22160 василий быков – Патрульные корабли проекта 22160 — Википедия

Содержание

Проект 22160 - Многоцелевой Патрульный Корабль, Надводные Сторожевые Корветы: Василий Быков, Павел Державин, Сергей Котов

30.04.2019

Российский флот давно испытывает нужду в кораблях, способных эффективно действовать в прибрежной морской зоне и сохранять в неприкосновенности морские рубежи нашей страны. Переход от концепции большого океанского флота времен «холодной войны» к идее современного флота, оснащенного универсальными боевыми кораблями, инициировал разработку и постройку малых боевых кораблей. Необходимость многоцелевого военного корабля для действия во внутренних акваториях осознавали в высших военно-морских эшелонах давно. Сторожевые корабли старой советской постройки могли лишь частично заполнить образовавшуюся брешь. По своим тактико-техническим характеристикам такие корабли уже не отвечают поставленным задачам.

Отечественному флоту требовался сторожевой корабль совершенно нового типа, способный эффективно выполнять патрулирование экономической морской зоны и при необходимости нанести сокрушительный удар по противнику. Решением проблемы могли стать корабли проекта 22800 типа «Каракурт», однако по своим тактико-техническим данным они относились скорее к ударному типу и обходились в постройке и обеспечении значительно дороже. Требовалось другое техническое решение, и вскоре оно было найдено. В недрах Северного ПКБ был разработан проект 22160, который предполагал строительство современного патрульного корабля.

Патрульный корабль 22160

Рождение корвета проекта 22160

Охрана территориальных вод и 200-мильной экономической зоны являлась первоочередной функцией, возлагаемой на новые корабли. Помимо этого в их тактические задачи входили и неспецифические функции:

  • борьба с контрабандой в территориальных водах;
  • борьба с браконьерством и незаконным выловом рыбы в 200-мильной экономической зоне;
  • спасательные операции на море;
  • охрана и сопровождение судов;
  • охрана портовых комплексов и военно-морских баз.

Использовать для этих целей ракетные корабли проекта «Каракурт» — это все равно что махать кувалдой в погоне за комаром. Новый патрульный корабль проекта 22160 должен был иметь небольшие размеры, малое водоизмещение и комплекс вооружений, соответствующий поставленным целям и задачам.

Патруль

Изначально новый корвет создавался для нужд Пограничный службы ФСБ России, однако уже на стадии проектирования Военно-морское руководство разглядело в проекте черты сторожевика будущего. Новые суда имеют сравнительно небольшое водоизмещение (1300 тонн). Максимальная скорость хода корвета не должна была быть ниже 30 узлов. Несколько удивила конструкторов затребованная в техзадании дальность плавания. Корабль, задуманный для патрулирования прибрежных вод, должен был иметь автономность до 60 суток и дальность плавания в 6 тыс. миль.

Экипаж патрульного корабля насчитывает 80 человек. Что касается штатного вооружения, то тут конструкторам пришлось выбирать между двумя концепциями. Сначала в техническом задании ставилось условие установки на корабль вооружения ближнего радиуса действия, включая противокорабельные ракеты малой дальности, артиллерийские и зенитные комплексы. В дальнейшем, получив готовый опыт успешного применения на судах малого водоизмещения крылатых ракет «Калибр», приняли решение оснастить новый корвет аналогичной пусковой установкой.

Крылатая ракета «Калибр»

В итоге получился патрульный корабль прибрежного действия с огромной дальностью плавания и колоссальной для кораблей этого класса ударной огневой мощью.

«Василий Быков»: головной корабль проекта 22160

По своим тактико-техническим данным корвет проекта 22160 являлся первым в своем классе кораблем, способным успешно противостоять практически любому потенциальному противнику. По мощности вооружения и автономности плавания военные эксперты нередко сравнивали российский корвет с легендарным Давидом, одним ударом из пращи сразившим великана Голиафа.

Верфи Зеленодольского ССЗ

Строительство новых судов доверили Зеленодольскому судостроительному заводу, который традиционно строит малые военные суда для отечественного флота. Головной корабль проекта 22160 — корвет «Василий Быков» — был заложен в феврале 2014 года. В процессе строительства корабелам удалось найти выход из непредвиденной ситуации, эффективно решив проблему импортозамещения. Для оснащения корабля используют в основном детали, узлы и агрегаты отечественного производства, включая современное радиолокационное и навигационное оборудование. Пуск корабля на воду планируется в 2019 году, после чего начнутся доковые работы, швартовые испытания и перегон на Черное море. Новый корабль планируется приписать к Новороссийской военно-морской базе.

Следом за головным судном с периодичностью в 5-6 месяцев были заложены еще 6 судов этого класса. Первый серийный корабль «Дмитрий Рогачев» был заложен на той же Зеленодольской верфи, а вот второй и третий серийные суда решено строить на Керченском ССЗ «Залив». В феврале 2019 года заложили второй серийный корабль проекта 22160 «Михаил Державин», а спустя четыре месяца, в мае, осуществили закладку еще одного судна этого класса. Черноморские корветы несколько отличаются от своих предшественников. Немного увеличили длину судна и соответственно нарастили огневую мощь. Водоизмещение корветов, строящихся в Крыму, будет немного большим, чем проектное. Они и другие два судна, строящиеся на верфи в Зеленодольске, должны войти в состав Черноморского флота. Срок сдачи назначен на 2020 год.

Особенности конструкции проекта 22160

Основной и отличительной особенностью, которая отличает конструкцию новых судов проекта 22160, является их модульная компоновка. Эта методика постройки боевых судов проходит обкатку на строительстве новых патрульных кораблей впервые в России. Ввиду того, что основная часть узлов и агрегатов, включая образцы вооружения, на кораблях однотипны, их монтаж и установку производят непосредственно на месте строительства судна. Универсальность конструкции судов заключается в том, что состав вооружения боевого корабля может меняться уже в процессе эксплуатации.

Корпус судна и архитектура надстроек созданы с применением технологии «Стелс», существенно снижающей радиолокационную заметность корабля. Борта судна имеют высокие обратные завалы, снижающие качку. По своим размерам надстройка на судах проекта 22160 в два раза меньше, чем у фрегатов класса «Стерегущий». Верхняя палуба и обширные палубные пространства защищены композитными материалами с низкими отражающими свойствами. Даже носовая артиллерийская установка имеет угловатую башню с минимальной площадью отражающей поверхности.

Силовая установка корветов серийного производства изготовлена на Коломенском моторостроительном заводе. Мощность двух дизелей реверс-редукторного типа составляет 12 тыс. л.с. Все узлы и агрегаты моторной группы являются детищем отечественных заводов. В сборке силовой установки используются комплект оборудования завода «Звезда» и система управления концерна «Аврора».

Дизельный двигатель

Следует отметить, что на головном кораблей корвете «Василий Быков» стоят двигатели германской фирмы MAN.

Качество работы двигательной группы, универсальные обводы корпуса и наличие отличного навигационного оборудования обеспечивает новым корветам хорошую мореходность. Проектировщикам и строителям удалось реализовать на практике заявленную в техническом задании автономность в 60 суток. Новые корветы в действительности могут преодолевать огромные расстояния и находиться в море до двух месяцев. Ни один сторожевик ВМФ РФ не может похвастаться такими показателями.

Все суда оснащаются универсальной системой управления вооружением корабля. Основное ударное вооружение корветов проекта 22160 – это крылатые многоцелевые ракеты «Калибр-НК», размещенные в пусковых установках в кормовой части корабля. Такое вооружение делает небольшой корабль серьезным противником даже для соединения судов ВМС стран НАТО, курсирующих в прилегающих к территориальным водам акваториях.

Пуск ракеты

При необходимости крылатые ракеты 3М54Э могут быть переоборудованы из тактического оружия в стратегическое орудие сдерживания, способное нести ядерные боезаряды.

На сегодняшний день ни один корвет в мире не имеет вооружения, сравнимого по силе с огневой мощью корабля данного проекта. Корветы 22160 проекта имеют осадку 4 метра, что позволяет им свободно действовать не только на морском театре, но и заходить в морские заливы и действовать на речных фарватерах.

Система ПВО кораблей представлена 12 канальным ЗРК «Штиль-1», который оснащается 24 ракетами 9М317Э. Для создания противовоздушного ближнего рубежа на корветах устанавливаются комплекс «Гибка». Артиллерийское вооружение корабля представлено 57-мм артустановкой А220М.

Вместе с мощным ударным и оборонительным вооружением новые суда оснащаются совершенным гидроакустическим и радиолокационным оборудованием. Корвет имеет три гидроакустические станции, способных вести подводный и надводный мониторинг окружающей акватории на расстоянии 3-5 , 5-12 и 35-140 км соответственно.

На корабле впервые установлена гидроакустическая система обнаружения аквалангистов «Паллада», способная на расстоянии до полукилометра выявить подводных диверсантов.

Керченская верфь

Следом за корветом «Павел Державин» на верфи в Керчи сегодня строится третий серийный патрульный корабль проекта 22160 «Сергей Котов». Оба корабля могут войти в строй в следующем году. Они вместе со своими старшими братьями — корветами «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачев» способны создать на Черном море эффективную ударную группировку патрульных судов. Корабли этого класса будут способны полностью нейтрализовать силы турецких ВМС на Черноморском морском театре. Последний шестой корабль пока существует лишь в чертежах. Информация о том, где и когда будет заложен последний серийный корабль, из высших эшелонов Министерства Обороны не поступала.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Корвет "Василий Быков" проекта 22160 отправился к побережью Сирии

Патрульный корабль Черноморского флота проекта 22160 "Василий Быков" пополнит состав постоянной группы ВМФ РФ в Средиземном море. Корабль вышел из главной базы ЧФ утром 10 июня и взял курс на черноморские проливы. Вместе с корветом в Средиземное море отправился и МРК "Великий Устюг" из состава Каспийской флотилии.

Как сообщает пресс-служба Черноморского флота, патрульный корабль "Василий Быков" совершит переход в Средиземное море, где войдет в состав постоянного соединения ВМФ РФ. В дальнейшем корабль отправится на Балтику, где будет участвовать в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. При этом отмечается, что данный выход корабля является первым дальним походом с момента вхождения в состав флота.

Головной патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" был построен на АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" и спущен на воду 28 августа 2017 года. В ноябре того же года был отбуксирован в Керчь для достройки. Вошел в состав ВМФ 20 декабря 2018 года. Всего Минобороны заказало постройку серии из пяти патрульных кораблей проекта 22160, но их строительство затянулось по причине импортозамещения силовой установки. На все корабли серии, кроме головного "Василия Быкова", на котором установлены германские дизель-редукторные агрегаты MAN, устанавливают дизель-редукторные агрегаты производства Коломенского завода.

Патрульный корабль (корвет) проекта 22160 имеет водоизмещение 1700 тонн и способен развивать скорость до 30 узлов. Дальность плавания – 6000 миль, автономность – 60 суток. Экипаж – 80 человек. На борту предусмотрено базирование вертолета Ка-27ПС. В качестве штатного вооружения корветы оснащают 76-мм артиллерийской установкой, зенитно-ракетным комплексом и пулеметами.

Корвет "Василий Быков" проекта 22160 входит в состав 184 бригады кораблей Новороссийской военно-морской базы.

Использованы фотографии:
https://balabin-1712.livejournal.com/

Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

topwar.ru

Чем уникален новый патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" — Российская газета

Ходовые заводские испытания патрульного корабля проекта 22160, названного "Василий Быков", идут в районе Новороссийска.

Новейший патрульный корабль "Василий Быков" проекта 22160 у причала в Новороссийске. Планируется к передаче ВМФ в летний период текущего года.https://t.co/vDY1Rafhc7 pic.twitter.com/ZFGuZ5PqCG

— Молодой Чугункин (@Mercator2014) 2 июля 2018 г.

Без преувеличения уникальный корабль построен на Волге в городе Зеленодольск на заводе имени А.М. Горького. Без особой огласки головной корабль проекта 22160 спустили на воду 28 августа 2017 года, осенью того же года прибуксировали в Керчь на завод "Залив", где и достроили. В мае начался первый этап ходовых испытаний. Предположительно "Василий Быков" вступит в строй ВМФ до конца 2018 года.

Проект 22160 во многом революционен. Даже военно-морские эксперты США отметили его "достаточно гениальный дизайн" и "огромную боевую мощь при небольшом размере".

"Василий Быков" выполнен по модульной схеме - на нем за короткий срок, меняя модули, можно установить любое вооружение, необходимое для выполнения конкретной боевой задачи. Артиллерийское вооружение состоит из автоматической 76-мм пушки. А в качестве ракетного могут быть и многоцелевые "Калибры", и чисто противокорабельные. Осадка корабля позволяет ему действовать не только в открытом море, но и в заливах, а также в руслах больших рек. Скорость меняется от 16 узлов - патрульная, до 30 узлов - максимальная. На корабле 80 оборудованных спальных мест, которые может использовать экипаж - по численности он меньше этой цифры, а также приданные кораблю подразделения - спасатели, морская пехота и даже научные сотрудники. Патрульный корабль, кстати, может вести эффективный экологический мониторинг.

Осадка корабля позволяет ему действовать не только в открытом море, но и в заливах, а также в руслах больших рек

"Василий Быков" имеет специальное боевое противодиверсионное оборудование. А сонар "Паллада" способен эффективно отслеживать дайверов-любителей и подводных диверсантов. Для обнаружения подводных лодок и торпед используется низкочастотная активно-пассивная гидроакустическая станция "Виньетка-ЭМ". Комплекс гидроакустических станций позволяет сканировать подводную часть моря в радиусе до 140 км.

В различной стадии достройки сейчас еще пять кораблей данного проекта - три в Зеленодольске, два в Керчи. Предполагается, что все шесть кораблей проекта 22160 войдут в состав Черноморского флота. Патрульные корабли проекта 22160 защитят экономическую зону и прибрежную инфраструктуру Черного и Азовского морей и акватории, которые принадлежат России.

rg.ru

Модульный боец. Чем опасны новейшие корветы проекта 22160

Для кораблей с относительно небольшим водоизмещением корветы на удивление серьезно вооружены. Модульность позволяет менять оружие и оборудование в зависимости от задачи, будь то борьба с пиратством или поддержка крупных ударных операций.

Главный калибр корвета, универсальная артиллерийская установка АК-176МА (76,2 миллиметра) эффективно отрабатывает как надводные, так и воздушные цели на дистанциях двенадцать и семь километров соответственно. Скорострельность — до 120 выстрелов в минуту. У АК-176МА по сравнению с аналогичными системами предыдущего поколения в два раза точнее наведение приводов и лучше кучность стрельбы. А штатного боекомплекта в 152 снаряда хватит, чтобы доставить серьезные неприятности даже крупному кораблю.

В кормовой части есть место для монтажа установки вертикального пуска ракет семейства "Калибр", "Оникс", а также зенитно-ракетных комплексов "Гибка", или "Штиль-1". То есть корабль может выполнять как ударную, так и оборонительную функцию, прикрывая союзников своей ПВО. Для защиты от боевых пловцов противника корвет оснащен противодиверсионным гранатометным комплексом ДП-65 с собственной гидроакустической станцией с радиусом действия около 400 метров. Подобное оружие незаменимо при обороне портов и военно-морских баз. А для борьбы с пиратами и контрабандистами установлены два 14,5-миллиметровых пулемета.

"Москитный флот"

Ожидается, что "Василия Быкова" передадут военным до конца 2018-го. Он станет частью "москитного флота" России, формирование которого давно обсуждают в экспертном сообществе. С 2014 по 2018 год ВМФ получил шесть малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 "Буян-М", еще пять должны вступить в строй в ближайшие годы. Кроме того, в настоящее время достраиваются два МРК проекта 22800 "Каракурт" (всего запланировано порядка 12 кораблей). Эти морские платформы объединяет водоизмещение менее 1000 тонн и мощное тактическое ударное вооружение — все те же "Калибры".

ria.ru

Патрульные корабли проекта 22160 — Global wiki. Wargaming.net

Постройка и служба

6 ед. Заказано
Зеленодольский
ССЗ «Залив» Место строительства

Общие данные

1300 - 1800 / т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
94 / 14 / 3,4 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
2 маршевых дизеля
2 форсажных
34000 л.с. Энергетическая установка
30 узл. Скорость хода
6000 миль Дальность плавания

Экипаж

80 чел. Общая численность

Вооружение

Артиллерия

  • 1 × 1 — 76,2-мм авт. орудие
    в артустановке АК-176МА.

Тактическое вооружение

  • «Калибр-НК»;
  • 3М54 и/или 3М55.

Средства

  • 3М-47 «Гибка»;
  • 2 × ПУ ЗРК «Штиль-1».

Авиационное вооружение:

Построенные корабли

«Василий Быков»

Общие сведения

Корабли проекта 22160 предназначены для охраны территориальных вод, патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, для оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время, обеспечения охраны для кораблей при морских переходах, а также охраны военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения нападения различных сил и средств противника — в военное время, а также операций в дальней морской и океанской зонах.

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350

История создания

Предшественники

Тенденция сочетания в небольших надводных кораблях ВМФ России некоторых возможностей эсминцев и крейсеров появилась в России в виде эскизных проектов ещё в середине 1990-х годов. В 1997 году был заложен сторожевой корабль проекта 12441 — «Гром», в конструкции которого применялись новые универсальные вертикальные пусковые установки модульного типа, предназначенные для зенитных управляемых ракет 9М96 и 9М100, унифицированных с зенитно-ракетными комплексами «Триумф», «Редут» и «Витязь».

Размещение данных установок позволяло использовать сторожевой корабль как фрегат противовоздушной обороны среднего и дальнего рубежей. Однако сложная политическая обстановка и недостаток финансирования не позволили реализовать проект. Строительство было приостановлено в начале 21 века, не достигнув половины готовности. Концепция фрегатов ПВОПротивовоздушная оборона в России осталась на прежнем уровне самообороны, базируясь на основе комплексов малой дальности «Кинжал» и «Кортик».

Фрегат «Гром», головной сторожевой корабль типа «Новик», простоял на стапеле ССЗ «Янтарь» более 10 лет. Затем корпус корабля загрунтовали и спустили на воду. Планировалось достраивать корабль уже под названием «Бородино», по изменённому проекту 12441У, в качестве учебного корабля для обучения личного состава ВМФ России на оборудовании нового поколения. Таким образом эти сторожевые корабли стали первыми разрабатываемыми кораблями, в вооружении которых планировалось применить новый зенитно-ракетный комплекс противовоздушной и противоракетной обороны «Редут».

Корвет "Стерегущий" проекта 20380

В условиях, когда у стран НАТО строились фрегаты ПВО типа F100, имеющие на вооружении зенитные ракеты RIM-67D (SM-2ER Block III), с дальностью действия 180 км и ракеты-перехватчики Aster-30 с дальностью действия 100 км, в ВМФ России наметилось существенное отставание сторожевиков в возможностях противодействия авиации вероятного противника. Фрегаты проекта 11540 «Неустрашимый» и проекта 1155 «Удалой» могли прикрывать дружественные надводные корабли на дальности не более 8-12 км. Требовались срочные кардинальные решения по строительству новых кораблей, но реализация идей задержалась ещё на несколько лет.

В 2003 году командованию ВМФ России представлен эскиз фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков». Этот корабль стал первым российским фрегатом ПВО, оснащённый зенитными ракетами 9М96Е2, комплекса ПВО «Редут». Также эти корабли могли осуществлять перехват ракет. При всей успешности проекта, финансирование на строительство кораблей получено лишь в 2006 году, и закладка головного корабля состоялась в феврале того же года, а спуск на воду - 29 октября 2010 года.

Пока корабль проходил ходовые и огневые полигонные испытания в Балтийском и Белом морях, установки ЗРК 3К96 «Редут» проходили отработку в морских условиях и в корабельном базировании. Урезанный вариант ЗРК «Редут» ещё до испытаний на сторожевике «Адмирал Горшков», устанавливался на базе корветов проекта 20380 — «Сообразительный», «Бойкий», «Совершенный», «Стойкий» и т.д. Корветы не оснащались четырёхсторонней МРЛС «Полимент», а в роли радара обнаружения и целеуказания выступал дециметровый РЛО с ФАР «Фуркэ-2». При этом ЗРК «Редут» показывал неплохую эффективность, благодаря инфракрасной и радиолокационной системе наведения ракет ЗУР 9М100 и 9М96, а также системе БИУС «Сигма», обеспечивающей скорострельность в 1 ракету в секунду. Все корветы проекта 20380 обладают малым водоизмещением и радиолокационной заметностью, оснащаются двумя типами противоракет, как для обеспечения ПВО, так и для самообороны.

Проект 22160 вобрал в себя лучшие наработки предыдущих проектов, в том числе и проекта 20380, с улучшенными конструктивными особенностями, более дальнобойным комплексом противокорабельного и стратегического вооружения, с высокими показателями автономности и дальности плавания.

Предпосылки к созданию

Эскизный чертёж патрульного корабля проекта 22160

Флот Российской Федерации давно нуждался в кораблях, способных эффективно действовать в прибрежной морской зоне, охраняя морские границы государства. Концепция большого океанского флота изжила себя с завершением «Холодной войны». Вместо этого появилась необходимость оснастить флот многоцелевыми военными кораблями, способными действовать как во внутренних акваториях, так и на внешних рубежах.

Наличие сторожевиков ещё советской постройки не могло перекрыть существующий дефицит подобных кораблей. Советские сторожевики имели устаревшее техническое оснащение и не могли в полной мере выполнять возложенную на них роль.

Проектирование

Флоту Российской Федерации требовался сторожевой корабль совершенно нового типа, способный эффективно выполнять патрулирование экономической морской зоны и в случае необходимости нанести сокрушающий удар по противнику. Выходом из создавшейся ситуации могли стать военные корабли проекта 22800 типа «Каракурт», однако по своим тактико-техническим данным эти суда относились к ударному типу кораблей. Несмотря на небольшое водоизмещение корабли этого типа имели высокую огневую мощь. Соответственно стоимость этих кораблей была высокой. Требовалось создать корабль невысокой стоимости, отвечающий всем требованиям современного флота.

Презентация модели корабля проекта 22160 на выставке МВМС-2011

Исходя из оценок состояния флота и изменившуюся военно-политическую обстановку в мире, Высшее военно-морское командование заказало разработку проекта малого корабля для патрулирования прибрежной морской зоны. Первоочередной задачей корабля являлась охрана территориальных вод и 200-мильной экономической зоны. Помимо этого тактическими задачами нового корабля являлись:

– борьба с контрабандой в территориальных водах;
– борьба с браконьерством и незаконным выловом рыбы в 200 мильной экономической зоне;
– проведение спасательных операций на море;
– охранение и сопровождение судов во время морского перехода;
– охрана портовых комплексов и военно-морских баз.

В ПКБ «Северный» был разработан проект 22160, который предполагал строительство нового патрульного корабля.

Изначально планировалось использовать новый корвет для нужд Пограничной службы ФСБ России, однако уже на стадии проектирования Военно-морское руководство поменяло концепцию. Новые корабли имеют сравнительно небольшое водоизмещение 1300 тонн. Максимальная скорость хода корвета по заданным параметрам не должна быть ниже 30 узлов.

Экипаж патрульного корабля составлял команду из 80 человек. В плане штатного вооружения конструкторам пришлось выбирать между двумя направлениями. Сначала в техническом задании озвучивалось условие создания на корабле вооружения ближнего радиуса действия, включая противокорабельные ракеты малой дальности, артиллерийские и зенитные комплексы. В дальнейшем, используя имеющийся опыт успешного применения на кораблях малого водоизмещения крылатых ракет «Калибр», принято решение оснастить новый корвет аналогичной пусковой установкой.

Постройка и испытания

Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» на Зеленодольском ССЗ

Заказ на строительство новых кораблей разместили на Зеленодольском судостроительном заводе, специализирующемуся на строительстве кораблей малого водоизмещения для ВМФ России. Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» заложен в феврале 2014 года. В оснащении корабля используются в основном детали, узлы и агрегаты российского производства, включая радиолокационное и навигационное оборудование. Спуск корабля состоялся 28 августа 2017 года, после чего начались доковые работы и швартовые испытания. Затем готовый корпус перегонят на Чёрное море. Местом дальнейшей службы является Черноморский флот, с портом приписки в Новороссийской военно-морской базе.

Вслед за головным кораблём с периодичностью в 5-6 месяцев заложены ещё шесть кораблей по этому проекту. Вторым кораблём проекта 22160 стал «Дмитрий Рогачев», заложенный на Зеленодольской верфи. Третий и четвёртый корабли серии решено строить на Керченском судостроительном заводе «Залив». Корабль «Михаил Державин» заложен в феврале 2016 года, а в мае 2016 года заложен «Сергей Котов». Корветы керченской постройки имеют некоторые отличия от односерийных кораблей. Они отличаются немного увеличенной длиной и увеличением огневой мощи. Соответственно их водоизмещение будет увеличено. Эти два корабля, как и остальные корабли серии также планируется использовать для нужд Черноморского флота. Срок сдачи всех заложенных кораблей планируется на 2020 год.

Название Место строительства Заложен Спущен на воду Место службы Статус
«Василий Быков» Зеленодольский ССЗ 26 февраля 2014 года 28 августа 2017 года 2018 Черноморский флот Спущен на воду
«Дмитрий Рогачёв» Зеленодольский ССЗ 25 июля 2014 года 2018 Черноморский флот Строится
«Павел Державин» ССЗ «Залив» 18 февраля 2016 года 2018 Черноморский флот Строится
«Сергей Котов» ССЗ «Залив» 8 мая 2016 года 2018 Черноморский флот Строится
«Виктор Великий» Зеленодольский ССЗ 25 ноября 2016 года 2019 Черноморский флот Строится
«Николай Сипягин» Зеленодольский ССЗ 13 января 2018 года 2019 Черноморский флот Строится
Патрульный корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачёв» на Зеленодольском СЗ

Описание конструкции

Корпус

Основной отличительной особенностью кораблей проекта 22160 является модульная сборка. Такая методика постройки боевых кораблей впервые в России проходит обкатку на строительстве новых сторожевиков. Основная часть узлов и агрегатов, включая элементы вооружения, на кораблях однотипны, поэтому их монтаж и установка производится непосредственно на месте строительства. Универсальность конструкции кораблей заключается в том, что состав вооружения боевого корабля может изменяться в процессе эксплуатации.

Корпус судна и форма надстроек созданы с применением технологии «Стелс», что снижает радиолокационную заметность корабля. Борта корабля имеют высокие обратные завалы, а компактная надстройка - угловатые формы. Надстройка на кораблях проекта 22160 в 2 раза меньше чем на кораблях типа «Стерегущий». Верхняя палуба и палубные пространства защищены с помощью композитных материалов с низкой отражающей поверхностью. Носовая артиллерийская установка имеет угловатую форму башни с минимальной площадью отражающей поверхности.

Корабли имеют осадку в 4 метра, что позволяет им выполнять поставленные перед ними задачи как в открытом море, так и в морских заливах и на речных фарватерах.

Корпус корабля имеет отсек в кормовой части в котором возможно размещение двух 40-футовых контейнеров. В контейнерах могут содержаться модули и оборудование, необходимые для выполнения поставленной в данный момент задачи. Также в кормовой части размещён ангар для десантно-штурмовой моторной лодки. При открытии двери ангара, он наполняется водой и лодка имеет возможность выйти из корабля и зайти обратно своим ходом.

Позади надстройки расположен вертолётный ангар, позволяющий хранить базирующийся на корабле вертолёт в защищённом от воздействия погоды месте.

Бронирование

Бронирование на кораблях проекта 22160 отсутствует. Палуба и палубное пространство защищены композитными материалами.

Энергетическая установка и ходовые качества

На головном корабле серии, корвете «Василий Быков» установлены дизельные двигатели германской фирмы MAN.

Качество работы двигательной группы, универсальные обводы корпуса и наличие приличного навигационного оборудования обеспечивает новым корветам хорошую мореходность. Проектировщикам и строителям удалось реализовать на практике заявленную в техническом задании автономность в 60 суток. Новые корветы в действительности смогут ходить на огромные расстояния и находиться в море до двух месяцев. Ни один сторожевик ВМФ РФ не может похвастаться таким показателями.

В качестве двигательной установки для кораблей проекта 22160 предусмотрены двигатели типа CODAG (комбинированный дизель и газ) с общей выходной мощностью 25 000 кВт. Электрические системы, установленные на судне, включают в себя четыре дизель-генератора мощностью 300 кВт и один аварийный и портовый дизельный генератор мощностью 100 кВт.

Патрульные и максимальные скорости судна составляют соответственно 16 узлов и 30 узлов. Корабль имеет дальность хода 6000 миль на скорости патрулирования и может поддерживать автономный режим 60 дней.

Экипаж и обитаемость

Численность экипажа на кораблях проекта 22160 достигает 80 человек, включая командира и офицеров.

Вооружение

Главный калибр

Корабли проекта 22160 вооружены новым орудием калибра 76,2 мм, размещённым в универсальной артиллерийской установке АК-176МА. Орудие разработано на предприятии ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал». Испытания модуля успешно закончились 2 марта 2017 года и завод получил разрешение на серийный выпуск артустановок. По оценкам российских экспертов, АК-176МА сопоставима, а по некоторым параметрам даже превосходит иностранные аналоги.

Установки АК-176МА, по сравнению с предыдущими модификациями, имеют в два раза улучшенную точность наведения приводов, лучшую кучность стрельбы, скорость наведения. Также снижена до 9 тонн масса артустановки.

Новая артустановка будет использоваться для вооружения патрульных кораблей проектов 22160 и 23550, ракетных кораблей проекта 22800 и проекта 12418.

До 2020 года запланирован выпуск 22 артустановок АК-176МА, первый экземпляр уже отправлен на Зеленодольский ССЗ для головного корабля проекта 22160 «Василий Быков».

Орудийная установка AK-176MA в цеху завода «Арсенал»

Характеристики 76,2-мм артустановки АК-176МА:

  • Длина ствола: 59 калибров
  • Масса снаряда: 5,9 кг
  • Начальная скорость снаряда: 980 м/с
  • Скорострельность: 120 выстрелов в минуту
  • Углы вертикальной наводки: -15°/+85°
  • Максимальная скорость горизонтального наведения: 35°/с
  • Эффективная дальность стрельбы:
  • * по надводным целям - 12 км
  • * по воздушным целям - 7 км
  • Расчёт: 2 чел.
  • Боекомплект: 152 выстр.

Тактическое ударное вооружение

Противокорабельная ракета «Калибр» 3М-54Е

Существуют планы о вооружении всех или нескольких кораблей серии ракетными комплексами 3М54 (семейства «Калибр-НК»). Ракетный комплекс может оснащаться ракетами различного применения, как для поражения сухопутных, так и морских целей.

Точные данные о характеристиках ракет, поступающих на вооружение Вооружённых Сил РФ, отсутствуют.

Экспортный вариант ракеты может поражать морские цели на расстоянии около 500 км, сухопутные цели на расстоянии от 2000 до 2600 км. Ракеты могут оснащаться тактическим ядерным зарядом.

Скорость ракеты достигает скорости 2,9 Маха, высота полёта от 20 до 150 метров, в разных модификациях. Наведение на цель происходит с помощью GPS или Глонасс, либо с помощью инерциальной навигации.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

ЗРК «Штиль-1» Зенитно-ракетная турельная установка 3М-47 «Гибка» (макет) Гранатометный комплекс ДП-65

Опционально ПВО кораблей может быть представлена 12-канальным зенитно-ракетным комплексом «Штиль-1» с 24 ракетами 9М317Э. Комплекс не имеет собственной РЛС, информацию о цели он получает от трёхкоординатной РЛС корабля. Система управления огнём включает в себя радиопередатчики подсветки целей, вычислительный комплекс, оптико-электронные визиры, систему управления и отображения информации. Система управления огнём смонтирована в надстройках корабля и позволяет вести огонь в любых азимутальных направлениях.

«Штиль-1» использует ракету 9М317МЭ, являющуюся модификацией ракеты 9М317 ЗРК «Бук».

Тактико-технические характеристики ЗРК «Штиль-1»
время реакции из походного состояния 5 — 10 с
Количество одновременно обстреливаемых целей 2 — 12
скорострельность каждые 2 с
боезапас 12 / 24 / 36 ракеты
Зона поражения
по дальности 2,5 — 50 км
по высоте 5 — 15 000 м
по азимуту 360°
по углу места 0 — 90°

Для создания противовоздушного ближнего рубежа на корветах устанавливаются комплекс «Гибка», который представляет собой турельную установку с автоматизированной системой управления, оснащённую опто-электронной системой обнаружения и сопровождения, а также комплектами аппаратуры и пусковых модулей «Стрелец» (с ракетами типа «Игла»). Комплекс разработан в 2004—2005 годах Морским научно-исследовательским институтом радиоэлектроники «Альтаир».

Антидиверсионное вооружение

Корабли проекта 22160 оснащаются двумя гранатомётными установками ДП-65. Гранатомёт предназначен для защиты корабля от нападения боевых подводных пловцов и диверсантов.

Для обнаружения цели гранатомётный комплекс оборудован опускной гидроакустической станцией 747, которая работает в любом направлении вокруг станции, радиус действия до 400 м.

Если комплекс оснащён гидроакустической станцией «АНАПА-МЭ», гранатомёт обеспечивает автоматическое обнаружение цели, наведение станцией комплекса на цель и её сопровождение до уничтожения.

Граната РГ-55М, созданная для гранатомётного комплекса, предназначена для надёжного поражения подводных диверсантов на глубинах до 40 м в радиусе 16 м.

Авиационное вооружение

На палубе кораблей проекта 22160 может базироваться один вертолёт массой до 12 тонн. Под эти параметры подпадают вертолёты Ка-27, Ка-29, Ка-31.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Корабль оборудован рядом радиолокационных систем, а также системами маскировки и контрмер.

Для защиты от электрооптического оружия и радаров используется система РК-10. Электронная система ТК-25 используется для создания помех на сонарах, радарах и системах лазерного целеуказания.

Навигационная радиолокационная станция «Пал-Н» на крыше надстройки используется для сканирования, обнаружения, идентификации и отслеживания воздушных или наземных целей. Там же расположена система радиолокационного обнаружения «Позитив-МЭ1», производящая обнаружение и отслеживание воздушных и наземных целей.

На кораблях проекта 22160 установлена система сонара «Паллада» предназначенная для отслеживания дайверов-диверсантов. Для обнаружения подводных лодок и торпед используется низкочастотная активно-пассивная гидроакустическая станция «Виньетка-ЭМ». На кораблях установлена система сонара МГК-335ЭМ-03 и три гидроакустические станции для мониторинга подводной и надводной части на расстоянии от 3 до 140 км.

См. также

Корветы проекта 20380
Фрегаты проекта 22350
Боевые корабли после 1945 года

Литература и источники информации

ru.wikipedia.org
bastion-opk.ru
bmpd.livejournal.com
topwar.ru

Галерея изображений

  • Макет проекта 22160 на выставке МВМС-2013

  • Выведенный из эллинга головной корабль проекта 22160 «Василий Быков». 23 июня 2017 года

  • Постер проекта 22160

  • Дизель-реверс-редукторный агрегат ДРРА6000 для главной силовой установки первого серийного патрульного корабля проекта 22160 «Дмитрий Рогачев»

Видео

wiki.wargaming.net

Патрульный корабль "Василий Быков" в Новороссийске: peremogi — LiveJournal

Небезынтересные фотографии "вблизи" головного патрульного корабля проекта 22160 "Василий Быков", приведенного в Новороссийск для последующего прохождения заводских ходовых и Государственных испытаний. Сообщается, что корабль должен выйти в море на заводские ходовые испытания "к майским праздникам", и в этом случае может быть сдан ВМФ уже в этом году.

Головной построенный для ВМФ России патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" в Новороссийске перед началом заводских ходовых испытаний. Хорошо видна баковая 76-мм универсальная артиллерийская установка АК-176МА в "стелсизированном" исполнении. 30.03.2018 (с) forums.airbase.ru

Головной патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" (заводской номер 161) был построен на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в Зеленодольске для ВМФ России по контракту с Министерством обороны России от 11 апреля 2014 года, хотя фактически он был заложен на этом предприятии еще 26 февраля 2014 года. Проект 22160 разработан АО «Северное проектно-конструкторское бюро“ (Санкт-Петербург).

"Василий Быков" был выведен из эллинга Зеленодольского завода в июне 2017 года и без особой огласки спущен на воду 28 августа 2017 года. 8 ноября 2017 года корабль был прибуксирован на судостроительный завод "Залив" в Керчи (находящийся с конца 2014 года под управлением Зеленодольского завода имени А.М. Горького) для достройки и доукомплектования. По завершении работ, 25 марта 2018 года корабль был отбуксирован из Керчи в Новороссийск для последующего прохождения заводских ходовых и Государственных испытаний. Согласно контракту, корабль планировался к сдаче в 2017 году, но срок выдержан не был.

АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» также заключило 9 октября 2014 года контракт с Министерством обороны России на постройку пяти серийных патрульных кораблей проекта 22160 с заводскими номерами 162, 163, 164, 165 и 166, которые к настоящему времени заложены на Зеленодольском заводе и все находятся в различных стадиях постройки. Это патрульные корабли "Дмитрий Рогачев" (заводской номер 162, заложен 25 июля 2014 года), "Павел Державин" (заводской номер 163, заложен 18 февраля 2016 года), "Сергей Котов" (заводской номер 164, заложен 8 мая 2016 года), «Виктор Великий» (заводской номер 165, заложен 25 ноября 2016 года) и "Николай Сипягин" (заводской номер 166, заложен 13 января 2018 года). При этом строительство кораблей "Павел Державин" и "Сергей Котов" осуществляется на стапеле на заводе "Залив" в Керчи. Контрактный срок сдачи кораблей с заводскими номерами 162, 163 и 164 – 2018 год, с заводскими номерами 165 и 166 – 2019 год. Все шесть кораблей проекта 22160 предназначаются для Черноморского флота (выделено мной -  W.).

Головной построенный для ВМФ России патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" в Новороссийске перед началом заводских ходовых испытаний. 30.03.2018 (с) forums.airbase.ru
Источник.

ТТХ

peremogi.livejournal.com

Головной патрульный корабль «Василий Быков» проекта 22160 вошел в состав ВМФ России

20 декабря 2018 года в Новороссийской военно-морской базе состоялась церемония подъема Военно-Морского флага и ввода в состав Черноморского флота ВМФ России головного патрульного корабля «Василий Быков» проекта 22160, построенного АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в Зеленодольске.

Введенный в состав Черноморского флота ВМФ России головной патрульный корабль «Василий Быков» проекта 22160, построенный АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». Новороссийск, 20.12.2018 (с) АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького»

Проект 22160 патрульного корабля разработало АО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург). Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» (заводской номер 161) был построен на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» по контракту с Министерством обороны России от 11 апреля 2014 года. Фактически корабль был заложен на этом предприятии еще 26 февраля 2014 года. «Василий Быков» был спущен на воду 28 августа 2017 года, а  8 ноября 2017 года корабль был прибуксирован на судостроительный завод "Залив" в Керчи (находящийся с конца 2014 года под управлением Зеленодольского завода имени А.М. Горького) для достройки и доукомплектования. По завершении работ, 25 марта 2018 года корабль был отбуксирован из Керчи в Новороссийск, где начал заводские ходовые испытания 8 мая 2018 года.

Ввод в строй «Василия Быкова» был произведен на год позже контрактного срока.

АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» также заключило 9 октября 2014 года контракт с Министерством обороны России на постройку пяти серийных патрульных кораблей проекта 22160 с заводскими номерами 162, 163, 164, 165 и 166. Первый патрульный корабль по этому контракту (и второй в серии) "Дмитрий Рогачев" (заводской номер 162) был заложен в Зеленодольске 25 июля 2014 года, спущен там на воду в конце 2017 года, и в августе 2018 года отбуксирован в Новороссийск, где в сентябре 2018 года начал заводские ходовые испытания. Сейчас сдача этого корабля ВМФ России перенесена на 2019 год.

Также на Зеленодольском заводе в различных стадиях строительства находятся патрульные корабли "Павел Державин" (заводской номер 163, заложен 18 февраля 2016 года), "Сергей Котов" (заводской номер 164, заложен 8 мая 2016 года),  «Виктор Великий» (заводской номер 165, заложен 25 ноября 2016 года) и "Николай Сипягин" (заводской номер 166, заложен 13 января 2018 года). При этом строительство кораблей "Павел Державин" и "Сергей Котов" осуществляется на стапеле на заводе "Залив" в Керчи. Контрактным сроком сдачи кораблей с заводскими номерами 162, 163 и 164 был 2018 год, и с заводскими номерами 165 и 166 – 2019 год, однако в итоге сроки значительно уши "вправо". Все шесть кораблей проекта 22160 предназначаются для Черноморского флота.

Церемония подъема Военно-Морского флага и ввода в состав Черноморского флота ВМФ России головного патрульного корабля «Василий Быков» проекта 22160, построенного АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». Новороссийск, 20.12.2018 (с) Министерство обороны России

bmpd.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о