Дзюдо техника бросков и захватов – приемы для начинающих с названиями, удушающие, подсечки, подхваты в передней подножке, оценка за захваты на оранжевый пояс

Содержание

БРОСКИ. Борьба дзюдо [Первые уроки]

Бросками называются приемы, в результате проведения которых противник переводится из положения стоя на спину или на бок.

А. Броски проворачиваясь (тип «проворотом» («А»)

Это броски противника (Уке) перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком. При их выполнении атакующий вначале проворачивается перед противником на угол от 90° до 270° и входит в контакт с ним своим ближним боком, спиной или дальним боком. Затем, продолжая проворот, бросает его перед собой.

Основным элементом, влияющим на качество выполнения этих бросков, является максимальное отворачивание своей головы в сторону будущего падения противника и далее.

При захватах на дальней дистанции для успешного проведения броска необходимо до входа в контакт с телом противника развернуться на 270°.

При захватах на средней дистанции для успешного проведения броска необходимо до входа в контакт с телом противника провернуться на 180°.

При захватах на ближней дистанции для успешного проведения броска необходимо до входа в контакт с телом противника провернуться на 90°.

В первом случае необходима высокая скорость, в третьем – большая сила.

Все броски типа «проворотом» («А») имеют общую пространственно-тактическую структуру и отличаются друг от друга по динамическим признакам: подъемом вверх, горизонтальным выведением из равновесия, выбиванием всей опоры.

На нижележащем уровне они делятся на броски: без воздействия на ноги противника, с воздействием на ноги ногами, руками, ногами и руками.

Наиболее ответственной фазой, определяющей успех броска, является выход из исходного положения в стартовое (1-я фаза броска). Особенно эта фаза ответственна при проведении бросков проворотом, поскольку атакующий при достаточно сложном по координации выходе с исходной позиции на старт броска находится длительное время в одноопорном положении с малой устойчивостью, что позволяет противнику успешно организовывать защиту.

Именно поэтому техника выхода на старт броска в данном типе приемов является наиболее ответственной и требует особого внимания.

Ниже приводятся броски типа проворотом при разных способах выхода на старт, что по классификации техники борьбы относится к классу техники бросков проворотом.

Ниже по каждому броску к его основному наименованию будет прибавляться способ выхода на старт («входом», «уходом» и т. д.).

Выход на старт броска «выходом». С поворотом на носке сзади стоящей ноги вынос впереди стоящей ноги мимо противника на ее стартовое положение (снаружи одноименной ноги противника) (рис. 4.22).

При одноименной стойке возможно проведение проворота подножкой выходом, но с предварительным выведением из равновесия за счет отшагивания в направлении рывка. Поэтому иногда этот способ называют «отходом», что не совсем правильно, поскольку это действие является одним из способов подготовки к броску и относится к вспомогательным техническим действиям, обеспечивающим тактику проведения броска.

В переводной литературе по дзюдо (X. Эссинк, 1974; М. Вахун, 1981) для проведения бросков с подставлением атакующей ноги перед противником предлагается вариант, представленный на рис. 4.25. На начальном этапе развития спортивного дзюдо такой способ демонстрации «гибкой техники» имел успех. Постепенно по мере ужесточения конкуренции степень свободы захватов была сведена к нулю и в настоящее время использовать такой способ выхода на старт бросков проворотом, даже в качестве отвлекающего маневра, чреват неудачей или поражением. На самом деле это действие является отвлекающим маневром перед выходом на стартовую позицию (т. е., относится к подготовкам).

Рис. 4.22. Проворот через туловище «выходом». (Маки-коми, Сото маки-коми – под плечо, снаружи). При одноименной стойке срыв захвата противника выполняется сравнительно легко, но угол разворота при таком взаимоположении равен 270°. При разноименной стойке угол разворота равен 180°, но срыв захвата противника представляет значительные трудности. В этом случае необходимо руку, срывающую захват, продвигать не к противнику, а внутрь, мимо себя

Рис. 4.23. Обратный проворот через туловище «выходом». Выполняется только при разноименной стойке

Рис. 4.24. Проворот подножкой «выходом». Выполняется только при разноименной стойке

Предварительный захват ноги практически не входит в структуру броска, поскольку является актом приобретения другого захвата. В классификации техники дзюдо он отсутствует, поскольку захваты ног были отнесены к специальному разделу. (Выполняется только при разноименной стойке).

Выход на старт броска «уходом» – с разворотом на носке впереди стоящей ноги увести сзади стоящую ногу назад по кругу так, чтобы она стала снаружи одноименной ноги противника (рис. 4.2 а, б).

Выполняется только при одноименной стойке. При разноименной стойке проворот через руку выполняется классом входа или полувхода.

Проворот «уходом» через безопорную ногу (одноименным зацепом) выполняется, как правило, при одноименной стойке. Сам выход из исходного положение на стартовую позицию является средством выведения противника из равновесия. Если атакуемая нога противника перестает быть опорной, то бросок может быть выполнен как проворот отхватом. Если нет, то он будет относиться к провороту одноименным зацепом (рис. 4.29).

Рис. 4.25. Квази-способ выхода на старт бросков проворотом по М. Вахуну (1981), X. Эссинку (1974)

Рис. 4.26. Проворот подножкой от отрыва ноги «выходом»

Выход на старт броска «входом» – вынос впереди стоящей ноги под проекцию общего центра тяжести противника с одновременным разворотом стопы носком внутрь. После постановки ноги с рывком за кимоно на себя отворачивание к противнику спиной (боком) с подставлением другой ноги к впереди стоящей. После соприкосновения спиной с телом противника продолжать теперь уже совместный проворот в сторону предполагаемого падения противника. Бросок выполняется с различными захватами. При основном захвате за отворот проводится Иппон-сеуои-наге (чистое метание взваливанием) (рис. 4.32).

Рис. 4.27. Проворот через руку «уходом».

Рис. 4.28. Поворот уходом (Таи-отоси – поворот скатываясь). Это типичный бросок для японского принципа использования передвижения противника.

При разноименной стойке угол разворота в 1-й фазе может не превышать 90°.

При одноименной стойке угол разворота в 1-й фазе должен быть не менее 180°.

Практически бросок может быть выполнен и без подножки, если будет пойман момент переноса веса тела противника на атакуемую ногу

При захвате за разноименный рукав и разноименный отворот проводится Сеои-наге (метание взваливанием) (рис. 4.33 а). Однако использование такого захвата на старте броска в соревновательных схватках чревато поражением, так же, как и другого стартового положения при проведении бросков Тсури-коми-госи (рис 4.33 б).

Рис. 4.29. Проворот «уходом» с отхватом или одноименным зацепом

Рис. 4.30. Проворот отбивом «уходом». Бросок является усиленным вариантом выведения из равновесия за счет рывка рук. Более удобен при разноименной стойке

Рис. 4.31. Проворот отрывом «уходом»

При проведении бросков подтипа подворотом с выходом на старт «входом» атакующий поворачивает свою плечевую ось только на 90° и после этого продолжает отворачиваться вместе с противником. Не имеет особенного значения, подсел атакующий под противника или нет, будет ли после этого вертикальный отрыв противника от татами. Важно, чтобы после вхождения в контакт с телом противника атакующий продолжал отворачиваться как можно на больший угол. В этом смысл термина «проворот», и именно его соблюдение обеспечит проведение броска независимо от степени вхождения под ОЦТ противника (рис 4.34).

Рис. 4.32. Проворот через спину «входом». (Иппон-сеои-наге – чистое метание взваливанием)

Бросок выполняется за счет основного рубящего движения ногой назад с горизонтальным продвижением стопы вдоль татами и ударом по ноге противника за счет выпрямления перед этим согнутой в колене ноги. Однако возможен вариант первоначальной попытки вертикального подъема противника

Рис. 4.33. Захваты, которые не рекомендуется использовать в соревновательной и боевой практике

тазом после «входа» и подхватывания несколько разгруженной ноги, с тем чтобы противник не соскользнул с таза атакующего.

Проворот подхватом можно проводить и другими способами выхода на старт. При разноименной и одноименной стойке возможен выход на старт отходом (дальняя от противника нога отходит в направлении рывка и последующего броска). В данном случае основное воздействие на противника осуществляется более по верхней составляющей пары сил и удар ногой проводится уже после полного выведения противника из равновесия.

В тех случаях, когда атакуемая нога противника полностью разгружается и по ней проводится удар ногой, подхват по динамической структуре превращается в отхват, который проводится под свободную ногу.

Рис. 4.34. Проворот через таз «входом» (О-госи – основное бедро, как подъем тазом с подседа)

Рис. 4.35. Проворот «входом» с подхватом

Первый термин будет соответствовать действию, при котором противник «наматывается» вокруг без опорной ноги атакующего. Второй термин будет соответствовать действию, при котором атакуемая нога выбивается в момент снятия стопы с опоры.

Броски с собственным падением совместно с противником (а не потеряв равновесие после его падения) уже не могут считаться подхватами и отхватами. Это уже будут броски через ногу или отбивы, если они проводятся изнутри. Однако все они имеют единую глобальную структуру – проворот.

Следует иметь в виду, что подбивание ноги противника вверх превращает этот бросок в подсад бедром снаружи (рис. 4.36).

Рис. 4.36. Проворот «входом» с подсадом бедра бедром снаружи

Провороты входом с подсадом успешно проводятся с вертикальным воздействием задней поверхностью бедра между ног противника (подсад изнутри), что именуется в России подхватом изнутри. Но это не подхват, а подсад бедром изнутри (рис. 4.37) по тому же принципу, что и проворот входом с подсадом бедром снаружи на рис. 4.36. Россияне при оперировании японскими терминами дзюдо склоны называть этот прием Учи-мата. У японцев Учи-мата – понятие более широкое: «под широко расставленные…» Этот прием может проводиться и как подсад, и как отбив.

Бросок может выполняться непосредственно подсадом, но для этого надо подшагивать сзади стоящей ногой, что снижает силу рывка. Более целесообразным является вход под противника, и после попытки его отрыва следует одновременно включить подсад, как бы мешая ноге противника соскользнуть с бедра. Первый вариант оптимален при разноименной стойке. При одноименной стойке выход на старт броска может проводиться уходом, что по сути переводит сам подсад в разряд усиления в случае соскальзывания противника с бедра.

Выход на старт броска «скрестно» – провернуться на носках обеих ног так, чтобы передняя стопа оказалась на носке, а задняя нога – на всей стопе, расположенной перпендикулярно к сагиттальной плоскости атакующего.

К этому же классу выходов на старт бросков проворотом относится выход «прыжком», когда атакующий, оттолкнувшись от опоры, проворачивается вокруг своей продольной оси и, приземлившись, оказывается на старте броска.

Следует отметить, что этот эффектный в показательных выступлениях способ в условиях соревнований может быть эффективным только с использованием разнонаправленной динамической подготовки.

Рис. 4.37. Проворот «входом» с подсадом бедром изнутри

Рис. 4.38. Проворот «входом» с подсадом бедром и голенью изнутри

Все проиллюстрированные броски могут усиливаться за счет собственного падения, увлекая за собой противника. При этом структура первой и второй фазы практически остается единой. Мощь броска и одновременно его безопасность можно увеличить путем предварительного падения. В этом случае его структура уже в первой фазе будет несколько отличаться от базовой, но общее тактическое назначение и основные пространственно-смысловые признаки будут едиными (бросок противника вперед перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком) (рис. 4.46).

Рис. 4.39. Проворот через спину с отрывом бедра «входом»

Рис. 4.40. Проворот через руку с отбивом «входом»

Рис. 4.41. Проворот рывком ноги «входом»

При ориентации тренера на спортивные достижения в дзюдо следует учитывать некоторые неточности в интерпретации техники бросков дзюдо в связи с эволюцией правил соревнований и эволюцией направленности системы дзюдо. На рис. 4.46 а иллюстрируется вариант выполнения броска Хане-маки-коми (дословно – пружинящим крылом птицы под плечо). Если учитывать тот факт, что Я. Ямасита имеет явно выраженную низкорослость, то надо ли ему проводить такой бросок вместо более простого броска проворотом с захватом руки на плечо, стягивая противника, становясь на колени?

Рис. 4.42. Проворот через таз «скрестно» Бросок успешно проводится с захватом шеи противника и собственным падением

Рис. 4.43. Проворот одноименным зацепом голенью снаружи (последующим «прыжком»). В дзюдо нельзя задерживаться на первой фазе, иначе последует команда «матэ»

Рис. 4.44. Проворот отбивом последующим «прыжком». В дзюдо задерживаться на первой фазе нельзя, так же, как и в предыдущем случае

Рис. 4.45. Проворот сваливанием «скрестно» против захвата ног

На рис. 4.46 б иллюстрируется вариант выполнения броска Сеои-наге (дословно – метание взваливанием) через предплечье и с предварительной постановкой атакующего на колени.

Проведем примитивный историко-биомеханический анализ целесообразности выполнения такого броска.

До выхода дзюдо на мировую спортивную арену весовые категории в нем отсутствовали. 60-килограммовый дзюдоист мог демонстрировать броски на 90-килограммовом. В этом случае он был заведомо меньшего роста, и для удлинения своего туловища необходимо было поднимать плечо, а в качестве преграды выставлять предплечье. «Метание» при этом было обеспечено.

При наличии весовых категорий возможна встреча с противником настолько более длинного роста, чтобы использовать такое поднимание плеча для проведения броска без собственного падения.

Однако для чего в данном случае становиться на колени? Не проще ли, и более успешно было бы провести бросок с захватом руки на плечо?

Рис. 4.46. Броски проворотом с усилением за счет совместного падения (а) (в исполнении чемпиона мира Ясухиро Ямаситы) и предварительного падения (б)

Этот пример дан для того, чтобы начинающие тренеры не воспринимали все зарубежное как догму, а осмысливали, пользуясь элементарными знаниями биомеханических основ техники борьбы.

Если учитывать факт ужесточения борьбы, снижения амплитуды при поведении бросков, то к типу проворотов следует отнести успешно реализуемый в спортивных состязаниях бросок полупроворотом, при котором после «выхода» на старт проворачивание вокруг своей продольной оси производится не вперед, а в сторону. Этот способ лишает противника возможности защищаться динамически (перешагивать), поскольку атакующая нога внутренней стороной бедра вплотную приставлена к атакуемой ноге противника (рис. 4.47).

Таким образом все броски типа А (проворотом) проводятся в одну тактическую сторону. Выходы на стартовую позицию бросков в значительной степени зависят от исходной взаимной стойки (одноименной или разноименной).

На нижележащих классификационных уровнях броски различаются по динамической структуре и относятся к подниманиям, сваливаниям, подхватам, отбивам, через ногу (руку), зацепам.

Броски наклоняясь (тип «наклоны») («В»). Они характеризуются тем, что атакующий (Тори) бросает противника (Уке) назад перед собой. Основным их элементом является наклон атакующего. Причем наклон головы должен опережать сгибание туловища. Соблюдение этого принципа обеспечит успех проведения таких сложнокоординационных бросков, как наклон подсечкой изнутри (Ко-учи-гари). Только при проведении наклона подножкой (длинного на коротком) возможно прогибание в позвоночнике, с тем чтобы быстрее навалиться грудью на плечо противника.

Рис. 4.47. Полупроворот подножкой

Рис. 4.48. Наклон сваливанием

Рис. 4.49. Наклон через руку

Рис. 4.50. Наклон подножкой

Рис. 4.51. Наклон опорным отхватом (О-сото-гари) выполняется за счет выбивающего выпрямления атакующей ноги при постановке ее на опору

Рис. 4.52. Наклон отхватом

Рис. 4.53. Наклон одноименным зацепом (О-сото-отоси – основное скатывание снаружи)

Рис. 4.54. Наклон одноименным отхватом изнутри

Рис. 4.55. Наклон одноименным рывком ноги изнутри

Рис. 4.56. Наклон подсечкой (Де-аси-хараи)

Рис. 4.57. Наклон подсечкой голенью (О-сото-гаке)

Рис. 4.58. Наклон толчком, захватом разноименной ноги снаружи

Рис. 4.59.. Наклон подсечкой изнутри (Ко-учи-гари – малое выкашивание изнутри)

Рис. 4.60. Наклон отхватом изнутри (О-учи-гари – основное выкашивание изнутри)

Рис. 4.61. Как нельзя выходить на старт наклона отхватом (О-учи-гари – основное выкашивание изнутри (М. Вахун, 1983, рис. 59а, б, в, дзюдо, 1980, рис. 198, 199, 200), поскольку после предварительного отворачивания атакующего при выходе на старт броска последующий поворот в сторону оказывается неустойчивым и не обеспечивает полноценного рывка

Рис. 4.61. Наклон рывком разноименной ноги изнутри

Рис. 4.62. Наклон захватом ног

Рис. 4.63. Наклон выхватом ног

Рис. 4.64. Наклон подножкой от отрыва ноги

Рис. 4.65. Наклон подсечкой от отрыва ноги

С целью усиления бросков в спортивной практике используются броски с собственным падением, к которым следует отнести наклон с боковой подножкой или зацепом голенью снаружи (О-сото-гаке – основное наружное падение в обрыв) (рис. 4.66).

Рис. 4.66. Наклон с боковой подножкой

Броски прогибаясь (тип «прогибы») («С») характеризуются тем, что атакующий бросает противника вперед за себя за счет работы мышц спины. Среди них имеются подотряды движений: «прогибом», «разворотом», «вращением», «разгибом».

Разгибы выполняются за счет предварительного наклона атакующего в момент первой фазы броска (входа в контакт с противником) и последующим разгибанием в позвоночнике. Сбрасывание оторванного от татами противника как правило проводится перед атакующим.

Рис. 4.67. Разгиб через плечи

Рис. 4.68. Разгиб захватом ног

Рис. 4.69. Разгиб переворотом

Рис. 4.70. Разгиб обратным переворотом

Вращения выполняются за счет предварительного сгибания атакующего (в момент сближения с противником в 1-й фазе) и последующего вращения вокруг своей продольной оси, не поднимая противника. Именно такой способ является классическим (Ката-гурума – плечевое колесо).

Рис. 4.71. Вращение через плечи (Ката-гурума – плечевое колесо)

Рис. 4.72. Продольное вращение при одноименной стойке

Рис. 4.73. Поперечное вращение при разноименной стойке

Прогибы (чистые прогибы) выполняются в основном за счет прогибания в позвоночнике при обязательном условии запрокидывания головы атакующего за себя. В противном случае работа мышц спины будет значительно нейтрализовываться мышцами – сгибателями позвоночника.

Рис. 4.74. Прогиб подъемом (Ура-наге – обратное метание)

Рис. 4.75. Прогиб с отрывом ноги и подсадом бедром и голенью изнутри, проведенный Ш. Чочишвили и принесший 1-ю для СССР золотую медаль на Олимпийских играх в Мюнхене (1968 год)

Классическое Уширо-госи (обратное бедро как подъем после подседа) практически является встречным контрприемом и формально к атакующей технике не относится.

Рис. 4.76. Прогиб подсадом бедром снаружи

Прогибы могут выполняться подхватом (с горизонтальным выбиванием бедра бедром (снаружи внутрь) (рис. 4.77 а), вертикальным подсадом голенью и стопой изнутри (рис. 4.77 б), подсадом голенью и стопой снаружи (рис. 4.77 в).

Рис. 4.77. Броски прогибом с подхватом (а) и вариантами подсадов (б, в)

Рис. 4.78. Прогиб подсадом стопой (Томое-наге – совместное метание)

Рис. 4.79. Прогиб отбивом бедра голенью изнутри

Рис. 4.80. Прогиб подсечкой (Тсу-ри-коми-аси-хараи). Стопа скользит параллельно татами и выбивает ногу противника по горизонтали

Развороты представляют собой комбинацию прогиба в позвоночнике с одновременным зашагиванием вокруг противника и вращением вокруг своей продольной оси. Они являются более легкими и результативными по сравнению с чистыми прогибами.

Рис. 4.81. Разворот (Ура-наге – обратное метание с акцентом на собственное вращение). Выполняется только с собственным падением

Рис. 4.82. Разворот подножкой на пятке

Рис. 4.82. Разворот сваливанием (в исполнении олимпийского чемпиона 1964 г. Исао Инокумы). Несколько видоизмененный захват за пояс на спине через одноименное плечо, привнесенный в мировое дзюдо школой советского самбо

Рис. 4.83. Разворот через стопу (Хиза-гурума – коленное колесо)

Рис. 4.84. Разворот подсечкой от отрыва ноги

Броски запрокидываясь (тип «запрокидывания») («D») выполняются путем опрокидывания противника назад, за себя, с предварительным поворотом атакующего в сторону, противоположную броску. Здесь важно запрокидывание головы атакующего во 2-й фазе броска после выхода с исходной позиции на стартовую.

Рис. 4.85. Запрокидывание подсадом (Усиро-госи – обратное подбивание)

Рис. 4.86. Запрокидывание подсечкой

Рис. 4.87. Запрокидывание зацепом стопой

Рис. 4.88. Запрокидывание подножкой на пятке

Рис. 4.89. Запрокидывание рывком разноименной ноги изнутри (при разноименной стойке)

Рис. 4.90. Запрокидывание захватом ноги накрест изнутри (при одноименной стойке)

Рис. 4.91. Запрокидывание зацепом стопой, заскакивая (при одноименной стойке)

Рис. 4.92. Запрокидывание обратным выхватом

Рис. 4.93. Запрокидывание через плечи

Рис. 4.94. Запрокидывание двойным подбивом

Рис. 4.95. Запрокидывание двойным зацепом

Рис. 4.96. Запрокидывание одноименным зацепом изнутри и захватом ноги снаружи

Рис. 4.97. Запрокидывание захватом руки под плечо

Рис. 4.98. Запрокидывание подсечкой от отрыва ноги накрест

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

26 бросков классического Дзюдо за 29 секунд |

Думать о том, что ты не можешь достичь того, чего достигли мастера, — значит проявлять вялость духа. Мастера — это люди. Ты тоже человек. Если ты будешь думать, что не сможешь чего-то достичь, то ничего и не достигнешь.

Хагакурэ

Можно сказать — «Самоучитель по Дзюдо с нуля — за 29 секунд». И самое главное — абсолютно ничего лишнего. Действительно 26 бросков за 29 секунд.Казалось бы невероятно — но вот японским любителям дзюдо это удалось. Забавное, на самом деле видео — стоит конечно посмотреть.

Вообще же техника Дзюдо содержит, конечно же большее количество бросков из стойки, нежели 26. (Более того, можно сказать основа классического дзюдо — «40 бросков дзюдо».)

Современная структура бросков в дзюдо:

Нагэ вадза (投技): техника бросков

Тати вадза (立ち技): броски, проводимые из стойки

Тэ вадза (手技): броски, для проведения которых используются в основном руки
  1. Сэойнагэ (яп. 背負い投げ или 背負投 сэоинагэ, букв. «бросок со взваливанием противника на спину» (бросок через плечо))
  2. Иппон Сэойнагэ (яп. 本背負い投げ или 本背負投 иппон сэоинагэ, бросок через спину захватом руки на плечо)
  3. Ката Гурума (яп. 肩車 ката гурума, букв. «колесо через плечи», бросок через плечи, «мельница»)
  4. Кибису Гаэси (яп. 踵返 кибису гаэси, букв. «выкручивание пятки», бросок захватом за пятку)
  5. Моротэ Гари (яп. 双手刈 моротэ гари, бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя))
  6. Оби Отоси (яп. 帯落 оби отоси, бросок захватом за пояс)
  7. Сэой Отоси (яп. 背負落 сэои отоси, бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину), передняя подножка с захватом руки на плечо с колен)
  8. Сукуи Нагэ (яп. 掬投 сукуи нагэ, опрокидывание, передний переворот руками (бросок подхватом ног соперника руками))
  9. Суми Отоси (яп. 隅落 суми отоси, букв. «сбрасывание во внутренний угол», выведение из равновесия толчком назад))
  10. Тай Отоси (яп. 体落 тай отоси, букв. «сбрасывание туловища», передняя подножка)
  11. Ути Мата Сукаси (яп. 内股すかし ути мата сукаси, контрприём от подхвата изнутри (Ути Мата) с выведением соперника из равновесия скручиванием)
  12. Уки Отоси (яп. 浮落 уки отоси, букв. «сбрасывание по касательной», выведение из равновесия скручиванием)
  13. Яма Араси (яп. 山嵐 ямаараси, букв. «буря в горах», передний подхват под обе ноги с захватом за рукав и одноименный отворот)
  14. Кутики Таоси (яп. 朽木倒 кутики таоси, букв. «падение трухлявого дерева», бросок захватом снаружи за разноимённый подколенный сгиб (или просто бросок за ногу))
  15. Коути Гаэси (яп. 小内返 коути гаэси, контрприем от зацепа (подсечки) изнутри)
Приёмы, не входящие в утверждённый Кодоканом перечень
  1. Тэ Гурума — букв. «колесо через руку», боковой переворот. Один из вариантов броска Сукуи Нагэ.
Коси вадза (腰技): броски, для проведения которых используются бёдра и поясница
  1. Даки Агэ (яп. 抱上 даки агэ, подъём противника с обхватом туловища). В соревнованиях запрещён.
  2. Ханэ Госи (яп. 跳腰 ханэ госи, букв. «подбрасывание бедром», подсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног соперника))
  3. Харай Госи (яп. 払腰 хараи госи, подхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги))
  4. Коси Гурума (яп. 腰車 коси гурума, букв. «колесо через поясницу», бросок через бедро с захватом шеи)
  5. О-Госи (яп. 大腰 о: госи, букв. «большое подбрасывание бедром», амплитудный бросок через поясницу (бедро) с подбивом)
  6. Содэ Цурикоми Госи (яп. 袖釣込腰 содэ цурикоми госи, бросок через бедро с захватом разноимённых рукава и отворота)
  7. Цури Госи (яп. 釣腰 цури госи, бросок через бедро с захватом за пояс)
  8. Цурикоми Госи (яп. 釣込腰 цурикоми госи, бросок через бедро с захватом отворота)
  9. Уки Госи (яп. 浮腰 уки госи, букв. «бросок подъёмом бёдер», бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной))
  10. Усиро Госи (яп. 後腰 усиро госи, букв. «задний бросок бедром», подсад бедром, контрприём от броска через бедро)
  11. Уцури Госи (яп. 移腰 уцури госи, букв. «обратное бедро», подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу))
Приёмы, не входящие в утверждённый Кодоканом перечень
  1. Тоби Госи — приём, сходный с О-Госи.
  2. Усиро гурума (яп. 後車 усиро гурума, букв. «заднее колесо»). Приём, сходный с Ханэ Госи.
Аси вадза (足技): броски, для проведения которых используются в основном ноги
  1. Аси Гурума (яп. 足車 аси гурума, букв. «колесо через ногу», вариант передней подножки (или подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами)
  2. Дэаси Харай (яп. 出足払 дэаси хараи, букв. «быстрое скашивание», сметающая подсечка, боковая подсечка под выставленную вперёд ногу)
  3. Ханэ Госи Гаэси (яп. 跳腰返 ханэ госи гаэси, контрприём от подсада голенью и бедром)
  4. Харай Госи Гаэси (яп. 払腰返 хараи госи гаэси, контрприём от подхвата под обе ноги)
  5. Харай Цурикоми Аси (яп. 払釣込足 [хараи цирикоми аси, передняя подсечка (бросок сметающим движением стопой после выведения противника из равновесия рывком вверх)
  6. Хидза Гурума (яп. 膝車 хидза гурума, букв. «колесо через колено», подсечка в колено)
  7. Косото Гакэ (яп. 小外掛 косото гакэ, зацеп снаружи (разноименной ногой))
  8. Косото Гари (яп. 小外刈 косото гари, подсечка под пятку снаружи)
  9. Коути Гари (яп. 小内刈 коути гари, подсечка изнутри)
  10. О-Гурума (яп. 大車 о: гурума, букв. «большое колесо», вариант подхвата под обе ноги, бросок через ногу вперед скручиванием)
  11. Окуриаси Харай (яп. 送足払 окуриаси хараи, букв. «подсечка, провожающая уходящую ногу», подсечка в темп шагов)
  12. О-Сото Гаэси (яп. 大外返 о: сото гаэси, контрприём против отхвата (осото гари))
  13. О-Сото Гари (яп. 大外刈 о: сото гари, отхват, бросок соперника с рывком на себя и подбивом ногой его ноги снаружи)[6]
  14. О-Сото Гурума (яп. 大外車 о: сото гурума, букв. «большое наружное колесо», отхват под обе ноги, бросок соперника с рывком на себя и подбивом ногой его обеих ног снаружи)
  15. О-Сото Отоси (яп. 大外落 о: сото отоси, букв. «большое сбрасывание наружу», задняя подножка)
  16. О-Ути Гаэси (яп. 大内返 о: ути гаэси, контрприём от зацепа изнутри)
  17. О-Ути Гари (яп. 大内刈 о: ути гари, зацеп изнутри)
  18. Сасаэ Цурикоми Аси (яп. 支釣込足 сасаэ цурикоми аси, передняя подсечка под выставленную (опорную) ногу)
  19. Цубамэ Гаэси (яп. 燕返 цубамэ гаэси, букв. «контрприём ласточки», контратакующая подсечка от боковой подсечки)
  20. Ути Мата (яп. 内股 ути мата, букв. «бросок воздействием на внутреннюю поверхность бедра», подхват изнутри)
  21. Ути Мата Гаэси (яп. 内股返 ути мата гаэси, контрприём от подхвата изнутри)

Сутэми вадза (捨身技): броски, проводимые с падением

Масутэми вадза (真捨身技): броски с падением на спину
  1. Хикикоми Гаэси (яп. 引込返 хикикоми гаэси, бросок с падением после захвата руки под плечо)
  2. Суми Гаэси (яп. 隅返 суми гаэси, бросок через голову с подсадом голенью, контрприём от суми отоси)
  3. Тавара Гаэси (яп. 俵返 тавара гаэси, букв. «контрприём бросок мешка с рисом», бросок через голову после захвата туловища сверху)
  4. Томоэ Нагэ (яп. 巴投 томоэ нагэ, букв. «бросок по кругу», бросок через голову с упором стопы в живот)
  5. Ура Нагэ (яп. 裏投 ура нагэ, букв. «бросок назад», бросок через грудь)
Ёко сутэми вадза (橫捨身技): броски с падением на бок
  1. Даки Вакарэ (яп. 抱分 даки вакарэ, бросок через грудь с захватом туловища)
  2. Ханэ Макикоми (яп. 跳巻込 ханэ макикоми, бросок через спину с захватом руки под плечо (подсадом бедром и голенью с падением)
  3. Харай Макикоми (яп. 払巻込 хараи макикоми, бросок подхватом с захватом руки под плечо ( с «наматыванием» противника на себя с падением на бок), «вертушка»)
  4. Канэ Басами (яп. 蟹挟 канэ басами, букв. «крабовый зажим», «ножницы»). В настоящее время этот приём запрещён к применению в спортивных соревнованиях.
  5. Кавадзу Гакэ (яп. 河津掛 Кавадзу гакэ, обвив, приём назван по имени борца Кавадзу)[5]; по другим источникам — «зацеп на броде через реку»[7]. Этот приём запрещён к применению в спортивных соревнованиях.
  6. О-Сото Макикоми (яп. 大外巻込 о: сото макикоми, отхват с захватом руки под плечо, «наматыванием» на себя противника и падением на бок)
  7. Сото Макикоми (яп. 外巻込 сото макикоми, бросок с захватом руки под плечо, «наматыванием» на себя противника и падением на бок)
  8. Тани Отоси (яп. 谷落 тани отоси, букв. «опрокидывание в долину», подножка на пятке с падением)
  9. Ути Макикоми (яп. 内巻込 ути макикоми, бросок с захватом руки под плечо изнутри, «наматыванием» на себя противника и падением на бок)
  10. Ути Мата Макикоми (яп. 内股巻込 ути мата макикоми, подхват изнутри с захватом руки под плечо, «наматыванием» на себя противника и падением на бок)
  11. Уки Вадза (яп. 浮技 уки вадза, передняя подножка на пятке с падением на бок)
  12. Ёко Гакэ (яп. 横掛 ёко гакэ, подсечка под пятку с падением на бок (боковой зацеп))
  13. Ёко Гурума (яп. 横掛 ёко гурума, букв. «колесо вбок», бросок через грудь с падением скручиванием на бок)
  14. Ёко Отоси (яп. 横落 ёко отоси, букв. «опрокидывание вбок», боковая подножка на пятке)
  15. Ёко Вакарэ (яп. 横分 ёко вакарэ, букв. «разъединение в сторону», передняя подножка на пятке под одноимённую ногу)
Приёмы, не входящие в утверждённый Кодоканом перечень
  1. Тама Гурума. Приём, сходный с Ёко Отоси.
  2. Удэ Гаэси Приём, сходный с Ёко Вакарэ.
  3. Ёко Томоэ Нагэ.

Источник: «Википедия»

 

Классическая структура бросков в дзюдо — 40 отдельных бросков разбитых на 5 отдельных групп:

Гокё Кодокан: 40 бросков в дзюдо (The Gokyo of Kodokan: 40 Throwing Techniques)

«Gokyo no Waza» (пять комплектов техники) является стандартной программой обучения бросков в дзюдо, созданной в 1895 году в Кодокане в Токио, Япония. С 1920 по 1982 год Kodokan Gokyo no Waza составлял 40 бросков в 5 группах, как показано ниже. В 1982 году были добавлены дополнительные методы (восемь восстановленных методов и Shinmeisho No Waza), чтобы распознать стандартные броски дзюдо, которые не были частью Gokyo. Нажмите на ссылку «Просмотреть видео», чтобы увидеть видеоролик о том, как выполнять каждую технику.

 

 

 

 

Источник: Judo Info (Довольно таки интересный англоязычный сайт по технике дзюдо.)

И напоследок редчайшее видео с участием Кьюзо Мифуне 10 дан дзюдо Кодокан — посмотреть какая на самом деле была техника дзюдо и как выполнялась мастерами — на заре, так сказать, развития дзюдо, как вида спорта.

Похожие статьи

srrb.ru

Техника бросков руками, видеоуроки. Тэ-вадза

Техника дзюдо : Броски : Тэ-вадза

Seoi-nage (сеой-наге) бросок через спину. Дословно переводится как бросок взваливанием противника на спину. Широко распространенный бросок не только в дзюдо, но и в самбо. Анализ техник проводимых на соревнованиях говорит о том, что эта техника стоит на первом месте по эффективности. Выделяется две разновидности этого приема это morote seoi-nage (моротэ сеой-нагэ) и ippon seio-nage (иппон сеой-нагэ). Первый бросок с захватом двумя руками, второй с захватом одной рукой. В дзюдо переднюю подножку в варианте вытягивания противника на спину также классифицируют как сеой-нагэ.

Скачать видеоролик 3gp. 4МБ.

Смотреть видеоролик.

Seoi-otoshi (сеой-отоши) бросок через спину, становясь на одно или на два колена. Бросок похож на сеой-нагэ, но в оличии от него противник не поднимается на спину, а тянется через спину. Причем вариант когда при проведении броска дзюдоист стал на колени, но затем поднялся квалифицируется как сеой-nage.

Скачать видеоролик. 3gp. 2МБ.

Tai-otoshi (таи-отоши) передняя подножка. Очень популярный в соревновательной практике бросок. Дословно переводится как бросок сбрасыванием с туловища. «Тай» — тело, туловище. «Отоси» — сбрасывание, опрокидывание.

Скачать видеоролик. 3gp. 2.7МБ.

Смотреть видеоролик.

Kata-guruma (ката-гурума) бросок через плечи (колесо через плечи). «Ката» — плечо, плечи. «Гурума» («курума») — колесо. В самбо этот прием называется «мельница». Этот бросок довольно популярен в современном дзюдо. Бросок имеет много вариантов, в том числе и с колен и становясь на одно колено.

Скачать видеоролик. 3gp. 2МБ.

Смотреть видеоролик.

Uki-otoshi (уки-отоши) выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной). Бросок выполняется вперед.

Скачать видеоролик. 3gp. 1.7МБ.

Смотреть видеоролик.


Sumi-otoshi (cуми-отоси) выведение из равновесия толчком назад. «Суми» — внутренний угол. «Отоси» — опрокидывание, сбрасывание

Скачать видеоролик. 3gp. 2.3МБ.

Смотреть видеоролик.

 

 

Этим двум броскам уки-отоши и суми-отоши уделяется большое значение на начальном этапе тренировок дзюдоистов. Считается, что в них заложены основополагающие принципы дзюдо. Умение правильно выводить из равновесия поможет и в дальнейшем при применении других приемом и контратакующих действий. Эти броски можно отнести к технике выведения из равновесия. Такая техника считается элитарной, требует хорошей координации и доступна в соревновательной практике как правило опытным спортсменам.

 

Obi-otoshi — переворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс) «Оби» — пояс. «Отоси» — опрокидывание, сброс. Данная техника довольно редко встречается на соревнованиях. Она является традиционной. И входит в кадокан дзюдо как наследие от традиционного джиу-джитци.

Скачать видеоролик. 3gp. 1МБ.

Morote-gari (моротэ-гари) бросок захватом двух бёдер (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя, выхват за ноги) «Моротэ» — обе руки. «Гари» («кари») — срезание серпом движением на себя. Данный прием часто встречается на соревнованиях, часто в связках с другими приемами.

Скачать видеоролик. 3gp. 1.6МБ.

Kuchiki-taoshi (кучики-таоши) «бросок преследованием» — выхват за голень (или просто бросок за ногу) (повал трухлявого дерева). «Кучики» — трухлявое дерево. «Таоси» — опрокидывание, повал. Применяется довольно широко, часто в связках с другими приемами.

Скачать видеоролик. 3gp. 3.6МБ.

Kibisu-gaeshi — «переворот за пятку» — выхват за пятку. Бросок захватом за пятку (бросок выкручиванием пятки). «Кибису» — пятка, пятки. «Гаэси» («каэси») — выворачивание наизнанку, переворот на другую сторону.

Скачать видеоролик. 3gp. 3МБ.

Kouchi-gaeshi — «малый внутренний контр-приём» — бросок выведением из равновесия рывком как контр-приём от подсечки изнутри. Ответный прием от одноименного зацепа (подсечки) изнутри, контрбросок от «ко-ути-гари».
«Ко» — маленький, в качестве термина — ближняя нога.
«Ути» — изнутри, внутренний.
«Гаэси» («каэси») — выворачивание наизнанку, переворот на другую сторону.

Скачать видеоролик. 3gp. 1,4МБ.

Uchi-mata-sukashi — бросок выведением из равновесия рывком вперёд, как контр-приём от uchi-mata (подхвата изнутри). Ответный прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия. «Ути-мата» — внутренняя сторона бедра. «Сукаси» — оставление просвета, пропуск атакующего.

Скачать видеоролик. 3gp. 2МБ.

Yama-arashi — бросок через спину с захватом одноимённого отворота с подсадом голенью снаружи Передний подхват (подхват под обе ноги) (буря в горах). Данная техника была коронной у Широ Сайго (прототип главного героя фильма «Гений дзюдо»). Именно после его побед над представителями джиу-джитци Дзигиро Кано ввел этот прием в базовую технику дзюдо.

Скачать видеоролик. 3gp. 2.7МБ.

Нечем смотреть формат 3gp скачай Nokia multimedia plaeyr.

serg-teplov.narod.ru

Клуб дзюдо «Барс» — Техника дзюдо

Техника дзюдо

В этом разделе представлена техника борьбы дзюдо: описание техники, приемов, фото, видео материалы.

Дзигоро Кано считал целью дзюдо «понимание и демонстрацию живых законов движения». В систему созданной им самозащиты вошли движения туловища, рук и ног, эффективные в борьбе в стойке и в партере, позволяющие нарушить равновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.
 
Дзюдока (практикующий дзюдо) должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным. Ученик должен быть в состоянии постоянной бдительности и не допускать «мертвых движений».   

Техника дзюдо (яп.柔道技術|ваза|техника) (Кодокан дзюдо и других стилей) включает самые разнообразные приёмы: броски, болевые приёмы, удушения и удары. Не все приёмы разрешены в соревнованиях по спортивному дзюдо.

 

Слева — Кюдзо Мифунэ, справа —Дзигоро Кано

Три главных технических раздела дзюдо стиля Кодокан составляют: ката (яп. 形 ката, букв. «форма», набор формальных упражнений), рандори (яп. 乱取り рандори, «свободная схватка», борьба по предварительно заданным правилам с целью обучения каким-либо техническим приёмам), сиай (яп. 試合 сиаи, «соревнования»).

Также в программу обучения Кодокан дзюдо входят кихон (яп. 基本 кихон, «основы», этот раздел включает обучение базовым стойкам (сисэй), перемещениям (синтай и тайсабаки), самостраховке (укэми), а также кумиката — способам взятия захвата) и каппо — техника реанимации.

 

Обучение технике дзюдо начинается с обучения умению правильно падать («укэми»).  

Очень важным элементом для избежания травм является амортизирующий упреждающий удар рукой по татами (еще до соприкосновения туловища с матами). При падении вперед согнутые в локтевых суставах руки разворачиваются ладонями вперед. При падении на спину руки выпрямляются в локтевых суставах и отводятся от туловища под углом примерно 45-60 градусов. При падении на бок одна рука выпрямляется в локтевом суставе и отводится от туловища под углом 45 градусов, вторая рука отводится от корпуса и приподнимается вверх. Во всех случаях ладони разворачиваются к татами, а пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.  

При падении вперед существует и второй вариант самостраховки. Руки слегка сгибаются в локтевых суставах, а пальцы разводятся. Голова отводится назад и поворачивается в сторону. После того, как татами касаются пальцы, идет плавное опускание на грудь, затем живот и, наконец, бедра. 
При падении на спину подбородок прижимается к груди, колени сводятся и подтягиваются к груди.  
При падении на бок подбородок также прижимается к груди, ноги сгибаются, а колени разводятся.  

Основой любого технического действия является стойка («сиcэй»). Естественное положение тела («сиcэй хонтай») – ноги на ширине плеч, вес тела находится на передних частях стоп, колени и плечи расслаблены.  
 
В защитном положении («сиго хонтай») ноги должны быть широко расставлены, центр тяжести находится внизу, ноги согнуты в коленях, а туловище наклонено вперед. 

Огромную роль в дзюдо играет техника передвижения («синтай»). Основное передвижение – «цуги-аси» – построено на мягком перемещении стоп. Расстояние между стопами должно оставаться неизменным. 

Говорят, что истинное дзюдо начинается с правильного захвата («кумиката»). При этом надо иметь в виду, что дзюдоисткая куртка делается из более эластичного материала, чем самбистская, и не имеет прорезей для пояса. Если взять захват на куртке самбиста и постараться притянуть его к себе, сделать это будет нетрудно.   
 
При совершении того же действия против дзюдоиста прежде вытягивается куртка, а притянуть соперника к себе получится только тогда, когда закончится «свободный ход».  

Важными элементами основополагающей техники дзюдо являются также повороты и развороты («тайсабаки») и способы выведения противника из равновесия («кудзуси»). 
 
Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела: 
  — техника бросков (нагэ-вадза),  
  — техника сковывания (катамэ-вадза) и 
  — техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза). 
 
Броски в дзюдо сопровождаются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами, рывками и толчками и делятся на: 
  — проводимые из стойки (тати-вадза) и  
  — проводимые с падением (сутэми-вадза). 
 
Проводимые из стойки броски, в свою очередь, делятся на: 
  — проводимые в основном руками (тэ-вадза), 
  — проводимые в основном тазобедренным суставом (коси-вадза) и 
  — проводимые в основном ногами (асивадза). 
 
Проводимые с падением броски делятся на: 
  — броски с падением на спину (масутэми-вадза) и 
  — броски с падением на бок (ёко-сутэми-вадза). 
 
Техника сковывания (катамэ-вадза) делится на: 
  — удержания (осаэкоми-вадза), 
  — удушения (симэ-вадза) и 
  — болевые приемы на суставы: локоть, колено и кисть (кансэцу-вадза). 
 
Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на:  
  — удары руками (удэ-атэ),  
  — удары ногами (аси-атэ) и  
  — удары головой (атама-атэ)  
 
В спортивном дзюдо удары запрещены. Также запрещены захваты руками за ноги, болевые воздействия на глаза, рот и нос, болевые и удушающие приемы в стойке. В борьбе в партере разрешены болевые приемы только на локтевой сустав.
 

Классификация приемов:

Начиная разговор о технике дзюдо, прежде всего имеет смысл рассказать о ее классификации. Итак, в соответствии с современной классификацией Института дзюдо «Кодокан», техника дзюдо включает в себя технику бросков – Нагэ-ваза (67 техник), технику удержаний, болевых и удушающих приемов – Катамэ-ваза (29 техник), и технику ударов по уязвимым точкам – Атэми-ваза. Соответственно каждый из этих базовых разделов состоит из подразделов, определяемых в соответствии с принципами выполнения тех или иных техник. Конечно, количество техник в том или ином разделе может изменяться со временем, как это уже не раз происходило. Последняя редакция проводилась в апреле 1997 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Японское написание

Международная транскрипция

Русская транскрипция

Терминология принятая в российском дзюдо

当身技 

ATEMI-WAZA

АТЭМИ-ВАЗА

ТЕХНИКА УДАРОВ ПО УЯЗВИМЫМ ТОЧКАМ

腕当 

Ude-ate

Удэ-атэ

Удары руками

足当 

Ashi-ate

Аси-атэ

Удары ногами

頭当 

Atama-ate

Атама-атэ

Удары головой

 

Нужно сказать, что среди этого большого количества приемов есть те, которые запрещены к применению в рандори – свободных схватках и на соревнованиях, так как они опасны для здоровья, и могут применятся в полную силу только в условиях реального поединка исключительно в целях самообороны. Это касается, например, всего раздела Атэми-ваза, который осваивается посредствам изучения ката самозащиты – формальных комплексов, включающих в себя приемы самообороны при различного рода нападениях.
Кроме того, следует упомянуть об особом разделе дзюдо – Каппо, это приемы реанимации пострадавшего, находящегося в шоковом состоянии, вследствии применения тех или иных техник дзюдо.

 

Источники:

1. http://world-judo.at.ua/index/tekhnika_dzjudo/0-8

2. http://www.judoforall.ru/technics-of-a-judo.html  

webmyoffice.ru

Методика обучения технике выполнения броска через спину в борьбе дзюдо

I операция : Подготовка к выведению из равновесия.

Оба борца в положении правой стойки. Захват — левой рукой взять правый отворот, а правой рукой — левый; дистанция — средняя, взаиморас положение — фронталь ное. Выполняется при перемещении на и от УКЭ. При движении от УКЭ подготовка не выполняется. При движении на УКЭ ТОРИ толкает УКЭ назад.

II операция: Выведение из равновесия. Получив ответную реакцию УКЭ на подготовку, ТОРИ выводит его из равновес ия вперед на носки обе их ног. Сбив противника на нос ки, повернуться на правой ноге влево кругом (перекатом с пятки на носок), захватывая при этом правым локтевым с гибом с низу плечевую час ть правой руки противника, поближе к его подмышке, и вынести обе ягодицы наружу за правое бедро противника. При постановке левой ноги к правой след ует согнуть ноги в коленях, чтобы затем выпрямл яя их оторв ав соперника от ковра.

III операция: Сбрасывание.

Крепко прижимая захваченну ю руку к своему правому плечу, резко наклониться вперед, подбивая одновременно бедра противника с воими ягодицами в направлении назад-вверх. Как только противник, перелетев через туловище нападающего, начнет падать вниз, с делать шаг левой ногой назад — влево и, потянув противника за правый рукав, бросить его на ковер всей спиной.

Для лучшей отработки приема, существует множество вспомогательных упражнений.

Уп ражнение 1 . Чтобы отработать правиль ное движение рук (а это основа приема), воспроизвес ти это движение в воздухе. Затем, привязав к чему-нибудь пояс от кимоно, сделать несколь ко с ерий подворотов. Руками совершать круговое движение: с начала отталкивая партнера от себя, а затем взваливая его на свое плечо.

2.Взваливание мешка с песком.

3. Чтобы укрепить ноги и научиться отрывать партнера от ковра, нужно проделать такое упражнение: занять конечное положение, при броске через спину, попрос ив партнера стоять прямо, немного присев, потянуть рук ами вперед и одновременно вс тать, выпрямив ноги.

4. Для лучшей отработки приседа, с начала отработать подход на сопернике своего роста или выше, а затем на более низком партнере.

5. Отдельно отработать момент подбива тазом в самом конце исполнения приема. Занять положение, при котором борцы окажутся на последней стадии броска через спину. При тягивая плечи соперника руками, подбить тазом его ноги в верхней части бедра и одновременно выпрямить свои ноги, то есть привстать. Партнер окажется в воздухе.

6. В этом брос ке нужно заводить плечи с оперника круговым движением своих рук. Для отработки этого действия нужно взять резиновый жгут (пояс ) и проимитировать момент заведения.

По с редствам передвижения и поворотов дзюдоист занимает позу для приложения с ил сбрасывания. Для выполнения бросков через спину, проводящему прием, после выведения из равновесия необходимо принять позу круглого приседа. Характерной особенностью этой позы является то, что стопы разводятся чуть шире положения стоп ос новной стойки, ноги могут быть согнуты до прямого угла между голенью и бедром. В связи со с гибанием ног, не обходим небольшой наклон вперед корпуса для создания условий падения вперед и устойчивости назад при подбиве (желатель но влит ься в профиль атакуемого).

Всякая поза и стойка обеспечивается необходимым мышечным тонусом и чувс твом рас положения звеньев тела в прос транс тве.

Для более б ыстрого их освоения на начальном этапе возможно использование всевозможных ограничителей подвижности в приседе наклоне, окружнос ти спины и т.д. Ограничителями могут быть профильные тренажеры или помощь тренера, который помогает занимать нужную позу до приобретения занимаю щимся мышечного чувс тва требуемой позы. Если у борца слабо развиты мышцы ног, то он начинают опускатьс я на колени. Поэтому нужно развивать сгибате ли и разгибатели ног. Для этого нужно ис пользовать следующие упражнения:

1. Приседание без веса.

2. Приседание со штангой или с партнером.

3. Полуприсед с весом.

4. Положив партнера на спину, с делать полуприсед.

Для того, чтобы убедиться в важнос ти изучения техническом дейс твию по операциям и большой роли вс помогатель ных и подгото вительных упражнений, а также на реализуемос ть данной методики изучения броска через с пину, был проведен педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился на базе секции дзюдо РГАФК. В эксперименте было зад ействовано две группы по 14 человек, тренером которых является Дмитриев P.M.

Обе группы по своему составу одинаковые и брос ок через спину освоили на уровне двигательного умения.

Перед тем, как провести пед. эксперимент, было проведено пед. наблюдение. В ходе наблюдения оценивались следую щие критерии выполнения брос ка через с пину:

1 — движение рук

2 — работа ног

3 — подбив

4 — сбрасывание.

В результате пед. наблюдения были получены следующие данные.

Педагогичес кий эксперимент проводился на базе секции дзюдо РГАФК. В эксперименте принимало участие две группы по 14 человек в каждой. Обе группы по своему составу одинаковые. Поэтому, перед тем, как начать проводить пед. эксперимент на реализуемость данной методики было проведено педагогическое наблюдение. В ходе наблюдения оценивалось умение проводить бросок через спину по следующим критериям:

1 — движение рук

2 — работа ног

3 — подбив

4 — сбрасывание

После пед. наблюдения мы получили следую щие данные:

Группа 1

где n — номер учас тника эксперимента

1 — оцениваемый критерий

О — неоцениваемый критерий

Х -с редняя величина оцениваемых критериев

mirznanii.com

Техника дзюдо, видеоуроки, броски.

Ёкосутэми-вадза.

техника, выполняемая при падении атакующего на бок.

Ёко-отоси. Боковая подножка на пятке (опрокидывание вбок) «Ёко» — вбок, рядом. «Отоси» — опрокидывание, сбрасывание.

Скачать.

Смотреть видеоролик.

Тани-отоси. Задняя подножка на пятке с падением (опрокидывание в долину) «Тани» — долина. «Отоси» — опрокидывание, сбрасывание.

Скачать.

Смотреть видеоролик.

Ханэ-маки-коми. Бросок через спину захватом руки под плечо (мышку) подсадом бедром и голенью (см.ханэ-госи). «Ханэ» — отбрасывание, мах. «Макикоми» — заворачивание, свертывание.

Скачать.

Смотреть видеоролик.

Сото-маки-коми. Бросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с «наматыванием» противника на себя и падением на бок после захвата снаружи). «Сото» — внешний, изнутри. «Макикоми» — заворачивание, свертывание.

Скачать.

Смотреть видеоролик.

Уки-вадза. Лередняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной). «Уки» — скользящее движение по поверхности. «Вадза» — прием.

Скачать.


Ёко-вакарэ. Передняя подножка на пятке под одноименную ногу (бросок рывком по направлению от противника). «Ёко» — вбок, рядом. «Вакарэ» — отделение.

Ёко-гурума. Бросок через грудь с падением скручиванием вбок (колесо вбок). «Ёко» — вбок, рядом. «Гурума» («курума») — колесо.

Ёко-гакэ. Подсечка под разноименную пятку с падением (боковой зацеп). «Ёко» — вбок, рядом. «Гакэ» («какэ») — зацеп (крюком).

Скачать.

Смотреть видеоролик.

Даки вакарэ. Бросок через грудь с захватом туловища (бросок рывком по направлению от противника с обхватом его руками). «Даки» — обхват, обнимание. «Вакарэ» — отделение.

Ути-маки-коми. Бросок с «наматыванием» противника на себя и падением на бок после захвата руки под плечо изнутри. «Ути» — внутренний, изнутри. «Макикоми» — заворачивание, свертывание.

Кани-басами. Двойной подбив, «ножницы» (опрокидывание клешнями краба). Прием запрещен в спортивном дзюдо. «Кани» — краб. «Басами» («хасами») — одновременное встречное движение в параллельных плоскостях).

О-сото-маки-коми. Отхват с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» соперника на себя с падением набок). «О:» — большой, в качестве термина — дальняя (от соперника) нога. «Сото» — снаружи, внешний. «Макикоми» — заворачивание, свертывание.

Утимата-маки-коми. Подхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок). «Ути-мата» — внутренняя сторона бедра. «Макикоми» — заворачивание, свертывание.

Харай-маки-коми. Бросок подхватом с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок). «Харай» — сметание, выметание. «Макикоми» — заворачивание, свертывание.

Кавадзугакэ. Обвив. Прием, изобретенный Кавадзу-сан и названный его именем. В настоящее время относится к числу запрещенных. «Кавадзу» — имя борца. «Гакэ» («какэ») — зацеп.
Обвив разрешен в самбо и вольной борьбе, где часто и эффективно используется.

Все видеофайлы в формате 3gp.
Нечем смотреть формат 3gp скачай Nokia multimedia plaeyr.

serg-teplov.narod.ru

Техника

Дзигоро Кано считал целью дзюдо «понимание и демонстрацию живых законов движения». В систему созданной им самозащиты вошли движения туловища, рук и ног, эффективные в борьбе в стойке и в партере, позволяющие нарушить равновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.

Дзюдока (практикующий дзюдо) должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным. Ученик должен быть в состоянии постоянной бдительности и не допускать «мертвых движений».

Обучение технике дзюдо начинается с обучения умению правильно падать («укэми»).
Очень важным элементом для избежания травм является амортизирующий упреждающий удар рукой по татами (еще до соприкосновения туловища с матами). При падении вперед согнутые в локтевых суставах руки разворачиваются ладонями вперед. При падении на спину руки выпрямляются в локтевых суставах и отводятся от туловища под углом примерно 45-60 градусов. При падении на бок одна рука выпрямляется в локтевом суставе и отводится от туловища под углом 45 градусов, вторая рука отводится от корпуса и приподнимается вверх. Во всех случаях ладони разворачиваются к татами, а пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.

При падении вперед существует и второй вариант самостраховки. Руки слегка сгибаются в локтевых суставах, а пальцы разводятся. Голова отводится назад и поворачивается в сторону. После того, как татами касаются пальцы, идет плавное опускание на грудь, затем живот и, наконец, бедра.

При падении на спину подбородок прижимается к груди, колени сводятся и подтягиваются к груди.

При падении на бок подбородок также прижимается к груди, ноги сгибаются, а колени разводятся.

Основой любого технического действия является стойка («сиcэй»). Естественное положение тела («сиcэй хонтай») – ноги на ширине плеч, вес тела находится на передних частях стоп, колени и плечи расслаблены.

В защитном положении («сиго хонтай») ноги должны быть широко расставлены, центр тяжести находится внизу, ноги согнуты в коленях, а туловище наклонено вперед.

Огромную роль в дзюдо играет техника передвижения («синтай»). Основное передвижение – «цуги-аси» – построено на мягком перемещении стоп. Расстояние между стопами должно оставаться неизменным.

Говорят, что истинное дзюдо начинается с правильного захвата («кумиката»). При этом надо иметь в виду, что дзюдоисткая куртка делается из более эластичного материала, чем самбистская, и не имеет прорезей для пояса. Если взять захват на куртке самбиста и постараться притянуть его к себе, сделать это будет нетрудно.

При совершении того же действия против дзюдоиста прежде вытягивается куртка, а притянуть соперника к себе получится только тогда, когда закончится «свободный ход».

Важными элементами основополагающей техники дзюдо являются также повороты и развороты («тайсабаки») и способы выведения противника из равновесия («кудзуси»).

Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела:
— техника бросков (нагэ-вадза),
— техника сковывания (катамэ-вадза) и
— техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза).

Броски в дзюдо сопровождаются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами, рывками и толчками и делятся на:
— проводимые из стойки (тати-вадза) и
— проводимые с падением (сутэми-вадза).

Проводимые из стойки броски, в свою очередь, делятся на:
— проводимые в основном руками (тэ-вадза),
— проводимые в основном тазобедренным суставом (коси-вадза) и
— проводимые в основном ногами (асивадза).

Проводимые с падением броски делятся на:
— броски с падением на спину (масутэми-вадза) и
— броски с падением на бок (ёко-сутэми-вадза).

Техника сковывания (катамэ-вадза) делится на:
— удержания (осаэкоми-вадза),
— удушения (симэ-вадза) и
— болевые приемы на суставы: локоть, колено и кисть (кансэцу-вадза).

Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на:
— удары руками (удэ-атэ),
— удары ногами (аси-атэ) и
— удары головой (атама-атэ)

В спортивном дзюдо удары запрещены. Также запрещены захваты руками за ноги, болевые воздействия на глаза, рот и нос, болевые и удушающие приемы в стойке. В борьбе в партере разрешены болевые приемы только на локтевой сустав.

Nage-waza (нагэ-вадза)- техника проведения бросков (67 техник)

Tati-waza (тати-вадза) — техника, выполняемая в положении стоя
Te-waza (тэ-вадза) — техника бросков руками (15)
Seoi-nage — бросок через спину, становясь на колени
Tai-otoshi — передняя подножка
Kata-guruma — бросок через плечи («мельница»)
Sukui-nage — бросок захватом бедра изнутри (передний переворот)
Uki-otoshi — бросок выведением из равновесия рывком вперёд
Sumi-otoshi — бросок выведением из равновесия толчком назад
Obi-otoshi — бросок обратным захватом за бёдра
Seoi-otoshi — бросок через спину, становясь на одно колено
Yama-arashi — «горная буря» — бросок через спину с захватом одноимённого отворота с подсадом голенью снаружи
Morote-gari — бросок захватом двух бёдер (выхват за ноги)
Kuchiki-taoshi — «бросок преследованием» — выхват за голень накрест
Kibisu-gaeshi — «переворот за пятку» — выхват за пятку изнутри
Uchi-mata-sukashi — «расклинивание бедра изнутри» — бросок выведением из равновесия рывком вперёд, как контр-приём от подхвата изнутри
Kouchi-gaeshi — «малый внутренний контр-приём» — бросок выведением из равновесия рывком как контр-приём от подсечки изнутри
Ippon-seoi-nage — бросок через спину с захватом руки на плечо

Koshi-waza (коси-вадза) техника бросков корпусом (11)

O-goshi — «большая поясница» — бросок через бедро с захватом на спине
Koshi-guruma — «колесо через поясницу» — бросок через бедро с захватом головы
Tsuri-komi-goshi — «поясница с подцеплением» — бросок через бедро с захватом отворота
Harai-goshi — «поясница с высеканием» — бросок через бедро с подсадом
Tsuri-goshi — «поясница с зацеплением» — бросок через бедро с захватом пояса
Hane-goshi — «поясница с махом ногой» — бросок через бедро с подсадом голенью
Utsuri-goshi — «обратная поясница» — бросок через бедро сбоку (боковое бедро)
Ushiro-goshi — «поясница сзади» — подсад бедром
Daki-age . — подъём противника на руках из партера на уровень плеч
Sode-tsurikomi-goshi — » поясница с зацеплением рукавов» — бросок через бедро с захватом за два рукава

Ashi-waza (аси-вадза) техника бросков ногами (21)

Deashi-harai — боковая подсечка
Hiza-guruma — подсечка в колено
Sasae-tsurikomi-ashi — передняя подсечка под выставленную ногу
Osoto-gari — отхват
Ouchi-gari — зацеп изнутри
Kosoto-gari — задняя подсечка под пятку
Kouchi-gari — подсечка изнутри
Okuri-ashi-harai — боковая подсечка в темп шагов
Uchi-mata — подхват изнутри
Kosoto-gake — зацеп снаружи (садясь)
Ashi-guruma — боковой подхват
Harai-tsurikomi-ashi — передняя подсечка под отставленную ногу
O-guruma — подхват под две ноги
Osoto-guruma — отхват под две ноги
Osoto-otoshi — задняя подножка
Tsubame-gaeshi — боковая подсечка как контр-приём от боковой подсечки
Osoto-gaeshi — задняя подножка (отхват) как контрприём от задней подножки
Ouchi-gaeshi — контр прием от зацепа голенью изнутри (o-uchi-gari)
Hane-goshi-gaeshi — контр прием от Hane-goshi
Harai-goshi-gaeshi — контр прием от подхвата под две ноги, подбивом опорной ноги
Uchi-mata-gaeshi

Ma-sutemi-waza (ма-сутэми-вадза) техника, выполняемая при падении атакующего на спину (5)

Tomoe-nage — бросок через голову
Sumi-gaeshi — бросок через голову с подсадом голенью (с захватом на спине через разноимённое плечо)
Ura-nage — бросок через грудь
Hikikomi-gaeshi — бросок через голову с подсадом голенью (с захватом пояса через одноименное плечо)
Tawara-gaeshi — бросок через грудь с обхватом туловища укэ сверху

Yoko-sutemi-waza (юко-сутэми-вадза) техника, выполняемая при падении атакующего на бок (15)

Yoko-otoshi — боковая подножка
Tani-otoshi — задняя подножка на пятке
Hane-makikomi — бросок через спину с захватом руки под плечо и подсадом голенью изнутри
Soto-makikomi — бросок через спину с захватом руки под плечо
Yoko-wakare — передняя подножка на пятке
Yoko-guruma — бросок через грудь и ногу
Yoko-gake — боковая подсечка с падением
Daki-wakare —
Uchi-makikomi — подхват под одну ногу с захватом руки под плечо
Kani-basami — бросок двойным подбивом «ножницы» (запрещенный прием)
Osoto-makikomi — задняя подножка с захватом руки под плечо
Uchi-mata-makikomi —
Harai-makikomi — бросок через спину с захватом руки под плечо и подсадом голенью снаружи
Kawazu-gake — обвив (запрещенный прием)

КАТАМЭ-ВАДЗА (katame-waza) — техника выполнения удержания (19 техник)

Osaekomi-waza (осаэ-коми-вадза) — техника удержания на земле (7)

Kuzure-kesa-gatame — удержание сбоку с захватом ворота и рукава
Kata-gatame — удержание сбоку с рукой и удушением
Kami-shiho-gatame — удержание со стороны головы
Kuzure-kami-shiho-gatame — удержание поперёк с захватом за голову и брюки (пропустив руку между ног противника)
Yoko-shiho-gatame —
Tate-shiho-gatame — удержание верхом
Kesa-gatame — удержание сбоку
Hon-kesa-gatame — удержание сбоку

Shime-waza (симэ-вадза) — техника удушающих захватов(12)

Nami-juji-jime — удушение руками накрест (ладони вниз)
Gyaku-juji-jime — удушение руками накрест (ладони вверх)
Kata-juji-jime — удушение руками накрест (одна ладонь вниз, другая — вверх)
Hadaka-jime — удушение плечом и предплечьем
Okuri-eri-jime — удушение сзади с захватом двух одноимённых отворотов
Kata-ha-jime — удушение сзади воротом, приподнимая руку
Do-jime- удушение с боков (сжимание туловища укэ коленями)
Sode-guruma-jime — удушение сзади воротом-петлёй
Kata-te-jime —
Ryo-te-jime —
Tsukkomi-jime удушение воротом-петлёй
Sankaku-jime — удушение ногами из положения нижнего

Kansetsu-waza (кансэтцу-вадза) — техника воздействия на суставы — болевые приёмы (10)

Ude-garami — узел локтя
Ude-hishigi-juji-gatame — рычаг локтя с обхватом руки ногами
Ude-hishigi-ude-gatame — рычаг локтя с упором руки в плечо от удержания поперёк
Ude-hishigi-hiza-gatame — рычаг локтя при помощи колена сверху (укэ лежит на животе)
Ude-hishigi-waki-gatame — рычаг локтя внутрь с фиксацией через подмышку
Ude-hishigi-hara-gatame — рычаг локтя через живот или грудь атакующего, проводимый в высоком партере или стойке
Ashi-garami- узел колена ногами
Ude-hishigi-ashi-gatame — рычаг руки ногой из положения верхнего
Ude-hishigi-te-gatame —
Ude-hishigi-sankaku-gatame

sc-oberig.kiev.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *