Адмирал нахимов крейсер модернизация – Модернизация ТАРКР «Адмирал Нахимов» стоит своих денег?

Содержание

Модернизация ТАРКР "Адмирал Нахимов" стоит своих денег?

В предыдущей статье мы соотносили возможности модернизированного тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Адмирал Нахимов» и трёх фрегатов, которых, вероятно, можно было бы построить за средства, потраченные на модернизацию атомного крейсера-гиганта. Коротко выводы можно резюмировать так.

В сравнении с тремя фрегатами ТАРКР «Адмирал Нахимов» представляет собой настоящий плавучий арсенал. Все дело в том, что крейсер будет располагать 80 ячейками УКСК, 92 (вероятно) шахтами ЗРК С-300ФМ и 20 533-мм торпедами либо ПЛУР «Водопад». Иными словами, в боекомплект ТАРКР входит 192 крылатых и противокорабельных ракеты, тяжелых ЗУР и ПЛУР, в то время как три фрегата проекта 22350 могут нести только 48 таких боеприпасов в установках УКСК (по данным с сайта корпорации «Алмаз-Антей» УКСК может быть использована для применения тяжелых ЗУР).

При этом боекомплект ЗРК «Редут», а он скорее всего будет установлен на ТАРКР, вероятнее всего будет соответствовать таковому на всех трех фрегатах типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Что же до каналов наведения ракет, то, с учетом возможной модернизации РЛС управления ЗРК С-300ФН, можно предположить, что ТАРКР будет иметь преимущество перед 3 фрегатами при отражении атаки с одной стороны, примерно равноценен им при атаке с двух направлений и уступит им, если атака состоится из различных 3-4 секторов.

Противолодочные возможности трех фрегатов, вероятно, все же окажутся выше за счет того, что их три, и они могут охватить большую акваторию. Но гидроакустический комплекс ТАРКР, скорее всего, все-таки индивидуально мощнее, количество вертолетов то же, при том что крейсер в качестве «аэродрома» все-таки имеет предпочтение – хотя бы благодаря меньшей подверженности качке.

ТАРКР «Адмирал Нахимов»

Но три фрегата проекта 22350 – это примерный эквивалент стоимости серийной МАПЛ проекта 885 «Ясень-М». Возможно, имело смысл вместо модернизации ТАРКР, заказать промышленности еще один современный подводный атомоход?

Надо сказать, что если прямое сопоставление тактико-технических характеристик ТАРКР с 3 фрегатами еще имеет какой-то смысл, то аналогичное сравнение надводного корабля с подводным, по всей видимости, такового не имеет. Да, этим кораблям могут быть поставлены одинаковые задачи, например, поиск и уничтожение вражеских подводных лодок, или же ракетная атака группы надводных кораблей неприятеля, но методы их выполнения будут весьма различными.

Поэтому ниже мы рассмотрим некоторые основные задачи, которые могут решаться флотом в мирное время и военное время, и то, как с ними могут справится 3 фрегата, ТАРКР или многоцелевая атомная подводная лодка (МАПЛ).

Демонстрация флага

Конечно, гигантский атомный крейсер произведет значительно большее впечатление, чем один или два фрегата. С другой стороны, наличие трех фрегатов гарантирует, что как минимум один из них всегда будет на ходу, чаще таковых будет два, а иногда и все три.

Иными словами, ТАРКР заметнее и «весомее», но все же периодически должен проходить текущий и средний ремонт, и может получиться так, что в нужное время он окажется не на ходу, а вот с фрегатами такого не произойдет. Кроме того, ТАРКР является атомным, то есть может заходить не во все порты, и это также может накладывать определенные ограничения.

Что же до МАПЛ, то она для демонстрации флага малопригодна, и, как правило, не используется.

Проекция силы

Здесь речь идет об оказании политического давления военными средствами, и для этого все три типа кораблей пригодны одинаково. Отметим только, что ТАРКР, будучи крупным океанским кораблем с намного большей, чем фрегат, автономностью, лучше подходит для выполнения этой задачи в дальней морской и океанской зонах.

В то же время МАПЛ, наподобие «Ясень-М» в решении этой задачи ограничена в эффективности, по той простой причине, что реальную опасность для ВМС потенциального неприятеля представляет необнаруженная АПЛ. Но если АПЛ не обнаружена, то и угроза от нее не ощущается, а если она сообщила о себе, то превращается из охотника в дичь.

ТАРКР «Пётр Великий»

С другой стороны, есть ряд специфических ситуаций, когда МАПЛ будет иметь предпочтение. Так, например, ВМС НАТО очень не понравилось, когда в районе их противолодочных учений всплыла наша «Щука», о присутствии которой не было известно, пока она специально не демаскировала себя. Да и нашим подводникам, несущим службу на РПКСН, явно не слишком приятно было слышать, когда во время учебной подготовки к пуску баллистических ракет, открывались крышки торпедных аппаратов иностранной подводной лодки.

Боевая служба

Под ней автор подразумевает проекцию силы, при осуществлении которой существует вероятность реального ее применения. Иными словами, это ситуация, при которой наш боевой корабль сопровождает цель в готовности к немедленному ее уничтожению – по получении приказа, конечно.

В большинстве случаев при решении такой задачи ТАРКР здесь будет иметь преимущество и перед фрегатами и перед подводным атомоходом. Рассмотрим, к примеру, классический случай слежения за АУГ США – да хотя бы и в том же Средиземном море. Разумеется, если посмотреть на глобус, то это море выглядит очень небольшим, в сравнении с бескрайними просторами Атлантики, Тихого или Индийского океана. Но по факту Средиземноморье весьма и весьма велико – к примеру, расстояние от Мальты до Крита составляет порядка 500 миль, а для того, чтобы из Гибралтара прийти в турецкий Измир придется преодолеть примерно 2000 миль.

Конечно, дальность хода фрегата проекта 22350 значительно больше, и составляет 4 500 миль. Но дело в том, что подобное расстояние фрегат может преодолеть, лишь следуя на экономической скорости 14 узлов, а если нужно идти быстрее, то дальность хода резко упадет. В то же время американский эсминец «Арли Берк», имея дальность хода в 6 000 миль на 18 узлах, естественно, способен будет пройти на высокой скорости куда большее расстояние, чем «Адмирал Горшков». Фрегат проекта 22350 вполне способен некоторое время сопровождать одиночный «Арли Берк» или группу таких эсминцев, или даже полноценную АУГ, следующие на высокой скорости, но затем у него просто начнут иссякать запасы топлива, так что ему придется прекратить погоню.

Иными словами, если американцы замыслят нанесение удара первыми, они вполне могут, предприняв ряд энергичных маневров и двигаясь длительное время на скорости 25 и более узлов, оторваться от слежения наших фрегатов и в момент начала атаки выйти из-под «колпака» советских кораблей. А вот с ТАРКР, по очевидным причинам, такой «номер» не пройдет ни в каком случае: его ЯСУ способна сообщать кораблю максимальную скорость почти неограниченное время.

В принципе, многоцелевая АПЛ, обладая столь же неограниченным запасом хода, в теории тоже может контролировать перемещение вражеских кораблей. Но в этом случае для подводной лодки возникает проблема скрытности перемещений. Дело в том, что АПЛ 3-го поколения были относительно малошумными только на скоростях в 6-7 узлов (ориентировочно), для атомарин 4-го поколения, то есть «Сивулфа», «Вирджинии» и «Ясень-М» этот показатель увеличен до, примерно, 20 узлов, но все равно, эскадра надводных кораблей может некоторое время перемещаться значительно быстрее.

Соответственно, контролирующей их движение подводной лодке также придется давать большой ход и тем самым демаскировать себя. Это, быть может, не будет иметь решающего значения в случае, если наш корабль получит приказ на применение оружия первым. Но вот если такой приказ получат американцы – шансов у АПЛ нанести удар почти не будет, ее с высочайшей долей вероятности успеют уничтожить до применения оружия.

В годы холодной войны наши моряки нередко использовали такой способ – поскольку маршруты выдвижения РПКСН из баз в районы боевой подготовки были командованию отлично известны, в воздух поднималась противолодочная авиация, ставившая на маршруте линию гидроакустических буев, или же «в засаду» на пути РПКСН ставилась многоцелевая подводная лодка.

В результате таких действий нередко выявлялись американские АПЛ, следовавшие за нашими «стратегами» — даже невзирая на лучшие показатели малошумности атомарин наших «заклятых друзей». И если бы вдруг руководство СССР в какой-то момент решило бы нанести превентивный ядерный удар, то американские «охотники» вполне можно было бы уничтожить до того, как они успели причинить вред выходящим на позиции РПКСН. Увы, то же самое верно и для наших МАПЛ, ведущих слежение за АУГ.

ТАРКР здесь будет иметь преимущество в силу значительно большей боевой устойчивости. «Завалить» надводный корабль под 25 тыс. т. водоизмещением – задача далеко не тривиальная, даже в том случае, если есть преимущество первого удара. Тут даже тактическое ядерное вооружение не гарантирует успеха (не исключено, что боеприпас с ЯБЧ будет сбит). Так что с высокой долей вероятности, ТАРКР, даже будучи атакованным, и погибая, все же и сам сумеет нанести смертельный удар по авианосцу наших «заклятых друзей».

Прикрытие районов развертывания РПКСН

Очень часто приходится встречать точку зрения, что такое прикрытие совершенно не нужно: мол, наличие надводных или подводных кораблей или самолетов в охранении наших подводных стратегических ракетоносцев только демаскирует последние. С этой точкой зрения следует безоговорочно… согласиться.

Как было абсолютно справедливо отмечено рядом уважаемых «экспертов», РПКСН – не отара овец, а МАПЛ, или иные боевые корабли – не пастухи, и такое их использование действительно может демаскировать стратегические подводные ракетоносцы. Тем не менее, прикрывать районы развертывания РПКСН необходимо, только вот делается это другими способами.

Проще всего будет провести такую аналогию. Долгое время в годы второй мировой войны противолодочная оборона англичан сводилась к совершенствованию охраны конвоев транспортных судов – им придавалось большее количество кораблей ПЛО, позднее в состав конвоев стали включаться эскортные авианосцы и т.д. Но в то же время, по мере роста военного производства Англии и США, начиная с 1942 г. стали формироваться так называемые «группы поддержки». Они представляли собой отдельные отряды, состоявшие из сторожевиков, фрегатов и эсминцев, задачей которых была свободная охота на германские подводные лодки.

Иными словами, эти охотничьи группы не были обременены обязанностью защищать тот или иной тихоходный караван, но должны были самостоятельно, и во взаимодействии с палубной и базовой авиацией искать и уничтожать вражеские подводные лодки.

Так вот, примерно, и должно строится наше прикрытие РПКСН, которое заключается вовсе не в том, что мы к каждому ракетоносцу приставим по нескольку АПЛ и надводных кораблей, а в том, что мы должны иметь возможность очистить Баренцево и Охотское моря от противолодочной авиации и подводных лодок наших вероятных противников. Тем самым будет достигнуто и прикрытие РПКСН.

Для решение этой задачи, в зависимости от района и прочих условий, где-то будут нужнее фрегаты, где-то – АПЛ и ДЭПЛ, а в целом потребуются совместные усилия авиации, надводных и подводных кораблей. По мнению автора, для решения этой задачи наиболее эффективными будут фрегаты и МАПЛ «Ясень-М», а вот ТАРКР для такой работы все же избыточно велик и чрезмерно вооружен. Он просто неоптимален для подобных задач, хотя и может, конечно, принимать участие в ее решении.

Еще до своей модернизации ТАРКР обладал всеми достоинствами БПК проекта 1155 имевшего такой же гидроакустический комплекс «Полином» и 2 вертолета, но при этом располагал еще и дальнобойными ЗУР, способными изрядно досадить противолодочной авиации.

Участие в глобальном конфликте

В случае возникновения глобального конфликта, наиболее опасным надводным противником нашего флота будут авианосные ударные группировки США. Увы, возможности наших надводных кораблей противостоять им крайне ограничены.

В сущности, более-менее приемлемые шансы уничтожения АУГ ракетным ударом ТАРКР или фрегатов достигаются только из положения слежения за ней в мирное время. То есть, если на момент начала войны наши корабли контролируют местонахождение АУГ, и успевают применить свой ударный ракетный арсенал, то с высочайшей долей вероятности авианосец США будет уничтожен, или, по крайней мере, полностью утратит боеспособность. Если таким образом будет использован ТАРКР, на вооружении которого находятся гиперзвуковые ПКР – вероятнее всего, авианосец будет уничтожен вместе с кораблями охранения.

ТАРКР «Пётр Великий»

Но во всех прочих ситуациях шансов поразить АУГ у надводных кораблей – что ТАРКР, что фрегатов, будет очень немного. У американцев не будет необходимости обязательно идти к нашим берегам, они вполне могут добиться нужных им целей, разместив авианосцы у побережья Норвегии и Турции, в Норвежском и Средиземном морях, не заходя в Черное или Баренцево моря. Добраться до них там надводными кораблями будет крайне сложно.

Советские ракетные крейсера и эсминцы, при всех своих плюсах, обладали двумя принципиальными недостатками:

  • Во-первых, дальность полета ПКР, даже тяжелых, как правило была меньше, чем радиус действия американской палубной авиации, так что советским надводным кораблям пришлось бы много часов идти на сближение под угрозой уничтожения с воздуха.
  • Второе – это отсутствие надежных средств целеуказания для загоризонтной стрельбы ПКР, причем даже не у ракетных крейсеров, а у ВМФ СССР в принципе.

К сожалению, на сегодня неизвестна дальность гиперзвуковых «Цирконов» в варианте ПКР. Но даже если предположить, что она составляет 1000 км, а это крайне сомнительно, то все равно остается проблема получения целеуказания. Обнаружение, идентификация и сопровождение вражеских кораблей, находящихся в зоне абсолютного воздушного господства противника, представляет сегодня крайне сложную, если вообще решаемую задачу. Теоретически, при отсутствии соответствующей палубой авиации, это можно было бы осуществить за счет спутников или загоризонтных РЛС, но первых у нас хронически не хватает, а вторые требуют доразведки.

Разумеется, подводный корабль столкнется с теми же сложностями, что и надводный, но МАПЛ будет иметь преимущества за счет своей скрытности: несмотря на все современные средства обнаружения подводных кораблей, они все же, по этому параметру, имеют значительное преимущество перед надводными. В то же время, не следует ожидать чудес и от одиночной подводной лодки.

На сегодняшний день авианосная ударная группировка США однозначно является вершиной «пищевой пирамиды» на море. Это вовсе не означает, что АУГ невозможно разгромить, но для этого необходимы развитая система морской разведки и целеуказания, а также совместные усилия отлично обученных и достаточно многочисленных разнородных сил, включающих надводные и подводные корабли и авиацию. В связи с обвальным сокращением численности корабельного состава и морской авиации ничего этого, к сожалению, на сегодняшний день у нас нет, и эту ситуацию неспособны исправить ни одиночные ТАРКР или «Ясень-М», ни тройка фрегатов.

И опять же – все вышесказанное не означает, что указанные силы будут для нас совершенно бесполезны. В определенных обстоятельствах, благодаря грамотным действиям командиров и профессионализму экипажей, возможно будет добиться успеха даже с заведомо более слабыми силами. Так, в ходе англо-американских учений 1981 г. британский эсминец «Глэморган» под флагом С. Вудварда умудрился необнаруженным сблизиться с «сердцем» американского ордера – авианосцем «Корал Си» и «поразить» его залпом противокорабельных «Экзосетов» с расстояния всего 11 морских миль. Невзирая на все корабли охранения, 80 ударных и разведывательных самолетов авиакрыла, включая в том числе и самолеты ДРЛО.

«Трофей» адмирала С. Вудварда — авианосец «Корал Си»

Впрочем, не нужно забывать, что С. Вудвард, помимо «Глэморгана» имел в своем распоряжении еще 3 фрегата и 3 вспомогательных судна, которых использовал для «атак» на АУГ с различных сторон. Несмотря на то, что атака началась с 250 миль (едва ли в реальной боевой обстановке британским кораблям было бы «позволено» подойти к АУГ так близко) и безусловно-высокий профессионализм английских моряков, из 7 задействованных для атаки кораблей и судов удача улыбнулась только одному.

В целом же можно констатировать следующее – по части противостояния АУГ США шансы вышеперечисленных кораблей невысоки, но, вероятно, у подлодки «Ясень-М» они все же выше, за ним идет ТАРКР и на последнем месте – тройка фрегатов.

Локальные конфликты

Однако нужно понимать, что глобальная война – вовсе не единственная форма конфликта, к которой ВМФ РФ следует готовиться. СССР, и, в дальнейшем, РФ имел ранее и имеет сегодня своим основным геополитическим противником США и НАТО. Однако воевать нам приходилось то в Афганистане, то в Чечне, то в Грузии, то в Сирии… Иными словами, мы не должны игнорировать возможность участия нашего флота в каких-то локальных конфликтах, наподобие того, что случился у англичан и аргентинцев в 1982 г. за Фолклендские острова.

Так вот, как ни странно, но в подобного рода конфликтах модернизированный ТАРКР может проявить себя значительно лучше многоцелевой АПЛ. Этот тезис отлично иллюстрирует опыт англичан в их войне за Фолклендские острова, где британские АПЛ продемонстрировали буквально-таки вопиющую бесполезность.

Напомним коротко, как развивались события. После захвата Фолклендских островов Аргентиной, британцы, решившись на силовое решение конфликта, должны были решить 3 задачи:

1. Установить господство на море и в воздухе в районе оспариваемых территорий.

2. Обеспечить высадку десанта необходимой численности.

3. Разгромить и принудить к сдаче аргентинские сухопутные силы, захватившие Фолклендские острова.

Прямо скажем, что сил для этого у англичан было немного. Аргентина могла использовать против британской эскадры порядка 113 боевых самолетов, из которых реальную боевую ценность имели 80 «Миражей», «Даггеров», «Супер Этандаров» и «Скайхоков». Англичане к началу операции располагали аж 20-ю «Си Харриерами» FRS.1, единственным преимуществом которых было то, что они размещались на двух авианосцах, которые могли, по желанию командующего подходить к Фолклендским островам сколь угодно близко, в то время как аргентинским пилотам приходилось действовать с материка, и почти на предельный радиус действия. Впрочем, это не касалось авиагруппы единственного аргентинского авианосца.

Иными словами, ничем, хотя бы отдаленно похожим на превосходство в воздухе Королевский флот не располагал. Не имел он также и заметного превосходства в надводных силах, потому что, не считая авианосцев, аргентинский флот имел в своем составе 8 надводных кораблей, включая легкий крейсер, 4 эсминца и 3 корвета, а англичане – 9 кораблей класса «эсминец» или «фрегат». Количество пусковых установок крылатых ракет у англичан и аргентинцев было одинаковым, по 20, причем и те, и другие использовали ПКР «Экзосет».

Иными словами, получалось, что в воздухе аргентинцы имели преимущество, а над водой – примерное равенство в силах. Таким образом, единственным «козырем» Королевского флота оставались подводные лодки, в которых англичане имели абсолютное превосходство: трем атомным ПЛ Великобритании могла противостоять одна-единственная дизельная ПЛ (германского проекта 209) «Сан-Луис».

Хотелось бы отметить, что из трех британских АПЛ две – «Спартан» и «Сплендит», относились к типу «Свифтшур» и были самыми современными кораблями, вошедшими в состав флота в 1979 г. и 1981 г. соответственно. 

АПЛ «Спартан»

Это были АПЛ умеренного водоизмещения 4 400/4 900 т (стандартное/подводное), с экипажем в 116 чел., и вооруженные пятью 533-мм торпедными аппаратами с боекомплектом в 20 ед., в который, помимо торпед и мин могли входить также крылатые ракеты «Саб-Гарпун» или «Томагавк». Хотя ракет, по всей видимости, во время Фолклендского конфликта на них не было.

В подводном положении АПЛ могли развить до 30 узлов, но главным их преимуществом стало использование водометного движителя вместо классических винтов, что позволило серьезно снизить их малошумность. Третья атомарина – «Конкэррор», хотя и относилась к предыдущему типу АПЛ «Черчилль», но, по состоянию на 1982 г. также была вполне современным боевым кораблем.

Что должны были сделать эти три британских подводных корабля? План аргентинского флота был достаточно прост – в преддверии английской атаки он вышел в море, развернув три тактические группы, и был готов атаковать, как только британцы начнут высадку. Таким образом, английские подводники должны были перехватить эти группы в 400-мильном промежутке между побережьем Аргентины и Фолклендскими островами и уничтожить как можно больше аргентинских кораблей.

Что удалось британским АПЛ? Из трех тактических групп англичане не сумели найти ни одной. Да, «Конкэррор» сумела войти в контакт с TG-79.3 в составе легкого крейсера «Адмирал Бельграно», и двух эсминцев, но местоположение отряда аргентинцев подсказала ей космическая разведка Соединенных Штатов. Безусловно, современной атомарине было не слишком сложно сопровождать три боевых корабля еще военной постройки, не имевших современного акустического оборудования, и утопить «Бельграно» когда был получен такой приказ.

Но черный юмор ситуации заключается в том, что аргентинцы ставили TG-79.3 сугубо демонстрационные задачи: иными словами, эта группа должна была отвлечь на себя внимание англичан, в то время как палубная авиация единственного аргентинского авианосца совместно с самолетами сухопутного базирования и «Сан-Луис» нанесли бы главный удар. И даже демонстрационную группу английским подводникам удалось обнаружить лишь с подсказки американцев!

В то же время, «Сплендид» и «Спартан», развернутые севернее, так и не смогли обнаружить главных сил аргентинского флота и никакого ущерба ему они не нанесли. Результат тем более печальный, что на «Сплендид» получили информацию о контакте британского «Си Харриера» с аргентинским эсминцем «Сантисимо Тринидад», который вместе со своим «систершипом» «Геркулес» и авианосцем «Вейнтисинко де Майо» образовывал тактическую группу TG-79.1.

В дальнейшем все три атомарины были отправлены к побережью Аргентины, в надежде обнаружить там вражеские боевые корабли, но из этой затеи ничего не вышло. Никого они обнаружить не смогли, зато одна из АПЛ сама была обнаружена и атакована аргентинской авиацией, и их отозвали, назначив им районы патрулирования в непосредственной близости от Фолклендских островов.

Достоверно это неизвестно, но, похоже, лишь некачественный боеприпас спас англичан от тяжелой и крайне обидной потери. Дело в том, что 8 мая аргентинская подводная лодка зафиксировала неизвестную цель, идущую со скоростью 8 узлов, атаковала ее противолодочной торпедой. Акустик зафиксировал шум удара металла о металл, но взрыва не последовало. Скорее всего, «Сан-Луис» торпедировала новейшую британскую «Сплендид», потому что никаких иных британских кораблей в том районе не было, и кроме того, по некоторым данным, сразу после этого «Сплендид» покинула район боевых действий. Хотя, конечно, быть может все это аргентинским морякам и привиделось — на войне бывает еще и не такое.

Иными словами, атомарины Королевского флота не смогли нанести поражения надводным силам неприятеля, не смогли обеспечить ПЛО британского соединения, нейтрализовав «Сан-Луис», а новейшая «Сплендид», возможно, сама чуть не стала жертвой аргентинской ПЛ. Англичане пытались использовать их в качестве постов ВНОС, то есть воздушного наблюдения, оповещения и связи.

Идея заключалась в том, чтобы британские атомарины всплыв в непосредственной близости от аэродромов, на которых базировалась аргентинская авиация визуально отслеживали ударные авиагруппы, направляющиеся к Фолклендам… естественно, ничего хорошего из столь экстравагантного использования АПЛ получиться не могло. В то же время английские силы, не будучи способными установить воздушное господство над районом операции, испытывали крайнюю нехватку современных средств ПВО для отражения аргентинских налетов. В этом их атомарины, конечно, ничем не могли помочь.

Безусловно, лучшим вариантом усиления корабельной группы англичан стал бы катапультный авианосец, несущий классические палубные самолеты (не СВВП). Но, если бы у англичан был выбор между одной дополнительной АПЛ «Ясень М», или тремя фрегатами проекта 22350 или же модернизированном ТАРКР «Адмирал Нахимов», то британский командующий совершенно наверняка предпочел бы атомный крейсер или фрегаты.

Можно предполагать, что в операции, подобной Фолклендскому конфликту, наиболее полезным оказался бы именно атомный крейсер – по причине большого боекомплекта, которого хватило бы не только на уничтожение флота Аргентины, но и на атаку наземных целей крылатыми ракетами, а также высокой боевой устойчивости – вывести из строя свободнопадающими бомбами или даже ПКР «Экзосет» такой корабль, как ТАРКР очень тяжело. По некоторым данным, наши ТАРКР должны были выдерживать до 10 попаданий «Гарпунами», сохраняя при этом боеспособность. А кроме того, ТАРКР идеально подошел бы на роль лидера ордера ПВО, так как он обладает достаточными возможностями для оперативной координации действий группы боевых кораблей.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Возвращение в строй «Адмирала Нахимова» с последующей модернизацией «Петра Великого» по его «образу и подобию» есть безусловное благо для нашего флота, и можно только пожалеть, что «Адмирала Лазарева» спасти не удалось. Цена за возрожденный ТАРКР – три фрегата проекта 22350 или одна МАПЛ «Ясень-М» не выглядит чрезмерной, потому что у него имеется своя тактическая ниша, задачи, с которыми он сможет справиться лучше, чем фрегаты или МАПЛ.

В случае угрозы глобального конфликта подобный корабль в составе СФ мог бы уйти на боевую службу в Средиземное море, где залп 80 «Цирконов», при удаче, способен нанести решающие потери 6-ому флоту США. На Тихом океане такой корабль, действуя под прикрытием авиации наземного базирования представлял бы заметную угрозу для АУГ, желающих нанести удары по нашим дальневосточным объектам и серьезно осложнил бы их действия.

В локальном конфликте ТАРКР способен быть флагманом и настоящей «точкой опоры» небольшой корабельной группы (большую нам просто не собрать), потому что, за редким исключением, страны третьего мира не располагают средствами и/или достаточным профессионализмом для того, чтобы уничтожить корабль этого класса.

Ну и, конечно, Андреевский флаг над двадцатипятитысячетонным стальным гигантом, ощетинившимся радарами, ракетами и артиллерийскими орудиями, и способным в одиночку расправиться с военным флотом иных региональных держав, выглядит… гордо.

ТАРКР «Пётр Великий»

Так может быть, идея о строительстве атомных эсминцев типа «Лидер» не столь уж оторвана от реальности?

Увы, но вот это как раз крайне сомнительно. Дело в том, что при модернизации ТАРКР эпохи Советского Союза мы пользуемся уже готовыми огромными корпусами, а также сохраняем имеющуюся ядерную энергетическую установку. При этом речь идет не только о реакторе, а, насколько известно автору, также и о турбинах, валах и т.п. – все это составляет значительную долю стоимости атомного боевого корабля.

Известно, что на эсминцах «Арли Берк» стоимость корпуса вместе с ходовой составляет порядка 30% общей стоимости корабля, остальное – это системы вооружения, радары, БИУС и т.д. Но ЯСУ намного дороже, и можно предполагать, что в случае отечественных «Лидеров» указанные стоимости будут соотносится как 50 на 50. В свою очередь это говорит о том, что реальная стоимость отечественного атомного «эсминца» в 20 тыс. тонн водоизмещением вполне может оказаться сопоставимой с шестью фрегатами проекта 22350 или же двумя многоцелевыми АПЛ, а это уже совсем другая арифметика…

/Андрей из Челябинска, topwar.ru/

army-news.ru

крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

Адмирал Нахимов – название тяжелого атомного ракетного крейсера, вступившего в 1988 году в боевой строй Северного флота ВМФ СССР. Какими-то особыми заслугами он не успел отметиться, десятилетие спустя его поставили на ремонт с широкомасштабной модернизацией. Процесс этот, включает применение самых современных технологий, принятых на вооружение в современном кораблестроении.

На ремонте он остается и сейчас, подробности, по понятным причинам, не слишком освещаются. Неизвестно, станет ли после этого «Адмирал» флагманом российского флота, но то, что он будет одним из лучших кораблей такого типа, это вне всяких сомнений.

Первый «Адмирал Нахимов» – отсчёт «несчастных» кораблей

Мало кто знает, но нынешний атомный крейсер, уже седьмой корабль в истории российского флота, носящий имя прославленного флотоводца. Всех его предшественников постигла печальная участь, так, словно какой-то рок преследует суда с этим названием. Моряки, народ суеверный, склонны видеть в этом мистический след – якобы, здесь не обошлось без вездесущих потусторонних сил. Такое объяснение, конечно, далеко от научного, но в трагической судьбе каждого «Нахимова» есть что-то необъяснимое.

Первым из них был броненосный крейсер (фрегат) «Адмирал Нахимов», спущенный со стапелей Балтийского судостроительного завода в 1885 г. Спроектировал судно гениальный военный кораблестроитель инженер-полковник Самойлов, добившийся потрясающих результатов.

Благодаря его стараниям, крейсер, был самым современным и эффектным военным кораблём, в момент спуска на воду. Он стал первым из судов Российского Императорского флота оборудованный оружейными башнями, палубная артиллерия играла второстепенную роль, и на нем уходила в прошлое.

Длина, м101,3
Ширина, м18,6
Осадка, м8,3
Водоизмещение, тонн8473
Мощность, л. с.
-средняя
-предельная

4000
7768
Максимальная скорость хода, узлов16,7
Броневая защита, мм
борта
барбетов
рубки
палубы

254
203
152
51-76
Основная корабельная артиллерия4х2 х 203-мм
10 х 152-мм
Дополнительное вооружение12 х 47-мм
6 х 37-мм
2 х 64-мм
Торпедные аппараты3 х 381-мм
Экипаж, человек572

Военная история корабля оказалась не слишком продолжительной, первая и последняя война, в которой он принял участие – Русско-японская. Но броненосному крейсеру «Адмирал Нахимов» не посчастливилось показать все свои боевые качества в серьезном столкновении. Проходя Корейский пролив, русская эскадра подверглась атаке японского флота, крейсер получил 30 пробоин и начал черпать воду.

Вблизи острова Цусима он был торпедирован японскими миноносцами, получив пробоину в носовой части по правому борту. Утром 15(28) мая 1905 года, при появлении вражеских судов, он был затоплен командой.

Трагическая история судов, носящих имя прославленного адмирала

«Адмирал Нахимов» был не первым, и далеко не последним из одноименных кораблей, которые буквально преследовали несчастья. Многие связывают эти события именно с названием, приписывают какие-то тайны и пытаются найти закономерность в этом. Но ничего подобного в истории всех «Адмиралов», не прослеживается, все, что их объединяет, только именем и ограничивается.

Что касается гибели судов, ничего мистического в ней нет, она кажется естественной, хотя, не все так просто, некоторые моменты просто не поддаются объяснению.

Первым, чья гибель впоследствии дала основание говорить о роковой закономерности, был торговый пароход «Адмирал Нахимов», в 1897 г. совершавший обычный рейс в Константинополь. Он попал в шторм вблизи Босфора, и затонул с грузом зерна и всем экипажем.

Следующим из «несчастливых судов» стал крейсер Черноморского флота «Червона Україна», до Октябрьской революции называвшийся «Адмиралом Нахимовым». В ноябре 1941 г., после массированного налёта вражеской авиации, находясь у входа в Цемесскую бухту, он получил многочисленные повреждения, а спустя несколько часов затонул.

Единственный из «Нахимовых» не затонувший, а закончивший свои дни вполне мирно, был советский крейсер построенные вскоре после войны. В 1960 году его списали, и некоторое время использовали как мишень при испытании новых противокорабельных ракет, в результате этого он получил серьезные повреждения – днище крейсера было деформировано настолько, что ремонту он не подлежал.

Некоторое время вокруг него сохранялась секретность, в результате чего, у многих людей разыгралась фантазия. Но опять трудно провести параллели, между ним и броненосным крейсером «Адмирал Нахимов» затонувшим у острова Цусима.

А вот в гибели пятого и шестого «Адмиралов Нахимовых», действительно, прослеживается нечто таинственное и неприродное. Сначала несчастье постигло научно-исследовательское судно, неожиданно затонувшее в 1973 г., оно камнем ушло на дно на глазах многочисленных свидетелей, всего за минут после того как перевернулось.

Происходило это в небезызвестной роковой бухте, буквально у самого причала Новороссийска, а вместе с кораблем утонула половина экипажа. Наиболее трагической, стала судьба последнего из затонувших кораблей с именем великого флотоводца. В его истории нет взаимосвязи с броненосным крейсером «Адмирал Нахимов», но местом крушения, странно, но снова стала Цемесская бухта.

В последний день августа 1986 года, круизный теплоход «Адмирал Нахимов», при хорошей видимости столкнулся с балкером «Петр Васев» у мыса Дооб, в 13 км от Новороссийского порта.

В 23 ч. 20 мин., спустя всего 8 минут после не понятно как случившегося столкновения, теплоход полностью скрылся под водой. Это стало настоящей катастрофой, повергшей весь советский народ в шок – из почти 1000 пассажиров и членов экипажа погибло или пропало без вести 423 человека, среди них было почти 100 детей.

Последний из «Адмиралов»: новое слово в кораблестроении

Атомный крейсер пр. 1144 Орлан «Адмирал Нахимов» (ТАРКр) является одним из 4-х линкоров подобного типа. Его спустили со стапелей 29 апреля 1986 года, за 4 месяца до катастрофы одноименного круизного теплохода, а через два года он уже вступил в строй Северного флота. Правда, назывался он тогда «Калинин», переименовали его уже после распада СССР, в 1992 году. Послужной список нового «Адмирала» состоит из нескольких выходов на тактические учения со стрельбами в водах Баренцева и Белого моря.

По результатам, крейсер прекрасно себя проявил, и хотя в целом проект 1144 признали провальным, «Адмирал Нахимов» единственный из себе подобных оправдал надежды.
Первым делом «Адмирал Нахимов», тогда еще «Калинин», после спуска на воду отправился на Балтику, где проходил 2-х месячное тестирование ходовых возможностей. Техники остались довольны всеми показателями, после чего, крейсер пошел в Северное море, где создавались более сложные условия на завершительной стадии испытаний.

В общей сложности, за это время он преодолел более 5000 морских миль, никаких неполадок в работе двигателей и системе навигации, не обнаружили. Новенький ракетный крейсер признали вполне годным к службе, и в конце 1988 г. он влился в 120 Бригаду, входившую в состав Краснознаменного Северного флота, где стал самым мощным из его судов.

После учебных стрельб, с использованием главного ракетного комплекса, проводившихся в 1989 г. в акватории Баренцева моря, будущий «Адмирал Нахимов» заслуженно получил награду главкома ВМФ СССР. Спустя год, в 1990 г. он снова отличился на стрельбах в водах Белого моря, и был признан лучшим боевым судном из входящих в 7-ю оперативную эскадру Северного флота.

В начале 1991 г. уже заслуженный и признанный командованием ракетный крейсер, включенный в состав тактической группы состоящей из 4-х судов под командованием Александра Бражника, отправился на свое первое боевое дежурство в район Средиземного моря.

Здесь крейсер оказался в центре событий, в момент спасения экипажа с тонущего турецкого судна «Свероглу». Миссия его длилась полгода, после чего тяжелый крейсер в конце июля 1991 г. вернулся в Североморск.

«Адмирал Нахимов» в тяжелые годы для российского флота

С распадом Советского Союза для крейсера, тогда еще носившего название «Калинин», как и всего ВМФ России, наступили тяжелые времена. В самом конце сентября 120-я Краснознаменная бригада, одна из самых боеспособных в Северном флоте была расформирована. Из отдельных судов бригады создали 43-ю ракетоносную дивизию, и снова крейсеру повезло больше чем многим другим, отправившимся на разборку и утилизацию, его приняли в ряды новообразованной тактической флотилии.

Спустя полгода, в апреле 1992 г. корабль получил нынешнее название и стал объектом пристального внимания иностранных делегаций из Финляндии и Италии, посетивших «Адмирал Нахимов» той же осенью.

В середине осени 1994 г. атомный крейсер принял участие в тактических учениях в составе ударной группы, 7-й оперативной эскадры, вместе с эсминцами «Росторопным» и «Безудержным». Учебные стрельбы проводились при непосредственном участии командующего 43-й ракетоносной дивизии контр-адмирала Лякина,и под руководством, находившегося на борту «Адмирала Нахимова» контр-адмирала Доброскоченко.

Проводились учения в чрезвычайно сложных условиях, что указывало на их значимость, специально для этого перекрыли акваторию на площади 300 км. Как и 4-ю годами ранее, крейсер показал лучший результат и заслуженно получил награду главкома ВМФ.

В очередной раз «Адмирал Нахимов» доказал свою уникальность и состоятельность.

Из 11 учебных мишеней в виде крылатых ракет, идущих по низкой траектории с интервалом пуска в 5 секунд, тяжелый крейсер поразил 7 из них. Для стрельбы использовались ракеты комплекса «Форт» и «Оса-МА», 19 из которых было выпущено в течение 70 секунд, только 4 боезаряда прошли мимо и упали в море.

Для сравнения, эсминцы из состава оперативной группы, израсходовав намного больший боезапас, сбили всего 2 мишени. Результаты, показанные тяжелым крейсером, стали поворотным моментом, и примером для подражания при оснащении других боевых кораблей ВМФ России.

Увядающая мощь «Убийцы авианосцев»

На сегодняшний день, ракетный крейсер российских ВМФ остается самым большим из боевых кораблей, из тех, что относятся к подобному типу, во всем мире. Его боевые качества не могли не заметить представители блока НАТО, отметив ударную силу и мощь корабля, меткой и емкой характеристикой, называя крейсер «убийцей авианосцев».

Но в действительности возможности «Адмирала Нахимова» намного шире, чем думают на Западе. Он способен одинаково эффективно поражать как надводные, так и подводные цели. Отражать авиационные атаки, и совершать дальние походы, оставаясь практически незаметным для радиолокационных средств.

Для сравнения можно привести знаменитые ракетные крейсеры, поставленные на вооружение ВМС США, и ряда дружественных им стран, типа «Тикондерога». А так же, мощнейший из НАТОвских судов, теперь уже списанный ракетный крейсер «Кольбер». Это наиболее приближенной аналог проекта 1144 Орлан, они призваны выполнять те же функции:

НаименованиеТАКР «Адмирал Нахимов»Ракетный крейсер типа «Тикондерога»Крейсер французских ВМФ «Кольбер»
Длинна, м251172,8180,5
Ширина, м28,528,520,3
Осадка, м9,19,76,5
Водоизмещение:
- стандартное
- полное, тонн

24300
26190

-
9800

9085
11100
Скорость хода:
- средняя
- максимальная, узлов

17
32

-
32

-
33
Мощность, л. с.1400008000087000
Дальность похода, мильБез ограничений60004000
Артиллерия1 х 2 АК-1302 х 1 АУ Mk 45 127-мм2 х 1 100-мм Model68
Зенитное вооружение6 ЗРАК «Кортик»2 х 6 Phalanx CIWS 20-мм
2 х 1 Mark-38 25-мм
6 х 2 57-мм modele 1951
Ракетное вооружение20 ПКР П-700 «Гранит»
ЗРК С-300 «Форт»
ПУ ЗРК «Оса-М»
ПКРП «Гарпун»
УВП «Томагавк»
1 х 2 ПУ ЗРК «Масурка»
Противолодочное вооружение1 х 10 РБУ-12000
2 х 6 РБУ-1000
--
Авиационная поддержка3 Ка-272 Bell AH-1Z Viper:1 вертолет
Экипаж, человек727387560

Вполне очевидно, что характеристики современного тяжелого и броненосного крейсера позапрошлого века «Адмирал Нахимов», не идут ни в какое сравнение. Однако в конце прошлого века, командование Северного флота ВМФ России, признало его технически устаревшим.

По срокам службы, он намного уступает предшественнику, его боевой путь оказался необычайно коротким, всего 9 лет. Ему так и не удалось выйти на заветное боевое дежурство на просторах Североатлантического стратегического сектора. Вместо этого, в 1997 г., после посещения и благословления патриарха, крейсер ушел в свой последний на сегодняшний день поход – в доки Северодвинского ремонтного завода.

Ремонт «Адмирала Нахимова» и общая модернизация устаревших систем

По начальному плану, предполагалось модернизированный атомный ракетный крейсер нового поколения «Адмирал Нахимов», спустить на воду к концу нынешнего года. Но задержки, связанные с высокой стоимостью запланированного проекта, не позволили этого сделать, он был заморожен более чем на десятилетие. С 1999 до 2012 гг. он нетронутым простоял на Севмаше в Северодвинске, за 12 лет, единственное что сделали – выгрузили отработанное ядерное топливо.

С 2011 до 2012 гг. велись работы по подготовке линкора к преобразованию, и только в 2013 году, после окончательного заключения контракта с Военным Министерством, начался переход к активной фазе модернизации.

В течение 3 лет продолжался полный демонтаж устаревшей электроники и технического оборудования. Параллельно с этим, ремонтники занимались дефектацией корпуса – единственное, что останется от старого крейсера. В конце 2014 года основательно разгруженный «Адмирал Нахимов» перевели в док с наливным бассейном, где в начале 2015 года приступили к огневой части работ.

В конце 2015 – начале 2016 гг. завершили выгрузку старого оборудования и работы по дефектации, перейдя к процессу грунтовки обновленной конструкции. В настоящий момент, уже ведутся активные работы по монтажу современных систем и технического комплекса.

Такие же кардинальные перемены, кроме технической части, коснутся и вооружения, крейсер будет полностью переоснащен. Комплексы «Кортик», «Смерч» и «Форт», разработанные еще 40 лет назад, безнадежно устарели, они малоэффективны по сравнению с современными стандартами НАТО.

Вместо старого советского вооружения, планируется установить на «Адмирале Нахимове» 10 новейших комплексов вертикального ракетного пуска «Калибр» и «Оникс».

Особенно примечательны гиперзвуковые ракеты «Циркон», достигающие скорости в 8 Махов, и уничтожают даже небольшие цели на расстоянии более 1000 км. Но главные особенности такого вооружения, это полная беспомощность ПВО против них.

По новому плану, озвученному официальными представителями Севмаша, окончание модернизации намечено на 2021 год. Каким он будет, можно еще представить, даже с учетом скупых сведений об этом. А вот что ждет уже седьмой «Адмирал Нахимов» в будущем, и не повторит ли он судьбу своих предшественников, об этом приходится только гадать

Видео

warbook.club

Модернизация крейсера "Адмирал Нахимов" - Живой журнал морского инженера — ЖЖ

Газета «На страже Заполярья», выпуск от 19 апреля 1981 года:

«You look nice» (Здоровски выглядишь) - семафор с британского эсминца «Ньюкасл», наблюдавшего за переходом крейсера «Киров» на Северный флот.


Для начала несколько сухих официальных строчек, взятых у пресс-службы Севмаша:

Севмаш заключил контракт с Министерством обороны РФ на ремонт и модернизацию тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов».

Документ подписан заместителем Министра обороны РФ Юрием Борисовым и генеральным директором ОАО «ПО «Севмаш» Михаилом Будниченко. Тактико-техническое задание по модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» утвердил Министр обороны РФ Сергей Шойгу. Первоочередная задача предприятия – заключение контракта на разработку технического проекта модернизации крейсера, который будет выполнять «Северное ПКБ». «Сейчас на предприятии начался подготовительный этап: монтаж систем технологического обеспечения, освидетельствование и дефектация оборудования паропроизводящей и паротурбинной установки, а также демонтаж узлов и агрегатов. 70 процентов демонтированного оборудования подлежит замене»,– пояснил начальник управления ремонта, модернизации и гарантийного надзора ОАО «ПО «Севмаш» Сергей Хвиюзов.

Как отметил первый заместитель генерального директора ОАО «ПО «Севмаш» Сергей Маричев, объем работ на тяжелом атомном ракетном крейсере сравним с уровнем работ по ремонту и модернизации авианосца «Викрамадитья». «Адмирал Нахимов» должен стать самым современным ТАРК в военно-морском флоте. На нем будут установлены современные виды вооружений, прошедшие испытания.

Ближайший серьёзный этап для корабля – докование в гидроузле. Оно запланировано на 2014 год. В соответствии с заключённым договором корабль должен войти в боевой состав флота в 2018 году.




фото: http://fotoflota.livejournal.com/35799.html

Разговоры о модернизации крейсеров проекта 1144 ходили уже давно. Думаю, многим небезынтересно будет увидеть копию письма, направленную ветеранам крейсера "Киров" (ныне "Адмирал Ушаков") главкоматом ВМФ:

Подтверждением того, что "Нахимов" будет не единственным модернизируемым, может служить и ответ общественной интернет-приемной заместителя председателя правительства России Д.О.Рогозина:


В: Уважаемый Дмитрий Олегович! К Вам обращаются тысячи людей, служивших в разное время на атомном крейсере «Киров», который в настоящее время стоит на приколе в г.Северодвинске. В 2009г мы обратились к Президенту РФ с просьбой разъяснить нам дальнейшую судьбу корабля... Не будем утомлять Вас военной терминологией о предназначении атомных крейсеров данного проекта, а скажем в двух словах: атомный крейсер – это мощь флота и престиж страны! Уважаемый Дмитрий Олегович! Помогите нам (и стране!) спасти наш крейсер! Председатель совета ветеранов атомного крейсера «Киров», В.Р., Секретарь совета – Б.П.

О: Крейсер "Киров" (ныне "Адмирал Ушаков") возвращен в состав Военно-Морского Флота. В настоящее время ведется разработка проекта модернизации кораблей этого типа.


А что же ожидает крейсер после модернизации? Довольно интересная (хотя, местами и немного глупая) заметка позволяет нам увидеть предполагаемый объём изменений:

Модернизация «Адмирала Нахимова» будет не менее серьёзной работой. Известно, что будет почти полностью обновлён состав радиоэлектронного оборудования и радиотехнических средств. Также известно, что «главный калибр» — комплекс противокорабельных ракет «Гранит», будет заменён универсальными пусковыми установками, в которых могут размещаться как сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс» (известные под экспортными вариантами «Яхонт» и «Брамос»), так и ракеты универсального комплекса «Калибр» (экспортный вариант носит название Club).

Пока не ясно, какие комплексы ПВО будут установлены в ходе модернизации, ведь работы по новому морскому комплексу дальнего действия ещё не завершены. Так же как и по комплексу средней дальности «Полимент-Редут». Надо заметить, что флот особо остро нуждается именно в кораблях, обладающих возможностями зональной ПВО, каковыми и являлись «Орланы». Впрочем, если удастся восстановить работоспособность ЗРК С-300Ф и каким-то образом заменить устаревший ЗРК «Оса» (к сожалению, уже вряд ли удастся установить более современный ЗРК «Кинжал») — то даже это сделает «Адмирал Нахимов» одной из самых ценных боевых единиц нашего флота.


Таким образом (делая краткую выжимку из обсуждений на bmpd), получается, что на корабле будут проведены:

  • капитальные работы по реактору;

  • замена вспомогательных машин;

  • замена главного ударного комплекса на УКСК со сменой конфигурации ряда отсеков;

  • замена главного комплекса ПВО;

  • замена Кинжала;

  • замена МЗА;

  • замена радиолокационного оборудования и РЭБ;

  • замена БИУС;

  • капитальные работы по ГАК с элементами глубокой модернизации;

  • замена ряда постов;

  • замена еще много чего и общекорабельные ремонтные работы.


По сообщению "Взгяда" стоимость модернизации обойдётся в 50 миллиардов, что сравнимо со стоимостью целой бригады российских 11356-х


[О фото]
Фотография, а, соответственно и стоимость, была найдена на просторах инета в обсуждении прошлогоднего скандала Сердюкова и Министерства Обороны по поводу стоимости военной техники

Но в тоже время, не стоит забывать, что модернизация такого крейсера обеспечит работой минимум на пять лет очень многих людей, деньги, потраченные на корабль, останутся внутри страны, а не будут поддерживать экономику Франции и, что мне кажется самым главным, на крейсере будут обкатаны те технологии, которые, возможно, будут применяться на перспективном эсминце. Таким образом, получится сохранить кадровый состав и подготовить страну к строительству нового флота на много десятилетий вперёд (о чём был мой предыдущий пост).

Важность модернизации именно на Севмаше обусловлена ещё и тем, что после передачи в конце этого года авианосца индийцам, судоремонтники окажутся без работы, а важно сохранить ценные кадры для будущих проектов.

Кроме того, глядя на сроки планируемого вступления модернизированного крейсера в строй, получается, что он сможет вместе с Мистралем и фрегатом 22350 организовать что-то типа АУГ, на которой будут отрабатываться вопросы применения и взаимодействия переспективных авианосных групп, а в том, что они будут, я не сомневаюсь --- купят Мистрали, модернизируют Кузю, начнут проектировать и строить новый...

gorjatschew.livejournal.com

Крейсер «Адмирал Нахимов» ожидает модернизация с «пластической операцией»

Российский тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» ожидает модернизация, которая приведет к изменению внешнего вида корабля, сообщают Известия.
В главкомате ВМФ газете рассказали, что инженерные изменения в конструкции « Нахимова» уже согласованы, сейчас оценивается их предварительная стоимость, а также сроки выполнения. Перестройка корпуса необходима для размещения перспективных систем вооружения. «Изменения, хоть и будут заметными, коснутся не всего корабля, а в первую очередь ракетной палубы и надстройки; ядерные реакторы корабля менять не будут, лишь обновят системы, обеспечивающие их работу», пояснили военные.

Изначально предполагалось, что модернизация не будет затрагивать корпус корабля, однако после демонтажа старого оборудования необходимость «пластической операции» стала очевидна.

Корабль получит универсальные стрелковые комплексы (УКСК), которые в зависимости от решаемых задач можно снаряжать ракетами разных типов. На «Нахимове» также планируется установить современный комплекс ПВО «Полимент-Редут» с дальностью стрельбы до 150 км. Будет смонтирована новая электроника, в частности современные радары, цифровые системы связи, а это предполагает замену и антенного хозяйства.

Основным противокорабельным оружием «Нахимова» должны стать перспективные гиперзвуковые ракеты «Циркон», которые, как ожидается, будут приняты на вооружение в следующем году. Для уничтожения наземных целей будут применяться крылатые ракеты «Калибр».

Кроме того корабль получит мощный бортовой компьютер, «будет способен сам оценивать обстановку, прогнозировать ход боя и даже самостоятельно применять вооружение».

Локальные переделки корпуса просто необходимы, поскольку из корабля вынимается вся старая начинка и ставится принципиально новая. Например, установка новой гидроакустической станции означает переделку носового бульба. Основные переделки, надо полагать, коснутся полубака, поскольку там будут ставиться универсальные пусковые установки для новых ракет. Поменяют антенный комплекс, поэтому изменится внешний вид надстройки, которая сейчас напоминает пагоду,

рассказал эксперт по ВМФ Дмитрий Болтенков.

topwar.ru

Крейсер "Адмирал Нахимов" вернется в строй до 2020 года — Российская газета

"В соответствии с планом завод производит замену и обновление систем жизнеобеспечения корабля, радиотехнического вооружения, систем корабельной энергетики. Планом модернизации также предусмотрена замена комплексов ракетного и артиллерийского вооружения ТАРКР "Адмирал Нахимов", - сказал собеседник агентства.

По словам Дыгало, после модернизации, которая началась в 2014 году, корабль будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками и существенно усилит потенциал надводных сил ВМФ России.

Стоит добавить, что в процессе глубокой модернизации ТАРК "Адмирал Нахимов" будет вооружен новейшими гиперзвуковыми ракетами "Циркон". В 2015 году "РГ" сообщала, что "Севмаш" заказал для "Адмирала Нахимова" 10 универсальных вертикальных пусковых установок . Согласно техническому заданию, они будут доработаны для использования в них ракет 3К-14, 3М55, 3К-22, 9К (соответственно, "Калибр", "Оникс", "Циркон".

Каждая пусковая установка вмещает восемь ракет, таким образом, после модернизации крейсер будет нести 80 противокорабельных ракет разных типов. Сейчас "Адмирал Нахимов" вооружен 20 советскими ПКР "Гранит" в индивидуальных пусковых установках.

Кроме того, в процессе модернизации крейсер получит новый мощный бортовой компьютер, разработанный в Объединенной приборостроительной корпорации.

Компьютерный блок будет способен прогнозировать различные варианты развития событий, начиная от конкретной точки "здес-сейчас". Это серьезно поможет командиру в выработке стратегии боя. Кроме того, управляющая система обеспечит видеосвязью все отсеки корабля.

Справка "РГ"

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" проекта 1144 "Орлан" до 1992 года имел название "Калинин". Он был заложен 17 мая 1983 года на Балтийском судостроительном заводе. Корабль спустили на воду 25 апреля 1986 года. 30 декабря 1988 года он пополнил боевой состав ВМФ России. 22 апреля 1992 года его переименовали в "Адмирал Нахимов".

rg.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о