Военная техника отечественная – Военная техника России, США и других стран, современные обзоры нового боевого вооружения

Военная техника России, США и других стран, современные обзоры нового боевого вооружения

Попытки построить современный военный флот в России предпринимали и до Петра I. Но о

В начале 70-х годов Западная Европа нанесла удар по монополии американских производителей пассажирских самолётов.

Грузовики «КамАЗ» производства завода из Набережных Челнов в дополнительных представлениях не нуждаются. В каком-то

В предвоенные годы в СССР для первоначального обучения лётчиков использовались бипланы У-2 конструкции Поликарпова

Реактивные системы залпового огня стали своего рода «русским национальным» видом вооружения. Началось это, разумеется,

Нереализованные проекты всегда вызывают особенный интерес. Ведь зачастую сложно согласиться с тем, что на

В годы Великой Отечественной Войны конструкторское бюро Сергея Ильюшина прославилось, в первую очередь, штурмовиками

Грузовые автомобили Камского автозавода стали для Советского Союза чем-то большим, чем просто техника. Машины

В последние довоенные годы основным грузопассажирским самолётом в Советском Союзе стал Ли-2 (в первое

Исторически сложилось так, что машиностроительный завод в Харькове стал одним из центров советского танкостроения.

В конструкторском бюро Олега Антонова было создано немало замечательных транспортных самолётов. Как правило, разрабатывались

Несмотря на то, что в странах Западной Европы развита авиапромышленность, проще всего вспомнить её

Одной из первых попыток европейских стран построить пассажирский самолёт для межконтинентальных (трансатлантических) рейсов было

Разработка военно-транспортного самолёта Ан-70 началась в последние годы существования Советского Союза. При его постройке

В 50-е годы авиаконструктор Олег Антонов работал над проектом грузового самолёта с коротким взлётом

В 80-е годы началось производство двух автомобилей, сильно изменивших устоявшееся представление о внедорожниках. Первым

Иногда случается так, что наибольшее распространение и наибольшую славу получают не самые совершенные образцы

warbook.club

MilitaryRussia.Ru / Military.Tomsk.Ru

Profile

Name: militaryrussia

Latest Month

July 2019

1

2

3

4

5

6

7

8

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Entry Tags

09852, 102, 11442, 14А042, 14Ф10, 14Ц033, 15А18М, 15А18М2, 15А28, 15А35, 15Ж45, 15Ж55, 15Ж55М, 15Ж58, 15Ж59, 15Ж65, 15Ж65М, 15Ж66, 15Ж67, 15Ж80, 15М69, 15П158, 15П170, 15П771, 15Ю71, 15Ю75, 1Л222, 1Л260, 1Л262, 1Л267, 1Л269, 1Л29, 1ЛК122, 1ЛК222, 1РЛ257, 29Б6, 2К5, 2К6, 2М3, 2М39, 30П6, 3К-14, 3К-22, 3К45, 3К96, 3М-14, 3М-22, 3М-30, 3М-54, 3М-54Э, 3М-91, 3М10, 3М14, 3М15, 3М25, 3М30, 3М45, 3М54, 3М55, 3М65, 3М91, 3Р7, 40Н6, 40Р6, 4202, 42С6, 485, 50Р6, 51Т6, 53-65К, 53Т6, 53Т6М, 55Ж6М, 55Ж6У, 55Ж6УМ, 55Р6М, 5К17, 5Н26, 5Н76, 5П-10, 5Я27, 64Л6, 77Я6, 78Т6, 79М6, 86Р, 88Р, 8К11, 8К14, 8К65, 8К71, 8К713, 8К74, 8К75, 8К82, 8К95, 8К96, 8К99, 9-А-2362, 92-К, 96К6, 96Л6Е, 9А7660, 9К31, 9К317М, 9К32, 9К32М, 9К33, 9К333, 9К338, 9К34, 9К52, 9К71, 9К711, 9К714, 9К714У, 9К716, 9К72, 9К720, 9К76, 9К77, 9К79, 9М133ФМ-3, 9М317, 9М317М, 9М336, 9М71, 9М714, 9М720, 9М723, 9М723К5, 9М728, 9М729, 9М730, 9М76, 9М79, 9М83, 9П701, 9П76, 9П78, 9П78-1, 9Т256, aa-1, aa-10, aa-11, aa-12, aa-13, aa-3, aa-4, aa-8, aa-9, abm-3, abm-4, abm-x-2, adder, advanced kilo, akula, alamo, alkali, amos, amur, anab, aphid, archer, arrow, as-1, as-13, as-15, as-18, as-9, as-x-21, awl, backfire, bear, bear-f, blackjack, brahmos, brahmos-2, brahmos-ii, brahmos-m, brawny, cia, cx-1, delta-iii stretch, delta-iv, delta-iv stretch, dprk, f-313, fencer, fishbed, flanker, flanker-e+, foxbat, foxhound, foxtrot, frog-7, fullback, gazelle, gecko, gepard, goa, gorgon, granay, graney, gremlin, greyhound, growler, havoc, havoc-b, havok, hisutton, hokum-b, hwasong, icbm, improved kilo, india, ivan gren, kanyon, kazoo, kennel, kent, kilo, kingbolt, kn-02, kn-08, kn-09, ky-26, kyle, lada, losharik, madcap, mainstay, maxdome, may, missiles, mitten, moss, mrta, mta, musudan, nodong, norsub-5, ocsar-ii, oscar, oscar-i, oscar-ii, paltus, pl-19, rodong, romeo, sa-14, sa-21, sa-22, sa-8, sa-n-1, saber, sampson, sandal, sarmat, sasin, satan, scaleboard, scamp, scapegoat, scarab, scrooge, scud, scud-b, shi lang, shipwreck, shister, sickle, sickle-b, sindhurakshak, sinner, skean, slbm, slingshot, ss-1, ss-12, ss-14, ss-16, ss-18, ss-2. ss-3, ss-20, ss-21, ss-24, ss-25, ss-26, ss-27, ss-29, ss-3, ss-4, ss-5, ss-8, ss-n-15, ss-n-16, ss-n-19, ss-n-20, ss-n-21, ss-n-25, ss-n-32, ss-n-4, ss-nx-28, ss-nx-30, ss-x-15, ss-x-28, ss-x-30, ss-x-31, ssc-4, ssc-x-4, stallion, starfish, stone, sturgeon, switchblade, taepodong, tango, typhoon, u-2, uniform, vikramaditya, vikrant, wasserfall, whiskey, x-ray, yankee, yankee stretch, yasen, zulu, А, А-100, А-135, А-190, А-192, А-22, А-235, А-35, А-50, А-60, А-90, А-925, АГС, АРС-600, Авангард, Аврора, Автобаза, Азов, Александрит, Алроса, Альбатрос, Альтаир, Альтиус-М, Альянс, Амур, Амур-1650, Амур-П, Ан-124, Ан-140, Ан-178, Ан-50, Ан-70, Ан-71, Ан-72Р, Аргунь,

militaryrussia.livejournal.com

Вооружение и военная техника

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX - 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • www.arms-expo.ru

     

    Ре­фе­рат на тему:

    “СОЗ­ДА­НИЕ НО­ВОЙ ВО­ЕН­НОЙ ТЕХ­НИ­КИ НА­КА­НУ­НЕ ВЕ­ЛИ­КОЙ ОТЕ­ЧЕ­СТ­ВЕН­НОЙ ВОЙ­НЫ”.

     

    О Г Л А В Л Е Н И Е

     

    ВВЕ­ДЕ­НИЕ

    СО­ВЕР­ШЕН­СТ­ВО­ВА­НИЕ СТРЕЛ­КО­ВО­ГО ОРУ­ЖИЯ

    РАЗ­ВИ­ТИЕ АР­ТИЛ­ЛЕ­РИИ И ПРО­ТИ­ВО­ТАН­КО­ВЫХ СРЕДСТВ

    БРО­НЕ­ТАН­КО­ВОЕ ВОО­РУ­ЖЕ­НИЕ И ТЕХ­НИ­КА СПЕ­ЦИ­АЛЬ­НЫХ ВОЙСК

    РАЗ­ВИ­ТИЕ АВИА­ЦИ­ОН­НОЙ ТЕХ­НИ­КИ

    СО­ВЕР­ШЕН­СТ­ВО­ВА­НИЕ ВО­ЕН­НО-МОР­СКО­ГО ФЛО­ТА

    ЗА­КЛЮ­ЧЕ­НИЕ

    СПИ­СОК ЛИ­ТЕ­РА­ТУ­РЫ

     

    В В Е Д Е Н И Е

     

    Уси­ле­ние во­ен­ной опас­но­сти, аг­рес­сив­ные уст­рем­ле­ния фа­ши­ст­ской Гер­ма­нии и ми­ли­та­ри­ст­ской Япо­нии в три­дца­тые го­ды тре­бо­ва­ли осу­ще­ст­в­ле­ния не­от­лож­ных мер по ук­ре­п­ле­нию Со­вет­ских Воо­ру­жен­ных Сил.

    За­вер­шив вос­ста­нов­ле­ние на­род­но­го хо­зяй­ст­ва, Ком­му­ни­сти­че­ская пар­тия раз­вер­ну­ла ог­ром­ную ра­бо­ту по тех­ни­че­ско­му ос­на­ще­нию ар­мии и фло­та. Боль­шое зна­че­ние в этом от­но­ше­нии имел ХIV съезд пар­тии, оп­ре­де­лив­ший курс на ин­ду­ст­риа­ли­за­цию стра­ны. Осо­бое вни­ма­ние во­про­сам обо­ро­ны уде­ли­ли ХVII и ХVIII съез­ды пар­тии.

    В го­ды пер­вых пя­ти­ле­ток в СССР бы­ла осу­ще­ст­в­ле­на тех­ни­че­ская ре­кон­ст­рук­ция на­род­но­го хо­зяй­ст­ва. В Со­вет­ской стра­не бы­ла соз­да­на мощ­ная со­циа­ли­сти­че­ская про­мыш­лен­ность и круп­ное кол­лек­тив­ное хо­зяй­ст­во. Ин­ду­ст­риа­ли­за­ция стра­ны и кол­лек­ти­ви­за­ция сель­ско­го хо­зяй­ст­ва соз­да­ли ма­те­ри­аль­ную ба­зу для про­ве­де­ния тех­ни­че­ской ре­кон­ст­рук­ции ар­мии и фло­та.

    Уже в на­ча­ле 30-х го­дов от­чет­ли­во про­яви­лись тен­ден­ции и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия бо­лее со­вер­шен­ных ви­дов ору­жия, но­вых ти­пов ар­тил­ле­рий­ских ору­дий, тан­ков, авиа­ции, средств свя­зи, транс­пор­та и т. д. Во­ен­но-на­уч­ная мысль учи­ты­ва­ла эти тен­ден­ции, роль и ме­сто но­вых ви­дов бое­вой тех­ни­ки и ору­жия в бу­ду­щей вой­не, а так­же со­стоя­ние и на­прав­ле­ние раз­ви­тия воо­ру­же­ния ар­мий ве­ро­ят­ных про­тив­ни­ков Крас­ной Ар­мии.

    Глав­ное тре­бо­ва­ние во­ен­ной док­три­ны в об­лас­ти во­ен­но­го строи­тель­ст­ва сво­ди­лось к то­му, что­бы про­ти­во­пос­та­вить сред­ст­вам и спо­со­бам ве­де­ния вой­ны ве­ро­ят­ных про­тив­ни­ков не ме­нее мощ­ные по сво­ему со­ста­ву сред­ст­ва воо­ру­жен­ной борь­бы, а так­же са­мые эф­фек­тив­ные спо­со­бы их при­ме­не­ния. В наи­бо­лее кон­цен­три­ро­ван­ном ви­де во­ен­но-тех­ни­че­ская сто­ро­на во­ен­ной док­три­ны 30-х го­дов бы­ла от­ра­же­на в пя­ти­лет­них пла­нах строи­тель­ст­ва Со­вет­ских Воо­ру­жен­ных Сил.

    Ос­нов­ные на­прав­ле­ния пер­во­го пя­ти­лет­не­го пла­на строи­тель­ст­ва Крас­ной Ар­мии бы­ли оп­ре­де­ле­ны в по­ста­нов­ле­нии ЦК ВКП(б) "О со­стоя­нии обо­ро­ны СССР" от 15 ию­ля 1929 г. В об­лас­ти во­ен­но-тех­ни­че­ской по­ли­ти­ки Цен­траль­ный Ко­ми­тет пар­тии по­ста­вил за­да­чу на­ря­ду с мо­дер­ни­за­ци­ей су­ще­ст­вую­ще­го воо­ру­же­ния до­бить­ся в те­че­нии бли­жай­ших двух лет по­лу­че­ния опыт­ных об­раз­цов, а за­тем и вне­дре­ния в ар­мию со­вре­мен­ных ти­пов ар­тил­ле­рий­ских ору­дий, тан­ков и са­мо­ле­тов. При раз­ра­бот­ке и пе­ре­смот­ре пла­на во­ен­но­го строи­тель­ст­ва в 1931 г. ЦК ВКП(б) и Со­вет­ское пра­ви­тель­ст­во по­тре­бо­ва­ли от Рев­во­ен­со­ве­та СССР ру­ко­во­дство­вать­ся сле­дую­щи­ми по­ло­же­ния­ми: а) по чис­лен­но­сти — не ус­ту­пать на­шим ве­ро­ят­ным про­тив­ни­кам на глав­ней­шем те­ат­ре вой­ны; б) по тех­ни­ке — быть силь­нее про­тив­ни­ка по ре­шаю­щим ви­дам воо­ру­же­ния: са­мо­ле­там, ар­тил­ле­рии и тан­кам.

    В ка­че­ст­ве пер­во­на­чаль­ной глав­ной за­да­чи пре­ду­смат­ри­ва­лось пол­но­стью пе­ре­воо­ру­жить ар­мию но­вей­ши­ми об­раз­ца­ми бое­вой тех­ни­ки и ору­жия, об­ра­тив осо­бое вни­ма­ние на раз­ви­тие ар­тил­ле­рий­ской, бро­не­тан­ко­вой и авиа­ци­он­ной тех­ни­ки, а так­же ав­то­ма­ти­че­ско­го стрел­ко­во­го ору­жия. Од­но­вре­мен­но ста­ви­лась за­да­ча зна­чи­тель­но под­нять бое­вую мощь Во­ен­но-Мор­ско­го Фло­та. Бла­го­да­ря ог­ром­ной ра­бо­те Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии, са­мо­от­вер­жен­но­сти все­го со­вет­ско­го на­ро­да пер­вый пя­ти­лет­ний план во­ен­но­го строи­тель­ст­ва был вы­пол­нен. Од­на­ко ре­шить за од­ну пя­ти­лет­ку ос­нов­ные про­бле­мы тех­ни­че­ской ре­кон­ст­рук­ции Со­вет­ских Воо­ру­жен­ных Сил бы­ло не­воз­мож­но.

    По ука­за­нию ЦК ВКП(б) в пер­вой по­ло­ви­не 30-х го­дов ор­га­ни­зу­ют­ся спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные (по ви­дам бое­вой тех­ни­ки) на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские ин­сти­ту­ты, кон­ст­рук­тор­ские бю­ро и ла­бо­ра­то­рии, ко­то­рые раз­вер­ну­ли ра­бо­ту по соз­да­нию но­вых ви­дов воо­ру­же­ния.

    Для не­по­сред­ст­вен­но­го ру­ко­во­дства тех­ни­че­ским пе­ре­воо­ру­же­ни­ем Крас­ной Ар­мии в ию­ле 1929 г. уч­ре­ж­да­ет­ся долж­ность на­чаль­ни­ка воо­ру­же­ний РККА. До 1931 г. ее за­ни­мал И.П.Убо­ре­вич, за­тем М.Н.Ту­ха­чев­ский, ко­то­рый од­но­вре­мен­но яв­лял­ся за­мес­ти­те­лем Нар­ко­ма по во­ен­ным и мор­ским де­лам. В но­яб­ре то­го же го­да бы­ло об­ра­зо­ва­но спе­ци­аль­ное управ­ле­ние в сис­те­ме цен­траль­но­го во­ен­но­го ап­па­ра­та, ве­дав­шее во­про­са­ми мо­то­ри­за­ции и ме­ха­ни­за­ции Крас­ной Ар­мии. На­чаль­ни­ком управ­ле­ния стал И.А.Ха­леп­ский. Про­ве­ден­ные ор­га­ни­за­ци­он­ные ме­ро­прия­тия спо­соб­ст­во­ва­ли бо­лее це­ле­уст­рем­лен­ной ра­бо­те во­ен­но­го ве­дом­ст­ва в ре­ше­нии за­дач тех­ни­че­ско­го пе­ре­воо­ру­же­ния, и в ча­ст­но­сти в вы­ра­бот­ке пра­виль­ных взгля­дов на ха­рак­тер со­вре­мен­но­го воо­ру­же­ния и так­ти­ко-тех­ни­че­ских тре­бо­ва­ний к бое­вой тех­ни­ке.

    Ра­бо­та ве­лась по всем на­прав­ле­ни­ям. По срав­не­нию с 1939 г. объ­ем во­ен­ной про­дук­ции уве­ли­чил­ся бо­лее чем на 30%. Все­го за 1939 г. и пер­вую по­ло­ви­ну 1941 г. со­вет­ская про­мыш­лен­ность про­из­ве­ла свы­ше 80 тыс. ору­дий и ми­но­ме­тов, 17 тыс. бое­вых са­мо­ле­тов, 7.6 тыс. тан­ков, бо­лее 200 тыс. пу­ле­ме­тов и ав­то­ма­тов. В эти го­ды бы­ли соз­да­ны но­вые ти­пы бое­вой тех­ни­ки.

    Ши­ро­кие мас­шта­бы ин­ду­ст­риа­ли­за­ции в Со­вет­ском Сою­зе бы­ли ку­п­ле­ны боль­шой це­ной. Го­су­дар­ст­во пла­ти­ло жиз­нен­ным уров­нем на­се­ле­ния, опус­тив его очень низ­ко. На внеш­нем рын­ке про­да­ва­лись ти­та­ни­че­ские за­па­сы зо­ло­та, пла­ти­ны, ал­ма­зов. Шло от­кро­вен­ное ог­раб­ле­ние церк­вей, мо­на­сты­рей и му­зе­ев. На экс­порт шли ико­ны, дра­го­цен­ные кни­ги, кар­ти­ны ве­ли­ких мас­те­ров, кол­лек­ции брил­ли­ан­тов, со­кро­ви­ща му­зе­ев и биб­лио­тек. Со­вет­ское пра­ви­тель­ст­во от­прав­ля­ло на экс­порт лес, уголь, ни­кель, мар­га­нец, нефть, хло­пок и мно­гое дру­гое. Не­смот­ря на воз­ник­ший в на­ча­ле 30-х го­дов го­лод, слу­чаи кан­ни­ба­лиз­ма, в эти страш­ные го­ды за ру­беж про­да­ва­лись по 5 млн. тонн хле­ба ка­ж­дый год. Не счи­та­ясь с жиз­нен­ны­ми ин­те­ре­са­ми сво­его на­ро­да пар­тия и пра­ви­тель­ст­во под ру­ко­во­дством И.В.Ста­ли­на де­ла­ло все воз­мож­ное для про­из­вод­ст­ва со­вер­шен­но­го воо­ру­же­ния.

    В пред­во­ен­ные го­ды од­но­вре­мен­но со­вер­шен­ст­во­ва­лись все ви­ды воо­ру­же­ния и бое­вой тех­ни­ки.

     

    СО­ВЕР­ШЕН­СТ­ВО­ВА­НИЕ СТРЕЛ­КО­ВО­ГО ОРУ­ЖИЯ.

     

    На­ка­ну­не вой­ны стрел­ко­вые вой­ска ос­на­ща­лись ав­то­ма­ти­че­ским ору­жи­ем. Кон­ст­рук­то­ры В.А.Дег­тя­рев, Ф.В.То­ка­рев, С.Г.Си­мо­нов, Г.С.Шпа­гин и дру­гие в пред­во­ен­ные го­ды соз­да­ли раз­лич­ные ви­ды ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия: са­мо­за­ряд­ные вин­тов­ки (СВТ), руч­ные и зе­нит­ные пу­ле­ме­ты, пис­то­лет-пу­ле­мет (ППД и ППШ). К на­ча­лу Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны ог­не­вая мощь стрел­ко­во­го ба­таль­о­на со­ста­ви­ла око­ло 15­980 вы­стре­лов в ми­ну­ту. Это зна­чи­тель­но по­вы­си­ло ог­не­вые воз­мож­но­сти стрел­ко­вых войск.

    В го­ды пер­вой пя­ти­лет­ки со­вет­ские ору­жей­ни­ки, воз­глав­ляе­мые вы­даю­щим­ся уче­ным В.Г.Фе­до­ро­вым, А.А.Бла­го­нра­во­вым, Н.М.Фи­ла­то­вым, В.А.Дег­тя­ре­вым, Ф.В.То­ка­ре­вым и дру­ги­ми раз­ра­бо­та­ли тео­рию кон­ст­руи­ро­ва­ния но­вых об­раз­цов стрел­ко­во­го ору­жия.

    На воо­ру­же­ние Су­хо­пут­ных войск по­сту­пи­ли усо­вер­шен­ст­во­ван­ный руч­ной пу­ле­мет Дег­тя­ре­ва и стан­ко­вый пу­ле­мет сис­те­мы Мак­си­ма. В ре­зуль­та­те мо­дер­ни­за­ции про­слав­лен­ной рус­ской трех­ли­ней­ной вин­тов­ки ка­пи­та­на С.И.Мо­си­на вой­ска по­лу­чи­ли усо­вер­шен­ст­во­ван­ную вин­тов­ку об­раз­ца 1891/30 г. Од­но­вре­мен­но шли экс­пе­ри­мен­таль­ные ис­сле­до­ва­ния по соз­да­нию ав­то­ма­ти­че­ской вин­тов­ки.

    В на­ча­ле 30-х го­дов со­вет­ские кон­ст­рук­то­ры-ору­жей­ни­ки раз­ра­бо­та­ли по­тен­ци­аль­но но­вое ин­ди­ви­ду­аль­ное ав­то­ма­ти­че­ское ору­жие ближ­не­го боя, в ко­то­ром со­че­та­лись бое­вые ка­че­ст­ва пис­то­ле­та (ма­лый вес, пор­та­тив­ность) и пу­ле­ме­та (вы­со­кая ог­не­вая мощь). Бы­ли из­го­тов­ле­ны опыт­ные об­раз­цы ав­то­ма­тов, луч­шим из ко­то­рых был при­знан пис­то­лет-пу­ле­мет Дег­тя­ре­ва (ППД).

    В до­во­ен­ный пе­ри­од боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось соз­да­нию про­ти­во­тан­ко­вых ру­жей. В ус­ло­ви­ях мас­со­во­го при­ме­не­ния про­тив­ни­ком лег­ких и сред­них тан­ков бы­ло край­не не­об­хо­ди­мо дать пе­хо­те эф­фек­тив­ное сред­ст­во борь­бы с ни­ми. Эта за­да­ча бы­ла бы­ст­ро ре­ше­на на­ши­ми кон­ст­рук­то­ра­ми. К на­ча­лу Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны бы­ли до­ра­бо­та­ны и да­ны на воо­ру­же­ние пе­хо­ты два мощ­ных по то­му вре­ме­ни про­ти­во­тан­ко­вых ру­жья ка­либ­ра 14,5 мм: про­ти­во­тан­ко­вое са­мо­за­ряд­ное ру­жье обр. 1941 г. Си­мо­но­ва (ПТРС) и про­ти­во­тан­ко­вое од­но­за­ряд­ное ру­жье обр. 1941 г. сис­те­мы Дег­тя­ре­ва (ПТРД). Эти­ми ру­жья, по­ра­жав­шие тан­ки с бро­ней до 30 мм, ста­ли гроз­ным ору­жи­ем в ру­ках со­вет­ских бро­не­бой­щи­ков. Под­твер­жде­ни­ем это­му слу­жит при­зна­ние на­ших вра­гов. В 1943 г. тех­ни­че­ский ин­спек­тор быв­шей гер­ман­ской ар­мии пи­сал: "Со­вет­ское про­ти­во­тан­ко­вое ру­жье Си­мо­но­ва… мо­жет счи­тать­ся из всех из­вест­ных в на­стоя­щее вре­мя про­ти­во­тан­ко­вых ру­жей ка­либ­ра по­ряд­ка 13-15 мм наи­бо­лее усо­вер­шен­ст­во­ван­ным и эф­фек­тив­ным ору­жи­ем".

    Ор­га­ни­за­ция и воо­ру­же­ние стрел­ко­вых войск в ос­нов­ном от­ве­ча­ли тре­бо­ва­ни­ем об­ще­вой­ско­во­го боя то­го вре­ме­ни. Од­на­ко мно­гие под­раз­де­ле­ния и час­ти к на­ча­лу вой­ны со­дер­жа­лись по шта­там мир­но­го вре­ме­ни, а не­ко­то­рые толь­ко фор­ми­ро­ва­лись и по­это­му еще не бы­ли пол­но­стью уком­плек­то­ва­ны и обу­че­ны. Сла­бым ме­стом стрел­ко­вых войск бы­ло от­сут­ст­вие в их со­ста­ве тан­ков не­по­сред­ст­вен­ной под­держ­ки пе­хо­ты, а так­же не­уком­плек­то­ван­ность про­ти­во­тан­ко­вой ар­тил­ле­ри­ей и зе­нит­ны­ми сред­ст­ва­ми. Все это сни­жа­ло их бое­вые воз­мож­но­сти, осо­бен­но в борь­бе с тан­ка­ми и авиа­ци­ей про­тив­ни­ка.

     

    РАЗ­ВИ­ТИЕ АР­ТИЛ­ЛЕ­РИИ И ПРО­ТИ­ВО­ТАН­КО­ВЫХ СРЕДСТВ.

     

    Про­во­див­шая­ся в 20-х го­дах мо­дер­ни­за­ция ар­тил­ле­рии по­зво­ли­ла по­вы­сить в ос­нов­ном толь­ко даль­ность стрель­бы не­ко­то­рых ору­дий, но она не мог­ла уст­ра­нить су­ще­ст­вен­ные не­дос­тат­ки ма­те­ри­аль­ной час­ти ар­тил­ле­рии. Ма­лые уг­лы го­ри­зон­таль­но­го об­стре­ла (5-6 гра­ду­сов) ог­ра­ни­чи­ва­ли ма­невр ог­нем по фрон­ту. От­сут­ст­во­ва­ло под­рес­со­ри­ва­ние ору­дий, что зна­чи­тель­но влия­ло на ско­рость пе­ре­дви­же­ния. На­ли­чие порш­не­вых за­тво­ров, от­кры­вае­мых вруч­ную, сни­жа­ло ско­ро­стрель­ность. На­ко­нец мо­дер­ни­за­ция со­всем не за­тро­ну­ла тя­же­лую ар­тил­ле­рию. Не­об­хо­ди­мо бы­ло раз­ра­бо­тать но­вую ар­тил­ле­рий­скую тех­ни­ку и воо­ру­жить ею вой­ска.

    Со­вет­ские кон­ст­рук­то­ры-ар­тил­ле­ри­сты С.Н.Ма­ха­нов, Л.А.Ма­гдо­се­ев, В.Н.Си­до­рен­ко, А.Г.Гав­ри­лов и дру­гие соз­да­ли но­вые об­раз­цы ар­тил­ле­рий­ско­го воо­ру­же­ния. В 1931-1932 гг. в вой­ска по­сту­пи­ли 37- и 45-мм про­ти­во­тан­ко­вые пуш­ки, 76-мм зе­нит­ные пуш­ки и 203-мм гау­би­цы.

    В 30-е го­ды ар­тил­ле­рия раз­ви­ва­лась глав­ным об­ра­зом по пу­ти уве­ли­че­ния даль­но­сти стрель­бы и ско­ро­стрель­но­сти ору­дий. Кон­ст­рук­то­ры В.Г.Гра­бин, Б.И.Ша­вы­рин, Ф.Ф.Пет­ров, И.И.Ива­нов и дру­гие соз­да­ли ар­тил­ле­рий­ское воо­ру­же­ние раз­лич­ных ка­либ­ров и на­зна­че­ний, на­чи­ная с лег­ких про­ти­во­тан­ко­вых пу­шек и кон­чая ору­дия­ми боль­шой мощ­но­сти.

    В ре­зуль­та­те на­пря­жен­ной ра­бо­ты кон­ст­рук­тор­ских бю­ро, воз­глав­ляе­мых В.Г.Гра­би­ным, И.И.Ива­но­вым, Ф.Ф.Пет­ро­вым, бы­ли соз­да­ны но­вые об­раз­цы ар­тил­ле­рий­ской тех­ни­ки. На воо­ру­же­ние Су­хо­пут­ных войск по­сту­пи­ли: 45-мм пуш­ка об­раз­ца 1937 г. — для ба­таль­он­ной ар­тил­ле­рии; 76-мм пуш­ка об­раз­ца 1938 г. — для гор­ной ар­тил­ле­рии; 122-мм пуш­ка об­раз­ца 1931/37 г. и 152-мм пуш­ка-гау­би­ца об­раз­ца 1937 г. — для кор­пус­ной ар­тил­ле­рии; 152-мм пуш­ка об­раз­ца 1935 г.- для ар­тил­ле­рий­ских час­тей РГК; 76-мм пуш­ка об­раз­ца 1938 г.- для зе­нит­ной ар­тил­ле­рии.

    152-мм пуш­ка об­раз­ца 1935 г. бы­ла скон­ст­руи­ро­ва­на груп­пой ин­же­не­ров во гла­ве с И.И.Ива­но­вым. Она ус­пеш­но вы­дер­жа­ла по­ле­вые ис­пы­та­ния в 1936 г. и бы­ла при­ня­та на воо­ру­же­ние. Это даль­но­бой­ное ору­дие, спо­соб­ное по­сы­лать сна­ряд на рас­стоя­ние поч­ти 26 км, ис­поль­зо­ва­лось в ар­тил­ле­рий­ских час­тях Глав­но­го Ко­ман­до­ва­ния.

    Бы­ли так­же раз­ра­бо­та­ны и вне­дре­ны в мас­со­вое про­из­вод­ст­во но­вые ар­тил­ле­рий­ские бо­е­при­па­сы раз­лич­ных на­зна­че­ний, бо­лее со­вер­шен­ные ар­тил­ле­рий­ские при­бо­ры на­блю­де­ния, управ­ле­ния ог­нем и под­го­тов­ки ис­ход­ных дан­ных для стрель­бы.

    Важ­ным со­бы­ти­ем яви­лось соз­да­ние ми­но­мет­но­го воо­ру­же­ния. В вой­ска по­сту­па­ли 50-мм рот­ные и 82-мм ба­таль­он­ные, 107-мм гор­но-вьюч­ные и 120-мм пол­ко­вые ми­но­ме­ты.

    Пе­ред вой­ной на воо­ру­же­нии Крас­ной Ар­мии име­лись: 45-мм про­ти­во­тан­ко­вая пуш­ка, 76-мм пол­ко­вая и ди­ви­зи­он­ные пуш­ки, 122-мм пуш­ка, 152, 203 и 305-мм гау­би­цы и 280-мм мор­ти­ра, 50, 82, 107 и 120-мм ми­но­ме­ты. Зе­нит­ная ар­тил­ле­рия по­лу­чи­ла 37-мм и 85-мм пуш­ки. Пу­шеч­ная и гау­бич­ная ар­тил­ле­рия Крас­ной Ар­мии об­ла­да­ла мощ­ным сна­ря­дом и боль­шой даль­но­стью стрель­бы. Ско­ро­стрель­ность не­ко­то­рых сис­тем дос­ти­га­ла 10-12 вы­стре­лов в ми­ну­ту.

    В 1938 г. груп­па кон­ст­рук­то­ров во гла­ве с Ф.Ф.Пет­ро­вым соз­да­ли 122-мм гау­би­цу, ко­то­рая яв­ля­лась, по сво­ему уст­рой­ст­ву, од­ной из са­мых про­стых оте­че­ст­вен­ных ар­тил­ле­рий­ских сис­тем. Гау­би­ца хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­ва­ла се­бя в хо­де Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. Она ус­пеш­но по­дав­ля­ла и унич­то­жа­ла жи­вую си­лу и ог­не­вые сред­ст­ва про­тив­ни­ка как на от­кры­той ме­ст­но­сти, так и в ук­ры­ти­ях, раз­ру­ша­ла со­ору­же­ния по­ле­во­го ти­па и ве­ла борь­бу с ар­тил­ле­ри­ей и да­же тан­ка­ми.

    В пред­во­ен­ные го­ды, кон­ст­рук­тор­ским бю­ро ге­не­рал-май­о­ра ин­же­нер­но-ар­тил­ле­рий­ской служ­бы И.И.Ива­но­ва, про­ек­ти­ро­ва­лись ору­дия осо­бой мощ­но­сти. Глав­ным на­зна­че­ни­ем этих круп­но­ка­ли­бер­ных ору­дий бы­ло раз­ру­ше­ние дол­го­вре­мен­ных ук­ре­п­ле­ний вра­га и по­ра­же­ние важ­ных объ­ек­тов в глу­би­не его обо­ро­ны. В 1939 г. по­сту­пи­ла на воо­ру­же­ние Крас­ной Ар­мии 210-мм пуш­ка БР-17, ко­то­рая по бое­вым воз­мож­но­стям пре­вос­хо­ди­ла ору­дия ана­ло­гич­но­го ка­либ­ра, ис­поль­зо­вав­шие­ся в не­мец­ко-фа­ши­ст­ской ар­мии. Кон­ст­рук­ция БР-17 вклю­ча­ла три глав­ные де­та­ли — ос­но­ва­ние, ста­нок и ствол, ко­то­рые пе­ре­во­зи­лись от­дель­но на спе­ци­аль­ных по­воз­ках.

    Тех­ни­че­ское пе­ре­ос­на­ще­ние Воо­ру­жен­ных Сил на­шей стра­ны на­ка­ну­не Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны так­же за­тро­ну­ла и зе­нит­ную ар­тил­ле­рию. При­ме­ром мо­жет слу­жить 37-мм ав­то­ма­ти­че­ская зе­нит­ная пуш­ка об­раз­ца 1939 г., ко­то­рая при­ме­ня­лась для борь­бы с низ­ко­ле­тя­щи­ми воз­душ­ны­ми це­ля­ми. Это был боль­шой твор­че­ский ус­пех кол­лек­ти­ва кон­ст­рук­то­ров под ру­ко­во­дством М.Н.Ло­ги­но­ва и Л.А.Лок­те­ва. Пуш­ка об­ла­да­ла вы­со­кой ско­ро­стрель­но­стью, из нее мож­но бы­ло вес­ти огонь оче­ре­дя­ми.

    Так­же, в 1939 г. груп­пой ин­же­не­ров во гла­ве с Г.Д.До­ро­хи­ным, ко­то­ро­му в 1942 г. бы­ла при­су­ж­де­на Го­су­дар­ст­вен­ная пре­мия, бы­ла скон­ст­руи­ро­ва­на 85-мм зе­нит­ная пуш­ка. По тем вре­ме­нам это бы­ло впол­не со­вре­мен­ное зе­нит­ное ору­дие, не ус­ту­пав­шее ана­ло­гич­ным ино­стран­ным об­раз­цам, а по даль­но­сти стрель­бы и мас­се сна­ря­да да­же пре­вос­хо­див­шее их. В го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны рас­че­ты 85-мм пуш­ки ре­ша­ли са­мые раз­но­об­раз­ные за­да­чи, ино­гда да­же всту­па­ли в еди­но­бор­ст­ва с вра­же­ски­ми тан­ка­ми.

    В 30-х го­дах бы­ли сде­ла­ны пер­вые ша­ги к прак­ти­че­ско­му осу­ще­ст­в­ле­нию сме­лых идей К.Э.Ци­ол­ков­ско­го в об­лас­ти ра­ке­то­строе­ния. В 1933 г. в СССР стар­то­ва­ла пер­вая жид­ко­ст­ная ра­ке­та. Боль­шой за­слу­гой со­вет­ских кон­ст­рук­то­ров бы­ло соз­да­ние в пред­во­ен­ные го­ды опыт­ных об­раз­цов ре­ак­тив­ных ми­но­ме­тов и са­мо­ход­ные ар­тил­ле­рии.

    Тео­ре­ти­че­ские и экс­пе­ри­мен­таль­ные ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти ре­ак­тив­но­го воо­ру­же­ния за­кон­чи­лись соз­да­ни­ем но­во­го ору­жия-по­ле­вой ре­ак­тив­ной ар­тил­ле­рии. Мно­го­за­ряд­ная бое­вая ус­та­нов­ка, по­лу­чив­шая впо­след­ст­вии на­име­но­ва­ние БМ-13 ("Ка­тю­ша"), ус­пеш­но про­шла ис­пы­та­ния. В ию­не 1941 г. бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о раз­вер­ты­ва­нии се­рий­но­го про­из­вод­ст­ва БМ-13 и ре­ак­тив­ных сна­ря­дов М-13 и о на­ча­ле фор­ми­ро­ва­ния час­тей ре­ак­тив­ной ар­тил­ле­рии.

    В раз­ви­тии ар­тил­ле­рий­ско­го воо­ру­же­ния на­блю­да­лась не­ко­то­рая пе­ре­оцен­ка тя­же­лой гау­бич­ной ар­тил­ле­рии. В ре­зуль­та­те вой­ска всту­пи­ли в вой­ну с не­дос­та­точ­ным ко­ли­че­ст­вом про­ти­во­тан­ко­вой ар­тил­ле­рии. В пред­во­ен­ные го­ды бы­ла соз­да­на ба­таль­он­ная, пол­ко­вая, ди­ви­зи­он­ная и кор­пус­ная ар­тил­ле­рия, а так­же ар­тил­ле­рия ре­зер­ва Глав­но­го ко­ман­до­ва­ния (РГК). Пол­ко­вая и ба­таль­он­ная ар­тил­ле­рия объ­е­ди­ня­лась в ба­та­реи, ди­ви­зи­он­ная и кор­пус­ная — в пол­ки и ди­ви­зио­ны, ар­тил­ле­рия РГК в ди­ви­зио­ны и пол­ки. В 1941 г. бы­ло на­ча­то фор­ми­ро­ва­ние ар­тил­ле­рий­ско-про­ти­во­тан­ко­вых бри­гад. Зе­нит­ная ар­тил­ле­рия вхо­ди­ла в со­став от­дель­ных ди­ви­зио­нов. Круп­ных час­тей и со­еди­не­ний в зе­нит­ной ар­тил­ле­рии в Крас­ной Ар­мии к на­ча­лу вой­ны соз­да­но не бы­ло, что от­ри­ца­тель­но ска­за­лось на ор­га­ни­за­ции про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны войск при от­ра­же­нии мас­си­ро­ван­ных уда­ров круп­ных сил авиа­ции про­тив­ни­ка.

    М и н о м е т ы все­гда яв­ля­лись гроз­ным сред­ст­вом унич­то­же­ния жи­вой си­лы про­тив­ни­ка в око­пах, блин­да­жах и тран­ше­ях. Они раз­ру­ша­ли по­ле­вые ук­ре­п­ле­ния и по­ра­жа­ли ата­кую­щую пе­хо­ту вра­га на по­ле боя. Ми­но­ме­ты ма­нев­рен­ны, про­сты по уст­рой­ст­ву и в об­ра­ще­нии, мо­гут вес­ти об­стрел ми­на­ми с боль­шим ра­диу­сом по­ра­же­ния.

    В пред­во­ен­ные го­ды на­ши­ми кон­ст­рук­то­ра­ми бы­ли соз­да­ны сле­дую­щие ти­пы ми­но­ме­тов: 50-мм рот­ный ми­но­мет об­раз­ца 1940 г. Был соз­дан кон­ст­рук­то­ром В.Н.Ша­ма­ри­ным и пред­на­зна­чал­ся для по­дав­ле­ния ог­не­вых средств и жи­вой си­лы про­тив­ни­ка на по­ле боя, на об­рат­ных ска­тах вы­сот и в ук­ры­ти­ях. Мно­гие де­та­ли его кон­ст­рук­ции из­го­тав­ли­ва­лись ме­то­дом глу­бо­кой штам­пов­ки, что уп­ро­ща­ло и уде­шев­ля­ло про­из­вод­ст­во ми­но­ме­та. В Крас­ной Ар­мии это ору­жие ис­поль­зо­ва­лось вплоть до 1943 го­да.

    В 1937 го­ду кон­ст­рук­тор­ским кол­лек­ти­вом Б.И.Ша­вы­ри­на соз­да­ет­ся очень удач­ный ба­таль­он­ный ми­но­мет ка­либ­ра 82-мм. Вы­бор та­ко­го ка­либ­ра был обу­слов­лен тем, что 81-мм ми­ны ино­стран­ных ми­но­ме­тов мог­ли ис­поль­зо­вать­ся при стрель­бе из оте­че­ст­вен­ных об­раз­цов, на­ши­ми же ми­на­ми нель­зя бы­ло вес­ти огонь из ми­но­ме­тов за­ру­беж­ных ар­мий. 82-мм ми­но­мет с ус­пе­хом про­шел все ис­пы­та­ния, 26 фев­ра­ля 1939 г. по­ста­нов­ле­ни­ем Ко­ми­те­та обо­ро­ны он был при­нят на воо­ру­же­ние и за­пу­щен в се­рий­ное про­из­вод­ст­во как ба­таль­он­ный ми­но­мет об­раз­ца 1937 г.

    В 1938 г. был при­нят на воо­ру­же­ние 120-мм ми­но­мет Б.И.Ша­вы­ри­на. В 1943 г. он под­верг­ся мо­дер­ни­за­ции, про­ве­ден­ной под ру­ко­во­дством глав­но­го кон­ст­рук­то­ра од­но­го из мо­с­ков­ских за­во­дов, из­вест­но­го со­вет­ско­го шах­ма­ти­ста, ме­ж­ду­на­род­но­го гросс­мей­сте­ра А.А.Ко­то­ва.

     

    БРО­НЕ­ТАН­КО­ВОЕ ВОО­РУ­ЖЕ­НИЕ И ТЕХ­НИ­КА СПЕ­ЦИ­АЛЬ­НЫХ ВОЙСК.

     

    Бро­не­тан­ко­вые и ме­ха­ни­зи­ро­ван­ные вой­ска за­ро­ди­лись в го­ды Со­вет­ской вла­сти. Они раз­ви­ва­лись в на­прав­ле­нии соз­да­ния круп­ных тан­ко­вых и ме­ха­ни­зи­ро­ван­ных со­еди­не­ний, по­вы­ше­ния ог­не­вой мо­щи, бро­не­вой за­щи­ты и ма­нев­рен­но­сти тан­ков. В на­ча­ле 30-х го­дов на воо­ру­же­ние Крас­ной Ар­мии ста­ли по­сту­пать лег­кие тан­ки Т-26, тан­кет­ки Т-27, пла­ваю­щие тан­ки Т-37, а за­тем сред­ний танк Т-28 и тя­же­лый танк Т-35. По ог­не­вой мо­щи и бро­не­вой за­щи­те сред­ние и тя­же­лые тан­ки пре­вос­хо­ди­ли од­но­тип­ные об­раз­цы бро­не­тан­ко­вой тех­ни­ки ино­стран­ных ар­мий. Ме­ж­ду тем, как по­ка­зал опыт бое­во­го при­ме­не­ния тан­ко­вых час­тей в Ис­па­нии (1936-1939 гг.), на р. Хал­хин-Гол (1939 г.) и в со­вет­ско-фин­лянд­ской вой­не (1939-1940 гг.), на­ши лег­кие тан­ки име­ли сла­бую бро­не­вую за­щи­ту и про­би­ва­лись да­же ос­кол­ка­ми сна­ря­дов круп­но­ка­ли­бер­ной ар­тил­ле­рии про­тив­ни­ка. Ис­поль­зо­ва­ние в ка­че­ст­ве го­рю­че­го вы­со­ко­ка­че­ст­вен­но­го авиа­ци­он­но­го бен­зи­на де­ла­ло их лег­ко­вос­пла­ме­няе­мы­ми. Ма­ло­ка­ли­бер­ные тан­ко­вые пуш­ки не обес­пе­чи­ва­ли эф­фек­тив­ную борь­бу с ар­тил­ле­ри­ей про­тив­ни­ка.

    Наи­бо­лее мас­со­вым со­вет­ским тан­ком к на­ча­лу вой­ны яв­лял­ся танк БТ — бы­ст­ро­ход­ный танк. На со­вет­ских до­ро­гах он мог раз­ви­вать ско­рость до 70 км в час, а за­пас хо­да был до­ве­ден до 700 км. Се­рий­ные тан­ки БТ мог­ли фор­си­ро­вать по дну поч­ти под во­дой глу­бо­кие ре­ки, что и се­го­дня мо­гут сде­лать не все за­ру­беж­ные об­раз­цы. Под­виж­ность, ско­рость и за­пас хо­да БТ яв­ля­лись след­ст­ви­ем его ра­цио­наль­ной, но очень тон­кой и лег­кой бро­ни. Осо­бен­но­стью БТ яв­ля­лась и его хо­до­вая часть. БТ по по­ле­вым до­ро­гам дви­гал­ся на гу­се­ни­цах, но, по­пав на хо­ро­шие до­ро­ги, мог сбра­сы­вать тя­же­лые гу­се­ни­цы и даль­ше дви­гать­ся как ав­то­мо­биль. В 1939 г. кон­ст­рук­тор­ским бю­ро Ж. Я. Ко­ти­на был соз­дан тя­же­лый танк КВ. Уже в сен­тяб­ре пер­вый опыт­ный об­ра­зец был на­прав­лен на Ка­рель­ский пе­ре­ше­ек, где при­нял уча­стие в бо­ях с бе­ло­фи­на­ми, по­ка­зав вы­со­кие бое­вые ка­че­ст­ва. Танк КВ был при­нят на воо­ру­же­ние Крас­ной Ар­мии 19 де­каб­ря 1939 г. и за­пу­щен в се­рию в двух ва­ри­ан­тах: КВ-1 с 76-мм пуш­кой и КВ-2 с 152-мм гау­би­цей. В на­ча­ле Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны тан­ки КВ по ог­не­вой мо­щи и бро­не­вой за­щи­те в не­сколь­ко раз пре­вос­хо­ди­ли лю­бые не­мец­кие тан­ки.

    О вы­со­ких бое­вых ха­рак­те­ри­сти­ках тан­ков КВ сви­де­тель­ст­ву­ет сле­дую­щий при­мер из опы­та бит­вы под Мо­ск­вой. В ок­тяб­ре 1941 го­да не­мец­ко-фа­ши­ст­ские вой­ска, на­сту­пая на Мо­ск­ву, ов­ла­де­ли го­ро­дом На­ро-Фо­мин­ском. С це­лью ос­во­бо­ж­де­ния го­ро­да со­вет­ские вой­ска пред­при­ня­ли контр­ата­ку, од­на­ко она ус­пе­ха не име­ла. В этом бою толь­ко два тан­ка — один тя­же­лый КВ и сред­ний Т-34 про­рва­лись в го­род. Про­тив­ник со­сре­до­то­чил по ним огонь про­ти­во­тан­ко­вых ору­дий. Был под­бит и по­до­жжен танк Т-34, но пе­ред бро­ней КВ вра­же­ские сна­ря­ды ока­за­лись бес­силь­ны. На боль­шой ско­ро­сти танк про­шел по цен­траль­ной ули­це го­ро­да. У од­но­го из до­мов ко­ман­дир тан­ка лей­те­нант Хе­та­гу­ров за­ме­тил ско­п­ле­ние вра­же­ских ма­шин и сол­дат. Раз­вер­нув ма­ши­ну, он уда­рил по до­му. Под его раз­ва­ли­на­ми бы­ли по­гре­бе­ны и ма­ши­ны и сол­да­ты. За­тем Хе­та­гу­ров по­вел танк к шта­бу фа­ши­ст­ской час­ти и ог­нем из ору­дия раз­ру­шил его. Та же участь по­стиг­ла и вра­же­ские ору­дия, за­мас­ки­ро­ван­ные у церк­ви.

    Об­рат­ный путь танк про­кла­ды­вал по шос­се, за­ня­то­му ро­той гит­ле­ров­ских сол­дат. "Ог­нен­ный рейс" эки­па­жа Хе­та­гу­ро­ва, как на­зва­ли его в ди­ви­зии, про­дол­жал­ся пол­то­ра ча­са. За это вре­мя танк два­ж­ды про­шел че­рез го­род, за­сек рад ог­не­вых то­чек, унич­то­жил не­сколь­ко ору­дий, шесть пу­ле­ме­тов и боль­шое ко­ли­че­ст­во гит­ле­ров­ских сол­дат и офи­це­ров.

    В 1940 г. поя­вил­ся сред­ний танк Т-34 кон­ст­рук­ции М.И.Кош­ки­на, А.А.Мо­ро­зо­ва, Н.А.Ку­че­рен­ко. Он стал луч­шим сред­ним тан­ком вто­рой ми­ро­вой вой­ны, на мно­го лет впе­ред оп­ре­де­лив­шим пу­ти раз­ви­тия ми­ро­во­го тан­ко­строе­ния. Вес­ной 1940 го­да два тан­ка Т-34 пер­во­го вы­пус­ка со­вер­ши­ли про­бег по мар­шру­ту Харь­ков-Мо­ск­ва и 17 мар­та в Крем­ле про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ны чле­нам со­вет­ско­го пра­ви­тель­ст­ва. То­гда же бы­ло под­пи­са­но по­ста­нов­ле­ние о на­ча­ле се­рий­но­го про­из­вод­ст­ва этих бое­вых ма­шин. Соз­да­те­ли это­го тан­ка ус­та­но­ви­ли на сред­нем тан­ке длин­но­стволь­ную 76-мм тан­ко­вую пуш­ку с боль­шой на­чаль­ной ско­ро­стью сна­ря­да и спе­ци­аль­ный ди­зель­ный дви­га­тель В-2 мощ­но­стью 500 л.с., ко­то­рый был эко­но­ми­чен, на­де­жен в экс­плуа­та­ции и по­зво­лял раз­ви­вать ско­рость до 55 км/час. Ши­ро­кие гу­се­ни­цы на­мно­го по­вы­ша­ли про­хо­ди­мость тан­ка. При срав­ни­тель­но не­боль­шом ве­се (28 т) тол­щи­на бро­ни бы­ла до­ве­де­на до 45-52 мм. В со­че­та­нии с об­те­кае­мой фор­мой кор­пу­са и оп­ти­маль­ным уг­лом на­кло­на бро­не­вых лис­тов Т-34 был ма­ло­уяз­вим для про­ти­во­тан­ко­вых пу­шек то­го вре­ме­ни.

    Позд­нее, в 1943 го­ду 76-мм пуш­ка на Т-34 бы­ла за­ме­не­на бо­лее мощ­ной 85-мм, чем бы­ли све­де­ны на нет уси­лия не­мец­ких кон­ст­рук­то­ров, пы­тав­ших­ся соз­да­ни­ем "пан­тер" и "тиг­ров" ли­к­ви­ди­ро­вать ог­не­вое пре­вос­ход­ст­во на­ше­го тан­ка.

    Обе эти ма­ши­ны име­ли ди­зель­ные мо­то­ры, об­ла­да­ли силь­ной про­ти­во­сна­ряд­ной бро­ней, хо­ро­шей про­хо­ди­мо­стью и вы­со­кой ско­ро­стью. Се­рий­ное про­из­вод­ст­во этих тан­ков на­ча­лось не­за­дол­го до на­ча­ла вой­ны. В 1940 г. бы­ло вы­пу­ще­но все­го лишь 358 та­ких бое­вых ма­шин (115 Т-34 и 243 КВ). Вслед­ст­вие это­го пе­ред на­ча­лом вой­ны на воо­ру­же­нии бро­не­тан­ко­вых час­тей но­вых тан­ков бы­ло край­не ма­ло.

    Пред­во­ен­ные пла­ны со­вет­ско­го ру­ко­во­дства о пе­ре­бро­ске в За­пад­ную Ев­ро­пу боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва тан­ков при­ве­ли к по­яв­ле­нию ле­таю­ще­го тан­ка. Кон­ст­рук­тор­ским бю­ро О.Ан­то­но­ва бы­ло пред­ло­же­но на­ве­сить на обыч­ный се­рий­ный танк кры­лья и хво­сто­вое опе­ре­ние, ис­поль­зуя кор­пус тан­ка как кар­кас для всей кон­ст­рук­ции. Эта сис­те­ма по­лу­чи­ла на­зва­ние КТ — кры­лья тан­ка. При­во­ды воз­душ­ных ру­лей кре­пи­лись к пуш­ке тан­ка. Эки­паж тан­ка осу­ще­ст­в­лял управ­ле­ние по­ле­том, на­хо­дясь внут­ри тан­ка, пу­тем по­во­ро­та баш­ни и подъ­е­ма пу­шеч­но­го ство­ла. В кни­ге за­пад­но-гер­ман­ско­го экс­пер­та С.За­ло­га есть уни­каль­ная фо­то­гра­фия ле­тя­ще­го в не­бе тан­ка с крыль­я­ми и хво­стом. По­сле при­зем­ле­ния кры­лья и опе­ре­ние сбра­сы­ва­лись, и танк сно­ва пре­вра­щал­ся из кры­ла­то­го в обыч­ный. В 1930 г. на воо­ру­же­ние Крас­ной Ар­мии по­сту­пил пер­вый оте­че­ст­вен­ный бро­не­транс­пор­тер Б-3. Для по­вы­ше­ния ма­нев­рен­ных ка­честв ма­ши­ны кон­ст­рук­то­ры снаб­ди­ли ее по­лу­гу­се­нич­ным дви­жи­те­лем. Де­сант­ное от­де­ле­ние бро­не­транс­пор­те­ра по­ме­ща­ло 12 че­ло­век и бы­ло за­щи­ще­но 15-мм бро­ней. На воо­ру­же­нии Б-3 имел круп­но­ка­ли­бер­ный пу­ле­мет ДШК.

    И н ж е н е р н ы е вой­ска ос­на­ща­лись ма­ши­на­ми для ме­ха­ни­за­ции ин­же­нер­ных ра­бот, пон­тон­но-пе­ре­пра­воч­ны­ми пар­ка­ми и ми­нов­зрыв­ны­ми сред­ст­ва­ми. Для про­из­вод­ст­ва тру­до­ем­ких ра­бот бы­ли соз­да­ны раз­лич­ные ме­ха­низ­мы с ис­поль­зо­ва­ни­ем элек­три­че­ских си­ло­вых ус­та­но­вок. С 1935 г. вой­ска ос­на­ща­ют­ся пе­ре­движ­ны­ми ком­прес­сор­ны­ми и за­ряд­но-ос­ве­ти­тель­ны­ми стан­ция­ми, а так­же экс­ка­ва­то­ра­ми, гей­де­ра­ми и тран­шее­ко­па­те­ля­ми что по­зво­ли­ло улуч­шить ин­же­нер­ное обес­пе­че­ние войск. К кон­цу 30-х го­дов на­ша ар­мия по­лу­чи­ла про­ти­во­тан­ко­вые ми­ны, пре­вос­хо­див­шие по сво­ему ка­че­ст­ву ми­ны ар­мий ка­пи­та­ли­сти­че­ских стран. Од­на­ко чис­лен­ность ин­же­нер­ных войск к на­ча­лу вой­ны бы­ла яв­но не­дос­та­точ­ной.

    В о й с к а  с в я з и со­вер­шен­ст­во­ва­лись в на­прав­ле­нии ши­ро­ко­го вне­дре­ния ра­дио­средств. В пред­во­ен­ные го­ды бы­ло на­ла­же­но про­из­вод­ст­во та­ких средств для Су­хо­пут­ных войск, Во­ен­но-воз­душ­ных сил и Во­ен­но-мор­ских сил. Раз­ви­тие ра­дио­тех­ни­ки по­зво­ли­ло в 30-х го­дах соз­дать опыт­ные об­раз­цы ра­дио­ло­ка­ци­он­ных стан­ций об­на­ру­же­ния са­мо­ле­тов (РУС-1, РУС-2). Од­но­вре­мен­но раз­ра­ба­ты­ва­лись сис­те­мы бы­ст­ро­дей­ст­вую­щих те­ле­граф­ных бу­к­во­пе­ча­таю­щих ап­па­ра­тов ("Бо­до" и "СТ-35"), уст­ра­ня­лась мно­го­се­рий­ность те­ле­фон­ной ап­па­ра­ту­ры. Од­на­ко но­вых тех­ни­че­ских средств свя­зи бы­ло в вой­сках не­дос­та­точ­но. Мно­гие ко­ман­ди­ры не уме­ли поль­зо­вать­ся ра­дио и пред­по­чи­та­ли про­вод­ные сред­ст­ва свя­зи. Это от­ри­ца­тель­но ска­за­лось на управ­ле­нии вой­ска­ми в на­ча­ле вой­ны.

     

    РАЗ­ВИ­ТИЕ АВИА­ЦИ­ОН­НОЙ ТЕХ­НИ­КИ.

     

    Во­ен­но-Воз­душ­ные  си­лы  раз­ви­ва­лись  на ба­зе соз­да­ния авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти. В го­ды пер­вой пя­ти­лет­ки на воо­ру­же­ние авиа­ции по­сту­пил ис­тре­би­тель И-15 кон­ст­рук­ции Д.Л.Гри­го­ро­ви­ча, ко­то­рый имел пу­ле­мет­ное воо­ру­же­ние и раз­ви­вал ско­рость до 500 км/ч. За­тем поя­ви­лись но­вые ти­пы са­мо­ле­тов даль­ней авиа­ции — ТБ-1 и ТБ-3 кон­ст­рук­ции Д.Л.Ту­по­ле­ва, ис­тре­би­те­ли И-15, И-153, соз­дан­ные кон­ст­рук­тор­ским бю­ро Н.Н.По­ли­кар­по­ва. В 1935 г. был при­нят на воо­ру­же­ние ско­ро­ст­ной бом­бар­ди­ров­щик СБ кон­ст­рук­ции А.А.Ар­хан­гель­ско­го. В это же вре­мя был соз­дан но­вый са­мо­лет даль­ней авиа­ции ДБ-3 кон­ст­рук­ции С.В.Иль­ю­ши­на. Даль­ность его по­ле­та дос­ти­га­ла 4000 км, а бом­бо­вая на­груз­ка 4000 кг.

    В це­лом со­вет­ская авиа­ци­он­ная тех­ни­ка в 30-е го­ды сде­ла­ла круп­ный шаг в сво­ем раз­ви­тии: зна­чи­тель­но воз­рос­ли ско­рость, даль­ность по­ле­та и бом­бо­вая на­груз­ка са­мо­ле­тов.

    Вы­со­кие бое­вые ка­че­ст­ва со­вет­ских са­мо­ле­тов де­мон­ст­ри­ро­ва­лись на еже­год­ных во­ен­ных па­ра­дах в Мо­ск­ве. Все­му ми­ру ста­ли из­вест­ны меж­кон­ти­нен­таль­ные пе­ре­ле­ты В.П.Чка­ло­ва, Г.Ф.Бай­ду­ко­ва, А.В.Бе­ля­ко­ва, М.М.Гро­мо­ва, А.Б.Юма­ше­ва, С.А.Да­ни­ли­на, В.К.Кок­ки­на­ки и А.М.Брян­дин­ско­го. Со­вет­ские лет­чи­ки на оте­че­ст­вен­ных ма­ши­нах толь­ко в 1937 г. ус­та­но­ви­ли око­ло 30 ми­ро­вых ре­кор­дов.

    В пред­во­ен­ные го­ды на воо­ру­же­ние авиа­ции ста­ли по­сту­пать ис­тре­би­те­ли Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, а так­же даль­ний бом­бар­ди­ров­щик Ил-4. Кро­ме то­го был скон­ст­руи­ро­ван пер­вый об­ра­зец бро­ни­ро­ван­но­го штур­мо­ви­ка Ил-2, на­зван­но­го впо­след­ст­вии "ле­таю­щим тан­ком". Соз­да­ние это­го са­мо­ле­та яви­лось тор­же­ст­вом со­вет­ской авиа­ци­он­ной мыс­ли. Бро­не­вое при­кры­тие уяз­ви­мых мест, силь­ное пу­шеч­ное, пу­ле­мет­ное и бом­бо­вое и ре­ак­тив­ное воо­ру­же­ние, а так­же хо­ро­шие лет­ные ка­че­ст­ва сде­ла­ли штур­мо­вик Ил-2 не­за­ме­ни­мым по­мощ­ни­ком су­хо­пут­ных войск в бою.

    По мне­нию ино­стран­ных лет­чи­ков наи­бо­лее мощ­ное воо­ру­же­ние сре­ди ис­тре­би­те­лей ми­ра к кон­цу 1939 го­да имел ис­тре­би­тель И-16 кон­ст­рук­ции По­ли­кар­по­ва. По ог­не­вой мо­щи И-16 в два раза пре­вос­хо­дил "Мес­сер­шмит-109Е" и поч­ти в три раза "Спит­файр-1". Сре­ди всех пред­во­ен­ных ис­тре­би­те­лей ми­ра И-16 один имел бро­не­за­щи­ту во­круг пи­ло­та. К на­ча­лу вто­рой ми­ро­вой вой­ны толь­ко со­вет­ские ис­тре­би­те­ли в ка­че­ст­ве ору­жия мог­ли ис­поль­зо­вать ра­кет­ное воо­ру­же­ние.

    В 1939 г. у ре­ки Хал­хин-Гол впер­вые в ми­ре при­ме­ня­лось ра­кет­ное ору­жие авиа­ции. Зна­чи­тель­ным вкла­дом в раз­ви­тие бом­бар­ди­ро­воч­ной авиа­ции яви­лось так­же соз­да­ние в 1940 г. пи­ки­рую­ще­го бом­бар­ди­ров­щи­ка Пе-2. Эти са­мо­ле­ты об­ла­да­ли вы­со­ки­ми бое­вы­ми свой­ст­ва­ми и по ос­нов­ным по­ка­за­те­лям пре­вос­хо­ди­ли са­мо­ле­ты бур­жу­аз­ных ар­мий. Од­на­ко к на­ча­лу вой­ны на воо­ру­же­нии на­хо­ди­лись пре­иму­ще­ст­вен­но са­мо­ле­ты ус­та­рев­ших кон­ст­рук­ций. Но­вых ма­шин в авиа­ци­он­ных час­тях бы­ло ма­ло. В при­гра­нич­ных ок­ру­гах но­вые са­мо­ле­ты МиГ-3, ЛаГГ-3 и Су-2 со­став­ля­ли 13.4%, а Пе-2 и Як-1 толь­ко 3%. Впол­не по­нят­но, что все это от­ри­ца­тель­но ска­за­лось на бое­вом при­ме­не­нии авиа­ции в на­ча­ле вой­ны про­тив фа­ши­ст­ской Гер­ма­нии.

    На­ря­ду с со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем са­мо­лет­но­го пар­ка кон­ст­рук­тор­ские уси­лия бы­ли на­прав­ле­ны на соз­да­ние мно­го­ме­ст­ных де­сант­ных пла­не­ров. В кон­це 30-х го­дов бо­лее де­ся­ти кон­ст­рук­тор­ских бю­ро бо­ро­лись за соз­да­ние луч­ше­го транс­порт­но-де­сант­но­го пла­не­ра. Кон­ст­рук­тор­ское бю­ро О.Ан­то­но­ва кро­ме кры­ла­то­го тан­ка вы­пус­ти­ло мно­го­ме­ст­ный де­сант­ный пла­нер А-7. В.Гра­бов­ский раз­ра­бо­тал де­сант­ный пла­нер Г-11. Д.Ко­лес­ни­ков соз­дал пла­нер для пе­ре­бро­ски два­дца­ти сол­дат — КЦ-20, а Г.Кор­бу­ла ра­бо­тал над соз­да­ни­ем пла­не­ра-ги­ган­та. Кон­ст­рук­тор П.Го­ро­хов­ский соз­дал ре­зи­но­вый на­дув­ной пла­нер. По­сле вы­бро­ски в тыл про­тив­ни­ка не­сколь­ко та­ких пла­не­ров мог­ли быть за­гру­же­ны в один транс­порт­ный са­мо­лет и воз­вра­ще­ны на свою тер­ри­то­рию для по­втор­но­го ис­поль­зо­ва­ния.

     

    СО­ВЕР­ШЕН­СТ­ВО­ВА­НИЕ ВО­ЕН­НО-МОР­СКО­ГО ФЛО­ТА.

     

    Во­ен­но-мор­ской флот по ме­ре  ин­ду­ст­риа­ли­за­ции стра­ны по­лу­чал все боль­шее ко­ли­че­ст­во но­вых бое­вых ко­раб­лей и под­вод­ных ло­док, соз­да­ва­лись но­вые во­ен­но-мор­ские ба­зы. Толь­ко за 11 ме­ся­цев 1940 г. флот по­лу­чил 100 раз­лич­ных бое­вых ко­раб­лей, глав­ным об­ра­зом ми­но­нос­цев, под­вод­ных ло­док и тор­пед­ных ка­те­ров.В по­строй­ке на­хо­ди­лось еще 269 ко­раб­лей всех клас­сов, зна­чи­тель­ная часть ко­то­рых бы­ла за­кон­че­на у на­ча­лу вой­ны. На всех фло­тах фор­ми­ро­ва­лись но­вые со­еди­не­ния эс­кад­рен­ных ми­но­нос­цев, под­вод­ных ло­док и тор­пед­ных ка­те­ров. Пе­ред вой­ной зна­чи­тель­ное уси­лие по­лу­чил Бал­тий­ский, Чер­но­мор­ский и Ти­хо­оке­ан­ский фло­ты. Ус­ко­рен­ны­ми тем­па­ми воо­ру­жал­ся Се­вер­ный флот.

    Но­вые крей­се­ры ста­ли воо­ру­жать­ся 180-мм ору­дия­ми с даль­но­стью стрель­бы до 207 ка­бель­то­вых (38.3 км) и ско­ро­стрель­но­стью до 3 вы­стре­лов в ми­ну­ту, а эс­кад­рен­ные ми­но­нос­цы- 130-мм ору­дия­ми с даль­но­стью стрель­бы до 139 ка­бель­то­вых (25.7 км) и ско­ро­стрель­но­стью до 10 вы­стре­лов в ми­ну­ту. Та­кие ар­тил­ле­рий­ские сис­те­мы ши­ро­ко при­ме­ня­лись и в бе­ре­го­вой обо­ро­не Боль­шие под­вод­ные лод­ки и над­вод­ные ко­раб­ли сред­не­го во­до­из­ме­ще­ния воо­ру­жа­лись но­вы­ми 100-мм ору­дия­ми с даль­но­стью стрель­бы 118,5 ка­бель­то­вых (22 км). На воо­ру­же­ние реч­ных ко­раб­лей в кон­це 30-х г. по­сту­пи­ли 82-мм ре­ак­тив­ные ус­та­нов­ки.

    Со­вет­ские уче­ные и ин­же­не­ры раз­ра­бо­та­ли пер­вую в ми­ре 100-мм зе­нит­ную ар­тил­ле­рий­скую сис­те­му с ав­то­ма­ти­че­ским на­ве­де­ни­ем, ко­то­рой воо­ру­жа­лись но­вые крей­се­ры.

    Важ­ную роль в раз­ви­тии тор­пед­но­го ору­жия сыг­ра­ли по­ста­нов­ле­ния Ко­ми­те­та Обо­ро­ны СССР о соз­да­нии мин­но-тор­пед­ной про­мыш­лен­но­сти. Это по­зво­ли­ло ус­ко­рить раз­ра­бот­ку и ос­на­ще­ние фло­та тор­пе­да­ми с бо­лее вы­со­ки­ми бое­вы­ми свой­ст­ва­ми. В 1938 г. на воо­ру­же­ние бы­ли при­ня­ты но­вые тор­пе­ды, об­ла­дав­шие ско­ро­стью в 51 узел (94.4 км/ч). На­ка­ну­не Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны про­во­ди­лась боль­шая ра­бо­та по соз­да­нию но­вых во­ен­но-мор­ских баз в Бал­тий­ском и Чер­ном мо­рях. На эти ба­зы пе­ре­дис­ло­ци­ро­ва­лись ос­нов­ные со­еди­не­ния фло­тов. Зна­чи­тель­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ла мор­ская авиа­ция. К на­ча­лу 1941 г. в со­ста­ве ВВС фло­та ис­тре­би­тель­ная авиа­ция со­став­ля­ла 45.3%, бом­бар­ди­ро­воч­ная-14%, тор­пе­до­нос­ная-9.7%, раз­ве­ды­ва­тель­ная-25% и авиа­ция спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния-6%.

     

    З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

     

    На­ка­ну­не Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны в ус­ло­ви­ях ин­ду­ст­риа­ли­за­ции стра­ны про­ис­хо­ди­ло бур­ное раз­ви­тие со­вет­ской во­ен­ной тех­ни­ки. Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ли бро­не­тан­ко­вые вой­ска, ар­тил­ле­рия и авиа­ция. При этом важ­ней­ши­ми на­прав­ле­ния­ми в их раз­ви­тии яв­ля­лись сле­дую­щие. В бро­не­тан­ко­вых вой­сках боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось по­вы­ше­нию ог­не­вой мо­щи, ма­нев­рен­но­сти и за­щи­щен­но­сти тан­ков. На воо­ру­же­ние ар­тил­ле­рии по­сту­па­ли ору­дия с уве­ли­чен­ной ско­ро­стрель­но­стью и даль­но­стью стрель­бы. На воо­ру­же­ние авиа­ции по­сту­па­ли са­мо­ле­ты, ко­то­рые во мно­гом пре­вос­хо­ди­ли преж­ние об­раз­цы по ог­не­вой мо­щи, даль­но­сти, вы­со­те и ско­ро­сти по­ле­та, за­щи­щен­но­сти, что обес­пе­чи­ва­ло в по­сле­дую­щем гос­под­ство на­шей авиа­ции в воз­ду­хе. Од­но­вре­мен­но су­ще­ст­вен­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ли и дру­гие ви­ды воо­ру­же­ния.

    Соз­да­вав­шие­ся в это вре­мя об­раз­цы во­ен­ной тех­ни­ки пре­вос­хо­ди­ли по мно­гим сво­им тех­ни­че­ским по­ка­за­те­лям ана­ло­гич­ные воо­ру­же­ния дру­гих стран. Од­на­ко вы­со­кие бое­вые ха­рак­те­ри­сти­ки со­вет­ско­го воо­ру­же­ния в пер­вые го­ды вой­ны не бы­ли пол­но­стью реа­ли­зо­ва­ны в свя­зи с от­сут­ст­ви­ем опыт­ных ко­манд­ных кад­ров.

    С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы.

    1. Нев­зо­ров Б.И. Обо­ро­на 5-й и 33-й ар­мий За­пад­но­го фрон­та в бит­ве под Мо­ск­вой. — М.: ВАФ, 1973.

    2. Плот­ни­ков С.Е, Сав­чен­ко И.Ф. Ору­жие по­бе­ды. -М., 1986.

    3. Тюш­ке­вич С.А. Со­вет­ские Воо­ру­жен­ные Си­лы. -М.: Воен­из­дат, 1978.

    4. Кол­га­нов К.С. Раз­ви­тие так­ти­ки Со­вет­ской ар­мии в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны (1941-1945 гг.). -М.: Воен­из­дат, 1958.

    5. Сам­со­нов А.М. Вто­рая ми­ро­вая вой­на. -М.: Воен­из­дат, 1966.

    6. Круп­чен­ко И.Е. Во­ен­ная ис­то­рия. -М.: Воен­из­дат, 1971.

    7. Мель­ни­ков П.В. Раз­ви­тие так­ти­ки су­хо­пут­ных войск в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не. -М.: ВАФ, 1981.

    8. Во­робь­ев Ф.Д., Крав­цов В.М. Ве­ли­кая Оте­че­ст­вен­ная вой­на Со­вет­ско­го Сою­за. -М.: Воен­из­дат, 1961.

    9. Стро­ков А.А. Ис­то­рия во­ен­но­го ис­ску­ст­ва. -М.: Воен­из­дат, 1966.

    10. Алек­се­ев П.Д., Ма­ков­ский В.Б. Пер­вая обо­ро­ни­тель­ная опе­ра­ция 4-й ар­мии в на­ча­ле Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. -М: ВАФ, 1992. 

    referati-besplatno.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о