Дизельная подводная лодка проекта 636 варшавянка – ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

Содержание

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
ДЭПЛ проекта 636 «Варшавянка»

ПЛ проекта 636
Основные характеристики
Тип корабля Многоцелевая ДЭПЛ
Обозначение проекта 636 «Варшавянка»
Кодификация НАТО «Improved Kilo»
Скорость (надводная) 17 узлов
Скорость (подводная) 20 узлов
Рабочая глубина погружения 240 м[1]
Предельная глубина погружения 300 м[1]
Автономность плавания 45 суток
Экипаж 52 человека[2]
Стоимость $300 млн на экспорт (2009)
[3]
Размеры
Водоизмещение надводное 2350 т
Водоизмещение подводное 3950 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
73,8 м
Ширина корпуса наиб. 9,9 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
6,2 м
Силовая установка

Электрическая:

  • 2 дизель-генератора по 1000 кВт,
  • главный электродвигатель 5500 л.с.
  • электродвигатель экономического хода мощностью 190 л.с.,
  • два резервных электродвигателя по 102 л.с.
Движитель — один се

ru.wikipedia.org

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружение

За всю историю существования человека на Земле прошли тысячи войн с применением летального оружия, которое совершенствовалось с каждым днем. Причем это касается не только наземного, но и воздушного, а также подводного оружия.

О последнем и будет рассказано в данной работе. Здесь будет собрана самая важная и интересная информация о подлодках проекта 636 и 877 «Палтус», или, более распространенное, «Варшавянка».

Содержание статьи

Немного истории

В январе 1954 года произошло знаменательное событие в области военных разработок. В США спустили на воду первую в мире атомную подлодку (АПЛ) «Наутилус». Этот факт расширил границы возможностей субмарин того времени, увеличив не только автономность, но и глубину погружения, не говоря уже о вооружении.

С этим связана задумка Советского союза создать такую субмарину, которая превосходила бы все вражеские суда данного типа. В 60-х годах прошлого века в стране стали всерьез думать о защите от таких угроз.

Так, было положено начало подлодок проекта 636 и 877 «Варшавянка», модификации которых стоят на вооружении у современной России.

Перед конструкторами стояла задача оснастить подводную лодку (ПЛ) тихим двигателем, продвинутую технику обнаружения целей и мощным вооружением. инженеры усердно работали над этими проектами в течении семи лет, начиная с 1972 года, когда чертежи были готовы.

И уже в 1982 году первая ПЛ проекта 877 была спущена на воду. Ими планировалось оснастить все страны, участвовавшие в Варшавском договоре, откуда и второе название.

Внешний вид и устройство ПЛ «Варшавянка»

Идеально обтекаемая форма данной ДЭПЛ «Варшавянка» была спроектирована по результатам многочисленных тестов. Эксперименты с формой длились до появления подлодки такого же типа в США, названной «Алькабор», китообразный корпус которой был повторен в советской субмарине.

Такая форма позволяет уменьшить гидросопротивление и плыть быстрее. Кроме того, корпус такого вида дополнительно снижает шумность, т.к. трение минимально. В дополнение к этому всему, эта ПЛ минимально отражает эхолокационные сигналы благодаря особому покрытию.

Как известно, конструкция лодки двух составная, в основе которой лежит легкий и прочный корпус. Пространство между ними заполнено цистернами главного балласта. На самом корпусе есть массивная рубка легкого типа для защиты выдвижных устройств и антенн. Находится она прямо над вторым отсеком лодки.

Подводная лодка типа «Варшавянка» имеет складные рули горизонтального управления спереди.

На носу лодки, который разделен на две палубы, расположены шахты торпедных аппаратов сверху и гидролокационная антенна, снизу, она служит для обнаружения целей. Двигаясь к корме, можно насчитать шесть отсеков.

После носовой части идут первые три отсека на три палубы.

В первом находятся торпедные аппараты на верхней палубе, в средней размещается часть экипажа, ведь одна из жилых палуб именно там. В самом низу стоят аккумуляторы.

Второй отсек можно расценивать как командный пункт, на его трех уровнях обустроены центральный пост, штурманская и радиорубка соответственно.

Третий отсек, с двумя жилыми палубами и помещением для аккумуляторов, является последним трехпалубным отсеком.

Дизельная подводная лодка проекта «Варшавянка» оснащена двумя типами двигателей расположенных в трех последних отсеках. Так, в четвертом отсеке расположен дизельный мотор. В соседнем отделении установлен электрический агрегат, а в самом конце расположились силовые установки такого же типа, но меньшие по мощности. Их главная задача – обеспечение экономного хода.

Технические характеристики «Варшавянки»

Начнем с габаритов и продолжим маневренностью. При ширине около 10 метров, длина подводной лодки «Варшавянка» насчитывает 73,4 м. При таких размерах надводное водоизмещение составляет более 2300 т с осадкой примерно 6 метров.

При движении над водой субмарина может развивать скорость до 17 узлов максимально.

Все вышеперечисленное увеличивается при погружении ПЛ в воду. Так к водоизмещению прибавляется еще около 1600 т, а к скорости еще 3 узла. Максимальная глубина погружения 300 метров, но оптимальной считается 240 м. Под водой «Варшавянка» чуть быстрее.

Хорошую маневренность обеспечивает гибридный мотор, состоящий из пары дизель-генераторов по 1500 л.с. каждый и электромотора мощность в 5500 л.с. Для улучшения маневренности используются дополнительные электродвигатели. Помимо всего этого, на борту есть специальный электрический агрегат в 190 л.с., предназначенный для экономичного хода.

Все вышеперечисленное актуально для модели 877 проекта и его модификаций. А для 636 справедливы эти же цифры, но с небольшими улучшениями, например, чуть более высокая скорость под водой, примерно на 3 узла. Строго говоря, именно эти субмарины считаются наиболее эффективными и используются в ВМФ РФ. Кроме ПЛ основной серии, российский флот располагает ее различными модификациями.

Работа этой техники невозможна без экипажа, который насчитывает 52 человека. При таком составе на борту лодка может автономно функционировать на протяжении 45 дней.

Максимальная дальность плавания 400 миль, однако будучи оснащенной технологией РДП лодка типа «Варшавянка» может увеличить этот показатель до 6000 миль.

РДП позволяет пополнять запасы сжиженного воздуха для экипажа не поднимаясь на поверхность. Также, эта система участвует в вентиляции моторного отсека дизель-генераторов, выводя выхлопы по выдвижным трубам. По таким же трубам и поступает воздух.

Вооружение ПЛ «Варшавянка»

Как упоминалось выше, данная ДЭПЛ проектировалась так, чтобы иметь перевес в дуэли. Для этого ее оснастили 6 торпедными аппаратами, запускающие 533 мм торпедоракеты.

В боезапасе имеется 18 торпед с шестью уже заряженными в ТА.

Еще можно взять на борт подводные мины в количестве 24 штуки.

Создатели учли и средства ПВО. Поэтому на ней есть выдвижной ПЗРК «Стрела-3» с восемью ракетами и четыре противокорабельные ракеты «Калибр».

Все это делает ПЛ проекта 877 и 636 особо опасными в бою.

Преимущества и недостатки перед АПЛ

Зная описание характеристик «Варшавянки», можно ее сравнить с теми же атомными подлодками.

Дизель-электрические двигатели – это не случайный выбор, т.к. эти агрегаты имеют ряд достоинств, превосходящих АПЛ. А именно:

  • Тихий ход;
  • Нет столь сильной нужды в охлаждении;
  • Легки в обслуживании.

Скрытность – это все для подлодки, поэтому очень важно ее сохранять на должном уровне. Однако, такая задача почти невыполнима при шуме от работы атомного реактора на АПЛ, не говоря уже о высокой скорости распространения звуковых волн в воде. Так что ДЭПЛ с их малошумными силовыми установками смотрятся предпочтительней.

Атомные реакции, происходящие в реакторе АПЛ, сопровождаются сильными выбросами тепла.

При малоэффективном или недостаточном охлаждении он может повредиться, что таит угрозу не только для экипажа, но и для окружающей среды.

Поэтому для таких ПЛ жизненно важно сохранять рекомендованный температурный режим силовой установки. Для этого используется вода, которая создает характерный звуковой фон. Чего нельзя сказать о его конкурентах, ведь им достаточно хорошей вентиляции и радиаторов для работы.

Для технического обслуживания атомного реактора нужны познания в ядерной физике и многом другом. Это и осложняет, допустим, ремонт некритических повреждений. Дизельные двигатели внутреннего сгорания устроены гораздо легче, поэтому обслуживать их не составляет большого труда.

Основным недостатком ДЭПЛ является плохие, по сравнению с атомоходами, условия проживания экипажа. Речь идет не об удобстве расположения или питании людей на борту, а о развлечениях, которые отвлекают их от психологического давления долгого плавания.

Такой результат стал последствием уменьшения размеров для меньшей заметности.

Страны-покупатели ПЛ проекта 636 и 877

Основную долю производимых лодок данного типа использует Россия, что логично. В Черноморском флоте в строю стоят 6 «Варшавянок» последней модификации 636.3, а Тихоокеанские ВМС РФ готовятся получить столько же.

Среди иностранных покупателей следует отметить Китай, закупивший десяток ПЛ проектов 636 и 636М.

А еще вьетнамский флот использует 6 единиц 6363.1.

Из африканских стран особый интерес к субмаринам этой модели проявляет Алжир, имеющий две 636М и подписавший соглашение на закупку пары 636.1.

Интересные факты

Интересно, что вал семилопастного винта на хвосте вращается через деревянные втулки. В их изготовлении использовалась древесина бакаута, которая выделяла смолу по консистенции и действию похожей на смазку.

Такое решение позволяет пользоваться одними и теми же запчастями около 20 лет.

НАТО подлодки «Варшавянка» получили прозвище «Черная дыра» из-за своих тактико-технических характеристик, позволяющих бесшумно подкрадываться к цели и поражать ее наверняка.

Видео

warbook.club

Дизельная подводная лодка «Варшавянка» проектов 636 и 877: устройство, вооружение и ТТХ

21 января 1954 года произошло по-настоящему знаменательное событие: в США с верфи Гротона была спущена первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус». Началась новая эпоха развития подводного флота. Субмарины получили силовую установку, которая позволяла им месяцами не показываться на поверхности, развивать под водой немыслимую скорость и погружаться на недостижимые глубины. Казалось, что век дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) завершился.

Дизельные подводные лодки используются и сегодня, более того, во многих странах идет активная разработка подобных кораблей.

Дело в том, что атомные подлодки имеют свои существенные недостатки. Во-первых, такие субмарины более шумные. Работающий атомный реактор невозможно полностью заглушить, он издает непрерывный шум. Во-вторых, для его охлаждения используется забортная вода, которая после этого становится в незначительной степени радиоактивной, но это позволяет позволяет выследить корабль. Кроме того, атомоходы обычно имеют значительные размеры, что значительно ограничивает возможность их использования на мелководье. Кроме того, подобные АПЛ очень дорого стоят, и производить их могут лишь несколько стран в мире.

Основным неатомным подводным кораблем российского флота является подлодка типа «Варшавянка» — это название, которое объединяет корабли сразу двух проектов: 877 и 636, а также их многочисленные модификации, созданные в разные годы.

История создания «Варшавянки»

В конце 60-х годов командование ВМФ СССР инициировало создание дизельной подводной лодки нового поколения с пониженным уровнем шумности и мощным вооружением. Основными задачами новой подлодки должны были стать противодействие надводным и подводным кораблям неприятеля, разведка, защита собственных военно-морских баз и коммуникаций.

Конструкторам было дано задание создать такую ДЭПЛ, которая бы превосходила любой аналогичный корабль вероятного противника в дуэльном противостоянии. Добиться этого следовало за счет снижения шумности, увеличения дальности обнаружения противника, более мощного вооружения.

Примерно в это же время необычный подводный корабль появился у вероятного противника – в США на воду спустили атомную ПЛ «Альбакор». Эта лодка имела обтекаемую форму корпуса, очень напоминавшую кита. Советские конструкторы при проектировании новой субмарины решили повторить ее.

В 1974 году появилось техническое задание на разработку нового корабля, работы проводились в ЦКБ «Рубин» под руководством Кормилицына. Подводную лодку разрабатывали не только для ВМФ СССР, ею планировали вооружить все военные флоты стран-участниц Варшавского договора. Именно поэтому подлодки проектов 877 и 636 получили название «Варшавянка».

По сравнению с кораблями проекта 641, новая подлодка должна была развивать более высокую подводную скорость, быть более мореходной, иметь хороший модернизационный ресурс. Военные требовали, чтобы «Варшавянка» была более автоматизированной, с меньшим количеством экипажа и лучшими условиями его обитания.

Все советские ДЭПЛ, сконструированные ранее, были узкими и длинными, а новые подлодки получили легкий корпус веретенообразной формы, с соотношением длины к ширине 7,3. Форма корпуса была тщательно просчитана и многократно испытана на стендах, поэтому лодки проектов 877 и 636 имеют минимальное гидродинамическое сопротивление.

Головная ПЛ проекта 877 была заложена в 1979 году, в строй лодка вступила в 1982 году.

Несколько слов следует сказать об обозначениях. Для военно-морских сил Советского Союза строились лодки проекта 877, а на экспорт изготавливали корабли сразу двух проектов: 877Э и 636. Подлодки обоих проектов имеют название «Варшавянка», а сам проект 877 носит имя «Палтус».

Корабли проекта 636 – это одна из последних и самых совершенных модификаций «Варшавянки», их строительство началось в середине 90-х годов. Подводные лодки проектов 877 и 636 строились на верфях Комсомольска-на-Амуре, Нижнего Новгорода и Петербурга.

ПЛ проекта 636 имеет более совершенные характеристики по сравнению с ранними версиями. Она имеет лучшее сочетание бесшумности и дальности обнаружения надводных и подводных целей, более совершенную автоматизированную управляющую систему, навигационное оборудование, более мощное и современное вооружение.

В настоящее время ПЛ «Варшавянка» стоят на вооружении не только военно-морских сил России, но и ВМФ Китая, Индии, Алжира, Румынии и Польши.

Для ВМФ СССР построили 24 субмарины, 15 из которых были списаны еще до начала этого столетия. В 2010 году был заложен первый корабль усовершенствованной серии 636.6. На сегодняшний день четыре субмарины уже спущены на воду и приняты флотом. Планируется построить еще восемь подобных кораблей.

Стоимость одной ПЛ «Варшавянка» проекта 636 составляет примерно 300 млн долларов (на 2009 год).

Устройство ПЛ проектов 636 и 877 «Варшавянка»

Корпус подводных лодок проектов 877 и 636 имеет веретенообразную форму с минимальным количеством забортных отверстий. Такая форма увеличивает скорость подводного хода ПЛ и снижает ее шумность, но ухудшает мореходные качества в надводном положении. Покрытие корпуса уменьшает отражение гидроакустических систем кораблей противника. Между легким и прочным корпусом находятся цистерны главного балласта.

Носовые горизонтальные рули – убирающиеся.

Конструкция лодки двухкорпусная, она состоит из легкого и прочного корпуса. В передней верхней части корабля находятся торпедные аппараты, а в нижней – антенна гидроакустического комплекса.

Ограждение выдвижных устройств расположено над вторым отсеком и выполняет обычные функции: служит ходовым мостиком, защищает перископы, антенны и другие подъемные устройства.

Прочный корпус имеет шесть отсеков.

Первый отсек имеет три палубы: на верхней расположены торпедные аппараты, на второй – жилые помещения, а на нижней палубе – аккумуляторы.

Второй отсек также вмещает три палубы. На верхней находится центральный пост лодки, под ним размещена штурманская рубка и радиорубка.

Третий отсек состоит из двух жилых палуб и одной с аккумуляторными батареями.

В четвертом отсеке находится дизельный двигатель, а в пятом – электромоторы.

В шестом отсеке расположены электромоторы экономного хода и приводы рулей.

Движение и в подводном, и в надводном положении обеспечивается электродвигателем — ПЛ «Варшавянка» имеет схему полного электродвижения. Главная энергетическая установка состоит из главного электродвигателя (5500 л. с.) и двух дизель-генераторов 4ДЛ-42МХ по 1500 л. с. (на первых лодках проекта 877 – по 1 тыс. л. с.). Дизеля обеспечены системой работы под водой, ПЛ оборудована двумя группами свинцово-кислотных аккумуляторов.

Экономичный ход обеспечивает специальный электродвигатель мощностью 190 л. с. Есть еще два резервных электродвигателя, которые используются при маневрировании.

«Варшавянка» (проект 877) развивает под водой скорость 17 узлов, а в надводном положении – 10.

Более совершенная «Варшавянка» проекта 636 имеет подводный ход в 20 узлов и разгоняется до 17 узлов в надводном положении.

Механизмы ПЛ снабжены специальными покрытиями, которые поглощают вибрацию, они установлены на амортизаторах. Это в сочетании с малошумным гребным винтом и продуманной формой корпуса делает лодку малозаметной.

Нужно сказать, что у создателей корабля получилось добиться очень низкого уровня шумности: прозвище «Черная дыра», которое дали «Варшавянке» потенциальные противники, — яркое тому подтверждение.

«Варшавянка» имеет автономность 45 суток. На последних модификациях лодки в кормовой части корпуса расположен спасательный люк, который обеспечивает эвакуацию экипажа с глубины 250 метров.

Экипаж корабля составляет 57 человек, из которых 12 офицеров.

Основным вооружением подлодки являются шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Два из них могут вести огонь телеуправляемыми торпедами. Боекомплект лодки состоит из восемнадцати торпед, шесть из них находится в торпедных аппаратах и двенадцать – на стеллажах. Подводная лодка может брать донные мины в количестве 24 штук.

Подлодки проекта 636 также вооружены противокорабельными ракетами «Калибр» (четыре ракеты).

Есть автомат заряжания, которые обеспечивает высокую скорость стрельбы.

На ПЛ установлен выдвижной зенитно-ракетный комплекс, созданный на базе ПЗРК «Стрела-3». Боекомплект – восемь ракет.

Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Мурена» позволяет отслеживать цели и вести эффективный огонь на всех диапазонах глубин. Лодка может сопровождать одновременно пять целей и вести одиночный или залповый огонь по двум целям.

На субмарине установлена навигационная система «Андога», которая прокладывает курс и выдает координаты корабля на пульт управления. Имеются также пассивная и активная РЛС, они могут работать в перископном и надводном положениях.

Технические характеристики «Варшавянки»

Ниже указаны ТТХ подводной лодки «Варшавянка» проекта 877.

Водоизмещение, т:
надводное2300
подводное3040
Скорость хода, узл.:
надводная10
подводная17
Дальность плавания (при скорости хода, узл.), миль:
в подводном положении400 (3)
в режиме РДП6000 (7)
Глубина погружения, м:
предельная350
рабочая240
Длина, м72,6
Длина прочного корпуса, м51,8
Ширина, м9,9
Осадка средняя, м6,2
Вооружение
Торпедные аппараты, шт6
Боезапас, торпеды/мины18/24
Боезапас ЗРК, ракет8
Вооружение
Торпедные аппараты, шт6
Боезапас, торпеды/мины18/24
Боезапас ЗРК, ракет8

Видео о подводной лодке

militaryarms.ru

Проект 636 «Варшавянка» — черная дыра в мировом океане

Подробности
Категория: Военно-морской флот
Опубликовано: 01.03.2017

Проект 636 «Варшавянка» относится к третьему поколению русских ПЛ. Проект 877 «Палтус», который стал называться 636-м, разработан для стран «Варшавского договора». 

  1. Общая информация
  2. История проекта
  3. Конструкция
  4. Технические характеристики
  5. Вооружение
  6. Главные враги ДЭПЛ

ДЭПЛ (дизель-электрические подводные лодки) проекта 636 до сих пор не дают нашим «друзьям» из НАТО уверенности в безнаказанности своих действий на море. Из-за своей неспособности противостоять проектам типа 636 «Варшавянка» у данной лодки появилось второе название, на жаргоне НАТО – «Чёрная дыра».

Дело в том, что эффективная до 1976 г. американская СОСУС давала возможность топить ПЛ СССР. После распада СССР СОСУС была законсервирована. И не по причине дружеских намерений или экономической нецелесообразности, а потому что к концу 1980-х у России было достаточно бесшумных «Варшавянок» с превосходящими гидроакустическими комплексами. На смену SOSUS пришла ИДЖИС, ракетный крейсер CG-47 «Ticonderoga», получивший это оборудование служит с 1983 г. Первым делом на нём была сделана надпись «Адмирал Горшков берегись – в море «ИДЖИС» Значение российских ДЭПЛ трудно переоценить – они причина мира.  За интерес к вооружению проекта 636 в 2000 г. 5 апреля арестован сотрудник ЦРУ в Москве Эдмонд Поуп. 

История создания ПЛ «Варшавянка»

Недостатки подводных лодок

Мнение обывателей ошибочно в том, что подводная лодка имеет превосходство перед надводными кораблями в незаметности. В годы ВОВ Балтийский флот был блокирован немецкими минами, что и послужило причиной создания Северного ВМФ, поэтому Ленинград обороняли кораблями прямо из бухты. Тогда запертые там подлодки были вовсе беспомощны. У берегов Швеции (в те же времена) советским субмаринам смертельно угрожали обычные расставленные сети – дешёвое эффективное средство, превратившее походы в этой зоне в геройские. Для любой подводной лодки самое опасное – это быть обнаруженным. Звуковая волна под водой во много раз сильнее воздушной, а глубинные бомбы страшное противолодочное оружие. Все атаки подлодки начинают только из засады, при обнаружении им нужно уйти или стать незаметными – бездействовать.

Первое использование преимущества в гидроакустике

Преимущество дают средства обнаружения врага, и лишь потом – слой воды. В бой давно уже вступили гидроакустики. Впервые с помощью звуковых сигналов в 1943 году 28 августа в Карском море советская ПЛ С-101 (рассказ акустика Михаила Филиппова) обнаружила шум неизвестной ПЛ на перископной глубине. После запуска дизельных двигателей субмарины «Х» советские подводники настигли её и выпустили 3 торпеды – так была уничтожена немецкая U-639.

Подлодки нужны, в количестве пропорциональном угрозе с моря – доказано статистикой

США и Великобритания 70% немецких кораблей потопили с помощью ПЛ. По замыслу адмиралов СССР во главе с Кузнецовым и с одобрения Сталина, пока не будет достигнут паритет в надводных кораблях с США, принято массово строить ДПЛ (понадобилось 300 лодок против флота союзников 1500 кораблей). Обескровленный войной с немцами ВМС СССР принял на вооружение устаревшие американские суда в обмен на обязательство разгромить японцев вместо США. «Исключительные» не могли провести ни одной успешной высадки десанта и силами морской пехоты разбить сухопутные войска Японии. Уровень морпехов НАТО (особенно США) — уровень обычной конкистадорской банды. Все их успехи построены на «Планах поражения» – на предателях государств высшего уровня (политики и генералы), куда они вторгаются. Вот и пришлось им обращаться за помощью к Сталину. Дрогнули они и когда вместо горячей войны с СССР объявили о холодной. Да и потрепанные фашистские корабли разделились поровну между Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем на «Ялтинской встрече». Выгодная больше для Янки сделка была вынужденной, чтобы у СССР был хотя бы количественный паритет с новым врагом – союзниками. К тому времени американцы построили новый флот для противостояния нашему государству – их мечта о мировом господстве не умолкала никогда. Мировое англоговорящее коронованное зло создавало новые изощрённые средства против победителя фашисткой психологии – ядерную бомбу, ВМФ США и МВФ (международный валютный фонд). Поэтому нужно было как-то компенсировать отставание на море быстро и дёшево – дизельными субмаринами.

Значение гидроакустики не преувеличено – это главное противолодочное оружие ВМС

В 1950 г. иностранные участники гражданской войны в Корее (США и СССР) скрестили шпаги в неравных тогда условиях, что и привело к особому отношению в Советской России к гидроакустике. Хотя и до трагического случая работы эти велись и не прекращались. Этот исторический факт произошёл у советских границ: созданная США СОСУС (SOSUS – противолодочная гидроакустическая система обнаружения) за 2 км (на то время в 3 раза дальше отечественной) контролировала 18-ти летнюю ДПЛ С-117 – это и привело к её гибели. В зону конфликта Янки выдвинули 18 авианосцев и других кораблей, а против них одна С-117. Экипаж той лодки погиб, американцы получили контроль над Южной Кореей и стали «партнёрами» Китая, приведя их к провокациям 1960 – 1962 гг. против СССР и конфликтам 1969 г. А всевидящее око врага уже не стеснялось наводить торпеды на подводные цели в «мирные времена» и топить наши субмарины. Подтверждение тому воспоминания Андрея Штырова, оставшегося в живых командира ДПЛ С-141 1963 – 1965 гг.

class=»eliadunit»>

Достижение превосходства в море – это мир с Западом

Давно уже назрела необходимость появиться подлодкам 3-го поколения типа «Варшавянка» и разрядить военно-политическую обстановку. Проблема отставания была решена, 20.01.1976 г. был утверждён проект 877 «Палтус». Главный конструктор Юрий Кормилицын, работавший над созданием ДЭПЛ «Варшавянка» и АПЛ «Плавник» знал, как сделать её невидимой без глубоководного погружения. И сегодня подводные лодки 636 «Варшавянка» относятся к подводному спецназу ВМС РФ для разведки, охраны военных баз и берегов в мелких водах, уничтожения подлодок, АУГ и сухопутных целей. Ими преодолеваются расстояния в 7500 морских миль. Они стали предметом большой политики. Именно достаточное наличие их в 1980-х не позволило применить США против СССР ядерных ударов по крупным городам. Поэтому, приобретая вновь статус великой державы, за период 2014 – 2016 гг. построено 6 лодок 636.3. для ЧВМФ. Закладываются ещё 10 – 12 таких ДЭПЛ для ТВМФ. Субмарины 636, 636М, 636.1 продаются в Китай (10), Индию (8), Пакистан (2), Иран (4), Алжир (4) и Вьетнам (6) – в те страны, которые не хотят подчиняться чужой воле. Для России это способ приобретения мощных союзников и заработок, покрывающий расходы на науку и оборону. Есть уже 4-е (умное – автоматизированное), дорабатывается 5-е поколение (супер-стелс – сверх-невидимка).

Конструкция ДЭПЛ 636.3 «Варшавянка»

Габариты подводной лодки позволяют скрываться на мелководье, Корпус сваривается и изгибается из специальной ненамагничиваемой стали имеет 6 отсеков. Постоянно совершенствуется материал покрытия. Вначале использовалась резина, затем перешли на композитные материалы «Молния», состав которых держится в секрете и с каждой строящейся новой лодкой усложняется. Используются виброизоляторы для всего крепежа к корпусу, фундаменты для тяжёлого оборудования из поглощающих шум материалов.

Устанавливаются 2 дизель-генератора по 1000 к Вт, которые питают эл.дв. 5500 л.с. В резерве 2 эл.дв. по 102 л.с. Экономический ход мощности 190 л.с. Можно возразить, мол, есть ВНЭУ и ТЭ и 5-е поколение «Варшавянок» к нему идёт – проект 677 «Лада». Но химический способ получения энергии тоже имеет недостатки, когда конструкторами они будут устранены, тогда и появятся новые «Варшавянки». Такие подлодки не могут преследовать и уклонятся от торпедных атак противника ввиду малой скорости. Поэтому и НАТОвские ПЛ типа U-212 и их последние модификации с анаэробными силовыми установками используют комбинацию с дизельными двигателями, по сути являясь дизельными. У АПЛ (атомных подводных лодок) всегда работает турбина, а дизель (с естественным уровнем шумов моря) можно и заглушить в противном случае – преимущество очевидное.

Технические характеристики ДЭПЛ 636.3 Варшавянка

Звук в слоях океана распространяется на тысячи километров, этому есть научное определение – подводный звуковой канал. Экспортный коммерческий проект (ЭКП) под № 636 (доработка проекта 877 «Варшавянка») использует это явление в качестве оружия.

  • Длина 73 м
  • Ширина 10 м
  • Осадка 6,2 м
  • Экипаж 52 человек
  • Автономное плавание — 45 суток
  • Радиус дежурства 2000 миль.
  • Водоизмещение 2,35 тыс.т. надводное и 3,95 тыс.т. подводное.
  • Рабочая глубина 240 м,
  • Максимальная 350 м. У
  • Скорость, 17 узлов на поверхности и 20 под водой.

Вооружённость проекта 636.3

ДЭПЛ 636.3 – это «Варшавянки» построенные для ВМС России, с такой ПЛ как «Ростов-на-Дону» были произведены 6 демонстративных выстрелов ракетами 3М14К «Калибр-ПЛ» по ИГИЛ из подводного положения. Изначально было 4 «Калибров», а в проекте 677 их уже 10. Сколько их – это сюрприз. Это сверхзвуковые новые ракеты с изменяемой траекторий полёта – неуязвимые для ПРО США. Этих ракет «Исключительные» боятся, а до операции ВКС РФ в Сирии о них и не подозревали. Эти ракеты малозаметны, т.к. передвигаются на малой высоте от 5 – 150 м со скоростью 750 км/ч. Подойдя ближе к цели ускоряются до скорости 2700 км/ч – делая бесполезной систему ИДЖИС и любую ПРО. Выйдя на поверхность в радиусе 1500 км можно нанести удар по наземным и надводным целям с таким уроном как удар США по Хиросиме и Нагасаки.

У подводного корабля 6 торпедных отсеков 533 мм. На вооружении 18 торпед и 24 мины для поражения подводных и надводных целей. Одна лодка может безнаказанно уничтожить неядерными зарядами одну-две американские АУГ, вооружённых ИДЖИС и СОСУС. А если ядерными? Дальность обнаружения натовских кораблей втрое больше чем у противников, благодаря отечественным гидроакустическим комплексам, использующим подводный звуковой канал и стелс-технологии. В надводном положении подлодка может оказать сопротивление авиации из ПЗРК «Стрела-3» или «Игла» 8-ю ракетами, что будет применено при случайном появлении самолёта-разведчика.

 

Враги нашей Варшавянки

Несмотря на недостатки СОСУС и ИДЖИС выявленные в конфликтах последних лет, они остаются главными противниками. Ведь работу над ошибками Америка проведёт. Датчиками СОСУС укрыто дно 2 океанов – Атлантического и Тихого. Большое количество надводных и подводных кораблей, авиация, военные базы, космос объединяет ИДЖИС. Глубоководные антенны тоже не шутка. Поэтому сказав А нужно говорить и Б, работы по модернизации нужно продолжать и добиваться максимальной скорости создания более современных и эффективных методов борьбы за мир.

 

class=»eliadunit»>

tehnorussia.su

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

ДПЛ проекта 636 «Варшавянка»
Подводная лодка 636 проекта для ВМС Алжира.
Основные характеристики
Тип корабляМногоцелевая ДЭПЛ
Обозначение проекта636 «Варшавянка»
Классификация НАТО«Improved Kilo»
Скорость (надводная)11 узлов
Скорость (подводная)19-20 узлов[1]
Рабочая глубина погружения240 м
Предельная глубина погружения300 м
Автономность плавания45 суток
Экипаж52 человек[2]
Стоимость$300 млн (2009)[3]
Размеры
Водоизмещение надводное2350[1] т
Водоизмещение подводное3100[1] т
Длина наибольшая (по КВЛ)73,8 м
Ширина корпуса наиб.9,9 м
Средняя осадка (по КВЛ)6,2 м
Силовая установка

Электрическая:

  • 2 дизель-генератора по 1000 кВт,
  • главный электродвигатель 5500 л.с.
  • электродвигатель экономического хода мощностью 190 л.с.,
  • два резервных электродвигателя по 102 л.с.
Движитель — один шестилопастный низкооборотный винт
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально — заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед(6 в ТА) или 24 мины
Ракетное вооружениеРК «Калибр»: противокорабельные ракеты ЗМ-54Э и ЗМ-54Э1 вместо части торпед
ПВОПЗРК «Стрела-3», или Игла 8 ракет

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» (НАТО — Improved Kilo) — класс многоцелевых дизельных подводных лодок. Является улучшеным вариантом экспортной ПЛ проекта 877ЭКМ.

Общие сведения

Корпус лодки двойной, с 6 водонепроницаемыми отсеками. Ракетный комплекс «Клаб» может устанавливаться на лодках версии 636М. Перезаряжание ТА осуществляется за 15 секунд[источник не указан 100 дней]. Дальность хода:

  • экономическим ходом 3 узла — 400 миль
  • в режиме РДП на скорости 7 узлов — 7500 миль[4]

История

Подводные лодки этого класса предполагалось строить в больших количествах на экспорт в страны Варшавского договора, поэтому проект и носит такое название. Лодка предназначена для борьбы с подводными и надводными кораблями противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций. Основной проект был создан в 1970-х годах, проект 636 — одна из последних его модификаций. Строительство кораблей проекта 636 началось с середины 1990-х годов.

Б-340 проекта 636М, достроенная в 2005 году по заказу Китая, стала последней подводной лодкой, полностью построенной на заводе «Красное Сормово».[5][6] На торжественном митинге, посвящённом спуску субмарины, депутат Госдумы Юрий Сентюрин заявил: «это событие — знак того, что у предприятия большое будущее».[7]

Современное строительство лодок этого проекта осуществляется на заводе Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге.

Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения[8]

В ближайшие годы (2014—2016) планируется построить шесть лодок для Черноморского флота[9]:

  • Головная подлодка проекта Б-261 «Новороссийск» активно строится, по состоянию на февраль 2012 года завершено изготовление секций прочного корпуса подводной лодки[10]. Срок сдачи лодки — 2013 год.
  • 21 ноября 2011 года Адмиралтейские верфи заложили вторую подлодку Б-237 «Ростов-на-Дону».[11]
  • Третья подлодка — Б-262 «Старый Оскол» — заложена 17 августа 2012 года.[8]
  • Ещё две лодки аналогичного проекта должны быть переданы заказчику в 2015 году.

Эксплуатанты

  •  КНР — 10 единиц проектов 636 и 636М[12].
  •  Вьетнам — заказано 6 единиц по проекту 636.1[13].
  •  Алжир — 2 единицы проекта 636М эксплуатируются; еще 2 — заказаны дополнительно[14].
  •  Россия — заказано 6 единиц по проекту 636.3. 

Представители серии

Схема проекта 877 Схема проекта 636

Подводные лодки типа «Варшавянка», объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.

Сноски и источники

  1. 1 2 3 Проект 636. deepstorm.ru. Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012. Проверено 25 ноября 2011.
  2. Неатомная подводная лодка КИЛО-класса (пр. 636). admship.ru. Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012. Проверено 17 декабря 2011.
  3. Рособоронэкспорт, обзор прессы
  4. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 «Варшавянка» — ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство
  5. Б-340, 373 «Yuan Zhend 73 Hao» (ВМС Китая), проект 877, 636М, deepstorm.ru
  6. Нижегородский завод «Красное Сормово» завершает производство последней в своей истории подводной лодки, nta-nn.ru, 19.07.2004
  7. Завод «Красное Сормово» спустил на воду очередную дизельную подлодку, nta-nn.ru, 11.05.2004
  8. 1 2 ОАО «Адмиралтейские верфи» заложило большую дизель-электрическую подводную лодку проекта 636.3 «Старый Оскол»
  9. На «Адмиралтейских верфях» приступили к сборке секций субмарины «Новороссийск», Бизнес, Фонтанка.ру (4 февраля 2011 года). Проверено 6 февраля 2011. «На стапеле «Адмиралтейских верфей» начались работы по сборке секций дизель-электрической подводной лодки «Новороссийск» проекта 636».
  10. Адмиралтейские верфи изготовили прочный корпус субмарины «Новороссийск»
  11. В Петербурге заложена дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону». fontanka.ru (21.11.2011). Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012. Проверено 25 ноября 2011.
  12. Lenta.ru: Оружие: Россия передала иностранному покупателю подлодку проекта «Варшавянка»
  13. Вьетнам купит российские подлодки на два миллиарда долларов. lenta.ru (15.12.2009). Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012.
  14. Шаблон:Http://lenta.ru/news/2012/09/19/subs/
  15. «Адмиралтейские верфи» заложили головную неатомную подводную лодку проекта 636.3 для ВМФ России
  16. Черноморский флот получит шесть «Варшавянок» за три года
  17. На верфи в Петербурге заложат подводную лодку «Старый Оскол»
  18. Черноморский флот получит шесть «Варшавянок» за три года
  19. Черноморский флот получит шесть «Варшавянок» за три года
  20. Госпрограмма вооружений приросла «Ясенями» и «Бореями»
  21. Госпрограмма вооружений приросла «Ясенями» и «Бореями»

также считалась самой малошумной подводной лодкой в мире по натовской классификации,»КИЛО», служил на «Липецке»

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 «Варшавянка» (Россия)


Дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 «Варшавянка» предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в «ближней» морской зоне. По классификации НАТО лодки проекта 877 именуются «Кило» (Kilo), а проект 636 — «Импрувд Кило» (Improved Kilo). За свою сверхскрытность лодки проекта 636 получили в НАТО прозвище «Черная дыра в океане».

В ЦКБ морской техники «Рубин» 1970-е годы был разработан проект подводной лодки для экспорта в страны Варшавского договора. Проект получил номер 877 ЭКМ «Палтус». С 1982-го по 2000 год по данному проекту было построено 18 ДЭПЛ. Эти лодки также часто называют «Варшавянка», т к. предполагалось, что их будут экспортировать в страны Варшавского договора. На основе проекта 877 в середине 1990-х годов для ВМС КНР в ЦКБ «Рубин» был разработан проект 636. Подводные лодки этого типа строили начиная с 1996 года для Китая (10 единиц), Алжира (две) и Вьетнама (четыре, еще две находятся в постройке). Для российского флота первоначально планировали заменить ДЭПЛ пр. 877 постройки 1980-х годов на новые субмарины пр. 677 «Лада». Но в результате многочисленных проблем с проектированием, строительством и испытаниями было принято решение строить для ВМФ РФ серию подводных лодок на базе проверенного проекта 636, производство которого уже было отработано на российский верфях. Проект оказался настолько удачным, что строительство серии с рядом усовершенствований продолжается до сих пор и планируется до 2019 года.

 

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Лодка имеет двойной корпус длиной 73,8 м, разделенный на шесть водонепроницаемых отсеков. Несмотря на внешнее сходство с проектом 877, подводные лодки пр. 636 имеют очень существенные отличия в конструкции. Субмарины пр. 636 имеют более высокий уровень акустической скрытности, новую уникальную гидроакустику. Существенно модифицирована ГЭУ — установлены аккумуляторные батареи с увеличенным сроком службы и единый всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах. На лодках пр. 877 стояли два разных электродвигателя — главного и экономического хода. Установлены новые дизель-генераторы переменного тока с выпрямителями. Все выдвижные устройства, кроме командирского перископа, выполнены не проникающими в прочный корпус. Это позволило сделать центральный пост более просторным и удобным для управления кораблем и боевыми системами. Установлена единая автоматизированная интегрированная система управления кораблем и оружием.

 

МОДИФИКАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВО
Лодки проектов 636, 636М и 636.1 — с ракетным комплексом Club-S, экспортным вариантом комплекса «Калибр-ПЛ», — строили на экспорт Для ВМФ России был создан проект 636.3 (06363) — улучшенный вариант проекта 636М. Модернизированный проект разработан в ЦКБ «Рубин» (Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Игоря Молчанова. Строительство ДЭПЛ ведется на петербургском ОАО «Адмиралтейские верфи». Головная подводная лодка проекта 636.3 была заложена в августе 2010 года. Она получила название «Новороссийск». Ее строительство стало началом программы по восстановлению боевой готовности Черноморского флота и программы совершенствования дизель-электрических подводных лодок для ВМФ России. С 2010 по 2016 год были построены и сданы шесть субмарин проекта. В настоящее время реализуется аналогичная программа для Тихоокеанского флота.

 

Субмарины проекта 636.3 превосходят предыдущие лодки пр. 636 по мощности дизель-генераторов, скорости полного подводного хода, дальности плавания в режиме работы дизелей под водой (РДП). Это самые малошумные из отечественных кораблей. Сливаясь с естественным шумом моря, эти ДЭПЛ могут обнаружить цель на дистанции в три-четыре раза превышающую ту, на которой она сама может быть обнаружена противником. ДЭПЛ оснащена автоматизированной боевой информационно-управляющей системой (БИУС) и современным инерциальным навигационным комплексом, что обеспечивает лучшие характеристики подводной лодки среди аналогичных.

 

ВООРУЖЕНИЕ
ДЭПЛ проекта 636.3 вооружены ракетным комплексом «Калибр-ПЛ», которая устанавливается также на лодках версии 636М, 636.1 в экспортном варианте — Club-S. В составе системы применяют противокорабельные ракеты 3М-54, 3М-54-1, ракеты для поражения наземных целей 3М-14 и противолодочные ракеты 91Р1. Пусковая установка «Калибр-ПЛ» расположена в 533-мм торпедном аппарате. Перезаряжание торпедного аппарата осуществляется за 15 секунд. Кроме ракет ПЛ проекта могут нести 18 торпед или 24 мины.

 

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
В ходе операции ВС РФ в Сирии 8 декабря 2015 года ДЭПЛ Б-237 «Ростов-на-Дону», находившаяся в восточной части Средиземного моря, выполнила пуск ракет ЗМ-14 комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам террористов на территории провинции Ракка. Это был первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику. Подводные лодки типа «Варшавянка», объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом неатомных подводных лодок России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов.

 

Тактико-технические характеристики ДПЛ пр.636.3
Водоизмещение, т:
— надводное: 2350
— подводное: 3950
Размеры, м:
— длина: 73,8
— ширина: 9,9
— осадка: 6,2
ГЭУ:
— дизель-электрическая, главный гребной электродвигатель мощностью ок. 5500 л. с.
— 2 дизель-генератора 30ДГ мощностью 2 x 1500 кВт
Скорость, узлов:
— надводная: 17
— подводная: 20
Глубина погружения, м:
— рабочая: 240
— предельная: 300
Вооружение: 6 ТА калибра 533 мм, 18 торпед или 24 мины, 4 х HR «Калибр-ПЛ», ПКР 3М-54
Экипаж, чел.: 52

www.dogswar.ru

Старый Оскол, Колпино и Краснодар, подлодки для морского боя, когда был спуск на воду

Идея массово строить подводные лодки с обычной силовой установкой для нужд российского военно-морского флота появилась не случайно. Еще в Советском Союзе военно-морская стратегия развития флота предполагала, помимо создания океанского флота в противовес ВМС США и кораблям НАТО создание малых кораблей для обороны экономической зоны и прибрежных акваторий. Дизельная подлодка в этом аспекте очень удачно вписывалась в рамки оборонительной стратегии. Небольшие размеры, хорошая скрытность и мощное вооружение позволяли кораблям подобного класса прекрасно справляться с поставленными задачами.

Небольшая и юркая подводная лодка проекта 636.3 яркое подтверждение того, что малые корабли также в состоянии держать противника на море в напряжении. К тому же стоимость и сроки строительства дизель-электрических подлодок не сравнить с постройкой атомных кораблей.

Место дизель-электрических подлодок в российском ВМФ

Несмотря на то, что атомный подводный флот России является одним из факторов сдерживания в современном мире, не стоит сбрасывать со счетов и возможность решения тактических задач на море. Подводные ракетоносцы и многоцелевые ударные подлодки с ядерной энергетической установкой действуют на большом удалении от родных берегов, занимая боевые позиции в мировом океане. Дизельная субмарина наоборот, занимает боевые позиции в пределах морской экономической зоны и охраняет внутренние морские коммуникации.

Атомоходы, как правило, имеют значительные размеры и большое водоизмещение. Соответственно на постройку таких судов тратятся колоссальные средства. Содержание подводного флота, состоящего из дпл на порядок дешевле. Тем более что новые субмарины по своей огневой мощи не намного уступают подводным левиафанам. Российский флот в отличие от американского ВМС имеет в своем составе, как ядерные субмарины, так и дизельные подлодки. И те, и другие решают свои задачи.

Со времен окончания Второй Мировой войны с советских верфей сошла не одна сотня судов. Советские подлодки обладают высокими боевыми характеристиками и имеют славную историю. Эти традиции сумели сохранить и российские подводники, которые уверенно несут боевую службу по охране морских рубежей нашей страны на Балтике и на Черном море.

На сегодняшний день отечественные судостроительные заводы уже спустили на воду не одну сотню кораблей, оснастив боевыми судами не только собственные ВМС, но и обеспечили выполнение экспортного заказа. Субмарины проекта 636.3 можно назвать золотым стандартом отечественного подводного кораблестроения. По всем своим характеристикам и параметрам этот корабль является самым современным в нынешних флотах. Вместе с подлодками предыдущих проектов 877 и 636 новые субмарины подтвердили свое высокое реноме, став самыми скрытными подводными кораблями этого класса.

Новый корабль стал продолжением одной большой славной серии советских дизель-электрических подлодок, которые массово выпускались сразу по двум проектам. В Советском Союзе корабли получили название «Варшавянка», так как строились в основном для нужд флотов стран, входящих в организацию Стран Варшавского Договора. На Западе этим подлодкам присвоили шифр «Kilo». Спустя некоторое время западные эксперты, оценив тактико-технические параметры новых кораблей, дали субмаринам негласное прозвище — «черные дыры мирового океана». Спроектированные еще при СССР «варшавянки» передали эстафету более новым кораблям пл проекта 636.3, которые строились уже на российских верфях.

Высокие боевые характеристики, низкая шумность и скрытность российских субмарин в доработанном варианте привлекли внимание потенциальных покупателей. На советских верфях корабли строились для ВМС Индии и Китая. Российские субмарины получили ВМС Вьетнама, Алжира и Ирана. Некоторое количество кораблей этого класса стоит на вооружении польских и румынских ВМС.

Появление субмарин проекта 636.3 в отечественном флоте

Массовая постройка дизель-электрических подлодок типа «Варшавянка» в начале 90-х годов подходила к концу. Всего планировалось постройка 53 кораблей подобного класса, среди которых львиная доля приходилась на зарубежные контракты. Попытка заменить действующий и хорошо проработанный проект 636 новыми субмаринами проекта 667 типа «Лада» не увенчалась успехом. Заложенные в Санкт-Петербурге две подлодки — одна для российского флота, а другой корабль в качестве экспортного варианта, так и остались на стапелях. Сошедшая на воду подлодка «Санкт-Петербург» до си пор находится в ограниченной эксплуатации, поэтому было принято решение для оснащения отечественного флота взять в работу усовершенствованный проект 636 и начинать строить модернизированные лодки типа «Варшавянка».

Новые лодки дэпл проекта 636.3 должны были довооружить крылатыми ракетами «Калибр» значительно увеличив боевую мощь кораблей этого класса.

Корни проекта 636.3 уходят в 1974 год, когда появилось техническое задание на создание подводного корабля с обычной силовой установкой, у которого должны быть низкая шумность хода и мощное вооружение. Решение технической задачи доверили ЦКБ «Рубин», которое являлось основным поставщиком проектов для Адмиралтейских верфей в Санкт-Петербурге.

Проект получил индекс 636, а лодки получили шифр «Варшавянка». Планировалось строить корабли для нужд Советского ВМФ и для оснащения флотов стран-союзников по организации Варшавского Договора.

Для справки: следует сделать отступление и сказать об обозначениях проектов. Для Советского ВМФ все подлодки строились по двум проектам, с индексом 636 и 877. Экспортный вариант кораблей строился по проекту 877Э. Проекты 636 и 636.3 относятся к подлодкам типа «Варшавянка». Корабли, строившиеся по проекту 877, носят шифр «Палтус».

Субмарины проекта 636 наиболее современная модернизация лодок типа «Варшавянка», строительство которых начато в 90-е годы XX века. Если лодки первых серий строились на трех заводах, в Комсомольске на Амуре, в Нижнем Новгороде и на верфях Санкт-Петербурга, то корабли проекта 636.3 «Варшавянка» относятся уже к творениям невских корабелов.

Конструктивные особенности подлодок проекта 636.3

Решение принять за основу для строительства российских дизель-электрических подводных лодок проект 636.3 возникло потому, что все лучшие наработки по проекту 636 прошли обкатку на экспортных вариантах. В соответствии с Гособоронзаказом отечественные корабли должны были стать подводными лодками четвертого поколения, обладающие уникальными ТТХ.

Первый корабль, подводная лодка «Новороссийск» была заложена в 2010 году. Наработанные в результате строительства ранней серии кораблей типа «Варшавянка» и «Палтус» мощности, позволили достаточно быстро построить корабль и передать его флоту. В 2013 году корабль под номером 261 вошел в строй Черноморского флота.

На подводных кораблях новой серии был установлен новый ракетный комплекс «Калибр», дальность которого составила 1000-1500 км. Для обеспечения управления огнем ракетный комплекс на подлодках оснащался новой информационной системой БИУС, которые стали камнем преткновения для субмарин типа «Лада». Несмотря на очевидные сложности с реализацией проекта, военные моряки все равно считают «Варшавянки» лучше аналогичных судов, стоящих на вооружении иностранных флотов. Второй и третий корабль серии закладывались с разницей в один год. ДЭПЛ Б-237 «Ростов на Дону» вошла в строй ЧФ в декабре 2014 года, а дизель-электрическая подлодка «Старый Оскол» начала боевую службу летом 2015 года. Всего на оснащение Черноморского флота планировалось передать все шесть кораблей новой серии.

Для сравнения можно привести тактико-технические характеристики четвертого корабля серии подводного лодки Б-265 «Краснодар», спущенной на воду в 2014 году.

Корабль имеет водоизмещение чуть больше 2 тыс. тонн и может непрерывно находиться в море до 45 суток. Ни немецкие, ни французские, ни корейские подлодки аналогичного класса не могут опускаться на глубину до 300 метров. По мощности вооружений российский корабль не имеет равных. Вместе с торпедным вооружением на субмарине стоит ударный ракетный комплекс «Калибр». Все последующие новые корабли проекта 636.3 «Варшавянка» должны стать на вооружение соединений Тихоокеанского флота.

По замыслу конструкторов проект 636.3 может стать отправной точкой для последующего перехода на создание принципиально новых неатомных субмарин. Об этом на церемонии спуска подводного корабля «Старый Оскол» сказал главный конструктор новой субмарины И. Молчанов. Последний корабль серии, переданный Черноморскому флоту, дизель-электрическая подлодка «Колпино» стала вершиной совершенства, которого удалось достичь российским корабелам. Новая субмарина была построена в рекордные сроки. Отлаженная сборка судов и отработанные схемы установки оборудования позволили вывести постройку подводных лодок на совершенно новые для отечественного судостроения временные параметры.

Конструкция лодки

Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино» проекта 636.3 стала одним из последних боевых кораблей, спущенных на воду и введенными в строй в рамках кораблестроительной программы на 2010-1018 год.

Лодка представляет собой боевой корабль, в котором внедрены усовершенствования по всем узлам и системам. Судно имеет размеры, схожие с кораблями проектов 636 и 877, однако носовая часть корпуса имеет лучшую конфигурацию и обтекаемые формы. Субмарина получилась еще более скрытной. Этому способствовала установка изоляции на основные узлы и механизмы, и их размещение в изолированных отсеках. Основные гидроакустические системы корабля получили более совершенное оборудование, позволяющее вести лодке активный поиск и разведку, находясь в подводном положении.

Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделен на 6 отсеков. Легкий корпус имеет веретенообразную форму. В легком корпусе лодки снаружи не имеется ни одного лишнего отверстия, в которые могла бы попадать забортная вода во время движения. Конструкторы сумели добиться отсутствия гидродинамических завихрений во время движения лодки в подводном положении. Горизонтальные рули, обеспечивающие маневренность корабля под водой, складываются в надводном положении. Конфигурация корпуса и зализанные борта существенно отразились на увеличении скорости подводного хода, которая на субмарине этого класса составляет 20 узлов. Однако мореходные качества корабля, идущего в надводном положении, немного ухудшились.

Ход кораблю в надводном и в подводном положении обеспечивают электродвигатели. ПЭДЛ «Варшавянки» являются кораблями с полной схемой электродвижения. Основная силовая установка представлена электродвигателем мощностью 5500 кВт и двумя дизель-генераторами 4ДЛ-42МХ мощностью по 1500 кВт каждый.

Для движения на перископной глубине лодка оснащена системой РПД. Подводный ход на большей глубине обеспечивается двумя группами аккумуляторов большой емкости.

Снаружи корпус субмарины имеет отражающее защитное покрытие, улучшающее гидроакустические параметры корабля. Цистерны главного балласта спрятаны в пространстве между легким и прочным корпусом.

Боевое оснащение корабля

В носовой верхней части корпуса установлены торпедные аппараты. Нижняя палуба в носовой части — место установки гидроакустической станции и другого гидролокационного оборудования. Торпедное оружие корабля представлено 6 торпедными аппаратами калибра 533 мм. Боекомплект составляет 18 торпед.

Лодки проекта 636.3 отличаются от предыдущих версии «Варшавянок» наличием ударного оружия. Ракетный комплекс «Калибр» сделал дизель-электрические лодки не просто оружием обороны ближних рубежей, но современным ударным средством борьбы на больших расстояниях.

Реальным подтверждением боевых возможностей новых кораблей стали пуски ракет «Калибр» с борта дизель-электрической подводной лодки Б-238 «Ростов на Дону» по позициям исламских террористов в Сирии. Все корабли серии оснащены стационарными ПЗРК «Стрела-3» и переносными зенитными комплексами «Игла». Все системы подводного корабля полностью автоматизированы, что стало причиной существенного уменьшения численности экипажа. Экипаж субмарины согласно боевому расписанию составляет 52 человека.

Нынешнее состояние проекта 636.3

Последняя лодка серии ДЭПЛ «Колпино» вошла в состав Черноморского флота. Усиление южного морского фланга связано с необходимостью держать под постоянным ударом территории Исламского государства «ИГИЛ». Все шесть кораблей получили прописку в военно-морской базе Новороссийск. После спуска Б-271 «Колпино» на Адмиралтейской верфи заложили три корабля для Тихоокеанского флота. Корабли планируется ввести в строй в 2019 в 2020 годах. Постройка еще трех оставшихся судов для оснащения ТОФ стоит под вопросом. В данный момент Россия располагает на Черном море группировкой подводных лодок, состоящей из 6 судов. По своей огневой мощи российские субмарины не имеют равных в Черноморском регионе.

Дальнейшая судьба подводных лодок этого проекта пока неясна. Высшее военно-морское командование планирует вместо реализации проекта 636.3 довести до рабочего состояния проект 677 типа «Лада».

До сегодняшнего дня основным покупателем подводных лодок проекта 636.3 являлись ВМС Китайской Народной Республики. Китайцы закупили в 90-х года 10 субмарин этого класса. Шесть субмарин получили ВМС Вьетнама, которые пытаются создать противовес военно-морскому могуществу Китая в Южно-Китайском море.

Для усиления своей группировки подлодок в Средиземном море две «Варшавянки» проекта 636.3 купил Алжир, начав модернизацию собственных ВМС. Большой интерес к российским субмаринам испытывают Венесуэла, Нигерия, Индия и Иран. Исламская Республика Иран очень заинтересована в передаче лицензии на изготовление лодок класса «Kilo» на собственных верфях.

Оценивая спрос на подводные боевые корабли подобного класса со стороны иностранных судов, принято решение на освободившихся мощностях вести строительство субмарин по иностранным контрактам. Высшее Военно-Морское руководство России на данный момент не рассматривает увеличение количества судов этого класса в составе Балтийского и Северного флота.

warways.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *