Азербайджан армения конфликт – Карабахский конфликт — Википедия

Армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. Справка

По данным азербайджанских источников, Карабах – одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов «гара» (черный) и «баг» (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

Согласно Курекчайскому договору 1805 года, Карабахское ханство, как мусульмано-азербайджанская земля, было подчинено России. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России. В первой трети XIX в., согласно Туркменчайскому договору и договору Эдирне, началось искусственное размещение переселенных из Ирана и Турции армян в Северном Азербайджане, в том числе в Карабахе.

28 мая 1918 года в Северном Азербайджане было создано независимое государство Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), сохранившая свою политическую власть над Карабахом. В то же время объявленная Армянская (Араратская) Республика выдвинула на Карабах свои претензии, не признанные правительством АДР.  В январе 1919 года правительство АДР создало Карабахскую губернию, включавшую в себя Шушинский, Джаванширский, Джебраильский и Зангезурский уезды.

В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В 1923 году на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение «О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР». Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

Второго сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов. На сессии была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения   99,89% – высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

В ходе конфликта регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.

В то же время армянская сторона считает, что под контролем Азербайджана остается часть Карабаха – села Мардакертского и Мартунинского районов, весь Шаумяновский район и Геташенский подрайон, а также Нахичевань.

В описании конфликта стороны приводят свои цифры о потерях, отличающиеся от данных противоположной стороны. По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.

12 мая того же года в Москве состоялась встреча министра обороны Армении Сержа Саргсяна (ныне – президент Армении), министра обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедова и командующего Армией Обороны НКР Самвела Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. 23 сентября 1991 года в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении. В марте 1992 года была учреждена Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В середине сентября 1993 года в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха. Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча Президента Азербайджана Гейдара Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. С 1999 года проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.

ria.ru

Что нужно знать о конфликте в Нагорном Карабахе – Мир – Коммерсантъ

В зоне армяно-азербайджанского противостояния произошли самые серьезные столкновения с 1994 года — с того момента, когда стороны договорились о перемирии, остановив горячую фазу войны за Нагорный Карабах.


В ночь на 2 апреля ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась. «Я распорядился не поддаваться провокациям, однако враг вконец распоясался», — объяснил происходящее президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Минобороны Армении заявили о «наступательных действиях с азербайджанской стороны».

Обе стороны заявили о значительных потерях в живой силе и бронетехнике у противника и минимальных — со своей стороны.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Однако Армения и Азербайджан неоднократно обвиняли друг друга в нарушении перемирия.

История конфликта

20 февраля 1988 года совет депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), преимущественно заселенной армянами, обратился к руководству СССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, а также к погромам среди как армянского, так и азербайджанского населения.

В декабре 1989 года власти Армянской ССР и НКАО подписали совместное постановление о включении области в состав Армении, на что Азербайджан ответил артиллерийским обстрелом карабахской границы. В январе 1990 года Верховный совет СССР объявил чрезвычайное положение в зоне конфликта.

В конце апреля — начале мая 1991 года в НКАО была проведена операция «Кольцо» силами ОМОНа Азербайджана и войск МВД СССР. В течение трех недель депортации подверглось армянское население 24 карабахских сел, более 100 человек были убиты. Силы МВД СССР и советской армии проводили акции по разоружению участников столкновений до августа 1991 года, когда в Москве начался путч, приведший к развалу СССР.

2 сентября 1991 года в Степанакерте была провозглашена Нагорно-Карабахская республика. Официальный Баку признал данный акт незаконным. В ходе начавшейся войны между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и поддерживающей его Арменией стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. С апреля по ноябрь 1993 года Совбез ООН принял четыре резолюции с требованием о прекращении огня в регионе.

5 мая 1994 года три стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом. Официальный Баку до сих пор считает регион оккупированной территорией.


Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской республики

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория НКР является частью Азербайджанской Республики. В марте 2008 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против).

В настоящий момент Нагорно-Карабахская республика не получила признания со стороны государств—членов ООН и не является ее членом, в связи с этим в официальных документах государств—членов ООН и образованных ими организаций по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица).

Нагорно-Карабахская республика признана частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской республикой.


Обострение конфликта

В ноябре 2014 года отношения между Арменией и Азербайджаном резко обострились после того, как в Нагорном Карабахе азербайджанские военные сбили армянский вертолет Ми-24. На линии соприкосновения возобновились регулярные обстрелы, стороны впервые с 1994 года обвиняли друг друга в применении крупнокалиберных артиллерийских средств поражения. В течение года неоднократно сообщалось о погибших и раненых в зоне конфликта.

В ночь на 2 апреля 2016 года в зоне конфликта возобновились масштабные боевые действия. Минобороны Армении заявило о «наступательных действиях» Азербайджана с использованием танков, артиллерии и авиации, в Баку сообщили, что применение силы стало ответной мерой на обстрелы из минометов и крупнокалиберных пулеметов.

3 апреля Минобороны Азербайджана заявило о решении в одностороннем порядке приостановить военные действия. Однако и в Ереване, и в Степанакерте сообщили, что бои продолжились.

Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил 4 апреля, что «ожесточенные бои по всей протяженности линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил продолжаются».

В течение трех суток стороны конфликта отчитывались о крупных потерях у противника (от 100 до 200 убитых), но эти сведения сразу же опровер

www.kommersant.ru

Армения назвала условие разрешения конфликта с Азербайджаном: Закавказье: Бывший СССР: Lenta.ru

Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха может быть решен только в случае отказа Баку от «нереалистичных ожиданий». Об этом в понедельник, 12 февраля, заявил президент Армении Серж Саргсян, передает «Sputnik Армения».

«До тех пор, пока Азербайджан будет продолжать оставаться в объятьях грез и бредить о захвате Зангезура (Сюникская область Армении — прим. «Ленты.ру») и Еревана, мы не можем надеяться на то, что конфликт будет решен», — сказал Саргсян, вспомнив недавнее заявление своего азербайджанского коллеги Ильхама Алиева.

Материалы по теме

00:17 — 6 апреля 2016

«В предыдущие годы у Азербайджана было много возможностей мирно решить конфликт. Однако их действия привели к тому, что сейчас мы можем говорить только о потерянных возможностях», — добавил армянский лидер.

8 февраля Ильхам Алиев, выступая на съезде правящей партии «Новый Азербайджан», назвал политической и стратегической целью «возвращение в Ереван», который, по его словам, является «исторической территорией азербайджанцев». Алиев отнес к историческим землям Азербайджана Эриванское ханство (юго-западные и центральные области Армении), Зангезур и Гокча (озеро Севан на востоке Армении).

«Об этом должны знать как наше молодое поколение, так и весь мир. Мы, азербайджанцы, должны вернуться на эту историческую землю. Это является нашей политической и стратегической целью, к которой мы должны постепенно приближаться», — указал Алиев.

Министерство иностранных дел Армении обвинило азербайджанского президента в расизме. «Заявления президента Азербайджана, государства, появившегося на политической карте мира лишь 100 лет назад, о территориальных претензиях к Армении — не новость. Эти заявления в совокупности с неоднократными декларациями о том, что армяне всего мира — враги Азербайджана номер один, в очередной раз демонстрируют всю расистскую сущность правящего режима Баку», — сообщил пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян.

Нагорный Карабах, населенный преимущественно этническими армянами, провозгласил независимость от Азербайджана в 1991 году. Баку попытался вернуть регион под свой контроль посредством силовой операции, но потерпел неудачу. В 1994 году Азербайджан, Армения и непризнанная НКР подписали при посредничестве России Бишкекский протокол о перемирии.

Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайтесь!

lenta.ru

Карабахский конфликт: страшная трагедия для азербайджанцев и армян

Мамикон  Бабаян специально для «Вестника Кавказа»

Усиление этнического сепаратизма эксперты считают одним из основных факторов, негативно влияющих на обеспечение региональной и международной безопасности. Ярким тому примером на постсоветском пространстве уже почти три десятилетия остается конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Изначально конфликт между Арменией и Азербайджаном был искусственно спровоцирован извне, причем рычаги давления на ситуацию находились в разных руках, которым противостояние было необходимо сначала для развала СССР, а потом для прихода к власти карабахского клана. Кроме того, разгорающийся конфликт сыграл на руку тем крупным игрокам, которые намеревались упрочить свое присутствие в регионе. И, наконец, противостояние позволяло давить на Баку для заключения с ним более выгодных нефтяных контрактов. По разработанному сценарию, события начались в НКАО и в Ереване – азербайджанцев увольняли с работы, и люди были вынуждены уезжать в Азербайджан. Затем начались погромы в армянских кварталах Сумгаита и в Баку, который, к слову, был самым интернациональным городом Закавказья.

Политолог Сергей Кургинян рассказывал, что когда зверски убивали армян вначале в Сумгаите, издеваясь над ними и совершая некие ритуальные действия, то делали это не азербайджанцы, а люди со стороны, нанятые представители международных частных структур. «Мы этих представителей знаем по именам, знаем, к каким структурам они принадлежали тогда, к каким структурам они принадлежат теперь. Эти люди убивали армян, подключали к этому делу азербайджанцев, потом убивали азербайджанцев, подключали к этому делу армян. Потом сталкивали армян и азербайджанцев, и начиналась эта управляемая напряженность. Мы это все видели, мы видели, что за этим стоит», — рассказывало политолог.

По данным Кургиняна, в то время «не имеющие никакого к этому отношения демакратоидные и либероидные мифы уже воспринимались как истина в последней инстанции, как нечто самоочевидное, как нечто абсолютно правильное, они уже управляли сознанием. Все эти вирусы уже вгрызались в сознание, и толпы бежали в нужном направлении, в направлении к собственному концу, к собственной беде, к собственному предельному неблагополучию, в котором они и оказались в последствии». Позднее такая тактика была использована для разжигания и других конфликтов.

Пути урегулирования конфликта ищет обозреватель «Вестника Кавказа» Мамикон Бабаян.

Карабахская война стала одной из самых кровопролитных на постсоветском пространстве. Народы близкими языками и культурой, веками жившие рядом, оказались разделены на два враждующих лагеря. За многолетний период конфликта погибло более 18 тысяч человек, и эта цифра постоянно растет.

Население с обеих сторон живет в постоянным напряжении в связи с частыми перестрелками, и опасность возобновления крупномасштабный войны сохраняется до сих пор. Причем речь идет не только о войне с применением огнестрельного оружия. Конфликт проявляется в разделе общего исторического и культурного наследия, в том числе национальной музыки, архитектуры, литературы, кухни.

С момента заключения перемирия в Карабахе прошло уже 25 лет, и азербайджанскому руководству с каждым годом все труднее и труднее объяснять своему обществу, по какой причине самая богатая страна региона продолжает испытывать трудности в решении вопроса восстановления территориальной целостности. Сегодня в регионе разворачивается настоящая информационная война. Хотя полномасштабные военные действия уже не ведутся (за исключением эскалации в апреле 2016), война стала явлением ментальным. Армения и Карабах живут в напряжении, которое поддерживается силами, заинтересованными в дестабилизации региона. Атмосфера милитаризации заметна на примере воспитательных программ школьных и дошкольных учреждений Армении и непризнанной «Нагорно-Карабахской Республики». СМИ не перестают заявлять об угрозе, которую они усматривают в заявлениях азербайджанских политиков.

В Армении карабахский вопрос разделяет общество на два лагеря: тех, кто настаивает на принятии ситуации де-факто без каких-либо уступок, и тех, кто соглашается на необходимость принятия болезненных компромиссов, благодаря которым удастся преодолеть кризисные послевоенные последствия, в том числе экономическую блокаду Армении. Стоит заметить, что ветераны карабахской войны, которые сейчас находятся у власти в Ереване и «НКР», не рассматривают условие сдачи занятых районов. Правящие элиты страны понимают, что попытка передать под прямой контроль Баку хотя бы часть спорных территорий приведет к митингам в армянской столице, а, может, и к гражданскому противостоянию в стране. Тем более, многие ветераны категорически отказываются возвращать «трофейные» территории, которые им удалось отвоевать в 1990-е годы.

Несмотря на очевидный кризис в отношениях, и в Армении, и в Азербайджане существует общее осознание негативных последствий происходящего. До 1987 года мирное сосуществование поддерживалось межнациональными браками. Не может быть и речи о «вечной войне» армян и азербайджанцев, так как за всю историю в самом Карабахе не существовало условий, из-за которых азербайджанское население могло покидать НКАО (Нагорно-Карабахскую автономную область

Между тем, представители армянской диаспоры, которые родились и выросли в Баку не льют негатива на своих друзей и знакомых из Азербайджана. «Народ врагом быть не может», — часто можно услышать из уст старшего поколения азербайджанцев, когда  речь идет о Карабахе.

Тем не менее карабахский вопрос остается рычагом давления на Армению и Азербайджан. Проблема накладывает отпечаток на ментальном восприятии армян и азербайджанцев, которые живут за пределами Закавказья, что, в свою очередь, служит поводом для складывания негативного стереотипа взаимоотношений двух народов. Проще говоря, карабахская проблема мешает жить, мешает вплотную заняться проблемами энергетической безопасности региона, а также реализовывать выгодные для всего Закавказья совместные транспортные проекты. Но совершить первый шаг к урегулированию не решается ни одна власть, опасаясь конца своей политической карьеры в случае уступок в карабахском вопросе.

В понимании Баку начало мирного процесса – это конкретные шаги по освобождению части земель, которые в данный момент отторгнуты. Эти территории Азербайджан считает оккупированными, ссылаясь на резолюции Совета безопасности ООН времен карабахской войны 1992-1993 годов. В Армении перспектива возврата земель – крайне болезненная тема. Это связано с вопросом безопасности местного гражданского населения. За послевоенные годы, занятые территории превратились в «пояс безопасности», потому сдача стратегических высот и территорий для армянских полевых командиров немыслима. Но именно после захвата территорий, которые не входили в состав НКАО, произошло самое массовое изгнание мирного населения. Почти 45% азербайджанских беженцев происходят из Агдамского и Физулинского районов, а сам Агдам и сегодня остается городом-призраком.

Чья это территория? Прямо ответить на этот вопрос невозможно, так как археология, памятники архитектуры дают все основания полагать, что и армянское и тюркское присутствие в регионе исчисляется веками. Это общая земля и общий дом многих народов, включая и тех, которые сегодня конфликтуют. Карабах для азербайджанцев — вопрос национальной важности, так как было осуществлено изгнание и отторжение. Карабах для армян — идея борьбы народа за право на землю. В Карабахе сложно найти человека, готового согласиться на возвращение прилегающих территорий, ведь эта тема увязана с вопросом безопасности. В регионе не устранена межнациональная напряженность, преодолев которую будет возможно говорить, что карабахский вопрос в скором времени будет разрешен.

vestikavkaza.ru

Столкновения на армяно-азербайджанской границе (2012) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Столкновения на армяно-азербайджанской границе
Основной конфликт: Карабахский конфликт
Дата 4—8 июня 2012
Место

Армения Армения/Азербайджан Азербайджан

  • Бердаван
  • Чинари
  • Воскепар/Нижняя Аскипара
  • Чамбарак

Азербайджан Азербайджан/Нагорно-Карабахская Республика

ru.wikipedia.org

Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха

Армения / Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха

Характер политических процессов в Армении и Азербайджане в конце 1980-х годов и на протяжении 1990-х годов в значительной мере определялся конфликтом с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха.

Благодаря перестройке и политике гласности во второй половине 1980-х годов в армянском национальном сознании на первый план вышли проблемы национальной идентичности. Большинство армян воспринимало как несправедливость тот факт, что международные договоры начала 1920-х годов, определившие границы в регионе, в конечном итоге ущемляли интересы армянского народа в целом. Такая установка в национальном самосознании усиливала решимость армян «держаться» за Нагорный Карабах (армянское название — Арцах), рассматриваемый как часть исторической Армении за пределами республики, населённая армянским большинством (в 1979 году всё население НКАО составляло 162 тысячи человек, из них 123 тысяч армян и 37 тысяч азербайджанцев). Таким образом, Карабах представлял собой важную часть армянского национального проекта, появившегося у националистически настроенной части армянского общества в ходе преобразований второй половины 1980-х годов.

Целью же Азербайджана было недопущение присоединения НКАО к Армении. Следует отметить, что и в Армении, и в Азербайджане национальные движения начинались не как антисоветские, а изначально включали требования к советскому руководству признать законность их притязаний на НКАО. Неспособность советских руководителей удовлетворительным образом разрешить на начальной стадии армяно-азербайджанский конфликт стала одной из основных причин, толкнувших национальные движения на путь независимости с полным выходом из СССР Нагорно-Карабахская автономная область в составе Азербайджанской ССР была образована 7 июля 1923 года. Её созданию предшествовали более трёх лет ожесточённых споров между центральным руководством в Москве, а также советскими руководителями Армении и Азербайджана. Первая стадия этого спора ознаменовалась декларацией Азревкома от 30 ноября 1920 года, признававшей спорные районы Зангезур и Нахичевань частью советской Армении и предоставлявшей Нагорному Карабаху, большую часть населения которого составляли армяне, право на самоопределение. Такую позицию поддерживали, в частности, И. В. Сталин и Серго Орджоникидзе. Однако окончательное решение было принято на внеочередном заседании Кавказского бюро ЦК РКП(б), состоявшемся 5 июля 1921 года, в резолюции которого содержалось требование включить Нагорный Карабах в состав Азербайджана, «предоставив ему широкую областную автономию».

В отечественной историографии существуют различные точки зрения относительно причин изменения подхода советского руководства в 1921 году. В качестве таковых чаще ссылаются на изменение позиции И. В. Сталина. Более обоснованной представляется точка зрения о том, что решение Кавбюро о включении Нагорного Карабаха в состав Азербайджана отражало широкие стратегические устремления большевиков заручится доверием и поддержкой лидера Турции Кемаля Ататюрка и успокоить ропот мусульманского населения, которое в то время Советская Россия пыталась «революционизировать». Азербайджан с его большим, чем в Армении, населением и жизненно важными нефтяными ресурсами рассматривался большевиками, подобно кемалистской Турции, как «маяк революции на Востоке» и казался важнее Армении с точки зрения интересов мировой революции.

Автономная область Нагорный Карабах была образована в 1923 году только на части территории края, при этом за пределами автономии остался ряд карабахских районов с преимущественно армянским населением (Лачинский, Кельбаджарский, Шаумянский) и значительные территории, включённые в состав Ханларского, Физулинского, Агдамского, Дашкесанского, Кедабегского, Бардинского, Джебраильского, Кубатлинского районов Азербайджана. Образование НКАО не удовлетворило ни армян, ни азербайджанцев. Армяне считали ненормальным образование отдельной автономной области, почти целиком населённой армянами, вне Армении. Азербайджанцы возражали против того, что в пределах территории их республики будет создано отдельное образование с ранее не существовавшими административными границами и правами автономии и тормозили выполнение решения Кавбюро. Оставшаяся часть Нагорного Карабаха была включена в состав Азербайджанской ССР, и только Шаумянский район сохранился в виде отдельной административной единицы. Кроме того, во время определения административной границы автономной области была исключена возможность непосредственного соприкосновения с Арменией.

В латентном состоянии межэтнические противоречия существовали здесь на протяжении всего советского периода. Однако армянская сторона периодически просила решить проблему Карабаха, а в самом Карабахе имели место незначительные межнациональные столкновения задолго до 1988 года. Кроме того, в советский период руководство Азербайджана стремилось изменить национальный состав в НКАО, увеличив долю этнических азербайджанцев.

В 1987 — начале 1988 годов в Ереване проходили митинги, на которых выдвигались требования передачи НКАО Армении. Действия армянской стороны в условиях отсутствия чёткой реакции со стороны высших советских руководителей спровоцировали азербайджанские власти на репрессии против армян.

В конце 1987 года в НКАО произошло массовое избиение протестующих армян. Армянские националисты использовали данный повод для провоцирования национальной розни и проводили с 18 октября бессрочные митинги в Ереване. В ноябре 1988 г. произошли первые межнациональные столкновения, что привело к выдавливанию азербайджанского населения из Армении.

26 февраля 1988 года в Ереване прошёл митинг, в котором участвовали около 1 миллиона человек. Эскалация конфликта в Карабахе привела к возрастанию насилия в других районах массового проживания армян в Азербайджане. В конце февраля 1988 года в Сумгаите (25 км от Баку) были организованы (при непосредственном участии властей) армянские погромы, которые отличались особой жестокостью (по официальным данным, в ходе этих событий погибли 26 армян и 6 азербайджанцев). Армянскому населению НКАО на всех уровнях оказывалась поддержка в Армении. Верховный Совет Армении в июне 1988 года принял решение о включении Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР, что вызвало резкие протесты со стороны Верховного Совета Азербайджана, настаивавшего на том, что Нагорный Карабах должен остаться в составе республики. Президиум Верховного Совета СССР признал невозможным изменение границ и национально-территориального деления Азербайджанской ССР и Армянской ССР.

Разгул насилия привёл к массовому бегству азербайджанцев из Армении. Одновременно по Азербайджану прокатилась волна армянских погромов. Вслед за этим последовало массовое изгнание (по ряду оценок, до 360 тысяч человек) армянского национального меньшинства с мест постоянного проживания в Азербайджане, а также северной части Нагорного Карабаха (не вошедшей в НКАО).

11 февраля 1989 года советское руководство ввело в НКАО прямое управление с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством А. И. Вольского.

Развитие армяно-азербайджанского кризиса резко радикализировало национальные движения в обеих республиках, националистические настроения охватили и коммунистическое руководство обеих республик. В Нахичевани была организована массовая кампания по разрушению советско-иранской границы, части Советской Армии стали насильственно выдворяться из Нахичеванской АССР, а в Баку вновь начались армянские погромы, которые по жестокости превзошли погромы в Сумгаите.

Вступление частей Советской Армии в Баку было отмечено многочисленными провокациями. В условиях массового нарушения прав человека в дни «чёрного января» 1990 года десятки тысяч азербайджанских коммунистов сожгли свои партбилеты. С избранием осенью 1990 года Верховным Советом Азербайджана лояльного Москве А. Муталибова на пост президента Азербайджана союзный центр стал склоняться в вопросе карабахского урегулирования к поддержке позиции Азербайджана, которая получила конкретное выражение после того, как в марте 1991 года Азербайджан проголосовал за сохранение СССР, а Армения отказалась участвовать в общесоюзном референдуме по вопросу о сохранении СССР.

Стратегия, совместно разработанная азербайджанскими руководителями и высокопоставленными советскими военно-политическими деятелями, предусматривала депортацию, по крайней мере, части населения из НКАО и прилегающих к ней армянских деревень. В ходе операции, получившей название «Кольцо», в течение апреля — мая 1991 года (по другим данным, продолжалась до конца августа) из Карабаха в Армению были депортированы порядка 10 тысяч человек. Воинские части и ОМОН опустошили 24 деревни, убив при этом более 150 мирных армянских жителей. Жители азербайджанских сел НКАО, выступая перед независимыми наблюдателями, также говорили о массовых нарушениях прав человека со стороны армянских боевиков.

Попытка вовлечённых в конфликт сторон разрешить его мирным путём оказалась безрезультатной. 28 августа 1991 года Азербайджан провозгласил независимость. В свою очередь, в Степанакерте, столице Нагорного Карабаха, 2 сентября на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного Советов была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах НКАО и Шаумянского района. В ответ на этот шаг азербайджанские формирования подвергли Степанакерт обстрелу из противоградовых систем «Алазань».

23 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджана аннулировал автономный статус Нагорного Карабаха, а 27 ноября Госсовет СССР принял постановление об антиконституционном характере этого решения. 10 декабря 1991 года на территориях бывшей НКАО, контролируемой армянами, состоялся референдум, подавляющее большинство (более 99 %) участников которого поддержали независимость Нагорно-Карабахской Республики. 6 января 1992 года избранный в конце декабря 1991 года Верховный Совет НКР принял Декларацию о государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики.

С января 1992 года, после начавшегося вывода частей бывшей Советской Армии из Карабаха, развернулись широкомасштабные военные действия на территории НКР. Азербайджанские формирования к тому времени частично захватили склады с разнообразным вооружением Закавказского военного округа (до этого времени использовалось нелегально приобретаемое или расхищаемое оружие). Подобные действия были осуществлены и Арменией, но отсутствовала возможность широкомасштабной переброски вооружений для армян Карабаха, которая открылась только в мае 1992 года с образованием Лачинского коридора.

Военные действия, в ходе которых широко применялась авиация и танки, тяжёлые артиллерийские системы, с небольшими перерывами шли в Карабахе до весны 1994 года. Обе стороны использовали наёмников. Весной 1994 года в силу тяжёлых поражений и больших потерь в живой силе и технике положение азербайджанской армии стало критическим. 5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке три стороны конфликта в Нагорном Карабахе — Азербайджан, власти самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республики и Армения — подписали протокол о прекращении огня с 12 мая. В зоне конфликта установилось перемирие, в целом соблюдаемое до сих пор, хотя периодически происходят перестрелки с человеческими жертвами.

По ряду оценок, за годы конфликта погибли около 18 тысяч армян и около 360 тысяч стали беженцами.

С середины 1994 года процессами мирного урегулирования занимались Межпарламентский Союз СНГ, а также созданная по решению Будапештского саммита в конце 1994 года специальная группа ОБСЕ. В соответствии с решениями глав государств СНГ Россия готова была под своим командованием разместить в зоне конфликта 1800 миротворцев, выделяемых странами СНГ. Однако Азербайджан заблокировал данное решение под предлогом несогласия с размером российского военного участия в миротворческой операции. В свою очередь, Россия не поддержала решение Будапештского саммита ОБСЕ под предлогом отсутствия опыта подобных операций у этой организации и необходимости одобрения такой деятельности со сторон СБ ООН.

Хотя в последние годы стороны воздерживаются от применения силы в конфликте, их позиции вряд ли можно охарактеризовать как конструктивные и способствующие разрешению конфликта. Стороны отклоняют предложение ОБСЕ о придании Нагорному Карабаху автономного статуса в составе Азербайджана. В нынешнем армянском руководстве (как и в азербайджанском) преобладают сторонники «жёсткой линии», которые по-прежнему не исключают возможности аннексии Нагорного Карабаха при благоприятных условиях.

Заметную активность на карабахском направлении проявляют США, пытающиеся добиться подвижек в разрешении конфликта. Заинтересованность Вашингтона продиктована его стремлением исключить любую возможность дестабилизации обстановки в регионе с учётом весьма реальных перспектив его использования для давления на Иран, обезопасить функционирование вступившего в строй нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. США опасаются, что по мере приближения выборов в Армении перспективы позитивных подвижек в урегулировании могут оказаться менее благоприятными, чем в настоящее время. План Вашингтона предусматривает, в частности, подписание на самом высоком уровне соглашения, основанного на технологии «шаг за шагом» (поэтапное освобождение оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, возвращение переселенцев, создание системы безопасности и гарантии невозобновления боевых действий с привлечением миротворческих сил, поэтапное восстановление экономических связей и коммуникаций). Статус Нагорного Карабаха предлагается решить в последующем, после укрепления доверия. Однако встреча Р. Кочаряна и И. Алиева в конце мая 2006 года в Бухаресте в рамках саммита «Чёрное море для партнёрства и диалога», состоявшаяся по инициативе США, не привела к компромиссу и подписанию соглашения даже об общих рамках политического урегулирования. Аналогичная встреча в феврале того же года в замке Рамбуйе (Франция) за закрытыми дверями также не привела к достижению каких-либо договорённостей.

В декабре 2006 года на общенародном референдуме принята конституция непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а в июле 2007 года её третьим президентом был избран Бако Саакян.

В марте 2008 года на линии соприкосновения в Мардакертском районе произошли вооружённые столкновения, признанные самыми крупными с момента заключения перемирия (погибло несколько военнослужащих). В то же время на 62-й сессии Генассамблеи ООН была принята декларация «О положении на оккупированных территориях Азербайджана», в которой повторялись положения резолюции ПАСЕ № 1416 (2005 года): осуждалась оккупация территории Азербайджана и признавалась его территориальная целостность. В августе 2008 года американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ раскрыл условия конфиденциального проекта по урегулированию конфликта. Предлагается провести референдум, на котором и определится будущее Нагорного Карабаха — независимость или переход под юрисдикцию Азербайджана. Официальный Баку, не отрицая такого варианта, заявил лишь, что проведение подобного мероприятия возможно только через 15 или 20 лет.

Важным событием в деле урегулирования этого конфликта стало подписание 2 ноября 2008 года президентами Азербайджана, Армении и России так называемой Майендорфской декларации по Нагорному Карабаху. Главы двух конфликтующих сторон подтвердили, что будут «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности путём политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов». Главная ценность декларации представляется в том, что она стала первой с 1994 года договорённостью в области урегулирования конфликта, заключённого напрямую между двумя конфликтующими сторонами. В мае 2009 года в Праге переговоры между президентами Азербайджана и Армении по вопросам урегулирования нагорно-карабахского конфликта были продолжены.

←   Назад  |   Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха   |   Вперёд   →


www.hyno.ru

Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха

Азербайджан / Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха

Характер политических процессов в Азербайджане и Армении в конце 1980-х годов и на протяжении 1990-х годов в значительной мере определялся конфликтом с участием Азербайджана и Армении по поводу Нагорного Карабаха.

Нагорно-Карабахская автономная область в составе Азербайджанской ССР была образована 7 июля 1923 года. Её созданию предшествовали более трёх лет ожесточённых споров между центральным руководством в Москве, а также советскими руководителями Армении и Азербайджана. Первая стадия этого спора ознаменовалась декларацией Азревкома от 30 ноября 1920 года, признававшей спорные районы Зангезур и Нахичевань частью советской Армении и предоставлявшей Нагорному Карабаху, большую часть населения которого составляли армяне, право на самоопределение. Такую позицию поддерживали, в частности, И. В. Сталин и Серго Орджоникидзе. Однако окончательное решение было принято на внеочередном заседании Кавказского бюро ЦК РКП (б), состоявшемся 5 июля 1921 года, в резолюции которого содержалось требование включить Нагорный Карабах в состав Азербайджана, «предоставив ему широкую областную автономию».

В отечественной историографии существуют различные точки зрения относительно причин изменения подхода советского руководства в 1921 году. В качестве таковых чаще ссылаются на изменение позиции И. В. Сталина. Более обоснованной представляется точка зрения о том, что решение Кавбюро о включении Нагорного Карабаха в состав Азербайджана отражало широкие стратегические устремления большевиков заручится доверием и поддержкой лидера Турции Кемаля Ататюрка и успокоить ропот мусульманского населения, которое в то время Советская Россия пыталась «революционизировать». Азербайджан с его большим, чем в Армении, населением и жизненно важными нефтяными ресурсами рассматривался большевиками, подобно кемалистской Турции, как «маяк революции на Востоке» и казался важнее Армении с точки зрения интересов мировой революции.

Автономная область Нагорный Карабах была образована в 1923 году только на части территории края, при этом за пределами автономии остался ряд карабахских районов с преимущественно армянским населением (Лачинский, Кельбаджарский, Шаумянский) и значительные территории, включённые в состав Ханларского, Физулинского, Агдамского, Дашкесанского, Кедабегского, Бардинского, Джебраильского, Кубатлинского районов Азербайджана. Образование НКАО не удовлетворило ни армян, ни азербайджанцев. Армяне считали ненормальным образование отдельной автономной области, почти целиком населённой армянами, вне Армении. Азербайджанцы возражали против того, что в пределах территории их республики будет создано отдельное образование с ранее не существовавшими административными границами и правами автономии и тормозили выполнение решения Кавбюро. Оставшаяся часть Нагорного Карабаха была включена в состав Азербайджанской ССР, и только Шаумянский район сохранился в виде отдельной административной единицы. Кроме того, во время определения административной границы автономной области была исключена возможность непосредственного соприкосновения с Арменией.

Межэтнические противоречия в той или иной форме существовали здесь на протяжении всего советского периода. Армянская сторона периодически просила решить проблему Карабаха, а в самом Карабахе имели место незначительные межнациональные столкновения. Кроме того, в советский период руководство Азербайджана стремилось изменить национальный состав в НКАО, увеличив долю этнических азербайджанцев.

В 1987 — начале 1988 годов в Ереване проходили митинги, на которых выдвигались требования передачи НКАО Армении. Действия армянской стороны в условиях, когда высшее советское руководство уклонялось от решения проблемы, спровоцировали азербайджанские власти на репрессии против армян.

В конце 1987 года в НКАО произошло массовое избиение протестующих армян. Армянские националисты использовали данный повод для провоцирования национальной розни и проводили с 18 октября бессрочные митинги в Ереване. В ноябре 1988 года произошли первые межнациональные столкновения, что привело к выдавливанию азербайджанского населения из Армении.

Эскалация конфликта в Карабахе привела к возрастанию насилия в других районах массового проживания армян в Азербайджане. В конце февраля 1988 года в Сумгаите (25 км от Баку) были организованы (при непосредственном участии властей) армянские погромы, которые отличались особой жестокостью (по официальным данным, в ходе этих событий погибли 26 армян и 6 азербайджанцев). Армянскому населению НКАО на всех уровнях оказывалась поддержка в Армении. Верховный Совет Армении в июне 1988 года принял решение о включении Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР, что вызвало резкие протесты со стороны Верховного Совета Азербайджана, настаивавшего на том, что Нагорный Карабах должен остаться в составе республики. Президиум Верховного Совета СССР признал невозможным изменение границ и национально-территориального деления Азербайджанской ССР и Армянской ССР.

Разгул насилия привёл к массовому бегству азербайджанцев из Армении. Одновременно по Азербайджану прокатилась волна армянских погромов. Вслед за этим последовало массовое изгнание (по ряду оценок, до 360 тысяч человек) армянского национального меньшинства с мест постоянного проживания в Азербайджане, а также северной части Нагорного Карабаха (не вошедшей в НКАО).

11 февраля 1989 года советское руководство ввело в НКАО прямое управление с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством А. И. Вольского. Развитие армяно-азербайджанского кризиса радикализировало национальные движения в обеих республиках, националистические настроения охватили и коммунистическое руководство обеих республик. В Нахичевани была организована массовая кампания по разрушению советско-иранской границы, части Советской Армии стали насильственно выдворяться из Нахичеванской АССР, а в Баку вновь начались армянские погромы, которые по жестокости превзошли погромы в Сумгаите.

Вступление частей Советской Армии в Баку в январе 1990 год был отмечен многочисленными провокациями. В условиях массового нарушения прав человека в дни «чёрного января» 1990 года десятки тысяч азербайджанских коммунистов сожгли свои партбилеты. С избранием осенью 1990 года Верховным Советом Азербайджана лояльного Москве А. Муталибова на пост президента Азербайджана союзный центр стал склоняться в вопросе карабахского урегулирования к поддержке позиции Азербайджана, которая получила конкретное выражение после того, как в марте 1991 года Азербайджан проголосовал за сохранение СССР, а Армения отказалась участвовать в общесоюзном референдуме по вопросу о сохранении СССР.

Стратегия, совместно разработанная азербайджанскими руководителями и высокопоставленными советскими военно-политическими деятелями, предусматривала депортацию, по крайней мере, части населения из НКАО и прилегающих к ней армянских деревень. В ходе операции, получившей название «Кольцо», в течение апреля — мая 1991 года (по другим данным, продолжалась до конца августа) из Карабаха в Армению были депортированы порядка 10 тысяч человек. Воинские части и ОМОН опустошили 24 деревни, убив при этом более 150 мирных армянских жителей. Жители азербайджанских сёл НКАО, выступая перед независимыми наблюдателями, также говорили о массовых нарушениях прав человека со стороны армянских боевиков.

Попытка вовлечённых в конфликт сторон разрешить его мирным путём оказалась безрезультатной. 28 августа 1991 года Азербайджан провозгласил независимость. В декларации «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики» сказано, что «Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Республики».

В свою очередь, в Степанакерте, столице Нагорного Карабаха, 2 сентября на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного Советов была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах НКАО и Шаумянского района.

23 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджана аннулировал автономный статус Нагорного Карабаха, а 27 ноября Госсовет СССР принял постановление об антиконституционном характере этого решения. 10 декабря 1991 года на территориях бывшей НКАО, контролируемой армянами, состоялся референдум, подавляющее большинство (более 99 %) участников которого поддержали независимость Нагорно-Карабахской Республики. 6 января 1992 года избранный в конце декабря 1991 года Верховный Совет НКР принял Декларацию о государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики.

С января 1992 года, после начавшегося вывода частей бывшей Советской Армии из Карабаха, развернулись широкомасштабные военные действия на территории НКР, которые с небольшими перерывами шли в Карабахе до весны 1994 года.

Весной 1994 года в силу тяжёлых поражений и больших потерь в живой силе и технике положение азербайджанской армии стало критическим. 5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке три стороны конфликта в Нагорном Карабахе — Азербайджан, власти самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республики и Армения — подписали протокол о прекращении огня с 12 мая. В зоне конфликта установилось перемирие, в целом соблюдаемое до сих пор, хотя периодически происходят перестрелки с человеческими жертвами.

По ряду оценок, за годы конфликта потери азербайджанской стороны составили более 25 тысяч человек убитыми. Вынужденными переселенцами стали жители 7 районов Республики Азербайджан — около 375 тысяч, 42 тысячи азербайджанцев из НКР и 175 тысяч беженцев-азербайджанцев из Армении. Всего вынужденных переселенцев и беженцев из зоны Карабахского конфликта в Азербайджане — 592 тысячи человек.

С середины 1994 года процессами мирного урегулирования занимались Межпарламентский Союз СНГ, а также созданная по решению Будапештского саммита в конце 1994 года специальная группа ОБСЕ. В соответствии с решениями глав государств СНГ Россия готова была под своим командованием разместить в зоне конфликта 1800 миротворцев, выделяемых странами СНГ. Однако Азербайджан заблокировал данное решение под предлогом несогласия с размером российского военного участия в миротворческой операции. В свою очередь, Россия не поддержала решение Будапештского саммита ОБСЕ под предлогом отсутствия опыта подобных операций у этой организации и необходимости одобрения такой деятельности со сторон СБ ООН.

Хотя в последние годы стороны воздерживаются от применения силы в конфликте, их позиции вряд ли можно охарактеризовать как конструктивные и способствующие разрешению конфликта. Стороны отклоняют предложение ОБСЕ о придании Нагорному Карабаху автономного статуса в составе Азербайджана. В нынешнем армянском руководстве (как и в азербайджанском) преобладают сторонники «жёсткой линии», которые по-прежнему не исключают возможности аннексии Нагорного Карабаха при благоприятных условиях. Заметную активность на карабахском направлении проявляют США, пытающиеся добиться подвижек в разрешении конфликта. Заинтересованность Вашингтона продиктована его стремлением исключить любую возможность дестабилизации обстановки в регионе с учётом весьма реальных перспектив его использования для давления на Иран, обезопасить функционирование вступившего в строй нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан. США опасаются, что по мере приближения выборов в Армении перспективы позитивных подвижек в урегулировании могут оказаться менее благоприятными, чем в настоящее время. План Вашингтона предусматривает, в частности, подписание на самом высоком уровне соглашения, основанного на технологии «шаг за шагом» (поэтапное освобождение оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, возвращение переселенцев, создание системы безопасности и гарантии невозобновления боевых действий с привлечением миротворческих сил, поэтапное восстановление экономических связей и коммуникаций). Статус Нагорного Карабаха предлагается решить в последующем, после укрепления доверия. Однако встреча Р. Кочаряна и И. Алиева в конце мая 2006 года в Бухаресте в рамках саммита «Чёрное море для партнёрства и диалога», состоявшаяся по инициативе США, не привела к компромиссу и подписанию соглашения даже об общих рамках политического урегулирования. Аналогичная встреча в феврале того же года в замке Рамбуйе (Франция) за закрытыми дверями также не привела к достижению каких-либо договорённостей.

В марте 2008 года на линии соприкосновения в Мардакертском районе произошли вооружённые столкновения.

В то же время на 62-й сессии Генассамблеи ООН была принята декларация «О положении на оккупированных территориях Азербайджана», в которой повторялись положения резолюции ПАСЕ № 1416 (2005 год): осуждалась оккупация территории Азербайджана и признавалась его территориальная целостность. В августе 2008 года американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ раскрыл условия конфиденциального проекта по урегулированию конфликта. Предлагается провести референдум, на котором и определится будущее Нагорного Карабаха — независимость или переход под юрисдикцию Азербайджана. Официальный Баку, не отрицая такого варианта, заявил лишь, что проведение подобного мероприятия возможно только через 15 или 20 лет.

Важным событием в деле урегулирования этого конфликта стало подписание 2 ноября 2008 года президентами Азербайджана, Армении и России так называемой Майендорфской декларации по Нагорному Карабаху. Главы двух конфликтующих сторон подтвердили, что будут «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности путём политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов». Главная ценность декларации представляется в том, что она стала первой с 1994 года договорённостью в области урегулирования конфликта, заключённого напрямую между двумя конфликтующими сторонами. В мае 2009 года в Праге переговоры между президентами Азербайджана и Армении по вопросам урегулирования нагорно-карабахского конфликта были продолжены.

←   Назад  |   Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха   |   Вперёд   →


www.hyno.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *