Мужская национальная русская одежда – Мужской русский народный костюм — Щи.ру

Русская мужская одежда: хорошо забытое старое

Россия — это как принято сегодня говорить — тренд.

Опашень и боярский костюм

О России говорят, ее обсуждают (причем, не только в политическом контексте), более того — на нее ориентируются и постепенно начинают смотреть не просто с интересом, но и с надеждой. На международной арене Россию представляют дипломаты, члены правительства, и, конечно же, президент.
Но увы на встречах и саммитах наши политические лидеры и деятели легко могут затеряться в рядах своих иностранных коллег ведь на них одеты все те же, одинаковые, качественные и элегантные, но скучные европейские костюмы, стандартные галстуки… На их фоне гораздо более колоритно и очень достойно выглядят представители Китая, арабских стран, стран Латинской Америки, которые все чаще появляются на международных встречах в национальных костюмах. И если еще несколько лет назад это расценивалось как экзотика, то сегодня политические лидеры в национальной одежде вызывают исключительно уважение. Ведь

выбор президента или премьер-министра в пользу национального костюма, среди прочего, непрозрачно намекает на наличие у страны своей собственной точки зрения, намерения отстаивать интересы своего родного государства, а не быть пешкой в чужих руках. Это своеобразный, и, надо отметить, очень удачный вызов галстуку и костюму, которые выглядят откровенно проевропейски и проамерикански.

Рубаха жениха

Кстати о галстуке — как о предмете мужского гардероба, вызывающем массу споров и обсуждений. Еще не так давно альтернативы ему не существовало, и представители сильного пола носили этот «поводок», «удавку» с некоторой покорностью. Сегодня у мужчин появился выбор. В особенности, у русских мужчин — достаточно обратиться к традициям национального костюма, и удивлением обнаружить массу достойных замен надоевшим галстукам. Что, собственно, сделали многие российские и даже зарубежные дизайнеры.

Волна коллекций a la-russe триумфально прошлась по мировым подиумам, и стала источником вдохновения для представителей сильного пола.
Сегодня актуально носить современный тип косоворотки и рубашки с воротом-стойкой — это не просто дань традиции, но и выбор в пользу действительно практичной, удобной мужской одежды. В 2012 году «Дом русской одежды Валентины Аверьяновой» снова ввел в моду воротник стойку и классический русский китель.

Китель мужской в русском стиле

Кстати, именно с воротом-стойкой галстуки как раз носить и не принято — великолепная новость для тех, кто мечтает отказаться от надоевшей «удавки». Вопросов о том, с чем и как носить косоворотку, у современных мужчин не возникает — вместо обычной повседневной сорочки с отложным воротником. Великолепная, и, кстати, гораздо более комфортная альтернатива.

Китель, еще один элемент традиционно русского мужского костюма, имеет все шансы стать достойной заменой офисному пиджаку. Не следует ассоциировать китель исключительно с офицерской формой — их необходимо оставить в прошлом веке. Современный русский китель выглядит практически так же, как и столетия назад, но является более функциональным. В офис, вместо пиджака? С классической сорочкой с воротником стойкой? Можно и нужно!

Русский свадебный костюм

Более сложным и ярким, чем китель, выглядит кафтан. Решиться приобрести его, и, тем более, надевать на переговоры или на деловые встречи, не так-то просто, здесь следует быть честными. Потому что сегодня кафтан – это праздничная одежда, которая не подходит для городских суетливых будней.
Но кто сказал, что для кафтана не найдется места в гардеробе современного мужчины? Достаточно вспомнить, что речь идет об одежде, на основе которой, в разное время, возникло множество других мужских моделей. Для князей и бояр кафтаны были повседневным вариантом, позднее они появились и у представителей других сословий. В зависимости от достатка мужчины, кафтаны выполнялись из разных тканей — атлас, шелк, парча, роскошные меховые оторочки.

Современных дизайнеров традиционный русский кафтан привлекает, главным образом, уникальной конструкцией. Крой такой одежды обладает способностью надежно маскировать недостатки фигуры мужчины, подчеркивая ее достоинства. Это настоящая дизайнерская находка! Худощавый мужчина в кафтане будет выглядеть более солидным, а полный представитель сильного пола — подтянутым и стройным.
Отличные перспективы возвращения в мужской гардероб есть и у ферязи — одной из разновидностей традиционного кафтана. От кафтана ферязь отличается более широким подолом, длинными рукавами — раньше они могли доходить чуть ли не до пола. Кстати, именно так и появилась всем известная присказка «работать спустя рукава». Ферязи имели бы полное право называться универсальными, если бы столетия назад в русском языке существовало такое слово. Эта одежда носилась и зимой, и летом, шилась из разных тканей, что также зависело от финансовых возможностей мужчины. Чем шире были возможности — тем роскошнее выглядели ферязи: их декорировали петлицами и кистями, а носились они, как правило, на кафтаны. Конечно, ферязь, пусть даже и слегка модернизированную, сложно представить в офисе или на переговорах. Однако на торжественном мероприятии такая одежда будет более, чем уместна. Официальные приемы, праздники на открытом воздухе — ферязь впишется в атмосферу органично, и будет полностью соответствовать любому дресс-коду.

Джон Кописки в ферязе

На ферязь очень похож другой элемент русского мужского костюма —

опашень. Разве что, выглядит он не так торжественно и роскошно. Опашень в давние времена носили не только мужчины, но и женщины — вместо летнего пальто или так называемого пыльника, легкого, хорошо пропускающего воздух плаща. О том, что такую одежду было принято носить распахнутой, свидетельствует ее название. Опашень имел простую, но достаточно специфическую конструкцию, которая позволяла носить его и как удобную безрукавку, и даже как теплую зимнюю верхнюю одежду. Модельеры «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой» убеждены, что у русского опашня есть все шансы стать достойной альтернативой скучному классическому мужскому пальто или плащу. По крайней мере, ни плащам, ни пальто опашни не уступают в удобстве, практичности и эстетичности.
Замечательной альтернативой современным мужским пальто может стать и бекеша. Название, безусловно, звучит не очень привычно уху жителя мегаполиса. Однако это не должно смущать, ведь речь идет всего-навсего о теплом и невероятно удобном пальто, по крою напоминающем сюртук. Историки моды считают его «казуальным» вариантом русского кафтана. Бекеши отлично защищали от холода, ведь шились они на вате и на натуральном меху, дополнялись высоким воротником. Известно, что русские бояре «позаимствовали» бекешу у венгров: впервые такую одежду они увидели на венгерских пехотинцах в 1579 году, в боях возле Полоцка. Венграми командовал полководец Каспар Бекеша. Собственно, так и появилось русифицированное название теплого пальто. Его крой русские портные сняли с одежды венгров, взятых в плен. Чем может быть полезен предмет гардероба с такой интересной историей сегодня? В первую очередь, он может занять место наскучивших финских пуховиков и флисовых толстовок. Удобно, практично, тепло и невероятно модно!
Зипун — слово, более привычное уху русского человека. Все знают, что так называлась одежда, которую носили крестьяне. Выглядела она как кафтан, разве что, без воротника, но тоже нарядно — за счет декора в виде контрастных, ярких тесемок. Впервые зипун был упомянут в знаменитом «Домострое», а более широкую известность эта одежда получила в XVII столетии. В те времена зипуны больше напоминали куртки — они плотно облегали фигуру, были короткими, дополненными узкими рукавами. Надевалась такая одежда под кафтан и поверх рубахи — по тому же принципу, что и современные жилеты.
Зипун можно с уверенностью назвать более лаконичной и скромной версией кафтана. Эта одежда была очень функциональной — важная черта, в том числе, и для предметов современного мужского гардероба. Почему бы не отправиться на природу не в ветровке или в пуховике, а в зипуне? Или не прогуляться в такой одежде по парку или лесу в прохладный осенний день?
Если современному представителю сильного пола надоел классический плащ, длинный, неудобный и маркий, то ему стоит обратить внимание на такой предмет русского костюма, как епанча. По сути, это тот же плащ, только без рукавов и с капюшоном. В свое время, епанча была создана именно как одежда, способная защитить от непогоды. От других предметов мужского гардероба она отличалась наличием отложного воротника, декором в виде контрастных нашивок с петлями для пуговиц. О былой популярности епанчи красноречиво свидетельствует тот факт, что именно эта одежда изображена не гербе Рязани — кстати, она и ныне там. Удобная, практичная, не стесняющая движений епанча — чем не замена плащу, или, что еще лучше, невнятному предмету гардероба, именуемому паркой?
Времена меняются, меняется мода, но никуда не девается необходимость носить головные уборы — и летом, и, в особенности, осенью и зимой. К вопросу выбора головных уборов в России всегда подходили очень грамотно. Более того, появиться без шапки на улице и вовсе считалось для мужчины чем-то неприличным. Мужские шляпы имели круглые поля («полки») и были иногда валяными, как позднейшие крестьянские шляпы. Такая шляпа со скругленной тульей и небольшими, загнутыми кверху полями, принадлежавшая, по-видимому, рядовому горожанину, найдена в городе Орешке в слое XIV в. Среди зажиточных слоев населения в XVII в. были распространена 
мурмолка — высокая шапка с плоской
, суживающейся кверху, наподобие усеченного конуса, тульей и с меховыми отворотами в виде лопастей, пристегивавшаяся к тулье двумя пуговицами. Мурмолки шили из шелка, бархата, парчи и украшали дополнительно металлическими аграфами. Теплыми головными уборами мужчин были меховые шапки. Источники называют треух или малахай — шапку-ушанку, такую же, как и у женщин. Наиболее парадной была горлатная шапка, которая делалась из горловины меха редких зверей. Она была высокая, расширяющаяся кверху, с плоской тульей. Наряду с горлатными шапками упоминаются также черевьи, т. е. сделанные из меха, снятого с живота зверя. Подобно тому как принято было надевать при парадных выходах одну одежду поверх другой (например, зипун — кафтан — однорядку или шубу), надевали и по нескольку шапок: тафью, на нее колпак, а поверх него еще горлатную шапку. Представители знати носили особенно красивые тафьи, декорированные золотыми нитями, шелком и даже драгоценными камнями. Обеспеченные мужчины носили парчовые, бархатные, шелковые шапки с меховой оторочкой. Летом их меняли на тафьи — небольшие шапочки, едва закрывавшие собой макушку, чем-то похожие на восточные тюбетейки.
Конечно, расшитую драгоценными камнями тафью сегодня наденет, разве что, какой-нибудь экстравагантный модник, любящий эпатаж. А вот ее практичный аналог из текстиля с легкостью заменит собой вязаные мужские шапчонки, равно как и панамы, бейсболки и прочие модели, место которым — ровно там, где они и появились на свет, то есть, на другом континенте.
История многократно доказывала и подтверждала: у России — свой собственный, уникальный, правильный путь. Но, безусловно, национальное самосознание не предполагает категорического отказа от всего европейского, и прочих проявлений откровенного мракобесия. Другое дело, что даже самое лучшее, позаимствованное из других культур, не должно становиться альтернативой традиционно русским предметам одежды. Тем более, что русским людям есть из чего выбирать — нам оставлено богатейшее наследие. И это наследие, при правильном подходе, можно и нужно использовать в современной жизни — в мужском гардеробе.
Можно быть уверенными — даже наш президент в красивом, представительном кителе будет смотреться явно не менее представительно и достойно, чем в очередном безликом костюме, дополненном уже надоевшим русским людям галстуком! А остальные мужчины тогда охотно поддержат возрождения традиций Великой России.

Русский свадебный костюм

Джон Кописки даёт интервью России 24

 

фото из каталога «Боярский костюм 21 века»

русская свадьба

slavmoda.com

Русские национальные мужские головные уборы

История русского народа настолько захватывающая и богатая, что мало кто из современных людей может похвастаться абсолютным ее знанием. Но с национальным русским костюмом знакомы многие, так как на любых празднованиях внутри страны или международного масштаба принято соблюдать традиции, надевая мужчинам исконно русские костюмы, в том числе и русские народные мужские головные уборы.

С течением времени, развитием цивилизации, импортом модных тенденций и фасонов одежды, головные уборы постепенно видоизменялись. Современные историки насчитывают более десятка головных уборов мужчин всех времен на Руси, но, пожалуй, останавливаться на уборах священников или шлемах воинов нет смысла. Куда интереснее рассмотреть головные уборы знати и простого народа.

Содержание материала:

Русский народный костюм

Если рассматривать мужчин простого сословия, в таком случае национальный костюм будет отличаться лаконичностью и простотой. Крестьянскую одежду тогда шили из натуральных материалов, украшая узорами растительного характера. Это была рубаха их светлой хлопчатобумажной ткани свободного кроя, объемные штаны и пояс к ним. На голову простой люд надевал шапки в виде гречишников, которые действительно по форме и текстуре напоминали форму пирога из гречки, а обувью служили валенки на каждый день или кожаные сапоги на праздничные мероприятия.

Самым важным элементов мужского национального костюма считалась сорочка с вышивкой из шелка или льна, а к передней и задней ее части прилагалась подкладка (подоплека). У рубашки обязательно присутствовали широкие рукава, которые постепенно сужались к области кистей рук. Воротник рубашки мог быть круглым или квадратным с пуговицами или завязками, иногда его вовсе не было.

В качестве верхней одежды выступал кафтан ярких расцветок и нескольких стилей — опашень, зипун и охабень. Но сначала поверх рубахи мужчины надевали свитку, кожух или сермягу. Если предполагался важный праздник или торжество, мужчина надевал парадный плащ корзно или шерстяную однорядку. В холодную пору носили шубы в пол из овчины или меха зайца, а знать могла позволить себе шубу из соболя, лисицы, чернобурки или куницы.

Для справки! Русский национальный костюм предполагал шубы из натуральных мехов на внутренней стороне, чтобы тем самым сохранять тепло. А поверх шубу обшивали плотным дорогим сукном, бархатом или парчой. И только на воротнике оставляли мех, подчеркивая свое социальное положение.

Традиционный мужской головной убор в разное время с фото

В период 14 столетия на Руси мужской русский головной убор у всех представителей сильного пола был одинакового фасона и вида. Это были шапки из меха, войлока, плетенки, которые по форме напоминали колпак. Знатные мужи носили поярковые шапки из дорогой овчины. В зимнюю пору носили шапки малахаи, то есть ушанки, которые плотно закрывали голову от суровых русских зим.

В 14 столетии впервые среди русских появилась тюбетейка, к ней пришили опушку из соболя, после чего появился новый традиционный русский головной убор для мужчин.

Далее в 15 столетии появились маленькие шапочки, покрывающие только макушку — тюфьи. В это же время пошла мода на состригание волос под горшок, что гармонично смотрелось в тандеме с таким головным убором. На улицу мужчины надевали тюфью, а поверх нее колпак или малахай.

В это же время и ближе к 16 столетию в тандеме с тюфьей популярным оставался колпак, шапка конусообразной формы и широким отворотом из меха. На отворотах крепились пуговицы, которые назывались запонами. Материалы изготовления колпаков — бархат, поярка, войлок.

В период 17 столетия стала популярной мужская русская народная шапка — науруз, которая являлась разновидностью привычного русскому народу колпака. Но это была шапка с аккуратными и небольшими отворотами, украшенными кистями и пуговицами.

Далее в этом же столетии появились шапки мурмолки, у которых была плоская и расширенная тулья, напоминающая усеченный конус. К шапке прилагался меховой отворот, который напоминал лопасть, а придерживали отворот пару пуговиц. Изготавливали такие предметы гардероба из бархата, шелка, парчи.

Спустя какое-то время мужчины стали надевать не только тюфью, колпак, но и поверх него горлатную шапку. Такое название изделие получило в силу того, что изготавливалось из горлышек соболя.

Завершающим этапом развития национальных мужских головных уборов на Руси стал приход к власти Петра I, который «открыл окно в Европу». По его приказам знать стала носить парики, а также шляпы, завезенные из европейских развитых государств.

Повседневные мужские шапки

Если не рассматривать вышеуказанные варианты головных уборов, которые предпочитали знатные особи, к повседневным головным уборам крестьян можно отнести следующие модели шапок:

  • барловка — шапка из барловых шкур круглой формы с невысоким околышем без ушей;
  • бриль — соломенная шляпа с полями и плоской низкой тульей для защиты от солнца;
  • бурк — старинная мужская шляпа из меха лисицы, с аккуратным околышем и без ушей, плотно прилегающая к голове;
  • ермолка — шапка из овечьей шерсти, тулья которой имеет форму усеченного конуса;
  • гречишник — об этом головном уборе указывало ранее;
  • зырянка — суконный убор с четырехугольным дном;
  • картуз или фуражка — русская шапка из простых материалов с козырьком;
  • краган — убор в виде капюшона из сукна домашней выработки;
  • кубашка — плотно облегающая голову шапка из серой овчины с круглой тульей;
  • малахай — шапка с четырехугольным концом и четырьмя клапанами из сукна, верверета, меха или овчины;
  • шапка столбунец — аналог горлатной шапки, но она кверху сужается и дополнена мехом в области затылка.

Нравятся ли Вам русские народные уборы?

ДаНет

Шапки и другие головные уборы военных мужей, казаков в учет не берутся, так как они считаются узкопрофильными национальными предметами одежды. Все перечисленные названия считаются историей развития русских головных уборов мужчин, пусть и не все они сегодня признаны предметами национального костюма.

Фотоподборка

Вывод

Нельзя вот так назвать конкретно мужской головной убор русского народного костюма, так как с течением времени, по приходу разных правителей, а также изменениям в моде головные уборы также изменялись. Но можно однозначно сказаться, что тюфья, колпак, малахай и мурмолка до сегодняшнего дня присутствуют в ансамбле национального русского костюма.

Рейтинг автора

5

Автор статьи

Мужский стилист-имиджмейкер

Написано статей

28

Загрузка…

 

afmen.online

Русский национальный костюм

План
Введение
1 Мужская одежда
1.1 Верхняя одежда
1.2 Головные уборы

2 Женская одежда
2.1 Верхняя одежда
2.2 Головные уборы

3 Обувь
4 Ткани
5 Цвета одежды
6 Украшения
6.1 Пуговицы
6.2 Нашивки
6.3 Ожерелье
6.4 Другие украшения

7 Аксессуары
Список литературы

Введение

Русский национальный костюм — используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона. Праздничный и повседневный.

Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Одежда знати — византийского типа. В XVII веке в одежде появились заимствования из Польши: польский кафтан, польская шуба. Для защиты национальной самобытности указом от 6 августа 1675 года стольникам, стряпчим, дворянам московским, жильцам и их слугам было запрещено носить одежду иностранного образца[1].

Костюмы знати изготовлялись из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Русский национальный костюм стал менее распространён сначала после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё — немецкие. Женщины должны были носить немецкое платье. Со всех, въезжающих в город в русской одежде и бороде брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного[2].

Ещё менее популярным русский национальный костюм стал после революции. Тем не менее, в некоторых местах, особенно на Севере, многое используется по сей день[].

1. Мужская одежда

Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. У первых известных русских мужских рубах (XVI — XVII веков) под мышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.

Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка .

Зепь — вид кармана.

Штаны. Гачи. Порты (одежда). Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

2.1. Верхняя одежда

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.

Опашень — долгополый кафтан (из сукна, шелка и пр.) с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.

Свита (одежда). Обычное название для верхней одежды — свита. Она может быть и распашной (кафтан) и глухой (верхняя рубаха). Материал для верхней рубахи — сукно или плотный крашеный лён. Для кафтана — сукно, вероятно, с подкладкой. Свита снабжалась цветной окантовкой по краям рукавов, обычно также по подолу, вороту. У верхней рубахи между локтем и плечом иногда помещалась ещё одна цветная полоса. По крою же в общем соответствует сорочке (нижней рубахе). По борту кафтана располагалось около 8-12 пуговиц или завязок, с разговорами.

· Кожух (одежда) — зимний кафтан.

· Терлик

· Сермяга

· Вотола

· Корзно — парадный плащ.

Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками. Шили её обычно из сукна и других шерстяных тканей. Носили и в рукава и внакидку.

На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку.

Безрукавная епанча (япанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная епанча — из грубого сукна или верблюжьей шерсти. Нарядная — из хорошей материи, подбитой мехом.

Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя, черно-бурки. Древнерусская шуба массивная, по длине до самого пола, прямая. Рукава с лицевой стороны имели разрез до локтя, широкий отложной воротник и обшлага были декорированы мехом. Шуба шилась мехом во внутрь, сверху шубу покрывали сукном. Мех всегда служил подкладкой. Сверху шуба покрывалась различными тканями: сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили летом и в помещениях.

Существовало несколько типов шуб: турецкие шубы, польские шубы, наиболее распространенными были русские и турские.

Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели широкий отложной меховой воротник, начинавшийся от груди. Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу — в подоле до 3,5 м. Спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти, до пола и имевшими спереди до локтя, прорезы для продевания рук. Воротник и обшлаг были меховые.

Турская шуба считалась чрезвычайно парадной. Носили её обычно внакидку. Она была длинной, со сравнительно короткими и широкими рукавами.

Шубы застёгивались на пуговицы или кляпыши с петлями.

2.2. Головные уборы

На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.

Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название.

2. Женская одежда

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные . Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными . Длина рукавов могла достигать 8 — 10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом(ожерельем).

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

· Сарафан

· Понёва

· Запона

· Телогрея

· Приволока — безрукавная накидка.

· Шушпан

2.1. Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывались и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник,

mirznanii.com

Русский стиль в одежде — богатство и роскошь русских традиций

Этнический стиль одежды включает в себя богатый перечень национальных направлений. В многоцветном списке яркой привлекательностью и самобытным исполнением выделяется русский стиль. В одежде актуального тренда характерной приметой считается органичное соединение народных мотивов с новейшими тенденциями мировой моды. Практически все современные кутюрье при создании очередных коллекций не обходят своим вниманием выразительный и колоритный стиль.

 

Исторические основы актуального тренда

 

 Русская мода начала свое победное шествие по миру почти сто лет назад. Толчком к этому послужили революционные события 1917 года. В результате великих преобразований масса людей была вынуждена оставить историческую родину и отправиться в далекую неизведанную эмиграцию. Кроме фамильных драгоценностей состоятельные люди вывозили также гардеробы, наполненные богатыми нарядами в традиционном русском стиле.

 Многообразие ярких красок, необычные фасоны платьев, удивительные головные уборы и прочие эффектные элементы народного костюма привлекали внимание европейцев и вызывали неподдельное восхищение и восторг.  Russian style плавно перекочевал во все сферы жизни. Использование самобытного колорита в гостиницах, ресторанах, на подмостках сцены считалось хорошим тоном.

 В европейскую моду вошли  прямые одежды, украшенные фольклорными узорами. Мужские косоворотки, пестрые шали, высокие кокошники выбирали даже самые известные люди. Марлен Дитрих и Грета Гарбо использовали в своих нарядах декорирование драгоценными камнями бисерную и вышивку в духе русских мотивов.

 Окончательное утверждение стиля в 20-е годы прошлого века произошло благодаря появлению у русских дизайнеров модных домов в Европе. Здесь витал исключительно  национальный дух, поддерживаемый дворянскими выходцами из России.

 

Русский стиль в женской одежде – красота и практичность

 

Суровый климат требовал от людей надевать на себя множество разнообразных вещей. 

  • Нижняя рубашка – обязательный элемент костюма для женщин и мужчин. Льняные изделия шили свободными, не стесняющими движений. Сорочку полагалось подвязывать пояском.

  • Понева – нижняя сборчатая  юбка, плотно обхватывающая талию. Создавала дополнительный объем и утепляла.

 

  • Сарафан или платье – основная верхняя одежда для женщин. Свободная линия кроя, расширяющаяся от груди книзу, скрывала очертания силуэта. Одежду шили из хлопка, льна или шерсти.

 Сверху надевали душегреи, кофты, набрасывали на плечи шали. Многослойная одежда обеспечивала комфорт и хорошо согревала тело.

 В дождливую погоду выбирали епанчу – суконный плащ без рукавов. От морозов надежно защищали шубы, которые носили представители всех слоев населения. Простой люд шил одежду из овчины или зайца. Знать надевала на себя соболей, чернобурку, куницу. Шубы были длинные и тяжелые с широким круглым воротом. Их носили мехом внутрь, сверху покрывая плотным сукном, бархатом или парчой.

 Руки закрывали от холода вязаными или меховыми рукавицами. Дома на голове женщины носили кокошники. Отправляясь на улицу, сверху повязывали платки или надевали круглые меховые шапки.

 

Современная одежда с элементами русского стиля (Фото)

 

 Типичными символами национального направления считаются матрешки, хохломская роспись, посадские шерстяные шали, оренбургские пуховые платки.  Они дают основу для воплощения дизайнерской мысли в современной одежде.

 

Стилистические наряды включают в себя немало традиционных элементов russian style:

  • Фасоны. Крой русской одежды направлен на создание максимального удобства и комфорта. Для него характерны юбки прямые или похожие на колокол, длинные сарафаны на широких бретелях, платья с завышенной линией талии. Все ткани только натурального происхождения: хлопок, лен, шелк, шерсть.

 

  • Детали костюма. Воротники используют преимущественно округлой формы отложные. Рукава узкие прямые или короткие пышные в виде фонариков. Нередко используют баску, пояса-шнуровки, тесемки в виде застежек.

  • Цвета. Наиболее эффектно выглядит сочетание белого с красным и всеми его оттенками. Актуальны также зеленые, черные, желтые, золотистые краски.

 

  • Рисунки. Фольклорная тематика предоставляет неограниченный простор для дизайнерской фантазии. Одежда в русском национальном стиле, расписанная цветочными узорами, древнеславянскими орнаментами, сказочными животными и птицами, неизменно притягивает взор окружающих и вызывает восторг. Особенно эффектно выглядят прекрасные изображения, вышитые цветными нитями, бисером, мелкими камнями, сплетенные тонкими лентами, золотистыми шнурками.

  • Кружева, тесьма, мережка. Предпочтительно использовать отделку ручной работы. Затейливый и сложный узор заметно отличает русский стиль от прочих этнических направлений, делает его уникальным и самобытным.

  • Лоскутная одежда (пэчворк) – типичный образец russian style. Экономные русские хозяйки никогда не выбрасывали кусочки тканей, оставшиеся после кроя. Из них создавали наволочки для подушек, разноцветные одеяла, коврики. Сегодня на основе павлопосадских платков можно создавать уникальные модели вещей. Техническая сложность исполнения оправдывается потрясающим результатом.

  • Аксессуары. Отличным украшением стиля являются цветочные венки, пестрые ленты, бусы, браслеты из кожи и дерева. Большой эффект придают образу стилизованные серьги, кокошник, расшитый бисером и камнями. Нельзя обойтись и без использования красочных шалей, платков, накидок. 

 

Как построить модный образ?

 

Современная одежда в русском народном стиле – это наслоение мотивов традиционных узоров и орнаментов на актуальные предметы одежды.

Создавая новый look, совсем необязательно использовать только элементы стилистической направленности. Достаточно разнообразить свой повседневный образ одним-двумя характерными предметами. Например, длинный летний сарафан украсить узорчатой тесьмой и надеть к нему обувь с цветочным принтом.  Можно также дополнить ансамбль несколькими нитями жемчужных бус и подобрать сумочку в тон основному цвету платья.

 Выстраивая очередной модный образ, не забывайте, что главный принцип русского стиля – это женственность и целомудрие. Поэтому лучше откажитесь от брюк, открытой и облегающей одежды. Красота женщины должна преподноситься с достоинством и скромностью.
 

И напоследок

 

 Дизайнерская одежда в русском стиле актуальна во всем мире и до сих пор. Под влиянием национальных особенностей создается множество новых моделей одежды, украшенных своеобразными деталями, рисунками и орнаментами. Многие известные кутюрье современности не устают черпать свое вдохновение в народных традициях, подаренных нестареющим русским стилем.

 

 

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

cutur.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *