [2000X1480]
Фотография из Архива сайта Tsushima.SU

Подъём бронепалубного крейсера «Варяг» япоцами, Чемульпо, 1905 год.


Затопленный бронепалубный крейсер «Варяг» в Чемульпо [2000X1441]
Фотография из коллекции Алексея Емелина


Японцы подымают бывший русский крейсер «Варяг», Чемульпо. 1905 год [2000X1522]
Фотография из Архива сайта Tsushima.SU


Японцы подымают бывший русский крейсер «Варяг», Чемульпо. 1905 год [2000X1471]
Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте
Материал предоставил Александр Александров


Японцы подымают бывший русский крейсер «Варяг», Чемульпо. 1905 год [2000X1457]
Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте
Материал предоставил Александр Александров


Японцы подымают бывший русский крейсер «Варяг», Чемульпо. 1905 год [2000X1455]
Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте
Материал предоставил Александр Александров


Японцы подымают бывший русский крейсер «Варяг», Чемульпо. 1905 год [2000X1472]
Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте
Материал предоставил Александр Александров


Японцы подымают бывший русский крейсер «Варяг», Чемульпо. 1905 год [2000X1465]
Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте
Материал предоставил Александр Александров


Японцы подымают бывший русский крейсер «Варяг», Чемульпо. 1905 год [2000X1474]
Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте
Материал предоставил Александр Александров


Японцы подымают бывший русский крейсер «Варяг», Чемульпо. 1905 год [2000X1470]
Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте
Материал предоставил Александр Александров


Японцы подымают бывший русский крейсер «Варяг», Чемульпо. 1905 год [2000X1479]
Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте
Материал предоставил Александр Александров


Японцы подымают бывший русский крейсер «Варяг», Чемульпо. 1905 год [2000X1448]
Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте
Материал предоставил Александр Александров


Японцы подымают бывший русский крейсер «Варяг», Чемульпо. 1905 год [2000X2704]
Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте
Материал предоставил Александр Александров


Японцы подымают бывший русский крейсер «Варяг», Чемульпо. 1905 год [2000X1449]
Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте
Материал предоставил Александр Александров

Бронепалубный крейсер «Варяг» в составе японского флота


Бронепалубный крейсер «Варяг» в составе японского флота — Крейсер «Сойя» [2000X1439]
Репродукция взята из Cruisers of the Imperial Japanese Nevy: from collection S.Fukui and Maritime Museum Kure, Kure 2005
Материал предоставил Александр Александров

Снова в строю


Бронепалубный крейсер «Варяг» во Владивостоке, 1916 год. Справа — броненосец «Чесма» [2000X1233] new!
Фотография из коллекции Юрия Чернова


Бронепалубный крейсер «Варяг» в 1916 году [2000X1242] new!
Фотография из коллекции Юрия Чернова


Бронепалубный крейсер «Варяг» в 1916 году [2000X1263] new!
Фотография из коллекции Юрия Чернова

tsushima.su

Китайский «Варяг» / Военные конфликты / Мир в фотографиях день за днем

25 сентября в порту Далянь состоялась церемония передачи на вооружение ВМС Китая первого авианосца. Ему присвоено имя «Ляонин» – по названию провинции, в которой он был введен в строй. «Ляонин» — не первое по счету имя корабля. Раньше авианосец назывался «Ши Лан», а до этого… «Варяг».

Проект авианесущего крейсера «Варяг» был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро. 6 декабря 1985 года строительство корабля было заложено на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. 25 ноября 1988 года крейсер был спущен на воду.

В 1993 году по договору между Украиной и Россией «Варяг» отошел Украине. В 1992 году при 67% технической готовности строительство было приостановлено, корабль законсервирован и в апреле 1998 года продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd по цене лома за $20 млн, как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино.

Буксировка корабля длилась 627 дней (Турция под давлением США 16 месяцев отказывалась пропустить его через Босфор).

Китайцы «передумали» переоборудовать корабль в плавучее казино. Вместо этого они превратили «Варяг» в гордость китайского военного флота, один из самых современных в мире плавучих аэродромов. Стоимость авианосца теперь в сто больше, чем было уплачено китайцами.

В 2011 году авианосец прошел ходовые испытания, в частности, сделал 10 выходов в открытое море и провел тренировки с самолетами палубной авиации.

В апреле 2012 года Тайвань обвинил Китай в том, что на основе чертежей «Варяга», Пекин намерен начать строительство собственных авианосцев. До 2020-го года Китай построит от четырех до шести авианосных ударных групп, которые будут развёрнуты в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.

Появление в распоряжении Китая авианосцев заметно повлияет на расстановку сил в регионе.

Также по теме:

«Киев» – китайская гостиница-авианосец.

Авианосец

На фотографии: церемония передачи авианосца «Ляонин»на вооружение ВМС Китая, 25 сентября 2012 года в порту Далянь, провинция Ляонин.
REUTERS/Xinhua/Zha Chunming

Авианосец

На фотографии: первый китайский авианосец «Ляонин»(экс- «Варяг») в порту Далянь, провинция Ляонин, КНР, 5 сентября 2012 года.
CHINA OUT AFP PHOTO

Авианосец

На фотографии: первый китайский авианосец «Ляонин»(экс- «Варяг») в в порту Далянь, провинция Ляонин, КНР, 22 сентября 2012 года.
REUTERS/Stringer/Files

Авианосец

На фотографии: первый китайский авианосец «Ляонин»(экс- «Варяг») в в порту Далянь, провинция Ляонин, КНР, 25 сентября 2012 года.
REUTERS/Stringer/Files

Авианосец

На фотографии: первый китайский авианосец «Ляонин»(экс- «Варяг») в в порту Далянь, провинция Ляонин, КНР, 5 сентября 2012 года.
CHINA OUT AFP PHOTO

Авианосец

На фотографии: испытание первого китайского авианосца «Ляонин»(экс- «Варяг») в Южном море в 100 километрах от порта Далянь, провинция Ляонин, КНР, 14 декабря 2011 года. Снимок сделан со спутника.
REUTERS/DigitalGlobe/Handout

Авианосец

На фотографии: завершение строительства первого китайского авианосца «Ляонин»(экс- «Варяг») в в порту Далянь, провинция Ляонин, КНР, 12 апреля 2011 года.
EPA/LIAN MIN CHINA OUT

Авианосец

На фотографии: завершение строительства первого китайского авианосца «Ляонин»(экс- «Варяг») в в порту Далянь, провинция Ляонин, КНР, 17 апреля 2011 года.
(AP Photo)

Авианосец

На фотографии: завершение строительства первого китайского авианосца «Ляонин»(экс- «Варяг») в в порту Далянь, провинция Ляонин, КНР, 4 июля 2011 года.
(AP Photo)

Авианосец

На фотографии: первый китайский авианосец «Ляонин»(экс- «Варяг») в порту Далянь, провинция Ляонин, КНР, 31 июля 2011 года.
Photo by Simon Song

Авианосец

На фотографии: первый китайский авианосец «Ляонин»(экс- «Варяг») в порту Далянь, провинция Ляонин, КНР, 5 августа 2011 года.
(AP Photo/Kyodo News)

Авианосец

На фотографии: буксировка через Босфорский пролив авианесущего крейсера «Варяг», 1 ноября 2001 года. Крейсер был куплен китайской компанией, базирующейся в Макао, у Украины.
AFP PHOTO EPA/KERIM OKTEN

Авианосец

На фотографии: буксировка через Босфорский пролив авианесущего крейсера «Варяг», 1 ноября 2001 года. На заднем фоне виднеется Девичья башня. Крейсер был куплен китайской компанией, базирующейся в Макао, у Украины.
REUTERS/Fatih Saribas/Files

Авианосец

На фотографии: авианесущий крейсер «Варяг» в порту Николаева в мае 1997 года. Автор фотографии неизвестен.
Photo: SCMP

Авианосец

На фотографии: испытание первого китайского авианосца «Ляонин»(экс- «Варяг») в Южном море в мае 2012 года, КНР. Снимок сделан со спутника.
(AP Photo/Xinhua, Li Tang)

Авианосец

Инфографик. Первый китайский авианосец «Ляонин»(экс- «Варяг»).
Источник: http://chinhdangvu.blogspot.com

Авианосец

Схема. Средние авианосцы в 45-50 Кт классической схемы.
Источник: alternathistory.org.ua

Авианосец

Инфографик: первый китайский авианосец «Ляонин»(экс- «Варяг»).
Источник: The Globe and Mail Graphic News

Авианосец

Инфографика: первый китайский авианосец «Ляонин»(экс- «Варяг»).
Автор: Jead Head

 


pixanews.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *