Ракета булава технические характеристики – Д-30 / Р-30 / 3М-30 Булава — SS-N-32 (2)

Булава (ракета) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Р-30 «Булава-30»
Общие сведения
Страна Россия Россия
Индекс 3М30
Код СНВ РСМ-56
Классификация НАТО SS-N-30
Назначение БРПЛ
Разработчик МИТ (ракета), ЛОМО (СУО)
Изготовитель Воткинский завод
Основные характеристики
Количество ступеней 3
Длина (с ГЧ) 12,1 м[1]
Длина (без ГЧ) 11,5 м[1]
Диаметр 2 м [1]
Стартовая масса 36,8 т[1]
Забрасываемый вес 1150 кг[1]
Вид топлива твёрдое смесевое
Максимальная дальность 8 000[2]-9 300[3] км
Тип головной части РГЧ ИН, термоядерная
Количество боевых блоков 10[4]
Мощность заряда 150 кт
Система управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования 941УМ «Акула» — испытания 955 «Борей» — штатный носитель
История запусков
Состояние принята на вооружение
Места запуска Белое море
Число запусков 32
 • успешных 25
 • неудачных 7
 • частично неудачных 2
Принята на вооружение 2018[5]
Принята на вооружение в странах Россия Россия
Первый запуск 27 сентября 2005
Последний запуск 22 мая 2018

Р-30 «Булава́-30» (индекс УРАВ ВМФ — 3М30, код СНВ-III — РСМ-56, по классификации МО США и НАТО — SS-N-30; «Булава-М», «Булава-47») — российская твердотопливная баллистическая ракета комплекса Д-30 для размещения на подводных лодках проекта 955[6]. Считается, что установка нового ракетного комплекса на строящиеся лодки проекта 955 «Борей» и перевооружение лодок проекта 941 «Акула» (впрочем, в 2012 году от модернизации было решено отказаться[7]) восстановит изменившийся баланс сил в российской ядерной триаде. Новая ракета не только остановит старение, но и выведет ударную мощь морского компонента на качественно новую ступень.[8].

Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989—1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М». До сентября 2010 года генеральным конструктором был Ю. С. Соломонов. В сентябре 2010 должность генерального конструктора по стратегическим твердотопливным ракетам морского базирования занял бывший заместитель Соломонова Александр Сухадольский

wiki2.red

Россия обнародовала характеристики «Булавы» — CNews

В рамках межгосударственных соглашений Россия представила информацию о технических характеристиках своей новейшей ракеты «Булава», которой будут оснащаться подводные лодки нового поколения. Как сообщает RussianForces, трехступенчатая ракета «Булава» имеет длину (без боевой части) 11,5 м, максимальный диаметр 2 м, стартовый вес — 36,8 т. Длина ракеты с боевой частью — 12,1 м. Длина стартового контейнера — 12,1 м, его диаметр — 2,1 м.

Первая ступень ракеты имеет массу 18,6 т, длину 3,8 м, об аналогичных параметрах второй и третьей ступеней информации не приводится. Диаметр всех ступеней — 2 м. Забрасываемый вес — 1150 кг, число боеголовок (заявленное) — 6.

Ранее неоднократно заявлялось, что «Булава» оснащается гиперзвуковыми маневрирующими боеголовками, способными осуществлять маневр по высоте и курсу. По мнению ряда экспертов, обусловленный этими особенностями маловысотный профиль полета ракеты дает основание причислить ее к новому типу ракет — квазибаллистическому. Ракетами «Булава» будут оснащаться новые российские подводные лодки проекта 955, две из которых — «Юрий Долгорукий» и «Владимир Мономах» — должны быть введены в строй в ближайшие годы.

По мнению западных экспертов, гонка ракетно-ядерных вооружений между Россией и США достигла размаха двадцатипятилетней давности. Тем не менее, в ряде последних материалов, опубликованных в США, делается вывод о том, что системная деградация Вооруженных Сил России и страны в целом уже сейчас позволяет США победить Россию в ракетно-ядерном конфликте, не понеся при этом неприемлемого ущерба. В первую очередь, по мнению авторов этих материалов, это связано с разрушением инфраструктуры разведки и оповещения о ракетном ударе.

«Заказной» характер такого рода провокационных публикаций косвенно подтверждается активным наращиванием ядерного арсенала в США. Как сообщает РБК, в США планируют создать к 2015 году единый консолидированный центр ядерного производства и обеспечить темп производства ядерных зарядов в 125 единиц ежегодно — или примерно по одному заряду каждую неделю. В июне 2006 года в США планируется проведение на ядерном полигоне взрыва «обычного» боезаряда, эквивалентного 0,7 Кт тротилового эквивалента, что может являться прикрытием испытаний новых «сверхчистых» боеприпасов на основе реакции ядерного синтеза.

www.cnews.ru

Булава (ракета) — WiKi

В ноябре 1997 года председателю правительства России Виктору Черномырдину было направлено письмо за подписями министров Якова Уринсона и Игоря Сергеева, в котором предлагалось, с учётом реалий международной и внутренней обстановки, финансовых и производственных возможностей России, придать Московскому институту теплотехники (МИТ) функции ведущей организации при создании перспективных средств ядерного сдерживания (СЯС), имея в виду прежде всего определение технического облика таких средств. После утверждения письма научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования были переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, ранее этим не занимавшемуся. От разработки стратегических ракетных комплексов для ВМФ и РВСН были отстранены отраслевые научно-исследовательские институты Роскосмоса: ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения.

[10] Генеральным конструкторам и директору МИТа Юрию Соломонову было предложено разработать универсальную стратегическую ракету для ВМФ и РВСН.[10]

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

После успешных испытаний 29 июня 2007 года было принято решение[11] о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты[12]. «Воткинский завод» в 2008 году, до принятия на вооружение, начал серийное производство ракеты.[13]

По словам Юрия Соломонова, «Булава» разрабатывается как «корабельный ракетный комплекс, унифицированный для двух типов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения — проекта 941 „Акула“ и проекта 955 „Борей“».[14] При этом перенос сроков принятия на вооружение ракетного комплекса делал невозможным использование по прямому назначению трёх стратегических АПЛ проекта 941 «Акула» и ставил под вопрос целесообразность строительства новых стратегических ракетоносцев класса 955 «Борей».[15]

В июне 2012 года Главком Военно-морского флота Виктор Чирков заявил: «Ракета „Булава“ де-факто принята на вооружение. Де-юре идет техническое оформление документации.»[16]

В конце ноября 2013 года в Североморске на губе Окольной началось возведение хранилищ для стратегических ракет «Булава»[17].

Всего на начало 2014 года было изготовлено 46 ракет, 19 из которых были запущены во время испытаний.[18]

В январе 2017 года сообщалось о разработке перспективной версии МБР «Булава», которая будет отличаться несколько большими размерами, стартовым весом и увеличенной полезной нагрузкой.[19]

В июне 2018 года появилась информация о принятии «Булавы» на вооружение по результатам успешных испытаний[5].

К настоящему времени произведено 32 испытательных пуска «Булавы», 22 из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) — частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 22 мая 2018 года.

24 мая 2004 года на Воткинском машиностроительном заводе, входящем в состав корпорации МИТа, во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.[20][21]

При проведении испытаний было принято решение отказаться от использования подводных стендов для отработки подводного старта и использовать для этих целей запуски с подводной лодки.[22] Это решение может привести к тому, что ракета никогда не будет испытана при крайних значениях возмущений.[10]

  23 сентября 2004 года с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула», базирующейся на Севмашпредприятии в Северодвинске, был осуществлён успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности использования ракеты с подводных лодок.[23]

  Второй испытательный запуск (или первый

запуск натурного изделия) был успешно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по московскому времени. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Акула», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.[23]

  Третий испытательный запуск был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по московскому времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск был осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.[23]

  Четвёртый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск БРПЛ был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.[23]

  Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также закончился неудачно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.[23]

  Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (в надводном положении) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.[23]

  Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск был произведён в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился удачно — Как заявил начальник службы информации ВМФ Игорь Дыгало, «Булава» была запущена из акватории Белого моря по полигону Кура, расположенному на Камчатке. По его словам, «головная часть ракеты в установленные сроки прибыла в полигон».[24]

  Восьмой пуск — 18 сентября 2008 года. По сообщению новостного агентства Интерфакс, «российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК в четверг осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. „В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полёт ракеты прошел в штатном режиме“, — сказал представитель Минобороны РФ.» [25]

  Девятый пуск. 28 ноября 2008 года пуск «Булавы» прошёл полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» произвела успешный пуск баллистической ракеты «Булава», сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые была выполнена полностью. «Пуск произведён из подводного положения в рамках программы государственных лётно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — сказал Дыгало.[26]

  Десятый пуск. Произведён 23 декабря 2008 года с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчётной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвёртым (с учётом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счёту из девяти проведённых.[23]

  Одиннадцатый пуск. 15 июля 2009 года был проведён очередной (первый в 2009-м году) испытательный пуск ракеты «Булава» с подводного ракетоносца «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря. Этот запуск оказался также неудачным, из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени ракета самоликвидировалась на 20-й секунде полёта[27]. По предварительным данным комиссии, занимавшейся расследованием произошедшего, к нештатной ситуации привёл дефект рулевого агрегата первой ступени ракеты[28]. Этот запуск стал десятым испытательным запуском (не считая броскового) и пятым неудачным (седьмым — с учётом двух «частично успешных» пусков).

Вскоре после неудачного пуска начальник генерального штаба Вооружённых сил РФ генерал армии Николай Макаров заявил о возможности передачи производства «Булавы» с Воткинского завода на другое предприятие[29]. Однако затем это заявление было дезавуировано представителями МО[30], разъяснившими, что речь может идти о переносе производства лишь отдельных агрегатов ракеты-носителя, к качеству изготовления которых существуют претензии.

В конце октября 2009 года было сообщено, что АПЛ «Дмитрий Донской» проверила готовность механизмов к пуску ракеты, покинув базу 26 октября и вернувшись в ночь на 28 октября.[31][32] 29 октября источник на Беломорской военно-морской базе сообщил журналистам Интерфакса: «Ракетная подводная лодка стратегического назначения „Дмитрий Донской“ вернулась с полигона в Белом море к месту базирования. Все поставленные локальные задачи были выполнены. Не выполненной оказалась главная цель выхода — проведение очередного испытательного пуска „Булавы“. Версий случившегося много, но причины могут быть оглашены только после анализа произошедшего».[31] Предположительно, ракета не вышла из шахты из-за срабатывания автоматической защиты.[31]

  Двенадцатый пуск был произведён 9 декабря 2009 года и закончился неудачей. По официальной информации Министерства обороны РФ, первые две ступени ракеты отработали штатно, однако при работе третьей ступени произошёл технический сбой[33]. Нештатная работа третьей ступени ракеты породила в условиях полярной ночи впечатляющий оптический эффект, наблюдавшийся жителями северной Норвегии и получивший название Норвежской спиральной аномалии.

По информации агентства ИТАР-ТАСС, очередные испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» были запланированы на лето 2010 года. С борта АПЛ «Дмитрий Донской» планировалось выполнить как минимум два пуска этой ракеты, сообщили в Главном штабе Военно-морских сил России. «Если эти пуски „Булавы“ пройдут удачно, в этом же году осенью испытания продолжатся с борта её „штатного носителя“ — атомного подводного крейсера „Юрий Долгорукий“», — сказали в Главном штабе ВМФ. Там уточнили, что сначала пройдёт одиночный пуск ракеты, а затем, в случае успеха, залповый пуск (ракеты стартуют одна за другой с интервалом в несколько секунд). «Самое плохое в испытаниях „Булавы“ состоит в том, что мы столкнулись с „плавающим“ сбоем в работе ракеты, то есть он возникает всякий раз в новом месте, — сказал представитель Главного штаба ВМФ. — Последний раз в декабре дала сбой третья ступень „Булавы“».[23]

21 мая 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков, находившийся с визитом в Риме, заявил, что лётные испытания ракеты «Булава» возобновятся не раньше ноября 2010 года. «Проблема неудачных пусков ракеты „Булава“ заключается в технологии сборки. Каких-то других нарушений мы там не видим. Все дело в качестве сборки ракеты. При этом каждый неудачный пуск имеет свои причины. Все они разные. В настоящее время ведётся работа над созданием трех абсолютно одинаковых ракет. Мы рассчитываем, что это позволит нам точно найти ошибку, если такая имеется, так как она должна повториться на всех трёх ракетах. Сейчас мы работаем над тем, как проконтролировать процесс сборки, чтобы точно знать, что все ракеты идентичны. Поэтому возобновление испытательных пусков „Булавы“ планируется не раньше осени 2010 года. К ноябрю месяцу, думаю, что мы сможем начать запуски ракеты», — сказал Сердюков[34].

  Тринадцатый пуск прошёл полностью в штатном режиме. Пуск был произведён 7 октября 2010 года, из подводного положения. Боевые блоки поразили заданные цели на полигоне Кура.[35]

  Четырнадцатый пуск прошёл полностью в штатном режиме. Был произведён 29 октября 2010 года в 5:30 мск с РПКСН «Дмитрий Донской», из акватории Белого моря по полигону Кура. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок[36].

  Пятнадцатый пуск был признан успешным. Был произведён 28 июня 2011 года (планировался на 17 декабря, однако был перенесён из-за сложной ледовой обстановки в Белом море, где проходят испытания[37]) и стал первым испытательным пуском «Булавы» со штатного носителя — РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий»[38]. Боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке[39].

  Шестнадцатый пуск завершился успешно. Был произведён 27 августа 2011 года с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» и был выполнен, по заявлению Министерства обороны, в рамках испытаний на максимальную дальность полёта ракеты.[40][41]. В ходе испытаний ракета пролетела 9300 км, что существенно выше заявленных ранее показателей[3]. Эти испытания, по информации некоторых СМИ, должны были состояться ещё 20 августа, но не были осуществлены в связи с техническими неисправностями на борту подлодки[42]. Однако официальные представители Министерства обороны и завода «Севмаш» (изготовителя РПКСН типа «Борей») опровергли данную информацию, заявив, что соответствующий «…выход /„Юрия Долгорукого“/ являлся плановым и предусматривался для отработки ряда задач, одной из которых являлась проверка защиты основного комплекса при определённых нештатных ситуациях…»[43].

  Семнадцатый пуск завершился успешно. Был произведён 28 октября 2011 года (первоначально был намечен на 20 октября[44]) с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря по полигону Кура. По словам официального представителя Минобороны РФ полковника Игоря Конашенкова, боевые блоки ракеты в установленное время прибыли на полигон, что было зафиксировано средствами объективного контроля[45].

  Восемнадцатый и девятнадцатый пуски завершились успешно. Залповый пуск двумя ракетами был произведён 23 декабря 2011 года (первоначально был намечен на 22 октября[44]) с борта АПЛ «Юрий Долгорукий», находившейся в подводном положении в акватории Белого моря. Боевые блоки успешно достигли полигона Кура.[46]

  Двадцатый пуск завершился неудачно. Был произведён 6 сентября 2013 года с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Белого моря. Ракета, которая должна была поразить цель на полигоне Кура, штатно вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полёта произошёл сбой в системе управления второй ступени, двигатели выключились, и она упала в Северный Ледовитый океан.[47]

  Двадцать первый пуск завершился успешно. Был произведён 10 сентября 2014 года с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Во время стрельбы на борту субмарины находились члены комиссии по государственным испытаниям АПЛ.[48]

  Двадцать второй пуск завершился успешно. Был произведен 29 октября 2014 года с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.[49].[50]

  Двадцать третий пуск завершился успешно. Был произведен 28 ноября 2014 года с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.[51]

  Двадцать четвёртый и двадцать пятый пуски были произведены 14 ноября 2015 года с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Оба пуска признаны успешными.[52]

    Двадцать шестой и двадцать седьмой пуски были произведены 27 сентября 2016 года. По данным Минобороны, боевые блоки первой ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне. Вторая ракета после выполнения первого этапа программы полета самоликвидировалась.[53]

  Двадцать восьмой пуск 26 июня 2017 года. Ракетный подводный крейсер Северного флота проекта 955 «Юрий Долгорукий» произвёл успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из Баренцева моря, успешно поразив заданные цели на полигоне Кура на Камчатке.[54]

 Двадцать девятый, тридцатый, тридцать первый и тридцать второй пуски 22 мая 2018 года. РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий» успешно провел залповый пуск четырех ракет «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Пуск проводился из подводного положения[55].

Оценка испытаний

Отечественные авторы часто критиковали разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за достаточно большую долю неудачных испытаний. Но, по мнению генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова:

 При проведении лётных испытаний (поскольку это закрытая тема, о конструктивных особенностях я говорить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было невозможно — кто бы что ни говорил о возможности такого прогнозирования. Для того чтобы понять, о каких величинах с точки зрения количественных оценок идет речь, могу сказать, что события, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными долями секунды, при этом события имеют абсолютно случайный характер. И, когда мы по той информации, которую нам удалось выудить при анализе телеметрических данных, в наземных условиях воспроизводили случившееся в полёте, чтобы понять природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это лишний раз свидетельствует, насколько, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой — насколько она трудно прогнозируема с точки зрения возможности воспроизведения в наземных условиях.[56] 

По мнению вице-премьера Сергея Иванова, причины неудач связаны с тем, что «недостаточное внимание уделяется наземной отработке изделий»[57]. По словам главного конструктора подводных лодок проекта 941 «Акула» С. Н. Ковалёва, это связано с отсутствием необходимых стендов[22]. По мнению неназванных представителей оборонной промышленности, причиной неудач является недостаточно высокое качество комплектующих и сборки[58], было высказано мнение, что это свидетельствует о проблемах при серийном производстве «Булавы»[59].

Многократные неудачи в испытаниях новой ракеты не являются чем-то уникальным. Ракета Р-39, которой были вооружены АПЛ «Акула» проекта 941, из первых 17 пусков «запорола» больше половины. Но после доработок прошла испытания ещё 13 пусками (из них 11 успешных) и была принята на вооружение[60].

После шестого неудачного пуска из 11 проведённых журналисты стали возлагать ответственность на представителей Министерства Обороны, обвиняя их в кумовстве и кулуарности принятия решений[61].

Юрий Соломонов, после серии неудачных запусков в 2009 году, ушёл в отставку с поста генерального директора государственного предприятия «Московский институт теплотехники», но остался генеральным конструктором «Булавы».[62][63]

Первый замначальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев в июле 2009 заявил: «Мы обречены на то, что она всё равно полетит. Тем более что программа испытаний до конца ещё не выполнена. „Булава“ — новая ракета, при её испытаниях приходится сталкиваться с различными препятствиями, ничто новое сразу не идёт».[64]. Позднее главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Высоцкий признал, что ситуация с разработкой оружия для нового поколения подводных лодок сложная, но не безнадёжная и связана с кризисом в развитии технологий в России[65].

Статистика испытаний советских и российских БРПЛ

Ракетный комплексбросковые испытанияпуски с наземного стендапуски с ПЛ
всегоуспешные%всегоуспешные%всегоуспешные%
Д-5 (Р-27)[66]12121001711652424100
Д-9 (Р-29)[66]7686201050343088
Д-9Р (Р-29Р)[66]18739524790
Д-19 (Р-39)[66]16??17>8>50131185
Д-9РМ (Р-29РМ)[66]9889161063423174
Д-30[67] (Р-30 «Булава»)111003225[68]78

Наиболее часто дискутируется в источниках, насколько оправдано снижение максимальной дальности и забрасываемого веса за счет преимущества сокращения «активного участка» разгона ракеты как средства защиты от ПРО.

Проблема снижения дальности и забрасываемого веса

По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» снизит потенциал ядерного сдерживания из-за снижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой»[79].

Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты Трайдент I 1979 года и уступает ракетам Трайдент II, составляющим основу морского сегмента стратегических сил США[80][81]. Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности — дальность действия Poseidon-C3 с РГЧ на 6ББ равна 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы», КВО с вероятностью 0,8 470 м, мощность каждого блока 50 кт. Кроме того, «Булава» почти на 5000 кг тяжелее, чем ракета Трайдент Ӏ (1979 год). По длине и диаметру «Булава» также превосходит ракету «Трайдент» Ӏ (длина 11,5 м у «Булавы» и 10,3 м у «Трайдента»).

Преимущества от сокращения активного разгонного участка как важнейшего элемента защиты от ПРО

Американские эксперты National Interest по системам ПРО[82], как и отечественные специалисты[83], указывают, что сам по себе забрасываемый вес и мощность боеголовки не является главным предметом дискуссии, как возможность уничтожения ракеты на разгонном участке, когда её можно наиболее легко уничтожить со всеми боеголовками. Дело в том, что пока работают двигатели и боеголовки не разделились, баллистическая ракета представляет собой большую, хорошо наблюдаемую и сравнительно легко поражаемую цель. Мощное тепловое излучение двигателей позволяет эффективно наблюдать её спутникам оптической разведки SBIRS, игнорируя стелс-средства и средства РЭБ, используемые МБР. На разгонном участке ракету также сравнительно легко поразить осколочным или даже перспективным лазерным оружием с целью воспламенения топливных баков.

Однако если разгонный участок завершен, а боеголовки как на Булаве маневрирующие с коррекцией[84], то сразу же после разгона возможно сделать разделение боеголовок и выбросить множество макетов-ловушек боеголовок, надувных шаров из фольги, имитирующих также по радиоотражению боеголовки, облако дипольных отражателей и модули с активными средствами РЭБ. Поэтому потребуется нереальное количество противоракет для уничтожения и боеголовок и макетов-ловушек на фоне сильных активных и пассивных помех. Кроме этого, боеголовки сами по себе достаточно прочные и жаростойкие объекты,[83] поэтому их не уничтожить осколочным или лазерным боеприпасом, поскольку боеголовки сконструированы для экстремального нагрева и давления при вхождении в атмосферу. Поэтому требуется использование кинетических высокоточных противоракет для прямого столкновения как в THAAD. Также следует учесть, что одна противоракета США стоит намного дороже одной боеголовки. Поэтому уничтожение ракеты на разгонном участке до разделения боеголовок является самой приоритетной задачей для американских систем ПРО[83], особенно с учетом того, что пуск морских МБР происходит в открытом море без возможности удалить место пуска за собственную госграницу в глубь собственной территории. Поэтому наибольшую угрозу для морских МБР из подводных лодок представляют эсминцы НАТО с системой Иджис, способные эффективно уничтожать ракеты на разгонном участке.

Как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов[85], довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью, в том числе с низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению, «у „Тополь-М“, и у „Булавы“ активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3—4 раза, а по сравнению с американскими, французскими, китайскими — в 1,5—2 раза». Время нахождения «Булавы» на разгонном участке совпадает с лучшей твердотопливной баллистической ракетой НАТО как Trident-II.

«Булава» как твердотопливная ракета, не имеющая понятия утечки топлива и более простая по конструкции, сложнее разрушается чем жидкостная, поэтому имеет повышенную стойкостью к поражающим факторам от ядерного взрыва до лазерного оружия.[85] Кроме этого, в «Булаве» реализовано маневрирование на разгонном участке[83], что для кинетических перехватчиков, рассчитанных на обычные баллистические траектории как THAAD представляет особенную сложность.

Отсутствие акустической демаскировки АПЛ от «сухого старта»

Более высокая прочность твердотопливных ракет как Булава или Trident-II позволяют им выполнять «сухой старт», когда ракета выдерживает перегрузки от выстреливания из шахты пороховым зарядом, а двигатель включается уже после того как ракета находится над водой. В случае жидкостных ракет как Р-29РМ или Синева используется «мокрый старт» с предварительным заполнением шахты водой. Это занимает некоторое время и производит существенный акустический шум. Если АПЛ перед пуском преследуется каким-то противолодочным судном, то данная проблема может быть критичной.

Простота и более высокая надежность

Необходимо также отметить, что твердотопливные ракеты, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по забросу массы груза и дальности, значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации[86][87].

Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами. Следует также учитывать, что в современных жидкостных ракетах в качестве окислителя используется тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего[88][89][90]. Разгерметизация баков ракеты является одной из самых серьёзных угроз при их эксплуатации и уже привела к гибели подводной лодки К-219.

ru-wiki.org

Баллистическая ракета «Булава»: технические характеристики

Баллистическая ракета «Булава»: технические характеристики

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 для использования в международных договорах, SS NX 30 – по классификации НАТО) — новая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, размещаемая на подводных лодках. Решение о разработке такой ракеты было принято в 1988 году.

Создание ракеты было поручено Московскому институту теплотехники (МИТ). Важным аргументом в пользу такого решения явилось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет, а также к снижению расходов на их разработку и производство. Разработка «Булавы» в Московском институте теплотехники заняла в два раза меньше времени, чем это бывает обычно (до 15 лет).

МБР «Булава» полностью разработана и изготовлена на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса, а также максимально унифицирована с наземным ракетным комплексом стратегического назначения «Тополь-М».

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава» предназначена для вооружения новейших атомных подводных лодок проекта 955 (типа «Борей»), к которым относится АПЛ «Юрий Долгорукий», имеющая 12 ракетных шахт.

Основные технические характеристики:

Радиус действия – 8 тыс км.
Стартовая масса — 36,8 т.

Ракета может нести от 6 до 10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общей массой 1,15 т, способных менять траекторию полета по высоте и курсу.

Количество ступеней – 3.
Тип головной части — ядерная разделяющаяся.
Длина в пусковом контейнере — 12,1 м.
Максимальный диаметр – 2 м.

Маршевые двигатели первой и второй ступени ракеты выполнены твердотопливными. Третья ступень для обеспечения необходимой скорости и маневрирования на заключительном участке траектории оснащена жидкостным двигателем.

Старт ракеты наклонный, что позволяет подводному ракетоносцу осуществлять пуск ракет на «ходу».

Испытания ракеты начались в 2004 году. Принять «Булаву» на вооружение планируется в 2009 году — вместе с подлодкой «Юрий Долгорукий», которая уже спущена на воду.

Всего до 2015 года в России планируется построить восемь АПЛ, которые будут оснащены новейшими видами вооружения, в том числе и баллистическими ракетами «Булава».

По материалам РИА Новости, газеты «Известия» за 15.03.2006 и сайта «Оружие России»

news_enc.academic.ru

характеристики. Межконтинентальная баллистическая ракета Булава

«Булава» — это одна из новейших разработок отечественного ракетостроения. До сих пор проходят испытания по данному объекту. Часть из них прошла неудачно, что вызвало массу критики со стороны экспертов. Можно с уверенностью говорить о том, что «Булава» — ракета, характеристики которой действительно уникальны, а чем именно, вы узнаете в данной статье. Стоит обратить ваше внимание на то, что данная твердотопливная баллистическая ракета предназначена для размещения на атомных подводных лодках (типа «Акула»).

В 1998 году было принято решение в пользу разработки баллистической ракеты «Булава». В то время на посту ВМС Российской Федерации находился Владимир Куроедов, который разрабатывал орудие «Барк» стратегического назначения. Комплекс был готов всего на 70%, и его испытания прошли неудачно. После этого совет РФ принял решение передать разработку новейшей межконтинентальной ракеты столичному институту теплотехники, несмотря на то, что у последнего полностью отсутствовал опыт создания подобного оружия. В июне 2009 года было проведено первое испытание ракеты «Булава», которое оказалось успешным. После этого было принято решение запустить в серийное производство наиболее отработанные детали и узлы. Так, к концу 2012 года Анатолий Сердюков заявил о том, что данные ракеты поступят на вооружение армии РФ уже в октябре 2012 года. На январь 2014-го года было изготовлено порядка 46 ракет, примерно 14 из которых были запущены во время проведений испытаний.


Проводимые испытания

На сегодняшний день было выполнено порядка 20 испытаний, лишь 55% оказались успешными. Первый запуск ракеты «Булава» (массогабаритный макет) был осуществлен 23 сентября 2004 года. Второй, который можно назвать и первым настоящим, был выполнен 25 сентября 2005 года. Тогда межконтинентальная ракета «Булава» успешно достигла своей цели и поразила ее. Третий запуск из подводного положения с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской» был выполнен в октябре 2005 года. Цель на полигоне Кура, что на Камчатке, была успешно поражена. Несколько следующих испытаний прошли безрезультатно. То отказывал двигатель последней жидкостной ступени ракеты, то она отклонялась от курса и падала, то просто банально самоликвидировалась. Радует только то, что в ходе неудачных испытаний были сделаны соответствующие выводы и доработаны определенные узлы. В результате этого 9 из 10 последних испытаний оказались успешными, а это очень даже неплохой результат. Ну а сейчас давайте рассмотрим еще один интересный момент.

Ракета «Булава»: характеристики

Данный комплекс может похвастаться следующими характеристиками:

  • Радиус действия – 8 тысяч километров.
  • Вес (стартовый) – 36,8 тонны.
  • Забрасываемый (сбрасываемый) вес – 1 150 килограммов.
  • Длина/диметр пускового контейнера – 12,1/2,1 метра.
  • Диаметр первой ступени – 2,0 метра.

Ракета «Булава», характеристики которой вы только что узнали, имеет три ступени. Две первые выполнены твердотопливными, а последняя — жидкостной. Масса мотора первой ступени составляет порядка 18,5 тонн при длине 3,6 метра. На сегодняшний день данные о второй ступени не разглашаются. До начала 2014 года неизвестно было, как выполнена 3-я ступень. Сегодня же можно с уверенностью говорить о том, что она жидкостная. Это нужно для того, чтобы обеспечить максимальное маневрирование объекта на заключительных стадиях полета. Данная ракета в своем составе может нести порядка 10 ядерных блоков, каждый из которых является управляемым. Это практически все данные, которые известны на сегодняшний день.

Последние изменения комплекса

Стало известно, что в составе комплекса будет специальная система по преодолению противоракетной обороны. Но что это будет за система, пока не поясняется. Возможно, это будут ложные цели или специальное покрытие, которое сделает блок невидимым для радаров. Это совершенно секретные данные, которые не будут разглашаться. Отдельно несколько слов нужно сказать о том, что ракета «Булава», характеристики которой мы уже рассмотрели, была несколько модернизирована в последние годы разработки. В частности, был изменен принцип разведения ядерных блоков. Если раньше ракета выводила блоки над целью, после чего сбрасывала (рассыпала) их, то сейчас используется принцип «виноградной грозди», или «школьный автобус» — по терминологии США. Так как «Тополь-М» и «Булава» разрабатывались на одной и той же базе (Московский институт теплотехники), а точность первого комплекса весьма велика, то можно с большой уверенностью говорить о высокой эффективности межконтинентальной ракеты «Булава». Но, так как существуют различные модификации — «Булава-30», «Булава-М», то сложно что-то говорить о точности и других характеристиках отдельно взятого комплекса.

Скорость ракеты «Булава»

Баллистическая ракета практически все время своего полета является неуправляемой. Бортовая электроника содержит специальную программу, которая задает скорость и траекторию полета еще на активной стадии полета. После того как двигатель отключается, ракета движется по баллистической траектории и не управляется извне. Можно говорить о том, что скорость баллистической ракеты средней и малой дальности практически не отличается. Но так как мы имеем дело с межконтинентальной баллистической ракетой, то в этом случае скорость несколько выше и составляет порядка 5-6 километров в час. Точные данные назвать нельзя, так как они на сегодняшний день неизвестны. Однако можно говорить о том, что во время проведения испытаний было отмечено, что ракета за 14 минут пролетела 5,5 тысяч километров. Из этого можно сделать несложный вывод о том, что за секунду ракета пролетает порядка 6-7 километров. Можно говорить о том, что скорость ракеты «Булава» довольно внушительна, однако, согласно многим данным, американские подобные комплексы несколько быстрее.

Немного критики

Как было отмечено выше, из-за низкого процента успешных испытаний баллистическая ракета «Булава» вытерпела много критики, причем не только со стороны отечественных ученых. Так, американцы говорят о том, что данный комплекс практически на все сто процентов схож с их ракетой «Посейдон-С3». Правда, последний уже снят с вооружения как морально устаревший. Но обусловлено это тем, что там имеется всего лишь две твердотопливных системы, а максимальная дальность составляет всего пять с половиной тысяч километров. Нельзя не отметить, что многие эксперты говорят о том, что подмена жидкостных ракет морского базирования на такие аналоги, как «Булава», только уменьшит потенциал ядерного сдерживания. Но, по заявлению Соломонова (генеральный конструктор), уменьшение полезной нагрузки обусловлено увеличенной выживаемостью ракеты.

Некоторые оценки испытаний

Многие эксперты очень часто критиковали данный комплекс. Это было обусловлено тем, что запуск ракеты «Булава» в 45% случаев был неудачным. Хотя это довольно спорная информация, так как несколько испытаний были частично успешными, хоть и имели отклонения. Более того, примерно 90% неудачных пусков были осуществлены еще на стадии активной разработки. А вот когда ракета была доработана, то из 10 пусков всего один оказался неудачным. Такие показатели говорят как раз об обратном — о том, что баллистическая ракета «Булава» весьма надежна, если так можно выразиться. Юрий Соломонов дал свой комментарий по поводу большого количества неудач во время испытаний. Он говорил о том, что их невозможно спрогнозировать. Дело в том, что все процессы, приводящие к отклонению, проходят в доли секунды. И для выяснения их природы МИТ провел десятки дорогостоящих испытаний, что в конечном итоге привело к положительной тенденции.

Немного об особенностях комплекса

Как уже было отмечено несколько выше, межконтинентальная баллистическая ракета «Булава» является уникальной в своем роде. В первую очередь это обусловлено тем, что в условиях боевых действия ракета способна выдерживать огонь лазерного оружия. Примечательно то, что наклонный старт позволяет выполнять запуск на «ходу», то есть во время движения атомной подводной лодки. Это увеличит маневренность комплекса в целом. Кстати, нельзя не отметить, что после серии неудачных испытаний Соломонов ушел с поста гендиректора МИТ, но в это же время остался генконструктором комплекса. А сейчас давайте поговорим о том, на каких объектах будет использоваться межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»

Размещение комплекса

Так как данная ракета создавалась как ракетный корабельный комплекс, то вполне логично предположить, что основное место размещение – атомные подводные лодки. Подводные крейсеры стратегического назначения усовершенствованного проекта «Акула», например, «Дмитрий Донской» и «Архангельск», уже имеют в своем вооружении данный комплекс. Кстати, в нашей статье есть картинки, где комплекс стартует с АПЛ, в этот момент довольно эффектно выглядит «Булава» (фото). Ракета также устанавливается на объекты проекта «Борей». Среди них «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и другие. К концу 2020 года планируется построить еще порядка 8 субмарин, 3 из которых по проекту «Акула» и 5 — по «Борей». На каждой подводке будет по 16 ракет «Булава».

Заключение

Вот мы и рассмотрели с вами ключевые особенности комплекса «Булава» (фото), ракета как вы видите, выглядит очень внушительно, да и последние испытания говорят о ее высокой эффективности. Тем не менее идеальной назвать ее довольно сложно. Но вот укрепить подводный потенциал РФ она сможет. Кроме того, пониженная мощность комплекса обусловлена повышенной точностью. Многие критики не брали во внимание живучесть ракеты по сравнению с аналогами. Стойкость к поражающим факторам играет чуть ли не ключевую роль во время ведения боевых действий.

autogear.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *