Адмирал горшков корабль – Адмирал флота Советского Союза Горшков (фрегат) — Википедия

Когда лучшее не враг хорошему

Фрегат «Адмирал Горшков». Фото: www.globallookpress.com

Военно-Морской Флот России накануне своего праздника сделал себе подарок — головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» поднял Андреевский флаг и заступил на службу

Автор:
Покровский Александр

Корабль, который ждали долго 

В Санкт-Петербурге заступил на службу головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков». А приёмный акт на него подписан ещё два дня назад. Точнее, если быть скрупулёзными, то на судостроительном заводе «Северная верфь» государственная комиссия во главе с капитаном 1-го ранга Виктором Ивановым подписала приёмный акт государственных испытаний этого корабля.

Но, тем не менее, нельзя не принять во внимание и первую реакцию флотской общественности на эту, конечно же, радостную информацию. А она выразилась примерно таким словами: «домучили», «продавили-таки», «дожали или доделали?»…

В смысле — доделали вооружение, с которым у «Горшкова» были проблемы, или дожали моряков, чтобы они, наконец, приняли корабль?

Во время военно-морского парада в Санкт-Петербурге в честь Дня ВМФ. Фото: www.globallookpress.com

Надо признать, что основания для подобных настроений имеются. Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был заложен на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге больше 12 лет назад, в феврале 2006 года. А на воду спущен через четыре с половиной года, в октябре 2010-го. Первый выход на заводские ходовые испытания совершили ещё через четыре года – в ноябре 2014 года. На следующий год начались государственные испытания и, как видим, закончились только сейчас.

А ведь поначалу были планы отдать корабль флоту ещё в 2013 году.

Отсюда и реакция: «Домучили»… 

Отличный корабль, который хотели сделать ещё лучше 

Тут нужно подчеркнуть, что подобные разговоры ведут люди, близкие к флоту, а следовательно, влюблённые в него. На флоте других и не бывает. Вернее, они там не остаются. А раз влюблённые – значит, переживающие, ревнующие, принимающие близко к сердцу проблемы.

А проблема «Горшкова» состояла в том, что его просто хотели сделать очень хорошим. Но за этими желаниями не поспевала наука и промышленность. Правда, тоже не по своей вине. Просто адмиралы в одном смысле очень похожи на генералов: как только появляется что-то новое в области вооружений, они тут же хотят это заполучить. Даже ещё больше, потому что генерал всё же управляет войсками, а не лежит с ними в окопе, мечтая о каком-нибудь «барабуме», чтобы раз – и неприятеля не стало. А адмирал стоит на одном корабле со своими подчинёнными, и желание утопить супостата, пока он не нанёс вреда такому хорошему родному кораблю, у него такое же острое, как и у последнего матроса.

Вот и на головной фрегат проекта намеревались поставить всё лучшее. Сам корабль был практически готов действительно уже в 2013 году. Но продолжал стоять у стенки из-за не доработанной модернизированной артиллерийской установки А-192М «Армат». Точнее, сама установка калибром 130 мм уже работала, будучи начатой проектом ещё в 1980-х годах. Идея была в том, чтобы одновременно повысить огневую мощь корабля и понизить массу орудия за счёт замены 100-мм артиллерийского комплекса АК-100-МР-145 на 130-мм артустановку АК-130, а затем на её облегчённую модификацию с новой системой управления огнём «Пума».

Но потом начались 1990-е, когда руководство страны увлечённо занималось созданием экспонатов для будущих «Ельцин-центров», и опытный образец пушки А-192 начал отрабатываться на полигоне в Ржевке только осенью 2011 года. И выяснилось, что установка могла бы стать и получше.

Начали добавлять на индекс буковку «М» – «модернизированная». Результат опять устроил не совсем, и летом 2012 года разработку «Армат-Пума» прекратили, зато начали опытно-конструкторские работы по модели «Картаун-Пума». Пушечка должна была впечатлять возможного супостата по самое не могу: высота порядка 12 м с длиной ствола до 8 м, скорострельность до 30 выстрелов в минуту с непрерывной подачей боезапаса хоть до исчерпания погреба. В общем, одна очередь – и на месте одного корабля противника уже два. Правда, перешедших к занятиям дайвингом. Кроме того, установка позволяла поражать и наземные, и воздушные цели на дальности 18–23 км.

Правда, готова установка могла быть не ранее 2015 года… 

Лучшее и хорошее

 

Ещё одна проблема, по словам источников Царьграда в военно-морской области, была в ракетах. Точнее, не проблема, а дилемма. Та же самая, что с артустановкой, — лучшее торопилось на смену хорошему. Но немножко не успевало.

Противокорабельные ракеты – какие: «Оникс» или «Калибр»? Зенитно-ракетный комплекс – «Кортик» или «Редут»? Или дождаться морского варианта С-400? Но с последним могут быть проблемы, как, например, у сторожевого корабля «Новик», который в итоге вообще остался без ПВО.

Как точно судили и рядили адмиралы, мы не знаем, но в конечном итоге сообщения пресс-службы звучали так:

Новейший фрегат «Адмирал Горшков» провёл стрельбы… Стрельбы были выполнены крылатыми ракетами различных типов… ракетами по береговым и морским целям… по береговым целям крылатыми ракетами комплекса «Калибр», а стрельбы по морским целям противокорабельными ракетами «Оникс».

Когда лучшее мешает хорошему, берём оба!

Хотя, объективности ради, надо признать, что после Сирии использование «Калибров» в качестве противокорабельного оружия стало казаться слишком жирным. Показалось соблазнительнее оснащать корабли «Калибрами» против наземных целей, тем более что помещаются они в один «стакан».

Новейший фрегат «Адмирал Горшков» провёл стрельбы… Стрельбы были выполнены крылатыми ракетами различных типов… ракетами по береговым и морским целям… по береговым целям крылатыми ракетами комплекса «Калибр». Фото: www.globallookpress.com

Ну, а на ПВО назначили комплекс 3К96-2 «Полимент-Редут» с пусковыми установками вертикального пуска. Но опять же – «Горшков» уже был спущен на воду, опытный образец «Редута» был ещё только поставлен на корвет «Сообразительный» для испытаний. И параллельно с испытаниями элементы «Полимент-Редут» ставили на «Адмирала Горшкова». Вот только испытания на «Сообразительном» затянулись, в том числе и из-за пожара на корабле в 2012 году («Матрос, слоняющийся без дела, подобен пушке, сорвавшейся с креплений», — сказано давно и не нами). Так что о первом успешном отражении атаки крылатой ракеты-мишени смогли сообщить только в июне 2014 года.

Впрочем, этот ЗРК в итоге получился более чем приличным: ракеты 9М96 и 9М96М выдавали режим сверхманёвренности, располагали боевой частью с управляемым полем поражения и пользовались активным радиолокационным самонаведением на конечном участке полёта. А РЛС «Полимент» комплекса имеет 4 фазированные решётки и позволяет видеть и обстреливать одновременно 16 целей. То есть сразу две «стаи» противокорабельных ракет, которые пакетами для гарантии и запускаются. При этом вероятность прямого попадания в головную часть вражеской ракеты составляет 70%, в самолёт — 80%, в вертолёт — 90%.

Что же в итоге?

А то, что царит хоть и технически, но мирное время, и прямой войны на море пока нет. Значит, время доведения корабля и его вооружений до желательной кондиции не критично. «Долго», конечно, — синоним слову «дорого» в данной области, но уж коли есть возможность покошмарить «хорошее» «лучшим» – отчего бы и нет? Так что, получается, и доделали, и дожали.

Главное, что в итоге флот получил хороший корабль, который стал отличным подарком к сегодняшнему празднику.

Оставьте email и получайте интересные статьи на почту

*

Подписаться


Оставить комментарий

Лорд из КГБ: На службе у Елизаветы II долгое время находился советский агент
Природа, кажется, взбесилась

Новости партнёров

tsargrad.tv

Фрегат «Адмирал Горшков» отправился на заключительный этап испытаний

Судостроительный завод «Северная верфь» (входит в АО ОСК) завершил ревизию фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков», он отправился на заключительный этап государственных испытаний, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу предприятия.

Для завершения государственных испытаний фрегат направился на полигоны Северного флота, где экипаж и специалисты «Северной верфи», а также ряда конструкторских бюро проведут испытания зенитного и торпедного комплексов, автоматической системы управления

— сообщили в пресс-службе завода.
Там отметили, что в период ревизии корабля были проверены и восстановлены ресурсы основных механизмов: турбин, редукторов, дизель-генераторов, систем главной энергетической установки и общекорабельных систем, палубных механизмов и изделий спецтехники: навигационного оборудования, связи, вооружения.


«Адмирал флота Советского Союза Горшков» — флагманский корабль проекта 22350, который разработан Северным проектно-конструкторским бюро. Закладка фрегата состоялась на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Петербурге 1 февраля 2006 года. Срок передачи фрегата флоту неоднократно переносился. Изначально его планировалось передать ВМФ РФ в 2015 году, затем срок был перенесен.

На «Северной верфи» отмечают, что количество примененных на «Адмирале Горшкове» опытно-конструкторских разработок в несколько раз больше, чем на других кораблях, причем большинство из них носит масштабный характер. Флагман и последующие фрегаты этой серии — «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал флота Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков», строительство которых продолжается на «Северной верфи», — станут самыми современными кораблями ВМФ России в своем классе, заявляют в «Северной ферфи».

Корабли проекта 22350 создаются с применением технологии «стелс» — значения физических полей фрегатов минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки у кораблей снижена отражающая поверхность, что понижает их радиолокационную заметность. Фрегаты предназначены для ведения боевых действий в дальней океанской зоне против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.
Фрегаты имеют водоизмещение в 4,5 тысячи тонн, длину 135 метров, ширину 16 м, скорость до 29 узлов, дальность плавания 4,5 тысячи миль, автономность 30 суток и рассчитаны на экипаж от 180 до 210 человек.
Оснащены главной энергетической установкой общей мощностью не менее 65 тыс. л. с.
Корабли вооружены 130-мм артиллерийской установкой А-192, зенитным ракетным комплексом «Редут», пусковыми установками для 16 противокорабельных ракет «Оникс» или «Калибр-НКЭ». В качестве противолодочного оружия применен комплекс «Пакет-НК». Несет на борту противолодочный вертолет Ка-27.

topwar.ru

Адмирал Горшков (авианесущий крейсер) — это… Что такое Адмирал Горшков (авианесущий крейсер)?

«Адмирал флота Советского Союза Горшков»
Служба: Россия
Класс и тип суднаТяжёлый авианесущий крейсер
Порт приписки Мурманск-35
Организация Северный флот ВМФ России
Изготовитель Черноморский судостроительный завод
Строительство начато26 декабря 1978 года[1]
Спущен на воду31 марта 1982 года[1]
Введен в эксплуатацию20 декабря 1987 года[1]
Выведен из состава флота5 марта 2004 года
СтатусПродан 20 января 2004 года, включён в состав ВМС Индии под названием «Викрамадитья»
Основные характеристики
Водоизмещение45 390 т наибольшее[1]
44 490 т полное[1]
38 970 т нормальное[1]
33 440 т стандартное[1]
Длина242,86 м по ватерлинии[1]
273,08 м наибольшая[1]
Ширина31,0 м по ватерлинии[1]
52,9 м наибольшая[1]
Высота60,30 м габаритная[1]
Высота борта (от КВЛ):[1]
24,96 м в носу
21,63 м на миделе
21,61 м в корме
ОсадкаСредняя (от ОП):[1]
при нормальном водоизмещении 8,47 м
при полном водоизмещении 9,42 м
Наибольшая: 11,52 м[1]
БронированиеКатанная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
ДвигателиКотлотурбинная, четырёхвальная[1]
4 ГТЗА ТВ-12-3
8 котлов КВН 98/64
МощностьПаротурбины: 4 × 45 000 л.с.
Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт
Дизель-генераторы: 4 × 1500 кВт
Движитель4, четырёхлопастные[1]
Скорость хода14,05 узла экономического хода[1]
18,32 узла боевого экономического хода[1]
29 узлов полного хода[1]
32,5 узла максимального хода[1]
Дальность плаванияПри скорости 18 узлов — 7590 миль[1]
Автономность плавания30 суток[1]
ЭкипажПо штату: 1615 человек
Со штабом: 1665 человек
Авиагруппа: 430 человек
Вооружение
Радиолокационное вооружениеРЛС общего обнаружения:
1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»
1 × РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1»
2 × РЛС МР-360 «Подкат»
3 × РЛС «Вайгач»
СУ авиацией:
1 × «Резистор-К4»
2 × «Газон»
Радиоэлектронное вооружениеБИУС «Лесоруб-434»
Комплекс связи «Буран»
ГАК «Полином»
Комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М»
Аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У»
Артиллерия2 × 1 АК-100 (600 снарядов)
Зенитная артиллерия8 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)
Ракетное вооружение6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт»
4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
Противолодочное вооружение2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
Авиационная группа36 самолётов и вертолётов
По проекту:[1]
14 × СВВП Як-41М
6 × СВВП Як-38М
10 × Ка-27ПЛ
2 × Ка-27ПС
4 × Ка-27РЛД

«Адмирал флота Советского Союза Горшков» (до 4 октября 1990 года «Баку», в последнее время в официальных документах именуется в упрощённом виде «Адмирал Горшков») — советский и российский тяжёлый авианесущий крейсер, единственный корабль проекта 1143.4[2], продан Индии 20 января 2004 года. 5 марта 2004 года крейсер исключён из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введён в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья» и находится на достройке на плаву, у одного из причалов Северного машиностроительного предприятия.

История

Строительство

17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143, получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38. 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАКР «Новороссийск», на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода произошла закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104. Строился «Баку» по изменённому проекту 1134.4. Весь корпус корабля при постройке разбили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля — машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях — в нос и корму, а также вверх. Сборка осуществлялась из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера осуществлялась и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАКР проекта 1143.5) — были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были использованы в октябре 1981 года — с их помощью на крейсер была установлена собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны использовали для монтажа блоков спонсона. Спуск корабля на воду состоялся 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на крейсер заселился экипаж, 1 декабря были завершены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).[1]

Испытания

Ходовые испытания ТАКР «Баку» начались 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был установлен обтекатель, кроме того на корабле было смонтировано устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля начались государственные испытания ТАКР «Баку», в ходе которых, в частности, были проведены стрельбы главного ударного комплекса (использовались макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (методом короткого разбега). 11 декабря по результатам испытаний был подписан приёмный акт — «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР. 20 декабря на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг.[1]

Боевая служба

27 апреля 1988 года «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня «Баку» покинул Севастополь. В ходе боевой службы в Средиземном море ТАКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр». По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата — Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.[1]

В дальнейшем корабль больше не ходил на дальние боевые службы, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАКР трижды принимал участие в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты — 1142. 4 октября 1990 года крейсер переименовали в «Адмирала флота Советского Союза Горшкова». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала падать, что было подкреплено снятием с вооружения штурмовиков Як-38. За 1991 год палубными вертолётами было совершено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141, который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАКРа, а 30 сентября — первый взлёт. 5 октября случилась авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.[1]

3 февраля 1992 года ТАКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля советский Военно-морской флаг был сменён на Андреевский. 2 февраля 1994 года корабль пострадал от пожара, а 7 февраля в результате аварии паропровода погибли 6 человек. После этого корабль перевели в Росляково.[1]

Продажа крейсера

В 1994 г. начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000, но сумма контракта до 2002 г. оставалась предметом торга. Подписанное 29 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов на восстановление и модернизацию «Адмирала Горшкова» и 530 млн долларов на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27. Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объёма работ. В декабре 2008 года, после визита президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации крейсера.

В июле 1999 авианесущий крейсер отбуксировали в Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.

В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт крейсера задерживался из-за нехватки кадров:

Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера «Адмирал Горшков» не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны.[3]

В 2008 году СМИ, со ссылкой на анонимный источник, даже запустили слух о том, что при несоблюдении Индией объёмов финансирования модернизации корабля не исключён вариант вступления «Адмирала Горшкова» в состав ВМФ России[4].

В начале 2011 года передача корабля индийскому ВМФ планировалась на конец 2012 года.[5]

Примечания

Ссылки

dvc.academic.ru

Адмирал Горшков (авианесущий крейсер) — википедия орг

Строительство

17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143, получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38. 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАВКР «Новороссийск», на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода произошла закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104. Строился ТАВКР «Баку» по изменённому проекту 1143.4. Весь корпус корабля при постройке разбили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля — машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях — в нос и корму, а также вверх. Сборка осуществлялась из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера осуществлялась и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАВКР проекта 1143.5) — были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были использованы в октябре 1981 года — с их помощью на корабль была установлена собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны использовали для монтажа блоков спонсона. Спуск корабля на воду состоялся 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего ТАВКР «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАВКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на корабль заселился экипаж, 1 декабря были завершены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).[1]

Испытания

Ходовые испытания ТАВКР «Баку» начались 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был установлен обтекатель, кроме того на корабле было смонтировано устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля начались государственные испытания ТАВКР «Баку», в ходе которых, в частности, были проведены стрельбы главного ударного комплекса (использовались макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (методом короткого разбега). 11 декабря по результатам испытаний был подписан приёмный акт — ТАВКР «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР. 20 декабря на корабле был торжественно поднят военно-морской флаг СССР.[1]

Боевая служба

27 апреля 1988 года ТАВКР «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня ТАВКР «Баку» покинул Севастополь. В ходе боевой службы в Средиземном море ТАВКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» (АВМА). По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата — Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря ТАВКР «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й оперативной эскадры.[1]

В дальнейшем корабль больше не выходил на боевую службу, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАВКР трижды принимал участие в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты — 1142. 4 октября 1990 года ТАВКР переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала снижаться. За 1991 год палубными вертолётами было совершено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141, который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАВКР, а 30 сентября — первый взлёт. 5 октября случилась авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.[1]

1 февраля 1992 года в результате аварии паропровода и возникшего пожара в кормовом машинном кормовом отсеке погибли 6 человек. 3 февраля 1992 года ТАВКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля военно-морской флаг СССР был заменён на Андреевский флаг. После этого корабль перевели в Росляково.[1]

Продажа крейсера

  Авианесущий крейсер на ходовых испытаниях в Северодвинске 3 июля 2013 года

В 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000 года, но сумма контракта до 2002 года оставалась предметом торга. Подписанное 20 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов США на восстановление и модернизацию ТАВКР и 530 млн долларов США на поставку 16 истребителей МиГ-29К и противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27. Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов США, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объёма работ. В декабре 2008 года, после визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации корабля.

В июле 1999 года ТАВКР отбуксировали в Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.

В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт ТАВКР задерживался из-за нехватки кадров:

 Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера «Адмирал Горшков» не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны.[4] 

3 июля 2013 ТАВКР вышел в Белое море на ходовые испытания: в течение месяца проверялась работа в разных режимах всех котлов главной энергетической установки. С 3 августа по 30 сентября в Баренцевом море прошли летные испытания с участием самолётов и вертолётов палубной авиации и сдача системы «корабль-самолет». 16 ноября 2013 г. состоялась торжественная передача авианосца ВМС Индии[5].

Память

3 июля 2014 года отреставрированный носовой знак ТАВКР, остававшийся на верфи после переоборудования корабля для индийских ВМС, установлен в качестве памятника около морской кадетской школы имени адмирала П. Г. Котова в Северодвинске[6].

www-wikipediya.ru

Адмирал Горшков (авианосец) — это… Что такое Адмирал Горшков (авианосец)?

«Адмирал флота Советского Союза Горшков»
ТАКР «Баку» у берегов Италии (1988 год)
Основная информация
ТипТяжёлый авианесущий крейсер
Государство флага Россия
Порт приписки Мурманск-35
Принадлежность Северный флот ВМФ России
Верфь Черноморский судостроительный завод
Строительство начато26 декабря 1978 года[1]
Спущен на воду31 марта 1982 года[1]
Введён в эксплуатацию20 декабря 1987 года[1]
Выведен из состава флота5 марта 2004 года
Современный статусПродан 20 января 2004 года, включён в состав ВМС Индии под названием «Викрамадитья»
Параметры
Водоизмещение45 390 т наибольшее[1]
44 490 т полное[1]
38 970 т нормальное[1]
33 440 т стандартное[1]
Длина242,86 м по ватерлинии[1]
273,08 м наибольшая[1]
Ширина31,0 м по ватерлинии[1]
52,9 м наибольшая[1]
Высота60,30 м габаритная[1]
Высота борта (от КВЛ):[1]
24,96 м в носу
21,63 м на миделе
21,61 м в корме
ОсадкаСредняя (от ОП):[1]
при нормальном водоизмещении 8,47 м
при полном водоизмещении 9,42 м
Наибольшая: 11,52 м[1]
БронированиеКатанная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
Технические данные
Силовая установкаКотлотурбинная, четырёхвальная[1]
4 ГТЗА ТВ-12-3
8 котлов КВН 98/64
МощностьПаротурбины: 4 × 45 000 л.с.
Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт
Дизель-генераторы: 4 × 1500 кВт
Винты4, четырёхлопастные[1]
Скорость14,05 узла экономического хода[1]
18,32 узла боевого экономического хода[1]
29 узлов полного хода[1]
32,5 узла максимального хода[1]
Дальность плаванияПри скорости 18 узлов — 7590 миль[1]
Автономность плавания30 суток[1]
ЭкипажПо штату: 1615 человек
Со штабом: 1665 человек
Авиагруппа: 430 человек
Вооружение
Навигационное вооружениеКомплекс «Салгир»
Комплекс «Тайфун-1»
Эхолоты НЭЛ-6 и НЭЛ-10
Радиолокационное вооружениеРЛС общего обнаружения:
1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»
1 × РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1»
2 × РЛС МР-360 «Подкат»
3 × РЛС «Вайгач»
СУ авиацией:
1 × «Резистор-К4»
2 × «Газон»
Радиоэлектронное вооружениеБИУС «Лесоруб-434»
Комплекс связи «Буран»
ГАК «Полином»
Комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М»
Аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У»
Артиллерийское вооружение2 × 1 АК-100 (600 снарядов)
Зенитная артиллерия8 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)
Противокорабельное вооружение6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт»
Противолодочное вооружение2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
Зенитное ракетное вооружение4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
Авиационная группа36 самолётов и вертолётов
По проекту:[1]
14 × СВВП Як-41М
6 × СВВП Як-38М
10 × Ка-27ПЛ
2 × Ка-27ПС
4 × Ка-27РЛД

«Адмирал флота Советского Союза Горшков» (до 4 октября 1990 года «Баку», в последнее время в официальных документах именуется в упрощенном виде «Адмирал Горшков») — советский и российский тяжёлый авианесущий крейсер, единственный корабль проекта 1143.4[2], продан Индии 20 января 2004 года. 5 марта 2004 года крейсер исключен из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введен в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья» и находится на достройке на плаву, у одного из причалов Северного машиностроительного предприятия.

История

Строительство

17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143, получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38. 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАКР «Новороссийск», на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода произошла закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104. Строился «Баку» по изменённому проекту 1134.4. Весь корпус корабля при постройке разбили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля — машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях — в нос и корму, а также вверх. Сборка осуществлялась из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера осуществлялась и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАКР проекта 1143.5) — были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были использованы в октябре 1981 года — с их помощью на крейсер была установлена собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны использовали для монтажа блоков спонсона. Спуск корабля на воду состоялся 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на крейсер заселился экипаж, 1 декабря были завершены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).[1]

Испытания

Ходовые испытания ТАКР «Баку» начались 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был установлен обтекатель, кроме того на корабле было смонтировано устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля начались государственные испытания ТАКР «Баку», в ходе которых, в частности, были проведены стрельбы главного ударного комплекса (использовались макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (методом короткого разбега). 11 декабря по результатам испытаний был подписан приёмный акт — «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР. 20 декабря на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг.[1]

Боевая служба

27 апреля 1988 года «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня «Баку» покинул Севастополь. В ходе боевой службы в Средиземном море ТАКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр». По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата — Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.[1]

В дальнейшем корабль больше не ходил на дальние боевые службы, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАКР трижды принимал участие в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты — 1142. 4 октября 1990 года крейсер переименовали в «Адмирала флота Советского Союза Горшкова». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала падать, что было подкреплено снятием с вооружения штурмовиков Як-38. За 1991 год палубными вертолётами было совершено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141, который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАКРа, а 30 сентября — первый взлёт. 5 октября случилась авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.[1]

3 февраля 1992 года ТАКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля советский Военно-морской флаг был сменён на Андреевский. 2 февраля 1994 года корабль пострадал от пожара, а 7 февраля в результате аварии паропровода погибли 6 человек. После этого корабль перевели в Росляково.[1]

Продажа крейсера

В 1994 г. начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000, но сумма контракта до 2002 г. оставалась предметом торга. Подписанное 29 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов на восстановление и модернизацию «Адмирала Горшкова» и 530 млн долларов на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолетов Ка-31 и Ка-27. Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объема работ. В декабре 2008 года, после визита президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации крейсера.

В июле 1999 авианесущий крейсер отбуксировали в Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.

В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт крейсера задерживался из-за нехватки кадров:

Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера «Адмирал Горшков» не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны.[3]

В 2008 году СМИ, со ссылкой на анонимный источник, даже запустили слух о том, что при несоблюдении Индией объёмов финансирования модернизации корабля не исключён вариант вступления «Адмирала Горшкова» в состав ВМФ России[4].

В начале 2011 года передача корабля индийскому ВМФ планировалась на конец 2012 года.[5]

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Адмирал Горшков (авианесущий крейсер) — WiKi

Строительство

17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143, получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38. 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАВКР «Новороссийск», на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода произошла закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104. Строился ТАВКР «Баку» по изменённому проекту 1143.4. Весь корпус корабля при постройке разбили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля — машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях — в нос и корму, а также вверх. Сборка осуществлялась из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера осуществлялась и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАВКР проекта 1143.5) — были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были использованы в октябре 1981 года — с их помощью на корабль была установлена собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны использовали для монтажа блоков спонсона. Спуск корабля на воду состоялся 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего ТАВКР «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАВКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на корабль заселился экипаж, 1 декабря были завершены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).[1]

Испытания

Ходовые испытания ТАВКР «Баку» начались 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был установлен обтекатель, кроме того на корабле было смонтировано устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля начались государственные испытания ТАВКР «Баку», в ходе которых, в частности, были проведены стрельбы главного ударного комплекса (использовались макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (методом короткого разбега). 11 декабря по результатам испытаний был подписан приёмный акт — ТАВКР «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР. 20 декабря на корабле был торжественно поднят военно-морской флаг СССР.[1]

Боевая служба

27 апреля 1988 года ТАВКР «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня ТАВКР «Баку» покинул Севастополь. В ходе боевой службы в Средиземном море ТАВКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» (АВМА). По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата — Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря ТАВКР «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й оперативной эскадры.[1]

В дальнейшем корабль больше не выходил на боевую службу, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАВКР трижды принимал участие в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты — 1142. 4 октября 1990 года ТАВКР переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала снижаться. За 1991 год палубными вертолётами было совершено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141, который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАВКР, а 30 сентября — первый взлёт. 5 октября случилась авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.[1]

1 февраля 1992 года в результате аварии паропровода и возникшего пожара в кормовом машинном кормовом отсеке погибли 6 человек. 3 февраля 1992 года ТАВКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля военно-морской флаг СССР был заменён на Андреевский флаг. После этого корабль перевели в Росляково.[1]

Продажа крейсера

  Авианесущий крейсер на ходовых испытаниях в Северодвинске 3 июля 2013 года

В 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000 года, но сумма контракта до 2002 года оставалась предметом торга. Подписанное 20 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов США на восстановление и модернизацию ТАВКР и 530 млн долларов США на поставку 16 истребителей МиГ-29К и противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27. Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов США, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объёма работ. В декабре 2008 года, после визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации корабля.

В июле 1999 года ТАВКР отбуксировали в Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.

В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт ТАВКР задерживался из-за нехватки кадров:

 Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера «Адмирал Горшков» не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны.[4] 

3 июля 2013 ТАВКР вышел в Белое море на ходовые испытания: в течение месяца проверялась работа в разных режимах всех котлов главной энергетической установки. С 3 августа по 30 сентября в Баренцевом море прошли летные испытания с участием самолётов и вертолётов палубной авиации и сдача системы «корабль-самолет». 16 ноября 2013 г. состоялась торжественная передача авианосца ВМС Индии[5].

Память

3 июля 2014 года отреставрированный носовой знак ТАВКР, остававшийся на верфи после переоборудования корабля для индийских ВМС, установлен в качестве памятника около морской кадетской школы имени адмирала П. Г. Котова в Северодвинске[6].

ru-wiki.org

на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Вначале небольшая интрига — фрегат «Адмирал Горшков», головной сторожевой корабль 1 ранга дальней морской зоны проекта 22350, должен был войти в состав ВМФ России в конце 2015 года (Андреевский флаг на нем был поднят 22 мая прошлого года). Однако стало известно, что процедура передачи корабля перенесена на первый квартал года нынешнего. Что пошло не так с испытаниями? Корабль оказался «сырым»? Вовсе не так, наоборот флотские специалисты весьма комплиментарны в отношении этого проекта и дают высокие оценки его ходовым качествам, оборудованию и вооружению.

Вот в отношении вооружения корабля и кроется загадка задержки его с передачей флоту. Дело в том, что на «Адмирале Горшкове» в спешном порядке доводят до конца испытания не только его штатного вооружения, но и перспективного, того, которым будут оснащены последующие корабли этого класса. Фрегат только в последних числах декабря прошлого года вернулся в гавань Североморска из Белого моря, где отстрелялся ракетами и пушечным вооружением.

И уже в январе 2016 года опять ушел в море с формулировкой «проведения заводских испытаний». А на самом деле — нарабатывать боевой опыт для последующих фрегатов этой «адмиральской линейки»: «Адмирала флота Касатонова», «Адмирала Головко», «Адмирал Исаков» и еще почти двух десятков запланированных к постройке кораблей этого проекта (до 2020 года), в названиях, которых, надо полагать, тоже будут имена русских и российских адмиралов.

Похоже, что именно в таком качестве сейчас закончил «отдуваться» за своих последователей и сторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович», вслед за которым на Черноморский флот придут «адмиралы» Эссен, Макаров, Бутаков, Истомин, Корнилов. Хоть историю отечественного флота изучай по этим прославленным фамилиям!

«В ближнесрочной перспективе от предприятия «Северная верфь» мы получим еще три фрегата проекта 22350. Это «Адмирал Касатонов», спуск на воду, которого состоялся в декабре 2014 года и на котором ведутся достроечные работы. Это фрегат «Адмирал флота Головко», который находится на этапе корпусных работ, и фрегат «Адмирал Исаков», находящийся на первом этапе постройки на предприятии», — говорит замглавкома ВМФ контр-адмирал Виктор Барсук. — Эти фрегаты построены по новым технологиям. Одной из особенностей является использование композитных конструкционных материалов, что обеспечило снижение уровня радиолокационного поля корабля. При строительстве были минимизированы физические поля фрегатов и применена совершенно новая архитектура корпуса и надстроек. Все это в комплексе позволяет снизить заметность фрегата в море, то есть повысить скрытность. На новых кораблях удалось рационально разместить комплексы и системы вооружения, а также повысить живучесть. Новые фрегаты смогут эффективно выполнять задачи в составе корабельных группировок в дальней морской зоне, во взаимодействии с авиацией и подводными лодками. Корабли этого проекта планируется применять в качестве многоцелевых кораблей дальней зоны — они могут использоваться для противовоздушной обороны, находить и отслеживать субмарины, наносить удары по надводным и береговым целям».

А почему сторожевому кораблю дальней морской зоны «Адмиралу Горшкову», как и всем из проекта 22350, присвоили классификацию «фрегат»? В истории советского флота фрегатов-корветов не существовало, на памяти был разве что фрегат «Паллада», но это еще из истории царской России. И советский сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник» (их было построено более 30) обрел статус фрегата лишь после того, как эти замечательные корабли стали экспортировать в Индию.

Само слово «фрегат», как обозначение класса корабля, появилось при Петре Великом — слово заимствованное. Фрегат отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийских вооружений. Его предназначение состояло в ведении дальней разведки и самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях. Собственно ничего не изменилось за это время — предназначение фрегатов скромнее, чем у крейсеров, хотя при усилении вооружений они подтягиваются к эсминцам. А вообще, классификация «фрегат» определяется водоизмещение корабля, как, например, «Адмирал Горшков», у которого оно составляет 4500 тонн.

Фрегаты проекта 22350 относятся к принципиально новым боевым кораблям, которые должны заполнить нишу морально устаревших боевых кораблей и во многом подменять эсминцы. Более дешевые в производстве и занимающие меньше времени на строительство, фрегаты являются первоочередной задачей российской судостроительной промышленности. По своей универсальности боевого применения и судоходным характеристикам они способны нести вахту как в Черном и Средиземных морях, так и применяться в более суровых климатических условиях на Северном и Тихоокеанском флотах. (Изначально предполагалось, что «Адмирал Горшков» войдет в состав Северного флота, но впоследствии его переориентировали на Черноморский флот).

Они могут нести боевое дежурство в ближней и дальней морской зоне и способны решать поставленные задачи в акватории Мирового океана. Запас хода нового фрегата составляет более 4 тысяч морских миль, а автономность — 30 суток. При дозаправке и восполнении продовольствия эти характеристики просто не ограничены.

«Адмирал Горшков» оснащен самым современным вооружением и технологиями. В отличие от большинства российских военных кораблей, спущенных на воду после распада Советского Союза, этот фрегат имеет палубные надстройки и командирскую рубку, выполненные с применением технологий стелс. Именно поэтому его сразу прозвали «корабль-невидимка» — радары противника просто рассеиваются вокруг корпуса фрегата и не видят его.

Основная группа боевого вооружения представлена на нем комплексом из 16 противокорабельных ракет «Москит» из семейства крылатых ракет «Калибр-НК». Вероятно, что они взаимозаменяемы с другими ракетами («Оникс»). Главная артиллерийская установка фрегата имеет калибр 130 миллиметров (А-192 «Армат») и способна вести огонь со скорострельностью 30 выстрелов в минуту на дальность до 22 километров.

Для защиты от подводных лодок используется ракетный комплекс «Медведка-2», который обеспечивает запуск противокорабельных ракет из вертикальных шахтных пусковых установок. Отслеживание подводной обстановки и обнаружение глубоководных целей обеспечивается гидроакустическим оборудованием «Виньетка — М». Использование модифицированного гидроакустического оборудования позволяет обнаруживать субмарины противника и стартовавшие торпеды на дистанции 60 километров. В качестве противокорабельного вооружения используется и вертолет Ка-27.

Средства ПВО представлены модулями зенитного ракетного комплекса «Редут», каждый из которых включает восемь пусковых ячеек для зенитных ракет (утверждается, что этот комплекс видит чайку на 100 километров). А также две установки ракетно-пушечного комплекса «Палаш», оснащенных гиперскоростными ракетами «Сосна-Р», способными поражать как воздушные (на высоте до 5 километров), так и надводные цели (на дальности до 10 километров).

Автор: Виктор Сокирко

Фото: Минобороны РФ

tvzvezda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *