Маталыга фото – МТ-ЛБ — Википедия

Второе дыхание — из тягачей в терминаторы. МТ-ЛБ. Часть 2

На военной службе

 

С появлением снегоболотоходной модификации — МТ-ЛБВ, обладавшей уникальными характеристиками проходимости, в мотострелковых частях, дислоцировавшихся в северных районах Советского Союза, МТ-ЛБ и МТ-ЛБВ начали применяться и в качестве бронетранспортеров. МТ-ЛБ оказался вполне пригоден для такой роли, в его десантном отделении спокойно размещалось одиннадцать вооруженных пехотинцев, которым обеспечивалась бронезащита, сравнимая с другими имевшимися на вооружении бронетранспортерами, а подвижность МТ-ЛБ на заснеженной либо заболоченной местности была существенно выше. Так, например, 54-я, 64-я, 11-я и 131-я мотострелковые дивизии Ленинградского военного округа оснащались именно МТ-ЛБ.

 

Благодаря высоким тактико-техническим характеристикам, надежности и простоте МТ-ЛБ, приобретением машин этого семейства заинтересовались и за рубежом — в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. В результате были осуществлены экспортные поставки МТ-ЛБ в Ирак, Ливию, Сирию, Йемен, Кубу, Перу.

Ракетно-артиллерийский комплекс МТ-ЛБМ 6МБ4. Основное вооружение — стабилизированная в двух плоскостях двуствольная автоматическая пушка ГШ-30К (калибр 30 мм). Машина оснащена двухспектральной оптико-электронной прицельной системой

В ходе боевых действий в Афганистане МТ-ЛБ широко использовались советскими войсками в своем основном качестве — артиллерийского тягача и транспортера. Однако появились и различные импровизированные варианты боевых машин на его базе. Так, например, на крыше транспортного отсека МТ-ЛБ устанавливался 82-мм автоматический миномет 2Б9 «Василек». Огонь из миномета мог вестись прямо с машины и даже с ходу. Таким образом, МТ-ЛБ превратился из буксировщика оружия в его «носителя». По воспоминаниям участников Афганской войны, крепление «Василька» на МТ-ЛБ было импровизированным и изготавливалось из подручных материалов, часто из узлов многочисленных сгоревших машин, остававшихся на обочинах дорог после нападений моджахедов, например из швеллеров от рамы «Урала», а поддон миномета устанавливался в колесный диск от того же сгоревшего «Урала». Все это крепилось болтами. Успешно пройдя боевую «обкатку», установка «Васильков» на МТ-ЛБ позже получила широкое распространение.

МТ-ЛБ российских войск в Чечне

Опыт, полученный в Афганистане, показал, что вооружение МТ-ЛБ, состоящее из одного 7,62-мм пулемета, часто оказывается недостаточным, кроме того, ограниченные углы вертикального наведения башенной установки не позволяли экипажу вести огонь по горным склонам, что являлось жизненно необходимым в условиях гористой местности этой страны. Данное обстоятельство послужило одной из причин разработки и принятия на вооружение модификации МТ-ЛБВМ, вооруженной крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом НСВТ, установленном на турели, позволявшей вести огонь с углом возвышения до 75.

 

Правда, другая выявленная в Афганистане проблема МТ-ЛБ так и осталась нерешенной до сих пор — в условиях широкого применения противником гранатометов по бронированным целям назрела настоятельная необходимость оснастить МТ-ЛБ дополнительной защитой от кумулятивных гранат, так как подразделения несли ощутимые потери.

 

Грузинская колонна техники в районе Гори, 13 августа 2008 года. МТ-ЛБ буксируют противотанковые орудия

Тем не менее в Афганистане МТ-ЛБ демонстрировали чудеса выносливости и живучести. Так, по воспоминаниям очевидцев, одному МТ-ЛБ удалось вытащить подбитую БМП из зоны обстрела даже после того, как он сам получил попадание кумулятивной гранаты в коробку передач. При этом МТ-ЛБ остался на ходу, хотя, конечно же, позже машина подлежала ремонту. А МТ-ЛБ из состава 3-й минометной батареи 12-го мотострелкового полка, в ходе рейда в Герат в июле 1985 года, утащил БТР-80 на спущенных колесах. Попытки буксировать его обычным способом оказались безрезультатными — рвался буксирный трос, поэтому водителю Ф. Еремину пришлось толкать БТР «носом» с небольшого разгона. В пустынных южных районах Афганистана демонстрировали свою прекрасную проходимость МТ-ЛБВМ. Здесь в одном из районов моджахеды, пользуясь тем обстоятельством, что сопровождающая транспортные колонны советская бронетехника (БМП, БМД) при съезде с дороги вязла в глубоком песке, выработали оригинальную тактику. Передвигаясь на верблюдах, они устраивали засады, обстреливали колонну из минометов, перевозившихся во вьюках, а затем безнаказанно отходили, пользуясь тем, что БМП были неспособны преследовать их по пескам. Такая тактика приносила успех до тех пор, пока в состав охранения колонн не включили МТ-ЛБВМ. Благодаря своей уникальной проходимости, они, без труда передвигаясь по глубоким пескам, настигли и уничтожили нападавших.

Бойцы чеченского батальона «Восток» на МТ-ЛБ, Южная Осетия, август 2008 года

Российский МТ-ЛБВ проходит мимо горящего здания, Южная Осетия, август 2008 года

 

Свою эффективность и надежность машины семейства МТЛБ подтвердили и в других вооруженных конфликтах. Большое количество МТ-ЛБ имелось на вооружении Иракской армии, поэтому эти машины прошли всю Ирано-Иракскую войну 1980-1988 годов и использовались во время оккупации Кувейта в 1990 году. Многие из них были уничтожены или стали трофеями в ходе наземной операции многонациональных сил против Ирака — «Меч пустыни» в 1991 году.

 

Благодаря своей распространенности, МТ-ЛБ широко применялись различными противоборствующими сторонами в многочисленных вооруженных конфликтах, разгоревшихся на территории распавшегося Советского Союза. Этому способствовало то, что транспортер не воспринимался военными как полноценная боевая машина — в Советской Армии МТ-ЛБ вообще не считался бронетехникой. Поэтому МТ-ЛБ оказались легко доступными для всяческих растущих как грибы местных вооруженных формирований. В них тягачи использовались в основном в качестве бронетранспортеров, правда, довольно часто на них монтировали и различное, оказавшееся под рукой вооружение. Наиболее оригинальными были машины, вооруженные авиационными контейнерами с неуправляемыми реактивными снарядами и даже с пусковыми установками метеорологических ракет «Алазань». По воспоминаниям участника Армяно-Азербайджанского военного конфликта в Нагорном Карабахе, здесь кроме обычных МТ-ЛБ использовались машины с «приваренной сверху бочкой от НУРС вертолета Ми-24», прозванные там «шайтан-МТ-ЛБ».

Колонна российских войск, Южная Осетия, август 2008 года

МТ-ЛБ 6МБ, оснащенный башней с 30-мм автоматической пушкой 2А72, на горной дороге, Чечня

 

Часто на крыше транспортного отсека МТ-ЛБ монтировалась зенитная установка ЗУ-23-2, которая иногда прикрывалась импровизированными броневыми щитами. Правда, разместить здесь ЗУ-23-2 было довольно непросто, под нее приходилось подмащивать различные подставки и закреплять растяжками. Тем не менее такие импровизированные «самоходки» получили большое распространение. Так, в Узбекистане на местном заводе была налажена доработка МТ-ЛБ под установку ЗСУ-23-2. А на ХТЗ в 2001 году даже была разработана специальная модификация МТ-ЛБ со штатной установкой ЗУ-23-2.

 

В ходе вооруженных столкновений в Приднестровье между войсками Молдовы и приднестровскими гвардейцами в 1992 году МТ-ЛБ использовали обе стороны. С базы хранения 14-й армии и из 4-го артиллерийского полка правительству Молдовы было передано в общей сложности 107 МТ-ЛБ. Несколькими машинами располагала и Приднестровская Молдавская республика (ПМР). Учитывая их относительно слабую защищенность, часть МТ-ЛБ мотопехотных подразделений армии Молдовы получили дополнительное бронирование. На некоторых из них устанавливали ЗУ-23-2. С другой стороны, часть полученных учебных машин вообще не имела вооружения — вместо пулеметов в башнях торчали деревянные палки.

 

Очевидно, первым военным столкновением с участием МТЛБ в Приднестровье стала попытка военных формирований Кишинева перерезать трассу Тирасполь — Рыбница. Здесь в районе Дубоссар гвардейцы ПМР наряду с экранированными КрАЗами и ГМЗ (гусеничный минный заградитель) располагали и одним МТ-ЛБ. В этих боях МТ-ЛБ получил повреждения, попав в засаду волонтеров Молдовы, но машина смогла своим ходом вернуться назад. По воспоминаниям участников, броня МТ-ЛБ не держала 7,62-мм пули пулемета ПКМ волонтеров (возможно, использовались бронебойные патроны).

МТ-ЛБМ 6М1АЗ предназначен для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, ведения борьбы с малоразмерными целями, в том числе танками. На машине установлена башня с четырьмя ПУ ПТУР «Корнет»

Обе стороны довольно широко применяли МТ-ЛБ в ходе боев за Бендеры в июне 1992 года. Приднестровцы имели здесь, по крайней мере, четыре МТ-ЛБ. Со стороны Молдовы в этих боях было задействовано более 50 единиц бронетехники, в том числе МТ-ЛБ и МТ-ЛБ с установленными на них ЗУ-23-2. Однако надо сказать, что их экипажи не отличалась ни высокими боевыми качествами, ни профессионализмом. Так, например, экипаж одного из МТ-ЛБ с установленной на нем ЗУ-23-2, двигаясь по городу, стрелял прямо перед собой по асфальту из башенного ПКТ, пытаясь таким образом «разминировать» себе дорогу.

 

В начале июля один МТ-ЛБ принял участие в проведении разведки боем гвардейцами ПМР в селе Дороцкое. В этой операции принимало участие 3 единицы бронетехники: МТ-ЛБ, БАТ (артиллерийский тягач) с установленным на нем блоком НУРС (неуправляемых реактивных снарядов) и БТР, а также до 30-ти человек пехоты.

 

После наступления темноты БТР и МТ-ЛБ совместно с пехотой, заранее скрытно сосредоточенной на окраинах села, пошли в атаку. Она была поддержана залпами установки НУРС (размещенной на БАТ). Так как огонь с этих позиций по противнику велся уже неоднократно, то цели были уже хорошо пристреляны.

Вариант усиления вооружения МТ-ЛБ, предложенный ХКБМ. На машине установлен вариант боевого модуля «Шквал» КБА-105, включающий 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет и две направляющих для установки контейнеров управляемых противотанковых ракет 9М113 «Конкурс»

Фото: Сидоров К.В.

Подавив огнем крупнокалиберных пулеметов бронетехники и ручными гранатометами ДОТ и другие огневые точки укрепленной линии обороны противника, отряд ворвался в село. Противник отступил, бросив на поле боя оружие и боеприпасы. Бой продолжался до 3-х часов ночи, после чего гвардейцы ПМР отступили на исходные позиции. В качестве трофея МТ-ЛБ тянул за собой новую, еще в смазке, противотанковую пушку «Рапира».

 

 

Мощный импульс по расширению сферы применения МТ-ЛБ в Российской Армии придал заключенный в 1990 году «Договор об обычных вооруженных силах в Европе» (ДОВСЕ). Ввиду вводимых им ограничений на количество боевой техники — так, Россия получила право иметь на своей европейской части 6350 танков и 11280 боевых бронированных машин — военные постарались всемерно расширить использование техники, не подпадающей под ограничения этого договора. К подобной технике как раз и относились МТ-ЛБ, поэтому часть мотострелковых подразделений была «пересажена» с бронетранспортеров на гусеничные тягачи.

Модернизированный МТ-ЛБВМ, продемонстрированный ХТЗ в 2001 году. На крыше грузового отделения штатно установлена ЗСУ-23-2
Фото: С. Шумилин

Широко применялись МТ-ЛБ в ходе двух Чеченских войн, причем не только обычные тягачи, но и различные боевые машины на его базе. Так, например комплекс «Штурм-С» использовался в основном для уничтожения долговременных огневых точек противника. В горах МТ-ЛБ был самой удобной машиной — верткой, устойчивой, проходимой. Он был в состоянии двигаться по горным дорогам и, преодолевая крутые подъемы, забираться туда, где бронетехнику совсем не ожидали. Не была страшна ему и глубокая грязь (особенно МТ-ЛБВ). Однако в условиях, когда по разным причинам МТ-ЛБ все чаще пытались использовать в качестве бронетранспортера или даже боевой машины пехоты, стало ясно, что вооружение МТ-ЛБ, состоящее из одного пулемета обычного калибра (МТ-ЛБ все же создавался как артиллерийский тягач), явно недостаточно. Поэтому в частях самостоятельно усиливали его «огневую мощь», устанавливая на крышу десантного отсека легкое безоткатное орудие СПГ-9 или 30-мм автоматический станковый гранатомет АГС-17 «Пламя». Это вооружение, благодаря своим небольшим массе и габаритам, довольно легко монтировалось на крыше грузового отделения (особенно при помощи сварочного аппарата).

МТ-ЛБМ 6МБЗ. Машина вооружена стабилизированными в двух плоскостях двухствольной автоматической пушкой ГШ-23В, 12,7-мм пулеметом «КОРД» и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17

Можно сказать, что военные конфликты дали определенный импульс развертыванию работ по модернизации МТ-ЛБ. Так, в России предложения по модернизации тягача были разработаны в 21-м Научно-исследовательском испытательном институте автомобильной техники МО РФ, а непосредственно модернизацией МТ-ЛБ занимались специалисты ОАО «Муромский тепловозостроительный завод». Результатом стали войсковые испытания модернизированных МТ-ЛБ, прошедшие в 2001 году на базе одной из рот мотострелкового полка 42-й мотострелковой дивизии, дислоцировавшейся в поселке Борзой. Модернизированные машины были вооружены 30-мм автоматической пушкой, кроме того, на них была усилена броня, проведено дополнительное бронирование днища. Надо сказать, что такая модернизация МТ-ЛБ была воспринята неоднозначно — по словам тогдашнего заместителя командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по вооружению генерал-лейтенанта В. Недорезова, оснащенные 30-мм автоматическими пушками с усиленной броней МТ-ЛБ по своим боевым свойствам приблизились к БМП, однако потеряли в мобильности, проходимости и грузоподъемности — как раз в тех качествах, за которые эти тягачи больше всего ценили в войсках.

Польская машина дистанционного минирования «Kroton»

Использовались МТ-ЛБ и в ходе августовского 2008 года нападения Грузии на Южную Осетию и последовавшей за этим операцией «по принуждению к миру». Причем как грузинскими, так и российскими войсками. Грузины, располагая 50 МТ-ЛБ, в основном использовали их по прямому назначению — как артиллерийские тягачи. Значительное количество МТ-ЛБ имелось в составе частей и подразделений 19-й мотострелковой дивизии и 135-го отдельного мотострелкового полка 58-й армии Северокавказского военного округа, первыми пришедшими на помощь населению Южной Осетии.

 

Второе дыхание — из тягачей в терминаторы

 

К концу 80-х годов в ГСКБ ХТЗ был разработан преемник МТ-ЛБ. Новая машина была более скоростной, более мощной. Претерпела изменения ее ходовая часть, теперь верхнюю ветвь гусеничной ленты поддерживали ролики. На базу этого перспективного многоцелевого шасси предполагалась и установка 152-мм гаубицы и 125-мм противотанковой пушки. Машина успешно проходила испытания, и требовалось совсем немного времени и средств для начала ее серийного производства, однако горбачевская «перестройка» и последовавший за ней распад СССР поставили крест на этих планах.

 

В СССР усилия по модернизации МТ-ЛБ предпринимались не только ХТЗ, но и другими организациями, в частности НАТИ (Научно-исследовательский тракторный институт). Так, при всех своих достоинствах МТ-ЛБ на большой скорости плохо вписывался в повороты и, случалось, слетал с дороги на обочину. Чтобы избежать этого, механики-водители МТ-ЛБ вынуждены были на крутых поворотах переходить на пониженную передачу, из-за чего замедлялось движение колонн техники. Специалисты из НАТИ, изучив причины «неповоротливости» тягача, предложили установить на него трансмиссию с гидрообъемными поворотными механизмами, обеспечивающую плавность переключения передачи практически на любой скорости. Вскоре на извилистых трассах полигона НАТИ состоялись специальные сравнительные испытания нескольких типов машин — серийного харьковского МТ-ЛБ, опытного тягача из НАТИ, БМП-1 и экспериментальной машины Челябинского тракторного завода. Прототип разработки НАТИ с новым механизмом поворота пришел к финишу значительно быстрее других машин.

 

Однако с распадом единого государства все подобные работы были свернуты, остановилось и производство самих МТЛБ на оставшемся в «нэзалэжной» Украине ХТЗ. В результате к 2000 году создалась критическая ситуация — на вооружении Российской армии имелись тысячи МТ-ЛБ со сроком эксплуатации более 10 лет, выработавшие ресурс и требовавшие капитального ремонта и модернизации, заменить которые было нечем.

Польская санитарная машина «Lotos»

В сложившихся обстоятельствах капитальным ремонтом всего парка МТ-ЛБ занялось российское предприятие ОАО «Муромский тепловозостроительный завод», долгое время являвшееся заводом капитального ремонта МТ-ЛБ и машин на его базе. А вопросами модернизации — СКБ ОАО «Муромтепловоз», конструкторы которого имели опыт по созданию образцов военной техники, в том числе и гусеничных машин. Главной целью усовершенствования МТ-ЛБ стало повышение его огневой мощи. Для этого транспортеры оснастили новой пулеметной («изделие 6МА» МТ-ЛБМ 6МА) или пулеметно-пушечной («изделие 6МБ» МТ-ЛБМ 6МБ) башенной установкой, позаимствованной с БТР-80 и БТР-80А соответственно.

 

В сентябре 1999 года было принято совместное решение Министерства обороны РФ и ОАО «Муромтепловоз» об изготовлении двух опытных образцов модернизированных МТ-ЛБ. А в ноябре было утверждено постановление о проведении типовых испытаний модернизированных МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ. По их результатам модернизированные машины были рекомендованы к принятию на вооружение.

 

Самая простая модернизация МТ-ЛБ и МТ-ЛБВ, предложенная ОАО «Муромтепловоз», — это МТ-ЛБВМК. Все системы и механизмы транспортера-тягача остаются без изменений, за исключением установки новой башни с 12,7-мм пулеметом 6П49 «Корд» вместо стоявшего ранее 7,62-мм ПКТ.

Польская машина инженерной разведки «Hors»

Вариант МТ-ЛБМ 6МА предполагает установку башни от бронетранспортера БТР-80. Башенная пулеметная установка БПУ-1 вооружена 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Крупнокалиберный пулемет КПВТ — это хотя и старое, но довольно мощное оружие, позволяющее эффективно бороться даже с легкобронированными объектами. Кроме того, за счет того, что его угол возвышения составляет +800, КПВТ можно использовать и против воздушных целей, в горах или для ведения огня по верхним этажам зданий. В результате МТ-ЛБМ 6МА превращается во вполне современный гусеничный бронетранспортер.

 

Вариант МТ-ЛБМ 6МБ получен путем установки на машину башни от бронетранспортера БТР-80А. Эта башня, спроектированная в рамках темы «Буйность» для модернизации всех БТР, выпускавшихся Горьковским заводом, вооружена 30-мм автоматической пушкой 2А72 и пулеметом ПКТ. Конструкция новой башни позволяет вести стрельбу на больших углах возвышения (до +700). Это дает возможность эффективно бороться с живой силой и легкобронированными целями противника. Дополнительным преимуществом является то, что оружие находится за пределами обитаемого отсека, что исключает загазованность в нем во время стрельбы.

 

Как МТ-ЛБМ 6МА, так и МТ-ЛБМ 6МБ поступают в Российскую Армию — в сухопутные войска и в подразделения морской пехоты ВМФ России, и часть из них уже прошла боевую обкатку.

В последнее время на ОАО «Муромтепловоз» были разработаны и другие варианты модернизации МТ-ЛБ, которые постепенно превращают его из тягача-транспортера в боевую машину.

Польская инженерная машина «Durian»

Модернизированный МТ-ЛБМ 6М1АЗ предназначен для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, выполнения задач разведки и охранения воинских колонн и объектов, ведения борьбы с живой силой противника, малоразмерными целями, современными и перспективными танками, в том числе и оснащенными динамической защитой. По сути, в этом варианте машина представляет собой самоходный ПТРК. На ней установлена башня с четырьмя пусковыми установками ПТУР «Корнет». Кроме того, если на МТ-ЛБМ 6МА и 6МБ оружие приходилось наводить вручную, то в данной модификации башня оснащена электроприводами наведения. Кроме ПТРК, в башне установлены 7,62-мм пулемет ПКТ и 30-мм автоматический гранатомет АГ- 17. Угол возвышения для стрельбы из пулемета составляет +50°, что обеспечивает ведение огня из него при действиях в «особых условиях» — в городе, лесу, горах и т. д. На МТ-ЛБМ 6М1АЗ установлен также более мощный двигатель — ЯМЗ-238БЛ, развивающий 310 л. с., и новая трансмиссия с гидрообъемной передачей (ГОП). Теперь вместо рычагов поворота машина управляется штурвалом, что в комплексе с более мощным двигателем значительно снижает утомляемость водителя.

 

МТ-ЛБМ 6МА4 предназначен для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, выполнения задач разведки и охранения воинских колонн и объектов, ведения борьбы с живой силой, легкобронированными и низколетящими воздушными целями. Для выполнения огневых задач на машину установлена башня с комплексом вооружения, имеющим в своем составе 23-мм автоматическую пушку КПВБ, спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ (ПКТМ) и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17. Приводы наведения оружия ручные.

Польская зенитная самоходная установка «Sopel»

МТ-ЛБМ 6М1Б2 — имеет мощное, стабилизированное в двух плоскостях вооружение, обладает хорошей подвижностью. На машине установлена башня с 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. В состав комплекса вооружения включены дневной и ночной прицелы. Все оружие вынесено из башни и потому при стрельбе не создает загазованности в обитаемом отделении. Угол обстрела по вертикали достигает +70°, что позволяет бороться с низколетящими воздушными целями.

 

Еще одной модификацией, способной бороться с низколетящими воздушными целями, стал МТ-ЛБМ 6МБЗ. Эта машина вооружена стабилизированной в двух плоскостях двухствольной автоматической пушкой ГШ-23В, а также 12,7-мм пулеметом «КОРД» и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17.

Шведский PbV401, модернизированный в соответствии с требованиями шведской армии МТ-ЛБ

Вариант МТ-ЛБМ 6МБ4 аналогичен МТ-ЛБМ 6МБЗ, но вместо пушки ГШ-23В установлена 30-мм автоматическая двухствольная пушка ГШ-30В. Для повышения эффективности борьбы с воздушными целями на варианте модернизированной машины МТ-ЛБМ 6М1Б5 ко всему прочему вооружению добавили два ПЗРК «Игла» на пусковой установке.

 

В России кроме муромчан свой вариант модернизации МТЛБ предлагает и ОАО «Курганмашзавод», известное своими БМП. Здесь радикально модернизировали трансмиссию транспортера, установив на него гидрообъемную передачу и заменив привычные рычаги управления штурвалом. С целью усиления вооружения на крыше машины установлен станок для автоматического гранатомета АГС-17 с круговым обстрелом. Такая машина получила обозначение МТ-ЛБМ2.

 

 

На Украине, в Харькове, где был создан МТ-ЛБ, «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова» (ХКБМ) совместно с ХТЗ предлагает свои варианты модернизации МТ-ЛБ. Это прежде всего БМП МТ-ЛБР6.

 

С целью повышения эффективной огневой мощи на крыше транспортного отделения МТ-ЛБ установлен модуль вооружения «Шквал», включающий 30-мм пушку 3ТМ-1 (аналог 2А72) и 7,62-мм пулемет КТ-7,62 (аналог ПКТ). Орудие стабилизировано в вертикальной плоскости, его максимальный угол возвышения 600. Масса модуля составляет около 700 кг. Существенно увеличен запас топлива и соответственно запас хода. Это достигнуто за счет установки наружных расходных баков на 400 л, топливо из которых вырабатывается в первую очередь. В результате полная емкость топливных баков достигла 960 л, а запас хода по топливу — 800 км. Эксплуатационная масса возросла до 12,2 т, однако максимальная скорость при движении по суше и по воде даже увеличилась. Это было достигнуто за счет установки более мощного дизельного двигателя, развивающего 310 л.с.

 

Для повышения защищенности машина получила систему постановки дымовой / аэрозольной завесы 902Б «Туча» из шести дымовых мортир, установленных на модуле вооружения. Ходовую часть прикрыли металлическими 3-секционными экранами. БМП МТ-ЛБР6 оборудована фильтровентиляционной установкой и системой автоматического пожаротушения.

 

 

ХТЗ в 2001 году продемонстрировал модернизированный МТ-ЛБВМ, вооружение которого усилено за счет штатной установки на крыше грузового отделения ЗУ-23-2. Машина получила систему постановки дымовой / аэрозольной завесы 902В из шести дымовых мортир, смонтированных в передней части корпуса (по три с каждого борта), и металлические трехсекционные экраны, прикрывающие ходовую часть. Масса машины составляет 12,2 т, но благодаря принятым дополнительным мерам максимальная скорость даже увеличилась и на дорогах с твердым покрытием достигает 71,5 км/час. В транспортере может разместиться 13 человек.

 

В 2003 году ХТЗ представил на международной выставке «IDEX-2003» в ОАЭ комплексную программу модернизации ранее созданных этим заводом машин семейства МТ-ЛБ. Предприятие предлагало модернизацию многоцелевого шасси МТ-ЛБ, шасси комплексов «Стрела-10», «Штурм-С», РХМ, многоцелевых бронированных вездеходов МТ-ЛБВ и МТ-ЛБВМ. Кроме того, создавались новые машины семейства — легкие многоцелевые бронированные транспортеры сил быстрого реагирования МТЛБ Р6 и МТ-ЛБ Р7.

МТ-ЛБу, переделываемые в Швеции

Предполагалась модернизация различного уровня по желанию заказчика для повышения подвижности, защиты, огневой мощи и комфорта. В результате существенно повышаются те характеристики машин, которые не в полной мере соответствуют современным требованиям без ухудшения остальных параметров. При этом не требуется больших затрат. Однако после того как в мае 2007 года Харьковский тракторный завод был приватизирован российской группой ГАЗ, согласно приказу министра промполитики Украины, производство легкобронированной техники было передано с ХТЗ на завод им. Малышева.

 

 

В Белоруссии разработкой и производством опытных образцов машин на базе МТ-ЛБ занимается минское предприятие «Минотор-сервис». Здесь на базе МТ-ЛБу была разработана транспортная машина переднего края (ТМПК) «Мул», предназначенная для доставки боеприпасов, ГСМ и других материально-технических средств на позиции войск первого эшелона. «Мул» способен перевозить одновременно 3 ротных запаса боеприпасов из расчета одного боекомплекта на единицу вооружения. Внутренний объем забронированного пространства 8 м³ и грузоподъемность 4 тонны практически соответствуют грузоподъемности и объему используемого для подвоза в настоящее время автомобиля «Урал».

 

Транспортно-заряжающая машина ТЗМ122 на базе МТ-ЛБу предназначена для хранения и транспортировки боеприпасов, обеспечивает непосредственную перегрузку боеприпасов в укладку 122-мм самоходной гаубицы 2С1. Благодаря использованию ТЗМ122, обеспечивается более тесное взаимодействие с огневыми подразделениями, а нормы содержания боеприпасов в батарее повышаются до 1,5 боекомплекта (720 выстрелов против 480). ТЗМ122 сохраняет амфибийные возможности.

Подбитый иракский МТ-ЛБ

Белорусские военные планируют в ближайшее время принять на вооружение новый самоходный миномет на шасси многоцелевого тягача МТ-ЛБу. Артиллерийская часть взята от несамоходного миномета советского производства калибра 120 мм. Уже проходят ходовые и стрельбовые испытания новой машины. Разработкой и производством опытных образцов миномета занимается минское предприятие «Минотор-сервис». В ходовую часть машины внесены существенные изменения, облегчающие управление МТ-ЛБу и улучшающие условия обитания экипажа. Доработана и артиллерийская часть миномета, в части системы управления и наведения.

 

 

В Казахстане на базе МТ-ЛБ также был разработан самоходный миномет, получивший наименование «Айбат». По сообщениям СМИ, разработка этого вооружения велась при участии израильских специалистов компаний Soltam и Elbit. «Айбат» это 120-мм батальонный миномет, оснащенный автоматикой заряжания, установлен на шасси бронированного гусеничного тягача. С помощью «Айбата» можно вести обстрел со скоростью 6-7 выстрелов в минуту. В настоящее время Вооруженные силы Казахстана располагают тремя батареями самоходного миномета «Айбат».

Американские трофеи — иракский МТ-ЛБ, доработанный под установку ЗУ 23-2. Ирак 2004 год

Не оставил без внимания тему самоходного миномета на базе МТ-ЛБ и «Муромтепловоз». Здесь был разработан транспортер-тягач с 82-мм минометом 2Б14. Миномет устанавливается в грузовом отделении, в крыше которого сделан крупный двухстворчатый люк. Благодаря ему обеспечивается угол наведения миномета по горизонтали — 540, по вертикали — 45-850. Время перевода в боевое положение — 1,5 мин. Боекомплект — 80 выстрелов, размещенных в двух боеукладках (на 36 и 44 мины).

 

В Польше инженеры предприятия Huta Stalowa Wola также разработали на базе МТ-ЛБ большое семейство машин различного назначения. Это машина инженерной разведки «Hors», машина технической помощи «Mors», машина дистанционного минирования «Kroton», санитарная машина «Lotos», машина разминирования «Durian», командно-штабная машина «Lowcza» с автоматизированным комплексом управления войсками и зенитная самоходная установка (ЗСУ) «Sopel». Для повышения водоходных качеств большинство этих машин польские конструкторы оборудовали двумя водометными движителями (с гидравлическим приводом), установленными по бортам.

МТ-ЛБ, использующиеся государственными военными формированиями в Ираке в 2014 году

Машина технической помощи «Mors» предназначена для ведения технической разведки на поле боя, эвакуации поврежденных машин и оказания экипажам технической и медицинской помощи, а также для проведения несложных инженерных работ. В составе специального оборудования машины имеется лебедка с усилием 6 т, кран-стрела грузоподъемностью 1,5 т, комплекты специальных инструментов и запасных частей. Для самообороны машина «Mors» оснащена 12,7-мм пулеметом во вращающейся башенке.

 

Для быстрой постановки минных полей при действиях в составе подвижных отрядов заграждения, на базе МТ-ЛБ была создана машина дистанционного минирования «Kroton». Корпус машины полностью переделан. База удлинена почти на один метр, в ходовой части на каждую сторону добавлено по одному опорному катку. За отделением управления до кормы машины сделана площадка, на которой установлены четыре блока запуска кассет с минами, по 20 штук в каждом блоке.

 

Санитарная машина «Lotos» предназначена для эвакуации с поля боя раненых и оказания им первой врачебной помощи. Крыша десантного отделения поднята вверх, выше основного корпуса машины, что позволяет перевозить в нем четырех раненых в положении лежа или восемь сидячих легкораненых. Вооружения «Lotos» не имеет. В отличие от большинства других польских вариантов МТ-ЛБ, «Lotos» не имеет водометных движителей, а движение по воде осуществляется только за счет перематывания гусеничных лент, так же как у советского оригинала.

 

Инженерная машина «Durian» обычно используется с двухосным прицепом Р2Р-WLWD, в котором транспортируется удлиненный заряд для проделывания проходов в минных полях. Она предназначена для проведения разведки минных заграждений, проделывания в них проходов, выполнения минновзрывных и других инженерно-саперных работ. Внешне «Durian» очень похожа на машину инженерной разведки «Hors».

 

Командно-штабная машина «Lowcza» с автоматизированным комплексом управления войсками предназначена для повышения эффективности управления. Внешне Lowcza похожа на санитарную машину «Lotos», только, в отличие от нее, оснащена водометными движителями с гидроприводом и имеет три антенны.

1. Карданная передача; 2. Ведущее колесо; 3. Рычаг управления; 4. Отделение управления; 5. Сидение механика-водителя; 6. Маслянный радиатор; 7. Центробежный вентилятор; 8. Силовая установка; 9. Аккумуляторная батарея; 10. Сидения десанта; 11. Стеклоблок; 12. Крышка люка для стрельбы; 13. Кормовая решетка; 14. Сцепной прибор

Зенитная самоходная установка «Sopel» — это более сложная разработка польских конструкторов. База машины, как и в случае с машиной дистанционного минирования «Kroton», удлинена почти на один метр, в ходовой части имеется дополнительный узел подвески с седьмым опорным катком. На машину установлена сварная одноместная башня с комплексом зенитного вооружения и пассивных средств обнаружения воздушных целей. ЗСУ «Sopel» вооружена спаренной установкой 23-мм автоматических пушек и имеет пусковую установку с двумя ПЗРК «Стрела-3». Система управления огнем и электрогидравлические приводы наведения башни ЗСУ «Sopel» позволяют поражать воздушные цели, летящие со скоростями до 450 м/с на высотах от 100 до 1500 м. Дальность стрельбы из пушки по воздушным целям — до 2500 м, ракетами — до 4200 м.

 

 

Поляки обеспечивают модернизированными МТ-ЛБ не только собственную армию. Так, в конце 2002 года польской компанией Huta Stolowa Wola был заключен контракт на поставку 67 многоцелевых бронированных транспортеров МТ-ЛБ в Республику Нигерию. Общая сумма контракта составила около 7 млн. долларов.

 

Модернизацией МТ-ЛБ занимались даже в Швеции. В августе 1991 года шведская армия, которую, вероятно, привлекли прекрасные характеристики проходимости МТ-ЛБ, приняла принципиальное решение приобрести в Германии несколько сотен машин этого семейства, которые использовались ранее бывшей Национальной народной армией (ННА) Восточной Германии. Первоначально было закуплено пять МТ-ЛБ, доработанных в соответствии с перечнем шведских требований. Три машины были в варианте БТР, одна в варианте бронированной машины технической поддержки и последняя — модифицированная машина технической поддержки (установлен более мощный дизельный двигатель с турбонаддувом). В 1993 году были проведены испытания четырех МТ-ЛБу, одна из которых была в варианте машины разминирования. В ноябре 1993 года был подписан окончательный контракт, предусматривавший поставку из Германии более 600 машин, 450 из которых должны были быть модернизированы в соответствии с требованиями шведской армии. Эти работы проводились в Германии на Neubrandenburg Fahrzeug Werke. Первые пять машин были доставлены в Швецию в июне 1994 года, а затем начались регулярные поставки по 20 МТ-ЛБ в месяц. По данным Организации Объединенных Наций, поставки МТ-ЛБ в Швецию были следующими: из закупленных 660 МТ-ЛБ 450 машин были доведены до стандарта PbV401, а остальные 210 поставлялись как комплектными, так и в виде наборов запчастей. Модификация в соответствии с требованиями шведской армии включала новую светосигнальную систему, новые десантные люки и большой ящик для оборудования, смонтированный на крыше грузового отделения. Пулеметная башня была сохранена, но пулемет был заменен стандартным для шведской армии, некоторые PbV401 получали шведский ПТРК RSB-56 «Билл». Эти машины поступали на вооружение механизированных бригад сухопутных войск.

 

* * *

 

В заключение можно сказать, что советский бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, завоевав признание во многих странах мира, стал классическим примером гусеничного многоцелевого шасси легкого класса и базой для едва ли не самого многочисленного и многоликого семейства гусеничных машин, широко применяющихся до настоящего времени.

 

Хотя МТ-ЛБ изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а конструкторы при его проектировании никоим образом не ставили перед собой задачу создать бронетранспортер или боевую машину поддержки пехоты, — в последнее время МТ-ЛБ все чаще используется именно в таком качестве. Еще опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ в случае крайней необходимости мог эффективно защитить пулеметным огнем не только себя, но и орудийные расчеты, за которыми машина закреплена как тягач. Позднее в ходе боев в Грозном эти машины широко применялись для подвоза боеприпасов и эвакуации раненых, но они же хорошо зарекомендовали себя и как бронетранспортеры. И это несмотря на то, что МТ-ЛБ вооружен только 7,62-мм пулеметом ПКТ, его броня тоньше, чем у БТР-60, и он более уязвим при подрыве на мине. Однако удобная компоновка, прекрасная проходимость, простой и надежный двигатель с большим ресурсом перевесили все эти соображения, и в результате в Чечне эти тягачи постепенно вытесняли не только БТР, но даже и БМП.

 

Запас прочности, заложенный в конструкцию МТ-ЛБ, оказался так велик, что и сейчас, спустя более сорока лет после своего создания, он успешно модернизируется и на его базе создаются все новые боевые машины, в том числе и легкие БТР и БМП, зенитные комплексы и т.д. Одним словом, МТ-ЛБ востребован и сейчас, мало того — можно считать, что он переживает свое второе рождение.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

Подписаться

naukatehnika.com

МТ-ЛБ многоцелевые бронированные гусеничные транспортеры фото

МТ-ЛБ многоцелевые бронированные гусеничные транспортеры фото, стали одной из наиболее массовых гусеничных бронированных машин Советской и Российской армии. Его шасси оказалось настолько удачным, что до сих пор широко используется в различных родах войск.
Mногоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный МТ-ЛБ был разработан в 1964 году конструкторским бюро Харьковского тракторного завода, которое в то время возглавлял А. Ф. Белоусов. Серийное производство машины началось в 1966 году.

  • 1962 г. Начало разработки
  • 1964 г. Испытания прототипов
  • 1965 г. Принятие на вооружение
  • 1966 г. Начало серийного производства.

МТ-ЛБ многоцелевые бронированные гусеничные транспортеры фото, предназначен для буксировки прицепов общей массой до 6,5 т, перевозки людей и грузов, монтажа различного оборудования и обеспечения других транспортных потребностей. Первоначально тягач использовался для буксировки 100-мм противотанковых пушек Т-12, а затем получил большое распространение и для выполнения других задач.

Легкий многоцелевой транспортер — тягач МТ-ЛБ, вид справа и слева

Новый тягач получил совершенно нетрадиционную для артиллерийских тягачей компоновку. Двигатель разместили в средней части корпуса, а КП, выполненную в едином блоке с бортовыми передачами, — в носовой, соединив их карданным валом. Благодаря этому передняя часть машины не была переутяжелена, достигалась равномерная нагрузка на ходовую часть, а размещение массивного двигателя и его систем вблизи центра тяжести положительно влияло на повышение плавности хода. Отделение управления расположили между двигателем и трансмиссией, а всю заднюю часть корпуса заняли закрытой грузовой платформой, приспособленной также и для перевозки людей.

Опытные образцы тягача подвергли всесторонним испытаниям в различных климатических условиях: и в Арктике — с ее низкими температурами, и в Туркмении — с жарой и высоким содержанием пыли в воздухе. Замечаний оказалось немного, и в 1964 году доработанные МТ-ЛБ и МТ-Л были одобрены государственной комиссией и рекомендованы к серийному производству.

Легкий многоцелевой транспортер — тягач МТ-ЛБ, вид справа. Авиабаза Боллинг, Вашингтон, 1986 год

МТ-ЛБ многоцелевые бронированные гусеничные транспортеры фото, начали поступать в войска с середины 1960-х годов и быстро завоевали популярность своей многофункциональностью. Они использовались для буксировки артсистем калибра до 100 мм, в том числе БС-3 и МТ-12, для перевозки грузов и в качестве санитарных машин.

MT-LB медицинский вариант гусеничного транспортера

MT-LB активно использовались советскими войсками в Афганистане в качестве тягачей и транспортных машин. Существовал и вариант импровизированного самоходного миномета: на крыше транспортного отсека крепился буксируемый 82-мм автоматический миномет 2Б9 «Василек». При этом огонь велся прямо с машины. После развала СССР у России не осталось ни одного завода производящего легкую технику на гусеничном ходу.

Польский гусеничный минный заградитель «ISM Kroton» создан на удлененной базе Opal, который в свою очередь на советском МТ-ЛБ

МТ-ЛБ с дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом НСВТ один из вариантов модернизации транспортера

МТ-ЛБ с установленным дистанционно управляемым модулем «Гром» фото

Станция засечки ядерных взрывов К-612-О на базе МТ-ЛБ фото


MT-LBMB с боевым модулем MB2 полигон Бронницы фото

МТ ЛБВМК лёгкий многоцелевой бронированный гусеничный транспортёр фото

Конструкция многоцелевые транспортеры МТ-ЛБ. В передней части корпуса размещены агрегаты силовой передачи, отделение управления и установка ТКБ-01-1. Отделение управления отделено от силовой передачи перегородкой. В отделении управления установлены механизмы управления и два сиденья. В средней части корпуса в специальном отделении размещен двигатель со всеми его агрегатами и системами.
Вся остальная часть корпуса используется для размещения людей и груза. Основным оружием транспортера-тягача является 7,62-мм пулемет ПКТ, располагающийся в броневой башенке ТКБ-01-1. Максимальный угол возвышения пулемета составляет +40°, а снижения -5°. Боекомплект к пулемету состоит из 1000 патронов. Сварной герметичный корпус изготавливается из броневой стали. Лобовая броня обеспечивает защиту от 7,62-мм бронебойных пуль при всех курсовых углах обстрела с дальности 250 м, а бортовая броня — при углах ± 75°.

После распада СССР все заводы-изготовители машин семейства МТ-ЛБ оказались за пределами России: на Украине, в Польше и Болгарии. Поэтому закупок Россией данной техники не производилось с 1990 года, тем не менее именно Вооруженные силы России располагают самым многочисленным парком более 5000 штук. Как известно, уж если Советский Союз производил какую то военную технику, то огромными партиями. Поэтому данный вид военной техники можно встретить на всех континентах земного шара.

Иракские военные «верхом» на транспортере MT-ЛБ фото

Многоцелевые транспортеры МТ-ЛБ на совместных российско-американских учениях. 1997 год

Легкий многоцелевой транспортер- тягач МТ-ЛБ на учениях. 1988 год.

МТ-ЛБ бронированная гусеничная машина с низким уровнем силуэта фото

Расположенное в кормовой части машины десантное отделение рассчитано на размещение до 11 полностью экипированных пехотинцев или 2500 кг груза (при буксировке прицепов массой до 6500 кг машина может перевозить груз до 2000 кг). Пехотинцы размещаются вдоль бортов на топливных баках, верхняя часть которых оборудована как сиденья. Для посадки и спешивания пехотинцев используются двустворчатая дверь в кормовом бронелисте и два люка в крыше десантного отделения. Для наблюдения за полем боя пехотинцы пользуются двумя перископическими приборами наблюдения в крыше десантного отделения и смотровым прибором на правой дверце кормы машины. Для ведения стрельбы в бортах корпуса имеются четыре амбразуры.
Вот нарезал небольшое видео со стрельбой и новыми модификациями.

Силовая установка состоит из многотопливного восьмицилиндрового четырехтактного V-образного автомобильного дизеля ЯМЗ-238В мощностью 240 л. с.

моторное отделение транспортера MT-LB фото

Основу механической трансмиссии составляет двухпоточный механизм передач и поворота (МПП). В ходовой части используется индивидуальная торсионная подвеска и гусеницы с закрытым металлическим шарниром. Пустотелые опорные катки с наружной амортизацией изготовлены из алюминиевого сплава, на крайних узлах подвески установлены поршневые гидроамортизаторы.
Перед преодолением водной преграды на корпусе машины устанавливаются гидродинамические щитки, поднимается волноотражательный щиток и удлиняется воздухозаборная труба. Движение на плаву осуществляется за счет вращения гусениц.
МТ-ЛБ многоцелевые бронированные гусеничные транспортеры фото ТТХ

  • Боевая масса, т: 9,7
  • Экипаж, чел.: 2+11
  • Габаритные размеры, мм: длина: 6454 ширина: 2850 высота: 1865 клиренс: 395
  • Макс, скорость движения, км/ч: по шоссе: 61,5 на плаву: 6
  • Запас хода, км: по шоссе: 500
  • Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град.: 35 ширина рва, м: 2,8 высота стенки, м: 1,1

toparmy.ru

как модернизируют легендарные российские тягачи

МТ-ЛБ — одна из наиболее массовых гусеничных машин военной автомобильной техники, которая за свою более чем полувековую историю завоевала большую популярность, как в нашей армии, так и за рубежом. Парк этих машин насчитывает тысячи единиц. И по сей день МТ-ЛБ незаменим в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, где одним из важнейших показателей для всех военных машин является проходимость. А по этому качеству «Мотолыга» уступит разве что только двухзвенным транспортерам, которых на вооружении не так много.

МТ-ЛБ используется в подразделениях, частях и соединениях артиллерии, войсковой ПВО, ракетных войск стратегического назначения, мотострелковых и танковых войск, а также в морской пехоте и береговых частях флота.

Экскурс в историю

Многоцелевой транспортер МТ-ЛБ создавался специализированным конструкторским бюро Харьковского тракторного завода (СКБ ХТЗ) под руководством главного конструктора Анатолия Белоусова.

Техническое задание на разработку бронированного тягача было утверждено в конце 1950-х годов. Необходимость такой разработки была связана с появлением новых артиллерийских систем и изменившейся концепции их боевого использования. С принятием на вооружение Советской армии 100-мм гладкоствольной противотанковой пушки МТ-12 «Рапира» и 122-мм гаубицы Д-30 для их буксировки на огневые позиции и при смене огневых позиций в бою обычные автомобили стали малоэффективными. Стал необходим бронированный тягач с низким силуэтом и высокими характеристиками подвижности, способный не только буксировать артиллерийскую систему, но и перевозить под прикрытием брони ее расчет и боекомплект. Следует отметить, что работы в СКБ ХТЗ начались не с чистого листа.

В 1961–1962 гг. СКБ Алтайского тракторного завода уже вело ОКР по созданию многоцелевого гусеничного бронированного транспортера. Был разработан эскизный технический проект и практически готов опытный образец для заводских испытаний. Однако в связи с предстоящим конкурсным проектом по созданию боевой машины пехоты (БМП), руководством завода и начальником конструкторского бюро было принято решение отказаться от этой работы в пользу проекта по БМП. Все наработки по транспортеру были переданы в СКБ ХТЗ.

С учетом полученного от заказчика технического задания необходимо было разработать не просто тягач, а совершенно новую многоцелевую машину. Поэтому основной упор сделали на возможность создания широкой гаммы моделей с унифицированными двигателем, ходовой частью, трансмиссией, электрооборудованием, средствами связи и жизнеобеспечения.

Конструкция

В конструкцию машины были заложены очень высокие на то время технические характеристики: 240-сильный дизель, максимальная скорость – до 60 км/ч, грузоподъемность – 2,5 т, масса буксируемого прицепа – 6,5 т.

Наиболее значительными конструктивными нововведениями стали бронированный герметичный корпус, который обеспечивал машине плавучесть, синхронизированная двухпоточная трансмиссия, торсионная подвеска с гидроамортизаторами.

8-цилиндровый 4-тактный дизель ЯМЗ-238В позволил достичь очень высокий для 60-х годов показатель удельной мощности – 25,8 л.с./т, что и обеспечило машине высокие показатели подвижности в сочетании с другими агрегатами.

Водоизмещающий корпус обеспечивает возможность держаться МТ-ЛБ на плаву при номинальной грузоподъемности до 2 т. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц.

Оригинальная трансмиссия обеспечила МТ-ЛБ разворот вокруг своей оси с радиусом, равным половине ширины машины, что особенно важно при движении на узких горных дорогах или лесистой местности. При таких показателях транспортер оказывался зачастую единственным средством передвижения в труднодоступных районах Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера. В этих районах МТ-ЛБ часто использовался как бронетранспортер, и им там оснащались мотострелковые подразделения многих соединений. Машина оказалась настолько удачной, что превратилась не просто в бронированный тягач, а в универсальное шасси, на основе которого появилось целое семейство боевых и вспомогательных бронированных машин включающее более 80 (!) образцов и модификаций.

В связи с тем что после распада СССР все заводы, производящие транспортеры семейства МТ-ЛБ, остались за пределами России (Украина, Болгария, Польша), закупки новых машин этого типа с 1990т г. не производились. В войсках остались тысячи машин со сроком эксплуатации 10 лет и более. Еще немного — и они могли стать просто грудой металла. Учитывая сложившиеся экономические обстоятельства и отсутствие в России базовых заводов по выпуску МТ-ЛБ, стал актуальным вопрос о проведении в промышленных масштабах капитального ремонта и повышения в ходе его выполнения военно-технического уровня машин за счет модернизации, с тем чтобы довести их тактико-технические характеристики до уровня современных требований.

Второе дыхание МТ-ЛБ

В 1995г. капитальный ремонт тягачей МТ-ЛБ был освоен на ОАО «Муромтепловоз», что и явилось предпосылкой для реализации опытно-конструкторских работ, направленных на совершенствование боевых характеристик этих машин. В ходе этих работ и родились программы модернизации машин семейства МТ-ЛБ, которые были успешно реализованы. Справедливости ради, надо отметить, что свои подходы к повышению характеристик МТ-ЛБ предлагали инженеры Украины, Польши и Болгарии.

В 1999г. на ОАО «Муромтепловоз» приступили к типовым испытаниям двух опытных образцов модернизированных МТ-ЛБ, получивших наименование МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ, а уже начиная с 2000г. предприятием стала осуществляться модернизация машин семейства МТ-ЛБ при проведении их капитального ремонта. Главной целью при проведении работ стало повышение огневой мощи машин. Для этого машины оснастили башенной пулеметной (14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТМ) или пулеметно-пушечной установкой (30-мм АП 2А72 и 7,62-мм ПКТМ), в зависимости от варианта модернизации. Кроме того, в ходе модернизации на 80 % восстанавливается ресурс МТ-ЛБ.

Позже конструкторами «Муромтепловоза» и военными инженерами был разработан еще целый ряд вариантов модернизации МТ-ЛБ, в том числе с форсированным до 310 л.с. дизелем ЯМЗ-238БЛ-1 и гидрообъемной передачей (ГОП), комплексами вооружения со стабилизированной в двух плоскостях 30-мм автоматической пушкой 2А42 или 12,7-мм пулеметом 6П50 «КОРД» в башне с механическими приводами, новыми средствами связи. Некоторые из них были приняты на вооружение и поставлены в войска.

Вариант «Ремдизеля»

В настоящее время к капитальному ремонту МТ-ЛБ подключилась компания «Ремдизель». В ходе проведения ремонта на уже модернизированные на «Муромтепловозе» МТ-ЛБМ, помимо обычной в таких случаях замены узлов и агрегатов, устанавливают новые УКВ радиостанции типа Р-168-25У-2, прибор ночного видения водителя ТВН-5 и опорно-поворотное устройство бронированной башни с пулеметом «КОРД».

Вариант машины, о котором рассказала «Российская газета», является опытным образцом и выполнен в одном экземпляре. На нее установлен новый дизель мощностью 360 л.с. с гидрообъемным механизмом поворота. Это позволило убрать в отделении управления МТ-ЛБ «тракторные» рычаги и установить для управления машиной устройство, напоминающее джойстик.

Максимальная скорость движения машины увеличилась до 65 километров в час, а масса буксируемого прицепа увеличилась на полтонны. По мнению специалистов «Ремдизеля», данная модернизация обеспечит продление жизненного цикла МТ-ЛБ еще на 20-30 лет.

tvzvezda.ru

Маталыга Википедия

МТ-ЛБ
Классификация бронетранспортёр
Боевая масса, т 9,7; 12,2 с грузом
Компоновочная схема трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 11
Производитель
Годы эксплуатации с 1964
Количество выпущенных, шт. более 9600[1]
Основные операторы
Длина корпуса, мм 6399—6509
Ширина, мм 2820—2865
Высота, мм 1835—1890
База, мм 3700
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 395—415
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 14
Прицелы ПП-61Б
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя

ru-wiki.ru

МТ-ЛБ 6МА, МТ-ЛБ 6МБ, МТ-ЛБ 6М1Б3, МТ-ЛБ 6М1Б5, БМП МТ-ЛБР6

Модернизированные МТ-ЛБМ

(МТ-ЛБ 6МА, МТ-ЛБ 6МБ, МТ-ЛБ 6М1Б3, МТ-ЛБ 6М1Б5, БМП МТ-ЛБР6 и пр.)

 

В конце 50-х годов в КБ Харьковского тракторного завода была начата разработка артиллерийского тягача «объект 6». В 1964 году многоцелевой транспортёр — лёгкий бронированный или МТ-ЛБ был принят на вооружение. МТ-ЛБ предназначался в первую очередь как тягач для буксировки 100мм пушек БС-3 и МТ-12 «Рапира». Машины также использовались для перевозки до 2-х тонн груза и буксировки прицепа массой до 6,5 тонн, а также как санитарный     транспорт. Для северных и заболоченных районов был создан   МТ-ЛБв-снегоболотоходный вариант с расширенными с 350 до 570 мм гусеницами и гидродинамическими и грязевыми щитками. Часто, особенно в северных и дальневосточных районах,  МТ-ЛБ и МТ-ЛБв использовались в мотострелковых дивизиях  вместо БТРов. На таких машинах вместо поворотной башенки ТКБ-01 устанавливался бронеколпак с крупнокалиберным пулемётом НСВТ. В войсках машина пользовалась заслуженным уважением и любовью.

 На базе МТ-ЛБ было создано множество машин: 9А34 и 9А35 Стрела-10, 9М144 Штурм-С,  СНАР-10, МТП-ЛБ, 1В13, 1В14, 1В15, 1В16, РХМ «Кашалот», 9С80 «Овод-М-СВ», 9С80-1 «Сборка», 9С737 «Ранжир», 1Л219 «Зоопарк», КДХР-1Н «Даль» и самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика».

 МТ-ЛБ хорошо показал себя в вооруженных конфликтах и локальных войнах. Наверное, единственный недостаток этих машин — это слабое вооружение, хотя для артиллерийского тягача этого вооружения  вполне хватало. В 2000 году этот недостаток был устранён: на ОАО «Муромтепловоз»,  предприятии, проводившем капремонт МТ-ЛБ, были выпущены 2 новые машины. Точнее 2 варианта модернизации МТ-ЛБ — МТ-ЛБ6МА и МТ-ЛБ6МБ. В первом варианте устанавливается боевое отделении  БПУ-1 от БТР-80 , а во втором – башня, разработанная по теме «Буйность» от БТР-80А. Башня, разработанная ОАО ГАЗ предполагает установку широкой номенклатуры вооружения. Наборы для модернизации состоят из башенной установки, нового верхнего листа, заглушки на место старой башни  и  люков. В последствии были разработаны варианты с усиленным вооружением 6М1Б3 и 6М1Б5.

 

            

 

1- Вариант модернизации МТ-ЛБ с установкой боевого модуля разработанного

Горьковским автомобильным заводом для модернизации БТР-80 (МТ-ЛБ 6МБ)

2 — Вариант модернизации МТ-ЛБ (6М1Б3) с установкой усовершенствованной башенной установки собственной разработки, на которой установлен автоматический гранатомет АГ-17, 12,7-мм пулемет «Корд» и

спаренная 23 мм автоматическая пушка ГШ-23, также предусмотрена установка двух ПЗРК «Игла».

3 – Вариант с установленной башней БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА)

4 — Вариант с установленной башней БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА)

 

 

        

Фото МТ-ЛБ 6МБ. Установка большой номенклатуры сменного вооружения обеспечена конструкцией башни.

 

Фото детализация МТ-ЛБМ 6М1Б5 предоставленная автором сайта fotoarmor.narod.ru Корневым С.Г.

Этот вариант модернизации МТ-ЛБ предусматривает установку на машину комплекса вооружения, включающего в себя двуствольную 30-мм автоматическую пушку ГШ-30К и двух ПЗРК «Игла».

Приводы башни и блока оружия на обоих вариантах (6М1Б3, 6М1Б5) – электрические, с высокими скоростями наведения.

 

       

 

       

 

       

 

       

 

       

 

Нажмите для просмотра

Тактико-технические характеристики модернизированного тягача МТ-ЛБ 6МА, МТ-ЛБ 6МБ, МТ-ЛБ 6М1Б3, МТ-ЛБ 6М1Б5, БМП МТ-ЛБР6

 

Кроме того, создатель МТ-ЛБ КП “Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова” предлагает свою модернизацию МТЛБ с целью обеспечения эффективной огневой мощи посредством установки модуля вооружения, включающего 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет, 2 прицела, а также систему постановки дымовой/аэрозольной завесы.

Защищенность машины усилена путем создания разнесенного бронирования, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. БМП МТ-ЛБР6 оборудована фильтровентиляционной установкой и системой автоматического пожаротушения. Для повышения подвижности машины и компенсации ее возросшей массы устанавливается более мощный дизельный двигатель, развивающий 310 л .с.

         Другие украинские варианты модернизации предусматривают установку башенки с дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом НСВТ. Боекомплект пулемета составляет 1050 патронов. Башенка устанавливается вместо штатной башенки МТ-ЛБ с 7,62-мм пулеметом.

 

       

 

 

 

Нажмите для просмотра

Тактико-технические характеристики модернизированного тягача МТ-ЛБ

 

Подробнее о вариантах модернзации ЛБТ вы можете узнать на сайте КП “Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова” — http://morozov.com.ua/

 

 

 

Источники: Виктор СЕРГЕЕВ, «МТ-ЛБ еще послужит»

btvt.narod.ru

Мотолыга элегантным движением превращается… Превращается в почти БМП. — Не теряйте мужества


МТ-ЛБР6
Именно такой вариант модернизации под названием МТ-ЛБР6, — а фактически и переклассифицирования популярного и любимого в войсках труженика — тягача МТ-ЛБ. Честно говоря, мне кажется, что по числу всевозможных вариантов его использования он вполне может поспорить и с М113, известным в этой части чемпионом. Так вот, ХКБМ предлагает превратить МТ-ЛБ в, фактически, довольно современную БМП, за относительно (относительно покупки новой БМП) небольшие деньги. Как?

вид спереди (кликабельно)
Что первым бросается в глаза? Конечно, совершенно необычное для МТ-ЛБ вооружение. Боевой модуль с вынесенной 30-мм пушкой ЗТМ-1 (аналогом 2А72) позволяет бороться с практически любыми легкобронированными целями и даже с низколетящими вертолетами. Ну, положим, с последними, в основном, путем заградительного огня «в ту сторону», но от БМП никто большего и не требует, в общем-то. Смущает, конечно, отсутствие бронезащиты пушки и БК с бортов и сзади — но тут, полагаю, решили массу сэкономить для усиления бронирования корпуса.

еще один ракурс (кликабельно)

Проблема в том, что мотолыга — все-таки, по своему первоначальному назначению тягач, поэтому для действий на поле боя у него совершенно недостаточное бронирование. Поэтому, в ходе модернизации, машину дополнительно защитили навесными модулями по бокам и взводными противокумулятивными экранами на уровне гусениц. Усилена и бронезащита фронтальной проекции, но как и насколько сказать затрудняюсь, — скорее всего, накладкой листов брони относительно небольшой толщины эдаким «чехлом» поверх родной брони, поскольку очертания изменились несильно.



МТ-ЛБР6, вид сбоку (кликабельно)
Конечно, все это не прошло даром для веса машины — снаряженная масса достигает 11700кг, что на две тонны больше исходной массы МТ-ЛБ. Для компенсации этого прироста машина получила и новый двигатель, ярославский ЯМЗ-238Н-1 мощностью в 300л.с. (было 240), так что общая подвижность и динамика практически не пострадали.

В целом машинка получилась достаточно интересная, но вот что-то я не слыхал про заказы ее. Нет, ну понятно, что у России есть Муромтепловоз, предлагающий решения не хуже (хотя у нас их тоже не покупают), но каким-нибудь странам третьего мира, наверное, было бы это интересно..? Или, все-же, покупают, просто я ничего не знаю?

strangernn.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *