40В6М р – 40В6М (универсальная вышка) — Википедия

Содержание

40В6М (универсальная вышка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июля 2014; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июля 2014; проверки требуют 3 правки.
40В6М

Низковысотный обнаружитель 76Н6 (слева) и радиолокатор подсвета наведения 30Н6 (справа) на вышках 40В6М .
Тип передвижная вышка
Страна СССР СССР/Россия Россия
На вооружении с 1970 -
Варианты 40В6МД

Универсальная передвижная вышка 40В6М — составная часть комплексов С-300П различных модификаций. Разработана для расширения возможностей комплексов по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развёртывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности. Вышка

ru.wikipedia.org

Техника ПВО в Музее Автоваза

Как и обещал - пост про системы ПВО в Техмузее Автоваза написать.

Итак, как обычно, при полном отсутствием Жигулей и Лад, а также Логанов, в Музее очень много техники ПВО, включая малокалиберную артиллерию, радиолокационные станции и зенитные ракетные комплексы.


1. ЗСУ-23-4 "Шилка"

2.РЛС П-14 "Оборона" из состава ЗРК С-200

3.  и наземный радиозапросчик "свой-чужой" 73Е6

4. Антенная машина тропосферной станции Р-410М-7,5

5. Антенная машина тропосферной станции Р-410М-7,5

6. Радиовысотомер ПРВ-9

7.

8. РЛС П-35

9. РЛС П-14 "Оборона" и наземный радиозапросчик "свой-чужой" 73Е6

10. РЛС П-18

Еще фотографии РЛС есть в моем более раннем отчете на сайте "Вестник ПВО".

Зенитная ракетная система С-300П
Войска ПВО Страны
ЗРК С-300ПТ, С-300ПС
11. Универсальная передвижная вышка 40В6М (высотой 25 м) с низковысотным обнаружителем 5Н66М (76Н6Е - для экспорта)  и кабиной Ф1 радиолокатора подсвета и наведения из состава КП 5Н63.

12. Для расширения “зоны видимости” радиолокатора управления огнем была создана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой 25 м, перевозимая на автомобиле МАЗ-537.

13. Вообще, если приглядеться, что возможно это кабина Ф1 от буксируемого (первого) варианта ЗРК С-300ПТ

14.

15.

16.

17.

18. Для расширения возможностей по обнаружению маловысотных целей дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в НПО "Утес" (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов после проведения серии испытаний на вооружение Войск ПВО страны. 

19. Модифицированный вариант НВО 5Н66М поставлялся в войска в составе антенного поста (Ф5М), аппаратного контейнера Ф52М, модуля электропитания, включавшего дизель-электрическую станцию (ДЭС) 5И57 и распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А). Для установки НВО 5Н66М используются универсальные вышки 40В6М (МД).

20. Для установки НВО 5Н66М используются универсальные вышки 40В6М (МД). Управление НВО осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП).

21. Новый модифицированный вариант станции - 76Н6 (в составе: антенный пост Ф5МУ, аппаратный контейнер Ф52МУ, унифицированная вышка 40В6М или 40В6МД) предназначен для обнаружения приближающихся и удаляющихся воздушных целей, в том числе и крылатых ракет с малой отражающей поверхностью (до 0,02 кв.м), на малых и предельно малых высотах (угол места цели 1-6 градусов) в условиях интенсивных отражений от предметов на местности и сильного радиопротиводействия. НВО производится Лиаиозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ) - головным предприятием НПО "Утес". 

22. Специализированный радиолокатор обнаружения выпускается и в экспортном исполнении - 76Н6Е. 

23.

24. Пусковая установка 5П85С ЗРК С-300ПС

25. На заднем плане серые вагоны - это второй железнодорожный комплекс с баллистическими ракетами, разрешенный к показу в музеях 

26.

Зенитная ракетная система С-125
Войска ПВО Страны
27. ЗРК С-125М "Нева": пусковая установка 5П73 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 5В27

28. Постановлением СМ СССР N479-199 от 29 мая 1964 г. ракета 5В27 (В-601П) была принята на вооружение. При этом устанавливалось, что при применении новой ракеты поражались цели со скоростями полета до 1500-2000 км/ч на дальности до 17 км в диапазоне высот 200-14000 м. При постановке пассивных помех заданной плотности максимальная высота поражения снижалась до 8000 м, дальность -до 13,2-13,6 км. Маловысотные (100-200 м) цели уничтожались на дальности до 10 км. Дальность поражения околозвуковых самолетов достигала 22 км.

29. Ракеты В-601 всех модификаций выпускались кировским заводом N32 (ныне ВМП "Авитек"). Предполагалось организовать производство ракет и на ленинградском заводе N272 (ныне Ленинградский северный завод) но это предприятие было переключено на выпуск ракет для комплекса С-200.

30. Перевозимая четырехбалочная пусковая установка 5П73 (СМ-106 в системе обозначений ЦКБ-34) была спроектирована под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. Без газоотражателей и ходовой части она транспортировалась на автомобиле ЯАЗ-214. С целью предотвращения касания ракетой земли или местных предметов при "проседании" на начальном неуправляемом этапе полета при стрельбе по маловысотным целям устанавливался минимальный угол встреливания ракеты - 9 град. Для предотвращения эрозии грунта при пусках ракет вокруг ПУ настилалось специальное резинометаллическое многосекционное круговое покрытие.

31. Тара для транспортировки ракет типа 5В27 без стартового ускорителя

32.

33.

Зенитный ракетный комплекс 2К11 "Круг"
(ПВО сухопутных войск)
34. Самоходная пусковая установка 2П24 с двумя зенитными управляемыми ракетами 3М8 и транспортная тара для маршевых ступеней ракеты.

35. Пуск ракет производился с созданной в ОКБ-8 самоходной пусковой установки (ПУ) КС-41 (2П24), размещенной на гусеничном шасси "объект 123" разработки Свердловского завода транспортного машиностроения. Прототипом для него послужило легкобронированное шасси "объект 105" самоходной артиллерийской установки СУ-100П, разработанной в первые послевоенные годы. 

36. Артиллерийская часть пусковой установки включала опорную балку с шарнирно закрепленной в ее хвостовой части стрелой, поднимаемой посредством двух гидроцилиндров. По бокам стрелы крепились кронштейны с опорами – направляющими "нулевой длины" - для размещения двух ракет.

37. Основному разработчику ЗУР (получившей обозначение ЗМ8) – ОКБ-8 было однозначно задано применение на зенитной управляемой ракете прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). Выбор такого типа двигателя с использованием неагрессивного жидкого топлива представлялся вполне обоснованным. В качестве окислителя в ПВРД использовался кислород воздуха, так что в баках ракеты размещалось только горючее - керосин. ПВРД превосходил ракетные двигатели по удельной тяге в пять и более раз. 

38. Транспортная тара

39.

Зенитная ракетная система С-75
(Войска ПВО Страны)
40. ЗРК С-75М "Волхов-М": пусковая установка СМ-90 с зенитной управляемой ракетой типа 20Д и станция наведения ракет типа РСН-75М, плюс транспортная тара

41. Однобалочная пусковая установка СМ-90 с переменным углом старта ракеты была создана в ЦКБ-34 под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. Пусковая установка оснащена синхронно-следящим приводом ЭСП-90. При старте ракеты используется газоотражатель, прижимающийся к грунту газовой струей стартового двигателя. Пусковые установки, поставленные на отделяемые колесные хода, при смене позиции буксировались автомобилями КрАЗ-214 по шоссе со скоростью до 40 км/ч, а по грунтовым дорогам - до 10 км/ч. 

42. Время перевода пусковой установки из походного положения в боевое - 2 часа 20 минут. При развертывании на стартовой позиции после разведения боковых балок-опор ПУ устанавливалась на грунте, отделялись передний и задний подкатные хода, производилось горизонтирование с помощью винтовых домкратов (допустимый уклон площадки - 1,5 град., меньше, чем для СМ-63) и взаимное ориентирование с антенным постом, устанавливались подъездные мостики для ТЗМ. Пусковая установка СМ-90 выпускалась заводом "Большевик" до 1965 г., после чего ее производство было передано на Пермский машиностроительный завод им. В.И.Ленина, в ОКБ которого разрабатывалась документация на последующие доработки ПУ.


43. Двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д), как и ракеты последующих вариантов комплексов семейства С-75, - с твердотопливным стартовым ускорителем и маршевым ЖРД на второй ступени проектировалась в ОКБ-2 под руководством Главного конструктора П.Д. Грушина. Ракеты 1Д имели нормальную компоновочную схему с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей.

44. Станция наведения ракет СНР-75М в составе: приемо-передающая кабина ПА (антенный пост, высоковольтная кабина), которая представляла собой контейнер с передающей и высокочастотной частью приемной аппаратуры, станцией передачи команд (РПК, радиопередатчик команд) с размещенной на крыше контейнера антенной системой.

45. Никогда не понимал - как это работает)))

46.

47.

48.

49. Кабина ПА монтировалась на поворотном основании на колесной артиллерийской повозке КЗУ-16.

Зенитная ракетная система С-200
(Войска ПВО Страны)
50. ЗРК С-200В "Вега": пусковая установка 5П72 с зенитной ракетой 5В21 (5В28), радиолокатор подсвета цели с антенным постом К-1 и тара №1 для второй ступени ЗУР 5В21 (5В28)

51. Пусковая установка 5П72 - наводимая по азимуту вкруговую (с сектором запрета в направлении на РПЦ), с горизонтальным положением стрелы с направляющими при заряжении и постоянным углом старта. 

52. Конструктивно пусковая установка состояла из качающейся части, вращающейся части, основания с горизонтирующим устройством, неподвижного основания. Масса установки 5П72 без основания с горизонтирующим устройством составляла 11500 кг, а суммарная масса - около 16000 кг. 

53. Зенитная управляемая ракета 5В21 (5В28) скомпонована по двухступенчатой схеме с пакетным расположением четырех стартовых ускорителей. Маршевая ступень выполнена по нормальной аэродинамической схеме. ЗУР спроектирована в МКБ "Факел" под руководством П.Д. Грушина

54. Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) представлял собой доплеровскую РЛС непрерывного излучения, обеспечивающую как подсвет цели для наведения ЗУР с полуактивными головками самонаведения, так и индикацию информации о цели и обстреливающих ее ракетах в течение всего времени боевой работы.

55. Антенный пост К-1 массой 36 тонн устанавливался на крестообразном основании. Обеспечивалось круговое вращение контейнера и закрепленных на нем антенн совместно с механизмом их угломестного поворота. Управление положением лучей антенн в пространстве осуществлялось за счет поворота антенной системы по углу места и разворота всего антенного поста по азимуту.

56.

57.

58. При смене боевой позиции транспортировка демонтированных с РПЦ элементов производилась на придаваемых комплексу четырех двухосных низкорамных прицепах. Нижний контейнер антенного поста транспортировался непосредственно па своем основании после крепления съемных колесных ходов и уборки боковых станин. Буксировка осуществлялась автомобилем повышенной проходимости КрАЗ-214 (КрАЗ-255), у которого кузов загружался для повышения тягового усилия.

59. Серийное производство антенн велось на заводе №23 ("Завод им М.В.Хруничева") и Горьковском механическом заводе, аппаратные контейнеры антенного поста и их основания изготавливали на волгоградском заводе "Баррикады".

60.

61.

62. Тара №1 для транспортировки с завода-изготовителя на позицию технического дивизиона второй (маршевой) ступени ЗУР 5В21 (5В28). Крылья и рули поставлялись в отдельной таре. Разработкой тары занималось одно из подразделений КБ Ленинградского Северного завода. 

63.

64. Тара для транспортировки с завода-изготовителя на позицию технического дивизиона твердотопливного ускорителя 5С28

65. На технологической тележке тара перемещалась со склада на позицию техдивизиона для подготовки ракеты для последующей передачи на огневую позицию. Надо сказать, что процесс сборки ракеты типа 5В21 (5В28) был достаточно длителен и технологически сложен. Маршевая ступень подавалась на сборочную позицию, к ней последовательно попарно пристыковывались стартовые ускорители, потом устанавливались крылья и рули, после ракета перевозилась на снаряжение БЧ с ПИМ (предохранительно-исполнительный механизм), после на две точки заправки - горючим и окислителем. Они были токсичными и опасными (несимметричный диметилгидразин и азотная кислота) - заправка осуществлялась в полном химкомплекте. Также ракета снаряжалась сжатым воздухом. Если я правильно помню, то шар-баллон был в головной части ракеты и применялся для ускоренной раскрутки гироскопов головки самонаведения. К сожалению, но в армии так не пришлось потренироваться на обслуживании ракет 200-ки - из-за бардака, начавшегося вовремя развала Союза, мы на сборах работали над ракетами ЗРК С-75.)))

PS Вот так я работал в техдивизионе ЗРК С-75 в Туапсе (я с усами 🙂 )


Бронетехника в Музее Автоваза
Су-24 в Музее Автоваза
Артиллерия в Техническом музее АВТОВАЗа
Техмузей Автоваза - вертолеты
Техмузей Автоваза - автомобили

saidpvo.livejournal.com

Система С-300П. Техника и вооружение 2004 11

Продолжение. Начало. см «ТиВ» № 7-10/2004 г.

Система ПВО Москвы

На завершающей стадии разработки С-300ПТ были детально рассмотрены предложения по планам развертывания новой системы. Вполне обоснованным было решение о первоочередном размещении этой высокосовершенной системы для прикрытия центра политико-административного управления страны, крупнейшего из советских городов — Москвы. К этому времени определилась и практическая исчерпанность модернизационного потенциала развернутой в середине 1950-х гг. системы С-25, в особенности в части обеспечения поражения низколетящих целей с малой эффективной отражающей поверхностью — стратегических крылатых ракет нового поколения, как раз в эти годы принятых на вооружение американских авиации и флота. В результате появилось Постановление Правительства от 23 октября 1980 г., которым был определен порядок постепенного снятия с вооружения системы С-25 с заменой ее средствами системы С-300П.

Головным исполнителем работ был определен Московский НИИ приборной автоматики, а первоочередные работы осуществлялись на северо-западном направлении.

Реализация замысла шла не столь просто, как это представлялось в начале работ. В частности, при замене старой аппаратуры на средства системы С-300П не обошлось без проведения взрывных работ на построенных в 1950-е гг. укрытиях.

Полвека назад задача борьбы с низколетящими целями перед ракетчиками не ставилась. Позиции зенитных комплексов выбирали из принципа их равномерного размещения по двум кольцам вокруг Москвы, руководствуясь не столько топографией, сколько геометрией. В итоге для размещения радиолокаторов подсвета и наведения и низковысотных обнаружителей была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 м, а затем и вышка 40В6МД высотой около 39 м.

В ходе модернизации боевые возможности системы ПВО Москвы существенно возросли. Максимальная дальность пуска ракет многократно увеличилась, минимальная высота поражения снизилась более чем на порядок. Использование для ракет транспортнопусковых контейнеров и исключение трудоемких и опасных операций по их заправке жидким топливом, увеличение межрегламентного периода радикально упростили эксплуатацию ракет. В результате с учетом широкого применения автоматизации при ведении боевой работы удалось многократно сократить численность личного состава, обслуживающего систему ПВО столицы. При этом, как правило, на место зенитного ракетного полка С-25 ставился дивизион системы С-300П или С-300ПМ, а боевое управление на уровне корпуса осуществлялось с использованием системы «Байкал».

Давая в 1994 г. интервью газете «Аргументы и факты», командующий войсками Московского округа ПВО генерал-полковник А.Корнуков рассказал, что к концу 1980-х гг. было принято решение о создании новой комплексной системы ПВО Москвы на основе зенитных ракетных систем С-300П различных модификаций, которая могла бы одновременно вести огонь по 500 целям.

Новую систему ПВО Москвы приняли на вооружение в 1994 г. Ее создатели были отмечены Государственной премией России.

Дополнительные средства комплексов С-300П и С-300ПМ

С целью повышения боевой эффективности и автономности при ведении боевых действий зенитным ракетным дивизионам системы С-300П придаются дополнительные средства и средства технического обслуживания.

Применительно к комплексам С-300П различных модификаций для размещения низковысотного обнаружителя (НВО) и РПН была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 м, буксируемая в транспортном положении тягачом МАЗ-5Э7Г. Вышка принята на вооружение в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Несколько позже в войска поступила вышка 40В6МД высотой около 39 м, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд, созданный на базе седельного тягача и полуприцепа MA3-938.

Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД — за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительно подъемного крана типа КТ-80 «Январец» или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъема груза.

Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн был создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса «Пионер» — шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов осуществлялось ПО «Заводим. Январского восстания» (г. Одесса).

Практически аналогичный по техническим характеристикам кран «Прогресс-2000» был разработан конструкторами ПО «Завод им. Январского восстания» и швейцарской фирмы Liebherr-Werk с использованием того же колесного шасси.

Низковысотный обнаружитель 5Н66, разработанный в НПО «Утес» (Москва) под руководством Л. Шульмана и после проведения серии испытаний принятый в конце 1970-х гг. на вооружение Войск ПВО страны, может придаваться дивизиону (ЗРК) и как правило, устанавливается на универсальной передвижной вышке. Ранние выпуски низковысотного обнаружителя 5Н66 поставлялись для комплексов С-300ПТ в составе контейнера Ф5, вышки 40В6 и системы автономного электроснабжения (дизель-электростанция 5И57 (5И57А) и распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (5И58А)). Управление работой низковысотного обнаружителя осуществлялось из кабины Ф2. Точность определения координат составляла: по дальности — 250 м, по азимуту — 20 угловых минут, по скорости — 2,4 м/с. Потребляемая мощность — 55 кВт.

Модифицированный вариант 5Н66М поставлялся в войска в составе антенного поста Ф5М, аппаратного контейнера Ф52М, модуля электропитания, аналогичного используемому 5Н66, включавшего дизель-электрическую станцию 5И57 и РПУ 5И58 (или 63Т6А).

Модификация 5Н66М-1А также использовалась в системе С-300П.

Для установки низковысотных обнаружителей используются универсальные вышки 40В6М или 40В6МД. Антенный пост с марша стыкуется с вышкой, автоматически развертывается и поднимается на высоту фазового центра 23,8 м (вышка 40В6М) или 38,8 м (40В6МД).

Управление НВО осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП). НВО производится Лианозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ) — головным предприятием НПО «Утес».

Подъемный кран типа КТ-80 «Январец», используемый при установке вышки 40В6МД.

Универсальная передвижная вышка 40В6М.

Универсальная передвижная вышка 40В6МД.

Антенный пост Ф1М на вышке 40В6МД.

Топопривязчик 1Т12М на базе автомобиля ГАЗ-66.

При ведении боевых действий в составе полка для точного определения координат огневого дивизиона С-300ПС относительно командного пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик 1Т12 на базе автомашины ГАЗ-66 (или топопривязчик УАЗ-3151Т), который при развертывании на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения на одной линии с РПН на некотором удалении. Топопривязчик 1Т12 в ходе серийного производство неоднократно модифицировался и выпускался в вариантах 1Т12М1 и 1Т12М2. Для проведения топопривязки на местности выносились и расставлялись в рабочее положение бусоли-гирокомпасы. Поставляющийся в войска топопривязчик 1Т134 осуществляет привязку на местности с высокой точностью за несколько минут с использованием космической навигационной системы.

Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены машина командира дивизиона и командно-штабная машина (YA3-3151 или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2 в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р-853В1). Для обеспечения машин электропитанием на позиции используется энергоагрегат АБ-1-П285-ВУ1.

Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной борьбы с наземным противником (десантом) в дивизионе имеется зенитная пулеметная установка «Утес» — крупнокалиберный пулемет НСВ (12,7-мм) на станке 6У6.

При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания в составе:

94Э6 — ДЭС 5И57А и РПУ 63Т6А для обслуживания пусковых комплексов;

98Э6 — ДЭС 5И57А и РПУ 63Т6А для обслуживания НВО;

99Э6 — ДЭС 5И57А и две кабины РПУ 63Т6А для обслуживания РПН и контейнера Ф2К. Все ДЭС и РПУ системы С-300П монтируются в кузовах-фургонах типа КТ 10 на базе шасси прицепа МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного устройства 63Т6А — 11930 кг.

При размещении дивизиона на позиции с возможностью подключения к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные подстанции (ТПС) 82X6,83X6.

На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН) размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ- 131 два полуприцепа ОдАЗ-828М с ЗИП-1В (ПЗ и П4) и кабина ЭД («Эксплуатационная Документация» — полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобиль КрАЗ-255/ КрАЗ-260 с КУНГом).

Для повышения автономности дивизиону могут придаваться автоцистерна АЦ-5,5 на базе автомобиля KaMA3-4310, предназначенная для перевозки дизельного топлива, или топливозаправщик на базе автомобилей «Урал-375» или ЗиЛ-131, машина технического обслуживания МТО-4С, машина-водовоз, как правило, на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.

При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов и полуприцепов, перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы полка.

Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят. Для перезаряжания пусковых установок 5П851 и 5П85 всех модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомобиля КрАЗ-255, также возможна установка ракет на ПУ с помощью автокрана КС-4561 AM.

Со второй половины 1980-х гг. в войсках использовалась заряжающая машина 5Т99М, созданная на базе шасси автомобиля КрАЗ-260.

РЛС обнаружения целей на малых высотах 76Н6 (развитие низковысотного обнаружителя 5Н66М) предназначена для обнаружения приближающихся и удаляющихся воздушных целей, в том числе и крылатых ракет, с минимальными значениями ЭПР до 0,02 м2 на малых и предельно малых высотах в условиях отражения сигнала от местных предметов и интенсивного радиопротиводействия. РЛС обеспечивает выдачу целеуказаний для боевых средств системы С-300ПМ по обнаруженным целям (выдаются скорость, дальность и азимут цели) в зоне обзора по углу места 1 или 6°.

В состав станции входят антенный пост Ф5МУ, аппаратный контейнер Ф52МУ, вышка 40В6М (40В6МД, которая позволяет обеспечить высоту подъема фазового центра антенны до 38,8 м). Антенный пост и аппаратный контейнер транспортируются автопоездами 5Т58, а вышка — автомобилем MA3-537.

Транспортировка универсальной вышки 40В6М (вверху) и надставки для вышки 40В6МД (слева).

Транспортировка низковысотного обнаружителя на автопоездах 5T58.

Автоцистерна на базе автомобиля KaMA3-4310.

Антенный пост включает:

— антенную головку ФА51 МУ с приемной и передающей антеннами, разделенными экраном для необходимой развязки, а также антенны подавления боковых лепестков;

— контейнер с приемопередающей аппаратурой ФА52МУ;

— основание антенного поста ФА53М, обеспечивающее обзор пространства путем механического вращения поста Ф5МУ с передачей необходимых сигналов и команд между ним и аппаратным контейнером через токосъемник.

Передающее устройство генерирует высокомонохроматический непрерывный сигнал в режиме обнаружения и сигнал с линейной частотной модуляцией при измерении дальности. Это позволяет обнаруживать цели на фоне отражений от земли, местных предметов, метеообразований и преднамеренных пассивных помех большой плотности и активных помех при низком уровне ложных тревог. Приемная система обеспечивает прием эхо-сигналов, режекцию эхо-сигналов пассивных помех, а также выделение сигналов активных помех. Размеры зеркальных отражателей двойной кривизны — 2,8 х 2,8 м.

В состав аппаратного контейнера Ф52МУ входят устройства обработки сигналов, автоматического съема координат, управления и тренажа, а также контрольный индикатор кругового обзора.

Управление и контроль работы РЛС автоматизированы. Информация о целях отображается на рабочем индикаторе кругового обзора системы С-300ПМ и контрольном аналогичном индикаторе в контейнере Ф52МУ, а также вводится в вычислительные средства ЗРС.

РЛС всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических условиях при температуре окружающей среды ±50 °C.

НВО производится Лианозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ).

Специализированный радиолокатор обнаружения может выпускаться и в экспортном исполнении — 76Н6Е.

Самоходная радиолокационная станция 76Н6С представляет собой вариант мобильной РЛС типа 76Н6 с размещением антенного поста и всего комплекса оборудования на автомобильном шасси.

Трехкоординатная РЛС кругового обзора 36Д6 придается дивизиону при ведении автономных боевых действий в отрыве от командного пункта. Антенный пост с поворотным устройством, кабина управления РЛС монтируются на едином полуприцепе. В комплект станции входит дизель-электрическая станция 5И57. На боевой позиции радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа, или его антенное и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке 40В6М (40В6МД).

Трехкоординатная всевысотная радиолокационная станция кругового обзора 19Ж6 используется при ведении автономных боевых действий для решения тех же задач, что и 36Д6, и также монтируется на едином полуприцепе MA3-938B и обеспечивается электроснабжением от дизель-электрической станции 5И57. Буксировка полуприцепа осуществляется седельными тягачами КрАЗ-255.На боевой позиции антенное и опорно-поворотное устройства радиолокатора могут устанавливаться на вышке 40В6М (40В6МД). Судя по снимкам из рекламных проспектов Войск ПВО, существует стационарная вышка, предназначенная для подъема и размещения РЛС типа 19Ж6 непосредственно на полуприцепе.

Радиолокационная станция 5Н59 СТ-68, разработанная во ВНИИ РТ «Скала», была принята на вооружение в 1980 г.

Трехкоординатная радиолокационная станция боевого режима СТ-68УМ предназначена для обнаружения, опознавания и сопровождения воздушных целей, в том числе стратегических крылатых ракет типа ALCM или «Томагавк», при взаимодействии организованных активных и пассивных помех, а также отражений от земной поверхности и метеообразований. Станция применяется в войсках ПВО, подразделениях и частях связи и радиотехнического обеспечения ВВС.

РЛС имеет аппаратуру защиты от активных и пассивных помех. Обзор в угломестной плоскости производится с помощью парциальной диаграммы направленности, в азимутальной плоскости — при механическом вращении антенной системы. Обзор пространства осуществляется с частотой 5 или 10 секунд.

Антенно-мачтовое устройство АМУ-95М на базе шасси ЗиЛ-131Н в транспортном и боевом положениях. </emphasis>

В состав РЛС входят: радиотехническая аппаратура и антенная система, размещенные на шасси полуприцепа MA3-938B; система электроснабжения 99X6, размещенная в кузове-фургоне КП-10 на шасси прицепа МАЗ-5224В.

РЛС может комплектоваться вышкой 40В6М и кабиной связи, предназначенной для передачи радиолокационной информации и команд управления.

Серийное производство РЛС было развернуто на ПО «Искра» в Запорожье. Ремонт и модернизация РЛС 19Ж6 (СТ-68) с ДЭС 99X6 производится ремонтными предприятиями в Республике Беларусь.

Трехкоординатная всевысотная радиолокационная станция кругового обзора 96Л6 предназначена для обнаружения, определения государственной принадлежности, распознавания классов, завязки и сопровождения трасс воздушных объектов, выдачи целеуказаний и трехкоординатной информации о всех обнаруженных воздушных объектах потребителям по радиоканалу, кабельному каналу связи и (или) волоконно-оптической линии связи. Порядок передачи информации потребителю организационно определяется согласованным протоколом сопряжения, а аппаратно — путем замены перепрограммируемых интерфейсных карт.

РЛС может быть использована в составе систем С-300ПМУ, С-300ПМУ1, С-300ПМУ2 «Фаворит», в том числе при ведении боевых действий одним дивизионом, совмещая функции низковысотного обнаружителя, обзорного радиолокатора и командного пункта, а также применяться в радиотехнических и зенитных ракетных подразделениях в качестве РЛС боевого режима.

РЛС в составе ФАР, аппаратного контейнера, системы энергоснабжения смонтирована на шасси большегрузного автомобиля повышенной проходимости MA3-7930. Антенная система РЛС при необходимости может быть установлена на вышке 40В6М.

Кабина 53/16 на автопоезде 5T58-2.

Трехкоординатные всевысотные радиолокационные станции кругового обзора 19Ж6.

В РЛС применены адаптивные режимы излучения, обзора пространства и специальные методы обработки отраженных сигналов. К РЛС могут подключаться до пяти выносных рабочих мест оператора, при этом любое из них может быть головным, и с него осуществляется дистанционное включение и управление режимами работы станции.

Встроенная система автоматизированного контроля позволяет с любого рабочего места контролировать функционирование аппаратуры до типового элемента. Система документирования фиксирует поступающую информацию и действия оператора в течение пяти суток непрерывно.

РЛС 96Л6Е разработана конструкторским бюро «Лира» и выпускается Лианозовским электромеханическим заводом.

Окончание следует

Танк Т-80БВ с автоматизированной системой управления огнем.

Сергей Суворов

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Нужно антенный парк нашего ЗРК монтировать на наших вышках 40В6М(МД).: stailker — LiveJournal

Все различия вариантов украинских (советских) комплексов С-300, это - ракеты с управлением и дальностями, радарами выявления, и вышками 40В6М. Именно вышки дали раннее выявление низколетящих целей, и возможность сбивания целей в 1м от земли, и определили те все мифические варианты ПМУ-Х.

Вышки у нас 25 и 40 метров.


40V6 Universal Mobile Mast Variants
40V6
40V6-R-01
40V6M
40V6M-R
40V6M-R-01
40V6M1
40V6M2
40V6MD
40V6MT
40V6MT-R
40В6 - универсальная передвижная вышка
40В6-Р-01 - универсальная передвижная вышка
40В6М - универсальная передвижная вышка (удлиненная)
40В6М-Р - универсальная передвижная вышка (удлиненная)
40В6М-Р-01 - универсальная передвижная вышка (удлиненная)
40В6М1 - универсальная передвижная вышка
40В6М2 - универсальная передвижная вышка
40В6МД - универсальная передвижная вышка (с надставкой)
40В6МТ - универсальная передвижная вышка
40В6МТ-Р - универсальная передвижная вышка

http://www.ausairpower.net/APA-40V6M-Mast-System.html

http://stailker.livejournal.com/1779973.html

stailker.livejournal.com

насколько «хромает» обороноспособность ВКС России? » Военное обозрение

Вариант пусковой установки 5П85СМ2 (ЗРК С-400 «Триумф») с 3 транспортно-пусковыми контейнерами для ЗУР 48Н6Е2/ДМ, и 1х3 пусковым модулем для ЗУР 9М96Е/Е2

Воистину таинственное значение в среде СМИ, форумов и военно-аналитических ресурсов снискала перспективная зенитная управляемая ракета сверхбольшой дальности под индексом 40Н6. Первые разговоры об этом изделии появились примерно к 2007-му году, когда в холдинге ПВО «Алмаз-Антей» родилась идея создания экзостратосферных ракет-перехватчиков дальнего радиуса действия для уничтожения широчайшего спектра перспективных средств воздушного нападения в высотном диапазоне от 5 м до 150 или даже 200 км. На ускорение темпов разработки изделия 40Н6 большое влияние оказала инициатива «закрытия ближнего космоса», озвученная тогдашним первым вице-премьером Сергеем Ивановым во время посещения холдинга, которая, очевидно, появилась после заметного прогресса по программе противоракетного комплекса «Standard Missile-3». Напомним, что к 2004-му году на счету экспериментальной противоракеты RIM-161A (SM-3 Block I) уже был первый перехваченный на высоте 137 км экзостратосферный объект. За 10-летний период существования проект противоракеты 40Н6 конкретно «оброс» многочисленными мифами и искажением реальных фактов. К какому только зенитно-ракетному комплексу её не относили. Это и С-400 «Триумф», активно заменяющий сегодня старые-добрые (и всё ещё более-менее современные С-300ПС), и войсковой С-300ВМ/В4, и наиболее перспективный ЗРК-ПРО 55Р6М «Триумфатор-М» (С-500 «Прометей»).

К примеру, в январе 2017-го года один из многочисленных китайских военно-аналитических ресурсов, не на шутку встревоженный отсутствием ЗУР 40Н6 в составе полученных «Четырёхсоток», даже пустился проводить целое расследование о возможном наличии этих ракет на вооружении российских 40Р6 «Триумф», опираясь на наши и западные источники. Упомянули китайцы и о 350-400 - километровой дальнобойной ЗУР 9М82МВ из боевого комплекта модернизированного войскового ЗРК С-300В4, которую очень часто путают с 40Н6; и о закрывающих небо над АвБ Хмеймим «сирийских» С-400, которые, по данным американской космической разведки, имеют стандартные 4-хзарядные ВПУ 5П85СМ2 с зенитными управляемыми ракетами 48Н6ДМ без каких-либо «намёков» на 2-хзарядные ВПУ для ракет 40Н6. В итоге окончательно подтвердилось, что передовая ЗУР начнёт массово поступать в Воздушно-космические силы лишь в составе перспективного комплекса 55Р6М «Триумфатор-М». А сейчас имеем такую картину: «Триумфы» оснащаются лишь ЗУР 48Н6Е2, их модернизированными версиями, получившими индекс 48Н6ДМ, а также 9М96Е/Е2 (в ограниченном количестве). Наша задача заключается в том, чтобы определить реальный уровень угрозы от присутствия в составе С-400 лишь вышеуказанных типов ЗУР, а также отсутствия 40Н6Е и возможной нехватки 9М96Е2.

Несмотря на то, что зенитные управляемые ракеты 48Н6Е2 (известные нам по присутствию в боекомплекте ЗРК С-300ПМУ-2) всё ещё оснащены полуактивными радиолокационными головками самонаведения, их энергетические и маневренные возможности продолжают оставаться на высоте. Импульс тяги твердотопливного ракетного двигателя составляет 245 с, а максимальная скорость в момент выгорания топлива - порядка 7560 км/ч (7,1М), что примерно на 23% быстрей, чем у ЗУР MIM-104C комплекса «Patriot PAC-2» (5,76M). Ракеты способны перехватывать гиперзвуковые воздушно-космические элементы высокоточного оружия на скоростях до 2800 м/с на встречно-пересекающихся траекториях, а также гиперзвуковые цели со скоростями около 5М (1475 м/с) на догонных траекториях в заднюю полусферу (второй вариант реализуется на дальности не более 40 - 50 км от зенитно-ракетного дивизиона С-300ПМУ-2 ввиду падения скорости 48Н6Е2 при аэродинамическом сопротивлении).

Высокая маневренность ракеты 48Н6Е2 достигается благодаря использованию продвинутой газоструйной системы отклонения вектора тяги, представленной газодинамическими элеронами в сопловом канале ТРД (подобные схемы можно встретить в ракетах «воздух-воздух» MBDA «Meteor», AIM-9X «Sidewinder», MICA-EM/IR, PL-10E и «IRIS-T»). После окончания периода работы твердотопливного двигателя в процессе управления задействуются хвостовые аэродинамические рули, установленные вплотную к хвостовым стабилизаторам. Разработанная МКБ «Факел» и серийно производящаяся ММЗ «Авангард» ракета 48Н6Е2 обладает максимальным лимитом по перегрузке в 35 ед. и боевым радиусом действия в 200 км, и по характеристикам значительно превосходит ЗУР 5В55РМ комплекса С-300ПС. «Фишка» данной ракеты - несколько режимов подрыва 180-килограммовой осколочно-фугасной боевой части, одним из которых является режим многоточечного инициирования, формирующий оптимально направленную зону разлёта осколков в сторону цели. Такой режим применяется во время выполнения противоракетных перехватов ОТБР и зачастую приводит к инициированию боевого снаряжения ракеты противника даже без кинетического уничтожения. Стоит отметить, что вес боевой части этой ракеты в 7,5 раз превышает массу БЧ ЗУР 9М96Е2, что позволяет разрушать снаряжение ракет противника ещё более эффективно даже без прямого попадания. Масса ракеты 48Н6Е2 составляет 1900 кг.

Присутствие в комплекте С-400 «Триумф» зенитной управляемой ракеты 48Н6Е2 никак не влияет на производительность комплекса, поскольку за неё теперь отвечает усовершенствованная многофункциональная РЛС 92Н6Е, позволяющая одновременно захватывать на точное сопровождение и обстреливать 10 воздушных целей. С данной ЗУР «Триумф» может работать и по баллистическим целям на дальности до 50 км с эффективностью, в несколько раз превышающей ЗРК С-300ПС/ПМ1; изделие 48Н6Е2 продолжало обновляться более современной элементной базой, что привело к появлению модификации 48Н6П-01 для комплексов С-300ПМ1/2, а затем и к 48Н6ДМ (экспортный индекс 48Н6Е3), предназначенной для применения в разношёрстном боекомплекте С-400. Сегодня эта противоракета является основным средством поражения «Четырёхсотки».

От 48Н6Е2 её отличает немного более мощный твердотопливный ракетный двигатель, а также значительно усовершенствованная элементная база бортового радиоэлектронного оборудования. При полном сохранении массово-габаритных показателей ракет 48Н6Е и 48Н6Е2, максимальная скорость 48Н6ДМ достигла 8,47М (2500 м/с), а дальность действия - 250 км. Это, конечно, не 400 км, заявленные изначально (при возможной интеграции противоракет 40Н6), но однозначно в 1,56 раза больше, нежели дальность «пэтриотовских» ЗУР MIM-104C (160 км). Тип и масса боевой части, а также «умный» принцип её инициирования аналогичны тем, что применяются на 48Н6Е2. Новые вычислительные средства антенного поста многофункциональной РЛС 92Н6Е и пункта боевого управления 55К6Е расширили скоростные пределы поражаемой цели для ЗУР 48Н6ДМ с 10100 до 17280 км/ч, позволив вырваться далеко вперёд в сравнении с «Patriot PAC-2/3» и С-300ПМУ-2.

Превосходные маневренные качества ракет 48Н6ДМ, как и любых других ракет с аэродинамическим принципом управления после окончания работы силовой установки сохраняются до высот 25-27 км. На высотах 35-37 км они резко снижаются из-за разреженности стратосферы, что не позволяет перехватывать высокоманевренные баллистические и аэродинамические гиперзвуковые объекты. Такие же высотные ограничения имеются у ракет 5В55Р, 48Н6Е, MIM-104C, RIM-174 ERAM и любых других, не обладающих газодинамическими «поясами» двигателей поперечного управления.

На Западе этот вопрос решается с помощью ЗУР ERINT и «Aster-30» комплексов «Patriot PAC-3» и «SAMP-T», в наших «Четырёхсотке» и будущем С-350Е «Витязь» - с помощью ЗУР 9М96Е/Е2. Последние снабжены двигателями поперечного управления ДПУ, блоки которых находится ближе к центру масс ракет. Как известно, они позволяют осуществлять манёвры с перегрузкой более 20-25 ед. даже на высотах 35-40 км (и до 65 ед. на высотах до 5 км), что является фантастикой для ЗУР с аэродинамической системой управления. Противоракеты 9М96Е2 имеют дальность действия 150 км, и способны даже на завершающем участке траектории (при скорости 700-800 м/с) «довернуть» на маневрирующую цель с перегрузкой 20G на высоте 25 км; ЗУР 48Н6Е2 при аналогичной скорости и высоте полёта больше 8-10 ед. не «выдавит». На 9М96Е2 установлена активная радиолокационная головка самонаведения, которая даёт возможность поражать цели в режиме «пустил-забыл», разгружая РПН 92Н6Е2 для захвата следующих элементов высокоточного оружия, а также позволяет реализовать метод кинетического перехвата «hit-to-kill». Важным тактическим моментом является способность поражения загоризонтных стратегических крылатых ракет, летящих на предельно малых высотах, по целеуказанию сторонних радиолокационных средств наземного или воздушного базирования, что не представляется возможным при использовании ракет 48Н6ДМ. Таким образом, ракеты-перехватчики 9М96Е2 могут сбивать СКР «Томагавк» или AGM-158B JASSM-ER, которые направляются к целям в так называемом «интеллектуальном» режиме, используя траектории облёта дивизионных РЛС подсвета и наведения.

Между тем, начиная примерно с 2013-2014-гг., некоторые источники утверждают, что ВКС испытывают серьёзный дефицит ЗУР 9М96Е2, которые не в полном объёме поступают на вооружение бригад С-400 «Триумф». И, судя по всему, подобные догадки объясняются реально недостаточными темпами производства изделия в цехах ОАО «Московский машиностроительный завод «Авангард». Всё дело в том, что укороченные счетверённые транспортно-пусковые модули (умещающиеся всего в 1 ТПК для 48Н6ДМ) под изделие 9М96Е2 были замечены в основном на различных авиакосмических выставках. В этой конфигурации 1 пусковая установка 5П85СЕ2 несёт 3 ЗУР 48Н6ДМ и 9М96Е2. В составе же полковых комплектов, передаваемых в Воздушно-космические силы, мы чаще видим стандартные счетверённые 5П85СЕ2 лишь под ракеты 48Н6Е2/ДМ. Да и в фоторепортажах о работе «Авангарда» достаточно редкими являются фото с этапами сборки «96-х» изделий, а фигурируют лишь «48-е» изделия. Новость не очень приятная, но, по-видимому, - факт. Как может сказываться недостаток ЗУР 9М96Е2 на противоракетных способностях зенитно-ракетных бригад, оснащённых дивизионами С-400 «Триумф»? Ответ прост.

Могут наблюдаться серьёзные проблемы при отражении массированных ракетно-авиационных ударов (МРАУ) противника с применением низковысотных крылатых ракет, которые очень часто будут «прорывать» ПВО за пределами радиогоризонта дивизионных РПН (всего в 35-40 км от комплексов). Поразить цель за пределами радиогоризонта ракете 48Н6ДМ не позволит полуактивная радиолокационная ГСН, программно привязанная и требующая постоянной подсветки МРЛС 92Н6Е. Теоретически, существует возможность размещения РЛС типа 92Н6Е на бортах военно-транспортных Ан-124 «Руслан», способных решить вопрос с загоризонтным подсветом как для «Трёхсоток», так и для «Четырёхсоток», но её практическая реализация «в железе» столкнётся с большой критикой по причине больших затрат на топливо, необходимое для многочасовых дежурств таких «радийных» «Русланов» во время выполнения задач противовоздушной и противоракетной обороны. Также не будет возможности осуществлять перехваты маневрирующих высокоскоростных летательных аппаратов противника на высотах более 32 км и уничтожать «снаряжение» маневрирующих боевых блоков БРСД на аналогичных высотах.

Что касается отсутствия в арсеналах зенитно-ракетных бригад С-400 «Триумф» перехватчиков 40Н6, то здесь ситуация не столь мрачная. Во-первых, изделие, предназначенное для экзоатмосферного перехвата воздушно-космических элементов высокоточного оружия, однозначно поступит на вооружение нового комплекса «Триумфатор-М». Во-вторых, на сегодняшний день его функции отлично выполняет ЗУР-перехватчик 9М82МВ, разработанная на базе ракеты 9М82М и входящая в боекомплект нового войскового зенитно-ракетного комплекса С-300В4. С 2004-го по 2006-й год 9М82МВ продемонстрировала способность уничтожать учебные цели со скоростями до 4,6 км/с (15,6М). Как и исходная модификация, новая ракета представлена 2-хступенчатой конструкцией «несущий конус», но уже с более эффективным топливом и газодинамическими органами управления, что позволило достичь максимальной скорости полёта 2700 м/с, высотности - более 50-70 км, а также возможности маневрировать с перегрузками около 25 ед. на высотах более 30 км. Компактная боевая (2-я) ступень, сформированная «несущим конусом», имеет минимальное аэродинамическое сопротивление и скорость замедления на гиперзвуковых скоростях, а поэтому, с учётом газодинамических рулей, наблюдаются высочайшие скорости разворота ракеты на столь больших высотах.

В противоракете 9М82МВ применяется активное радиолокационное самонаведение, которое активируется на завершающем участке полёта; на стартовом и маршевом участках используется инерциальное наведение с радиокоррекцией. За счёт активной радиолокационной ГСН, ЗУР 9М82МВ способна разгружать радиолокаторы непрерывного подсвета, расположенные на ПУ 9А82/83, а также станцию наведения ракет (СНР) 9С32М, которые входят в состав ЗРК С-300В4. Это уже ставит новую ЗУР на ступеньку выше, чем ракеты семейства 48Н6ДМ. Дальность этой ракеты достигла 350 км, что расположило обновлённый войсковой «Антей» куда ближе к «Триумфатору», нежели нашумевшую «Четырёхсотку».


Ракеты-перехватчики, разрабатываемые для ЗРК С-500 «Прометей» («Триумфатор-М»)

Интересным качеством семейства С-300В, включая С-300В4, является повышенная живучесть в сложной помеховой обстановке, с учётом огромного количества летательных аппаратов противника. Большое значение здесь имеет богатая номенклатура дивизионных радиолокационных средств. Во-первых, это 2 типа основных РЛС обнаружения, сопровождения и целеуказания: 9С15М2 «Обзор-3» и 9С32М, выполняющих функции дальнего радиолокационного обнаружения, завязки трасс воздушных целей и целеуказания для радаров непрерывного подсвета. Во-вторых, - специализированная РЛС программного обзора с ПФАР 9С19М2 «Имбирь», предназначенная для секторного обзора воздушного пространства на наличие малоразмерных аэродинамических и баллистических целей противника. Работающий в сантиметровом Х-диапазоне «Имбирь» имеет высочайшую точность обнаружения и сопровождения ВЦ (точность по дальности -70 м), что возможно благодаря узкому сканирующему лучу шириной 0,5 градусов. Разрешение и энергетический потенциал этой станции значительно превосходят аналогичные параметры МСНР 9С32М. Станция способна обнаруживать цели с ЭПР 0,02 м2 на дальности не менее 50 км. В-третьих, в каждой батарее С-300В4 имеется 2 пусковых установки 9А82М для противоракет 9М82М/МВ, а также 4 ПУ 9А83М для ЗУР 9А83М. Каждая из вышеуказанных ПУ оснащена радиолокатором непрерывного излучения для подсвета воздушных целей. Таким образом, даже на уровне батареи «Антей» имеет в 6 раз больше радиолокационных средств, чем С-400, располагающий лишь одной МРЛС 92Н6Е.

Один дивизион С-300В4 значительно более расширенный, чем у семейства С-300/400. Он включает в себя 4 батареи, каждая из которых имеет многофункциональную станцию наведения ракет 9С32М, а поэтому и уничтожить дивизион С-300В4 в разы сложней, чем дивизион «Фаворита» или «Триумфа». Из всего делаем несколько однозначных выводов.

1. Отсутствие дальних ракет-перехватчиков с индексом 40Н6 на вооружении находящихся в строевых частях ЗРК С-400 «Триумф» не несёт столь серьёзной угрозы живучести и сетецентрическим способностям нашей ПВО, как возможная острая нехватка «газодинамических» ЗУР 9М96Е2. Последние дают возможность уничтожать все типы ВТО на эндоатмосферном участке воздушно-космического пространства, на что не в полной мере способны перехватчики типа 48Н6ДМ.

2. Функции противоракет 40Н6, которые должны появиться на вооружении передовых комплексов «Триумфатор-М», на протяжении нескольких лет будут частично возложены на перехватчики 9М82МВ комплексов С-300В4, обладающие приближёнными тактико-техническими характеристиками. Ракеты 9М82МВ по основным ТТХ и возможностям борьбы с баллистическими целями примерно в 2 раза превосходят ЗУР 48Н6ДМ. Противоракетный комплекс «Триумфатор-М» начнёт поступать на вооружение ВКС к 2018 году. Наиболее вероятно, что его боекомплект будет включать в себя 3 основных типа противоракет, - 40Н6, 77Н6-Н и 77Н6-Н1. Они будут поражать БЦ на дальностях до 600 км и высотах 200-250 км. Также возможна и интеграция ЗУР 9М96Е/Е2 и 48Н6ДМ из комплекта «Триумфа», предназначенная для перехвата аэродинамических объектов и ОТБР. «Пятисотка» перекроет все бреши комплексов С-400, наблюдающиеся сегодня от отсутствия или нехватки ЗУР типа 40Н6 и 9М96Е2.

Более того, перспективные радиолокационные средства и автоматизированная система управления звеном ПВО (мобильный секторный РЛК «Марс», РПН 76/77Т6 и АСУ 97Л6 «Властелин-ТП») оптимизированы для перехвата целей, двигающихся со скоростями до 25200 км/ч (7 км/с). Все элементы дивизионов «Триумфатор-М» будут сопрягаться с многофункциональным РЛК типа «Небо-М», - единственными станциями, способными обнаруживать баллистические ракеты на начальном участке траектории с расстояния 1800 км.

3. Важной частью поддержания достойных противоракетных качеств наших Воздушно-космических сил во время этапов доводки ЗРК «Триумфатор-М» должно стать ускорение темпов принятия на вооружение перспективных зенитно-ракетных комплексов С-350 (50Р6А) «Витязь» с одновременной интенсификацией крупносерийного производства ракет 9М96Е2 для них. Комплекс обладает выдающимися качествами в осуществлении как всеракурсной противовоздушной и противоракетной обороны от малозаметной тактической авиации и массированных ракетно-авиационных ударов противорадиолокационными ракетами и другим ВТО (включая ОТБР), так и плане секторной ПВО-ПРО от целей повышенной сложности, среди которых могут быть такие объекты, как: тактические истребители/самолёты РЭБ F/A-18G «Growler», малоразмерные маневрирующие боевые блоки БРСД в «облаке» ложных целей, истребители 5-го поколения F-22A и F-35A и т.д.

Главными достоинствами ЗРК С-350 «Витязь» являются значительно больший боекомплект (один дивизион может быть представлен 8х12 вертикальными пусковыми установками 50П6А с суммарным количеством ЗУР 9М96Е2 - 96) и многорежимная сантиметровая МРЛС с АФАР 50Н6, способная сопровождать на проходе 100 целей и захватывать 8. Благодаря АРГСН ракет 9М96Е2, комплекс имеет возможность поражения загоризонтных низковысотных ВЦ с задействованием дополнительных средств целеуказания, но один вопрос по «Витязю» остаётся открытым. Для самостоятельного поражения КР антенный пост 50Н6 должен снабжаться универсальной вышкой типа 40В6М, но в официальных источниках о таком пункте в тактико-техническом задании ничего не говорится; между тем, подобная вышка нужна «Витязю», как вода и воздух.

Как видите, до заступления на боевое дежурство комплекса «Триумфатор-М» наша наземная группировка ВКС способна сформировать весьма достойный противоракетный «зонтик», который в большей степени обязан перспективной версии войскового ЗРК С-300В4 и новой ЗУР 9М82МВ. Но вопросы, связанные с недостаточной серией противоракет 9М96Е2 для комплектации С-400, а также медленной доводкой комплекса С-350 «Витязь», не могут не вызывать серьёзной обеспокоенности в кругах осведомлённых любителей отечественной военной техники.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=12933
http://militaryrussia.ru/blog/topic-593.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-373.html

topwar.ru

definition of 40В6М УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВЫШКА and synonyms of 40В6М УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВЫШКА (Russian)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

40В6М
Тип:передвижная вышка
Страна: СССР/ Россия
История службы:
Использовалось:с 1970
История производства:
Варианты:40В6МД


Универсальная передвижная вышка 40В6М — составная часть комплексов С-300П различных модификаций. Разработана для расширения возможностей комплексов по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развёртывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности. Вышка принята на вооружение в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Несколько позже в войска поступила вышка 40В6МД высотой около 39 м, отличающиеся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой.

Состав вышки

  1. Рама с оборудованием
  2. Стрела с оборудованием
  3. Аутригеры (левый и правый)
  4. Растяжки
  5. Стояночные опоры
  6. Опорный фланец
  7. Шарнирный подкос (верхний и нижний подкосы)
  8. Гидравлическое оборудование
  9. Электрооборудование
  10. Ходовая часть
  11. Опорные плиты (опорные плиты аутригеров, центральные плиты, плита опорная передняя)
  12. Тягач МАЗ-537
  13. Запасные части, инструменты, принадлежности (ЗИП)

Установка вышки

Установка вышки 40В6М осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД - за два часа при использовании штатных средств и дополнительно подъёмного крана типа КТ-80 "Январец" или аналогичного ему по грузоподъёмности и высоте подъёма груза.

Транспортировка вышки

Седельный тягач МАЗ-537

Вышка 40В6М высотой около 25 метров буксируется в транспортном положении тягачом МАЗ-537Г, входящим в ёё состав. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе седельного тягача КрАЗ-260 и полуприцепа МАЗ-938.[1]

Положения вышки при эксплуатации

  1. Походное положение - положение вышки, когда она свёрнута, зачехлена, состыкована с тягачом и готова к транспортировке.
  2. Положение № 1. Стрела поднята в вертикальное положение, престыкован НВО (низковысотный обнаружитель) или РПН (радиоокатор подсвета и наведения). Тягач находится вне рабочей площадки, механизмы зачехлены.
  3. Положение № 2. Стрела вышки опущена в горизонтальное положение, фланец находится в горизонтальном положении, или зафиксирован на стреле. Тягач отведён с рабочей площадки, вышка подключена к РПУ. Механизмы вышки зачехлены.

Примечания

  1. Ганин С.М., А.В.Карпенко Журнал "Невский Бастион: Зенитная ракетная система С-300", Санкт-Петербург, 2001

Ссылки

dictionary.sensagent.com

НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН


Как было отмечено на международном форуме «Технологии в машиностроении – 2014″ в Жуковском руководством ГСКБ «Алмаз-Антей», зенитная ракетная система С-400 «Триумф» в настоящее время разрешена для экспорта за рубеж. С этой целью на систему получен паспорт экспортного облика.
Эти обстоятельства послужили возможностью раскрыть многие характеристики и данные экспортного варианта системы С-400 «Триумф». На форуме «Технологии в машиностроении – 2014″ и была представлена такая информация. В частности, приводится состав комплекса, данные основных его элементов, есть данные по новой пусковой установке 51П6Е для ракет 40Н6Е и 9М96Е2, впервые приводится название и некоторые данные дальней ракеты комплекса 40Н6Е, способной поражать баллистические ракеты, и много другой информации.
Кроме того, СКБ «Турбина» представило агрегат электроснабжения АЭС-40-1 той же системы С-400 «Триумф».
Предлагаем Вашему вниманию сокращенную информацию.

Мобильная многоканальная зенитная ракетная система С-400 «Триумф» (далее ЗРС С-400 «Триумф») предназначена для поражения современных и перспективных средств воздушного нападения: самолетов-постановщиков помех, самолетов радиолокационного дозора и наведения, самолетов-разведчиков, в том числе входящих в состав разведывательно-ударных комплексов, стратегических самолетов-носителей авиационных ракет, тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, баллистических ракет средней дальности, а также других средств воздушного нападения в условиях интенсивного радиопротиводействия.
ЗРС С-400 «Триумф» обеспечивает ведение боевых действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с вышестоящими командными пунктами или внешними средствами радиолокационной информации:
» На основе использования радиолокационной информации от соседних ЗРС ближнего, среднего
и дальнего радиуса действия
» На основе использования информации от вышестоящих командных пунктов с 30К6Е
» На основе использования радиолокационной информации от придаваемой РЛС обнаружения, имеющей трассовый выход и сопрягаемой с 30К6Е
СОСТАВ
» Средства управления 30К6Е
» До 8 зенитных ракетных комплексов 98Ж6Е
» Боекомплект для ЗРС (ЗУР 40Н6Е, 9М96Е2, 48Н6ЕЗ, 48Н6Е2)
» Комплекс технического обеспечения 30Ц6Е
» Придаваемые средства

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Зона поражения по дальности, км » аэродинамические цели » баллистические цели3-380 5-60
Мин./макс. высота поражаемой цели, км

» аэродинамические цели » баллистические цели

 

0,01/30 2/25

Макс, скорость поражаемой цели, м/с4800
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей, шт.до 300
Количество одновременно обстреливаемых целей ЗРС, шт.80*
Количество одновременно наводимых ракет ЗРС, шт.160*
Время развертывания средств системы с марша, мин5

* при полном составе системы ПВО

ВОЗМОЖНОСТИ СОПРЯЖЕНИЯ
В ЗРС С-400 «Триумф» предусмотрена возможность сопряжения со средствами управления, информационными и боевыми средствами, системами госопознавания Заказчика.

СУ 30К6Е являются высокоэффективной автоматизированной системой управления, обладающей
возможностью управлять различными ЗРС во взаимодействии с вышестоящими средствами
управления, средствами радиолокационного поля и аналогичными СУ.
СУ 30К6Е предназначены для управления боевой работой:
Огневых средств:
» ЗРК 98Ж6Е системы 40Р6Е
» ЗРС С-300ПМУ2
» ЗРС С-300ПМУ1
» Системой ПВО «Фаворит» (ЗРС С-300ПМУ2) через СУ 83М6Е2, ЗРС С-300ПМУ1 через СУ 83М6Е
» ЗРС «Тор-М1» через батарейный командный пункт (БКП) «Ранжир-М» (при условии его доработки)
» ЗРПК«Панцирь-С»
» ЗРС заказчика – при проведении дополнительных работ по информационно-техническому сопряжению СУ 30К6Е Радиолокационных средств:
» Дополнительно придаваемых РЛК 91Н6Е
» РЛС с трассовым выходом типа ВВО 96Л6Е, «Противник-ГЕ», «Гамма-ДЕ»

СУ 30К6Е обеспечивают указанные ЗРК, ЗРС и ЗРПК целеуказанием (ЦУ) по современным и перспективным самолетам, крылатым ракетам, баллистическим целям и другим средствам воздушного нападения в зоне их боевого применения, обеспечивают взаимодействие (координацию боевых действий) между ЗРК, ЗРС, ЗРПК, в том числе в сложной тактической обстановке по информации от:
» Собственных радиолокационных средств РЛК 91Н6Е
» Радиолокационных средств управляемых ЗРС, ЗРК, ЗРПК
» Вышестоящих командных пунктов (ВКП) российского производства типа «Байкал-Э» и др.
» Соседних СУ 30К6Е, 83М6Е, 83М6Е2
» Взаимодействующих КП типа «Поляна-Д4М1»
» РЛС и средств радиотехнической разведки российского производства
» Взаимодействующих КП истребительной авиации российского производства
По согласованию с заказчиком, с целью интеграции в систему обороны заказчика, допускается проведение дополнительных работ и доработка СУ 30К6Е по информационно-техническому сопряжению со средствами ПВО заказчика: вышестоящими средствами управления (ВСУ), РЛС, ЗРК и другими средствами, а также средствами ПВО российского производства (КП «Поляна-Д4М1», средствами радиотехнической разведки «Автобаза-М», «Орион», «1РЛ220ВЭ»).

СОСТАВ
• Пункт боевого управления (ПБУ) 55К6Е
• Радиолокационный комплекс (РЛК) 91Н6Е
• Комплект запасного имущества ЗИП-0Б
• Средства внешнего электроснабжения для СУ 30К6Е
• Дополнительные средства, придаваемые к СУ:
 АМУ ЮТ24Ц, ЮТ24В
 Комплект ЗИП-Г для СУ
 Ретранслятор 15Я6МЕ
 Комплект ЗИП-Г для ретранслятора

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Количество сопровождаемых целей, шт.не менее 300
Количество управляемых ЗРК, ЗРС, шт.до 8 ЗРК до 6 ЗРС
Располагаемые (максимальные) значения дальности ЦУ: 
» по целям с ЭПР=4 м2, км390
» по целям типа стратегической авиации, км570
» по баллистическим целям (скорость полета – 2800 м/с, 
ЭПР=0,4 м2), кмдо 250
» по баллистическим целям (скорость полета – 4800 м/с, 
ЭПР=0,4м2), кмдо 230
Работное время: 
» режимы обзора Pi, P3, с18
» режимы обзора Р2, Р4, Р6, с12
Время приведения в боевую готовность: 
» из походного состояния, минне более 5
» из развернутого состояния, минне более 3
» из дежурного режима, сне более 40
Численность боевого расчета, чел.б.

Зенитный ракетный комплекс 98Ж6Е является высокоэффективной многоканальной системой зенитного ракетного оружия и предназначен для поражения современных и перспективных средств воздушного нападения.
ЗРК 98Ж6Е обеспечивает:
» Обзор заданных участков воздушного пространства
» Обнаружение целей по целеуказанию от СУ 30К6Е
» Захват и автоматическое сопровождение целей
» Пуск, захват, сопровождение и наведение ЗУР

СОСТАВ
 Многофункциональная радиолокационная станция (МРЛС) 92Н6Е
 Пусковые установки (ПУ) 5П85ТЕЗ, 5П85СЕЗ, 51П6Е (до 12 шт.)
 Комплект запасного имущества ЗИП-0Б (полуприцепы П13НЕ, П14НЕ)
 Прицеп для хранения и транспортировки ЭД (прицеп ПЭД-2НЕ)
 Средства внешнего электроснабжения для МРЛС и ПУ
 Средства технической эксплуатации и хранения ракет 82Ц6ЕЗ (82Ц6Е2)
 Дополнительные средства, придаваемые к ЗРК:
» Вышка 40В6М-Р для МРЛС
» Комплект ЗИП-Г для ЗРК (полуприцепы П22НЕ, П23НЕ, П24НЕ, П25НЕ, прицеп П29НЕ)
» РЛС 96Л6Е2
» ЗИП-ГдляРЛС96Л6Е2
» Вышка 966АА14 для РЛС 96Л6Е2
» Средства внешнего электроснабжения для РЛС 96Л6Е2
» Учебно-действующие ракеты (УДР)
» Комплект ЗИП-Г для вышки 40В6М-Р (966АА14)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (одного ЗРК 98Ж6Е]

Количество одновременно поражаемых целей , шт.не более 10
Количество одновременно наводимых ЗУР, шт.не более 20
Максимальная дальность поражения аэродинамических целей, км380
Максимальное количество сопровождаемых трасс целей, шт.до 40
Количество ЗУР на одной ПУ, шт.до 4 (до16дляЗУР9М96Е2)
Запас хода боевых средств без дозаправки топливом, км500, +2 ч работы

МРЛС 92Н6Е является основным радиотехническим средством ЗРК 98Ж6Е и предназначена для управления боевой работой комплекса.
МРЛС 92Н6Е решает следующие задачи:
» Поиск цели по данным ЦУ или автономно, захват цели на автосопровождение, в том числе в условиях воздействия активных и пассивных помех, метеообразований и отражений от местных предметов
» Контроль государственной принадлежности сопровождаемых целей
» Отбор целей на поражение, автоматическое решение задачи пуска, постановка на подготовку, пуск, захват, сопровождение и наведение ЗУР на сопровождаемые цели, обеспечение подрыва боевого снаряжения и оценка результатов боевой работы
» Определение места нахождения МРЛС в процессе движения и на стоянке

СОСТАВ
 Антенный пост Н1Е
 Аппаратный контейнер Н2Е
 Программное обеспечение МРЛС 92Н6Е
 Оборудованное самоходное шасси Н20Е с навигационным комплексом

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА 51П6Е

Самоходная ПУ 51П6Е предназначена для транс¬портирования, хранения, автоматической пред-стартовой подготовки и пуска ракет 40Н6Е и 9М96Е2 из транспортно-пусковых контейне¬ров (ТПК). Пусковая установка размещается на колесном шасси типа МЗКТ-7930.

СОСТАВ
 Самоходное шасси МЗКТ-7930
 Гидравлические домкраты
 Средства автономного электроснабжения АЭС-40
 Электрогидропривод
 Качающаяся часть
 Аппаратура подготовки и пуска ракет
 Аппаратура связи
 Комплект ЗИП-ОА

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Количество ЗУР 40Н6Е на ПУ, шт.до 4
Количество ЗУР 9М96Е2 на ПУ, шт.до 16
Время приведения ПУ в боевую готовность с марша, минне более 5
Время готовности к маршу, мин5
Виды связи для обмена информацией между ПУ и МРЛС: » основной » резервныйрадио

воле

Габаритно-весовые характеристики: » д х ш х в, в походном положении, м » д х ш х в, в развернутом положении, м » вес с боекомплектом, кг13,55 х 3,15 х 3,97

14,44 х 3,15 х 9,15

42 100

ЗЕНИТНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 40Н6Е

ЗУР 40Н6Е предназначена для поражения современных пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения, включая средства ВТО и их носители, самолеты ДРЛО, ГЗКР, тактические, оперативно-тактические БР и БРСД со скоростью до 4800 м/с

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Стартовая масса ЗУР 40Н6Е, кг1893
МассаЗУР40Н6ЕвТПК,кг2 600
Боевая часть ЗУР 40Н6Е: » типосколочно-фугасная
Эксплуатационный срок ЗУР, лет15

ЗЕНИТНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 9М96Е2
НАЗНАЧЕНИЕ. РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ
ЗУР 9М96Е2 предназначена для поражения современных средств воздушного нападения -пилотируемых средств и беспилотного высокоточного оружия

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Стартовая масса ЗУР 9М96Е2, кг420
Масса ЗУР 9М96Е2 в одноместном ТПК, кг560
Боевая частьЗУР 9М96Е2: » тип

» масса, кг

осколочно-фугасная 24
Эксплуатационный срок ЗУР, лет15

ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ 48Н6ЕЗ, 48Н6Е2

НАЗНАЧЕНИЕ. РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ
» ЗУР 48Н6ЕЗ, 48Н6Е2 предназначены для поражения аэродинамических и баллистических целей в широком диапазоне высот, дальностей и скоростей полета целей
» ЗУР 48Н6ЕЗ обеспечивает перехват БРСД со скоростями полета до 4800 м/с

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса сТПК, кг: 
» ЗУР48Н6ЕЗ2 600
» ЗУР48Н6Е22 600
Боевые части: 
» типосколочно-фугасная
» масса 
ЗУР48Н6ЕЗ, кг180
ЗУР48НбЕ2,кг180
Эксплуатационный срок ЗУР, лет15

АГРЕГАТ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АЭС-40-1

Назначение:
- Обеспечение бортовой сети объекта электроэнергией постоянного и переменного тока
- Выработка электрической энергии как от газотурбинного двигателя, так и от коробки отбора мощности ходового двигателя на стоянке и при движении объекта
- Подключение к выходу переменного напряжения от внешнего источника
Применяется на комплексе ПВО С400 в качестве автономного источника переменного и постоянного тока

Подготовил А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН» 19.08.2014

Источники: буклет «Зенитная ракетная система С-400 «Триумф» ГСКБ «Алмаз-Антей» на ТМ-2014, буклет «АГРЕГАТ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АЭС-40-1″ СКБ «Турбина» на ТМ-2014.

ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-400 «ТРИУМФ» НА ТМ-2014. ФОТОРЕПОРТАЖ
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-400 «ТРИУМФ»
ГСКБ АЛМАЗ-АНТЕЙ

nevskii-bastion.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о