Воз задачи и цели – Лекция 19 ВОЗ

21. Всемирная организация здравоохранения (воз), ее структура и основные направления деятельности

Всеми́рная организа́ция здравоохране́ния— специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 194 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения населения мира. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.

Структура ВОЗ:

1. Всемирная ассамблея здравоохранения (собирается ежегодно в мае в женеве)

2. Исполнительный комитет (осуществляет управление организацией в перерывах между сессиями Всемирной ассамблеи здравоохранения)

3. Секретариат

Структура штаб-квартиры:

  1. Генеральный директор

  2. Заместитель Генерального директора

  3. Канцелярия Генерального директора

Департаменты

  1. Здоровье семьи, женщин и детей

  2. Системы здравоохранения и инновации

  3. Общее руководство

  4. Безопасность в области здравоохранения и окружающая среда

  5. ВИЧ/СПИД, туберкулез, малярия и забытые тропические болезни

  6. Неинфекционные заболевания и психическое здоровье

  7. Полиомиелит, чрезвычайные ситуации и сотрудничество со странами

Направления дейтельности:

  1. Укрепление и совершенствование национальных служб здравоохранения;

  2. Предупреждение неинфекционных и инфекционных заболеваний и борьба с ними;

  3. Охрана и оздоровление окружающей среды;

  4. Охрана здоровья матери и ребёнка;

  5. Подготовка медицинских кадров;

  6. Развитие медико-биологических исследований;

  7. Санитарная статистика.

Приоритетные направления на сегодняшний день: ВИЧ/СПИД, туберкулёз, малярия, содействие безопасной беременности — здоровье матери и ребёнка, здоровье подростков, психическое здоровье, хронические заболевания.

27. Социально-гигиенические аспекты распространенности сердечно-сосудистых заболеваний.

Болезни системы кровообращения занимают второе место в структуре общей заболеваемости (около 16%) и первое место — среди причин смерти (уровень смертности составляет более 980 случаев на 100000 жителей). Увеличение показателей смертности от этих заболеваний происходит на фоне роста общей смертности населения. Установлено, что число больных с этой патологией особенно интенсивно увеличивается среди мужчин в возрасте 40—50 лет. Сердечно-сосудистые заболевания занимают сегодня первое место среди причин инвалидности населения нашей страны. При этом 4% мужчин получают I группу, 60% — II группу инвалидности. У женщин эти показатели немного ниже. Среди причин инвалидности превалируют ишемическая и гипертоническая болезни, сосудистые поражения мозга, ревматизм.

С возрастом отмечается повышение уровня заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями (кроме ревматизма). У женщин показатели заболеваемости (кроме инфаркта миокарда) выше, чем у мужчин. Увеличение показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний обусловлено такими факторами, как постарение населения, улучшение диагностики, более точная формулировка причин смерти.

Из большого числа факторов риска возникновения ишемической болезни сердца выделены две основные группы: 1) социально-культурные факторы риска; 2) “внутренние” факторы риска. К 1-й группе отнесены: потребление высококалорийной, богатой насыщенными жирами и холестерином пищи, курение, сидячий (малоактивный) образ жизни, нервный стресс; ко 2-й группе — артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, нарушенная толерантность к углеводам, ожирение (избыточная масса тела), наследственность. Степень влияния каждого из названных факторов и их комбинаций различна.

В зависимости от характера заболевания и состояния больного врачи намечают ряд лечебно-профилактических мероприятий: медикаментозное лечение, стационарное лечение, физиотерапию, лечебную физкультуру, санаторно-курортное лечение и др. Функционируют кардиологические отделения, диспансеры, центры, научно-исследовательские институты, больницы восстановительного лечения.

studfiles.net

30. Воз: структура, задачи, направления деятельности.

структура

. Цен¬тральным административным органом ВОЗ является Секретариат, возглавляемый Генеральным директором, который назначается Ас¬самблеей по представлению Исполнительного комитета сроком на 5 лет. Штаб-квартира Секре-тариата находится в Женеве (Швейца¬рия). У Генерального директора работают 6 помощников, один из которых — представитель Российской Федерации. Секретариат ВОЗ состоит из 5 отделов:•    гигиена окружающей среды и санитарной статистики;•    укрепление служб здравоохранения и охраны здоровья семьи;•    неинфекционные болезни, развитие кадров здравоохранения и лекар-ственных средств;•    административное руководство и персонал;•    бюджет и финансы.

Задачи воз[

  • предоставление международных рекомендаций в области здравоохранения

  • установление стандартов здравоохранения

  • сотрудничество с правительствами стран в области усиления национальных программ здравоохранения

  • разработка и передача соответствующих технологий, информации и стандартов здравоохранения.

Основными направлениями деятельно-сти ВОЗ являются:•    укрепление и совершенствование национальных служб здравоохранения;•    предупреждение и борьба с неинфекционными и инфекци¬онными заболе-ваниями;•    охрана и оздоровление окружающей среды;•    охрана здоровья матери и ребенка;•    подготовка медицинских кадров;•    разработка международных стандартов, номенклатур и клас¬сификации бо-лезней;•    развитие медико-биологических исследований.

31. Глобальная политика воз по организации первичной медико-санитарной помощи. Первичная медико-санитарная помощь и ее компоненты.

Первичная медико-санитарная помощь(ПМСП) (по определению ВОЗ) — удовлетворение потребностей населения (каждого лица, семьи и общины) путем предоставления медицинских услуг при первом контакте с системой здравоохранения, комплексное обслуживание, приближенное к месту жительства и работе.

Первичная медико-санитарная помощь в настоящее время определяется как «зона первого контакта» населения с медико-санитарными службами, как первый этап охраны здоровья населения. Именно ПМСП определяет осуществление основного принципа отечественного здравоохранения — профилактики, так как является наиболее массовой медицинской службой. Оказание ПМСП является одной из гарантий медико-социальной помощи.

Первичная медико-санитарная помощь представляет собой комплекс медико-санитарных, лечебных, профилактических и гигиенических мер: лечение заболеваний и травм, снабжение самыми нужными лекарственными средствами, охрана материнства и детства, иммунизация против основных инфекционных заболеваний, профилактика местных эндемических заболеваний и борьба с ними, планирование семьи, санитарное просвещение, достаточное снабжение безопасной питьевой водой, содействие обеспечению продовольствием и рациональному питанию.

Первичная медико-санитарная помощь включает все виды амбулаторно-иоликлинической помощи, службу скорой и неотложной помощи, родовспоможение, санитарно-противоэпидемические учреждения.

Большой вклад в развитие первичной медико-санитарной помощи внесла Международная конференция ВОЗ по проблемам ПМСП, проходившая в Алма-Ате в 1978 г. Конференция отметила главную особенность ПМСП на современном этапе: разницу медицинского обслуживания обеспеченных и необеспеченных слоев населения в разных странах и внутри каждой страны. Главным средством достижения этого конференция признала ПМСП. На конференции было выяснено, что проблемы ПМСП в России стоят не так остро благодаря уникальности отечественной системыамбулаторно-поликлинической помощи.

Предусмотрен переход к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу семейного врача (врача общей практики). Это предполагает значительное расширение функций, выполняемых участковыми терапевтами и педиатрами. Основной функцией семейного врача является оказание населению многопрофильной амбулаторной медицинской помощи. В связи с этим возникает необходимость переориентации деятельности участковых терапевтов и педиатров: значительное расширение объема их деятельности по смежным специальностям, обучение практическим навыкам, выполняемым сейчас узкими специалистами. Объем лечебно-диагностических манипуляций, которые обязан выполнять семейный врач, очень разнообразен: хирургические манипуляции, отоларингологические, офтальмологические, гинекологические и т. д. Следует отметить, что в деятельности семейного врача значительная роль отводится организации медико-социальной помощи (совместно с органами социальной защиты населения, благотворительными организациями, службами милосердия) одиноким престарелым, инвалидам, хроническим больным.

studfiles.net

6.2. Всемирная организация здравоохранения воз (World Health Organization who)

Всемирная организация здравоохранения была создана в апреле 1948 г. по инициативе Экономического и социального совета ООН как специализированное учреждение ООН, основными функциями которой являются решение международных проблем здравоохранения и охрана здоровья населения в мире.

По состоянию на 2012 г. членами ВОЗ являются 194 государства.

Деятельность воз осуществляется в следующих направлениях:

— развитие и совершенствование национальных систем и служб здравоохранения;

— профилактика неинфекционных и инфекционных заболеваний и борьба с ними;

— охрана и оздоровление окружающей среды;

— охрана здоровья матери и ребёнка;

— подготовка медицинских кадров служб здравоохранения;

— развитие первичной медико-санитарной помощи;

— развитие медико-биологических исследований и др.

Целью ВОЗ является достижение всеми народами мира наиболее возможного уровня здоровья (совокупность полного физического, душевного и социального благосостояния).

К основным задачам воз относятся:

— предоставление международных рекомендаций в области здравоохранения;

— разработка, принятие и применение международных стандартов в области здравоохранения;

— сотрудничество с правительствами стран мира в области усиления национальных программ здравоохранения;

— разработка и передача медицинских технологий и международный обмен информацией и стандартами в области здравоохранения.

Высшим руководящим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения (далее – Ассамблея), на ежегодных заседаниях которой представители государств-членов обсуждают важнейшие вопросы охраны здоровья. Каждое государство-член ВОЗ имеет право прислать на сессию Ассамблеи здравоохранения не более 3 делегатов, представляющих национальную администрацию здравоохранения государства-члена ВОЗ.

Ассамблея принимает решения в виде конвенций и соглашений двумя третями голосов членов ВОЗ. После принятия Ассамблеей конвенции или соглашения государства-члены должны в соответствии с национальными законодательствами в 18-месячный срок ратифицировать либо отклонить принятый документ и сообщить о результате рассмотрения Генеральному директору ВОЗ. В случае ратификации документа государства-члены обязаны представлять ежегодный доклад о выполнении ими взятых на себя обязательств.

В перерывах между сессиями Ассамблеи управление организацией осуществляет Исполнительный комитет ВОЗ. В состав Исполнительного комитета входят представители 34 государств, в т.ч. 5 постоянными членами являются США, Россия, Великобритания, Франция и Китай.

Сессии Исполнительного комитета проводятся не реже 2 раз в год. Перед проведением заседания Всемирной ассамблеи здравоохранения проводится расширенная сессия Исполнительного комитета, на которой утверждается место проведения и повестка Ассамблеи.

ВОЗ принимает участие в работе 40 ТК и ПК ИСО. Перечень основных ТК и ПК ИСО, в которых участвуют представители ВОЗ, приведен в таблице 6.

Таблица 6 – Перечень основных ТК и ПК ИСО с участием ВОЗ

Обозначение

ТК ИСО

Название ТК и/или ПК ИСО

1

2

ТК 76

Аппараты для переливания крови, вливания и инъекций медицинского и фармацевтического назначения

ТК 84

Оборудование для введения медицинских препаратов и катетеры для внутривенных вливаний

ТК 106

Стоматология

ПК 1 Пломбировочные и восстановительные материалы

ПК 2 Зубопротезные материалы

ПК 3 Терминология

ПК 4 Стоматологические инструменты

ПК 6 Стоматологическое оборудование

ПК 7 Средства гигиены полости рта

ПК 8 Стоматологические имплантаты

Окончание таблицы 6

1

2

ТК 121

Оборудование для анестезии и медицинские дыхательные аппараты

ПК 1 Дыхательные приставки и анестезирующие машины. Присоединительные элементы для респираторов и анестезирующие машины

ПК 2 Трахеальные трубки и другое оборудование

ПК 3 Вентиляторы легких и связанное с ними оборудование

ПК 4 Терминология в области анестезии

ПК 6 Медицинские системы газоснабжения. Медицинские газовые системы

ПК 8 Отсасывающие устройства для госпиталей и скорой помощи

ТК 150

Имплантационные материалы для хирургии

ПК 1 Материалы

ПК 2 Имплантаты для сердечно-сосудистых операций и экстракорпоральные системы

ПК 3 Нейрохирургические имплантаты

ПК 4 Реплантаты костей и суставов

ПК 5 Приборы для остеосинтеза и позвоночные (спинальные) аппараты

ПК 6 Активные имплантаты

ТК 157

Механические противозачаточные средства

ТК 168

Протезирование и ортопедия

ТК 170

Хирургические инструменты

ТК 173

Средства помощи для лиц с физическими недостатками

ПК 1 Кресла-коляски

ПК 2 Классификация и терминология

ПК 3 Средства помощи при стоме и недержании

ПК 6 Подъемники для перемещения людей

ТК 185

Предохранительные устройства для защиты от избыточного давления

ТК 194

Биологическая оценка медицинского оборудования

ТК 198

Стерилизация продукции медицинского назначения

ТК 210

Менеджмент качества и общие аспекты медицинского оборудования

ТК 212

Системы для клинических лабораторных анализов и для диагностики в искусственных условиях

ТК 215

Информационные технологии в здравоохранении

ТК 249

Традиционная китайская медицина

Активное участие ВОЗ принимала в работах по стандартизации труб для питьевой воды, а также занималась исследованиями пластмасс, используемых для труб и установлением требований к ним.

Официальными языками документов ВОЗ являются английский, французский, русский, испанский, арабский, китайский.

Республика Беларусь является одной из стран-учредителей ВОЗ, но активно участвует в работе организации с конца 1991 г. В 2000 г. вступило в силу Базовое соглашение между Республикой Беларусь и ВОЗ по установлению технического консультативного сотрудничества.

В настоящее время Министерство здравоохранения Республики Беларусь в рамках сотрудничества с ВОЗ активно разрабатывает и внедряет 23 международных проекта. Основными направлениями в рамках партнерства являются:

— программа по борьбе с инфекционными заболеваниями;

— защита материнства и детства;

— обеспечение безопасности окружающей среды;

— борьба с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС.

Официальный сайт: http://www.who.int/ru/

studfiles.net

Задачи воз

  • предоставление международных рекомендаций в области здравоохранения

  • установление стандартов здравоохранения

  • сотрудничество с правительствами стран в области усиления национальных программ здравоохранения

  • разработка и передача соответствующих технологий, информации и стандартов здравоохранения.

Сферы деятельности воз

  • Укрепление и совершенствование национальных служб здравоохранения;

  • Предупреждение неинфекционных и инфекционных заболеваний и борьба с ними;

  • Охрана и оздоровление окружающей среды;

  • Охрана здоровья матери и ребёнка;

  • Подготовка медицинских кадров;

  • Развитие медико-биологических исследований;

  • Санитарная статистика.

120.Глобальная политика ВОЗ по организации первичной медико-санитарной помощи. Комплексные программы первичной медико-санитарной помощи. 121.Глобальная политика ВОЗ по организации первичной медико-санитарной помощи. Первичная медико-санитарная помощь и ее компоненты.

Первичная медико-санитарная помощь и ее компоненты.

По определению ВОЗ, первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) — это подход общественного здравоохранения, который связывает социальную эпидемиологию и первичное медицинское обслуживание, и является основанием в определении приоритетов деятельности здравоохранения.

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является основой медико-профи­лактического обслуживания населения и реализуется с помощью научно-практических социально приемлемых методов и технологий.

Система первичной медико-санитарной помощи — место первого контакта человека с системой здравоохранения, наиболее массовая форма обслуживания широких слоев населения и поэтому должна быть максимально приближена к местам проживания и труда людей.

Система первичного медицинского обслуживания развивается в соответствии с конкретными условиями и потребностями каждой страны.

ПМСП нацелена на специфические нужды местного населения (общины) и включает лечебную, профилактическую и реабилитационную службы.

Система ПМСП участвует в координации деятельности других секторов экономики, влияющих на развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности, жилищного строительства, связи, образования и др.

ПМСП предполагает активное участие самих граждан в планировании, реализации и оценке медицинских услуг и распределении ресурсов для первоочередного охвата мед.помощью наиболее нуждающихся групп населения.

Необходимые компоненты ПМСП:

1) лечебные и эпидемиологические навыки и службы;

2) четкое определение обслуживаемого населения;

3) конкретные программы для решения специфических местных проблем здоровья;

4) доступность ПМСП: устранение территориальных, финансовых, социальных и культурных препятствий;

5) интеграция (координация) лечебных, профилактических и реабилитационных учреждений;

6) широкий подход к проблеме здоровья, включая факторы поведения, внешней и социальных отношений;

7) мобильность и доступность мед.помощи;

ПМСП включает деятельность клинических, профилактических и лечебных мероприятий, поиск практических решений локальных проблем здравоохранения.

Модель ПМСП основана на взаимодействии лечебных и эпидемиологических служб, точном определении специфических проблем, вовлечении населения в решение задач здравоохранения и доступности медицинской помощи.

Желательно, чтобы существовала связь между отдельными компонентами предоставляемого «набора услуг», внимание к более широким проблемам социальной и физической среды, влияющим на здоровье населения. Поэтому в реализации этой модели важен междисциплинарный подход в сочетании с системой информирования населения об имеющихся возможностях и популяризацией предлагаемых услуг.

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является существенным элементом новой концепции общественного здравоохранения. Наблюдается тенденция к усилению профилактического направления, основанного на количественной оценке различных аспектов здоровья населения.

studfiles.net

Задачи всемирной организации здравоохранения


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

1. Содействие развитию
В течение последнего десятилетия здравоохранение стало играть беспрецедентную роль в качестве одной из основных движущих сил социально-экономического прогресса, а инвестиции в здравоохранение никогда ранее не были столь значительными. Однако нищета продолжает усугублять плохое состояние здоровья, которое, в свою очередь, не позволяет большим группам населения выбраться из нищеты.


В основе развития здравоохранения лежит этический принцип справедливости: нельзя отказывать в доступе к жизненно-важным и укрепляющим здоровье мерам по несправедливым причинам, в том числе и по причинам, имеющим экономические или социальные корни. ВОЗ уделяет внимание результатам мероприятий по охране здоровья неимущих, неблагополучных и уязвимых групп населения.

 

Укрепление безопасности в области здравоохранения

В связи с общей уязвимостью перед угрозами безопасности в области здравоохранения необходимы совместные действия. Одну из основных угроз международной безопасности в области здравоохранения представляют вспышки новых болезней и болезней, способных вызывать эпидемии. Такие вспышки болезней происходят все чаще и чаще, что связано с такими факторами, как быстрая урбанизация, неправильное обращение с окружающей средой, способы производства и торговли пищевыми продуктами, а также методы применения антибиотиков и их неправильное употребление.

3. Усиление систем здравоохранения
Для того чтобы улучшение здравоохранения способствовало сокращению масштабов нищеты необходимо, чтобы службы здравоохранения охватывали неимущие и не получающие достаточного обслуживания группы населения. Службы здравоохранения во многих странах не имеют возможностей для этого, поэтому усиление систем здравоохранения является важнейшим приоритетом ВОЗ. В центре внимания находятся такие области, как обеспечение достаточного числа надлежащим образом подготовленного персонала, достаточное финансирование, соответствующие системы для сбора важных статистических данных и доступ к надлежащей технологии, включая основные лекарственные средства.

4. Использование результатов научных исследований, информации и фактических данных
Фактические данные являются фундаментом для установления приоритетов, определения стратегий и измерения результатов. ВОЗ собирает надежную информацию в области здравоохранения при консультировании с ведущими экспертами для установления норм и стандартов,основанных на фактических данных политических методик, а также мониторинга и оценки глобальной ситуации в области здравоохранения.

5. Усиление партнерств
ВОЗ проводит свою работу при поддержке и в сотрудничестве со многими партнерами, включая учреждения системы ООН и другие международные организации, доноров, гражданское общество и частный сектор. ВОЗ использует стратегическую силу фактических данных для того, чтобы партнеры, проводящие программы в странах, действовали в соответствии с наилучшими техническими руководящими принципами и практическими методиками, а также приоритетами, установленными в странах.

6. Улучшение результатов деятельности
ВОЗ участвует в происходящих в настоящее время реформах, нацеленных на улучшение эффективности и результативности ее работы, как на международном уровне, так и на уровне отдельных стран. ВОЗ стремится к тому, чтобы ее самый ценный ресурс – ее персонал – работал в обстановке, где есть мотивация и поощрение. ВОЗ планирует свой бюджет и деятельность с помощью управления, ориентированного на результаты, используя четко определенные ожидаемые результаты для измерения эффективности деятельности на страновом, региональном и международном уровне.

 

 

Рис. 3 Анри Дюнан
Создание организации Красного Креста и Красного Полумесяца

Его основные задачи

Красный Крест – международная организация с отделениями во многих странах, основная цель, которой – предотвращать и облегчать страдания людей. Толчком к созданию такой организации послужили впечатления молодого швейцарца Анри Дюнана (рис.3), который оказался в числе нейтральных очевидцев битвы при Сольферино в Италии 24 июня 1859 года.

К концу дня на поле сражения осталось около 40 000 мертвых и раненых. Ужаснувшись страданиям людей, на которые никто не обращал внимания, Дюнан организовал группу помощи, состоявшую из добровольцев. Они закупали все необходимое, размещали раненых и ухаживали за ними.

Три года спустя Дюнан опубликовал небольшой памфлет с описанием последствий битвы, где наметил пути помощи людям, оказавшимся в подобной ситуации.

Он предложил создать в каждой стране отряды добровольцев для оказания помощи жертвам войны и катастроф мирного времени. Дюнан считал, что служба помощи больным и раненым должна быть нейтральной, и предлагал сделать первые шаги по ее созданию еще в мирное время. В итоге в 1864г. (с 8 по 22 августа) в Женеве состоялась конференция с участием официальных представителей 16 европейских стран, где была принята Женевская конвенция 1864 года об улучшении участи больных и раненых воюющих армий на поле боя. Эта конвенция, подписанная делегациями 12 стран, предусматривала нейтралитет персонала медицинских служб вооруженных сил и помогающих им гражданских лиц, гуманное отношение к раненым, а также утвердила интернациональную эмблему медицинского персонала. В честь родины Дюнана – Швейцарии – символом был избран красный крест на белом поле (швейцарский флаг, где красный и белый цвета поменяли местами).

Первоначальная Женевская конвенция несколько раз пересматривалась и дополнялась. Под защиту Красного Креста были взяты жертвы военных действий на море (1907г.) и военнопленные (1929г.). Женевская конвенция об оказании помощи военнопленным давала Красному Кресту право наблюдать за условиями их содержания. Позже, в 1949 году, ее действие было распространено на гражданское население во время войны.

Эмблемами организации являются красный крест, а в исламских странах – красный полумесяц на белом фоне. Они служат также в качестве международных защитных знаков. На объекты, обозначенные ими, нельзя нападать. Межгосударственные Женевские конвенции (1949) были заключены по инициативе Красного Креста. Их задача – защищать жертвы войн: раненых солдат, военнопленных, гражданское население (рис.4). Организация пропагандирует эти конвенции, следит за их выполнением и стремится далее усовершенствовать их.

Главная цель Красного Креста – прочный мир. «Мир — это не только отсутствие войны, а сотрудничество между государствами и народами, основанное на уважении свободы, независимости, равноправия и прав человека и справедливом распределении ресурсов».

 
 
Рис.4 Госпиталь под патронажем Красного Креста

МКК – организация, которая в своей деятельности строжайшим образом руководствуется законом, который называется Женевская Конвенция, со всеми их статьями и пунктам статей. Это пристрастие к букве закона придает работе МКК точность и дисциплинированность.

Принципы МКК:

1. гуманность – защита жизни и здоровья людей;

2. беспристрастность – не делаются различия расовые, национальные;

3. нейтральность – не вмешиваются в политические и религиозные системы;

4. независимость – содействуют с правительством;

5. добровольность;

6. единство – в стране может быть только одно общество Красного Креста;

7. универсальность – все общества несут равную ответственность и обязаны оказывать помощь.

 

 

История Красного Креста в России


Россия присоединилась к Женевской Конвенции в 1867 году, и тогда же 15 мая 1867 года государем императором Александром II был утвержден Устав Общества попечения о раненых и больных воинах. В 1876 году оно было переименовано в Российское Общество Красного Креста. В России к этому времени был накоплен большой опыт работы по оказанию помощи жертвам войн. Россия была одной из первых стран в мире, где было создано общество Красного Креста.

С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. Отряды общества работали на полях сражений в период франко-прусской войны (1870-1871), войны Черногории и Сербии с Турцией (1976), греко-турецкой (1897) и других войн и конфликтов.

Рис.5 Сестры милосердия РОКК
Российское Общество Красного Креста ставило перед собой более широкие задачи, чем общества других стран. Устав РОКК, принятый в 1893 году, кроме помощи раненым на полях сражений во время войны, предусматривал также оказание помощи инвалидам войны и населению, пострадавшему от стихийных бедствий.

В первую мировую войну (1914-1918) было вовлечено 38 государств, численность действовавших армий превышала 29 млн. человек, погибло свыше 20 млн. человек. В это время РОКК подготовил и направил в распоряжение лечебных учреждений военного ведомства 10 тыс. сестер милосердия (рис.5), сформировал 150 пунктов питания, более 20 санитарных судов, оборудовал 360 санитарных поездов, в районах скопления раненых работало 65 противоэпидемических отрядов.

 

Рис.5 Сестры милосердия РОКК
В ходе первой мировой войны на полях сражений в Европе впервые было применено химическое оружие; удушливые газы принесли жестокие страдания солдатам. РОКК организовал в Москве и Петрограде предприятия по изготовлению специальных защитных повязок и организовал доставку их на фронт.

20 ноября 1918 года в Москве состоялось общее собрание членов Российского Общества Красного Креста, где был принят Устав и избран Центральный Комитет.

Рис.6 Продуктовая помощь голодающим. 1921г.
Октябрьская революция и начавшаяся затем гражданская война принесли народам России суровые испытания. В этот период основным направлением в деятельности Советского Красного Креста стала помощь в борьбе с эпидемическими заболеваниями и голодом (рис.6). Было сформировано и направлено на фронты 439 санитарных учреждений, в том числе санитарно-эпидемические отряды, питательные пункты, госпитали.

Гуманное отношение Советского Красного Креста к военнопленным и беженцам и его деятельность по облегчению страданий населения получило признание международной общественности, и 15 октября 1921 года Международный Красный Крест официально признал Советский Красный Крест.

В 1921 году жестокая засуха охватила районы Поволжья, Урала, Сибири, юга Украины. Деятельность общества Красного Креста в этот период развивается по двум направлениям: врачебно-продовольственная помощь населению и работа по сбору пожертвований внутри страны и за её пределами. В этот период на собранные средства были созданы, оснащены и отправлены в районы бедствия 17 врачебно-продовольственных отрядов. Когда началась волна эпидемических заболеваний, Советский Красный Крест сформировал и направил в районы бедствия три специализированных санитарно-эпидемических отряда, которые проводили не только отчистку и обследование местности, но и строили бани, дезинфицировали помещения.

Советский Красный Крест вел усиленные переговоры с МКК, который обеспечил отправку в Россию 5 млн. пудов продовольствия. Помощь всех зарубежных стран за период с 1921 по 1922 гг. составила более 512 млн. тонн продовольствия, что дало возможность обеспечить питанием около 11 млн. голодающих.

Рис. 7 Сестра милосердия СОКК и КП
В 1923 году был образован Союз Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП СССР). В этот период силами активистов СОКК и КП открываются медицинские и акушерские пункты, прежде всего в отдаленных и отсталых районах Крайнего Севера, Сибири и Средней Азии (рис.7).

В предвоенные годы 30-е годы СОКК и КП СССР организовал массовое обучение населения приемам оказания первой медицинской помощи, уходу за больными на дому, формировались санитарные посты и дружины. В 1926-1927 г.г. для поддержки государственной системы здравоохранения местные организации СОКК и КП создавали курсы медицинских сестер.

В обстановке международной напряженности Советский Красный Крест приступил к массовой подготовке населения к санитарной обороне страны. В 1934 году началось обучение взрослого населения по программе «Готов к санитарной обороне» (ГСО) и школьников «Будь готов к санитарной обороне».

В 1934 году РОКК в составе СОКК и КП был принят в Международную Лигу Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

В военные годы помощь больным и раненым достигла небывалого размаха. Организации Советского Красного Креста подготовили по программе ГСО 23 млн. человек.
Медицинская сестра — это девушка в солдатской шинели, принявшая эстафету сестер милосердия Крымской войны, первой мировой, гражданской и других войн. За самоотверженную работу Международным Комитетом Красного Креста были награждены медалью «Флоренс Найтингейл» 46 советских женщин.

Великая Отечественная Война – одна из наиболее ярких страниц в истории Советского Красного Креста, внесшего вклад в общее дело победы над германским нацизмом (рис.8).

Рис.8 Медсестра на фронтах ВОВ
В послевоенное время Советский Красный Крест верный своему долгу приходил на помощь народам зарубежных стран в ликвидации опасных инфекционных заболеваний, организации лечебных учреждений и развитии национального здравоохранения. Наши медики работали в Польше, Китае, Северной Корее при ликвидации эпидемий чумы, тифа, оспы. Были открыты больницы Советского Красного Креста в Иране, Эфиопии, Северной Корее, в которых наши специалисты оказывали медицинскую помощь местному населению.

Засуха, циклоны, землетрясения, наводнения, тайфуны причинили огромный ущерб населению таких стран как Нигерия, Судан, Эфиопия, Мадагаскар, Бангладеш, Вьетнам, Лаос, Боливия, Перу, Мексика, Колумбия и другие. В эти страны были направлены экстренная помощь – палатки, одеяла, носилки, медикаменты, медицинские инструменты, перевязочные средства, продукты питания.

В 90-е годы перед Российским Обществом Красного Креста встали новые задачи по решению проблем, до этого не имевшие место в нашей стране. Бурные социально-экономические и политические преобразования привели к возникновению на карте бывшего СССР новых независимых государств.

Вспыхнули межнациональные и гражданские конфликты, что привело к появлению сотен тысяч беженцев, миллионов вынужденных переселенцев. Социально-экономический кризис оставил за чертой бедности не только такие уязвимые категории как, пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды, дети из неблагополучных семей, но и большое количество трудоспособного населения.

 
 
Рис.9 И.С. Горюшкин-Сорокопудов. Сестра милосердия

Понятие о сестринском деле

Определение «Сестринское дело» менялось в зависимости от того, как менялась роль медицинской сестры в обществе и её функции (рис.9).

По определению ВОЗ Сестринское дело – это составная часть системы здравоохранения и включает в себя: деятельность по укреплению здоровья населения, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех групп.

Вирджиния Хендерсон дала следующее определение Сестринскому делу: «Уникальной задачей медицинской сестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова, как можно быстрее обрёл независимость».

 

Классическое, с точки зрения Американской Ассоциации медсестёр, определение: Сестринское делоэто часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

Какое же определение нам ближе на данном этапе. До 19 века целью сестринского ухода было обеспечение больному максимального комфорта, ожидая, пока природа возьмёт своё или пока подействует прописанное лекарство. Сестринское дело было сведено к уходу за больным, влиять на ход болезни не было никаких попыток.

В конце 19-го в начале 20 века стало очевидным, что состояние больного можно улучшить, воздействуя на его окружение. Медицинские сестра стали проявлять инициативу и старались повлиять на состояние больного. Для этого обеспечивался свежий воздух, тепло, свет, питание, гигиена. Постепенно многие обязанности врача перешли к медицинской сестре: измерение температуры тела, артериального давления, пульса, частоты дыхательных движений. Но, несмотря на это медицинская сестра оставалась «помощницей» врача, т.е. выполняла назначения врача.

По мере изменения роли медицинской сестры, начиная с 1945 года, закрепляется статус Сестринского дела как профессии (западные страны, США). В современное время в экономически развитых странах Сестринское дело отделилось от медицины как особая сфера профессиональной деятельности и базируется на собственной науке, направленной на улучшение состояния здоровья пациента и базируется на научно-исследовательской работе.

Сегодня сестринское дело – это искусство и наука. Оно требует и понимания, и применения специальных знаний и умений.

Сестринское дело основывается на теории и практике, созданных на базе гуманитарных и естественных наук: биологии, медицины. Социологии и психологии. Медицинская сестра берет на себя ответственность и действует с надлежащими полномочиями, непосредственно исполняя профессиональные обязанности, и отвечает за те медицинские услуги, которые представляет. Миссия сестринского дела в обществе состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям и группам развивать свой физический, умственный и социальный потенциал и поддерживать его на соответствующем уровне независимо от меняющихся условий проживания и работы. Это требует работы по укреплению и сохранению здоровья и по профилактике заболеваний. Организация сестринской деятельности основана на выполнении назначений врача, на уходе, при котором уделяется внимание индивидуальным потребностям пациента. Новая концепция заменит иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная медицинская сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, должна владеть общими и профессиональными компетенциями, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты своего ухода за пациентом. Сестринское дело включает в себя не только осуществление ухода в период болезни, но также помощь при реабилитации, воздействуя не только на физические, но также и на психологические и социальные аспекты жизни человека, составляющие его единое целое.

Функции медицинской сестры

Функции сестринского персонала определяются целями сестринского дела, которые в различной степени разделяются и другими работниками системы здравоохранения.

Цели сестринского дела:

· Помощь человеку, семье в определении и достижении физического, умственного и социального здоровья и благополучия в связи с их социальным и экологическим окружением.

· Укрепление и сохранение здоровья.

· Максимальное вовлечение человека в заботу о своём здоровье.

· Облегчение или снижение до минимума отрицательного воздействия болезни на личность.

· Удовлетворение потребностей людей в физической, эмоциональной или социальной заботе в случае нездоровья, немощности или смерти.

Функции медицинской сестры:

1.Осуществление сестринского ухода. Это сестринские вмешательства , связанные с реабилитацией, психологической поддержкой или профилактические меры.

2.Обучение пациентов и их близких навыкам, связанным с сохранением и поддержанием здоровья на определённом уровне.

3.Исполнение медицинской сестрой как зависимой, так и независимой роли в составе бригады медицинских работников, обслуживающих пациента.

4.Исследовательская деятельность в области сестринской практики и её изменения в соответствии с новыми научными фактами.

Заслуги Флоренс Найтингейл в сестринском деле

Флоренс Найтингейл – основоположница сестринского дела, символ международного милосердия(рис.10).

Флоренс родилась 12 мая 1820 года в аристократической английской семье Вильяма Эдварда Найтингейл и Френсис Смит.

Образованием девочек занимался отец, он учил греческому, латинскому, французскому, немецкому и итальянскому языкам, много занимался с ними историей, философией и математикой. К 16-ти годам, любимым занятием Флоренс было чтение книг в семейной библиотеке и философские беседы о прочитанном, с отцом.

Идея службы в госпитале пришла совсем неожиданно, как озарение. Флоренс понимала, что её благородным замыслам категорически воспротивиться семья, так как перспектива стать больничной сестрой для представительницы светского общества означала в те времена, по меньшей мере, безумство. В госпиталях работали лишь женщины сомнительного поведения, которых, не брали ни на какую другую работу. В госпитале больным становилось хуже, а не лучше. Туда попадали лишь бездомные и нищие одинокие люди. Лечение состоятельных пациентов и уход за ними проводились на дому, где обязанности распределялись между членами семьи и прислугой.

Категорический отказ родителей привёл девушку в отчаянье, но не изменил её взглядов и убеждений.

Все дни она проводила в работе, учёбе и молитвах и лишь на ночь уходила в приют для непродолжительного отдыха. Блестяще сдав все экзамены, девушка вернулась домой, но в феврале 1853г. уехала в Париж, чтобы ознакомиться с монашескими больницами и пройти подготовку у сестёр монахинь.

Дело сестры милосердия, считала мисс Найтингейл, — спасать не только физически, но и духовно. Состояние больного можно улучшить, воздействуя на его окружение. Медсестры ста­ли проявлять инициативу и стараться активно повлиять на ход болезни.

В марте 1854г. Англия и Франция объявили войну России. В сентябре союзные войска высадились в Крыму.

5 ноября 1854г. в расположении войск союзных армий в Константинополь прибыли 38 сиделок во главе с мисс Флоренс Найтингейл.

Взору медсестёр предстала жуткая картина. Госпиталь был переполнен, завшивленные раненые и больные солдаты лежали прямо в коридорах на соломе среди нечистот, по полу бегали крысы. В госпитале не хватало самого необходимого — лекарства, белья, топлива и продовольствия. Смерть уносила до половины всех поступающих.

Появление в госпитале женщин было воспринято врачами с большой неприязнью, первое время медсестрам даже запрещалось входить в палаты. В расчёте на то, что медсестры не выдержат и уедут, врачи поручали им самую грязную работу и самых безнадёжных больных. Но мисс Найтингейл и её медсестры принялись за титанический труд: чистили бараки, устраивали печи, организовывали горячее питание, обмывали и перевязывали раненых, ухаживали за больными. Благодаря уникальным организаторским способностям, ей удалось, быстро навести в госпитале должный порядок. Каждую ночь Найтингейл сама делала обходы, проверяла качество ухода за самыми тяжёлыми больными. Так родился образ женщины с лампадой в руке – символ милосердия сестринского дела.

Благодаря внедрению комплекса санитарных мероприятий в госпиталях, она добилась снижения смертности солдат с 49% до 2%(1854-1855).

В начале мая 1855 года Флоренс заболела крымской лихорадкой. Её состояние угрожало жизни, но все уговоры вернуться в Англию она решительно пресекала.

В конце 1856 года Флоренс вернулась в Англию и организовала сбор пожертвований с целью создания школы для подготовки сестёр милосердия.

С 1857года мисс Найтингейл вновь заболела, и на этот раз болезнь навсегда приковала её к постели. В 1859 году вышла в свет её знаменитая книга «Записки об уходе».В этой книге она впервые выделила две области в сестринском деле – уход за больными и уход за здоровыми.

26 июня 1860 года в Лондоне в госпитале Сент-Томас была открыта первая в мире школа по подготовке сестёр милосердия. Созданная ею система подготовки медсестёр послужила основой современного преподавания сестринского дела во всём мире.

К 1907 году Флоренс практически полностью ослепла, но с посторонней помощь продолжала общение и переписку.В 1907 году король Эдвард VII удостоил её высочайшей награды Британии – ордена «За заслуги». Это событие было по истине историческим, так как впервые этой высочайшей чести была удостоена женщина.

13 августа 1910 г. Найтингейл умерла. Год спустя в Лондоне был воздвигнут памятник Флоренс Найтингейл.

 

 

 

 
 
Рис.10 Флоренс Найтингейл (1820-1910)

 

 

В 1912 году Красный Крест учредил медаль имени Флоренс Найтингейл, как высший знак сестринского отличия, присуждаемый один раз в 2 года.

Имя Флоренс Найтингейл стало символом милосердия во всём мире.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Всемирная организация здравоохранения — Студия помощи студентам

Содержание:

Введение

1. История возникновения ВОЗ

2. Основная цель, задачи и функции ВОЗ

3. Структура управления ВОЗ

4. Общая программа работы ВОЗ на 2006-2015 годы

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

Возникновение сотрудничества разных стран в области здравоохранения обусловлено необходимостью международного согласования мер по санитарной охране территорий государств в связи с периодически возникающими эпидемиями и пандемиями. Наиболее отчетливо это проявилось в период классического средневековья, когда стали применяться конкретные меры против эпидемий в Европе (карантины, лазареты, заставы и т.д.). Малая эффективность санитарных и противоэпидемических мероприятий, проводимых на национальном уровне, заставляла искать решение проблемы на межгосударственной основе.  

1. История возникновения ВОЗ.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization—WHO) — одно из крупнейших специализированных учреждений Организации Объединенных Наций (ООН).

Днем официального учреждения ВОЗ считается 7 апреля 1948 г.— день ратификации Устава Организации 26 государствами — членами ООН. В качестве главной цели Организации Устав ВОЗ провозгласил служение гуманной идее — «достижению всеми народами возможно высшего уровня здоровья».

В 1851 г. в Париже состоялась первая Международная санитарная конференция, на которой врачи и дипломаты 12 государств (Австрии, Англии, Ватикана, Греции, Испании, Португалии, России, Сардинии, Сицилии, Тосканы, Турции, Франции) разработали и приняли Международную санитарную конвенцию и Международный карантинный устав.  

2. Основная цель, задачи и функции ВОЗ.

Целью ВОЗ, как указано в ее Уставе, является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. В Уставе ВОЗ здоровье определено как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.

Деятельность ВОЗ направлена на решение триединой задачи:

• предоставление услуг в международном масштабе;

• оказание помощи отдельным странам;

• поощрение медицинских исследований.

ВОЗ организует борьбу с болезнями, их ликвидацию (например, международные кампании ликвидации малярии и оспы; оказывает помощь различным странам в борьбе с инфекционными и неинфекционными болезнями, проводит международные работы в области карантина и эпидемиологического надзора, контроль за качеством лекарственных препаратов, контроль за наркотиками, разработку международных стандартов лекарств и т.д.  

3. Структура управления ВОЗ.

ВОЗ состоит из трёх основных уполномоченных органов:

• всемирная ассамблея по здравоохранению,

• исполнительный комитет,

• секретариат.

Управление ВОЗ осуществляется 193 Государствами-членами через Всемирную ассамблею здравоохранения. Ассамблея здравоохранения состоит из представителей Государств-членов ВОЗ. Основными задачами Всемирной ассамблеи здравоохранения являются одобрение программы и бюджета ВОЗ на последующие два года и решение основных вопросов в области политики.  

4. Общая программа работы ВОЗ на 2015-2025 годы

Одиннадцатая Общая программа работы на 2015-2025 гг. содержит глобальный план мероприятий в области здравоохранения, которые будут осуществляться ВОЗ, государствами-членами ВОЗ и международным сообществом. В ней также анализируются сильные стороны Организации, имеющие отношение к этому плану мероприятий, ее основные функции, главные задачи, которые стоят перед ней, и ее приоритеты на будущее. В настоящее время эти приоритеты уточняются и будут отражены в среднесрочном стратегическом плане на 2015-2019 годы в качестве стратегических целей ВОЗ и ее государств-членов.  

Заключение.

В современном мире, когда речь начинает идти о глобализации проблема здравоохранения обретает особую важность и поэтому ВОЗ играет довольно важную роль, в обеспечении безопасности здоровья.  

student54.ru

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Сайт: www.who.int

Меморандум о взаимопонимании с МПА СНГ

Год образования: 1948

Число стран-участников: 194

ВОЗ является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Она несет ответственность за обеспечение ведущей роли при решении проблем глобального здравоохранения, составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения, установление норм и стандартов, разработку политики на основе фактических данных, обеспечение технической поддержки странам, а также контроль за ситуацией в области здравоохранения и оценку динамики ее изменения.

ВОЗ действует в постоянно усложняющейся и быстро изменяющейся обстановке. Деятельность в области общественного здравоохранения не имеет четких границ и затрагивает другие секторы, оказывающие влияние на возможности и результаты в отношении здоровья. ВОЗ решает стоящие перед ней проблемы на основе программы работы по шести направлениям. Шесть пунктов программы представляют две задачи в области здравоохранения, две стратегические потребности и два оперативных подхода.

ВОЗ проводит свою работу при поддержке и в сотрудничестве со многими партнерами, включая учреждения системы ООН и другие международные организации, доноров, гражданское общество и частный сектор. ВОЗ использует стратегическую силу фактических данных для того, чтобы партнеры, проводящие программы в странах, действовали в соответствии с наилучшими техническими руководящими принципами и практическими методиками, а также приоритетами, установленными в странах.

ВОЗ участвует в происходящих в настоящее время реформах, нацеленных на улучшение эффективности и результативности ее работы как на международном уровне, так и на уровне отдельных стран. ВОЗ стремится к тому, чтобы ее самый ценный ресурс — ее персонал — работал в обстановке, где есть мотивация и поощрение.

Руководящие органы: Всемирная Ассамблея Здравоохранения, Исполнительный Комитет, Секретариат ВОЗ.

Всемирная ассамблея здравоохранения является высшим органом ВОЗ, принимающим решения. Ее ежегодные сессии, в работе которых принимают участие делегации из всех 191 государства-члена ВОЗ, проводятся обычно в мае в Женеве. Главной функцией Ассамблеи здравоохранения является определение общих политических направлений деятельности Организации. Ассамблея здравоохранения назначает Генерального директора, контролирует финансовую политику Организации, а также рассматривает и утверждает проект программного бюджета. Она также рассматривает доклады Исполнительного комитета и дает ему указания по тем вопросам, по которым могут требоваться дальнейшие действия, изучение, исследование или представление доклада.

Исполнительный комитет состоит из 34 членов, технически квалифицированных в области здравоохранения. Члены Комитета избираются сроком на три года. Основная сессия Комитета, на котором согласовывается повестка дня предстоящей сессии Ассамблеи здравоохранения и принимаются резолюции для представления Ассамблее здравоохранения, проводится в январе, а другая, менее продолжительная сессия, проводится в мае, сразу же после Ассамблеи здравоохранения, для рассмотрения административных вопросов. Основными функциями Комитета является проведение в жизнь решений и политики Ассамблеи здравоохранения, оказание ей консультативной помощи и общее содействие ее работе.

В состав Секретариата ВОЗ входит около 8000 специалистов в области здравоохранения и других областях, а также других сотрудников, работающих по срочным контрактам в штаб-квартире, шести региональных бюро и в странах.

Адрес: 20, Avenue Appia, 1211 Geneva 27, Switzerland
Факс: +41 22 791 4769
Email: [email protected]
Адрес сайта в Интернете: http://www.who.int

iacis.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *