Баллистическая ракета сша – Лучшие ракеты в мире: ТОП-10 современных американских и российских крылатых и баллистических ракет дальнего действия

Содержание

Межконтинентальные баллистические ракеты США | Военное оружие и армии Мира

В 1954 г. американская фирма «Конвэр» (Consolidated Vultee Aircraft – Convair) получила заказ на разработку первой баллистической ракеты большой дальности, которая впоследствии получила наименование «Атлас» («Atlas»). В июне 1957 г. на Восточном ракетном полигоне начались испытания БР «Атлас-А» (всего было изготовлено 8 таких ракет). Из восьми проведенных пусков этих ракет шесть закончились взрывами и отказами. Поэтому годом позже, в 1958 г., на испытания поступила ракета «Атлас-В» (этот вариант использовался для комплексных испытаний системы в целом), а в конце 1958 г. состоялся первый пуск МБР следующей модификации – «Атлас-С» (предсерийный вариант) и по итогам испытаний было принято решение о начале серийного производства и развертывания МБР «Атлас-D».

Ракета «Атлас-D» – жидкостная, ее дальность стрельбы составляла 10300 км, точность (КВО) – 2,8 км. Первоначально ракета была оснащена моноблочной головной частью Мк-2 (мощность – 1,45 Мт, вес 2,5 т). Ракета находилась в вертикальном положении на открытой стартовой площадке. С 1959 г. было развернуто всего 3 таких МБР.

Примерно через один год на вооружение поступила ракета «Атлас-D», оснащенная новой головной частью Мк-3 (таблица 1.7). Ракета хранилась в железобетонном ангаре на пусковой установке в горизонтальном положении. Перед стартом крыша ангара раздвигалась и ракета с помощью домкратов приводилась в вертикальное положение, заправлялась компонентами ракетного топлива. Техническая готовность к пуску ракеты составляла 15-20 минут.

Конструкция МБР «Атлас-D» представляла собой «пакетную» схему. Ее двигательная установка состояла из маршевого двигателя, двух стартовых ускорителей и двух рулевых двигателей малой тяги. При запуске ракеты все двигатели начинали работать одновременно и при достижении определенной скорости происходило отделение ускорителей.

С января 1958 г. началось формирование первой ракетной эскадрильи в составе САК США. Личный состав эскадрильи приступил к изучению ракеты «Атлас-D» на авиабазе Ванденберг. Одновременно шла подготовка еще двух эскадрилий, развертывание которых планировалось на авиабазе Уоррен (шт. Вайоминг).

Первые МБР «Атлас-D» (с ГЧ Мк-2) были поставлены на боевое дежурство, начиная с сентября 1959 г. (всего к маю 1961 г. было развернуто 30 таких ракет, из них 3 – с ГЧ Мк-2 и 27 – с ГЧ Мк-3). В 1964 г. все МБР «Атлас-D» были сняты с боевого дежурства.

В начале 1960-х годов были созданы и приняты на вооружение еще две модификации – «Атлас-Е» (развернуто 32 ракеты) и самая совершенная модификация «Атлас-F» (на боевое дежурство с 1962 г. по 1964 г. было поставлено 74 ракеты). Они имели усовершенствованную систему управления, более совершенное боевое оснащение, измененный стартовый комплекс, что позволило существенно ускорить процедуру заправки ракеты топливом и её запуск. Ракета «Атлас-F» оснащалась головной частью Мк-4 (мощность 4,0-4,5 Мт), хранилась в шахте в частично заправленном состоянии (с заправленным баком горючего, а заправка окислителем осуществлялась перед стартом ракеты. При этом от начала дозаправки до пуска ракеты проходило 17 минут, в последующем это время было доведено до 5 минут). Ракета размещалась в шахте глубиной 53 м, которая сверху закрывалась железобетонной двухстворчатой крышей массой 126 т. Непосредственно перед стартом ракета в уже заправленном состоянии поднималась из шахты на поверхность с помощью специального лифта.

К концу 1963 г. МБР типа «Атлас» стали считаться морально устаревшими и не отвечавшими требованиям руководства Стратегического авиационного командования (САК). К концу 1964 г. с вооружения были сняты ракеты «Атлас-D», а в 1965 г. – все ракеты более поздних модификаций (все они были заскладированы на авиабазе Нортон, шт. Калифорния, и впоследствии интенсивно использовались в качестве ракет-носителей в рамках различных программ освоения космоса).

Практически параллельно с разработкой МБР «Атлас» велись работы и над созданием другой ракеты. Командование ВВС США решило «продублировать» создававшуюся первую американскую ракету «Атлас» путем выбора другой группы основных подрядчиков и иных конструктивных решений.

В 1955 г. командование ВВС США разработало тактико-технические требования на создание тяжелой ракеты, способной нести мощную термоядерную ГЧ, обеспечивающую поражение крупных административных и экономических центров. Летом 1959 г. начались испытания тяжелой МБР, получившей наименование «Титан-1» («Titan-1»). Испытания новой ракеты продолжались до октября 1961 г. (всего был проведен 41 пуск, из них 31 – успешный или частично успешный).

Первая эскадрилья, имевшая на вооружении новые МБР «Титан-1», приступила к боевому дежурству в апреле 1962 г. (всего было развернуто 54 ракеты на 5 авиабазах). МБР «Титан-1» простояли на боевом дежурстве всего 3 года (к апрелю 1965 г. все они были сняты с боевого дежурства, заскладированы и использовались для различных экспериментов).

Ещё в период отработки МБР «Титан-1» стало ясно, что её тактико-технические характеристики можно значительно улучшить за счет внедрения новых технологий, применения самовоспламеняющихся компонентов топлива, форсированных двигателей на обеих маршевых ступенях. В ноябре 1959 г. началась разработка, а в марте 1962 г. – летно-конструкторские испытания новой модификации ракеты – «Титан-2», которая уже в июне 1963 г. была принята на вооружение, хотя контрольные и учебно-боевые пуски ракеты продолжались (всего с начала испытаний по апрель 1964 г. с Западного ракетного полигона было проведено 30 пусков на различную дальность). К январю 1964 г. 54 МБР «Титан-2» были поставлены на боевое дежурство.

Ракета «Титан-2» отличалась целым рядом преимуществ по сравнению с предшествующими ракетами. В частности, после получения команды на пуск система управления ракеты обеспечивала автоматическое проведение предстартовой подготовки и пуск, при этом можно было ввести одно из трех возможных полетных заданий. Ракета находилась в шахтной пусковой установке в заправленном состоянии, что позволяло довести её техническую готовность к пуску до 1,5 минут. Ракета оснащалась моноблочной ГЧ Мк-6 мощностью 9 Мт, а также комплексом средств преодоления ПРО (ложные цели и дипольные отражатели). Она отличалась достаточно высокой точностью стрельбы, её КВО составляло 1,6 км, а после дважды проведенной (в 1968 г. и 1979 г.) модернизации КВО было доведено до 900 м.

Первоначально планировалось поставить на боевое дежурство 108 МБР «Титан-2», однако впоследствии планы были пересмотрены и на боевое дежурство было поставлено 54 ракеты. МБР «Титан-2» состояли на вооружении до конца 1986 г.

В конце 1950-х годов в США начались работы над первым проектом легкой твердотопливной МБР «Минитмен» («Minuteman»), относящейся к межконтинентальным баллистическим ракетам второго поколения. В сентябре 1959 г. сенат США объявил программу «Минитмен» программой с «наивысшим национальным приоритетом». Основной задачей ставилось создание простой, относительно дешевой ракеты, в конструкцию которой без изменения конструктивно-компоновочной схемы можно было бы вносить различные усовершенствования, касающиеся силовой установки, системы управления и наведения, боевого оснащения.

Переход на твердое топливо резко сокращал время подготовки ракет к пуску (они могли быть запущены через 30 сек после получения команды). В феврале 1961 г. на Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг) был осуществлен первый испытательный пуск МБР «Минитмен-1А» (ракета пролетела 7400 км). Однако, вскоре стало ясно, что «Минитмен-1А» не сможет летать на дальность свыше 9500 км и в октябре 1961 г. фирма «Боинг» приступила к работам по усовершенствованию ракеты с целью улучшения её боевых характеристик (позже эта модификация получила наименование «Минитмен-1В»). Тем не менее, ВВС США не отказались от развертывания МБР «Минитмен» серии «А» и конце 1962 г. было принято решение о постановке на боевое дежурство на ракетной базе ВВС Мальмстрем (шт. Монтана) 150 МБР «Минитмен-1А».

В начале 1963 г. закончились испытания «Минитмен-1В» и в конце того же года эта ракета стала поступать на вооружение.

В июле 1962 г. фирма «Боинг» получила заказ на разработку МБР «Минитмен-2», которая должна была иметь более высокие ТТХ по дальности и точности стрельбы, стойкости к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва, чем «Минитмен-1», и в то же время она не должна была значительно отличаться от предшественницы, особенно по длине.

В 1964 г. начались летные испытания «Минитмен-2», в 1965 г. ракета была принята на вооружение, а в январе 1966 г. началось её развертывание. К началу 1971 г. вся группировка МБР «Минитмен-2» с моноблочными ГЧ была полностью развернута. Первоначально планировалось поставить в ВВС 1000 ракет «Минитмен-2» (200 – новых и 800 – модернизированных «Минитмен-1»). Однако эти планы были изменены и на боевое дежурство было поставлено 500 ракет «Минитмен-2» (200 – новых и 300 – модернизированных). Всего было закуплено 688 ракет, их производство было завершено в 1969 г. На начало 1991 г. в боевом составе СЯС США числилось 450 развернутых «Минитмен-2» и около 50 ракет находились в резерве.

МБР «Минитмен-2» интенсивно использовались для проведения учебно-боевых пусков. Всего было проведено 211 пусков «Минитмен-2» (по заявлению американских специалистов, количество неудачных пусков составило менее 6%).

С конца 1993 г. начался вывод МБР «Минитмен-2» из боевого состава. К началу 1996 г. все они были сняты с вооружения.

В конце 1960-х годов американские специалисты закончили разработку разделяющейся головной части индивидуального наведения, пригодной для размещения на МБР. Такой ракетой стала МБР «Минитмен-3», к проектированию которой фирма «Боинг» приступила в конце 1966 г. в рамках программы совершенствования ракетной системы «Минитмен».

С 1983 г. в США началась разработка малогабаритной высокоточной МБР наземного мобильного базирования «Миджитмен» (“Mitgetman”). Трехступенчатая твердотопливная ракета длиной примерно 14 м и массой около 17 т (масса пусковой установки с ракетой – 80-90 т) должна была доставлять на дальность 11 тыс. км ядерную боеголовку Мк-21 мощностью около 300 кт, прикрытую средствами преодоления ПРО.

Ракета должна была запускаться методом «холодного старта» (выброс ракеты из пусковой установки на высоту около 30 м с последующим запуском маршевого двигателя первой ступени). Пуск ракеты мог осуществляться с пунктов постоянной дислокации и маршрутов боевого патрулирования. Пусковая установка представляла собой седельный тягач с полуприцепом (собственно ПУ) на многоосном колесном шасси. Контейнер с ракетой, а также все проверочное пусковое оборудование размещались внутри полуприцепа и прикрывались металлическими раскрывающимися створками. При подготовке ракеты к пуску пусковая установка опускалась на грунт и за счет силы тяжести врезалась в него, автоматически стопорилась с использованием специальных буров и штырей, а тягач отводился в сторону.

Первый пуск МБР «Миджитмен», проведенный в 1989 г., был неудачным. Второй пуск, осуществленный с Западного ракетного полигона (авиабаза Ванденберг) в апреле 1991 г., прошел успешно. Ракета пролетела 7300 км и достигла заданного места падения. Всего предполагалось провести 16 пусков. Министерство обороны США планировало развернуть на инфраструктуре ракетных комплексов «Минитмен», начиная с 1992 г., не менее 100 МБР «Миджитмен». Однако, в сентябре 1991 г. было принято решение о приостановке разработки мобильных вариантов МБР. Эти программы были законсервированы и перенос усилий был сделан в сторону преимущественного развития ПЛАРБ типа «Огайо» с ракетами «Трайдент-2», а также на ускоренную разработку высокоточных систем обычного оружия.

В 1972 г. в США специальная правительственная комиссия занималась исследованием перспектив развития стратегических ядерных сил до конца ХХ века. По результатам её работы было выдано задание на разработку перспективной МБР, значительно превосходящей МБР «Минитмен» по своим боевым возможностям (в основном за счет увеличения количества и мощности боеголовок, а также повышения точности стрельбы). Программа создания такой ракеты получила наименование Missiele experiment («МХ»).

Этап исследований продолжался 6 лет. За это время было рассмотрено полтора десятка проектов ракет со стартовым весом от 27 до 143 т, представленных различными фирмами. В результате конкурсного отбора был выбран вариант 3-ступенчатой твердотопливной ракеты массой около 90 т, способной размещаться в модернизированных ПУ МБР «Минитмен».

В июне 1979 г. было принято решение о начале полномасштабной разработки МБР «МХ» (“Peacekeeper”), а через четыре года, в июне 1983 г., начались её летные испытания. Одновременно велись проработки вариантов возможного базирования ракеты. Рассматривались четыре концептуальных варианта: шахтный, мобильный наземный, мобильный подземный (ипподромный) и воздушный. В итоге выбор был сделан в пользу шахтного и мобильного железнодорожного вариантов базирования.

При создании МБР «МХ» были использованы все новинки в области материаловедения, приборостроения и электроники. Впервые в США для МБР «МХ» был разработан «минометный старт» – ракета с помощью твердотопливного газогенератора выбрасывалась на высоту 30 м от уровня защитной крыши, после чего включался маршевый двигатель 1-й ступени. Ракета отличалась высокой точностью стрельбы – КВО точек падения боеголовок составляло около 90 м. Двигательная установка системы разведения РГЧ обеспечивала разведение боеголовок по целям, находящимся в пределах площади 800 х 400 км.

В 1986 г. МБР «МХ» поступила на вооружение. К тому времени было принято решение развернуть 100 МБР «МХ», из которых 50 ракет – в ШПУ и 50 – в железнодорожном варианте. В 1988 г. на ракетной базе Уоррен закончилось развертывание 50 ракет в шахтном варианте.

В мобильном варианте (железнодорожное базирование) ракетный комплекс «МХ» проходил испытания до 1991 г. В состав комплекса входили: вагон – пусковая установка, вагон боевого управления, оснащенный необходимыми средствами управления и связи, а также другие вагоны, обеспечивающие функционирование всего комплекса. По завершении этих испытаний планировалось развернуть 25 поездов по две пусковые установки в каждом (все поезда в мирное время должны были находиться в пунктах постоянной дислокации, а с переводом в высшие степени готовности – рассосредотачиваться по железнодорожной сети США). В сентябре 1991 г. президент США Дж.Буш объявил о прекращении работ по железнодорожному варианту МБР «МХ».

Всего было закуплено 114 ракет «МХ». К середине 1995 г. 31 МБР была использована для проведения пусков с различными целями.

В состав головной части ракеты «МХ» входят: 10 боеголовок и средства преодоления ПРО, размещенные на платформе и прикрытые аэродинамическим обтекателем; ступень разведения, включающая систему управления ракетой и жидкостную двигательную установку (ДУ) ступени разведения (основной двигатель и 8 двигателей ориентации). После завершения в сентябре 2005 г. вывода из боевого состава всех МБР «МХ» в вооруженных силах США осталась одна стационарная ракетная система наземного базирования «Минитмен-3».

Боевое оснащение МБР

Все первые МБР США имели моноблочные головные части, не оснащались либо оснащались простейшими средствами преодоления ПРО. Затем, в связи с успехами в разработке средств противоракетной обороны, стали предусматриваться меры по повышению эффективности преодоления головными частями системы ПРО, одной из которых стал переход от моноблочных головных частей к разделяющимся ГЧ. Первой МБР с РГЧ индивидуального наведения боеголовок (Multiple Independently targetable Reentry Vehicle – MIRV) стала МБР «Минитмен-3». Появлению таких ГЧ во многом способствовал достигнутый к тому времени прогресс в ракетостроении и ядерной технике, сопровождавшийся, в частности, повышением точности стрельбы, удельной мощности ядерных зарядов, освоением систем управления с БЦВМ.