Проект 651 подводная лодка – Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)

Содержание

Подводные лодки проекта 651 — Howling Pixel

Подводные лодки проекта 651 — серия советских дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами. Всего в 1960—1968 годах было построено 16 субмарин проекта. В конце 1980-х — начале 1990-х все лодки были списаны, большинство из них пошло на слом. Развитием проекта стали АПЛ проекта 675.

История

Эти лодки — единственный проект советских ДПЛ, изначально разработанный для оснащения крылатыми ракетами, а не переделанный из многоцелевой ПЛ.

Конструкция

Корпус

Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделяется на 8 отсеков:

  1. Носовой торпедный отсек;
  2. Жилой/аккумуляторный отсек;
  3. Ракетный/аккумуляторный отсек;
  4. Отсек управления;
  5. Жилой/аккумуляторный отсек;
  6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.
  7. Отсек электромоторов;
  8. Кормовой торпедный отсек.

Лёгкий корпус у первых лодок выполнялся из маломагнитной стали, но после нескольких лет эксплуатации в металле корпуса были обнаружены трещины, потому для последующих кораблей проекта вернулись к обычной стали. Начиная с восьмого корабля проекта, К-81, лёгкий корпус покрывался звукоизолирующим слоем из резиновых панелей толщиной 50 мм.

Силовая установка

  • Дизель-электрическая, двухвальная.
  • 2 главных дизеля 1Д43 по 4000 л. с.
  • 2 главных эл. двигателя ПГ-141 по 6000 л. с.
  • Вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л. с.
  • 2 эл. двигателя зконом. хода по 150 л. с.
  • Аккумуляторная батарея типа САБ 30/3 или 48СМ.

Размещение экипажа

Условия обитания были существенно улучшены по сравнению с предыдущими проектами: почти весь личный состав обеспечивался спальными местами [5]. Жилые помещения разместились в 1,2,3 и 7,8 отсеках. Лодки были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, которые работали на базе при подключении к внешнему источнику питания, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса.

Вооружение

Основным вооружением проекта были 4 крылатые ракеты П-5 (SS-N-3 Shaddock)[3] для стрельбы по неподвижным береговым целям, или ракеты П-6[4] (SS-N-3A Shaddock) для стрельбы по кораблям. В основном это были П-6, так как лодки этого типа предназначались для борьбы с авианесущими группировками потенциального противника. Ракеты размещались в контейнерах вне прочного корпуса лодки, перед ограждением рубки и за ним. Перевооружение лодки с одного типа ракет на другой занимало около двух суток, однако, ни на одной лодке не было предпринято перевооружение с одного типа ракет на другое. Старт ракет осуществлялся только в надводном положении. Во избежание задымления воздухозаборников задних ракет выхлопными газами от старта передних произвольный порядок пуска ракет не допускался. Первыми стартовали задние ракеты.

Торпедное вооружение лодки состояло из шести носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм c запасными торпедами в количестве 22 штук, размещёнными в первом и втором отсеке на стеллажах, перегрузка торпед осуществлялась через дополнительный торпедопогрузочный люк, размещённый между первым и вторым отсеком, и с рабочей глубиной от перископной до 100 м, а также 4 кормовых торпедных аппаратов калибра 400 мм с боезапасом в 12 торпед и глубиной стрельбы до 300 м. Кормовые ТА предназначались для подводной самообороны корабля от атакующих субмарин противника. Все ракеты П-5, П-6 и торпеды калибра 533 мм могли оснащаться ядерными боеголовками. Из-за того, что дальность полёта крылатых ракет П-6 превышала возможности системы целеуказания лодки, была применена специальная система «Успех-У», принимающая данные по наведению с самолётов-корректировщиков.

Модификация 651К

Из-за проблем с самостоятельным наведением ракет и в силу невысокой надёжности наведения самолётами была предпринята попытка создания более надёжной системы наведения ракет. Для этого ПЛ К-81 была переоборудована по проекту 651К, предусматривавшему установку спутниковой антенны для получения целеуказаний с разведывательных ИСЗ и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».

Модификация 651Э

Проект модификации 651Э[6][7] был разработан для повышения боевой эффективности дизельных субмарин (весьма многочисленных в те годы) за счёт оснащения ДЭПЛ вспомогательной ядерной энергетической установкой. Это позволило бы увеличить автономность ДЭПЛ в подводном положении. На практике это предложение выразилось в испытаниях на базе субмарины К-68 проекта 651. Проект получил шифр 651Э, разработку проекта выполнило ЦКБ «Лазурит». Выбор базы для испытаний был в большой степени обусловлен тем, что после перехода с серебряно-цинковых аккумуляторных батарей на стандартные свинцовые аккумуляторы характеристики лодок проекта 651 существенно ухудшились. Атомная установка была призвана исправить сложившееся положение.

ЯЭУ типа ВЭУ-6 с реактором ТВП-4 спроектировал НИКИЭТ, стендовую отработку провел НИТИ. Реактор кипящего типа имел тепловую мощность 5 МВт, турбогенератор выдавал 600 кВт электричества. ВЭУ была выполнена в цилиндрическом корпусе диаметром 2,9 м, длиной 6,5 м, массой 70 тонн и размещалась в нише под кормовым отсеком, вне прочного корпуса. Имелся переходный люк из кормового отсека в корпус ВЭУ.

Вспомогательная ядерная энергоустановка была установлена на лодку после капремонта в 1985 году. Последующие испытания позволили оценить особенности использования подобных энергоустановок на дизельных подлодках. ЯЭУ обеспечивала ход в подводном положении до 6 узлов при дальности до 7000 миль. В 1993 году ПЛ была выведена из состава действующих единиц и передана на утилизацию. ВАУ-6 находилась в рабочем состоянии так и не выработав свой ресурс. В 2005 году активная зона реактора была выгружена и передана на утилизацию. В серию ядерные реакторы для ДЭПЛ не пошли.

Представители

Всего планировалось построить 36 лодок, однако серия ограничилась 16 кораблями. Два головных были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, остальные — на заводе «Красное Сормово» в Горьком.

НазваниеМесто постройкиЗаводской номер[8]Дата закладкиДата спускаДата вступления в стройФлотПримечания
K-156Балтийский завод55216 ноября 196031 июля 196210 декабря 1963Северный флот, с 1977 — переименована в Б-156, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1988
K-85Балтийский завод55325 октября 196131 января 196430 декабря 1964Северный флот, с 1977 — переименована в Б-124, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1988
K-63«Красное Сормово»51325 апреля 196226 июля 196331 декабря 1964Тихоокеанский флот, с 1977 переименована в Б-63сдана на слом в 1991
K-70«Красное Сормово»51425 марта 19626 февраля 196431 декабря 1964Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-270сдана на слом в 1991
K-24«Красное Сормово»51115 октября 196115 июля 196231 октября 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-24, переведена в Балтийский флот,продана в Германию в 1994,
экспонируется в Пенемюнде под обозначением U461
K-68


с 1977 Б-68
с 1990 БС-68

«Красное Сормово»51225 января 196230 апреля 196328 декабря 1965Северный флот, с 1977 Балтийский флотВ 1985 году модернизирована по проекту 651Э

В 1992 передана в резерв и поставлена на отстой, в 2004 (или 2005?) передана на утилизацию на завод «Нерпа» в Мурманской области.

K-77«Красное Сормово»51531 января 196311 марта 196531 октября 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-77, переведена в Балтийский флот,продана в Финляндию, затем — в США[9], в 2000—2001 годах снялась в роли К-19 в одноимённом фильме, затем около 5 лет использовалась как музей в городе Провиденс (столица американского штата Род-Айленд), 18 апреля 2007 года затонула[10], поднята в июле 2008 года, восстановление музея оценили в 1 млн долларов. Денег не нашлось, в мае 2010 лодка разрезана на металлолом.[11]
K-81[12]«Красное Сормово»52220 ноября 19637 августа 196414 декабря 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-81, переведена в Балтийский флот в 1981 г.,Модифицирована в 1971 или 1972 г. по проекту 651К. По другим данным, изначально была достроена по модифицированному проекту. Проект 651К отличался от базового наличием антенны и аппаратуры для космического целеуказания комплексу крылатых ракет.

В апреле 1991 года выведена из боевого состава и поставлена на прикол в бухте г. Лиепая. Подверглась разграблению цветных металлов. В октябре 1991 затонула у пирса. В 1994 году при выводе российских войск из Латвии брошена в полузатопленном состоянии, позже поднята латвийской фирмой и разделана на металл.

K-58«Красное Сормово»52115 июля 1963декабрь 196623 сентября 1966Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-58Затонула во время стоянки в 1992 и была сдана на слом.
K-73«Красное Сормово»52311 августа 196431 мая 1966
15 декабря 1966
Тихоокеанский флот, с 1977 — переименована в Б-73сдана на слом в 1991
K-67«Красное Сормово»52431 января 196529 октября 196630 сентября 1967Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-67сдана на слом в 1994
K-78«Красное Сормово»52525 июля 196530 марта 196711 января 1967Северный флот, с 1977 — переименована в Б-478, переведена в Балтийский флот,Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл
K-203«Красное Сормово»53125 декабря 196530 июня 19672 декабря 1967Северный флот, с 1977 — переименована в Б-203, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1994
K-304«Красное Сормово»532
6 августа 1966
24 января 196721 сентября 1968Северный флот, с 1977 — переименована в Б-304сдана на слом в 1994
K-318«Красное Сормово»53329 марта 196629 марта 196829 сентября 1968Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-318сдана на слом в 1994
K-120«Красное Сормово»53425 марта 196711 июля 196826 декабря 1968Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-120сдана на слом в 1991

Современный статус

14 из 16 лодок пошли на слом. Две оставшиеся проданы за границу: Б-24 продана в Германию в 1994 году. Используется как музей с неверным обозначением U-461 на корпусе. По состоянию 2010 г. — единственная сохранившаяся. Б-77 продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан, затем перепродана американской фирме, отбуксирована в США. C 1997 года лодка использовалась как туристический аттракцион в городе Сент-Питерсберг, штат Флорида, США. В 2000—2001 годах снималась в роли К-19 в одноимённом фильме, с 2002 по 2007 год была экспонатом музея в городе Провиденс в составе музея авианосца «Саратога». На рубке была нарисована красная звезда и обозначение U-484. В результате шторма 17 апреля 2007 года была повреждена и на следующий день затонула. Поднята лишь 15 месяцев спустя, ремонт оценён в 1 млн долларов, который так и не нашли, поэтому в мае 2010 лодка разделана на металлолом.

Галерея

Примечания

  1. ↑ в том числе 12 офицеров, 16 младших офицеров
  2. ↑ с дополнительным топливом — 3636 т
  3. 1 2 ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПР. 651. book.uraic.ru/elib/pl/. Дата обращения 8 октября 2007. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  4. 1 2 Подводная лодка К-77. История проекта. www.k-77.com. Дата обращения 8 октября 2007. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  5. ↑ ранее учитывали, что часть экипажа находится на вахте, потому спальных мест было меньше, чем людей
  6. ↑ Вспомогательная ядерная энергетическая установка ВАУ-6 — российский вариант воздухонезависимой ЭУ для дизельных ПЛ
  7. ↑ История создания и опытной эксплуатации подводной лодки проекта 651Э со вспомогательной атомной энергетической установкой ВАУ-6. И. В. Иванов. Стр.28
  8. ↑ Проект 651 (NATO — Juliett) (недоступная ссылка). 2003-2004. ruspodlodka.narod.ru. Дата обращения 8 октября 2007. Архивировано 14 июля 2010 года.
  9. ↑ С. Апрелев «Метаморфозы К-77»
  10. ↑ K-77 — Подводная лодка К-77
  11. ↑ К-77, Б-77, «U-484» проект 651, deepstorm.ru
  12. ↑ К-81 модифицирована по проекту 651К.

Ссылки

Литература

  • К-156
  • К-85
  • К-63
  • К-70
  • К-24
  • К-68 (модификация 651Э)
  • К-77
  • К-81 (модификация 651К)
  • К-58
  • К-73
  • К-67
  • К-78
  • К-203
  • К-304
  • К-318
  • К-120

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Подводные лодки проекта 651Э — это… Что такое Подводные лодки проекта 651Э?

ДПЛРК проекта 651
Основные характеристики
Тип корабляДПЛ с крылатыми ракетами
Обозначение проектапроект 651
Классификация НАТО«Juliett»
Скорость (надводная)16-19 узлов
Скорость (подводная)14 узлов (до 18 с САБ)
Рабочая глубина погружения240 м
Предельная глубина погружения300 м
Автономность плавания90 суток
Экипаж82 человек [1]
Размеры
Водоизмещение надводное3174 т[2]
Водоизмещение подводное4137 т
Длина наибольшая (по КВЛ)85.9 м
Ширина корпуса наиб.9.7 м
Средняя осадка (по КВЛ)6.9 м
Силовая установка
Дизель-электрическая, двухвальная.
2 главных дизеля 1Д-43 по 4000 л.с., 2 электромотора ПГ-141 по 3000 л.с.
вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л.с., 2 электродвигателя эконом.хода ПГ-140 по 150 л.с.,
аккумуляторные батареи САБ «30/3» или 48СМ
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
носовые ТА 6×533 мм;
кормовые ТА 4×400 мм
Ракетное вооружение4 крылатые ракеты П-5[3], П-6[4] или П-500 4K-80 «Базальт»
Изображения на Викискладе

Подводные лодки проекта 651 — серия советских дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами. Всего в 1960—1968 годах было построено 16 субмарин проекта. В конце 80-х — начале 90-х все лодки были списаны, большинство из них пошло на слом. Развитием проекта стали атомарины проекта 675.

История

Эти лодки — единственный проект советских ДПЛ, изначально разработанный для оснащения крылатыми ракетами, а не переделанный из многоцелевой ПЛ.

Конструкция

Корпус

Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделяется на 8 отсеков:

  1. Носовой торпедный отсек;
  2. Жилой/аккумуляторный отсек;
  3. Ракетный/аккумуляторный отсек;
  4. Отсек управления;
  5. Жилой/аккумуляторный отсек;
  6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.
  7. Отсек электромоторов;
  8. Кормовой торпедный отсек.

Лёгкий корпус у первых лодок выполнялся из маломагнитной стали, но после нескольких лет эксплуатации в металле корпуса были обнаружены трещины, потому для последующих кораблей проекта вернулись к обычной стали. Начиная с восьмого корабля проекта, К-81, лёгкий корпус покрывался звукоизолирующим слоем из резиновых панелей толщиной 50 мм.

Силовая установка

Дизель-электрическая, двухвальная. 2 главных дизеля 1Д43 по 4000 л.с. 2 главных эл.двигателя ПГ-141 по 3000 л.с. Вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л.с 2 эл.двигателя зконом.хода по 150 л.с. Аккумуляторная батарея типа САБ 30/3 или 48СМ

Размещение экипажа

Условия обитания были существенно улучшены по сравнению с предыдущими проектами: весь личный состав обеспечивался спальными местами [5]. Жилые помещения разместились в 1, 2 и 5 отсеках. Лодки были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, кондиционирования, фреоновой системой охлаждения воздуха. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса.

Вооружение

Основным вооружением проекта были 4 крылатые ракеты П-5 (SS-N-3 Shaddock)[3] для стрельбы по неподвижным береговым целям, или ракеты П-6[4] (тоже SS-N-3 Shaddock) для стрельбы по кораблям. Ракеты размещались в контейнерах вне прочного корпуса лодки, перед ограждением рубки и за ним. Перевооружение лодки с одного типа ракет на другой занимало около двух суток. Старт ракет осуществлялся только в надводном положении. Во избежание задымления воздухозаборников задних ракет выхлопными газами от старта передних произвольный порядок пуска ракет не допускался. Первыми стартовали задние ракеты.

Торпедное вооружение лодки состояло из шести носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм без запасных торпед и с рабочей глубиной от перископной до 100 м, а также 4 кормовых торпедных аппаратов калибра 400 мм с боезапасом в 12 торпед и глубиной стрельбы до 250 м. Кормовые ТА предназначались для подводной самообороны корабля от атакующих субмарин противника. Из-за того, что дальность полёта крылатых ракет П-6 превышала возможности системы целеуказания лодки, была применена специальная система «Успех-У», принимающая данные по наведению с самолётов-корректировщиков.

Модификация 651К

Из-за проблем с самостоятельным наведением ракет и в силу невысокой надёжности наведения самолётами была предпринята попытка создания более надёжной системы наведения ракет. Для этого ПЛ К-81 была переоборудована по проекту 651К, предусматривавшему установку спутниковой антенны для получения целеуказаний с разведывательных ИСЗ и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».

Модификация 651Э

Проект модификации 651Э[6][7] был разработан для повышения боевой эффективности дизельных субмарин (весьма многочисленных в те годы) за счёт оснащения ДЭПЛ вспомогательной ядерной энергетической установкой. Это позволило бы в короткие сроки резко повысить количество атомных подводных лодок в строю. На практике это предложение выразилось в испытаниях на базе субмарины К-68 проекта 651. Проект получил шифр 651Э, разработку проекта выполнило ЦКБ «Лазурит». Выбор базы для испытаний был в большой степени обусловлен тем, что после перехода с серебряно-цинковых аккумуляторных батарей на стандартные свинцовые аккумуляторы характеристики лодок проекта 651 существенно ухудшились. Атомная установка была призвана исправить сложившееся положение. В 1985 году на лодку была установлена вспомогательная ядерная энергоустановка. Она была выполнена в цилиндрическом корпусе и размещалась в хвостовой части лодки, вне прочного корпуса. Последующие испытания позволили оценить особенности использования подобных энергоустановок на дизельных подлодках. Применения ядерной установки позволило существенно увеличить время подводного хода. В серию ядерные миниреакторы не пошли, но эта разработка так и осталась уникальной. В других странах подобные реакторы созданы так и не были.

Сравнительная оценка

Представители

Всего планировалось построить 36 лодок, однако серия ограничилась 16 кораблями. Два головных были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, остальные — на заводе «Красное Сормово» в Горьком.

НазваниеМесто постройкиЗаводской номер[8]Дата закладкиДата спускаДата вступления в стройФлотСтатус
K-156Балтийский завод55216 ноября 196031 июля 196210 декабря 1963Северный флот, с 1977 — переименована в Б-156, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1988
K-85Балтийский завод55325 октября 196131 января 196430 декабря 1964Северный флот, с 1977 — переименована в Б-124, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1988
K-63«Красное Сормово»51325 апреля 196226 июля 196331 декабря 1964Тихоокеанский флот, с 1977 переименована в Б-63сдана на слом в 1991
K-70«Красное Сормово»51425 марта 19626 февраля 196431 декабря 1964Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-270сдана на слом в 1991
K-24«Красное Сормово»51115 октября 196115 июля 196231 октября 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-24, переведена в Балтийский флот,продана в Германию в 1994
K-68[9]«Красное Сормово»51225 января 196230 апреля 196328 декабря 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-68, переведена в Балтийский флот,сдана на слом в 1989
K-77«Красное Сормово»51531 января 196311 марта 196531 октября 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-77, переведена в Балтийский флот,продана в Финляндию, затем — в США[10], использовалась как музей, 18 апреля 2007 года затонула[11], поднята в июле 2008 года[12]
K-81[13]«Красное Сормово»52220 ноября 19637 августа 196414 декабря 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-81, переведена в Балтийский флот в 1981 г.,Затонула во время стоянки в 1992 г.,сдана на слом.
K-58«Красное Сормово»52115 июля 1963декабрь 196623 сентября 1966Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-58Затонула во время стоянки в 1992 и была сдана на слом.
K-73«Красное Сормово»52311 августа 196431 мая 196615 декабря 1966Тихоокеанский флот, с 1977 — переименована в Б-73сдана на слом в 1991
K-67«Красное Сормово»52431 января 196529 октября 196630 сентября 1967Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-67сдана на слом в 1994
K-78«Красное Сормово»52525 июля 196530 марта 196711 января 1967Северный флот, с 1977 — переименована в Б-478, переведена в Балтийский флот,Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл
K-203«Красное Сормово»53125 декабря 196530 июня 19672 декабря 1967Северный флот, с 1977 — переименована в Б-203, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1994
K-304«Красное Сормово»5326 августа 196624 января 196721 сентября 1968Северный флот, с 1977 — переименована в Б-304, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1994
K-318«Красное Сормово»53329 марта 196629 марта 196829 сентября 1968Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-318сдана на слом в 1994
K-120«Красное Сормово»53425 марта 196711 июля 196826 декабря 1968Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-120сдана на слом в 1991

Современный статус

14 из 16 лодок пошли на слом. Две оставшиеся проданы за границу:

  • Б-24 продана в Германию в 1994 году. Используется как плавучий ресторан (с неверным обозначением U-461 на корпусе) и как аттракцион для туристов.
  • К-77 продана американской фирме Subexpo. C 1997 года лодка используется как туристический аттракцион в городе С-Петербург, штат Флорида, США.

Галерея

Сноски и источники

Ссылки

Литература

К-156 | К-85 | К-63 | К-70 | К-24 | К-68* | К-77 | К-81** | К-58 | К-73 | К-67 | К-78 | К-203 | К-304 | К-318 | К-120
* — модификация 651Э, ** — модификация 651К

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Подводные лодки проекта 651 | Энциклопедия военной техники

ДПЛРК – Проект 651

К-156 16.11.1960 / 31.07.1962 / 10.12.1963
К-86 25.10.1961 / 31.01.1964 / 30.12.1964
К-24 15.10.1961 / 15.12.1962 / 31.10.1965
К-68 25.01.1962 / 30.04.1963 / 28.12.1965 В 1985 году модифицирована по проекту 651Э
К-63 25.04.1962 / 26.07.1963 / 12.06.1966
К-70 25.08.1962 / 06.02.1964 / 31.12.1964
К-77 31.01.1963 / 11.03.1965 / 31.10.1965
К-58 15.07.1963 / 12.02.1966 / 23.09.1966
К-81 20.11.1963 / 07.08.1964 / 14.12.1965 Модифицирована по пр.651К
К-73 01.08.1964 / 31.05.1966 / 15.12.1966
К-67 31.01.1965 / 29.10.1966 / 30.09.1967
К-78 25.07.1965 / 30.03.1967 / 01.11.1967
K-203 25.12.1965 / 30.06.1967 / 02.12.1967
К-304 06.08.1966 / 24.11.1967 / 21.08.1968
K-318 29.03.1967 / 29.03.1968 / 29.09.1968
К-120 25.03.1967 / 11.07.1968 / 26.12.1968

В 60-е годы наблюдалось наращивание подводных сил, предназначенных для борьбы с надводными кораблями противника. Эту функцию традиционно должны были выполнять ПЛ вооруженные крылатыми ракетами. Наряду с созданием атомных подводных лодок пр.675 активно строились и дизель-электрические ПЛ пр.651. Разработка лодки велась в ЦКБ МТ “Рубин”. Главный конструктор А.С. Кассацер, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И.А. Коцюбин. Эскизный проект был подготовлен к маю 1958 года и в январаре 1959-го утверждён постановлением Совета Министров СССР. Первоначально планировалось построить 72 лодки. Всего же в период с 1963 г. по 1968 г. в состав ВМС вошли 16 ПЛ этого проекта. Надо сказать что большие ПЛ. пр.651 были единственными отечественными дизельными подводными лодками с КР специальной построки. Все остальные создавались на базе торпедных ДПЛ. Естественно это положительно отразилось на тактико-технических характеристиках. Головной корабль был заложен 16 ноября 1960 года на Балтийском ССЗ. 31 июля 1962 года ПЛ была спущена на воду и после завершения испытаний, 10 декабря 1963 года вошла в состав ВМФ. Заводские испытания проходили в районе Балтийска и Таллина. На Балтийском ССЗ впервые использовалась сталь марки АК-25, отсутствие опыта привело к наличию большого числа дефектов в сварных швах. Из-за отсутствия полигонов для ракетных стрельб в Балтийском море лодку перебазировали на Северный флот. При испытания ПКР П-6 выяснилось, что при залповой стрельбе газовые струи маршевого и стартого двигателей передних ракет, попадая в воздухозаборники задних вызываю сбои в работе их двигателей, вплоть до остановки двигателя. Аналогичная проблема уже встречалась на ПЛАРК пр.659. Тогда её удалось решить путём перепрофилирования газоотводных выгородок. В данной же ситуации изменение формы газоотводов не привело к положительному результату. В конце концов ограничились выработкой порядка запуска ракет. Лодка была двухкорпусной, с развитым ограждением рубки и надстройки. Легкий корпус (за исключением первых семи лодок) покрыт противогидроакустическим покрытием, которое кстати увеличило водоизмещение на 124 тонны. Прочный корпус из стали АК-25 разделён на 8 отсеков. Прочная рубка овальная, крыша имеет форму круглого цилиндра с образующей, параллельной плоскостью. На первых пяти лодках легкий корпус и прочные цистерны изготавливались из маломагнитной стали и уже через три года эксплуатации на одной из ПЛ были обнаружены многочисленные коррозионные повреждения в районе ЦГБ. Проведённые исследования показали что, на всех корпусах, изготовленных из этой стали через 5-6 лет появлялись трещины. Кроме того применение пневматического управления запорными клапанами колонки аварийного продувания, настолько ускорило открытие клапана, что при перепуске воздуха в незаполненный водой трубопровод, воздух мгновенно нагревался и при наличии на внутренних стенках труб масла происходил взрыв маслянных паров. Подобные случаи имели место на АПЛ проектов 659 и 675. Сложности возникли при проектировании кормовой части корпуса и винто-рулевого комплекса. Необходимо было обеспечить большую скорость хода и при этом возможно низкий уровень шума. Мощные ГЭД, с трудом вписывавющиеся в обводы ПК ограничили угол развала линий вала и требовали винтов такого диаметра, что они не размещались в принятых ранее размерах. В итоге винты поместили в направляющие насадки, повышавшие критические скорости хода и пропульсивный эффект. Это дало возможность придать кормовой части такую форму, которая существенно уменьшила длину корпуса и позволило достичь приемлемого диаметра винтов. По сравнению с другими ДПЛ того времени были существенно улучшены условия обитаемости. Весь личный сосотав обеспечивался спальными местами. Жилые помещения распологались в носовой части (1 и 2 отсеки). Имелась общесудовая система вентиляции и кондиционирования, а также электрическая система отопления. Дополнительно в отсеках имелись автономные фреоновые воздухоохладители. ГЭУ включала в себя два четырёхтактных 12-ти цилиндровых дизеля 1Д43 (Коломенский завод) с газотурбонаддувом. Мощность каждого дизеля 4000 л.с. при 500 об/мин. Дизеля нереверсивные со встроенным редуктором. Источником электроэнергии был четырёхтактный 6-ти цилиндровый дизель 1ДЛ42 (Коломенский завод) с газотурбонаддувом мощностью 1720 л.с. при 700 об/мин, работающий на генератор постоянного тока ПГ-142 (1000КВт). Впервые в отечественном подводном судостроении использовались серебряно-цинковые АБ – 4 группы по 152 элемента. Максимальная сила разрядного тока – 14000 А в течении полутора часов. Серебряно-цинковые АБ были установлены всего на трёх кораблях: К-24, К-85, К-256. Основными премуществами серебряно-цинковых АБ перед свинцово-кислотными были: значительно большая ёмкость, возможность перерыва в зарядах, неполное их проведение и как правило не требовали долива на протяжении гарантийного срока эксплуатации. В процессе эксплуатации выявились и недостатки. Низкая надёжность и невозможность разряда АБ малыми токами, что усложняло управление гребной установкой и затрудняло маневрирование. В дальнейшем эти недостатки были устранены, но осложнение отношений с Китаем, основным поставщиком серебра не позволили установить серебряно-цинковые АБ на все лодки. А на тех лодках где они были установлены после выработки ресурса были заменены на свинцово-кислотные АБ.

Характеристика ДПЛРК проекта 651
Длина наибольшая 85,9 м
Ширина наибольшая 9,7 м
Осадка 6,9 м
Водоизмещение:
нормальное 3174 м.куб.
подводное 3750 м.куб.
Запас плавучести 40,0%
Предельная глубина погружения 300 м
Рабочая глубина погружения 270 м
Полная скорость подводного хода 18,1 уз.
Надводная скорость 16,0 уз
Автономность 90 сут.
Экипаж 78 чел.

Основным вооружением являлись КР П-6. Четыре пусковые установки попарно размещенные в надстройке, в нос и в корму от ограждения рубки. Перед стрельбой ракетные контейнеры поднимались под углом 15 градусов к горизонту. Флотские острословы окрестили лодки этого проекта “раскладушками”. Запуск ракет осуществлялся только из надводного положения. Помимо КР П-6 лодка могла также нести КР П-5. На лодке соответственно имелись две системы управления ракетной стрельбой (“Север-А-651У” для КР П-5 и “Аргумент” для КР П-6) и два типа бортразъёмов для ракет П-5 и П-6. Перевооружение лодки ракетами другого типа занимало около трёх суток. В 1966 году ракетный комплекс П-5 был снят с вооружения. Было демонтировано оборудование обслуживающее эти ракеты. Торпедное вооружение состояло из шести носовых 533мм ТА и четырёх кормовых 400мм ТА. Общий боезопас 18 торпед (6-533мм и 12-400мм). Кроме того, на ряде лодок при необходимости во втором отсеке могли размещаться дополнительные запасные 533-мм торпеды. Правда это приводило к некоторому ухудшению условий размещения личного состава. Торпедной стрельбой управляла система “Ленинград-651”.

Радиоэлектронное вооружение включало:
Навигационный комплекс “Сила-Н-651”
ГАК “Арктика-М
Станцию шумопеленгации МГ-10
Станцию обнаружения гидролокационных сигнало МГ-13
Систему звукоподводной связи МГ-15
РЛС РЛК-101
СОРС “Накат”

Так как КР П-6 обладали большей дальностью стрельбы (до 450 км), остро вставала проблема целеуказания. Установленная на лодка система приборов “Успех-У” принимала целеуказание с самолётов. Естественно боевая устойчивость подобного источника целеуказания была небольшой, а при действии лодки в удалённых районах и вовсе сомнительной. Была сделана попытка обеспечить целеуказание от разведывательных ИСЗ. Для этого К-81 была модернизирована по проекту 651К. На ней была смонтирована приёмная антенна и аппаратура системы космического целеуказани КР “Касатка-Б”. Лодки проекта 651 базировались в основном на Северном Флоте, где они интенсивно эксплуатировались, совершая боевые патрулирования в Средиземном море. Позже их стали переводить на Балтийский и Черноморский флоты. Действие этих ДПЛРК в составе ЧФ и БФ больше отвечало их боевым возможностям так как только в ближней зоне и в закрытых морях их можно было надёжно прикрыть от противолодочных сил противника. Пр.651 получился достаточно удачным. К несомненным достоинствам относятся: универсальность оружия, хорошая управляемость в надводном и подводном положении, малая заливаемость надстройки при cильном волнении и хорошие условия обитания. ДПЛ пр.651 и АПЛ пр.675 завершили в ВМФ СССР эпоху ПЛРК с надводным стартом. В 60-х годов в Советском Союзе рассматривались различные варианты повышения боевой эффективности многочисленных дизель-электрических подводных лодок. Одним из следствий этих работ было создание вариантов переоборудования ДЭПЛ в атомные подводные лодки за счет оснащения их вспомогательной ядерной энергетической установкой. Предполагалось, что в случае обострения международной обстановки удастся в сравнительно короткие сроки резко повысить боевой потенциал подводного флота, трансформировав наиболее современные и мощные из уже построенных ДЭПЛ в АПЛ. Однако на практике вспомогательной атомной энергетической установкой была оснащена лишь одна большая дизель-электрическая подводная лодка 651-го проекта.

ПЛРК этого типа предназначались для нанесения ударов противокорабельными ракетами по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских коммуникациях. Разработка 651-го проекта осуществлялась ЦКБ-18 (главный конструктор – А.С. Кассациер, главный наблюдающий от ВМФ – И.А. Коцюбин). Технический проект дизель-электрический подводной лодки был утвержден в 1959 году, а в 1963-1968 гг. в состав ВМФ вошло 16 кораблей этого типа (их строительство осуществлялось в Ленинграде и в Горьком). ДЭПЛ несла мощное ударное вооружение (впервые в мировой практике применительно к ПЛ) – противокорабельные оперативно-тактические крылатые ракеты комплекса П-6, расположенные в четырех герметизированных транспортно-пусковых контейнерах вне прочного корпуса, за и перед ограждением рубки. Перед пуском контейнеры поднимались на угол 15°. Торпедное вооружение корабля включало шесть носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм (боезапас – шесть торпед), стрельба из которых обеспечивалась на глубинах от перископной до 100 м. Кроме того, имелось четыре 400-мм ТА (боезапас – 12 торпед) в кормовой части корабля (максимальная глубина стрельбы – 250 м). Лодка имела двухвальную энергетическую установку в составе двух дизелей надводного хода 1Д43 (2 х 4000 л. с.), двух главных гребных электродвигателей подводного хода МГ-141 (2 х 6000 л. с.), дизель-генератора мощностью 1000 кВт (с дизелем 1Д42) и двух гребных электродвигателей экономического хода ПГ-140 (2 х 2000 л. с.). Впервые в практике отечественного подводного кораблестроения на лодках 651-го проекта было решено применить серебряно-цинковые аккумуляторные батареи “30/3”, имевшие значительно большую емкость по сравнению с традиционными свинцово-кислотными. ПЛ имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, а также все поперечные водонепроницаемые переборки были выполнены из стали с пределом текучести 60 кгс/мм2. Это позволило увеличить предельную глубину погружения по сравнению с ранее построенными отечественными дизель-электрическими подводными лодками на 100 м. Первые пять субмарин имели легкий корпус, изготовленный из маломагнитной стали. Однако в дальнейшем из-за коррозионного растрескивания вновь вернулись к использованию обычной стали. Начиная с шестого серийного корабля на легкий корпус наносилось специальное резиновое противогидролокационное покрытие. По тактико-техническим данным, мощности оружия, радиотехническому вооружению, корабельным системам, механизмам и устройствам подводные лодки 651-го проекта превосходили все существующие в 60-х годах отечественные и зарубежные дизель-электрические подводные лодки. Применение противогидролокационных покрытий, средств шумопоглощения, мер по звукоизоляции механизмов от корпуса корабля, нового движительного комплекса с малошумными гребными винтами в направляющих, насадках обеспечивало ПЛ 651-го проекта уровень шумности, меньший чем у лодок других проектов, при рекордно высокой для отечественных ДЭПЛ скорости полного подводного хода – более 18 узлов. Дальность плавания экономичной подводной скоростью 2,8 узла составляла 810 миль.

Однако сохранить высокие характеристики подводного хода на достигнутом уровне не удалось, в начале 60-х годов произошло резкое обострение, а в дальнейшем – полный разрыв Cоветско-китайских отношений. “Великая дружба” сменилась многолетней враждой. Это самым нежелательным образом сказалось и на отечественном подводном кораблестроении. Из-за прекращения массовых поставок китайского серебра, необходимого для производства серебряных аккумуляторов, уже с четвертой лодки 651-го проекта кораблестроители вынуждены были перейти к установке обычных свинцовых аккумуляторных батарей “60 СМ-П”. В результате скорость подводного хода упала до 14,5 узлов и, что самое печальное, дальность плавания экономической подводной скоростью сократилось более чем вдвое – до 350 миль. Высокий боевой потенциал кораблей 651-го проекта в сочетании с желанием вернуть им утерянные (с переходом на свинцовые аккумуляторы) тактические качества, очевидно, и обусловили приоритетность оснащения созданной в СССР малогабаритной вспомогательной атомной силовой установкой ВАУ-6 подводных лодок именно этого типа. Модульная установка мощностью 600 кВт помещалась в цилиндрическом контейнере, который располагался вне прочного корпуса, в кормовой части корабля. Малые размеры контейнера требовали внесения минимальных изменений в конструкцию легкого корпуса. Дополняя “штатную” энергетическую установку ДЭПЛ, вспомогательная атомная установка обеспечивала возможность длительного плавания в подводном положении (правда, с относительно низкой скоростью). Для кратковременного движения под водой с большой скоростью должны были задействоваться аккумуляторы. Проект подводной лодки с вспомогательной атомной энергетической установкой был разработан горьковским ЦКБ “Лазурит” под руководством главного конструктора Н.И. Кваши. В 1985 году на заводе “Красное Сормово” по проекту 651Э была переоборудована одна из ранее построенных ПЛ 651-го проекта. K-68 Испытания и опытная эксплуатация корабля позволили отработать конструкцию и в условиях реальных плаваний оценить целесообразность использования малогабаритных атомных энергетических установок для увеличения боевых возможностей ДЭПЛ. Следует отметить, что создание подобных установок, до сих пор не имеющих мировых аналогов, является отечественным приоритетом. Исследования в данном направлении велись и в других странах (в частности, в Канаде), однако не привели к каким-либо конкретным результатам.

war-book.ru

Подводные лодки проекта 651 — Википедия

ДПЛРК проекта 651
Основные характеристики
Тип корабля ДПЛ с крылатыми ракетами
Обозначение проекта проект 651
Разработчик проекта ЦКБ-18
Главный конструктор А. С. Кассациер
Кодификация НАТО «Juliett»
Скорость (надводная) 16-19 узлов
Скорость (подводная) 14 узлов (до 18 с САБ)
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 96 человек [1]
Размеры
Водоизмещение надводное 3200 т[2]
Водоизмещение подводное 4307 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
85,9 м
Ширина корпуса наиб. 9,7 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
8,0 м
Силовая установка
Дизель-электрическая, двухвальная.
2 главных дизеля 1Д-43 по 4000 л. с.,
2 электромотора ПГ-141 по 6000 л. с.
вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л. с.,
2 электродвигателя эконом. хода ПГ-140 по 150 л. с.,
аккумуляторные батареи САБ «30/3» или 48СМ
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
носовые ТА 6×533 мм;
кормовые ТА 4×400 мм
Ракетное вооружение 4 крылатые ракеты П-6[3][4] или П-5
 Категория на Викискладе

Подводные лодки проекта 651 — серия советских дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами. Всего в 1960—1968 годах было построено 16 субмарин проекта. В конце 1980-х — начале 1990-х все лодки были списаны, большинство из них пошло на слом. Развитием проекта стали АПЛ проекта 675.

История

Эти лодки — единственный проект советских ДПЛ, изначально разработанный для оснащения крылатыми ракетами, а не переделанный из многоцелевой ПЛ.

Видео по теме

Конструкция

Корпус

Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделяется на 8 отсеков:

  1. Носовой торпедный отсек;
  2. Жилой/аккумуляторный отсек;
  3. Ракетный/аккумуляторный отсек;
  4. Отсек управления;
  5. Жилой/аккумуляторный отсек;
  6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.
  7. Отсек электромоторов;
  8. Кормовой торпедный отсек.

Лёгкий корпус у первых лодок выполнялся из маломагнитной стали, но после нескольких лет эксплуатации в металле корпуса были обнаружены трещины, потому для последующих кораблей проекта вернулись к обычной стали. Начиная с восьмого корабля проекта, К-81, лёгкий корпус покрывался звукоизолирующим слоем из резиновых панелей толщиной 50 мм.

Силовая установка

  • Дизель-электрическая, двухвальная.
  • 2 главных дизеля 1Д43 по 4000 л. с.
  • 2 главных эл. двигателя ПГ-141 по 6000 л. с.
  • Вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л. с.
  • 2 эл. двигателя зконом. хода по 150 л. с.
  • Аккумуляторная батарея типа САБ 30/3 или 48СМ.

Размещение экипажа

Условия обитания были существенно улучшены по сравнению с предыдущими проектами: почти весь личный состав обеспечивался спальными местами [5]. Жилые помещения разместились в 1,2,3 и 7,8 отсеках. Лодки были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, которые работали на базе при подключении к внешнему источнику питания, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса.

Вооружение

Основным вооружением проекта были 4 крылатые ракеты П-5 (SS-N-3 Shaddock)[3] для стрельбы по неподвижным береговым целям, или ракеты П-6[4] (SS-N-3A Shaddock) для стрельбы по кораблям. В основном это были П-6, так как лодки этого типа предназначались для борьбы с авианесущими группировками потенциального противника. Ракеты размещались в контейнерах вне прочного корпуса лодки, перед ограждением рубки и за ним. Перевооружение лодки с одного типа ракет на другой занимало около двух суток. Старт ракет осуществлялся только в надводном положении. Во избежание задымления воздухозаборников задних ракет выхлопными газами от старта передних произвольный порядок пуска ракет не допускался. Первыми стартовали задние ракеты.

Торпедное вооружение лодки состояло из шести носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм c запасными торпедами в количестве 16 штук, размещёнными в первом и втором отсеке на стеллажах, перегрузка торпед осуществлялась через дополнительный торпедопогрузочный люк, размещённый между первым и вторым отсеком, и с рабочей глубиной от перископной до 100 м, а также 4 кормовых торпедных аппаратов калибра 400 мм с боезапасом в 12 торпед и глубиной стрельбы до 250 м. Кормовые ТА предназначались для подводной самообороны корабля от атакующих субмарин противника. Все ракеты П-5, П-6 и торпеды калибра 533 мм могли оснащаться ядерными боеголовками. Из-за того, что дальность полёта крылатых ракет П-6 превышала возможности системы целеуказания лодки, была применена специальная система «Успех-У», принимающая данные по наведению с самолётов-корректировщиков.

Модификация 651К

Из-за проблем с самостоятельным наведением ракет и в силу невысокой надёжности наведения самолётами была предпринята попытка создания более надёжной системы наведения ракет. Для этого ПЛ К-81 была переоборудована по проекту 651К, предусматривавшему установку спутниковой антенны для получения целеуказаний с разведывательных ИСЗ и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».

Модификация 651Э

Схема лодки 651Э проекта.

Проект модификации 651Э[6][7] был разработан для повышения боевой эффективности дизельных субмарин (весьма многочисленных в те годы) за счёт оснащения ДЭПЛ вспомогательной ядерной энергетической установкой. Это позволило бы увеличить автономность ДЭПЛ в подводном положении. На практике это предложение выразилось в испытаниях на базе субмарины К-68 проекта 651. Проект получил шифр 651Э, разработку проекта выполнило ЦКБ «Лазурит». Выбор базы для испытаний был в большой степени обусловлен тем, что после перехода с серебряно-цинковых аккумуляторных батарей на стандартные свинцовые аккумуляторы характеристики лодок проекта 651 существенно ухудшились. Атомная установка была призвана исправить сложившееся положение.

ЯЭУ типа ВЭУ-6 с реактором ТВП-4 спроектировал НИКИЭТ, стендовую отработку провел НИТИ. Реактор кипящего типа имел тепловую мощность 5 МВт, турбогенератор выдавал 600 кВт электричества. ВЭУ была выполнена в цилиндрическом корпусе диаметром 2,9 м, длиной 6,5 м, массой 70 тонн и размещалась в нише под кормовым отсеком, вне прочного корпуса. Имелся переходный люк из кормового отсека в корпус ВЭУ.

Вспомогательная ядерная энергоустановка была установлена на лодку после капремонта в 1985 году. Последующие испытания позволили оценить особенности использования подобных энергоустановок на дизельных подлодках. ЯЭУ обеспечивала ход в подводном положении до 6 узлов при дальности до 7000 миль. В 1993 году ПЛ была выведена из состава действующих единиц и передана на утилизацию. ВАУ-6 находилась в рабочем состоянии так и не выработав свой ресурс. В 2005 году активная зона реактора была выгружена и передана на утилизацию. В серию ядерные реакторы для ДЭПЛ не пошли.

Сравнительная оценка

Представители

Всего планировалось построить 36 лодок, однако серия ограничилась 16 кораблями. Два головных были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, остальные — на заводе «Красное Сормово» в Горьком.

НазваниеМесто постройкиЗаводской номер[8]Дата закладкиДата спускаДата вступления в стройФлотПримечания
K-156Балтийский завод55216 ноября 196031 июля 196210 декабря 1963Северный флот, с 1977 — переименована в Б-156, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1988
K-85Балтийский завод55325 октября 196131 января 196430 декабря 1964Северный флот, с 1977 — переименована в Б-124, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1988
K-63«Красное Сормово»51325 апреля 196226 июля 196331 декабря 1964Тихоокеанский флот, с 1977 переименована в Б-63сдана на слом в 1991
K-70«Красное Сормово»51425 марта 19626 февраля 196431 декабря 1964Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-270сдана на слом в 1991
K-24«Красное Сормово»51115 октября 196115 июля 196231 октября 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-24, переведена в Балтийский флот,продана в Германию в 1994,
экспонируется в Пенемюнде под обозначением U461
K-68


с 1977 Б-68
с 1990 БС-68

«Красное Сормово»51225 января 196230 апреля 196328 декабря 1965Северный флот, с 1977 Балтийский флотВ 1985 году модернизирована по проекту 651Э

В 1992 передана в резерв и поставлена на отстой, в 2004 (или 2005?) передана на утилизацию на завод «Нерпа» в Мурманской области.

K-77«Красное Сормово»51531 января 196311 марта 196531 октября 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-77, переведена в Балтийский флот,продана в Финляндию, затем — в США[9], в 2000—2001 годах снялась в роли К-19 в одноимённом фильме, затем около 5 лет использовалась как музей в городе Провиденс (столица американского штата Род-Айленд), 18 апреля 2007 года затонула[10], поднята в июле 2008 года, восстановление музея оценили в 1 млн долларов. Денег не нашлось, в мае 2010 лодка разрезана на металлолом.[11]
K-81[12]«Красное Сормово»52220 ноября 19637 августа 196414 декабря 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-81, переведена в Балтийский флот в 1981 г.,Модифицирована в 1971 или 1972 г. по проекту 651К. По другим данным, изначально была достроена по модифицированному проекту. Проект 651К отличался от базового наличием антенны и аппаратуры для космического целеуказания комплексу крылатых ракет.

В апреле 1991 года выведена из боевого состава и поставлена на прикол в бухте г. Лиепая. Подверглась разграблению цветных металлов. В октябре 1991 затонула у пирса. В 1994 году при выводе российских войск из Латвии брошена в полузатопленном состоянии, позже поднята латвийской фирмой и разделана на металл.

K-58«Красное Сормово»52115 июля 1963декабрь 196623 сентября 1966Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-58Затонула во время стоянки в 1992 и была сдана на слом.
K-73«Красное Сормово»52311 августа 196431 мая 196615 декабря 1966Тихоокеанский флот, с 1977 — переименована в Б-73сдана на слом в 1991
K-67«Красное Сормово»52431 января 196529 октября 196630 сентября 1967Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-67сдана на слом в 1994
K-78«Красное Сормово»52525 июля 196530 марта 196711 января 1967Северный флот, с 1977 — переименована в Б-478, переведена в Балтийский флот,Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл
K-203«Красное Сормово»53125 декабря 196530 июня 19672 декабря 1967Северный флот, с 1977 — переименована в Б-203, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1994
K-304«Красное Сормово»5326 августа 196624 января 196721 сентября 1968Северный флот, с 1977 — переименована в Б-304сдана на слом в 1994
K-318«Красное Сормово»53329 марта 196629 марта 196829 сентября 1968Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-318сдана на слом в 1994
K-120«Красное Сормово»53425 марта 196711 июля 196826 декабря 1968Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-120сдана на слом в 1991

Современный статус

14 из 16 лодок пошли на слом. Две оставшиеся проданы за границу: Б-24 продана в Германию в 1994 году. Используется как музей с неверным обозначением U-461 на корпусе. По состоянию 2010 г. — единственная сохранившаяся. Б-77 продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан, затем перепродана американской фирме, отбуксирована в США. C 1997 года лодка использовалась как туристический аттракцион в городе Сент-Питерсберг, штат Флорида, США. В 2000—2001 годах снималась в роли К-19 в одноимённом фильме, с 2002 по 2007 год была экспонатом музея в городе Провиденс в составе музея авианосца «Саратога». На рубке была нарисована красная звезда и обозначение U-484. В результате шторма 17 апреля 2007 года была повреждена и на следующий день затонула. Поднята лишь 15 месяцев спустя, ремонт оценён в 1 млн долларов, который так и не нашли, поэтому в мае 2010 лодка разделана на металлолом.

Галерея

  • Лодка проекта 651 в море

  • Б-24 в роли «U-461». Левый борт

  • Б-24 в роли «U-461». Нос

  • Б-24 в роли «U-461». Правый борт

  • Кормовые ракетные контейнеры в боевом положении

  • «Российская субмарина U-461 с крылатыми ракетами»

  • Кормовые ракетные контейнеры в боевом положении

Примечания

Ссылки

Литература

wiki2.red

Подводные лодки проекта 651 — Википедия

ДПЛРК проекта 651
Основные характеристики
Тип корабля ДПЛ с крылатыми ракетами
Обозначение проекта проект 651
Разработчик проекта ЦКБ-18
Главный конструктор А. С. Кассациер
Кодификация НАТО «Juliett»
Скорость (надводная) 16-19 узлов
Скорость (подводная) 14 узлов (до 18 с САБ)
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 96 человек [1]
Размеры
Водоизмещение надводное 3200 т[2]
Водоизмещение подводное 4307 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
85,9 м
Ширина корпуса наиб. 9,7 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
8,0 м
Силовая установка
Дизель-электрическая, двухвальная.
2 главных дизеля 1Д-43 по 4000 л. с.,
2 электромотора ПГ-141 по 6000 л. с.
вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л. с.,
2 электродвигателя эконом. хода ПГ-140 по 150 л. с.,
аккумуляторные батареи САБ «30/3» или 48СМ
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
носовые ТА 6×533 мм;
кормовые ТА 4×400 мм
Ракетное вооружение 4 крылатые ракеты П-6[3][4] или П-5
 Категория на Викискладе

Подводные лодки проекта 651 — серия советских дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами. Всего в 1960—1968 годах было построено 16 субмарин проекта. В конце 1980-х — начале 1990-х все лодки были списаны, большинство из них пошло на слом. Развитием проекта стали АПЛ проекта 675.

История

Эти лодки — единственный проект советских ДПЛ, изначально разработанный для оснащения крылатыми ракетами, а не переделанный из многоцелевой ПЛ.

Конструкция

Корпус

Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделяется на 8 отсеков:

  1. Носовой торпедный отсек;
  2. Жилой/аккумуляторный отсек;
  3. Ракетный/аккумуляторный отсек;
  4. Отсек управления;
  5. Жилой/аккумуляторный отсек;
  6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.
  7. Отсек электромоторов;
  8. Кормовой торпедный отсек.

Лёгкий корпус у первых лодок выполнялся из маломагнитной стали, но после нескольких лет эксплуатации в металле корпуса были обнаружены трещины, потому для последующих кораблей проекта вернулись к обычной стали. Начиная с восьмого корабля проекта, К-81, лёгкий корпус покрывался звукоизолирующим слоем из резиновых панелей толщиной 50 мм.

Силовая установка

  • Дизель-электрическая, двухвальная.
  • 2 главных дизеля 1Д43 по 4000 л. с.
  • 2 главных эл. двигателя ПГ-141 по 6000 л. с.
  • Вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л. с.
  • 2 эл. двигателя зконом. хода по 150 л. с.
  • Аккумуляторная батарея типа САБ 30/3 или 48СМ.

Размещение экипажа

Условия обитания были существенно улучшены по сравнению с предыдущими проектами: почти весь личный состав обеспечивался спальными местами [5]. Жилые помещения разместились в 1,2,3 и 7,8 отсеках. Лодки были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, которые работали на базе при подключении к внешнему источнику питания, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса.

Вооружение

Основным вооружением проекта были 4 крылатые ракеты П-5 (SS-N-3 Shaddock)[3] для стрельбы по неподвижным береговым целям, или ракеты П-6[4] (SS-N-3A Shaddock) для стрельбы по кораблям. В основном это были П-6, так как лодки этого типа предназначались для борьбы с авианесущими группировками потенциального противника. Ракеты размещались в контейнерах вне прочного корпуса лодки, перед ограждением рубки и за ним. Перевооружение лодки с одного типа ракет на другой занимало около двух суток. Старт ракет осуществлялся только в надводном положении. Во избежание задымления воздухозаборников задних ракет выхлопными газами от старта передних произвольный порядок пуска ракет не допускался. Первыми стартовали задние ракеты.

Торпедное вооружение лодки состояло из шести носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм c запасными торпедами в количестве 16 штук, размещёнными в первом и втором отсеке на стеллажах, перегрузка торпед осуществлялась через дополнительный торпедопогрузочный люк, размещённый между первым и вторым отсеком, и с рабочей глубиной от перископной до 100 м, а также 4 кормовых торпедных аппаратов калибра 400 мм с боезапасом в 12 торпед и глубиной стрельбы до 250 м. Кормовые ТА предназначались для подводной самообороны корабля от атакующих субмарин противника. Все ракеты П-5, П-6 и торпеды калибра 533 мм могли оснащаться ядерными боеголовками. Из-за того, что дальность полёта крылатых ракет П-6 превышала возможности системы целеуказания лодки, была применена специальная система «Успех-У», принимающая данные по наведению с самолётов-корректировщиков.

Модификация 651К

Из-за проблем с самостоятельным наведением ракет и в силу невысокой надёжности наведения самолётами была предпринята попытка создания более надёжной системы наведения ракет. Для этого ПЛ К-81 была переоборудована по проекту 651К, предусматривавшему установку спутниковой антенны для получения целеуказаний с разведывательных ИСЗ и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».

Модификация 651Э

Схема лодки 651Э проекта.

Проект модификации 651Э[6][7] был разработан для повышения боевой эффективности дизельных субмарин (весьма многочисленных в те годы) за счёт оснащения ДЭПЛ вспомогательной ядерной энергетической установкой. Это позволило бы увеличить автономность ДЭПЛ в подводном положении. На практике это предложение выразилось в испытаниях на базе субмарины К-68 проекта 651. Проект получил шифр 651Э, разработку проекта выполнило ЦКБ «Лазурит». Выбор базы для испытаний был в большой степени обусловлен тем, что после перехода с серебряно-цинковых аккумуляторных батарей на стандартные свинцовые аккумуляторы характеристики лодок проекта 651 существенно ухудшились. Атомная установка была призвана исправить сложившееся положение.

ЯЭУ типа ВЭУ-6 с реактором ТВП-4 спроектировал НИКИЭТ, стендовую отработку провел НИТИ. Реактор кипящего типа имел тепловую мощность 5 МВт, турбогенератор выдавал 600 кВт электричества. ВЭУ была выполнена в цилиндрическом корпусе диаметром 2,9 м, длиной 6,5 м, массой 70 тонн и размещалась в нише под кормовым отсеком, вне прочного корпуса. Имелся переходный люк из кормового отсека в корпус ВЭУ.

Вспомогательная ядерная энергоустановка была установлена на лодку после капремонта в 1985 году. Последующие испытания позволили оценить особенности использования подобных энергоустановок на дизельных подлодках. ЯЭУ обеспечивала ход в подводном положении до 6 узлов при дальности до 7000 миль. В 1993 году ПЛ была выведена из состава действующих единиц и передана на утилизацию. ВАУ-6 находилась в рабочем состоянии так и не выработав свой ресурс. В 2005 году активная зона реактора была выгружена и передана на утилизацию. В серию ядерные реакторы для ДЭПЛ не пошли.

Сравнительная оценка

Представители

Всего планировалось построить 36 лодок, однако серия ограничилась 16 кораблями. Два головных были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, остальные — на заводе «Красное Сормово» в Горьком.

НазваниеМесто постройкиЗаводской номер[8]Дата закладкиДата спускаДата вступления в стройФлотПримечания
K-156Балтийский завод55216 ноября 196031 июля 196210 декабря 1963Северный флот, с 1977 — переименована в Б-156, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1988
K-85Балтийский завод55325 октября 196131 января 196430 декабря 1964Северный флот, с 1977 — переименована в Б-124, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1988
K-63«Красное Сормово»51325 апреля 196226 июля 196331 декабря 1964Тихоокеанский флот, с 1977 переименована в Б-63сдана на слом в 1991
K-70«Красное Сормово»51425 марта 19626 февраля 196431 декабря 1964Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-270сдана на слом в 1991
K-24«Красное Сормово»51115 октября 196115 июля 196231 октября 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-24, переведена в Балтийский флот,продана в Германию в 1994,
экспонируется в Пенемюнде под обозначением U461
K-68


с 1977 Б-68
с 1990 БС-68

«Красное Сормово»51225 января 196230 апреля 196328 декабря 1965Северный флот, с 1977 Балтийский флотВ 1985 году модернизирована по проекту 651Э

В 1992 передана в резерв и поставлена на отстой, в 2004 (или 2005?) передана на утилизацию на завод «Нерпа» в Мурманской области.

K-77«Красное Сормово»51531 января 196311 марта 196531 октября 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-77, переведена в Балтийский флот,продана в Финляндию, затем — в США[9], в 2000—2001 годах снялась в роли К-19 в одноимённом фильме, затем около 5 лет использовалась как музей в городе Провиденс (столица американского штата Род-Айленд), 18 апреля 2007 года затонула[10], поднята в июле 2008 года, восстановление музея оценили в 1 млн долларов. Денег не нашлось, в мае 2010 лодка разрезана на металлолом.[11]
K-81[12]«Красное Сормово»52220 ноября 19637 августа 196414 декабря 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-81, переведена в Балтийский флот в 1981 г.,Модифицирована в 1971 или 1972 г. по проекту 651К. По другим данным, изначально была достроена по модифицированному проекту. Проект 651К отличался от базового наличием антенны и аппаратуры для космического целеуказания комплексу крылатых ракет.

В апреле 1991 года выведена из боевого состава и поставлена на прикол в бухте г. Лиепая. Подверглась разграблению цветных металлов. В октябре 1991 затонула у пирса. В 1994 году при выводе российских войск из Латвии брошена в полузатопленном состоянии, позже поднята латвийской фирмой и разделана на металл.

K-58«Красное Сормово»52115 июля 1963декабрь 196623 сентября 1966Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-58Затонула во время стоянки в 1992 и была сдана на слом.
K-73«Красное Сормово»52311 августа 196431 мая 196615 декабря 1966Тихоокеанский флот, с 1977 — переименована в Б-73сдана на слом в 1991
K-67«Красное Сормово»52431 января 196529 октября 196630 сентября 1967Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-67сдана на слом в 1994
K-78«Красное Сормово»52525 июля 196530 марта 196711 января 1967Северный флот, с 1977 — переименована в Б-478, переведена в Балтийский флот,Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл
K-203«Красное Сормово»53125 декабря 196530 июня 19672 декабря 1967Северный флот, с 1977 — переименована в Б-203, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1994
K-304«Красное Сормово»5326 августа 196624 января 196721 сентября 1968Северный флот, с 1977 — переименована в Б-304сдана на слом в 1994
K-318«Красное Сормово»53329 марта 196629 марта 196829 сентября 1968Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-318сдана на слом в 1994
K-120«Красное Сормово»53425 марта 196711 июля 196826 декабря 1968Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-120сдана на слом в 1991

Современный статус

14 из 16 лодок пошли на слом. Две оставшиеся проданы за границу: Б-24 продана в Германию в 1994 году. Используется как музей с неверным обозначением U-461 на корпусе. По состоянию 2010 г. — единственная сохранившаяся. Б-77 продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан, затем перепродана американской фирме, отбуксирована в США. C 1997 года лодка использовалась как туристический аттракцион в городе Сент-Питерсберг, штат Флорида, США. В 2000—2001 годах снималась в роли К-19 в одноимённом фильме, с 2002 по 2007 год была экспонатом музея в городе Провиденс в составе музея авианосца «Саратога». На рубке была нарисована красная звезда и обозначение U-484. В результате шторма 17 апреля 2007 года была повреждена и на следующий день затонула. Поднята лишь 15 месяцев спустя, ремонт оценён в 1 млн долларов, который так и не нашли, поэтому в мае 2010 лодка разделана на металлолом.

Галерея

  • Лодка проекта 651 в море

  • Б-24 в роли «U-461». Левый борт

  • Б-24 в роли «U-461». Нос

  • Б-24 в роли «U-461». Правый борт

  • Кормовые ракетные контейнеры в боевом положении

  • «Российская субмарина U-461 с крылатыми ракетами»

  • Кормовые ракетные контейнеры в боевом положении

Примечания

Ссылки

Литература

wikipedia.green

Подводные лодки проекта 651 Википедия

ДПЛРК проекта 651
Тип корабля ДПЛ с крылатыми ракетами
Обозначение проекта проект 651
Разработчик проекта ЦКБ-18
Главный конструктор А. С. Кассациер
ификация НАТО «Juliett»
Скорость (надводная) 14 узлов
Скорость (подводная) 18 узлов (до 18 с САБ)
Рабочая глубина погружения 250 м
Предельная глубина погружения 350 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 104 человек [1]
Водоизмещение надводное 3200 т[2]
Водоизмещение подводное 4307 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
85,9 м
Ширина корпуса наиб. 9,7 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
8,0 м
Дизель-электрическая, двухвальная.
2 главных дизеля 1Д-43 по 4000 л. с.,
2 электромотора ПГ-141 по 6000 л. с.
вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л. с.,
2 электродвигателя эконом. хода ПГ-140 по 150 л. с.,
аккумуляторные батареи САБ «30/3» или 48СМ
Торпедно-
минное вооружение
носовые ТА 6×533 мм;
кормовые ТА 4×400 мм
Ракетное вооружение 4 крылатые ракеты П-6[3][4] или П-5
 Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки проекта 651 — серия советских дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами. Всего в 1960—1968 годах было построено 16 субмарин проекта. В конце 1980-х — начале 1990-х все лодки были списаны, большинство из них пошло на слом. Развитием проекта стали АПЛ проекта 675.

История[ | ]

Эти лодки — единственный проект советских ДПЛ, изначально разработанный для оснащения крылатыми ракетами, а не переделанный из многоцелевой ПЛ.

Конструкция[ | ]

ru-wiki.ru

Подводные лодки проекта 651

TR | UK | KK | BE | EN |
подводные лодки проекта 651 vinyl, подводные лодки проекта 651 area
Подводные лодки проекта 651 — серия советских дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами. Всего в 1960—1968 годах было построено 16 субмарин проекта. В конце 80-х — начале 90-х все лодки были списаны, большинство из них пошло на слом. Развитием проекта стали АПЛ проекта 675.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конструкция
    • 2.1 Корпус
    • 2.2 Силовая установка
    • 2.3 Размещение экипажа
  • 3 Вооружение
    • 3.1 Модификация 651К
    • 3.2 Модификация 651Э
  • 4 Сравнительная оценка
  • 5 Представители
  • 6 Современный статус
  • 7 Галерея
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Литература

История

Эти лодки — единственный проект советских ДПЛ, изначально разработанный для оснащения крылатыми ракетами, а не переделанный из многоцелевой ПЛ.

Конструкция

Корпус

Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделяется на 8 отсеков:

  1. Носовой торпедный отсек;
  2. Жилой/аккумуляторный отсек;
  3. Ракетный/аккумуляторный отсек;
  4. Отсек управления;
  5. Жилой/аккумуляторный отсек;
  6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.
  7. Отсек электромоторов;
  8. Кормовой торпедный отсек.

Лёгкий корпус у первых лодок выполнялся из маломагнитной стали, но после нескольких лет эксплуатации в металле корпуса были обнаружены трещины, потому для последующих кораблей проекта вернулись к обычной стали. Начиная с восьмого корабля проекта, К-81, лёгкий корпус покрывался звукоизолирующим слоем из резиновых панелей толщиной 50 мм.

Силовая установка

Дизель-электрическая, двухвальная. 2 главных дизеля 1Д43 по 4000 л.с. 2 главных эл.двигателя ПГ-141 по 6000 л.с. Вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л.с 2 эл.двигателя зконом.хода по 150 л.с. Аккумуляторная батарея типа САБ 30/3 или 48СМ

Размещение экипажа

Условия обитания были существенно улучшены по сравнению с предыдущими проектами: почти весь личный состав обеспечивался спальными местами . Жилые помещения разместились в 1,2,3 и 7,8 отсеках. Лодки были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, которые работали на базе при подключении к внешнему источнику питания, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса.

Вооружение

Основным вооружением проекта были 4 крылатые ракеты П-5 (SS-N-3 Shaddock) для стрельбы по неподвижным береговым целям, или ракеты П-6 (SS-N-3A Shaddock) для стрельбы по кораблям. В основном это были П-6, так как лодки этого типа предназначались для борьбы с авианесущими группировками потенциального противника. Ракеты размещались в контейнерах вне прочного корпуса лодки, перед ограждением рубки и за ним. Перевооружение лодки с одного типа ракет на другой занимало около двух суток. Старт ракет осуществлялся только в надводном положении. Во избежание задымления воздухозаборников задних ракет выхлопными газами от старта передних произвольный порядок пуска ракет не допускался. Первыми стартовали задние ракеты.

Торпедное вооружение лодки состояло из шести носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм c запасными торпедами в количестве 16 штук, размещёнными в первом и втором отсеке на стеллажах, перегрузка торпед осуществлялась через дополнительный торпедопогрузочный люк, размещённый между первым и вторым отсеком, и с рабочей глубиной от перископной до 100 м, а также 4 кормовых торпедных аппаратов калибра 400 мм с боезапасом в 12 торпед и глубиной стрельбы до 250 м. Кормовые ТА предназначались для подводной самообороны корабля от атакующих субмарин противника. Все ракеты П-5, П-6 и торпеды калибра 533 мм могли оснащаться ядерными боеголовками. Из-за того, что дальность полёта крылатых ракет П-6 превышала возможности системы целеуказания лодки, была применена специальная система «Успех-У», принимающая данные по наведению с самолётов-корректировщиков.

Модификация 651К

Из-за проблем с самостоятельным наведением ракет и в силу невысокой надёжности наведения самолётами была предпринята попытка создания более надёжной системы наведения ракет. Для этого ПЛ К-81 была переоборудована по проекту 651К, предусматривавшему установку спутниковой антенны для получения целеуказаний с разведывательных ИСЗ и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».

Модификация 651Э

Схема лодки 651Э проекта.

Проект модификации 651Э был разработан для повышения боевой эффективности дизельных субмарин (весьма многочисленных в те годы) за счёт оснащения ДЭПЛ вспомогательной ядерной энергетической установкой. Это позволило бы в короткие сроки резко повысить количество атомных подводных лодок в строю. На практике это предложение выразилось в испытаниях на базе субмарины К-68 проекта 651. Проект получил шифр 651Э, разработку проекта выполнило ЦКБ «Лазурит». Выбор базы для испытаний был в большой степени обусловлен тем, что после перехода с серебряно-цинковых аккумуляторных батарей на стандартные свинцовые аккумуляторы характеристики лодок проекта 651 существенно ухудшились. Атомная установка была призвана исправить сложившееся положение. В 1985 году на лодку была установлена вспомогательная ядерная энергоустановка. Она была выполнена в цилиндрическом корпусе и размещалась в хвостовой части лодки, вне прочного корпуса. Последующие испытания позволили оц

www.turkaramamotoru.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *