Первой династией халифов являлись – Арабский халифат — Википедия

Список халифов

 — официальный титул руководителя Халифата. Халиф являлся представителем пророка Мухаммада, духовным лидером всех мусульман, хранителем и исполнителем Божественных законов на земле.

обязанности халифа входило поддержание законности в стране, обеспечение функционирования всех государственных органов в соответствии с законами шариата, охрана государственных границ, создание условий для нормальной жизнедеятельности граждан. Халифом может быть только мужчина-мусульманин, обладающий знаниями религии и справедливого.

Первыми халифами после пророка Мухаммада были Праведные халифы Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. После них в Халифате правили династии Омейядов и Аббасидов. После падения Багдадского халифата формальный сюзеренитет Аббасидов был признан мамлюками Египта. После завоевания Египта Османской империей халифами стали султаны из династии Османов. В 1924 году Халифат прекратил своё существование, а вместе с ним завершилась преемственность халифов.

Исламский халифат
ИмяСтранаДинастияГоды
правления
Примечания
Абу Бакр ас-СиддикПраведный халифат632—634первый халиф, тесть пророка Мухаммада
Умар ибн аль-ХаттабПраведный халифат634—644второй Праведный халиф
Усман ибн АффанПраведный халифат644—656третий Праведный халиф
Али ибн Абу ТалибПраведный халифат656—661четвёртый Праведный халиф, зять пророка Мухаммада
Муавия I ибн Абу СуфьянОмейядский халифатОмейяды, Суфьяниды661—680основатель династии Омейядов
Язид I ибн МуавияОмейядский халифатОмейяды, Суфьяниды680—683сын Муавии I
Муавия II ибн Язид Омейядский халифатОмейяды, Суфьяниды683—684
Марван I ибн аль-ХакамОмейядский халифатОмейяды, Марваниды684—685
Абдул-Малик ибн МерванОмейядский халифатОмейяды, Марваниды685—705
Аль-Валид I ибн Абдул-МаликОмейядский халифатОмейяды, Марваниды705—715
Сулейман ибн Абдул-МаликОмейядский халифатОмейяды, Марваниды715—717брат Валида I
Умар ибн Абдул-АзизОмейядский халифатОмейяды, Марваниды717—720двоюродный брат Сулеймана
Язид II ибн Абдул-МаликОмейядский халифатОмейяды, Марваниды720—724
Хишам ибн Абдул-МаликОмейядский халифатОмейяды, Марваниды724—743
Язид III ибн аль-ВалидОмейядский халифатОмейяды, Марваниды743—744
Аль-Валид II ибн ЯзидОмейядский халифатОмейяды, Марваниды744
Марван II ибн МухаммадОмейядский халифатОмейяды, Марваниды744—750
Абуль-Аббас ас-СаффахАббасидский халифатАббасиды750—754
Абу Джафар аль-МансурАббасидский халифатАббасиды754—775
Мухаммад аль-МахдиАббасидский халифатАббасиды775—785
Муса аль-ХадиАббасидский халифатАббасиды785—786
Муса аль-ХадиАббасидский халифатАббасиды786—809
Харун ар-РашидАббасидский халифатАббасиды
Мухаммад аль-Амин
Аббасидский халифат
Аббасиды809—813
Абдуллах аль-МамунАббасидский халифатАббасиды813—833
Ибрахим ибн аль-МахдиАббасидский халифатАббасиды817—819
Мухаммад аль-МутасимАббасидский халифатАббасиды833—842
Харун аль-ВасикАббасидский халифатАббасиды842—847
Джафар аль-МутаваккильАббасидский халифатАббасиды847—861
Мухаммад аль-МунтасирАббасидский халифатАббасиды861—862
Ахмад аль-МустаинАббасидский халифатАббасиды862—866
Зубайр аль-МутаззАббасидский халифатАббасиды866—869
Мухаммад аль-МухтадиАббасидский халифатАббасиды869—870
Ахмад аль-МутамидАббасидский халифатАббасиды870—892
Абдуллах аль-МутадидАббасидский халифатАббасиды892—902
Али аль-МуктафиАббасидский халифатАббасиды902—908
Абдуллах ибн аль-МутаззАббасидский халифатАббасиды908
Джафар аль-МуктадирАббасидский халифатАббасиды908—929, 929—932
Мухаммад аль-КахирАббасидский халифатАббасиды929, 932—934
Ахмад ар-Ради БиллахАббасидский халифатАббасиды934—940
Ибрахим аль-МуттакиАббасидский халифатАббасиды940—944
Абдуллах аль-МустакфиАббасидский халифатАббасиды 944—946
Абуль-Касим аль-МутиАббасидский халифатАббасиды946—974
Абу Бакр ат-ТаиАббасидский халифатАббасиды974—991
Ахмад аль-КадирАббасидский халифатАббасиды991—1031
Абдуллах аль-КаимАббасидский халифатАббасиды1031—1075
Абдуллах аль-МуктадиАббасидский халифатАббасиды1075—1094
Ахмад аль-МустазхирАббасидский халифатАббасиды1094—1118
Абу Мансур аль-МустаршидАббасидский халифатАббасиды1118—1135
Абу Джафар ар-РашидАббасидский халифатА

www.turkaramamotoru.com

Арабский Халифат

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мохаммедом (Мухаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорении и присоединений. Так возникла империя Моголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддистской в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.

Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период.

Аравийский полуостров, где возникло первое исламское государство, расположен между Ираном и Северо-восточной Африкой. Во времена пророка Мохаммеда, родившегося около 570 г., он был слабозаселенным. Арабы были тогда кочевым народом и обеспечивали с помощью верблюдов и других вьючных животных торгово-караванные связи между Индией и Сирией, а затем североафриканскими и европейскими странами. На арабских племенах лежала также забота об обеспечении безопасности торговых маршрутов с восточными пряностями и ремесленными изделиями, и это обстоятельство послужило благоприятным фактором становления арабского государства.

Арабские племена кочевников и земледельцев населяли территорию Аравийского полуострова с глубокой древности. На основе земледельческих цивилизаций на юге Аравии уже в I тыс. до н.э. возникли ранние государства, сходные с древневосточными монархиями: Сабейское царство (VII–II вв. до н.э.), Набатия (VI–I вв.). В крупных торговых городах формировалось городское самоуправление по типу малоазиатского полиса. Одно из последних ранних южно-арабских государств – Химьяритское царство – пало под ударами Эфиопии, а затем иранских правителей в начале VI в.

К VI–VII вв. основная масса арабских племен находилась на стадии надобщинной администрации. Кочевники, торговцы, земледельцы оазисов (главным образом вокруг святилищ) объединялись посемейно в большие кланы, кланы – в племена Главой такого племени считался старейшина – сеид (шейх). Он был и верховным судьей, и военным вождем, и общим руководителем собрания кланов. Существовало и собрание старейшин – меджлис. Арабские племена расселялись и за пределами Аравии – в Сирии, Месопотамии, на границах Византии, образуя временные племенные союзы.

Развитие земледелия и животноводства ведет к имущественной дифференциации общества, к использованию рабской работы. Вожди родов и племен (шейхи, сеиды) базируют свою власть не только на обычаях, авторитете и уважении, но и на экономическом могуществе. В среде бедуинов (жителей степей и полупустынь) встречаются салухи, что не имеют средств существования (животных) и даже тариди (разбойники), которых выгоняли из племени.

Религиозные представления арабов не были объединены в какую-то идеологическую систему. Объединялись фетишизм, тотемизм и анимизм. Распространенные были христианство и иудаизм.

В VI ст. на Аравийском полуострове существовало несколько независимых одна от одной дофеодальных государств. У старейшин родов и племенной знати сосредоточивалось много животных, в особенности верблюдов. В областях, где было развитое земледелие, происходил процесс феодализации. Этот процесс охватил города-государства, в частности Мекку. На этой почве возникло религиозно-политическое движение – халифат. Это движение было направлено против племенных культов за создание общей религии с одним божеством.

Халифское движение было направлено против родоплеменной знати, в руках которой была власть в арабских дофеодальных государствах. Он возник в тех центрах Аравии, где феодальный строй приобрел большего развития и значения – в Йємене и городе Ятрибе, охватил также и Мекку, где одним из его представителей был Мухамед.

Знать Мекки выступила против Мухамеда, и в 622 г. он вынужден был бежать в Медины, где нашел поддержку со стороны местной знати, которая была недовольная конкуренцией со стороны знати Мекки.

Через несколько лет арабское население Медины вошло в состав мусульманской общины, которой руководил Мухамед. Он выполнял не только функции правителя Медины, но и был военным руководителем.

Суть новой религии состояла в признании Аллаха единым божеством, а Мухамеда – его пророком. Рекомендуется каждый день молиться, отсчитывать сороковую часть доходов в пользу бедных, постится. Мусульмане должны принимать участие в священной войне против неверных. Подрывалось предшествующее деление населения на роды и племена, из чего начиналось почти каждое государственное образование.

Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен был стать пророк-посланник бога на земле. Единственными условиями вступления в эту общность являлись признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний.

Мохаммед довольно быстро собрал значительное число приверженцев и уже в 630 г. сумел поселиться в Мекке, жители которой к тому времени прониклись его верой и учением. Новая религия получила названиеислам (мир с Богом, покорность воле Аллаха) и довольно быстро распространилась по всему полуострову и за его пределами. В общении с представителями других религий – христианами, иудеями и зороастрийцами – последователи Мохаммеда сохраняли веротерпимость. В первые века распространения ислама на омейядских и аббасидских монетах чеканилось изречение из Корана (Сура 9,33 и Сура 61,9) о пророке Мохаммеде, имя которого означает «дар Божий»: «Мохаммед – посланник Божий, которого Бог послал с наставлением на правый путь и с истинной верой, чтобы возвысить ее над всеми верами, хотя бы этим были недовольны многобожники».

Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.

Первоначально движение носило народный характер, что отпугнуло богатых, но это продолжалось недолго. Действия приверженцев ислама убедило знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.

К этому времени (20–30 гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобрела политический характер.

Объединив вначале племена двух соперничавших городов – Мекки и Ясриба (Медины) – под своей властью, Мухаммад повел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную-полурелигиозную общину (умму). В начале 630-х гг. значительная часть Аравийского полуострова признала власть и авторитет Мухаммада. Под его началом сложилось своеобразное протогосударство с духовной и политической одновременно властью пророка, опиравшегося на военные и административные полномочия новых сторонников – мухаджиров.

К моменту смерти пророка почти вся Аравия подпала под его власть, его первые преемники – абу Бакр, Омар, Осман, Али, прозванные праведными халифами (от «халиф» – преемник, заместитель), – пребывали с ним в дружественных и родственных связях. Уже при халифе Омаре (634 – 644) к этому государству были присоединены Дамаск, Сирия, Палестина и Финикия, а затем и Египет. На востоке Арабское государство расширилось за счет территории Месопотамии и Персии. В течение следующего столетия арабы завоевывают Северную Африку и Испанию, но дважды терпят неудачу с завоеванием Константинополя, а позже во Франции терпят поражение при Пуатье (732 г.), однако в Испании удерживают свое господство еще на семь веков.

Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, – на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну – сборник преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов – абу Бакра и Омара).

С расширением границ государства исламские богословские и законоведческие построения подверглись влиянию более образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на толкованиях Сунны и тес

mirznanii.com

Фатимидский халифат (909—1171). История — Путеводитель по Египту

В эпоху своего могущества Фатимидский халифат включал в себя территории Египта, Магриба, Палестины и Сирии.

Откололось от халифата Аббасидов в результате восстания в провинции Ифрикия берберских племен, возглавляемых исмаилитским проповедником Абу Абдаллахом. Абу Абдаллах передал всю власть Убейдаллаху, который утверждал, что является потомком Фатимы.

Низложено Саладином — курдским военачальником, призванным для организации обороны против крестоносцев в 1169 г.

Начало династии

Самая известная из шиитских сект — исмаилиты — возникла в VIII в. Они считали, что преемником после пророка Мухаммеда и первым халифом должен был быть Али. От традиционного шиизма их отличало признание седьмым имамом Мухаммада — сына Исмаила, которого его отец — шестой имам Джафар ас-Садык отстранил от наследования титула имама. По догматам исмаилитов потомки Исмаила — скрытые имамы. Перед концом света последний скрытый имам («владыка времени») вернётся в образе Махди (спасителя).

В начале X в. на территории Ифрикии началось восстание исмаилитов во главе с Абу Абдаллахом и Убейдаллахом, исмаилитским имамом, объявившим себя потомком Али и Фатимы. В 909 г. исмаилитская армия заняла город Кайруан, где Убейдаллах торжественно провозгласил себя халифом под именем аль-Махди (909—934 гг.).

Завоевание Египта

С момента захвата власти Убейдаллахом Фатимиды предпринимали неоднократные попытки овладеть Египтом — плодороднейшей и богатейшей области Аббасидского халифата.

В 914 г. фатимидская армия вторглась в Египет и заняла Александрию, но вскоре была разбита посланным абассидским халифом аль-Муктадиром войском во главе с военачальником Мунисом.

Новая попытка вторжения была предпринята в 919 г. Однако и в этот раз Убейдаллаха ждала неудача. Его флот был потоплен у Розетты, а сухопутная армия, вновь сумевшая занять Александрию, была в конце 920 г. вытеснена войсками аббасидов из Египта.

В 936 г. неудачей закончился поход в Египет и для сына Убейдаллаха — фатимидского халифа аль-Каима.

Завоевать Египет смог правнук Убейдаллаха — халиф аль-Муизз (954—975 гг.). Придя к власти, аль-Муиз начал деятельную и систематическую подготовку к египетскому походу. В специальных лагерях он обучал и тренировал свою армию. Был создан флот для транспортировки продовольствия. В Египет было отправлено множество агентов и проповедников, установивших связи с египетскими шиитами.

Весной 969 г. 100-тысячная фатимидская армия во главе с Джаухаром (бывшим рабом — христианином из Сицилии) вторглась в Египет. Без труда одержав победу под Гизой, Джаухар вошёл в Фустат и основал в его окрестностях новую столицу — Каир. В 972 г. в Каир прибыл сам халиф аль-Муизз. Египет вошёл в состав Фатимидского государства.

Хаким

В 996—1021 гг. в Египте правил халиф аль-Хаким. Аль Хаким провел программу реформ, которая в частности устраняла на практике рабовладение. Хотя в теории ислам запрещал рабовладение для мусульман, оно оказывалось юридически возможным для евреев и христиан, разумеется, число злоупотребления со стороны мусульман в отношении рабовладения тоже тоже было значительным.

Хаким запретил многоженство, отмечая, что ислам предусматривал возможность иметь до 4 жен как исключительную меру в чрезвычайных обстоятельствах.

Хаким издал указ о равенстве официально господствовавшего шиитского, исмаилитского и суннитского правоприменения.

Очевидно (но строго не доказано), что решающую роль в оформлении идеологии реформ Хакима и проведении этих самых реформ в период самых радикальных мер и в уничтожении оппозиции реформам сыграл Дарази, по меньшей мере, в области внешней политики, пропаганды исмаилизма за рубежом, а также управления завоеванными Фатимидами провинциями.

Родившийся в Бухаре Дарази был тюркского происхождения. По профессии он, скорее всего, был портным, однако рано стал профессиональным исмаилитским проповедником, агентом фатимидских спецслужб, был привлечен к службе при фатимидском дворе в Каире во времена халифа Аль Хакима. Сам халиф аль Хаким «и его ближайший друг, философ ад-Дарази, проводили ночи, практикуя странные ритуалы на каирских холмах…».

Оппонентами Дарази выступало консервативное руководство христианских церквей, «вписавшихся в фатимидский истеблишмент». Христиане различных конфессий и евреи представляли собой основу административного аппарата Фатимидов, которые, будучи выходцами из отсталой части Северной Африки и революционными разрушителями суннитского государственного аппарата, были вынуждены в части гражданской администрации опираться на более образованные христианские и еврейские круги, при этом поддерживая баланс сил между различными христианскими конфессиями: православными, коптами, различными видами несториан, католиками, а также национальными церквями — армянами и эфиопами. Однако ко времени воцарения Хакима, этот баланс был резко нарушен в пользу православных, занявших основные административные посты.

На первом этапе Дарази поддержал Хаким, нанося удар по традиционным христианским конфессиям и поддерживая оппозиционные христианские церкви и еврейскую общину, играя на имущественных конфликтах между христианскими конфессиями. Однако в дальнейшем представителям консервативных христианских элит удалось взять вверх, что привело к опале (и, возможно, казни) Дарази.

По свидетельствам врагов Хакима, он был эксцентричным и даже психически нездоровым человеком. В целом, его правление было отмечено началом упадка халифской власти.

Реформаторская деятельность Хакима вызвала раскол в среде его приближенных. Наиболее радикально настроенные исмаилиты после перехода Хакима к более взвешенной политике покинули двор Хакима и укрылись в горах Ливана, где начали активную пропагандистскую деятельность.

В 1021 г. Аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах, по всей видимости, был убит своими приближенными, немедленно начавшими кампанию по очернению Хакима. С учетом времени, потребного для распространения сведений о смерти халифа, а также сомнений в их достоверности, некоторые ливанские кланы и племена верили, что он не умер, а ушел «в сокрытие» (скрывается и готовит силы для возвращения себе престола). Позднее это трансформировалось в религиозное убеждение, что Хаким появится в День Страшного суда в качестве махди. Принявшие взгляды Дарази племена и кланы составили основу друзов.

Его царствование было полно смут и грозило опасностью самому существованию династии; но сын Хакима Захир (1021—1036) со своей тёткой-опекуншей Ситталь-мольк опять восстановил порядок.

При Фатимидах Египет иногда подвергался внутренним волнениям, но в основном процветал и обогащался морской и караванной торговлей; в Сирии же шли крестовые походы, противодействие которым выдвинуло династию Айюбидов.

egypt-ru.touristgems.com

Фатимиды (909—1171). История — Путеводитель по Израилю

В эпоху своего могущества Фатимидский халифат включал в себя территории Египта, Магриба, Палестины и Сирии.

Откололось от халифата Аббасидов в результате восстания в провинции Ифрикия (современный Тунис) берберских племен, возглавляемых исмаилитским проповедником Абу Абдаллахом.

Абу Абдаллах передал всю власть Убейдаллаху, который утверждал, что является потомком Фатимы.

Низложено Саладином — курдским военачальником, призванным для организации обороны против крестоносцев в 1169 г.

Начало династии

Самая известная из шиитских сект — исмаилиты — возникла в VIII в.

Исмаилиты считали, что преемником после пророка Мухаммеда и первым халифом должен был быть Али. От традиционного шиизма их отличало признание седьмым имамом Мухаммада — сына Исмаила, которого его отец — шестой имам Джафар ас-Садык отстранил от наследования титула имама.

По догматам исмаилитов потомки Исмаила — скрытые имамы. Перед концом света последний скрытый имам («владыка времени») вернётся в образе Махди (спасителя).

В начале X в. на территории Ифрикии (современный Тунис) началось восстание исмаилитов во главе с Абу Абдаллахом и Убейдаллахом, исмаилитским имамом, объявившим себя потомком Али и Фатимы.

В 909 г. исмаилитская армия заняла город Кайруан, где Убейдаллах торжественно провозгласил себя халифом под именем аль-Махди (909—934).

Завоевание Египта

С момента захвата власти Убейдаллахом Фатимиды предпринимали неоднократные попытки овладеть Египтом — плодороднейшей и богатейшей области Аббасидского халифата.

В 914 г. фатимидская армия вторглась в Египет и заняла Александрию, но вскоре была разбита посланным абассидским халифом аль-Муктадиром войском во главе с военачальником Мунисом.

Новая попытка вторжения была предпринята в 919 г. Однако и в этот раз Убейдаллаха ждала неудача. Его флот был потоплен у Розетты, а сухопутная армия, вновь сумевшая занять Александрию, была в конце 920 г. вытеснена войсками аббасидов из Египта.

В 936 г. неудачей закончился поход в Египет и для сына Убейдаллаха — фатимидского халифа аль-Каима.

Завоевать Египет смог правнук Убейдаллаха — халиф аль-Муизз (954—975). Придя к власти, аль-Муиз начал деятельную и систематическую подготовку к египетскому походу.

В специальных лагерях он обучал и тренировал свою армию. Был создан флот для транспортировки продовольствия. В Египет было отправлено множество агентов и проповедников, установивших связи с египетскими шиитами.

Весной 969 г. 100-тысячная фатимидская армия во главе с Джаухаром (бывшим рабом — христианином из Сицилии) вторглась в Египет.

Без труда одержав победу под Гизой, Джаухар вошёл в Фустат и основал в его окрестностях новую столицу — Каир.

В 972 г. в Каир прибыл сам халиф аль-Муизз. Египет вошёл в состав Фатимидского государства.

Хаким

В 996—1021 гг. в Египте правил халиф аль-Хаким.

Аль Хаким провел программу реформ, которая в частности устраняла на практике рабовладение.

Хаким запретил многожёнство, отмечая, что ислам предусматривал возможность иметь до 4 жён как исключительную меру в чрезвычайных обстоятельствах.

Хаким издал указ о равенстве официально господствовавшего шиитского, исмаилитского и суннитского правоприменения.

Вел серию войн в Сирии.

По свидетельствам врагов Хакима, он был эксцентричным и даже психически нездоровым человеком. В целом, его правление было отмечено началом упадка халифской власти.

Реформаторская деятельность Хакима вызвала раскол в среде его приближенных. Наиболее радикально настроенные исмаилиты после перехода Хакима к более взвешенной политике покинули двор Хакима и укрылись в горах Ливана, где начали активную пропагандистскую деятельность.

Хаким объявил в 1009 г. указ о равенстве официально господствовавшего юридического положения шиитского (исмаилитского) с суннитским, но, по свидетельству врагов Хакима, по отношению к евреям и христианам он неоднократно нарушил мусульманский принцип терпимости.

В 1021 г. Аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах, по всей видимости, был убит своими приближенными.

Его царствование было полно смут и грозило опасностью самому существованию династии; но сын Хакима Захир (1021—1036) со своей тёткой-опекуншей Ситталь-мольк опять восстановил порядок.

Последующие Фатимиды: Мостансыр (1036—1094), Мостали (1094—1101), Амир (1101—1130), Хафиз (1130—1149), Зафир (1149—1154), Фаиз (1154—1160), Адыд (1160—1171).

При них Египет иногда подвергался внутренним волнениям, но в основном процветал и обогащался морской и караванной торговлей; в Сирии же шли крестовые походы, противодействие которым выдвинуло династию Айюбидов.

guide-israel.ru


Арабская каллиграмма — Басмала (араб بسم الله الر حمن الر حيم ‎‎ бисми-Ллахи-р-Рахмани-р-Рахим «во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»)

Выражение «исламский мир» обычно относится к странам, в которых господствующей религией является ислам. Области компактного проживания мусульман (даже если они в данном государстве и не являются большинством), отдельные общины и группы мусульман также принадлежат к исламскому миру. В настоящее время во всех уголках земного шара проживают более 1,2 миллиарда мусульман — представителей разных рас, народов и культур. Более чем в 50 странах мира мусульмане составляют большинство населения, а в более чем 30 — влиятельные меньшинства.

Распространение ислама в современном мире. Зеленым цветом отмечены страны с преобладанием мусульман-суннитов, красным — мусульман-шиитов, синим — мусульман-ибадитов. Процентная шкала отражает долевую численность мусульман относительно общей численности населения страны

Значительная часть современного исламского мира в средние века входила в состав огромного мусульманского государства, простиравшегося в середине VIII века от Марокко и Испании — на западе до Центральной Азии — на востоке. В исторической литературе оно известно под названием Арабский халифат, а в самой мусульманской традиции ассоциируется с Дар уль-ислам (территорией ислама).

История мусульман началась на Аравийском полуострове. Здесь в VII веке нашей эры в области Хиджаз с центрами в Мекке и Медине во времена пророка Мухаммада (570 — 632), передававшего своим сподвижникам слова божественного откровения — Священный Коран, последователи ислама создали небольшое государство в виде общины единоверцев (уммы).

Мечеть Аль-Харам аш-Шариф в Мекке (современный вид)

После смерти пророка Мухаммада главой мусульманской общины становится халиф (араб. заместитель, преемник). Пост халифа был воплощением присущей исламу идеи неразрывности светской и духовной власти. Четырех первых халифов подавляющее большинство мусульман называют «праведными» (632 — 661). Халифат в этот период уже охватывает территории Сирии, Египта, Ирака и значительной части Ирана, но мусульманская умма в основном остается арабской — немусульманское и неарабское население находится на положении покровительствуемых. Процесс расширения Халифата сопровождается борьбой за власть между политическими группировками, что приводит к формированию таких основных религиозно-политических течений и доктрин в исламе, как суннизм, шиизм и хариджизм.

Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерсулиме

К середине VIII века, в правление халифов из династий Омейядов (661 — 750) и Аббасидов (750 — 1258), исламский мир охватывает огромное пространство: от Пиренейского полуострова на западе до Центральной Азии и западных районов Индии — на востоке. В период расцвета исламской цивилизации халифы начинают терять контроль над подвластными территориями. В пределах Халифата (и постепенно в новых регионах) формируются самостоятельные государства, которые отделяются от Халифата политически, но сохраняют принадлежность к исламской цивилизации. В Аббасидском халифате постепенно складывается практика перепоручения халифами военно-административной власти эмирам и султанам и параллельно ей — концепция о халифе как об исполнителе воли Аллаха. Существование даже лишенного реальной власти Халифа долго считается важным условием, освящающим власть реальных правителей (например, при мамлюкских султанах).

Арабский Халифат в конце VIII — начале IX вв.

С IX века мусульманское государство представляло собой уже полиэтническое общество, где доминирующее положение, как правило, занимали не арабы, а представители принявших ислам неарабских народов. Так, в эпоху Аббасидов в центральных и восточных областях государства — Ираке, Иране, Центральной Азии — военно-бюрократическую элиту составляют уже в основном иранцы. В 945 году даже новая столица халифов Багдад оказывается под контролем шиитской династии Буидов (Бувейхидов) иранского происхождения.

Самостоятельными центрами исламского мира становятся арабо-мусульманская Испания (под властью уцелевшей ветви Омейядов) и Египет (под властью Фатимидов).

Борьба за власть в условиях политической раздробленности вплоть до конца XV века сопровождается попытками той или иной сильной династии объединить исламский мир. В середине XI века на роль объединителя претендуют тюркские султаны Сельджукиды; в период Крестовых походов — султан Салах ад-Дин (Саладин) и его преемники; позже — египетские мамлюки и правитель Самарканда Тимур (Тамерлан).

Рукописный экземпляр Корана. Иран, XIV век

К концу XV века на Пиренейском полуострове побеждает Реконкиста (христианские правители северной Испании), но мусульманские династии продолжают утверждаться в других регионах — Западной и Восточной Африке, Юго-Восточной Азии, в Поволжье, на Кавказе, Балканах.

К середине XVI века, в эпоху «пороховых империй», большую часть исламского мира делят между собой династии Османов (Анатолия, Балканы, Ближний Восток и Северная Африка), Сефевидов (Иран и Афганистан) и Великих Моголов (Индия).

Османский султан Мехмед II Фатих — покоритель Константинополя

С середины XVIII века мусульманские империи и более мелкие мусульманские государства попадают в сферу колониальных интересов европейских держав. К концу XIX века большинство мусульманских стран (Северная Африка, Индия, мусульманские страны Юго-Восточной Азии) уже являются колониями и протекторатами европейских держав или же входят в состав Российской империи (мусульманские области Кавказа, Поволжья и Сибири, Центральная Азия).

Крушение Османской империи в результате Первой мировой войны и становление Турецкой республики сопровождаются упразднением институтов султаната и халифата. После Второй мировой войны колониальная модернизация (попытки ряда мусульманских государств выборочно заимствовать европейский опыт в военной, административной и образовательной сферах) и антиколониальная борьба приводят к формированию на месте бывших мусульманских империй и колониальных владений европейских держав множества новых национальных государств (как с монархической, так и с республиканской формой правления). Границы между ними фактически были проведены европейскими колонизаторами (например, Соглашение Сайкс-Пико).

Со второй половины XX века и по настоящее время политическая история исламского мира ассоциируется с различной судьбой десятков постколониальных национальных государств (во главе с традиционными династиями либо же президентскими режимами) и борьбой некоторых из них (например, Египет, Ирак, Иран, Саудовская Аравия) за региональное лидерство. Вместе с тем идеи политического единства мусульман, возрождения Халифата и возврата к духовно-нравственным и политическим идеалам первого исламского государства являются основополагающими для многочисленных религиозно-политических движений среди мусульман в разных странах.

runivers.ru

что это такое? Арабский Халифат, его возникновение и распад. История Халифата

Среди мировых религий самым молодым является ислам, рождение которого относится к VII веку и связано с именем пророка Мухаммеда, исповедовавшего единобожие. Под его влиянием в Хаджизе — на территории Западной Аравии — была образована община единоверцев. Дальнейшие завоевания мусульманами Аравийского полуострова, Ирака, Ирана и ряда других государств обусловили возникновение арабского халифата — мощного азиатского государства. Оно включило в себя целый ряд покорённых земель.

Халифат: что это такое?

Само слово «халифат» в переводе с арабского имеет два значения. Это и наименование того огромного государства, созданного после смерти Мухаммеда его последователями, и титул верховного правителя под властью которого находились страны халифата. Период существования этого государственного образования, отмеченный высоким уровнем развития науки и культуры, вошёл в историю, как Золотой век ислама. Условно принято считать его границами 632–1258 гг.

После смерти пророка Мухаммеда история халифата насчитывает три основных периода. Первый из них, начавшийся в 632 году, обусловлен созданием Праведного халифата, во главе которого поочерёдно стояли четыре халифа, праведность которых дала название управляемому ими государству. Годы их правления отмечены рядом крупных завоеваний, таких как захват Аравийского полуострова, Кавказа, Леванта и значительной части Северной Африки.

Религиозные споры и территориальные завоевания

Возникновение халифата тесно связано с начавшимися после смерти пророка Мухаммеда спорами о его преемнике. В результате многочисленных дебатов верховным правителем и религиозным лидером стал близкий друг основателя ислама — Абу Бакр ас-Саддик. Он начал своё правление с войны против вероотступников, отошедших от учения пророка Мухаммеда сразу же после его смерти и ставших последователями лжепророка Мусайлимы. Их сорокатысячная армия была разбита в битве при Аркабе.

Последующие праведные халифы продолжили завоевания и расширение подвластных им территорий. Последний из них — Али ибн Абу Талиб — стал жертвой взбунтовавшихся отступников от основной линии ислама — хариджитов. Это положило конец выборности верховных правителей, так как силой захвативший власть и ставший халифом Муавия I в конце жизни назначил преемником своего сына, и таким образом в государстве установилась наследственная монархия ― так называемый Омейядский халифат. Что это такое?

Новая, вторая форма халифата

Своему названию данный период в истории арабского мира обязан династии Омейядов, выходцем из которой был Муавия I. Его сын, унаследовавший от отца верховную власть, ещё больше раздвинул границы халифата, одерживая громкие военные победы в Афганистане, Северной Индии и на Кавказе. Его войска захватили даже часть Испании и Франции.

Только византийский император Лев Исавр и болгарский хан Тервел смогли остановить его победоносное наступление и положить предел территориальным экспансиям. Европа же своим спасением от арабских завоевателей обязана прежде всего выдающемуся полководцу VIII века Карлу Мартелю. Возглавляемая им армия франков разгромила полчища захватчиков в знаменитой битве при Пуатье.

Перестройка сознания воинов на мирный лад

Начало периода, связанного с Омейядским халифатом, характерно тем, что положение самих арабов на оккупированных ими территориях было незавидным: жизнь напоминала обстановку в военном лагере, находящемся в состоянии непрерывной боевой готовности. Причиной тому послужило крайне религиозное рвение одного из правителей тех лет Умара I. Благодаря ему ислам приобрел черты воинствующей церкви.

Возникновение арабского халифата породило многочисленную социальную группу профессиональных воинов — людей, единственным занятием которых стало участие в захватнических походах. Чтобы их сознание не перестраивалось на мирный лад, им было запрещено вступать во владение земельными участками и обретать оседлость. К концу же правления династии картина во многом изменилась. Запрет был отменён, и, став землевладельцами, многие вчерашние воины ислама предпочли жизнь мирных помещиков.

Халифат династии Аббасидов

Справедливо отметить, что если в годы Праведного халифата для всех его правителей политическая власть по своему значению уступала место религиозному влиянию, то теперь она заняла главенствующую позицию. По своему политическому величию и культурному расцвету наибольшую славу в истории Востока заслуженно приобрёл Аббасидский халифат.

Что это такое — знает в наши дни большинство мусульман. Воспоминания о нём доныне укрепляют их дух. Аббасиды — династия правителей, подарившая своему народу целую плеяду блестящих государственных мужей. Среди них были и полководцы, и финансисты, и истинные ценители и покровители искусства.

Халиф — покровитель поэтов и учёных

Считается, что арабский халифат при Харуне ар Рашиде — одном и наиболее ярких представителей правящей династии — достиг наивысшей точки своего расцвета. Этот государственный деятель вошёл в историю как покровитель учёных, поэтов и литераторов. Однако, посвятив всего себя духовному развитию возглавляемого им государства, халиф оказался плохим администратором и уж совсем никудышным полководцем. Кстати, именно его образ увековечен в пережившем века собрании восточных сказок «Тысяча и одна ночь».

«Золотой век арабской культуры» — эпитет, который в наибольшей степени заслужил именно возглавляемый Харун ар Рашидом халифат. Что это такое, можно в полной мере понять, лишь ознакомившись с тем наслоением староперсидской, индийской, ассирийской, вавилонской и отчасти греческой культур, что способствовало развитию ученой мысли в период правления этого просветителя Востока. Всё лучшее, что создано было творческим умом древнего мира, он сумел объединить, сделав для этого базовой основой арабский язык. Именно поэтому в наш обиход вошли выражения: «арабская культура», «арабское искусство» и так далее.

Развитие торговли

В обширном и вместе с тем упорядоченном государстве, коим являлся Аббасидский халифат, значительно увеличился спрос на продукцию сопредельных государств. Это явилось следствием повышения общего уровня жизни населения. Мирные на тот период отношения с соседями позволили развить с ними меновую торговлю. Постепенно круг экономических контактов расширялся, и в него стали входить даже страны, находящиеся на значительном удалении. Всё это дало толчок к дальнейшему развитию ремёсел, искусства и мореплавания.

Распад халифата

Во второй половине IX века, уже после смерти Харун ар Рашида, в политической жизни халифата обозначились процессы, которые в итоге привели к его распаду. Ещё в 833 году находившийся у власти правитель Мутасим сформировал преторианскую тюркскую гвардию. С годами она сделалась настолько мощной политической силой, что правящие халифы попали к ней в зависимость и практически утратили право на принятие самостоятельных решений.

К этому же периоду относится и рост национального самосознания у подвластных халифату персов, что послужило причиной их сепаратистских настроений, ставших впоследствии причиной откола Ирана. Общий распад халифата ускорился и за счёт отделения от него на западе Египта и Сирии. Ослабление централизованной власти дало возможность заявить свои претензии на независимость и ряд других прежде подконтрольных территорий.

Усиление религиозного давления

Потерявшие свою прежнюю власть халифы попытались заручиться поддержкой у правоверного духовенства и воспользоваться его влиянием на массы. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своей главной политической линией сделали борьбу со всеми проявлениями вольнодумства.

В государстве, ослабленном подрывом авторитета власти, началось активное религиозное гонение на философию и все отрасли науки, включая математику. Страна неуклонно погружалась в пучину мракобесия. Арабский халифат и его распад явились наглядным примером того, сколь благотворно влияние науки и свободной мысли на развитие государства, и сколь губительно их преследование.

Конец эпохи арабских халифатов

В X веке влияние тюркских военачальников и эмиров Месопотамии настолько усилилось, что могущественные прежде халифы Аббасидской династии превратились в мелких багдадских князьков, единственным утешением которых сделались оставшиеся от прежних времён титулы. Дошло до того, что возвысившаяся в Западной Персии шиитская династия Буидов, собрав достаточное войско, захватила Багдад и фактически правила в нём на протяжении ста лет, тогда как номинальными властителями оставались представители Аббасидов. Большего унижения для их гордости не могло быть.

В 1036 году для всей Азии наступил очень тяжёлый период — турки-сельджуки начали беспримерный по тем временам захватнический поход, ставший причиной уничтожения во многих странах мусульманской цивилизации. В 1055 году они выбили из Багдада правивших там Буидов и установили своё господство. Но и их власти пришёл конец, когда в начале XIII века вся территория некогда мощного арабского халифата была захвачена бесчисленными полчищами Чингисхана. Монголы окончательно уничтожили всё, что было достигнуто восточной культурой за предшествующие века. Арабский халифат и его распад отныне стали лишь страницами истории.

fb.ru

ХАЛИФ — это… Что такое ХАЛИФ?

  • ХАЛИФ — (фр., от араб, chalifah наместник). То же, что калиф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХАЛИФ араб. chalifah, от chalaf, наследовать; нем. Khalfi, фр. calife. То же, что калиф. Объяснение 25000 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Халиф — тот, кто приходит после кого то и представляет его. Во множественном числе хулафа. Это официальный титул руководителя исламского государства (См. Халифат). Халиф являлся представителем пророка Мухаммада, имамом всех мусульман, хранителем и… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Халиф — (калиф) титул верховного главы мусульманской общины; глава мусульманского теократического государства (халифата). Первым халифом после смерти Мухаммеда в 632 г. стал Абу Бекр. Халифами были также Омар, Осман, Али, правители государств Омейядов,… …   Исторический словарь

  • ХАЛИФ — ХАЛИФ, а, муж. В мусульманских странах в феодальную эпоху: верховный правитель и религиозный глава, а также титул египетского и турецкого султанов; лицо, имеющее этот титул. • Халиф на час (книжн.) то же, что калиф на час. | прил. халифский, ая,… …   Толковый словарь Ожегова

  • халиф — калиф, правитель Словарь русских синонимов. халиф сущ., кол во синонимов: 3 • калиф (2) • правитель …   Словарь синонимов

  • халиф — а, м., КАЛИФ а, м. calif m. <араб. halifa наместник. Титул феодального верховного правителя мусульман, совмещавшего духовную и светскую власть в ряде стран Ближнего и Среднего востока; лицо, носящее этот титул; калиф. БАС 1. То же написано и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ХАЛИФ — (араб.) (устаревшее калиф) в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, соединявшего духовную и светскую власть. В Турции (только как духовный глава мусульман) сохранялся до 1924 г …   Юридический словарь

  • ХАЛИФ — (арабское) (устаревшее калиф), мусульманский титул верховного правителя, соединявшего духовную и светскую власть …   Современная энциклопедия

  • ХАЛИФ — (араб.) (устар. калиф) в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, соединявшего духовную и светскую власть. В Турции (только как духовный глава мусульман) сохранялся до 1924 …   Большой Энциклопедический словарь

  • ХАЛИФ — и калиф, халифа, муж. (араб. halifa наместник) (ист.). Титул верховного главы мусульман, совмещавшего светскую и духовную власть, как преемник Магомета, в государствах арабов до 13 века. || Титул египетского, а затем турецкого султана, как… …   Толковый словарь Ушакова

  • ХАЛИФ — Продолжатель чьего либо дела, наследник, спутник, заместитель. У арабов: титул государя, являвшегося также духовным главой мусульман и почитавшегося в качестве преемника пророка Мухаммета. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь …   Словарь личных имен

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *