Рапира фехтование – Спортивное фехтование — Википедия

Фехтование

Фехтование

Спортивное фехтование — один из пяти видов спорта, входящих в программу всех Олимпийских игр современности. В зависимости от используемого оружия подразделяется на фехтование на рапирах, фехтование на саблях и фехтование на шпагах.

История

Фехтование на рапирах появилось в программе Олимпийских игр 1896 года. В программу олимпийских игр 1900 года входило фехтование уже во всех трёх видах оружия.

29 ноября 1913 в Париже была основана Международная федерация фехтования. Первый международный турнир по фехтованию, организованный под её эгидой, прошёл в 1921 году в Париже. В 1937 году Международная федерация фехтования придала турниру статус чемпионата мира, одновременно признав чемпионатами мира турниры, начиная с 1921 года. Чемпионаты проводились ежегодно за исключением лет, выпадающих на Олимпийские игры. Олимпийские соревнования засчитывались как чемпионаты мира соответствующего года. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года. Соревнования на рапирах среди женщин проводятся с 1929 года. Женская шпага появилась в 1989 году, а женская сабля в 1999 году.

Первые командные соревнования прошли у мужчин на рапирах в 1929 году, а командные соревнования на саблях и шпагах у мужчин прошли в 1930 году. В 1932 году появились командные соревнования у женщин на рапирах. Командные соревнования у женщин на шпагах и саблях появились в расписании чемпионатов мира одновременно с введением этих видов в программу чемпионатов в 1989 и 1999 годах соответственно.

Чемпионаты Европы по фехтованию проводятся с 1981 года под эгидой Европейской конфедерацией фехтования. С 1972 года проводится Кубок мира по фехтованию. Также проводятся национальные чемпионаты. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья.

Первоначально фиксация уколов осуществлялась четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки. Начиная с 1936 года, в соревнованиях на шпагах вместо боковых судей применяется электрическая система регистрации уколов. В соревнованиях на рапирах электронная система применяется с 1956 года, а в фехтовании на саблях с 1988 года.

Правила

Главная цель спортивного состязания — нанести укол (или удар в фехтовании на саблях) сопернику. Победа присуждается тому, кто первым нанесет определенное количество уколов или большее их количество за определённое время. Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются электрической схемой, которая подаёт звуковой сигнал и зажигает лампу нужного цвета при касании соперника. Провода проходят через оружие фехтовальщика и его одежду. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата с учётом правил боя в каждом виде фехтования. Бои в разных видах оружия отличаются правилами, позволяющие засчитывать уколы и удары. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность. Рефери может не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол, если он был нанесен с нарушением правил. Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять, не менее 4,9 Н (500 гр) и 7,35 Н (750 гр). После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются – за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался ещё до команды.

С — центральная линия
G — линия исходной позиции спортсменов
D — (оранжевый участок) — конец дорожки

 

Начальная стойка

Поединок в фехтовании происходит на фехтовальной дорожке шириной 1,5 — 2 м и длиной 14 м, сделанной из электропроводящего материала, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата. На дорожку нанесена разметка в виде проходящей перпендикулярно дорожке центральной линии, двух линий исходной позиции, которые расположены на расстоянии 2 м от центральной линии, боковых и задних границ дорожки. С каждой стороны дорожки выделяются отрезки длиной в 2 м (по всей ширине дорожки), которая во время поединка предупреждает отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

В командных соревнованиях бой также проводится между двумя фехтовальщиками. Каждый член команды проводит свой поединок, результаты суммируется. Победителем считается команда проведшая большее количество уколов.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Перед началом боя проверяется оружие спортсменов и их экипировка. Оружие проверяется на жесткость, длину, наличие микротрещин, экипировка и маска проверяются на прочность (костюм должен выдерживать нагрузку до 800 Н), а также на электропроводимость.

Фехтование на рапирах

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах

Засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

Фехтование на саблях

Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях

Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд» (скрестный шаг назад разрешён).

Фехтование на шпагах

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах

Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Оружие

 

Сверху вниз: рапира, шпага, сабля

Используется три вида оружия — рапира, сабля, шпага. Фехтовальное оружие состоит из клинка и гарды (щит на рукоятке, защищающий руку спортсмена). На острие оружия надевается железный наконечник с кнопкой, который с помощью провода, проходящего под курткой спортсмена, крепится к прибору, фиксирующему уколы, к гарде прикрепляется разъем-двойник (рапира) или тройник (шпага) для шнура. Сабля наконечника не имеет.

Рапира представляет собой колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка) с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной от 90 до 110 см и массой 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см. Общая длина рапиры не должна превышать 110 см.

Шпага более тяжёлое колющее оружие, похожа по конструкции на рапиру и чуть больше по длине, массой до 770 г. Клинок её трёхгранного сечения, более жесткий, чем у рапиры. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

Сабля — рубяще-колющее оружие (можно наносить не только уколы острием, но и удары клинком, при этом удары гардой запрещены.) трапециевидного сечения длиной до 105 см, массой 500 г, стальной гибкий клинок с гардой овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

 

sport.ziyonet.uz

Фехтование - Правила

Возрастные группы

В фехтовании на всех видах оружия различают возрастные группы и спортивные разряды. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).

Спортивные разряды

В зависимости от спортивных результатов школьникам и подросткам могут быть присуждены III, II и I спортивные разряды. Юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.

Время боя и количество уколов (ударов)

Если соревнования проводятся по круговой системе, то чистое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов. В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехтованию соревнования проводятся по системе прямого выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а женщины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин.

Если один из спортсменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении времени боя на рапирах и саблях соперники нанесли одинаковое количество уколов, то число уколов увеличивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до первого укола.

Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов увеличивается таким образом, чтобы у спортсмена, нанесшего большее количество уколов, их число соответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уколов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.

Нанесение уколов (ударов)

В фехтовании на рапирах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехтовании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, наносимые всем лезвием и частью обуха клинка. Удары (уколы) можно наносить только по поражаемой поверхности тела. Уколы (удары), пришедшиеся по непоражаемой части тела, лишь прерывают поединок.

В фехтовании существуют строгие правила ведения боя. На каждую атаку соперника фехтовальщик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать атаку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клинка соперника в линии атаки или останавливающими уколами и ударами в темп.

Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выполнения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав.

В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсменами, аннулируются. Во втором случае судья засчитывает укол спортсмена, который был тактически прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновременные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчитываются обоим фехтовальщикам.

Нарушение правил

В случае неспортивного поведения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его снимают с соревнований. К подобным нарушениям относятся:

  • любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение – в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий;
  • отступление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение;
  • преднамеренный выход за боковую линию дорожки;
  • способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес;
  • снаряжение или оружие, не соответствующее правилам;
  • неспортивное поведение по отношению к судье.

world-sport.org

Шпага и рапира. Отличие одного инструмента от другого. Шпага, рапира и сабля: в чем отличия?

В старину от мастерства фехтовальщика зависела его честь и жизнь. Сегодня оружие применяют только для спортивных поединков и даже иногда для фитнеса. Чтобы правильно применять его, следует ознакомиться с отличительными особенностями каждого из них. Укол является единственным способом атаки для таких видов, как шпага и рапира. Отличие сабли заключается в возможности наносить еще и удар. Это предполагает значительную разницу в технике фехтования. Каждому человеку подходит свой вид оружия. Поэтому перед началом посещения занятий, следует ознакомиться с принципами использования в поединке каждого вида.

История оружия

Прообразом, отличным от сегодняшней шпаги и рапиры, в каменном веке считается палка, которую взял в руки первобытный человек для своей защиты.

Прошло очень много времени, пока первый вид оружия преобразовался в нечто более подобное современным его разновидностям.

Первым появился меч. Это случилось еще во II веке до н. э. Это было тяжелое и острое со всех сторон оружие, которым можно было колоть, рубить и резать. Применялся он в пешей схватке. Но для битвы на коне он был очень неудобен.

Три столетия спустя азиатами были придуманы сабли, которые с успехом применялись как для конного, так и для пешего боя. В 15 веке в Европе появилась шпага и рапира. Отличие их от сабли заключалось в большой тонкости лезвия. Это позволяло ему проникать в незащищенные места доспехов воинов. В Италии такое оружие получило название «шпага», а в Испании – «рапира». Раны, нанесенные ими, были смертельными в случае колющего удара и менее опасными в случае порезов.

Шпага историческая

Шпага (от итал. spada) – производное от меча холодное колюще-режущее оружие. Ее длина встречалась от 1 м и более. Она состоит из одного- или двухлезвийного клинка и рукояти, которая имеет дужку и гарду. Рукоять называют эфесом. Сложная форма гарды защищает пальцы от ударов.

Среди разновидностей такого оружия следует отметить появившуюся впоследствии «придворную» шпагу. Она имела облегченный вес. Такая шпага была неотъемлемым атрибутом одежды придворных.

Французская школа фехтования укоротила лезвие оружия и превратилась в граненый клинок. Рапира и шпага, отличия которых были значительными в более поздний период, также имели незаточенное лезвие и очень острую вершину. Кавалерийский вариант шпаги был в пределах от 1 до 1,5 кг.

Оружейные шпаги и рапиры стали также гражданскими и были атрибутом дворян и богатых людей в Европе.

Спортивная шпага

Современные шпага, рапира, сабля, отличия которых имеют значения для стиля фехтования, рассматриваются только как спортивное оружие.

Шпага имеет длину 110 см. Ее вес составляет 770 г и выше. Стальной клинок довольно гибок и имеет трехгранное сечение. Кисть фехтовальщика защищает круглая гарда диаметром 13,5 см. Главной особенностью спортивной шпаги является трехгранное сечение лезвия, утонченного к вершине. Максимальная ширина граней составляет 24 мм.

В спорте применение шпаги, рапиры или сабли предполагает отличные турниры для мужчин и женщин. Наконечник шпаги снабжается датчиком, который реагирует на давление в 550 г. Это регистрирует укол, который может наноситься во все части тела спортсмена, кроме затылка. Аппарат не фиксирует его, если давление на наконечник произошло позже другого на 0,25 с. Поэтому в фехтовании на шпагах нет приоритета действий. Одновременно нанесенные уколы присуждаются обоим участникам.

Рапира историческая

Рапира и шпага, отличия которых были определены еще в 16 веке, значительно отличались от современного спортивного оружия.

Рапира (от исп. ropera) означает буквально «меч для одежды». Ее чаще применяли для ношения с гражданской одеждой, так как это был облегченный вариант оружия. Для рубки рапира подходит меньше, чем шпага. Однако в классическом варианте неспортивная разновидность имела лезвия.

Рапиры были популярны в 16 веке. В 17 столетии их вытеснили короткие шпаги, которые из-за этого стали весить меньше.

Длина исторической рапиры была до 130 см. Меньше чем метр был клинок, которым характеризовалась разновидность оружейная. Шпаги и рапиры весили больше, чем спортивные.

Спортивная рапира

Спортивные рапиры от шпаги отличаются своими параметрами. Так, сечение рапиры четырехгранное. Длина клинка составляет 90-110 см, а масса оружия при этом не превышает 500 г. Кисть защищает металлическая гарда диаметром 12 см.

Клинок пропорционально уменьшается в сечении к вершине, которая оснащена наконечником диаметром 6 мм.

У оружия, применяемого на соревнованиях, наконечник представляет собой подвижное электроконтактное устройство. Оно реагирует на укол, нанесенный противнику. При замыкании цепи сигнал подается по проводу, который идет по углублению грани от наконечника до гарды. Под гардой находится разъем, к которому вклеен провод.

Помимо основных параметров, существует еще одно отличие рапиры от шпаги. Спорт позволяет применять разные тактики и техники ведения боя. Именно рапира позволяет иногда заменить прямую рукоятку фигурной. Эта форма называется «пистолет» и дает возможность не сгибать запястье во время захвата рукоятки.

Бой на рапирах

Фехтование на рапирах, саблях и шпагах предполагает организацию отдельных соревнований для мужчин и женщин. Давление рапиры для реагирования наконечника должна составлять 500 г. Уколы засчитываются, только если они были нанесены в металлизированную куртку.

I – сабля;

II – рапира;

III – шпага.

Такое оружие, как рапира, шпага, сабля, отличия в спорте которых достаточно значительное, требует отдельного рассмотрения. Современное правило фехтования на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена перед началом ответного действия. Поэтому для этого оружия важен приоритет действия. Преимущество определяет арбитр, который останавливает бой, когда аппарат зарегистрировал нанесенный укол.

Также запрещается столкновение бойцов телами. Также бой останавливается, если один из участников окажется за спиной другого бойца. С применением в современном фехтовании видеоповторов стало возможным избежать ошибки арбитра при вынесении решения.

Историческая сабля

Шпага, рапира, сабля, отличия которых сформировались в силу исторической техники ведения боя, применимы и сегодня в спортивных соревнованиях с учетом их древних особенностей.

Сабля является рубящим оружием, которое обладает изогнутым клинком. Для того, чтобы наносить и колющие удары, воины оттачивали вершину лезвия на 10 см с обеих сторон.

Сабля появилась на Востоке и получила большое распространение в 7-8 веках. В этот период это было рубяще-колющий тип оружия. К 14 столетию это было уже преимущественно рубящая разновидность, обладавшая относительно малым весом и значительной кривизной клинка. Смещение центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражения.

В 16 столетии сабли применяли драгуны, а в 18-19 веках, видоизмененный тип этого оружия использовали гусары.

Спортивная сабля

Фехтование на шпагах, рапирах, саблях учитывает и сегодня те особенности ведения боя, для которых в старину применялся каждый вид. Поэтому спортивная сабля представляет собой рубяще-колющее оружие, клинком с трапециевидным сечением.

Длина стального лезвия достигает 105 см. Масса сабли равна 500 г. Гарда имеет специальную форму, которая защищает кисть бойца спереди и сверху, если тот направляет клинок вверх.

Удары позволяется наносить только в верхнюю часть туловища фехтовальщика, включая руки (до запястья) и маску. Удар и укол фиксируются аппаратом. Поражаемая поверхность защитной одежды имеет серебряную стружку, а маска контактирует с курткой.

Бой на саблях похож на фехтование на рапирах с правом приоритета при атаке. Отличие заключается только в типе удара. Они не колющие, а режущие. Бой при этом становится более динамичным.

Разновидности фехтования

Сегодня в зависимости от типа фехтования применяется сабля, шпага или рапира. Бой может быть историческим, артистическим и спортивным. Поэтому и тип оружия следует подбирать, опираясь на цели его проведения.

Историческое фехтование проводится для реконструкции поединка двух людей или целой группы в стиле выбранной эпохи с соответствующим оружием. Внешне это, может, и не самые красивые зрелища, но они помогают восстановить историческую достоверность событий.

Артистическое фехтование также воссоздает исторические концепции боя. Однако этот вид более зрелищный. Это постановочное шоу и противник тут, по сути, партнер. Здесь чаще используют легкие варианты оружия.

Спортивное фехтование ведется на специальных шпагах, рапирах и саблях по определенным правилам. Версии оружия тут также используются облегченные.

Как выбрать оружие

Решившись заняться фехтованием, следует определить, какое оружие более приемлемо для человека. Это может быть сабля, шпага и рапира. Отличие техники ведения боя при помощи каждого вида изучается новичком в течение первых 3-4 месяцев.

Каждый тренер уверен, что тот вид фехтования, который он преподает, самый лучший, техничный и красивый. Поэтому выбранный тип оружия надо любить. Этому каждый мастер фехтования будет учить новичка с первых же уроков.

Попробовать себя в спарринге или тренировочном бою каждый сможет не сразу. Поэтому следует попробовать различные техники фехтования и только спустя несколько месяцев сделать вывод о самом подходящем типе оружия для себя.

Также следует учесть, что тренировочные шпаги, рапиры и сабли несколько отличаются от электронных. Хотя, если освоить технику фехтования и научиться всем тактическим и физическим тонкостям этого вида спорта, такие детали не будут мешать проявить себя на соревновании.

Оружие сабля, шпага и рапира, отличие которых было сформировано под влиянием исторических факторов ведения боя, позволяет каждому начинающему фехтовальщику подобрать для себя самый лучший его тип. Итак, можно сделать вывод: каждый вид оружия обладает своими уникальными возможностями и зрелищностью.

fb.ru

Чемпионы мира по фехтованию на рапирах — Википедия

Основная статья: Чемпионат мира по фехтованию

Содержание

  • 1 Личные соревнования
    • 1.1 Мужчины
    • 1.2 Женщины
  • 2 Командные соревнования
    • 2.1 Мужчины
    • 2.2 Женщины
  • 3 Ссылки

Мужчины[править | править код]

Призёры в личных соревнованиях (рапира)
ГодМестоЗолотоСереброБронза
1926 Будапешт Джорджо Кьяваччи Ласло Берти Уго Пиньотти
1927 Виши Оресте Пулити Фил

ru.wikipedia.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о