Анатомия меча – Анатомия рукояти дюралевого меча от мастерской «Зброевы фальварак»: устройства рукояти дюралевого меча

Содержание

История меча (4.1): романский меч — анатомия

Как ни хорош был каролингский меч, но ко второй половине XI столетия он устарел.
Дело было в развитии технологий. Прогресс повлек удешевление доспехов и воины стали носить броню чаще, чем их отцы и деды.

Но враги этих воинов делали тоже самое. А поскольку по обе линии фронтов применяли одинаковые доспехи, то вскоре тем и другим потребовались мечи, способные их пробивать. Словом, замкнутый круг.

Так появился одноручный меч, который мы знаем как романский. В длину он не превышает метра, а весит в пределах килограмма — килограмма с небольшим.

Это оружие с прямой, реже изогнутой, гардой и навершием, сделанным из одного куска металла. И самое главное — оно адаптировано для колющих ударов и неплохо пробивает кольчуги.

За один раз о нем и не рассказать, поэтому статья будет опубликована в три приема. Начнем с технологий.

Почему ушел дамаск?

В эпоху романского меча клинки стали ковать по-новому.
Прежде кузнец брал множество железных прутьев, связывал их в пучок и ковал до тех пор, пока они не станут монолитной массой.

Затем он еще несколько раз перекручивал этот монолит сам в себе и снова проковывал его вдоль и поперек. Такой метод называют «узорчатой ковкой» или «ковкой дамасской стали».

Теперь же кузнец создавал железный, как бы обернутый снаружи слоем стали, клинок. Железо дарило мечу упругость и эластичность, а сталь — крепость и способность гораздо легче прорубать дорогу во вражеском строю. Такой способ называется ламинирование клинка.

Новые технологии упростили ковку мечей, и сделали этот весьма ходовой товар еще более дешевым. Впрочем, смена технологий не прошла одновременно и повсеместно. Старых методов дольше других держались в Прибалтике, Польше, Скандинавии, а так же на Руси.

Дальше мы разберем романский меч также, как это делают лучшие анатомы — по косточкам. Состоит он из клинка и эфеса.

В эфесе выделяют гарду (она же — перекрестье или крестовина), а так же рукоять и навершие, почему-то прозванное в народе яблоком. Именно из-за длины эфеса мы и говорим, что наш сегодняшний герой — одноручный меч.

Как ни крути, но десять с небольшим сантиметров рукояти совсем не подходят для того, чтобы держать меч в бою двумя руками.
Так значит ли это, что каждый «роман» — изначально одноручный меч? Конечно же нет. В следующих статьях мы рассмотрим его модификацию, известную как «меч войны». Этой разновидностью романского меча воины сражались хватом «в полторы руки» — то есть, то одной, то двумя руками.

Анатомия романского меча. Навершие

По своей форме, навершие — то есть набалдашник, венчающий рукоять меча, было очень простым. Делалось оно из железа или бронзы, но иногда на изготовление наверший шли горный хрусталь, яшма или другие материалы.

Этот превосходный меч принадлежал когда-то королю Санчо IV Кастильскому. Как видно на его  примере, эфесы, а иже с ними — навершия, могли украшать драгоценными металлами, гравировкой или гербами.

Самым популярным видом навершия у романских мечей был диск.  Сперва плоский, с распространением более тяжелых клинков он и сам стал более массивным, приобретя выпуклую форму.

Анатомия романского меча. Гарда

В прошлое, вместе с каролингскими мечами, ушли и их толстые короткие гарды. На практике они служили скорее ограничителем и упором для пальцев, нежели защитой руки от ударов противника.

 

В романском же мече защита кисти стала важной функцией гарды. Она вытянулась в длину и стала тоньше, а для большего изящества ей придавали сложную форму. Кстати, это справедливо как для одноручных мечей, так и для «полуторных», которые по сути повторяли их форму.

Интересно, что в первой половине XIII столетия большинство гард были круглыми в сечении, а в следующие сто лет — квадратными.

В сечении гарда рыцарского меча была или круглой — как мы уже говорили, или восьмигранной. Она могла сужаться к концам или наоборот, расширяться, приобретая форму галстука-бабочки.

Концы гарды делали в форме звериных голов или сплющенными, что позволяло ткнуть ими противника в лицо во время ближнего боя.

Большинство гард романских мечей можно свести к нескольким типам, что уже давно сделали историки-оружиеведы. Они заметили, что один и тот же тип гарды встречается не только в прямом варианте, так что меч напоминает крест, но и в изогнутом.

Изогнутая гарда, конечно же, не слишком соответствует религиозному символизму. Но иногда такая форма бывает весьма на руку, например — в конной рубке, когда меч во время удара «доводят» кистью до цели.

Остается добавить, что на гарды, как и на навершия, так же могли наносить разного рода надписи, преимущественно — религиозного характера. Например, фразы из молитв. Об этом попозже.

Анатомия романского меча. Клинок

Клинок романского меча был в среднем шириной пять сантиметров. По клинку с обеих сторон шла продольная канавка — дол, но уже не такая широкая, как на каролингском мече. Он не доходил до острия на целую четверть клинка, а в некоторых случаях — даже наполовину. Одно лишь оставалось неизменным — дол всегда начинался под гардой и обмоткой рукояти.

И, конечно же, меч романского типа имел острие, предназначенное для колющего удара по противнику.

Хроники Средневековья сохранили несколько похожих эпизодов, повествующих о том, как рыцарь зажимал меч рукоятью под мышкой и, разогнав коня, врезался в противника, используя меч как копье.

***

Здесь мы ставим запятую. Продолжение следует.
В следующей статье мы расскажем про технологию сборки романского меча и про то, как его носили.
А затем про его историю на Руси.

Чтобы не пропустить все самое интересное — подпишитесь на нашу рассылку.
Продолжение статьи — безо всякого спама — упадет аккурат в ваш электронный почтовый ящик.

Читайте все статьи сериала «История меча»

Использованы фото

  • Jeff Helmes
  • One lucky guy
  • Carl Koppeschaar
  • анонимные, социальная сеть «Вконтакте»

Поделиться новостью в соцсетях Об авторе: Николай Чеботарев

Главный редактор интернет-журнала «Людота». Увлечения — история оружия, военного дела, интернет-журнал «Людота».

« Предыдущая запись Следующая запись »

ludota.ru

Средневековый меч: его строение, вес, виды средневековых мечей | Путешествия во времени

Строение меча
  • Вес средневекового меча

  • Типология меча

  • Одноручный меч

  • Длинный меч

  • Двуручный меч

  • Рыцарский меч, видео
  • В эпоху средневековья меч был не просто одним из самых популярных оружий, но помимо всего этого исполнял также и ритуальные функции. Например, при посвящении в рыцари юного воина легко стукали по плечу плоской стороной меча. А сам меч рыцаря обязательно благословлялся священником. Но и как оружие средневековый меч был весьма эффективен, неспроста же в течение веков были разработаны самые различные формы мечей.

    Все-таки если смотреть с военной точки зрения, то меч в битвах играл второстепенную роль, главным оружием средневековья было копье или пика. Зато общественная роль меча была очень велика – на клинки многих мечей наносились священные надписи и религиозная символика, которая призвана была напоминать носителю меча о высокой миссии служения Богу, защите христианской церкви от язычников, неверных, еретиков. Рукоять меча порой даже становилась ковчегом для реликвий и мощей. Да и сама форма средневекового меча неизменно напоминает главный символ христианства – крест.

    Посвящение в рыцари, Акколада.

    Строение меча

    В зависимости от своего строения были разные типы мечей, которые предназначались для разных техник боя. Среди них можно выделить мечи для колющих ударов и мечи для ударов рубящих. При изготовлении мечей особое внимание уделялось следующим параметрам:

    • Профиль клинка – он изменялся из века в век в зависимости от господствующей техники боя в ту или иную эпоху.
    • Форма сечения клинка – она зависит от применения в бою данного вида меча.
    • Дистально сужение – оно влияет на распределение массы по мечу.
    • Центр тяжести – точка равновесия меча.

    Сам же меч, грубо говоря, можно поделить на две части: клинок (тут все понятно) и эфес – сюда входит рукоять меча, гарда (крестовина) и навершие (противовес).

    Вот так подробное строение средневекового меча выглядит наглядно на картинке.

    Вес средневекового меча

    Сколько весил средневековый меч? Часто господствует миф, будто средневековые мечи были невероятно тяжелыми, и нужно было обладать недюжинной силой, чтобы ими фехтовать. В действительности же вес меча средневекового рыцаря был вполне приемлемым, в среднем он составлял от 1,1 до 1,6 кг. Большие, длинные так званые «мечи-бастрарды» весили до 2 кг (в действительности ими пользовалась лишь незначительная часть воинов), и лишь самые тяжелые двуручные мечи которые владели настоящие «Гераклы Средневековья» имели вес до 3 кг.

    Фото средневековых мечей.

    Типология меча

    Еще в 1958 году эксперт по холодному оружию Эварт Оукшот предложил систематику средневековых мечей, которая остается основной и по сей день. Эта систематика основана на двух факторах:

    • Форма клинка: его длина, ширина, острие, общий профиль.
    • Пропорции меча.

    На основе этих моментов Оукшот выделил 13 главных типов средневековых мечей, начиная от мечей викингов, заканчивая мечами позднего средневековья. Также им были описаны 35 разных типов наверший и 12 типов крестовин мечей.

    Что интересно в период между 1275 и 1350 годами произошло значительно изменение формы мечей, связано оно с появлением новых защитных доспехов, против которых мечи старого образца были не эффективны. Таким образом, владея типологией мечей, археологи могут легко датировать тот или иной старинный меч средневекового рыцаря по его форме.

    Теперь рассмотрим некоторые самые популярные мечи эпох средневековья.

    Одноручный меч

    Это пожалуй самый популярный из средневековых мечей, часто воин с одноручным мечом, второй рукой держал щит. Активно применялся еще древними германцами, затем викингами, затем рыцарями, в эпоху позднего средневековья трансформировавшись в рапиры и палаши.

    Длинный меч

    Длинный меч распространился уже в эпоху позднего средневековья, впоследствии благодаря нему расцвело пышным цветом искусство фехтования.

    Двуручный меч

    Подобный мечем пользовались лишь настоящие богатыри, учитывая тот факт, что вес средневекового двуручного меча доходил до 3 кг. Тем не менее, мощные рубящие удары таким мечем, были вполне сокрушительными и для прочных рыцарских доспехов.

    Рыцарский меч, видео

    И в завершение тематическое видео про рыцарский меч.


    travel-in-time.org

    Делаем рукоять меча » SwordMaster

    загрузка…

    В этой статье я попытался показать, как сделать новую деревянную обкладку черенка рукояти, и обложить её кожей и для надежности обмотать нитью.  Для удобства в дальнейшем эту деревянную обкладку будем назвать просто ручкой. О том из чего состоит рукоять меча написано в статье Анатомия меча, шпаги, сабли.

    Этот проект состоит из двух частей. Часть I  имеет дело с добавлением новых деревянных деталей, а в часть II имеет дело с обертыванием черенка рукояти кожей.

    Часть I данного проекта занимается рукоятью меча типа XIV по Оакешотту. Меч пришел с крестовиной, которая была был немного неровной, так что я решил исправить её и в то же время настроить черенок-ухват по своей руке. Картинка ниже показывает, рукоять на мече, и вы можете видеть, что крестовина была установлена не правильно, не много в стороне от дола. Также меня не устаивало то что крестовина  довольно обычная, и немного мала как на мой вкус.

    Черен не выглядит слишком плохо, но мне этого мало, и я хочу уничтожить её чтобы исправить меч. Чтобы изменить эту рукоять так как я хочу – мне нужно будет на  удалить кожу и деревянный сердечник и начать сначала.

    Разборка рукояти меча

     

    Я снял кожу, а затем расколол древесину и выбросил её прочь. Деревяшка была клееной из нескольких частей, но держалась крепко. Можно было её аккуратно снять сняв навершие, но для этого пришлось бы стачивать кончик хвостовика и расковыривать навершие, а мне не хотелось дополнительных повреждений.

    Потом я немного постучал молотком по навершию  и оно скользнуло вниз, как показано на рисунке ниже. Как вы видите, на верху  у хвостовика было немного металла и он расширялся к клинку. Снять навершие, так чтобы не повредить его не расколов перед этим деревяшку черена было невозможно.

    Далее я просто подал навершие немного вниз, освободив кончик хвостовика, обстучал этот кончик молотком выровнял его и разобрал рукоять на крестовину и навершие, как показано ниже:

    Следующая картинка показывает только навершие и в кончик хвостовика. Отверстие в навершии проходит весь путь до конца, и у них было нанесено немного клея в нижней части.

    Сборка рукояти меча

    в начало

    После того как я переделал крестовину, я расширил отверстие в навершии, и укоротил хвостовик чтобы обеспечить его  упрочнение, и сделал дополнительное углубление в верхней части навершия.

    Прежде всего, я получил крестовину выровненную с долом меча. (См. рисунок ниже) .. выглядит намного лучше.

    Я также заново сделал черен с деревянной обкладкой и покрыл его кожей, но подробнее будет описано позже. Ниже на снимке первоначальное состояние навершия.

    Следующий снимок показывает, навершие после того как я разточил потайную область для хвостовика.

    Следующая иллюстрация показывает, навершие после того как я установил его (видно уродливую ляпуху). Я, вероятно, слишком сильно прибил, но оно действительно получилось прочно. Я уверен, что все сделано очень плотно.

    Ниже на снимке навершие и хвостовик зачищены, так выглядит и держится надежно на данный момент!

    Ниже на снимке отполированные хвостовик и навершие. Кончик хвостовика еле-еле виден.

    Ниже снимок показывает готовый меч с новой рукояткой. Я очень доволен тем, как все это получилось. Все сидит очень плотно и теперь у него есть намного больше металла  хвостовика в навершии.

    Деревянные детали рукояти меча

    в начало

    Я удалил старые деревянные детали рукояти и у меня есть несколько маленьких кусочков древесины тополя под рукой, чтобы сделать новую ручку. Я отрезал первый кусок немного больше, чем будет окончательный размер детали. Это некоторое позволение  для обработки и шлифования. Я положил хвостовик на деревяшку и разметил, нарисовав некоторые линии на дереве. Затем я взял несколько небольших кусков тополя которые будут в конечном итоге сторонами ручки. Они будут  6 мм (1/4″) толщиной, в то время как верхний и нижний куски 13 мм (1/2″) толщиной.

    На картинке выше показано как я приклеил (используя любой хороший древесный клей)  два 6 мм  куска дерева снизу . Зажал их и дал им высохнуть в течение часа.

    На рисунке выше показаны две боковые части, приклеенные к верхней части, идентичной нижней части, они  вырезаны и готовы быть склеенными.

    Я в общем был в состоянии сформировать цельную деревянную ручку и одеть её на хвостовик, но при этом могут возникнуть проблемы при подгонке её по хвостовику.  Гораздо проще прикрепить ручку если она состоит из двух частей. Поэтому я использую старый трюк плотников: склейки двух кусков (верхнего и нижнего) через также лист бумаги между ними. Это делается для сильного нажима и позволяет мне подогнать форму и размеры ручки, а затем разделить ручку  перед установкой на хвостовик.. Картинка выше показывает как лист бумаги наклеивается на дно. Лучший  использовать что-то немного плотнее, чем стандартная бумага. Здесь я использую кусок картона.

    Ранее я упоминал, что два куска были 6 мм (1/4″) толщиной. Но хвостовик на этом мече был ближе к 4.7 мм (3/16″), поэтому я обстругал часть нижней стороны так  чтоб зазор был лишь немного больше, чем 4.7 мм, чтобы было некоторое пространство для эпоксидного клея, которым мы будем приклеивать ручку к навершию.  Медленно здесь.. не снимайте слишком много дерева ..лучше  снять слишком мало чем немного больше!

    Нанесите немного клея на другой стороне бумаги и в верхней части ручки. На рисунке выше показаны все части зажатыми, так они должны держаться около часа. Использовать здесь только столярный клей.

    В приведенной выше схеме я показываю  как четыре четыре деревяшки соединяются вместе. Эта диаграмма показывает, как бумага свободно помещается между верхней частью и с боковинками, чтобы держать все вместе во время изготовления.

     

    Если у вас все склеено  вместе, то вы теперь готовы выточить из заготовки хорошим округлые ручки из квадратной заготовки. Опять же, действуйте медленно здесь. Шлифовальный станок  реально удобен для вытачивания, но это можно  сделать и вручную. Я пытался вытачивать так, чтобы верхняя и нижняя части ручки соответствует толщине хвостовика и крестовины. После тщательного вытачивания  у меня получилась ручка. Я отшлифовал её, чтобы она была довольно гладкой. Вы должны будете сделать окончательную шлифовку после того, как наклеите на хвостовик, но по большей части вы можете закончить её на этом же этапе.

     

    На картинке выше я просто показал что получается в конце. Опять же, повторюсь:  я пытался сделать так чтоб ручка соответствововала толщине навершия в верхней части, и крестовине в нижней. Кроме того, я уверен что я сделал комфортную для своей руки ручку.

    Если ваше навершие еще не склепано с хвостовиком убедитесь что ручка подходит очень уютно и оказывает равномерное давление на хвостовик, крестовину и навершие.

    Я доволен формой и отделкой ручки, и я теперь готов разделить ручку на две половинки. Просто вставьте отвертку и аккуратно приподнимите две части друг от друга по линии на бумаге. Когда вы разделите на две части, то вы должны будете немного ошлифовать, чтобы удалить бумагу, которая осталась на дереве. На рисунке выше показано что мои мучения подходят к концу и  что это все будет работать!

    Я 5 минут выдерживаю заготовку склеенную эпоксидным клеем, так чтобы деревянная ручка равномерно приклеилась к хвостовику. Убедитесь, что хвостовик чист и свободен от любых масел. Смешайте и нанесите эпоксидку на хвостовик и обе части ручки. Убедитесь, что вы не выстругали слишком большой промежуток  с боков или концов.  Убедитесь в том, когда вы зажимаете их, что они не выпадают и правильно выровнены. Возможно, вы захотите, чтобы проверить их несколько раз, чтобы они остались выровнены в то время как клей сохнет. Эпоксидный берется  приблизительно 20 минут.

    Также убедитесь, что ручка прилегает вплотную гарду поэтому она не будет болтаться. Я обычно добавляю немного эпоксидки вокруг гарды для хорошей меры.

    Моя рукоять была разобрана, и я немного расширил кончик хвостовика. Эпоксидка остается немного гибкой в течение нескольких часов, поэтому после склеивания, я присоединил навершие  к хвостовику. Таким образом, навершие также должно сидеть прочно и удерживать ручку. Окончательно все застынет в течении нескольких дней.

    На рисунке выше показано готовый меч. Вам, вероятно, нужно подправить шлифованием  клей, который, возможно, просочился,  или только для окончательной очистки. Только будьте осторожны, чтобы не поцарапать  металлические детали делая это.

    И вот теперь вы можете взять меч в руку. Но это еще не все.

    в начало

    загрузка…

    swordmaster.org

    Анатомия син-гунто. Меч мастера Масахиро, февраль 1945 г.

    АНАТОМИЯ СИНГУНТО. МЕЧ МАСТЕРА МАСАХИРО. ФЕВРАЛЬ 1945 г.

    Публикую интересный предмет, по которому, было дело, проводил экспертизу. Это образец меча син-гунто (дословно новый военный меч), предназначавшегося для использования офицерами армии Императорской Японии в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.).
    Его особенности и детали описаны и показаны ниже, отмечу лишь редкий в моей практике случай, когда из абсолютно разных источников подобрались два меча в отличном состоянии — описанный ниже, необычно длинный син-гунто, и короткий «экипажный», очень редкий, син-гунто в еще более качественном исполнении. Помимо общего стандарта оправы — Тип 98 — клинки обоих мечей были изготовлены одним кузнецом — Масахиро. Что самое интересное, кабуто-ганэ (навершия рукояти) обеих мечей украшали серебряные моны в виде диска с иероглифами «Ниигата«. На некоторых фото — они вместе, но в описании только длинный.


    Далее — много текста и фото!

    Размеры меча:

    Общая дина меча в ножнах – 990 мм;               Изгиб клинка (сори) – 19 мм;

    Общая длина без ножен – 930 мм;                    Макс. толщина клинка – 8 мм;

    Общая длина лезвия – 670 мм;                            Макс. ширина клинка – 30 мм;

    Длина рукояти цука – 250 мм.

    Характеристики клинка и оправы меча

    Клинок стальной, однолезвийный, традиционной формы японского меча – синоги-дзукури. По внешним характеристикам клинок можно отнести к традиционному производству, с закалкой в масле (. как и большинство клинков военного времени), и последующей доработкой мастером. С обеих сторон имеет дол. На поверхности клинка прослеживается линия хамон, тип — мидарэ.

    На всей поверхности клинка визуально наблюдается  область закаленного края (якиба) и его регулярный узор (хамон). Тип хамонмидарэ.

    В основании клинок имеет посеребренную металлическую запорную муфту (хабаки), которая на традиционных мечах фиксировала клинок при запирании его в ножнах. Муфта изготовлена из желтого металла (возможно, латуни), из пластины толщиной около 1,5 мм, выгнута и спаяна у расширения со стороны обуха клинка. На военных мечах данный элемент, по большей части, утратил свою основную функцию, и стал играть более декоративную роль.


    Общее состояние клинка хорошее, отсутствуют какие-либо дефекты. В некоторых местах имеются незначительные царапины.


    Хвостовик меча (накаго) с двух сторон имеет подпись мастера: Сёва 20-й год 2 месяц«Ги» (штамп) Масахиро (имя мастера). Штамп «Ги», возможно является аббревиатурой «префектура Гифу». Ставился на клинках, производимых или инспектируемых за пределами Сэки, также находящимся в Гифу. Мечи с подобным штампом являются достаточной редкостью. Данный син-гунто (98 тип) изготовлен в феврале 1945 г.

    На хвостовике помимо даты и подписи со штампом, имеются производственные риски. Ричард Фуллер и Рон Грегори в своей книге «Военные мечи Японии, 1868-1945» (I.Fuller, Richard II. Gregori, Ron «Military Swords of Japan, 1868-1945». London, 1986.) в приложениях дают список асигата военных мечей. Мечи подписанные мастером Масахиро также в нем присутствуют, но пока штамп «Ги» авторами обозначается как «неидентифицированный». Но в переработанном издании за 1996 г. (Р.Грегори, Р. Фуллер, «Японские мечи Энциклопедия холодного оружия») данный штамп уже расшифровывается.

    Мастер Масахиро был одним из мастеров, которые выполняли оружейные заказы правительства.


    С двух сторон на хвостовике под муфтой хабаки можно заметить тонкую грань – след остающийся после закалки клинка в масле. На конце хвостовика также имеются производственные риски.

    Подобные клинки выпускались в больших количествах в промежуток с 1943 по 1945 гг. В то время, численность армии императорской Японии достигала пика своего количества, и клинковое оружие требовалось во множестве. Поэтому мастерам просто-напросто не хватало времени и сил делать очень качественные клинки традиционным способом.

    Оправа меча относится к типу «98» образца 1938 г. Рукоять меча состоит из двух деревянных половинок, оклеенных кожей ската (самэ) белого цвета с характерным узором, и оплетенной шнуром оливкового цвета. С двух сторон под оплеткой имеются два художественных элемента (мэнуки) в виде трех цветков вишни, выполненных из позолоченной латуни.

    Эфес рукояти состоит из латунных и медных деталей: ажурной гарды (цуба) традиционной формы аои, набалдашника с кольцом для темляка, муфты с отверстием для прохождения клинка и кнопкой для удержания меча в ножнах, а также набора фигурных шайб (сэппа). Набалдашник (кабуто-ганэ) и муфта (фути) орнаментированы листьями и цветами японской вишни (сакура). Данный орнамент характерен для большинства военных мечей (гунто), производимых для личного состава японской армии и флота в период 1930-1940 гг.

    Кольцо для подвешивания темляка (сарутэ) имеет традиционный декор в виде двух сложенных рук. На торце набалдашника прикреплен металлический диск с двумя иероглифами, являющимися аббревиатурой. Чтение иероглифов – «Ногата».  По архивным материалам было установлено, что данная аббревиатура является обозначением офицерского училища с одноименным названием.


    Гарда меча (цуба) изготовлена из позолоченной латуни, имеет ажурные прорези, а также два отверстия – для прохождении хвостовика клинка, и для зажима. Отверстие для хвостовика с нескольких сторон имеет выемки сделанные керном, для более плотного прилегания цуба к клинку. Полный набор сэппа, а также цуба проштампованы номером «98». Цуба изготовлена из латуни литьем и имеет мелкие неглубокие литейные раковины в двух местах у прорези для хвостовика клинка.

     Представленный штамп по описанию в оружееведческой литературе не являлся редким, и ставился непосредственно на внутренней стороне гарды военного меча син-гунто.

    Набор шайб сэппа состоит из 8 шт., самые большие из которых (дай-сэппа) сделаны из листовой меди, имеют ажурные прорези. Далее идут две латунные черненые сэппа, две позолоченные и две, покрытые хромом или никелем. Каждая шайба имеет перфорированный контур и проштампованный номер – «98». Кроме этого весь набор шайб и гарда имеют сборные риски в виде маленьких точек.

    Ножны меча представляют собой металлический чехол темно-коричневого цвета, одетый поверх деревянной основы. Из металлических деталей, представленных на ножнах, также имеются оковка на входе меча в ножны (кути-ганэ),  подвес (аси), декоративная скоба (сибабики) и наконечник (исидзукэ). Детали выполнены из патинированной латуни, в орнаментации также присутствует цветок и листья вишни (сакура). Кути-ганэ и исидзукэ крепятся к ножнам на маленьких латунных болтах. Поверхность деталей ножен, точно также как и детали рукояти украшена точечным орнаментов – нанако-дзи, и подчеркнута позолоченным выступающим орнаментом – кобери. В некоторых местах покрытие ножен немного повреждено. Несут на себе одну обоймицу аси для подвеса.

    Оправа меча полностью соответствует стандарту образца 1938 г. (тип «98»). Исключением является лишь размер, который несколько превосходит обычный меч син-гунто.

    Представленный на экспертное заключение предмет является оригинальным образцом военного меча син-гунто образца 1938 г. (тип «98»). Данный син-гунто (98 тип) изготовлен в феврале 1945 г. Обращают на себя внимание увеличенные размеры, очевидно связанные с анатомическими особенностями владевшего мечом офицера. Меч в длину превышает один метр. В оружиеведческой литературе подобные образцы оружия причисляют к предметам вооружения командного состава (офицеров) частей Императорской Армии.

    Несмотря на клинок, относящийся к массовым, данный меч имеет очень красивую оправу качественной и, в некоторых случаях, редкой отделки. Качественно выполненные предметы вооружения армейских офицеров Императорской Японии являются одними из самых редких для коллекционирования, поэтому данный меч син-гунто представляет несомненный интерес. В ходе капитуляции японской армии и флота вместе с войсками коллаборационистов во Второй Мировой войне, союзными войсками было конфисковано холодное оружие, принадлежащее военнослужащим и гражданским чиновникам Японии, а также подведомственных территорий. Большая часть мечей, кортиков и кинжалов подлежала утилизации. Однако, в виду того, что подобные предметы вывозились представителями войск-победителей в качестве военных трофеев, в настоящее время они доступны для исследования.

    laovai-stories.livejournal.com

    Краткая энциклопедия оружия.


    Мечи.

    Строение меча очень простое: длинный клинок с рукоятью на одном конце. Однако это оружие имеет множество форм и возможностей применения. Оно более удобное и тонкое, чем топор — один из его близких предшественников. Меч пригоден для нанесения и колющих, и рубящих ударов, для парирования ударов противника. Будучи длиннее кинжала и не так легко скрываем, меч во многих культурах считался благородным оружием. Он более чем какой-либо иной вид оружия пользовался особым статусом — и как произведение искусства, и как фамильная драгоценность, и как символ войны, правосудия, чести и славы.

      Строение меча (справа), схематично.

    a. Эфес

    b. Клинок

    c. Навершие

    d. Рукоять

    e. Гарда (перекрестье)

    f. Лезвие

    g. Острие

    Поперечные сечения клинков. Существует огромное разнообразие форм сечений. Она обычно зависит от назначения оружия, но многие формы появились в результате попыток сделать клинок достаточно жестким и как можно более легким. Тут показаны некоторые двухлезвийные (1, 2) и однолезвийные (3, 4) варианты решения этой проблемы.

    Форма клинка. Клинки мечей имеют три основные формы, каждая со своими преимуществами. Прямой клинок (а) лучше всего подходит для укола. Изогнутый назад клинок (b) наносит глубокую резаную рану. Изогнутый вперед клинок (с) эффективен при нанесении рубящего удара, особенно когда он имеет расширенную и тяжелую верхнюю часть. Гражданские лица при выборе клинка обычно руководствовались веяниями моды, военные пытались найти идеальный клинок, одинаково эффективный для нанесения и рубящих, и колющих ударов.

    Мечи (сабли) Африки и Ближнего Востока

    Включают мечи из Африки, Турции, Ирана, с Ближнего Востока и юга бывшего СССР. В большинстве этих регионов меч — распространенное оружие, но в Африке он редок и с трудом поддается датированию. Большинство этих мечей попало в западные музеи и на коллекционный рынок благодаря путешественникам XIX — начала XX вв.

      Африканские мечи
    1. 1. Двухлезвийный меч из Габона, Западная Африка. Тонкий клинок из стали, рукоять обмотана латунной и медной проволокой.
    2. 2. Такоуба, меч туарегов Сахары.
    3. 3. Флисса, меч кабилов из Марокко. Однолезвийный клинок украшен гравировкой и инкрустацией латунью.
    4. 4. Каскара, прямой двухлезвийный меч народа багирми из Сахары. По стилю он близок к суданским мечам.
    5. 5. Двухлезвийный меч восточно-африканских масаев. Клинок имеет ромбическое сечение, гарда отсутствует.
    6. 6. Шотел, двухлезвийный меч из Эфиопии с двойным изгибом клинка. Серповидный конец предназначен для поражения противника за его щитом.
    7. 7. Суданский меч с характерным прямым двухлезвийным клинком и крестовидной гардой.
    8. 8. Арабский меч XVIII в. Клинок предположительно европейского происхождения. Серебряный эфес позолочен.
    9. 9. Арабский меч из Лонголы, Судан. Двухлезвийный стальной клинок постепенно суживается, украшен геометрическим орнаментом и изображением крокодила. Рукоять из эбенового дерева и слоновой кости.

      Мечи (сабли) Ближнего Востока
    1. 10. Килидж, турецкая сабля. У этого экземпляра клинок XV в., а эфес XVIII в. Обычно у вершины клинок килиджа имеет елмань — расширенную часть с прямой спинкой-лезвием.
    2. 11. Ятаган в его классической форме. Турецкое оружие с изогнутым вперед однолезвийным клинком. Костяная рукоять имеет большое навершие, гарда отсутствует.
    3. 12. Турецкий ятаган с цельной серебряной рукоятью и клинком, украшенным кораллами.
    4. 13. Саиф, изогнутая арабская сабля с характерным навершием. Распространена везде, где жили арабы.
    5. 14. Шашка, сабля с Кавказа. Имеет черкесское происхождение, позднее широко применялась в русской кавалерии. Персидский клинок этого экземпляра датирован 1819 г.
    6. 15. Кинжал, оружие с Кавказа, мог достигать размеров короткого меча, который представлен здесь.
    7. 16. Шамшир в своей типичной форме. Классическая персидская сабля с изогнутым клинком и характерной рукоятью.
    8. 17. Персидский шамшир с волнистым клинком и стальной рукоятью с золотой инкрустацией.
    9. 18. Кваддара. Так иногда называют большой кинжал. Рукоять из рога, клинок с травлением и золотой насечкой.

    Мечи Индийского субконтинента

    Этот регион (Индия и смежные области) богат разными типами мечей. Здесь изготавливали лучшие в мире стальные клинки с самыми роскошными украшениями. Часто трудно дать верное название некоторым образцам этого оружия, определить время и место их изготовления, так как основательное их изучение еще впереди. Приведенные даты относятся только к изображенным экземплярам.

    1. 1. Чора, или хайбер, тяжелый однолезвийный меч афганцев и пуштунов с афгано-пакистанского пограничья.
    2. 2. Тулвар или талвар. Индийский меч с изогнутым клинком и характерной рукоятью с дисковидным навершием. Мусульманский экземпляр из Северной Индии XVII в.
    3. 3. Тулвар с широким клинком, оружие палача. Северная Индия. XVIII-XIX вв.
    4. 4. Тулвар со стальной рукоятью в пенджабском стиле с предохранительной дужкой. Индаур, Индия. Конец XVIII в.
    5. 5. Кханда с позолоченной стальной рукоятью в «староиндийском» стиле. Клинок прямой, обоюдоострый. Непал. XVIII в.
    6. 6. Кханда более типичной формы. Рукоять в стиле «индийская корзина» с отростком для захвата обеими руками. Народ маратхи. XVIII в.
    7. 7. Сосун паттах. Рукоять в стиле «индийская корзина». Изогнутый вперед усиленный клинок имеет одно лезвие. Центральная Индия. XVIII в.
    8. 8. Южноиндийский меч со стальной рукоятью, квадратным деревянным навершием и изогнутым вперед клинком. Мадрас. XVI в.
    9. 9. Меч из храма народа наяр с латунной рукоятью и обоюдоострым стальным клинком. Танджавур, Южная Индия. XVIII в.
    10. 10. Южноиндийский меч со стальной рукоятью и обоюдоострым волнистым клинком. Мадрас. XVIII в.
    11. 11. Пата, индийский меч с латной рукавицей — стальной гардой, которая защищала руку до предплечья. Украшен гравировкой и позолотой. Ауд (теперь штат Уттар-Прадеш). XVIII в.
    12. 12. Адъяр катти типичной формы. Короткий тяжелый клинок, изогнутый вперед. Рукоять серебряная. Кург, Юго-Западная Индия.
    13. 13. Зафар такех, индийский меч — атрибут властителя на аудиенциях. Навершие имеет форму подлокотника.
    14. 14. Фиранги, что означает «чужой». Это название применялось индийцами для европейских клинков с индийскими рукоятями. Здесь изображен маратхский меч с немецким клинком XVII в.
    15. 15. Двухлезвийный двуручный меч с полыми железными навершиями. Центральная Индия. XVII в.
    16. 16. Кора типичной формы. Клинок, изогнутый вперед, имеет одно лезвие с «оттянутой» вершиной. Непал. XVIII в.
    17. 17. Кукри с длинным узким клинком. Был распространен в XIX в. Непал. Около 1850 г.
    18. 18. Кукри с железной рукоятью и клинком изящных очертаний. Непал. Предположительно XIX в.
    19. 19. Кукри, бывший на вооружении индийской армии во 2-й мир. войне. Изготовлен подрядчиком в Сев. Индии. 1943 г.
    20. 20. Рам дао, меч, который в Непале и Сев. Индии применяли для жертвоприношений животных. Известны многие экстравагантные формы этого оружия.

    Мечи Дальнего Востока

    1. 1. Дао, меч качинов из Ассама. Данный образец демонстрирует самую распространенную форму из многих известных в этом регионе.
    2. 2. Дао, или нокланг, двуручный меч народа кхаси из Ассама. Рукоять железная, отделка из латуни.
    3. 3. Дха, однолезвийный меч из Мъянмы. Цилиндрическая рукоять покрыта белым металлом, клинок инкрустирован медью и серебром.
    4. 4. Кастане, меч из Шри-Ланки с резной деревянной рукоятью и стальной предохранительной дужкой. Украшен инкрустацией серебром и латунью.
    5. 5. Китайский однолезвийный железный меч. Рукоять — обмотанный шнуром черешок клинка.
    6. 6. Талибон, короткий меч филиппинских христиан. Деревянная рукоять оплетена тростником.
    7. 7. Баронг, короткий меч (нож) народа моро из Филиппин и малайзийского штата Сабах (север острова Калимантан).
    8. 8. Мандау, по-малайски паранг ихланг. Меч даяков — охотников за головами на Калимантане.
    9. 9. Паранг пандит, меч морских даяков из Юго-Восточной Азии с однолезвийным, изогнутым вперед клинком.
    10. 10. Кампилан, однолезвийный меч моро и морских даяков. Резная деревянная рукоять.
    11. 11. Клеванг, меч с острова Сула-веси (Индонезия). Однолезвийный клинок с характерной резной деревянной рукоятью.

    Европейские мечи бронзового века и раннего железного веков

    История европейского меча, как и кинжала, — это процесс не столько функционального улучшения оружия, сколько его изменения под воздействием моды. Конечно, на смену бронзе и железу пришла сталь, и мечи приспосабливали к новым теориям боя, но никакие нововведения не приводили к полному отказу от старых форм.

      Бронзовые и ранние железные мечи
    1. 1. Короткий меч из Центральной Европы раннего бронзового века, рукоять и клинок соединены клепкой.
    2. 2. Изогнутый однолезвийный короткий меч из Швеции. 1600—1350 гг. до н.э. Изготовлен из одного куска бронзы.
    3. 3. Греческий бронзовый меч гомеровских времен, ок. 1300 г. до н.э. Найден в Микенах.
    4. 4. Длинный цельный бронзовый меч с одного из островов Балтики. 1200—1000 гг. до н.э.
    5. 5. Центрально-европейский меч позднего бронзового века, так называемый «антенный». 850-650 гг. до н.э.
    6. 6. Железный меч гальштатской культуры. Австрия. 650-500 гг. до н.э. Рукоять из слоновой кости и янтаря.
    7. 7. Железный меч греческих гоплитов — тяжеловооруженной пехоты. Около VI в. до н.э.
    8. 8. Железный однолезвийный меч из Испании. V—VI вв. до н.э. Мечи такого типа использовали также в классической Греции.
    9. 9. Железный клинок меча латенской культуры. Около VI в. до н.э. Найден в Швейцарии.
    10. 10. Железный меч с бронзовой рукоятью из Акуилеи, Италия. Около III в. до н.э.
    11. 11. Галльский железный меч с антропоморфной бронзовой рукоятью. Департамент Об, Франция. Около II в. до н.э.
    12. 12. Железный меч с бронзовой рукоятью, украшенной эмалью. Камбрия, Англия. Около I в.
    13. 13. Железный римский гладиус, короткий меч легионеров. Начало I в.
    14. 14. Римский гладиус позднего типа с параллельными краями и укороченным острием. Помпеи. Конец I в.

    Европейские мечи Средних Веков

    Меч был ценным оружием в течение всего раннего средневековья, особенно в Северной Европе. Многие скандинавские мечи имеют богато украшенные рукояти, а исследование с помощью рентгена позволило установить высокое качество их сварных клинков. В противоположность этому, позднесредневековый меч, несмотря на свой высокий статус рыцарского оружия, часто имеет простую крестовидную форму и простой железный клинок; лишь навершие давало некоторый простор для фантазии мастера.

    Раннесредневековые мечи изготавливали с широкими клинками для нанесения рубящего удара. С XIII в. началось распространение узких клинков для колющего удара. Полагают, что это было вызвано возросшим использованием лат, которые легче пробить именно колющим ударом в места сочленений.

    Формы наверший (справа). Для улучшения балансировки меча на конце рукояти крепили тяжелое навершие как противовес клинку.

    1. 1. Грибовидное
    2. 2. В форме, напоминающей чехол для чайника
    3. 3. В форме американского ореха
    4. 4. Дисковидное
    5. 5. В форме колеса
    6. 6. Треугольное
    7. 7. В форме рыбьего хвоста
    8. 8. Грушевидное
    Меч викингов (справа) Х в. Рукоять обтянута серебряной фольгой с вытиснутым «плетеным» орнаментом, который оттенен медью и чернью. Двухлезвийный стальной клинок имеет широкий и неглубокий дол. Этот меч найден в одном из шведских озер. (Государственный исторический музей, Стокгольм).

      Средневековые мечи
    1. 1. Широкий однолезвийный меч из железа. Найден в болоте. Дания. 100-300 гг.
    2. 2. Двухлезвийный железный меч с бронзовой рукоятью и оковками ножен. Дания. 400— 450 гг.
    3. 3. Однолезвийный меч викингов. Норвегия. Около 800 г.
    4. 4. Двухлезвийный железный меч из Скандинавии. IX или Х в.
    5. 5. Немецкий двухлезвийный меч с навершием в форме американского ореха. 1150— 1200 гг.
    6. 6. Английский фолчен 1260— 1270 гг., хранящийся в кафедральном соборе Дарема. Короткий тяжелый меч с искривленным лезвием. Тылье клинка может быть прямым, изогнутым или скошенным около острия.
    7. 7. Двухлезвийный меч с треугольным навершием рукояти. Около 1380 г.
    8. 8. Меч бастард. Около 1380 г. Эти мечи имели длинную рукоять, позволявшую в случае необходимости держать оружие обеими руками, и назывались еще полутораручными.
    9. 9. Французский меч конца XIV в. Суживающийся клинок предназначен для колющего удара.
    10. 10. Итальянский меч конца XIV в. со скобой для указательного пальца. Такая гарда облегчала пользование оружием.
    11. 11. Испанский меч с двумя скобами для пальцев. Конец XV в.

    Мечи эпохи Возрождения и XVII в.

    В XVI—XVII вв. меч претерпел некоторые изменения. Большую популярность получили двуручные мечи, позднее их использовали и как церемониальное оружие. Одноручные мечи изменились гораздо сильнее, чем за несколько предыдущих столетии. Значительно усложнилась гарда, так как использование защитных доспехов (в том числе латных рукавиц) шло на убыль. Появились рапиры.

      Двуручные и полутораручные мечи
    1. 1. Южно-немецкий полутораручный меч начала XVI в. со спиральным навершием и изогнутыми кпереди «усиками» гарды.
    2. 2. Немецкий двуручный меч, в сечении клинка — уплощенный ромб. Начало XVI в.
    3. 3. Немецкий (боршверт или першверт — колющий меч без лезвия. В сечении клинка — ромб. Первая половина XVI в.
    4. 4. Шотландский двуручный меч клеймор или клейдхим мор середины XVI в.
    5. 5. Немецкий полутораручный меч 1540-1580 гг. Клинок однолезвийный, нижняя треть обоюдоострая.
    6. 6. Немецкий церемониальный меч конца XVI в. Пята (рикассо) обтянута кожей для вспомогательного захвата рукой и защищена двумя выступами. Волнистый клинок иногда называют «пламенеющим». (Замковый музей, Йорк).

     

      Одноручные мечи XVI-XVII вв. (справа)
    1. 1. Чинкведеа, итальянское оружие, укороченную разновидность которого использовали как кинжал. Около 1500г.
    2. 2. Кацбальгер («забияка») — двухлезвийный меч с горизонтальной S-образной гардой. Оружие ландскнехтов — немецких наемников XVI в.
    3. 3. Меч шведского короля Густава Вазы. Сделан в Германии примерно в 1550 г. (Арсенал, Стокгольм).
    4. 4. Чиавона, двухлезвийный меч со щитком — «корзинкой» на эфесе. Около 1600 г. Этот стиль зародился в Венеции.
    5. 5. Шотландский двухлезвийный бродсод — широкий меч с плетеной гардой. Около 1610г.
    6. 6. Швейцарская сабля середины XVII в. с характерной открытой гардой.
    7. 7. Английский бродсод с плетеной гардой. Около 1650 г. Этот тип называют «покойницким». Такое имя он получил из-за гравировки на железной гарде, которая напоминает о казненном в 1649 г. короле Карле I. (Замковый музей, Йорк).

    В оглавление.


    mediev.narod.ru

    Клинок меча » SwordMaster

    загрузка…

    Здесь будут обсуждаться основные свойства клинка меча. Напоминаем что клинок — основная часть клинкового оружия в виде стальной прямой или изогнутой полосы с однолезвийной или двулезвийной заточкой, или граненого стержня.Эти термины и определения, касаются главным образом клинков периода от эпохи викингов до возрождения. Клинки бронзового века, а также колониального и более позднего периодов, обладают уникальными свойствами, которые могут выходить за рамки этой статьи. Данные определения не предлагаются в качестве абсолютного. Любой опытный коллекционер или историк будет открыто признавать, что всегда есть исключения к каждому правилу, и ничего абсолютного нет. Эти определения предлагается в качестве ориентира для начинающего изучать холодное оружие и боевые искусства. Старая пословица «Чем больше я знаю, тем меньше я уверен в этом» очень хорошо иллюстрирует эту проблемы.

     

     

    Изготовление клинков

    Общее представление об изготовлении средневековых мечей в том, что их делал ремесленник, работающий в одиночку в кузнице, делая меч от начала до конца. Хотя это, возможно, действительно временами случалось, но это было далеко от нормы. Средневековые клинки были сделаны в гораздо более «современных» условиях, чем принято считать. Они часто ковались в крупных мастерских несколькими мастерами. Затем экспортировались в различные страны,  местным воинам желающим вооружаться по последнему слову техники или по последней моде. Старинные клинки, которые отмечены маркой «Ulfberht» являются отличным примером. Сохранилось слишком много клинков которые имеют этот знак, они просто не могли быть сделаны одним человеком и этот человек не мог прожить двести лет. Ulfberht прямо как Smith & Wesson своего времени.

    Профили современных клинков мечей выводятся двумя различными способами: ковка и съём.

    Ковка — признанный традиционный метод где применяется молот и наковальня. Раскаленному клинку придают форму, а затем шлифуют и полируют. Это  традиционный способ, требующий много времени, и в результате, более дорогой. И в результате мы все равно можем не получить качественный клинок, потому что последующая термообработка куда более важна.

    Клинок получает свою твердость во время закалки. Затем он нагревается в последний раз и охлаждается на воздухе, то есть отпускается. Это позволяет клинку быть кроме твердости еще упруги и пластичным. Отпуск и закалка два метода термообработки, которые часто путают.

    Можно также использовать дифференциальный процесс термообработки, то есть зональную закалку, и в результате получить твердые кромки клинка (лезвия)  и мягкие но пластичные бока клинка. Это позволяет повысить эффективность удара при сохранении надлежащем поглощении удара клинком. Большинство современных производств реплик мечей использует процесс полной закалки, при котором процесс термообработки  придает твердость всему клинку, клинки подвергшиеся зональной закалке стоят дороже.

    Съём подразумевает спиливание всего лишнего с заготовки для получения правильного профиля клинка. В наши дни, иногда, берут полотно очень большой пилы и распиливают на несколько  заготовок клинков.  Современные методы съема не могут быть столь уж далеки от исторической нормы, как считалось ранее. Оба процесса могут производить клинки, которое является полностью функциональными и хорошо сделанными. Средневековые иллюстрации также показывают, использование больших жерновов для обработки металлических заготовок.

    С точки зрения функциональности разница между ковкой и сьёмом не заметна. Тем не менее, многие (если не большинство) современных мастерских  делают свои товары используя молот и наковальню в освященной веками традиции. Хотя мечи получаются более дорогими, они пользуются большим спросом. Есть много современных коллекционеров и мастеров боевых искусств, которые настаивают на кованых клинках ради исторической достоверности.

     

    Процесс шлифования из Кентерберийского Псалтыря, около 1150 Крейг Джонсон производит шлифование клинка Разогревание клинка в кузне Крейга Джонсона

     

    Геометрия клинка

    На данный период мы имеем в виду основные параметры меча: поперечное сечение, ширина лезвия, толщина, конусность и т. д. При измерении характеристик меча лучше использовать несколько параметров с целью получения как возможно более точных измерений. Миллиметры могут кардинально изменять динамические свойства меча. Это важно иметь в виду, особенно если собираетесь воссоздать существующий исторический экземпляр. Разность восьмой или шестнадцатой доли дюйма здесь или там могут привести к далеко не тому мечу которого клиент желает.

     

    Поперечное сечение

    Под сечением клинка мы понимаем срез клинка в попрек и пополам, то есть необходимо посмотреть на его срез и увидеть его сечение.

    Ранние мечи варваров и даже викингов и как правило имеют линзовидные сечения. Оно похоже на яблочное семечко и выглядит так как будто ему не хватает сильного центрального хребта на боковинке клинка. Для того чтобы клинок был легкий и гибкий его необходимо было делать тонкими, но часто делали их достаточно толстыми, для прочности. От того что клинки этого периода были рассчитаны на рубящие и режущие удары  их основной акцент был сделан на гибкость, а не на жесткость.

     

     

    Так как доспехи улучшались стало распространяться и ромбическое сечение клинка. Оно состоит из четырех плоских граней, которые составляют форму уплощенного ромба с центральным хребтом на голомени (боковинке), лезвие образуют внешние грани. Ромбическое сечение у клинка еще может быть широким и плоским при использовании, однако, этот клинок будет проявлять больше жесткости, чем ранний линзовидный. И такой клинок является более эффективным в при колющих ударах. Мечи с выпуклым центральным ребром  ромбического сечения имеют еще больше прочности, что особенно хорошо для кликов которые должны быть легкими, но клинок такого сечения уже неспособен рубить.

    Клинки Уплощенного сечения также применялись среди прочих клинков. Уплощенное сечение представляет собой фигуру с шестью гранями. Две широкие (или узкие в зависимости от типа) грани, которые составляют плоские голомени и четыре меньших грани, которые формируют края лезвий. Клинки которые у острия ромбического сечения зачастую могут переходить в уплощенное сечение у пятки. В результате клинок получается универсальным, что делает его очень эффективным в бою. Клинки ромбической и уплощенной конструкции часто снабжались долами. Они были использованы для облегчения клинка не жертвуя при этом его целостностью, а также долы просто добавляют визуальные детали на клинок.

    Обратим внимание на термин «Дол» — это канал на боковинке (голомени) клинка. Дол может быть широким или узким, мелким или глубоким, в зависимости от дизайна меча и способа фехтования. Это дол часто ошибочно называют «кровосток» или «кровяное русло». В самом деле, дол не имеет ничего общего с каким-либо телесными жидкостями, а предназначен для облегчения клинка без потери прочности, иногда дол формируется двумя ребрами жесткости.

     

    Конусность

    Клинок меча сужается в двух различных областях: по длине и по толщине  клинка. Дистальная конусности ссылается на толщину клинка. Следует отметить, что как правило толщина клинка уменьшается от пятки к острию, например у толщина у пятки — 5 мм, у острия — 2мм. Это делается для того, чтобы у меча была высокая управляемость и хорошие механические характеристики. Дешевые современные (бугуртооптимальные) реплики, мечей как правило, не имеют конусности по толщине и могут показаться очень тяжелыми и неповоротливыми по сравнению с качественной реконструкцией меча определенного типа.

    Дистальная конусности часто бывает непрерывной от пятки меча до острия, но не всегда. Для того, чтобы поддерживать хорошее сочетание массы и баланса, клинок может иметь конусность с шагом или конусность может продолжаться только на половину его длины. Когда собираешься сделать историческую реконструкцию важно учитывать и этот фактор, нужно фото и в профиль, но и с самых различных ракурсов.

     


     

    Конусность по длине — это степень сужения ширины клинка по всей его длине. Ранние средневековые клинки, такие как тип X по Оакешотту не будет иметь большой конусности по длине так, как они в первую очередь для рубки в то время как клинки тип XII будет обладают повышенной конусностью, поскольку они были разработаны, чтобы клинком можно было и колоть. Конусность по длине чаще всего была непрерывной, но редко может быть со скачками, в результате чего клинок будет с небольшим «животиком». Еще раз! — это зависит от назначения оружия.

     

    Точка баланса

    Точка баланса (точка равновесия, англ. PoB point of ballance) меча — это центр тяжести. Эта точка часто находится на расстоянии длины пальца от гарды к острию клинка. Но точка равновесия может меняться в широких пределах от типа к типу. Меч раннего средневековья  не будет иметь в том месте этой точки так же, как и  шпага 18-го века. Многие начинающие коллекционеры  мечей придают слишком большой акцент точке баланса. Заявление о том, что «Мои мечи должны иметь Точку баланса на расстоянии четырех дюймов от гарды» часто можно слышать от неопытного коллекционера. Если вышеупомянутый раннесредневековый рубящий меч будет иметь Точку баланса на два дюйма (5 см) ниже гарды, он, вероятно, не будет эффективно колоть  независимо от того, насколько искусен фехтовальщик. Кроме того Рапира не должны иметь  Точку баланса выше восьми дюймов от гарды.

    Точка баланса только один маленький кусочек сложного пазла, который составляет меч. Вместо того чтобы спрашивать себя хорош ли меч с точки зрения наших личных пожеланий, мы должны спросить насколько меч считается «правильным» в соответствии с его назначением.

     

    Прочность меча

    Один из аспектов состава средневекового  меча, который часто преподносится современными энтузиастами, но мало ими понимается, является твердость клинка. Многие будут использовать гипотезы и откровенные гадания при обсуждении твердости оригинальных мечей. Для адекватной оценки меча важно смотреть на материалы доступные для ремесленников этой эпохи, традиции изготовления клинков.

    Подлинных клинков подвергшихся испытаниям не так много, но все равно мы можем описать в общих чертах то что хотим, но нужно учесть, что определенный процент  мечей  того периода отличается от большинства. Хотя в той или иной области можно было произвести продукт высочайшего качества в эту эпоху, общее качество производства стало бы сдерживающим фактором того какой клинок мастер может произвести. Большинство мечей, которые прошли тестирование по всей видимости, были изготовлены из смеси стали и железа. Эта неоднородная смесь  углеродистых и легированных содержаний будет определяет возможное упрочнение клинка. Материал также был произведен при помощи термообработки и с твердостью, которая резко отличается от одной точки на клинке к другой. Есть несколько примеров,  которые, однако, показывают достаточно однородное сочетание элементов и содержание углерода, но это в относительно небольшой группе тестировавшихся мечей. То немногое, что было описано на исторической части показывает диапазон содержаний и составов  углерода, которое намного больше, чем стандартные спецификации современных сталей заводского производства.

     

    Bladesmith — кузнец изготовляющий клинки Шахтеры, работающие в шахте ок. 1482 г. Крейг Джонсон кует клинок

     

    Однородные стали, используемые современными производителями — вероятно, крупнейший скачок от оригинальных материалов и учета всех аспектов того, что составляет реконструкция меча. Существует несколько вариантов наших современных сталей, используемых разработчиками сегодня, но это гораздо меньше вариаций, чем можно увидеть в средневековом клинке. Как и с любым отраслевым стандартом, он, как правило, выражается в диапазоне, а не в конкретном числе. Вот несколько примеров общих современных сталей для изготовления мечей:

     

    Тип стали Содержание углерода
    1045 0.43-.50
    1075 0.70-.80
    6150 0.48-.53
    5160 0.57-.62

     

    В периоды бытования мечей который мы рассматриваем имеющееся признаки диапазоне разделим на несколько разновидностей. Они показывают уровни углерода  от 0,1  до 0,8 может быть 0,6 или меньше. Это указывает на то, что даже в период наивысшего качества клинков этой группы диапазоны содержания углерода гораздо шире, чем у современных сталей.

     

    Твердость клинка

    На современном рынке есть много такого, что говорит о жесткости клинков. На самом деле существует тенденция не производить мечи, которые не удовлетворяют определенным критериям по конкретным шкалам твердости. Почему это происходит?

    Вполне может быть желание наших современных умов запереться на окончательном отборочном признаке. Мы хотим сказать: «Это лучше чем То». Присущие проблемы мы создаем с этим подходом от того, что сталь не ведет себя таким образом чтоб было равновесие или гармония конкурирующих функций. Гибкость, пластичность, прочность на растяжение, состав материала и манипуляции с этими свойствами. И мастер будет манипулировать и всё будет иметь влияние на то каким получится конечный результат.

    Есть три основных варианта тестирования на «жесткость» стали, на которые ссылаются в обсуждении клинков: шкала Бринелля, разработанная в Великобритании и используемая в основном в Европе; шкала Викерса, разработана в Великобритании, и чаще всего проявляется в литературе о тестирования исторических клинков, и шкала Роквелла C (на самом деле, начиная от А до В, но с диапазоном С  мы имеем дело в этой статье), разработана в США. Каждая из этих методик испытаний поверхности материала связана с углублением индикатора на твердость определенной формы, а затем различными измерениями отмечается что получится и преобразовывается в номер согласно масштабу. Вот краткое описание методов без формул:

    Бринелль

    Это средний диаметр впечатление в испытательной среды. Когда он присутвует в списке, номер должен выглядеть следующим образом: 481 HB 10/500/30. Это переводится как твердость по Бринеллю 481 с использованием 10mm шарика с 500-килограмовой нагрузкой в течение 30 секунд. Этот тест,  считается очень достоверным и точным.

    Викерс

    Этот процесс включает в себя меры площади поверхности пирамидального отпечатка в испытательной среды при заданной нагрузке и продолжительности, обеспечивая фактор, который затем может быть переведен в число Викерс. Обычно это достигается с таблицей преобразования. Номер будет представлен в виде 513 HV/10, что указывает на твердость по Виккерсу из 513 с 10 кг нагрузкой. Преимущество этой системы является использование одного масштаба, от верхней к нижней части диапазона твердости, и один индикатора типов во всем. обозначается VPH

    Роквелл C

    Тест Роквелла является мерой глубины проникновения, когда образец устанавливается в равновесии с испытательной машиной при малой и большой нагрузке. И результаты мы читаем прямо из машины. Этот тест быстрый для выполнения, но  чувствителен к браку машины. Система Роквелла разделена немного произвольно, так как А. В. масштабы относятся друг к другу, но не совсем переводимы на другие системы. Существует общее понимание того, что Rockwell номера будет меняться +/- 2 очка в любом случае как приемлемый промышленный стандарт, т. е. 50Rc может быть на самом деле 48 и 52 и пройти общий производственный контроль. обозначается Кс.

    Подробная справка о методах определения твердости, сюда

    Из этих трех, мы выберем шкалу Роквелла С для дальнейшего исследования клинков мечей.

     

    Твердость клинков по периодам

    Прочность определяется как сопротивление материала царапинам и стиранию. Ранняя шкала оценки твердости шкала Мооса, где оценка проводится на сопротивление царапанию материала.

     

    Плавильная печь, 1586 год Кузнецы у наковальни, 14 век Средневековая кузница

     

    Так как современная промышленность ставит  необходимость более точных измерений были внедрены другие системы. Измерения Бринелля и Виккерса  приходит к их количеству путем измерения сопротивления растяжению, в то время как масштабы Роквелла более измерения сопротивления внедрению. Вот почему нет точной корреляции между масштабами, и почему Виккерс и Бринелль системы могут быть связаны примерно в некоторой мере прочности на растяжение, в то время как в Роквелле таких номеров нет.

    Со знанием о том, как определяется твердость клинков, мы можем теперь посмотреть на некоторые из подлинных мечей. Глядя на проведенные испытания мы можем видеть что Средневековые производители мечей ставили своей целью и что средневековые заказчики покупали.

    Сопоставление данных за разные периоды должно быть сделано тщательно. Главная цель для тех кто делает такого рода исследования должно быть установление истинного качества клинка.

    Характерно то что мы можем видеть из показателей твердости это что твердость резко отличается по всему клинку, а не только от кромки клинка середине клинка, а буквально по всей длине клинка. Как например, меч датированный 11-13 век мечом в Hofjagd Rustkammer показывает диапазон твердости от 119 до 520 VPH в среднем твердость 217VPH. Этот меч был дополнительно протестирован с четырех образцов удаленных от клинка. Эти части были проверены и микротвердость колебалась от 258VPH к 329VPH, с среднем 300 VPH. Если бы мы бы описывали этот меч с использованием системы Роквелла, то мы должны были смотреть на кусок, который колеблется от 20Rc к 50Rc, с участками ниже 20Rc.

     

    Этот график подробно показывает диапазоны твердости у нескольких средневековых клинков по сравнению с современными репликами, сделанными из маркированных сталей. Имейте в виду, что диапазон включает в себя все точки проверенные на мече, поэтому верхние и нижние номера могут обозначать только одну точку на клинке а не изменение от лезвия к середине клинка. Точка была применена  чтобы указать где тестеры вычисляют среднюю твердость клика.

    Общее число лопастей с документацией нескольких точек испытания было 20. Датировка мечей колебалась от 9-го по 16-ый век. Признавая, что это не достаточно большая выборка чтобы быть статистически значимой, они были разделены на группы по периодам, так как трудно сравнивать промышленные технологии в таком широком промежутке времени. Дополнительно два меча были испытаны, от 17 и 18 веков соответственно, они не были включены в график, хотя  может быть интересно отметить что их средняя твердость была 441VPH (~ 45Rc) и 472VPH (~ 47Rc).

     

    Группа с  9-го по 13-й  век

    Эта подгруппа состояла из 13 мечей. Диапазон твердости в группе колебался от 93VPH (не эквивалент Rc) до 650VPH (~ 58Rc), и эти клинки все показали различную твердость в разных частях клинка. Существовали признаки нескольких различных методов изготовления для одного и того же клинка.

    Анализ термообработки показал, что большинство клинков были слабо закалены с различной степенью успеха, скорей всего использовались даже различные методы закаливания. Было еще два клинка, которые скорей всего не были закалены.

     

    Группа 14-16 век

    Эта группа из 7-ми клинков характеризовалась твердостью  от 136VPH (> 20Rc) в 650VPH (~ 58Rc). Эти клинки были изготовлялись из одной заготовки  из высоко углеродистой стали.

    Эта группа показала попытки сделать качественную зональную закалку.

    Важность выбора нескольких точек на клинке для проверки показана на некоторых ранних мечах в Wallace Collection исследованных Дэвидом Эджем и д-р Аланом Уильямсом благодаря которым можно подробно рассмотреть средневековый меч.

     

     

    Этот рисунок детально показывают твердость по краю и середине меча 12 века (инв. номер 457 в Wallace Collection Лондон),  (Меч B на рисунке 1). Меч был испытан через 5 см интервалы по кромке клинка и голомени со средними результатами  211 VPH в голомени и 279 VPH по кромке.

    Кромка клинка (то есть лезвие), тут твердость является наиболее желанной. Если мы возьмем те клинки, которые были испытаны по кромке  в 9 ти точках мы увидим следующие: Большинство мечей  были с твердостью от 200VPH (> 20Rc) до 540VPH (~ 52Rc). Семь образцов ниже 460VPH (~ 46Rc), а остальные два показали 520VPH (~ 50Rc) и 540VPH (~ 52Rc). Средняя твердость лезвия у семи клинков: два меча из них 217VH (> 20Rc) и 476VPH (~ 47Rc) соответственно. Остальные пять мечей были: один на 279VPH (~ 27Rc), а остальные четыре с среднем между 133VPH и 217VPH (все > 20Rc).

    Этот диапазон твердости, вероятно связан с двумя факторами: во-первых, клинок изготовлен из куска стали с переменным содержанием углерода в различных участках клинка, во-вторых  были попытки сделать закалку отдельных участков клинка вместо полной закалки клинка. Неоднородное содержание углерода не позволяет провести полную закалку так как при резком охлаждении клинка его перекорежит от того что сталь с различным содержанием углерода по разному реагирует на резкое охлаждение при закалке.

    Следующий график иллюстрирует сравнение образцов некоторых сталей, используемых для современных реконструкций клинков. Содержание углерода и твердость показаны. Современные образцы стремятся достичь твердости в  50 Rc как цель.

     

    Это ясно показывает значительное преимущество современных сталей в изготовлении твердых мечей, по сравнению со средневековыми сталями.

    Но вполне возможно что твердость не была сверхзадачей средневекового кузнеца. К тому же сталь для меча он делал сам и удалял примеси и наоборот науглероживал самостоятельно, это сейчас мы можем купить лист металла необходимого сорта, или перековать рессору или пружину от вагона поезда.

     

    И для эффективного фехтования вязкость и пластичность клинка важнее. Мягкий металл плохо держит заточку. Поэтому мечи обычно не затачивали острее топора лесоруба. Вопрос нуждается в дальнейших исследованиях, а подвергать редкие и ценные исторически подлинные мечи механическим испытаниям не желательно.

    Обработка клинка меча? иллюстрация из Кентерберийского Псалтыря, около 1150 Слева: финальная стадия обработки клинка: полировка кожаным рмешком. Справа: шлифовка или заточка клинка на большом точильном камне. Роман об александре 1340 г.
    Выстругивание дола на клике.  Роман об александре 1340 г. Кузня и магазин мечей, конец 16 века

     

    Переведено мной статьи от MyArmory:

    загрузка…

    swordmaster.org

    Типы мечей



     

     

    Строение меча очень простое: длинный клинок с рукоятью на одном конце. Однако это оружие имеет множество форм и возможностей применения. Оно более удобное и тонкое, чем топор — один из его близких предшественников. Меч пригоден для нанесения и колющих, и рубящих ударов, для парирования ударов противника. Будучи длиннее кинжала и не так легко скрываем, меч во многих культурах считался благородным оружием. Он более чем какой-либо иной вид оружия пользовался особым статусом — и как произведение искусства, и как фамильная драгоценность, и как символ войны, правосудия, чести и славы.

    Строение меча (справа), схематично.
    a. Эфес
    b. Клинок
    c. Навершие
    d. Рукоять
    e. Гарда (перекрестье)
    f. Лезвие
    g.Острие
    Поперечные сечения клинков. Существует огромное разнообразие форм сечений. Она обычно зависит от назначения оружия, но многие формы появились в результате попыток сделать клинок достаточно жестким и как можно более легким. Тут показаны некоторые двухлезвийные (1, 2) и однолезвийные (3, 4) варианты решения этой проблемы.
    Форма клинка. Клинки мечей имеют три основные формы, каждая со своими преимуществами. Прямой клинок (а) лучше всего подходит для укола. Изогнутый назад клинок (b) наносит глубокую резаную рану. Изогнутый вперед клинок (с) эффективен при нанесении рубящего удара, особенно когда он имеет расширенную и тяжелую верхнюю часть. Гражданские лица при выборе клинка обычно руководствовались веяниями моды, военные пытались найти идеальный клинок, одинаково эффективный для нанесения и рубящих, и колющих ударов.
    Мечи (сабли) Африки и Ближнего Востока

    Включают мечи из Африки, Турции, Ирана, с Ближнего Востока и юга бывшего СССР. В большинстве этих регионов меч — распространенное оружие, но в Африке он редок и с трудом поддается датированию. Большинство этих мечей попало в западные музеи и на коллекционный рынок благодаря путешественникам XIX — начала XX вв.
    Африканские мечи (слева)
    1.Двухлезвийный меч из Габона, Западная Африка. Тонкий клинок из стали, рукоять обмотана латунной и медной проволокой.
    2.Такоуба, меч туарегов Сахары.
    3.Флисса, меч кабилов из Марокко. Однолезвийный клинок украшен гравировкой и инкрустацией латунью.
    4.Каскара, прямой двухлезвийный меч народа багирми из Сахары. По стилю он близок к суданским мечам.
    5.Двухлезвийный меч восточно-африканских масаев. Клинок имеет ромбическое сечение, гарда отсутствует.
    6.Шотел, двухлезвийный меч из Эфиопии с двойным изгибом клинка. Серповидный конец предназначен для поражения противника за его щитом.
    7.Суданский меч с характерным прямым двухлезвийным клинком и крестовидной гардой.
    8.Арабский меч XVIII в. Клинок предположительно европейского происхождения. Серебряный эфес позолочен.
    9.Арабский меч из Лонголы, Судан. Двухлезвийный стальной клинок постепенно суживается, украшен геометрическим орнаментом и изображением крокодила. Рукоять из эбенового дерева и слоновой кости.
    Мечи (сабли) Ближнего Востока

    10.Килидж, турецкая сабля. У этого экземпляра клинок XV в., а эфес XVIII в. Обычно у вершины клинок килиджа имеет елмань — расширенную часть с прямой спинкой-лезвием.
    11.Ятаган в его классической форме. Турецкое оружие с изогнутым вперед однолезвийным клинком. Костяная рукоять имеет большое навершие, гарда отсутствует.
    12.Турецкий ятаган с цельной серебряной рукоятью и клинком, украшенным кораллами.
    13.Саиф, изогнутая арабская сабля с характерным навершием. Распространена везде, где жили арабы.
    14.Шашка, сабля с Кавказа. Имеет черкесское происхождение, позднее широко применялась в русской кавалерии. Персидский клинок этого экземпляра датирован 1819 г.
    15.Кинжал, оружие с Кавказа, мог достигать размеров короткого меча, который представлен здесь.
    16.Шамшир в своей типичной форме. Классическая персидская сабля с изогнутым клинком и характерной рукоятью.
    17.Персидский шамшир с волнистым клинком и стальной рукоятью с золотой инкрустацией.
    18.Кваддара. Так иногда называют большой кинжал. Рукоять из рога, клинок с травлением и золотой насечкой.
    Мечи Индийского субконтинента
    Этот регион (Индия и смежные области) богат разными типами мечей. Здесь изготавливали лучшие в мире стальные клинки с самыми роскошными украшениями. Часто трудно дать верное название некоторым образцам этого оружия, определить время и место их изготовления, так как основательное их изучение еще впереди. Приведенные даты относятся только к изображенным экземплярам.
    1.Чора, или хайбер, тяжелый однолезвийный меч афганцев и пуштунов с афгано-пакистанского пограничья.
    2.Тулвар или талвар. Индийский меч с изогнутым клинком и характерной рукоятью с дисковидным навершием. Мусульманский экземпляр из Северной Индии XVII в.
    3.Тулвар с широким клинком, оружие палача. Северная Индия. XVIII-XIX вв.
    4.Тулвар со стальной рукоятью в пенджабском стиле с предохранительной дужкой. Индаур, Индия. Конец XVIII в.
    5,Кханда с позолоченной стальной рукоятью в «староиндийском» стиле. Клинок прямой, обоюдоострый. Непал. XVIII в.
    6,Кханда более типичной формы. Рукоять в стиле «индийская корзина» с отростком для захвата обеими руками. Народ маратхи. XVIII в.
    7,Сосун паттах. Рукоять в стиле «индийская корзина». Изогнутый вперед усиленный клинок имеет одно лезвие. Центральная Индия. XVIII в.
    8,Южноиндийский меч со стальной рукоятью, квадратным деревянным навершием и изогнутым вперед клинком. Мадрас. XVI в.
    9,Меч из храма народа наяр с латунной рукоятью и обоюдоострым стальным клинком. Танджавур, Южная Индия. XVIII в.
    10,Южноиндийский меч со стальной рукоятью и обоюдоострым волнистым клинком. Мадрас. XVIII в.
    11,Пата, индийский меч с латной рукавицей — стальной гардой, которая защищала руку до предплечья. Украшен гравировкой и позолотой. Ауд (теперь штат Уттар-Прадеш). XVIII в.
    12,Адъяр катти типичной формы. Короткий тяжелый клинок, изогнутый вперед. Рукоять серебряная. Кург, Юго-Западная Индия.
    13,Зафар такех, индийский меч — атрибут властителя на аудиенциях. Навершие имеет форму подлокотника.
    14,Фиранги, что означает «чужой». Это название применялось индийцами для европейских клинков с индийскими рукоятями. Здесь изображен маратхский меч с немецким клинком XVII в.
    15,Двухлезвийный двуручный меч с полыми железными навершиями. Центральная Индия. XVII в.
    16,Кора типичной формы. Клинок, изогнутый вперед, имеет одно лезвие с «оттянутой» вершиной. Непал. XVIII в.
    17,Кукри с длинным узким клинком. Был распространен в XIX в. Непал. Около 1850 г.
    18,Кукри с железной рукоятью и клинком изящных очертаний. Непал. Предположительно XIX в.
    19.Кукри, бывший на вооружении индийской армии во 2-й мир. войне. Изготовлен подрядчиком в Сев. Индии. 1943 г.
    20,Рам дао, меч, который в Непале и Сев. Индии применяли для жертвоприношений животных. Известны многие экстравагантные формы этого оружия.
    Мечи Дальнего Востока
    1,Дао, меч качинов из Ассама. Данный образец демонстрирует самую распространенную форму из многих известных в этом регионе.
    2,Дао, или нокланг, двуручный меч народа кхаси из Ассама. Рукоять железная, отделка из латуни.
    3,Дха, однолезвийный меч из Мъянмы. Цилиндрическая рукоять покрыта белым металлом, клинок инкрустирован медью и серебром.
    4,Кастане, меч из Шри-Ланки с резной деревянной рукоятью и стальной предохранительной дужкой. Украшен инкрустацией серебром и латунью.
    5,Китайский однолезвийный железный меч. Рукоять — обмотанный шнуром черешок клинка.
    6,Талибон, короткий меч филиппинских христиан. Деревянная рукоять оплетена тростником.
    7,Баронг, короткий меч (нож) народа моро из Филиппин и малайзийского штата Сабах (север острова Калимантан).
    8,Мандау, по-малайски паранг ихланг. Меч даяков — охотников за головами на Калимантане.
    9,Паранг пандит, меч морских даяков из Юго-Восточной Азии с однолезвийным, изогнутым вперед клинком.
    10,Кампилан, однолезвийный меч моро и морских даяков. Резная деревянная рукоять.
    11,Клеванг, меч с острова Сула-веси (Индонезия). Однолезвийный клинок с характерной резной деревянной рукоятью.
    Европейские мечи бронзового века и раннего железного веков
    История европейского меча, как и кинжала, — это процесс не столько функционального улучшения оружия, сколько его изменения под воздействием моды. Конечно, на смену бронзе и железу пришла сталь, и мечи приспосабливали к новым теориям боя, но никакие нововведения не приводили к полному отказу от старых форм.
    Бронзовые и ранние железные мечи
    1,Короткий меч из Центральной Европы раннего бронзового века, рукоять и клинок соединены клепкой.
    2,Изогнутый однолезвийный короткий меч из Швеции. 1600—1350 гг. до н.э. Изготовлен из одного куска бронзы.
    3,Греческий бронзовый меч гомеровских времен, ок. 1300 г. до н.э. Найден в Микенах.
    4,Длинный цельный бронзовый меч с одного из островов Балтики. 1200—1000 гг. до н.э.
    5,Центрально-европейский меч позднего бронзового века, так называемый «антенный». 850-650 гг. до н.э.
    6,Железный меч гальштатской культуры. Австрия. 650-500 гг. до н.э. Рукоять из слоновой кости и янтаря.
    7,Железный меч греческих гоплитов — тяжеловооруженной пехоты. Около VI в. до н.э.
    8,Железный однолезвийный меч из Испании. V—VI вв. до н.э. Мечи такого типа использовали также в классической Греции.
    9,Железный клинок меча латенской культуры. Около VI в. до н.э. Найден в Швейцарии.
    10,Железный меч с бронзовой рукоятью из Акуилеи, Италия. Около III в. до н.э.
    11,Галльский железный меч с антропоморфной бронзовой рукоятью. Департамент Об, Франция. Около II в. до н.э.
    12,Железный меч с бронзовой рукоятью, украшенной эмалью. Камбрия, Англия. Около I в.
    13,Железный римский гладиус, короткий меч легионеров. Начало I в.
    14,Римский гладиус позднего типа с параллельными краями и укороченным острием. Помпеи. Конец I в.
    Европейские мечи Средних Веков
    Меч был ценным оружием в течение всего раннего средневековья, особенно в Северной Европе. Многие скандинавские мечи имеют богато украшенные рукояти, а исследование с помощью рентгена позволило установить высокое качество их сварных клинков. В противоположность этому, позднесредневековый меч, несмотря на свой высокий статус рыцарского оружия, часто имеет простую крестовидную форму и простой железный клинок; лишь навершие давало некоторый простор для фантазии мастера. Раннесредневековые мечи изготавливали с широкими клинками для нанесения рубящего удара. С XIII в. началось распространение узких клинков для колющего удара. Полагают, что это было вызвано возросшим использованием лат, которые легче пробить именно колющим ударом в места сочленений.
    Средневековые мечи
    1,Широкий однолезвийный меч из железа. Найден в болоте. Дания. 100-300 гг.
    2,Двухлезвийный железный меч с бронзовой рукоятью и оковками ножен. Дания. 400— 450 гг.
    3,Однолезвийный меч викингов. Норвегия. Около 800 г.
    4,Двухлезвийный железный меч из Скандинавии. IX или Х в.
    5,Немецкий двухлезвийный меч с навершием в форме американского ореха. 1150— 1200 гг.
    6,Английский фолчен 1260— 1270 гг., хранящийся в кафедральном соборе Дарема. Короткий тяжелый меч с искривленным лезвием. Тылье клинка может быть прямым, изогнутым или скошенным около острия.
    7,Двухлезвийный меч с треугольным навершием рукояти. Около 1380 г.
    8,Меч бастард. Около 1380 г. Эти мечи имели длинную рукоять, позволявшую в случае необходимости держать оружие обеими руками, и назывались еще полутораручными.
    9,Французский меч конца XIV в. Суживающийся клинок предназначен для колющего удара.
    10,Итальянский меч конца XIV в. со скобой для указательного пальца. Такая гарда облегчала пользование оружием.
    11,Испанский меч с двумя скобами для пальцев. Конец XV в.
    Формы наверший . Для улучшения балансировки меча на конце рукояти крепили тяжелое навершие как противовес клинку.
    Грибовидное
    В форме, напоминающей чехол для чайника
    В форме американского ореха
    Дисковидное
    В форме колеса
    Треугольное
    В форме рыбьего хвоста
    Грушевидное

     

    on-infantry.narod.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *