Штуг 3 – Stug iii — Википедия

Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 3)

В 1935 году тогда еще полковник вермахта Эрих фон Манштейн, который в дальнейшем прославился в роли командующего крупными бронетанковыми соединениями, выступил с идеей о создании в войсках специальной мобильной штурмовой артиллерии. Предполагалось, что установка будет базироваться не гусеничном шасси и будет защищена броней. Данное предложение полковника нашло поддержку, и уже в 1936 году немецкое командование приняло решение о создании бронированной самоходной установки поддержки пехоты, которую планировалось вооружить 75-мм пушкой. Фирме «Крупп» был дан заказ на производство орудия, а фирме «Даймлер-Бенц» поручили разработать саму установку.

Первые 5 экспериментальных машин из нулевой серии покинули заводские цеха уже через год. В качестве базы при их создании была использована слегка видоизмененная база среднего танка PzKpfw III Ausf B. В неподвижной, полностью закрытой боевой рубке была смонтирована короткоствольная пушка StuK 37 L/24. Пушка была слегка смещена вправо относительно продольной оси машины, поэтому место механика-водителя изменений не претерпело, с тем лишь отличием, что теперь он сидел в передней части достаточно просторного боевого отделения, вдоль стен которого находился боекомплект орудия, состоявший из 44 снарядов. Первоначально пулемета для борьбы с пехотой противника не предусматривалось. Для своего времени машина отличалась неплохим бронированием и низким силуэтом. Двигатель «Майбах» HL 108TR мощностью в 250 л.с. позволял самоходке развивать скорость в 20-25 км/ч. Для боевой машины, которую планировалось использовать в качестве средства поддержки пехоты, такой скорости было достаточно.


После внесения в конструкцию ряда изменения, в феврале 1940 года на заводе «Даймлер-Бенц» была произведена первая партия штурмовых орудий, состоявшая из 30 боевых машин, которые от опытных образцов отличались главным образом двигателем и ходовой частью. САУ были произведены на базе танка PzKpfw III Ausf E/F и оснащались новым двигателем «Майбах» HL 120TR, обладающим мощностью в 300 л.с. Лобовая броня штурмовых орудия доходила до 50 мм. 28 марта 1940 года данные штурмовые орудия были приняты на вооружение вермахта под обозначением «7.5 cm Strumgeschutz III Ausf А (сокращенно – StuG III)». Чуть более чем через месяц 4 батареи данных САУ приняли участие во французской кампании, по результатам которой заслужили самые лестные отзывы как от командования, так и от экипажей машин.

«Штуг» первых серий, бои в Харькове, 1941 год

В скором времени производство САУ StuG III было переброшено с перегруженных военными заказами мощностей «Даймлер-Бенц» на предприятие «Алкетт», где производство штурмовых орудия достигло уровня 30 машин в месяц. Такие темпы производства позволили ввести в строй в 1940 году 184 САУ StuG III, а до конца 1941 года количество этих очень нужных на фронте машин достигло 548.

Штурмовые орудия StuG III стали в итоге самой массовой боевой гусеничной машиной вермахта во время Второй мировой войны. После того как в 1942 году САУ получила на вооружение новое длинноствольное 75-орудие, обладающее хорошими бронебойными характеристиками, данная самоходка стала, по сути, главным противотанковым средством вермахта. При этом функция штурмового орудия перешла модели StuH 42, вооруженной короткоствольной 105-мм гаубицей, обладающей гораздо более высокой мощностью осколочно-фугасного выстрела. Всего с февраля 1940 по апрель 1945 года на немецких заводах было изготовлено примерно 10 500 штурмовых орудий StuG III и штурмовых гаубиц StuH 42.

История модернизации

Как и вся немецкая бронетехника, которая выпускалась на протяжении достаточно длительного периода времени, StuG III в процессе производства неоднократно модернизировался. Это делалось как с целью повышения боевых качеств САУ, так и для удешевления и упрощения конструкции. В результате внесения по большей части не очень существенных изменений свет увидели 8 модификаций машины (А, В, С, D, Е, F, F/8 и G).

StuG III Ausf.F, переданные финнам

Главное, на что стоит обратить внимание, – это вопрос эволюции вооружения. Первые штурмовые орудия получали на вооружение короткоствольные орудия с длиной ствола в 24 калибра. Это вооружение было основным для моделей А, B, C, D и E. С задачей оказания огневой поддержки пехоты на поле боя данное орудие справлялось хорошо, но вот бороться с танками при его помощи было очень проблематично, поражать их можно было лишь с очень коротких дистанций. Также стоит отметить, что оборонительное вооружение в виде пулемета появилась на САУ лишь с модели С.

Уже первые бои против СССР показали, что эффективность StuG III в борьбе с танками противника очень низка. А именно в этой роли хорошо бронированным самоходкам часто и предстояло выступать. Справедливости ради стоит отметить, что в таком же положении при встрече с новыми советскими средними и тяжелыми танками оказались все танки и САУ вермахта.

Именно поэтому уже 28 сентября 1941 года Гитлер подписывает специальный приказ, который призывает увеличить мощность орудий, которыми вооружаются танки и штурмовые орудия. Согласно данному приказу все танки и САУ должны вооружаться только длинноствольными пушками. Для вооружения StuG III предпочтение было отдано орудию StuK 40 L/43 компании Rheinmetall-Borsig, которое отлично вписывалось в его рубку. Длина ствола орудия равнялась 43 калибрам (3473 мм), масса орудия составляла 670 кг.

Производство штурмовых орудий с новой пушкой было развернуто в марте 1942 года. Машина получила обозначение Sturmgeschutz 40 Ausf.F Основным отличием модели было новое орудие, которое оснащалось прицелом Sfl ZF 1а, головка которого выводилась наружу через специальное отверстие, расположенное в крыше рубки. Также машина получила новую сварную маску орудия, а на крыше рубки был размещен электрический вентилятор.

StuG III Ausf.G на Западном фронте


С июня 1942 года броню корпуса стали усиливать специальными 30-мм бронелистами, которые крепились к основной броне при помощи болтов. Масса машины выросла на 450 кг, максимальная скорость сократилась до 38 км/ч. С августа 1942 года начали вноситься изменения в конструкцию лобовой части рубки САУ, в частности, был уменьшен угол наклона верхних передних листов. За счет этого удалось убрать невыгодный с точки зрения снарядостойкости уступ, расположенный на стыке наклонного и вертикального лобовых листов корпуса. Штурмовое орудие в этом варианте выпускалось с марта по сентябрь 1942 года, всего было произведено 364 боевых машины.

В сентябре этого же года цеха завода «Алкетт» покинула новая версия Ausf.F/8. Главное ее отличие было в большей технологичности корпуса. Толщина брони кормового листа корпуса была доведена до 50 мм. Все машины этой серии оснащались дополнительной навесной броней в 30 мм в лобовой части рубки и корпуса. С начала 1943 года на крыше боевой рубки начали устанавливать щит под пулемет MG 34, а с мая 1943 года машины получили противокумулятивные экраны. Но главной особенностью было новое орудие StuK 40 с длиной ствола 48 калибров (3855 мм). Пушка оснащалась двухкамерным дульным тормозом и клиновым полуавтоматическим затвором, ее масса составляла 750 кг. Дальность прямого выстрела равнялась 800-1200 метрам, максимальная дальность стрельбы составляла 7 700 метров. Скорострельность была на уровне 10-15 выстрелов в минуту, боекомплект орудия состоял из 54 снарядов.

StuG III Ausf.G – наиболее массовая ПТ-САУ вермахта

В самом конце 1942 года на вооружение вермахта поступила самая последняя и самая массовая модификация – StuG III Ausf.G. В данной версии был воплощен весь накопленный опыт боевого применения самоходок, а также реализованы последние конструкторские идеи. До апреля 1945 года на заводах «Алкетт» была выпущена 5191 самоходка в версии Ausf.G, в 1943 году к их изготовлению подключилась также компания MIAG в Брауншвейге. Здесь до марта 1945 года было собрано еще 2643 таких машины. Общий выпуск САУ StuG III Ausf.G составил 7834 единицы.

Главные усовершенствования коснулись корпуса машины, бронеящики для радиооборудования по бортам корпуса были демонтированы, за счет чего удалось расширить рубку по бокам так, что она стала выступать над гусеницами. Задняя часть крыши рубки была слегка приподнята, в ней был установлен электровентилятор, расположенный над орудийным затвором. Позднее вентилятор был перенесен на заднюю вертикальную стенку рубки. Машина получила новую командирскую башенку, включающую в себя 8 смотровых перископов, которые существенно улучшили обзор из машины. Помимо этого изменения претерпел и командирский люк, который теперь состоял из 2-х частей: основной, которая крепилась к задней части командирской башенки, и передней части, которая могла открываться отдельно, для того чтобы вывести наружу бинокулярный прибор наблюдения SF.14Z.

Командирская башенка заметно выделялась над корпусом рубки, при этом толщина ее бронирования составляла всего 30 мм, что делало ее достаточно уязвимым местом. С октября 1943 года к передней части башенки и крыше рубки начали приваривать специальный литой щиток, который способствовал отражению осколков и пуль.

Люк заряжающего также выполнялся двустворчатым и состоял из задней и передней створок. В раскрытом положении передняя створка-щит фиксировалась специальной защелкой и использовалась в качестве опоры для пулемета. На поздних версиях ПТ-САУ створки были повернуты на 90 градусов, так чтобы они открывались слева и справа от наводчика. Также на крыше перед наводчиком появлялось значительное нововведение — пулемет MG 42, управляемый дистанционно. Когда пулемет требовал перезарядки, наводчик высовывался из своего люка. Во время этой операции он получал относительную защиту, так как слева и справа был закрыт створками раскрытого люка, а небольшой щиток на пулемете прикрывал его с фронта.

В мае 1944 года для защиты от близко подобравшейся вражеской пехоты StuG III Ausf.G стали вооружать маленькой мортиркой, которая сквозь отверстие в передней части крыши могла вести огонь на 360 градусов дымовыми или осколочными гранатами. Аналогичное устройство применялось на немецких танках Тигр и Пантера. Стоит отметить, что большинство ранних версий StuG III Ausf.G оснащались 90-мм гранатометами NbK 39, которые крепились слева и справа от орудия (всего 6 штук).

В ноябре 1943 года или начале 1944 года все самоходки вместо старой сварной маски орудия стали оснащаться новой литой округлой маской, которая получила название «свиное рыло» (нем. Saukopfblende). При этом серийно выпускались и модели со старой маской. Со временем модели со сварной маской даже получили спаренный с орудием дополнительный пулемет.

StuG III Ausf.G, уничтоженный в районе озера Балатон. Примечателен тем, что экипаж на лобовой броне рубки укрепил бетонные подушки, а также дополнительно забронировал все вертикальные поверхности траками от танка Т-34


В ходе производства и эксплуатации StuG III Ausf.G разработчиками было принято решение об оснащении самоходки бортовыми противокумулятивными экранами. Они представляли из себя стальные листы толщиной в 5 мм. При этом экранированные самоходки становились шире и не могли помещаться на ж/д платформы, поэтому во время транспортировки навесные экраны с них снимались. Помимо этого экранирование приносило еще одно неудобство. Во время движения, особенно по пересеченной местности, экраны цеплялись за различные препятствия и грунт. Для того чтобы избавиться от данного эффекта, уже в процессе серийного производства у передних экранов просто срезались нижние углы.

В целом семейство StuG III стоит признать весьма удачным самоходным орудием, которые использовалось на всех фронтах Второй мировой войны и в роли истребитель танков, и как штурмовое орудие, и как оборонительное, и как наступательное оружие. Все версии штурмового орудия имели низкий силуэт, что делало их трудной мишенью и опасным противником для врага. Экипажи «штугов» считались элитой бронетанковых войск Германии и носили собственную танкистскую форму серо-защитного цвета. Данные самоходки обладали высоким показателем уничтоженных вражеских танков, уже к весне 1944 года их число перевалило за 20 000.

Технические характеристики:
Тактико-технические характеристики StuG III Ausf G:
Масса: 23,4 т.
Габаритные размеры:
Длина 6,77 м., ширина 2,88 м., высота 2,16 м.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: от 19 до 80 мм.
Вооружение: 75-мм пушка StuK 40 L/48, 7,92-мм пулемет MG-34
Боекомплект: 54 снаряда, 900 патронов.
Двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 120TRM мощностью 300 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 38 км/час
Запас хода: по шоссе – 155 км, по пересеченной местности – 95 км.

topwar.ru

Испытано в СССР. Штурмовая САУ StuG III (Sturmgeschütz III)

К началу Великой Отечественной войны советская разведка, а с ней и Главное автобронетанковое управление Красной армии, имели лишь приблизительные сведения о типах и характеристиках немецких танков. Такие результаты работы разведки, например, стали причиной переоценки возможностей немецкой бронетехники и запуска в марте 1941 года программы по созданию тяжёлых танков КВ-3, КВ-4 и КВ-5. И даже точные сведения о реально существовавших серийных немецких танках оказались крайне отрывочными. Например, разведка «пропустила» усиление брони средних танков Pz.Kpfw.III и IV до 50 мм в лобовой части, а также установку в Pz.Kpfw.III 50-мм танковой пушки. Навёрстывать недостаток информации во время войны пришлось самым верным способом – изучением трофеев. Среди боевых машин, которые оказались обделёнными вниманием советской разведки, была и штурмовая САУ StuG III (Sturmgeschütz III).

Презент из-под Киева

Впервые эту боевую машину, «крёстным отцом» которой являлся будущий фельдмаршал Манштейн, немцы применили в ходе боёв за Францию в мае-июне 1940 года. Нельзя сказать, что советская разведка ничего не знала о StuG III. Просто она не особо акцентировала на ней внимание, ограничившись коротким описанием:

«В качестве артиллерии сопровождения пехоты при атаках укреплённых позиций и гнёзд сопротивления на направлениях главного удара вводятся, пока в виде опыта в моторизованных дивизиях, а затем в танковых и пехотных дивизиях, дивизионы штурмовой артиллерии.

Дивизионы вооружены 75-мм танковыми пушками, установленными на шасси среднего танка III, но с особой башней и бронировкой.

Главная задача этих орудий – уничтожение прямой наводкой огневых точек».

О том, насколько важным и эффективным инструментом нападения являются эти низкие, подвижные и хорошо вооружённые боевые машины, советские военные не догадывались. Между тем, в июне 1941 года на границах Советского Союза находилось более десяти батальонов штурмовых орудий (Sturmgeschütz-Abteilung, сокращённо StuG.Abt.), действовавших обычно на самом острие наступления. Среди них был и 197-й батальон штурмовых орудий под командованием майора Гельмута Христа.


Красноармейцы позируют на трофейном StuG III из StuG.Abt.197, август 1941 года

Этот батальон был сформирован в октябре 1940 года. На вооружение он получил машины StuG III Ausf.B. Боевое крещение StuG.Abt.197 прошёл в мае 1941 года, когда совместно со 132-й пехотной дивизией участвовал во вторжении в Югославию. В начале вторжения в СССР батальон был подчинён XXXXVIII-му танковому корпусу группы армий «Центр». Вскоре после начала боевых действий его переподчинили XXXXIV-му корпусу 6-й армии в составе группы армий «Юг».


Та же машина на НИИБТ Полигоне, начало сентября 1941 года. Хорошо видны повреждения ходовой части, а также буква Е на борту

К 15 августа батальон находился в районе города Канев, где начались затяжные бои за Днепр. Именно здесь в ходе контратак советской пехоты удалось захватить как минимум два StuG III Ausf.B из состава StuG.Abt.197. Машина из 3-й батареи досталась в ходовом состоянии и поучаствовала в фотосессии с захватившими её бойцами. На ходу оказалась и вторая машина, имевшая номер шасси 90 247 и имя собственное Prinz Eugen. Судя по повреждениям и отчётам StuG.Abt.197, потеряны самоходки были в результате подрыва на минах. После небольшого ремонта их отвели в тыл советских войск.

Часто встречается утверждение, что как минимум одна из этих захваченных самоходных установок позже пошла в бой с советским экипажем. Однако это не соответствует действительности. Уже в начале сентября самоходная установка из 3-й батареи оказалась на НИИБТ Полигоне. Что же касается машины с именем собственным Prinz Eugen, то её сначала переправили в тыл Центрального фронта. Там было составлено её краткое описание, причём называли трофей в нём не иначе, как «средний немецкий танк Т-3 с неподвижной башней». Описание касалось исключительно внутреннего и внешнего устройства машины. Полученные в ходе изучения характеристики примерно соответствовали реальным ТТХ StuG III. Несмотря на скоротечность составления описания, специалисты, изучавшие машину, успели её частично разобрать, после чего собрали обратно.


Вторая трофейная САУ StuG III Ausf.B из StuG.Abt.197

На НИИБТ Полигоне пошли по другому пути. Вместо того, чтобы подробно изучать новую машину, для начала был составлен краткий перечень её характеристик. Сводный материал о танках немецкой армии был подготовлен уже к 11 сентября 1941 года. Отражённые в нём тактико-технические характеристики оказались точнее, особенно это касалось толщины брони. Помимо измерений, на НИИБТ Полигоне были проведены и кратковременные испытания. В ходе них StuG III Ausf.B развил максимальную скорость 50 км/ч.


Эта же машина слева. Самоходная установка несла имя собственное Prinz Eugen

В документах НИИБТ Полигона немецкая штурмовая САУ именовалась не иначе как «артиллерийский танк», сокращённо Art-Sturm. Неизвестно, кто «изобрёл» этот термин, но обозначение «Артштурм» намертво прикрепилось к StuG III в советских документах.

Крепкий орешек

StuG III на НИИБТ Полигоне изучался в рамках составления справочника по немецкой бронетанковой технике, в котором остро нуждались войска. Из-за этого обстоятельства изучение проводилось по сокращённой программе, а потому и выводы местами могут показаться несколько необоснованными:

«Артиллерийский танк-штурмовик предназначен для действий в первом эшелоне танков.

В танке отсутствует башня. Огонь из пушки можно вести только вперёд с сектором обстрела 28° поворотом пушки, установленной на тумбе.

Пулемётное вооружение отсутствует.

При изготовлении артиллерийского танка нижняя часть броневого корпуса, ходовая часть, двигатель, планетарный механизм поворота, приводы управления взяты с танка Т-III.

Коробка перемены передач однотипна с КПП, установленной в танке Т-IIб, и отличается от неё только увеличенными габаритами.

Броневая защита танка поражается артиллерией всех калибров.

Через открытые места над орудийной установкой сверху танк может поражаться бутылкой с горящей жидкостью и гранатой».


StuG III, вид сзади

Крайне легкомысленным в данном случае выглядит вывод относительно уровня броневой защиты немецкой самоходной установки. Безусловно, ряд её элементов создателями StuG III был выполнен не особо удачно, особенно это касается защиты рубки. Установка под прицел получилась такой, что нередко «ловила» снаряды, и уже на модификации Ausf.C её переделали. Не самой удачной с точки зрения снарядостойскости оказалась и орудийная установка. Тем не менее, броневую защиту лобовой части немецкого самохода сотрудники Полигона сильно недооценили. Именно StuG III стала первой немецкой боевой машиной с лёгким противоснарядным бронированием, пошедшей в серию. Толщина лобовых листов корпуса и рубки уже на первой модификации, StuG III Ausf.A, составила 50 мм. Машина получила надёжную защиту от 37-мм противотанковой пушки. И лишь годом позже до той же толщины усилили лоб Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV.


Плакат с наиболее поражаемыми элементами «Артштурма», 1942 год. Реальность несколько отличалась от этого изображения

То, что с пробитием немецкой брони у советской 45-мм противотанковой пушки могут быть проблемы, было очевидно ещё в конце 1940 года. Тогда был проведён обстрел эвакуационного люка Pz.Kpfw.III, закупленного в Германии. Люк удалось пробить и даже расколоть, но не с первого раза. При таких результатах было очевидно, что более толстая броня будет непробиваема. Тем не менее, в сентябре 1941 года о StuG III в войска пошёл вердикт «поражается артиллерией всех калибров». Он же оказался продублирован в листовках из серии «Уничтожай немецкие танки».

Полноценное изучение брони немецкой самоходной установки было проведено лишь в сентябре 1942 года. На НИИБТ Полигоне в Кубинке, а также на территории филиала в Казани были проведены испытания обстрелом Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV, Pz.Kpfw.38(t) и StuG III. Машины обстреливали советскими, американскими, английскими, немецкими, чехословацкими и французскими танковыми пушками. Определялась устойчивость их бронезащиты при обстрелах с дистанций 50, 100, 200, 400, 600 и 800 метров.


Результаты обстрела лба корпуса 45-мм снарядами (отмечены цифрами 1 и 2)

Первым делом самоходную установку обстреляли из 45-мм танковой пушки обр.1942 года, установленной в танке Т-70. Борта толщиной 30 мм пушка пробила без проблем, причём сделала это на дистанции 850 метров. Совсем другая картина выяснилась при обстреле лобовой части немецкой машины. Обстрел с дистанций 100 и 50 метров выявил один и тот же результат – вмятины глубиной 20 мм. При попадании снаряды разрушались.


Попадания 2-фунтовых снарядов. Пробитие оказалось скорее случайностью

На этом месте можно было бы закончить повествование и посетовать на плохое советское вооружение. Но весьма похожие результаты показала и другая пушка – английская 2-фунтовая (40 мм), установленная в канадском танке Valentine VII. Борта немецкой самоходной установки для неё также оказались беспроблемными. Что же касается лобовой части, то пробила английская пушка её лишь единожды, причём это произошло скорее случайно, а саму пробоину признали «некондиционной», так как пробитие пришлось на стык центрального и верхнего лобовых листов. В остальных случаях при попадании снарядов образовывались вмятины глубиной до 25 мм. Остаётся лишь посочувствовать английскими танкистам, у которых 2-фунтовка была основным вооружением танков вплоть до осени 1942 года.


Пробития подкалиберными снарядами 37-мм пушки А-7, установленной на танке Pz.Kpfw.38(t)

Похожий результат показала и 37-мм пушка A-7, установленная на чехословацком танке Pz.Kpfw.38(t). При уверенном пробитии бортов лоб StuG III оказался неуязвим и для неё – попадания отмечались вмятинами глубиной до 40 мм. Но картина резко поменялась при использовании подкалиберных снарядов. Эти боеприпасы уверенно пробивали лобовую броню немецкого штурмового оружия на дистанциях 100, 200 и 400 метров.

Гораздо увереннее показала себя 37-мм пушка M5, установленная в американском лёгком танке M3. Её бронебойный снаряд M51 без проблем пробивал лоб немецкой самоходки со 100 метров, а на дистанции в 150 метров наблюдались вмятины глубиной 35–50 мм. Объяснялось это прежде всего тем, что при создании противотанковой пушки М3 Гладеон Барнс использовал увеличенную гильзу для её боеприпасов, благодаря чему начальная скорость снаряда оказалась выше таковой у советских и британских аналогов.


Штатный бронебойный снаряд 37-мм пушки M5 на дистанции 100 метров уверенно пробивал броню немецкой САУ

Ещё эффективнее оказалась 47-мм танковая пушка SA 35, установленная во французском танке Somua S 35. Максимальная дистанция, на которой удалось пробить лоб StuG III из неё, составила 400 метров. Правда, на таком расстоянии пробитие происходило через раз. Немецкая 5 cm KwK 38 L/42, штатное вооружение Pz.Kpfw.III по состоянию на 1941 год, смогла пробить лобовую броню САУ на дистанции в 800 метров.


Пробоины, оставленные 47-мм танковой пушкой SA 35, установленной во французском танке Somua S 35

Довольно любопытными были результаты обстрела из 75-мм пушки M2, которая устанавливалась на американский средний танк M3. Бронебойные снаряды для неё в первых конвоях не поставлялись, по этой причине по StuG III стреляли осколочно-фугасными боеприпасами. Итоги стрельбы оказались неутешительными: не было отмечено ни единого пробития. Максимум, чего удалось добиться – это вмятины глубиной до 10 мм. Кроме того, при стрельбе по лобовому листу рубки глубокая вмятина образовалась на крыше трансмиссионного отделения. Совсем иные результаты оказались у 76-мм пушки Ф-34 – её бронебойные снаряды делали из StuG III решето с любых дистанций. При попадании происходили проломы брони с образованием большого числа осколков.


Результаты стрельбы из 75-мм пушки M2, которая устанавливалась на американский средний танк M3

Ориентир

Примерно в это же время изучением конструкции корпуса StuG III занимался коллектив НИИ-48. Определялся состав брони, типы соединения листов, выявлялись наиболее удачные решения, которые можно было бы внедрить в советское броневое производство:

«Корпус германского танка «Арт-Штурм»

Корпус сварной. Потолок боевого отделения крепится болтами с потайной головкой. В первоначальном выпуске имел 50 мм толщины лобовые листы, 30 мм бортовые и 20 мм кормовые. Впоследствии 20 мм броня кормовых листов заменена бронёй 50 мм толщины.

Корпус изготовлен из катанной хромистой стали с наличием ванадия в количестве 0,1%.

Листы обработаны на твёрдость Hв 10/3000 476–337, диаметр отпечатка 2,80–3,32. Броня вязкая, имеет хорошую снарядостойкость и не колется.

<…>

2. Немецкие корпуса танков T-3, T-4 и Артштурм изготовлены из хромистой стали, обладают хорошей снарядостойскостью.

Для производства брони нашей промышленностью до толщин 50 мм наиболее подходящим составом является состав немецкой хромистой брони. Варка, прокатка, термообработка и сварка хромистой стали марок 5140 и 5150 нашей промышленностью освоены, и в производстве брони затруднений не будет.

3. В качестве электрода для сварки корпусов можно рекомендовать хромистый электрод с содержанием хрома 2,1% и углерода 0,2%».

Схема бронекорпуса StuG III из отчёта НИИ-48

Стоит отметить, что и до обстрела немецких танков шли работы по подкалиберным снарядам для 45-мм пушек, а также разработка 45-мм противотанковой пушки с удлинённым стволом. Итоги испытаний лишь подстегнули сроки внедрения обоих конструкторских решений.

Поначалу немецкая новинка не особо заинтересовала советских конструкторов. Однако впоследствии САУ StuG III оказала огромное влияние на развитие советской средней самоходной артиллерии. До неё отечественные средние САУ представляли собой, как правило, полуоткрытые истребители танков с вращающейся башней, например проект У-20. Но уже весной 1942 года приоритеты конструкторов поменялись в пользу разработки штурмовых САУ с закрытой рубкой, концептуально повторяющих StuG III. Но об этом поговорим уже в следующий раз.

Источники:

  • • ЦАМО РФ
  • • Архив Михаила Свирина

источник: http://warspot.ru/5570-shturmovik-perednego-kraya

alternathistory.com

Фотографии САУ StuG III и пояснения к ним

StuG III создавался как машина огневой поддержки пехоты. Модификации А-Е оснашеные короткоствольной гаубицей 75-мм, как раз являются воплощением этой концепции.

Первой модификацией StuG III с длиным стволом стала машина с индексом STUG IIIF выпущенная в 1942 году

StuG III модели G появился в декабре 1942 г., имел более просторное боевое отделение и командную башенку кругового обзора

Ещё одно новшество StuG IIIG — дополнительные накладные броневые плиты, крепящиеся на лобовых листах с помощью болтов. «Родная» броня StuG III — 50-мм, накладные плиты дают ещё 30-мм. К слову — машина на фото позднего выпуска — обратите внимание на «зализанную» маску пушки.

Воздуховоды двигательного отсека закрыты дефлеторами, служащими надежной преградой для пыли. Все-таки внимание к деталям у немцев просто удивляет.

Если вы посмотрите на StuG III в «состоянии покоя», или на подбитый, то обязательно обратите внимания, что машина стоит «набычившись», немного наклонившись вперед. Все это говорит о не очень хорошей балансировке машины — тяжелая пушка, плиты дополнительного бронирования, «тянут» машину вперед. Передним опорным каткам в такой ситуации не позавидуешь — их меняли как перчатки.

Запасные гусеницы у германских боевых машин крепились спереди, обеспечивая машине не только грозный вид, но и дополнительную защиту.

Живописная маскировка StuG III предназначена скорее от атак с воздуха, а не с земли. Активно «украшать» свои танки и самоходки немцы начали как только потеряли господство в воздухе. Кстати, форма боковых щитов этой машины выгядит несколько странно, нет?

Пушка StuG III почти та же, что у танка Pz IV, но благодаря продуманой конструкции рубки, её замена могла быть выполнена в полевых условиях.

StuG III в гараже, Франция, 1944 г.

у этого StuG III на борту своеобразная «полевая» защита — несколько траков от танковой гусеницы. Причем гусеница явно от танка Т-34.

Смотровая щель StuG III в обрамлении навесного бронирования. Створки люка которые видны на фото, предназначены для удобного доступа к коробке передач, а не для водителя. Впрочем, при должной изворотливоти, последний, вполне может использовать этот люк в качестве аварийного.

StuG III в камуфляже из подручных средств

Это вовсе не StuG III, а StuH 42, штургаубица (Sturmhaubitze) со 105-мм орудием на базе САУ StuG.

Ещё одна StuH 42

САУ — все-таки не танк. Пушка StuG III имеет угол поворота 20 градусов по гориз, и -6 +20 по вертикали. Кстати, стрелять из неё без дульного тормоза — запрещено.

StuG III в зимнем камуфляже

«Ранняя» StuG III — трапецивидная маска пушки на более поздних моделях выполнена в более обтекаемом исполнении

StuG III, вид сбоку

Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «Sturmgeschutz III Ausf G»

armedman.ru

StuG III | World of Tanks

Вместе с миллионами человеческих жертв в горниле Первой мировой войны сгорела и старая военная тактика. В жесточайшем противостоянии начала ХХ века лучшие инженерные умы придумывали новое оружие, для применения которого были нужны и новые методы ведения войны. Одним из вопросов, требовавших глубокой проработки, стало взаимодействие пехоты и артиллерии.

Пехота в наступлении несёт огромные потери. Орудийный огонь помогает ей сокрушить вражескую оборону. Но стационарные орудия не могут обеспечить полноценной поддержки: они недостаточно мобильны для этого. В Первую мировую появилась самоходная артиллерия — орудия, установленные на шасси тракторов, в кузовах грузовиков, даже на гусеничных шасси, приводимых в движение электроприводами. Подвижность последней разновидности самоходного орудия была весьма сомнительной, но для условий позиционной войны её было вполне достаточно.

В 1935 году Эрих фон Манштейн направил начальнику Генерального штаба генералу Беку памятную записку, в которой обосновывал необходимость создания самоходных орудий, достаточно хорошо защищённых бронёй и способных быстро ликвидировать вражеские огневые точки. По замыслу, при необходимости такое орудие могло также выводить из строя вражеские танки. Орудие должно было применяться во взаимодействии с пехотой, не идти на прорыв самостоятельно и действовать не крупными подразделениями, а взводами. Этой запиской будущий великий немецкий военачальник Второй мировой войны положил начало новому виду механизированных войск — штурмовой артиллерии.

Идея была воспринята неоднозначно. Противники замысла Манштейна (в число которых входил и Гейнц Гудериан) считали, что с поддержкой пехоты прекрасно справятся и танки. Например, танк Pz IV изначально вооружался именно противопехотной пушкой. И, в отличие от самоходного орудия, танк имел вращающуюся башню, позволявшую вести огонь в любом направлении. Тем не менее, взвесив все «за» и «против», германское верховное командование всё-таки приняло решение о разработке подвижных бронированных машин поддержки пехоты. Разработка собственно машины была поручена фирме «Даймлер-Бенц», а фирма «Крупп» должна была создать для нее орудие 75 мм и станок под него.

В июне 1937 года первые пять экспериментальных машин покинули конвейеры заводов. В качестве базы для их создания использовали модифицированное шасси танка PzKpfv III. Короткоствольное 75-миллиметровое орудие установили в низкопрофильную, полностью закрытую бронированную рубку. Пулемётного вооружения на первой модификации не предусматривалось. Машина получила достаточно низкий силуэт и неплохое бронирование, но не очень мощный двигатель, из-за чего могла развивать скорость не более 25 км/ч. Впрочем, по тем временам этого было вполне достаточно.

Первые машины не были предназначены для боевого использования, так как их корпуса и рубки изготавливались не из броневой стали. После обширных и всесторонних испытаний на полигоне в Куммерсдорфе эти самоходки были переданы в артиллерийскую школу, где использовались вплоть до 1941 года.

В 1940 году, после внесения всех необходимых изменений в конструкцию, заводы «Даймлер-Бенц» выпустили первую партию новых машин. Боевые образцы получили другой двигатель, лобовую броню толщиной 50 мм и усовершенствованную ходовую часть. Новая техника получила название «7.5 cm Sturmgeschutz III Ausf А», или сокращенно – StuG III. Прошло чуть больше месяца, и первые батареи этих орудий уже сражались во Франции. По итогам кампании штурмовые орудия получили самые высокие оценки командования и положительные отзывы со стороны экипажей.

Убедившись в эффективности «штугов», командование вермахта отдало приказ перенести производство с перегруженных заводов «Даймлер-Бенца» на предприятие «Алкетт», где интенсивность выпуска довели до 30 машин в день. До конца 1940 года было выпущено 184 установки, а в 1941 году войска получили 548 единиц этой чрезвычайно нужной техники.

Штурмовым установкам StuG-III было суждено стать самым массовым образцом германских штурмовых орудий во Второй мировой войне. Всего было произведено около 10,5 тысячи экземпляров. Помимо боевой эффективности, «штуги» отличались ещё и значительно меньшей стоимостью по сравнению с танками, причем даже не с Pz IV, бывшим на тот момент лучшей бронированной машиной вермахта, а с уступавшим ему Pz III. Стоимость танка приближалась к 105 тысячам марок, а «штуга» — всего лишь 82,5.

В 1942 году StuG-III получает на вооружение новую длинноствольную пушку 75 мм. Её установка превращала штурмовое орудие в чрезвычайно эффективную машину для борьбы с вражескими танками. По существу, «штуг» стал основным противотанковым оружием немецкой армии, уступив роль орудия поддержки пехоты штурмовой гаубице StuH 42, разработанной на той же базе.

Как и все немецкие танки, выпускавшиеся на протяжении длительного времени, «штуг» претерпел немало модификаций и усовершенствований в целях повышения боевой эффективности и удешевления конструкции. Всего выпускалось восемь модификаций самоходного орудия StuG III.

По мере того как немцам противостояла всё более совершенная техника, на самоходку ставили и более эффективные орудия. Короткоствольная 75-мм пушка, например, была малоэффективна против советских танков Т-34, не говоря уже о КВ-1 и КВ-2. Именно поэтому, кстати, и произошло упомянутое ранее перевооружение «штугов» на длинноствольные орудия. Впоследствии потребовалась установка ещё более мощной пушки.

Кроме артиллерийского вооружения пришлось устанавливать и пулемётное. Не всегда противниками «штугов» были танки, и не каждый раз получалось обеспечить эффективное пехотное прикрытие для сражающейся техники. А для подобравшейся вплотную пехоты самоходка была чрезвычайно уязвима. Начиная с модификации «Е», на крыше боевой рубки появился пулемёт, прикрытый броневым щитком. Он имел ограниченный сектор ведения стрельбы, но это было уже лучше, чем ничего. А в следующей модели на StuG III поставили дистанционно управляемый пулемёт кругового вращения, тем самым сохранив жизнь многим немецким танкистам.

Из усовершенствований, которые были необходимы для «штуга», но имели побочные эффекты, следует отметить усиление бронирования. Стремясь сделать машину как можно менее уязвимой для вражеского огня, конструкторы наращивали толщину броневых плит и оснащали самоходки навесными противокумулятивными экранами. Это делало орудие тяжелее, снижая проходимость и уменьшая его маневренность и скорость.

В боевой биографии самоходного орудия StuG III есть немало славных страниц. Например, под Сталинградом машина под командованием вахмистра Курта Пфрендтнера за 20 минут уничтожила 9 советских танков. А в боях за Демянск экипаж Хорста Наумана подбил за три дня 12 машин. Самым же известным немецким асом, воевавшим на «штуге», был Вальтер Книп. С июля 1943 по январь 1944 года его подразделение уничтожило 129 советских танков. Также на «штуге» воевали известные финские асы Берье Бротел и Эркки Халонен.

Даже после окончания Второй мировой войны StuG III продолжал состоять на вооружении ряда государств: Румынии, Испании, Египта и Сирии. Что лишний раз доказывает эффективность и качество этой замечательной боевой машины.

Обсудить материал вы можете здесь.

Рендеры данной машины во всех разрешениях находятся здесь.

worldoftanks.ru

Штурмовое орудие StuG IV | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Немецкое штурмовое орудие StuG IV на базе танка Pz.IV. История создания, особенности конструкции и боевое применение»


Немецкое самоходное штурмовое орудие StuG IV

История создания штурмового орудия StuG IV

В феврале 1943 года немецкая фирма Krupp получила заказ на создание на базе среднего танка PzKpfw IV Ausf. G, штурмового орудия (Sturmgeschuetz, или сокращенно StuG), наследующего в названии номер «родительского» танка, то есть StuG IV.

Предполагалось использовать несколько переделанную рубку штурмового орудия StuG 40 Ausf. F, выпускавшихся на заводах Daimler-Benz. Первоначально проект предполагал создать новую рубку с постом управления в передней части. Предполагалось использовать бронеплиты, расположенные под углом. Кроме того, планировалось сохранить стандартное бронирование двигательного отделения. Толщина брони машины достигала 80 мм, а основным калибром была 75-мм пушка 7,5 cm StuK 40 L/48.

В серию машина сразу не пошла, так как её выпуск планировалось начать только после прекращения выпуска танков PzKpfw IV. Тем временем, ситуация на фронте и в тылу принимала угрожающие обороты. В конце ноября выпуск штурмовых орудий на заводе фирмы Алкетт резко упал вследствие разрушений, нанесенных бомбардировщиками союзников. Это была ощутимая потеря, так как фирма Alkett была ведущим производителем штурмовых орудий на основе шасси танка Pz.III. Требовалось срочно наладить альтернативное производство.

На совещании у фюрера 6–7 декабря 1943 г. было решено в качестве компенсации снижения выпуска штурмовых орудий на шасси танка PzKpfw III наладить производство штурмовых орудий на шасси танка PzKpfw IV с использованием уже отработанных конструкционных решений. Дополнительным преимуществом в эксплуатации новой техники являлось упрощение снабжения танков PzKpfw IV и штурмовых орудий на базе танков этого типа.

Хотя «четверка» по-прежнему оставалась основным средним танком панцерваффе, а начало выпуска штурмовых орудий на его базе означало падение выпуска самого танка, однако положение в частях штурмовой артиллерии было просто критическим. Поэтому работы над новым штурмовым орудием пришлось ускорить. Гитлер пожелал лично осмотреть прототип готовящегося штурмового орудия.

Чертеж штурмового орудия StuG IV

Демонстрацию назначили на 16 декабря 1943 года. Все прошло гладко и обе машины готовящиеся ещё с лета: истребитель танков Jagdpanzer IV и штурмовое орудие Sturmgeschuetz IV, получили одобрение фюрера. С целью ликвидировать дефицит в штурмовых орудиях в максимально сжатые сроки, на организацию производства машин подобного назначения были сосредоточены огромные усилия.

17 декабря 1943 года было решено, что до нового года следует выпустить не менее 350 штурмовых орудий, а в январе 1944 года довести месячный выпуск до 500 штук. Это были не пустые фантазии фюрера, поскольку Krupp брал на себя обязательство в кратчайшие сроки представить 600 бронекорпусов для новых машин. Однако выяснилось, что все эти корпуса прежде планировали использовать по назначению, то есть для изготовления танков PzKpfw IV.

Таким образом, реально приступить к изготовлению StuG IV немцы смогли только в декабре 1944 года. Однако, даже за такой сравнительно небольшой промежуток времени (по май 1945 года), промышленность Германии сумела выдать войскам около 1100 штурмовых орудий StuG IV.

Характеристики штурмового орудия StuG IV

Страна:Германия
Тип:Самоходное штурмовое орудие
Дата выпуска:1943 год
Длинна:5,88 м (по корпусу), 6,7 м (с пушкой)
Ширина:2,95 м
Высота:2,2 м
Броня, лоб:до 80 мм
Броня, борт:30 мм
Броня, башня:10-80 мм
Экипаж:4 человека
Двигатель:1х карбюраторный Maybach HL 120 TRN, мощностью 300 л.с.
Дальность хода:210 км (по шоссе), расход: 195 л на 100 км
Максимальная скорость:38 км/ч
Масса:23 тонны
Вооружение:1х 75-мм пушк Stuk 40 L/48 (длина 48 калибров, боезапас 63 снаряда), 1х 7,92-мм пулемёт МG 42

Конструкция штурмового орудия StuG IV

В качестве шасси для штурмового орудия StuG IV использовался корпус танка PzKpfw IV Ausf. H (позднее PzKpfw IV Ausf. J) сваренный из гетерогенных бронеплит.

Вместо танковой башни Sturmgeschuetz IV оснащался рубкой, сваренной из бронеплит толщиной 11–80 мм. Крыша рубки крепилась с помощью болтов и была съёмной, что облегчало капитальный ремонт или замену пушки. Рубка соединялась с корпусом с помощью болтов и уголков.

В крыше рубки имелась командирская башенка. Толщина брони башенки 30–50 мм. Рядом с люком заряжающего на крыше стоял пулемет MG 42 калибра 7,92 мм.

Ходовая часть StuG IV состояла из восьми обрезиненных опорных катков малого диаметра размером 470×75×660, собранных в четыре тележки. Верхний участок гусеницы поддерживали четыре (Ausf. Н и ранние Ausf. J) или три (Ausf. J) поддерживающих катка. Поддерживающие катки обычно были цельнометаллические, лишь у немногих ранних машин они имели резиновый бандаж. Каждый поддерживающий каток подвешивался на подшипнике к оси, которая, в свою очередь, крепилась к борту с помощью четырёх болтов М20. В конце войны появились цельнометаллические опорные катки.

Направляющее колесо с механизмом натяжения располагалось на корме, а ведущее колесо с 20 зубьями находилось спереди.

Гусеницы одношкворневые, одногребневые Kgs 61/400/120. Опорная длина гусеницы 3720 мм. Гусеницы из марганцевой стали. В зимних условиях на гусеницы можно было надевать антипробуксовочные зубья и специальные накладки, увеличивающие ширину гусеницы. Каждая гусеница состояла из 99 траков.

Двигатель Maybach HL 120 TRN, карбюраторный, четырехтактный, 12-цилиндровый, рядный, V-образный (развал блоков 60°), верхнеклапанный, жидкостного охлаждения. Радиаторы располагались слева и справа от двигателя. Имелась система вентилей, позволявшая заливать двигатель теплой или горячей водой. Циркуляцию воздуха в двигательном отделении обеспечивали два вентилятора, расположенных в правой части корпуса. На надмоторной плите имелись два прямоугольных отверстия. Воздухозаборники также располагались по бортам.

StuG IV с дополнительной защитой бортов

Топливо — этилированный бензин OZ 74. Бензин был разлит по трём бакам общей ёмкостью 430 л. В первом баке вмещалось 140 литров, во втором 120, а в третьем 170. Обычно в баки заливали 413 л топлива. Для залива топлива использовались два отверстия, расположенные в районе поддерживающего катка. Расход топлива 195 л на 100 км, запас хода по шоссе 210 км, 130 км по пересеченной местности. Два карбюратора типа Solex.

Передачи переключались с помощью рычага, расположенного справа от места механика-водителя. Управление осуществлялось с помощью рулевой системы, состоявшей из планетарных механизмов поворота, бортовых передач и ведущих колёс. Тормоза механические, типа Krupp.

Основным вооружением машины была 75-мм пушка 7.5 cm StuK 40 L/48. Пушка могла вести огонь бронебойными снарядами PzGr 39 массой 6,8 кг и начальной скоростью 740-790 м/с, подкалиберными снарядами PzGr 40 массой 4,1 кг и начальной скоростью 920–1060 м/с, кумулятивными Gr 38HL/B массой 4,4 кг и начальной скоростью 870 м/с, фугасными SpGr 34 массой 5,72 кг и начальной скоростью 590 м/с, а также дымовыми NbGr массой 6,21 кг и начальной скоростью 580 м/с. Боекомплект 63 выстрела.

Ствол нарезной с 32 нарезами глубиной 7,8 мм. Спуск электрический.

Дополнительное вооружение состояло из пулемета MG 34 (MG 42) калибра 7,92 мм (500 патронов), установленного на крыше рубки на так называемом лафете Rundumfeuer MG, позволяющим вести огонь из боевого отделения.

Радиооборудование состояло из радиостанции FuG 15 и FuG 16. Приемник УКВ FuG 15 тип «h» работал в диапазоне 23000–24950 кГц. Радиус действия 4 км ключ, 2 км телефон. Приемопередатчик FuG 16 состоял из 10-ваттного передатчика тип «h» и приемника тип «h» и работал в диапазоне 23000–24950 кГц. Обе радиостанции имели штыревые антенны длиной 2 метра. Антенны крепились к задней стенке рубки. Машина также была оборудована системой внутренней связи.

Командир машины располагал артиллерийской стереотрубой SF 14z (Schrenfernrohr 14z). В башенке было установлено семь перископов. Место механика водителя оборудовалось двумя перископами.

Дополнительное оборудование состояло из сапёрных инструментов (топор, молот, лом, лопата и ножницы для резки колючей проволоки). Их перевозили на крыльях машины. На правом крыле также имелась рукоятка стартёра, а на левом — орудийный банник. На левом борту рубки хранили два запасных опорных катка.

Дополнительная защита борта StuG IV навесными стальными листами

Боевое применение штурмового орудия StuG IV

Штурмовые орудия Sturmgeschuetz IV (StuG IV) применялись как в частях штурмовой артиллерии, так и в других танковых частях, в том числе в танковых, гренадерских и народно-гренадерских дивизиях.

Организация частей была той же, что и в частях StuG III/StuG 40.

Очень трудно установить границу, разделяющую машины StuG III и IV. В одних документах тип машин не указан, в других — все машины называются StuG III, хотя наверняка известно, что среди них были и StuG IV.

Много StuG IV попало в роты истребителей танков. Такие роты иногда входили в состав некоторых пехотных дивизий.

Различение типов штурмовых орудий можно найти лишь в списках пополнений рот истребителей танков и дивизионов штурмовой артиллерии. Если в феврале 1944 года в эти части попало 50 машин StuG IV, то в марте число достигло 60, в апреле 80, а в мае 90 штук. В марте и мае поставки новой техники шли исключительно за счет StuG IV.

Летом 1944 года на фронт ушло 214 штурмовых орудий StuG IV: в июне 70 штук, в июле 94 штуки, в августе 50 штук. До конца года поступило ещё 220 машин; 70 в сентябре, 80 в октябре, 30 в ноябре и 40 в декабре. Всего 744 машин. Так как всего было выпущено 1138 штурмовых орудий этого типа, можно предположить, что остальные машины попали в отдельные части штурмовой артиллерии и танковые части. В 1944/45 годах во многих танковых ротах и батальонах вместо отсутствующих танков использовались штурмовые орудия. Например, с ноября 1944 года целиком штурмовыми орудиями была оснащена 5-я рота 3-го танкового полка 2-й танковой дивизии. Летом 1944 года около 70 штурмовых орудий StuG IV поступило в части SS, в том числе в 17-ю гренадёрскую дивизию SS «Goetz von Berlichingen».

Самоходное штурмовое орудие StuG IV, вид спереди

В 1944 году на Западном фронте действовала 394-я бригада штурмовой артиллерии. Две батареи этой бригады были оснащены StuG IV. 6 августа бригада сожгла 26 американских танков, в том числе 6 записал на свой счёт командир 3-й батареи, капитан фон Йена. За это капитан был представлен к Рыцарскому кресту. Вскоре бригада потеряла все свои машины в котле под Фалезом.

Весной 1944 года первые StuG IV получила 311-я бригада. Часть действовала в районе Тернополя, взаимодействуя с II танковым корпусом SS. Конец войны бригада встретила в окруженном Бреслау. К моменту капитуляции в бригаде оставалось одно штурмовое орудие StuG IV.

Есть подтвержденные данные о том, что машины StuG IV входили в состав 226-й бригады. В марте 1945 года бригада сражалась в районе Сопота, 30 марта удерживала позиции в районе Гранд-Отеля. 236-я бригада штурмовой артиллерии действовала на участке фронта II армии Войска Польского в апреле 1945 года. В боях на Балатоне и под Комарно участвовала 3-я батарея 239-й бригады, также оснащенная StuG IV.

12 машин этого типа входило в состав 1269-й роты истребителей танков лейтенанта Гудера. В феврале 1945 года рота действовала на Западном Поморье, в районе Штаргарда и Бялогарда. В апреле 1945 года рота оборонялась в Щецине. В боях под Пилой и Познанью участвовали машины II образцовой бригады штурмовой артиллерии.

В Курляндии действовали StuG IV из 912-й бригады. В 1-й батарее капитана Шуберта и во 2-й батарее капитана Эггхардта было в общей сложности около 30 штурмовых орудий StuG IV, многие из которых в мае 1945 года попали в руки советских войск.

В Италии действовали штурмовые орудия 914-й бригаде. Они участвовали в боях на линии Готов и в Анконе.

1253-я рота легких истребителей танков использовала машины StuG IV в качестве буксиров пушек и грузовиков. Кроме того, личный состав роты не был достаточно подготовлен, а в полевых условиях уже не было времени наверстывать упущенное. Наладить взаимодействие с пехотой не удалось. Командир 1253-й роты отрицательно отзывался о машинах StuG IV, поскольку они не имели пулеметов.

Источник: Штормовая башня

armedman.ru

StuG III Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Sturmgeschütz III \ Sd.Kfz.167
Альтернативное обозначение: StuG IV, Gerät 820
Год начала работ: 1941
Год постройки первого прототипа: 1942
Стадия завершения работ: построен один прототип и 1139 еднициц.

После не слишком удачных экспериментов с опытными машинами, которые гарантировали больше проблем, чем преимуществ, был сделан вполне логичный вывод о том, что для самоходных установок оптимальнее использовать существующие танковые шасси. Задание на разработку такой машины было выдано 15-го июня 1936 года.

В требованиях указывалось, что штурмовое самоходное орудие, предназначавшееся для непосредственной поддержки наземных частей, должно оснащаться 75-мм орудием с углом вертикального наведения до +25&deg.; Важной особенностью обновленных требований являлся отказ от установки орудия на платформе с обеспечением максимально возможного сектора наведения по горизонту, вместо этого оно устанавливалось в лобовой части корпуса. К этому времени уже существовали опытные варианты шасси танка Pz.Kpfw.III, которое решили использовать для производства самоходок.

Конструкция штурмовых самоходных орудий Sturmgeschutz III (StuG III, официальный индекс Sd.Kfz.142) не представляла из себя ничего экстраординарного. Скорее наоборот – инженеры фирмы Alkett постарались обеспечить максимальную эксплуатационную надежность без особых нововведений и изысков. Корпус в целом соответствовал серийному танку, но толщина лобового листа брони в проекте составляла 50 мм. Фактически, корпуса прототипов изготовлялись из мягкой стали толщиной 14,5 мм. С левого борта устанавливался бронированный короб, конструкция которого менялась в зависимости от модификации.

Сверху устанавливалась приземистая надстройка сложной формы с наружными вертикальными панелями, в носовой части которой монтировалось 75-мм короткоствольное орудие 7.5cm StuK 37 L/24 с боезапасом из 44 выстрелов. Орудийная установка была сдвинута немного вправо, чтобы высвободить место для механика-водителя, который получил поворотный смотровой прибор, двойной перископ и смотровую щель в левом борту надстройки. Командир танка получил в своё распоряжение бинокулярный перископ, а наводчик – перископический прицел Rblf 32.

Ходовая часть для прототипов StuG III полностью заимствовалась от среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.B. Применительно на один борт она включала следующие элементы:

— восемь обрезиненных опорных катков с подвеской на листовых рессорах;

— три поддерживающих ролика;

— переднее ведущее колесо зубового зацепления;

— заднее направляющее колесо;

— мелкозвенчатая гусеница из стальных траков шириной 360 мм.

Силовая установка состояла из двигателя Maibach HL120TR мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин. и преселекторная коробка передач Variorex SRG 328-145, обеспечивавшей десять передач вперед и четыре передачи назад. Средства связи ещё не включали внутреннего переговорного устройства, но для внешнего взаимодействия устанавливались приёмо-передающих радиостанции FuG15 или FuG16 оснащенные штыревыми антеннами.

Первый прототип StuG III Ausf.A был построен в 1937 году и в целом прошел испытания вполне успешно. Сразу же была построена серия из 5 предсерийных самоходок, которые к декабрю поступили в 1-й танковый полк для войсковой эксплуатации. В боевых действиях они участия не принимали, применяясь до 1941 года только для обучения личного состава, и впоследствии были разобраны. Во 2-й мировой войне и последующих локальных конфликтах использовались серийные модификации.

StuG III Ausf.A – первая серийная модель на шасси танка Pz.Kpfw.III Ausf.F и корпусом из броневой стали. Всего, в период с января по май 1940-го года, фирмой Daimler-Benz было построено 30 машин и ещё 6 переделали из танков Pz.Kpfw.III Ausf.G. Применялись в ходе кампании против Франции в мае-июне 1940 года в составе 640-й, 659-й, 660-й и 665-й батареи штурмовых орудий. Впоследствии отправлены в учебные соединения.

StuG III Ausf.B – модель аналогичная Ausf.A, но с гусеничными траками шириной 380 мм и опорными катками размером 520х95 мм (взаимозаменяемы с более ранними катками), а также новыми ведущими и направляющими колесами. Трансмиссия получила механическую 6-скоростную коробку передач. В период с июня 1940-го по мая 1941-го гг. фирма Alkett построила 300 машин, что дало возможность сформировать четыре дивизиона штурмовых орудий по три батареи в каждом. Впервые они были применены в ходе непродолжительной кампании в Югославии и Греции в апреле-мае 1941 года. Затем их перебросили на Восточный фронт, где последние самоходки этой модификации эксплуатировались до конца 1942 года.

StuG III Ausf.C – изменена бронировка носовой части надстройки и конструкция направляющего колеса. Также был демонтирован прицел наводчика и изменена конструкция люка над водителем, что позволило ему выдвигать прицел позади закрытого люка. В апреле 1941 года фирмой Alkett построено 50 машин отправленных на Восточный фронт.

StuG III Ausf.D – вариант аналогичный Ausf.C, но оснащенный внутренним переговорным устройством. В течении мая-сентября 1941 года фирмой Alkett построено 150 машин. Часть самоходок была переделана в командирский вариант. В основном применялись на Восточном фронте, но в 1942 году три машины были отправлены в Северную Африку и участвовали в штурме Тобрука и Газалы.

StuG III Ausf.Е – обновленная серия с двумя удлиненными бронированными коробами, демонтированными наклонными 9-мм бронелистами сверху надстройки и уменьшенными крышками лючков на верхнем лобовом листе корпуса. В укладке перевозился 7,92-мм пулемет MG-34. В период с сентября 1941-го по февраль 1942-го года фирма Alkett собрала 284 из 500 первоначально заказанных машин. Часть была переоборудована в командирские самоходки и оснащены стробоскопическими приборами SF14Z. По отчетам на июль 1942 года имелось 616 самоходок StuG III всех вариантов, но уже спустя год их количество сократилось до 142.

StuG III Ausf.F (Sd.Kfz 142/1) – вариант с усиленным бронированием и орудием 7.5 cm StuK 40 L/43. Соответственно, установка новой артсистемы потребовала переделки надстройки и маски орудия. Требования к этому варианту самоходки были предъявлены ещё в сентябре 1941 года и обсуждены в OKW и OKH. Теперь StuG III мог более успешно бороться с любыми советскими и британскими танками, поскольку 75-мм орудие с длиной ствола 43 калибров обеспечивало пробитие снарядом Pz.Gr.39 бронелиста толщиной 91 мм под углом 30° на дистанции 500 метров. С июня 1943 года стали устанавливать орудия с длиной ствола 48 калибров, что при тех же параметрах обеспечивало пробитие 98-мм бронелиста. В период с марта по сентябрь 1942 года фирма Alkett построила 366 машин, не включая один прототип.

StuG III Ausf.F/8 – вариант с корпусом от танка Pz.Kpfw.III Ausf.J. Удлинена кормовая плита корпуса, улучшена вентиляция, к лобовым листам на болтах крепились 30-мм накладные бронелисты. В остальном этот вариант соответствовал Ausf.F, но с орудием 7.5 cm StuK 40 L/48. В период с сентября по декабрь 1942 года фирма Alkett построила 250 машин.

StuG III Ausf.G – последний вариант штурмового орудия, выпускавшийся на предприятиях фирм MIAG и Alkett в период с декабря 1942-го под апрель 1945-го года. В общей сложности было построено 7720 единиц (в ряде источников указывается также цифра 8423, но скорее всего это общее количество всех StuG III), из которых 142 собрали на шасси танков Pz.Kpfw.III Ausf.М и ещё 173 переделали от серийных Pz.Kpfw.III других моделей. Корпус остался от Ausf.F/8, но надстройка подверглась доработкам: борта стали наклонными, появился щиток для пулемета над люком заряжающего, командир получил башенку с перископами. На многих самоходках устанавливалась маска орудия типа Saukopf. С начала 1944 года стали устанавливать спаренный с пушкой пулемет и мортирку для ближнего боя. Впервые эти самоходки были использованы на Курской дуге и впоследствии воевали вплоть до конца войны.

StuH 42 – вариант самоходной установки оснащенной 105-мм гаубицей.

StuG (Fl) – в декабре 1942 года, в рамках увеличения программы выпуска StuG III взамен танков Pz.Kpfw.III, было принято решение о переоборудовании 100 шасси в самоходные огнеметные установки. Вскоре заказ был увеличен и к июню 1943 года планировалось собрать уже 220 StuG (Fl), на которых вместо пушки устанавливался огнемет Schwade и бак с огнесмесью. Тем не менее, этот план выполнен не был, а всего в мае-июне 1943 года удалось собрать только 10 машин на базе самоходок StuG III Ausf.F и StuG III Ausf.F/8. Никаких данных об их боевом применении не сохранилось и к 1944 году они были перевооружены и доведены до стандарта StuG III Ausf.G.

Кроме того, на базе трофейных StuG III различных модификаций в Советском Союзе было собрано несколько десятков самоходных установок типа СУ-76И (в зарубежных источниках утверждается, что на заводе в Свердловске собрали 181 такую машину). Стандартная надстройки при этом срезалась, а вместо неё устанавливалась более высокая рубка с наклонными бронелистами, в лобовой части которой устанавливалась 76,2-мм пушка С-1. Эти машины активно использовались в течении 1943-1944 гг., причем одна из них стала трофеем как минимум ещё дважды. Впрочем, в составе бронетанковых соединений РККА весьма охотно использовались серийные StuG III без столь серьёзных доработок.

Из союзников Германии самоходные орудия StuG III первой получила Финляндия. В течении 1943-1944 гг., в целях усиления наступательной группировки финской армии, немцы передали 59 машин модификации StuG III Ausg.G. Согласно финским данным только за 1943 года экипажи самоходок уничтожили 87 советских танков при потере только 8 своих машин, причем часть из них была уничтожена своими экипажами. Оставшиеся самоходные установки служили до начала 1960-х гг.

Румынская армия, понесшая огромные потери по южном направлении Восточного фронта, осенью 1943 года получила в качестве «компенсации» сразу 100 StuG III. В процессе боевого применения «расход» этих самоходок оказался насколько большим, что к февралю 1945 года их осталось всего 13 единиц, а до войны не дотянула ни одна из них.

Самоходные установки StuG III также поставлялись Болгарии, Венгрии, Италии и Испании, но в большинстве случаев успех их боевого применения германскими союзниками был весьма скромным. Несколько трофейных машин использовалось в составе НОАЮ в году войны, а их служба в послевоенной Югославии завершилась лишь в начале 1950-х гг.

Более интересно сложилась судьба трофейных StuG III, захваченных советскими войсками в конце войны. Большинство из них находилось в неходовом или небоеспособном состоянии, что предопределило их отправку на пункты сбора трофейной техники с последующей утилизацией. Там они ждали своего часа вплоть до 1948 года, пока между Израилем и арабскими странами не началась первая война. Интересно то, что бронетанковая группировка имелась только у арабов, причем несколько десятков танков Pz.Kpfw.IV и самоходных установок StuG III было передано советской и чехословацкой стороной, причем последняя неплохо на этом заработала. О применении StuG III точных сведений не сохранилось. После завершения первой арабо-израильской войны они ещё оставались на вооружении, но из-за отсутствия запасных частей и низкой подготовки технического персонала количество StuG III постоянно уменьшалось (часть из них разобрали, другую превратили в бронированные огневые точки на Голанских высотах), поэтому к началу «Шестидневной войны» 1967-го года ни одна из них не дожила.

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны», АСТ, Астрель, Москва, 2004
Walter J.Spielberger «Sturmgeschutz & Its variants». Schiffer Military History. ISBN 0-88740-398-0
Cornel I.Scafes, Ioan I.Scafes «Trupele Blindate din Armata Romana 1919-1947». Bucuresti. Editura Oscar Print. 2005

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАУБИЧНОЙ САУ
StuG III Ausf.F/8 образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА23400 кг
ЭКИПАЖ, чел.4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм6770
Ширина, мм2950
Высота, мм2150
Клиренс, мм390
ВООРУЖЕНИЕодна 75-мм пугка 7.5cm StuK 40 L/48 и один 7,92-мм пулемет MG34
БОЕКОМПЛЕКТ54 выстрела и 600 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯтелескопический прицел Slf ZF 1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 25+30 мм / 85°
лоб корпуса (сред.) — 50+30 мм / 21—52°
лоб корпуса (низ) — 30 мм / 75°
борт корпуса — 30 мм / 0°
корма корпуса (верх) — 30 мм / 30°
корма корпуса (сред.) — 30 мм / 10°
корма корпуса (низ) — 30 мм / 65°
крыша корпуса — 10 мм / 78—90°
лоб рубки — 50+30 мм / 9°
борт рубки — 30 мм / 0° + 8 мм / 30°
корма рубки — 30 мм / 30°
крыша рубки — 10 мм / 78—90°
маска орудия — 50+30 мм / 5°
днище — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬMaibach HL120TRM, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 300 л.с.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 8 опорных катков с торсионной подвеской, 4 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
12-15 км\ч по метсности
ЗАПАС ХОДА 165 км по шоссе
95 км местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.30°
Высота стенки, м0,60
Глубина брода, м1,00
Ширина рва, м2,30
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция FuG15 и FuG16

aviarmor.net

«StuG III» — немецкое штурмовое самоходное орудие

В 1935 году полковник Эрих фон Манштейн, прославившийся впоследствии как командующий крупными бронетанковыми соединениями, выступил с предложением создать в структуре вермахта специальные подразделения мобильной штурмовой артиллерии, оснащенные построенными на гусеничном шасси, хорошо защищенными броней самоходными артустановками. Эта идея нашла поддержку, и в июне 1936 года германское верховное командование приняло решение о разработке подвижных бронированных машин поддержки пехоты, вооруженных 75-мм орудием. Фирме «Daimler-Benz» было поручено разработать саму штурмовую артустановку, а фирме «Krupp» — орудие для нее.

Пять экспериментальных машин так называемой «нулевой серии» покинули цеха через год. В качестве базы для их создания было использовано несколько видоизмененное шасси танка Pz Kpfw III Ausf В. В неподвижной низкопрофильной полностью закрытой боевой рубке устанавливалось короткоствольное 75-мм орудие StuK 37 L/24 с длиной ствола всего 24 калибра. Оно было немного смещено вправо относительно продольной оси машины, поэтому место механика-водителя осталось на прежнем месте, с той лишь разницей, что теперь он находился в передней части просторного боевого отделения, вдоль стен которого размещались боеукладки с 44 снарядами. Пулемет для ведения огня по пехоте противника не предусматривался. В целом новая машина имела низкий силуэт и неплохое для того времени бронирование. Двигатель «Maybach» HL 108TR мощностью 250 л. с. позволял САУ развивать скорость всего 20—25 км/ч, но для боевой машины непосредственной поддержки пехоты этого было вполне достаточно. Поскольку корпуса и рубки опытных машин были изготовлены из неброневой стали, то участвовать в боевых действиях штурмовые орудия не могли, и поэтому после завершения обширной программы всесторонних испытаний, проходивших на Куммерсдорфском полигоне, были переданы в артиллерийскую школу, где использовались в качестве учебных машин до начала 1941 года.

 

Загрузка боеприпасов в САУ StuG III Ausf В. Первое немецкое самоходное орудие, созданное специально для действия в пехотных подразделениях, получаюсь весьма приземистым. Достаточно сказать, что его высота не превышала средний человеческий рост.

Производство StuG III

После внесения в конструкцию ряда изменений в феврале 1940 года на заводе компании «Daimler-Benz» была выпущена первая партия из 30 боевых машин, которые отличались от опытных главным образом ходовой частью и двигателем. Они были изготовлены на базе танка Pz Kpfw III Ausf E/F, приводились в движение двигателем «Maybach» HL 120ТЯи имели лобовую броню толщиной до 50 мм. 28 марта 1940 года эти САУ получили официальное обозначение «7,5 cm Sturmgeschutz III (сокращенно — StuG III) Ausf А». Немногим более чем через месяц четыре батареи штурмовых орудий этой модификации приняли участие в боевых действиях во Франции и по их результатам получили самые высокие оценки как со стороны командования, так и со стороны экипажей.

Вскоре серийное производство самоходок StuG III было переведено с перегруженного военными заказами завода концерна «Daimler-Benz» на предприятие «Aikett», где оно достигло объема 30 машин в месяц, что позволило еще в 1940 году ввести в строй 184 САУ StuG III, а до конца 1941 года выпустить 548 этих крайне нужных фронту машин.

На этом снимке хорошо видна конфигурация модифицированной рубки StuG III Ausf D. Командир машины выдвинул бинокулярный перископ перед орудийным прицелом просматривается пулеотражатель.

Штурмовые орудия StuG III различных модификаций стали самыми массовыми боевыми гусеничными машинами германской армии периода Второй мировой войны. После вооружения их в 1942 году обладавшей очень высокими бронебойными характеристиками 75-мм длинноствольной пушкой они стали основным противотанковым средством вермахта.

Всего в период с февраля 1940 по апрель 1945 года на заводах фирм «Aikett» и MIAG было выпущено более 10 500 САУ StuG III и штурмовых гаубиц StuH 42.

StuG III на подступах к Сталинграду. Осень 1942 года. САУ StuG III оказались одними из наиболее эффективных средств, способных бороться не только с живой силой, но и с различными укрытиями, и даже с бронетехникой противника.

Как и все немецкие танки, выпускавшиеся на протяжении продолжительного времени, StuG III в процессе производства постоянно модернизировалось как в целях повышения боевых качеств, так и для упрощения и удешевления конструкции. В результате внесения в последнюю большого числа изменений, по большей части не очень существенных, свет увидело восемь различных модификаций (А, В, С, D, Е, F, F/8 и G).

Модификации StuG III

В первую очередь рассмотрим эволюцию вооружения StuG III. На машинах модификаций В, С, D и Е, как и на опытных САУ, устанавливалась короткоствольная пушка StuK 38 L/24. Если с задачей оказания огневой поддержки наступающей пехоте она еще справлялась, то для борьбы с танками противника такое орудие практически не годилось. После нападения Германии на Советский Союз на штурмовые орудия StuG III Ausf F начали устанавливать гораздо более эффективные длинноствольные пушки StuK 40 L/43. На самоходки следующей версии StuG 40 Ausf F/8 (так позже стали называться StuG III) устанавливалась еще более мощная пушка StuK 40 L/48. Этим же орудием вооружались САУ последней, самой массовой и наиболее совершенной модификации Ausf G. Кроме того, с началом выпуска штурмовых орудий, вооруженных длинноствольной пушкой, попадавшие в ремонт StuG III ранних версий, за исключением модификации Е, также стали перевооружаться ею. Установка очень эффективных в борьбе с бронированными целями пушек заметно изменила ситуацию и превратила самоходки модификаций F, F/8 и G по существу в основное противотанковое средство вермахта и очень грозное оружие.

Штурмовое орудие StuG III Ausf F переезжает no деревянному настилу через болотистую местность. Интересная деталь — бронирование фронтальной части рубки усилено бетонными накладками. Южный сектор Восточного фронта, июль 1942 года.

Опыт боевых действий показал, что пулеметное вооружение ближнего боя в определенных ситуациях имеет для самоходной артиллерии не меньшее значение, чем пушечное. И если первоначально установка пулемета для ведения огня по пехоте противника не предусматривалась, то, начиная с модификации Е, он появился. На штурмовых орудиях StuG III Ausf F и последующих пулемет был вынесен на крышу и имел ограниченный угол обстрела, поскольку устанавливался в щели защитного щита. Зато машины последних серий модификации Ausf G оборудовались уже дистанционно управляемым пулеметом кругового вращения — несомненный шаг вперед, спасший жизни многим немецким танкистам.

Одновременно с совершенствованием вооружения штурмовых орудий шли работы по повышению их бронезашиты, в результате чего толщина брони лобовой части корпуса и рубки на последних наиболее массовых модификациях достигла 80 мм. На уже выпущенных самоходках уровень защиты повышался путем навешивания дополнительных бронелистов. Кроме того, начиная с 1943 года StuG III стали оборудоваться бортовыми экранами, защищавшими борта и верх ходовой части от кумулятивных снарядов и пуль противотанковых ружей. Все это вело к утяжелению боевой машины и, как следствие, к ухудшению и без того неважной проходимости.

Штурмовое орудие StuG III Ausf F/8 танково-парашютной дивизии Hermann Goring во время учений. Италия, 1943 год. Лобовая броня усилена дополнительньши 30-мм бронеплитами, прикременными с помощью болтов.

Остальные внесенные за годы серийного производства изменения касались в основном формы рубки, количества люков, прицельных приспособлений и т. д. Внешне выделялись штурмовые орудия StuG 40 Ausf G с появившейся на них командирской башенкой и устанавливавшейся с ноября 1943 года новой литой маской пушки, получившей за характерную форму название «свиное рыло».

Боевое крещение первые штурмовые орудия StuG III Ausf А приняли в 1940 году во Франции, где сразу же себя отлично зарекомендовали. Машины модификации В в небольшом количестве приняли участие в боевых действиях на Балканах, но по-настоящему серьезное испытание ждало их летом 1941 года. Последние бои с участием StuG III Ausf А и В состоялись в 1942—1943 годах под Сталинградом. Лишь в учебных подразделениях несколько штурмовых орудий первых версий смогли «дожить» до 1944 года. Самоходки модификаций С и D появились на поле боя летом 1941 года, но уже к зиме их осталось очень мало, и впоследствии они были перевооружены длинноствольной пушкой, после чего использовались вплоть до конца войны.

Последняя модификация StuG III Ausf Е с короткоствольным 75-мм орудием появилась осенью 1941 года, хотя к этому времени слабость такого вооружения уже стала совершенно очевидной. Ее создание было вызвано потребностью в специальных боевых машинах командиров штурмовых дивизионов. Для этого за счет внесения ряда конструктивных изменений внутренний объем боевой рубки был увеличен, в отличие от машин модификаций С и D перевооружению они не подвергались и до конца войны использовались в качестве командирских и разведывательных машин.

StuG III Ausf E с обычным набором возимого имущества. Советско-германский фронт, зима 1942 года.

После вооружения штурмовых орудий StuG III длинноствольной пушкой они превратились в эффективные истребители танков и в этом качестве активно использовались на всех фронтах вплоть до самых последних дней войны. В их боевой биографии немало славных страниц. Так, в начале сентября 1942 года под Сталинградом машина 244-го батальона штурмовой артиллерии под командованием обервахмистра Курта Пфрендтнера уничтожила 9 советских танков всего за 20 минут, а экипаж Хорста Науманна из 184-го батальона штурмовой артиллерии в период с 1 по 4 января 1943 года в ходе тяжелых боев под Демянском подбил 12 советских танков. Самым же известным асом штурмовой артиллерии войск СС считался штурмбанфюрер СС Вальтер Книп. командир 2-го батальона штурмовой артиллерии танковой дивизии «Дас Рейх». С 5 июля 1943 по 17 января 1944 года его подразделение уничтожило 129 советских танков. Возможно, эти цифры завышены, но факт, что в умелых руках штурмовые орудия StuG III, а точнее StuG 40 Ausf G, представляли собой исключительно грозное оружие, сомнению не подлежит. Еще одним доказательством высоких боевых качеств самоходок StuG III является то, что даже в 50-е годы они состояли на вооружении армий Румынии, Испании, Египта и Сирии.

Обзор StuG III

Немного о конструкции

1. На машинах модификаций В, С, D и Е, как и на опытных САУ, устанавливалось короткоствольное 75-мм орудие StuK 37 L/24 с длиной ствола всего 24 калибра. САУ модели Ausf F оснащались гораздо более эффективной длинноствольной пушкой StuK 40 L/43. На самоходки следующих моделей Ausf F/8 и Ausf G уславливалась еще более мощная пушка StuK 40 L/48, достаточно эффективная для борьбы даже с тяжелыми советскими танками.

2. На штурмовых орудиях StuG III Ausf F и последующих пулемет был стационарно вынесен на крышу. Однако он имел ограниченный угол обстрела, поскольку устанавливался в щели защитного щита. Зато машины самой массовой модификации Ausf G оборудовались уже дистанционно управляемым пулеметом кругового вращения.

3. На самой массовой модификации Ausf G устанавливалась командирская башенка, оснащенная восемью перископическими смотровыми приборами.

4. Штурмовое орудие StuG III характеризовалось весьма приличным уровнем бронезащиты. Лобовые листы рубки имели эффективные углы наклона, хотя бортовые были почти вертикальны.

5. Модификация StuG III Ausf G имела маску пушки в виде перевернутой трапеции, позже ее заменили на литую маску типа «свиное рыло».

6. Боевая рубка модели Ausf G была вполне просторной; она закрывала частично надгусеничные полки, что обеспечивало относительный комфорт экипажу.

7. Большая часть StuG III всех моделей имела в качестве силовой установки двигатель «Maybach» HL 120TRM мощностью 300 л. е., устанавливавшийся в корме.

8. В передней части секции боевого отделения САУ располагался механик-водитель, использовавший для наблюдения за дорогой смотровой прибор, закрываемый броневой крышкой.

9. На многих машинах толщина лобовой брони рубки и корпуса была увеличена до 80 мм за счет навешивания крепившихся болтами дополнительных броневых плит.

10. В условиях Восточного фронта зимой на гусеницы САУ в полевых условиях техники надевали дополнительные пластинчатые опоры, расширявшие гусеницу и значительно уменьшавшие давление на грунт.

11. Ходовая часть StuG III, как и танка Pz III, состояла из шести пар обрезиненных опорных катков и торсионной подвески с гидравлическими амортизаторами, трех поддерживающих катков, заднего ленивца и ведущего колеса переднего расположения.

12. Будучи созданным на базе Pz Kpfw III, штурмовое орудие StuG III унаследовало большое значение удельного давления на грунт (0,93 кг/см2) и, как следствие, низкую проходимость.

Обсудить «StuG III» на Форуме Танкистов

Танкопедия Мира Танков на WoTanks.com

www.wotanks.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *