Чем отличается су 152 от ису 152 – Как отличить на снимках СУ-152 от ИСУ-152

Содержание

ИСУ-152 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 мая 2018; проверки требует 31 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 мая 2018; проверки требует 31 правка. Перейти к навигации Перейти к поиску
ИСУ-152

ИСУ-152 в Музее Великой Отечественной войны, Киев, Украина
Боевая масса, т 46,0
Экипаж, чел. 5
Производитель ОАО «Кировский завод»
Годы разработки 1943
Годы производства 1943—1946
Годы эксплуатации
1943—1974, но использовалась в ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986 году
Количество выпущенных, шт. 2825
Длина корпуса, мм 6543
Длина с пушкой вперёд, мм 9050
Ширина, мм 3070
Высота, мм 2870
База, мм 4310
Колея, мм 2420
Клиренс, мм 470
Тип брони катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60/78°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 90/−30°
Борт корпуса (верх), мм/град. 75/15°
Борт корпуса (низ), мм/град. 90/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60/49°
Корма корпуса (низ), мм/град. 60/−41°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм
30
Лоб рубки, мм/град. 90/30°
Маска орудия, мм/град. 100
Борт рубки, мм/град. 75/15°
Корма рубки, мм/град. 60/0°
Крыша рубки, мм/град. 30
Калибр и марка пушки

ru.wikipedia.org

Су-152 Википедия

СУ-152

СУ-152 в Джонуве, Польша
Классификация ПТ-САУ (ПротивоТанковая Самоходная Артеллерийская Установка, штурмовое орудие
Боевая масса, т 45,5
Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение сзади, боевое и управления спереди
Экипаж, чел. 5
Годы производства 1943
Годы эксплуатации
1943—1945
Количество выпущенных, шт. 670
Основные операторы СССР СССР
Длина корпуса, мм 6750
Длина с пушкой вперёд, мм 8950
Ширина, мм 3250
Высота, мм 2450
Клиренс, мм 440
Тип брони гомогенная катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60/70°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 60/20°
Борт корпуса, мм/град. 60
Корма корпуса, мм/град. 60
Днище, мм 30 впереди, 20 сзади
Крыша корпуса, мм 30
Лоб рубки, мм/град. 75/30°
Маска орудия, мм/град. 60—65
Борт рубки, мм/град.
60/25°
Корма рубки, мм/град. 60
Крыша рубки, мм/град. 20
Калибр и марка пушки 152-мм МЛ-20С обр. 1943 г.
Тип пушки нарезная гаубица-пушка
Длина ствола, калибров 27,9
Боекомплект пушки 20
Углы ВН, град. −5…+18°
Углы ГН, град. 12°
Дальность стрельбы, км 3800 м (прямой наводкой), наибольшая 6200 м
Прицелы телескопический СТ-10, панорама Герца
Другое вооружение в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемёта ППШ с боекомплектом 1278 патронов (18 дисков) и 25 гранат Ф-1, позднее боекомплект к ППШ был увеличен до 1562 патронов (22 диска)
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Скорость по шоссе, км/ч 43
Скорость по пересечённой местности, км/ч 30
Запас хода по шоссе, км 330
Запас хода по пересечённой местности, км 165
Удельная мощность, л. с./т 13,2
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 36°
Преодолеваемая стенка, м 1,2
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 0,9
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 «Зверобой» (СССР)

Характеристики САУ ИСУ-152 «Зверобой»

Страна:СССР
Тип:
Самоходная артиллерийская установка
Дата выпуска:1944 год
Длинна:6,77 м 
Ширина:3,07 м 
Высота:2,48 м
Броня, лоб:90 мм 
Броня, борт:90 мм 
Броня, башня:Нет башни
Экипаж:5 человек
Двигатель:дизельный В-2ИС, 550 л.с.
Дальность хода:240 км (по дороге)
Максимальная скорость:37 км/ч (по дороге)
Масса:46 тонн
Вооружение:152,4-мм МЛ-20 (20 снарядов), 12,7-мм ДШК (250 патронов)

Начало серийного выпуска танков ИС-1 в 1943 году, сопровождалось свертыванием производства всех выпускаемых на ЧКЗ машин других типов, в том числе тяжелых танков КВ-1С и САУ на его базе СУ-152. Однако потребность фронта в тяжелых самоходках типа СУ-152 была чрезвычайно велика и просто так отказаться от проекта подобной машины было нельзя.

Самоходка СУ-152 на базе танков КВ

Самоходка СУ-152 на базе танков КВ

Сама-собой, перед конструкторами танка ИС встала задача создать замену для СУ-152, но на базе нового танка типа ИС. Рабочее название новой САУ стало ИСУ-152.

Конструкция САУ ИСУ-152

Несмотря на совершенно одинаковую артсистему, для новой самоходки пришлось заново разработать боевую рубку — старая никак не подходила под габариты нового шасси. Так как корпус танка ИС был ниже, то рубка новой самоходки получилась более высокой по сравнению с СУ-152 — это основное визуальное отличие обеих машин. Больший размер рубки повышал заметность САУ на поле боя, но в то же время обеспечивал лучшие по сравнению с СУ-152 условия работы экипажа. Прототип самоходки на базе танка ИС был построен за весьма короткий срок. Получивший заводской индекс «объект 241» опытный образец вышел на испытания 21 ноября 1943 года. После успешного их завершения новая самоходка была запущена в серийное производство под окончательным обозначением ИСУ-152. По плану первые 5 машин должны были быть сданы военной приемке уже в ноябре, а в декабре завод должен был сдать еще 30 самоходок.

В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 неоднократно вводились небольшие, но важные изменения. На машинах поздних выпусков устанавливалась радиостанция 10РК (вместо 10Р), 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, емкость основных и дополнительных топливных баков была заметно увеличена.

Восстановленная ИСУ-152

Боевое применение ИСУ-152

ИСУ-152 применялась в отдельных тяжелых самоходных полках (ОТСАП). Каждый полк имел на вооружении 21 самоходку в составе 4 батарей по 5 машин, плюс одну командирскую. Тяжелые САУ предназначались для разрушения полевых и долговременных фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты и танков в наступлении. Боевой опыт показал, что ИСУ-152 способны успешно решать все эти задачи.

ИСУ-152 могла поражать любые типы танков и самоходок вермахта. Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское «Зверобой» и немецкое «Dosenoffner» (открыватель консервных банок). Солидное бронирование самоходки позволяло ей занимать огневые позиции, недоступные буксируемой артиллерии, и поражать цель выстрелами прямой наводкой. ИСУ-152 обладала хорошей живучестью под огнем противника и высокой ремонтопригодностью, что как мы увидим дальше, обеспечило ей долгую жизнь.

Максимальную эффективность ИСУ-152 имела при штурмах укрепленных полос и городов. Мобильность, хорошее бронирование и огромная разрушительная сила 43-килограммового фугасного снаряда делали самоходку страшным врагом для окопавшегося противника. За проявленную доблесть при освобождении белорусских городов 8 тяжелых самоходных полков получили их почетные наименования, а еще 3 были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. В дальнейшем они использовались практически во всех штурмовых действиях Красной Армии. Последние свои залпы во Второй Мировой войне они дали на другом конце евразийского континента в ходе операции по разгрому японской Квантунской армии.

ИСУ-152 «Зверобой». Даже внешне машина полностью оправдывает свое прозвище

После Второй Мировой войны ИСУ-152 еще несколько раз приняли участие в вооруженных конфликтах. Эти машины участвовали в венгерских событиях 1956 года, некоторое количество самоходок было передано Египту — там они выполняли функции неподвижных огневых точек на берегу Суэцкого канала.

Модернизации и дальнейшая служба ИСУ-152

В течение 1944-45 гг. в опытном порядке предпринимались попытки увеличить огневую мощь самоходки — в СКБ-2 завода № 100 был построен прототип «объект 246» (ИСУ-152-1 или ИСУ-152БМ), вооруженный 152,4-мм пушкой БЛ-8, разработанной в ОКБ-172 НКВД. Вторым вариантом была установка пушки БЛ-10 с более коротким стволом по сравнению с БЛ-8 того же разработчика («объект 247» или ИСУ-152-2). Обе САУ превосходили по огневой мощи прототип, но из-за сложностей с производством и недочетов конструкции, на вооружение приняты не были.

Не имеющая аналогов по огневой мощи самоходка применялась и после войны. К началу 50-х годов они ничуть не устарели морально, и к 1956 году оставшиеся в строю машины прошли глубокую модернизацию. Вместо двигателя В-2ИС на них установили В-54К, полностью заменили радиостанции и приборы наблюдения, установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и 7 смотровыми блоками. Была немного переработана ходовая часть, увеличена емкость топливных баков и доведен до 30 выстрелов боекомплект. Модернизированная ИСУ-152 получила индекс ИСУ-152К или «объект К-241».

В 1959 году машины подверглись второй модернизации (и завершилось их серийное производство) — на САУ установили узлы и агрегаты модернизированной версии базового танка ИС-2М и прибор ночного видения. Эта модификация известна как ИСУ-152М или«объект М-241».

На вооружении ИСУ-152 оставалась аж до 1974 года, всего за период с 1943 по 1959 год было произведено 1575 этих замечательных машин.


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

ИСУ-152

Характеристики

Год выпуска1944 год
Всего произведено1575
Масса46 т
Экипаж5 человек
Габариты
Высота2,48 м
Ширина3,07 м
Длина6,77 м
Вооружение
Пушечное152,4-мм МЛ-20 (20 снарядов)
Пулеметное12,7-мм ДШК (250 патронов)
Бронирование
Лоб90 мм 
Борт90 мм 
Корма60 мм 
Крыша30 мм
Днище30 мм
Ходовые характеристики
ДвигательВ-2ИС
Мощность550 л.с.
Типдизельный
Скоростьпо дороге — 37 км/ч;
по бездорожью — ? км/ч
Запас ходапо дороге — 240 км;
по бездорожью — 80 км
Давление на грунт0,81 кг/см2

Описание

Работы по созданию тяжелой самоходной артиллерийской установки (САУ) начались во второй половине 1943 года.

Используя свои предыдущие наработки по экспериментальному танку КВ-13, коллектив КБ опытного завода № 100 создал «объект 237» — прототип будущих серийных танков ИС-1. После проведенных испытаний стало ясно, что новая машина обладает серьезными преимуществами перед серийно выпускавшимся в то время танком КВ-1c. Следствием этого стало распоряжение Государственного Комитета Обороны (ГКО) по скорейшему запуску этого прототипа в серию на Челябинском Кировском Заводе (ЧКЗ). Производству новых танков, получивших обозначение ИС-85 (ИС-1), был присвоен наивысший приоритет.

На тот момент ЧКЗ выпускал тяжелый танк КВ-85, средний танк Т-34 и САУ СУ-152. Последняя как раз и являлась прямой предшественницей ИСУ-152. Эта самоходка вооружалась мощной 152,4-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 в неподвижной броневой рубке, которая ставилась вместо башни на шасси базового танка КВ-1с. Боевое крещение СУ-152 приняли на Курской Дуге, сразу же завоевав уважение, как у советских, так и у вражеских солдат. В ходе наступательного этапа Орловско-Курской операции СУ-152 столь же эффективно использовались по своему прямому назначению в качестве тяжелого штурмового орудия поддержки атакующих танков и пехоты.

Начало серийного выпуска танков ИС сопровождалось постепенным, но полным свертыванием производства всех выпускаемых на ЧКЗ машин других типов, в том числе и столь необходимых фронту СУ-152. Поэтому перед конструкторами танка ИС еще на этапе разработки прототипа сразу же был поставлен вопрос о создании САУ на его базе, эквивалентной СУ-152 по вооружению. На стадиях проектирования и постройки опытного образца эта машина проходила в документах того времени как «ИС-152». Несмотря на совершенно одинаковую артсистему, для новой самоходки боевую рубку пришлось разработать заново, так как заимствовать старый ее вариант от СУ-152 оказалось невозможным из-за иной геометрической формы корпуса танка ИС по сравнению с танком КВ. Так как корпус танка ИС имел меньшую посадку, то рубка новой самоходки получилась более высокой по сравнению с СУ-152 и машина обрела свой легко узнаваемый характерный облик. Больший размер рубки повышал заметность САУ на поле боя, но в то же время обеспечивал лучшие по сравнению с СУ-152 условия работы экипажа. Благодаря накопленному при разработке СУ-152 опыту и достаточно большой номенклатуре заимствованных у СУ-152 и КВ деталей, прототип самоходки на базе танка ИС был построен за весьма короткий срок. Получивший заводской индекс «объект 241» опытный образец вышел на испытания 21 ноября 1943 года. После успешного их завершения новая самоходка была запущена в серийное производство под окончательным обозначением ИСУ-152.

По плану первые 5 машин должны были быть сданы военной приемке уже в ноябре, а в декабре завод должен был сдать еще 30 самоходок.

В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 неоднократно вводились небольшие, но важные изменения. На машинах поздних выпусков устанавливалась радиостанция 10РК (вместо 10Р), 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, емкость основных и дополнительных топливных баков была увеличена по сравнению с базовым танком. На этих самоходках также была возможна установка двух дымовых шашек с электрозапалом и устройство их сброса с ручным приводом.

В течение 1944-45 гг. в опытном порядке предпринимались попытки увеличить огневую мощь самоходки — в СКБ-2 завода № 100 был построен прототип «объект 246» (он же ИСУ-152-1 или ИСУ-152БМ), вооруженный мощной 152,4-мм пушкой БЛ-8, разработанной в ОКБ-172 НКВД. Большой вылет ствола сильно затруднял эксплуатацию машины, также было выявлено много прочих недостатков, из-за чего установка не была принята на вооружение. Вторым вариантом была установка пушки БЛ-10 с более коротким стволом по сравнению с БЛ-8 того же разработчика («объект 247» или ИСУ-152-2). Но и эта САУ не была принята на вооружение.

Развитие самоходных установок ИСУ-152 не прекратилось и после Второй Мировой войны. По своим боевым и эксплуатационным характеристикам они соответствовали требованиям армии 50-ых и начала 60-ых годов, поэтому оставшиеся в строю машины прошли в 1956 году серьезную модернизацию: двигатель В-2ИС был заменен на В-54К, обновлены устройства связи (установлены радиостанция Р-113 и переговорное устройство Р-120) и наблюдения (заменен прицел прямой наводки на ПУР-26, введена командирская башенка с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП). Изменения также коснулись ряда узлов ходовой части, были увеличены емкость топливных баков и боекомплект (30 выстрелов). Модернизированный вариант самоходки получил обозначение ИСУ-152К («объект К-241»).

Второй вариант послевоенной модернизации ИСУ-152 последовал в 1959 году — на САУ устанавливались узлы и агрегаты модернизированной версии базового танка ИС-2М. К числу важных нововведений этой модернизации относится установка прибора ночного видения. Усовершенствованная таким образом машина обозначалась как ИСУ-152М («объект М-241») и внешне довольно заметно отличалась от первоначального варианта самоходки. Обе эти программы модернизации позволили поднять надежность и боевые свойства базовой модели ИСУ-152, что позволило ей еще долго оставаться на вооружении Советской Армии.

ИСУ-152 использовались в отдельных тяжелых самоходных полках (ОТСАП). Каждый полк имел на вооружении 21 самоходку в составе 4 батарей по 5 машин плюс одну командирскую. Тяжелые САУ предназначались для разрушения полевых и долговременных фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты и танков в наступлении. Боевой опыт показал, что ИСУ-152 способны успешно решать все эти задачи. ИСУ-152 могла поражать любые типы танков и самоходок вермахта. Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское «Зверобой» и немецкое «Dosenoffner» (открыватель консервных банок). Солидное бронирование самоходки позволяло ей сближаться на огневые позиции, недоступные буксируемой артиллерии и поражать цель выстрелами прямой наводкой. ИСУ-152 обладала хорошей живучестью под огнем противника и ремонтопригодностью.

Но самую максимальную эффективность использования ИСУ-152 показали при штурмах укрепленных полос и городов. Мобильность, хорошее бронирование и огромная разрушительная сила 43-килограммового фугасного снаряда делали самоходку страшным врагом для окопавшегося противника. За проявленную доблесть при освобождении белорусских городов 8 ОТСАП получили их почетные наименования, а еще 3 были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. В дальнейшем они использовались практически во всех штурмовых действиях Красной Армии. Немалая часть успеха во взятии Кенигсберга и Берлина принадлежит самоходчикам, воевавшим на ИСУ-152. Последние свои залпы во Второй Мировой войне они дали на другом конце евразийского континента в ходе операции по разгрому японской Квантунской армии.

После Второй Мировой войны ИСУ-152 еще несколько раз приняли участие в вооруженных конфликтах. Эти машины участвовали в венгерских событиях 1956 года, некоторое количество самоходок было передано Египту — там они выполняли функции неподвижных огневых точек на берегу Суэцкого канала.

bdsa.ru

Мир танков – ису 152 и су 152 — мир танков су152, world of tanks ису 152, артиллерия world of tanks

Главная →  World of Tanks →  Статьи →  Мир танков – ису 152 и су 152

В этой статье мы поговорим о пт-сау, ведь в world of tanks ису 152 и су152 являются очень любопытными танками. В wot пт-сау ссср обладают хорошими орудиями, но не могут похвастаться крепкой броней. Это и делает их тактику довольно интересной.

Сперва мы поговорим в игре мир танков про су152. Не очень подвижная, со слабой броней, но обладающая хорошим вооружением. Но давайте подробнее.

Сначала про орудия. Первым у нас на очереди будет орудие под названием 122 мм А-19. 175мм бронепробиваемости, 390 единиц урона и точность 0.43. 6 выстрелов в минуту. Довольно хорошее орудие, которое позволяет в world of tanks су152 контролировать ситуацию на поле боя. Конечно, точность пушки оставляет желать лучшего – из нее не постреляешь на дальние дистанции, однако при ближнем бое орудие показывает себя с лучшей стороны.

В world of tanks су152 можно оборудовать и другим орудием, которое получило название 122 мм Д-25С. Характеристики похожи, однако у последнего варианта лучше точность (0.41) и скорострельность – 8 выстрелов в минуту.

На этом достоинства танка заканчиваются, и пора приступить к недостаткам. Первый из них – плохая броня. В игре мир танков су152 имеет 75мм стали во лбу и 60мм по бокам и в корме. Нас пробивают практически все танки, даже те, которые находятся в самом низу списка.

На этом недостатки в мире танков су152 не заканчиваются – она также имеет плохой обзор и высокий коэффициент заметности. Конечно, можно посетить игровой магазин и приобрести стереотрубу и маскировочную сеть, но эти модули полезны только тогда, когда вы ведете огонь с дальней дистанции. А так как точность у орудий хромает, то это не вариант.

Что можно сказать по тактике игры? Я советую не отсиживаться в кустах, а ехать в атаку с поддержкой союзных танков, за которыми можно спрятать свою уязвимую шкурку.

ИСУ 152

Теперь переходим к следующей пт-сау в wot – ссср подарила миру ису152, которая поразила всех своей огневой мощью. В игре мир танков ису 152 имеет почти те же достоинства и недостатки, что и су152. У нее плохая броня, низкая подвижность, однако благодаря своему орудию world of tanks превратил ису 152 в настоящую машину смерти. БЛ-10 – это пробивная, мощная, хоть и не очень точная пушка.

Торговля в World of Tanks

В игре мир танков ссср пт-сау использовать нужно с умом, ведь их броня не позволяет мчаться вперед и вырезать все на своем пути. Прячьтесь за союзными танками, ведите огонь из прикрытия и ни в коем случае не останавливайтесь на открытой местности, ведь слабая броня – это идеальный подарок для артиллерии противника. По поводу выбора новых перков ничего говорить не буду, каждый сам выбирает то, что ему нужно.

В игре мир танков ссср является чрезвычайно любопытной нацией, у которой есть свои минусы и плюсы, играть на танках нужно исходя из их характеристик для того, чтобы максимально подчеркивать плюсы и скрывать недостатки. А когда вы поймете суть игры на пт-сау, прокачка аккаунта станет для вас более комфортна, чем сейчас.

www.online-torg.club

описание, характеристики, применение :: SYL.ru

Великую Отечественную не зря, помимо прочего, называют еще и «войной моторов». Исход самых крупных боевых операций в военные годы напрямую зависел от наличия танков и самоходных установок на вооружении армий враждующих стран. Об используемых сторонами боевых машинах создано немало книг и кинофильмов. Самыми легендарными установками являются немецкий «Фердинанд» и советский истребитель танков ИСУ-152 «Зверобой». Дебют этих стальных гигантов состоялся в сражении на Курской дуге.

Легендарная самоходная советская артустановка

ИСУ-152 «Зверобой» представляет собой одну из наиболее тяжелых советских самоходно-артиллерийских установок. Многие часто путают эту боевую машину с СУ-152, при создании ходовой части которой были использованы катки танка КВ-1С. ИСУ-152 «Зверобой» конструкторы оснастили катками от советского тяжелого танка ИС-2. Поскольку на его базе сконструирована самоходная артустановка (СУ), было решено к ней добавить первую букву названия танка. Под индексом 152 указан калибр боеприпасов, которые использует основное вооружение данной боевой машины. Танк предназначался для уничтожения таких немецких аналогов, как «Тигр» и «Пантера».

В исторических и многих других литературных источниках представлено ставшее популярным жаргонное название легендарной советской боевой машины — «Зверобой». Танк ИСУ-152 солдаты вермахта называли Dosenoffner («консервным ножом»).

Начало создания САУ

Дебют самоходных артустановок состоялся уже в первую мировую. Но широкого применения в те годы они не получили. Однако потребность в мощных артиллерийских системах ощущали все враждующие стороны, особенно Германия и Советский Союз. За небольшой промежуток времени между Первой и Второй мировыми войнами оружейными конструкторами и инженерами этих двух государств интенсивно разрабатывались варианты мощных самоходных артиллерийских орудий.

Советскими оружейниками для этой цели использовалась танковая основа таких моделей, как Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были завершены. В 1941 году конструкторские работы были снова активизированы. Причиной стали многочисленные просьбы к советскому руководству от действующей армии, которая для штурма вражеских укреплений в наступлении под Сталинградом особенно нуждалась в артиллерийской поддержке. Проблема заключалась в том, что на то время Красная армия имела только буксируемую артиллерию, что отрицательно отражалось на ее мобильности, делало уязвимой.

В 1942 году были начаты конструкторские работы по СУ-152. В 1943-м советские войска уже получили первую партию — двенадцать боевых машин. Однако их серийное изготовление длилось недолго.

Производство данного танка оказалось слишком дорогостоящим, а его эффективность – небольшой. По воспоминаниям очевидцев, эти боевые машины были недостаточно надежными. Именно технические неисправности, а не огонь противника являлись причиной того, что танки часто приходилось оставлять на поле боя.

В том же году модель, используемую для создания ходовой части в САУ — КВ-1С — сняли с вооружения, а саму установку было решено доработать. СУ-152 так же, как и танк, была снята с конвейера. Ее место занял ИСУ-152 «Зверобой». История создания этой боевой машины начинается в 1943 году. В качестве танковой основы вместо КВ-1С теперь использовался ИС-2. На его базе и собран ИСУ-152 «Зверобой».

Производство новой самоходной артустановки не было массовым. Всего было выпущено не более 670 единиц. Все работы по проектированию и созданию были выполнены в максимально короткий срок. Уже через 25 дней был готов первый ИСУ-152 «Зверобой». Фото боевой машины представлено в статье.

Кем разрабатывался танк?

Работы по созданию ИСУ-152 «Зверобой» проводились конструкторским бюро опытного завода №100 в городе Челябинске. Руководителем стал Жозеф Яковлевич Котин. Под его началом была создана вся линейка советских тяжелых танков. Главный конструктор ИСУ-152 «Зверобой» — Г. Н. Москвин. Первые машины были выпущены Челябинским Кировским заводом (ЧКЗ) в 1943 году. Несколько единиц изготовили работники Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ). Всего три года (с 1943 по 1946-й) осуществлялось серийное изготовление ИСУ-152 «Зверобой».

Описание конструкции

Компоновка данной самоходной артустановки ничем не отличается от остальных советских САУ. Боевая машина защищена бронированным корпусом. Конструкция танка состоит из двух частей: броневой рубки и кормы.

Экипаж состоял из пяти человек. Передняя часть корпуса, являясь боевым и одновременно управленческим отделением (бронерубкой), стала местом дислокации механика-водителя, наводчика и заряжающего, всего боезапаса и главного орудия. Местом расположения двигателя и трансмиссии стала кормовая часть. Командир и замковый располагались справа от орудия. По отзывам очевидцев, шансы у экипажа выбраться живыми при подбитии танка были минимальные. Причиной этого стало наличие топливного бака в рубке.

Чем была обеспечена бронезащита?

Лобовые части первых ИСУ-152 отливались. Затем броневая отливка была заменена сварной конструкцией. Для этого в производстве корпусов и рубок применялись бронированные катанные плиты, которые обеспечивали танку дифференцированную противоснарядную защиту. Их толщина составляла 2, 3, 6, 7, 9 см и 5 мм. При их монтаже учитывались рациональные углы наклона. В результате это отразилось на показателях высоты и объема бронерубки в ИСУ-152 «Зверобой».

Характеристики степени защищенности бортов данного танка, по сравнению с СУ-152, были несколько ниже. Но конструкторам это удалось компенсировать за счет утолщения брони. Для защиты противооткатных устройств применялись неподвижные литые бронированные кожухи и подвижные литые сферические бронемаски, которые использовались еще и как уравновешивающий элемент.

Устройство танкового корпуса

Для посадки и выхода экипажа ИСУ-152 оборудован специальным прямоугольным двухстворчатым люком, расположенным в верхней части корпуса между крышевым и задним листом бронерубки. В правой части от танкового орудия располагался еще люк округлой формы. Слева от орудия также имелся люк, но он не предназначался для экипажа. Через эти люки выводились наружу только удлинители панорамных прицелов. При необходимости экипаж мог покинуть ИСУ-152, используя аварийный люк в днище корпуса. Боевой комплект загружался в танк через мелкие люки. Боевая машина оснащалась ремонтными маленькими люками, с помощью которых обеспечивался быстрый доступ к горловине топливного бака, агрегату танка или к какому-либо другому его узлу.

Чем вооружалась боевая машина?

В качестве основного танкового орудия использовалась 152-миллиметровая пушка-гаубица МЛ-20С, которая ранее использовалась как буксируемый вариант (образец 1937 года).

Для монтажа орудия на танк использовалась рамка, установленная на бронеплите лобовой части. В отличие от буксируемого варианта, гаубицы на ИСУ-152 устанавливаются так, что маховики, обеспечивающие вертикальную и горизонтальную наводку, расположены не с двух сторон орудия, а перенесены в левую сторону. Такое конструкторское решение обеспечило удобную работу для экипажа. В ИСУ-152 наводка по вертикальному углу составляла от -3 до +20 градусов, горизонтальная — 10. Ведение огня производилось на высоте 180 см. Стрельба осуществлялась при помощи электрических или ручных механических спусков.

В 1945 году оружейными конструкторами было принято решение оснащать танк крупнокалиберным зенитным пулеметом ДШК 12,7 мм. Он мог иметь открытый или зенитный прицел К-8Т и был рассчитан для стрельбы 250 патронами. Местом крепления пулемета стала турельная установка на правом командирском люке.

Кроме танковой пушки и пулемета экипаж для самозащиты был вооружен двумя автоматами ППШ или ППС. Их боекомплект состоял из 1491 патрона, которые содержались в двадцати дисках. Также в распоряжении экипажа были ручные гранаты Ф-1 в количестве 20 штук.

Боеприпасы

В отличие от буксируемого орудия МЛ-20С, для танковой пушки было предусмотрено только два вида снарядов:

  • Бронебойно-трассирующие. Весил такой боеприпас почти пятьдесят килограммов. Он способен был развить максимальную скорость до 600 м/с. Данный тип мог быть заменен бронебойно-трассирующими тупоголовыми снарядами, содержащими баллистические наконечники.
  • Осколочно-фугасные. Масса снаряда составляла 44 кг. Боеприпас обладал начальной скоростью 650 м/с.

Дополнительно к боекомплекту прилагались бетонобойные пушечные снаряды. Танковая гаубица была приспособлена для стрельбы снарядами различных типов.

Двигатель

ИСУ-152 работал на четырехтактном V-образном 12-цилиндровом дизельном двигателе В-2-ИС, мощность которого составляла 520 л. с. Запуск его осуществлялся при помощи инерционного стартера, использующего как ручные, так и электрические приводы, а также сжатого воздуха, собранного в двух резервуарах. К дизелю В-2ИС прилагались топливный насос НК-1 и корректор подачи топлива. При помощи фильтра «Мультициклон» осуществлялась очистка поступающего к двигателю воздуха. Моторно-трансмиссионное отделение оснащалось подогревающими устройствами, облегчающими запуск двигателя при минусовой температуре. Кроме того, они использовались для подогрева и боевого отсека танка. Всего боевая машина имела три топливных бака и четыре дополнительных наружных, которые не были связаны со всей топливной системой.

Трансмиссия

Для боевой машины была предусмотрена механическая трансмиссия. Она состояла из следующих элементов:

  • Многодискового главного фрикциона.
  • Четырехступенчатой коробки передач.
  • Двух бортовых двухступенчатых планетарных механизмов поворота.
  • Двух комбинированных бортовых редукторов (двухрядных).

Танк был оснащен механическими управленческими приводами. Наличием планетарных механизмов поворота танк ИСУ-152 отличался от предыдущей модели. За счет этих узлов трансмиссия стала более надежной, чего нельзя сказать о боевых машинах, созданных на базе танка КВ.

Устройство ходовой части

ИСУ-152 оснащался индивидуальной торсионной ходовой частью. С каждой стороны борта располагались цельнолитые двухскатные опорные катки (6 штук). Для каждого из них был предусмотрен специальный ограничитель хода, который при помощи сварки соединялся с бронекорпусом. Для поддержания танковой гусеницы использовались три малых цельнолитых поддерживающих катка. Подобную конструкцию имел и СУ-152. Натяжение гусеницы осуществлялось при помощи винтового механизма. Гусеницы оборудовались специальными одногребневыми траками, 986 штук), ширина которых составляла 65 см.

Электрооборудование

Источником питания для однопроводной электропроводки в ИСУ-152 являлся генератор П-4563А, использующий 1 кВт реле-генератор РРА-24Ф. Также электропитание могло осуществляться при помощи двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей 6-СТЭ-128. Их общая емкость составляла 128 А/ч. Энергия в танке была необходима для обеспечения:

  • Наружного и внутреннего освещения боевой машины.
  • Подсветки прицельных приборов.
  • Наружного звукового сигнала.
  • Работы контрольно-измерительных приборов (амперметра и вольтметра).
  • Функционирования радиостанции и танкового переговорного устройства.
  • Работы электродвигателя инерционного стартера, бобин свечей, используемых при зимнем запуске двигателя.

Устройство прицелов и средств наблюдения

Вести наблюдение за окружающей обстановкой экипаж танка ИСУ-152 мог через люки посадки-высадки, которые были оборудованы специальными перископическими приборами. Для механика-водителя был предусмотрен смотровой прибор с триплексом. Защиту данному приспособлению обеспечивала броневая заслонка. Местом для установки прибора стал люк-пробка, устроенный с левой стороны от танковой гаубицы. В небоевой ситуации данный люк выдвигался вперед, за счет чего у механика-водителя увеличивался радиус обзора.

Во время стрельбы прямой наводкой на дистанции 900 метров для орудий были разработаны телескопические прицелы СТ-10. При стрельбе с закрытой позиции, а также при прямой наводке на дистанции, превышающей 900 метров, использовалась панорама Герца. Для этого были разработаны специальные удлинители, которые обеспечивали обзор через люк в крыше танка. Благодаря наличию специальных подсвечивающих приборов стрельба из ИСУ- 152 была возможна и в ночное время.

Чем обеспечивалась связь с экипажем?

В качестве средств связи в танке использовалась радиостанция 10Р. Она включала в себя передатчик, приемник и умформер (одноякорный мотор-генератор), с помощью которого производилось электропитание радиостанции в боевой машине «Зверобой». Танк ИСУ-152, в отличие от своего предшественника, имел технологически улучшенную модель 10Р: радиостанция была оснащена функцией плавного выбора частоты. Ее изготовление было намного проще и менее затратно. При помощи танкового переговорного устройства ТПУ-4-БисФ обеспечивалась качественная связь между членами экипажа. За счет данного устройства поддерживалась также и внешняя связь. Для этого к радиостанции подключалась шлемофонная гарнитура.

Применение боевой машины

Битва на Курской дуге стала боевым крещением для ИСУ-152 «Зверобой». Применение данных танков не сыграло решающей роли в исходе сражения. Однако модель вошла в историю как чуть ли не единственный образец бронетехники, способный поражать немецкие САУ на любом расстоянии. В Курской битве приняло участие всего лишь 24 «Зверобоя». Данный танк оказался смертельным для многих типов бронетехники вермахта. При помощи бронебойных снарядов легко пробивалась бронированная защита германских «Тигров» и «Пантер».

В случае если бронебойных боеприпасов не хватало, их заменяли бетонобойными и осколочно-фугасными. Хотя пробить броню таким снарядам было не под силу, все же они оказались очень эффективными для выведения из строя прицелов и орудий в танках противника. Советские бетонобойные снаряды обладали очень большой энергией, способной при прямом попадании в боевую машину сорвать его башню с погона.

Основной задачей ИСУ-152 являлось оказание огневой поддержки танкам и пехоте при наступлении. Данная боевая машина была очень эффективна во время боев в городских условиях. В Великую Отечественную Будапешт, Берлин и Кенигсберг штурмовали с использованием «Зверобоев».

После проведенной модернизации ИСУ-152 еще некоторое время использовался Советской армией. Снят с вооружения он был в 1970 году. Некоторое время немодернизированные единицы «Зверобоев» поставлялись в Египет. Там они использовались в ближневосточном вооруженном арабо-израильском конфликте.

В 1956 году «Зверобои» использовались советскими войсками для подавления Венгерского восстания. Танк особенно отличился при уничтожении снайперов, засевших в жилых домах. Уже сам факт участия в сражении легендарного танка оказывал сильное психологическое воздействие на их жильцов: опасаясь, что танк разрушит фасад, обитатели дома силой выталкивали из него венгерских снайперов.

Сборная модель ИСУ-152 «Зверобой»

Вниманию тех, кто увлекается моделированием, сегодня имеется детский подарочный вариант, созданный на основе легендарного советского танка. Модель ИСУ-152 «Зверобой» выпускается производителем «Звезда» специально для детей старше восьми лет. К товару прилагается специальная пошаговая инструкция. В подарочный набор ИСУ-152 «Зверобой» («Звезда»), кроме 120 пластиковых деталей, включены клей и краски с кисточкой. По отзывам потребителей, все пластиковые элементы достаточно хорошо держатся, изготовлены очень качественно и имеют высокую детализацию.

Модель ИСУ-152 «Зверобой» («Звезда») имеет на корпусе удачные имитации сварочных швов, решеток МТО и петель для люков. Высоко оценена имитация зенитного пулемета ДШК. При желании модель ИСУ-152 «Зверобой» можно собрать как с открытыми, так и с закрытыми люками. Набор имеет масштаб: 1:35. Размер модели: 30 см (длина), 0,88 см (ширина) и 0,82 см (высота). Детский набор ИСУ-152 «Зверобой» («Звезда») станет полезной игрушкой: увлекательный процесс сборки легендарного танка ознакомит ребенка с азами инженерной специализации.

Заключение

ИСУ «Зверобой» использовался советской армией до самого конца Великой Отечественной. Уже ближе к концу войны этих танков становилось все меньше и меньше. Причиной этому послужила изношенность их двигателей и ходовых частей. Многие «Зверобои» были порезаны на металл.

Уже после победы уцелело несколько единиц. Теперь местом их нахождения стали музеи в городах России и других стран СНГ.

www.syl.ru

ИСУ-152 Википедия

ИСУ-152

ИСУ-152 в Музее Великой Отечественной войны, Киев, Украина
Боевая масса, т 46,0
Экипаж, чел. 5
Производитель ОАО «Кировский завод»
Годы разработки 1943
Годы производства 1943—1946
Годы эксплуатации 1943—1974, но использовалась в ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986 году
Количество выпущенных, шт. 2825
Длина корпуса, мм 6543
Длина с пушкой вперёд, мм 9050
Ширина, мм 3070
Высота, мм 2870
База, мм 4310
Колея, мм 2420
Клиренс, мм 470
Тип брони катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60/78°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 90/−30°
Борт корпуса (верх), мм/град. 75/15°
Борт корпуса (низ), мм/град. 90/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60/49°
Корма корпуса (низ), мм/град. 60/−41°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 30
Лоб рубки, мм/град. 90/30°
Маска орудия, мм/град. 100
Борт рубки, мм/град. 75/15°
Корма рубки, мм/град. 60/0°
Крыша рубки, мм/град. 30
Калибр и марка пушки 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр. 1937/43 гг.
Длина ствола, калибров 28
Боекомплект пушки ИСУ-152: 21
ИСУ-152М: 20
ИСУ-152К: 30
Углы ВН, град. −3…+20
Углы ГН, град. −3..+7
Дальность стрельбы, км до 13
Прицелы СТ-10, Панорама Герца
Пулемёты 1 × 12,7-мм ДШК
Тип двигателя V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 40
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15—20
Запас хода по шоссе, км 350—500
Запас хода по пересечённой местности, км 140—300
Удельная мощность, л. с./т 11,2
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,82
Преодолеваемый подъём, град. 36
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3
 Медиафайлы на Викискладе

ИСУ-152 (Объект 241) — советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины буква «И», в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» — самоходная установка, означает «на базе танка ИС». САУ того же калибра под названием СУ-152 выпускалась на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины.

Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в июне — октябре 1943 года и принята на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 6 ноября того же года. Тогда же началось её серийное производство на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), продолжавшееся до 1946 года. Несколько машин этой марки выпустил в 1945 году Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ). ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии. По

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *