Стоимость миг 29 – Цены

Цены

У кого есть чем пополнить эту таблицу — присылайте данные!

Стоимость авиационной техники
 Цена за штукуПродавецГодПартияПримечание
СПАД$10 тыс   истребитель первой мировой
P-38 «Лайтнинг»$130 тыс 1943  
B-17$258949   WWII
B-24$304391   WWII
B-25$96 тыс   WWII
B-26$227 тыс   WWII
B-29$893730   WWII
B-29$639 тыс   WWII, стоимость в серии
EP-3$80 млн 2001 По сообщениям СМИ
F86 «Sabre» 1950  
F-4 «Phantom»2 1962  
F-111 1963  
F-15 «Eagle»$17 млн 1972  
F-16A «Fighting Falcon»$14 млн 1980  
F-16 «Fighting Falcon»$45 млн 1998 Цена нового самолёта. Данные не очень достоверные
F-20 «Тайгер»$15 млн 1985 Предполагаемая стоимость
F-22 «Raptor»$71 млн 1996 Оценка
«Кфир»C.2$4.5 млн 1978  
«Mirage» III$6.5-7.5 млн 1983  
«Mirage» 2000$30 млн 1998  
Typhoon («Eurofighter»)$120 млн 1998 Оценка
Viggen$30 млн 1998  
БПЛА Пчела-1ИК$5 млн 2001 Комплекс «Малахит» («Строй-П») с 10 БПЛА. БПЛА Пчела-1 . Новости.
МиГ-29$25 млн 2000 МиГ-29 . Новости.
МиГ-23МС$3.6-6.6 млн 1980 В зависимости от степени «дружеского расположения» к стране-покупателю
МиГ-31$35 млн.Сокол2001 В экспортном варианте. МиГ-31 . Новости.
Су-24$4 млн.МО, НАПО19993Алжир. После капремонта
Су-24$6 млн. 2001 после капремонта
МФИ (1.44)$70 млн 1999 Грубая оценка
Су-30МКИ$25 млн 199840По контракту с Индией
Ту-204-120$35 — $37 млнУльяновский авиационный комплекс2001 Ту-204 . Новости.
Ту-214до $26 млнКАПО2001 Ту-214 . Новости.
A-380$216 млнAirbus1999 Оценка стоимости
A-380$575 млнAirbus200110Lufthansa

www.airbase.ru

Семейство МиГ-29М готово доминировать на мировом рынке вооружений. Впереди — «латиноамериканский бум»

НЕУДАЧНЫЙ «ИНДИЙСКИЙ СТАРТ»


Как показала многолетняя практика плотного военно-технического сотрудничества, Индия, представляя собой стратегический для России сегмент азиатского рынка вооружений, так и не вошла в список государств, с которыми наблюдается положительная динамика взаимодействия по всем без исключения направлениям оборонной отрасли. Доведя боевой потенциал своих вооружённых сил до показателей мощной региональной сверхдержавы (что было достигнуто в основном благодаря освоению российских, американских, французских и британских технологий ещё в XX веке), руководство индийских оборонных ведомств и организаций «спустилось» до откровенных «заскоков», необоснованных капризов и козней в уже проводящихся совместных программах. Вне всяких сомнений, самой легендарной и богатой на неадекватные события можно считать амбициозную программу по разработке малозаметного многоцелевого истребителя 5-го поколения FGFA. В начале 2017-го года Минобороны Индии, а также руководство участвующей в российско-индийском проекте компании «Hindustan Aeronautics» заявило о приостановке работ до подтверждения со стороны АО «Рособоронэкспорт» и «ОКБ Сухого» готовности передачи всех технологий по перспективному тяжёлому истребителю.

Мало того, что Дели в открытую всё более интегрируется в «антикитайскую ось» с США, Австралией и Японией в Индо-Азиатско-Тихоокеанском регионе (из-за чего Индию априори нельзя считать надёжным стратегическим союзником России), он ещё и самые последние технологические наработки в области авиации затребовал. Среди более чем 40 запрошенных к передаче индийским Минобороны технологических пунктов мы встретили: последнюю модификацию ТРДДФ второго этапа «Изделие 30», полноценный вариант бортового радиолокационного комплекса Ш-121 в составе основной БРЛС с АФАР Н036 «Белка», 2 станций БО Н036Б-1-01Л/Б и 2 крыльевых станций Н036L-1-01, работающих в дециметровом L-диапазоне. Выглядят подобные запросы более чем странно, учитывая, что индусы неплохо осведомлены о ценности вышеуказанных элементов для российского проекта ПАК ФА и невозможности ознакомления со спецификой их серийного производства в нынешней военно-политической обстановке. Более-менее неплохая тенденция наблюдается лишь по программе дальнейшей модернизации Су-30МКИ до версии «Super Suhoi», отличающейся более низкой радиолокационной сигнатурой и обновлённым БРЭО.

Весьма неблагополучно завершился и многострадальный индийский тендер MMRCA, который предусматривал закупку 126 средних истребителей поколения «4++» для индийских ВВС. По его итогам в фавориты выбился дорогущий «Рафаль», который уступает нашему МиГ-35 в максимальной скорости, а также в маневренных качествах, особенно если двигатели последнего оборудованы соплами со всеракурсной системой отклонения вектора тяги КЛИВТ. Более того, в ближайшей перспективе МиГ-35 может быть оснащён бортовой РЛС с АФАР «Жук-АМЭ», приёмо-передающие модули которой размещаются на подложке, изготовленной по технологии низкотемпературной совместно обжигаемой керамики LTCC. После появления этой станции эксплуатационный ресурс и надёжность БРЛК «МиГа» резко возрастут, и в глазах заказчика машина станет в разы предпочтительней «Рафалей», «Тайфунов» и «Грипенов», учитывая, что цена нашего истребителя примерно в 2 раза дешевле. Но индусам этого было не понять. Были приобретены «Рафали», бортовое РЭО которых не имеет взаимозаменяемых элементов ни с палубными МиГ-29К, ни с их более совершенными двухместными версиями МиГ-29КУБ, которых у индийского флота по условиям контракта 45 ед. Итоговый выбор Дели в пользу «Рафаля» в тендере MMRCA целиком и полностью противоречит созданию единой технологической базы и упрощённой схемы сервисного обслуживания тактических истребителей российского производства (напомним, что суммарный авиапарк МиГ-29УБ/UPG/К/КУБ у индийских ВМС и ВВС составляет 107 истребителей).

Тем не менее, на одних только предпочтениях Индии свет клином не сошёлся. Истинные экспортные возможности линейки МиГ-29М воплотились в египетском контракте, подписанном в мае 2015-го года, в рамках которого Каир получает 46 одноместных многоцелевых истребителей МиГ-29М («Изделие 9-61») и 6-8 двухместных МиГ-29М2 (МиГ-35Д, «Изделие 9-67»), а также ракетное вооружение для них. Стоимость контракта оценивается в 2 млрд. долларов. Архитектура бортового радиоэлектронного оборудования данных машин основана на шине данных MIL-STD-1553B, благодаря чему они в течении 2-3-х десятков лет смогут пройти несколько этапов модернизации, включая замену бортового радара на перспективный «Жук-АМЭ», установку системы отклонения вектора тяги, а также оснащение системой обнаружения атакующих ракет нижней (НС-ОАР) и верхней (ВС-ОАР) полусфер. Египетские МиГ-29М/М2 в процессе глубокого усовершенствования станут наиболее продвинутыми средними истребителями на Ближнем Востоке и в Передней Азии. К примеру, по уровню информационной осведомлённости экипажа исключительно за счёт собственных бортовых средств (СОАР, «Жук-АМЭ», СОЛО, ОЛС-К) оптико-электронной и радиотехнической разведок МиГ-35 значительно превзойдут израильские F-16I, а также закупаемые Кувейтом, Катаром и Саудовской Аравией F/A-18E/F, F-15SA и F-15QA, а поэтому вполне можно ожидать и дополнительных контрактов как с Египтом, так и с такими государствами, как Иран или Ирак.

МиГ-29М2 для ВВС Египта

Впрочем, египтяне получили отличную возможность сравнить боевые характеристики закупленных МиГ-29М с французскими «Rafale-EM/DM», третья партия которых была поставлена в североафриканское государство на предыдущей неделе. Известно, что Каир заключил с «Dassault Aviation» контракт на закупку 24 многоцелевых истребителей переходного поколения Rafale F3 ещё в феврале 2015 года; его стоимость составила 3,8 млрд. долларов без учёта большого комплекта ракетно-бомбового снаряжения, с ним сделка оценивается почти в 6 млрд. долларов.

УНИКАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СЕМЕЙСТВА МИГ-29М НА ЮЖНОАМЕРИКАНСКОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ

Ближневосточный и Переднеазиатский рынки вооружения можно считать так называемым «стартовым активом» для ОАО «РСК «МиГ» в его амбициозной программе продвижения на рынках иностранных заказчиков. Настоящим же «стратегическим активом» могут стать южноамериканские страны, Военно-воздушные силы которых находятся в кризисном состоянии и нуждаются в срочном перевооружении или пополнении авиапарков. Как известно, в этот список входят 4 государства: Перу, Уругвай, Аргентина и Венесуэла. Большинство тактических истребителей, состоящих на вооружении ВВС данных государств, либо почти исчерпали свой эксплуатационный ресурс, либо не соответствуют сетецентрическим условиям современных войн.

Возьмём, к примеру, Перу. Несмотря на то, что Лима установила достаточно стабильные взаимоотношении со всеми соседями, имел место достаточно серьёзный территориальный конфликт с соседним Эквадором за принадлежность крупного участка в долине Сенепа (восточней хребта Кордильера-дель-Кондор), на которую Эквадор претендовал с 1960-го года, сразу после денонсации пограничного договора, подписанного в 1941-м году.

Этот конфликт, произошедший с 21 января по 28 февраля 1995-го года, известен нам как «война Альто-Сенепа». В том противостоянии применялись практически все виды бронетехники, тактическая авиация, «Грады» и т.д. Взаимные обмены артударами и попытки локальных наступательных операций в долине реки Сенепа продолжались до 28 февраля, — дня подписания мирной Декларации Монтевидео, которая провозгласила окончание войны. Всё бы и хорошо, но исход конфликта оказался далеко не в пользу эквадорской стороны, поскольку демаркация, проведенная 13 мая 1999-го года, установила чёткую границу по хребту Кордельера-дель-Кондор, что отбросило Эквадор на его западные склоны. Никто не может исключать, что после очередной смены власти, официальный Кито решит в очередной раз пересмотреть границы в спорной долине р. Сенепа.

Весьма подозрительные события также происходят в двухсторонних отношениях между Перу и Чили. Так, в марте 2015 года были рассекречены военнослужащие перуанского флота, которые продавали важную тактическую информацию в Сантьяго. При этом, оборонное ведомство Чили тщательно скрывало происходящее на протяжении длительного времени. Цели ведения разведывательной деятельности в структуре ВМС Перу пока неизвестны, но они вполне могут позиционироваться в качестве индикатора будущих конфликтных ситуаций.


Двухместный многоцелевой истребитель «Mirage-2000DP» и одноместный МиГ-29СЭ ВВС Перу

На вооружении ВВС Перу состоит 11 лёгких МФИ «Mirage-2000P/DP», 2 учебно-боевых МиГ-29УБ, 6 многоцелевых МиГ-29СЭ и 7 более совершенных МиГ-29СМТ. Штурмовая авиация представлена 8 Су-25УБК и 10 Су-25К. Среди них к наиболее боеспособному авиапарку, способному выполнять операции по завоеванию превосходства в воздухе и нанесению ударов по наземным целям, относятся лишь «Миражи» и МиГ-29СЭ/СМТ в количестве 25 истребителей. Этого вполне достаточно для сдерживания 25 эквадорских «Кфиров», но крайне мало для противостояния с 42 чилийскими F-16A/B/C/D. Сегодня чилийские ВВС имеют над ВВС Перу не только существенное численное преимущество, но и технологическое. В частности, чилийские F-16C Block 50 могут быть «заряжены» предпоследней дальнобойной модификацией ракеты AIM-120C-7, способной поражать перуанские истребители на дистанции 120 км. Не менее важным аргументом в пользу Сантьяго можно считать и приобретённый у Израиля самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления IAI «Phalcon», способный обнаруживать «МиГи» и «Миражи» ВВС Перу на дистанции 350-380 км.

Следовательно, Перу нуждается в обновлении истребительной составляющей ВВС, и РСК «МиГ» готова предложить Лиме наиболее выгодные и эффективные варианты такого обновления. Для достижения паритетного с Чили технического состояния ВВС Перу необходима закупка примерно 2-х эскадрилий (24 машин) многоцелевых истребителей МиГ-29М2 «египетского варианта», оснащённых ракетами Р-27ЭР и РВВ-АЕ, а также высокоточным оружием для поражения наземных целей (Х-29Т, Х-59М). Такая сделка составит примерно 50% от годового бюджета Перу на 2017-й год (около 1 млрд. долларов). Для увеличения боевого потенциала ВВС Перу с «запасом» хотя бы на одно десятилетие возможно и предоставление экспортного кредита для приобретения ещё большего количества МиГ-29М2. Для лучшего информационного освещения экипажей истребителей и должной координации в выполнении воздушных операций Перу потребуется хотя бы один самолёт ДРЛО, лучшим претендентом на роль которого можно считать китайский ZDK-03, ранее поставляемый ВВС Пакистана.

Следующим потенциальным покупателем истребителей семейства МиГ-29М является Аргентина, и здесь ситуация ещё более сложная, нежели с Перу. Официальный Буэнос-Айрес по сей день полон оптимизма в идее возвращения контроля над Фолклендскими островами, но для этого у Аргентины практически нет военно-тактических инструментов. Из состава ВВС полностью выведены многоцелевые истребители «Мираж», а авиапарк представлен лишь 19 неприспособленными для проведения современных воздушных операций учебно-боевыми самолётами IA-63 «Pampa» (AT-63). К бортовому радиоэлектронному оборудованию этих самолётов адаптированы лишь лёгкие тактические ракеты «Martin Pescador», обладающие дальностью действия 9 км. Мало того, что на такую дистанцию не получится приблизиться ни к одному современному ЭМ класса «Daring» ВМФ Великобритании, ракета имеет ещё и радиокомандную систему наведения, которую легко подавить корабельными средствами РЭБ. Нет информации и о размещении на «Пампах» первых версий ракет ближнего воздушного боя и самообороны семейства AIM-9 «Sidewinder».

Единственной боеспособной модификацией может стать IA-63 «Pampa-III». Данная машина может получить бортовую РЛС AN/APG-67 с дальностью обнаружения цели типа «истребитель» 80 км и аппаратной возможностью применения ракет AIM-120C AMRAAM. Работы по модернизации «Пампы» ведутся аргентинской компанией FAdeA при поддержке специалистов «Lockheed Martin». Радар AN/APG-67 может позволить «Pampa-III» не только вести воздушный бой за пределами визуальной видимости, но и и работать по надводным/наземным целям, включая режим сканирования с синтезированной апертурой (SAR) и режим сопровождения подвижных наземных целей GMTI. Тем не менее, даже несколько десятков дозвуковых «Памп» с максимальной боевой нагрузкой 1200 кг и скоростью 0,7 — 0,75М не могут быть противопоставлены паре звеньев современных британских «Тайфунов», переброшенных на Мальвинские острова.

Российские «МиГи» вполне способны восстановить высокий потенциал оперативно-тактического звена погрузившихся в упадок аргентинских ВВС. Учитывая территориальные претензии к Лондону, Буэнос-Айресу потребуется от 80 до 100 многоцелевых истребителей МиГ-29М2 с дальнейшей модернизацией бортового радиолокационного комплекса за счёт установки РЛС «Жук-АЭ/АМЭ», ведь очень скоро британские «Тайфуны» начнут получать новые радары «Captor-E», характеристики которых не отстают от AN/APG-81; да и о закупаемых Лондоном F-35B забывать не стоит.

Следующим латиноамериканским заказчиком многоцелевых тактических истребителей может стать крошечный Уругвай. Государство, расположенное между Аргентиной и бразильским штатом Риу-Гранди-ду-Сул, по площади лишь в полтора раза превосходит Болгарию и имеет военный бюджет в 170 млн. долларов. Важная особенность Уругвая — очень тесные экономические и культурные взаимоотношения с Российской Федерацией и Арменией, причём у последней в латиноамериканском государстве есть огромная община, часто оказывающая влияние на политику Монтевидео. Ведь известно, что Уругвай первым осудил Турцию за геноцид армян, а затем и поддержал Ереван на внешнеполитической арене в вопросе защиты Нагорно-Карабахской Республики. Вполне логично, что сегодня военное ведомство Уругвая изучает возможность покупки истребителей семейства МиГ-29, которые известны уругвайцам своей службой на западных воздушных рубежах Армении в составе ВКС РФ на авиабазе Эрибуни. В данный момент Монтевидео не имеет территориальных споров и прочих конфликтов с соседними государствами, а поэтому можно ожидать лишь небольшой контракт на приобретение звена МиГ-29М2, либо эскадрильи более простых машин МиГ-29С, взятых из резерва, которых вполне хватит для редкого патрулирования воздушных границ и поддержания минимальной подготовки лётного состава. Подобная сделка составит около 90 — 120 млн. долларов, что в 7 — 30 раз меньше, нежели с любым другим южноамериканским государством.

Нуждаются в частичном пополнении боевого авиапарка и ВВС Венесуэлы. В Колумбии движется к завершению кровопролитный полувековой конфликт между руководством страны и партизанским марксистским движением FARC — практически полноценным армейским формированием, вооружённым стрелковым оружием, крупнокалиберными пулемётами, РПГ, противопехотными минами и т.д. Численность группировки доходит почти до 20 тыс. человек. Основной целью FARC является социалистическая революция, достигнутая повстанческим противостоянием маоистского типа. Между тем, последняя уже привела к 220 тыс. жертв.

Но противостоянием в границах Колумбии история с FARC не ограничилась. В июле 2010-го года правительство Колумбии умудрилось обвинить Каракас в укрывательстве на территории Венесуэлы крупного формирования колумбийской повстанческой организации FARC. Обвинение прозвучало на внеочередном заседании Организации Американских государств (ОАГ) в Вашингтоне, что привело к разрыву дипломатических отношений между государствами. Двумя годами ранее произошёл ещё один инцидент, который чуть не привёл к военному противостоянию между Колумбией и коалицией Венесуэлы с Эквадором. Подразделения правительственных войск Колумбии без согласования вторглись на территорию Эквадора в ходе операции по подавлению одной из ячеек FARC. Президент Эквадора Рафаэль Каррера и лидер Венесуэлы Уго Чавес расценили данную акцию как посягательство территориальную целостность. На приграничные с Колумбией участки в срочном порядке выдвинулись бронетанковые подразделения СВ Эквадора и Венесуэлы, а на авиабазах началась подготовка к боевому дежурству тактической авиации. Позднее градус напряжённости снизился, но исторический факт агрессивных действий колумбийцев по отношению к соседним государствам никуда не испарился.

Вспоминается и факт беспочвенного обвинения экипажей российских стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев в нарушении воздушного пространства Колумбии со стороны Хуана Мануэля Сантоса. Это произошло в ноябре 2013-го года, в ходе посещения «стратегами» дружественных Венесуэлы и Никарагуа. В то время, как полёт «Белых Лебедей» проходил строго над нейтральными водами Карибского моря, командованию колумбийских ВВС от руководства страны поступил приказ отправить на сопровождение и возможный перехват многоцелевые истребители израильского производства «Kfir C.10/12». Следовательно Венесуэла, Эквадор и Россия расцениваются Боготой в качестве противников. Более того, Колумбию в случае возникновения военно-политического кризиса поддержит действующий режим Белого дома. Подтверждается это и участием колумбийских «Kfir C.10» в учениях «Red Flag 12-4» (в 2012-м году), а также в аналогичный учениях за 2015-й год, проходивших на авиабазе Неллис.

Колумбийский «Kfir C.10»

Современные Военно-воздушные силы и ПВО Венесуэлы являются самыми сильными в регионе: на вооружении состоит 2 эскадрильи из 23 тяжёлых многоцелевых истребителей Су-30МКВ. Технологически они на голову превосходят действующий авиапарк колумбийских «Кфиров». Также имеется 1 эскадрилья из 12 многоцелевых истребителей ранней версии F-16A Block 15, что закрепляет могущество Каракаса на фоне Боготы. Но такой расклад будет наблюдаться лишь до вмешательства в возможные конфликты на стороне Колумбии тактической авиации ВВС США, либо палубной авиации американских ВМС. Именно в этом моменте и кроется потребность Венесуэлы в большом количестве новых модификаций истребителей семейств МиГ-29 и Су-30. О желании Каракаса приобрести дополнительное количество Су-30 стало известно из заявления заместителя генерального директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Анатолия Пунчука, курирующего российскую делегацию на 11-й Латиноамериканской выставке-конференции по авиакосмическим и оборонным технологиям «LAAD-2017». В то же время, Пинчук сделал акцент на огромных социально-экономических проблемах, которые могут стать серьёзной помехой в заключении контракта на поставку дополнительных Су-30. Ситуация в стране действительно очень «взрывоопасная», и проблемы здесь не только экономические.

Дело в том, что по итогам парламентских выборов 2015-го года победу одержал крайне оппозиционный «Блок демократического единства» (БДЕ) Венесуэлы, который в начале 4-го квартала года полностью прекратил взаимодействие и консультации с исполнительной властью южноамериканского государства. В начале 2017-го года, Национальная ассамблея (Парламент) Венесуэлы, возглавляемая БДЕ, попыталась сместить с поста президента Николаса Мадуро, начав процесс импичмента, но Верховный суд признал процесс недействительным. Кризис спровоцирован как достаточно плохими тенденциями в социально-экономическом секторе, так и в солидной «подпитке» оппозиционных сил со стороны Вашингтона, который намерен добиться скорейшего смещения Мадуро с президентского поста, включая как легальные инструменты, так и традиционный для штатов инструмент — государственный переворот. В октябре предыдущего года, при попытке разгона манифестации в штате Миранда было отмечено применение против полиции огнестрельного оружия со стороны приверженцев оппозиционного «Блока демократического единства». Все эти события практически идентичны той «майданутой оранжевой чуме», которая привела к упадку и устоявшимся проявлениям фашизма украинскую верхушку. В нынешней ситуации дестабилизации очень правдоподобно выглядит военное вмешательство во внутренний конфликт Венесуэлы ВС США, тем более, что Каракас может стать отличным плацдармом для развёртывания СПРН и военно-морской базы РФ для контроля за Атлантикой и воздушно-космическим пространством над близ восточного побережья США.

В такой обстановке Венесуэле потребуются уже не Су-30МКВ, обладающие устаревшей БРЛС Н001ВЭ, а новые экспортные Су-30СМЭ, оснащённые «Барсами». Но оборонный бюджет Боливарианской республики Венесуэла не безразмерный и составляет порядка 12-13,5 млрд. долларов. По этой причине Каракасу гораздо целесообразней приобрести ещё две эскадрильи Су-30СМЭ в количестве 24 машин с комплектом вооружения (подобный контракт может оцениваться в 2,5 млрд. долларов) и около 70 МиГ-29М2 ещё на 4 млрд. долларов с вооружением. В таком количестве эти машины вполне способны создать неплохие оборонительные рубежи над южной частью Карибского моря, тем более, что наземная компонента ПВО у Венесуэлы также сильнейшая в регионе: объекты стратегического значения прикрываются 12 дивизионами «Бук-М2Э» и 2 дивизионами С-300ВМ «Антей-2500». В то же время, Военно-воздушные силы Венесуэлы так и не избавились от «недуга», присущего большинству ВВС южноамериканских государств, — отсутствия самолётов радиолокационного дозора и наведения.

Как видите, по крайней мере 4 государства Южной Америки, сотрудники оборонных ведомств которых присутствовали на «LAAD-2017» в Рио-де-Жанейро, проявили серьёзный интерес к продукции ОКБ «МиГ», и такой интерес наверняка приведёт к контрактам стоимостью 4 и более млрд. долларов. Аргентина и Венесуэла на южноамериканской «оружейной торговой площадке» являются наиболее перспективными заказчиками российских тактических истребителей. В дальнейшем могут быть рассмотрены и контракты, касающиеся закупки современных надводных кораблей класса «фрегат», ДЭПЛ и средств ПВО. Здесь можно обособить ВС Аргентины, у которых вообще отсутствуют более-менее современный флот и наземные ЗРК.

БАНГЛАДЕШ И ИРАН — ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ АЗИАТСКОГО РЫНКА ВООРУЖЕНИЙ

Несмотря на то, что Египет приобрёл более 50 истребителей МиГ-29М/М2, данное государство нельзя считать основной зоной перспектив для РСК «МиГ», ведь Каир хочет «ухватить» везде: закупаются «Рафали», производятся M1A1 «Abrams», да и вообще, правящее окружение Абдель Фаттаха ас-Сиси продолжает смотреть строго в западном направлении, придерживаясь военно-политического вектора «аравийской коалиции» и других переднеазиатских сателлитов США. Примером тому можно считать абсолютно нейтральную позицию официального Каира по поводу массированного ракетного удара американскими СКР BGM-109 «Tomahawk» по сирийской авиабазе Шайрат. Министерство иностранных дел Египта лишь «выразило встревоженность опасным развитием событий». О каких-либо далекоидущих планах стратегического партнёрства между Москвой и Каиром при таком раскладе говорить достаточно сложно. Другое дело Иран.

Тегеран и Москва действуют на Сирийском театре военных действий практически сообща, абсолютно без оглядки на мнение Вашингтона и его прихвостней. Иранская противовоздушная оборона и радиотехнические подразделения более чем на 50% укомплектованы российской техникой, либо радиоэлектронной элементной базой российского или китайского происхождения. Единственная компонента ВВС, которая нуждается сегодня в обновлении — истребительный авиапарк. Его обзор мы проводили уже не один раз: 43 истребителя-перехватчика F-14A «Tomcat» (с бортовым РЛК AN/AWG-9 которого унифицировали зенитные ракеты семейства MIM-23B «Hawk», которые обладают дальностью 90 — 110 км за счёт высотного пуска), 36 МиГ-29А/У/УБ, 64 F-4E/D «Phantom-II», 30 Су-24МК, 10 штурмовиками Су-25, 10 лёгкими многоцелевыми истребителями «Mirage F1» и 24 крайне устаревших китайских F-7M (китайская копия МиГ-21). В таких условиях Иран не сможет противостоять даже нынешним ВВС Катара, на вооружение которых только F-15QA целых 72 единицы. А «у ворот» ОВВС «аравийской коалиции» и Хель Хаавир с их 1000 многофункциональных истребителей! Единственный для ИРИ выход — приобретение нескольких сотен МиГ-35С, способных в полным смысле этого бороться за господство в переднеазиатском небе. Будущая сделка с Минобороны Ирана по этим машинам способна превысить 4 млрд. долларов.

«Mirage F1EQ-6» ВВС Ирана

Ещё одним азиатским государством, интересующимся великолепным «Fulcrum-F», является Бангладеш. Истребительный авиапарк ВВС этого государства представлен 32 китайскими F-7MG/MP, а также 8 МиГ-29А/УБ, которые не способны противостоять ни одной современной истребительной эскадрильи в Индо-Азиатско-Тихоокеанском регионе. За решение вопроса с финансированием обновляемых ВВС Бангладеш взялась Индия, с которой Дакка в ближайшее время подпишет стратегический договор о военно-техническом сотрудничестве на 25 лет. Финансовая поддержка Бангладеш со стороны Дели осуществляется в счёт открытой кредитной линии на закупку российских вооружений и запчастей стоимостью в 600 млн. долларов. Сообщается, что Бангладеш может приобрести 8 многоцелевых истребителей МиГ-35 в рамках тендера, обнародованного гендиректорм Бангладеш по оборонным закупкам. Среди других претендентов рассматриваются Су-30СМЭ и Су-35С, но учитывая географическое положение и протяжённость границ Бангладеш, успех находится именно на стороне детища РСК «МиГ».

Пока готовился данный материал, выдающиеся лётно-технические и боевые качества истребителей линейки МиГ-29 в очередной раз подтвердились на примере хитростей индийской стороны. Проигнорировав наши машины в тендере MMRCA, реальный интерес индусов к «Фалкрумам» вовсе не пропал. Как стало известно от малазийских СМИ со ссылкой на премьер-министра монархии Датука Сери Наджиба Разака, Министерство обороны Индии проявило интерес к 10 одноместным МиГ-29Н и 2 двухместным МиГ-29НУБ. Как известно, в проходящем малазийском тендере на модернизацию ВВС страны лидирует французский «Рафаль», после принятия которого на вооружение «29-е» будут списаны. Но на этом их служба не закончится. Очевидно, что данные многоцелевые истребители попадут в цеха HAL, где будут усовершенствованы до уровня МиГ-29UPG: появятся полноценные режимы работы «воздух-поверхность», а также противокорабельные и противорадиолокационные способности. Обновление может быть проведено и до отправки в Индию силами технического центра «Airod Aerospace Technology Systems Corporation» в Куантане. После работ по обновлению планера ресурс машины должен достигнуть 6000 часов, что позволит машинам прослужить примерно до 2030-го года. На сегодняшний день экспортный потенциал и модернизационный задел «Фалкрумов» практически не имеет видимых пределов.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=16561
http://www.ntv.ru/novosti/1490196/
https://regnum.ru/news/965883.html
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=16683

topwar.ru

Многоцелевой истребитель МиГ-29С » Военное обозрение

Из цехов МАПО имени Дементьева к концу 1991 год вышло около 1,2 тыс. одноместных истребителей МиГ-29, завод в Нижнем Новгороде собрал около 200 «спарок» МиГ-29УБ. В соответствии с планом развития советской авиапромышленности, предполагалось к этому времени перевести МАПО на производство самолетов МиГ-29М: параллельно с МиГ-29 еще до 1990 года должны были построить 60 машин данного варианта, а в течение следующих десяти лет их количество предстояло увеличить до 300-400 (одновременно в 1986-1995 годах рассчитывали изготовить 27 МиГ-29К – корабельных истребителей). Но доводка МиГ-29М затягивалась, и к началу 1990-х годов удалось завершить лишь летно-конструкторские испытания, а также провести часть испытаний первого этапа ГСИ. При этом еще в 1986 году произошло событие, которое потребовало принятия безотлагательных мер по модернизации некоторых советских истребителей, включая МиГ-29. В Москве тогда арестовали сотрудника одного из оборонных предприятий Толкачева. Будучи завербованным западной спецслужбой, Толкачев в течение нескольких лет передавал секретную информацию по оборудованию и системам вооружения новейших советских боевых самолетов. Во время следствия по делу о шпионаже удалось выяснить, какие сведения могли «утечь» на Запад. В соответствии с этим был разработан план мероприятий по компенсации ущерба нанесенного обороноспособности страны. В частности, «МИГ» было поручено модифицировать перехватчик МиГ-31 и истребитель МиГ-29 с усовершенствованными системами управления вооружением. Также предполагалось, что по их образцу доработают и ранее выпущенные строевые машины (в начале 1980-х годов подобным образом на авиаремонтных заводах большая часть МиГ-25П была модернизирована в вариант МиГ-25ПДС, а несколько сотен МиГ-23МЛ – в МиГ-23МЛД). Таким образом, появились самолеты МиГ-29С и МиГ-31Б.

Усовершенствованная РЛС Н-019М «Топаз» самолета МиГ-29С способна одновременно сопровождать две цели и обстреливать их ракетами Р-77 (АА-12 «Adder», носящими на Западе неофициальное название «AMRAAMski»).


Поскольку в конструктивно-технологическом плане МиГ-29М, недавно вышедший на испытания, от серийного истребителя отличался достаточно сильно, а новая система управления вооружением, примененная на нем, требовала длительной доводки, было решено новый вариант «двадцать девятого» унифицировать с модификацией «9-13», освоенной в производстве. В состав вооружения нового истребителя планировали ввести новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух», первоначально предназначавшиеся для МиГ-29М. Это касалось в первую очередь управляемых ракет РВВ-АЕ средней дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения, а также Р-27Т с тепловой головкой самонаведения, Р-27ТЭ и Р-27РЭ увеличенной дальности пуска. СУВ-29С система управления вооружением истребителя, должна была строиться на базе РЛПК-29М (радиолокационный прицельный комплекс) разрабатываемого в НИИР (научно-производственное объединение «Фазотрон») под руководством Кирпичева Ю.П. (а затем Францева В.В.). В состав радиолокационного прицельного комплекса входили радиолокационная станция Н019М, новый вычислитель Ц101М, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29-1. От прежнего РЛПК-29 усовершенствованный РЛПК-29М отличался повышенной помехозащищенностью, системой углубленного встроенного контроля, новым программным обеспечением. Данная модернизация позволяла производить одновременную атаку 2 целей 2 ракетами с ТГС или АРГС. В ОЭПрНК-29-1 был реализован режим совмещенного управления для ведения огня по воздушным целям из пушки. Оба комплекса СУВ-29С также могли работать в учебно-тренировочном режиме. Боевая нагрузка «мига» должна была возрасти до 4000 кг (на четырех многозамковых подкрыльевых балочных держателях предусматривалась подвеска восьми 500-килограммовых авиабомб), при этом максимальный взлетный вес истребителя достигала почти 20 тонн. Кроме того, истребитель МиГ-29С предполагалось оснастить доработанной системой автоматического управления, которая обеспечивала улучшение характеристик устойчивости, а также управляемости на больших углах атаки – максимальный угол довели до 28 градусов.

Основной задачей МиГ-29C является противовоздушная оборона небольших территорий, войсковых групп и важных объектов. При этом тактика использования против воздушных целей предполагалась следующая:

Наземные радиолокационные станции, размещенные в 10-15 километрах от линии боевого соприкосновения (линии фронта) гарантируют радиолокационный контроль на расстоянии почти 250 километров за самолетами противника на высотах более 10 тыс. м. и 20-40 километрах за низколетящими целями. МиГ-29 взлетает с аэродрома в дежурном режиме, расположенного от линии фронта ~ 100 км в течении максимум 8 мин, его наводят к цели при помощи скрытого переноса из командного пункта дат автоматически. Воздушные цели, летящие на высотах 20-23 тыс. м. со скоростью до 2 тыс. км/ч и на высотах 10-20 тыс. м. со скоростью до 2,5 тыс. км/ч истребитель может уничтожать еще до подхода их к линии фронта. При экономичном режиме набора высоты МиГ-29 способен уничтожать стратосферные быстроходные воздушные цели на дальности 240-230 км; а при полете с полным форсажным режимом – 170-180 км от аэродрома. Истребитель на средних высотах наводят до высоты цели. Чтобы перехватить воздушные цели, летящие на высотах 20-23 тыс. м, его наводят до высоты 16-17 тыс. м. В случае если МиГ-29 следует перехватить маловысотную воздушную цель, то до рубежа он летит на 12-12,5 тыс. м. В дальнейшем истребитель переходит на высоту 3,5-4 тыс. м, на которой обеспечивается стабильная работа бортового РЛПК, а также имеется возможность выполнения необходимого вертикального маневра. МиГ наводится в переднюю полусферу воздушной цели. Если не удается первая атака, МиГ осуществляет маневр занятия позиции для проведения повторной атаки.В 1988-1989 годах на ММЗ им. Микояна для испытаний системы управления вооружением переоборудовали два серийных МиГ типа «9-13». В воздух первый из них (№405, бортовой №05) поднялся 20 января 1989 года, второй – (№404, бортовой №04) – 30 июня 1989 года. На данных самолетах отрабатывались функционирование СУВ-29С в целом и модернизированного РЛПК-29М, применение ракет РВВ-АЕ. Например, на 405-м впервые осуществили успешный одновременный пуск 2-х ракет по 2-м воздушным целям. В ходе отработки было доказано, что новая система управления вооружением обеспечивает последовательный или одновременный пуск ракет по целям, которые разнесены по азимуту на угол свыше 8 градусов или находящимся на расстоянии более 10 тыс. м на одном азимуте. При входе в зону разрешенных пусков обеих целей и появлении единой индикации соответствующих символов на экране системы пуск мог осуществляться в автоматическом или ручном режиме. Если цели в зону разрешенных пусков входили одна за другой, последовательно, то соответственно последовательно запускались и ракеты. В сентябре 1991 года завершились испытания обеих машин. В 1994 году МиГ-29С приняли на вооружение. К этому времени МАПО им. Дементьева выпустило почти 50 таких истребителей, но лишь 16 из них приобрели военно-воздушные силы России. Первые МиГ-29С поступили в истребительный авиаполк в Шайковке, несколько машин этого типа также передали в ГЛИЦ в Ахтубинске и ЦБП в Липецке. Оснащение истребителя новыми ракетами средней дальности, главным образом РВВ-АЕ, имеющими активные радиолокационные головки самонаведения, повысило его эффективность в воздушном бою в 2,5-3 раза по сравнению с серийным «двадцать девятыми». По расчетам специалистов конструкторского бюро в воздушном бою МиГ-29С на средних дистанциях превосходит по эффективности истребители «Рафаль» и F-16C на 10, а JAS39 «Грипен» и «Мираж» 2000-5 — на 25 процентов.

Несмотря на увеличенный запас топлива у самолетов семейства МиГ-29С, в качестве варианта доработки предлагается установка заправочной штанги. На снимке — МиГ-29С следует за самолетом-заправщиком Ил-78М во время испытаний в ГЛИЦ в Ахтубинске.

Тем не менее, в 1992 году Минобороны России приняло решение прекратить закупки МиГ-29 – было признано нецелесообразным в условиях экономического кризиса одновременно строить два типа фронтовых истребителей. Как отмечалось, в первой половине 1970-х годов в основу концепции парка истребительной авиации военно-воздушных сил страны был положен принцип построения на базе двух типов: МиГ-29 – 70% и Су-27 – 30%. Также предполагалось, что соотношение стоимости истребителей данных типов будет составлять 1:1,9. Но на практике сделать «миг» таким дешевым не получилось: его стоимость была лишь на 40-50 процентов меньше, чем «су» (на мировом рынке стоимость Су-27 оценивается в 30-35 млн. долларов, а МиГ-29 – 22-24 млн. долларов). Касательно количественного соотношения данных типов самолетов в структуре ВВС, то, согласно данным опубликованным в печати, оно было несколько превышено в пользу «мигов»: в Европейской части СССР к концу 1990 года на момент подписания Договора по ОВСЕ базировалось 648 МиГ-29 и 138 Су-27 (82% и 18% соответственно), не считая истребителей авиации войск ПВО и ВМФ. ВВС России после распада СССР перешло около 400 МиГ-29 (80 процентов) и чуть более 100 Су-27 (20 процентов)

Таким образом, 16 истребителей МиГ-29С выпущенные на МАПО в 1991 году стали пока последними машинами данного типа, поступившими на вооружение. Су-27 «продержался» несколько дольше, правда, они строились уже только для войск противовоздушной обороны. Дальнейшее развитие событий известно. В начале 1997 года на пресс-конференции, проводившейся в Министерстве обороны России и посвященной вопросам финансирования армии, в частности, была приведена статистика закупки новых боевых самолетов: Минобороны РФ в 1994 году приобрело 7 машин, в 1995 году – 1 , а в 1996 году – ни одного истребителя. Московское авиационное производственное объединение, специализировавшееся с конца 1960-х годов исключительно на выпуске военной техники, с 1992 года осталось без госзаказа. ОКБ, к этому времени преобразованное в Авиационный научно-промышленный комплекс «МИГ» также получило весьма скудные ассигнования. Единственным выходом в создавшейся ситуации мог стать экспорт «мигов», тем более что данные самолеты неизменно пользовались популярностью в Индии, на Ближнем Востоке и в некоторых бывших «братских» республиках Восточной Европы: к 1991 году уже почти 300 МиГ-29 продали в 12 иностранных государств.

Поэтому 30 истребителей МиГ-29С невыкупленных российскими ВВС переделали в экспортный вариант МиГ-29СЭ. Они в настоящее время находятся в Луховицах на складе МАПО на хранении. Кстати, здесь же находится несколько десятков выпущенных до 1992 года новых МиГ-29 типа «9-12». КБ подготовило документацию для доработки таких истребителей в вариант МиГ-29СД, аналогичный по системе управления вооружением, номенклатуре применяемого оружия и САУ МиГ-29СЭ (от МиГ-29СЭ МиГ-29СД отличается отсутствием встроенной аппаратуры РЭП, следовательно, имеет меньшую стоимость; внутренний запас топлива на данном самолете несколько меньше, но топливная система МиГ-29СД обеспечивает подвеску подкрыльевых подвесных топливных баков). Именно МиГ-29СД – предмет переговоров по известному «малазийскому» договору, предусматривающему поэтапную модернизацию поставленных истребителей, в частности их оснащение системой дозаправки топливом в воздухе.

Обе экспортные машины оснащены РЛПК-29МЭ «Топаз» (радиолокационный прицельный комплекс) и ОЭПрНК-29-1Э (оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс). В номенклатуру вооружения данных истребителей, кроме пушки ГШ-301 (боекомплект 150 патронов), входят ракеты ближнего — до 6 Р-73Э; ракеты средней дальности – до 6 РВВ-АЕ, две Р-27Т1 или Р-27Р1; ракеты увеличенной дальности – две Р-27РЭ1 или Р-27ТЭ1. Кроме этого самолеты вооружены неуправляемыми ракетами, авиабомбами и зажигательными баками общим весом до 4 тонн, размещаемые на 6 подкрыльевых точках подвески. В соответствии с требованиями заказчика может изменяться состав оборудования самолетов (возможно использование и зарубежной аппаратуры). Так, например, на истребителях для военно-воздушных сил Малайзии устанавливаются радиотехническая система TACAN AN/APN-118, аппаратура инструментальной посадки VOR/ILS-71, приемник GPS TNL-1000, ответчик системы государственного опознавания COSSOR, самолетный ответчик СО-69М, который работает совместно с западными навигационными системами, дополнительная радиостанция Р-800Л1 дециметрового и метрового диапазонов с частотой 243 МГц.

Опытный МиГ-29СЭ был впервые публично продемонстрирован \ в ЛИИ в Жуковском. По некоторым сообщениям, этим самолетом заинтересовалась Малайзия.

Одним из условий, выдвинутых Малайзией при подписании 07.06.1994 контракта о поставке истребителей МиГ-29, было их оснащение системой дозаправки топливом в полете. До этого ни один серийный МиГ-29 не имел такой системы (оборудование дозаправки планировалось использовать только на МиГ-29К, поэтому в их конструкции сразу предусмотрели отсеки для размещения трубопроводов и штанги-топливоприемника). Установить на МиГ-29 убираемую заправочную штангу перед кабиной, как это принято на отечественных самолетах (МиГ-31Б, МиГ-29К, Су-30, Су-27К, Су-24М и др.), без серьезной переделки конструкции не представлялось возможным. В связи с этим специалистами МАПО «МИГ» было разработано компромиссное решение, систему выполнили съемной с размещением части оборудования (штанги, узлов крепления штанги и отрезка трубопроводов) в выступающем в поток обтекателе на стыке корпуса самолета в зоне кабины пилота и левого наплыва крыла.

Масса выдвижной штанги-топливоприемника равнялась 75 килограммам, а остальных элементов системы – до 30 килограммов. Наконечник штанги унифицировали для приема топлива от самолета-заправщика Ил-78, и от зарубежных танкеров КС-130, КС-10 и т.п. Предусмотрена возможность заправки как внутренних, так и подвесных баков истребителя, максимальная скорость перекачки горючего – 900 литров в минуту. Топливоприемник, опорная балка, которая поддерживает его в выпущенном положении, и другие выступающие части системы могут в течение часа быть демонтированы с самолета и, при необходимости, установлены вновь. Конструкция системы дозаправки дает возможность устанавливать ее на любую модификацию МиГ-29 с минимумом доработок самолета. Для облегчения процесса дозаправки также несколько модифицировали САУ истребителя и навигационное оборудование. Поиск и гарантированная встреча с самолетом-заправщиком обеспечиваются бортовой системой ближней радионавигации. Пилот после выпуска штанги-топливоприемника переключает САУ в режим «стабилизация при дозаправке», и она, парируя внешние возмущения, удерживает машину на необходимом расстоянии от танкера.

Разработанный в годы холодной войны, МиГ-29 был важным этапом в истории советского авиастроения, сочетая великолепную маневренность с возможностью использования широкого набора вооружения. Пройдя в последние годы серию модернизаций, этот самолет так и не смог реализовать свой полный потенциал, но это было следствием не технических, а совсем других причин.


В 1995 году для отработки новой системы дозаправки переоборудовали серийный МиГ-29 №4808, бортовой №357. 16 ноября 1995 года на нем первую дозаправку от танкера Ил-78 выполнил Р.П. Таскаев, шеф-пилот МАПО «МИГ». В испытаниях системы также принимали участие М.Р. Алыков, летчик-испытатель ОКБ, а также А.А. Гончаров и В.Д. Шушунов, военные летчики. По мнению испытателей, система дозаправки, реализованная на МиГ-29, делает этот сложный этап полета доступным даже для летчиков со средней квалификацией, а оборудование, обеспечивающее поиск танкера и стыковку, намного лучше ранее применявшегося на военных самолетах российского производства. Испытания показали, что установка топливоприемника во внешнем обтекателе не оказала значительного влияния на летные характеристики, устойчивость и управляемость МиГ-29. Перегоночная дальность полета с тремя подвесными топливными баками при одной дозаправке возросла с 2900 до 5200 километров. Дозаправки выполнялись на высоте до 8 км при скоростях 400-600 км/ч. Ряд дозаправок также произвели на скоростях 350-500 км/ч чтобы имитировать прием топлива от КС-130 (малазийские ВВС располагают 6 транспортными турбовинтовыми самолетами С-130, которые можно переоборудовать в заправщики). В январе 1996 года завершились полеты по программе испытаний и систему дозаправки топливом рекомендовали к применению на МиГ-29 различных модификаций.

Летно-технические характеристики:
Модификация — МиГ-29С;
Длина – 17,32 м;
Высота – 4,73 м;
Размах крыла – 11,36 м;
Площадь крыла – 38,06 м2;
Масса пустого самолета – 11200 кг;
Нормальная взлетная масса – 15600 кг;
Максимальная взлетная масса – 19700 кг;
Топливо внутреннее – 4540 кг;
Топливо в подвесных баках – 3800 кг;
Тип двигателя – 2 ТРДДФ РД-33;
Тяга – 2х8300 кгс;
Максимальная скорость на высоте – 2450 км/ч;
Максимальная скорость у земли – 1500 км/ч;
Практическая дальность на малой высоте – 710 км;
Практическая дальность на большой высоте – 1500 км;
Практическая дальность с подвесными баками – 2100 км;
Максимальная скороподъемность – 19800 м/мин
Практический потолок – 18000 м;
Экипаж – 1 человек;
Вооружение:
— одна встроенная пушка ГШ-301 калибра 30 мм;
— боевая нагрузка — 4000 кг
На шести подкрыльевых узлах размещалось:
— от 2 до 4 УРВВ Р-27Р/6 РВВ-АЕ/до 6 Р-60М или Р-73
— 500- или 250-кг бомбы, контейнер КМГУ;
— в блоках Б-8М1 и С-24Б НАР 80 С-8.

topwar.ru

Экспорт истребителей МиГ-29. МиГ-29

Экспорт истребителей МиГ-29

МиГ-29 стал одним из самых распространенных истребителей мира. В русле советских традиций первыми новые самолеты должны были получать союзники СССР по Варшавскому договору. Затем – дружественные СССР страны, прежде всего арабских и Индии. В случае с МиГ-29 традициям изменили. Союз нуждался в валюте. «Дружественные» страны за оружие платили валютой, а союзники неким «переводным рублем». Первыми МиГ-29 получили так называемые «страны третьего мира». В 1989 г. один МиГ-29 продавался по цене 23 млн. полновесных американских долларов, спарка оценивалась в 28 лимонов зелени.

Россия поначалу была готова продавать МиГи кому угодно и за что угодно. Так Малайзия расплатилась за партию 29-х пальмовым маслом, уж лучше бы салом… В последние годы экспорт МиГ-29 особенно модификации «СМТ» переживает ренессанс. На экспорт поставляются как отремонтированные и модернизированные самолеты, так и свежепостроенные и по твердой валюте.

МиГ-29

МиГ-29УБ

МиГ-29УБТ стал попыткой создания полноценного боевого самолета на базе спарки. Дебют самолета состоялся в 1998 г. в Фарнборо, к этому времени на МиГ-29УБТ было выполнено всего несколько испытательных полетов.

Демонстратор МиГ-29УБТ на стоянке микояновской фирмы в Жуковском. На самолет еще не установлен гаргрот увеличенного размера.

МиГ-29УБТ «изделие 9-51Т»

Демонстратор МиГ-29УБТ. Под крыло подвешена типовая боевая нагрузка: ракеты Р-73, Х-29Т, управляемые бомбы КАБ-500 (на центральном подкрыльевом пилоне).

МиГ-35 На основе планера самолета МиГ-29М/К

Двигатель РД-133 с изменяемым вектором тяги для истребителя МиГ-35.

МиГ-29КУ «изделие 9-62»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Самолет истребитель МиГ-29 и его модификации

29.04.2019

Истребитель МиГ-29 есть и остается в числе самых распространенных современных боевых самолетов в мире. История у МиГ-29 большая. За годы производства было произведено 1600 штук МиГ-29. На сегодняшний день в ВВС России эксплуатируется примерно 270 истребителей, ВМФ России имеет дополнительно 40 истребителей. Истребитель МиГ-29 побывал на вооружении, как у наших бывших союзников, так и в странах НАТО. Истребитель МиГ-29 довольно хорошо продавался за рубеж.

Истребитель МиГ-29, бесспорно, является одним из наиболее удачных истребителей времен СССР. Уникальность самолета кроется в том, что он демонстрировал уникальные технические характеристики. Он мог летать на больших углах атаки. Чтобы резко уйти вверх или поразить ракету, летчик мог потянуть за пределы ограничителей рычаги управления, что западным аналогам истребителя было недоступно. История рождения и принятие самолета на вооружение была длительной.

История создания МиГ-29

Первые наработки и чертежи по созданию легкого фронтового истребителя новейшего поколения начались в конце 1960-х. СССР в 1969 году узнал о программе ВВС США F-X. Руководство СССР осознало, что новейший американский самолет значительно превосходит существующие советские истребители. Стоявший тогда на вооружении МиГ-21 был современным истребителем, однако он уступал в бою по вооружению, дальности полета и возможности совершенствования. МиГ-23 был достаточно быстрым, однако недостаточно поворотливым и маневренным в ближнем воздушном бою. Требовался высокотехнологический и сбалансированный истребитель с отличной поворотливостью в бою.

В 1969 году объявили конкурс на разработку и создание подобного самолета ПФИ. Будущий самолет получил следующие тактико-технические требования:

  • большой радиус действия;
  • быстрый взлет, возможность применения коротких взлетно-посадочных полос;
  • превосходная поворотливость;
  • надежный и неприхотливый двигатель;
  • тяжелое вооружение;
  • скорость выше 2М.

Аэродинамическое проектирование нового перспективного фронтового истребителя выполнял ЦАГИ вместе с КБ Сухим. В конкурсе также приняли участие КБ Яковлева и КБ Сухого, в том числе показали свои чертежи Гуревич и Микоян. Победителем признали ОКБ «МиГ».

Однако в 1971 году стало понятно, что самолет ПФИ слишком дорог под потребности ВВС. Поэтому проект поделили на ТПФИ и ЛПФИ. Чертежи под тяжелый самолет стало разрабатывать КБ Сухого, а за разработку легкого отвечал Микоян. К работе над ЛПФИ приступили в 1974 году. Результатом работ стал Продукт 9, который получил обозначение МиГ-29А. В 1977 году он совершил первый полет.

Серийное создание из-за задержек, вызванных потерей двух прототипов, было развернуто лишь в 1982 году на заводе № 30 «Знамя труда» г. Москва. В августе 1983 года серийные МиГ-29Б стали поставлять на авиабазу Кубинка на вооружение. Самолет успешно прошел государственную приемку в 1984 году, затем начались его поставки на вооружение во фронтовую авиацию. К 1985 году два авиаполка с самолетами МиГ-29 были полностью укомплектованы.

МиГ-29 в 1988 году был представлен на авиасалоне в Фарнборо, где он поразил западных обозревателей. Двигатель РД-33 позволял демонстрировать быстрый взлет, выдающуюся подвижность и высокие ттх, но имел повышенную дымность. МиГ-29 активно экспортировался и принимался на вооружение во множестве стран. Впоследствии было разработано и произведено множество различных модификаций истребителя, в том числе и палубные. МАПО им. П. В. Дементьева было выпущено примерно 1200 истребителей МиГ-29. К тому же почти 200 МиГ-29УБ было произведено заводом в Нижнем Новгороде. Сегодня модернизация МиГ 29 и производство МиГ-29КУБ и МиГ-29К ведется на РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах.

Технические характеристики истребителя

  • Размах крыла – 11,36 м.
  • Длина самолета вместе со штангой ПВД составляет 17,32 м.
  • Высота самолета составляет 4,73 м.
  • Площадь крыла составляет 38,06 м2.
  • Масса пустого самолета составляет 10900 кг.
  • Нормальная взлетная масса самолета составляет 15300 кг.
  • Максимальная взлетная масса самолета составляет 18100 кг.
  • Внутреннее топливо — 4300 л.
  • Топливо ПТБ — 1500 л.
  • Двигатель – 2хТРДДФ РД-33.
  • Тяга максимальная — 2х5040 кгс.
  • Тяга форсированная — 2х8300 кгс.
  • Максимальная скорость на высоте составляет 2450 км/ч.
  • Максимальная скорость у земли составляет 1500 км/ч.
  • Практическая дальность на большой высоте составляет 1430 км.
  • Практическая дальность на малой высоте составляет 710 км.
  • Практическая дальность с ПТБ составляет 2100 км.
  • Максимальная скороподъемность составляет 19800 м/мин.
  • Практический потолок составляет 18000 м.
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка – 9 g.
  • Экипаж – 1 человек.

Вооружение:

  • 30-мм пушка ГШ-301.
  • боевая нагрузка на шести подкрыльевых узлах — 2000 кг.
  • две ракеты Р-27Р, а также 6 ракет Р-60М или Р-73.
  • бомбы 500 или 250 кг, КМГУ.
  • НАР 80 С-8, установленные в блоках С-24Б и Б-8М1.

Чемпион по маневру

МиГ-29 отличается уникальными летными ттх, что предопределяет:

  • прекрасно спроектированный планер;
  • мощный двигатель РД-33;
  • крыло большой площади и прекрасная аэродинамика.

В результате истребитель показывает следующие уникальные технические характеристики:

  • быстрый взлет;
  • высокую скорость и маневренность, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях;
  • прохождение виражей с малыми радиусами;
  • выполнение уникальных фигур пилотажа. МиГ-29 в частности выполняет «сваливание на хвост»;
  • высокая скороподъемность, равная 330 м/с.

В результате в воздушном бою МиГ-29 показывал великолепные технические характеристики и был вне конкуренции. Еще одним достоинством данной машины является относительная неприхотливость в обслуживании, а также способность производить взлет с коротких малоподготовленных полос.

Особенности конструкции самолета

  1. МиГ-29 выполнен с разнесенными двигателями по интегральной аэродинамической схеме, двухкилевым оперением и низкорасположенным крылом. Планер в основном выполнен из стали и алюминиевых сплавов, также применяются композитные материалы и титан.
  2. Угол стреловидности крыла составляет 42 град. по передней кромке, на крыле имеются отклоняемые носки, элероны и щелевые закрылки. Кили имеют внешний «развал» в 6 градусов и обшивку из углепластика. Стабилизатор дифференциально отклоняемый и цельноповоротный. Шасси трехопорное с двухколесной передней и одноколесными основными стойками.
  3. В самолете используется двигатель ТРДДФ РД-33. Есть газотурбинный энергоузел ГТДЭ-117, обладающий мощностью 66,2 кВт. На взлете и посадке регулируемые воздухозаборники закрываются защитными панелями, в результате забор воздуха осуществляется посредством пятисекционных верхних входов. Топливная система включает два крыльевых и пяти фюзеляжных баков суммарной емкостью 4300 л. Имеется возможность подвески двух крыльевых ПТБ и фюзеляжного ПТБ (1150 л + 1500 л).
  4. На истребителе установлена САУ-451, система автоматического управления, а также СОС-3М, система ограничительных сигналов. Вооружение управляется системой СУВ-29, которая включает радиолокационный прицельный комплекс БЦВМ Ц100 и РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»).
  5. Кабина пилота оснащена комплексом ОЭПрНК-29, который включает ОЭПС-29, система управления БЦВМ Ц-100, СУО-29, навигационная система СН-29. Система индикации с фотоконтрольным прибором расположена на лобовом стекле. Также в систему входят аппаратура КРУ Э502-20 «Бирюза», система выброса ложных целей ППИ-26, «Гардения-1ФУ», станция радиоэлектронных помех, СПО-15ЛМ «Берёза».
  6. Кабина пилота оснащена катапультным креслом К-36ДМ. Катапультируемое кресло дает возможность покинуть машину в критической ситуации даже на нулевой высоте. Именуемая пилотами «Рита», система речевой индикации, предупреждает об угрозе со стороны противника и опасном режиме полета, выдавая речевые сообщения женским голосом типа: «сзади противник» или «слишком низкий заход на совершение посадки».

Модификации МиГ-29

На базе МиГ-29 спроектированы и созданы следующие модификации:

  • МиГ-29УБ, двухместный учебно-боевой самолет;
  • МиГ-29 с аппаратурой активных помех и увеличенным запасом топлива;
  • МиГ-29С с новыми ракетами РВВ-АЕ и модернизированной системой управления;
  • МиГ-29СЭ — модификация МиГ-29С для поставки на экспорт;
  • МиГ-29М – отличается широкой номенклатурой средств поражения наземных и воздушных целей, системой управления вооружением, повышенной дальностью полета и рядом конструктивных отличий;
  • МиГ-29К, палубный истребитель, который имеет складывающиеся крылья ля более компактного размещения истребителя на корабле, усиленным шасси и посадочным гаком;
  • МиГ-29КУБ — учебно-боевой палубный истребитель и другие;
  • МиГ-29AS — модернизация самолета для ВВС Словакии, который включает измененный БРЭО, а также без системы дозаправки;
  • МиГ-29МУ1 — украинская модернизация истребителя. В БРЭО установлена система спутниковой навигации;
  • МиГ-29БМ, белорусская модернизация. Дополнительно установлены станция спутниковой навигации, средства дозаправки топливом, доработана РЛС для использования вооружения воздух-земля;
  • MiG-29 Sniper, модернизация для румынской армии. Модернизацию по стандартам НАТО/ИКАО выполняли компании DASA (Германия), Aerostar Bacău (Румыния), Elbit Systems (Израиль).

На экспорт в 30 стран мира было поставлено примерно 800 истребителей МиГ-29 различных модификаций. Всего было построено более 1600 истребителей.

Видео: МиГ-29

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Полет на МиГ-29 — Программа тура

Дорогие друзья!

По техническим причинам полеты на истребителях МиГ-29 на авиабазе «Сокол» более не выполняются.

Любителям неба рекомендуем альтернативную программу — полет на реактивном учебно-тренировочном самолете Л-29 или Л-39 в Московском регионе.

Программа полетного дня для каждого из наших гостей составляется индивидуально, в соответствии с вашими пожеланиями и предпочтениями.

Стандартное расписание выглядит следующим образом:

 

08:00-08:45
Встреча, трансфер на авиабазу

Представитель нашей компании встречает вас в гостинице (ж/д вокзале, аэропорте, любом другом месте Нижнего Новгорода по вашему желанию), чтобы доставить вас на авиабазу НАЗ Сокол.

 

08:45-09:00
Прибытие на КПП НАЗ Сокол. Контроль

Прибытие на контрольно-пропускной пункт НАЗ Сокол. Паспортный контроль и досмотр автотранспорта. Переезд в ЛИК. Обратите ваше внимание, что провоз фото/видео аппаратуры, планшетов или ноутбуков на территорию завода запрещен. Фото и видео съемка может производиться только аккредитованными операторами завода.

 

09:00-09:15
Медицинский осмотр

Врач летно-испытательного комплекса проводит проверку общего состояния и измерение артериального давления. После чего дает вам разрешение на вылет.

 

09:15-09:45
Встреча с пилотом. Предполетный брифинг

На этом этапе вы познакомитесь с летчиком-испытателем НАЗ Сокол, который будет вашим первым пилотом. Во время брифинга по программе полета вы узнаете в подробностях, какие элементы будут выполнены, на каких высотах, скоростях и с какими перегрузками. По вашему желанию полетную программу можно скорректировать.

 

09:45-10:15
Подготовка индивидуального снаряжения

После брифинга по программе полета вам помогут надеть ППК (противоперегрузочный костюм) или ВКК (высотно-компенсирующий костюм), в зависимости от выбранной полетной программы. Ответственные специалисты выполнят их подгонку по вашим размерам, после чего проведут инструктаж по использованию ЗШ (защитного шлема) и кислородной маски.

 

10:15-11:00
Финальная подготовка в самолете

Финальный этап подготовки к вашему полету осуществляется непосредственно на аэродроме. Вместе с первым пилотом вы проведете контрольный осмотр истребителя на предмет его готовности полету и более подробно познакомитесь с его конструктивными особенностями.

Во время инструктажа в кабине первый пилот расскажет вам все об органах управления и индикации, ведении радиосвязи и системе катапультирования в аварийной ситуации.

 

11:00-11:45
Полет на сверхзвуковом истребителе МиГ-29УБ

И наконец то, ради чего вы приехали. Полет в соответствии с выбранной программой.

Неудержимая мощь боевой машины. Непревзойденные характеристики в классе легких истребителей. Филигранный пилотаж в исполнении воздушного аса. Прыжок на границу космоса. И, естественно, гарантированные ярчайшие воспоминания на всю оставшуюся жизнь.

 

11:45-12:00
Послеполетная фотосессия

Первые минуты после вашего полета – это оптимальное время для проведения послеполетной фотосессии. Эмоции просто выплескиваются через край! И наши операторы умеют профессионально запечатлеть это для вас.

 

12:00-12:30
Переодевание, вручение сертификата

По окончании всех мероприятий на летном поле и возвращении в летно-испытательный комплекс у вас будет возможность принять душ и переодеться. Далее состоится церемония вручения памятного сертификата о выполнении полета на МиГ-29 с фактическими параметрами полета и выполненными фигурами высшего пилотажа.

При наличии летной книжки в нее будет сделана официальная запись о выполнении полета.

 

12:30-13:15
Экскурсия в музей истории НАЗ Сокол

Для фанатов авиации экскурсия в музей истории завода Сокол – это настоящий эксклюзив. В музее собраны уникальные экспонаты, рассказывающие не только о работе завода по производству десятков типов самолетов, но и о становлении отечественной авиации в целом.

Кроме того, на экспозиции снаружи представлены реальные боевые машины вплоть до новейшего перехватчика МиГ-31.

 

13:15-13:30
Выезд с территории НАЗ Сокол

После завершения программы ваш персональный автомобиль доставит вас назад в гостиницу или любое другое место в Нижнем Новгороде. По дороге можно заехать пообедать в ресторан. Также мы с удовольствием организуем для вас экскурсию по городу с посещением Нижегородского кремля и катанием на канатной дороге.

 

Примечание:

В стоимость входит оформление разрешений и допусков на летающего и двух сопровождающих, медицинское освидетельствование, полет на реактивном истребителе, трансфер к месту проведения полета и обратно, получение Сертификата о полете, экскурсия в музей НАЗ «Сокол».

Участникам полета, имеющим летные книжки, по желанию может быть сделана в них официальная запись о выполненном полете.

Дополнительные услуги:
  • размещение в гостинице;
  • экскурсионная программа в Нижнем Новгороде;
  • памятные сувениры;
  • пошив именного тренировочного летного комбинезона;
  • фото и видеосъемка вашего полета с созданием фильма на DVD

Мы также с удовольствием организуем для вас помимо полета и программы в Нижнем Новгороде расширенную авиационно-космическую программу с посещением Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, музея Военно-воздушных сил, Центра управления полетами, музея РКК «Энергия» и др.

Кроме того, вы можете пройти некоторые элементы подготовки космонавтов в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина. По вашему запросу мы разработаем индивидуальную программу специально для вас.

Порядок оформления:

Для того, чтобы осуществить полет своей мечты вам необходимо подать нам заявку на выполнение полета по выбранной вами программе (по телефону, e-mail или через онлайн заявку на сайте)
— не менее чем за 10 суток для граждан РФ
— не менее чем за 60 суток для иностранных граждан

К заявке необходимо приложить заполненную анкету участника полета (сопровождающие также должны ее заполнить) и ксерокопии паспортов.

Примечание: полеты проводятся только в будние дни.

В полете могут участвовать лица, достигшие 18 лет.

Полную информацию об организации программы вы можете получить, обратившись к нашим специалистам.

29mig.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *