Чем отличается шпага от рапиры и сабли – :

Олимпиада-2016. Чем отличаются олимпийские виды фехтования

Старта сегодняшних соревнований по фехтованию российские болельщики ждали с особенным нетерпением, ведь именно 13 августа на дорожку вышла великолепная женская команда саблисток. Несколько дней назад россиянки произвели настоящий фурор, добавив в командную копилку золото и серебро. Яна Егорян стала олимпийской чемпионкой, Софья Великая – вице-чемпионкой, а Екатерина Дьяченко уступила только будущей победительнице. От такой мощной троицы в командных соревнованиях мы ждём только победы, тем более что до финала остался один шаг – сборную Мексики россиянки на пути к полуфиналу просто не заметили.

А в преддверии яркого сражения разбираемся, почему фехтование на саблях самый динамичный вид спорта, чем шпага отличается от рапиры, откуда на дорожке не только красная и зелёная, но ещё и белая лампы, а также что же бормочет судья в перерывах между боями.

Традиции перенесли на Олимпиаду

Прежде чем разобраться в различиях фехтовальных дисциплин, стоит вспомнить, что фехтование – это сугубо прикладной вид спорта, имевший практическое значение не только в XIX, но и даже в XX веке. В Советском Союзе, например, до 1960-х годов существовал такой вид спорта, как фехтование на карабинах – часть подготовки бойца к ведению рукопашной схватки с оружием в руках. Так что говорить о Европе конца позапрошлого столетия, где в ходу были дуэли, а многие проблемы, законно или нет, но можно было решить старой доброй саблей. Традиции военного, и не только, фехтования, разумеется, перешли и на Олимпийские игры. Фехтовальщики бились за медали с самой первой возрождённой Олимпиады 1896 года. А уже в 1900 году на Играх появились три главные дисциплины: фехтование на шпагах, рапирах и саблях.

Рапирой колоть, саблей рубить

На телеэкране многим кажется, что виды оружия ничем не отличаются, но это заблуждение. Рапира имеет гибкий клинок четырёхгранного сечения и весит до 500 грамм. Удары, то есть уколы, можно наносить только остриём клинка. Шпага очень похожа на рапиру, но несколько тяжелее (до 750 грамм), имеет более жёсткий клинок трёхгранного сечения и гарду с большим диаметром, чтобы защитить кисть руки спортсмена от укола со стороны соперника. А вот сабля от рапиры и шпаги отличается сильно: ею можно наносить не только колющие, но и более эффективные рубящие удары. Поэтому у гарды есть овальная форма и дополнительная скоба, защищающая пальцы, а поединки саблистов становятся более скоростными и эффектными.

Инна Дериглазова. Рапира

Фото: РИА Новости

Шпажисты почти как на дуэли

Второе главное различие в видах фехтования – это зона поражения, в которой засчитываются уколы и удары. По традиции считается, что сабля – оружие всадников, которые поражают верхнюю часть туловища соперника. Этот принцип был перенесён и в спортивное фехтование: всё, что находится выше талии соперника (кроме кистей рук) – это цель для ударов и уколов саблиста. Современная рапира – потомок тренировочного оружия прошлых столетий, потому и зона поражения «тренировочная» – куртка атлета, закрывающая туловище. Уколы в ноги, руки и голову не засчитываются. А в фехтовании на шпагах всё просто и максимально приближено к дуэли: засчитывается укол в любую часть тела за исключением затылка – последнее ради безопасности спортсменов.

В Советском Союзе, например, до 1960-х годов существовал такой вид спорта, как фехтование на карабинах – часть подготовки бойца к ведению рукопашной схватки с оружием в руках.

Сначала отбивайся, потом атакуй

Наконец, третье принципиальное различие касается так называемого права атаки, которое распространяется на рапиристов и саблистов. Оно заключается в том, что фехтовальщик, защищающийся от атаки соперника, обязан отразить её и только потом нанести свой удар. Иными словами, нельзя просто атаковать навстречу сопернику – такой укол или удар не будет засчитан. Атаковать можно, либо завладев инициативой в начале фразы, либо отразив чужую атаку. Все спорные эпизоды разбирает главный судья. Одновременные уколы невозможны: очко получает либо один спортсмен, либо никто. Шпага в этом отношении снова выглядит проще: никакого права атаки в ней нет. И фехтовальщики могут наносить одновременные уколы. При этом автоматика фиксирует второй укол, если он произошёл не позже чем через 0,25 секунды.

Чхве Ин Джон и Виолетта Колобова. Шпага

Фото: Gettyimages.ru

Красное против зелёного

Чтобы зрителям было проще и удобнее следить за поединками фехтовальщиков, уколы и удары сопровождаются соответствующими звуковыми и цветовыми сигналами. Укол, нанесённый одним спортсменом, сопровождается зажиганием красной лампы, его соперником – зелёной. Есть ещё и белая лампа, которая сигнализирует о том, что укол был нанесён, но не попал в целевую область – эта лампа работает только во время соревнований рапиристов. Чтобы автоматика сработала, укол рапирой или шпагой должен быть не слишком слабым – давление должно быть равным хотя бы весу оружия. Сигналы ламп и автоматики не являются определяющими. В спорных эпизодах или в тех случаях, когда фехтовальщик просит повтор, решение остаётся за главным арбитром.

Parlez-vous français?

Поскольку в фехтовании сильна роль традиций, на международных соревнованиях арбитр до сих пор обращается к спортсменам и выносит свои решения на французском языке – так как это было и на Олимпийских играх 1896 года. «En guarde. Êtes-vous prêt?» – так главный судья призывает спортсменов к оружию и спрашивает, готовы ли они к бою. «Allez!» – сигнал к началу боя, дающий спортсменам право начать встречное движение.

Укол, нанесённый одним спортсменом, сопровождается зажиганием красной лампы, его соперником – зелёной. Есть ещё и белая лампа, которая сигнализирует о том, что удар или укол был нанесён, но не попал в целевую область.

«Halte!» – остановка боя, уколы и удары после неё не засчитываются. «A droit», – укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи. «A gauche», – слева. «Pas compter», – укол не присуждается никому из участников боя.

Красная карточка – не самое страшное

Впрочем, счёт может меняться не только после уколов или ударов, но и после нарушений правил. Например, штрафной укол назначается тому, кто заступил за лицевую границу дорожки или защитился недопустимым образом, не позволив сопернику нанести укол. Заступ за боковые пределы дорожки наказывается «штрафом в один метр»: поединок возобновляется со смещением на один метр в сторону нарушившего правила спортсмена. Атаки бегом, контакты телом, толчки соперника, активные действия свободной рукой и другие нарушения караются жёлтой карточкой. За повторение подобных действий судья может показать красную карточку и назначить штрафной укол. За грубые нарушения правил или неспортивное поведение показывается чёрная карточка, что означает дисквалификацию.

www.championat.com

Чем шпага отличается от рапиры?

Фехтование – одно из самых древних и необычных видов боевых искусств, которое имеет некую популярность в современное время. Для данного вида спорта используется три вида оружия: шпага, рапира и сабля. И если последнее имеет заметное отличие, то вокруг рапиры и шпаги всегда ходили споры об их разнице.

Шпага

Шпага – это меч с длинным, гибким и узким лезвием, предназначенное для того, чтобы рубить и колоть. Рукоять прямая, со сложной и качественной гардой, которая удобно лежит в руке и защищает кисть от ударов.

Данное оружие появилось во времена первых пушек, в Испании, когда тяжелые мечи потеряли свою актуальность. Особенно быстро шпага распространилась среди знатных особ, такое оружие не только выглядело более презентабельно, но и было более удобно в носке.

Рапира

Рапира возникла позже, чем шпага, когда появилась необходимость изобрести не военное оружие, а именно спортивное, используемое в соревнованиях. Также это оружие более легкое (всего 0,5 кг) и с менее сложной рукояткой. Она предназначена для колющих, но не режущих движений.

Таким образом, рапира – это разновидность шпаги, которая используется только в спортивных целях.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-orujie.ru

О зонах поражения рапиры, шпаги и сабли

Если Вы спортсмен или же просто в свое удовольствие любите заниматься фехтованием, то наверняка в начале этого нелегкого пусти у Вас возникало немало различных вопросов. Пожалуй, самые популярные из них касаются обмундирования и оружия. Здесь ко всему следует подходить с большой ответственность. Даже при выборе маски. Не оденете ли Вы маску сварщика, верно? Хотя, такую точно не пробьешь. К тому же, цена маски сварщика довольно небольшая, чего нельзя сказать о маске фехтовальщика, но все же. Давайте лучше разберемся и поподробнее рассмотрим так называемые зоны поражения рапиры, шпаги и сабли.

Рапира.

Оружие. Длина не превышает 110 см. Вес не превышает 510 г. Диаметр гарды — 9-12 cм.

Правила. Фиксируется укол не короче 0.025 сек. в туловище и воротник маски. Действует приоритет атаки.

В рапире атакующий всегда прав. Защищающийся должен сначала что-то противопоставить нападению — парировать завершающий фехтовальную фразу выпад или суметь перевести его в контратаку. Случился укол или нет, определяет электрофиксатор, упрятанный в оружие, зажигая лампочку. Если уколы произошли почти одновременно, судья решает, кому засчитать. В помощь арбитру уже лет шесть как есть видеоповторы. А если спортсмен не согласен с решением судьи, он тоже может попросить арбитра пересмотреть эпизод – два раза за схватку в личных соревнованиях, один раз – в командных. Однако это тоже не 100%-ная гарантия верного решения. Бывает так, что если пересмотреть замедленный на 30% повтор, то окажется, что судья прав, а если на 70%, то нет. Глаз в итоге точнее машины оказывается.

Шпага.

Оружие. Длина не превышает 110 см. Вес не превышает 770 г. Диаметр гарды — 14 см.

Правила. Поражать можно все части тела, исключая затылок. Нет приоритета атакующего: кто раньше (не менее чем на 0,04 сек.) уколол, тот и прав. Одновременные уколы засчитываются каждому сопернику. Из трех видов спортивного фехтования шпага, пожалуй, самый простой для понимания, потому что нетактический. Важно не как уколоть, а сделать это раньше соперника. Поэтому и зрителей на шпаге всегда больше. Перед каждым поединком судья проверяет безопасность оружия и экипировки. В основании клинка спрятана пружинка, которая в шпаге должна выдерживать давление в 750 г. (в рапире — 500 г.), — перед каждым боем на острие клинка надевается эталон веса. Правила безопасности в фехтовании последний раз менялись в 1984-м, с тех пор по требованию телевидения разрешали лишь маски с прозрачными вставками, чтобы зритель видел глаза, но потом после нескольких травматичных эпизодов в шпаге и рапире такие маски запретили. В сабле пока оставили — удары менее опасны, чем уколы.

Сабля.

Оружие. Длина не превышает 110 см. Вес не превышает 510 г. Овальная гарда.

Правила. Засчитываются уколы/удары выше талии, в руки (до запястья) и маску. Как и в рапире, действует приоритет атаки. 3а последние 10 лет, после некоторых изменений в правилах (например, запретили атаку «стрелой» и уменьшили время фиксации укола до 0,012 сек. — достаточно буквально прикосновения), сабля сильно изменилась.

Поединки стали скоротечнее — саблисты теперь фехтуют быстрее всех и непонятнее. Многое решают антропометрические данные спортсмена.

supreme2.ru

23. Рапира, шпага, эсток и соборизм.: prosobor — LiveJournal

Давайте продолжим наше увлекательное путешествие в мир соборизма, и будем надеяться — вдруг произойдёт чудо! Вдруг вместо ставшей уже привычной некомпетентности граждан, которые изображают из себя наставников т.н. «русского воинского искусства Собор», мы увидим что-то дельное!

Сегодня речь пойдёт о разнице таких видов оружия, как рапиры, шпаги и эстоки, а также о легендах, которые циркулируют вот уже более двух десятков лет внутри секты Собор, про некие «боевые рапиры».

Читатели, конечно, помнят мой пост Про «фехтование»…, в котором я выразил свои искренние сердечные соболезнования Андрею Комарову, коего занятия соборизмом довели до того, что он заставил Костю и Женю «фехтовать» без защитного снаряжения. =(

Граждане, пристально изучающие мой уютный бложик, (такие есть), сразу обратили внимание на то, что в оригинальном ролике, размещённом на сайте Мастерской Андрея Комарова, это безобразие называют «Фехтование на рапирах». В то время как я, скопировав сие на свой канал, назвал это действо «Фехтование на эстоках».

И, конечно, тут же нашелся персонаж (с ником Gvayrin), который побежал в комментарии и стал высказывать своё очень ценное мнение, указывая на мою «ошибку».
Комментарии почитайте обязательно.

Gvayrin — это Рома Новоторцев, у него белый пояс по соборизму, занимается у нам знакомого типо наставника — грозы бутылок, стукачка и власовского прихвостня Валеева.

С Ромой я занимался год в одной группе у Андрея Комарова.
Нормальный перень, как и подавляющее большинство простых сектантов.
Поэтому и сидит на белом поясе, и никаких шансов не имеет на рост внутри секты.
Со своими тараканами, как и все мы, попавшие, каждый в своё время, по разным причинам в секту.

Поскольку Рома не занимается имитацией обучения воинскому искусству, то  может писать мне что угодно, к нему претензий нет.
(Кроме того, что реплика вакидзаси, которую он мне продал как изготовленную с соблюдением всех технологий оригинала, развалилась у меня в руках, а «кожа ската», которой якобы была обтянута рукоять, после снятия обмотки оказалась состоящий из нескольких небольших кусочков, приляпанных к рукоятке на двусторонний скотч… Впрочем, к Собору это отношения не имеет).

А вот второй персонаж, зашедший в комментарии под ником TheDobrovolets, это как раз он — Валеев, стукач и власовский прихвостень. Как говорил Ермолаев про людей, которые нарушили пятый воинский закон: «Лучше бы ему было вообще не родиться на свет».
Впрочем, всё то же самое ещё в большей степени относится к самому Ермолаеву.

Однако, давайте вернемся к теме.

Как я уже говорил ранее, основатели соборизма немного разбираются в боксе, хорошо знают каратэ стиля сито-рю, но при этом фантастически безграмотны во всём, что касается именно воинского искусства. А воинское искусство это всегда работа оружием. Какие бы фантазии не появлялись в головах Учителей соборизма, но воин без оружия на войну не ходит.
Более того, воин вообще НИКУДА БЕЗ ОРУЖИЯ НЕ ХОДИТ.

Из века в век (с развитием доспеха) воин надевал на себя всё больше и больше железа, что в итоге превратило его вот в такую «консервную банку»:

,

вскрыть которую можно было только специально для этого предназначенным инструментом.
На фото представлен вариант т.н. Максимилиановского доспеха — вершина защитного снаряжения доогнестрельной эпохи.

От Готического доспеха его можно отличить по большому количеству ребер жесткости.
Классический готический доспех выглядит так:

Его отличительной особенностью является, как правило, только одно ребро жесткости (и острые углы деталей).

Обратите внимание на предметы в руках рыцарей: в обоих случаях они вооружены эстоком.
Очень характерное, легкоузнаваемое и распространенное оружие, специально предназначенное для протыкания доспеха.
Спутать его с чем-то другим невозможно.

В Германии эсток (фр. Estoc) называли Панцербрехер (нем. Panzerbrecher — «пробиватель доспеха»).

До нас дошло очень большое количество самых разных «пробивателей доспехов»,

и двуручные:

,

и одноручные:

,

и даже парадные.
Вот, например, двуручный меч и эсток императора Священной Римской империи Максимилиана I (22 марта 1459 г. — 12 января 1519 г.):

Фактически, эсток — это длинный тонкий лом, предназначенный для пробивания доспехов, но понятие «доспех» очень широкое. Шансов пробить полный латный доспех у эстока не много (пули-то не всегда брали!). Поэтому их использовали либо против людей, одетых во что попроще, либо как эрзац-копьё, добавляя к весу самого оружия вес боевого коня.
Желающие узнать про эстоки подробнее — добро пожаловать в интернет, там море информации по теме.
А я продолжу.

Как нетрудно догадаться, ходить в полном латном доспехе постоянно было не удобно.
Повседневный средневековый костюм выглядел примерно так:

Времена были беспокойные, поэтому ходить безоружным разумному человеку в средние века было неуютно.
Однако в мирное время оружие поля боя — избыточно. Ну, не носить же с собой постоянно эсток или полэкс, в самом деле!
Поэтому специально для мирной жизни появилось облегчённое оружие, которое, не мудрствуя лукаво, так и назвали: espadas roperas — буквально, «меч для одежды», то есть, носимый с гражданским платьем, а не с доспехом.

В итальянском языке  espadаs roperas сократилось до слова spada, т.е. «шпага».
Во французском языке espadаs roperas сократилось до слова rapière, в немецком — до слова rapier, т.е. «рапира».

Иными словами, шпага и рапира исторически суть одно и то же, никаких отличий, кроме происхождения названия, между ними нет.
Различия между шпагой и рапирой на данный момент существуют только в спортивном фехтовании, где у рапиры четыре грани, а у шпаги — три.
Это наследие двух параллельных школ фехтования — французской и итальянской.

Спортивная рапира произошла от итальянского тренировочного оружия fioretto.


Итальянская fioretto.

Клинки спортивной рапиры.

Спортивная шпага произошла от французской трехгранной шпаги (кликабельно).


Боевая трёхгранная шпага.

Клинок боевой шпаги.


Клинки спортивной шпаги.

Важно!

Обратите внимание, что ни у спортивной шпаги, ни у спортивной рапиры в данном случае нет лезвия.
То есть, наличие лезвия не является классифицирующим признаком, позволяющим отличить шпагу от рапиры
.

Вот, например, как выглядит рапира, изготовленная Петером Вирсбергом (Peter Wirsberg, Золинген, Германия, около 1600-1620 годов).

А вот рапира Императора Священной Римской империи Максимилиана II (31 июля 1527 г. — 12 октября 1576 г.).

Чем рапира (шпага) отличается от эстока?

При внешней конструктивной схожести перепутать эти два вида оружия невозможно.

Давайте поставим рапиру и эсток вместе и посмотрим на них:

Эсток длинный и тяжелый, фехтовать им неудобно.
Работа эстоком выглядит так — либо, взяв его двумя руками, ткнуть в ближнего своего, либо, уперев в пузо, наехать на ближнего лошадью.

А теперь давайте вернёмся  к Косте и Жене и посмотрим, что за предметы у них в руках:

Качество записи плохое, темно, ничего не видно, что, правда, не помешало нашему зоркому соколу Роме Новоторцеву даже профиль сечения клинка разглядеть. =)
Но мы не будем тренировать зрение, а пойдём другим путём, и посмотрим на это чудо-юдо поближе.

Как видно, у них в руках нечто «в полтора метра длинной и в палец толщиной» и рукояткой на три хвата — почти классический эсток, только они на него чашку примастырили.
Кстати, обратите внимание: ребята продолжают «фехтовать» без защитного снаряжения.
И заодно обратите внимание на то, насколько неудобно работать такой длинной и бестолковой железякой.

Почему же собористы называют эсток рапирой?
Ответ прост, и я его ранее уже озвучил — нет и не было никогда никакого «русского воинского искусства Собор».
Люди, изображающие наставников, ничего не понимают в оружии и не знают даже базовых определений воинского искусства.

Попробуйте сами представить, что мог подумать впервые увидевший эсток человек существо с манией величия, которое напялило на себя чёрный пояс и назвалось Учителем, но не понимающее даже, чем позиция отличается от стойки?

Только одно — это рапира.

А почему такая большая?
Так, значит, это «боевая рапира», а остальные рапиры — не боевые.

Ну, не пойдёт же, в самом деле, ажнак цельный Учитель Академии русского воинского искусства Собор в библиотеку читать какие-то справочники по оружию. Ему же лучше знать, как оно было, он, может, в прошлой жизни третьим справа от Димитрия Московского в Куликовской битве стоял, а тут какие-то условности непонятные.

В первый раз про мифические «боевые рапиры» мне поведал Степанов (красный пояс).
С видом человека, общавшегося с Богом и познавшего истину, он принялся рассказывать о том, как историки врут. Что, оказывается, настоящие «боевые рапиры двуручные, полтора метра длинной, в палец толщиной и ими можно поставить защиту от меча».
Примерно то же самое примерно с таким же видом в разное время мне впоследствии рассказывали все остальные граждане, изображающие наставников.

В данном случае Рома Новоторцев (Gvayrin) просто бездумно транслирует то, что ему много лет лили в уши граждане типа Валеева.
Прекрасно Рому понимаю, сам был таким же маленьким и глупым, и тоже верил проходимцам.

Вся разница между мной и Ромой только в том, что я думал своей головой, а он, вместо того, чтобы самому разобраться в теме, сразу побежал жаловаться своему типо наставнику Валееву.

А Валеев, в отличии от Ромы Новоторцева, смотреть без разрешения в мою сторону права не имеет, не то что со мной общаться.
Я терпел и не пресекал это нарушение мирового порядка только ради того, чтобы этот гражданин натрепал побольше, дабы дурь видна была.
И моё терпение было вознаграждено:

Вот та самая 51-я страница книги Джералда Уиланда «Мечи, шпаги и сабли»:

Подпись под фотографией того предмета, который Рома Новоторцев и власовский прихвостень Велеев называют «длинной рапирой с клинком без рукояти», гласит:
«По диагонали:
Двуручная рапира.
Германия, начало XVI века. Легкое
оружие с клинком
длиной 104 см».

Найти по этому описанию в сети фото, использованное Джералдом Уиландом в своей книге, не составило большого труда, вот оно (при просмотре, возможно, потребуется регистрация):

Для не владеющих языком вероятного противника перевожу подпись под фотографией:
«Германский ЭСТОК, первая половина XVI века, с довольно необычной двуручной рукоятью.»

Итак, «длинная рапира» оказалась Эстоком.
А знаете, почему?

Задумайтесь на секунду над очень простым вопросом:

а зачем рапире без лезвия такая длинная ручка?

Можно понять наличие длинной рукояти на рапире при наличии хоть какого-то лезвия, для усиления рубящих свойств.
Но в тех случаях, когда лезвия нет в принципе, для чего делать двуручный хват?
Чего вы двумя руками пробивать-то собираетесь?
Что должно быть надето на человеке, если для прокола одной руки не достаточно?
Или вы «мечом для одежды» собрались латный доспех крошить?
Но если оно так, то это уже не рапира.

* * *

Увы, но чуда, на которое мы все надеялись, опять не случилось.
Наставники Собора в очередной раз показали своё полное невежество.
Так всегда было и так всегда будет.

А на сегодня — всё, до новых встреч.

prosobor.livejournal.com

Чем отличается шпага от рапиры и сабли?

Рапира – колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка) . «Потомок» тренировочного фехтовального оружия прошлых времен. Общая длина рапиры не должна превышать 110 см (длина четырехгранного в сечении гибкого клинка – не более 90 см) , вес ее составляет до 500 гр. Рапира оснащена круглой гардой диаметром 12 см.

Шпага, ведущая свою родословную от средневекового дуэльного оружия, похожа по конструкции на рапиру и равна ей по длине. Шпага тоже относится к колющему оружию, но имеет более жесткий трехгранный клинок, более крупную по размерам гарду (13,5 см в диаметре – так как в бою шпажистов уколы в руку засчитываются) и больший вес – до 770 гр.

Сабля – современная облегченная версия кавалерийского клинка (трапециевидного сечения) . Имеющая такой же, как и рапира, вес, но чуть меньшую длину (до 105 см, длина клинка – не более 88 см) , сабля относится к колюще-рубящему оружию: в поединке саблистов засчитываются не только уколы острием, но и удары различными частями клинка. Сабля имеет овальную гарду со скобой, что позволяет защищать не только кисть, но и пальцы спортсмена. Удары гардой запрещены: за подобные удары начисляются штрафные очки.

Названием и формой!!!)

Рапира колющее, шпага колющее и режущее, а саблей вообще рубят.

У рапиры на кончике шарик

Набери в поисковике названия и получишь ответ.

Формой гарды, клинка, размером, весом. И с саблями гражданской войны общее только название.

в спорте отличается зона поражения и тип удара

у боевой сабли односторонняя заточка клинка, значит только рубящая

это тебе не дота…

touch.otvet.mail.ru

Опасная парочка: шпага и дага

В 1536 году король Испании Карл V выступил с докладом в Ватикане. В Европе бушевали «Итальянские войны»: Испания и Франция делили сферы влияния, боролись за политическую и религиозную гегемонию. В докладе, который был адресован папе римскому и кардиналам, собравшимся померить враждующие стороны, Карл V призвал своего врага короля Франции Франциска I решить затянувшееся противостояние в поединке — дуэли. Вызов остался без ответа, но, по всей видимости, дал толчок новой моде. Именно со второй четверти XVI века в Европе (в большей мере во Франции) начнется «дуэльная лихорадка», которая поразит Старый свет практически на три века. Только за 20-летнее правление Генриха IV Бурбона на дуэлях погибнут по разным оценкам от 6−10 тысяч человек, что сопоставимо с потерями в крупном сражении того же времени. Юрий Кукин разбирался, с помощью чего решались споры, и почему именно шпага и кинжал встали на защиту дворянской чести в материале diletant.media.

Бой на шпагах и дагах (из учебника фехтования 1626 г.)

Дага

Кинжал — один из древнейших видов оружия. Он появляется как разновидность большого ножа (как, например, сакс германцев), но впоследствии используется преимущественно для колющего удара. В средние века с помощью кинжала в основном добивали противников, потому он даже приобрел особое название — «кинжал милосердия» (предок стилета). Удар таким кинжалом мог поразить стыки пластин военных доспехов и даже пробить кольчугу. С XIII века кинжал становится постоянным предметом снаряжения знати, которая носит его наряду с мечом. Кинжал носили на цепи, а впоследствии с появлением широких дворянских поясов кинжалы стали прикреплять на правом боку.

Дага — кинжал «для левой руки»


В Германии такие кинжалы называли «degen», в Испании и Италии — «daga». Причем если немецкое название кинжала в XVI веке претерпит изменение, и слово «degen» будет употребляться для обозначения шпаги, то за термином «daga» укрепится значения не просто кинжала, а именно «для левой руки». Во Франции это же оружие называли мэн-гош, что, по сути, является буквальным переводом назначения кинжала. Дага или же мэн-гош приходят на смену щиту, следуя общему вектору развития оружия: тяжелые доспехи и большие мечи уступают место более легкому оружию, позволяющему свободно передвигаться в бою, совмещать серии из преимущественно колющих, но также и режущих (вместо сильных рубящих) ударов. Впервые на поединках начинают держать дуэльную шпагу в правой руке для выпадов, а кинжал острием вниз в левой для парирования в Испании в XVI веке. Но в отличие от щита, дага использовалась в равной степени как для блокировки атак, так и для их исполнения, особенно если шпага сломалась или была выбита из рук. Клинок кинжала напоминал клинок рапиры, рукоять была короткой, но с длинной крестовиной, и особенно дага (именно испанская) отличалась своей треугольной, иногда ажурной гардой с внешней стороны (хотя варианты были возможны). С середины столетия их в большом количестве производили в Италии.





Виды кинжалов (дага). XVI—XVII вв.





— Ваше оружие?



— Рапира и кинжал, если это оружие устроит господина де Бюсси.



Из книги Александра Дюма «Графиня де Монсоро»





Шпага



В большинстве европейских языков шпага не имеет особого термина или слова и, как правило, употребляется в значении «меч» (например, англ. — sword). Однако в немецком языке, как было указано выше, слово шпага (degen) имело то же самое значение, что и слово кинжал, из чего некоторые исследователи оружия делают вывод о происхождении шпаги от кинжала, который уже в XIV веке дворяне повсеместно носили с собой. Впоследствии клинок кинжала был удлинен, превратившись в шпагу и придя на смену тяжелому мечу. По другой версии шпага происходит от седельного меча с узким лезвием — боевого оружия всадника для нанесения колюще-рубящих ударов. Хоть им преимущественно наносили колющие удары, его большой вес и размеры самого клинка ограничивали владельца в обычном, пешем бою.





Виды шпаг



Согласно еще одной версии, изначально было два типа шпаг: военная и гражданская. Военная шпага, как нетрудно догадаться, отличалась от меча, пожалуй, только эфесом (рукоятью). Она использовалась в бою, ей совершали различные атаки от колющих ударов по противнику до рубящих, а также она могла использоваться и для парирования атак. Гражданская шпага больше походила на изящный аксессуар, атрибут знатного рода, который подчеркивал статус своего владельца. В пользу последнего говорит обычай гражданской казни, когда в присутствии свидетеля шпагу ломали над головой владельца или переламывали через колено.





Эфес итальянской шпаги




Изначально было два типа шпаг: военная и гражданская






Несмотря на разнообразие версий, ясно, что сам вид оружия, его модификации развивались вместе с техниками фехтования, которые довольно сильно различались в зависимости от школы и тем более страны. Немцы, например, делали акцент на рубящих ударах, в то время как в Италии, где, как считается и зародилось фехтование, действовал принцип главенства колющего удара. Как раз в Италии в начале XVI века начинаются первые дуэли, которые приходят на смену рыцарским турнирам и поединкам. Дэули в то время называет «поединок в кустарнике»: основное и строжайшее правило, в корне разнившееся с принципом турниров, — секретность. Кроме того, с течением времени еще одним отличительным принципом стало полное отсутствие доспехов, что особенно прижилось во Франции, где считали подобное сражение чистым и благородным, поэтому сражались в белых сорочках (в которых сразу было видно, где был ранен дуэлянт).





Рапира





Эфес испанской рапиры



Все это не могло не влиять на преобразование оружия, которое также становилось легче и длиннее, но все еще сохраняя обоюдоострое лезвие, позволяющее оставлять серьезные порезы. Такой вид шпаги получил название рапира или «клинок для одежды» (от исп. espadas roperas). Ключевые отличия от тяжелой шпаги — это размер и вес. В длину рапира не больше 100 см. Гарда рапиры была не только красива (что служило показателем статуса знатного владельца), но также плотно защищала пальцы владельца от атак противника, что было жизненно необходимо для продолжения поединка, поскольку ни доспехов, ни кольчужных перчаток больше не было. Как раз в Испании, откуда и пошли названия «дага» и «рапира», была сильна школа фехтования этой «парочкой», где главным было умение держать и изменять дистанцию, перемещаясь как будто в круге, который то сжимается, то расширяется. В XVII веке также в Испании на смену даге пришел плащ, который имел при себе каждый представитель сильного пола: его старались накинуть на руку с оружием, тем самым обезвредив противника на время для удара.




Рапира (от исп. espadas roperas) — «клинок для одежды»





А во Франции, где и случилась «лихорадка», которую уже на закате эпохи дуэлей (XIX век) воспевал старший Дюма в своих романах, в конце XVII века начинают сражаться только одним оружием — более короткой и только колющей рапирой, которая и распространится в дальнейшем в Европе наряду с набиравшей популярностью саблей.





Источники:





Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия. С.-П. 1995






Сальников А. В. Становление и развитие европейского шпажно- сабельного боевого фехтования XV—XVIII вв.еков. Армавир.






Новоселов В. Р. Дуэльный кодекс: теория и практика дуэли во Франции XVI века. М. 2001.

распечатать

Обсудить статью

diletant.media

чем отличается рапира от шпаги?

рапира — имеет кваратное сечение клинка и маленькую гарду.
У шпаги — клинок трехграный — с кровотоком (как это не смешно:) , ну и гарда закрывает всю кисть.
Разница в фехтовании — если не ошибаюсь — рапирой колют только в туловище, а шпагой — по всему телу.
Рубить шпагой и рапирой — запрещено, ля этого есть сабля!

Рапирой укалывают в виде спорта, а шпага она даже шире чем рапира, а шпагой бились в давние времена некоторые нации между собой, т. е. Рапира — спорт, Шпага — жизнь

Шпага сначала была коляще-рубящим оружием, развиваясь из меча.
Рапира же сугубо колющее оружие и, если я не ошибаюсь, развилась из кинжалов и малых, колющих мечей.

У шпаги клинок вытянутого ромбовидного, овального (реже другого) сечения. Рапира же в сечении как правило круглая или многогранная.
Вследствии своей специфики рапира широкого распространения не получила и в основном ей использовалась в небоевом фехтовании.

На войне шпага получиша весьма широкое распространение, рапирой же в бою пользовались в своё время в основном итальянцы (у них рапира получила распространение).

Одно из характерных отличий — конструкция и форма гарды: у рапиры — чашка, у шпаги — корзинка с крестовиной и дужкой. Грубо говоря рапира — с граненым колющим клинком. Чисто боевым оружием не была никогда.
А вот боевая шпага — с достаточно широким и тяжелым рубящим клинком.

Рапи́ра — преимущественно колющее холодное оружие, разновидность меча. В русском языке рапирой чаще всего называются мечи с штыкообразным клинком — трех- или четырехгранным, преимущественно предназначенные для тренировочных поединков.

В настоящее время рапира широко используется на соревнованиях по фехтованию. Правилами соревнований по фехтованию установлены следующие размеры спортивной рапиры: длина клинка (до гарды) не более 90 см, диаметр гарды не более 120 мм, глубина гарды до 55 мм, длина рукояти с гайкой не более 220 мм по российским правилам и не более 232 мм — по международным.

Исторические рапиры — популярное оружие 16-17 веков, были, как правило, существенно длиннее (клинок до 130 сантиметров) и тяжелее современных спортивных рапир.

Шпага (от итал. Spada) — холодное колюще-рубящее или колющее оружие, состоящее из длинного (до 1 метра и более) , прямого одно-двухлезвийного или гранёного клинка и рукояти (эфеса) с дужкой и гардой различной формы. В спортивном фехтовании существуют также рапира и эспадрон. Но нельзя говорить, что они произошли от шпаги.

Гарды французских шпаг 1815—1816

Шпага произошла от рыцарского меча в XV веке и получила распространение не только в армии, но и у богатых людей и дворян. Шпагу использовали с начала её существования для фехтования. Шпага — оружие главным образом колющее, её клинок в сечении квадратный или ромбовидный. У поздних шпаг лезвие (в отличие от острия) не затачивалось вообще.

Шпага была признанным отличительным знаком дворянина. Лишение дворянского титула сопровождалось переломом шпаги в присутствии свидетелей (обычно на лобном месте, при стечении народа и после оглашения приговора, иногда — над головой приговорённого) .

Википедия рулит…

Формой клинка
Рапира — колющее оружие с гибким клинком прямоугольной формы
Шпага — колющее, реже колюще-рубящее оружие — прямой, плоский или треугольный клинок с рукоятью. А спортивная шпага — стальной гибкий клинок 3-гранного сечения с эфесом.

В рапире 6 букв, а в шпаге 5

Найдешь ответ в нашей группе )) (раздел контакты и другое (нажми, чтобы открыть))

Вообще произошло от испанского espada rapiras и больших различий не имеет. Существуют как рубящие так и колющие шпаги и рапиры. Валлонская шпага рубит, а Бретта колет. Паппенхаймер и стем и стем справляется. Также сечение бывает сплюснутый ромб, линзовидное и даже с долами. №-х и 4-х граные имели только дуэльные поздние или спортивны ( выродки).

touch.otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о