Появление двуглавого орла – История герба России — Википедия

История двуглавого орла » За Веру Царя и Отечество


Герб государства неразрывно связан с его историей. Целью работы является изучение причин появления двуглавого орла на гербе России, а также изучение влияния исторических лиц и событий на внешний вид герба.


1. Герб[/b]


Слово герб. происходит от немецкого слова .эрбе., что значит наследство. Герб . символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города. Гербы появились очень давно. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей . змеи, у лесных племен . медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.


2. История двуглавого орла[/b]


Двуглавый орел имеет восточное происхождение. Вообще такой орел означал идею охраны справа и слева.Первые изображения двуглавого орла . наскальные. Они относятся к XIII веку до нашей эры. Эти изображения были обнаружены на территории Хеттского царства. Это был символ хеттских царей.


 



 


Затем в VI . VII годах до нашей эры двуглавый орел, как знак власти, появляется в Мидийском царстве .


 


3. Герб России: из века в век


В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом в 326 году и в 330 году стал государственной эмблемой великой Римской империи. После распада Римской империи он стал символом Византийской империи. Двуглавый орел не был тогда гербом Византии, не изображался на печатях и монетах, но был на знаменах, одежде и разных предметах императоров.


Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея — символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне . двуглавый орел.


 



 


 


Появился орел после заключения брака Иоана III с Софьей Палеолог, которая была внучкой последнего византийского императора Константина. Двуглавый орёл был их родовым гербом.






В те времена, когда Иоанн III (1462 . 1505) стал во главе Московского княжества, русские княжества враждовали между собой. Иоанн III захотел объединить все русские земли под началом Москвы в одно сильное государство. Целых пятьдесят лет собирал он российские княжества. И мирным путем, и военными действиями, и, наконец, добился своего. Стал он называть себя не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси. При нем Русь окончательно освободилась от Золотой Орды. Государство было молодое и поэтому орел на его гербе, унаследованном от Византии, был похож на молодого орленка.


 


 


 



 


Его сын Василий III (1505-1533) продолжил отцовские традиции. Он продолжил присоединять земли. А на гербе у орла появились высунутые язычки. Орел будто сердится и хочет показать, что уже может за себя постоять.


 



 


Иван IV (1533-1584) унаследовал большое и сильное государство. Но он был жесток, властен и хотел захватить еще больше земель. За свои жестокие действия его прозвали Грозным. Он завоевал столько земель, что Россия стала самой большой страной. Были захвачены Казанское и Астраханское царство, присоединена Сибирь. Иоанн IV стал зваться царем. Все это отразилось и на гербе. Две короны Иоанн Грозный заменил на одну большую царскую корону. Он увенчал ее крестом, показывая, что выше него только Бог, а на земле правит только он — Царь. А еще решил на грудь орла поместить знак Московских князей: герой, побеждающий дракона. Как будто всадник . это сам Иоанн Грозный, а дракон . это все его враги.


 



 


После смерти Иоанн Грозный не оставил наследника, и началось для России тяжелое время, которое называется Смутным. Это время очень ослабило нашу страну. Избрание на царство Михаила Романова (1613-1645) в 1613 году положило конец Смутам. Герб снова изменился. Орел распустил крылья, как будто проснулся после тяжелого времени. Вместо одной короны появились три, что означало Святую Троицу. Обычно на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо навстречу врагам монголо-татарам. На гербе Михаила Романова направление изменилось в связи с появлением врага с другой (западной) стороны . со стороны Польши и Рима. Россия начала XVII века была уже прочным и большим государством.


 



 


Алексей Михайлович Романов (1645-1676) занимался укреплением страны внутри и повышением ее авторитета в Европе. Он положил конец конфликту с Польшей. Из Римской Империи по просьбе царе прислали герольдмейстера для правки герба. В лапах орла появились скипетр и держава, как знак абсолютной монархии. Скипетр . жезл, знак закона, а держава . символ власти и порядка.


 



 


Петр I (1682-1725) многое сделал для укрепления России. В результате победы в Северной войне (война за господство на Балтике) Россия показала Европе свою силу. Петр I занимался и реформами внутри страны: организовал школы, укреплял армию. Россия Петра I стала огромной и крепкой державой. Петр гордо назвал нашу страну Российской Империя, а сам стал Императором. В герб Петр I внес свои изменения. Короны стали императорские, их соединила синяя лента. На груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учинен Петром за высшие заслуги. Орел стал изображаться черным, а не золотым по примеру европейских государств.


 



 


Павел I (1796-1801) был еще и магистром Мальтийского ордена и в изображение двуглавого орла добавил мальтийский крест.


 



 


Александр I (1801-1825) отменил это. Но изменил герб по-другому. Александр I победил в войне Наполеона. В то же время, он был поклонником всего французского и завидовал славе Наполеона. Он изменил герб так, что он стал похож на герб Наполеона. Александр оставил одну корону, снял цепь ордена Андрея Первозванного с орла, а в лапы поместил молнию, как знак сильной армии, и лавровый венок в знак победы.


 



 


Николай I (1825-1855) не захотел, чтобы наш герб был похож на французский. Он отменил герб Александра I и вернул старый. В его царствование Россия стала такой огромной, какой не была раньше. Он гордо поместил на герб маленькие гербы самых важных Российских земель.>


 



 


За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 1993 году.


 


 http://www.obrazz.ru/r_25/

zaweru.ru

«Двуглавый орел: появление и распространение символа»

по истории на тему:

«Двуглавый орёл,

появление и распространение символа»

Выполнили:

ученица 11Б класса

МАОУ СОШ № 17

Г.Славянска-на-Кубани

Васина Анна

Студентка СХТ

Самсонова Анастасия

Руководитель:

Капинос

          Татьяна Петровна

Славянск-на-Кубани, 2012

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3

1. Версии возникновения двуглавого   орла

    как символа государственной власти…………………..…….4

                     

1.1. Двуглавый орёл на Востоке

   1.2.«Византийская» версия появления двуглавого орла

                            на Руси

                    1.3.Балканский и русский след двуглавого орла

1.4.«Габсбургская» версия

          2. Двуглавый орёл в России конца XV -начала XVI века

             (в эпоху Ивана III)………………………………………………7

           3.  Государственный герб Российской Федерации…………..….8

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………9

          Список использованной литературы и источников…………….10

     Введение

      У каждого государства есть свой символы – флаг, герб, гимн. Чаще всего эти символы отражают ту или иную особенность своей страны: занятия людей, проживающих в ней, особенности климата или географического положения. Некоторые символы достаточно понятны и легко объясняемы. Так, Япония, расположенная на востоке, где всходит солнце,  – «страна восходящего солнца». Легко объясним и герб Тамани, первого населенного пункта Кубани, который обзавелся собственным гербом. На нем изображена шапка Мономаха, напоминающая, что Тамань в IX веке была центром русского Тмутараканского княжества, крепостная стена, а за ней огнедышащая сопка вулкана, который  часто можно встретить  на Таманском полуострове,  серебряная осетровая рыба, напоминающая о рыбных богатствах Тамани, и три бугра соли – соляные промыслы Тамани снабжали своим продуктом всю Кубань.

         Для того, чтобы разобраться в том, что символизирует герб России, каково происхождение этого загадочного символа нашей огромной страны, который изображен на всех официальных документах страны, на деньгах, которые мы используем, нами было принято решение заняться исследовательской работой.  Целью работы является поиск источников возникновения двуглавого орла как  символа власти.

      Для достижения цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть версии возникновения символа, узнать, как распространялся символ каковы причины его появления в России, проследить, как повлиял двуглавый орёл на внутреннюю и внешнюю политику России.

        Для работы по данной теме были использованы следующие источники. Во-первых, это «Записки о Московии» Сигизмунда Гербернштейна (См. Б.Н.Серов «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». М., 2004), который сообщал о государственной печати, где впервые в России использовался орел в качестве символа власти. «Конституция Российской Федерации», в которой двуглавый орел закреплен в качестве символа нашей страны, также является источником информации по данной теме

      В современной литературе существует немало книг о происхождении российского герба. В основном это книги, которые описывают историю происхождения всех символов нашего государства. Это, например, книга Серова Б.Н. «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг», которая содержит интересные сведения о версиях возникновения российского двуглавого орла.  Много интересного можно почерпнуть из энциклопедий и справочников: «Энциклопедия юного историка», Справочник школьника по истории Росси. Немало сведений содержится в периодической печати, в частности в журнале Родина статья Г.В.Вилинбахова «Родословная российского герба». Интересные сведения содержатся в электронной версии Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.

  1.  Версии возникновения двуглавого орла

              как символа государственной власти

      На данный момент существует четыре версии происхождения символа. Это восточная версия, «Византийская» версия появления двуглавого орла на Руси, «Габсбургская» версия. Некоторые ученые находят даже  Балканский и русский след в происхождении  двуглавого орла.

1.1. Двуглавый орёл на Востоке

    Двуглавый орёл был одним из распространенных символов в шумерской культуре. Древние хетты также хорошо знали этот символ. Хетты были древним индоевропейским народом, их государство возникло в Малой Азии, на территории современной Турции, расцвета достигло в середине II тысячелетия до н.э.

     Неподалеку от турецкого селения Богазкей, где когда-то находилась столица Хеттского государства, было обнаружено древнейшее изображение двуглавого орла, высеченное на скале. На скале была изображена целая процессия, орёл с распростёртыми крыльями был расположен под фигурами шествующих божеств. По мнению ученых, у хеттов орёл был спутником бога грозы Тишуба.

    Позднее изображение двуглавого орла не было забыто на Ближнем Востоке. Оно использовалось персидскими шахами из династии Сасанидов, а затем пришедшими им на смену арабскими правителями, которые помещали эту эмблему даже на своих монетах. (Вероятно, что отсюда и исходит традиция многих народов помещать изображение герба на деньгах своей страны). Более того, в арабском мире двуглавый орёл стал популярным элементом восточного орнамента.

     В средневековье этот символ был распространен в Персии как символ победы, а также в Золотой Орде и у турков-сельджуков, которые, в конце концов, захватили Константинополь в 1453 году.

   Таким образом, одна из гипотез заключается в том, что появление двуглавого орла на печати Ивана III — результат татарского влияния. Однако это всего лишь гипотеза, поскольку монеты с таким изображением перестали чеканить в Золотой Орде в середине XIV века. Это значит, что между золотоордынскими и первым русским изображением двуглавого орла (1497 год) – промежуток в полтора века.  

     

1.2.«Византийская» версия появления двуглавого орла на Руси

        Не случайным было убеждение историков и искусствоведов в том, что двуглавый орёл пришел в Россию из Византийской империи. До недавнего времени это было наиболее распространенным устоявшимся мнением. В его пользу существуют сильные аргументы. Вообще, орел как символ власти, позже как символ солнца был хорошо известен еще в Древнем Риме, где он украшал значки легионов, его изображение чеканилось в монетах. Правда, Древний Рим знал исключительно орла одноглавого.

  Двуглавый орёл был известен и в Византии. Существовала легенда, согласно которой  двуглавый орёл появился при императоре Константине Великом в IV веке н.э. И символизировал две части Священной Римской империи  — восточную и западную.

   Более того, изображение мифического животного появилось в России именно тогда, когда Иван III женился на племяннице последнего византийского императора — Софье Палеолог. У династии же Палеологов изображение  двуглавого орла было родовой эмблемой. Как знак императорского двора, его изображение было вышито на одеждах придворных и самого императора, помещалось оно и на других предметах, которые имели отношение к последней византийской императорской династии – Палеологов. Кроме того, российский орел с опущенными крыльями весьма походил на палеологовского. Логично предположить, что Иван III, женившись на наследнице византийского трона, заимствовал и императорский герб.

   У ученых, однако, есть ряд сомнений в этой версии.

   Во-первых, все же настоящим гербом Византийской империи двуглавый орёл так никогда и не стал, являясь скорее родовым, придворным знаком. Во-вторых, кроме Византии, орел был хорошо известен и в других странах.

1.3.Балканский и русский след двуглавого орла

       Двуглавый   орёл был хорошо известен в балканских странах. Вероятно, он получил геральдическое значение в Сербии. Присутствовал он также на монетах средневековой Болгарии, был известен в Албании. Именно распространенность двуглавого орла на Балканах, а также известные тесные связи средневековой Руси с балканскими народами привели ученых к мысли, что орел мог быть заимствован и оттуда.

      Однако еще более интересно то, что изображения двуглавого орла встречаются и на Руси, при чем задолго до 1497года. Эти изображения были обнаружены археологами при раскопках в разных местах поселений X, XII-XIII вв. Он присутствовал и на тверских монетах XVвека. Соответственно, возникает еще один возможный источник заимствования орла — Тверь!

1.4.«Габсбургская» версия

    Однако наиболее вероятно все же заимствование с Запада. Именно там двуглавый орел по-настоящему стал гербом. По наиболее авторитетному мнению изображение двуглавого орла появилось в Западной Европе в результате крестовых походов — крестоносцы, завоевавшие Палестину, познакомились там с этой эмблемой и привезли ее домой. Вскоре она вошла в гербы многих западноевропейских родов, в том числе правителей многих европейских государств — Баварии, Чехии и других. В XIII веке двуглавый орел изображался на монетах короля Сицилии, а затем императора Священной Римской империи Фридриха II из рода Штауфенов. Однако в качестве постоянного герба императора эмблема утвердилась позднее — в XV веке при императоре Сигизмунде I. Постоянным гербом государства–империи — она становится в начале XVI века. Версия получила название «габсбургская», так как в это и последующее время императорский титул принадлежал австрийской династии Габсбургов.

       Император Священной Римской империи был не только сильнейшим монархом Европы, но и  занимал главенствующее положение по отношению к другим монархам Европы  — простым королям. Титул императора был выше титула короля. Соответственно знаки власти императора – его герб, знамя – пользовались особым уважением.

       По-видимому, основной причиной заимствования русским государем двуглавого орла было именно то, что эта эмблема являлась гербом германских императоров. Это подтверждается и тем, что  как раз в это время устанавливаются тесные дипломатические связи Руси с императорским двором.

     Таким образом, версий возникновения двуглавого орла как герба много. На мой взгляд,  самой правдоподобной из них можно считать версию, согласно которой двуглавый орел как символ государства пришел к нам из Священной Римской империи. Именно эта версия считается официальной, так как прослеживается логическая цепочка заимствования Русью символа государственной власти.

                 Глава 2. Двуглавый орёл в России конца XV века

(в эпоху Ивана III)

     

       Посол императора Священной Римской империи Николай Поппель предложил короновать Ивана III (он должен был получить корону из рук императора, тем самым признав его старшинство), ссылаясь на старцю западную норму права, согласно которой только император мог осуществлять «поставление» в короли. В ответе на это предложение, переданном от имени московского государя, говорилось: «Если нам любо от Цесаря хотети кралем поставлену бытии на своей земле, и мы Божьею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы. А просим Бога, чтобы нам дал Бог и нашим детям и до века в том были, как есмя ныне Государи на своей земле». Таким образом, в Москве разгадали хитрость имперской дипломатии и смогли найти достойный ответ на это предложение. Иван III был защитником  независимости и полного суверенитета Московского царства.                    

                           

       В Московском государстве герб появился после избавления от монголо-татарского ига и принятия Иваном III титула «Государя Всея Руси». Изображение двуглавого орла на государственной печати впервые появляется в 1497, но канон его изображения не был отработан.

        По-видимому,  первая печать была исполнена кем-то из итальянских мастеров, приглашенных Иваном III в Москву. Красный воск, на котором была оттиснута печать, говорит о независимости страны: при ордынском владычестве такого цвета могли быть только ханские печати, подчиненные им русские князья могли использовать только черный воск.

  Итак, вступая на европейскую дипломатическую арену как государь сильного независимого государства, что прекрасно осознавалось московским двором, Иван III ощущал необходимость иметь внешние атрибуты, достойные его положения. Именно поэтому при московском дворе вырабатывается  новая, усложненная титулатура государя, заимствуется новый придворный этикет и новые эмблемы. При этом ориентировались на первого монарха Европы – императора Священной Римской империи. По сути дела принятие новой государственной эмблемы – двуглавого орла – использовалось в ряду других доказательств права Ивана III на соответствующий титул – кесаря (царя).

   Двуглавый орел воспринимался именно как символ империи (царства), поэтому его заимствование следует рассматривать как хорошо обдуманный внешнеполитический ход.

     XVI век был периодом становления для российского герба – его изменения хорошо видны на государственных печатях. В конце 1530-х гг орла стали изображать более хищным – с раскрытыми клювами и высунутыми языками. В геральдике, науке о гербах, такое изображение принято называть вооруженным орлом.

    В XVI – XVII вв. в России в качестве государственных использовали две печати – Большую и Малую печати. Большой государственной печатью скреплялись наиболее важные государственные документы. Печати различались размером и расположением эмблем на них. Если на Малой печати с одной стороны располагался двуглавый орел, а с другой – Всадник с копьем, поражающий змия под копытами коня, то на Большой печати всадник изображался на груди орла.  Именно так и стал выглядеть государственный герб России.

                 

                        Глава 3. Государственный герб Российской Федерации

       Государственный герб РФ является официальным государственным символом РФ. Установлен государственный герб РФ, его описание, порядок официального использования федеральным конституционным законом «О государственном гербе Российской Федерации», принятом Государственной Думой 8 декабря 2000 года, одобренном Советом Федерации 20 декабря 2000 года и подписанном Президентом РФ В.В.Путиным 25 декабря 2000 года.

          Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.  (Статья 1)

 Наш современный герб является прямым наследником того герба, который имела Россия с конца XV века до 1917 года. Изображение герба является официальной эмблемой Российской Федерации, демонстрируя ее суверенитет. В свое время  в двуглавом орле видели символ Российской империи, «проклятого царизма». Однако мы, потомки, должны видеть в нем знак  суверенности России, интереснейший памятник прошлого, который неразрывно связан с историей нашей страны

                         

 Заключение

Двуглавый орел как символ государственной власти имеет давнюю историю, уходящую корнями в древние государства Востока. Он был символом божества у хеттов и пропечатывался на монетах у персов. Он был династическим гербом западноевропейских родов и символом государственной власти в Священной Римской империи и в государствах, на которые она распалась.

 Освобождение от монголо-татарского ига заставило русских правителей искать способы утверждения Руси как независимого государства на международной арене. Такой символ государственной власти как герб в виде двуглавого орла был заимствован в Византийской империи.

 Заимствование двуглавого орла у Византии могло поколебать независимость Московского царства. Но мудрость русских правителей помогла сохранить суверенитет Руси (независимость во внешних и внутренних делах).

В течение четырех веков двуглавый орел являлся символом государственной власти в России. Лишь в течение 70 лет во времена Советского Союза двуглавый орел считался символом «проклятого царизма». С 2000 года он вновь становится гербом России.

Список использованной литературы и источников

I.Источники

1. «Записки о Московии» Сигизмунда Гербернштейна  

2. Конституция Российской Федерации

II. Литература

  1. Велинбахов Г.В. Родословная Российского герба // Родина. 1993. № 1.
  1. Серов Б.Н. Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг.  М., 2004.
  1. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1997.
  1. История Отечества. Справочник школьника. М., 1996.
  1. Электронная версия Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.- М.; 2004.  
  1. Пособие для поступающих в вузы. М.; Простор, 2005

                         

     

        

nsportal.ru

Несколько версий появления двуглавого орла на Руси

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать. Это было серьезное новаторство — до этого официальная геральдика ограничивалась изображениями Креста, Спаса, Богородицы, Георгия Победоносца и других святых. Таким образом, двуглавый орел стал первым на Руси «нехристианским» плюс анималистическим символом, который использовался в качестве официального государственного знака.

Византийская версия

Как известно двуглавый орел был гербом православной Византии. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

Габсбургская версия

Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати Иоанна III, двуглавый орел появился и на государственных печатях германской Священной Римской Империи. Император Фридрих III Габсбург тоже считал себя полноправным приемником Рима. Однако двуглавую птицу он позаимствовал вовсе не от своего заклятого конкурента, Византии, а от других немецкоговорящих монархов — бургграфов Вюрцбургских и герцогов Баварских. Ряд историков уверены, что двуглавый орел пришел на Русь именно от Габсбургов, а не от византийцев, поскольку последние никогда не использовали орнитологический символ на государственных печатях.

«Татарская» версия

У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места. Например, никак не объяснить, почему орёл, в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то непонятно с какой стати Русь должна была перенять символ Империи, с которой у нее не было практически никаких политических связей; к тому же Габсбурги были католиками. Другое дело – близкие соседи…

Мы имеем в виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III не мог об этом не знать. В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

«Пророческая» версия

Эта версия самая шокирующая. Как известно, Иоанн III, как и полагалось московским государям, получил хорошее православное образование. Разумеется, он читал Святое Писание, в том числе третью книгу пророка Ездры из Ветхого Завета. Там пророк пишет следующее: «Видех, восхождаше от моря орел, емуже бяху главы три». Примечательно, что «средняя глава бысть больши инех глав». Напомним, что российского двуглавого орла венчают именно три короны: на головах — маленькие, а над пустым местом между ними — большая. «И се орел летяше на перии своем, и цесарьствова на земли и на живущих на ней». Далее в видении Ездры орел становится двухголовым: «средняя глава внезапу не явися… Осташася же две главе, яже и те такоже цесарьствоваша на земли и над обитающими на ней».

Богословы трактовали этот момент, как пророчество об установлении царства антихриста. Затем появляется Мессия в виде льва и побеждает орла: «И видех, и се, якоже лев разгневан от леса рыкающь, и видех, яко испускаше глас человеческии ко орлу, и рече глаголя: слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: слыши ты, и возглаголю тебе, и речет вышний тебе: не ты ли оставшийся из числа четырех животных, которых Я поставил царствовать в веке Моем, чтобы через них пришел конец времен тех…его ради не являйся ты, орле, и криле твои грозныя и перийца твоя строптивая, и главы твоя лукавыя, и ногти твои злейшии, и все тело твое суетное, чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие своего Создателя. Яко да прохладится вся земля и обратится свободна от твоея силы, и уповает на суд и милосердие того, иже сотвори ю».

Если все же Иоанн был знаком с Третьей книгой Ездры, то его выбор выглядит очень загадочно. Интересно, что впервые двуглавого орла за «пределы» государственной печати вывел Иоанн Грозный: это символ венчал одну из башен его зловещего «опричного» двора в Александровской Слободе (подробнее о любви к символике Иоанна IV читайте здесь). Три короны, венчающие этот геральдический символ, впервые использовал Лжедмитрий I. На, а самое широкое распространение двуглавый орел получил уже при Алексее Михайловиче, которого, как известно, поборники Старой Веры называли антихристом.

«Фряжская» версия

Как известно, Иоанн III привлекал в Москву большое количество специалистов «фряжского» происхождения. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строителя того времени состояли в цехах, которые представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.

«Алхимическая» версия

Двуглавый орел не только в те времена использовался в символике строителей, но и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский Камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского Камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

«Спонтанная» версия

Как мы уже поняли, что двуглавый орел в конце XV века был модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…


waxdd.livejournal.com

Россия и Византия Появление двуглавого орла

Вступление

Герб и государство — эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т.д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления — геральдическое и историко- геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т.п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса. Здесь нельзя ограничивать свои знания лишь правилами составления герба, но и, что немаловажно, необходимо довольно хорошо знать историю того государства или рода, о котором идет речь. Существует множество работ, связанных с этой темой, однако я не нашел работы, в которой бы именно герб Российской империи рассматривался в этом аспекте. В частности современные ученые- геральдики, такие как Георгий Вилинбахов или Владимир Лебедев, в своих трудах касаются этой темы, но это лишь экскурс по отдельным периодам нашей истории, а не по ней в целом. Это и подтолкнуло меня к написанию данной работы.

В ней я попытался, отталкиваясь от событий, которые происходили в русской истории, найти их отражение на гербе России. Так как российская геральдика официально зародилась лишь при Алексее Михайловиче Романове, то рассмотрение российских гербов до него составляет большие трудности. Это заставило меня обратиться к литературе, в которой, как правило, ранние российские гербы рассматриваются субъективно. Поэтому, при описании гербов того времени я опирался на точки зрения того или иного автора, о чем я указывал в сносках.

Историю развития российского герба, как и историю России, можно разделить на несколько периодов, и, согласно им, я разбил свою работу на главы, назвав каждую из них по названию периода. Дело в том, что развитие орла, как гербовой эмблемы, началось с Византии, и лишь потом он появился на Руси. Посчитав это довольно важной проблемой, я решил, что историю взаимоотношений между этими странами стоит рассмотреть в отдельной главе. Сразу же после появления орла на Руси началось его становление как государственного герба. Однако герб того времени почти никогда не подчинялся геральдическим правилам. Лишь Петр I установил изображение орла правильным, благодаря чему обширное развитие получила русская геральдика. Именно с него начинается новая веха в истории герба России. Логическим завершением становления государственного герба России явилось появление Большого, Среднего и Малого гербов Российской империи. На нем были отражены символы могущества и единства российского государства. Основными историческими событиями, которые отражаются на государственном гербе, являются изменение границ или заключение мира с каким-нибудь государством. Однако и смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества также сказываются на государственном гербе. Это заметно, например, когда на престол взоходит женщина — государственный герб становится более изящным, контуры более плавными и т.д. На Российском гербе это отражалось лишь дважды — при Елизавете Петровне и Екатерине II.

Сам орел, как государственная эмблема, известен с незапамятных времен. Его изображение используется в гербах многих стран мира. Назову лишь некоторые из них: Австрия, Германия, Ирак, Испания, Мексика, Польша, Сирия, США.

Но двуглавый орел сохранился лишь в гербе Албании и Сербии, что подчеркивает их древнее происхождение.

Российский же двуглавый орел претерпел множество изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Эти изменения появились под влиянием истории… Об этом и пойдет речь в реферате.

Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены.

Всамом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной — двуглавый орел.

Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.

Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве — древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы — Константинополя — в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи.

На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако, обратимся вкратце к этому вопросу.

Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом — годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство.

Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.

Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь. “Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка…”.

Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”. В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, “самодержец” представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными.

С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб — двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом — изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе…

studfiles.net

Появления двуглавого орла на Руси

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать. Это было серьезное новаторство — до этого официальная геральдика ограничивалась изображениями Креста, Спаса, Богородицы, Георгия Победоносца и других святых. Таким образом, двуглавый орел стал первым на Руси «нехристианским» плюс анималистическим символом, который использовался в качестве официального государственного знака.


ВИЗАНТИЙСКАЯ ВЕРСИЯ

Двуглавый орел был гербом православной Византии. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

ГАБСБУРГСКАЯ ВЕРСИЯ


Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати Иоанна III, двуглавый орел появился и на государственных печатях германской Священной Римской Империи. Император Фридрих III Габсбург тоже считал себя полноправным приемником Рима. Однако двуглавую птицу он позаимствовал вовсе не от своего заклятого конкурента, Византии, а от других немецкоговорящих монархов — бургграфов Вюрцбургских и герцогов Баварских. Ряд историков уверены, что двуглавый орел пришел на Русь именно от Габсбургов, а не от византийцев, поскольку последние никогда не использовали орнитологический символ на государственных печатях.

«ТАТАРСКАЯ» ВЕРСИЯ


У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места. Например, никак не объяснить, почему орёл, в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то непонятно с какой стати Русь должна была перенять символ Империи, с которой у нее не было практически никаких политических связей; к тому же Габсбурги были католиками. Другое дело – близкие соседи… Мы имеем в виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III не мог об этом не знать. В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

«ПРОРОЧЕСКАЯ» ВЕРСИЯ


Эта версия самая шокирующая. Как известно, Иоанн III, как и полагалось московским государям, получил хорошее православное образование. Разумеется, он читал Святое Писание, в том числе третью книгу пророка Ездры из Ветхого Завета. Там пророк пишет следующее: «Видех, восхождаше от моря орел, емуже бяху главы три». Примечательно, что «средняя глава бысть больши инех глав». Напомним, что российского двуглавого орла венчают именно три короны: на головах — маленькие, а над пустым местом между ними — большая. «И се орел летяше на перии своем, и цесарьствова на земли и на живущих на ней». Далее в видении Ездры орел становится двухголовым: «средняя глава внезапу не явися… Осташася же две главе, яже и те такоже цесарьствоваша на земли и над обитающими на ней». Богословы трактовали этот момент, как пророчество об установлении царства антихриста. Затем появляется Мессия в виде льва и побеждает орла: «И видех, и се, якоже лев разгневан от леса рыкающь, и видех, яко испускаше глас человеческии ко орлу, и рече глаголя: слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: слыши ты, и возглаголю тебе, и речет вышний тебе: не ты ли оставшийся из числа четырех животных, которых Я поставил царствовать в веке Моем, чтобы через них пришел конец времен тех…его ради не являйся ты, орле, и криле твои грозныя и перийца твоя строптивая, и главы твоя лукавыя, и ногти твои злейшии, и все тело твое суетное, чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие своего Создателя. Яко да прохладится вся земля и обратится свободна от твоея силы, и уповает на суд и милосердие того, иже сотвори ю».

Если все же Иоанн был знаком с Третьей книгой Ездры, то его выбор выглядит очень загадочно. Интересно, что впервые двуглавого орла за «пределы» государственной печати вывел Иоанн Грозный: это символ венчал одну из башен его зловещего «опричного» двора в Александровской Слободе (подробнее о любви к символике Иоанна IV читайте здесь). Три короны, венчающие этот геральдический символ, впервые использовал Лжедмитрий I. На, а самое широкое распространение двуглавый орел получил уже при Алексее Михайловиче, которого, как известно, поборники Старой Веры называли антихристом.

«ФРЯЖСКАЯ» ВЕРСИЯ


Иоанн III привлекал в Москву большое количество специалистов «фряжского» происхождения. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строители того времени состояли в цехах, которые представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.

«АЛХИМИЧЕСКАЯ» ВЕРСИЯ


Двуглавый орел широко использовался и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский Камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского Камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

ckiffi4.livejournal.com

Двуглавый орел на страже страны: история герба

История двуглавого орла —  герба России

Изображение двуглавого орла на российском гербе появилось во время правления Ивана III. Сам орел с двумя головами родом из великой Римской империи. На протяжении всей истории России герб претерпел множество изменений. На нем отображались исторические события государства и почти каждый правитель вносил свои изменения. Не избежал он и иностранных влияний.

Зарождение российской символики

Началось все с князя, а позже – царя, Ивана III. Он вступил в брак с византийской царевной Софьей Палеолог. В это же время происходит немало значимых в истории Руси событий. Было окончательно сброшено влияние Золотой Орды. Значительно расширились владения Московского государства. Начинают налаживаться и быстро развиваться отношения с европейскими странами. И для повышения значимости и авторитета Московии, государь принимает родовой герб византийского царского рода. 1472 год – венчание глав орла цесарскими коронами.

Время Иоанна Грозного так же вносит свои изменения. До его вступления на царствование, у власти формально находилась его мать Елена Глинская. А фактически, государство находилось под самоуправством приближенных к престолу бояр. Это были бояре Шуйские и Бельские. Продолжалось их власть до 1548 года. Изображался орел в то время несколько смешно. Его можно было бы назвать своеобразной карикатурой на существовавшую тогда власть.

Взойдя на престол, грозный царь меняет образ двуглавого стража. Появляется икона с изображением Георгия Победоносца. А несколько позже – одна корона на две головы. Вместо лика святого, одно время изображался на груди орла единорог. Но, осознав несуразность сказочного существа на гербе, Иван IV вскоре отменяет его изображение.

Во время правления царя Федора, прозванного Блаженным, между двумя главами изображался голгофский крест. Он символизировал православие.

Довольно существенные изменения претерпел греб во время оккупации страны поляками. Он стал в то время очень похож на герб Польши.

Во времена так называемой «Смуты» двуглавый орел был по неизвестной причине совсем лишен всех атрибутов власти. А скипетр в лапу он получил, благодаря Владиславу IV. Это был негласный и не коронованный правитель на Руси. От его имени даже чеканились монеты для Руси, но, о нем очень мало упоминается в исторических хрониках.

Наконец, «Смутное время» осталось позади. Полностью предотвращено посягательство на российский престол Польши и Швеции. Жестоко подавлены многочисленные восстания в стране и одержана победа над самозваными царями. К власти пришел дом Романовых. Изменения терпит и государственный герб. Орла начали изображать под тремя коронами. Изображение Победоносца перенесли с иконы на щит. Меняется и направление движения всадника. Теперь он скачет в сторону Запада. Именно там теперь находятся враги государства. Крылья орла поднимаются вверх, это для отличия от католического изображения. А в 1667 году в лапы ему вновь вручены символы власти — скипетр и держава. В это время было установлено перемирие с Польшей.

Следующие великие перемены пережил двуглавый орел во время правления Петра Первого. Это было время великих преобразований во многом, коснулись они и герба Российского государства. На каждой главе орла вновь появляются короны. Только теперь над ними воцаряется еще одна большая. Грудь его украшает орденская цепь Андрея Первозванного. Этот святой объявляется Петром покровителем России. Андреевский крест появляется и в оперении хвоста. Позже – этот орден начинают изображать вокруг щита с изображением святого.

Много впоследствии было еще перемен в символике герба. Значительных и не очень. Прослужил орел до 1917 года. После Октябрьского переворота, Временное правительство сначала лишает его всего – и орденов, и корон, и щита с всадником. А через год он и вовсе был упразднен. Советская власть учредила новый герб.

И только в 1993 году вновь возвращается дореволюционный герб. Президент Ельцин принимает за основу герб Петра Великого. Но изображаться орел стал золотого цвета и на фоне красного геральдического щита.

mycoins.info

Несколько версий появления двуглавого орла на Руси

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать. Это было серьезное новаторство — до этого официальная геральдика ограничивалась изображениями Креста, Спаса, Богородицы, Георгия Победоносца и других святых. Таким образом, двуглавый орел стал первым на Руси «нехристианским» плюс анималистическим символом, который использовался в качестве официального государственного знака.

Византийская версия

Как известно двуглавый орел был гербом православной Византии. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

Габсбургская версия

Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати Иоанна III, двуглавый орел появился и на государственных печатях германской Священной Римской Империи. Император Фридрих III Габсбург тоже считал себя полноправным приемником Рима. Однако двуглавую птицу он позаимствовал вовсе не от своего заклятого конкурента, Византии, а от других немецкоговорящих монархов — бургграфов Вюрцбургских и герцогов Баварских. Ряд историков уверены, что двуглавый орел пришел на Русь именно от Габсбургов, а не от византийцев, поскольку последние никогда не использовали орнитологический символ на государственных печатях.

«Татарская» версия

У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места. Например, никак не объяснить, почему орёл, в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то непонятно с какой стати Русь должна была перенять символ Империи, с которой у нее не было практически никаких политических связей; к тому же Габсбурги были католиками. Другое дело – близкие соседи…

Мы имеем в виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III не мог об этом не знать. В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

«Пророческая» версия

Эта версия самая шокирующая. Как известно, Иоанн III, как и полагалось московским государям, получил хорошее православное образование. Разумеется, он читал Святое Писание, в том числе третью книгу пророка Ездры из Ветхого Завета. Там пророк пишет следующее: «Видех, восхождаше от моря орел, емуже бяху главы три». Примечательно, что «средняя глава бысть больши инех глав». Напомним, что российского двуглавого орла венчают именно три короны: на головах — маленькие, а над пустым местом между ними — большая. «И се орел летяше на перии своем, и цесарьствова на земли и на живущих на ней». Далее в видении Ездры орел становится двухголовым: «средняя глава внезапу не явися… Осташася же две главе, яже и те такоже цесарьствоваша на земли и над обитающими на ней».

Богословы трактовали этот момент, как пророчество об установлении царства антихриста. Затем появляется Мессия в виде льва и побеждает орла: «И видех, и се, якоже лев разгневан от леса рыкающь, и видех, яко испускаше глас человеческии ко орлу, и рече глаголя: слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: слыши ты, и возглаголю тебе, и речет вышний тебе: не ты ли оставшийся из числа четырех животных, которых Я поставил царствовать в веке Моем, чтобы через них пришел конец времен тех…его ради не являйся ты, орле, и криле твои грозныя и перийца твоя строптивая, и главы твоя лукавыя, и ногти твои злейшии, и все тело твое суетное, чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие своего Создателя. Яко да прохладится вся земля и обратится свободна от твоея силы, и уповает на суд и милосердие того, иже сотвори ю».

Если все же Иоанн был знаком с Третьей книгой Ездры, то его выбор выглядит очень загадочно. Интересно, что впервые двуглавого орла за «пределы» государственной печати вывел Иоанн Грозный: это символ венчал одну из башен его зловещего «опричного» двора в Александровской Слободе (подробнее о любви к символике Иоанна IV читайте здесь). Три короны, венчающие этот геральдический символ, впервые использовал Лжедмитрий I. На, а самое широкое распространение двуглавый орел получил уже при Алексее Михайловиче, которого, как известно, поборники Старой Веры называли антихристом.

«Фряжская» версия

Как известно, Иоанн III привлекал в Москву большое количество специалистов «фряжского» происхождения. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строителя того времени состояли в цехах, которые представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.

«Алхимическая» версия

Двуглавый орел не только в те времена использовался в символике строителей, но и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский Камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского Камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

«Спонтанная» версия

Как мы уже поняли, что двуглавый орел в конце XV века был модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…


marv.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *