Новый российский истребитель – Истребитель пятого поколения — Википедия

Содержание

Современные российские истребители: характеристики (фото)

С тех пор, когда на поле боя нашла свое применение авиация, стала понятна ее роль в боевых действиях, особенно в настоящее время, когда российские истребители имеют в наличии все более совершенные и мощные средства для ведения боя.

Скорость боевых машин в воздухе постоянно увеличивается. Не прекращаются работы по снижению заметности на экранах радаров.

В последнее время средства ведения боя настолько возросли, что при помощи одной только авиации решаются военные конфликты. В любом случае в современных военных конфликтах ключевая роль принадлежит воздушному флоту.

Самолеты пятого поколения

В последнее время можно часто слышать термин «пятое поколение». Что означает данное понятие, в чем состоит отличие самолетов от предыдущего поколения.

В данном случае можно говорить о четких требованиях:

  1. Самолеты пятого поколения должны быть как можно более незаметными для радаров, причем во всех волновых диапазонах, особенно в инфракрасном и радиолокационном.
  2. Самолет обязательно должен обладать свойствами многофункциональности.
  3. В тоже время современные российские истребители — это сверхманевренная машина, при наличии возможности уходить от противника на сверхзвуковой скорости без форсажа.
  4. Также самолеты пятого поколения должны осуществлять всеракурсный ближний бой. При этом они ведут многоканальную стрельбу ракетами разной дальности. Кроме того, при скоростях выше скорости звука электроника самолета должна иметь возможности, помогающие пилоту в решении многих задач.

ВКС России имеют в своем распоряжении отличные машины для того, чтобы не быть последними в деле охраны воздушного пространства: легкий МиГ-35, рассчитанный на долгие годы МиГ-31, российский истребитель СУ-30СМ, новая машина Т-50 (ПАК ФА).

Т-50 (ПАК ФА)

Новая разработка российских авиастроителей Т-50 (ПАК ФА) поражает воображение своими возможностями. Он фантастичен так же, как и истребители из киносаги «Звездные войны».

Самолет сверхманевренен, обладает возможностью незаметности для радаров. Истребитель может вести бой на любых дистанциях, нанося удары по целям как в небе, так и на земле.

Что делает Т-50 невидимым?

Обшивка самолета на 70% сделана с использованием композитных материалов. Они значительно понижает площадь рассеяния. Такие параметры позволяют ускользнуть от радаров противника, потому что на экране Т-50 будет виден как объект величиной с воздушный шарик.

Новейший российский истребитель оснащен мощными двигателями: их два. Они двигатели обладают функцией управляемым вектором тяги, благодаря которому самолет становится очень маневренным. Т-50 (ПАК ФА) может развернуться в воздухе почти на месте.

Защита от средств ПВО на ПАК ФА

Для уменьшения радиолокационной заметности вражескими ПВО двигатели переходят с круглых маршевых сопел на плоские. И хотя при этом снижается эффективность двигателя от потери тяги, но такое решение позволяет «спрятать» турбины самолета от радаров и в инфракрасном диапазоне.

Кроме этого, силовая установка Т-50 (ПАК ФА) позволяет разогнать самолет до сверхзвуковой скорости даже без применения форсажа, что недосягаемо для самолетов класса 4+++.

Надо заметить, что новейший российский истребитель обошёлся отечественной казне в 2 млрд. долларов. А самолет такого же класса от компании Lockheed Martin F-22 стоил американцам 67 млрд. долларов.

Умная обшивка Т-50

Не так просто будет подобраться к Т-50: по всей обшивке самолета распределены 6 радаров для обеспечения кругового обзора. Оптико-электронный датчик системы обнаружения целей расположен справа от кабины. Позади находится уже инфракрасный датчик, который помогает системе видеть угрозы «за спиной».

Датчики аппаратуры для станции «Гималаи» радиоэлектронной борьбы рассеяны по поверхности ПАК ФА. Они позволяют передовому самолету остаться невидимым для радаров противника, но сам самолет может замечать самолеты-невидимки неприятеля.

Су-30 — передовой отечественный боевой самолет

Российский истребитель Су-30 современная крупносерийная машина, появилась еще 1988 году во времена СССР.

Базовым самолетом для создания передовой «сушки» послужил учебно-боевой Су-27УБ. Новая машина была оснащена системой воздушной дозаправки, также были усовершенствованы системы навигации и управления вооружением.

Уже в 1992 году во времена перестройки первый серийный Су-30 поднялся в воздух. Массовое производство боевых машин тогда было приостановлено, а МО России выкупило для нужд армии только 5 машин.

Но первые российские истребители Су не были теми передовыми самолетами, какие мы наблюдаем сейчас. В те времена они были способны применять только оружие неуправляемого типа класса «воздух-земля».

Но уже в 1996 году стали выпускаться Су-30МКИ (И — «Индийский»). На них появилось переднее горизонтальное оперение, усовершенствованное БРЭО и двигатели с контролируемым вектором тяги.

Тактико-технические характеристики Су-30

  • Боевая нагрузка, которую способен нести истребитель – 8 тонн.
  • Базовое вооружение, характерное для отечественных машин – 30 мм ГШ-301.

Летные характеристики улучшены за счет имеющейся системы дозаправки в воздухе.

Самолеты Су-30 продолжают линейку самолетов Су-27УБ. Но у машин Су нового поколения уже установлена БРЛС модернизированного типа, на которой применена фазированная антенная решетка, в перспективе возможна установка БРЛС с ФАР активного типа. На новых «Сушках» уже заранее предусматривается установка прицельно-навигационных контейнеров на специальной подвеске.

Такие данные позволяют использовать на самолете все средства поражения класса «воздух-земля»: корректируемые авиабомбы различного калибра, сверхзвуковые противокорабельные ракеты класса Х-31.

МиГ-35

Еще один представитель, который вполне можно отнести к самолетам пятого поколения — самолет МиГ-35.

Российские истребители МиГ относятся к машинам поколения 4++.Это обозначение призвано показать, что этот самолет превосходит по боевым качествам машины четвертого поколения. Также он способен успешно бороться за воздушное пространство с истребителями пятого поколения.

Именно поэтому МиГ-35 за счет того, что производство машин такого класса относительно дешевле изделий пятого поколения — подходящая альтернатива для сил воздушной обороны.

Что отличает МиГ-35?

Что же умеет истребитель?

  • перехватывать воздушные цели;
  • усилить превосходства в воздухе;
  • концентрация на поле боя;
  • подавлять средства ПВО;
  • авиационная поддержка наземных сил;
  • уничтожение морских целей.

Чем отличаются МиГ-35Д и МиГ-35 по сопоставлению с МиГ-29:

  • сверхманевренностью;
  • увеличенной дальностью полета;
  • высокой боевой живучестью;
  • исключительной надежностью.

Как и все современные российские истребители, этот самолет вполне может выступить в роли переходного истребителя между поколениями 4+++ и 5.

  1. Самолет хорошо модернизируется из одноместной версии в двухместную.
  2. Новый мощный двигатель обладает увеличенным ресурсом.
  3. Локатор станции ЖУК-АЭ обладает активной фазированной антенной. Это позволяет самолету вести одновременно до 30 воздушных целей и атаковать сразу шесть из них.
  4. МиГ-35 обладает оптико-локационными станциями.
  5. Обнаружение и распознавание наземных целей типа танк выполняется на дальностях до 20 км.
  6. Защита, которая позволяет свести до минимума внезапную атаку противником, распознает как самолеты, так и запущенные ракеты.
  7. Боевая нагрузка до 6 тонн. При этом наличие точек подвески вооружения увеличилось с шести до одиннадцати.

Су-47 (С-37) «Беркут»

Российские истребители Су-47 «Беркут» или С-37 отличаются:

  • повышенной боевой автономностью;
  • всережимностью применения;
  • сверхзвуковой крейсерской скоростью;
  • малозаметностью;
  • сверхманевренностью.

Собственно, самолет является прототипом машин пятого поколения. Черной цвет придает истребителю более грозный и внушительный вид.

Успешно решать поставленные задачи помогает, характерное для этой машины, крыло с обратной стреловидностью. Российские военные истребители Су-47 обладают комплектом интеллектуальных композитных материалов, которые применяются для самоадаптирующихся конструкций. Сам фюзеляж выполнен из титановых и алюминиевых сплавов и имеет до шести грузоотсеков для размещения элементов вооружения. Это делает самолет еще более малозаметным.

Складывающиеся консоли крыла практически на 90% выполнены из композитных материалов. Такое решение позволяет использовать самолет в качестве палубного истребителя. Для вывода из штопора машина оборудована интегрированной системой дистанционного управления.

Для управления самолетом пилот может использовать многофункциональные пульты. Они обладают всеми необходимыми для лётчика органами управления. Это помогает производить пилотирование СУ-47, не снимая рук с РУС и РУД.

Як-141

Благодаря тому, что самолет сверхзвуковой, он прекрасно используется для перехвата воздушных целей, может вести близкий бой, выполнять штурмовые удары не только по наземным целям, но и надводным.

Российские истребители Як-141 вполне подходят под определение современных самолетов. Они обладают незаменимой функцией вертикального взлета и посадки. И вместе с тем машины сверхзвуковые и многоцелевые.

Российские истребители (фото которых представлены в статье) вполне справляются с задачами по перехвату и ведению близкого боя.

После того, как был построен в 1986 году первый экземпляр, эта машина для самолетов своего класса первой смогла преодолеть барьер скорости звука. Время набора высоты у российского самолёта значительно меньше, чем у аналогичной английской модели истребителя СВВП «Харриер».

Благодаря тому, что ему не нужны стандартные взлетно-посадочные полосы, он вполне хорошо взлетает без выруливания на ВПП из укрытий сразу по выводной рулежной дорожке. А это может обеспечить массовый взлет сразу группы самолетов Як-141. Такие характеристики позволяют использовать его в качестве палубной авиации.

Американцы, как и российские военные, уже ведут работы над созданием самолетов шестого поколения. По всем параметрам эти машины должны превосходить самолеты 5 поколения как по маневренности, так и малозаметности. Кроме того, истребители шестого поколения могут обладать гиперзвуковой скоростью (около 5,8 тыс. км/час). Пилотирование может быть как дистанционным, так и осуществляться непосредственно пилотом.

fb.ru

Т-60: появился образ русского истребителя шестого поколения

Су-57

Истребительная авиация является грозной силой на поле боя. Она способна обеспечивать выполнение широкого спектра боевых задач. С каждым годом технологические системы развиваются, что позволяет создавать все более эффективные самолеты. Появление у России истребителя Су-57, который является перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА), внесло существенные коррективы в распределении сил.

Ведь помимо РФ истребительной авиацией пятого поколения обладают лишь США со своими F-22 и F-35, а также Китай, но с большой натяжкой. Истребитель J-20 до сих пор многие эксперты относят к классу 4++. Однако КНР называет этот самолет представителем класса «пять».

С российским Су-57 связано много слухов. Некоторые специалисты уверены, что Минобороны будет делать ставку далеко не на Су-57, а на самолеты следующего поколения. Этот довод подтверждается довольно малым количеством заказанных военным ведомством самолетов. Вероятно, ПАК ФА – это лишь промежуточный самолет, который должен отвести взгляды от действительно прорывного проекта России – истребителя шестого поколения.

На данный момент информации по данной разработке практически нет, однако о его создании представители Минобороны упомянули сразу же после создания Су-57. Однако уже сейчас можно определить некоторые базовые возможности данного класса истребителей.

Очевидно, что новая модель истребителя должна полностью превосходить по функционалу самолеты поколения «5». Это означает, что под новый самолет будет создана новая РЛС, способная обнаруживать объекты на огромном расстоянии. Будет разработано новое вооружение, включающее сверхдальние ракеты, а также, возможно, оружие на новых физических принципах (лазерное, плазменное, пучковое).

Будет переработано стелс-покрытие и прочее. Однако главным критерием для данного класса являются беспилотные технологии с инновационным умным роботом, который будет руководить всеми процессами полета и ведения боя. Западные инженеры считают, что Россия обзаведется истребителем шестого поколения, который получит название Т-60 «Голубь».

Такое название вызвано формой истребителя, напоминающей всем известную птицу. Зарубежный инженер Родриго Аквелла даже представил образ нового истребителя России. По его мнению, РФ еще с советских времен обладает проектом шестого поколения истребителя, но с некоторыми оговорками. Проект Т-60 в советское время представлял собой бомбардировщик разработанный специалистами «Сухого». Он был предназначен для средней дальности полетов.

Проект возник в 1984 году, но завершился одновременно с прекращением холодной войны. Аквелла считает, что форма Т-60 идеально подходит для истребительной авиации, ведь советские специалисты предполагали совместить некоторые функции ракетоносца и истребителя в своем проекте.

Другими словами, Россия уже сейчас обладает существенным преимуществом перед конкурентами в разработке нового истребителя. Необходимо лишь доработать советский проект с учетом особенностей современного ведения боя. Предполагается, что в новом истребителе РФ шестого поколения будут установлены сразу два двухконтурных двигателя с управляемым вектором тяги. Это позволит добиться максимально возможных показателей маневренности и скорости. Кроме того, такая разработка предусматривает нечеловеческие перегрузки во время полета, что подталкивает к выводу о беспилотной версии истребителя.

О вооружении пока говорить рано, ведь Россия в данном вопросе идет с опережением конкурентов. Это означает, что к моменту появления планера «Голубя», в распоряжении РФ могут быть уже совершенно инновационные образцы вооружения, в том числе и оружие на новых физических принципах. Без сомнений, Россия в ближайшие годы может изменить представление мира о боевой авиации.

SMP

www.nasha-strana.info

каким будет новый российский истребитель?

На презентации многофункционального истребителя МиГ-35 Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил, что РСК «МиГ» займется созданием легкого истребителя пятого поколения. О том,  каким будет этот самолет и зачем он нужен российским ВКС, читайте в материале сайта ТРК «Звезда».

Первая информация о том, что корпорация «МиГ» займется созданием истребителя пятого поколения, появилась в 2015 году. Тогда же на авиасалоне МАКС впервые широкой публике был представлен единственный экземпляр МиГ 1.44 — прототип истребителя пятого поколения, который создавался в 1980 годах.

Первый советский «Стелс»

Работы над созданием истребителя пятого поколения начались в Советском Союзе в конце 1970-х годов, еще раньше, чем в США занялись созданием истребителя F-22. Уже тогда в общих чертах стало понятно, каким должен быть этот самолет. Основные требования сводились к пяти пунктам: машина должна быть многофункциональной и сверхманевренной, иметь низкую заметность, крейсерскую сверхзвуковую скорость полета и внутреннюю подвеску управляемого оружия. Разработкой перспективной техники занялись ОКБ им. А.И.Микояна и ОКБ им. П.О.Сухого, и в результате появились проекты МиГ 1.44 и Су-47 (С-37).

Работы над новым истребителем на «МиГе» шли непросто: в ходе проектирования, испытаний моделей вносились изменения в конструкцию. Результатом многолетнего труда стал воплощенный в железе прототип самолета, который из-за финансовых трудностей поднялся в воздух лишь 29 февраля 2000 года.

Трагедия номер 1.44

К сожалению, дальше нескольких полетов дело не пошло. Проблема заключалась в том, что после 1991 года весь оборонно-промышленный комплекс России  с размаху «въехал» в глубокий кризис, и если правительство США продолжало вкладывать миллиарды долларов в создание истребителя пятого поколения, то в России финансирование этой программы было прекращено вообще. Потянуть такой проект самостоятельно не способно ни одно конструкторское бюро, а вышедшее в 2002 году постановление о создании ПАК ФА окончательно похоронило МиГ 1.44.

Прототип истребителя находился в ЛИИ им. Громова в Жуковском, где был фактически брошен под открытым небом. Позже все-таки было принято решение о его хранении в ангаре, однако ни о каких работах по этому проекту речи не шло. Среди некоторых специалистов   бытует мнение, что китайский истребитель пятого поколения J-20 разрабатывался в том числе с использованием  чертежей МиГ 1.46 (дальнейшее развитие 1.44), и внешне он и вправду чем-то напоминает микояновский самолет. Однако никакой официальной информации о передаче разработок Китаю не существует, да и если присмотреться к J-20 внимательней, станет понятно, что это совершенно другая машина.

Но то, что в начале 2000-х готов Китай выбрал именно такую схему, как и у первого российского «Стелса» говорит о том, что она по-прежнему востребована и имеет право на жизнь.

Легкий «МиГ»

Говоря о самолете пятого поколения от РСК «МиГ», Рогозин сказал дословно следующее: «Разработка ОКБ «Сухой», истребитель пятого поколения ПАК ФА проходит государственные испытания. Корпорация «МиГ» также будет делать легкий истребитель пятого поколения». Что именно он имел в виду?

Во-первых, речь идет о легком самолете потому, что такой нужен флоту. Во многом именно по этой причине в США была начата программа истребителя F-35.

Во-вторых, по мнению Рогозина, легкий истребитель имеет более высокий экспортный потенциал, чем тяжелый.

«Небольшие страны с ограниченным бюджетом вполне могут обойтись без тяжелых истребителей подобных Су-30, им вполне подходят МиГ-21, МиГ-29 и возможное продолжение этой линии. Скорее всего, в будущем ситуация вряд ли изменится. К примеру, в данный момент Индия планирует начать сборку ста легких истребителей по иностранной лицензии, выбирая между американским F-16, шведским Gripen и российским МиГ-35. При этом нужно отметить, что МиГ-35 скорее можно отнести к истребителям среднего класса», — считает авиаэксперт Владимир Карнозов.

Это означает, что в будущем РСК «МиГ» может заняться созданием именно легкого и, возможно, однодвигательного самолета пятого поколения.

В-третьих, существует уже давно сложившаяся концепция о том, что количество легких истребителей должно превышать количество тяжелых. Это касается ВВС всех крупных стран, в том числе России и США.

Связано это с тем, что использование дорогой и тяжелой машины, которая имеет избыточные возможности, для выполнения определенной задачи не выгодно.

«Много лет назад в США была принята концепция, которая подразумевает наличие в парке 20% тяжелых и 80% легких истребителей. В соответствии с ней были разработаны тяжелый истребитель F-15 и легкий F-16. Похожий подход был принят и Советским Союзом, что привело к созданию пары Су-27 и МиГ-29», — рассказал Карнозов.

Стоит отметить, что это соотношение может меняться в пользу тяжелых машин с большим радиусом действия, что со временем и произошло в странах с большими территориями, такими как Россия и США. В настоящее время соотношение между F-15 и F-16 в ВВС США составляет 1 к 2. Вместе с тем теорию комплементарности тяжелых и легких истребителей пока что никто не оспаривает.

«Легкий истребитель необходим прежде всего для защиты, это не средство нападения. Скорее всего, это будет самолет, который сможет решать те же задачи, что и ПАК ФА, с той лишь разницей, что он будет иметь меньший радиус действия (без дозаправки в воздухе)», — считает военный летчик 1-го класса, Герой Советского союза, депутат Государственной думы Николай Антошкин.

По мнению Антошкина, одна из главных целей программы — создание самолета в том числе для перспективных авианосцев проекта 23000 «Шторм» строительство которых планируется в 2025-2030 годах. Кроме того, этот истребитель может стать более дешевой версией ПАК ФА.

Французские предположения

В феврале 2017 года французский журнал Air&Cosmos опубликовал проекции перспективного легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС), разработку которого якобы ведет АО «РСК МиГ». Насколько они соответствуют действительности говорить трудно, так как авторы материала не сослались ни на какие официальные источники.

Судя по изображению, самолет будет иметь аэродинамическую схему «утка». В тексте указана максимальная взлетная масса в 25 тонн и скорость в 1,8 — 2 Маха, дальность полета до 4000 км. В качестве двигателя указан ВК-10М разработки КБ «Климов» с тягой порядка 10 тонн каждый. Напомним, что МиГ-35 имеет максимальную взлетную массу в 29,7 тонны, максимальную скорость 2700 км/ч на высоте и дальность без дозаправки около 3500 км.

Также, по данным автора статьи, прорабатывается и альтернативный вариант самолета с одним двигателем неизвестного типа, которым может быть в том числе и так называемое «Изделие 30», разрабатываемое для истребителя ПАК ФА.

Конкуренция, но не вражда

Важно отметить и еще один аспект, который в 1990-е и 2000-е годы в нашей авиационной отрасли отошел на второй план. В 1992 году на международном авиасалоне «Фарнборо» состоялась пресс-конференция с участием двух генеральных конструкторов Ростислава Белякова (ОКБ им. Микояна) и Михаила Симонова («ОКБ Сухого»). Один из американских журналистов спросил Симонова о том, почему в России не хотят объединить два ведущих истребительных бюро, ведь это, по его мнению, «смогло бы сэкономить много денег для российского народа». Отвечая на этот вопрос, Симонов ответил:

«Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с General Dynamics и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 Eagle… Все это чепуха! Названные самолеты созданы в ОКБ «Сухого» с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!»

Именно конкуренция между этими конструкторскими бюро внутри нашей страны двигала вперед авиационную технику. И то, что в 1990-е годы такая традиция прекратилась, связано с финансовым кризисом и другими аспектами, но не с тем, что самолет фирмы Сухого оказался лучше. Но нужно понимать, что без этого динамичное развитие боевой авиации будет затруднено: соревноваться только лишь с иностранными машинами не всегда правильно, ведь они создаются для ВВС другой страны, которые сами по себе нередко предназначены для других задач, нежели чем отечественные.

Политическая воля

В заключение хотелось бы сказать о трудностях, которые РСК «МиГ» предстоит решать в ближайшем будущем. В 1990-х и 2000-х годах это предприятие испытывало серьезные проблемы, которые касались практически всего: начиная от оснащения новым оборудованием и заканчивая кадровым составом конструкторов и инженеров. За последние годы ситуация в целом изменилась к лучшему, что наглядно показала презентация истребителя МиГ-35, однако многие проблемы остались.

«Коллективу ОКБ им. А.И. Микояна удается довольно успешно заниматься модернизацией самолетов четвертого поколения, однако создание истребителя пятого поколения – существенно более сложная задача, выполнить которую без серьезного укрепления кадрового состава и материальной базы предприятию будет трудно», – считает Владимир Карнозов.

По мнению эксперта, для выполнения этой задачи потребуется воля руководства России, подкрепленная значительным финансированием.

Но одно можно сказать совершенно точно: «РСК «МиГ», равно как и ПАО «Компания Сухой», должна заниматься перспективными разработками и двигаться вперед, ведь аббревиатура «МиГ» продолжает оставаться синонимом понятия «русский истребитель».

tvzvezda.ru

Нет, Су-57 — это не «хлам»: шесть особенностей нового российского истребителя, которые нам нравятся | Военное дело | ИноСМИ

В последнее время средства массовой информации очень много говорят о российском истребителе пятого поколения, который прежде был известен как Т-50, а сейчас получил официальное название Су-57. Решение Индии отказаться от этой совместной программы может стать катастрофой для будущего самолета. Оно было принято после неудавшегося применения этой машины в истерзанной войной Сирии в конце февраля. Негативное влияние на программу оказало и то, что России не по карману крупные производственные партии таких самолетов, а также сохраняющиеся проблемы с двигателями.


Но прежде всего, сомнения вызывает малозаметность этой машины, поскольку у нее отсутствуют некоторые ключевые характеристики, которые являются определяющими для современных истребителей-невидимок. Тем не менее все вышесказанное отнюдь не означает, что у Су-57 отсутствуют достойные внимания качества и особенности.


В определенной степени Т-50/Су-57 — это неправильно понятый самолет. Отсутствие у него высокотехнологичных конструкционных характеристик малозаметности не означает, что эта машина бесполезна и даже неэффективна. Конструкторы из КБ «Сухого» выбрали «сбалансированный подход» к реализации в новом истребителе технологий малозаметности. Поэтому уменьшенная эффективная поверхность рассеяния самолета с определенных углов зрения стало просто одной из характеристик, которую следует учитывать наряду с другими приоритетами конструкции. Скорее всего, это вызвано необходимостью из-за отсутствия разработок по материалам, обеспечивающим невидимость, производственной базы и соответствующих конструкторских наработок. И тем не менее, результат оказался таким же.


Я уже писал о том, какую роль в данном уравнении стало играть оружие, способное наносить удар без входа самолета в зону поражения. Но в конструкции планера предусмотрены и некоторые другие особенности, обусловленные пониманием того, что по одним только показателям малозаметности Су-57 не сможет конкурировать с американскими и даже с китайскими истребителями. А если принять во внимание организационно-штатную структуру российских вооруженных сил и ту военную доктрину, которая за ней стоит, то становится понятно, что для России не является высшим приоритетом проникновение в глубину самых современных и интегрированных систем ПВО в ходе неких экспедиционных операций.


Меня часто спрашивают: какова степень «невидимости» С-57 в сравнении с другими истребителями? Исходя из длительного изучения этого самолета и многочисленных разговоров с людьми из авиакосмической промышленности на тему его конструкции, я могу сделать следующий вывод. Су-57 — это нечто среднее между американскими «Супер Хорнетами» (F/A-18E/F Super Hornet) и «Сайлент Игл (F-15SE Silent Eagle), и китайским J-20. При этом он ближе к первым двум.


Помня обо всем этом, хочу рассказать о пяти особенностях Су-57, которые нам нравятся. Некоторые предназначены для того, чтобы компенсировать отсутствие у самолета характеристик сверхмалозаметности, по крайней мере, частично.


Боковые РЛС


У Су-57 есть одна особенность, которую давно уже обещали конструкторы F-22, но так и не сдержали свое слово. Это смотрящая в стороны РЛС, размещенная ниже кабины на «щеках» самолета. Такие радары с активной фазированной антенной решеткой Х-диапазона дополняют основную радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой Н036 «Белка». Предположительно, на долю вспомогательных РЛС приходится треть приемо-передающих модулей основного радара самолета.

The National Interest
The Sun
The National Interest

На первый взгляд, польза от этих РЛС очевидна — они обеспечивают гораздо больший сектор обзора датчиков и повышают ситуационную осведомленность пилота Су-57. Но за этим скрывается главное преимущество. Данные РЛС дают летчику возможность выполнять ключевые тактические приемы гораздо лучше, чем на любом другом самолете. Такую тактику обычно называют излучением или засветкой.


Излучение — это когда самолет отворачивается на 90 градусов от доплеровского радара противника и становится к нему перпендикулярно. Поскольку в РЛС такого типа для измерения относительной скорости цели используется доплеровский эффект, и они отфильтровывают сигналы малой относительной скорости, такие как помехи от земной поверхности, излучающий истребитель особо не уходит и не приближается к радару противника, и может войти в «доплеровский зазор» РЛС.


Невидимый участок находится там, где строб-импульс скорости, действующий в качестве фильтра, видит цель, которая перемещается относительно него настолько медленно, что он ее игнорирует. Поэтому, даже когда истребитель противника летит со скоростью 800 километров в час, радар его не замечает. В результате он отсеивает информацию об этой цели, как он отсеивает данные о вершине горы. Это исключительно полезный тактический прием, когда РЛС находится на большей высоте, чем излучающий самолет, и пытается захватить цель по сценарию обнаружения и поражения цели в нижней полусфере на фоне земли.


Но при совершении маневра излучающий истребитель, оснащенный фиксированной АФАР или антенной решеткой с механическим сканированием, теряет радиолокационное изображение противника, от которого он хочет уйти. Если нет посторонних приборов обнаружения, передающих данные на излучающий истребитель через канал передачи данных, летчик «слепнет» и перестает владеть боевой обстановкой в момент, когда это важнее всего. Еще хуже то, что запускаемые с излучающего истребителя ракеты с наведением по РЛС не смогут получать обновленную информацию о цели на среднем участке своего полета, а поэтому вероятность поражения цели у них в таком случае резко снижается, особенно если пуск осуществляется с большого расстояния.


Современные РЛС с АФАР очень чувствительны и имеют сложное программное обеспечение, что в определенной степени снижает воздействие засветки как тактического приема. Но она все равно имеет большое значение, особенно при ведении боевых действий с противником, не обладающим серьезными сетевыми возможностями и вспомогательной аппаратурой слежения.


Если учесть то, что у Су-57 отсутствуют передовые характеристики малозаметности, становится понятна польза от боковых РЛС — ведь они могут снизить возможность обнаружения самолета при помощи тактики засветки, особенно на больших расстояниях, продолжая при этом активно направлять свои ракеты к цели.


Опять же, современные сетевые возможности, особенно те, которыми обладают США и их союзники, способны снизить эффективность засветки в боевом пространстве, где ведется активное наблюдение, в том числе, с участием самолетов ДРЛО, наземных и корабельных РЛС и других истребителей, которые совместно создают общую картину, передаваемую по каналам данных. Но Россия ничего не выигрывает от такого сетевого сопряжения, собственно, как и многие из ее вероятных противников. По этой причине весьма разумным кажется решение установить на Су-57 боковые радары, помогающие обеспечить ситуационную осведомленность летчиков и наведение оружия в цель с одновременным излучением без посторонней помощи.


Говорят, что в больших наплывах Су-57 на передней кромке также имеются радиолокационные антенные решетки L-диапазона (сверхвысоких частот). Прежде всего, они предназначены для распознавания целей. У самолета имеется еще одна решетка Х-диапазона в хвостовой части для повышения ситуационной осведомленности летчика. Не исключено, что в будущем ее станут применять для наведения ракет, осуществляющих захват цели после пуска.


Следует также отметить, что АФАР можно использовать для осуществления точечных электронных атак. Теоретически РЛС истребителя может применять эти приемы РЭБ, атакуя другой самолет или подвергаясь нападению. Выгодно делать это даже под острым углом, не меняя позицию носа машины. По этой причине Су-57 может стать мощным средством радиоэлектронной борьбы, если не сегодня, то в будущем.


Стоит отметить, что при излучении энергия РЛС может выдать ваше местоположение. Но у Су-57 есть решение и для этой проблемы.


Инфракрасный поиск и сопровождение


Су-57 имеет на борту современный оптико-электронный комплекс поиска и сопровождения 101КС «Атолл», который находится в традиционном для российских истребителей месте — в верхней части носа самолета возле лобового стекла кабины. Такое расположение явно вредит радиолокационной заметности Су-57 в передней полусфере, которая важнее всего остального. Но инфракрасный поиск и сопровождение — это одна из лучших технологий для обнаружения и борьбы с малозаметными целями на большом удалении. Я рекомендую подробнее почитать материалы об инфракрасном поиске и сопровождении и о том, как его используют в воздушном бою, чтобы лучше понять те уникальные возможности, которая эта система дает самолету в воздушном бою.

© РИА Новости, Евгений Биятов | Перейти в фотобанкРоссийский многофункциональный истребитель пятого поколения Т-50 на МАКС-2017


Инфракрасный поиск и сопровождение можно использовать для передачи информации о цели на ракеты истребителя в полете, причем даже в те моменты, когда самолет наводится по лучу. Прежде всего такой поиск и сопровождение позволяют Су-57 действовать и поражать цели, сохраняя «электромагнитное молчание» (то есть, без излучения радиоволн). В наши дни это крайне важно, собственно, как и остаться незамеченным для радара противника. Кроме того, инфракрасный поиск и сопровождение не подвержены воздействию средств РЭБ.


Современные боевые самолеты могут обнаруживать, классифицировать и даже осуществлять геолокацию излучений противника. Режим РЛС с малой вероятностью перехвата сигналов противником существенно помогает остаться невидимым, хотя при этом некоторые излучения все же остаются. Но малая вероятность перехвата — это очень общий термин, и не все РЛС с малой вероятностью перехвата могут оставаться незамеченными, активно работая в боевой обстановке.


Однако система инфракрасного поиска и сопровождения позволяет применять творческую тактику, которая может стать неожиданностью для противника и нарушить его план боевых действий за счет обнаружения изъянов в нем. Но опять же, прежде всего Су-57 получает возможность обнаруживать и даже уничтожать самые малозаметные самолеты, не подавая при этом никаких радиосигналов. У таких систем ограниченная дальность действия, и на их работу влияют атмосферные условия. Поэтому им трудно подобраться близко к цели до того, как их сможет уничтожить ракета класса «воздух-воздух» большой дальности. Стоит также отметить, что эта система может создать изображение самолета за пределами видимости, что весьма полезно, так как летчик в жестких условиях воздушного боя может первым нанести удар.


Современная система инфракрасного поиска и сопровождения была также обещана летчикам F-22 в рамках программы «Современный тактический истребитель» (Advanced Tactical Fighter Program). Но ее закрыли ради экономии денежных средств, когда конструкторы перешли от опытных образцов к серийным вариантам. Сегодня ВМС и ВВС близки к тому, чтобы получить системы инфракрасного поиска и сопровождения для своих истребителей 4-го поколения. F-35 может использовать электронно-оптическую систему прицеливания для опознавания самолетов на большой дальности, а также для ограниченного поиска и слежения, но это не идет ни в какое сравнение с отдельной системой инфракрасного поиска и сопровождения.


Система управляемого противодействия инфракрасным средствам


Подобно F-22, Су-57 имеет несколько апертур обнаружения ракетных пусков, расположенных в разных местах. Но еще у него имеются турели для варьируемых лазерных лучей, которые ослепляют приближающуюся ракету противника и сбивают ее с курса. Используемая в Су-57 российская система входит в состав электронно-оптического комплекса Н101-КС, который также включает системы обнаружения ракетного пуска, систему инфракрасного поиска и сопровождения, а также турели управляемого противодействия инфракрасным средствам, расположенные сверху фюзеляжа за кабиной, а также под фюзеляжем в районе кабины.


Комплекс оптико-электронного противодействия установили на нескольких опытных образцах Су-57, и он работает в соответствии с заявленными характеристиками. Этот комплекс может надежно защитить самолет от современных ракет с инфракрасным наведением, которые еще называют ракетами с тепловой головкой самонаведения. К ним относятся различные ПЗРК и авиационные ракеты.


Система управляемого противодействия инфракрасным средствам, которую американские военные и их союзники используют почти 20 лет, эффективнее работает против современных тепловизионных головок самонаведения, чем против одноразовых средств радиоэлектронного противодействия, таких как тепловые отражатели и ИК-ловушки.


Россия установила довольно громоздкие системы управляемого противодействия инфракрасным средствам на некоторых своих вертолетах и транспортных самолетах, но то, что есть у Су-57, намного миниатюрнее. Эти системы по своей компактности вполне могут поспорить с американскими. Но в Сирии Россия очень сильно опасается ПЗРК, что совершенно правильно.


Установка системы управляемого противодействия инфракрасным средствам на истребителе — дело неслыханное. Конечно, сама концепция существует, но в настоящее время эти комплексы самозащиты устанавливают в основном на военно-транспортных самолетах и на вертолетах в целях защиты от ПЗРК, а не от авиационных ракет. Но целью системы управляемого противодействия инфракрасным средствам Су-57 определенно является срыв атак именно таких ракет. В этом смысле Су-57 своего рода первопроходец. И системы такого типа вполне могут стать сдерживающим фактором для авиационных ракет большой дальности с инфракрасным наведением и для ракет сдвоенной функции.


Добро пожаловать на плохие аэродромы


Российские истребители, даже самые современные и малозаметные, проектируют и делают с большим запасом прочности. У них усиленное шасси и большие колеса, а также грязезащитные щитки на переднем колесе. У различных версий МиГ-29 есть даже створки воздухозаборников, которые закрываются во время руления. У некоторых моделей Су-27 имеются экраны, выполняющие ту же самую функцию отсекания воздушных потоков. У Су-57 нет таких преград на воздухозаборниках, но имеется прочное шасси, примерно такое же, как и у предшественников.


Если вы когда-нибудь видели российские аэродромы, по крайней мере, некоторые из них, вам станет понятно, зачем самолетам прочные шасси. Но это также может пригодиться при выполнении различных задач с посадкой на аэродромах и полосах, где нет маленькой армии машин-чистильщиков.


В этом отношении многие американские самолеты уступают российским, и это довольно серьезная проблема, поскольку Пентагон в случае кризиса в тихоокеанском регионе намерен активно задействовать свою авиацию, которая будет размещаться на слабо оборудованных аэродромах. А ведь в рамках этой концепции хрупкие машины типа «Рапторов» и даже дроны «Рипер» должны будут садиться и взлетать маленькими группами с ВПП на уделенных островах.


Трехмерная система отклонения вектора тяги


Мы говорили о том, что вектор тяги приносит лишь ограниченную пользу в разных эксплуатационных режимах полета истребителя. Он наиболее полезен на очень больших высотах и скоростях, либо в режиме, близком к сваливанию. Но это все равно круто, особенно если других преимуществ мало.

© РИА Новости, Александр Вильф | Перейти в фотобанкИстребитель Т-50 совершил перелет из Комсомольска-на-Амуре


Учитывая недостатки в конструкциях и характеристиках Су-57, превосходство над противником в маневренности в пределах видимости это все равно положительно, особенно в связи с тем, что этот самолет не сможет уклониться от боя в отличие от его менее заметных противников. Трехмерная система отклонения вектора тяги на пониженных скоростях и небольших высотах позволяет летчику совершать невероятные акробатические пируэты. Но пользы от этого не очень много, и кроме того, такой пилотаж даже опасен во время любых действий, исключая бой один на один в пределах видимости. Если осуществить хитрый маневр с управлением энергетическим состоянием, то противника можно поразить. Но когда неподалеку находятся другие истребители (а они обычно находятся), это означает, что ты тоже погибнешь. Тем не менее, Су-57 имеет такую систему, и она впервые применена на истребителе-невидимке.


Уникальная конфигурация отсека вооружения


У Су-57 уникальный отсек вооружения тандемного типа. Нам о нем пока мало что известно, но похоже, что самолет может одновременно взять на борт от четырех до шести ракет «воз-дух-воздух» средней дальности. В зависимости от глубины отсеков, там можно разместить меньшее количество более крупного оружия, такого как управляемые бомбы или ракеты класса «воздух-поверхность» с запуском с позиции, находящейся все пределов поражения средствами ПВО. Но надо подождать, пока не появится официальная информация и фотографии, чтобы подробнее обсуждать этот вопрос с большей долей уверенности.


Этот истребитель, предположительно, может пару ракет «воздух-воздух» малого радиуса действия в пусковых контейнерах, расположенных под корневой частью своих крыльев. Эти треугольные и напоминающие по форме каноэ устройства, как говорят, раскрываются в ходе боя как раковины моллюска и таким образом освобождают путь для ракет. Следует еще раз подчеркнуть, что, насколько нам известно, пока нет изображений реального использования этих систем, и пока не совсем понятно, как там может разместиться такая ракета как Р-73. Возможно, в будущем специальная ракета с меньшим диаметром профиля будет размещаться в этих емкостях.


В конечном итоге, можно сказать, что Россия сделала все возможное для того, чтобы компенсировать ограничения в области малозаметности и добавила другие качества, позволяющие Су-57 выживать в бою. И, как мы часто любим подчеркивать, технологии «стелс» — это всего лишь часть целого набора средств, вся совокупность которых будет определять вопросы жизни и смерти в зоне воздушного боя. Особенно средства ведения электронной борьбы в сочетании с малозаметностью все больше становятся важным фактором в ходе современных боевых действий.


Когда мы говорим о технологии «стелс» (даже когда речь идет только о спектре используемых радиочастот), не следует забывать, что мы говорим о том, на каком расстоянии может быть обнаружена цель и с какого расстояния она может быть поражена с использованием конкретного радара, работающего на конкретной частоте и в тот момент, когда цель наблюдается из определенного положения.


Если взять одну и ту же импульсную доплеровскую радиолокационную станцию, работающую в Х-диапазоне (это просто гипотетический пример), то Су-27 может быть обнаружен впереди на расстоянии 145 километров, Су-57 на расстоянии 54 километров, тогда как F-22 будет обнаружен на расстоянии менее 16 километров. Несомненно, мы видим серьезные отличия в характеристиках, однако это всего лишь один аспект очень сложного уравнения современного воздушного боя. Вновь хочется подчеркнуть, что нужно учитывать сетевые показатели, чувствительность расположенных на борту датчиков, наличие вооружений, применяемых вне зоны досягаемости ПВО, степень малозаметности с различных направлений, средства электронной борьбы, тактику, скорость, радиус действия, постоянную поддержку со стороны самолетов системы дальнего обнаружения и управления и многое другое. Цену самого самолета, а также связанные с этим качественные преимущества, следует также принимать в расчет.


Нам неизвестны данные о качестве и уровне интегрированности сенсоров и наиболее важных систем Су-57, но, если судить, по крайней мере, по данные на бумаге, то можно сказать следующее: нет, Су-57 совсем не «хлам». Он представляет собой довольно разумное сочетание возможностей, которые соответствуют российской более простой, менее объединенной в сетевом отношении доктрине воздушного боя, доктрине, которая, несомненно, позволяет вести боевые действия против более вероятных врагов, чем в ходе войны Армагеддона против Соединенных Штатов.


Однако, с учетом строгих правил применения оружия, существующих, например, в Сирии, многие возможности даже самых серьезных оппонентов нейтрализуются. Если Россия сможет продолжить финансирование Су-57 и решит проблемы, связанные с двигателями, то он может стать эффективным и крайне ценным истребителем, превосходящим по своим возможностям все остальные самолеты, находящиеся в распоряжении российских ВВС.

 

Но можно ли сказать, что он сопоставим с F-22? Нет, нельзя


В этом и состоит проблема — очевидно, что он и не разрабатывался как таковой. Но, судя по всему, российские официальные лица и российская пресса постоянно выступают с противоположными заявлениями. Это все равно, что сказать: F/A-18E/F «Супер Хорнет» в некоторых аспектах обладает такими же качествами, как F-35 — но это просто неверно, и, прежде всего, это некорректное сравнение.


Тем не менее нужно отдать должное русским за то, что они не испугались новых рисков, связанных с разработкой этого истребителя, и в процессе работы смогли использовать инновационные концепции, хотя это и было обусловлено критически низким объемом знаний в области малозаметности, а также ограничениями в сфере производства.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Сравнение лучших самолетов (5 поколение). Самолеты 5-го поколения

Самолеты 5 поколения – это известные на весь мир три модели: российская Т-50, американская F-22 («Раптор») и китайская J-20 («Черный орел»). Именно эти страны в случае возникновения каких-либо серьезных мировых ситуаций смогут повлиять на геополитическую ситуацию в мире. Какая модель лучше и кто сможет захватить воздушное пространство?

На войне как на войне

Сегодня можно говорить о том, что многие страны ведут крупномасштабную войну, в которой главную роль играет не вооружение, а инновационные технологии и сверхточное оружие. В этом контексте важную роль играет военная авиация, а именно ее 5 поколение. Самолет российского производства Т-50 вполне может стать достойным конкурентом остальным воздушным транспортным средствам. К отличительным особенностям этих ультрасовременных моделей относятся:

  1. Легкое уничтожение стратегических объектов противника.
  2. Способность парализации всей оборонной промышленности той или иной страны.

Рассмотрим эти три транспортных средства подробнее, чтобы понять, что предлагают разные страны в качестве своего надежного вооружения.

Т-50 ПАК ФА (Россия): как все начиналось

Самолеты 5 поколения стали разрабатываться не так давно, а сначала велось проектирование истребительными конструкторскими бюро еще в Советском Союзе. Именно в 80-е годы начались полномасштабные работы по производству многофункционального истребителя. В первую очередь планировалось создать дальний перехватчик, который способен стать достойной заменой Су-27 и МиГ-31. В качестве главных к модели предъявлялись следующие требования:

  • многофункциональность, то есть возможность действовать на любые типы целей – воздушные, наземные и надводные;
  • малая заметность в любых спектрах – от визуального до теплового и электромагнитного;
  • уникальная маневренность, что позволяло бы реализовывать нетрадиционные приемы и тактические элементы воздушного боя;
  • расширенный диапазон возможных режимов полета;
  • сверхзвуковая скорость полета.

Первый самолет комом

До того как появились российские самолеты 5-го поколения, они претерпели всевозможные совершенствования. Так, сначала в качестве главного истребителя-перехватчика выдвигался Су-47, затем – перспективный истребитель Су-27КМ. Однако ни одна из этих моделей никак не могла относиться к числу пятого поколения. Именно поэтому в 1998 году было составлено новое техническое задание на создание уникального истребителя. За это время было продумано множество моделей, только к 2001 году был продуман перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА.

Успешный ход дела

Первые самолеты 5 поколения России стали производиться в Комсомольске-на-Амуре в 2006 году. К 2009 году было создано три технических образца, после чего были проведены их испытания. Первый полет был осуществлен уже в 2010 году, что позволило выявить проблемы с рулевым управлением, тормозной системой. Как отмечалось в отчетах разработчиков, данная модель отличается простотой и удобством обслуживания, способностью развивать скорость без форсажа, маневренность с большими перегрузками и малозаметность.

В те времена только США и Россия могли похвастаться тем, что в их арсенале вооружения имеются самолеты 5 поколения. Ходили слухи, что и китайцы планируют создать новый продукт. Забегая вперед, скажем, что они его все-таки создали – и по своим характеристикам он ничуть не уступал американским и российским аналогам.

Преимущества Т-50 ПАК ФА

Как отмечалось многими специалистами, пятое поколение самолетов России отличается уникальными особенностями. В первую очередь модели привлекательны тем, что выполняют функции одновременно истребителя и ударного самолета. Кроме того, новый комплекс авионики интегрирует функцию электронного пилота. Самолеты 5 поколения России оснащены перспективной радиолокационной станцией, которая дополнена фазированной антенной решеткой. Ее особенность — в снижении нагрузки на летчика, который может концентрировать и выполнять тактические задачи.

Оборудование ПАК ФА

Сверхновые истребители, созданные в России, оснащаются уникальным бортовым оборудованием. Его особенность в том, что можно обмениваться данными в режиме онлайн, причем связь осуществляется как с наземными системами управлениями, так и внутри авиационной группы. Благодаря применению современных материалов и уникальных технологий военные самолеты России 5 поколения отличаются аэродинамической компоновкой и низким уровнем различных степеней обнаружения. Благодаря этому повышается боевая эффективность действия самолетов по разным видам целей. Конструкция модели выполнена так, чтобы максимально снизить заметность самолета. Двигатель ПАК ФА на 80% состоит из новых деталей, что позволило увеличить надежность и долговечность работы ресурса.

Т-50 – самолет 5 поколения, который относится к тяжелому классу. Новинкой российского двигателестроения является плазменная система зажигания, что обеспечивает бескислородный запуск мотора. Также впервые на самолетах отечественного производства использовано цифровое управление: эта система отличается мобильностью и гибкостью. Что касается вооружения, то ПАК ФА планируется оснащать вооружением снаружи и внутри подвески.

Особенности вооружения

Т-50 – самолет 5 поколения, который сможет вести бой на разных дистанциях. Для этого его оснащают ракетами разного типа. Использование современных достижений позволит обнаружить воздушные и наземные объекты с большей эффективностью. Также модель будет оснащаться единой информационной системой боевого применения и управления, чтобы обмениваться данными с другими самолетами. Из новинок самолет получит навигационную систему на основе GPS/ГЛОНАСС-навигации, а также РЭР, РЭБ и подавления ИК ГСН и дистанционных взрывателей ракет противника, ЭДСУ, систему дозаправки топливом в полете, тормозной двухкупольный парашют.

Зарубежные эксперты пришли к выводу, что новейший самолет России 5 поколения – это подлинный успех инженеров, которые смогли спроектировать такой малозаметный агрегат.

F-22 («Раптор») США

Этот самолет вполне может считаться лучшим самолетом 21 века. Связано это с тем, что в данной модели разработчики сумели воплотить последние изыски в сфере авиации. Боевой самолет F/A-22 начал проектироваться в 1991 году, причем создавался он на основе современных средств автоматизированного проектирования. Американские самолеты 5 поколения считаются самыми мощными и сильными в мире, поскольку отличаются длительным полетом на сверхзвуковой скорости и могут показывать уникальные тактические приемы.

По сравнению с российским самолетом, F/A-22 имеет систему управления вектором тяги, что выражается в улучшенной маневренности. Это (а также высокий уровень радиоэлектронного оборудования) сделало данную модель самой сильной в мире. Однако многие специалисты отмечают, что российские самолеты 5 поколения вполне могут поспорить с американскими аналогами с точки зрения мощи и надежности.

Отмечается, что оборонительный комплекс российского самолета решает многие проблемы с опознанием объектов с высокой точностью, хотя оснащение «Раптора» напоминает оснащение ударных самолетов. Американский самолет, в свою очередь, может похвастаться оснащением корректируемых авиабомб нового поколения, которые снабжены системой инерциально-спутникового наведения.

Оснащение «Раптора»

Чтобы сделать самолет менее заметным, разработчики оснастили его системой пассивного режима работы. Американские военные самолеты 5 поколения «Раптор» способны обнаружить крупную воздушную цель на расстоянии до 300 км, наземную – до 70 км. Кабина летчика имеет широкоугольный ИЛС с большим полем обзора, что отличает и российский самолет. Из вооружения можно отметить встроенную пушку Мб 1А2 (боекомплект – 480 снарядов), четыре ракеты класса «воздух-воздух», 6 ракет AIM-120C и две ракеты в отсеках. Еще ряд ракет располагается на подкрылках самолета.

Американский самолет стал первым истребителем, который полностью оснащался комплексной системой бортового оборудования. Она включает в себя центральную комплексную систему обработки данных, систему связи, навигацию, опознавание ICNIA и боевой комплекс на электронном управлении.

J-20 («Черный орел»)

Если российские самолеты 5 поколения на слуху, то модели китайского производства пока только завоевывают мир. Так, модель J-20 – это тяжелый истребитель, созданный по схеме «утка». Однако по своим техническим характеристикам он не сравнится ни с российской, ни с американской моделью. Так, специалисты отмечают, что китайский самолет имеет проблемы с аэродинамикой, дальность полета у него небольшая по сравнению с нашей моделью, а не доведенная до ума конструкция увеличивает радиолокационную видимость агрегата. Самая главная проблема китайских истребителей – отсутствие двигателей. Получается, что тяжелый, габаритный и хорошо заметный самолет не обладает ни маневренностью, ни надежностью в эксплуатации. Соответственно, самыми надежными в мире остаются новейший самолет России 5 поколения и американский «Раптор».

Сравнительный анализ

Проведем сравнительную характеристику двух моделей – российского и американского производства:

Тактико-технические характеристики

Российский Т-50

Американский «Раптор»

Экипаж

1 человек

1 человек

Площадь крыла

78,8 кв.м.

78 кв.м

Длительность полета

3,3 часа

3 часа

Максимальная скорость

2,6 Маха

2,4 Маха

Дальность полета

2200 км

5500 км

Максимальная взлетная масса

37000 кг

38000 кг

Боевой потолок

19,2 км

18 км

Выводы: кто же лучше?

Новейшие истребители самой высокой мощности пока доступны только в США и России. Кто же одержит верх, если самолеты столкнутся в воздухе? Ответ на этот вопрос не так уж прост. С одной стороны, американский истребитель состоит на вооружении давно, в то время как наша модель только проходит летные испытания. С другой стороны, российский самолет обладает более совершенной конструкцией, что делает его маневреннее. Российские разработчики также акцентируют внимание на том, что самолет Т-50 может нести на себе больший запас топлива, поэтому будет совершеннее американской модели по практической дальности и боевому радиусу. В любом случае, показатели обеих моделей будут постоянно совершенствоваться, поэтому сделать четкий вывод о том, кто сильнее, пока трудно.

fb.ru

Новый российский истребитель-невидимка Су-57 и ЗРК С-500 обречены? | Военное дело | ИноСМИ

Новая государственная программа вооружений, которая будет действовать с 2018 по 2027 годы, предусматривает дальнейшую модернизацию российских воздушно-космических сил. Тем не менее, хотя Россия продолжит закупки современных боевых самолетов, таких как истребитель Су-35С и истребитель-бомбардировщик Су-34, до 2027 года она вряд ли станет приобретать в больших количествах истребитель-невидимку Су-57 ПАК-ФА.


«Су-57 вряд ли поступит в серийное производство до тех пор, пока не будут готовы модернизированные двигатели, а это, скорее всего, произойдет не ранее 2027 года, — написал в новом докладе Policy Memo в издании PONARS старший научный сотрудник Центра анализа ВМС Дмитрий Горенбург. — В предстоящие восемь лет Россия будет закупать эти самолеты в небольших количествах для проведения испытаний».


Производство других боевых самолетов, в том числе, многоцелевых истребителей Су-35С, Су-35СМ и Су-34 будет продолжено. Кроме того, на вооружение российских ВВС могут поступить в небольших количествах новые самолеты МиГ-35.


«Она продолжит закупки истребителей Су-35С, поскольку в конце 2016 года был подписан новый контракт на 50 дополнительных самолетов. Также продолжатся закупки истребителей Су-30СМ и истребителей-бомбардировщиков Су-34, скорее всего, по 12-18 машин каждого типа в год», — написал Горенбург.


«Истребитель МиГ-35 тоже будут покупать, но скорее всего в небольших количествах».


Но хотя производство истребителей будет продолжено, российские ВВС, скорее всего, не станут отдавать предпочтение закупкам боевых самолетов, сосредоточившись на решении более неотложных задач.

The National Interest
The National Interest
The National Interest
The National Interest

«В целом, поскольку на вооружении имеется большое количество современных истребителей, темпы закупок замедлятся, чтобы можно было приобретать самолеты других типов», — написал Горенбург.


«То же самое можно сказать о новых боевых вертолетах, поскольку российские военные за последние семь лет получили их в необходимом количестве. Разработка нового высокоскоростного вертолета начнется лишь после 2027 года».


В предстоящие годы российские ВВС вероятнее всего сосредоточатся на решении проблем со своей авиацией вспомогательного назначения, например, с военно-транспортными самолетами и самолетами-разведчиками. Более того, русским придется решать такую насущную проблему как дозаправка в воздухе.


«Внимание будет сосредоточено на военно-транспортной авиации и самолетах-заправщиках, поскольку это одно из слабых мест российских ВВС, — написал Горенбург. — В 2019 году может начаться серийный выпуск самолетов Ил-76МД-90А, у которых издавна существуют большие проблемы, и с этого момента российские военные надеются получать по 10-12 таких машин в год. Также идет разработка легкого транспортного самолета, опытные образцы которого могут появиться в 2024 году».


Один из приоритетов нового государственной программы вооружений — это бортовые системы командования и управления.


«Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления на базе Ил-76МД-90А должен был начать поступать в войска в 2016 году, однако его производство неоднократно откладывали. Тем не менее, закупки этой машины будут включены в государственную программу вооружений на 2018-2027 годы», — написал Горенбург.


Он также отметил (подтверждая неоднократные заявления исследователя из Центра анализа ВМС Сэмюэла Бендетта (Samuel Bendett)), что в России начался своего рода ренессанс роботизации.


«В России наблюдается бум внутреннего производства беспилотных летательных аппаратов, — написал Горенбург. — К 2020 году она наладит производство ударных беспилотников, а также нового поколения дронов-разведчиков».


Что касается российской ПВО, то новая государственная программа вооружений предусматривает продолжение производства существующих комплексов, а изготовление новой системы С-500 «Прометей», по всей видимости, отложено.


«Россия продолжит оснащать свою армию ракетами большой дальности С-400 и ракетами малой дальности „Панцирь-С», — отметил Горенбург. — Однако все более маловероятно, что зенитно-ракетная система С-500 в ближайшее время будет готова к серийному производству, хотя в соответствии с официальными планами, опытный образец должен быть построен к 2020 году. Изначально планом предусматривалось начать серийный выпуск С-500 в 2015 году. Только что начата разработка нового стандартного зенитно-ракетного комплекса малой дальности, но в производство его запустят не раньше 2030 года».


В целом в новой кремлевской государственной программе вооружений нет особых сюрпризов, что касается военно-воздушных сил.


Дейв Маджумдар — редактор The National Interest, освещающий военные вопросы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Запредельно быстрый российский истребитель шестого поколения

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • www.arms-expo.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *