Антропогенное и естественное загрязнение – —

Содержание

Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение.

Загрязнение биосферы – это поступление в нее любых твердых, жидких, газообразных веществ или видов энергии (теплота, звук, радиация) в количествах, оказывающих вредное влияние на человека, растения и животных. Загрязнения биосферы имеют различные формы про­явления и влияния на человека. Одни загрязнители оказы­вают на человека прямое влияние, вызывая различные за­болевания, патологические и генетические изменения в орга­низме и снижая нормальную трудоспособность людей. Дру­гие влияют косвенно, изменяя природную среду в худшую для человека сторону.

Негативная деятельность человека проявляется в сле­дующих трех направлениях:

загрязнение окружающей природной среды;

истощение природных ресурсов;

разрушение природной среды.

Под загрязнением среды обитания понимают физико-химические изменения состава природного вещества (воз­духа, воды, почвы), которые неблагоприятно влияют на окружающую среду обитания.

Загрязнение биосферы — это поступление в нее лю­бых твердых, жидких, газообразных веществ или видов энергии (теплота, звук, радиация) в количествах, оказыва­ющих вредное влияние на человека, растения и животных как непосредственно, так и косвенным путем.

Загрязнение окружающей среды можно разделить на три группы:

естественные, т. е. те, которые поступают из кос­моса или при извержении вулканов;

усиленные действиями человека — дым лесных и степных пожаров, пыльные бури, бактерии и вирусы;

антропогенные — возникающие вследствие хозяй­ственной деятельности человека.

Антропогенные загрязнения окружающей среды подраз­деляются на пылевые, газовые, химические (в том числе заг­рязнение почвы химикатами), ароматические, тепловые (изменение температуры воды, воздуха, почвы), радиоак­тивные. Источником этих загрязнений является деятель­ность человека — промышленность, сельское хозяйство, транспорт.

Основными причинами роста загрязнений являются: раз­витие производительных сил, урбанизация, замена есте­ственного сырья и материалов на синтетические материа­лы, необходимость материального обеспечения все возрас­тающего населения Земли.

Охрана биосферы становится одной из важнейших про­блем человечества, решение которой требует международ­ного сотрудничества.

Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

Прямое воздействиезагрязнений биосферы на челове­ка выражается в том, что загрязнители непосредственно попадают в организм человека. По отношению к большому числу современных загрязнителей организм человека не располагает эффективной иммунной защитой, а механизмы детоксикации и выведения ядов часто уже не справляются с задачей самоочищения.

Прямое воздействиезагрязнений биосферы (при непос­редственном контакте) на человека могут оказать:

вода— при употреблении ее из природных источни­ков, подвергшихся биологическому, химическому, радиа­ционному или какому-либо другому загрязнению; из город­ского водопровода, при нарушениях систем или техноло­гий очистки воды и т. д.;

почва — при сельскохозяйственных работах на учас­тках; отдыхе на берегу или другой территории, подверг­шейся любым загрязнениям;

воздух - может быть отравлен ядовитыми вещества­ми, болезнетворной микрофлорой, радиацией и пр.

Вредные воздействия разнообразных, и пылевидных выбросов на человека определяются количеством загрязняющих веществ, поступающих в организм, их состоянием, составом и временем воздействия. Атмосферные загрязнения могут привести к полной интоксикации организма.

Хлорнаносит урон органам зрения и дыхания. Фтори­ды, попадая в организм человека через пищеварительный тракт, выводят кальций из костей и снижают его содержа­ние в крови. При вдыхании фториды отрицательно воздей­ствуют на дыхательные пути. Гидросулъфид поражает ро­говицу глаз и органы дыхания, вызывает головные боли. При высоких концентрациях возможен летальный исход. Дисульфид углеродаявляется ядом, действующим на не­рвную систему, что может вызвать психическое расстрой­ство.

Опасны для дыхания пары или соединения тяжелых металлов.Вредны для здоровья соединения бериллия.Ди­оксид серыпоражает дыхательные пути. Оксид углеродапрепятствует переносу кислорода, отчего наступает кис­лородное голодание организма (продолжительное вдыха­ние может оказаться смертельным).

Наиболее опасны присутствующие в атмосфере в ма­лых концентрациях альдегиды и кетоны. Альдегиды ока­зывают раздражающее воздействие на органы зрения и обо­няния, являются наркотиками, разрушающими нервную систему. Нервную систему поражают также фенольные со­единения иорганические сульфиды.

Наличие пыли в атмосфере уменьшает поступление к Земле ультрафиолетовых лучей. В период смоговухудша­ется самочувствие людей, резко возрастает число легоч­ных и сердечнососудистых заболеваний, возникают эпиде­мии гриппа.

Большую роль в загрязнении атмосферы в последние десятилетия играет автотранспорт. Автомобили вместе с выхлопными газами распространяют сернистые и канцеро­генные соединения, окись углерода, окись азота, альдеги­ды, фотооксиданты и т.д. Легковой автомобиль может за 1 час езды выбросить в воздух 3,4 кг (3 м3) окиси углерода, а грузовой автомобиль — 6,8 кг (м3).

Ярким предостерегающим примером воздействия на че­ловека загрязнений биосферы явились последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) в 1986 г. На симпозиуме в Минске ученые из Беларуси и Японии пришли к выводу, что последствия чернобыльской катаст­рофы в значительно большей степени проявляются через 10 лет после взрыва. Поэтому процесс распространения

ра­дионуклидов необходимо держать под строгим контролем. Изучение форм контроля и миграции радионуклидов явля­ется актуальной задачей на длительное время.

Радиоактивные изотопы могут включаться в биологи­ческий круговорот веществ, накапливаться в почве, в тка­нях растений, животных и человека и вызывать внутрен­нее облучение. Наиболее активно в биологический круго­ворот включаются стронций-90, цезий-137, железо-55, три­тий.Продолжительное внутреннее облучение даже низ­кими дозами радиации вызывает увеличение количества он­кологических заболеваний и наследственных мутаций.

Большую опасность для здоровья человека представ­ляет избирательное накопление радиоактивных элементов в разных частях тела. Например, накопление стронция-90в костном мозге может вызвать лейкоз или опухоль кости. Менее растворимыйцезий-137накапливается в печени или в половых железах, что может привести к возникновению наследственных изменений у потомства.

Наиболее восприимчивыми к облучению являются крас­ный костный мозг и другие органы кроветворной системы, хрусталик глаза и половые железы. Чрезвычайно вредна радиация для детей, так как их ткани и органы еще растут и поэтому возможны соматические мутации. У детей нет порога чувствительности по отношению к радиации, поэто­му неизвестно, какая доза вызывает мутации в их организ­ме. Хотя и для взрослых эта доза является условной, так как установлено, что перестройка хромосом в половых клет­ках часто происходит под влиянием весьма малых доз облучения. Таким образом, последствия аварии на ЧАЭС еще Долго могут проявляться.

Са­мые распространенные заболевания от облучения — это рак молочной и щитовидной желез, легких, поражение се­менников.Что же происходит после чернобыльской ава­рии? Съезд педиатров Беларуси констатировал, что бе­лорусская нация в опасности. Рождаемость в сравнении с 1985 г. сократилась на 25%. Рост заболеваний беременных женщин вызвал снижение нормальных родов с 54,3 до 34%. Возросла патология пищеварительной, мочевыделительной и эндокринной систем. В несколько раз увеличилась забо­леваемость раком щитовидной железы у детей. Ученые ут­верждают, что здоровых детей в Беларуси не более 10%.

studopedia.net

Глава 5. Естественное и антропогенное загрязнение

окружающей среды ………..……………………………………….105

5.1. Химическое загрязнение……..…………………….. .. ……106 5.2. Физическое загрязнение… ………………………………121

5.3. Биологические загрязнения……………………… …………130

5.4. Экстремальные воздействия на биосферу…………… ……132

5.5. Контрольные вопросы.............................................. ...............135

Глава 6. Изменения в биосфере и их влияние

на человеческое общество………….…………………………….....136

6.1. Изменение природной среды…………………………………136

6.2. Проблемы урбанизации………………………………………139

6.3. Проблемы «бедных» и «богатых» стран ..…………………..142 6.4. Экологическая обстановка в России…………………………145

6.4.1.Природные факторы…… …………………………………….

145

6.4.2.Качество воздушной среды…………………… …………….148

6.4.3.Состояние водных объектов…………………………………..149

6.4.4.Состояние ландшафтов и почвенного покрова……………151

6.5. Контрольные вопросы...............................................................158

Глава 7. Экологические кризисы, катастрофы.

Мера их опасности………… ………………………………….........159

7.1. Основные элементы экологического кризиса….. ………….160

7.2. Особенности современного экологического кризис………..164

7.3. Экологические катастрофы…………………… …………… 167

7.4. Причины, порождающие экологические кризисы ……….. 168

7.5. Контрольные вопросы..................... .........................................173

Раздел 3. ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА… ……………….175

Глава 8. Основы экологического права……… ……… …….175

8.1. Экологическое право: источники, определение и объекты 175

8.2. Система управления охраной окружающей среды……… ..183

8.3. Система управления качеством окружающей среды в

хозяйственной деятельности….....………… ……………...190

8.4. Международное сотрудничество

в области охраны окружающей среды… … …………………...194

8.5. Контрольные вопросы……............................... ......................200

Глава 9. Экологические принципы рационального

использования природных ресурсов…………… …………….202

9.1.Принципы и законы природопользования………… ………203

9.2. Природные ресурсы, их классификация и

эколого-экономическая оценка……… .…………… ………… 208

9.3. Материальные и энергетические ресурсы..…… …………..212

9.4. Рациональное использование природных ресурсов……… .216

9.5.Контрольные вопросы........... ....................................................219

Глава 10. Элементы системы управления качеством

окружающей среды… …………………………………………..220

10.1.Оценка воздействия на окружающую среду,

экологическая экспертиза и экологический аудит………………220

10.2. Нормирование в области охраны окружающей среды…… 223

10.3. Экологический мониторинг…………… ……………….228

10.4. Экологический контроль…………………………… …..236

10.5. Контрольные вопросы... .......................................................240

Глава 11. Основы экономики природопользования… ……...242

11.1Социально-экономические аспекты природопользования .242

11.2. Планирование природопользования………… ………….248

11.3. Методы и механизмы экономического регулирования … 253

11.4. Анализ эффективности природопользования ……………..258

 

11.5. Контрольные вопросы............................................................264

Глава 12. Концепция устойчивого развития и новый уровень

деятельности людей …………………………………………..…266

12.1. Основные условия формирования концепции устойчивого

развития …… ……… ……………….266

12. 2. Начало пути к устойчивому развитию международное

сообщества ……………………… ……………………………….268

12.2.1.Дкларация по окружающей среде и развитию («Декларация

Рио»)………………………………………………………………………270

12.2.2.Повестка дня на ХХ1 век… …………………………………… 272

12.3. Социальные и экономические аспекты устойчивого развития 273

12.3.1. Социальные аспекты………………… …… …………...273

12.3.2. Экономические аспекты…………………… ………….…275

12.4. Мир после конференции в Рио де-Жанейро ………………...........277

12.4.1. Анализ ситуации ……………… ………………………... 280

12.4.2. Окружающая среда и социальные проблемы…… …… 314

12.4.3. Рреализация концепции устойчивого развития …………… 283

12.5. Контрольные вопросы................ .... ..................................285

Раздел 4. ИНЖЕНЕРНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ………… ……………………………….… 286

Глава 13. Защита атмосферы……… ………… ………... 286

13.1. Загрязнение атмосферы и контроль ее качества …………… .286

13.2. Классификация технологий защиты атмосферы ..290 13.3.Классификация средств защиты атмосферы ……………297

13.4. Системы комплексной очистки газопылевых выбросов..… … 302

13.5. Контрольные вопросы............................. .................................308

Глава 14. Защита гидросферы … ……………………………...........310

14.1.Показатели качества воды и их контроль ………… ………… 310

14.2.Промышленная классификация вод и систем водоснабжения.. 314

14.3.Технологии и средства защиты гидросферы …………… …….. 318 15.4. Примеры схем и систем защиты гидросферы……… ………..329 14.5.Контрольные вопросы.............. ............................ ..................333

Глава 15. Защита литосферы ……………………………………….334

15.1.Классификация твердых отходов производства

и потребления ………………………………………………….….335

15.2 Основные направления охраны и защиты литосферы…….337

15.3.Технологии размещения отходов …………………………..338

16.3.1.Локальное размещение отходов……………………….338

16.3.2. Централизованное размещение отходов……….. …..339

15.4Технологии обезвреживания и утилизация отходов……… 341

15.5. Контрольные вопросы....................................... ...................343

Глава 16. Защита окружающей среды от физических воздействий 344

16.1. Защита от шума, инфразвука, вибраций …………………. 344

16.2. Защита от вибрации 348

16.3иЗащита от электромагнитных полей ………………………350

16.3. Защита от ионизирующих излучений……………………...354

16.4. Контрольные вопросы...........................................................357

Заключение………………………………………………… ……… ...358

Библиографический список ……………………………........………… 362

Словарь основных терминов……………………….………….………......... 364

Список авторов 377

 

 

Введение

Экологические проблемы в последние годы стали оказывать все большее влияние на устойчивость процесса развития современной цивилизации. Острота этих проблем обусловлена массовым вовлечением природных ресурсов в сферу хозяйственной деятельности. Более того, опасные природные явления стали менее предсказуемы, рост запасенной энергии в объектах техносферы увеличил разрушительную силу опасных техногенных явлении, экономическая глобализация привела к еще большей нестабильности окружающей среды.

Существование любого общества обеспечивается не только простым воспроизводством материальных благ, но и увеличением их разнообразия, а также улучшением их качественного состояния. Процесс этот непрерывный и именно он предполагает использование расширяющегося спектра природных, материальных и энергетических ресурсов. При этом ресурсы любого вида преобразуются путем применения различных технологий в продукт потребления. Однако на этом не завершается жизненный цикл продукта. Он продолжает «жить» в другом качестве – либо в виде вторичного сырья, поступающего снова в производство, либо в виде отходов, возвращаемых в природную среду. Если иметь в виду, что современная цивилизация располагает сотнями тысяч технологий от добычи полезных ископаемых до производства необходимых для человека товаров и продуктов, то приведенная упрощенная схема весьма четко представляет процесс воспроизводства материальных благ, отражает процесс непрерывного обмена различных веществ и энергий между средой обитания человека и человеческим сообществом.

В ходе такого обмена общество оказывает постоянное и, большей частью, негативное воздействие на окружающую природную среду, так как все используемые вещества и виды энергии являются компонентами природной среды и взаимосвязаны друг с другом, формируя природную систему. Поэтому извлечение любого из них не только затрагивает всю систему, но и вызывает в ней возмущения различной значимости, последствия которых могут проявиться немедленно или в отдаленном будущем. Уровень таких, как правило, отрицательных последствий зависит от многих факторов и может оцениваться либо опытным путем, либо численно, но лишь в некоторых, весьма ограниченных случаях.

Деятельность человека в его взаимоотношениях с природой привела к настоящему времени к очевидным для большинства населения Земли преобразованиям условий его жизни. Эти преобразования или последствия человеческой (антропогенной) деятельности очень убедительно проявляются в следующем:

- изменяется ландшафт земной поверхности за счет вырубки лесов, распашки степей, мелиорации, создания искусственных озер, морей, больших городов и мегаполисов, строительства дорог и каналов, прокладки различных трасс и пр.;

- изменяется качественно состав природной среды, круговорот и баланс ее составляющих в результате изъятия полезных ископаемых, а также привнесения в нее не только известных, но и новых, ранее неизвестных природе компонентов, загрязняющих продукты питания, среду обитания и организмы ее населяющие;

- изменяется тепловой баланс Земли за счет накопления в атмо- сфере пыли и газов, создающих «парниковый эффект»;

- изменяется состав животного и растительного миров за счет снижения биоразнообразия на видовом, популяционном и экосистемном уровнях в результате как прямого истребления животных и растений, так и отрицательного воздействия на них измененной антропогенной среды, а также благодаря созданию новых пород животных и сортов растений и их перемещения на новые места обитания;

- изменяются условия протекания природных процессов, их скорость, направленность, степень завершенности, что обусловлено преобразованиями ландшафтов, нарушениями режимов водотоков, атмосферных процессов и др.;

- изменяются связи в природных системах между их структурами и составляющими их компонентами, включая и видовое разнообразие флоры и фауны. Этот процесс находится в прямой зависимости от загрязнения среды, изъятия ресурсов органического и неорганического мира, преобразования ландшафтов.

Появление локальных, региональных, глобальных изменений в окружающей нас природной среде и требующих своего разрешения экологических проблем, прежде всего, обусловлено, в частности, следующими причинами:

- доведением до предела, а в некоторых случаях исчерпанием способности природы к самоочищению и саморегуляции, а также к значительному сокращению запасов полезных ископаемых в силу ограниченности и невосполнимости этих ресурсов;

- несовершенством подавляющего большинства используемых технологий в промышленности и сфере услуг из-за чего 90-95% используемых природных ресурсов поступает в отходы и лишь 5-10% полезно используется для удовлетворения потребностей населения;

- недостатками в организационно-правовой и экономической деятельности государств и просчетами в экологическом воспитании и образовании жителей планеты. В результате этого у большинства населения Земли сформировалось и возрастает потребительское отношение к природе, а проблема охраны окружающей среды человечество волнует не в первую очередь.

Постепенно идея охраны природы от разрушения и повреждения ее со стороны человека переросла в форму борьбы за охрану и защиту окружающей природной среды.

Переход от чисто ресурсного подхода к пониманию необходимости сохранения естественной природы и стабильной окружающей среды начал осуществляться только во второй половине ХХ в. Своего рода точкой отсчета в осуществлении природоохранной деятельности, основанной на новом мышлении следует, считать резолюции Генеральной ассамблеи ООН и ЮНЕСКО, принятые в декабре 1968 г., идеи, которых были интегрированы в решения Стокгольмской конференции (1972 г.) в виде «Декларации принципов». Эта конференция рекомендовала в числе других мероприятий разработку международной и междисциплинарной образовательной программы. Итоги этой работы были подведены в Тбилиси на 1- ой Межправительственной конференции по образованию в области охраны окружающей среды (1977г.). В её решениях отмечено, что экологическое образование по своей значимости является с одной стороны этической нормой и с другой – правом каждого жителя планеты в приобретении знаний и умений, необходимых для охраны, защиты и улучшения окружающей среды. В документах конференции определена основная цель – экологическое образование должно быть направлено на формирование нового мировоззрения и сознания каждого гражданина и общества в целом. При этом следует в обязательном порядке учитывать важность взаимосвязей экономических, социальных, политических и экологических факторов. В том же документе подчеркивалось: процесс экологического образования должен быть непрерывным, постоянно обновляющимся, поскольку экологические проблемы и объем знаний меняются в пределах жизни одного поколения. Таким образом, по мере эволюции окружающей природной среды должно происходить совершенствование образования не только по содержанию и методам анализа знаний, но и их обобщению.

Через 10 лет в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию отмечалось, что экологическое образование следует включить в программы всех уровней обучения, вовлекая в этот процесс население каждого государства планеты.

История прошедших со времени Тбилисской конференции лет убедительно показала, что незнание, непонимание экологических проблем препятствует становлению активного общественного мнения, движению «зеленых», способных противостоять экологически безответственным и пагубным решениям и действиям руководству предприятий, местных и региональных органов.

В Российской Федерации вопросам образования на всех уровнях обучения, а также и воспитания придается все большая экологическая направленность. Это актуально для каждого человека от рождения до ухода его из жизни. Меняются лишь акценты. В дошкольном возрасте превалирует воспитательный процесс, в школьном и вузовском – образовательный, а во взрослом – сознательный.

Полнее осознать проблемы окружающей среды можно только благодаря широкому внедрению экологического образования в высшую школу ибо без подготовки высокообразованных в экологической области специалистов невозможно ни полноценное экологическое образование на всех этапах обучения, ни эффективная практическая деятельность по переводу материального производства на экологически безопасные, безотходные и малоотходные технологии, ни правильная ориентация экологических общественных движений, ни разработка оптимальной (эффективной) национальной и международной экологической политики.

Ограниченность экологических знаний персонала предприятий промышленности, транспорта и связи во многом определяет сложную, а в некоторых случаях и неблагоприятную экологическую обстановку в городах и районах страны. Для кардинального изменения положения в экологической подготовке бакалавров технического профиля во все учебные планы технических вузов России введена дисциплина «Экология», относящаяся к группе естественнонаучных. Целью этой дисциплины является формирование у студентов современного экологического мировоззрения и экологической культуры, понимание личной причастности к решению проблем охраны природы и устойчивого развития общества. Важной целью курса также является создание у студентов заинтересованности в непрерывном расширении своих знаний.

Учебник «Экология» подготовлен с учетом требований образовательных стандартов. Его содержание базируется на знаниях по биологии, химии, физике, географии и других наук. Во все главы учебника введены контрольные вопросы для проверки усвоенного материала. Приведенный библиографический список современной учебной литературы по широкому спектру проблем экологии, рациональному природопользованию и защите окружающей природной среды.

Данный учебник предназначен для первого этапа экологического образования в вузе; он призван решить задачу формирования мировоззрения нового ноосферного мышления, сущность которого может быть определена отношением человека к природе: «человек - не покоритель, а защитник природы». Этот жизненный принцип должен стать руководящим для каждого жителя Земли, своего рода базой знаний на пути совершенствования представлений в области охраны окружающей среды и природопользования. Только тогда, когда каждый гражданин на своем рабочем месте будет лично и осознанно участвовать в решении экологических проблем, можно будет надеяться на повышение экологической безопасности человека, организаций и государства.

Система непрерывного экологического образования способна обеспечить подготовку специалистов нового поколения, творчески применяющих экологические знания при решении практических задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Работа авторского коллектива над рукописью учебника была распределена среди его участников следующим образом: академиком РАН, проф., д.б.н. Большаковым В.Н. написаны гл. 1 и 2; доц., к.т.н. Островской А.В. – гл. 3, 4; доц., к.т.н. Коберниченко В.Г., доц., к.х.н.Струковой Л.В – гл.5; доц., к.т.н. Советкиным В.Л.- гл. 6 и 7; проф., д.э.н. Качаком В.В., проф., д.т.н. Ярошенко Ю.Г. – гл. 8, доц., к.э.н. Ходоровской И.Ю. – гл. 9 и 11; доц., к.т.н. Коберниченко В.Г. – гл.10, проф., проф., д.э.н. Качаком В.В., проф., д.т.н. Тягуновым Г.В. – гл.12; доц., к.т.н. Советкиным В.Л., проф., д.т.н. Ярошенко Ю.Г. – гл.13; доц., к.т.н. Советкиным В.Л.,– гл. 14; доц. к.т.н. Советкиным В.Л., проф., д.т.н. Ярошенко Ю.Г. – гл. 15, доц., к.т.н. В.Г.Коберниченко, проф., д.т.н. Тягуновым Г.В., – гл.16; проф., д.т.н. Ярошенко Ю.Г., проф., д.т.н. Тягуновым Г.В. – Введение, Заключение; «Словарь основных терминов» составлен Советкиным В.Л. и Ярошенко Ю.Г. Научное редактирование осуществлено проф., д.т.н. Тягуновым Г.В, проф., д.т.н. Ярошенко Ю.Г.

Создание учебника по такой сложной дисциплине, как «Экология», стало возможным благодаря постоянной поддержке со стороны коллег по университету, с которыми обсуждались не только вопросы содержания курса, но и методики их изложения. Авторы выражают коллегам свою искреннюю, глубокую благодарность за предложения, которые были сделаны при подготовке рукописи к печати. Настоящий учебник написан для студентов всех специальностей технических учебных заведений и представляет собой адартированный курс для бакалавров. С выходом в свет учебника, работа над ним не заканчивается. Авторы будут признательны и благодарны за все замечания, направленные на улучшение содержания учебника и формы представления материала. Предложения просим высылать проф. Г.В.Тягунову по почте: 620 002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, Уральский федеральный университет им.первого Президента России Б.Н.Ельцина, по факсу: (343)-374-38-84.

 

 




infopedia.su

9. Естественное и антропогенное загрязнение воздуха

1 вопрос :Социальная и прикладная экология рассматривает и анализирует вопросы и проблемы, связанные с человеческой деятельностью, особенно с того периода, когда человек стал действовать как мощная геологическая сила (по словам В. И. Вернадского). Этот период связан главным образом с промышленной революцией и в особенности с последними 20 годами научно-технической и информационной революций. С этого времени термин «экология» стал широко употребляться и ориентироваться на человека и среду его обитания. Если общая экология основное внимание уделяет факторам, их действию в естественных экосистемах, то социальная и прикладная экология рассматривает в основном антропогенные факторы, специфику их действия в природных, природно-антропогенных, социальных системах. Задачи социальной и прикладной экологии не ограничиваются лишь констатацией изменений в окружающем мире, которые человек вольно или невольно в него привносит. Она занимается также поиском научно обоснованных путей и методов предупреждения изменений, их нейтрализацией. Важна также оценка технических, экономических, организационных нравственных и других средств, подходов к решению экологических проблем. В современном мире необходимы поиски новых, зачастую нетрадиционных путей решения экологических проблем и выживания человечества. Это возможно лишь через согласование человеком своей деятельности с возможностями природы по двум направлениям: технологическому – разработка новых и совершенствование имеющихся технологий сообразно экологическим законам, правилам; социальному – через более рациональное использование производимой продукции. Эффективность решения вопросов социальной экологии напрямую зависит от того, в какой мере применяемые методы согласуются с законами общей экологии. В результате противоречия между человеком и средой не могут быть сняты без глубоких и разносторонних экологических знаний, серьезных экономических затрат. Компенсационные затраты из года в год увеличиваются, а круг вопросов, анализируемых в социальной экологии, расширяется. Их можно объединить в три раздела: особенность человека как биосоциального вида, его место в экосистемах, масштабы его воздействия на окружающую среду; проблемы, вызываемые деятельностью человека, их содержание, причины и последствия; современные и прогнозируемые пути и средства решения экологических проблем. Данный раздел экологии тесно связан как с общей экологией, так и с комплексом социальных (культура, социология, экономика), естественных (биология, география) и прикладных (природопользование, энергетика) наук.

2 вопрос: Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека. Сообщества людей в связи с их средой имеют доминанту социальной организации (рассматриваются уровни от элементарных социальных групп до человечества в целом). История возникновения общества давно изучается антропологами и обществоведами-социологами. Главной целью социальной экологии является оптимизация сосуществования человека и окружающей среды на системной основе. Человек, выступая в этом случае в качестве социума, делая предметом социальной экологии крупные контингенты людей, распадающихся на отдельные группы в зависимости от своего социального статуса, рода занятий, возраста. Каждая из групп в свою очередь специфическими взаимоотношениями связана с окружающей средой в рамках жилья, мест отдыха, садового участка и так далее.  Социальная экология - наука об адаптации субъектов к процессам в естественных и искусственных средах. Объект социальной экологии: субъективная реальность субъектов разных уровней. Предмет социальной экологии: адаптация субъектов к процессам в естественных и искусственных средах. Целью социальной экологии как науки является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды. Социальная экология призвана уяснить и помочь преодолеть разрыв между человеком и природой, между гуманитарным и естественнонаучным знанием. Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества, которые столь же фундаментальны, как и закономерности физические.  3 вопрос: Социальная экология тесно связана с отраслевыми социологиями. Такими отраслевыми социологиями являются: социология охраны труда, социология села, социология города и социальная патология. Следует отметить, что отраслевые социологии изучают отдельные элементы окружающей среды, виды поселений, а также проблемы, связанные с угрозой целостности личности человека в трудовой сфере, что является в известной степени и предметом исследования социальной экологии. Социология охраны труда изучает "нарушение равновесия" в трудовой сфере, которое приводит к нарушению целостности личности человека. Трудовая среда — это часть окружающей среды, нарушения экологического равновесия чаще всего обусловлены изменениями в содержании труда в трудовой сфере. Социология села — это наука о сообществе в сельской среде, которая изучает связь природы и человека, в результате деятельности которого нарушается' окружающая среда, возникает опасность для целостности личности человека. Социологии города — это наука о сообществе в городской среде, где люди включены в отношения и общности независимо от их воли. Социология города изучает также степень концентрации населения в городах, социальные отношения в локальных общностях и их влияние на человека как общественное существо. Социальная патология — это наука, которая занимается изучением тех общественных явлений, где проявляется их существенное расхождение, где требуется защита здоровья населения не только от вредных физических, химических, биологических, микробиологических факторов, но и от вредных факторов социальной среды. Таким образом, круг изучаемых вопросов отраслевыми социологиями тесно взаимосвязан с социальной экологией. Социальные науки должны научиться оперировать такими понятиями, которые комплексно включают в себя социальные и природные феномены в их системном единстве. При таком подходе многие явления, в том числе изучаемые общественными науками, предстают в совершенно ином свете. По мере развития теоретического знания социальной экологии развиваются и ее прикладные области, также взаимодействующие с другими отраслями знаний. Наглядно эту взаимосвязь можно проиллюстрировать на рис. 1, представленном Г. А. Батинским в книге "Основы социоэкологии" (Львов, 1993). Возникли также такие виды социально-экологического знания, как урбоэкология, проблемы экологического образования и экологического воспитания, экология культуры, рекреационная экология. В целом в современном мире совершается грандиозный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической. Этот переход должен произойти обязательно, так как в зависимости от него находится судьба рода человеческого. Как пишет Э. В. Гирусов: "От того, сумеет человек стать экологическим существом или не сумеет, зависит быть ему на Земле или не быть. Можно сказать, что идет своего рода экзамен на подлинную разумность человека. На ту разумность, к которой очень высокие требования предъявлял в свое время И. Кант, полагавший, что только в единстве с нравственным долгом рассудочная способность человека обретает черты разумности и мудрости".

4 вопрос: Содержание прикладной экологии ориентировано на рассмотрение к анализу вопросов и проблем, возникающих в результате человеческой деятельности. По выражению Вернадского человек воздействует на ОС как мощная геологическая сила. Этот период в геологическ. отношении крайне не продолжителен. По влиянию на ОС является наиболее мощным и действительным. Деятельность человека связана с хозяйственным производством, с промышленной революцией. этот период датируется 150-200 тыс.лет, когда деятельность чел-ого общества стала влиять на сост-ие ОС. Наиболее ощутимо - последние 30-60лет. В дисциплине общая экология основное внимание природным факторам. Задачи прикладной экологии Не ограничиваются только констатацией фактов, которые человек невольно или вольно привносит в ОС. Является поиск научно-обоснованных путей и методов изменения или нейтрализации влияния человеческой деятельности на ОС. В настоящее время необходимо поиск нетрадиционных путей решения экологических проблем. Взаимоотношение человека и ОС можно охарактеризовать 2-мя направлениями 1.социальное 2.технологическое. Прикладная экология - изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу составляет система обще экологических законов, правил и принципов.

5)Медицинская экология – область изучения экологических условий возникновения, распространения и развития болезней человека, в том числе хронических заболеваний, обусловленных природными факторами и неблагоприятными техногенными воздействиями среды. 7)Многочисленные исследования подтвердили связь широкого спектра заболеваний с загрязнением воздуха, но следует отметить, что выбросы в атмосферу представляют собой смесь различных загрязнителей, поэтому только в редких случаях удается связать определенное заболевание со специфичным загрязняющим веществом. Выявляемые последствия могут быть результатом воздействия одного или нескольких загрязнителей воздуха.Загрязнение воздуха действует на людей по-разному. ,Многие факторы, такие как: состояние здоровья, возраст, емкость легких и время, проведенное в загрязненной среде могут повлиять на эффект, производимый загрязняющими веществами на здоровье. Крупные частицы загрязняющих веществ могут отрицательно воздействовать на верхние дыхательные пути, тогда как частицы меньшего размера могут проникать в мелкие дыхательные пути и альвеолы легких.Следующие симптомы и заболевания связаны с загрязнением воздуха: хронический кашель,выделение мокроты,инфекционные заболевания легких,рак легких,заболевания сердца,сердечный приступ. Другие исследования также связывали влияние загрязнителей в выбросах автотранспорта на задержку роста плода и преждевременные роды. 8)Атмосфера - сплошная воздушная оболочка Земли. Атмосфера окружает Землю до высоты 3 тыс. км. Она состоит из смеси газов и пылевидных частиц. В сухом чистом воздухе в объемных процентах содержится 78 % азота, 21 % кислорода, 0,9 % аргона, 0,03 % углекислого газа и около 0,003 % смеси неона, гелия, криптона, ксенона, оксидов азота, метана, водорода, паров воды и озона. На долю водяного пара приходится до 3 % объема атмосферы. Большая часть пыли в составе атмосферы поднята с поверхности Земли, но также присутствует космическая и бактериальная пыль. Состав и свойства атмосферы на разных высотах неодинаковы, поэтому ее подразделяют на тропо-, страто-, мезо-, термо- и экзосферы. Последние три слоя иногда рассматривают как ионосферу.  Тропосфера (от 0 до 7 км у полюсов и до 18 км у экватора). Стратосфера (до 40 км) Мезосфера (до 80 км) Термосфера (до 800 км). Экзосфера (до 1500-2000 (3000) км) Атмoсферa Земли oблaдaет следующим свoйствoм: oнa прoзрaчнa для видимoгo светa и не прoпускaет знaчительную чaсть энергии, прихoдящуюся нa инфрaкрaсную oблaсть спектрa.  Значение атмосферы в природе и жизни человека огромно: - засчет газообразной оболочки поверхность планеты не нагревается днем и не остывает резко ночью; - регуляция теплового режима Земли, атмосфера защищает Землю от метеоритов, немалая пункт которых сгорает, не долетая до поверхности планеты; - озоновый экран (озоносфера) защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений, огромная доза которых губительна для организма; - кислород, содержащийся в атмосфере, необходим всем живым организмам для дыхания. - среда для распространения звука; - определение светового режима; - важный метод для воздушного транспорта.

Загрязнение атмосферного воздуха- любое изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние растений и экосистем. Загрязнение атмосферного воздуха одна из самых значительных проблем современности

Загрязнение атмосферы может быть естественным (природным) и антропогенным (техногенным).

Естественное загрязнениевоздуха вызвано природными процессами. К ним относятся вулканическая деятельность, выветривание горных пород, ветровая эрозия, массовое цветение растений, дым от лесных и степных пожаров и др. Антропогенное загрязнениесвязано с выбросом различных загрязняющих веществ в процессе деятельности человека.

По агрегатному состоянию выбросы вредных веществ в атмосферу классифицируются на: 1) газообразные; 2) жидкие; 3) твердые.

Наиболее опасное загрязнение атмосферы — радиоактивное. В настоящее время оно обусловлено в основном глобально.

Еще одной формой загрязнения атмосферы является локальное избыточное поступление тепла от антропогенных источников. Признаком теплового (термического) загрязнения атмосферы служат так называемые термические зоны, например, «остров тепла» в городах, потепление водоемов.

10. Типы загрязнения атмосферы в зависимости от распространения

Загрязнение атмосферного воздуха- любое изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние растений и экосистем. Загрязнение атмосферного воздуха одна из самых значительных проблем современности

В зависимости от масштабов распространения выделяют различные типы загрязнения атмосферы: местное, региональное и глобальное. Местное загрязнениехарактеризуется повышенным содержанием загрязняющих веществ на небольших территориях (город, промышленный район, сельскохозяйственная зона и др.).При региональномзагрязнении в сферу негативного воздействия вовлекаются значительные пространства, но не вся планета. Глобальное загрязнениесвязано с изменением состояния атмосферы в целом.

11. Источники антропогенного загрязнения атмосферы

Наибольшее количество загрязнений антропогенного происхождения попадает в атмосферу в результате сжигания различных видов топлива, основу которого составляют органические вещества — нефть и нефтепродукты, каменный и бурый угли, горючие сланцы, газ, дрова, торф.Кроме основных горючих компонентов — восстановленных углерода и водорода, дающих при соединении с кислородом в процессе горения углекислый газ и воду, все они, кроме газа, содержат негорючие минеральные примеси, образующие при сгорании топлива пылевые частицы различного состава, или горючие вещества, например серу, дающие окислы, которые в больших концентрациях могут быть достаточно опасны. Кроме того, в высокотемпературном пламени частично окисляется азот воздуха, добавляя к выбросам окислы азота. Наиболее чистое топливо — газ, как природный, так и получаемый при переработке нефти или в процессах метанового брожения органических веществ. Больше всего минеральных частиц образуется при сжигании горючих сланцев, бурого угля и торфа. Использующие эти виды топлива тепловые электростанции выбрасывают в атмосферу особенно много загрязнений.

Десятки миллионов двигателей внутреннего сгорания, работающих на всех видах транспорта, выбрасывают в атмосферу огромные количества окислов азота и серы, особенно дизельные двигатели, использующие дешевое «тяжелое» топливо. Автомобильные моторы выбрасывают также много продуктов неполного сгорания углеводородов, многие из которых обладают высокой канцерогенной активностью, и окиси углерода — угарного газа. В больших городах и вблизи автомагистралей основной источник загрязнения приземных слоев воздуха — автотранспорт.

studfiles.net

Антропогенное загрязнение

Поделись с друзьями

Загрязнение, возникающее в результате хозяйственной деятельности людей, в том числе их прямое или косвенное влияние на состав и интенсивность природного (естественного) загрязнения называют антропогенным. Эколог Э. Кормонди подчеркивал: «Загрязнители — нормальные побочные продукты жизнедеятельности человека как биологического вида и как социального творческого существа. Они представляют собой органические и неорганические отходы метаболизма и пищеварения, а также дёятельности по выращиванию и защите урожая, обогреву жилища, производству одежды, овладению энергией и т. д.».

 Антропогенные помехи. С позиций кибернетики загрязнение можно представить как комплекс помех в экосистемах, воздействующих на потоки вещества, энергии и информации в пищевых (энергетических, информационных) цепях. Однако эти помехи могут значительно превышать приспособительные; возможности организмов, которые определяются эволюционно выработанной на уровне популяций нормой реакции, или иначе экологическим стандартом. Поэтому в отличие от естественных помех антропогенные помехи часто ведут не к «естественному» отбору, а к массовому вымиранию организмов.

 В настоящее время основным загрязнителем окружающей природной среды стал человек. При этом изготовление (производство) абсолютного большинства видов промышленной продукции интересует человеческое общество лишь в той мере, в какой она (продукция) удовлетворяет его потребности. Иначе говоря, целью всего, что делается человеком, является удовлетворение его потребностей в продуктах питания, одежде, благоустроенном жилье, медицинской помощи, лекарствах, транспортных услугах, информации, в культурно-эстетической сфере и т. п.

 Так, железнодорожные составы, перевозящие уголь (мазут), нужны людям лишь постольку, поскольку это топливо будет сожжено в печах и даст тепло в их дома. Только ради удовлетворения потребности в тепле общество соглашается строить вблизи от жилья железнодорожные пути, станции, вагоноремонтные депо и другие объекты, негативно воздействующие на ОС.

 Удовлетворение потребности общества в предмете, услуге, информации всегда связано с обменом между природной и техногенной средой веществом, энергией, информацией, в процессе которого они образуют сложные геотехнические комплексы и системы. При этом каждое предприятие (горнодобывающее, промышленное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное, коммунальное и т. д.) вовлекает в свою производственную сферу сырье и природные ресурсы, а возвращает в окружающую природную среду лишь отходы производственных процессов.

 Всякая хозяйственная деятельность приводит к образованию отходов, которые рассеиваются в окружающей природной среде, меняя диапазон естественных колебаний экологических (в первую очередь абиотических) факторов. Характеризуя химическое воздействие на окружающую природную среду, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что из более чем 6 млн. известных химических соединений человеком непосредственно используется до 500 тыс. соединений, при этом из них около 40 тыс. обладают вредными для людей свойствами.

 В природной среде техногенные вещества и энергия (в виде отходов) перераспределяются за счет миграции, трансформации и аккумуляции в различных компонентах биосферы. Так, пыление и газовыделение из хранилищ жидких и твердых отходов приводят к загрязнению атмосферы. Атмосферные осадки, вымывая загрязняющие вещества из воздуха, переносят их на подстилающую поверхность и в водоемы. Это в свою очередь способствует вымыванию и выщелачиванию мелкодисперсных и растворимых составляющих пород антропогенного и природного происхождения в поверхностные и грунтовые воды. Взаимный качественно-количественный массообмен существует также между поверхностными и подземными водоемами.

 Прямое и косвенное, преднамеренное и непреднамеренное воздействия на природу. Прямым антропогенным воздействием называют непосредственное влияние деятельности человека на природные экосистемы. Прямое воздействие — это любой вид непосредственного вторжения человека в биогеоценозы: строительство поселений, дорог, использование земель в сельскохозяйственном производстве, ведение лесозаготовок, охотничьего или рыболовецкого промысла, добыча полезных ископаемых, промышленное производство и др. Все это ведет к перерождению биогеоценозов и сужению разнообразия биологических видов, а также к накоплению загрязнений в природной среде. Последствия подобной деятельности не ограничиваются только прямым преднамеренным воздействием на природу. Учитывать следует также косвенные и отдаленные последствия хозяйствования. Так, лесозаготовительные работы в бассейне реки могут привести к ряду взаимосвязанных последствий: уменьшению влажности почвы, снижению уровня грунтовых вод, усыханию притоков реки, снижению уровня воды в реке и в озере, куда она впадает, изменению водных и почвенных биоценозов. В озере могут создаться условия, уменьшающие численность некоторых видов рыб, развивающие цианобактерии («цветение» водоема). В результате эта цепочка событий приведет к отрицательным последствиям для людей, живущих около водоема и пользующихся его водой.

students-library.com

Антропогенное загрязнение среды


Человек является самым опасным источником ухудшения состояния окружающей среды. В результате хозяйственной и промышленной деятельности людей, загрязняется вода, воздух, почва, среда обитания многих видов флоры и фауны. Самые опасные загрязнители:

  • углекислый газ;
  • выхлопные газы машин;
  • тяжелые металлы;
  • аэрозоли;
  • кислоты.

Характеристика антропогенного загрязнения

Каждый человек, осознанно или нет, но постоянно способствует загрязнению биосферы. Любая сфера деятельно приводит к загрязнению. Так металлургия загрязняет воду, которая используется в процессе производства, а в результате горения в атмосферу поступают вредные вещества. Энергетическая сфера предполагает использование различного вида топлива – нефти, газа, угля, который при сгорании также выделяет в воздух загрязняющие вещества.

Сток промышленных и бытовых вод в реки и озера приводит к гибели сотен популяций вид и другой живности. Во время расширения населенных пунктов уничтожаются гектары леса, степей, болот и других природных объектов.

Одна из крупнейших проблем, порождаемой человечеством, является проблема мусора и отходов. Он регулярно вывозится на полигоны и сжигается. Продукты распада и горения загрязняют и землю, и воздух. Из этого происходит еще одна проблема – это длительное разложения тех или иных материалов. Если газетная бумага, картон, отходы пищевых продуктов перерабатываются за несколько лет, то автомобильные шины, полиэтилен, пластик, жестяные банки, батарейки, детские подгузники, стекло и другие материалы разлагаются в течение нескольких столетий.

Виды антропогенного загрязнения

Обобщая вред, наносимый планете человеком, можно выделить следующие виды загрязнения, имеющее антропогенное происхождение:

  • химическое;
  • шумовое;
  • радиоактивное;
  • биологическое;
  • физическое.

По масштабам антропогенное загрязнение биосферы различают локальное и региональное. В случае, когда загрязнение принимает необъятные масштабы, распространяясь по всей планете, оно достигает уровня глобального.

Устранить проблему антропогенного загрязнения никак нельзя, но ее можно контролировать. Для этого нужно правильно использовать природные ресурсы, вести природоохранные действия, модернизировать все промышленные предприятия, увеличив их эффективность. В данный момент многие страны выполняют программы улучшения окружающей среды и стараются снизить негативное влияние промышленности на экологию, что приводит к первым позитивным результатам.

ecoportal.info

Природные, Антропогенные, Физические и Химические, Нарушение Экосистемы и Биосферы Человеком

29.04.2019

В настоящее время проблемы загрязнения окружающей среды достигли угрожающего масштаба, что регулярно обсуждают средства массовой информации и научное сообщество. Многие учёные на протяжении последних 20 лет неминуемо предрекают Земле гибель, если сейчас не предпринять радикальных мер по её спасению. Благодаря деятельности энтузиастов и организаций, о загрязнениях и их видах написано много книг и научных работ, проведены исследования последствий экологических катастроф в отдельных регионах мира.

Однако проблема не решается, с каждым годом появляются новые виды химических загрязнений, о которых не знали ещё 5-10 лет назад.

История возникновения первых экологических проблем

Хотя глобальные проблемы на земле, связанные с загрязнениями начали серьёзно сказываться только в последние несколько десятилетий, эти неприятности происходили ещё во времена каменного века. Древние люди в процессе своей жизнедеятельности серьёзно влияли на местность, в которой проживали:

  • Племена собирали ягоды, грибы, дикорастущие овощи и фрукты, лишая животных привычного питания и заставляя их мигрировать в другую местность;
  • Совершенствование охотничьего оружия привело к тому, что оставшиеся животные безжалостно истреблялись;
  • Развитие скотоводства и земледелия привело к варварскому использованию земель, леса начали выжигать.

Развитие человеческого общества сопровождалось новыми проблемами в жизни людей, появление шахт навсегда меняло участки земного ландшафта, а осушение озёр и болот приводило к изменению климата.

Промышленная революция ознаменовалась новой волной загрязнений – сточные воды начали отравлять всё живое в реках и озёрах. Расширение техносферы сопровождалось строительством новых заводов и увеличением количества нефтяных пятен в морях и океанах. Некоторые учёные называют появление человека на земле началом экологической катастрофы.

Классификация природных загрязнений

Выбросы вредных веществ в атмосферу — основная проблема современных городов

В настоящее время загрязнения природной среды классифицируется по нескольким типам:

  • Биологические – в этом случае источником проблемы являются живые организмы. Чаще всего они появляются в водоёмах, благодаря непосредственной деятельности человека или по ряду других связанных с этим причин;
  • Физические – к данному типу относятся тепловые, радиационные, шумовые и прочие загрязнения;
  • Химические – это увеличение содержания опасных металлов и других веществ в окружающей среде;
  • Механические – загрязнение биосферы отходами и иным мусором.

Нередко несколько типов загрязнений сопутствуют друг другу, что придаёт экологическим катастрофам масштабность и сложность решения. По виду возникновения проблемы окружающей среды делятся на искусственные (антропогенные) и естественные (природные).

Антропогенные вызваны деятельностью человека, их основными источниками являются:

  • Ускоренная индустриализация общества;
  • Изобретение двигателя внутреннего сгорания и рост числа автомобилей в XX—XXI веках;
  • Рост населения земного шара;
  • Выбросы вредных веществ и их соединений в атмосферу;
  • Обработка полей пестицидами, попадающими потом в воду;
  • Ядерные взрывы;
  • Эксплуатация и хищническая добыча природных ресурсов;
  • Строительство дорог, плотин и зданий.

Ухудшения экологической ситуации, которые происходят без участия человека (природные):

  • Извержения вулканов;
  • Лесные пожары;
  • Песчаные бури;
  • Разложение органических веществ.

Естественные загрязнения не такие опасные, как искусственные, они могут влиять на окружающую среду в течение длительного времени, но способны регенерироваться.

Основные типы загрязнителей природной среды

От отравления угарным газом ежегодно погибает множество людей

Главными объектами загрязнений выступают:

  • Атмосфера;
  • Водные ресурсы;
  • Почва.

Простейшим примером ядовитого вещества природного происхождения является угарный газ (монооксид углерода). Главная опасность этого соединения для человека в том, что оно поглощается организмом вместо кислорода, вызывая:

  • Головную боль;
  • Учащённое сердцебиение;
  • Одышку;
  • Головокружения;
  • Вызывает отравления и даже может привести к смерти.

Существуют более коварные загрязняющие вещества, которые в чистом виде не представляют опасности, но вступая в реакцию с другими соединениями, превращаются в яды. Например, оксиды азота и серы, выделяемые из ископаемого топлива во время сжигания, поднимаются в атмосферу и смешиваются там с водяными парами. Так образуются кислотные дожди, приводящие к гибели водных животных и организмов, некоторых популяций наземных растений.

Последствия экологических катастроф

Таяние ледников — это давно уже не вымысел учёных. Европа ощутила на себе ярость водной стихии

Огромное количество автомобилей, увеличивающееся из года в год, привело к повышенному выбросу СО2 в атмосферу. Крупные города находятся в постоянном смоге, оказывающем воздействие не только на человеческий организм, но и на процесс фотосинтеза растений. Кислотные дожди усугубляют эту проблему, а разливы нефти приводят к гибели целых популяций животных.

Снижение качества воздуха провоцирует увеличение роста респираторных заболеваний, включая рак лёгких и астму. Загрязнённость воды приводит к обострениям кожных болезней, таких как сыпи и раздражения. Повышение уровня шума может стать причиной хронических неврозов.

Каждый день на планете вырубаются леса, строятся новые предприятия, исчезает несколько видов растений, насекомых и животных, нанося этим непоправимый урон природе различных континентов. В развитых странах создаются заповедники, охраняемые законом территории, но эти меры не могут помочь спасти истощённый озоновый слой планеты. Рост выбросов СО2 влечёт за собой таяние полярных ледников, увеличивая уровень морей и океанов и создавая угрозу для жителей прибрежных районов. В результате деятельности человека появляется всё больше неплодородных земель. Применение инсектицидов и пестицидов уничтожает биологическое равновесие микроорганизмов в почве, и они погибают.

Проблемы с атмосферой Земли

Лесные пожары в Греции давно превратились в катастрофу для жителей этой страны

Воздушная оболочка планеты определяет климат и тепловой фон Земли, именно она способна защитить население от смертельного воздействия космической радиации и влияет на рельефообразование. Состав атмосферы постоянно меняется, она чутко реагирует на хозяйственную деятельность человека. Основными источниками загрязнений атмосферы считаются:

  • Химические заводы;
  • Предприятия топливного и энергетического комплекса;
  • Работа транспорта.

В атмосферу попадают тяжёлые металлы: ртуть, свинец, медь, хром и так далее. Такой вид загрязнений постоянно присутствует в промышленных зонах.

Современные электростанции – неизменный спутник любого города, ежедневно выбрасывают в атмосферу тонны углекислого газа, а немногочисленные зелёные островки в населённых пунктах не в состоянии переработать даже их незначительную часть. Увеличению выбросов СО2 способствует огромное количество автомобилей в городах, из-за присадок, добавляемых в топливо, в атмосферу попадает свинец. Именно по этой причине происходит изменение температуры в крупных городах – там всегда теплее на несколько градусов.

В результате жизнедеятельности человека на планете регулярно случаются лесные пожары. Последствия такого типа загрязнения могут был не только явными, но и скрытыми: выжженная территория превратится в пустыню на несколько лет, а все живые организмы будут уничтожены.

Заражение почвы и возможные последствия

На местах стихийных свалок почва постепенно заражается и там перестаёт расти даже трава

Почва представляет собой плодородный тонкий слой литосферы, где протекают различные стадии обмена между живыми и неживыми системами. Из-за современных сельскохозяйственных процессов, которые направлены на максимальное извлечение прибыли, появляются проблемы, связанные с уничтожением целых участков плодородных слоев земли. Частые вспахивания приводят к уязвимости почвы перед затоплениями, ветрами и засолениями, что в конечном итоге является причиной её эрозии. Благодаря практике применения удобрений, пестицидов в землю попадают неестественные для неё соединения, да и организм человека не приспособлен к продукции, выращенной с использованием химии.

Огромный ущерб почвам наносит химическое загрязнение тяжёлыми металлами. Попадание в землю отходов, содержащих свинец, приводит к химическим заражениям. Тяжёлые металлы загрязняют землю в результате переработки руд. Автомобильные выхлопы усугубляют проблемы, связанные с экологией. Отходы образуются и во время работы электростанций.

Больше всего почвам вредит радиоактивное заражение, включающее в себя:

  • Излучения от ядерных отходов, нередко захороненных не по правилам;
  • Последствия от ядерных взрывов, проводимые в странах третьего мира незаконно;
  • Работу научно-исследовательских институтов по изучению атомной энергии.

Всё это является причиной попадания больших доз радиации в почву, которая поступает потом в организм человека вместе с продуктами питания.

Запасы металлов, в течение миллионов лет сконцентрированные в земных недрах, сейчас извлекаются и используются. Вещи и приборы, сделанные с их применением, постепенно приходят в негодность, выбрасываются и собираются в верхнем слое почвы. Если в древности люди использовали только около 18 элементов, находящихся в земной коре, то сейчас – все известные.

Влияние негативных факторов на экологию водных ресурсов

Многие предприятия по-прежнему сбрасывают свои стоки в реки и озёра

Одним из самых загрязнённых ресурсов современного мира является гидросфера. Плавающие бутылки, покрышки, обувь, нефтяные пятна – это только то, что видно невооружённым глазом. Большая часть загрязнителей находится в воде в растворённом виде. Несмотря на то, что защитники природы считают человека единственным источником засорения рек и океанов и виновником гибели водных животных, порча воды часто происходит естественным образом. Например, в результате селей и паводков из почвы вымывается магний, попадая в водоёмы, он может вызвать мор рыбы и других водных организмов. В результате химических реакций в водоёмы попадает алюминий. Вулканы часто провоцируют тепловые загрязнения морей и океанов. Но всё равно, природные катаклизмы составляют небольшой процент от общего числа происшествий.

По вине человека чаще всего в воду попадают:

  • Пестициды;
  • Нитраты, фосфаты и другие соли;
  • Поверхностно-активные соединения;
  • Радиоактивные изотопы;
  • Лекарственные препараты;
  • Нефтепродукты.

Главными источниками загрязнителей воды являются:

  • Нефтяные платформы;
  • Электростанции;
  • Предприятия химической промышленности;
  • Рыбные промышленные комплексы;
  • Фермерские хозяйства и колхозы;
  • Канализационные стоки.

Сброс бытовых отходов в воду возле населённых пунктов неизбежно приводит к ухудшению её качества, сокращается популяция водных организмов, многие из них погибают. Грязная вода – источник большинства заболеваний человека. В результате отравлений страдают все живые виды, нарушается естественное протекание природных процессов.

Многие выбрасывают в водоёмы органические остатки, мотивируя тем, что всё натуральное не может повредить природе. На самом деле они провоцируют процессы гниения, уменьшающие количество кислорода в воде, и усугубляют глобальные проблемы загрязнения окружающей среды.

Как можно спасти экосистему?

Любой человек может помочь спасти экологию земного шара, для этого достаточно убирать мусор на территории своего проживания

Чтобы избежать экологической катастрофы в недалёком будущем, нужно бороться с физическими видами загрязнений на местном уровне. Каждая страна должна вводить ряд штрафных санкций для предприятий, выбрасывающих отходы в окружающую среду. Старое промышленное оборудование, не соответствующее мировым стандартам, нужно утилизировать. За внедрение новых технологий производства, предусматривающих установку многоуровневых очистных сооружений, необходимо вводить систему финансовых поощрений. Такой подход уже доказал свою жизнеспособность в некоторых странах.

Поиск альтернативных источников энергии поможет снизить выбросы загрязняющих веществ. Солнечные батареи, водородное топливо должны постепенно вытеснить устаревшие технологии. Более традиционными методами борьбы с загрязнениями являются:

  • Постройка современных очистных систем и сооружений;
  • Создание заповедников и национальных парков;
  • Увеличение количества лесов и парковых зон.

С развитием высоких технологий и интернета стало возможным быстро привлечь внимание мировой общественности к проблемам экологии. Для борьбы с биологическими загрязнениями создаются добровольные отряды и группы.

Загрязнение атмосферы, почвы и водных ресурсов – это проблема, касающаяся всех жителей планеты Земля. Если люди не прекратят относиться к природе потребительски, то избежать мировой экологической катастрофы не удастся.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

Свежие публикации автора:

militaryarms.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о