Барс апл – ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

На подлодке » Военное обозрение

Пишет Михаил Михин

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971, класс «Барс»

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 (класс «Барс») создана конструкторским бюро «Малахит» (г. Ленинград) по постановлению 1976 г. на базе АПЛ пр.945 с использованием существующего тактико-технического задания без эскизного проектирования. Согласно ТТЗ уровень шумности новой АПЛ пр.971 должен быть не менее чем в 5 раз меньше шумности самой совершенной отечественной торпедной лодки 2 поколения. Технический проект новой АПЛ был утверждён в сентябре 1977 г. В последующем в него вносились изменения, обусловленные повышением требований к гидроакустическому и вооружению. Проект был завершён в 1980 г., а лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками и систему управления вооружением, обеспечивающую применение крылатых ракет типа «Гранат».

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 предназначена для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей, нанесения ударов по береговым объектам, ведения противолодочной обороны боевых кораблей и конвоев, борьбы на коммуникациях с целью сковывания перевозок противника и т.д. АПЛ пр.971 имеет комплексную автоматизацию боевых и технических средств, а управление кораблём и его вооружением сосредоточено в едином центре — главном командном пункте. Комплексная автоматизация позволила сократить экипаж лодки до 73 человек, в т.ч. 31 офицер (экипаж американской АПЛ типа «Лос-Анджелес» 141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на новой АПЛ улучшены и условия обитаемости.

АПЛ пр.971 – двухкорпусная одновинтовая подводная лодка с высоким кормовым оперением, на котором размещён обтекатель для буксируемой антенны. Корпус, выполненный из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм2, имеет противогидроакустическое покрытие и разделен на 7 отсеков. В качестве двигательной установки используется одновальная однореакторная атомная энергетическая установка ВВР типа ОК-650Б. Большие скорости обеспечиваются главным турбозубчатым агрегатом ГТЗА, а молошумные при поиске цели — гребным электродвигателем. Уровень шумности АПЛ пр.971, который был определён еще в ходе испытаний, определяет качественно более высокий уровень акустической скрытности.

АПЛ пр.971 отличается мощным ударным вооружением, которое по числу и калибру торпедных аппаратов, общему ракетно-торпедному боекомплекту значительно превосходит потенциалы аналогичных отечественных и зарубежных подводных лодок. Носовой торпедно-ракетный комплекс включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом до 40 единиц: торпеды — 28 533-мм типа УСЭТ-80 и УГСТ, 12 650-мм типа 65-76А; противолодочные управляемые ракеты типа «Водопад»; крылатые ракеты морского базирования «Гранат»; противокорабельные ракеты «Бирюза».

Гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-540 «Скат-3» (развитая носовая антенна, 2 бортовые антенны большой протяженности, буксируемая протяжённая антенна в контейнере на вертикальном оперении) с цифровой системой обработки информации отличается мощной системой шумопеленгования и гидролокации. Обеспечивает обнаружение целей на дальности в 3 раза большей, чем лодки 2 поколения при значительном сокращении времени определения параметров движения цели. Кроме ГАК АПЛ пр.971 имеет высокоэффективную, не имеющую мировых аналогов систему обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу, аппаратура которой фиксирует такой след спустя многие часы после их прохождения.

По классификации НАТО АПЛ пр.971 обозначаются Аkula. Поэтому приказом Главкома ВМФ от 10.10.1990 г. лодке К-317 дано название «Пантера». В дальнейшем имена получили и другие АПЛ этого проекта. Лодка К-480 получила название «Барс», которое стало нарицательным для всех атомоходов пр.971. В декабре 1997 г. по ходатайству Татарстана «Барс» был переименован в «Ак-Барс». По словам главного конструктора проекта Г.Н. Чернышева (скончался в 1997 г.), «Барс» имеет большие модернизационные возможности, что позволяет, в частности, повысить поисковый потенциал атомохода примерно в 3 раза.

Каждая лодка пр.971 способна создать угрозу и сковать значительную морскую группировку противника. Даже в самых благоприятных гидрологических условиях Баренцева моря в зимний период эти АПЛ могут быть обнаружены лодками типа «Лос-Анджелес» с ГАК АМ/ВQQ-5 на дальности не более 10 км, а в худших условиях обнаружить АПЛ класса «Барс» гидроакустическими средствами практически невозможно. По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда, американские корабли не в состоянии сопровождать эти лодки при движении на скоростях менее 6-9 узлов. По его мнению, усовершенствованная АПЛ пр.971 по характеристикам шумности соответствует требованиям к лодкам 4-го поколения.

На пирсе у подлодки дежурит ВВВ — вооружённый верхний вахтенный.

Экипаж лодки состоит сплошь из контрактников. Никаких матросов срочной службы на «Пантере» нет. Объясняется сие легко — в силах постоянной готовности должны служить профессионалы. В экипаже подлодки профессионалы нужны настоящие. Не липовые. Поинтересовался у товарищей моряков на счёт тягот и лишений. Подводники для начала отмолчались, потом подумали и сообщили: курить на подлодке нельзя. И в дальнем походе тоже нельзя. Некурящим не понять, а курящим объяснять не надо.

Ну а теперь впечатления и итоги наблюдений: что удивило сразу же — рубка, которая возвышается над корпусом — «необитаемая». Внутри темновато, отовсюду торчат целые снопы труб, какие-то вентили везде понатыканы, кое-где прорезаны небольшие квадратные лючки, под ногами специальный, кажется, стальной настил, похожий на тропинку. Металлическая «тропинка» привела бодрого московского путника к люку, ведущему в недра боевого подводного корабля. Люк, вообще-то говоря, нормального диаметра, а вот я — несколько ненормального. Плюс к тому — термобельё, фуфайка, толстая куртка — «аляска» с капюшоном, спецштаны, варежки, шапка и рюкзак с фототехникой.

Об том, чтобы пролезть внутрь с рюкзаком за плечами — не могло быть и речи. Опустить его вниз никак нельзя, люк высокий, рюкзак тяжёлый, груз внутри — хрупкий. Кинуть кому-то вниз — опасно. Руки сломаются, стекляшки побьются. Принял волевое решение поставить рюкзак себе на голову и спускаться не видя куда именно. Так и поступил. Еле протиснулся. Было очень смешно спускаться. Подниматься, конечно, было ещё смешнее, но чего ж не сделаешь ради редкого кадра!

В центральном посту.

Внутри подлодки, надо заметить, всё выглядело совершенно иначе. Нежели снаружи. Не сказать, что кругом стало сильно просторно, но и тесноты я не заметил. Осмотревшись в центральном посту, полюбовавшись видами Гаджиево через командирский перископ, отправился на импровизированную экскурсию в сопровождении помощника командира. Чтобы никто бесконтрольно не болтался где попало, везде были расставлены моряки, вежливо направлявшие заблудших на истинный путь. Очень правильная линия поведения, считаю.

Обнаружил комнату отдыха и психологической разгрузки для экипажа, осмотрел живые растения в нишах и небольшую сауну. Поразмыслив, направился, конечно, на камбуз. Честно говоря, как театр начинается с вешалки, так и пресс-тур на флот или в армию начинается с камбуза. Так вот — на камбузе царит полный порядок, питание всегда вкусное, разнообразное, четырёхразовое. Красное вино экипаж тоже получает, это правда. Говорят, ничего общего с выводом каких-то мифических радионуклидов оно не имеет, а вот для психологической разгрузки после вахты вполне годится. На сладкое экипажу положен, например, шоколад. Одну из шоколадок удалось выцыганить в качестве сувенира. Маленькая плитка с надписью «Гвардейский» (задарил потом камраду voutsen_cv). Выпил чайку, вскипевшего, разумеется, прямо на атомном реакторе. И отправился дальше.

Командир подлодки, капитан 1 ранга Сергей Евгеньевич Старшинов у командирского перископа.

topwar.ru

К-480 «Ак Барс» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К-480 «Ак Барс»
История корабля
Государство флага Россия
Современный статус утилизирован
Основные характеристики
Тип корабля МПЛАТРК
Обозначение проекта 971У «Щука-Б»
Кодификация НАТО «Akula-I»
Скорость (надводная) 11,6 узлов
Рабочая глубина погружения 520 м
Предельная глубина погружения 600 м
Автономность плавания 100 суток
Экипаж 73, из них 31 офицер
Размеры
Водоизмещение надводное 9 830 т
Водоизмещение подводное 12 770 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
114,3 м
Ширина корпуса наиб. 13,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
9,7 м
Силовая установка
ядерный реактор, 1 турбина мощностью 43 000 л.с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
4 х 650-мм ТА 4 х 533-мм ТА, (28 ракет, торпед или мин)

У этого термина существуют и другие значения, см. Ак Барс.

К-480 «Ак Барс» — российская атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б», заводской номер 821. Первая лодка проекта, заложенная и построенная на «Севмаше».

ru.wikipedia.org

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 971 » Военное обозрение

В июле 1976 года для расширения фронта производства многоцелевых подлодок третьего поколения военное руководство приняло решение о разработке на базе «горьковского» 945-го проекта новой, более дешевой атомной подводной лодки, главным отличием которой от прототипа должно было быть применение стали вместо титановых сплавов в корпусных конструкциях. Поэтому разработку субмарины, получившей номер 971 (шифр «Щука-Б»), вели по прежнему ТТЗ, минуя эскизное проектирование.

Особенностью новой атомной подлодки, разработку которой поручили СКВ «Малахит» (Ленинград), было значительное снижение шумности, который приблизительно в 5 раз меньше по сравнению с самыми совершенными советскими торпедными лодками второго поколения. Достичь этого уровня предполагалось за счет реализации ранних наработок конструкторов СКВ в области увеличения скрытности лодок (в СКВ в 1970-х годах разрабатывалась сверхмалошумная атомная подлодка), а также исследований специалистов ЦНИИ им. Крылова.

Усилия разработчиков субмарины увенчались успехом: новый атомоход по уровню скрытности впервые в истории подводного кораблестроения СССР превзошел самый лучший аналог американского производства — многоцелевую атомную подлодку третьего поколения типа «Лос-Анджелес».

Подлодку 971-го проекта оснастили мощным ударным вооружением, значительно превосходившим (по ракетно-торпедному боекомплекту, калибру и числу торпедных аппаратов) потенциалы советских и зарубежных подлодок аналогичного назначения. Новая подлодка, как и корабль 945-го проекта, была предназначена для борьбы с корабельными группировками и подводными лодками противника. Лодка может принимать участие в проведении операций спецназначения, осуществлять минные постановки и вести разведку.

13.09.1977 утвердили техпроект «Щуки-Б». Однако в дальнейшем его подвергли доработке, вызванной необходимостью увеличить технологический уровень ГАК до уровня американских субмарин (США в данной области вновь вырвались вперед). На подлодках типа «Лос-Анджелес» (третье поколение) был установлен гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, имеющий цифровую обработку информации, обеспечивающую более точное выделение на фоне помех полезного сигнала. Другой новой «вводной», которая обусловила необходимость внесения изменений, стало требование военных установить на подлодку стратегические КР «Гранат».

Во время доработки (завершилась в 1980 году) субмарина получила новый цифровой гидроакустический комплекс с улучшенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет «Гранат».

В конструкции атомной подлодки 971-го проекта реализовали новаторские решения, такие как комплексная автоматизация технических и боевых средств субмарины, сосредоточение управления кораблем, вооружением и оружием в едином центре — ГКП (главный командный пункт), использование всплывающей спасательной камеры (была успешно проверена на подлодках проекта 705).

Подлодка 971-го проекта относится к двухкорпусным субмаринам. Прочный корпус изготавливается из высокопрочной стали (предел текучести составляет 100 кгс/мм2). Основное оборудование, рубки и боевые посты, главный командный пункт размещены в зональных амортизированных блоках, которые представляют собой каркасные пространственные конструкции с палубами. Акустическое поле корабля значительно уменьшается амортизацией, которая позволяет обезопасить оборудование и экипаж от динамических перегрузок, которые возникают во время подводных взрывов. Также, блочная компоновка дала возможность рационализировать процесс строительства субмарины: монтаж оборудования перенесли из условий отсека (довольно стеснены) в цех, на зональный блок доступный с различных сторон. После окончания монтажа зональный блок «закатывают» в корпус АПЛ и подсоединяют к трубопроводам и магистральным кабелям корабельных систем.

На атомных подлодках использована развитая система двухкаскадной амортизации, которая значительно снижала структурный шум. Механизмы установлены на амортизированных фундаментах. Все зональные блоки от корпуса АПЛ изолированы резинокордными пневматическими амортизаторами, которые образуют второй каскад виброизоляции.

Благодаря внедрению комплексной автоматизации экипаж субмарины удалось уменьшить до 73 человек (из которых 31 офицер). Это почти вдвое меньше численности экипажа атомной подлодки типа «Лос-Анджелес» (составляет 141 человек). На новом корабле по сравнению с атомными подлодками проекта 671РТМ улучшены условия обитаемости.

Энергоустановка субмарины включает 190-мегаваттный водоводяной реактор ОК-650Б на тепловых нейтронах, имеющий четыре парогенератора (для 1-го и 4-го контуров по паре циркуляционных насосов, для 3-го контура – три насоса) и одновальную блочную паровую паротурбинную установку, имеющую широкое резервирование механизации. На валу мощность составляла 50 тыс. л.с.

ПЛА «Барс» пр.971 в море



Установлена пара турбогенераторов переменного тока. Потребители постоянного тока питаются от двух групп аккумуляторных батарей и двух обратимых преобразователей.

Подлодка оснащена семилопастным винтом, имеющим уменьшенную частоту вращения и улучшенные гидроакустические характеристики.

В случае выхода главной энергетической установки из строя для ее последующего ввода имеются вспомогательные средства движения и аварийные источники энергии — два подруливающих устройства и гребные электродвигатели постоянного тока каждый мощностью 410 л.с. Вспомогательные средства обеспечивают скорость движения 5 узлов и служат для маневрирования на ограниченной акватории.

На борту субмарины имеется два дизельных генератора ДГ-300 мощностью по 750 лошадиных сил с обратимыми преобразователями, запас топлива на десять суток работы. Генераторы предназначались для выработки переменного тока – питают общекорабельные потребители и постоянного тока – для питания гребных электродвигателей.

ГАК МГК-540 «Скат-3», имеющий цифровую систему обработки данных с мощной системой гидролокации и шумопеленгования. Гидроакустический комплекс состоит из развитой носовой антенны, двух бортовых антенн большой протяженности и буксируемой протяженной антенны, размещенной в контейнере, установленном на вертикальном оперении.

ПЛА «Вепрь» (К-157) пр.971 в Мотовском заливе, 27 июня 1998 г.

Максимальная дальность обнаружения цели посредством нового комплекса увеличилась в 3 раза по сравнению с гидроакустическими системами, установленными на субмаринах второго поколения. Значительно уменьшилось и время определения параметра движения цели.

Кроме гидроакустического комплекса, атомные подлодки 971-го проекта снабжены высокоэффективной системой обнаружения подлодок и надводных судов по кильватерному следу (на лодке установлена аппаратура позволяющая фиксировать такой след через несколько часов после прохождения подлодки противника).

На лодке установлены комплексы «Симфония-У» (навигационный) и «Молния-МЦ» (комплекс радиосвязи), имеющий буксируемую антенну и систему космической связи «Цунами».

Торпедо-ракетный комплекс состоит из 4 ТА калибра 533 миллиметров и 4 аппаратов калибра 650 миллиметров (суммарный боекомплект — 40 ед. средств поражения, среди которых 28 533-миллиметровых). Он приспособлен для ведения огня КР «Гранат», подводными ракето-торпедами («Ветер», «Шквал» и «Водопад») и ракетами, самотранспортирующимися минами и торпедами. Кроме того, подлодка способна производить постановку обычных мин. Управление огнем при использовании крылатых ракет «Гранат» осуществляется аппаратным спец. комплексом.


В 1990-х годах на вооружение АПЛ поступила УГСТ (универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда), разработанная в «Научно-исследовательском институте морской теплотехники» и Государственном научно-производственном предприятии «Регион». Она сменила электрические противолодочные торпеды ТЭСТ-71М и скоростные противокорабельные торпеды 53-65К. Предназначение новой торпеды было поражение надводных кораблей и подлодок противника. Значительный запас топлива и мощная тепловая энергоустановка обеспечивают торпеде большой диапазон глубин хода и возможность поражения на больших дистанциях высокоскоростных целей. Малошумный водометный движитель и аксиально-поршневой двигатель (используется унитарное топливо) дают возможность универсальной глубоководной самонаводящейся торпеде развивать скорость свыше 50 узлов. Движитель, не имеющий редуктора, связан с двигателем напрямую, что, вместе с другими мерами, должно значительно увеличить скрытность использования торпеды.

На УГСТ используются двухплоскостные рули, которые выдвигаются за обводы после выхода торпеды из трубы торпедного аппарата. У комбинированной акустической аппаратуры самонаведения имеются режимы локации подводных целей и поиска надводных кораблей по кильватерному следу судна. Есть система проводного телеуправления (торпедная катушка длиной 25 тыс. м). Комплексом бортовых процессоров обеспечивается надежное управление системами торпеды во время поиска и поражения целей. Оригинальное решение – наличие алгоритма «Планшет» в системе наведения. «Планшет» моделирует в момент стрельбы на борту торпед тактическую картину, которая накладывается на цифровую картину акватории (глубины, фарватеры, рельеф дна). После выстрела данные обновляют с борта носителя. Современные алгоритмы придают торпедам свойства системы, имеющей искусственный интеллект, позволяющим одновременно использовать несколько торпед по нескольким или одной цели во время активного противодействия противника или при сложной мишенной обстановке.

ПЛА «Волк» (К-461) и «Барс» (К-480) 24-й дивизии СФ в Гаджиево

Длина универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды — 7200 мм, вес — 2200 кг, вес ВВ — 200 кг, скорость хода —50 узлов, глубина хода —500 метров, дальность стрельбы — 50 тыс. м.

Также продолжается совершенствование ракето-торпед входящих в состав вооружения атомных подлодок проекта 971. На сегодняшний день ракето-торпеды комплектуются второй ступенью, которая представляет собой подводную ракету АПР-3М (масса 450 кг, калибр 355 мм, вес БЧ 76 кг), имеющую гидроакустическую систему самонаведения, с радиусом захвата 2 тыс. м. Использование закона наведения с адаптивным углом упреждения дало возможность сместить центр группировки ракет к середине подводных целей. В торпеде применяется регулируемый турбоводометный двигатель на высококалорийном смесевом топливе, который обеспечивает АПР-3М значительную скорость сближения с целью, которая затрудняет применение средств гидроакустического противодействия противником. Скорость подводного хода — от 18 до 30 метров в секунду, максимальная глубина поражения целей — 800 метров, вероятность поражения цели — 0,9 (при среднеквадратичной ошибке целеуказания от 300 до 500 метров).

При этом на основании договоров между СССР и США, подписанных в 1989 году, из числа вооружения многоцелевых атомных подлодок исключили системы оружия, имеющие ядерное снаряжение — ракето-торпеды «Шквал» и «Водопад», а также крылатые ракеты типа «Гранат».

Подлодка «Щука-Б» – первый тип многоцелевой АПЛ, серийное строительство которой первоначально организовали не в Ленинграде или Северодвинске, а в Комсомольске-на-Амуре, что свидетельствовало о возросшем уровне развития данной отросли на Дальнем Востоке. Головной атомоход 971-го проекта – К-284 — был заложен в 1980 году на берегах Амура и 30.12.1984 вступил в строй. Уже в процессе испытаний данного судна было продемонстрировано достижение более высокого уровня акустической скрытности. У К-284 уровень шумности в 4-4,5 раза (на 12-15 дБ) оказался ниже уровня шумности самой «тихой» советской подлодки предшествующего поколения — 671РТМ. Это вывело СССР в лидеры по данному важнейшему показателю подводных судов.

Характеристика атомной подводной лодки проекта 971:
Наибольшая длина – 110,3 м;
Наибольшая ширина – 13,6 м;
Средняя осадка – 9,7 м;
Нормальное водоизмещение – 8140 м3;
Полное водоизмещение – 12770 м3;
Рабочая глубина погружения – 520 м;
Предельная глубина погружения – 600 м;
Полная скорость подводного хода – 33,0 узла;
Надводная скорость – 11,6 узлов;
Автономность — 100 суток;
Экипаж – 73 человека.

Во время серийного строительства велось непрерывное совершенствование конструкции субмарины, была проведена акустическая отработка. Это дало возможность укрепить достигнутое положение в области скрытности, ликвидировав превосходство США.

Новые атомные подлодки по классификации НАТО получили обозначение Akula (что вносило путаницу, поскольку на букву «А» начиналось название другой подлодки СССР – Alfa 705-го проекта). После первых «Акул» появились суда, которые на Западе были названы Improved Akula (к их числу, вероятно, были отнесены субмарины построенные в Северодвинске, а также последние корабли «комсомольской» постройки). Новые субмарины по сравнению с предшественниками имели лучшую скрытность, чем у усовершенствованных подлодок SSN-688-I (тип «Лос-Анджелес») американских ВМС.

ПЛАРК пр.949-А и ПЛА пр.971 в базе

Первоначально лодки 971-го проекта несли только тактические номера. Но 10.10.1990 вышел приказ главнокомандующего военно-морского флота Чернавина о присвоении названия «Пантера» подлодке К-317. В дальнейшем и другие атомоходы проекта получили имена. К-480 – первая «северодвинская» лодка — получила имя «Барс», ставшее вскоре нарицательным для всех субмарин 971-го проекта. Первый командир «Барса» – капитан второго ранга Ефременко. По ходатайству Татарстана в декабре 1997 году субмарина «Барс» была переименована в «Ак-Барс».

Построенная в Северодвинске крейсерская атомная подводная лодка (КАПЛ) «Вепрь» вступила в строй в 1996 году. Сохраняя прежние обводы, субмарина имела новые внутреннюю «начинку» и конструкцию прочного корпуса. В области снижения шумности также был сделан очередной серьезный рывок вперед. На Западе данная подлодка корабль (а также последующие суда проекта 971) назвали Akula-2.

По словам главного конструктора проекта Чернышева (который скончался в июле 1997 года), «Барс» сохраняет значительные модернизационные возможности. Например, задел, который имеется у «Малахита», дает возможность повысить поисковый потенциал субмарины примерно в 3 раза.

По данным американской военно-морской разведки, в прочном корпусе модернизированного «Барса» имеется вставка длиной 4 метра. Дополнительный тоннаж позволил оснастить подлодку «активными» системами снижения вибрации энергоустановки, практически полностью устранив воздействие вибрации на корпус судна. По оценкам специалистов, модернизированная лодка проекта 971 по характеристикам скрытности приближается к уровню многоцелевой АПЛ четвертого поколения SSN-21 «Сивульф» ВМС США. По глубине погружения, скоростным характеристикам и вооружению данные субмарины приблизительно равноценны. Таким образом, усовершенствованная атомная подводная лодка проекта 971 может рассматриваться как подлодку, близкую к уровню четвертого поколения.

Подлодки проекта 971 изготовленные в Комсомольске-на-Амуре:
К-284 «Акула» – закладка – 1980 г.; спуск на воду – 06.10.82; ввод в строй – 30.12.84.
К-263 «Дельфин» – закладка – 1981 г.; спуск на воду – 15.07.84; ввод в строй – декабрь 1985 г.
К-322 «Кашалот» – закладка – 1982 г.; спуск на воду – 1985 г.; ввод в строй – 1986 г.
К-391 «Кит» – закладка – 1982 г.; спуск на воду – 1985 г.; ввод в строй – 1987 г. (в 1997 году лодку переименовали в КАПЛ К-391 «Братск»).
К-331 «Нарвал» – закладка – 1983 г.; спуск на воду – 1986 г.; ввод в строй – 1989 г.
К-419 «Морж» – закладка – 1984 г.; спуск на воду – 1989 г.; ввод в строй – 1992 г. (В январе 1998 года приказом ГК ВМФ К-419 была переименована в К-419 «Кузбасс»).
К-295 «Дракон» – закладка – 1985 г.; спуск на воду – 15.07.94; ввод в строй – 1996 г. (1 мая 1998 года субмарине «Дракон» передали гвардейский андреевский флаг атомной подлодки К-133, а строящейся АПЛ К-152 «Нерпа» — гвардейский андреевский флаг К-56. К-295 в августе 1999 года переименовали в крейсерскую атомную подводную лодку К-295 «Самара»).
К-152 «Нерпа» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 1998 г.; ввод в строй – 2002 г.
Подлодки проекта 971 изготовленные в Северодвинске:
К-480 «Барс» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 1988 г.; ввод в строй – декабрь 1989 г.
К-317 «Пантера» – закладка – ноябрь 1986 г.; спуск на воду – май 1990 г.; ввод в строй – 30.12.90.
К-461 «Волк» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 11.06.91; ввод в строй – 27.12.92.
К-328 «Леопард» – закладка – ноябрь 1988 г.; спуск на воду – 06.10.92; ввод в строй – 15.01.93. (В 1997 году крейсерская АПЛ «Леопард» передали орден Боевого Красного Знамени. В некоторых публикациях говорится, что 29 апреля 1991 г унаследовала Краснознаменный Военно-морской флаг от атомной подводной лодки К-181 проекта 627А).
К-154 «Тигр» – закладка – 1989 г.; спуск на воду – 10.07.93; ввод в строй – 05.12.94.
К-157 «Вепрь» – закладка – 1991 г.; спуск на воду – 10.12.94; ввод в строй – 08.01.96.
К-335 «Гепард» – закладка – 1992 г.; спуск на воду – 1999 г.; ввод в строй – 2000 г. (С 1997 года — гвардейская КАПЛ).
К-337 «Кугуар» – закладка – 1993 г.; спуск на воду – 2000 г.; ввод в строй – 2001 г.
К-333 «Рысь» – закладка – 1993 г.; снята со строительства из-за отсутствия финансирования в 1997 г.

«Барсы» на Северном Флоте сведены в дивизию, базирующуюся в бухте Ягельная. В частности, атомная подлодка «Волк» в декабре 1995 — феврале 1996 годов (на борту находился экипаж атомной подводной лодки «Пантера» под командованием капитана первого ранга Справцева, старший на борту — зам. командира дивизии капитан первого ранга Королев), находясь в Средиземном море на боевой службе, осуществлял дальнее противолодочное обеспечение тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». При этом выполнили длительное слежение за несколькими субмаринами НАТО, среди которых американская атомная подлодка типа «Лос-Анджелес».

Боевая устойчивость и высокая скрытность дают «Барсам» возможность преодолевать противолодочные рубежи, которые оборудованы стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения и имеют противодействие противолодочных сил. «Барсы» могут работать в зоне господства противника, нанося чувствительные торпедные и ракетные удары по нему. Вооружение субмарин позволяет бороться с надводными кораблями и подлодками, а также поражать с высокой точностью наземные объекты при использовании крылатых ракет.


ПЛА «Гепард»

Каждая лодка проекта 971 в случае вооруженного конфликта может создать угрозу, а также сковать значительную группировку противника, не допуская ударов по территории России.

По данным ученых из Московского физико-технического института, приведенным в брошюре «Будущее стратегических ядерных сил России: дискуссия и аргументы» (1995 год, Долгопрудный), даже в случае самых благоприятных гидрологических условиях, которые характерны для Баренцева моря в зимний период атомные подлодки проекта 971 могут обнаруживаться американскими субмаринами типа «Лос Анджелес» с гидроакустическим комплексом AN/BQQ-5 на дальности до 10 тыс. м. В случае менее благоприятных условий в этом районе обнаружить «Барс» ГАС практически невозможно.

Появление субмарин, имеющих столь высокие боевые качества, изменило ситуацию и заставило американские ВМС считаться с возможностью значительного противодействия со стороны флота России даже при условии полного превосходства наступательных сил США. «Барсы» могут атаковать не только ударные группировки американских военно-морских сил, но и их тылы, включая пункты снабжения и базирования, береговые центры управления, на каком бы удалении они не размещались. Скрытные, а значит недосягаемые для противника, атомные подводные лодки проекта 971 превращают потенциальную войну на просторах океана в подобие наступление через минное поле, где любая попытка движения вперед грозит незримой, однако реальной опасностью.

Уместно привести характеристику подлодкам проекта971, данную Н. Полмаром, видным военно-морским аналитиком США, во время слушаний в комитете по нац. безопасности палаты представителей конгресса Соединенных Штатов Америки: «Появление подлодок типа Akula и других русских атомных подводных лодках третьего поколения продемонстрировало, что кораблестроители СССР разрыв в уровне шумности ликвидировали быстрее, чем ожидалось». В 1994 году стало известно, что данный разрыв ликвидирован полностью.

По утверждению представителей американских ВМС, на оперативных скоростях около 5-7 узлов шумность лодок типа Improved Akula, которая фиксировалась средствами гидроакустической разведки, была ниже шумности наиболее совершенных атомных подлодок Военно-морских сил США типа Improved Los Angeles. По словам адмирала Джереми Бурда (Jeremy Boorda), начальника оперативного отдела американских ВМС, корабли США оказались не способными сопровождать подлодки Akula на скорости менее 9 узлов (контакт с новой подлодкой России состоялся весной 1995 г. у восточного побережья Соединенных Штатов). Усовершенствованная атомная подлодка Akula-2, по мнению адмирала, по характеристикам малошумности соответствует требованиям, выдвигаемым к лодкам четвертого поколения.

Появление в составе флота России уже после окончания «холодной войны» новых сверхскрытных субмарин вызвало серьезную озабоченность в Соединенных Штатах. Данный вопрос в 1991 году подняли в конгрессе. На обсуждение законодателей США было вынесено несколько предложений, которые были направлены на то, чтобы исправить сложившееся положение в пользу Соединенных Штатов Америки. В частности в соответствии с ними предполагалось:
— потребовать от России придать гласности долгосрочные программы в области строительства субмарин;
— установить для США и Российской Федерации согласованные ограничения на количество многоцелевых атомных подводных лодок;
— оказать России помощь в переоборудовании верфей, которые строят атомные подлодки, для производства невоенной продукции.

К компании по борьбе с подводным кораблестроением России подключилась и неправительственная международная экологическая организация «Гринпис», которая активно выступала за запрещение подлодок, имеющих ядерные силовые установками (разумеется, это касалось в первую очередь, российских субмарин, которые, по мнению «зеленых», представляют наибольшую экологическую опасность). «Гринпис» с целью «исключения ядерной катастрофы» рекомендовала правительствам западных государств поставить предоставление фин. помощи России в зависимости от решения данного вопроса.

Однако темпы пополнения военно-морского флота новыми многоцелевыми подлодками к середине 1990-х годов резко снизились, что сняло для Соединенных Штатов остроту проблемы, хотя усилия «зеленых» (как известно, многие из которых тесно связаны со спецслужбами НАТО), направленные против ВМФ РФ, не прекратились даже сегодня.

В настоящее время многоцелевые атомные подлодки проекта 971 входят в состав Тихоокеанского (Рыбачий) и Северного (бухта Ягельная) флотов. Они достаточно активно используются для несения боевой службы.

topwar.ru

Барс (подводная лодка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации
Перейти к поиску

«Барс»
«Барс» в 1916 году
История корабля
Государство флага Россия Россия
Порт приписки Лаппвик (Финляндия), Ревель, Ганге
Спуск на воду 2 июня 1915
Выведен из состава флота 28 мая 1918
Современный статус Пропала без вести в мае 1917 года. Обнаружена в 1993 году.
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта тип «Барс»
Главный конструктор И. Г. Бубнов
Скорость (надводная) 9,5 узлов
Скорость (подводная) 7,5 узлов
Рабочая глубина погружения 46 м
Предельная глубина погружения 92 м
Экипаж 33 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 650 тонн
Водоизмещение подводное 780 тонн
Длина наибольшая
(по КВЛ)
67,97 м
Ширина корпуса наиб. 4,27 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
4,11 м
Силовая установка

Дизель-электрическая, двухвальная

  • 2 дизеля мощностью по 250 л.с.
  • 2 электродвигателя мощностью по 450 л.с.
Вооружение
Артиллерия 1 орудие калибра 75 мм, 1 орудие калибра 57 мм
Торпедно-
минное вооружение
2 носовых и 2 кормовых ТА калибра 18 дюймов (457 мм), 8 наружних ТА системы Джевецкого

ru.wikipedia.org

Проект 971 «Щука-Б» — атомные подводные лодки

АПЛ пр. 971 (шифр «Барс») разработана в СПМБМ «Малахит» под руководством Г.Н. Чернышова. Относится к ПЛА третьего поколения и является в полном смысле этого слова многоцелевой. Она предназначена для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий, а также нанесения ударов по береговым объектам. При необходимости лодка может нести мины.

Атомная подводная лодка К-335 «Гепард» — видео

Первоначально АПЛ пр. 971 рассматривалась как «стальной» аналог титановой атомной подводной лодки пр. 945, предназначавшийся для увеличения темпов постройки ПЛА третьего поколения. Однако СПМБМ «Малахит», имея большой опыт проектирования многоцелевых лодок, на базе вооружения, механизмов и оборудования, созданных для пр. 945, разработало, по-существу, новый корабль третьего поколения. Самые малошумные отечественные АПЛ По мнению специалистов, по уровню физических полей сопоставимы с такими кораблями, как АПЛ ВМС США Seawolf.
АПЛ пр. 971 является двухкорпусной и имеет «лимузинное» ограждение выдвижных устройств, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для буксируемой антенны ГАК. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с высоким пределом текучести (100 кгс/мм2) и делится прочными переборками на шесть отсеков.

Все основное оборудование и боевые посты АПЛ пр. 971 размещены на амортизаторах в зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Зональные блоки изолированы от корпуса лодки резинокордными пневматическими амортизаторами. Благодаря использованию зональных блоков удалось существенно уменьшить уровень акустического поля, обезопасить экипаж и оборудование от динамических нагрузок, а также рационализировать технологию постройки корабля. В частности, монтаж оборудования и систем осуществлялся в цехе в зональном блоке, который затем заводился в обечайку отсека. Легкий корпус и наружная поверхность прочного корпуса облицованы единым резиновым противогидролокационным и шумопоглощающим покрытием.
Корабль имеет традиционное двухрядное расположение ТА. В носовом отсеке расположены стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подач» и УБЗ. Под ТА находится выгородка с основной антенной ГАК. В ограждении рубки и выдвижных устройств размещаются некоторые из антенн ГАК и ВСК на весь экипаж.

Легкому корпусу приданы формы, оптимальные для подводного хода. Все отверстия и вырезы на нем закрываются обтекателями. На ПЛА пр. 97/ удалось реализовать комплексную автоматизацию боевых и технических средств, сосредоточить управление кораблем, его оружием и вооружением в ГКП. Все это позволило сократить экипаж до 73 человек. Начиная с К-263, на лодках пр. 97/ устанавливается СОКС, а с К-391— в надстройке ПУ для запуска средств комплекса гидроакустического противодействия, аварийная система порохового продувания ЦГБ (пороховые генераторы) и аварийные силовые сети.
Одновременно с постройкой кораблей данного типа осуществляется программа их модернизации, направленная на совершенствование акустических характеристик и расширение боевых возможностей. В частности, К-157 и К-335 при сохранении прежних обводов имеют вставку миной несколько метров для установки нового оборудования.
Первоначально предполагалось построить 20 ПЛА пр. 971. Зав. № 520 и зав. № 521, заложенные соответственно в 1990 и 1991 гт. на ССЗ им. Ленинского комсомола, 18.03.1992 г. исключили из списков флота. На этот момент они имели техническую готовность соответственно 25 и 12%. Задел оборудования и механизмов продолжает сохраняться на заводе-строителе.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота находились 13 ПЛА пр. 971.

Атомная подводная лодка К-480 «Барс» (зав. № 821, с 24.07.1991 г., с 13.10.1997 г. «Ак-Барс» СМП (г. Северодвинск): 22.02.1985 г.; 16.04.1988 г.; 31.12.1988 г. Входила в состав СФ и несла боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море. 06.04.1990 г. лодка совершила глубоководное погружение на предельную глубину. В 1998 г. ее исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ на долговременное хранение и в пос. Гаджиево поставили на отстой.

Атомная подводная лодка К-317 «Пантера» (зав. № 822, с 10.10.1990). СМП (г.Северодвинск): 06.11.1986 г.; 21.05.1990 г.; 30.12.1990 г. Входит в состав СФ. В сентябре 1999 г. на СМП поставлена в средний ремонт.

К-401 «Волк» (зав. № 831, с 26.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 14.11.1987 г.; 11.06.1991 г.; 29.12.1991 г. Входит в состав СФ. Выполнила две автономные боевые службы. С декабря 1995 г. по февраль 1996 г. в Средиземном море лодка осуществляла дальнее противолодочное прикрытие авианосной многоцелевой группы во главе с ТАВКР Адмирал флота Советского Союза Кузнецов

К-328 «Леопард» (зав. № 832, с 24.01.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 26.10.1988 г.;
28.06.1992г.; 15.12.1992 г. Входит в состав СФ Выполнила четыре автономные боевые службы

К-154 «Тигр» (зав. № 833, с 24.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 10.09.1989 г.; 26.06.1993 г.; 29.12.1993 г. Входит в состав СФ Выполнила две автономные боевые службы С 1998 по 2002 г. на СМП прошла поддерживающий ремонт.

К-157 «Вепрь» (зав. № 834, с 06.04.1993 г). СМП (г. Северодвинск): 13.07.1990 г.; 10.12.1994 г.; 25.11.1995 г. Входит в состав СФ Выполнила одну автономную боевую службу и одну поисковую операцию.

Атомная подводная лодка К-335 «Гепард» (зав. № 835, с 22.02.1993 г). СМП (г. Северодвинск):23.09.1991 г.; 17.09.1999 г.; 05.12.2001 г. Входит в состав СФ.

К-337 «Кугуар» (зав. № 836, с 25.01.1994 г). СМП (г. Северодвинск): 18.08.1992 г.; Из-за отсутствия финансирования 22.01.1998 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-337 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).

К-333 «Рысь» (зав. №. 837, с 07.02.1995 г). СМП (г. Северодвинск): 31.08.1993 г. Из-за отсутствия финансирования 06.10.1997 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-333 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).

К-284 «Акула» (зав. № 501, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 06.11.1983 г.; 16.06.1984 г.; 30.12.1984 г. Головной корабль пр 971 Входил в состав ТОФ. В 2001 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ на долговременное хранение.

К-263 «Дельфин» (зав. № 502, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 09.05.1985 г.; 28.05.1986 г.; 30.12.1987 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-322 «Кашалот» (зав. № 513, с 13.04.1993 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 05.09.1986 г.; 18.07.1987 г.; 30.12.1988 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-391 «Кит», «Братск» с 01.09.1997 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 23.02.1988 г.; 14.04.1989 г.; 29.12.1989 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-331 «Нарвал» (зав. № 515, с 13.04.1993). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.12.1989 г.; 23.06.1990 г.; 31.12.1990 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-419 «Морж», «Кузбасс» с 29.01.1998. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.07.1991 г.; 18.05.1992 г.; 31.12.1992 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

Атомная подводная лодка К-295 «Дракон», «Самара» с 30.08.1999. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 07.11.1993 г.; 05.08.1994 г; 28.07.1995 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

Атомная подводная лодка К-152 «Нерпа». «Чакра» (INS Chakra) с 23 января 2012 года, когда официально передана в лизинг в ВМС Индии

Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»

Водоизмещение, т:
— надводное ……………………………………………………………….8 140
— подводное ……………………………………………………………… 10 500
Длина наибольшая, м ……………………………………………………….. 110.3
Ширина корпуса наибольшая, м ………………………………………………… 13,6
Осадка средняя, м …………………………………………………………… 9,68
Архитектурно-конструктивный тип ………………двухкорпусный
Глубина погружения, м:
— рабочая……………………………………………………………………. 480
— предельная…………………………………………………………………. 600
Автономность по запасам провизии, сут…………………………………………….100
Экипаж, чел…………………………………………………………………….73
Энергетическая установка:
Главные механизмы.
— тип………………………………………………………………………….АЭУ
— ППУ:
— марка………………………………………………………..ОК-9ВМ или ОК-650М.01
— количество х тип ЯР………………………………………………………..1 х ВВР
— тепловая мощность ЯР, МВт……………………………………………………190
— ПТУ:
— тип………………………………………………………………….блочная
— количество х мощность ГТЗА, л. с …………………………………………1 х 50 000
— количество х мощность АТГ, кВт…………………………………………….2 х 3 200
— количество х тип движителей ……………………………….. 1 х малошумный ВФШ
Резервные источники энергии и средства движения
— количество х мощность ДГ, кВт……………………………………………1 х 800
— аккумуляторная установка:
— тип АБ…………………………………………………………свинцово-кислотная
— количество х тип РСД ……………………………………………..2 х ВПК
— привод ВПК х мощность, кВт……………………………………………..ЭД х 300
Скорость хода наибольшая, уз:
— надводная………………………………………………………………..10
— подводная………………………………………………………………..33
Вооружение:
Ракетное:
— тип ракетного комплекса………………………………………………….«Гранат»
— тип КРСН………………………………………………………………РК-55
— вид старта………………………………………………..подводный, из 533-мм ТА
— тип ПЗРК……………………………………………………………. «Стрела-ЗМ»
— количество контейнеров для хранения ЗР…………………………………3
— боекомплект ЗР……………………………………………………………….18
Торпедное.
— количество х калибр ТА, мм……………………………………………4 х 650
— боезапас (тип) торпед…………………………………..12 (торпеды 65-76 или ПЛУР
…………………………………………………………..86Р и 88Р ПАРК «Ветер»)
— количество х калибр ТА, мм …………………………………………..4 х 533
— боезапас (тип) торпед и ПЛУР….28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПАРК «Водопад», или М5 ПАРК «Шквал»)
— система подготовки ТА ………………………………………… «Гринда»
Радиоэлектронное:
— БИУС ………………………………………………………..«Омнибус»
— НК……………………………………………………………..«Симфония»
— КСС……………………………………………………………..«Молния-МЦ»
— система СС…………………………………………………..«Цунами-БМ»
— ГАК……………………………….«Скат-3» (МГК-540)
— РЛК……………………………….«Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59)
— тк…………………………………МТК-110
— перископ ТК…………………«Сигнал-3»
— командирский перископ……………….. «Лебедь-11» или «Лебедь-21»

Фото подводной лодки проекта 971 «Щука-Б»

Добавить комментарий

oruzhie.info

Подводные лодки типа «Барс» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ДПЛ типа «Барс»
«Барс», головная лодка проекта, 1916 год.
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Барс»
Главный конструктор И. Г. Бубнов
Скорость (надводная) 18 узлов
Скорость (подводная) 9 узлов
Экипаж 33 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 650 тонн
Водоизмещение подводное 780 тонн
Длина наибольшая
(по КВЛ)
68 м
Ширина корпуса наиб. 4,5 м
Высота 3,9 м
Силовая установка

Дизель-электрическая, двухвальная

  • 2 дизеля завода Нобеля мощностью по 1320 л.с. (проект), 2 дизеля мощностью по 250 л.с. (фактически, у большинства)
  • 2 электродвигателя мощностью по 450 л.с.
Вооружение
Артиллерия 1 орудие калибра 57, 63 или 75 мм, 1 орудие калибра 37 мм
Торпедно-
минное вооружение
2 носовых и 2 кормовых ТА калибра 18 дюймов (457 мм), 8 наружних ТА системы Джевецкого
ПВО 1 пулемёт
 Категория на Викискладе

Подводные лодки типа «Барс» — серия российских подводных лодок начала XX века. Всего было построено 24 лодки — эта серия была самой многочисленной из всех российских проектов субмарин тех лет.

ru.wikipedia.org

Ак Барс (подводная лодка) Википедия

К-480 «Ак Барс»
История корабля
Государство флага Россия
Современный статус утилизирован
Основные характеристики
Тип корабля МПЛАТРК
Обозначение проекта 971У «Щука-Б»
Кодификация НАТО «Akula-I»
Скорость (надводная) 11,6 узлов
Рабочая глубина погружения 520 м
Предельная глубина погружения 600 м
Автономность плавания 100 суток
Экипаж 73, из них 31 офицер
Размеры
Водоизмещение надводное 9 830 т
Водоизмещение подводное 12 770 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
114,3 м
Ширина корпуса наиб. 13,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
9,7 м
Силовая установка
ядерный реактор, 1 турбина мощностью 43 000 л.с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
4 х 650-мм ТА 4 х 533-мм ТА, (28 ракет, торпед или мин)

У этого термина существуют и другие значения, см. Ак Барс.

К-480 «Ак Барс» — российская атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б», заводской номер 821. Первая лодка проекта, заложенная и построенная на «Севмаше».

История

3 мая 1984 года официально зачислена в списки кораблей ВМФ СССР.

Церемония закладки состоялась 22 февраля 1985 года. 16 апреля 1988 года спущена на воду. 29 декабря 1989 года введена в состав 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ Северного флота.

Из боевого состава ВМФ выведена 1 октября 2002 года, после чего передана в ОРВИ на долговременное хранение в губе Сайда.[1]
В 2007 году отбуксирована на СРЗ «Звёздочка» для разделки на металлолом. 1 декабря 2008 года[2] спущен военно-морской флаг и подводная лодка передана ОАО ЦС для утилизации.
В апреле 2009 года начались подготовительные работы к выгрузке отработанного ядерного топлива.[3]19 февраля 2010 года в 14.45 на утилизируемой подлодке в трюме третьего отсека во время проведения газорезательных работ начался пожар.[4][5] Пострадавших не было, ОЯТ к этому времени было выгружено.[4][5]

Конструкции К-480 были использованы при строительстве стратегической АПЛ «Владимир Мономах».

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о