Пояса в дзюдо по порядку – цвета в России, индикатор ранга, все степени мастерства, какие есть, черный, зеленый, сколько данов

Содержание

Философия дзюдо в дзюдоги

Дзюдо – это не просто спорт, эта целая жизненная философия, познав которую перед человеком открывается путь к неизведанным мирам внутри себя и гармонии с внешним миром. В дзюдо есть свои каноны и правила. Одно из них – внешний вид единоборца.  Всем известно, что одеждой дзюдоиста является кимоно и пояс. Что обозначает в японском единоборстве дзюдо кимоно и каким образом производится классификация цветных поясов, узнаем в этом материале.

Кимоно

До 1905 года все дзюдоисты занимались в традиционном японском одеянии – кимоно (куртка), дзюбон (штаны) и оби (пояс). И лишь в 1906 году основатель дзюдо Дзигоро Кано презентовал универсальный костюм для занятия дзюдо – дзюдогу.

Дзюдога(и) – это разновидность японского костюма с кимоно, предназначенная для занятий дзюдо. В этом костюме значительно удлинен рукав крутки и удлинены брючины, а также увеличена плотность пошивочной ткани.

          

Цвет костюма обычно белый. Также допускается синий цвет кимоно, что значительно облегчает работу судий на соревнованиях, когда оба соперника выступают в кимоно разных цветов. Синие кимоно более практичны, так как не так быстро пачкаются, белые кимоно выглядят торжественнее и наряднее, но стираются в три-четыре раза чаще своих синий собратьев.

Кимоно для занятий дзюдо дзюдоги шьётся из плотной хлопковой ткани, так как дзюдо единоборство бросковое, и костюм должен выдерживать значительные рывки, броски и другие нагрузки. Для соревнований и тренировок используются костюмы с разной плотностью ткани (на соревнования более плотная, на тренировках — менее). На соревнованиях используются еще более уплотненные кимоно (с плотностью до 1000 гр/м2 и более), что значительно затрудняет «работу» соперника на татами.  

Детские кимоно, дабы облегчить тренировку и не усложнять процесс изучения дзюдо, шьются из более легкой ткани (плотность около 200 гр/м2).

Традиционно на тренировках в кимоно на ноги не одевается обувь. Спортсмены занимаются только босиком.

Каждый дзюдоист ухаживает за своим кимоно, как за частичкой самого себя, чтит традиции его хранения. Кимоно стирается не меньше раза в неделю, всегда должно быть наглажено и опрятно, сложено в определенном виде с определенным ритуалом. 

Традиционный способ складывания дзюдоги:

  1. Разложить и расправить куртку.
  2. Сложить брюки и положить их поверх сложенной куртки выровняв пояс брюк по уровню воротника куртки.
  3. Сложить штанины брюк по длине куртки.
  4. Сложить куртку по вертикали на линии брюк слева.
  5. Сложить рукав по вертикали на линии брюк справа.
  6. Сложить правую часть куртки аналогичным п. 4 образом.
  7. Сложить правый рукав куртки аналогичным п. 5 образом.
  8. Сложить куртку по горизонтали по двум линиям выше и ниже уровня пояса как показано на рисунке.
  9. Сложить пояс и положить его на середину сложенной куртки.
  10. Сложить куртку по горизонтали вокруг пояса.

(«рецепт» из википедии)

Внешний вид ученика на тренировке – это дань канонам и традициям старинного японского единоборства, а также акт проявления уважения к своему учителю, сотоварищам и залу, в котором тренируешься.

Пояса и ранги

В восточном единоборстве дзюдо принята единая система ранжирования по поясам, определяющая степень мастерства спортсмена. Современна система насчитывает 10 рангов. Введена она также своим основателем Дзигоро Кано.

В начале учитель Дзигоро разделил своих учеников на две группы – аттестованные и не аттестованные на степень в дзюдо, «юданся» и «муданся» соответственно. Такая классификация была принята в 1883 году, а первые сертификаты, подтверждающие степень были выпущены 11 годами позже, в 1894 году.

С учётом того, что ранее система ранжирования единоборцев была весьма сложной (разные школы, разные классификации, сложность получения доступа к информации об ученике той или иной школы, рукописная сертификация и так далее), Дзигоро Кано придумал более удобную и эффективную систему определения мастерства владения искусством дзюдо – различие по цветам поясов, расцветок которых было 10. Откуда взялась именно такая градация цветов, остается загадкой и по сей день.

Ранги и цвета поясов в дзюдо:

Первая ступень – достоинство и невинность, ученик, чистый лист бумаги, готовый к открытиям, награждается белым поясом и получает 6й кю.

Вторая ступень – пояс жёлтого цвета, 5й кю мастерства.

Третья ступень – оранжевый пояс, 4й кю.

Четвертая ступень – зелёный пояс, 3й кю.

Пятая ступень – синий пояс, 2й кю.

Шестая ступень – коричневый пояс, 1й кю.

Седьмая ступень – чёрный пояс, 1-5й даны. С чёрным поясом ученик становится мастером. Но в дзюдо с чёрного пояса только начинается его путь в качестве мастера, и ему предстоит познать еще много вершин.

Восьмая ступень – красно-белый пояс, 6-8й даны. Красный и белый традиционные цвета Японии. Они обозначают Инь и Янь, гармонию двух противоположностей.

Девятая ступень – красный пояс, 9-10й даны.

Десятая ступень – считается, что дзюдоист, достигший наивысшей ступени мастерства, завершает полный круг философии дзюдо и вновь начинает познание себя с чистого листа, соответственно возвращается к белому поясу. Но, история не знает имён таких мастеров, кроме самого учителя и основоположника дзюдо Дзигоро Кано, который в конце своего жизненного пути повязал на своё кимоно пояс белого цвета.                          

Одна из теорий

происхождения градации расцветок поясов говорит о том, что постепенно с тренировками белый пояс темнеет от пота (становится жёлтым, а потом оранжевым), после —  становится зелёным от тренировок на природе, впитывая цвет травы и листьев, затем синеет, после многочисленных тренировок и спаррингов пояс окрашивается в цвет грязи, пота и крови, пока не становится полностью чёрным. А уже потом, по прошествии десятилетий, стирается полностью поверхность пояса, и вновь становится белой, когда хозяин оби (пояса) достигает конечного этапа просвещения и познаёт философию дзюдо от макушки до кончиков пальцев.

В отличии от кимоно, пояс стирать не принято! Постепенное загрязнение пояса отображает труд души и тела, проделанные на тренировках.

Пояс для дзюдоиста – катана самурая.

Фактически, тренировки ученика дзюдоиста начинаются с умения правильно завязывать свой пояс. Существуют несколько вариантов завязки, каждый спортсмен выбирает свою любимую. Но все варианты завязки пояса объединяют определенные каноны:

  • — узел пояса обязательно должен быть плоским;
  • — концы пояса должны симметрично расходиться от узла;
  • — концы пояса должны быть одинаковой длины (около 20 сантиметров). Сила и дух воина должны быть едины и неделимы, именно это отображает равенство концов пояса.

Каждый дзюдоист носит пояс, который положено ему по рангу, и ни в коем случае не имеет права надевать пояс другого цвета, не заслужив его. Это кодекс чести дзюдоиста, который чтится уже столетиями существования японского единоборства дзюдо.

Посвятив свое время занятиям дзюдо, вы действительно приобретаете нечто большее, чем просто знания техники и владение искусством борьбы и самозащиты. Занимаясь дзюдо, вы открываете перед собой древний и современный мир, которые соединяются между собой в одну единую гармонию внутри вас.

До встречи на занятиях!

Джеронимо. С нами за знаниями!

 

geronimo.org.ua

Пояса в дзюдо. 6 кю. Нормативы на белый пояс.

Пояса в дзюдо. 6 кю. Нормативы на белый пояс.

Давайте рассмотрим, что должен знать начинающий дзюдоист на белый пояс. Что бы было удобней рассмотрим требования в той последовательности, как требует федерация дзюдо России.

Дзюдо. Приветствие.

Существует два вида приветствия. В стойке на ногах (в начале  или в конце тренировки, приветствие перед началом борьбы) и сидя на коленях. Данное действие это уважение к тренеру, к сопернику, к спортивному залу, к духу дзюдо. Начинающий спортсмен обязательно должен разбираться в этом ритуале.

Дзюдо. Завязывание пояса.

Правильно завязанный пояс говорит о том, что вы начали изучать дзюдо. Правильно завязанный пояс обязывает привести в порядок и спортивную форму кимоно или дзюдогу. Поэтому внешний вид спортсмена начинается с пояса. Посмотреть, как завязывают пояс японские спортсмены можно здесь…

Дзюдо. Стойки.

В дзюдо есть три вида стоек борца. Правосторонняя, левосторонняя и фронтальная. Стойка это не сопротивление на месте с правильно поставленными ногами, а перемещение по татами с соблюдением стоек борца. Обычно расстояние между ногами равняется ширине плеч спортсмена. Если происходит временная потеря равновесия из за атаки соперника, то борец обязан быстро вернуться в одну из стоек.

Дзюдо. Передвижения.

Борьба постоянна связанна с быстрым передвижением. Если борец не сможет быстро двигаться то он потеряет равновесие. Потеря равновесия приведёт к падению. Передвижения в дзюдо могут быть двумя способами шагами и подшагиванием. Все передвижения происходят через стойки борца. То есть они исключают скрещивание ног, соединение их вместе и другие ошибки.

Дзюдо. Захваты.

Захваты в дзюдо один из важных моментов борьбы. Не зная точек, где лучше брать захват, спортсмен почти всегда проиграет. На этих фотографиях показан классический захват за отворот и локоть. Захватов на много больше. Почти каждый захват имеет свой способ взятия. Узнать больше о захватах можно здесь…

Дзюдо. Выведение из равновесия.

Зачем учиться выводить из равновесия. В не уравновешенном положении легче сделать бросок. Всего существует 8 направлений. Их надо знать.

Дзюдо. Падения.

Безопасное падение  это спортивное долголетие. В дзюдо учат падать в перёд, назад и на бок.

Какие требования сдают на другие пояса вы можете прочитать ниже:

Пояса в дзюдо. 5 кю. Нормативы на жёлтый пояс.
Пояса в дзюдо. 4 кю. Нормативы на оранжевый пояс.
Пояса в дзюдо. 3 кю. Нормативы на зелёный пояс.

Как правильно выполнять приёмы на жёлтый и другие пояса можно посмотреть здесь

Вид: Дзюдо
Время: 142 мин./2DVD
Автор: Павлов Д.
Язык: Музыкальное сопровождение
Формат: PAL (DVD: 0/All)
Год: 2013
Съемка: Россия

kfvideo.ru

Пояса в дзюдо. 3 кю. Нормативы на зелёный пояс.

Пояса в дзюдо. 3 кю. Нормативы на зелёный пояс.

В Российском дзюдо на зелёный пояс надо знать 15 технических действий (броски) в стойке ( NAGE-WAZA) и 13 технических действий относящихся к приёмам борьбы лёжа ( NE-WAZA). К этим приёмам относиться следующая техника.

Плакат 8

Ко-сото-гаке (Ko-soto-gake) Зацеп снаружи голенью.
Цури-гоши (Tsuri-goshi)
Бросок через бедро с захватом пояса.
Ёко-отоши (Yoko-otoshi)
Боковая подножка на пятке (седом).
Аши-гурума (Ashi-guruma)
Бросок через ногу скручиванием под отставленную ногу.
Ханэ-гоши (Hane-goshi)
Подсад бедром и голенью снаружи.
Харай-цурикоми-аши (Harai-tsurikomi-ashi)
Передняя подсечка под отставленную ногу.
Томое-нагэ (Tomoe-nage)
Бросок через голову с упором стопой в живот.
Ката-гурума (Kata-guruma)
Бросок через плечи (мельница).

Данная техника приёмов более сложная в исполнении по сравнению с техникой на оранжевый пояс. В основном её сдают на 4-5 году обучения.

 

 

Плакат 9

Ката-джуджи-джимэ (Kata-juji-jime) Удушение спереди, скрещивая руки (одна ладонь вверх,другая вниз).
Гяку-джуджи-джимэ (Gyaku-juji-jime)
Удушение спереди, скрещивая руки (ладони вверх).
Нами-джуджи-джимэ (Nami-juji-jime)
Удушение спереди, скрещивая руки (ладони вниз).
Окури-эри-джимэ (Okuri-eri-jime)
Удушение сзади двумя отворотами.
Ката-ха-джиме (Kata-ha-jime)
Удушение сзади отворотом, выключая руку.
Хадака-джиме (Hadaka-jime)
Удушение сзади плечом и предплечьем. Вариант1.
Хадака-джиме (Hadaka-jime)
Удушение сзади плечом и предплечьем. Вариант2.
Удэ-гарами (Ude-garami)
Узел локтя.
Удэ-хишиги-джуджи-гатамэ (Ude-hishigi-juji-gatame)
Рычаг локтя захватом руки между ног.

 С этого плаката появляются удушающие захваты. Здесь показаны варианты, которые редко применяются на соревнованиях. Рычаг локтя захватом руки между ног самый популярный болевой приём.

  Плакат 10

Яма-араши(Yama-arashi) Подхват бедром с обратным захватом одноимённого отворота.
Ханэ-гоши-гаэши (Hane-goshi-gaeshi) Контрприём от подсада бедром и голенью изнутри.
Моротэ-гари (Morote-gari) Бросок захватом двух ног.
Кучики-даоши (Kuchiki-daoshi) Бросок захватом ноги за подколенный сгиб.
Кибису-гаэши (Kibisu—gaeshi) Бросок захватом ноги за пятку.
Сэои-отоши (Seoi-otoshi) Вариант1. Бросок через спину(плечо) с колен.
Сэои-отоши (Seoi-otoshi) Вариант2. Бросок через спину(плечо) с колен.

Приёмы связанные с захватом ног на соревнованиях сейчас применять нельзя но изучать их надо, так как это часть дзюдо.

 

 

 

 Плакат 11

 

Ретэ-джимэ (Ryote-jime) Удушение спереди кистями.
Содэ-гурума-джимэ (Sode-guruma-jime) Удушение спереди отворотом.
Кэса-удэ-хишиги-гатамэ (Kesa-ude-hishigi-gatame) Рычаг локтя от удержания сбоку.
Кэса-удэ-гарами (Kesa-ude-garami) Узел локтя от удержания сбоку.

Удушающие захваты и болевые приёмы этого плаката редко применяются на соревнованиях но знать их надо.

 

 

  Техника бросков на зелёный пояс включает в себя несколько технических действий которые сейчас в силу изменившихся правил применять на соревнованиях нельзя. Данные приёмы изучать всё равно нужно. С зелёного пояса начинается изучение удушающих захватов. Это очень эффективные приёмы дзюдо.На сайте вы найдёте переносной вариант плакатов в формате А5 и А4. Удобная книжка-папка.

 Купить плакаты на зелёный пояс, а так же на другие пояса в форматах А5, А4, А2 можно здесь.

Как правильно выполнять приёмы на жёлтый и другие пояса можно посмотреть здесь

Вид: Дзюдо
Время: 142 мин./2DVD
Автор: Павлов Д.
Язык: Музыкальное сопровождение
Формат: PAL (DVD: 0/All)
Год: 2013
Съемка: Россия

kfvideo.ru

Спортивный клуб » NAISS»: Пояса и ранги

Всего в Кодокан дзюдо есть 6 кю, самый младший уровень — 6-й кю. Самый старший — 1-й кю; для детей в некоторых федерациях дзюдо принято большее количество степеней кю.

Степеней дан в дзюдо 10, самый младший — 1-й дан, самый старший — 10-й дан.

Каждой степени соответствует свой цвет пояса. Цвета поясов могут различаться в зависимости от страны и федерации дзюдо.

Для спортсменов высших мастерских степеней также используются пояса красно-белого (6-й…8-й даны) и красного (9-й…10-й даны, присуждаются за развитие дзюдо) цветов. Для спортсменов высших данов этикетом дзюдо допускается вместо красно-белого или красного поясов повязывать во время тренировок пояс чёрного цвета.

История поясов дзюдо

Интересна история и философия поясов в дзюдо. Так, для первоначальных степеней дзюдо выбран белый пояс. Этот выбор сделан не просто так, а на основании того, что в Японии белый цвет — это символ чистоты, достоинства и невинности. Кстати, интересен и тот факт, что Дзигоро Кано считал, что если дзюдоист достиг в своем мастерстве всех вершин, то он как бы превосходит понятие «цвет пояса» и снова получает белый цвет. Таким образом, дзюдоист проходит полный круг, возвращаясь к началу. Правда, для отличия мастера от ученика, его белый пояс должен быть в два раза шире. Но это не важно, потому что носил такой пояс всего один человек, сам Дзигоро Кано, признанный мастером 12 уровня дана.

Черный цвет пояса был взять из японской высшей школы спорта, в которой мастера от новичка отличала черная лента на голове. Красно-белый цвет появился из истории Японии. Так, во время конфликта двух кланов, один из кланов использовал белый цвет, а другой клан — красный цвет. Бытует также мнение, что красно-белый цвет — это гармония двух противоположностей.

Пояса в Кодокане

В институте дзюдо Кодокан для определения степени дзюдоиста используют всего 5 цветов поясов. Белый пояс означает, что у дзюдоиста с 6 по 4 уровень кю. Коричневый — с 3 по 1 степень кю. Черный — с 1 по 5 уровень дан, красно-белый с 6 по 8 уровень дан. Самые высокие уровни мастерства — 9 и 10 дан, обозначаются красным поясом.

Пояса в Европе, Канаде и Австралии

В зависимости от квалификации дзюдоиста, ему может быть присвоена ученическая (кю) или мастерская (дан) степень.

Всего в Кодокан дзюдо есть 6 кю, самый младший уровень— 6-й кю. Самый старший— 1-й кю; для детей в некоторых федерациях дзюдо принято большее количество степеней кю.

Степеней дан в дзюдо 10, самый младший— 1-й дан, самый старший— 10-й дан.

Каждой степени соответствует свой цвет пояса. Цвета поясов могут различаться в зависимости от страны и федерации дзюдо.Таким образом, в Европе, Канаде, Австралии гораздо проще по цвету пояса определить конкретный уровень дзюдоиста, чем в Японии.

Для спортсменов высших мастерских степеней также используются пояса красно-белого (6-й…8-й даны) и красного (9-й…10-й даны, присуждаются за развитие дзюдо) цветов. Для спортсменов высших данов этикетом дзюдо допускается вместо красно-белого или красного поясов повязывать во время тренировок пояс чёрного цвета.


Цвета поясов дзюдо в Австралии, Европе и Канаде

     

naiss96.blogspot.com

Владимир Путин стал обладателем восьмого дана по дзюдо / Федерация дзюдо России

Международная федерация дзюдо, отметившая в 2011 году свой 60-й юбилей, в октябре 2012 года объявила о присуждении восьмого дана Президенту Российский Федерации Владимиру Путину, который в минувшее воскресенье, 7 октября, также отпраздновал свой 60-й день рождения.

«Будучи почетным президентом Международной федерации дзюдо, почетным и признанным дзюдоистом, занимая пост президента выдающейся страны, Владимир Путин является идеальным посланником для нашего вида спорта», — говорится в сообщении пресс-службы IJF. «Большая честь, что среди нас есть высокопоставленное лицо с такой репутацией и таким статусом», — заявил Президент Международной федерации дзюдо Мариус Визер. «Президент Путин является высоким представителем ценностей дзюдо в мире», — добавил он.

 

Для справки

Одним из важных аспектов мира дзюдо является его классификация, подтверждающая уровень и развитие знаний дзюдо у человека, его мастерство, спортивные достижения, а также вклад личности в дело развития дзюдо.

Эта система в дзюдо включает два типа званий — кю и дан.

В зависимости от квалификации дзюдоиста, ему может быть присвоена ученическая (кю) или мастерская (дан) степень. Оригинальная система дзюдо разработана в Японии и включает шесть кю степеней. Отличительным знаком каждой ступени кю является пояс определенного цвета. У начинающих свой путь в дзюдо во всем мире – белый пояс (низшая ступень, 6 кю), далее желтый (5), оранжевый (4), зеленый (3), синий (2), коричневый (1). Переход от уровня 1 кю к 1 дану подтверждает качественное развитие дзюдоиста, определенную степень знаний им техник дзюдо, зрелость спортсмена. Черный пояс соответствует уровню с 1-го по 5-й дан, обладатели 6−8 го данов имеют право на красно-белый, а 9-−10-го данов – на красный пояс. Основатель дзюдо – японец Дзигоро Кано достиг докторской степени в области дзюдо, эквивалентной 12 дану. Кано – единственный обладатель такого уровня. «Отец» отечественного дзюдо Василий Сергеевич Ощепков поступивший в 1911 году на обучение в главную школу дзюдо – Кодокан, основанную Дзигоро Кано, спустя два года был удостоен первого, а в 1917-м – второго дана дзюдо. Ощепков стал четвертым иностранцем в истории дзюдо, удостоенным такой чести.

В сборной России шестой дан имеет трехкратный чемпион мира, серебряный призер Игр-2012 Александр Михайлин.

www.judo.ru

Центр олимпийской подготовки по дзюдо

Наиболее часто встречающиеся понятия и термины

дзюдо — путь мягкости
сен-сей — тренер
симпай — помощник тренера
мате — стоп
хадзимэ- начинайте
осаэ-коми — начало удержания
соно-мама — не двигаться
тори — атакующий партнер
укэ — атакуемый партнер
татами — ковер для борьбы
додзе — зал для занятий

оценки:
кока — 3 балла (по новым правилам с2009 года отсутствует)
юко — 5 баллов
ваза-ари — 7 баллов
иппон — 10 баллов (чистая победа)

наказания:
сидо — 3 балла
хансоку-макэ-10 баллов (дисквалификация)

Практические умения:
1.РЭЙ (REI) — ПРИВЕТСТВИЕ (ПОКЛОН)
Тачи-рэй (Tachi-rei) — Приветствие стоя
Дза–рэй (Za–rei) — Приветствие на коленях
2.ОБИ (OBI) – ПОЯС (ЗАВЯЗЫВАНИЕ)
3.ШИСЭЙ (SHISEI) — СТОЙКИ

Шидзэн Хонтай Shizen Hontai Основная естественная
Миги Шидзэнтай Migi Shizentai Правая естественная
Хидари Шидзэнтай Hidari Shizentai Левая естественная
Джиго Хонтай Jigo Hontai Основная защитная
Миги Джиготай Migi Jigotai Правая защитная
Хидари Джиготай Hidari Jigotai Левая защитная

4.ШИНТАЙ (SHINTAI) — ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Аюми-аши (Ayumi-ashi) — Передвижение обычными шагами
Цуги-аши (Tsugi-ashi) — Передвижение приставными шагами-
— вперед-назад
— влево-вправо
— по диагонали

5.ТАЙ-САБАКИ (TAI-SABAKI) — ПОВОРОТЫ (ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТЕЛА)
— на 90* шагом вперед
— на 90* шагом назад
— на 180* скрестными шагами (одна вперед, другая назад по диагонали)
— на 180* скрестными шагами (одна назад, другая вперед по диагонали)
— на 180* круговым шагом вперед
— на 180* круговым шагом назад

6. КУМИКАТА (KUMI-KATA) — ЗАХВАТЫ
Основной захват – рукав-отворот

7. КУДЗУШИ (KUZUSHI) — ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ
Маэ-кудзуши Mae-kuzushi Вперед
Уширо-кудзуши Ushiro-kuzushi Назад
Хидари-кудзуши Hidari-kuzushi Влево
Маэ-миги-кудзуши Mae-migi-kuzushi Вперед-вправо
Маэ-хидари-кудзуши Mae-hidari-kuzushi Вперед-влево
Уширо-миги-кудзуши Ushiro-migi-kuzushi Назад-вправо

8 УКЭМИ (UKEMI) — ПАДЕНИЯ
Еко (Сокухо) –укэми Yoko (Sokuho) –ukemi На бок           Уширо (Кохо) –укэми Ushiro (Koho) –ukemi На спину
Маэ (Дзэнпо) –укэми Mae (Zenpo) –ukemi На живот          Дзэнпо-тэнкай-укэми Zenpo-tenkai-ukemi Кувырком 

Термины дзюдо

Ashi (Аси) — Нога (ноги)
Аshi Ate (Аси-атэ) — Удары ногами
Ashi Waza (Аси-вадза) — Приемы, проводимые преимущественно ногами.
Ashi Garami (Аси-гарами) — Болевой прием на ногу — рычаг (узел) коленного сустава. Запрещенный прием. Выполняется после броска с упором стопы в живот при демонстрации ката
Ashi Guruma (Аси-гурума) — Вариант передней подножки (вариант подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами (колесо через ногу)
Atama (Атама) — Голова
Atama Ate (Атама-атэ) — Удары головой
Atemi Waza (Атэми-вадза) — Техника нанесения ударов в уязвимые части тела
Awasete (Авасет) — Сложность
Ayumi (Аюми) — Шаг, передвижение
Bu (Бу) — Сражение
Bu Do (Будо) — Общее понятие для видов единоборств
Bushi (Буши) — Воин
Bushi Do (Бушидо) — Кодекс чести самураев
Waza (Вадза) — Прием, техника
Waza Ari (Вадза-ари) — Вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон»
Waza ari awasete ippon (Вадза-ари авасет иппон) — Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки
Gachi (Гачи) — Победа
Gake (Гаке) — Зацепляться
Gari (Гари) — Путь, движение
Gesa (Геса) — Шарф
Gi (Ги) — Одежда
Go (Го) — 5, Пять
Go Kyu (Го кю) — 5 групп техник дзюдо
Goshi (Гоши) — Бедро
Guruma (Гурума) — Колесо
Gyaku-jujijime (Гяку-дзюдзи-дзимэ) — Удушающий прием захватом отворотов ладонями на крест. Ладони развернуты наружу
Daki age (Даки-агэ) — Подъем с обхватом туловища противника
Daki wakare (Даки-вакарэ) — Бросок через грудь с захватом туловища (бросок рывком по направлению от противника с обхватом его руками)
Dan (Дан) — Степень мастерства
De (Де) — Вперед
De ashi barei (Де аши барай) — Ножницы
Ju (Дзю) — Мягкий, гибкий, десять
Judo (Дзюдо) — Гибкий путь
Judogi (Дзюдоги) — Форма борца дзюдо синего или белого цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса
Judoka (Дзюдока) — Борец дзюдо
Do (До) — Принцип, обучение, путь
Dojo (Дожо) — Место для занятий дзюдо
Dori (Дори) — Cхватка
Do jime (До-дзимэ) — Удушающий прием захватом ногами туловища (запрещенный прием)
De ashi harei (Дэ-аси-харай) — Боковая подсечка под выставленную ногу (сметающая подсечка делающей шаг вперед ноги)
Eri (Ери) — Воротник
E (Ё) — 4, четыре
Yoko Wakare (Ёко-вакарэ) — Передняя подножка на пятке под одноименную ногу (бросок рывком по направлению от противника)
Yoko Gake (Ёко-гакэ) — Подсечка под разноименную пятку с падением (боковой зацеп)
Yoko Guruma (Ёко-гурума) — Бросок через грудь с падением скручиванием вбок (колесо вбок)
Yoko Otosi (Ёко-отоси) — Боковая подножка на пятке (опрокидывание вбок)
Yoko siho Gatame (Ёко-сихо-гатамэ) — Удержание поперек
Yoko sutemi Waza (Ёко-сутэми-вадза) — Приемы, проводимые с падением атакующего на бок
Za (за) — Местонахождение
Rei (рей) — Церемониальный поклон
Za rei (За рей) — Более церемониальный привет на коленях
Ichi (Ичи) — 1, один
Ippon (Иппон) — Высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе проведшего прием дзюдоиста
Ippon seoi Nage (Иппон-сэой-нагэ) — Бросок через спину захватом руки на плечо (бросок со взваливанием противника на спину после захвата одной руки)
Kawazu Gake (Кавадзу-гакэ) — Обвив; прием, изобретенный борцом по имени Кавадзу и названный в его честь, относится к числу запрещенных в спортивном дзюдо
Kami siho Gatami (Ками-сихо-гатамэ) — Удержание со стороны головы
Kani Basami (Кани-басами) — Двойной подбив, «ножницы» (опрокидывание клешнями краба). Прием запрещен в спортивном дзюдо
Kano (Кано) — Основатель дзюдо
Kancesu-Waza (Кансэцу-вадза) — Болевые приемы на суставы
Kata (Ката) — Форма, плечо
Kata Gatami (Ката-гатамэ) — Удержание сбоку захватом головы с ближней рукой
Kata Gurumi (Ката-гурума) — Бросок через плечи, мельница (колесо через плечи)
Kata jujijime (Ката-дзюдзи-дзимэ) — Удушающий прием спереди предплечьем с захватом за одноименные отвороты
Kata Waza (Катамэ-вадза) — Техника сковывания
Kata te jume (Ката-тэ-дзимэ) — Удушающий прием предплечьями захватом за дальний отворот
Kata ha jime (Ката-ха-дзимэ) — Удушающий прием сзади захватом отворота и руки под плечо
Kubusu Gaeshi (Кибису-гаэси) — Бросок захватом за пятку (бросок выкручиванием пятки)
Ken Du (Кен ду) — Искусство показывать
Kiken Gachi (Kикен гачи) — Победа сдачей противника
Kinsa (Кинза) — Оценка схватки, наименьшее техническое преимущество, не показывается, не объявляется
Ko (Ко) — Мало
Koka (Кока) — Четвертая, низшая оценка в поединке. Она присуждается, когда борец, бросает противника быстро и сильно на одно плечо, бедро (бедра) или ягодицы. «Кока» присуждается также при 10-секундном удержании
Kosi Waza (Коси-вадза) — Приемы, проводимые преимущественно тазобедренным суставом
Kosi Gurumi (Коси-гурума) — Бросок через бедро с захватом шеи (колесо через поясницу)
Koshi (Коши) — Бедро
Ko soto Gake (Ко-сото-гакэ) — Зацеп снаружи разноименной ногой (зацеп ближней ногой снаружи)
Ko sonj Gari (Kо-сото-гари) — Подсечка под пятку, бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» снаружи
Ko uti Gaeshi (Ко-ути-гаэси) — Ответный (контр) прием от одноименного зацепа (подсечки) изнутри, контрбросок от «ко-ути-гари»
Qjuri kami siho Gatame (Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ) — Вариант удержания со стороны головы захватом руки и пояса
Qjure kesa Gatame (Кудзурэ-кэса-гатамэ) — Обратное удержание сбоку, тори развернут головой к ногам укэ
Q (Ку) — 9, девять
Qjusi (Кудзуси) — Выведение из равновесия
Qmikate (Кумиката) — Захват
Qtiki taoshi (Кутики-таоси) — Бросок захватом снаружи за разноименный подколенный сгиб (или просто бросок за ногу) (повал трухлявого дерева)
Keikoku (Кэйкоку) — Замечание третьего уровня, равносильно «вадза-ари» в пользу соперника
Kesa Gatame (Кэса-гатамэ) — Удержание сбоку захватом руки и головы
Kyu (Кю) — Ученическая степень, класс
Maitta (Маита) — «Я побежден», «Я сдаюсь»
Mate (Мате) — Остановиться
Moqso (Мокусо) — Концентрация с закрытыми глазами
Moro-te-gari (Моро-те-гари) — Бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя)
Masutemi-waza (Mасутеми вадза) — Приемы, проводимые с падением атакующего на спину
Migi (Миги) — Справа
Mune (Муне) — Грудь
Mune Gatame (Муне гатаме) — Контроль груди
Nage (Наге) — Бросок
Nage-waza (Наге-вадза) — Tехника бросков
Nami (Нами) — Нормально
Nami-juji-jime (Нами-дзюдзи-дзиме) — Удушающий прием захватом за одноименные отвороты, ладони развернуты вниз
Ni (Ни) — 2, два
O (О) — Много
Obi (Оби) — Пояс
Obi-otoshi (Оби-отоси) — Переворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс)
O-guruma (О-гурума) — Бросок через ногу вперед скручиванием, вариант подхвата под обе ноги (большое колесо)
O kuri-ashi harai (О кури-аси харай) — Подсечка в темп шагов (сметающая подсечка, провожающая уходящую ногу противника)
O kuri-eri-jime (О кури-ери-дзиме) — Удушающий прием сзади захватом разноименных отворотов
O soto-gaeshi (О сото-гаеси) — Ответный (контр) прием от отхвата, контрбросок
O soto-guruma (О сото-гурума) — Отхват под обе ноги (большое внешнее колесо).
O soto maki komi (О сото маки коми) — Отхват с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» соперника на себя с падением набок)
O uti gari (О ути гари) — Зацеп изнутри, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» изнутри
O uti gaeshi (О ути гаеси) — Ответный прием от зацепа изнутри разноименной ногой, контрбросок
O Goshi (О, гоши) — Большое бедро
O soto Otoshi (О, сото отоши) — Высокое падение
Osaekomi-waza (Осаекоми-вадза) — Удержание
Randori (Рандори) — Соревновательные упражнения
Re-te-jime (Рё-те-дзиме) — Удушающий прием обеими руками
Rei (Рей) — Приветствие
Roki (Роки) — 6, шесть
Samurai (Самурай) — Рыцарь, каста воина
San (Сан) — 3, три
Sankaku-jime (Санкаку-дзиме) — Удушающий прием ногами «треугольником»
Sasai-curi-komi-ashi (Сасаэ-цури-коми-аси) — Передняя подсечка под выставленную ногу, бросок выбивающим упором стопой в стопу противника после выведения его из равновесия рывком вверх
Sensei (сенсей) — Учитель
Shi (ши) — 4, четыре
Shido (Шидо) — Замечание
Shime-waza (симе-вадза) — Техника удушающих приемов
Shintai (Синтай) — Техника передвижения
Shisei (Сисей) — Стойка
Sode-guruma-jime (Соде-гурума-дзимэ) — Удушающий прием сзади захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки
Sode-curi-komi-goshi (Содэ-цури-коми-госи) — Бросок через бедро с захватом разноименных рукава и отворота (бросок через поясницу после выведения соперника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом и выбивания его ног с позиции захватом разноименных рукава и отворота)
Soto-maki-komi (Сото-маки-коми) — Бросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с «наматыванием» противника на себя и падением на бок после захвата снаружи)
Sukui-nage (Сукуи-наге) — Передний переворот, переворот руками+боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног)
Sumi-gaeshi (Суми-гаеси) — Бросок через голову с подсадом голенью (выкручивание внутреннего угла)
Sumi-otoshi (Суми-отоси) — Выведение из равновесия толчком назад
Sutemi-waza (Сутеми-вадза) — Броски, проводимые с падением атакующего
Seoi-otoshi (Сэой-отоси) — Бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину)
Shichi (шичи) — 7, семь
Sho (шо) — 1, один
Soro made (Соре мадэ) — Конец встречи
Sumo (сумо) — Японская церемониальная борьба
Tai-otoshi (Тай-отоси) — Передняя подножка (сбрасывание с туловища)
Tai-sabaki (Тай-сабаки) — Повороты и развороты
Tani-otoshi (Тани-отоси) — Подножка на пятке с падением (опрокидывание в долину)
Tati-waza (Тати-вадза) — Броски из стойки
Tate-siho-gatame (Тате-сихо-гатаме) — Удержание верхом
Tamoe-nage (Тамоэ-наге) — Бросок через голову с упором стопы в живот (бросок по траектории кругового движения)
Te (Тэ) — Рука (до запястья)
Te-waza (Тэ-вадза) — Приемы, проводимые преимущественно руками
Tyui (Тюй) — Замечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника
Tori (тори) — Активный, исполняющий техническое действие
Tate (тате) — Вдоль
Tavara-gaeshi (Тавара-гаеси) — Бросок через голову после захвата туловища сверху, контрприем
Tatami (татами) — Рисовые соломенные циновки
Toketa (токета) — Решено
Ude (Уде) — Рука (руки)
Ude-ate (Уде-ате) — Удары руками
Ude-garami (Уде-гарами) — Болевой прием — узел руки
Ude-hisigi (Уде-хисиги) — Болевой прием — рычаг локтя
Ude-hisigi-ashi-gatame (Уде-хисиги-аси-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с помощью ноги
Ude-hisigi-vaki-gatame (Уде-хисиги-ваки-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки под мышку
Ude-hisigi-juji-gatame (Уде-хисиги-дзюдзи-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки между ног
Ude-hisigi-sankaku-gatame (Уде-хисиги-санкаку-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с захватом ногами «треугольником»
Ude-hisigi-te-gatame (Уде-хисиги-тэ-гатамэ) — Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через руку
Ude-hisigi-ude-gatame (Уде-хисиги-уде-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с фиксацией руки противника руками
Ude-hisigi-hara-gatame (Удэ-хисиги-хара-гатамэ) — Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через живот
Ude-hisigi-hije-gatame (Удэ-хисиги-хидзе-гатамэ) — Болевой прием — рычаг локтя при помощи колена
Uki-waza (Уки-вадза) — Передняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной)
Uki-gatame (Уки-гатамэ) — Удержание верхом при захвате руки укэ на болевой прием — рычаг локтя
Uki-goshi (Уки-госи) — Бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной)
Uki-otoshi (Уки-отоси) — Выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной)
Ukemi (Укеми) — Приемы самостраховки при падениях
Uke (уке) — Принимающий технику партнер, атакуемый
Ura-nage (Ура-нагэ) — Бросок через грудь (бросок за свою спину)
Ushiro-goshi (Усиро-госи) — Подсад бедром, ответный бросок от броска через бедро (бросок бедром при атаке сзади)
Uti-maki-komi (Ути-маки-коми) — Бросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри
Uti-mata (Ути-мата) — Подхват изнутри (бросок воздействием на бедро изнутри)
Uti-mata-gaeshi (Ути-мата-гаэси) — Ответный прием от подхвата изнутри, контрбросок
Uti-mata-maki-komi (Ути-мата-маки-коми) — Подхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок)
Uti-mata-sukashi (Ути-мата-сукаси) — Ответный (контр) прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия
Uzuri-goshi (Уцури-госи) — Подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу), «обратное бедро»
Fusegi (фусеги) — Оборона, защита
Fusen Gachi (Фусен гачи) — Победа без борьбы
Hadaka-jime (Хадака-дзимэ) — Удушающий прием сзади плечом и предплечьем
Hane-goshi (Хане-госи) — Подсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног противника)
Hane-goshi-gaeshi (Хане-госи-гаеси) — Ответный прием от подсада голенью и бедром, контр-бросок
Hane-maki-komi (Хане-маки-коми) — Бросок через спину захватом руки под плечо (мышку) подсадом бедром и голенью (см. ханэ-госи)
Harai-goshi (Харай-госи) — Подхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги)
Harai-goshi-gaeshi (Харай-госи-гаеси) — Ответный прием от подхвата под обе ноги, контрбросок
Harai-maki-komi (Харай-маки-коми) — Бросок подхватом с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок)
Harai-curi-komi-ashi (Харай-цури-коми-аси) — Передняя подсечка (бросок сметающим движением стопой после выведения противника из равновесия рывком вверх и с выбиванием с позиции)
Hija-guruma (Хидза-гурума) — Подсечка в колено (колесо через колено)
Hon-kesa-gatame (Хон-кэса-гатамэ) — Удержание сбоку захватом руки и головы (старое название кэса-гатамэ)
Hisi (хизи) — Колено
Hachi (хачи) — 8, восемь
Hajime (хаджиме) — начинается
Hansoku (хансоку) — дисквалификация
Hantei (хантей) — Решение
Hara (хара) — Середина, живот, центр
Hidari (хидари) — Слева
Hiki-vaki (Хики-ваки) — ничья
Hon (Хон) — Нормально, принципиально
Cubame-gaeshi (Цубамэ-гаеси) — Контрподсечка от боковой подсечки (контратака ласточки)
Cuccomi-jime (Цуккоми-дзимэ) — Удушающий прием спереди захватом за разноименные отвороты
Curi-goshi (Цури-госи) — Бросок через бедро захватом за пояс (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх)
Curi-komi-goshi (Цури-коми-госи) — Бросок через бедро захватом отворота (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом ног противника с позиции)
Cha do (Ча до) — Церемония
Chi (Чи) — Внутренняя энергия, жизненная сила
Chui (Чуй) — Призыв, вторая оценка наказания
Chusen (Чусен) — Жребий
Juko ( Юко) — Оценка броска, высокое техническое действие
Ju (Ю) — 10, десять
Yon (Ён) — 4, четыре
Yama-arashi (Яма-араси) — Передний подхват (подхват под обе ноги) с захватом за рукав и одноименный отворот.

www.cheljudo.ru

Требования к форме дзюдо (дзюдоги)

 Для дзюдоги, используемых спортсменами во время соревнований, размеры и плотность материала жёстко регулируются правилами Международной федерации дзюдо (IJF) для предотвращения получения кем-либо из спортсменов преимущества за счёт использования дзюдоги несоответствующего размера. 
 Эти правила определяют длину рукавов куртки и штанин брюк, размер одежды и т.п. Во время соревнований спортсмен, одетый в дзюдоги, несоответствующий правилам, может быть дисквалифицированным судьёй. Кроме того, различные организации и федерации дзюдо могут устанавливать дополнительные правила, регламентирующие размещение информации об имени участника, национальной принадлежности его команды и рекламы на дзюдоги. Сегодня дзюдо, как и большинство видов спорта, представляет собой рынок спортивной одежды и оборудования, инвентаря, атрибутики и рекламы. 

Фирмы-производители, рекламные и спонсорские фирмы, национальные федерации стараются отразить свою причастность к той или иной команде, тому или иному спортсмену. Это вызывает необходимость вводить ограничения на маркировку кимоно для дзюдо. Допускается следующая маркировка. На спине — национальная Олимпийская аббревиатура (RUS, JPN, FRA и т.д.). 

При проведении соревнований национального или международного уровня разрешено использование участниками дзюдоги только белого и синего цветов. Каждый из участник соревнований должен иметь дзюдоги обоих указанных цветов, поскольку в каждой схватке судьями назначается, кто из участников будет выступать в дзюдоги белого, а кто — синего цвета. В большинстве организаций дзюдо разрешают занимающимся использовать во время тренировок дзюдоги любого цвета, хотя дзюдоги белого цвета считаются всё же более традиционными. В ряде организаций в некоторых случаях также могут использоваться дзюдоги других цветов, например, красного или чёрного. Куртка дзюдоги запахивается только слева направо (левая пола сверху). Это связано с японской традицией, по которой все живые люди (и мужчины, и женщины) носят одежду с запахом на правую сторону, а умершего переодевают наоборот — с запахом одежды на левую сторону. 

Дзюдоги традиционно надевается на голое тело. Для женщин допускается надевать под дзюдоги плотную футболку или спортивное бельё соответствующего цвета. Дзюдоги изготавливаются различной плотности, и делятся на два основных класса: из ткани одинарного переплетения и двойного переплетения. Дзюдоги из ткани одинарного переплетения менее плотные и меньше весят (плотность материала верхней части куртки обычно 300–550 г/м2). Более тонкие дзюдоги менее прочны, хотя некоторые дзюдоисты могут предпочесть их для длительных тренировок, поскольку в них не так жарко. Дзюдоги из ткани двойного переплетения толще и весят больше (плотность материала верхней части куртки обычно 650–1050 г/м2). На них сложнее взять захват, чем на дзюдоги из материала ткани одинарного переплетения, что может дать преимущество во время соревнований. Дзюдоги из ткани двойного переплетения меньше садятся при стирке и часто продаются уже после предварительной усадки, что необходимо учитывать при выборе размера дзюдоги. Дзюдоги из ткани двойного переплетения, как правило, стоят значительно дороже, чем дзюдоги из ткани одинарного переплетения сопоставимого качества. Брюки дзюдоги не классифицируются как куртки по плотности материала, но, как правило, в комплекте с курткой из более плотной ткани продаются и брюки также из более плотного материала. Куртки дзюдоги из ткани двойного переплетения, предназначенные для соревнований, обычно имеют вертикальный шов, проходящий по середине спины, соединяя две половины материала. В 90-ые годы XX века производители дзюдоги стали делать этот шов довольно широким, фактически удваивая толщину материала на значительной части спинки, что на практике не позволяло противнику взять захват на этой части. Это привело к тому, что в 2005 году Международная федерация дзюдо внесла изменения в правила, запретив использовать участникам соревнований дзюдоги с шириной шва на спине более 3 см. В ряде национальных соревнований до сих пор разрешают использовать дзюдоги с более широким швом на спине. Дзюдоги из ткани одинарного переплетения могут не иметь вертикального шва на спине, или он у них довольно узкий (в случае кроя спинки куртки из двух кусков материала) и не препятствует взятию захвата. 

Пояс является необходимой частью костюма дзюдоиста. Производители обязательно комплектуют поясом кимоно дзюдо для начинающих и любителей. В комплект кимоно для профессионалов пояс не входит, так как дзюдоисты сами подбирают пояс, в том числе в соответствии со своей спортивной квалификацией (по данам).

Согласно официальным Правилам соревнований Федерации дзюдо России, утвержденным Федеральным агентством РФ по физической культуре и спорту, костюм дзюдоиста должен отвечать следующим требованиям. Дзюдога состоит из трех частей: куртка, штаны и пояс, цвет которого определяет уровень технической подготовленности дзюдоиста. Дзюдога должна быть белого цвета у спортсмена, вызванного на ковер первым, и синего цвета у второго участника.

Участники соревнований одевают дзюдоги (кимоно для дзюдо), соответствующие следующим требованиям:

I. Костюм дзюдо должен быть изготовлен из хлопка или подобного материала и быть в хорошем состоянии (без дыр и разрывов). Материал не должен быть излишне жестким и толстым, чтобы не препятствовать захватам со стороны соперника.

II. Каждому участнику необходимо иметь две дзюдоги синего и белого цвета. Участник, фамилия которого названа первой для выхода на татами одевает синию дзюдогу, участник, фамилия которого названа второй одевает белую дзюдогу.

III. Допускается следующая маркировка:

1. Национальная Олимпийская аббревиатура (на спине куртки). Высота букв 11 см.

2. Государственный герб (флаг) (слева на груди), максимальный размер 100 см2.

3. Торговый знак изготовителя размером не более 20 см2 (спереди внизу куртки и внизу спереди на левой штанине).

4. Допускается маркировка знака изготовителя или цвета национального флага на плече (от воротника через плечо вниз по руке с обеих сторон куртки) длиной не более 25 см и шириной до 5 см.

5. Допускается рекламная маркировка на каждом рукаве размерами, 10 см х 10 см. Её площадь 100 см2 должна соединяться с маркировкой знака изготовителя или цветами национального флага 25 см х 5 см 

6. Обозначение призовых мест (1-е, 2-е, 3-е) на Олимпийских играх или чемпионатах мира, размером 6 см х 10 см на левой внешней нижней стороне куртки.

7. Фамилия спортсмена может быть написана на поясе, на внешней стороне левой полы куртки и спереди на штанах (максимум 3×10 см). Также фамилия может быть расположена над Олимпийской аббревиатурой (напечатана или вышита) так, чтобы не мешать захватам куртки противником на спине. Размер надписи должен быть 7 см высотой, длина имени должна быть максимум 30 см. Этот прямоугольник 7×30 см должен быть расположен на 3 см ниже ворота куртки; обозначение страны или номер спортсмена должны быть на 4 см ниже этого прямоугольника;

Примечание: для соревнований, проводимых МФД и Олимпийских игр, фамилия участника имеет размеры 30 см х 40 см и располагается на спине ниже ворота куртки на расстояние 3 см.

IV. В соответствии нормам цветовой гаммы цвет синей дзюдоги должен находиться в пределах указанного стандарта (n° 18-4051 et n° 18-4039), а для обозначения знаков наносимых на дзюдогу соответствовать n° 285 или n° 286.

V. Куртка должна быть такой длины, чтобы покрывать бедра и доставать до кистей рук, опущенных вниз вдоль туловища. Куртка должна быть достаточно широкой, чтобы запахиваться левой полой на правую не менее чем на 20 см на уровне нижней части грудной клетки.

Рукава куртки должны быть длиной максимум до запястья и минимум до точки, расположенной на 5 см выше запястья. По всей длине рукава между рукавом и курткой (с учетом повязок) должно быть пространство 10-15 см;

Толщина лацкана отворота должна быть размерами максимум 1 см, а ширина в 5 см.

VI. На брюках не должно быть никакой маркировки, кроме маркировки указанной в пункте «с» п\п 3 и 7. Брюки должны быть достаточно длинными, чтобы покрывать ноги максимально до голеностопного сустава или минимально до точки, расположенной на 5 см выше его. Между ногой (с учетом повязок) и брюками должно быть пространство 10 -15 см по всей длине штанины.

VII. Прочный пояс шириной 4 — 5 см, цвет которого соответствует степени ученичества (кю) или мастерства (дан), должен быть завязан на уровне талии плоским узлом, плотно фиксируя куртку, не давая ей возможности свободно выходить из-под него. Длина пояса должна быть такой, чтобы  после двух оборотов вокруг талии и завязывания узла оставались концы длиной 20-30 см.

VIII. Участницы должны надевать под куртку срочную длинную футболку с короткими рукавами белого или почти белого цвета, которая заправляется в брюки или белое или почти белое трико с короткими рукавами.

Если дзюдога участника или часть её не соответствует требованиям настоящей статьи, арбитр должен потребовать от участника в кратчайшее время заменить дзюдогу, соответствующую настоящим требованиям правил.

Запасная дзюдога участника должна находиться у тренера возле его стула на краю площадки для соревнований.

Чтобы убедиться в соответствии размеров рукавов куртки участника, арбитр может попросить у него вытянуть руки вперёд, чтобы произвести необходимые контрольные замеры.

Таковы официальные требования к форме дзюдоиста применяемые в РФ.

На соревнованиях, если костюм участника не соответствует этим требованиям, судья на контроле или арбитр могут потребовать от спортсмена поменять костюм.

sapsport.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *