Кпп зил бычок устройство – Технические характеристики КПП ЗИЛ-5301

Технические характеристики КПП ЗИЛ-5301

На автомобилях  ЗИЛ и их модификациях установлена механическая, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами (рис.1).

1 -  первичный вал: 2, 21, 30 и 45 - подшипники: 3, 28, 31 и 47 - стопорные кольца; 4 - крышка заднего подшипника первичного вала: 5 - синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 - втулка шестерни четвертой передачи; 7 и 40 - зубчатая пара четвертой передачи; 8 и 38 - зубчатая пара третьей передачи: 9 - головка стержня переключения первой передачи и передачи заднего хода': 10 - вилка переключения второй и третьей передач; 11 - крышка коробки передач:12 - установочная втулка; 13 - шарик фиксатора: 14 - пружина фиксатора; 15 - штифт замочного устройства стержней переключения передач: 16 • шарик замочного устройства: 17 - синхронизатор второй и третьей передач: 18 и 34 - зубчатая пара второй передачи: 19 - вилка переключения первой передачи и передачи заднего хода; 20 • зубчатое колесо первой передачи и передачи заднего хода; 22 - червяк привода спидометра; 23 и 59 - шестерни привода спидометра: 24 - крышка подшипника вторичного вала; 25 - фланец с отражателем; 26 - гайка фланца вторичного вала;27 и 51 - манжеты; 29 - гайка промежуточного вала; 32 - картер коробки передач; 33 - вторичный вал; 35, 39 и 41 опорные шайбы; 36 и 42 - замочные кольца; 37 - зубчатое колесо передачи заднего хода промежуточного вала; 43 -промежуточный вал; 44 - шестерня постоянного зацепления: 46 - заглушка; 48 - прокладка; 49 • блокирующий палец: 50и 53 - роликовые подшипники: 52 - стопорная пластина; 54 и 67 - пружины; 55 - ось блока зубчатых колес передачи„ заднего хода; 56 - блок зубчатых колес передачи заднего хода; 57 - пробка контрольно-заливного отверстия; 58 -крышка люка отбора мощности: 60 - сливная пробка с магнитом; 61 - сапун: 62 - предохранитель выключения первой а. передачи и передачи заднего хода; 63 - ось промежуточного рычага; 64 - картер наконечника рычага переключения 1= передач: 65 - фиксатор рычага: 66 - чехол рычага переключения передач; 68 - наконечник рычага переключения  передач: 69 • промежуточный рычаг; 70 - сухарь промежуточного рычага; 71 - стержень переключения первой передачи 5 и передачи заднего хода; 72 - шток переключения четвертой и пятой передач; 73 - шток переключения второй и третьей передач: 74 - штуцер вала привода спидометра; 75 - рычаг переключения передач; 76 – шпонка

Применение синхронизаторов в коробке передач облегчает управление автомобилем, обеспечивает бесшумность включения передач и повышает долговечность зубчатых муфт шестерен.

Следует иметь в виду, что в коробках передач установлены червяк 22 и шестерня 59 привода спидометра, рассчитанного на определенное передаточное число в заднем мосту.

Тип коробки механическая с пятью передачами для движения вперед и одной назад

Передаточные числа:

- первая передача 6,45

- вторая передача 3,56

- третья передача 1,98

- четвертая передача 1,275.

- пятая передача 1,00 (прямая)

- задний ход 6,15

Максимальный крутящий момент, передаваемый коробке передач, Н.м 410

Переключение передач механическое, качающимся рычагом, установленным на крышке коробки

Отбор мощности. От блока шестерен заднего хода

Максимальная мощность коробки отбора мощности, кВт (л.с.) 22,08 (30)

Возможные неисправности коробки передач

Причина неисправности

Метод устранения

Затрудненное включение всех передач, передача заднего хода и первая передача включаются со скрежетом

Неполное выключение сцепления

(сцепление «ведет»)

Отрегулировать свободный ход

муфты подшипника выключения сцепления

Включение передач с ударом и скрежетом

Износ конусных колец синхронизаторов или

блокирующих фасок пальцев и каретки

Заменить синхронизаторы

Самовыключение передач на ходу

Неполное включение передач из-за неисправности

механизма переключения, износа пазов вилок или

ослабления крепления вилок и рычагов

Устранить неисправности,

заменить изношенные детали

Передачи не включаются

Разрушение подшипников шестерен ведомого вала

поломка пальцев или фиксаторов синхронизаторов

Заменить неисправные детали

Заменить синхронизаторы

Повышенный уровень шума при работе коробки передач

Износ или поломка зубьев шестерен

Разрушение подшипников

Заменить неисправные детали.

Течь масла из коробки передач

Износ манжет или потеря ими эластичности

Повышенное давление в картере коробки

нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям

Заменить манжеты

Промыть сапун

Подтянуть крепежные детали,

заменить прокладки

 

autoruk.ru

КПП ЗИЛ

   На многие годы, начиная с 1961-го, для автомобилей завода им. Лихачева штатной стала КПП ЗИЛ 130-ой модели. Достаточно распространенными были и 157К, и 131, но это, по сути, просто модификации КП-130…

   Коробка пятиступенчатая, трехходовая. На всех передачах кроме первой и заднего хода шестерни находятся в постоянном зацеплении. 2, 3, 4, и 5-я передачи оснащены инерционными синхронизаторами. В месте с основными трансмиссионными элементами в коробке установлен тормоз барабанного типа (без такого тормоза, это как раз КПП 131 и -157К). На 131-ой также присутствует дополнительный резиновый чехол для уплотнения места входа рычага в картер, а из внутренней полости герметичного картера выведена вентиляционная трубка – коробка предназначалась для машин, которым часто приходится преодолевать броды.


   Кроме этого коробки трехосных модификаций отличаются отсутствием привода спидометра, на них его помещали в раздаточную коробку. При этом сами КПП ЗИЛ 130 тоже различались шестернями привода спидометра. Здесь все зависело от конкретики установленного моста и передаточного числа главной пары. В 1965 году в коробке появился усовершенствованный механизм переключения, с предохранителем включения первой и задней передач и функцией блокировки рычага на нейтральной передаче. С 1967 года конструкция базовой модели была еще немного изменена. Вместо игольчатого подшипника ведомого вала стали использовать подшипник с сепаратором, для чего изменили шейку ведомого вала, гнездо подшипника на ведущем валу и убрали стопорное кольцо.

  Несмотря на достаточно большую массу эту КПП ЗИЛ завод и потребитель ценили за простоту, надежность и ремонтопригодность. Она использовалась на многих дальнейших модификациях ЗИЛов, например, на «Бычках» стоит практически такой же по конструкции узел, но с немного другими габаритами отдельных деталей. Также эту коробку поставляли для грузовиков других отечественных марок, например для ряда машин Миасского и Горьковского (Урал и ГАЗ) заводов.

Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей      8-916-161-01-97      Сергей Николаевич


   Торговый дом «СпецМаш» специализируется на производстве (и продаже) комплектующих для тяжелой техники, так что если у вас какие-то проблемы с КПП ЗИЛ, то открывайте наш каталог и находите нужное. Все запчасти сертифицированы, купить их можно, как оптом, так и в розницу. Если вы не в Москве (области), ничего страшного – организуем пересылку в любой российский регион.

1 130-1701030-Б Вал коробки передач первичный

2 306516-П Подшипник

3 307767-П Кольцо стопорное

3 307767-П Кольцо стопорное

4 308186-П Кольцо стопорное

5 307742-П Кольцо стопорное

5 809827-П Манжета в сборе

6 130-1701040-Б Крышка подшипника первичного вала

7 306621-П Подшипник

8 201499-П8 Болт

8 201499-П8 Болт

9 252136-П2 Шайба пружинная

9 252136-П2 Шайба пружинная

9 252136-П2 Шайба пружинная

9 252136-П2 Шайба пружинная

9 252136-П2 Шайба пружинная

9 252136-П2 Шайба пружинная

10 130-1701082 Блок шестерен заднего хода

11 120-1701180 Подшипник роликовый блока шестерен

11 120-1701180 Подшипник роликовый блока шестерен

12 130-1701086-А Пружина

13 306026-П Заглушка

14 308173-П Кольцо упорное

15 306893-П Подшипник роликовый

16 307751-П Кольцо стопорное

17 130-1701056 Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала

18 130-1701050-А Втулка

19 130-1701185 Шестерня четвертой передачи промежуточного вала

20 130-1701051 Шестерня третьей передачи промежуточного вала

21 130-1701054 Шестерня заднего хода промежуточного вала

22 130-1701049 Шестерня второй передачи промежуточного вала

23 304918-П Шпонка сегментная

24 130-1701151-А Синхронизатор четвертой и пятой передач в сборе

25 130-1701199 Кольцо стопорное шестерни 3-й и 4-й передач вторичного вала

26 130-1701187 Шайба упорная

27 130-1701181 Шестерня четвертой передачи вторичного вала

28 130-1701182 Втулка шестерни четвертой передачи вторичного вала в сборе

29 130-1701130 Шайба упорная шестерни третьей передачи

30 130-1701131 Шестерня третьей передачи вторичного вала

31 130-1701150-А Синхронизатор второй и третьей передач в сборе

32 307771-П Кольцо стопорное шестерни второй передачи

33 130-1701128 Шайба опорная шестерни второй передачи вторичного вала

34 130-1701127 Шестерня второй передачи вторичного вала

35 130-1701112 Шестерня первой передачи и заднего хода вторичного вала

36 130-1701105-Б2 Вал коробки передач вторичный

37 130-3802088 Штуцер ведомой шестерни привода спидометра

38 130-3802031 Стопор штуцера

39 252135-П2 Шайба пружинная

40 201456-П8 Болт

41 306551-П Подшипник шариковый

42 130-1701145 Крышка заднего подшипника вторичного вала

43 201501-П8 Болт

44 309825-П Манжета крышки заднего подшипника

45 130-1701147-10 Фланец с отражателем в сборе

46 305745-П Шайба

47 130-1701259 Гайка крепления фланца вторичного вала

48 200321-П8 Болт длинный

49 130М-3802034-А1 Колесо зубчатое

50 130М-3802033 Червяк привода спидометра

51 130-1701048-Б Вал коробки передач промежуточный

52 306515-П Подшипник шариковый

54 130-1701075 Прокладка задней крышки промежуточного вала

55 130-1701061 Гайка заднего подшипника промежуточного вала упорная

56 130-1701074 Крышка заднего шарикоподшипника промежуточного вала

57 130-1701092 Ось блока шестерен заднего хода

58 150Б-1701098 Стопор

59 201499-П8 Болт

59 201499-П8 Болт

60 305070-П Пробка коническая

61 130-1701015-Б2 Картер коробки передач

62 130-1701146 Прокладка крышки заднего подшипника вторичного вала

63 305040-П Пробка коническая магнитная в сборе

64 130-1701021 Прокладка крышки люка коробки передач

65 130-1701020 Крышка люка картера

66 130-1701042 Прокладка крышки подшипника первичного вала коробки передач

67 306647-П Подшипник роликовый

1 130-1702060 Стержень переключения первой передачи и заднего хода

2 258254-П Шплинт-проволока

3 130-1702030 Вилка включения четвертой-пятой передач в сборе

4 130-1702074-Б Стержень переключения четвертой и пятой передач

5 130-1702064-Б Стержень переключения второй и третьей передач

6 130-1702028 Пилка включении второй -третьей передач в сборе

7 260310-П Заглушка

8 130-1702014 Прокладка крышки коробки передач

9 130-17021115-Б Крышка

10 252136-П2 Шайба пружинная

10 252136-П2 Шайба пружинная

10 252136-П2 Шайба пружинная

10 252136-П2 Шайба пружинная

11 201497-П8 Болт

12 130-1702225 Втулка установочная

13 130-1702223 Прокладка картера рычага переключения передач

14 130-1702130 Пружина рычага переключения передач

15 130-1702125 Опора рычага переключения передач

16 130-1702120-А Рычаг переключения передач

17 130-1702221-А Картер рычага переключения передач

18 130-1702017 Стопор рычага переключения передач

19 130-1702155-А Чехол рычага переключения передач

20 250513-П8 Гайка

21 130-1702159 Рукоятка рычага переключения передач в сборе

22 201501-П8 Болт

23 130-1702162-Б Рычаг промежуточный переключения первой передачи и заднего хода

23 130-1702165-Б Рычаг промежуточный переключения первой передачи и заднего хода

24 130-1702169 Ось промежуточного рычага первой передачи и заднего хода

25 250512-П8 Гайка

26 130-1702173 Сухарь промежуточного рычага

27 130-1702175 Кольцо замочное сухаря

28 307913-П Сапун в сборе

29 130-1702171-А Болт крышки установочный

30 260303-П Заглушка

31 130-1702057-Б Корпус предохранителя

32 130-1702056-Б Сухарь предохранителя

33 130-1702061-Б Пробка корпуса предохранителя

34 130-1702058-Б Пружина предохранителя

35 120-1702106 Пружина фиксатора стержня переключения передач

36 306203-П Шарик

37 130-1702024 Вилка включения первой передачи и заднего хода

38 305453-П Штифт

39 306205-П Шарик

40 258260-П Шплинт-проволока

41 120-1702040 Болт стопорный вилок и головок коробки передач

42 130-1702053 Головка стержня переключения первой передачи и заднего хода

www.kspecmash.ru

Коробка передач ЗИЛ-130 и ее устройство

СОДЕРЖАНИЕ

1 Коробка передач ЗИЛ-130 и ее свойства

2 Коробка ЗИЛ-130 схема

3 Синхронизатор

4 Коробка отбора мощности

5 Схема переключения передач

6 Первичный вал

7 Вторичный вал

 8 Промежуточный вал

Если сцепление необходимо для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии, то коробка передач служит для его изменения в зависимости от условий движения. Коробка обеспечивает движение автомобиля задним ходом и длительное разобщение трансмиссии от двигателя.

КПП ЗИЛ-130 имеет 5 передач для движения вперед и одну для движения назад. Коробка имеет 3 вала. Первичный,  вторичный и промежуточный, а также 2 синхронизатора инерционного типа. Установленные на валах шестерни можно группировать в необходимой комбинации и получать передаточные числа соответствующие той или иной передаче.

КПП ЗИЛ-130

Коробка ЗИЛ -130 схема

Перемещение шестерни ведомого вала вперед  включается первая передача. 2 передача включается перемещением муфты синхронизатора назад. Если переместить муфту синхронизатора вперед, то включится 3 передача. Перемещением муфты  2 синхронизатора назад включается 4 передача.  Если переместить муфту этого же синхронна вперед,  то включится 5 передача. Промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует. Задний ход включается перемещением шестерни 1 передачи до включения ее с блоком шестерни заднего хода.

Коробка передач, в которой изменение крутящего момента по величине производится за счет изменении передаточного числа.  Наибольшее распространение получили ступенчатая:

Схема переключения передач

коробки передач, где изменение передаточного числа осуществляется увеличением или уменьшением передаточного отношения зубчатых передач. Механизмы, которые изменяют в известных пределах передаточное число непрерывно, называются бесступенчатыми передачами.

» На автомобилях применяются бесступенчатые передачи следующих типов: гидравлические (Гидродинамические и гидрообъемные, иначе называемые гидростатическими), механические (фрикционные и импульсные) и электрические.

Наибольшее распространение в качестве бесступенчатых передач получили гидродинамические преобразователи-гидротрансформаторы, которые обычно устанавливаются в сочетании со ступенчатыми или планетарными коробками. Такие передачи называют гидромеханическими.

Ступенчатые коробки сравнительно просты ‚по конструкции и дешевле бесступенчатых передач, однако количество передаточных чисел у них ограниченное от трех до пяти.

На автомобилях повышенной проходимости и грузоподъемности число передач увеличивается благодаря применению дополнительной коробки передач. Крутящий момент будет тем больше, чем выше передаточное число шестерен, находящихся в зацеплении.

Схема КПП ЗИЛ-130

Ступенчатые коробки передач имеют принудительное  ручное управление, а планетарные и бесступенчатые,  в основном полуавтоматическое и автоматическое. Пятиступенчатая коробка передач показана на рис 131  Первичный (ведущий) вал 1 через сцепление соединяется с коленчатым валом двигателя. Вторичный (ведомый) вал является,  как бы продолжением первичного вала и расположен с ним на одной оси.

Один конец вторичного вала насажен на роликовый подшипник 10, установленный в конце первичного вала, поэтому вторичный вал может вращаться независимо от первичного; второй конец вала установлен в шариковом подшипнике 8.

На промежуточном валу 9 насажены шестерни. Все, они, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. Для уменьшения шума при работе и повышения долговечности шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении, выполнены косозубыми.

Особенностью конструкции коробки автомобиля ЗИЛ-130 является наличие шестерен постоянного зацепления на вторичном валу. Эти шестерни благодаря специальной обработке (фосфатированию) сопряженных поверхностей вала и шестерен их канавок для смазки установлены на валу без специальных втулок и подшипников.

Схема КПП

У  коробки передач типа МАЗ—500 игольчатые подшипники шестерен вторичного вала, находящихся в постоянном зацеплении, смазываются маслом …под давлением. Для этого против переднего конца промежуточного вала с внешней стороны картера коробки передач установлен шестеренчатый масляный насос, приводящийся во вращение от переднего конца промежуточного

вала.  Включение шестерен производится передвижением шестерни по шлицам вала, Но при этом неизбежен удар зубьев, так как окружные скорости шестерен разные. Для легкого и безударного переключения передач ‚необходимо, чтобы окружные скорости шестерен, вводимых в зацепление, были одинаковыми.

Окружная скорость шестерни зависит от числа оборотов вала, на котором она установлена, и от ее диаметра: чем больше диаметр шестерни и число оборотов вала, тем больше ее окружная скорость. Для выравнивания окружных скоростей шестерен перед вводом их в зацепление применяют особый механизм синхронизатор, который обеспечивает их бесшумное и безударное включение.

СИНХРОНИЗАТОР

Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.

Синхронизатор ЗИЛ-130

Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.

При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо  передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).

Синхронизатор ЗИЛ-130

Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис. 132, в и д), и муфта продолжит свое смещение. Ее наружные зубья 13 войдут в зацепление с внутренними зубьями шестерни вала 1,  которая, таким образом, соединится с помощью синхронизатора с ведомым валом 14.

Коробка отбора мощности КОМ.

Ее название намекает на то- что она отбирает часть крутящего момента двигателя и передает его на специальные  механизмы. Это может быть гидронасос или навесное оборудование коммунальной техники. КОМ работает в тесной связке с коробкой передач, а включается из кабины транспортного средства. На это маленькое устройство ложится огромный объем нагрузок и работ.

Коробка отбора мощности

Поэтому его всегда стремятся сделать прочным и долговечным. Существует 2 типа КОМ зависимый и независимый от сцепления. Первый работает тогда,  когда двигатель работает на холостом ходу. Зависимый КОМ легкий их просто установить и почти не нужно обслуживать. Они монтируются на механической КПП и включается водителем из кабины. Независимая КОМ может работать как с механикой,  так и с автоматом.

Она устанавливается на бетоносмесителях, дорожноочистной технике,  сель-хоз машинах. Место прописки КОМ может стать КПП, раздаточная коробка, двигатель или пространство между двигателем и КПП. КОМ высокопрочный агрегат, но даже он может ломаться.

Зачастую поломки видны сразу, КОМ либо перестает нормально включаться, либо начинает громко шуметь. Проблемы решаются по разному, начиная простым затягиванием гаек и заканчивая полной разборкой КОМ. В любом случае без соответствующих знаний и навыков самостоятельный ремонт КОМ не рекомендуется производителем.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Схема включения передач

Схема передач

Первичный вал

Первичный вал ЗИЛ-130

Первичный вал изготовляется из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементованного слоя 0,6…0,8 мм, твердость поверхностного слоя НRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Основные данные посадочных мест вала, допустимые износы шлицев, шеек и гнезд вала под подшипники, а также данные о шестернях.

Толщина зубьев прямоточных шлиц-5, 805…5, 855

Диаметр гнезда под роликовый подшипник — 43,980…44, 007

Диаметр шейки вала под шариковый подшипник — 60,003…60,023

Диаметр шейки конца вала — 24,975…24,995

Вторичный вал
Вторичный вал ЗИЛ-130

Вторичный вал изготовлен из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементации 0,8…1,1 мм, твердость поверхностного слоя HRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Биение шеек вторичного вала относительно оси допускается не более 0,05 мм. Применение шеек к выкрошенным цементированным слоем усталостного характера не допускается.

Параметры шлицев шеек вторичного вала

Диаметр шейки переднего конца вала под роликовый подшипник — 29,939..29,960

Диаметр шейки под шариковый подшипник — 50,003…50,020

zil-130-431410.ru

Что может понадобится дополнительно для переоборудования автомобиля ЗиЛ на двигатель Д245

  1. Переоборудование автомобиля ЗиЛ-130 на двигатель Д245 ММЗ
  2. Что может понадобится дополнительно?

Что может понадобится дополнительно?

Здесь мы собираем разную информацию по переоборудованию.
Какие детали и документы могут потребоваться.
Страница находится в стадии разработки. Информация собирается от прошедших процесс.
Кто что знает делитесь информацией.

По поводу регистрации в МРЭО переоборудованного автомобиля:


По нашим данным сначала автомобиль нужно предоставить в МРЭО со старым двигателем на осмотр, получить разрешение на переоборудование у начальника МРЭО или зама там есть специальный бланк заявления.
Далее получить заключение специализированного института (НАМИ) на возможность данной переделки, с перечнем работ и возможными местами исполнения. В заключении должен быть указан номер услуги сервиса, который стоит в сертификате.
Далее найти сервис, с нужным сертификатом, выполнить у них переоборудование, или купить документы.
После этого предоставить машину на инструментальный контроль на станцию диагностики. Потом опять в МРЭО.

Еще ньюансы:

1. КПП БЫЧКА и ЗиЛ-130 практически один в один, единственно переставляете первичный вал или укорачиваете первичный вал от ЗиЛа-130 примерно на 3 см. Разница возникает из за размеров картера сцепления Бычка и ЗиЛ-130.
2. Вот кронштейн передней опоры - заводской и ни каких соплей из швелеров.
Не изобретайте велосипед, всё уже давно изобретено.

Кронштейны у нас есть.

3. Исходный бензивый двигатель ЗиЛ-508 более высокооборотистый, а у дизеля Д245 частота вращения ниже.

Передаточные числа КПП были подобраны под более оборотистый двигатель из за этого скорость движения переоборудованного автомобиля с родной 130-й КПП упадет.
С этим можно мириться (скорость автомобиля будет в пределах 60 км/ч), а можно поставить ускоренную коробку переключения передач 432930 (арт. 3206-1700004-20).
Скорость возрастет на 20-30 км/ч.
Еще бывает люди меняют редуктор заднего моста и ставят резину большего диаметра.

4. Интеркулер нужен или не нужен решать Вам.

Если решите устанавливать - есть два варианта интеркуллера большой и маленький.
Большой 432930-1172010 -устанавливают на ЗиЛ с квадратной кабиной.
Малый 280-1172010 на ЗиЛ-130 с кабиной старого образца.
Мы Вам их можем поставлять они у нас есть.

www.automotor.ru

Сборка,установка КПП ЗИЛ-5301

Сборка и установка промежуточного вала

Установить в пазы вала шпонку 8 и последовательно напрессовать на вал предварительно подобранные по шейкам шестерню второй передачи (натяг 0,005...0,055 мм), шестерню заднего хода (посадка от натяга 0,04 мм до зазора 0,01 мм), шестерню третьей и четвертой передач (натяг 0,015...0,065 мм).

Установить распорную втулку, напрессовать шестерню постоянного зацепления (натяг 0,015...0,065 мм) и закрепить ее замочным кольцом. Кольцо установить с помощью оправки.

Все шестерни промежуточного вала должны быть напрессованы до упора в торец.

Установить картер коробки передач на приспособление. Вставить в гнездо картера кольцо переднего роликового подшипника промежуточного вала (посадка от натяга 0,01 мм до зазора 0,033 мм). 

Надеть роликовый подшипник на передний конец промежуточного вала (зазор 0,015...0,047 мм).

Вставить в картер промежуточный вал в сборе с шестернями, направив последовательно сначала задний конец вала в гнездо шарикового подшипника, затем установить в наружное кольцо передний конец вала с роликовым подшипником в сборе.

Напрессовать шариковый подшипник в сборе с замочным кольцом на задний конец промежуточного вала (натяг 0,003...0,032 мм), направить его в гнездо картера, установить подшипник вместе с валом в гнездо картера с помощью специальной оправки (посадка от натяга 0,012 мм до зазора 0,038 мм).

Навернуть гайку и затянуть ее. Момент затяжки не менее 250 Н м. Закрепить гайку, вдавив ее тонкий край в паз вала. Установить заднюю крышку с прокладкой и закрепить крышку болтами с пружинными шайбами.

Установить в выточку гнезда картера переднего подшипника стопорное кольцо и посадить его с помощью оправки, вставить в гнездо заглушку и запрессовать ее специальной оправкой.

Вставить в отверстие блока шестерен заднего хода роликовые подшипники, установив между ними распорную пружину, установить блок в картер коробки, вставить ось блока шестерен (с посадкой: конец оси большого диаметра - от натяга 0,052 мм до зазора 0,004 мм, конец оси меньшего диаметра - с зазором 0,007...0,060 мм).

Установить в выточку стопорную пластину и закрепить ее болтом с пружинной шайбой.

Сборка и установка вторичного вала и синхронизаторов

Установить вал в тиски с мягкими подкладками задним концом вниз и собрать детали вала в указанной ниже последовательности.

Надеть на шлицы шестерню 12  первой передачи, установить шестерню 11 второй передачи, надеть на вал упорную шайбу 10, закрепить шестерни замочным кольцом 9, посадив его в выточку вала с помощью специальной оправки.

Установить на шлицы вала синхронизатор 8 второй и третьей передач, установить на шейку вала шестерню 7 третьей передачи, поставив упорную шайбу 6, установить втулку 5 шестерни четвертой передачи, направив ее фиксаторный штифт в шлицевой паз вала.

Установить на втулку шестерню четвертой передачи, поставить упорную шайбу 3 и закрепить шестерню замочным кольцом 2, посадив его в выточку вала с помощью пустотелой оправки.

Кольцо должно плотно сидеть в канавке.

Установить на шлицы вала синхронизатор четвертой и пятой передач.

Установить вторичный вал в сборе в картер коробки, направив задний конец вала в гнездо картера, надеть подшипник в сборе с замочным кольцом на конец вала и, направив его в гнездо картера, запрессовать подшипник вместе с валом с помощью специальной оправки.

Сборка и установка первичного вала

Для сборки первичного вала надо установить его в приспособление и напрессовать подшипник (натяг 0,003...0,038 мм).

Установить в проточки замочные кольца 2. Вынуть вал из приспособления и установить в гнездо роликовый подшипник.

Установить в гнездо картера первичный вал с подшипником в сборе (посадка подшипника от натяга 0,012 мм до зазора 0,038 мм) и направить конец вторичного вала в роликовый подшипник первичного вала.

Установить крышку подшипника первичного вала с прокладкой, закрепить их болтами с пружинными шайбами.

Надеть на направляющую крышки муфту с подшипником выключения сцепления и установить на муфту оттяжную пружину.

Сборка крышки коробки передач

Сборка крышки коробки передач производится в последовательности, обратной разборке.

При сборке крышки сначала вставить шток 11с вилкой переключения первой 1передачи и заднего хода, затем шток 10 с вилкой переключения  четвертой и пятой передач и, наконец, шток 9 с вилкой переключения второй и третьей передач.

После установки штоков и вилок их следует закрепить стопорными болтами 14, зашплинтовать проволокой, завернув ее концы, как показано на рис. 5-7 (поз. 8, 13 и 15).

Проверить и при необходимости установить в нейтральное положение шестерню первой передачи и каретки синхронизаторов.

Установить крышку коробки передач с прокладкой, направив концы вилки в паз шестерни первой передачи и пазы лапок других вилок на диски кареток синхронизаторов, затем закрепить крышку болтами с пружинными шайбами.

Сборка картера наконечника рычага переключения передач

Закрепить картер наконечника рычага в тиски, вставив фиксатор 7  рычага в отверстие картера, установить рычаг 10 переключения передач, наложить немного солидола на шаровую поверхность рычага, надеть на хвостовик рычага опору 6 шаровой части рычага, установить пружину 5 рычага, повернуть отогнутый конец так, как показано на рисунке, и завести пружину за выступы картера.

Собрать промежуточный рычаг 2, установив в него сухарь 1 и ось 4, смазав их солидолом.

Установить рычаг вместе с осью в картер, после чего закрепить его в картере гайкой 3 с пружинной шайбой. Вынуть картер из тисков, установить защитный чехол 9, навернуть шаровую рукоятку 12 на рычаг переключения и закрепить ее гайкой 11.

Установить картер 8 наконечника рычага с прокладкой, направив конец промежуточного рычага в прорезь головки штока первой передачи и заднего хода, а конец наконечника рычага переключения передач – в паз вилки переключения передач, закрепить картер рычага болтами с пружинными шайбами.

Установить на конец вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра. Установить крышку вторичного вала и закрепить болтами с пружинными шайбами, Установить на шлицы фланец с отражателем, поставить на вал упорную шайбу, навернуть гайку и затянуть ее; момент затяжки - не менее 300 Нм. Застопорить гайку, вдавив тонкий край в паз вторичного вала. Установить в крышку вторичного вала штуцер с ведомой шестерней спидометра. Штуцер закрепить болтом с шайбой. Все прокладки крышек рекомендуется устанавливать на герметике.

Установить рычаг переключения передач со шпонкой на наконечник и закрепить гайкой с пружинной шайбой.

Испытание коробки передач

После сборки в коробку передач необходимо залить масло до уровня контрольной пробки и проверить ее на специальном стенде.

Обкатку коробки передач следует производить от электродвигателя в течение 3...5 мин, на каждой последовательно включенной передаче.

В процессе обкатки коробки передач проверяют нормальное включение передач, отсутствие повышенных шумов шестерен в зацеплении и стуков, отсутствие течи масла в манжетах и стыках, а также отсутствие других неисправностей.

Исправную коробку передач установить на двигатель с помощью домкрат-тележки или тали при снятом вентиляционном люке кабины, закрепить коробку передач на шпильках гайками с пружинными шайбами.Момент затяжки гаек должен быть 120...150 Нм.

autoruk.ru

Трансмиссия ЗИЛ-5301

При покупке задних ступиц автомобиля нужно учитывать, что есть ступицы старого образца и нового образца. Рассмотрим основные отличия ступиц, чтобы не перепутать их при установке.

До установки на автомобиль следует произвести полную сборку карданной передачи. Детали карданной передачи перед сборкой должны быть промыты и продуты сжатым воздухом. Сборку следует производить с учетом меток, сделанных при разборке

Для снятия карданной передачи с автомобиля надо отвернуть гайки крепления задней вилки-фланца карданного вала, снять шайбы и вынуть болты из отверстий фланцев, поддерживая при этом карданный вал.

На автомобилях ЗИЛ установлена открытая карданная передача с шарнирами карданных валов на игольчатых подшипниках.

Карданные валы изготовлены из волоченной тонкостенной трубы, сваренной из холоднокатаной ленты

При снятии коробки передач необходимо:

1. Отвернуть болты крепления крышки пола кабины, снять его и отвернуть фланец крепления карданного вала.

После регулировок подшипников главной передачи необходимо проверить зацепление зубьев ведущей и ведомой конических шестерен (на краску по пятну контакта) и, если требуется, отрегулировать зацепление и установить необходимый зазор между зубьями.

Регулировка преднатяга подшипников дифференциала и контроль бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи.

Боковой зазор в зацеплении главной передачи, увеличившийся вследствие износа зубьев, регулировкой не уменьшают, т.к.

Конические роликовые подшипники ведущей шестерни должны быть отрегулированы с предварительным натягом путем подбора регулировочных шайб 9, которых устанавливается две штуки.

Регулировку или ремонт главной передачи можно производить, не снимая задний мост с автомобиля.

Преднатяг подшипников главной передачи, боковой зазор в зацеплении и пятно контакта регулируются на заводе и, как правило, они не требуют регулировки при эксплуатации

На автомобиле и автобусе установлен ведущий задний мост с одноступенчатой гипоидной главной передачей (рис.1). Передаточное число главной передачи — 3,273 или 3,45.

Дифференциал — конический с четырьмя сателлитами.

autoruk.ru

Конструктивные свойства и расчет коробки передач автомобиля ЗИЛ-5301

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

 

 

 

                                                                                 Кафедра «МАПТС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ

 

На тему: «Конструктивные  свойства и расчет коробки передач  автомобиля ЗИЛ-5301»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Выполнил: студент гр. РЗК 3 Седюк Кирилл

                                       Проверил: преподаватель Лавров  С. А.

 

 

 

 

Уфа 2012

Введение.

 

ЗИЛ-5301 «Бычок»- российский малотоннажный грузовой автомобиль производства Завода имени Лихачева. Серийно выпускается с 1996 года.

 

В результате перехода в начале 90-х российской экономики на рыночные рельсы основная продукция АМО ЗИЛ — среднетоннажные  бензиновые грузовики, попала под обвальное  сокращение спроса, поэтому на предприятии  в начале 1992 года в срочной порядке  был запущен проект создания развозного трёхтонного грузовика с максимальным использованием уже выпускаемых  комплектующих от более тяжелых  грузовиков, в частности кабины типа 4331 и коробки передач типа 130. В  качестве прототипа по ходовой части  был взят «Мерседес-Бенц Т2». Два  первых ходовых образца трёхтонного  ЗИЛ-5301 были изготовлены в конце 1994 года, а в 1995 году произведена  опытно-промышленная партия из 219 машин  на «мерседесовском» шасси (кабины с  высоким расположением фар). Массовое производство серии ЗИЛ-5301, получившей собственное название «Бычок» (по неподтверждённым данным по личной инициативе московского  мэра Ю. М. Лужкова). Массовое серийное производство «Бычка» развернулось с 1996 года (1348 ед.). В 1996—1997 гг. была разработана  модульная конструкция панельного цельнометаллического кузова фургона  позволявшая создавать 2-х, 3-х и 4-секционные фургоны объемом от 10,5 м³ ЗИЛ-5301НС до 20,5 м³ ЗИЛ-5301ЕС (колёсная база 3245—4505 мм). Базовой моделью фургона стал 3-секционный ЗИЛ-5301СС объёмом 15,5 м³.

 

Низкая погрузочная  высота фургонов (765 мм), небольшой радиус разворота и наличие сдвижной боковой двери грузового отсека (под заказ изготовляли также  исполнения без боковых дверей) позволили  создать на их базе грузопассажирские  версии с 6-местной (включая водителя) кабиной и сокращёнными грузовыми  отсеками: 5,5 м³ на ЗИЛ-5301А3; 10,5 м³ на ЗИЛ-5301А2 и 15,5 м³ на ЗИЛ-5301А1 со съёмно-разборной перегородкой между кабиной и грузовым отсеком. По заказу «Мосводоканала» в 2004—2005 гг. было изготовлено 15 фургонов ЗИЛ-5301А2.

 

В 1998 году на базе фургонов было создано семейство  малых автобусов ЗИЛ-3250, включающее 15- и 19-местную модификации (база, соответственно, 3650 и 4505 мм). Автобусы получили стабилизаторы  обеих подвесок и АБС. В семейство  автобусов «Бычок» входит также  реанимобиль ЗИЛ-32502М с односкатной  ошиновкой и пневмоподвеской  заднего моста и штабной автобус  ЗИЛ-325ША.

К 2000 г. доля «Бычка» в общем выпуске АМО  ЗИЛ достигла 56 %, что составило 12,3 тыс. автомобилей. Таким образом, данное семейство смогло обеспечить заводу необходимую загрузку мощностей. Во второй половине 2000-х, из-за ухудшения  финансовых показателей предприятия  и усиления конкуренции со стороны  отечественных аналогов (ГАЗ-3310 «Валдай») и иностранных (прежде всего китайских) марок, доля «Бычка» в производстве начала стремительно падать. В 2008 году на долю «Бычка» в общем (значительно  сократившемся) выпуске АМО ЗИЛ  пришлось лишь 11,6 % (527 ед.). Производство семейства фургонов и автобусов  фактически свелось к единичным  заказам. Невысокое качество сборки и отсутствие подходящего дизеля снизили популярность модели даже у  госорганов, традиционно закупающих продукцию АМО ЗИЛ. Запуск в серию  модернизированного семейства «Тапир»  намеченное ещё на 2008 год, постоянно  переносится, что также не усиливает  конкурентных позиций семейства. На базе «Бычка» создано усиленное 4,5-тонное семейство ЗИЛ-4362, серийное производство которого переносится, начиная, с 2006 года и, на сегодня предполагается уже в составе семейства «Тапир».

 

До 2005 года на ЗИЛ-5301 устанавливались дизельные  двигатели ММЗ Д-245.12С и ММЗ  Д-245.9 (оба Евро-0). В январе 2005 года, всё семейство «Бычков» получило дизельные двигатели ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2), а с апреля 2008 года — ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3).

 

Малотоннажный грузовик ЗИЛ-5301 оснащён автомобильной  модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см³) Минского моторного завода (ММЗ). За полтора  десятилетия данный дизель с турбонаддувом  прошёл несколько модернизаций, благодаря  которым его мощность возросла со 109 до 136 л.с., а экологический класс  поднялся с Евро-0 до Евро-3 (в перспективе  Евро-4). На автомобиле 5-ступенчатая  синхронизированная коробка передач  типа ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления и 3-местная кабина типа 4331. Оперение с укороченным капотом оригинальное. Среди особенностей конструкции: гидропривод  сцепления и тормозов (конструкция  комбинированная — воздух давит  на жидкость), гипоидная главная  передача, передние дисковые тормоза, низкопрофильные 16-дюймовые колеса с  бескамерными шинами, низкорасположенная (погрузочная высота 1050 мм) металлическая  грузовая платформа с тентом, небольшой  радиус разворота (7 м) и среднюю погрузочную  высоту. Максимальная скорость (паспортная) составляет 95 км/ч.

 

Отраслевой  индекс 5301 «Бычок» получил по ошибке. По отраслевому ГОСТу 1966 года индекс должен был начинаться с тройки, что как раз соответствовало  бы малотоннажному классу, но при выдаче свидетельства на автомобиль в Министерстве автомобильной и тракторной промышленности просто перепутали первую цифру, а когда  через полгода ошибка обнаружилась, исправлять её было уже поздно —  индекс «5301» был внесён во всю  технологическую документацию, переделка  которой была бы слишком дорогой. Таким образом, «Бычок» несёт  индекс соответствующий тяжёлому классу грузоподъёмности.

 

Технические характеристики автомобиля:

Платформа: ЗИЛ-5301

Компоновка: переднемоторная, заднеприводная

 

Двигатели

ММЗ Д-245.7; Д-245.9 Е2 /Е3

 

Трансмиссия

5-ст. механическая  синхр.

 

Характеристики

Массово-габаритные

Длина: 6195 мм

Ширина: 2319 мм

Высота: 2365 мм

Клиренс: 180 мм

Колёсная  база: 3650 мм (5301В2)

Колея задняя: 1690 мм

Колея передняя: 1832 мм

Масса: снаряжённая (с тентом) 3695 кг/ полная (допустимая) 6950 кг

Динамические

Макс. скорость: 95 км/ч

Грузоподъёмность: 3000 кг

 

Расход топлива: при постоянной скорости 60 км/ч 16 л/100 км

 

Объём бака: 125 л.

 

Дизайнер: К.В.Потехин

 

Технические характеристики автомобиля ЗИЛ 5301-ВЕ

при частоте вращения коленчатого вала, об/мин            2400

Коробка передач:

Модель   на базе ЗИЛ-130

Тип   механическая, 5-ступенчатая

Управление   механическое, дистанционное

Передаточные  числа

Передача

1

2

3

4

5

ЗХ

6,45

3,56

1,98

1,275

1

6,15

 

Главная передача:

Тип                     Одноступенчатая, гипоидная

Дифференциал                                  Конический, с четырьмя сателлитами

Передаточное  отношение  3,45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструкция  коробки передач

 

На автомобиле ЗИЛ-5301 установлена  пятиступенчатая механическая  КПП  с синхронизаторами на 2,3,4,5-й передачах. Переключение 1-й и задней передач  в ней осуществляется передвижением шестерни, которые входят поочередно в зацепление с другими шестернями, остальные передачи включаются блокировкой шестерен на валу с помощью синхронизаторов. Синхронизаторы выравнивают частоту вращения включаемых шестерен и блокируют одну из них с ведомым валом. Управление передвижением шестерен или синхронизаторов осуществляет водитель при выключенном сцеплении. В зависимости от числа передач переднего хода коробки передач бывают трехступенчатыми, четырехступенчатыми и т. д.

Пятиступенчатая коробка передач автомобиля ЗИЛ-5301 (рисунок 1) является трехходовой и имеет пять передач для движения вперед и одну для движения задним ходом. Коробка передач имеет два синхронизатора для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач.

Рисунок 1 – Коробка переключения передач автомобиля ЗИЛ – 5301

/ — картер; 2 — промежуточный вал; 3 — первичный вал; 4 и 7 — синхронизаторы; 5 и 18 — шестерни четвертой передачи; 6 а 17 — шестерни третьей передачи; 8 и 15 — шестерни второй передачи; 9 — шестерня-каретка первой передачи и заднего хода; 10 — стояночный тормоз; // — вторичный вал; 12 — шестерня привода спидометра; 13 и 19 — блок шестерен заднего хода; 14 — шестерня первой передачи; 16 — шестерня заднего хода

Шестерни ведущего, промежуточного и ведомого валов, кроме шестерен первой передачи, находятся в постоянном зацеплении и имеют косые зубья. На промежуточном валу все шестерни, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. На ведомом валу шестерня первой передачи посажена на шлицах, а остальные шестерни могут вращаться на валу свободно. Сливное отверстие картера закрыто пробкой с магнитом для улавливания стальных и чугунных частиц, образующихся в результате износа. Сверху коробка передач закрыта крышкой, в которой размещен механизм переключения передач. Два боковых люка закрыты штампованными крышками.

Эти люки предусмотрены для установки  дополнительных механизмов на специальных автомобилях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет трансмиссии

Расчет зубчатых колес.

Межосевое расстояние мм, определяется по формуле:

                              

где - – максимальный передаваемый крутящий момент

                                мм,

Принимаем из стандартного ряда мм

 

Рабочая ширина зубчатых венцов:

                     

        мм

  Примечание , мм

      

Нормальный модуль , вычисляется по формуле

Принимаем по ГОСТ 9593-60

Передаточные числа коробки  передач приведены в таблице 11

Таблица 11

Параметр

передача

Привод промежуточного вала

передаточное число 

1,864

3,46

1,9

1,064

0,736

1

1,1

3

 

 

КПД коробки передач  определяем по формуле:

где кпд зубчатого зацепления;

       кпд пары подшипников.

      

 

 

Моменты на валах коробки  передач М, Н∙м, и частоты их вращения n, об/мин, вычисляются по формулам:

где Мmax – максимальный крутящий момент передаваемый коробке передач , Н∙м;

 

Частоты вращения на валах:

Данные расчетов при остальных  параметрах приведены в таблице 12

Вал

передача

1

2

3

М,Нм

n, об/мин

М,Нм

n, об/мин

М,Нм

n, об/мин

Промежуточный

807,5

1288

807,5

1288

807,5

1288

Вторичный

2406

372

1321

678

740

1210

Вал

4

5

ЗХ

М,Нм

n, об/мин

М,Нм

n, об/мин

М,Нм

n, об/мин

М,Нм

n, об/мин

Промежуточный

807,5

1288

807,5

1288

807,5

1288

-

-

Вторичный

512

1750

410

2400

756

1171

2295

390

 

 

Относительный пробег автомобиля на соответствующей передаче γ, %,

Удельная мощность , кВт/т, вычисляется по формуле

                         

где - максимальная мощность, кВт;

       - полная масса автомобиля, кг.

                   

turboreferat.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о