Конфликт в осетии 2018 – Грузия и Южная Осетия на пороге новой войны: кто виноват

Грузия и Южная Осетия на пороге новой войны: кто виноват

Загадочная смерть в Цхинвале 35-летнего отставного сержанта Вооруженных сил Грузии вызвала международный скандал. Не столько даже сама смерть, сколько промедление с выдачей его тела родным. Татунашвили скончался в цхинвальской больнице 23 февраля, а 6 марта, на момент подписания этого номера, его труп еще не был передан грузинской стороне. В Грузии подозревают, что с телом проводятся какие-то манипуляции с целью сокрытия того факта, что молодого человека просто убили во время допроса. Родственники Татунашвили в знак протеста уже несколько раз перекрывали автомобильные трассы, в 13 городах Грузии прошли акции в их поддержку. К переговорам с российской стороной о передаче тела уже подключились Международный Красный Крест, Amnesty International, американский посол в Грузии и Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, который обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу со специальным посланием, попросив того посодействовать скорейшей передаче тела покойного его близким, чтобы они смогли наконец похоронить его по христианским обычаям.

Еще 22 февраля Арчил Татунашвили и вместе с ним еще двое граждан Грузии — Леван Куташвили и Иосиф Павлиашвили — были задержаны органами госбезопасности Южной Осетии в поселке Ленингор (грузины называют его Ахалгори). В настоящее время двое товарищей Татунашвили освобождены и вернулись к семьям. А сам бывший сержант был доставлен в Цхинвал и 23 февраля умер в городской больнице. В связи с этим КГБ Южной Осетии выступил со специальным заявлением, в котором сообщил, что задержанный Татунашвили якобы напал на конвоира, пытался завладеть его оружием и в результате схватки с охраной упал с лестницы. По утверждению сотрудников КГБ, они не были заинтересованы в смерти грузина, так как он был носителем ценной информации. Спецслужба проинформировала, что молодой человек был задержан по подозрению в разведывательно-диверсионной деятельности и причастности к убийствам мирных жителей в августе 2008 года. Агент грузинских спецслужб, работавший под прикрытием, изображая безобидного торговца овощами и фруктами, якобы готовил диверсии в Южной Осетии и снимал на камеру мобильного телефона фото и видео военных объектов. В качестве доказательства упоминаются якобы найденные при нем «списки четырех грузинских боевых подразделений» с личными данными более 30 военнослужащих, званиями и контактными телефонами руководства учебного центра, где он проходил военную подготовку. А также стихи на грузинском.

Заявление КГБ Южной Осетии само напоминает поэтическое произведение, и неудивительно, что оно вызвало недоверие не только в Грузии, но и некоторых осетин. В социальных сетях они высказывают мнение, что наказывать человека можно только по суду, к тому же это происшествие может вызвать месть со стороны грузин тем осетинам, которые еще остаются в грузинских тюрьмах. Так, один югоосетинский пользователь пишет: «Мне очень стыдно за произошедшее в Южной Осетии. Если изложенные в статье биографические данные соответствуют действительности — то речь идет об убийстве без суда и следствия человека, мирного гр-на представителями государственных структур, что абсолютно недопустимо! …Руководство республики должно помнить о тех осетинах, которые томятся в грузинских тюрьмах… Месть и ответные реакции никто не отменял в мировой практике!»

Действительно, довольно странно выглядит тот факт, что закаленный «боец невидимого фронта» таскал с собой списки диверсионных подразделений, в одном из которых он сам числился. Грузинская сторона не отрицает, что Арчил Татунашвили в 2007–2011 годах состоял в рядах Вооруженных сил Грузии и имел звание младшего сержанта. Он действительно принимал участие в международных миротворческих миссиях в Ираке и Афганистане. Однако, как утверждают знавшие его люди, в боевых действиях в 2008 году в Южной Осетии он участия не принимал и принимать не мог: в это время он служил в Ираке.

Из источников в Грузии стало известно, что родственники Татунашвили, в том числе и его бабушка, проживают в селе Канчавети, которое находится недалеко от Ленингора. После демобилизации из армии молодой человек занялся бизнесом — вместе с двумя компаньонами, Леваном Куташвили и Иосифом Павлиашвили, возил овощи и фрукты из Грузии в Южную Осетию. Местные органы КГБ выдали ему пропуск, позволяющий беспрепятственно пересекать границу. Естественно, что такой пропуск он бы не получил, если бы не прошел всестороннюю проверку. Без всяких проблем он не менее двух лет регулярно ездил в Грузию и обратно. Если бы он принимал участие в военных преступлениях, то в маленькой республике, где все друг друга знают, его бы непременно кто-нибудь узнал.

Что могло стать причиной конфликта Арчила Татунашвили с правоохранительными органами Южной Осетии, помимо официально озвученной версии? Утверждают, что всему виной опять коррупция: недавно на границе установили таможенный пост, однако помимо официальных сборов местные силовики вынуждают торговцев по-прежнему платить неофициально — им в карман. Таким образом, бизнесмены оплачивают таможенные сборы в двойном размере. Именно на этой почве у троих грузин якобы возник конфликт с начальником местной милиции. Плохо, что за алчность местных деятелей отвечать опять придется России — именно она в глазах всего мира управляет ситуацией в Южной Осетии и обеспечивает безопасность на ее территории.

www.mk.ru

Миротворческая деятельность России в Южной Осетии. Справка

Учреждается Смешанная Контрольная Комиссия в составе представителей Российской Федерации, Грузии, Северной Осетии и Южной Осетии, которая будет осуществлять свои функции во взаимодействии с группой военных наблюдателей

Создаются смешанные силы по установлению мира и поддержанию правопорядка по согласованию сторон

Решения и постановления СКК

Согласно Положению СКК от 12 июля 1992 г. «O смешанных силах по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне конфликта» были созданы смешанные силы, которые подчинялись объединенному военному командованию и смешанной контрольной комиссии.

Смешанные силы, по тексту принятых решений, «предназначены для восстановления мира и, поддержания правопорядка в зоне вооруженного конфликта, коридоре безопасности, районах и селах, не вошедших в зону конфликта, осуществления контроля за соблюдением условий прекращения огня и принятия решительных мер вплоть до применения оружия при нарушении неконтролируемыми вооруженными формированиями любой из конфликтующих сторон условий Соглашения и решений СКК».

В ходе заседания СКК 12 июля 1992 г. стороны договорились зоной конфликта считать местность радиусов 15 км от центра г. Цхинвали, коридором безопасности считать полосу местности шириной 14 км вдоль административной границы бывшей Юго-Осетинской автономной области по 7 км по обеим сторонам границы.

В решении СКК от 6 декабря 1994 г. о смешанных силах по поддержанию мира признавались «существенные недостатки в организационно-штатной структуре, в вооружении и деятельности грузинского и осетинского батальонов миротворческих сил»

и российский батальон миротворческих сил был назван «гарантом относительной стабильности в зоне конфликта». СКК постановила «в целях координации действий, повышения эффективности и оперативности в работе миротворческих сил ввести должность командующего смешанными силами по поддержанию мира от российской стороны, сохранив должность старших военных начальников российской, грузинской и осетинской сторон.

В соответствии с Постановлением СКК от 6 декабря 1994 г. об основных принципах деятельности воинских контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта «воинские контингенты и военные наблюдатели подчиняются Объединенному военному командованию, состоящему из представителей Российской, Грузинской и Осетинской сторон.

Объединенное военное командование возглавляет Командующий от российской стороны». 

«Решение о применении воинских контингентов и военных наблюдателей в случае нарушения условий прекращения огня одной из сторон принимается командующим ССПМ с целью восстановления мира с уведомлением СКК».

В феврале 1997 года в мандат ССМП были внесены изменения по решению СКК и из мандата было изъято положение «о защите законности и правопорядка». Принятие такого решения было разъяснено усилением сотрудничества между грузинскими и осетинскими правоохранителями и улучшением криминогенной обстановки в зоне конфликта.

С 1997 года мандат ССПМ и роль в них Российской Федерации не менялись.

Дальнейшее развитие событий

С приходом к власти в Грузии в 2004 г. М.Саакашвили попытки Тбилиси распространить свою юрисдикцию на Южную Осетию активизировались. В июне-августе 2004 г. в зоне грузино-осетинского конфликта произошло обострение, спровоцированное грузинской стороной, предпринявшей попытку решить проблему военным путем.

В сентябре 2004 г. на 59-й сессии ГА ООН М.Саакашвили сформулировал «трехэтапную схему» урегулирования грузино-осетинского конфликта: демилитаризация и декриминализация зоны конфликта, ее социально-экономическая реабилитация, обсуждение статусных вопросов. При этом временные рамки для каждого из этапов не предусматривались. Э.Кокойты выступил в поддержку поэтапного подхода к урегулированию.

5 ноября 2004 г. в Сочи при российском посредничестве состоялась встреча премьер-министра Грузии З.Жвания и президента Южной Осетии Э.Кокойты. По ее итогам было подписано заявление, в котором, в частности, закреплялось прекращение огня и фиксировалось намерение вывести все остающиеся в зоне конфликта вооруженные формирования, кроме ССПМ.

26 января 2005 г. в Страсбурге М.Саакашвили озвучил рассчитанный на три года план по предоставлению Южной Осетии «широкой автономии» в составе Грузии, уже без упоминания каких-либо этапов.

27 октября 2005 г. премьер-министр Грузии З.Ногайдели представил в ОБСЕ очередной «План полномасштабного урегулирования грузино-осетинского конфликта», в котором предлагалось решить статусные вопросы уже в течение одного года. Документ был подготовлен без консультаций с югоосетинской стороной и не был ею воспринят.

15 февраля 2006 г. парламент Грузии принял постановление, в котором деятельность миротворцев оценивается негативно, а действия России – как попытка аннексии Южной Осетии. В этой связи правительству поручается начать процедуру пересмотра подписанного в Сочи 24 июня 1992 г. российско-грузинского соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, в т.ч. в целях замены российских миротворцев на «эффективную международную миротворческую операцию».

В этот же день МИД России выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что данное решение грузинских парламентариев чревато ростом напряженности в зоне конфликта, подтвердил, что российская сторона будет продолжать действовать исходя из собственной ответственности за поддержание стабильности и безопасности в регион, высказался в пользу сохранения действующего переговорного формата.

20-21 февраля 2006 г. в Москве состоялась консультативная встреча российского, югоосетинского и североосетинского сопредседателей СКК. Принято заявление, в котором выражается озабоченность в связи с деструктивной политикой Грузии и провокациями в отношении российских миротворцев, а также содержится призыв к грузинской стороне отказаться от линии на слом существующего формата СКК и подрыва ССПМ, воздержаться от перевода в практическую плоскость вопроса о прекращении миссии миротворцев, приступить к совместной разработке документа о гарантиях безопасности и невозобновлении военных действий и совместной программы действий по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

Обострение ситуации в августе 2008 года

Вовлеченность России в грузино-югоосетинский конфликт обусловлена ролью российского миротворческого контингента в зоне конфликта.

7 августа 2008 г. Российская Федерация в соответствии со своей миротворческой ролью и как сторона, возглавляющая объединенное военное командование ССМП, достигла договоренности с грузинской и югоосетинской сторонами о проведении встречи на высоком уровне для поиска выхода из обострившейся обстановки. Вопреки договоренностям, Грузия начала наступательную операцию на Цхинвали, вынуждая российских миротворцев дать незамедлительной ответ.

ria.ru

Кавказский Узел | Северная Осетия в 2018 году вернула позицию мирного региона в зоне вооруженного конфликта

В 2018 году на территории Северной Осетии жертв продолжающегося на Северном Кавказе вооруженного конфликта не было. При этом в 2017 году в республике было зафиксировано девять жертв конфликта. Таковы итоги подсчетов «Кавказского узла», основанных на данных собственных корреспондентов и информации из открытых источников.

Традиционно в качестве основного индикатора интенсивности вооруженного конфликта рассматривается число жертв – убитых и раненых – в ходе боестолкновений и вооруженных инцидентов, а также подрывов взрывных устройств и террористических актов. Но не менее важным и информативным показателем может быть и само число таких инцидентов.

Вооруженные инциденты

Январь – декабрь 2018 г.

В 2018 году в Северной Осетии не зафиксировано вооруженных инцидентов.

Январь – декабрь 2017 г.

В 2017 году в регионе было зафиксировано четыре вооруженных инцидента, жертвами которых стали девять человек — пятеро из них погибли и четверо ранены. В числе погибших были четыре предполагаемых боевика и один силовик, ранения получили трое сотрудников правоохранительных органов и один мирный житель.

«Кавказский узел» подчеркивает: в статистике по участникам вооруженного подполья речь идет о тех, кого объявили таковыми сотрудники правоохранительных органов.

Таким образом, можно сделать вывод о стабилизации обстановки в республике и уменьшении количества вооруженных инцидентов в регионе в 2018 году по сравнению с предыдущим годом.

Подрывы и теракты

Январь – декабрь 2018 г.

В Северной Осетии на протяжении 2018 года не было зафиксировано подрывов и террористических актов.

Январь – декабрь 2017 г.

В 2018 году взрывов и терактов на территории региона также не фиксировалось.

Таким образом, число подрывов и терактов в республике в 2018 году по сравнению с 2017-м не изменилось.

Итоги года: ситуация в регионе вновь стала спокойной

В связи с отсутствием в 2018 году на территории Северной Осетии жертв вооруженного конфликта на Северном Кавказе после резкого увеличения жертв в 2017 году, когда их было девять, можно говорить о стабилизации ситуации в республике. О спокойной обстановке в регионе свидетельствует и отсутствие в 2018 году каких-либо вооруженных инцидентов в Северной Осетии на фоне четырех подобных случаев в 2017-м.

Статистика жертв за 2017 год в сравнении с предыдущими годами, когда семь лет подряд на территории Северной Осетии отмечалась тенденция стабилизации обстановки как по количеству жертв, так и по количеству инцидентов, указывала на резкую дестабилизацию ситуации в регионе. Показатели за 2016 и 2015 годы, когда в регионе не было зафиксировано жертв и инцидентов, в сравнении с 2014-м свидетельствовали о существенной стабилизации обстановки. В ходе вооруженного конфликта в 2014 году погиб один человек. В ходе вооруженного конфликта в 2013 году погибло не менее трех человек, одно гражданское лицо и два подозреваемых в участии в подполье. В 2012 году в Северной Осетии жертвами вооруженного конфликта стали 14 человек, в числе которых оказались семь убитых и семь раненых. В 2011 году было также зафиксировано 14 жертв, из которых четверо были убиты и 10 получили ранения.

Следует осознавать, что приведенная статистика не может со стопроцентной точностью отразить число жертв по каждой из выделяемых в обзоре категорий. Не все данные попадают в новостные сводки. Не всегда возможно проверить, насколько соответствуют действительности заявления правоохранительных органов, а также установить причастность к отдельным преступлениям представителей вооруженного подполья.

Подробнее со статистическим выкладками о ситуации в Северной Осетии в 2018 году можно ознакомится в разделе «Северный Кавказ — статистика жертв»

www.kavkaz-uzel.eu

Военный конфликт в Южной Осетии: 10 лет спустя

С момента начала трагических событий, произошедших на территории Южной Осетии и более известных под названием «пятидневная война», прошло 10 лет. В результате южноосетинского военного конфликта, инициатором которого являлась Грузия, погибли и получили ранения сотни мирных жителей, проживавших в Южной Осетии, потери военнослужащих со стороны Южной Осетии, России и Грузии также исчисляются сотнями человек.

Причиной вооружённой агрессии стала стойкая неспособность руководства Грузии урегулировать внутригосударственные противоречия мирными способами, разрешить длящийся к тому моменту более 15 лет политический кризис, используя демократические процедуры и переговоры с населением Южной Осетии. Вместо цивилизованных, отвечающих стандартам XXI века мер, направленных на согласование позиций Грузии и Южной Осетии по вопросу правового статуса последней, правительством Грузии было принято решение о вводе военного контингента на территорию Южной Осетии. Вопреки тому, чтобы предпринять какие-либо действия по нахождению компромисса, к примеру, посредством предоставления Южной Осетии статуса автономии, Грузия избрала насилие.

На принятие правительством Грузии решения о начале военной операции не повлияло ни наличие обязательств Грузии по прекращению вооружённых столкновений на территории Южной Осетии в соответствии с Соглашением о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, заключённого между Российской Федерацией и Грузией в 1992 году, ни расположение на территории Южной Осетии миротворческого контингента Смешанных сил по поддержанию мира, ни особое внимание, которое уделялось ситуации, происходящей в Грузии, со стороны Организации Объединённых Наций, ни нахождение на территории Южной Осетии представителей миссии наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Все меры, которые были приняты для того, чтобы возникший в 1992 году южноосетинский конфликт был разрешён самым бескровным способом, были проигнорированы Грузией.

При проведении военных действий правительством Грузии были допущены существенные нарушения норм международного гуманитарного права, в частности, положений Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 года и Дополнительного протокола I к указанной конвенции, принятого в 1977 году. Так, в результате безответственного применения огнестрельного оружия и военной техники при нападении на город Цхинвал был причинён вред гражданскому населению, проживавшему на территории Южной Осетии. Со стороны Грузии не были приняты меры, направленные на то, чтобы избежать жертв среди гражданского населения — не предпринималось никаких действий, которые позволили бы организовать эвакуацию гражданского населения из города Цхинвала и оказание пострадавшим людям необходимой медицинской помощи.

Нарушение правительством Грузии норм международного гуманитарного права во время вооружённого конфликта в Южной Осетии было признано также Парламентской Ассамблеей Совета Европы. В резолюции №1633 (2008) отмечается, что «применение тяжёлого вооружения и кассетных боеприпасов, создающих серьёзную опасность для гражданского населения, представляло собой непропорциональное применение военной силы Грузией, хотя и на своей территории, и, как таковое, является нарушением международного права и обязательства Грузии разрешить этот конфликт мирными средствами».

К сожалению, спустя 10 лет после ввода вооружённых сил Грузии на территорию Южной Осетии виновные в преступлениях против гражданского населения политики и военные, принимавшие решение о проведении военной операции и допустившие значительные жертвы среди мирных граждан, так и не понесли ответственности за свои действия. Возможно, мы ещё сможем увидеть восстановление справедливости и наказание тех, кто безусловно виновен в гибели сотен людей.

Россия принимала участие в урегулировании военного конфликта в Южной Осетии, в том числе с целью защиты собственных граждан, проживавших на территории Южной Осетии в период грузинской военной кампании. В настоящее время в Республике Южная Осетия также постоянно проживает существенное число граждан России. Признание независимости Республики Южная Осетия в 2008 году и размещение на её территории российских Вооружённых сил позволили гарантировать то, что военная агрессия со стороны Грузии не повторится.

В свою очередь, серьёзные опасения вызывают планы Грузии по вступлению в НАТО. Заявление, сделанное Генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом на саммите НАТО в июле 2018 года о том, что Грузия станет членом НАТО, не может не вызвать беспокойства относительно стабильности мирной жизни на территории Республики Южная Осетия. В случае вступления Грузии в НАТО нам остаётся рассчитывать только на благоразумие руководства военного альянса, которое предпримет все необходимые действия для того, чтобы не допустить повторения чудовищных событий августа 2008 года. Эскалация конфликта между Грузией и Республикой Южная Осетия категорически недопустима.

www.pnp.ru

что привело к конфликту Грузии и Южной Осетии в августе 2008 года — РТ на русском

Десять лет назад грузинская армия вторглась на территорию Южной Осетии с целью «наведения конституционного порядка». Артиллерийским и воздушным обстрелам подверглись десятки населённых пунктов республики, в Цхинвале завязались ожесточённые уличные бои. Жертвами пятидневной войны стали сотни мирных жителей. Агрессия началась в канун открытия летней Олимпиады, став полной неожиданностью. Однако 9 августа с появлением первых частей армии РФ грузинские вооружённые силы обратились в бегство. 25 августа Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. В причинах и последствиях августовских событий разбирался RT.

Пятидневная война в августе 2008 года привела к серьёзным переменам в Закавказье. Россия, проведя операцию по принуждению к миру и защитив миротворцев и собственных граждан (большинство жителей республики имели паспорта РФ), признала независимость Южной Осетии и Абхазии и увеличила своё военное присутствие в республиках. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой.

Несмотря на многочисленные свидетельства агрессивного характера операции грузинских ВС, в Тбилиси по-прежнему отвергают обвинения в нападении. Грузинское руководство воспринимает политику Москвы в отношении Абхазии и Южной Осетии как «оккупацию» и «попрание всех международных норм».

Однако факт грузинской агрессии был подтверждён в докладе международной комиссии по расследованию причин конфликта на Кавказе, созданной ЕС. Документ был опубликован осенью 2009 года.

От провокаций к войне

 

Обстановка вокруг Южной Осетии последовательно накалялась с 2006 года. Президент Грузии Михаил Саакашвили пытался давить на Москву, требуя во внеплановом порядке вывести с территории страны оставшиеся после распада СССР части, и неоднократно выражал недовольство отсутствием контроля над двумя автономными республиками.

«Вряд ли здесь могут быть сомнения в том, что Саакашвили методично готовился к броску на Южную Осетию. Он приложил немало усилий, чтобы усилить армию и добиться досрочного вывода российских войск в 2007 году», — отметил в беседе с RT профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.

Также по теме

«Хранить безопасность на планете»: как российские миротворцы урегулируют международные конфликты

25 ноября 1973 года Советский Союз впервые принял участие в международной миротворческой операции. Это произошло в ходе…

Активные вооружённые провокации на линии разграничения, где стояли российские миротворцы, начались в июле 2008 года. В начале августа грузинские войска из гранатомётов и миномётов несколько раз обстреляли Цхинвал и осетинские сёла.

7 августа в 14:00 грузинские миротворцы покинули свои позиции. Через несколько часов российские «голубые каски» зафиксировали движение тяжёлой грузинской техники и грузовиков к границе Южной Осетии. Осетинские ополченцы утверждают, что уже 7 августа грузинские ВС вели обстрел с использованием крупнокалиберных орудий. 

Линию разграничения грузинские солдаты пересекли в ночь на 8 августа и уже утром вошли в Цхинвал. Огневую поддержку агрессору оказывали танки, штурмовики Су-25 и артиллерийские системы, включая БМ-21 «Град». Обстрелам подвергались позиции российских миротворцев и ополчения, а также жилые кварталы.

В сети появились кадры, которые снимали грузинские солдаты. На них видно, как вошедшие в город войска ведут огонь по гражданским автомобилям и жилым домам. Точных сведений о жертвах среди мирного населения нет. По данным южноосетинских властей, под обстрелами погибли около 2 тыс. человек.

Двое суток отпор агрессору давали миротворцы и отряды ополчения. Главной ударной силой России стали части 58-й общевойсковой армии. Днём 9 августа они вступили в бой с грузинскими ВС, основные российские силы подтянулись утром 10 августа.

  • Российские военнослужащие направляются в сторону Цхинвала
  • РИА Новости

Ввод российских войск стал переломным моментом конфликта. Грузинская армия начала поспешное и неорганизованное отступление. Об этом красноречиво свидетельствует статистика грузинских потерь. Трофеями 58-й армии стали более 60% военной техники оккупантов.

11 августа российские войска перешли границу с целью уничтожения военной инфраструктуры противника, которая была задействована в операции. Удары были нанесены по пунктам управления, радиолокационным станциям, складам с вооружением.

Грузинские войска не оказывали сопротивления. Они оставили город Гори и ряд населённых пунктов. Продвигавшиеся вперёд передовые части 58-й армии оказались в 35 км от Тбилиси, что вызвало огромный переполох в Грузии и на Западе.

12 августа Россия завершила операцию против грузинских войск. 16 августа президент РФ Дмитрий Медведев и глава Франции Николя Саркози подписали план мирного урегулирования. В октябре российские войска были выведены с территории Грузии.

«Неизбежность эскалации»

 

Российские власти не скрывали, что обладали сведениями о подготовке Грузии к вооружённой акции против одной из непризнанных республик. В августе 2012 года президент РФ Владимир Путин сообщил, что план отражения грузинской агрессии был составлен ещё в 2006—2007 годах.

Как вспоминал бывший командующий ВДВ Владимир Шаманов, военное руководство предполагало, что наступление грузинской армии начнётся в срок с июля по сентябрь. При этом в Минобороны не рассчитывали, что удар по Южной Осетии будет нанесён в период проведения летней Олимпиады в Китае.

Также по теме

Десять лет после конфликта: в Москве призвали Грузию, Абхазию и Южную Осетию возобновить диалог

МИД России призвал Грузию, Абхазию и Южную Осетию заключить договор о взаимном неприменении вооружённых сил. Обращение министерства…

В ночь на 8 августа премьер-министр Владимир Путин находился в Пекине, где открывались ОИ-2008, а президент Дмитрий Медведев отдыхал на Волге. Министра обороны Анатолия Сердюкова также не было в Москве. В итоге распоряжение о вводе войск в Южную Осетию отдал глава государства.

«Понимание неизбежности эскалации присутствовало, но в каком-то смысле руководство России застали врасплох. По древней неписаной традиции на период Олимпиады прекращались войны. Наверное, такого циничного вероломства действительно не ожидали — и с этой точки зрения Саакашвили выбрал очень удобный момент», — констатировал Козюлин.

Как сообщил эксперт, в Тбилиси не могли не учитывать фактор начавшейся в 2007 году масштабной военной реформы, которая сопровождалась структурными изменениями в армии РФ. В связи с этим, по словам Козюлина, в 2008 году у ВС России появились некоторые «детские болезни».  

«По состоянию на июль-август далеко не вся техника дислоцированных на юге подразделений была в исправном состоянии. Это сказалось на мобилизационных возможностях. Кроме того, из-за реформы не была отлажена система управления», — обрисовал ситуацию Козюлин.

В период операции по принуждению к миру ВС России потеряли 67 военнослужащих, включая десять миротворцев, четыре боевых самолёта, три танка, около 20 единиц бронетехники и грузовиков. По разным данным, грузинские войска потеряли от 170 до 3 тыс. человек, три вертолёта, три самолёта, два боевых катера, десятки танков и бронемашин.

«Грузинская армия не была беззубой. Грузия была вооружена достаточно эффективными системами ПВО, беспилотниками, современными средствами связи и управления. На грузинских солдатах была удобная экипировка», — уточнил Козюлин.

Грузия активно закупала оружие на Украине и в Израиле. В частности, Киев помог Тбилиси восстановить боеспособность артиллерии и средств ПВО, а Тель-Авив поставил реактивные системы залпового огня LAR-160 и БПЛА. США не продавали Грузии летальное оружие, предпочитая снабжать её армию амуницией, средствами связи и всевозможным оборудованием.

Выступая на Валдайском форуме в 2008 году, Владимир Путин заявил, что подготовкой грузинских войск занимались американские инструкторы. По подсчётам экспертов, в общей сложности на военную помощь Тбилиси США потратили около $1,5 млрд.

  • Саакашвили открывает мемориал погибшим в августе 2008 года грузинским солдатам
  • Reuters

Козюлин подчеркнул, что пятидневная война послужила стимулом для совершенствования российской армии. Южноосетинский конфликт, как и любое реальное боестолкновение, позволил выявить и исправить слабые стороны вооружённых сил.

«Россия осознала опасность, которую представляют локальные конфликты. Прежде всего модернизации подверглась авиация. Также в войска начали поступать беспилотники, без которых невозможна разведка на современном театре военных действий. Значительно выросли мобильные возможности подразделений. Радикально изменилась экипировка военнослужащих», — отметил эксперт.

«Тишина в эфире»

 

На Западе конфликт в Южной Осетии вызвал критику в отношении России. Зарубежные политики и СМИ проигнорировали начальную фазу пятидневной войны, когда грузинские войска ещё не столкнулись с российской армией.  

После отступления на Западе пытались представить южноосетинский конфликт как вторжение российской армии с целью посягательства на территориальную целостность Грузии.

Также по теме

Единый вектор: что означает признание Сирией независимости Абхазии и Южной Осетии

Сирия заявила о признании Абхазии и Южной Осетии, а также установлении с ними дипломатических отношений. В Грузии осудили этот…

«Во второй половине дня 7-го числа это всё началось, и только в ночь на 9-е подошли наши войска к Цхинвалу. Я был в Пекине, смотрел мировые средства массовой информации. И вы знаете, полная тишина в эфире. Как будто вообще ничего не происходит. Как по команде», — прокомментировал Путин поведение западных журналистов на Валдайском форуме 2008 года.

По словам российского лидера, на Западе вновь не пожелали воспринимать реальную картину событий. Путин также заявил, что у России не было иного выбора, кроме как защищать миротворцев и гражданское население Южной Осетии.

МИД РФ считает, что операция по принуждению к миру носила законный характер и соответствовала 51-й статье Устава ООН, регламентирующей право на индивидуальную или коллективную самооборону.

«Российская военная операция преследовала единственную цель — прекратить агрессию Грузии и предотвратить возможность повторных нападений. Её организация и проведение были строго пропорциональны угрозе со стороны Грузии. По завершении военной операции подразделения Вооружённых сил Российской Федерации были выведены с территории Грузии в октябре 2008 года», — говорится в заявлении МИД, приуроченном к десятой годовщине августовских событий. 

В российском внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что, признав Южную Осетию и Абхазию, РФ взяла на себя ответственность за их безопасность и успешное становление в качестве современных, демократических, социально и экономически благополучных стран.

«9 сентября 2008 года с двумя республиками были установлены дипломатические отношения, а 17 сентября 2008 года подписаны договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, ставшие краеугольным камнем нашего активного взаимодействия», — отметили в министерстве.

  • Российские миротворцы в Цхинвале
  • РИА Новости

В беседе с RT научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев заявил, что к пятидневной войне привели авантюризм Саакашвили и поддержка его агрессивных инициатив со стороны США.

«С приходом к власти Саакашвили Грузия попала в орбиту влияния Вашингтона. Эксцентричного президента американцы подталкивали к конфликту, однако не обещали помощь после ответного удара России. Это проявление типичной политики США по отношению к своим сателлитам», — отметил Арешев.

Эксперт констатировал, что Вашингтону и грузинской «патриотической» пропаганде удалось посеять семена вражды между двумя государствами. В то же время он полагает, что за минувшие десять лет Россия и Грузия заметно сблизились в экономической и гуманитарной сферах.

«Ситуация вокруг Абхазии и Южной Осетии — очень болезненный вопрос для национального самосознания грузин. В политическом отношении ситуация с мёртвой точки не сдвинется. Однако это не означает, что некий компромисс не может быть найден между смотрящими в будущее отдельными госдеятелями, бизнесменами и рядовыми гражданами», — резюмировал Арешев.

russian.rt.com

Кавказский Узел | Правозащитники сочли провальным расследование конфликта в Южной Осетии Гаагским судом

Следователи Международного уголовного суда за десять лет не достигли результатов в расследовании вооруженного конфликта в Южной Осетии, многие доказательства за это время утрачены. Жертвы конфликта остаются в бедственном положении и не верят в восстановление справедливости на фоне того, что Россия и Южная Осетия отказались способствовать расследованию, заявили правозащитники на встрече в Гааге.

Операция по принуждению Грузии к миру после эскалации грузино-южноосетинского конфликта в августе 2008 года стала первой военной операцией современной России за пределами собственной территории. После этого конфликта Россия и некоторые другие страны признали независимость Абхазии и Южной Осетии.  Грузия считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией территориями, говорится в справке «Кавказского узла» о  «Пятидневной войне» 2008 года. 

Ход расследования Международным уголовным судом «пятидневной войны» 2008 года с участием Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии правозащитники обсудили в Гааге 12 апреля. Предметом обсуждения стал отчет с оценкой текущей ситуации в зоне конфликта и его последствий, опубликованный международными правозащитными организациями FIDH и HRIDC.

Представители неправительственных организаций способны оказать большую поддержку расследованию конфликта лета 2008 года, заявила участница встречи, правозащитник, исследователь Международной кризисной группы Варвара Пахоменко корреспонденту «Кавказского узла».

«Неправительственные организации традиционно работают с Международным уголовным судом, помогая проведению объективного расследования. В некоторых конфликтах суд во многом опирается на НПО, которые помогают связаться с жертвами и свидетелями. В расследовании войны в Грузии в 2008 году НКО тоже стараются оказывать максимальную поддержку, собирают и подают заявления жертв», — пояснила Варвара Пахоменко.

Эффективность расследования Гаагского суда оказалась под сомнением

Конкретной информации о процессе расследования вооруженного конфликта в Грузии пока нет, поэтому нельзя спрогнозировать, когда оно будет завершено, отметила правозащитник.

«Группа следователей не раскрывает никакой информации о процессе расследования и не называет никаких сроков. Судя по срокам предыдущих расследований в других странах, это может занимать несколько лет. Расследование войны 2008 года длится уже больше двух лет, а предварительная стадия заняла 7,5 года, и это представляет отдельную сложность», — сказала она.

Тот факт, что после конфликта прошло уже десять лет, сильно усложняет ситуацию, подчеркнула Пахоменко. «Спустя почти десять лет после конфликта многие доказательства утеряны — свидетели и жертвы умирают, многие не помнят деталей произошедшего и теряют надежду на восстановление справедливости. К сожалению, расследование на национальном уровне не привело ни к какому результату ни у одной из сторон конфликта, и международная инстанция для многих может быть последней надеждой. К этому расследованию приковано особое внимание – это первое расследование суда за пределами Африки, первое расследование, где одна из сторон конфликта – постоянный член Совета безопасности ООН», — обратила внимание Варвара Пахоменко.

Еще одна сложность заключается в том, что в регионе мало знают о Международном уголовном суде, и это вызывает отдельную озабоченность МУС, добавила она.

«Во время этого визита активисты из России и Грузии провели много встреч с представителями разных секций суда. Была выражена озабоченность тем, что в регионе все еще мало знают о том, что такое Международный уголовный суд, в чем его отличие от других судов, какими правами обладают жертвы. Особенно это актуально для жителей Южной Осетии: из-за отказа Москвы, а вслед за ней и Цхинвали, сотрудничать с судом, у следователей суда нет доступа на территорию Южной Осетии, и люди там могут воспринимать суд не объективно», — сказала Пахоменко.

Чтобы решения суда и возможные постановления об арестах воспринимались как объективные, жители региона должны иметь информацию о работе МУС и чувствовать себя вовлеченными в процесс, заключила правозащитник.

Расследование, начатое так поздно, в конечном итоге может оказаться неэффективным, заявил бывший омбудсмен Грузии, правозащитник Уча Нануашвили, выступая на мероприятии.

«Расследование было начато очень поздно, поэтому есть риск, что оно не будет эффективным. Пока нам неизвестно, что происходит, и на какой стадии сейчас расследование. Решение будет вынесено в самом конце. Сейчас работает прокуратура. Никто не знает, что будет дальше, и какое решение будет в суде. Этот процесс продлится минимум три года или даже больше – шесть или семь лет», — сказал Нануашвили корреспонденту «Кавказского узла».

Вместе с тем правозащитник отметил, что расследование может положительно повлиять на судьбы обычных граждан и послужить предотвращению возможных вооруженных конфликтов. «Расследование и решение суда могут помочь избежать новых конфликтов и вооруженных столкновений — все осознают, что преступления и нарушения [прав человека] будут наказаны. Что касается именно Грузии, то решение суда повлияет на эффективное расследование других дел», — уверен Уча Нануашвили.

По словам Нануашвили, присутствовавшие на встрече следователи Международного уголовного суда не поделились новой информацией о расследовании, а только выслушали выступающих, не вступая при этом в обсуждение. «Вообще встреча была организована не для того, чтобы каким-то образом оказать поддержку расследованию, а чтобы распространить информацию о том, что идет расследование», — сказал Нануашвили.

Докладу Международной федерации за права человека FIDH правозащитник дал высокую оценку. «В принципе доволен докладом FIDH. Там много фактов и рекомендаций», — резюмировал он.

Отсутствие результатов расследования через десять лет после конфликта является провалом, заявил юрист, юридический директор Правозащитного центра «Мемориал» Кирилл Коротеев.

«Десять лет без результатов — провал. Доклад напоминает, что жертвы конфликта по-прежнему в непростой ситуации и что МУС должен своими действиями доказать им [свою] способность хоть как-то восстановить справедливость», — сказал Кирилл Коротеев корреспонденту «Кавказского узла».

Правозащитники раскритиковали Россию за воспрепятствование расследованию

В докладе FIDH, составленном на основе опроса 34 переживших конфликт жителей десяти  грузинских приграничных сел, отмечается, что в результате конфликта 2008 года погибли 850 человек и более 100 000 лиц оказались перемещены внутри страны. Десять лет спустя последствия этого конфликта и совершенных международных преступлений остаются ощутимыми, констатировали авторы доклада.

«Административная граница, линия демаркации между территорией, подконтрольной южноосетинским властям, и остальной территорией Грузии остается источником нестабильности и постоянных проблем для грузин, живущих поблизости. Эта линия является недостаточно четкой: она постоянно меняется и все чаще нарушается властями де-факто Южной Осетии. Один из жителей, опрошенных в ходе исследования, заявил, что «можно заснуть в Грузии, а проснуться в Южной Осетии». Грузинских фермеров регулярно арестовывают и похищают российские и де-факто южноосетинские власти, освобождая их только в обмен на выкуп. Только в 2016 году 3273 человека были арестованы за пересечение осетинских и абхазских демаркационных линий; 90% задержаний приходится на Южную Осетию. Некоторые из задержанных были приговорены к суровым наказаниям», — говорится в докладе.

Жертвы конфликта спустя десять лет по-прежнему испытывают материальные трудности: их дома и средства к существованию, в частности, земли и источники воды были разрушены или отобраны, экономические возможности на осетинской территории крайне ограничены, а существенной компенсации за ущерб люди не получили. Нищета усугубляется для них тем, что многие жертвы находятся уже в преклонном возрасте.

Авторы доклада критикуют российские власти за отсутствие политической воли для расследования преступлений в связи с отказом России от сотрудничества с МУС. «Из-за отсутствия политической воли российских властей слабеют надежды на восстановление справедливости в отношении жертв конфликта 2008 года. Российские власти не расследовали военные преступления, совершенные летом 2008 года, и не признают МУС», — констатировали правозащитники.

FIDH призвала власти России и Южной Осетии обеспечить безопасность граждан Грузии при пересечении административной границы, отказавшись от практики произвольных задержаний и штрафов, а также прекратить противоречащее международному праву расширение границ неподконтрольных властям Грузии территорий.

Властям Грузии правозащитники рекомендовали провести эффективные национальные расследования, которые способствовали бы расследованию МУС, а также предоставить адекватную компенсацию за потерю земли и жилья перемещенным из Южной Осетии жертвам конфликта.

Автор: Гор Алексанян; источник: корреспондент «Кавказского узла»

www.kavkaz-uzel.eu

Между Кокойты и руководством Южной Осетии завязался конфликт

Заявление экс-президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, в котором он обвинил руководство республики в провокации против России, — на руку грузинским властям, заявил спикер парламента РЮО Петр Гассиев («Единая Осетия»).

Эдуард Кокойты в интервью Anna news заявил, что текущие проблемы России связаны с прозападными агентами внутри страны, а нынешнее руководство Южной Осетии в связи с ситуацией со смертью в Цхинвале гражданина Грузии Арчила Татунашвили устраивает диверсию против Москвы.

Петр Гассиев, комментируя на заседании 30 марта высказывания Кокойты заявил, что «любой депутат, который чувствует себя частицей югоосетинского общества, должен высказать свое мнение» по этому поводу.

«При всем богатстве фантазии, кому, кроме грузинской стороны, может сыграть на руку заявление, в котором руководство Южной Осетии обвиняется в диверсии против России? Кому еще это может пойти на пользу? В Грузии уже устроили из этого заявления шоу», — цитирует спикера парламента Sputnik.

Депутаты заверили, что реакция на это заявление обязательно последует.

Как уже сообщало EADaily, на президентских выборах 2017 года Эдуард Кокойты, не сумевший добиться участия в выборах, призвал своих сторонников голосовать на выборах за тогдашнего спикера парламента Анатолия Бибилова. Инициатором предложения по поддержке стала Народная партия, поддерживающая Кокойты. Бибилов в итоге возглавил республику.

Отметим также, что в 2019 году в Южной Осетии пройдут парламентские выборы. Ситуация, которая складывается между руководством республики и Кокойты, в Южной Осетии трактуется как предвыборная борьба.

Правоохранительные органы Южной Осетии 22 февраля задержали в Ленингорском районе республики гражданина Грузии Арчила Татунашвили. Как заявил КГБ РЮО, Татунашвили был участником геноцида осетин, на территории РЮО он занимался разведывательно-диверсионной работой. По данным ведомства, Татунашвили пытался завладеть оружием конвоира, второй конвоир применил к нему силу, и он упал с лестницы. У задержанного началась одышка, его доставили в республиканскую больницу, где он и скончался. После вскрытия КГБ сообщил, что Татунашвили скончался в результате сердечной недостаточности. Позже Цхинвал заявил, что тело Арчила Татунашвили будет передано грузинской стороне после проведения независимой экспертизы на территории Российской Федерации.

По данным грузинской стороны, отставной военнослужащий грузинской армии Арчил Татунашвили занимался мелким бизнесом на территории Южной Осетии, и был арестован после словесной перепалки с местными таможенниками. В Грузии по факту смерти Татунавшили возбудили дело по статье «умышленное убийство», власти возложили ответственность за его смерть на «российский оккупационный режим», а МИД страны призвал международное сообщество отреагировать на случившееся. После нескольких недель ожидания, 20 марта, правоохранительные органы Южной Осетии с помощью Красного Креста передали тело Татунашвили грузинской стороне вместе с результатами экспертизы, проведенной уже не только в Южной Осетии, а на территории России. Тем не менее, этот шаг не предотвратил принятия антироссийской резолюции и не повлиял на готовность грузинских политиков принять санкционный список «Отхозория — Татунашвили».

eadaily.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *