Т 34 башня – Т-34 — Википедия

Конструктивные особенности легендарного танка Т-34 / Назад в СССР / Back in USSR

Ни для кого не секрет, что советский Т-34 является одним самых известных танков в мире. Впервые эта боевая машина была представлена в 1939 году, но она не была лишена некоторых недостатков.
Усовершенствованная версия под названием Т-35-85 вышла в 1944 году, которая уже была оснащена новым орудием и башней, а также некоторыми инновациями, которые позволили танку стать одним из самых высокотехнологичных в классе. Сборка машины проходила вплоть до 1958 года, а ее активное боевое применение завершилось только в 1990-х годах. Советуем вам совершить экскурс в прошлое, чтобы заглянуть внутрь танка Т-34 и узнать о его конструктивных особенностях.
Об этом танке было написано множество книг, и столько же – еще будет написано. Не будем повторяться, а просто рассмотрим внутренние объемы танка. Взглянем на условия, в которых танкисты многих стран мира добывали славные победы, и ощущали горечь поражений.

Экипаж машины состоит из 5 человек, а компоновка — классическая: с расположением моторно-трансмиссионного отделения в корме, и отделением управления в передней части корпуса. Приступим!
Механик-водитель

Вид сверху на приборы управления механика-водителя

Вид на отделение управления

«Приборная панель» механика-водителя
Этот член экипажа располагался в отделении управления, слева. Водителю танка были доступны 400 сил дизельного мотора В-2-34. Его запуск осуществлялся стартером СТ-700, или сжатым воздухом, баллоны которого располагались за нижним бронелистом. Поворот осуществлялся «классически» — посредством двух рычагов. Обзор в походном положении происходил через люк в лобовой бронеплите, а при закрытых люках – через два перископических прибора.

Вид на место механика-водителя с боевого отделения. Люк открыт. Под правым рычагом можно рассмотреть баллоны со сжатым воздухом, которые использовались для запуска двигателя

Вид на место мехвода через открытый люк

Вид на рычаги управления. На заднем плане — сложенное сидение и рукоять пулемета стрелка-радиста
Стрелок-радист

Перед местом стрелка-радиста располагались стеллажи с магазинами для курсового пулемет ДТ, калибра 7,62-мм

У сидения стрелка-радиста располагался штатный огнетушитель
Оператор радиостанции орудовал устройством 9-РС, которое ранее располагалось в отделении управления, но позже переместилось в башню (с 1944 года – то бишь, с начала производства Т-34-85). Пулемет в лобовом бронелисте – ДТ калибра 7,62 мм. Стрельба осуществлялась с помощью прицела ППУ-8Т. Справа располагался стеллаж с пятью пулеметными магазинами. В полу под сидением стрелка-радиста находится люк для эвакуации обитателей отделения управления.

Несмотря на должность «стрелок-радист», у этого члена экипажа в Т-34-85 радиостанция бела перенесена в башню

Наводчик


Вид глазами наводчика на визир прицела ТШ-16 и казенную часть пушки Д-5Т

Прицельная сетка прицела ТШ-16
Оператор 85-мм орудия ЗИС С-53 (на части машин — Д-5Т) мог опустить пушку на 5 градусов вниз и поднять ее на 22 градуса. Горизонтальная наводка – 360 градусов. Поворот башни осуществлялся вручную, или с помощью электропривода. Для прицеливания использовался прицел ТШ-16 с углом зрения в 16 градусов и четырехкратным приближением. Кроме того, для лучшей осведомленности наводчик мог использовать прибор МК-4 в крыше башни.

Две вращающиеся рукояти, отвечавшие за наведение орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях
Заряжающий

Общий вид на боевое отделение с места заряжающего. В крыше башни виден наблюдательный прибор МК-4. Под ним — магазины для спаренного пулемета ДТ
Третий башнер располагался справа от казенной части орудия. На стенке башни крепилась укладка с четырьмя дисками для спаренного пулемета ДТ. Снаряды укладывались в корме башни, и на полу боевого отделения – за спинами стрелка-радиста и механика-водителя. Два выстрела на хомутах крепились вертикально под правой рукой заряжающего. Масса снарядов: от 5,4 килограмм (подкалиберный) – до 9,5 (осколочно-фугасные).

В казенную часть 85-мм орудия заряжающий отправлял снаряды массой до 9,5 килограмм

Справа видна смотровая щель, под которой располагалась запираемая амбразура для стрельбы из личного оружия
Командир

Радиостанция 9-РС располагалась в башне, слева от места командира
Командир располагался за наводчиком и заряжающим. Для обзора поля боя использовался прибор МК-4, который дублировался пятью смотровыми щелями в командирской башенке. Для связи с экипажем использовалось переговорное устройство ТПУ-3-бисФ.

Вид на место командира снизу — вверх. Видна командирская панорама, три из шести смотровых щелей и наблюдательный прибор МК-4

Общий вид на место командира
Как видите, танк Т-34-85 – при всей своей инновационности, имел и обратную сторону – весьма тесные внутренние объемы, и плотную компоновку. Но, вероятно, в период его создания приоритеты были иные – технологичность, простота и скорость производства.

back-in-ussr.com

Легендарный Т-34 (пополняемая и расширяемая) — DRIVE2

Модификаций танка т-34 и машин на его базе не просто много, а очень много. Речь идет не только о танке (у которого были орудия как минимум 5 калибров) и самоходках (еще пяток модификаций), но и о специальных машинах на шасси: тягачах, транспортерах, сельскохозяйственных, инженерных, зенитных.
Так же множество различий имеют танки одной модификации, но разных заводов и годов выпуска.
В итоге всех версий можно выделить около сотни! И это не учитывая использование башен «тридцатьчетверки» на кораблях, дотах, бронепоездах.

т-34-76 с башней гайка


Вооружение:
пушка калибра 45,76, 85, 57, 100 или 120 мм или огнемет
пулемет ДТ (до 3-х шт)
Бронирование- в зависимости от модификации сильно различается
Двигатель: дизельный В-2, карбюраторный М-17
КПП www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1553
В-2 www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1552
М-17 www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1546
Начало разработки — 1937 год.
финский отсъем деталировки photo.qip.ru/users/coast70/151206614/
Самый массовый танк Второй мировой.

трофейный финский т-34-76 башня формочка

Модификации базового танка:
А-32 — опытная машина, серийно выпускавшаяся под индексом т-34
т-34 обр 1940

обр. 1940

Полный размер

стандарт доработки трофейных т-34 (обр. 1940) в захваченной Риге

т-34 обр 1941
т-34 обр 1942
т-34 обр 1943
т-34-57 танк-охотник- 50 штук
т-34-85 обр 1944
т-34-85 обр 1946
ОТ-34 — 1170 штук

характеристики огнеметных танков на базе т-34

т-34-100- единичный опытный образец
т-34-122 — советский проект и не связанные с ним египетские танки
САУ
СУ-122 — 638 штук

Полный размер

Су-122П

СУ-85 — 2050 штук
СУ-85М
СУ-100-4976
Су-101 — единичный опытный экземпляр
СУ-102 — единичный опытный экземпляр
тягач СПК- 5
послевоенная переделка для сельского хозяйства

Послевоенная переделка сау т-76, модернизированная аналогично сельхоз версиям т-34

мостоукладчик- ТМ-34

обработка башен на заводе

Производился на: ХПЗ № 183 (Харьков), УТЗ № 183 (Нижний Тагил), № 112 «Красное Сормово» (Горький), СТЗ (Сталинград), ЧКЗ (Челябинск), УЗТМ (Свердловск), № 174 (Омск)

Полный размер

распределение выпуска по заводам

немецкая зенитная установка на шасси трофейного т-34

Обзоры сохранившихся экземпляров:
т-34-76
vk.com/album-7606667_78981554
vk.com/album-7606667_79308054
vk.com/album-7606667_116225745
vk.com/album-7606667_92706555
vk.com/album-7606667_94305866
photo.qip.ru/users/tankdriver/200605829/
Танковый музей, г. Парола, Финляндия, завод № 183, осень 1943 г.
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2500
Танковый музей, г. Парола, Финляндия, 1941 год
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2335
Украина, Донецк, парк им.Ленинского Комсомола
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2831
г. Волгоград, Музей-панорама «Сталинградская битва»
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3053

Краснодар, Парк им. 30-летия Победы, Выставочный зал Боевой славы (завод № 112, 1943-44 гг)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2953
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1621
г. Пермь (башня УЗТМ)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1451
Музей «Линия Сталина», дер. Холматка, Псковская обл. (завод № 183, III кв. 1942 г.)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2499
Музей техники Вадима Задорожного (CТЗ, IV кв. 1941 г.)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2501
г. Владивосток Башня Т-34-76 (УЗТМ, начало 1943)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1626
Кубинка Т-34-76 завода №183 пр-во 1942 г. «Снайпер»
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1449
т-34-85
г. Гомель
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3021
башня г. Вотинск
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3133
башня Запорожье
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1302
Могилев, Беларусь
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3172
г. Гомель. Гомельский областной музей военной славы
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3022
Украина, Черниговская область, г. Прилуки
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3348
Украина, Донецк, парк им.Ленинского Комсомола
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2832
Украина, Киевская область, г.Бровары, Парк Победы
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2753
Площадь Победы, г.Житомир, Украина
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=258
Украина, Черкасская обл., г. Умань
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2338
Украина, Киев, просп.Победы, 52
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2153
Украина, Одесса, ул.Дача Ковалевского, Музей Героической Обороны Одессы (завод № 183, первая половина 1945)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1986
Украина, г.Белая Церковь, площадь Январского Прорыва
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1889
Россия, Крым, г.Армянск
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2339
г. Артем, Приморский край
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2141
г. Хабаровск
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2221
г. Пенза
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3024
г. Нарофоминск
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3023
г. Брянск
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3020
г. Самара, пл. Куйбышева
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2059
г. Владивосток
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2018
Нижний Тагил музей бронетанковой техники
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=996
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=997
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=999
МО 112 з-да 1944г. выпуска
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1448
Военный музей китайской революции, Пекин, Китай
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2204
Национальный военный музей, Бухарест, Румыния
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1208
Польша
picasaweb.google.com/1112…738648320419265/T34_Rozan
picasaweb.google.com/1112…20419265/T3485_Wedrzyn_JW
picasaweb.google.com/1112…8320419265/T3485Wejherowo
picasaweb.google.com/1112…48320419265/T3476KoObrzeg
picasaweb.google.com/1112…648320419265/T3485Pleszew
picasaweb.google.com/1112…8648320419265/T3485WrocAw
picasaweb.google.com/1112…8320419265/T3485_SUpsk_JW
Т-34т
Привокзальная площадь, г. Уяр, Красноярский край
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1922
Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1486
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1314
ОТ-34
подъем
photo.qip.ru/users/tankdriver/200606128/
Военно-технический музей, г. Черноголовка, Московская область (завод № 174, 1943 г.)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2497
Нижний Тагил
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=170
Су-100
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2868
г. Челябинск, Высшее танковое училище
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=324
Украина, Одесса, ул.Дача Ковалевского, Музей Героической Обороны Одессы
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1987
Краснодар, ул. Красина, 2. Парк им. 30-летия Победы, Выставочный зал Боевой славы
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2951
Россия, Саратов, Парк Победы на Соколовой горе (обр 1944)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2132
г. Сертолово, Всеволожский район Ленинградской области
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=866
Национальный военный музей, Бухарест, Румыния
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1862
г. Ровно www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=183
подъем су-122
reibert.info/threads/sau-…u-122-pervoj-serii.67292/
Московская обл., п.Кубинка, музей БТВТ
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=36
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=57
Су-85
г. Сертолово, Всеволожский район Ленинградской области
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=864
WPT-34
picasaweb.google.com/1112…648320419265/WPT34_DrzonW
Югославский танк Vozilo A
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2991
legion-afv.narod.ru/USSR.html
т-34 в деталях
перископ

www.drive2.ru

сколько весит, технические характеристики (ТТХ), размеры, экипаж, башня, орудие, применение

В 1943 году танковые подразделения вермахта обладали машинами, которые в отличие от 1941 года, не уступали танкам Красной Армии, а по некоторым ТТХ превосходили их. Появление новых Panzer kampfwagen VI Tiger и Panzer kampfwagen Panther окончательно утвердили преимущество панцерваффе.

Для того, чтобы исправить ситуацию и вернуть паритет, необходимо было кардинально изменить, находящейся на вооружении с 1940 года, средний танк Т-34. Таким танком, способным практически на равных дать бой любому танку вермахта, стал Т-34-85.

Появление Т-34-85

К разработке более мощной арт. системы приступили в январе 1943 г. Через пять месяцев чертежи новой пушки были готовы, а в июне орудия Д-5Т калибром 85 мм были выпущены в металле. Одновременно в других КБ велись разработки новых артиллерийских систем: С-53, С-50, ЛБ-85.

Для того, чтобы установить новое орудие в Т-34, необходимо было изготовить новую башню. Проектированием башни с установкой 85 мм арт. системы занялось КБ завода «Красное Сормово», а также конструктора завода №183. В результате было выпущено два проекта литой башни.

Данному заводу и был дан заказ на изготовление «тридцатьчетверок» с 85-мм артиллерийской системой.

В декабре 1943 года на вооружение РККА был принят танк Т-34 с 85-мм артиллерийской системой под индексом Т-34-85. Основным изменением модифицированной машины явилась установка башни новой формы, с расширением погона башни.

С появлением башни увеличенного размера была устранена основная проблема Т-34-76, а именно теснота и невозможность добавления пятого члена экипажа. В башню монтировалась артиллерийская система Д-5Т калибром 85 мм, разработанная в конструкторском бюро №9.

Конструкция танка

На каждый борт приходилось по 5 катков (сдвоенного типа с внешней амортизацией диаметром 830 мм). Подвеска на машине была индивидуальная, пружинного типа. Ведущими являлись задние колеса, зацепление гребней на гусеницах производили установленные на них ролики. Направляющие колеса были литыми и имели кривошипный механизм для настройки натяжения гусениц. Масса каждой гусеницы составляла 1150 кг, ширина звена 550 мм. Количество стальных траков составляло 72шт (36 гребневых и 36 безгребневых).

Силовой установкой машины являлся 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2-34, выдающий максимальную мощность в 500 л.с.

Топливные баки вмещали 545 литров дизтоплива марки ДТ, дополнительно устанавливались два внешних топливных бака, объем которых составлял 90 литров каждый, при этом к системе питания двигателя данные баки подключены не были. Два установленных под наклоном радиатора трубчатого типа обеспечивали охлаждение двигателя.

Очистку воздуху выполняли воздухоочистители «Циклон» в количестве 2 единиц. Запуск мотора производился сжатым воздухом, хранившимся в 2 баллонах (размещены в отделении управления) или при помощи электростартера.

Трансмиссия включала в себя главныйи бортовые фрикционы, коробку переключения передач (с 5 передачами), бортовые передачи и тормоза. Электропроводка изготовлена по однопроводной схеме (с напряжением 12 и 24В). На танке применено следующее электрическое оборудование: стартер, мотор привода механизмаповорота башни, системы вентиляции, освещение, контрольно-измерительные приборы и т.д. Радиосвязь обеспечивалась с помощью радиостанции 9-РС (прием и передача), внутри для связи экипажа использовались устройства ТПУ-3бисФ.

Изначально производился монтаж артиллерийской системы Д-5Т с калибром 85 мм со спаренным пулеметом ДТ с боекомплектом в 56 выстрелов для основного орудия и 1953 пулеметных патронов. Для наведения использовалась панорама ПТК-5 и телескопический шарнирный прицел.

В башне была размещена новая командирская башенка с двумя открывающимися створками люка и оборудованная прибором кругового обзора перископического вида МК-4.

Бронезащита корпуса не изменилась и составляла: бронирование лба корпуса 45 мм (угол наклона листов: верхних 60о, нижних 53о), бронезащита кормы машины 45 мм (верх 48 о, низ 45 о), боковое бронирование составляло 45 мм под углом 40о, а бронезащита крыши составила 20 мм. Сам корпус был сварным, изготовлен из листов катанной брони.

В 1943 году предпринимались попытки увеличить бронирование Т-34 до 75 мм (версия Т-43). Перед КБ встал вопрос: насколько можно увеличить массу танка, чтобы не пострадала его маневренность. Установка нового орудия на проект Т-43 намного увеличивала вес танка, поэтому от идеи усиления бронезащиты пришлось отказаться.

Новая башня танка Т-34-85 обладала достаточно хорошим бронированием: лоб башни имел бронирование в 90 мм, боковая броня составляла 75 мм, а бронезащита кормы башни составляла 52 мм. Боевая масса машины увеличилась и составила 32 тонны.

Экипаж танка Т-34-85 состоял из 5 танкистов. Расположение экипажа в танке было следующим: наводчик (командир орудия), командир и заряжающий находились в башне, механик-водитель и радист в корпусе машины.

Т-34-85 с орудием ЗИС-С-53

В начале 1944 года Государственный Комитет Обороны принимает на вооружение Т-34 с артиллерийской системой ЗИС-С-53 калибром 85 мм. Причиной отказа от орудия Д-5Т явились конструктивные недостатки, например, часто выходил из строя подъемный механизм. Первые машины с пушкой ЗИС-С-53 вышли из цехов в марте 1944 года. Сам танк также претерпел ряд конструктивных изменений: ком.

Башенка перенесена и установлена в районе кормы башни, что облегчило удобство расположения членов экипажа, радиостанция демонтирована с корпуса и установлена на башне, а ПТК-5 демонтирована.

Также произведена замена на новые воздухоочистители «Мультициклон». В остальном конструкция не претерпела изменений. В 1945 году двустворчатый люк башенки заменен на люк, обладающий одной открывающейся створкой.

Количество выпущенных Т-34-85 в годы Великой Отечественной войны

Модификация танка1944, кол-во ед.1945, кол-во ед.Итого, кол-во ед.
Т-34-85104991211022609
Т-34-85 ком.134140274
Т-34-85 ОТ30301331
Итого, кол-во ед.106631255123214

Боевое применение

Первые Т-34, вооруженные 85 мм орудием, стали поставляться в бронетанковые части РККА в конце зимы 1944 года. Одной из первых боевых частей, оснащенных модернизированной «тридцатьчетверкой» стал 38-й отдельный танковый полк. На башнях были нанесены надписи краской «Димитрий Донской», изготовлены они были на средства, предоставленные РПЦ. Всего полк насчитывал по штату 21 единицу, кроме Т-34-85 штат полка составляли огнеметные версии Т-34-76.

В составе 58-й армии танковый полк вел боевые операции на территории Украины. Еще одной частью, оснащенной новой техникой с пушкой Д-5Т, являлся 119-й танковый полк. Так как танк был изготовлен на собранные деньги жителей республики Армения, то на танковых башнях были нанесены надписи на национальном языке «Давид Сасунский», в честь героя республики. Полк принимал участие в боевых действиях в составе 2-го Украинского фронта.

В начале весны 1944 года модернизованные «тридцатьчетверки» стали направляться в танковые бригады, а также в танковые и мех корпуса. Так, новую технику получили 2-й, 6-й, 10 и 11-й танковый корпус. При формировании экипажей новых машин, возникла проблема в наличии 5-го члена экипажа. Вопрос решился путем комплектования экипажей танкистов за счет бойцов роты противотанковых ружей.

Новые машины в первую очередь поставлялись в лучшие боевые соединения РККА.

В тоже время на освоение новых танков экипажам давалось всего несколько часов. Широкое применение Т-34-85 произошло в боях в Правобережной Украины, в особенности при проведении форсирования Днестра.

В столкновениях с бронетехникой противника, новая техника показала себя неплохо, но все равно уступала тяжелым немецким танкам. 88 мм орудия Тигров обладали высокой бронебойностью, тем более бронезащита корпуса «тридцатьчетверок» не претерпела изменений, а по мощности 85 мм орудие советского танка немного уступало немецкому 88 мм.

Также Т-34 с 85-й артиллерийской системой Д-5Т в количестве 23 единицы в начале весны 1944 поступили на вооружение 7-й отдельной гвардейской Краснознаменной и ордена Красной Звезды Новгородской танковой бригады, которая вела наступление в составе Карельского фронта. Также в составе бригады числилось 42 «тридцатьчетверки» с 76 мм орудием и «Валентайн IX» в количестве 10 единиц.

Наступление проходило успешно, тем более у противника (финские и немецкие боевые соединения) практически не было танковых частей. С освобождением г.Киркенеса в Норвегии фронт был расформирован.

Во время наступательной операции «Багратион» летом 1944 года Т-34-85 занимали большую часть бронетанкового парка РККА. Так, из 811 участвующих в наступлении Т-34, машины, вооруженные 85 мм артиллерийской системой, составляли более 50% танкового парка.

Наибольшее количество новых «тридцатьчетверок» принимало участие в наступательных операциях Красной Армии в 1945 году. Участвующая в Висло-Одерской наступательной операции 3-я ТА генерала Рыбалко П.С. насчитывала в своем штате 640 танков Т-34-85, 22 танка Т-34-76 (использовались в качестве тральщиков), а также тяжелые машины ИС-2 (21 единица) и самоходно-артиллерийские установки (63 единицы ИСУ-122, 63 единицы СУ-85, 63 единицы СУ-76 и 49 СУ-57И).

В боях за Берлин Т-34-85 столкнулась с очень большой проблемой, а именно повсеместное использование противником фаустпатронов.

Простота производства и использования, а также ведения боя в городских условиях – все это сделало фаустников еще одним опасным противником советских танкистов в боях за столицу Рейха.

Для того, чтобы как-то обезопасить свои машины от выстрелов ручных противотанковых гранатометов экипажи обвешивали свои танки различным приспособлениями. Но, несмотря на активное применение гранатометов в боях, большую часть потерь Т-34-85 понесли от действия вражеской артиллерии.

В боях с Японией летом 1945 года принимало участие 670 танков Т-34-85, причем, вместе с ними в состав бронетанковых частей Красной Армии действующих против японских частей, входили устаревшие модели Т-26 и БТ-7. Основной ударной силой стала 6-я танковая армия, ее парк составляли 408 новеньких Т-34-85, прибывшие с двух заводов: №174 и №183.

Небольшое количество «тридцатьчетверок» было захвачено немецкими войсками и их союзниками и позже использовалось ими, например соединениями дивизии СС Викинг. Т-34-85 в конце войны также поступали в армии союзников СССР (Польши, Югославии, Чехословакии), а позже и странам,входившим в ОВД.

Т-34-85 в послевоенное время

Производство последней серийной «тридцатьчетверки» завершилось в 1946 году, на смену ей пришел средний танк с индексом Т-44. В послевоенное время Т-34-85 все же являлся основным танком, в таком статусе он находился до 1950-х г. Поставки Т-44 в войска шли в малых количествах, а выпуск Т-54 происходил очень медленными темпами.

По мере того, как бронетанковый парк СССР обновлялся, Т-34-85 переходили в статус учебных и постепенно снимались с вооружения, а например, находящиеся в учебных частях Забайкальского и Дальневосточного округов машины, использовались вплоть до начала 1970 годов.

После окончания войны Т-34-85 принимал участие практически во всех военных конфликтах: в Корее, Вьетнаме, Кампучии, на Ближнем Востоке, Кубе, Афганистане и других. Участвовали «тридцатьчетверки» и в военных конфликтах в Европе: венгерское восстание 1956 года, военных столкновениях турок и киприотов на острове Кипр и войне в Югославии в 1990-х.

Т-34-85 находился на вооружении стран ОВД, ряда африканских стран, а также состоял на вооружении в государствах Юго-Восточной Азии. На сегодня «тридцатьчетверки» продолжают нести военную службу в нескольких государствах (Вьетнам, Гвинея, Йемен, КНДР, Лаос, Куба и др.).

ТТХ танка Т-34-85 и аналогичных ему бронемашин

Аналогами «тридцатьчетверок» с 85 мм арт. системой являлись немецкие «четверки» поздних модификации (Pz Kpfw IVH, J) и американский Шерман. В то же время, мощное орудие позволяло Т-34-85 бороться с более тяжелой бронетехникой вермахта, чем его конкуренты.

МодельТ-34-85PzKpfw IVJМ4 Шерман (M4A1(76)W)
Масса, т322530,3
Длина, мм592059205893
Ширина, мм300028802616
Высота, мм272026802743
Клиренс, мм400400432
Мощность, л/с500272395
Максимальная скорость, км/ч524042
Бронезащита корпуса
(лоб, борта, корма), мм
45, 45, 4580, 20, 3051, 38, 38
Бронезащита башни
(лоб, борта, корма), мм
90, 52, 7550, 30, 3076, 51, 51
Вооружение85-мм С-53, 2 пулемета75-мм KwK.40 L/48, 2 пулемета76,2 мм пушка М-1, 3 пулемета
Скорость снаряда, м/с800790792
Бронепробиваемость (1500м), мм937483

Т-34-85 практически по всем характеристикам был лучше аналогичных машин как Германии, так и стран союзников. Несмотря на большую массу, благодаря более мощному двигателю, «тридцатьчетверка» была заметно быстрее и маневреннее американского и немецкого танка. Уступал советский танк лишь в бронезащите лба корпуса.

Советский средний танк Т-34-85 во многом превзошел своего предшественника – Т-34-76. Простота изготовления и ремонтопригодность, удобство эксплуатации и маневренность – все это, вкупе с хорошим вооружением, привело к успеху на поле боя и позволила стать самым популярным и одним из лучших танков Второй Мировой войны.

Кроме того, высокие тактико-технические характеристики Т-34-85 способствовали применению танка во многих мировых военных конфликтах, в которых он принимал участие вплоть до 90-х годов XX века.

Видео

warbook.club

Башня Т-34 и пушки ЗИС (М2, Чернь): myauu — LiveJournal

Почти сразу после въезда в посёлок Чернь Тульской области со стороны Москвы на левой стороне дороги находится мемориал Победы (это 283-й километр автодороги М2 «Крым»).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника — хорошее.
Дата съёмки — 08 июля 2017 года.

01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. В мемориал входят: скульптурная группа, стелы и образцы техники военного времени — Пушка ЗИС-2, Пушка ЗИС-3 и башня танка Т-34-85.


03. На правой стеле надпись:
14300 Чернян призвано на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны
8149 земляков не вернулись с полей сражений.


04. Коленопреклонённый солдат и Женщина с Ребёнком — символ скорби по погибшим в войне.


05. На постаменте башни танка табличка со схематичным изображением боевого пути 3-её Гвардейской Танковой Армии в Великой Отечественной войне.
Тула, Козельск, Мценск, Орёл, Курск, Харьков, Киев, Львов, Сандомир, Бреслау, Берлин, Дрезден, Прага.


06. Эта башня от танка Т-34-85 — последней модификации советского среднего танка Т-34 с орудием калибра 85-мм.
Т-34-85 принят на вооружение РККА Постановлением ГКО № 5021 от 23 января 1944 г.
Скорее всего эта башня стояла на танке выпущеном заводом №183 (Уралвагонзавод, Нижний Тагил). (legion-afv)

Из-за отсутствия остального танка к башне можно близко подобраться и рассмотреть маску пушки или боковые стороны.



07. Литьевой номер башни 2729 37.


08. Пара вентиляторов под бронеколпаками и командирская башенка.


09. В правой части мемориала установлена 76,2-мм советская дивизионная и противотанковая пушка ЗИС-3.
Официальное название — 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года.
Индекс ГАУ — 52-П-354У.
Главный конструктор — В. Г. Грабин, головное предприятие по производству — артиллерийский завод №92 в городе Горьком.


10. ЗИС-3 — самое массовое советское артиллерийское орудие.
Выпущено 48016 штук.


11. В левой части мемориала стоит пушка ЗИС-2.
Официальное название — 57-мм противотанковая пушка образца 1941 года.
Индекс ГАУ — 52-П-271.


12. Данное орудие, разработанное под непосредственным руководством В. Г. Грабина, в 1940 году, являлось, на момент начала серийного производства, самой мощной противотанковой пушкой в мире — настолько мощной, что в 1941 году орудие не имело достойных целей, что и привело к снятию её с производства («в связи с избыточной бронепробиваемостью» — цитата), в пользу более дешёвых и технологичных пушек.
Однако, с появлением в 1942 году новых тяжелобронированных немецких танков «Тигр», производство орудия было возобновлено.


13. Обе пушки (и ЗИС-2 и ЗИС-3) имели очень похожую конструкцию, отличаясь только стволами и затворами.
Все остальные элементы (лафет, откатные устройчтва, колёсный ход, станины, органы наведения) было одинаковым.

Установленные в Черни пушки интересны тем, что на обеих стоит позднее щитовое прикрытие со складным верхом.

На этом снимке щита ЗИС-3 так же хорошо видно, расположенный в левом нижнем углу задней стороны щита ящик для аккумуляторов системы подсветки прицела «Луч».


14. У ЗИС-2 щит точно такой же.


15. Интересно сравнить колёсных ход этих двух пушек.
Диски у колёс одинаковы, а шины из губчатого каучука разного типа и несут разный протектор.


16. На ЗИС-3 стоят шины 6.50-20 модель Я-4 Ярославского Резинокомбината с «шоссейным» протектором.



17. Колесо на ЗИС-2 имеет «грязевой» протектор с ярко выраженными шашками.


18. На боковине колеса тот же размер 6.50-20, но модель Я-97.
Название завода усечено до одинокой буквы Я на логотипе производителя.
Материал — КАПРОН.



Координаты:
53°27’18.25″С
36°55’24.18″В



    Другие Т-34:
  • Танк Т-34-76: Карачев, Кубинка, Хвастовичи;
  • Танк Т-34-85: Белгород, Брянск, Иркутск, Калининград, Кубинка, Людиново, Михайлов, Мценск, Наро-Фоминск, Орёл, Первый воин, Ростов-на-Дону, Тирасполь, Тула, Улан-Удэ, Чернь (башня), Чита (1, 2).

    Другие пушки ЗИС:
  • ЗИС-2: Байконур, Рязань, Тула (на Кауля), Тула (у Артучилища), Чернь, Чита;
  • ЗИС-3: Белгород (разломанная в диораме), Брянск, Быковка (2 штуки), Донской, Жиздра, Калининград (Форт номер 5, несколько штук), Калининград (музей Бункер, 2 штуки), Калининград (Железнодорожный музей, 2 штуки), Киров, Козельск (2014), Козельск (2017), Михайлов, Мценск (2 штуки), Новомосковск (2 штуки), Рязань (2 штуки), Тула (у Артучилища), Тула (Центральный парк, 2 штуки), Чернь, Чита.

myauu.livejournal.com

Танк Т-34, советский средний танк Второй мировой.

Артиллерия и танки Второй мировой. военно-исторический сайт

Menu: ГлавнаяТанки— СССР—— Легкие танки——— Танк Т-37А ——— Танк Т-38——— Танк Т-26 двухбашенный——— Танк Т-26 ——— Танк БТ-2——— Танк БТ-5——— Танк БТ-7——— Танк Т-40——— Танк Т-60——— Танк Т-70———— Устройство танка Т-70.———— Боевое примение——— Танк Т-50—— Средние танки——— Танк Т-28——— Танк Т-34-76——— Танк Т-34-85. —— Тяжелые танки——— Танк Т-35——— Танк КВ-1——— Танк КВ-2——— Танки ИС-1 и ИС-2——— Танк ИС-3 — Германия—— Легкие танки.——— Pz.Kpfw II——— Pz Kpfw I——— Pz.Kpfw 38(t)—— Средние——— Pz.Kpfw III——— Pz.Kpfw IV—— Тяжелые танки——— Танк «Тигр I»———— Танк «Тигр I»———— Концепция танка———— Бронирование танка. ———— Окраска танка———— Фото танка———— Пушка танка «Тигр». ——— Танк «Пантера»———— История создания. ———— «Пантера» Ausf.D———— «Пантера» Ausf. A———— «Пантера» Ausf. G———— Окраска танка Пантера.———— Оценка специалистами.——— Танк «Маус»——— Танк Тигр II — Англия—— Пехотные танки——— Танк «Валентайн».——— Танк «Матильда».Артиллерия— СССР—— Полковая артиллерия——— 76-мм пушка обр.1927г—— Дивизионная артиллерия——— 76-мм пушки обр. 1900 /1902 гг.——— 76-мм пушка обр.1902/30г ——— 76-мм пушка обр. 1933г.——— 76-мм пушка обр. 1936 г. (Ф-22)——— 76-мм пушка обр. 1939 г. (УСВ)——— 76-мм пушка ЗИС-3——— 122-мм гаубица обр.1910/30 гг——— 122-мм гаубица обр. 1938 г. — Германия—— Пехотная——— 7,5 cm le.IG 18———— 7,5 cm le.IG 18———— Штаты подразделений ——— 15cm-s.IG33—— Противотанковая ——— 3,7 cm Pak——— 4,2 cm Pak 41——— 5 cm Pak 38——— 7,5 cm Pak 97/38——— 7,5 cm Pak 40——— 7,5 cm Pak 41——— 8,8 cm Pak 43—— Дивизионная ——— 7,5 cm FK16 na——— 10,5cm leFH 16——— 10,5 cm leFH 18——— 15cm lg.sFh23 ——— 15cm sFh28—— Тяжелая артиллерия——— 10 cm sK 18——— 15 cm K 18 ——— 17 cm K 18——— 21 cm Mrs 18—— Минометы ——— 5 cm l Gr W 36— Польша—— Полковая——— 75 mm wz. 1902/26 —— Дивизионная——— 75 mm wz.1897 ——— 105 mm wz.13 и wz.29.Поиск КонтактыДокументы

log in

ww2tanki.ru

Башня Савина для 37-мм ЗСУ Т-34 » Военное обозрение

На совещании КО при СНК СССР, прошедшем в апреле 1941 года, во время обсуждения планов производства Т-50 на текущий год маршал Кулик Г.И. инициировал обсуждение вопроса о выпуске других машин на базе данного танка. Основной причиной данного обсуждения послужила неготовность 57-миллиметровой танковой пушки для танка Т-50. Предлагалось разработать на базе шасси Т-50 танка-истребителя, который вооружался бы 57-миллиметровой пушкой большой мощности образца 1941 года (ЗИС-2), и зенитного танка, вооруженного 25- или 37- миллиметровым автоматом. Данные машины должны были обеспечивать охрану танковых частей во время марша и развертывания, защищая от нападения вражеских самолетов и танков.


В феврале-марте 1941 года были санкционированы работы по разработке целой гаммы артиллерийских средств для усиления бронетанковых войск. Например, на шасси танка Т-50 предполагалось установить 76-миллиметровое орудие поддержки, а также 25-миллиметровый противотанково-зенитный автомат образца 1940 года, на шасси среднего танка Т-34 — 57-миллиметровую противотанковую пушку образца 1941 года, 107-миллимтеровую пушку образца 1910/30 годов, и 37-миллиметровый зенитный автомат, на шасси тяжелого танка КВ-1 — 85-миллиметровую противотанково-зенитную пушку образца 1939 года и 122- миллиметровую гаубицу образца 1938 года.

Еще во время подготовки танка Т-50 к серийному производству заводом №174 имени Ворошилова было начато эскизное проектирование артиллерийского танка Т-135-2, который можно было оборудовать или цельнобронированной башней на 80-мм уширенном погоне, или «башней конструкции товарища Савина с вооружением из 25-миллиметрового зенитного автомата». Рассмотрение данного проекта перенесли на ноябрь 1941 года, а изготовление опытных образцов и дальнейшие их испытания ожидались в первом полугодии 1942 года. Предполагалось, что серийное производство будет начато не позднее 15 марта.

Однако ОГК завода №92, загруженное спешными работами, не смогло начать изготовление опытного образца данного орудия. Опытный образец башни Савина, который был изготовлен, так и не получил вооружения. Именно поэтому зенитный танк на базе Т-50 света так и не увидел.

В сентябре 1941 года зенитная башня конструкции Савина для танка Т-34, вооруженная 37-миллиметровым зенитным автоматом образца 1939 года, в целом была готова, однако, как и в предыдущем случае, оказалась без вооружения. Однако, в отличие от меньшого брата, данная башня была эвакуирована в Свердловск и послужила базой для создания зенитных САУ. Впрочем, и последние в производство запущены не были.

История работ группы Савина над башней для ЗСУ является весьма интересной. Работы над башней велись около года, однако большое количество препятствий не позволили группе конструкторов реализовать проект в «железе».

8 сентября 1941 года группа Савина получила в НАТИ макет установки с пулеметом и боевой пушкой. 14 сентября 1941 года Савин посылает запрос на изготовление боевого образца на заводах НАРКОМСРЕДМАШ, в том числе НАТИ, однако группа в результате попадает в город Чкалов на завод №174.

Завод №174 имел возможность изготовить несколько вариантов механизмов привода зенитной установки (пушку ЗИК-37 в распоряжение конструктора передали с полигона Донгузская), однако руководство предприятия не хотело заниматься экспериментальными работами. По словам самого Савина: «Главный инженер А.С. Засовенко оставался верен себе, и в период с октября по апрель (6 месяцев) решительно нечего не сделал».

НКТП распорядился «приспособить установку к Т-34». Для осуществления данного распоряжения Савин отправляет старшего инженера-конструктора Можаева И.И. в Нижний Тагил на завод №183, где он прорабатывал данный вариант в течение 3-х месяцев (с февраля по апрель). Башня Т-34 была тяжелее башни Т-50, для которой проектировались все чертежи, поэтому конструкторы были вынуждены спроектировать новый привод (при этом использовалась максимально возможное количество агрегатов, освоенных в производстве). Схема в основном осталась прежней.

В результате данных разработок было получено неплохое с точки зрения конструкторов решение. Скорость подъема пушки до 60-70 градусов составляла 1 секунду, а скорость поворота башни — до 30-40 градусов в секунду.

Руководство завода №183 было озабочено реализацией собственных проектов и выполнением плана. Тема зенитной установки воспринималась как навязанное и ненужное мероприятие. Это и послужило причиной того, что на заводе не выделили людей и не приступили к реализации проекта в металле.

В течение года группа Савина сменила четыре базы, однако работа от этого не продвинулась. Более того, на заводе №37 через 1,5 месяца после прибытия группы конструкторов им устроили нелюбезную встречу: «22 мая выбросили чертежные столы и разорили налаженные приборы». Это произошло несмотря на то, что 7 мая Афонина С.А. заверили, что установку скоро сделают в металле, а 19 мая Гинзбургу С.А заявили, «что они помогут». Вероятно, группа была вызвана на завод для работ над «самоходом», а она занималась зенитным танком. Для продолжения работ конструкторы должны были согласиться на испытание установки только на их машине, с расчетом установить на Т-34 без единой переделки.


Поскольку в танковой промышленности все базы для группы Савина были исчерпаны, он просил срочно найти надежную базу, которая будет заинтересована выпуском машины. По словам конструктора, такое предприятие позволило бы сделать машину в кротчайшие сроки.

Савин предлагал использовать производственные мощности заводов №№20, 69 и др., не занимавшихся выпуском танков. Корпус, ходовую часть танков Т-34, Т-50 можно было получить у рембаз. Башню предполагалось также найти или изготовить новую. Многие детали можно было получить с завода №183. Савин предполагал, что только такой подход позволит быстро сделать машину, а при других обстоятельствах реализовать проект не удастся.

topwar.ru

Танк Т-34 — Подробное описание

Более детальное описание Т-34

Шасси и подвеска.

Шасси танка Т-34, выполненные на основе системы Кристи, имели пять пар больших катков с промежутком между второй и третьей парами. Подвеска каждого катка была независимой и подвешивалась перпендикулярно на винтовой пружине внутри корпуса. Ведущая звездочка устанавливалась сзади, что снижало уязвимость. Та же система применялась на машинах серии БТ. Ведущие звездочки вращали широкие литые гусеницы из марганцовистой стали с центральными направляющими шипами, расположенными на чередующихся траках. Широкие гусеницы давали небольшое удельное давление на грунт, не превышающее 0,7-0,75 кг/см2. У британских, немецких и американских танков величина этого параметра составляла 0,95-1,0 кг/см2. Надгусеничные полки закрывали верхнюю часть системы подвески и выступали на 25 см в передней части корпуса и на 10 см — в задней. Подвеска позволяла танку Т-34 сохранять высокую скорость даже при движении по сильно пересеченной местности, в то время как широкие гусеницы танка массой 28,3 т давали возможность двигаться по грязи и глубокому снегу.

Корпус и бронирование.

Корпус, спроектированный Николаем Кучеренко, нависал над гусеницами и имел наклонные борта. Он сваривался из катаных листов гомогенной стали. Толщина брони корпуса спереди составляла 45-мм, 40-мм с тыла и 20-мм сверху. Качество сварки было очень плохим, но не настолько, чтобы допускать разрушения сварных швов. Передний броневой лист толщиной 45-мм, установленный под углом 60 градусов, не имел никаких отверстий, за исключением люка механика-водителя и амбразуры шаровой пулеметной установки. В люке механика-водителя имелся перископ. Наклонная броня давала отличную защиту от снарядов и по защитным свойствам была эквивалентна вертикальной бронеплите толщиной 75-мм. Фактически танк Т-34 был самым неуязвимым в 1941 году. Крыша задней части корпуса за башней была слегка приподнята, на ней были размещены жалюзи моторного отделения и выхлопные трубы. Верхняя задняя плита и крышка двигателя крепились винтами. В случае необходимости замены двигателя или трансмиссии их можно было снять.

Двигатель.

Двигатель располагался в задней части корпуса и представлял собой V-образный четырехтактный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением, первоначально разработанный для танка БТ-7М. Данная версия двигателя объемом 3,8 литра была модернизирована под Т-34. При 1800 об/мин развивал мощность 493 л.с. Соотношение мощность/масса составило 18,8 л.с. на тонну, что позволяло танку Т-34 развивать скорость 54 км/ч на шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности в зависимости от ее характера при среднем расходе топлива 1,84 л/км. При движении по шоссе этот параметр значительно улучшался. Двигатель В-2 позволял также значительно увеличить запас хода Т-34 (до 464 км) по сравнению с танками, имевшими обычные бензиновые двигатели внутреннего сгорания. Главный топливный бак находился внутри корпуса, четыре вспомогательных бака цилиндрической формы — на бортах и два бака меньших размеров — на корме. Трансмиссия располагалась в кормовой части корпуса и не загромождала боевое отделение и отделение управления. В начале войны трансмиссия была ненадежной, поэтому некоторые экипажи возили запасные трансмиссии, привязывая их тросами к моторному отделению.

Башня.

Все модели танка Т-34 имели низкую башню. Хотя низкий силуэт башни был полезен в бою, он ограничивал склонение стволов основного и вспомогательного вооружения, особенно на обратном уклоне или при стрельбе на короткой дистанции. Кроме того, внутри башни было тесно. Из отделения управления можно было сразу попасть в башню. На более поздних моделях к башне и корпусу стали приваривать поручни для десанта.

Типы башен танка Т-34 образца 1943 года

Механик-водитель и органы управления.

Место управления было отделено от моторного отделения перегородкой. Рабочее место механика-водителя располагалось в левой части корпуса. Оно было оснащено большим люком, закрепленным на шарнирах. В люке имелся перископ для наблюдения. Механик-водитель управлял танком с помощью системы с бортовым фрикционом и тормозом. Управление системой осуществлялось посредством двух управляющих рычагов и рычага переключения передач, а также педалями сцепления и ножным тормозом. Рычаги соединялись с трансмиссией в кормовой части с помощью металлических тяг, проходящих вдоль днища ганка. Для управления танком Т-34 надо было прикладывать больше физических усилий, чем для управления машинами западного производства, на которых трансмиссия и коробка передач располагались рядом друг с другом. Механикам-водителям танков Т-34 часто приходилось пользоваться деревянным молотком, если рычаги заедало. Четырех-скоростную коробку передач на 100 последних танках Т-34 образца 1943 года сменила пятискоростная. В результате стало легче переключать передачи и увеличивать скорость танка. В полу находились педали впрыска топлива, сцепления и тормоза. В днище имелась педаль (часто называемая «десантной»), которая позволяла остановить танк. Имелись также два баллона с сжатым воздухом для запуска двигателя при низких температурах.

Стрелок-радист.

Рабочее место стрелка-радиста располагалось справа в передней части корпуса. Люк для покидания машины находился в днище прямо перед стрелком-радистом. Вооружение стрелка-радиста состояло из 7,62-мм танкового пулемета Дегтярева в шаровой установке с углом горизонтальной наводки 24 градуса и вертикальной наводкой от -6 до +12 градусов. Пулеметы, устанавливаемые на танки образца 1942 года, оснащались бронемаской. Несмотря на то что в начале войны на большинстве танков Т-34 радиостанции отсутствовали и из-за острого дефицита личного состава место радиста пустовало, количество оснащенных рациями танков постоянно росло. В 1941 г. машины командиров танковых рот оснащались радиостанцией 71-ТК-З. Предпринимались усилия по оснащению радиостанциями танков командиров взводов. В течение первых двух лет войны применялись также рации 71-ТК-1. Положение улучшилось, когда в конце 1942 г. началось массовое применение радиостанций 9-Р. Хотя радиус действия этих радиостанций составлял 24 км, в движении они были эффективны на расстоянии 8 км.

Немцы, уделявшие повышенное внимание обеспечению экипажей устойчивой радиосвязью, отмечали низкое качество тактического взаимодействия советских машин. Из-за отсутствия радиосвязи русским приходилось полагаться на сигналы флажками. В люке башни предусматривалось даже специальное отверстие для подачи сигналов с помощью флажков. На практике это было очень неудобно — командир взвода был слишком занят управлением собственным танком и стрельбой. Часто он просто давал команду другим экипажам следовать за ним. Ситуация улучшилась, когда объем производства радиостанций увеличился, и к лету 1943 года 75-80 процентов всех машин уже были ими оснащены. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью системы ТУП. Танковые шлемы были оборудованы наушниками и горловыми микрофонами.

Командир танка и заряжающий.

Главным недостатком всех танков Т-34 была плохая эргономика башни. В башнях немецких машин находились три человека: стрелок, заряжающий и командир танка, отвечавший за наблюдение за местностью, управление экипажем и координацию действий с остальными танками подразделения. Совсем другая ситуация имела место в тесных, рассчитанных на двоих башнях Т-34. Командир имел те же задачи, что и немецкий, кроме того, он должен был вести огонь из пушки. Это — само по себе серьезное дело, которое отвлекало командира от выполнения его командирских обязанностей. Заряжание также занимало много времени. Несмотря на это, советское командование провело короткий и неудачный эксперимент, возложив ответственность за заряжание орудия вместо стрельбы на командира танка. Члены экипажа, по долгу службы находившиеся в башне, сидели на сиденьях, свешивавшихся с башенного погона. Командир сидел слева от орудия, а заряжающий, который должен был также стрелять из спаренного с пушкой пулемета, справа.

Качество оптического оборудования танка Т-34 уступало качеству оборудования немецких танков. Главный 2,5-кратный телескопический прицел ТОД-6, который устанавливали на первые модели Т-34, был позже заменен на прицел ТМФД. Танки, уходившие в бой прямо с конвейера Сталинградского тракторного завода осенью 1942 года, часто вообще не имели прицелов. Они могли стрелять только прямой наводкой. Прицеливание осуществлялось заряжающим прямо через ствол. Для наблюдения за окружающей местностью командир и заряжающий использовали перископ ПТ-6. Позже стали применяться перископы ПТ-4-7 и ПТ-5. Из-за вызванного войной дефицита часто перископы для заряжающих не устанавливались. Поле зрения перископа было очень узким, и его не могли увеличить отверстия в броне, сделанные на уровне плеч командира и заряжающего. Под отверстиями для наблюдения находились амбразуры для стрельбы из пистолета, еще одна амбразура. На более поздних моделях Т-34 эти амбразуры отсутствовали.

Многие немецкие командиры экипажей предпочитали вести бой, высунув голову из люка. Это обеспечивало им обзор на 360 градусов. Если бы это попытался сделать командир Т-34, то большой открывающийся вперед люк почти полностью перекрыл бы ему обзор. Ему пришлось бы сидеть прямо на башне, не только рискуя попасть под огонь противника, но и получить удар очень тяжелым люком. Размер люка был такой, что, будучи открыт, он открывал и заряжающего. Танки Т-34 образца 1943 года имели отдельные люки для командира и заряжающего, но только на последних моделях устанавливались приборы наблюдения, обеспечивавшие обзор на 360 градусов. Сама башня первоначально изготавливалась из катаного листа с пушкой в литой люльке. На модели 1941 года литую люльку заменили угловой люлькой на болтах. В 1942 г. на вооружение приняли литую башню с толщиной брони 52-мм, хотя она ничем не отличалась от башни из катаного листа.



< Назад   Вперед >

pro-tank.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *