Ба 20м – БРОНЕАВТОМОБИЛЬ БА-20М. Обозрение отечественной бронетанковой техники

Легкий бронеавтомобиль БА-20 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Советский легкий бронеавтомобиль БА-20 на шасси автомобиля ГАЗ-М1 — История создания, описание конструкции и боевое применение.»


БА-20 с поручневой антенной и конической башней

 

История создания бронеавтомобиля БА-20

В 1936 году ,учтя замечания накопившиеся в войсках на основе эксплуатации бронеавтомобиля ФАИ, Ижорский завод разработал новую боевую машину —  легкий бронеавтомобиль БА-20 на шасси легкового ГАЗ М-1, «эмки». Конструктивно БА-20 очень походил на предшественника — ФАИ, однако имел увеличенный бронекорпус и более рациональное размещение как бронелистов, так и элементов внутренней компоновки. Выпуск машины наладили на Выксинском заводе ДРО.

Конструкция бронеавтомобиля БА-20

Корпус бронеавтомобиля БА-20 сварной, из катаных броневых листов. На крыше башни люк сферической формы, сама башня поворачивается усилием стрелка, сидевшего на вращающемся сиденье, закрепленном на полу машины. Круговой обзор обеспечивали смотровые щели и смотровые лючки с опускаемыми в бою крышками. Ещё один люк был в днище автомобиля — для выхода экипажа из поврежденной машины.

Шины БА-20 были пулестойкими, полуоси заднего моста, а также рессоры — усиленные. В части броневиков имелась радиостанция 71-ТК-1 устанавливавшаяся за сиденьем водителя, с поручневой антенной вокруг корпуса.

Чертеж бронеавтомобиля БА-20М

 

Модернизации и модификации бронеавтомоиля БА-20

БА-20, 1936 г. — базовая модель.

БА-20ЖД, 1936 г. —  машина имела 2 комплекта колес — автомобильные и железнодорожные. Последние представляли собой простые стальные диски с ребордами, способные катиться по рельсам. Замена колес занимала 30 мин, масса БА-20ЖД составляла 2780 кг, запас хода возрос до 580 км.

БА-20М, 1938 г. — модернизированный бронеавтомобиль. Цилиндрическая башня заменена на коническую, толщина лобовой брони возросла до 9 мм, поручневая антенна (если была) заменялась на штыревую. Была усилена передняя ось и колеса машины, а также установлен дополнительный топливный бак, благодаря чему запас хода увеличился до 450 км. В целом машина действительно стала лучше, абсоютно ни в чем не проигрывая оригинальной конструкции. Начиная с 1940 г. БА-20М оснащался новой  радиостанцией — 71-ТК-З.

БА-21, 1938 г. — броневик БА-20М был технологическим пределом, легковое шасси ГАЗ-М1 дальнейшего повышения массы выдержать уже не могло. Тогда на его основе было создано новое шасси — ГАЗ-21, имеющее грузоподъемность 950 кг, и три оси, причем оба задних моста были ведущими. На БА-21 была применена и четырехступенчатая коробка передач, в 1,5-2 раза повысившая возможности буксировки для броневика. Броню корпуса удалось довести до 11 мм, а в переднюю часть корпуса установить дополнительный пулемет из которого должен был вести огонь радист. Масса БА-21 составила 3240 кг.

Модель бронеавтомобиля БА-21

Уже в феврале 1938 г. БА-21 пошел на испытания и показал хорошую проходимость по сравнению с БА-20, однако сильно проигрывая последнему в скорости — вместо 90 км/ч машина шла не более 52 км/ч. Комиссия посчитала, что БА-21 не имеет перед БА-20М решительных преимуществ и броневик в серию не пошел.

ЛБ-23, 1939 г., — ещё один вариант трехосного исполнения БА-20 носил имя «Лаврентий Берия». В качестве основы послужило шасси ГАЗ-22, оснащенное импортным двигателем «Додж» мощностью 72 л.с. При прочих характеристиках сопоставимых с БА-21, ЛБ-23 мог развивать скорость до 71 км/ч. Однако недостаточная, по мнению комиссии, маневренность броневика, а также импортный двигатель, не обеспечили ему, как и БА-21, решительных преимуществ перед оригинальной машиной.

Бронеавтомобиль ЛБ-23

Служба и дальнейшая судьба бронеавтомобиля БА-20

БА-20 находился в производстве с 1936 по 1942 г.г., всего было изготовлено около 2100 машин. Начиная с Халкин-Гола и заканчивая Великой Отечественной войной, БА-20 применялись советскими войсками, и зарекомендовали себя с лучшей стороны в качестве разведывательных, штабных и машин связи.

Некоторое количество БА-20 захваченных финнами (максимум — 18 машин) применялись последними до 1956 года.

Характеристики легкого бронеавтомобиля БА-20

Страна:СССР
Тип:Легкий бронеавтомобиль (4×2)
Дата выпуска:1936 г.
Длинна:4,31 м
Ширина:1,75 м
Высота:2,13 м
Броня, лоб:9
Броня, борт:6
Броня, башня:9
Экипаж:3 человека
Двигатель:
50 л.с.
Дальность хода:450 км
Максимальная скорость:90 км/ч
Масса:2520 кг
Вооружение:1× 7,62-мм пулемет ДТ

Характеристики приведены для БА-20М


Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

armedman.ru

Бронеавтомобили семейства БА – Легкий бронеавтомобиль – БА-20

Бронированные автомобили – бронеавтомобили – это тип специальной военной техники, обладающей бронированным кузовом и пулеметным или пушечным вооружением. В период двух мировых войн бронеавтомобили в отличие от колесных бронетранспортеров не были предназначены для перевозки десанта. По комплексу выполняемых задач они во многом были сходны с легкими танками тех лет. Особенно это можно отнести к СССР, где перед войной были созданы бронеавтомобили семейства БА различных типов: легкие (массой до 4 тонн) – БА-20, средние (от 4 до 8 тонн) – БА-3, 6, 10, а также тяжелые (масса более 8 тонн) – БА-11. Уже в военные годы был создан еще один легкий бронеавтомобиль БА-64.

Начнем наш рассказ с легкого бронеавтомобиля БА-20. В 1930-е годы во многих армиях мира достаточно широко применялись обыкновенные легковые автомобили, пусть даже имеющие недостаточную проходимость. Чаще всего они использовались в штабах, для связи и командирской разведки. Оснащение воинских подразделений автомобилями в случае войны увеличивало мобилизационные возможности промышленности. При этом для использования в армейских целях обычные гражданские модели требовалось прикрыть хотя бы легкой противопульной броней. Именно таким образом в СССР поступили, переделав ГАЗ-А, в легкий бронеавтомобиль ФАИ, который выпускался с 1931 по 1936 годы.


Аналогичным образом решено было поступить и с более мощным автомобилем ГАЗ-М1 «Эмка», который, как и ГАЗ-А, не был полноприводным. В 1936 году на базе ГАЗ-М1 на Выксинском заводе дробильно-размольного оборудования (город Выкса, Горьковская область) был спроектирован бронеавтомобиль БА-20. Данный бронеавтомобиль был принят на вооружение советской армии и находился в серийном производстве с 1936 по 1941 год. Всего за это время было произведено 2114 бронеавтомобилей. БА-20 использовался Красной Армией в боях на Халхин-Голе, советско-финской войне, а также на начальном периоде Великой Отечественной. Уже во время войны на смену БА-20 в войска пришел новый легкий бронеавтомобиль БА-64.

Бронеавтомобиль БА-20 имел компоновочную схему с передним расположением моторного отделения. Совмещенное боевое отделение и отделение управления располагались в средней и кормовой частях бронеавтомобиля. В кормовой части над боевым отделением располагалась небольшая вращающаяся пулеметная башенка. Посадка и высадка экипажа, который состоял из 2-х человек, осуществлялась через бронированные двери, которые располагались по бортам корпуса БА-20, а также через люк, находящийся в крыше пулеметной башенки. Для кругового обзора из бронеавтомобиля был предназначены специальные смотровые щели в корпусе и башне, прикрываемые изнутри специальными бронезаслонками, а также смотровые лючки в лобовом листе, корме и дверях. Помимо этого в машине имелся еще один люк – десантный, находящийся в днище БА-20. Он предназначался для выхода экипажа из машины в случае ее подбития на поле боя.

Бронеавтомобиль БА-20 обладал противопульным бронированием, его сварной корпус производился из катаных броневых листов, имеющих толщину в 4 и 6 мм. Бронелисты располагались под большими углами наклона. По сравнению со своим предшественником, бронеавтомобилем ФАИ, он обладал увеличенным объемом боевого отделения (для размещения внутри радиостанции), а также сравнительно небольшой массой и размерами. Масса БА-20 составляла 2,52 тонны.

Живучесть в условиях боя бронеавтомобилю обеспечивали пулестойкие шины ГК, а повышенную надежность – усиленные рессоры и полуоси заднего моста. С улучшением ряда эксплуатационных качеств машины возросла и ее боевая масса, правда это практически никак не отразилось на его проходимости и надежности. Хорошие тяговые качества двигателя позволяли бронеавтомобилю БА-20 преодолевать подъему крутизной до 15 градусов, а также труднопроходимые участки местности.


На бронеавтомобиле устанавливался четырехцилиндровый четырехтактный двигатель М-1, развивавший мощность в 50 л.с. Двигатель снабжался экономайзером и карбюратором «Зенит». Его пуск осуществлялся при помощи электростартера МАФ-4006 мощность в 0,8 л.с. В батарейной контактной системе зажигания машины применялись распределитель с центробежным регулятором, индукционная катушка (бобина) и свечи зажигания. Емкость топливных баков составляла 70 литров, запас хода по шоссе равнялся 350 км. В состав трансмиссии БА-20 входили однодисковое сцепление с накладками из феродо, а также трехступенчатая коробка передач (три скорости вперед и одна – назад), главная передача, карданная передача, конический дифференциал с полуосями разгруженного типа.

Бронеавтомобиль вооружался одним пулеметом ДТ калибра 7,62-мм, который был установлен в шаровой опоре вращающейся башенки. Его боекомплект состоял из 1386 патронов, которые были снаряжены в 22 диска по 63 патрона. Углы его вертикального наведения составляли от -13 до +23 градусов. Для ведения огня применялся простой механический прицел. Вращение башенки производилось при помощи специального спинного упора усилиями стрелка, который сидел на вращающемся сидении, прикрепленном к днищу бронеавтомобиля. Данный стрелок одновременно являлся и командиром экипажа бронеавтомобиля БА-20.

Электрооборудование БА-20 было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение в сети машины составляло 6 вольт. В качестве источников электроэнергии применялась аккумуляторная батарея ЗСТ-100, имеющая емкость в 100 Ампер-часов, а также генератор ГМ-71 мощностью 120 Вт. Для осуществления внешней связи часть машин оснащалась коротковолновой приемо-передающей радиостанцией 71-ТК-1, имеющей поручневую антенну. Радиостанция монтировалась в боевом отделении за местом водителя, для питания радиостанция применялся дополнительный аккумулятор ЗСТ-100. В случае установки на машину радиостанции в состав ее экипажа вводился радист. Для внутренней связи экипаж БА-20 пользовался танкофоном.


БА-20 обладал хорошей проходимостью и был достаточно надежен. Хорошие тяговые качества его двигателя позволяли без особых проблем преодолевать подъемы до 15 градусов, косогоры до 12 градусов, броды глубиной до полуметра и канавы шириной в 0,35 метров. Как и легковой автомобиль ГАЗ-М1, БА-20 имел привод лишь на заднюю ось. По шоссе автомобиль мог развивать скорость в 90 км/ч, по пересеченной местности средняя скорость составляла 36 км/ч.

В 1938 году подобно другим бронеавтомобилям Красной Армии он прошел процедуру модернизации. Обновленная машина получила обозначение БА-20М. Новая машина отличалась от предыдущей версии новой пулестойкой башенкой конической формы. В состав ее экипажа добавился третий человек – радист. Радист обслуживал усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3, которая оснащалась штыревой антенной и располагалась с левого борта броневика. В состав вооружения БА-20 был введен запасной пулемет ДТ, который размещался в боевом отделении. При этом боекомплект машины остался неизменным. Броневая защита автомобиля был усилена за счет использования лобовых листов башни и корпуса толщиной в 9 мм. Помимо этого удалось увеличить запас хода машины, который составлял теперь 450 км. Увеличение запаса хода произошло за счет установки дополнительного топливного бака на 30 литров. Данная модернизация привела к незначительному увеличению массы бронеавтомобиля. БА-20М стал весить на 100 кг. больше, его масса составила 2,62 тонны.

В 1936 году был разработан также железнодорожный вариант бронеавтомобиля БА-20ЖД, у которого помимо обычных колес имелись также и замещающие их в случае необходимости стальные диски с ребордами, которые способны были без проблем катиться по рельсам. Смена колес на бронеавтомобиле выполнялась силами экипажа за 30 минут, при этом снятые шины закреплялись по бортам корпуса. Скорость БА-20 по железной дороге составляла до 80 км/ч, а запас хода равнялся 430-540 км. Масса данной модификации бронеавтомобиля достигла 2,78 тонн. Данные машины чаще всего входили в состав бронепоездов или использовались в качестве легких разведывательных бронедрезин.


Боевое крещение БА-20 прошел во время вооруженного конфликта с Японией на реке Халхин-Гол, где было установлено, что броня БА-20 с легкостью пробивается бронебойными пулями крупнокалиберного 13,2-мм пулемета. Броня бронеавтомобиля держала лишь винтовочные и пулеметные простые и бронебойные пули калибра 7,62-мм. В дальнейшем бронеавтомобиль принял участие в советско-финской войне, в составе разведывательных батальонов, а также неплохо зарекомендовал себя в боях начального периода Великой Отечественной. Бронеавтомобиль серийно выпускался с 1936 по 1941 года, незначительное количество машин было собрано в 1942 году из остававшихся деталей. До начала Великой Отечественной войны было произведено 1557 БА-20.

Среди трофеев, которые были захвачены финской армией в ходе советско-финской войны 1939 года, среди прочего было и 22 бронеавтомобиля БА-20 и БА-20М. На вооружении финской армии данные бронеавтомобили находились вплоть до 1957 года. Помимо этого в ходе летних боев 1941 года немцы смогли захватить около 100 бронеавтомобилей обеих модификаций. Большинство из них было направленно в войска СС и полицейские части. В немецкой армии данная машина получила обозначение Panzerspaehwagen BA 20 (r), версия БА-20М – Panzerspaehwagen BA 202 (r). Машины Panzerspaehwagen BA 202 (r) состояли на вооружении различных частей, к примеру 7-й горнострелковой добровольческой дивизии СС «Принц Ойген».

Колонна бронетехники РККА пред отправкой на фронт. На фото запечатлены легкие бронеавтомобили БА-20, причем первый ряд составляют машины, оборудованные радиостанциями 71-ТК-1 с поручневой антенной. Справа, у верхнего среза фото, видна часть танковой колонны, состоящей из танков Т-28 и Т-35

Использованы источники:
www.bronetehnika.narod.ru/ba20/ba20.html
www.opoccuu.com/ba-20.htm
www.pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/broneavtomobili/83-ba-20

topwar.ru

БА-20М Википедия

БА-20

БА-20 в экспозиции музея Великой Отечественной войны в Киеве. Шины, а вероятно, и колесные диски, не „родные“
БА-20 (БА-20М)
Классификация лёгкий бронеавтомобиль[1]
Боевая масса, т 2,27 (2,32)[2]
Экипаж, чел. 2-3[3][4]
История
Годы производства 1936—1942
Годы эксплуатации 1936—1957
Количество выпущенных, шт. 2108[3]
Основные операторы СССР СССР
Размеры
Длина корпуса, мм 4310[4]
Ширина, мм 1750[4]
Высота, мм 2130[4]
База, мм 2845[1]
Колея, мм 1440
Клиренс, мм 240[4]
Бронирование
Тип брони стальная катаная [3]
Лоб корпуса (верх), мм/град. 6 (9)[2]
Лоб корпуса (низ), мм/град. 6 (6)[2]
Борт корпуса, мм/град. 5-6 (6)
Борт корпуса (верх), мм/град. [2]
Корма корпуса, мм/град. 5 (5)
Корма корпуса (верх), мм/град. [2]
Днище, мм 3 (3)[2]
Крыша корпуса, мм 5 (5)[2]
Лоб башни, мм/град. 6 (9)
Лоб рубки, мм/град. [2]
Борт башни, мм/град. 6 (6)[2]
Корма башни, мм/град. 6 (9)[2]
Корма рубки, мм/град. [2]
Крыша башни, мм 5 (5)[2]
Вооружение
Углы ВН, град. −13…+23°
Пулемёты 1 7,62-мм ДТ[3]
Другое вооружение радиостанция 71-ТК-1
Подвижность
Тип двигателя
ГАЗ-М
Производитель ГАЗ
Марка ГАЗ-М
Тип бензиновый[4]
Объём 3285 см3
Максимальная мощность 50[4]л. с. (36,8 кВт кВт ), при 2800 об/мин
Максимальный крутящий момент 166,8 Н·м, при 1300 об/мин
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров 4
Клапанов 4
Расход топлива при смешанном цикле 14,5
Диаметр цилиндра 98,43 мм
Ход поршня 107,95 мм
Степень сжатия 4,6
Система питания карбюратор
Охлаждение жидкостное
Клапанной механизм SV
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ чугун
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Рекомендованное топливо «бакинский» бензин или А-66 или А-70
Скорость по шоссе, км/ч 90[4]
Запас хода по шоссе, км

350 (БА-20 и БА-20М)


450 (БА-20М)[4][2]
Удельная мощность, л. с./т 19,8
Колёсная формула 4 × 2
Тип подвески на листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град. до 15[1]
Преодолеваемая стенка, м 0,24
Преодолеваемый ров, м 0,35
Преодолеваемый брод, м 0,5
 БА-20 на Викискладе

БА-20 — советский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Разработан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1 в качестве лёгкого бронеавтомобиля для разведки, связи и охранения РККА[4], серийно производился с 1936 по 1942 год в нескольких вариантах[3].

История

Проектирование бронеавтомобиля на шасси ГАЗ М-1 по заданию АБТУ РККА коллектив специалистов КБ Ижорского завода (А. А. Липгарт, А. М. Кригер и др.)[1] начал в октябре 1933 года, первые опытные бронемашины были изготовлены в январе 1936 года, в феврале 1936 года был изготовлен стандартизованный вариант БА-20. Изготовленные бронемашины были переданы на испытания в НИБТ, которые прошли успешно[5].

Производство

В июле 1936 года техническую документацию передали на Выксунский завод дробильно-размольного оборудования, который начал их серийное производство. Производство заполненных губчатой резиной пулестойких гусматических шин размера 7,00-16 для бронеавтомобилей БА-20 передали на ленинградский завод «Красный Треугольник»[3]. Всего с июля до конца декабря 1936 года завод выпустил [5].

В марте — апреле 1937 года инженеры Выксунского завода ДРО Миронин и Сухов спроектировали для БА-20 новую коническую башню повышенной пулестойкости, но тем не менее, первые из выпущенных в 1937 году БА-20 ещё имели цилиндрическую башню старого образца. В третьем квартале 1937 года к производству пулестойких шин для БА-20 был подключён Ярославский резино-асбестовый комбинат. 20 ноября 1937 года завод получил приказ наркомата тяжёлого машиностроения СССР продолжать выпуск бронемашин БА-20 только в варианте с новой конической башней, усиленной передней осью и усиленными колёсами[5].

При постройке некоторых выпущенных в 1938 году БА-20 использовали детали бронекорпусов, ранее выпущенных заводом для бронеавтомобилей ФАИ-М[1].

С осени 1938 года в конструкцию бронемашин внесли дополнительные изменения: были усилены рессоры, задний мост, а толщина брони лобового листа и башни увеличена до 9 мм. Модифицированный вариант назван БА-20М. Всего в 1938 годуо выпущено [5] и 35 в варианте жд.

В 1939 году выпущено , еще 30 были собраны в счет поставки в 1938 году 30 машин в Монголию. Итого 365, из них 42 в варианте жд. В 1940 году — (РККА – 334 и 18 жд, НКВД – 18, НКВМФ – 7 жд).[5]

В конце 1930-х годов на основе опыта производства и эксплуатации лёгких бронеавтомобилей принято решение о создании нового бронеавтомобиля для замены ФАИ и БА-20. В результате, разработаны и построены опытный бронеавтомобиль БА-21 (на трехосном шасси ГАЗ-21), опытный бронеавтомобиль ЛБ-23 (на трехосном шасси ГАЗ-22)[1] и опытный бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ, которые не производились серийно. В дальнейшем, перед началом Великой Отечественной войны принято решение о создании нового лёгкого бронеавтомобиля для замены БА-20 на полноприводном двухосном шасси[6].

В январе — мае 1941 года выпущено 239 БА-20 (для РККА – 237, включая 4 БА-20жд, для НКВД — 2)

В июне 1941 года выпущено 40 БА-20 и 16 БА-20жд, за июль — декабрь 1941 г. — ещё 317, включая 15 БА-20жд. Из них 3 машины, включая 1 БА-20жд отгрузили НКВМФ[5].

9 февраля 1942 года ГКО СССР принял постановление № 1415сс о прекращении производства бронемашин БА-20, в соответствии с которым 11 марта 1942 года наркомат танковой промышленности составил приказ № 268 о прекращении производства БА-20, который был направлен на завод. Производство БА-20 завершено в июле 1942 года. Всего с начала января до прекращения производства в июле 1942 года выпущено [5].

Боевое применение

Бои на Халхин-Голе

Летом 1939 года советские БА-20 участвовали в боях на Халхин-Голе[1], где положительно зарекомендовали себя в качестве разведывательных и связных машин, но оказались слабы в качестве боевых машин (их броня держала обстрел обычными и бронебойными пулями из винтовок и пулемётов нормального калибра, но бронебойные пули крупнокалиберных 13,2-мм пулемётов «гочкисс» японской армии её пробивали; кроме того, машины сгорали при забрасывании их бутылками с горючей смесью).

В ходе боевых действий 16 БА-20 безвозвратно потеряно и [7].

Польский поход Красной армии и Советско-финская война (1939—1940)

В сентябре 1939 года БА-20 участвовали в Освободительном походе в Польшу, зимой 1939 — 1940 года — в советско-финской войне (безвозвратные потери 33 машины)[1].

Перед Великой Отечественной войной

На 1 июня 1941 года в РККА числились 1424 БА-20 и 99 БА-20 жд, еще 2 машины находились на НИАБТ Полигоне. (ДОКЛАД начальника ГАБТУ Главному военному совету КА о состоянии обеспечения автобронетанковой техникой и имуществом Красной Армии. июнь 1941 года)

Всего на 22.06.1941 в РККА, НКВМФ и НКВД около 1550 БА-20. Еще около 40 машин находились либо в пути, либо на заводе[1].

Великая Отечественная война

На 22 июня 1941 года на вооружении РККА 1354 бронеавтомобилей БА-20 всех модификаций[3] (51% из них оснащены радиостанциями)[8]. В дальнейшем, они использовались во время Великой Отечественной войны.

Наиболее интенсивно БА-20 использовались в начале Великой Отечественной войны[1], в дальнейшем их количество сокращается[3]. Тем не менее, на отдельных участках фронта БА-20 сохранялись долгое время (в качестве примера, на 19 апреля 1944 года два БА-20 имелось в 48-м отдельном автобронетанковом батальоне 54-й армии Ленинградского фронта)[9].

Некоторое количество БА-20 оставалось в войсках на Дальнем Востоке летом 1945 года и они участвовали в войне против Японии (в частности, в боевых действиях против Квантунской армии участвовали 17 БА-20 в 111-й танковой дивизии РККА)[10].

Варианты и модификации

  • БА-20 — базовая модель с запасом хода 350 км[4], выпускалась с 1936 по 1938 год в двух вариантах исполнения: стандартном и радиофицированном (в последнем случае машина оборудована приемопередающей радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной на кронштейнах вокруг башни, а экипаж был увеличен до трёх человек за счёт радиста). Сваренный из стальных катаных листов корпус разработан на основе компоновки бронеавтомобиля ФАИ, первые броневики имели башню от бронеавтомобиля ФАИ, следующие — коническую башню нового образца. Всего выпущено 749 шт.[3]
  • БА-20жд — железнодорожный вариант БА-20 с возможностью переоборудования в лёгкую бронедрезину[4]. Оснащён комплектом из четырёх съёмных стальных железнодорожных колёс с ребордами для движения по рельсам, домкратом для замены колёс в полевых условиях силами экипажа и реверс-редуктором—демультипликатором. Масса бронемашины увеличилась до 2780 кг, максимальная скорость движения по шоссе снизилась до 50 км/ч. Всего в 1938—1939 годах выпущено 61 шт.[3][5].
  • БА-20М — модифицированный вариант, первый опытный образец построен в 1938 году[4], серийное производство началось в январе 1939 года и продолжалось до июня 1942 года. Бронемашина построена на специальном шасси ГАЗ-МС, имевшем усиленную балку переднего моста, усиленные рессоры и дополнительный топливный бак объёмом 30 литров. Боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т. — было усилено бронирование, установлена новая пулестойкая башня конической формы, радиостанция получила штыревую антенну. С 1940 года вместо радиостанции 71-ТК-1 на БА-20М начали устанавливать усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3. Запас хода был увеличен до 450 км по шоссе. Всего выпущено 1230 шт.[3]
  • БА-20Мжд — железнодорожный вариант БА-20М с возможностью переоборудования силами экипажа в лёгкую бронедрезину. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода — 430—540 км. В 1939—1941 годах построено 74[3][5].

Страны-эксплуатанты

Сохранившиеся экземпляры

Также в последние годы собран ряд реплик высокой степени достоврености — в частных коллекциях, в Музее «Боевой славы Урала» в г. Верхняя Пышма и др. Некоторые реплики в ходовом состоянии.

Фотогалерея

Смотрите также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 инженер Е. Прочко. Штабной, связной, разведывательный // журнал «Техника молодёжи», № 5, 1983. стр.24-25
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.377
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Е. Д. Кочнев. Автомобили Великой Отечественной. М., ЭКСМО, 2010. стр.102-105
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 БА-20 // Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.24-26
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.191-204, 377-378
  6. ↑ Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.60
  7. ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.281-285
  8. ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.296
  9. ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.315
  10. ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.316
  11. 1 2 М. Коломиец. Лёгкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — С. 79. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 2 / 2007). — 2000 экз. — ISBN 5-90126-601-3.
  12. ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.322
  13. ↑ Surviving Russian and Soviet Armoured Cars. the.shadock.free.fr (15 May 2018). Проверено 2 июня 2018.

Литература

  • Билык С. Т. Бронированные колесные машины Советской Армии. Краткий очерк — альбом из истории бронированных колесных машин. М., 1970.
  • Иванов П. Н. Бронеавтомобили // журнал «Автомобильная промышленность», № 5, 1995. стр.14-16
  • Коломиец М. Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг.. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — 384 с. — 6000 экз. — ISBN 978–5–699–21870–7.
  • М. Коломиец. Лёгкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 2/2007). — 2000 экз. — ISBN 5-90126-601-3.
  • Кузнецов П. О взаимозаменяемости деталей при ремонте моторов ГАЗ и М-1 // «Автобронетанковый журнал», № 3, март 1938. стр.74-77
  • Медведков В. И. д. техн. н. Советские бронеавтомобили // журнал «Автомобильная промышленность», № 3, 1985. стр.28-30

Ссылки

wikiredia.ru

БА-20М Википедия

БА-20

БА-20 в экспозиции музея Великой Отечественной войны в Киеве. Шины, а вероятно, и колесные диски, не „родные“
БА-20 (БА-20М)
Классификация лёгкий бронеавтомобиль[1]
Боевая масса, т 2,27 (2,32)[2]
Экипаж, чел. 2-3[3][4]
История
Годы производства 1936—1942
Годы эксплуатации 1936—1957
Количество выпущенных, шт. 2108[3]
Основные операторы СССР СССР
Размеры
Длина корпуса, мм 4310[4]
Ширина, мм 1750[4]
Высота, мм 2130[4]
База, мм 2845[1]
Колея, мм 1440
Клиренс, мм 240[4]
Бронирование
Тип брони стальная катаная [3]
Лоб корпуса (верх), мм/град. 6 (9)[2]
Лоб корпуса (низ), мм/град. 6 (6)[2]
Борт корпуса, мм/град. 5-6 (6)
Борт корпуса (верх), мм/град. [2]
Корма корпуса, мм/град. 5 (5)
Корма корпуса (верх), мм/град. [2]
Днище, мм 3 (3)[2]
Крыша корпуса, мм 5 (5)[2]
Лоб башни, мм/град. 6 (9)
Лоб рубки, мм/град. [2]
Борт башни, мм/град. 6 (6)[2]
Корма башни, мм/град. 6 (9)[2]
Корма рубки, мм/град. [2]
Крыша башни, мм 5 (5)[2]
Вооружение
Углы ВН, град. −13…+23°
Пулемёты 1 7,62-мм ДТ[

ru-wiki.ru

БА-20 – лёгкий пулемётный бронеавтомобиль — DRIVE2

В начале 30-х годов на базе легкового автомобиля ГАЗ-А был создан бронеавтомобиль ФАИ. Этот бронеавтомобиль был широко унифицирован со своим легковым прототипом, и поэтому, когда выпуск ГАЗ-А был прекращен в связи с освоением в производстве автомобиля ГАЗ-М1, потребовалось создать замену и бронеавтомобилю ФАИ. Создать эту замену, естественно решили на базе «эмки». Так на свет появился лёгкий пулемётный бронеавтомобиль БА-20.

Бронеавтомобиль ФАИ

Аналогичным образом было решено поступить и с более мощным неполноприводным автомобилем ГАЗ-М-1 (конструкторы А. А. Липгарт, А. М. Кригер и другие). Бронеавтомобиль БА-20 был разработан и изготовлен на Выксинском заводе (г. Выкса, Горьковская обл.) дробильно-размольного оборудования в 1936 г. Машина была принята на вооружение и находилась в серийном производстве на том же заводе с 1936 по 1941 гг. По ряду причин создать более надежную бронезащиту и совершенное вооружение, чем на ФАИ, у очередной бронемашины сразу не удалось.

Бронеавтомобиль БА-20

Машина имела компоновочную схему с передним расположением силовой установки. Совмещенные отделение управления и боевое размещались в средней и кормовой частях корпуса. В кормовой части корпуса над боевым отделением устанавливалась вращающаяся пулеметная башня. Посадка и выход экипажа, состоявшего из двух человек, производились через бронированные двери расположенные в бортах корпуса машины и люк в крыше башни. Для кругового обзора предназначались смотровые щели в башне и корпусе, закрываемые изнутри бронезаслонками, и смотровые лючки в лобовом листе, дверях и корме.Еще один люк — десантный — имелся в днище машины и предназначался для выхода экипажа из подбитой машины на поле боя.
Бронеавтомобиль был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ, установленным в шаровой опоре вращающейся башни. Боекомплект к пулемету составлял 1386 патронов. Углы вертикального наведения пулемета находились в пределе от — 13° до +23°. При стрельбе использовался простой механический прицел. Вращение башни осуществлялось с помощью спинного упора усилием стрелка, который к тому же выполнял обязанности командира экипажа, сидящего на вращающемся регулируемом по высоте сидении, которое было закреплено на днище машины.

Броневая защита — противопульная. Сварной корпус бронеавтомобиля был изготовлен из катаных броневых листов толщиной 4 и 6 мм, расположенных под большими углами наклона. Он имел увеличенный по сравнению с бронеавтомобилем ФАИ объем боевого отделения (для размещения радиостанции) и сравнительно небольшие размеры и массу. В днище машины имелся десантный люк. На бронеавтомобиле устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором «Зенит» с экономайзером. Пуск двигателя производился с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт) В батарейной контактной системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина), распределитель с центробежным регулятором и свечи зажигания. Емкость топливных баков составляла 70 л. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 350 км. В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление с накладками из феродо, трехступенчатая коробка передач (три передачи переднего и одна — заднего хода), карданная передача, главная передача, конический дифференциал с полуосями разгруженного типа. По привлекательной цене межкомнатные двери софья для ваших нужд.
Колесная формула машины — 4×2. Зависимая подвеска машины, состоявшая из продольно расположенных полуэллиптических листовых рессор, усиленных дополнительными листами (11 вместо 9). Наличие гидравлических поршневых амортизаторов, обеспечивало возможность движения по грунтовым дорогам с достаточно высокой средней скоростью — до 35 км/ч. Задний мост машины был усилен. Живучесть БА-20 обеспечивали пулестойкие шины ГК.
Электрооборудование бронеавтомобиля было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-100 емкостью 100 А•ч и генератор ГМ-71 мощностью 120 Вт.
Для внешней связи на части машин использовалась приемо-передающая коротковолновая радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной.
Радиостанция устанавливалась в боевом отделении слева за водителем. Для ее питания использовался дополнительная аккумуляторная батарея ЗСТ-100. При установке радиостанции в состав экипажа вводился радист. Для внутренней связи использовался танкофон.
Бронеавтомобиль был надежен и обладал достаточной проходимостью — хорошие тяговые свойства двигателя М-1 мощностью 50 л.с. позволяли БА-20 преодолевать подъемы до 15°, косогоры — до 12°, канавы шириной до 0,35 м и броды глубиной до 0,5 м. Как и «эмка», броневик имел привод только на заднюю ось.
В 1936 году построили и железнодорожный вариант БА-20, у которого, кроме обычных колес, имелись и заменяющие их по необходимости стальные диски с ребордами, способными катиться по рельсам. Смена колёс происходила в течении 30 минут. Снятые шины крепились по бортам корпуса. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода — 430-540 км. Время смены шин на диски силами экипажа занимало около получаса. Масса этой машины составляла уже 2,78 т. Они использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин.

БА-20 в качестве бронедрезины


БА-20 в качестве бронедрезины


БА-20 в качестве бронедрезины

В 1938 году БА-20, подобно другим броневикам, был модернизирован. На обновленной машине, получившей обозначение БА-20М, установили пулестойкую башню конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3 со штыревой антенной, расположенной по левому борту. В состав вооружения был введен запасной 7,62-мм пулемет ДТ, который укладывался в боевом отделении. Боекомплект к оружию остался без изменений. Броневая защита машины была усилена за счет применения лобовых листов корпуса и башни толщиной 9 мм. Кроме того был увеличен запас хода до 450 км, за счет установки дополнительного топливного бака емкостью 30 л (общая емкость двух топливных баков составляла 90 л). Естественно, после такой модернизации боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т, что несколько ухудшило его динамические качества и проходимость.
Бронеавтомобиль БА-20 выпускался с 1936 года до 1941 года (небольшое количество машин БА-20 ещё было выпущено в начале 1942 года из оставшихся деталей). Всего с 1936 по 1942 год было выпущено 2013 БА-20, причем 1557 из них — до начала Великой Отечественной войны.

www.drive2.ru

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

        В 1938 году БА-20, подобно другим броневикам, был модернизирован. На обновленной машине, получившей обозначение БА-20М, установили пулестойкую башню конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3 со штыревой антенной, расположенной по левому борту. В состав вооружения был введен запасной 7,62-мм пулемет ДТ, который укладывался в боевом отделении. Боекомплект к оружию остался без изменений. Броневая защита машины была усилена за счет применения лобовых листов корпуса и башни толщиной 9 мм. Кроме того был увеличен запас хода до 450 км, за счет установки дополнительного топливного бака емкостью 30 л (общая емкость двух топливных баков составляла 90 л). Естественно, после такой модернизации боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т, что несколько ухудшило его динамические качества и проходимость.
В 1936 году построили и железнодорожный вариант БА-20, у которого, кроме обычных колес, имелись и заменяющие их по необходимости стальные диски с ребордами, способными катиться по рельсам. Смена колёс происходила в течении 30 минут. Снятые шины крепились по бортам корпуса. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода — 430-540 км. Время смены шин на диски силами экипажа занимало около получаса. Масса этой машины составляла уже 2,78 т. Они использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин.
Бронированная машина БА-20 прошла крещение огнем во время вооруженного конфликта на реке Халхин-Гол, где и выяснилось, что броня БА-20 легко пробивается бронебойной пулей крупнокалиберного 13,2-мм пулемёта. Она не пробивалась только ружейно-пулемётной простой и бронебойной пулей. БА-20 принял также участие в советско-финской войне, в составе разведывательных батальонов, и неплохо показал себя в боях начального периода Великой Отечественной войны.
Panzerspaehwagen BA 202 (r) в качестве бронедрезины
        В числе трофеев, захваченных финской армией и оставшихся или эвакуированных на территорию Финляндии в период Зимней войны 1939 года было, среди прочего, 22 бронеавтомобиля БА-20 и БА-20М.
        Кроме того, летом 1941 года немецкие войска захватили около сотни советских бронеавтомобилей БА-20 и БА-20М. Трофейные машины попали в полицейские части и войска СС. Одна или две машины, состоявшие на вооружении немецкой полиции, были захвачены польскими повстанцами во время Варшавского восстания в августе 1944 года. В немецкой армии бронеавтомобили БА-20 получили обозначение Panzerspaehwagen BA 20 (r), a БА-20М — Panzerspaehwagen BA 202 (r). Бронеавтомобили BA 202 (r) состояли на вооружении разных частей, в том числе 7-й горнострелковой добровольческой дивизии СС «Принц Ойген».
        Бронеавтомобиль БА-20 выпускался с 1936 года до 1941 года (небольшое количество машин БА-20 ещё было выпущено в начале 1942 года из оставшихся деталей). Всего с 1936 по 1942 год было выпущено 2013 БА-20, причем 1557 из них — до начала Великой Отечественной войны.
Тактико-технические характеристики
МодельБА-20БА-20М
Год выпуска    1936    1938
Экипаж    2    3
Масса, кг    2200    2620
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
   2,7   2,9
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   4,21
    1,75
    2,13

   4,21
    1,75
    2,13
Клиренс, м    0,235    0,235
Переговорное устройство    71-ТК-1    71-ТК-3
Бронирование, мм   Лоб корпуса 6 мм
    Башня 6 мм
    Борт 6 мм
    Корма 6 мм
    Крыша 4 мм
    Днище 4 мм
   Лоб корпуса 9 мм
    Башня 9 мм
    Борт 6 мм
    Корма 6 мм
    Крыша 4 мм
    Днище 4 мм
Вооружение    1 x 7.62 мм ДТ    1 x 7.62 мм ДТ
Боезапас    1386 патронов    1386 патронов
Двигатель    «ГАЗ-М1», 50 л.с.
    4-цилиндровый
    «ГАЗ-М1», 50 л.с.
    4-цилиндровый
Запас хода, км    350    450
Макс. скорость, км/ч    90    85
Преодолеваемые
препятствия, град
    15    15
Выпущено, шт2013
Фотографии БА-20 и БА-20М 

            Чертеж бронеавтомобиля БА-20:
                   — боковые проекции БА-20М
                   — боковые проекции бронедрезины


Источники:
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г.
Е.Прочко «Штабной, связной, разведывательный» (Техника-молодёжи №3, 1983 г.)
В.Н.Газенко, В.Е.Ильин «Бронетранспортёры и бронемашины России». Москва, АСТ, 2001 г.
М.Коломиец. «Битва за Москву» 30.09-5.12.1941 гг. (Фронтовая иллюстрация №1, 2002 г.)
М.Коломиец «Бои у реки Халхин-Гол» (Фронтовая иллюстрация №2, 2002 г.)


  

bronetehnika.narod.ru

БА-20 Википедия

БА-20

БА-20 в экспозиции музея Великой Отечественной войны в Киеве. Шины, а вероятно, и колесные диски, не „родные“
БА-20 (БА-20М)
Классификация лёгкий бронеавтомобиль[1]
Боевая масса, т 2,27 (2,32)[2]
Экипаж, чел. 2-3[3][4]
История
Годы производства 1936—1942
Годы эксплуатации 1936—1957
Количество выпущенных, шт. 2108[3]
Основные операторы СССР СССР
Размеры
Длина корпуса, мм 4310[4]
Ширина, мм 1750[4]
Высота, мм 2130[4]
База, мм 2845[1]
Колея, мм 1440
Клиренс, мм 240[4]
Бронирование
Тип брони стальная катаная [3]
Лоб корпуса (верх), мм/град. 6 (9)[2]
Лоб корпуса (низ), мм/град. 6 (6)[2]
Борт корпуса, мм/град. 5-6 (6)
Борт корпуса (верх), мм/град. [2]
Корма корпуса, мм/град. 5 (5)
Корма корпуса (верх), мм/град. [2]
Днище, мм 3 (3)[2]
Крыша корпуса, мм 5 (5)[2]
Лоб башни, мм/град. 6 (9)
Лоб рубки, мм/град. [2]
Борт башни, мм/град. 6 (6)[2]
Корма башни, мм/град. 6 (9)[2]
Корма рубки, мм/град. [2]
Крыша башни, мм 5 (5)[2]
Вооружение
Углы ВН, град. −13…+23°
Пулемёты 1 7,62-мм ДТ[3]
Другое воор

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *