Изделие 8к64у фото – Стратегический ракетный комплекс Р-16 с ракетой 8К64 (Р-16У/8К64У)

Стратегический ракетный комплекс Р-16 с ракетой 8К64 (Р-16У/8К64У)

Ракета ]]>8К64]]> была выполнена по схеме «тандем» с последовательным разделением ступеней. Первая ступень состояла из переходника, к которому посредством четырех разрывных болтов крепилась вторая ступень, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека с силовым кольцом. Вторая ступень, служившая для разгона ракеты до скорости, соответствовавшей заданной дальности полета, имела аналогичную конструкцию, но была выполнена короче и в меньшем диаметре.

Топливные баки I ступени и бак "Г" II ступени - панельной конструкции, а бак "О" II ступени изготовлен из листового материала с применением химфрезерования. Для обеспечения устойчивого режима работы ЖРД все баки имели наддув.Наддув баков "Г" обеих ступеней осуществляется азотом, бака "О" II ступени - воздухом из шаровых баллонов, размещенных в приборном отсеке, а бака "О" I ступени - скоростным напором встречного потока воздуха. В качестве управляющих органов впервые использованы качающиеся камеры рулевых двигателей.

Разделение ступеней ракеты осуществляется по следующей схеме: по команде на разделение ступеней выключается основной двигатель и снижается тяга рулевого двигателя I ступени, после запуска рулевого двигателя II ступени происходит разрыв связей между ступенями и торможение корпуса I ступени тормозными ПРД. Запуск основного двигателя II ступени производится после достижения расстояния между ступенями 10-15м. Отделение головной части производится за счет торможения корпуса II ступени тормозными ПРД после выключения основного, а затем рулевого двигателя II ступени.

На I ступени ракеты был установлен основной двигатель 8Д712, состоящий из трех двухкамерных двигателей 8Д515, унифицированных с двигателями ракеты 8К65. В качестве рулевого использовался четырехкамерный двигатель 8Д63У. На II ступени установлены основной двухкамерный двигатель 8Д713 и рулевой четырехкамерный двигатель 8Д64У. Система подачи топлива во всех двигателях — турбонасосная с питанием турбин продуктами сгорания основного топлива. Все ракетные двигатели работали на самовоспламеняющихся при контакте компонентах топлива: окислителе АК-27И и горючем — несимметричном диметилгидразине (НДМГ).

]]>]]>

Ракета могла оснащаться двумя видами ЯБП мощностью от 3 до 6Мт. При стрельбе на максимальные дальности использовалась так называемая "легкая" ГЧ, а на промежуточную и минимальную дальности - "тяжелая" с зарядом более мощного тротилового эквивалента. ГЧ конической формы с полусферической вершиной крепилась к корпусу второй ступени с помощью трех разрывных болтов. Ее отделение осуществлялось за счет торможения второй ступени при срабатывании тормозных пороховых ракетных двигателей. От мощности головной части зависела максимальная дальность полета, колебавшаяся в пределах от 11000 до 13000 км. Наряду с совершенствованием боевых ракет в СССР продолжалось совершенствование термоядерных зарядов. Так, в ходе летных испытаний ракеты 8К64 в 1961 г. было предписано заменить заряды в головных частях ракет 8К64 и 8К65. В связи с этим в 1962 г. разработаны унифицированные ГЧ, пригодные для оснащения обеих ракет. В дальнейшем принцип внутривидовой и межвидовой унификации узлов и изделий широко применялся в различных разработках КБ "Южное".

Ракета 8К64 имела защищенную автономную инерциальную систему управления. Она включала автоматы угловой стабилизации, стабилизации центра масс, систему регулирования кажущейся скорости, систему одновременного опорожнения баков, автомат управления дальностью. В качестве чувствительного элемента СУ впервые на советских межконтинентальных ракетах была применена гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. Приборы системы управления располагались в приборных отсеках на первой и второй ступенях. При подготовке к старту ракета устанавливалась на пусковое устройство так, чтобы плоскость стабилизации находилась в плоскости стрельбы.

8К64У конструктивно почти не отличалась от 8К64. Для обеспечения старта из ШПУ была изменена автоматика работы двигательной установки первой ступени. На корпусе ракеты были сделаны площадки для установки бугелей, фиксирующих ее положение в направляющих шахтной пусковой установки. Баки горючего стали наддуваться азотом.

БРК Р-16 стал базовым при создании группировки межконтинентальных ракет РВСН. Наземный стартовый комплекс включал боевую позицию с двумя пусковыми устройствами, одним общим командным пунктом и хранилищем ракетного топлива. Пуск ракеты осуществлялся после ее установки на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени. Чтобы его сократить были введены четыре степени технической готовности, характеризовавшиеся определенным временем до возможного старта , которое было необходимо затратить для выполнения ряда операций по предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности МБР 8К64 могла стартовать через 30 минут.

8К64У была развернута в гораздо меньших количествах, так как на строительство шахтных комплексов (типа "Шексна") требовалось больше времени, чем для ввода в строй РК с наземными ПУ. На каждой стартовой позиции располагались три ШПУ, размещенные в линию на расстоянии около 100 метров друг от друга, подземный командный пункт, хранилища компонентов топлива, а также другие сооружения. Способ старта из шахты - газодинамический на собственных двигателях. На ракете установлены бугели для движения в шахте по направляющим, а также для амортизации. Защитная крыша шахты - плоская, сдвигаемая по рельсам. Ракета размещалась внутри на специальном поворотном устройстве с пристыкованными коммуникациями системы заправки. Для БРК с МБР 8К64У устанавливалось три степени боевой готовности. Время пуска из полной боевой готовности - 18мин.

rbase.new-factoria.ru

Р-16 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 августа 2018; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 августа 2018; проверки требуют 7 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
Р-16
Страна СССР СССР
Индекс 8К64
Классификация НАТО SS-7 Saddler
Назначение МБР
Разработчик КБ Южное
Количество ступеней 2
Длина (с ГЧ) 30,44 — 34,3 м
Диаметр 3 м
Стартовая масса 140,6-141,2 т
Забрасываемый вес 1475-2200 кг
Вид топлива жидкое, Несимметричный диметилгидразин/ингибированная азотная кислота
Максимальная дальность 10 500-13 000 км
Точность, КВО 2,7 км
Тип головной части моноблочная
Количество боевых блоков 4
Мощность заряда 3 Мт
Система управления инерциальная
Способ базирования шахтный
Состояние снята с вооружения
Принята на вооружение 1962
Снята с вооружения 1976-1977

ru.wikipedia.org

Сообщества › Военно-Техническое Общество › Блог › Р-16 (8К64) — межконтинентальная баллистическая ракета

Р-16 (индекс УРВ РВСН — 8К64, по классификации МО США и НАТО — SS-7 Saddler, буквально Шорник) — межконтинентальная баллистическая ракета, состоявшая на вооружении РВСН СССР с 1962 по 1976—1977 годы. Первая советская двухступенчатая МБР на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления.

История разработки
13 мая 1959 года специальным постановлением ЦК КПСС и СМ конструкторскому бюро «Южное» (Главный конструктор М. К. Янгель) поручили разработать межконтинентальную ракету на высококипящих компонентах топлива. Впоследствии она получила обозначение Р-16. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской МБР Р-7. Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных пусковых установок.
Для разработки двигателей и систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций были привлечены конструкторские коллективы, возглавляемые В. П. Глушко, В. И. Кузнецовым, Б. М. Коноплевым и др. Система управления разработывалась харьковским ОКБ-692. На проектирование и проведение летно-конструкторских испытаний отводились крайне сжатые сроки. Чтобы уложиться в них, конструкторские коллективы пошли по пути широкого использования наработок по ракетам Р-12 и Р-14.

24 октября 1960 года на полигоне Байконур, во время намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16, на этапе выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до старта, произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени из-за прохождения преждевременной команды на запуск двигателей от токораспределителя, что было вызвано грубым нарушением процедуры подготовки ракеты. Ракета взорвалась на стартовой площадке. В огне сразу же сгорели 74 человека, среди них — командующий РВСН маршал М. Неделин, большая группа ведущих специалистов КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 4 человека. Полностью уничтожена стартовая площадка № 41.

Пуск второй Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года. Несмотря на то, что ракета упала на трассе полета из-за потери устойчивости, разработчики убедились в жизнеспособности принятой схемы. Напряженная работа позволила закончить летные испытания ракеты, запускаемой с наземной пусковой установки, к концу 1961 года. 1 ноября три первых ракетных полка в г. Нижний Тагил и п. Юрья Кировской области были подготовлены к заступлению на боевое дежурство.

Начиная с мая 1960 года проводились опытно-конструкторские работы, связанные с реализацией пуска модифицированной ракеты Р-16У из шахтной пусковой установки (ШПУ). В январе 1962 года на полигоне Байконур был проведен первый пуск ракеты из ШПУ.

5 февраля 1963 года началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка (г. Нижний Тагил), вооруженного БРК с этими МБР, а 15 июля этого же года этот комплекс был принят на вооружение РВСН.

Конструкция
Эскиз Р-16
Ракета Р-16 была выполнена по «тандемной» схеме, с последовательным разделением ступеней. Первая ступень состояла из переходника, к которому посредством четырех разрывных болтов крепилась вторая ступень, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека с силовым кольцом. Топливные баки несущей конструкции. Баки первой ступени и бак горючего второй ступени — панельной конструкции из алюминиево-магниевого сплава с поперечным и продольным силовым набором из шпангоутов и стрингеров, а бак окислителя второй ступени — из листового материала обработанного химическим фрезерованием (как на Р-14). Для обеспечения устойчивого режима работы ЖРД все баки имели наддув. При этом бак окислителя первой ступени наддувался в полете встречным скоростным напором воздуха, второй ступени — воздухом, а баки горючего обоих ступеней — сжатым азотом из шаровых баллонов. Пять шаровых баллонов со сжатым азотом для наддува бака горючего первой ступени размещались в приборном отсеке первой ступени, между баками окислителя и горючего.

Двигательная установка состояла из маршевого и рулевого двигателей, укрепленных на одной раме. Маршевый двигатель был собран из трех одинаковых двухкамерных блоков и имел суммарную тягу на земле 227 т. Рулевой двигатель имел четыре поворотные камеры сгорания и развивал тягу на земле 29 т. Система подачи топлива во всех двигателях — турбонасосная с питанием турбин продуктами сгорания основного топлива.

Вторая ступень, служившая для разгона ракеты до скорости, соответствовавшей заданной дальности полета, имела аналогичную конструкцию, но была выполнена короче и в меньшем диаметре. Её двигательная установка (ДУ) во многом была заимствована от первой ступени, что удешевляло производство, но в качестве маршевого двигателя устанавливался только один блок. Он развивал тягу в пустоте 90 т. Рулевой двигатель отличался от аналогичного двигателя первой ступени меньшими размерами и тягой (5 т). Все ракетные двигатели работали на самовоспламеняющихся при контакте компонентах топлива: окислителе АК-27И (раствор тетраоксида диазота в азотной кислоте) и горючем — несимметричном диметилгидразине (НДМГ).

Р-16 имела защищённую автономную инерциальную систему управления. Она включала автоматы угловой стабилизации, стабилизации центра масс, систему регулирования кажущейся скорости, систему одновременного опорожнения баков, автомат управления дальностью. В качестве чувствительного элемента СУ впервые на советских межконтинентальных ракетах была применена гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. Приборы системы управления располагались в приборных отсеках на первой и второй ступенях. Круговое вероятное отклонение (КВО) при стрельбе на максимальную дальность 12 000 км составило около 2700 м. При подготовке к старту ракета устанавливалась на пусковое устройство так, чтобы плоскость стабилизации находилась в плоскости стрельбы.

Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов, отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). От массы и соответственно мощности головной части зависела максимальная дальность полёта, колебавшаяся в пределах от 11 000 до 13 000 км.

Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет РВСН. Наземный стартовый комплекс включал боевую позицию с двумя пусковыми устройствами, одним общим командным пунктом и хранилищем ракетного топлива. Пуск ракеты осуществлялся после её установки на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени. Чтобы его сократить, были введены четыре степени технической готовности, характеризовавшиеся определённым временем до возможного старта, которое было необходимо затратить для выполнения ряда операций по предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности Р-16 могла стартовать через 30 минут.

Шахтная позиция ракеты Р-16 (8К64У)
часть 1


часть 2

www.drive2.ru

Ракетные системы РВСН: От Р-1

Боевой ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой Р-16У (8К64У) (SS-7, Saddler)

Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-16У унифицирована для наземных и шахтных групповых стартовых комплексов. Создана в ОКБ-586 под руководством М.К. Янгеля. Разработка начата 30 мая 1960 года. Испытания с наземного старта на полигоне Байконур начаты 10 октября 1961 года. Первый пуск с ШПУ произведен 13 июля 1962 года. Испытания завершены в 1963 году. Комплекс принят на вооружение 15 июля 1963 года. Поставлен на боевое дежурство в 1964 году. К серийному производству ракет завод № 586 приступил в 1962 году.

Ракета Р-16У разработана на базе МБР Р-16 с целью унификации конструкции. Основные характеристики ракеты Р-16У аналогичны характеристикам ракеты Р-16. Наддув баков горючего обеих ступеней и бака окислителя 2 ступени осуществлялся азотом из баллонов высокого давления. Для обеспечения старта из ШПУ была изменена автоматика работы двигательной установки первой ступени. На корпусе ракеты были сделаны площадки для установки бугелей, фиксирующих ее положение в направляющих шахтной пусковой установки.

Предстартовая подготовка 3-х ракет составляла 2,5-3 часа. Для БРК с МБР 8К64У устанавливалось три степени боевой готовности. Время пуска из полной боевой готовности – 10 мин.

ЛКИ ракеты Р-16У проводились с января 1962 года с наземной ПУ. В 1961 году на площадке № 60 полигона Тюра-Там началось строительство ШПУ (объект 310), а для обслуживания была сформирована 43 отдельная испытательная часть. Главный инженер проекта строительного сооружения А.А. Ниточкин (ЦПИ-31 МО). Первый пуск из ШПУ состоялся 13 июня 1962 года, ракета вышла успешно из шахты, но в полете отказал рулевой двигатель. Несколько следующих пусков также были не совсем успешными, в частности из-за горения одетого на рулевые машины чехла прорезиненной ткани, после ее снятия испытания пошли нормально. Полный цикл испытаний были завершены в июле 1963 года.

Разработка первого отечественного стратегического ракетного комплекса с пусковыми установками шахтного типа началась в марте 1960 года, когда по распоряжению заместителя председателя СМ СССР Д.Ф. Устинова в ОКБ-586 (КБЮ) приехали для согласования плана перспективных совместных работ специалисты ЦКБ-34 (КБСМ) – это была первая работа ленинградского конструкторского бюро по наземным ШПУ. Уже в мае 1960 года был намечен ряд решений по ШПУ в целом, и были сформулированы вопросы по стыковке с ракетой. Официально разработка комплекса задана 30 мая 1960 года.

В процессе проектирования было разработано несколько вариантов ШПУ – проект рассматривался дважды: в марте и в октябре 1960 года. Рабочие чертежи ШПУ были готовы в марте 1961 года.

Разработка шахтной пусковой установки группового старта «Шексна» начата в ЦКБ-34 под руководством Е.Г. Рудяка после выхода приказа ГКОТ от 14 июня 1960 года о создании шахтных пусковых установок для ракет Р-12, Р-14, Р-16 и Р-9.

Технические предложения ЦКБ-34 привели к необходимости переработки отдельных узлов изделия 8К64, при этом менялась силовая схема при хранении, по-новому должна была проводиться заправка и др.Е.Г. Рудяк впервые предложил установить в шахту пусковой стакан. Это давало возможность во время старта ракеты через специальные ходы между шахтой и пусковым стаканом отводить наружу газовую струю работающих двигателей.

Ракета Р-16У устанавливалась внутри шахтного сооружения на специальном поворотном пусковом устройстве с пристыкованными коммуникациями системы заправки. Для наведения ракеты по азимуту стакан газоходов был выполнен поворотным, он вращался вместе с ракетой, пусковым устройством и пристыкованными коммуникациями системы заправки.. Для направления ракеты при старте в пусковом стакане имелись направляющие, а на ракете установлены бугеля, которые также обеспечивали амортизацию ракеты при ее хранении при внешнем воздействии.

Ракета в шахте подвешивалась на пружинах, что позволяло сохранить ее боевое состояние при сейсмическом воздействии ударной волны ядерного взрыва, произведенного в непосредственной близости. Строительное сооружение ШПУ в верхней части имело оголовок, в котором размещена защитная крыша, обеспечивающая защиту от ударной волны, с электроприводом и другое специальное оборудование.

8К64У была развернута в гораздо меньших количествах, так как на строительство шахтных комплексов (типа «Шексна») требовалось больше времени, чем для ввода в строй РК с наземными ПУ. Основные принципы конструкции ШПУ, разработанной Е.Г. Рудяком, были впоследствии использованы в конструкциях ШПУ, созданных в других конструкторских бюро.

Шахтная пусковая установка имела глубину 45,6 м, диаметр шахты – 8,3 м, диаметр стакана – 4,64 м, расстояние между шахтами – 60 м.

Система хранения и заправки компонентов топлива разработана КБТХМ под руководством В.К. Филиппова, установщик ракеты в шахту – под руководством Ю.И. Попова, строительная часть стартовой позиции – ЦПИ-31 МО (гл. инженер проекта А.А. Ниточкин).

Групповая шахтная стартовая позиция «Шексна-В» состояла из трех пусковых установок с ракетами, расположенных в линию на незначительном расстоянии друг от друга, подземного командного пункта котлованного типа с автономными источниками электроэнергии – дизель-генераторами и системой обеспечения влажностного режима и хранилища компонентов топлива (горючего и окислителя). Групповые шахтные комплексы были разнесены на расстояние 8 – 10 км друг от друга

Хранение ракеты Р-16У в шахтах осуществлялось в незаправленном состоянии. В составе стартового комплекса имелась централизованная система заправки с общими (на все три шахты) хранилищами и насосами для каждого компонента топлива и дистанционным управлением заправкой из командного пункта. Управление стартовой позицией при длительном хранении ракет, заправке, подготовке к пуску ракет и старте централизованное, дистанционное из командного пункта.

Шахтные групповые стартовые комплексы «Шексна-В» с МБР Р-16У заступили на боевое дежурство 5 февраля 1963 года под Нижним Тагилом (первый полк, командир Н.А. Олейников), 30 марта 1963 года 3-й дивизион с тремя ШПУ (установки № 9, № 10 и № 11) ракетного полка Д.Т. Гущина – под Плесецком. 15 июля 1963 года комплекс Р-16У был принят на вооружение РВСН.

Максимальное количество ракет Р-16 и Р-16У было развернуто к 1965 году. В это время на боевом дежурстве находились 186 пусковых установки МБР обеих модификаций.

МБР Р-16 и Р-16У несли боевое дежурство в ракетных дивизиях, дислоцированных вблизи городов Бершеть Пермской области, Верхняя Салда (Нижний Тагил) Свердловской области, Выползово в Тверской области, Итатка Томской области, Йошкар-Ола Марийской АССР, Новосибирск, Шадринск Курганской области, Юрья Кировской области, на Байконуре и в Плесецке.

8 октября 1963 года в рамках проводившегося учения «Гроза» с 11-й ШПУ ракетного полка объекта «Ангара» был выполнен первый учебно-боевой пуск ракеты из боевой шахтной пусковой установки.

Как и все ракеты первого поколения, эти МБР не могли долго находиться в заправленном состоянии. В постоянной готовности они хранились в укрытиях или шахтах с пустыми баками, и требовалось значительное время для приведения их в готовность к пуску. По времени приведения в боевую готовность советские МБР уступали американским ракетам. Низкая живучесть советских ракетных комплексов практически исключала возможность нанесения ответного удара. К тому же уже в 1964 году стало ясно, что эта ракета морально устарела.

В мае 1963 г. на 5 НИИП демонстрировался групповой пуск из шахт трех ракет 8К64У (триплет) для руководителей стран социалистического содружества.

Старт одной из ракет 8К64 в июне 1966 года наблюдал на полигоне Байконур президент Франции Ш. де Голль, находившийся в СССР с официальном визитом.

Всего было проведено 307 пусков, успешных пусков 91%.

В 1974-1977 гг. 210 пусковых установок МБР Р-16У, как и Р-9А были сняты с боевого дежурства, демонтированы или уничтожены.

 

 

rvsn.ruzhany.info

МБР Р-16У. 8К64У. - 52-ракетная дивизия, ЗАТО Звездный — LiveJournal

В 1961 году сформированы управления дивизий и бригад РВСН.
В том числе пос. Бершеть.
На дежурство (очевидно после формирования дивизии) поступило
"изделие" МБР Р-16У (унифицированная).
25 ноября 1961 года было принято решение о постановке ракет данного типа на боевое дежурство, однако их производство было начато только в 1962 году.
15 июля 1963 года Р-16У принята на вооружение. Очевидно именно в это время они должны были появиться и в Бершети.
МБР Р-16У – это модификация изначальной ракеты Р-16 предназначенная как для наземного старта, так и для старта из шахты (ШПУ).Заправленная топливом ракета могла хранится 30 суток.

До 1965 года было развернуто, всего по стране, 186 пусковых Р-16 и Р-16У. На вооружении Р-16 состояли до середины 70-х годов. Последние ракеты наземных пусковых установок ликвидировали в 1977 году. На западе ракета называлась SS-7 «Saddler».

Ракета 8К64 имела две ступени. Первая ступень состояла из переходника, к которому посредством четырех разрывных болтов крепилась вторая ступень, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека с силовым кольцом. Вторая ступень, служившая для разгона ракеты до скорости, соответствовавшей заданной дальности полета, имела аналогичную конструкцию, но была выполнена короче и в меньшем диаметре.

Разделение ступеней ракеты осуществляется по следующей схеме: по команде на разделение ступеней выключается основной двигатель и снижается тяга рулевого двигателя I ступени, после запуска рулевого двигателя II ступени происходит разрыв связей между ступенями и торможение корпуса I ступени тормозными ПРД. Запуск основного двигателя II ступени производится после достижения расстояния между ступенями 10-15 м. Отделение головной части производится за счет торможения корпуса II ступени тормозными ПРД после выключения основного, а затем рулевого двигателя II ступени.

На I ступени ракеты был установлен основной двигатель 8Д712, состоящий из трех двухкамерных двигателей 8Д515. В качестве рулевого использовался четырехкамерный двигатель 8Д63У. На II ступени установлены основной двухкамерный двигатель 8Д713 и рулевой четырехкамерный двигатель 8Д64У. Система подачи топлива во всех двигателях - турбонасосная с питанием турбин продуктами сгорания основного топлива. Все ракетные двигатели работали на самовоспламеняющихся при контакте компонентах топлива: окислителе АК-27И и горючем - несимметричном диметилгидразине (НДМГ).

Ракета могла оснащаться двумя видами ЯБП мощностью от 3 до 6Мт. При стрельбе на максимальные дальности использовалась так называемая «легкая» ГЧ, а на промежуточную и минимальную дальности - «тяжелая» с зарядом более мощного тротилового эквивалента. ГЧ конической формы с полусферической вершиной крепилась к корпусу второй ступени с помощью трех разрывных болтов. Ее отделение осуществлялось за счет торможения второй ступени при срабатывании тормозных пороховых ракетных двигателей. От мощности головной части зависела максимальная дальность полета, колебавшаяся в пределах от 11000 до 13000 км.

Ракета 8К64 имела защищенную автономную инерциальную систему управления. Она включала автоматы угловой стабилизации, стабилизации центра масс, систему регулирования кажущейся скорости, систему одновременного опорожнения баков, автомат управления дальностью. В качестве чувствительного элемента СУ впервые на советских межконтинентальных ракетах была применена гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. Приборы системы управления располагались в приборных отсеках на первой и второй ступенях. При подготовке к старту ракета устанавливалась на пусковое устройство так, чтобы плоскость стабилизации находилась в плоскости стрельбы.

8К64У конструктивно почти не отличалась от 8К64. Для обеспечения старта из ШПУ была изменена автоматика работы двигательной установки первой ступени. На корпусе ракеты были сделаны площадки для установки бугелей, фиксирующих ее положение в направляющих шахтной пусковой установки. Баки горючего стали наддуваться азотом.

БРК Р-16 стал базовым при создании группировки межконтинентальных ракет РВСН. Наземный стартовый комплекс включал боевую позицию с двумя пусковыми устройствами, одним общим командным пунктом и хранилищем ракетного топлива. Пуск ракеты осуществлялся после ее установки на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени. Чтобы его сократить были введены четыре степени технической готовности, характеризовавшиеся определенным временем до возможного старта, которое было необходимо затратить для выполнения ряда операций по предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности МБР 8К64 могла стартовать через 30 минут.

8К64У была развернута в гораздо меньших количествах, так как на строительство шахтных комплексов (типа «Шексна») требовалось больше времени, чем для ввода в строй РК с наземными ПУ. На каждой стартовой позиции располагались три ШПУ, размещенные в линию на расстоянии около 100 метров друг от друга, подземный командный пункт, хранилища компонентов топлива, а также другие сооружения. Способ старта из шахты - газодинамический на собственных двигателях. На ракете установлены бугели для движения в шахте по направляющим, а также для амортизации. Защитная крыша шахты - плоская, сдвигаемая по рельсам. Ракета размещалась внутри на специальном поворотном устройстве с пристыкованными коммуникациями системы заправки. Для БРК с МБР 8К64У устанавливалось три степени боевой готовности. Время пуска из полной боевой готовности - 18 мин.

Как и все ракеты первого поколения эти МБР не могли долго находиться в заправленном состоянии. В постоянной готовности они хранились в укрытиях или шахтах с пустыми баками и требовалось значительное время для приведения их в готовность к пуску. По времени приведения в боевую готовность советские МБР уступали американским ракетам. Низкая живучесть советских ракетных комплексов практически исключала возможность нанесения ответного удара. К тому же уже в 1964 году стало ясно, что эта ракета морально устарела.

В мае 1963 г. на 5 НИИП демонстрировался групповой пуск из шахт трех ракет 8К64У (триплет) для руководителей стран социалистического содружества. Всего было проведено 307 пусков, успешных пусков 91%. Глубина шахты 46 м, внутренний диаметр 8. Подготовка к пуску до 2,5 часов.

 


rd52.livejournal.com

стратегический ракетный комплекс Р-16 с ракетой 8К64 (Р-16У/8К64У) (СССР)

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX - 2019
  • Календарь меропри
  • www.arms-expo.ru

    Боевая стартовая площадка №11 МБР группового пуска "Шексна-В" ОС - Военные объекты

    Во времена СССР,когда все было в дефиците, бытовала такая шутка:"ну и пусть в магазинах нет колбасы,зато у нас самые лучшие

    ракеты и балет".Пришлось недавно побывать на разрушенных позициях МБР-печальное зрелище. И такая шутка уже вызывает горькую усмешку,"до сокращались",твою дивизию, мать.

    Сенатор от штата Иллинойс Барак Обама

    находится внутри уничтоженной ракеты SS-24

    в г.Перми(снимок сделан 28 августа 2005г

    из журнала "Трибьюн")

    Но обо всем по порядку.

    Как все начиналось.

    Параллельно с разработкой двухступенчатой Р-16 создавался и ее пусковой комплекс. Он создавался под руководством гл.

    конструктора КБ Новокраматорского машиностроительного завода В.И.Капустинского и гл. конструктора Ленинградского ЦКБ-34 Е.Г.Рудяка. С точки зрения проектирования тема была совершенно новой. Первоначально, стартовый комплекс планировался наземным (о шахтах тогда не было и речи) мобильным, т.е. с применением автомобильных шасси. Но проработки показали, что такой комплекс получался слишком громоздким.После этого мобильный комплекс Р-16 перепроектировали на стационарный наземный боевой стартовый комплекс 8П864 («Шексна-Н»). В основе комплекса «Шексна-Н» остались мобильные транспортировщики ракет, установщики ракет, заправщики ракет на автомобильных шасси. В то же время на БСП появился укрепленный командный пункт (КП) котлованного типа, различные укрытия, 2 стартовые позиции открытого типа со стартовыми столами, бетонные площадки и разъездные дороги для заезда транспортировщиков, установщиков и топливозаправщиков. Также был запроектирован монтажно-испытательный комплекс (МИК) в котором осуществлялись предстартовые операции ракеты, а так же осуществлялось хранение 3 ракет, было еще одно отдельное

    хранилище для ракеты.Основным недостатком такого наземного комплекса в условиях ядерного удара была его уязвимость.Руководство СССР и промышленности, отлично знали о недостатках открытых наземных БСП с Р-16. Но для усиления группировки МБР

    шло на их развертывание в дивизиях. Поэтому, как только появилась информация о создании в США шахтных подземных установок (ШПУ), в Союзе сразу же приступили к отработке и испытаниям такой стартовой позиции. Для наземных и шахтных ПУ в ОКБ-586 была разработана унифицированная МБР Р-16У (8К64У). Разработка была начата 30 мая 1960 года. Приказ ГКОТ "О создании ШПУ ракет Р-12, Р-14, Р-16 (Главный конструктор М. К. Янгель) и Р-9А (Главный конструктор С. П. Королев) "Двина", "Чусовая", "Шексна" и "Десна" был подписан 14 июня 1960 г.Тогда же в ЦКБ-34 (Е.Г.Рудяк) на основании этого приказа о создании шахтных пусковых установок для ракет Р-12, Р-14, Р-16 и Р-9 приступили к проектированию группового шахтного стартового комплекса "Шексна" (8П764). В литературе для наземного комплекса с Р-16У пишут "Шексна-Н", для шахтного — "Шексна-В". ШПУ для ракеты Р-16 была разработана ЦКБ-34 (Главный конструктор Е.Г.Рудяк). Занимаясь разработкой ШПУ для Р-16У, Евгений Рудяк впервые предложил установить в шахту стальной пусковой стакан. На дне бетонированного ствола шахты размещался поворотный стартовый стол, на который устанавливалась ракета с пристыкованными коммуникациями системы заправки. На ракете были установлены бугели для движения в шахте по направляющим, а также для амортизации. При запуске двигателей ракеты горячие газы выходили в газоотвод между стволом шахты и специальным металлическим стаканом, защищавшим ракету. Вверху шахты газоотвод имел расширение и направляющие лопатки для отвода горячих газов в сторону с целью снижения теплового воздействия на ракету.

    Способ старта из шахты — газодинамический на собственных двигателях. Испытания ракеты с наземного старта на полигоне Тюра-Там начаты 10 октября 1961 года. Первый пуск с ШПУ произведен 13 июля 1962 года. Испытания завершены в 1963 году.

    Комплекс принят на вооружение 15 июля 1963 года.

    Шахтная «Шексна-В», по сути, имела ту же инфраструктуру, что и наземная «Шексна-Н», но с одним исключением. Она имела 3 шахтных ствола, полностью спрятанных в грунте. Незаправленные ракеты первой очереди с подключенными топливными магистралями находились в них. Ракета в шахте была подвешена на пружинах, что позволяло сохранятЬ ее боевое состояние при сейсмическом воздействии ударной волны ядерного взрыва, произведенного в непосредственной близости(шахта выдерживала давление до 2 кг/кв см, что равнозначно энергии взрыва ядерного боеприпаса мегатонной мощности, произведенного на расстоянии 1,3 км). Сверху шахта закрывается крышей защитного устройства (ЗУ), также обеспечивающей защиту от ударной волны. КП, ШПУ, хранилища КРТ представляли собой единый подземный комплекс.

    В 52-рд имелась БСП-11, которая единственная была оснащена МБР Р-16У (8К64У) с групповой шахтной стартовой позицией

    "Шексна-В" (в 11 км от пос. Юг). Остальные пять БСП дивизии - с Р-16У (8К64У) наземного базирования.

    "Шексна-В" ОС(отдельного старта) с МБР 8К64У (Р-16У).

    Её подземная часть обширна. Имелся двухуровневый подземный командный пункт (КП) с вспомогательными системами (дизель-генераторная, главный зал КП, различные аппаратные, щитовые и т.д.), два подземных хранилища с компонентами ракетного

    топлива, три ШПУ с квадратными оголовками. Всё это под землёй соединялось несколькими потернами... Сохранность плохая (были взорваны оголовки,позже поработали "металлисты").Кроме того,администрация обязана рекультивировать в дальнейшем эти территории...

    Схема БСП-11 52-рд.

    Пусковой комплекс состоял из:

    - трех ШПУ, размещенных в линию,

    - подземного командного пункта котлованного типа с дизель-электрической станцией, станцией обеспечения теплового режима (воздушного кондиционирования), защищенной трансформаторной подстанцией, комнат отдыха дежурной смены, узлом связи и т.д.

    - хранилища компонентов(отдельно горючего и отдельно окислителя)ракетного топлива (КРТ): азотная кислота АК-27И (окислитель) и НДМГ - гептил (горючее),с системой заправки и слива компонентов.

    Глубина ШПУ: 45,6 м

    Внутренний диаметр ствола шахты: 8,3 м,

    Внутренний диаметр стакана: 4,64 м,

    Тип защитного устройства (крышка 40т-по простому «Утюг»): плоское, движение по рельсам,

    Время подготовки к пуску: до 2,5 часов,

    Время пуска из полной боевой готовности: 18 мин.

    Внутри «шахты» были расположены:

    - командный пункт – сооружение № 2 с главным залом на первом уровне, в котором была расположена аппаратура боевого управления,

    - три стойки подготовки и пуска на каждый ствол (так именовались ШПУ), а также пульт системы дистанционного управления заправкой,

    - хранилища топлива (горючее – сооружение № 4, окислитель - сооружение № 3).

    Стволы (ШПУ) именовались так:

    • ПУ № 1 - "В"

    • ПУ № 2 - "Б"

    • ПУ № 3 - "А".

    В каждом стволе в оголовке и на различных уровнях (ярусах) располагались помещения с аппаратурой и оборудованием. Между собой внутри "шахты" стволы соединялись коридором (потерной).Крыша ЗУ (защитное устройство) первоначально поднималась большими гидродомкратами, а затем при помощи тросов «отъезжала».

    Управление ЗУ могло быть проведено как с главного пульта, так и при помощи переносного ЩКЗУ именно из этих верхних помещений. Ниже находились вентиляционные камеры, которые соединялись с оголовком. Из оголовка вправо и влево размещались симметричные помещения. В самом оголовке кроме аппаратуры и оборудования

    располагалась ЗИПовая, лестница на второй уровень, где находилась аппаратура прицеливания. Все двери, в т.ч. двери лифтов и уровней, были оборудованы концевыми выключателями. В оголовке располагался выход на аварийную лестницу, которая проходила через все уровни ствола.

    Расчет дежурной смены (в смене было 2 расчета) заступал на 12 часов, и должен был находиться внутри сооружения № 2. Непосредственно на боевых постах непрерывное боевое дежурство несли командир (заместитель командира) дежурных сил, его помощник, расчеты связи, расчеты систем энергообеспечения и систем вентиляции. Остальной личный состав находился в специальных комнатах в готовности занять боевые посты по команде КДС. С личным составом проводились занятия по специальной подготовке, осуществлялось текущее ежедневное обслуживание техники и т.п. На поверхность из сооружения № 2 номера расчетов практически не выходили,поднимались ТОЛЬКО зимой, чтобы чистить снег на рельсах крыш ШПУ. Крыша ЗУ, толщиной около метра с лишним, представляла собой слоеный пирог из стали и бетона, весом около 240 т.

    Расчет времени пуска из различных степеней боевой готовности:

    • пуск из повышенной боевой готовности (весь личный состав расчетов находится на боевых постах): ПУ № 1 - 21 мин, ПУ № 2 - 27 мин, ПУ № 3 - 33 мин.

    • пуск из постоянной боевой готовности - добавлялось 6 мин на занятие боевых постов, т.е. ПУ № 1 - 27 мин, ПУ № 2 - 33 мин, ПУ № 3 - 39 мин.

    • пуск из полной боевой готовности (ракеты заправлены КРТ): ПУ № 1 - 10 мин, ПУ №№ 2,3 - через каждые последующие 3 мин.

    • пуск из полной боевой готовности (наивысшая боевая готовность - на ракеты уже выдан сигнал на прорыв пиромембран в баках горючего и окислителя): ПУ №1 - 5 мин., для ПУ №№ 2,3 через каждые последующие 3 мин. (готовность введена незадолго до снятия комплекса с БД).

    Что из себя представляла БСП-11 можно увидеть в рассекреченном фильме № 1067 - «Шахтная позиция Р-16У (8К64У)».

    К началу семидесятых годов, средства охраны выглядели следующим образом. Во-первых, это три-четыре ряда заборов из колючей проволоки на высоких бетонных столбах, с вышками для часовых по краям секторов и парными патрулями между рядов. Во-вторых, это комплекты электромеханических средств охраны «Тантал» с ёмкостными сигнализациями «Зона» и датчиками СД-30. В-третьих, это электризуемые заграждения П-100, представлявшие собой четырёхметровую тонкую сетку, установленную под углом между двумя внутренними рядами ограждений. По ней был пропущен электрический ток напряжением около четырёхсот вольт. При объявлении тревоги включался «боевой режим» с напряжением примерно тысяча шестьсот пятьдесят вольт. Ежедневно, для осмотра «сетки» караулом и взводом охраны, электричество на некоторое время отключали.Каждый из уходивших в зону ограждений получал жетон и отмечался в специальном журнале, а перед включением электричества обязательно проводилась проверка выхода личного состава из зоны.При проведении технического обслуживания расчеты также получали жетон.Перед тем,как подать напряжение на сетку,нач.караула проверял,что все покинули территорию(по жетонам).С разрешения командира дежурных сил,подавал напряжение и ставил объект под охрану. Начальниками караулов заступали сержанты. Далее, в-четвёртых, это минно-взрывные заграждения «Кактус». Минные поля «прикрывали» пусковую площадку. Всего было три поля. Каждое поле состояло из 20-ти мин. Всего 60 мин (типа ПОМЗ) на каждой БСП. Мины взрывались попарно.Расстояние между минам около 5-ти метров.На поле выходили концы электрической проводки,к ним присоединялись детонаторы.Подрыв осуществлялся из караульного помещения.

    Надо сказать, что в мирное время подразумевалось использование, в основном, сигнальных мин, чтобы не взорвать собственных недисциплинированных солдат – излишне любопытных или ушедших по короткой дороге в самовольную отлучку. И в-пятых, это долговременные огневые сооружения, а так же личный состав ДСОО-К(Дежурные Силы Охраны и Круговой Обороны были включены в состав дежурных сил ракетных полков), в случае необходимости занимающий позиции по периметру с обеих сторон заграждений.Вся эта практически непреодолимая система охраны охватывала как стартовые, так и технические позиции каждого дивизиона.

    Легендарная "сетка 100" с напряжением 1650 В - единственная, на тот момент, система которая работала. Минные поля - муляжи из дерева, окрашенные в черный цвет, одетые на колышки.На пульте дежурного - исправно горели лампы индикации. Но это была полная фикция. Аналогичной была и система задымления. По периметру висели пустые БДШ-200 (Большая дымовая шашка в корпусе 200 литровой бочки). По минным полям,действительно стояли колышки и муляжи,но пульт и кабели управления были исправны. Боевые заряды ставились только в высших степенях готовности,мины хранились на складе.

    БДШ летом в 1982году поменяли на УДШ (УДШ похожи на противотанковую мину). Осенью 82года из-за небрежного обращения с УДШ погиб сержант Ю.Новокшанов.БДШ складировались в сарайчике возле карпома, а УДШ хранилось в карпоме,под лестницей.Новокшанов применил УДШ для занятий спортом, т.е. ложился спиной на пол и взяв в руки УДШ , как "блин", "качал руки". Как произошло срабатывание УДШ, никто не знает, он пытался занести ее горящую в верх огневого, не смог,потерял сознание, ребята стали задыхаться, открыли гермодверь.Одели ИП, вытащили сержанта из огневого на улицу. Увезли его в госпиталь, через несколько дней он умер...На памяти еще одно ЧП,произошедшее в ДСОО.

    В августе 1985 года НДСО ОК № 10 пр-к Сидоров, получив мордобой от п/пка Шарапова сильно обиделся. И через несколько часов расстрелял дежурного водителя и л.с. караула № 9 (место дислокации бывш. д. Ивановка, в 3-4 км. от с. Богородск).

    После этого загрузив оружие и боеприпасы,скрылся на ГАЗ-66.По плану "Кольцо" несколько групп по 4 бойца расставили

    на перекрестках дорог для перехвата автомобиля.Через сутки, одним из дозором была расстрелена гражданская машина ЗиЛ 157 с людьми.А прапорщик,бросив машину в лесу ушел на легке.Спустя несколько дней,Сидоров засветился в Свердловске.Туда была отправлена группа на захват,через з дня его взяли.Позже нашли и машину с оружием.

    8 полков,6 пристартовых городков-из них 5 порушены.Остался только один п.Звездный,где дислоцировалась 52 РД...

    До середины 1970г перед БСП-11 имелся пристартовый военный городок,здесь располагалась часть техобеспечения.Затем часть строений после 80г были преобразованы в пионерский лагерь им.Бабичева(после 1984г он стал называться "Орбита").

    Название им.Бабичева дано в честь героя Советского Союза Виктора Бабичева.Бабичев был сержантом-срочником, по одним данным поехал в отпуск, по другим - на дембель, на родной станции вытолкнул из-под поезда девочку, оказавшуюся на ж/д путях, сам при этом погиб. Все на глазах близких и родственников. Дело было в конце 60-х.Солдат Бабичев навечно занесен в книгу почета 684-го полка (БРК-6). А служил Бабичев на 21-ой площадке, в честь него даже

    поселок Бабичево при этой площадке назван(п.Бабичево-пристартовый городок при 2ПУ Р-16У наземного базирования,находящийся в нескольких км от ШПУ,разрушен).

    www.nakop.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о